Рассказы про доброту для сочинения

676 слов особое место в творчестве знаменитого отечественного писателя и драматурга антона павловича чехова занимают рассказы. в них он затрагивает

(676 слов) Особое место в творчестве знаменитого отечественного писателя и драматурга Антона Павловича Чехова занимают рассказы. В них он затрагивает различные актуальные проблемы,общества. Одним из таких его творений стало произведение «Крыжовник». В этом рассказе он заострил внимание на важных, насущных темах — эгоизм, смысл существования человека и его счастье в жизни. Сам автор был по жизни человеком опытным и многогранным — он прославился как медик и театрал, писатель и деятель общественности. Кроме того, он много жертвовал на благотворительность. Стиль Чехова таков, что произведения написаны простым языком, но с очень глубоким, поучительным смыслом. Рассматриваемое произведение является весьма ярким примером.

Познакомимся с персонажами произведения.

Главный герой рассказа — Николай Иванович Чишма-Гималайский. Он на протяжении всей жизни мечтал о том, что у него будет свое личное имение, где он занимался бы выращиванием крыжовника. образ Чимши-Гималайского — это образ трудолюбивого и одновременно тщеславного человека, который желал стать богачом и войти в ряды высшего света. Семьи своей он не нажил, а из той, из что он вышел — был только брат, который работал ветеринаром. Именно он и рассказывает нам историю жизни своего брата Николая.

Николай с ранней молодости начал откладывать деньги для достижения своей мечты — жил он в казенном жилье, ограничивал себя во всем, стараясь сэкономить. Читателям герой показан не как веселый и оптимистичный молодой человек, поскольку его экономия на своей жизни ради достижения мечты перешла все границы дозволенного — он часто живет впроголодь, почти не лечится, если заболеет, редко покупает себе одежду. Но финансов по-прежнему не хватает.

Зарабатывал он в основном бумажными делами — перепиской различных документов. Он занимался этой работой почти всегда и регулярно вспоминал свои юность и детство, то время, когда он жил в сельской местности. А его мечта о приобретении собственного имения была настолько всепоглощающей, что он даже изучил соответствующую литературу о сельском хозяйстве и садоводстве. Николай Иванович разрабатывал проекты планировки своего имения. Откладывая деньги в банк под проценты и экономя абсолютно на всем, молодой человек превратился в скрягу.

Будучи уже сорокалетним мужчиной, Чишма-Гималайский женился из корыстных побуждений — он нашел себе богатую вдову, которая была уже в возрасте и отнюдь не красавицей. Иными словами, он заключил брак по расчету.

После женитьбы он стал тираном — он создал такие условия жизни для своей супруги, что долго она не продержалась в этом браке и скончалась. А ему было это безразлично, он не испытывал мук совести и не думал о том, что именно он загнал в гроб женщину.

По прошествию пяти лет Николай Иванович наконец исполняет свою давнюю мечту — он покупает себе имение, которое, однако, было посредственным — его окружали заводы, отходы которых загрязняли реку поблизости, изменяя ее цвет до кофейного. Однако он не особо печалится по поводу местоположения своего имения.

Его брат, от лица которого ведется повествование, обратил внимание на то, что Николай стал меняться в лучшую сторону после достижения мечты. Теперь нашему взору представлен несколько другой человек — он вроде бы счастлив, однако, это не так. Николай остался безнравственным и равнодушным человеком, и это видно по его поведению и выражениям. Мужчина уже не стремится ни к чему и не развивается, поскольку он достиг желаемого, и больше ничего не хочет. Но все сильнее развивалось его тщеславие — он стал считать себя настоящим дворянином и думал, что народ его уважает. Все свои действия мужчина видит в положительном свете.

Если раньше Николай Иванович был молодым бедным служащим с низким чином, то теперь это богатый самодовольный аристократ в годах, который был тем еще эгоистом и, кроме того, еще и деспотом. Жил он теперь на широкую ногу — ел, что хотел, когда хотел, набирал вес; жил праздно, постепенно становился более высокомерным и все более походил на аристократа той поры. Для него самым излюбленным лакомством был урожай посаженного им крыжовника, о котором он так мечтал. Он был самым счастливым человеком, когда собирал свой первый урожай крыжовника.

Таким образом, писатель хотел нам показать, что нужно смотреть на мир шире и не останавливаться на мелочах, ограничивая себя лишь комфортом для себя одного. Автор хотел, чтобы у читателя появился более высокий смысл жизни, не ограниченный личным комфортом, чтобы он, когда добьется желаемого, начал бы помогать тем, у кого схожие мечты, но кому не так повезло, как ему. Чехов считает, что нужно развиваться и после достижения желаемой цели и думать не только о себе.

Писатель имел иное мнение на этот счет — нужно творить добро, ведь только таким образом можно сделать жизнь людей лучше, а значит — и мир станет чище, добрее и лучше.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Короткие рассказы и небольшие по объему произведения для подготовки к итоговому сочинению 2021 по направлениям: «Забвению не подлежит», «Я и другие», «Разговор с собой», «Время перемен», «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения»

М. А. Шолохов рассказ «Судьба человека» (55 минут) 
Б. Л. Васильев рассказ «Экспонат № …» (50 минут)
В. П. Астафьев рассказ «Фотография, на которой меня нет» (35 минут)
Д. С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном»
Ю. В. Бондарев рассказ «Частица» (1 минута)
А. И. Пантелеев рассказ «Кожаные перчатки» (3 минуты)
А. Солженицын крохоток (рассказ) «Путешествуя вдоль Оки» (2 минуты)
Н. С. Лесков сказ «Левша» (50 минут)
В. С. Гроссман рассказ «Мама» (26 минут)
Р. Брэдбери рассказ «И грянул гром» (25 минут)
И. А. Бунин рассказ «Лапти» (4 минуты)
С. Беллоу рассказ «На память обо мне» (1ч 20 минут)
Ю. Буйда рассказ «Продавец добра» (3 минуты)
В. Богомолов рассказ «Первая любовь» (8 минут)
А. И. Приставкин рассказ «Фотографии» (2 минуты)
Р. Шекли рассказ «Лавка миров» (16 минут)
Н. Тэффи рассказ «Мой первый Толстой» (8 минут)

Н. В. Гоголь повесть «Шинель» (1 час)
В. Г. Короленко рассказ «В дурном обществе» (2 часа)
А. П. Чехов рассказы «Хамелеон» (6 минут), «Толстый и тонкий» (5 минут), «Смерть чиновника» (5 минут), «Размазня» (3 минуты), «В аптеке» (8 минут), «Беззащитное существо» (9 минут), «Человек в футляре» (25 минут), «Ионыч» (35 минут), «Тоска» (9 минут), «Скрипка Ротшильда» (20 минут)
К. Г. Паустовский рассказы «Теплый хлеб» (15 минут), «Телеграмма»(20 минут), «Попрыгунья» (45 минут)
А. И. Куприн рассказ «Чудесный доктор» («Добрый доктор») (20 минут), «Куст сирени» (13 минут)
М. Горький рассказ «Старуха Изергиль» (40 минут)
А. П. Платонов рассказ «Юшка» (14 минут), «Песчаная учительница» (12 минут)
А. Грин рассказ «Зеленая лампа» (9 минут)
В. Г. Распутин рассказ «Уроки французского»   (55 минут)
Ф. А. Искандер рассказы «Тринадцатый подвиг Геракла» (30 минут), «Милосердие» (3 минуты)
Д. С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»
В. С. Гроссман рассказы «Жилица» (4 минуты), «Из окна автобуса» (5 минут)
И. С. Тургенев «Милостыня» (2 минуты), «Эгоист» (2 минуты), «Близнецы (стихотворения в прозе) (1 минута)
В. О. Богомолов рассказ «Кругом люди» (3 минуты)
А. Моруа рассказ «Фиалки по средам» (24 минуты)
Х. К. Андерсон рассказ «Девочка со спичками» (6 минут)
О. Генри рассказ «Мишурный блеск» (12 минут), «Последний лист» (15 минут)
К. Г. Паустовский рассказ «Заячьи лапы» (9 минут)
Ю. П. Казаков рассказ «Тихое утро» (20 минут)
Ю. Я. Яковлев рассказы «Багульник» (17 минут), «Собирающий облака» (17 минут), «Рыцарь Вася» (17 минут)
А. де Сент-Экзюпери повесть-сказка «Маленький принц» (2,5 часа)
Л. Н. Толстой рассказ «После бала» (22 минуты)
И. А. Бунин рассказы «Слепой» (4 минуты), «Цифры» (18 минут), «Лапти» (4 минуты)
О. Генри рассказ «Дары волхвов» (12 минут)
Дж. Лондон рассказ «Сказание о Кише» (14 минут), «Любовь к жизни» (40 минут)
Б. П. Екимов рассказ «Говори, мама, говори» (12 минут)
Л. Улицкая рассказ «Бумажная победа» (13 минут)
Б. Васильев рассказ «Великолепная шестерка» (24 минуты)
В. Осеева рассказ «Бабка» (18 минут)
Р. Брэдбери рассказы «Все мои враги мертвы» (9 минут), «Все лето в один день» (13 минут)
В. М. Шукшин рассказ «Срезал» (18 минут)

argumety

Ф. М. Достоевский рассказ «Сон смешного человека» (1 час)
И. С. Тургенев повесть «Дневник лишнего человека» (2 часа)
А. И. Куприн повесть «Гранатовый браслет» (2 часа), повесть «Молох» (2,5 часа)
А. П. Чехов рассказ «Черный монах» (1 час) «Пари» (16 минут)
И. А. Бунин рассказ «Солнечный удар»  (13 минут)
А. Н. Островский драма «Бесприданница»  (2 часа)
А. Вампилов пьеса «Утиная охота»  (2 часа)
Э. А. По рассказ «Человек толпы» (20 минут)
Р. Бах повесть «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» (1 час)
А. П. Платонов рассказ «Песчаная учительница» (12 минут)
Ю. П. Казаков рассказ «Тихое утро» (20 минут)
А. де Сент-Экзюпери повесть-сказка «Маленький принц» (2 ч 30 минут)
Ю. Я. Яковлев рассказ «Багульник» (17 минут)
Ю. Я. Яковлев рассказ «Разбуженный соловьями» (19 минут)
Ю. Я. Яковлев рассказ «Собирающий облака» (17 минут)
Л. Н. Толстой рассказ «После бала» (22 минуты)
В. П. Крапивин рассказ «Мокрые цветы» (1 час)
И. А. Бунин рассказ «Слепой» (3 минуты)
Дж. Лондон рассказ «Любовь к жизни» (47 минут)
А. П. Чехов рассказ «Скрипка Ротшильда» (20 минут)
Ю. Я. Яковлев рассказ «Рыцарь Вася» (13 минут)
И. А. Бунин рассказ «Цифры» (15 минут)
К. Г. Паустовский рассказ «Теплый хлеб» (15 минут)
В. Вересаев рассказ «Легенда» (2 минуты)
В. Астафьев рассказ «Зачем я убил коростеля?» (5 минут)
Р. Шекли рассказ «Лавка миров» (16 минут)

А. С. Пушкин повесть «Станционный смотритель» (25 минут)
Н. В. Гоголь повесть «Шинель» (1 час)
А. П. Чехов рассказы «Ионыч» (35 минут), «Пари» (16 минут), «Скрипка Ротшильда» (20 минут)
А. И. Куприн рассказ «Чудесный доктор» (20 минут)
Е. И. Носов повесть «Моя Джомолунгма» (1 час 20 минут)
А. И. Солженицын (жанр: крохоток, т.е. короткий рассказ) «Молния» (1 минута)
А. П. Платонов рассказ «Песчаная учительница» (12 минут)
Л. Н. Толстой рассказ «После бала» (22 минуты)
А. де Сент-Экзюпери повесть-сказка «Маленький принц» (2 часа 30 минут)
В. П. Крапивин рассказ «Мокрые цветы» (1 час)
Дж. Лондон рассказ «Сказание о Кише» (14 минут)
К. Г. Паустовский рассказ «Акварельные краски» (13 минут)
Б. П. Екимов рассказ «Говори, мама, говори» (12 минут)

Р. Бах повесть «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» (1 час)
Е. Гришковец статья «Антитвиттер» (12 минут)
Е. И. Носов рассказ «Кукла (10 минут)
И. Полянская рассказ «Утюжок и мороженое» (19 минут)
Р. Шекли рассказ «Лавка миров» (16 минут)
В. Шукшин рассказ «Критики» (14 минут)
Ж. Жионо рассказ «Человек, который сажал деревья» (24 минуты)
Елена Долгопят рассказ «Часы» (9 минут)
Р. Брэдбери «Улыбка»  (11 минут)
О. Генри «Мишурный блеск» (12 минут)
И. Лёвшин рассказ «Полет» (20 минут)
А. Жвалевский, Е. Пастернак повесть «Время всегда хорошее»

Автор:
Самый Зелёный
·

Итоговое сочинение является обязательным испытанием каждого выпускника школы, лицея и гимназии. Одиннадцатикласснику необходимо успешно сдать итоговое сочинение. Только в этом случае он будет допущен до государственной итоговой аттестации. Одно из направлений итогового сочинения носит название «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина«. В рамках данной темы выпускник может поразмышлять о значении понятия «гражданин». Работая над итоговым сочинением, автор рассматривает такие понятия, как личная ответственность гражданина и общественная справедливость. Кроме того, школьник должен задуматься о таких понятиях, как счастье и долг. Он должен проанализировать необходимость помощи тем, кто столкнулся с жизненными проблемами. Также в своем сочинении выпускник может рассмотреть возможные способы совершенствования государственного и общественного устройства.
Рассмотрим поподробнее, какие именно короткие рассказы подходят для этого направления. 

  1. М.Е. Салтыков-Щедрин, «Пропала совесть». Автор показывает истинное значение понятия «совесть» и его воплощение в поведении разных граждан. Ее отсутствие и является корнем всех общественных проблем.
  2. М.Е. Салтыков-Щедрин, «Премудрый пискарь». Когда гражданин дистанцируется от всех общественных проблем, он проживает унылую жизнь пискаря, который отравил свое существование постоянным страхом.
  3. М.Е. Салтыков-Щедрин, «Сказка о том, как один мужик двух генералов прокормил». Это произведение посвящено раскрытию темы социальной несправедливости в России.
  4. М.Е. Салтыков-Щедрин, «Карась-идеалист». Нельзя романтизировать социальные проблемы и закрывать глаза на проблемы страны, ведь на любого такого идеалиста найдется своя щука.
  5. М.Е. Салтыков-Щедрин, «Медведь на воеводстве». Авторитарная власть и пассивное общество — вот условия, при которых общественные проблемы не решить никак.
  6. М.Е. Салтыков-Щедрин, «Богатырь». Одними лишь обещаниями и ожиданиями никак не решить те задачи, которые стоят перед нашей страной.
  7. И.С. Тургенев, «Хорь и Калиныч». Автор подробно описал менталитет русских людей и их уникальность.
  8. И.С. Тургенев, «Му-му». В данном рассказе рассматриваются извечные проблемы России, которые не дают нашим людям стать счастливыми: деспотизм власти, рабство народа, алкоголизм, равнодушие друг к другу.
  9. М. Горький, «Старуха Изергиль». Счастье достижимо, если человек находит призвание, которое по-настоящему полезно для общества. А вот если он пойдет против людей, то его судьба приведет к трагедии.
  10. М. Горький, «Челкаш». Социальные предрассудки несправедливы и далеки от реальности: вор Челкаш оказался благороднее и честнее, чем крестьянский паренек Гаврила.
  11. И.С. Тургенев, «Певцы». Феноменальные таланты русских людей губит их же пристрастие к алкоголю, буйству, пагубным страстям.
  12. Н.В. Гоголь, «Повесть о капитане Копейкине» (из «Мертвых душ»). Главный герой стал на войне инвалидом, но от государства не получил ничего. А ведь у гражданина страны есть не только права, но и обязанности.
  13. А.П. Чехов, «Переполох». Избежать несправедливости и попрания своих прав может только тот человек, который отказывается оставаться «маленьким». Так и Мария, столкнувшись с нарушением личных границ и чудовищным обвинением, покинула работодателя немедленно, не желая терпеть унижения. Для всех этот пример будет поучительным.
  14. А.П. Чехов, «Невеста». Добиться счастья на Руси может только тот, кто готов за него побороться с судьбой. Если бы Надя не совершила смелый шаг и не уехала из родного дома учиться, то ее жизнь осталась бы тусклой и скучной.
  15. В.Г. Распутин, «Уроки французского». Сложные реалии жизни мешают людям развиваться и учиться, но доброта и сочувствие со стороны способны решить эту проблему. Ведь смогла же учительница поддержать бедного мальчика и сделать так, чтобы он все-таки продолжил обучение.
  16. В.П. Астафьев, «Царь-рыба». Главный герой расточителен и не ценит даров природы. Жадность берет верх и тогда, когда он ловит огромного осетра и не справляется с этим делом. Игнатьич едва не погиб, и эта ситуация научила его умерять жажду наживы и беречь то, чем наградил его родной край.
  17. А.И. Солженицын, «Матренин двор». Главная героиня живет в нищете и в условиях социальной несправедливости. Крестьяне трудятся как рабы, а от государства получают минимум, который не дает даже выживать. Приходится нарушать закон и воровать торф. Но даже в этих обстоятельствах Матрена не теряет доброты и отзывчивости, помогает людям и делает мир лучше.
  18. А.П. Чехов, «Дом с мезонином». Лида и рассказчик спорят о том, как решить социальные проблемы в России. Девушка настаивает на борьбе за свои права и открытии школ, а у художника более пассивная и эгоистичная позиция.
  19. А.П. Чехов, «Злоумышленник». Главная проблема русского народа — это невежество, которое мешает людям адекватно оценить свои поступки. Денис ворует гайки с железной дороги и делает возможными катастрофы, носящие сотни человеческих жизней.
  20. А.И. Куприн, «Чудесный доктор». Настоящий гражданин — это ответственный человек, который небезразличен к своему народу. Так, например, доктор Пирогов сам помог несчастной семье, попавшей в беду, и сделал жизнь своей страны лучше одним лишь отзывчивым поступком.
  21. А.П. Чехов, «Анна на шее». Никакое общественное устройство не сделает людей более нравственными, если они равнодушны друг к другу. Анна, например, после удачного замужества стала стыдиться своей семьи и не стала для нее опорой. Она возгордилась и бросила братьев и отца на произвол судьбы.
  22. А.П. Чехов, «Крыжовник». Человек не может называться гражданином, если наплевательски относится к обществу и думает лишь о себе. Так и Николай Иванович, став помещиком, забыл о других и зажил только для себя одного. Он наслаждался покоем и довольством, не думая о сотнях обездоленных и голодных.
  23. А.П. Чехов, «Спать хочется». Жестокость по отношению к детям ведет страну в тупик, ведь это наше будущее.
  24. Л.Н. Толстой «Три вопроса». Сюжет данного произведения является очень простым. Царь пытается найти ответы на три очень важных вопроса:
    Какое время надо помнить и не пропускать, чтобы потом не
    раскаиваться? Какие люди самые нужные? Какие дела самые важные?
    В своем произведении Лев Николаевич исследует внутреннее состояние человека. Автор, главным образом, анализирует моральные основы личности.
  25. М.Е. Салтыков-Щедрин «Добродетели и пороки». Данное произведение заставляет читателя задуматься об истинных человеческих ценностях. В своем рассказе автор хотел донести до читателя простую истину. Добродетель может исправить любой порок. Данное произведение является очень жизненным и поучительным. Писатель сатирически показал примирение добродетели и порока. Автор утверждает, что лицемерие представляет собой большое зло. Ведь оно добро представляет в виде зла.
    Произведение учит человека, что необходимо жить по законам совести и чести. 
  26. А.П. Платонов «Юшка». В своем знаменитом произведении автор анализирует природу добра и зла, а также красоты человеческой души. Главный герой олицетворяет безграничную душу человека. Платонов размышляет о людях, которые совершают достойные поступки.
    Листая страницы известного рассказа, читатель осознает, что в мире существуют не только злые и эгоистичные люди. Можно встретить невероятно добрых и порядочных людей, преданных своим моральным принципам до конца своих дней. Именно таким гражданам действительно живётся хорошо. В данном рассказе писатель раскрыл тему истинных и ложных ценностей. 
  27. А. П. Чехов «В аптеке». Выдающийся русский писатель раскрыл тему равнодушия в своем рассказе. Главным персонажем данного произведения является учитель, фамилия которого Свойкин. Однажды герой простудился. Поэтому ему было необходимо сходить в аптеку за лекарством. Персонаж думал, что здесь работают отзывчивые и вежливые люди. Однако оказалось, что совсем наоборот. Героя обслуживал совершенно безразличный провизор, который только ухудшил душевное и физическое состояние персонажа. В произведении писатель показал полное безразличие людей друг к другу. К сожалению, такая тенденция свойственна и современному миру. Автор призывает всех быть внимательнее к окружающим. И тогда все станут счастливее. 
  28. А.П. Чехов «Размазня«.  В данном произведении писатель затронул свойственную отечественной литературе тему «маленького человека».
    В рассказе Чехов показывает участь тех людей, которым приходится терпеть беззаконие и несправедливость. «Я поглядел ей вслед и подумал: легко на этом свете быть сильным!», ‐ данное высказывание передаёт основную мысль рассказа. Антон Павлович рассматривает человеческую слабость и силу, а также доказывает, что русским людям мешает быть счастливыми их безграничная терпимость по отношению к несправедливости.
  29. А. П. Чехов «Темнота».  В данном рассказе Чехов поднял тему «маленького человека. Главным героем произведения является молодой человек, которого зовут Кирилл. В первую очередь, герой беспокоится не за себя, а за своих родных и близких. Кирилл из последних сил пытался помочь своему брату Василию, который попал под арест. В своём произведении Антон Павлович показал, как легко незаслуженно попасть в сети судебной машины, и как сложно из них выбраться. Рассказ Чехова «Темнота» является поучительным и жизненным. 
  30. В. Шукшин «Обида». Сашу Ермолаева обидели незаслуженно. В своем произведении Шукшин поднял проблему несправедливости, обиды, злости, равнодушия. Нравственные проблемы, затронутые в рассказе, могут коснуться каждого человека. Автор призывает читателя быть вежливее и внимательнее к окружающим. Это и поможет нам улучшить жизнь в России для каждого человека.

Метки: 11 классвопрос гражданинадекабрьское сочинениеитоговое сочинениеКому на Руси жить хорошосписок книгсписок литературы

Читайте также:

На чтение 30 мин. Просмотров 48 Опубликовано

1 января 2020ОГЭ (гиа) по русскому языку

Список рекомендуемой литературы для аргументации в эссе по русскому языкуКороткие рассказы-аргументы для итогового сочиненияЛитература к итоговому сочинению —> Сервис для проведения тестирования — 4exam.ruTelegram-канал 4ЕГЭ — @ru4egeПоддержи 4ЕГЭ Вы можете перейти в VIP группу и поддержать развитие проекта 4ЕГЭ. Взамен вы получите доступ к чек-листам и отключение рекламы на сайте навсегда. 140 рублей. Платёж разовый, не подписка. Сначала необходимо авторизоваться.

Автор: · 29.05.2019

Русская классика дает читателю множество примеров, раскрывающих тему внутреннего мира человека. Наилучшие аргументы подобрал для Вас Многомудрый Литрекон. Он советует Вам взять их за основу сочинения-рассуждения 15.3 на ОГЭ по русскому языку. Приятного просвещения!

  1. А.С. Пушкин, «Евгений Онегин». Главная героиня романа неспроста стала для автора «милым идеалом». Татьяна обладала богатым внутренним миром, который и привлекал к ней людей. Ни Онегина, ни генерала нельзя назвать глупыми мужчинами, а ведь именно ее они выбрали в качестве подруги жизни. Все дело в том, что начитанность, образованность и нравственность девушки были настолько яркими, что ни один знающий человек не мог забыть их.
  2. А.С. Пушкин, «Капитанская дочка». Далеко не всегда внутренний мир становится внешним достоинством. Многие положительные качества скрыты под завесой скромности. Так произошло и с главной героиней повести Пушкина: Марья считалась «трусихой», но в решающий момент проявила упорство и решительность. Ради любви девушка совершила смелый поступок и вызволила жениха из тюрьмы. Богатства ее души не были поводом для бахвальства, поэтому о них люди узнали так поздно.
  3. А.П. Чехов, «Тоска». Свой внутренний мир есть у каждого человека, даже если он кажется простоватым и неразвитым. Даже кучер, пытавшийся излить душу, полную скорби, своим господам, обладает тонкой внутренней организацией, которую так легко разрушить. В грустной исповеди Ионы читатель видит его духовные страдания и понимает, что они говорят о богатстве и глубине его личности.
  4. Н.В. Гоголь, «Шинель». В повести автор показал внутренний мир маленького человека, жаждущего понимания и любви. В обновке Башмачкин видел не возможность щегольнуть своей обеспеченностью, а путь к уважению и признанию в обществе. После преображения он меняется не столько внешне, сколько внутренне. Силы жизни, силы свободы переполняют его. Значит, даже самый скромный и непритязательный человек имеет глубокую и непостижимую душу, на которую стоит обратить внимание прежде всего.
  5. М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени». Григорий Печорин занимался нескончаемым самоанализом, чтобы постичь глубины своего «Я». Однако другие люди понять его не умели, и он страдал от мучительного разрыва между собой и обществом. Его богатый внутренний мир изначально был искажен непониманием и пошлостью окружения. В итоге прекрасная и благородная натура стала лишь обузой для самой себя.
  6. А.И. Солженицын, «Матренин двор». Внутренний мир — это не только ум и сознание, но и достоинства души. У героини рассказа не было особых знаний и умений, зато она была духовно и нравственно богата. Безвозмездно и охотно она помогала людям, не злилась и не роптала на судьбу. Ее доброта и радушие стали источником радости для многих жителей деревни, переживающих непростые времена.
  7. М.А. Булгаков, «Собачье сердце». Внутренний мир человека нельзя синтезировать научно, нельзя разложить на молекулы и собрать снова. Доказательством стал опыт Преображенского, который создал человека из собаки, но не смог повторить человеческую личность со всей ее глубиной. Это значит, что душа и ум личности — это таинство, находящееся вне разумения.
  8. М.А. Шолохов, «Судьба человека». Герой рассказа проявил удивительные качества, о которых и сам не подозревал в мирной жизни. Андрей Соколов стал солдатом, преданным своей стране и бескомпромиссным по отношению к врагам. Его храбрость, сила духа и честность стали опорой страны в трудную минуту. Ответственность за свое отечество и любовь к нему — это и есть проявления богатого внутреннего мира.
  9. Н.А. Некрасов, «Тройка». Поэт с грустью описывает удел прекрасной молодой крестьянки, обреченной на «тупое терпение» и «бессмысленный вечный испуг». Сейчас она весела и полна жизни, но стоит ей выйти замуж, как тяжкий труд и беспрерывное деторождение затянут ей на шее хомут. Сословное неравенство было беспощадно к крестьянкам, и даже самые добрые и милые девушки были обречены на«сон беспробудный» вместо полноценной духовной жизни.
  10. Н.В. Гоголь, «Тарас Бульба». Главного героя повести можно скачала принять за ворчливого старика, помешанного на войне и казачьих байках. Однако в его душе пылает огонь любви к родине и вере, он предан своим традициям, и его самопожертвование в финале лишний раз демонстрирует величие его души и глубину чувства. Внутренний мир Тараса богат, но трагичен из-за противоречия семейной и гражданской морали.
  11. Аргумент из повести «Бедная Лиза» Вы найдете по ссылке.

В художественной литературе писатели на примере своих персонажей показывают насколько уникален внутренний мир человека, все люди разные и, для того чтобы доказать это на ОГЭ по русскому языку, понадобятся аргументы из литературы для сочинения 15.3 на данную тему. Благодаря таланту великих людей мы можем обогатить свой внутренний мир, набираясь мудрости и опыта со страниц их книг.

Содержание

Проблема

Особенности внутреннего мира человека.

Отношение автора к проблеме

Внутренний мир – это нравственная сторона личности, которая определяет идеалы и цели в жизни человека. Именно внутренний мир формирует мышление и оказывает влияние на поступки. Обогащая свой внутренний мир, мы строим себе счастливое будущее.

Аргументы

  1. Внутренний мир у всех разный.
  2. Внутренний мир человека – это его интересы и увлечения.
  3. Внутренний мир человека – это его мысли и чувства.
  4. Внутренняя красота намного важнее внешней привлекательности.
  5. Внутренний мир – это уровень образованности и культуры человека.
  6. Внутренний мир включает в себя жизненный опыт и духовные ценности.
  7. Для обогащения внутреннего мира, человек должен развиваться умственно и духовно.
  8. Внутренний мир человека формирует его личность.
  9. Отношение человека к жизни – это отражение его внутреннего мира.
  10. Внутренний мир – это нравственные основы личности, которыми человек руководствуется в жизни.

Эпитеты к словосочетанию «внутренний мир»

Благородный, богатый, безгрешный, бесхитростный, безмятежный, большой, великий, жизнерадостный, доверчивый, закалённый, вдохновенный, возвышенный, высокий, всеобъемлющий, глубокий, добрый, независимый, невинный, искренний, обширный, мечтательный, могучий, нравственный, радостный, открытый, светлый, сильный, чудесный, чудный, сильный, счастливый, самоотверженный, твёрдый, широкий, поэтический, чистый, чувствительный, честный, светоносный, цветущий, ясный.

Бедный, властный, скудный, тёмный, бунтующий, безнравственный, беспутный, беспокойный, гнилой, греховный, грешный, дремучий, загрубелый, зачерствелый, злой, змеиный, копеечный, низменный, издёрганный, истерзанный, изломанный, ограниченный, мелкий, мрачный, мятежный, многострадальный, надменный, низкий, низменный, озлобленный, опустелый, опустошённый, праздный, пылающий, подавленный, одичалый, суровый, тщеславный, преступный, продажный, подлый, слабый, сумрачный, трусливый, убогий, угрюмый, хитрый, холодный, циничный, чёрный, чёрствый.

Синонимы к словосочетанию «внутренний мир»

Душа, душевный мир, духовный мир, духовная жизнь, духовное начало, внутреннее состояние, внутренняя жизнь, личность, натура, начало, нутро, сущность, естество, образ.

Примеры из художественной литературы

  1. Мигель де Сервантес «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский».

Дон Кихот жил во время мира и благополучия, когда войны уже закончились, а люди, уставшие от смертей и разрушений, начинали строить новую жизнь. В рыцарстве более не было необходимости, это понятие отошло на второй план и постепенно забывалось. Всех это устраивает, кроме Дон Кихота, его мужество и благородство не может ужиться в спокойной обстановке, эти качества противоречат современной ему действительности. Внутренний мир главного героя автор раскрывает при помощи противопоставления его личности всему окружающему миру. Дон Кихот слишком много читал, с утра до ночи он сидел над книгами, отводя на сон всего лишь несколько часов в день. Его воображение целиком было поглощено событиями, происходящими на страницах рыцарских романов: сражения, турниры, ранения, дамы сердца, любовные признания, волшебство – всё смешалось в голове уже немолодого идальго. В голове Дон Кихота стёрлись грани между настоящим и вымышленным миром, он считал свои фантазии истинной правдой. Пресытившись скучной жизнью, главный герой отправился на поиски приключений и чудес, воспринимая желаемое за действительное: мельницы за великанов, мешки за громадные головы, баранов за вражеское войско. В итоге Дон Кихоту приходится столкнуться с жестокой реальностью и понять, что в ней нет ничего схожего с рыцарскими романами, но его внутренний мир способен изменить жизнь других к лучшему.

  1. А.С. Пушкин «Евгений Онегин».

А.С. Пушкин лично говорил о том, что Татьяна Ларина его любимая героиня, а привлекает его в ней, главным образом, богатый внутренний мир. Татьяна остаётся верна своим идеалам, будучи деревенской девушкой и став светской дамой, положение в обществе не меняет сильную натуру главной героини.  Она очень любит природу и красоту окружающего мира. От других девушек Татьяна отличается естественностью и непринуждённостью, она никогда не стремилась быть в центре внимания, напротив, с детства сторонилась больших компаний, предпочитая одиночество. Любимым увлечением девушки было чтение, именно оно помогло ей развить воображение до небывалых высот. Она верила в гадания, сны, волшебство, в самых обыкновенных вещах была способна усмотреть что-нибудь особенное. Влюбилась в Онегина Татьяна сразу и навсегда, такая душа способна любить только один раз в жизни, но зато с какой силой. Даже поняв истинную сущность возлюбленного, девушка не отказалась от своих чувств. Она не стыдилась своей любви и не считала нужным её скрывать, пренебрегая общественными порядками и устоями. Особенностью внутреннего мира Татьяны была верность своим идеалам, она прислушивалась только к собственному сердцу и голосу разума, мнение окружающих не имело для девушки никакого значения. Оставшись со своей любовью наедине, после отъезда Онегина, главная героиня не отчаялась, а прислушалась к благоразумным доводам матери и вышла замуж за знатного человека. После признания Евгения, Татьяна осталась верной своему мужу не из-за страха публичного позора, а из-за собственных принципов, составляющих основу её внутреннего мира. Она осталась верной не мужу, а самой себе, ведь главное в жизни – это гармония во всём, в первую очередь – души и тела.

  1. Оскар Уайльд «Портрет Дориана Грея».

Красота внешнего и внутреннего мира – это основная проблема, поднятая Оскаром Уайльдом в романе «Портрет Дориана Грея». Автор высмеял множество человеческих пороков и поднял сложные философские вопросы, на которые многим мыслителям так и не удалось найти ответ. Внутренний мир Дориана Грея напоминает самовлюблённого, самоуверенного, эгоистичного и злого ребенка. Он остановил своё духовное развитие в юности, его интересовали только утехи, веселье и развлечения. Его внимания достойны только идеальные люди, именно поэтому Дориан теряет интерес к Сибилле после её неудачного выступления. Такие люди не способны любить, потому как любовь подразумевает под собой заботу о другом, а у эгоистов не бывает таких желаний. Ради собственного блага, Дориан Грей способен идти по головам, любые нравственные законы для него лишь бессмысленные условности. Он обречён на одиночество, потому что для счастья человеку нужен другой человек, а Дориан был зациклен на себе самом. Признать собственные ошибки главный герой романа не смог даже в конце, поэтому выместил злость на своём портрете, обвинив его во всех бедах.

  1. М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита».

На примере Маргариты Михаил Афанасьевич Булгаков показал, на какие изменения способен внутренний мир человека под влиянием внешних обстоятельств. До встречи с Мастером жизнь Маргариты была бессмысленной и бесполезной. Красивая девушка вышла рано замуж за богатого и успешного мужчину, но не была счастлива ни одного дня. Роскошный обустроенный дом был для Маргариты клеткой, в которой ей было очень одиноко. Любящий муж не мог заполнить пустоту в сердце, её богатому внутреннему миру было не место в серой и скучной жизни деловых людей. После встречи с Мастером Маргарита удивительным образом изменилась, благодаря великой силе любви в её жизни появился смысл и цель – окончание работы возлюбленного над романом. Она всеми силами помогает Мастеру творить, создавая в его доме семейный уют. Маргарита проявляет себя совершенно с другой стороны, теперь она становится хозяйственной и заботливой, с радостью занимается уборкой и готовкой, с чем никогда не сталкивалась в прошлой жизни.

Девушка готова на все ради любимого, для его спасения она способна продать душу дьяволу. Первое, что она сделала в обличьи ведьмы – это отомстила литературному критику, оскорбившего труд всей жизни Мастера. Она поступила справедливо – сделала с жильём обидчика то, что он сотворил с их жизнью. В образе ведьмы внутренний мир Маргариты раскрывается в полной мере, она сбросила все оковы, сдерживающие мысли и эмоции.

Примеры из жизни

  1. Я бы хотела рассказать об одной знакомой нашей семьи. В первую очередь она всегда старалась развивать и обогащать свой внутренний мир, с самого детства её мама говорила о том, что в человеке все должно быть прекрасно – и душа, и тело. Она много читала, посещала концерты классической музыки, театры, занималась рисованием, игрой на фортепиано, пением, танцами. Знакомилась с искусством в разных его проявлениях, ведь именно оно как нельзя лучше влияет на наш внутренний мир. Со временем мы стали замечать, что у нашей знакомой становится всё меньше и меньше людей в окружении, с которыми бы она проводила время. Как выяснилось в итоге, они были просто не способны понять её и её интересы, а общение с людьми, у которых нечему научиться обедняет нашу душу. В этот момент я поняла, какая расплата следует за внутреннее самосовершенствование, если хочешь стать лучше, будь готов к непониманию со стороны окружающих.
  2. Почему так бывает, что человек внешне непривлекательный, притягивает к себе внимание противоположного пола намного больше, чем писаные красавцы? Всё дело в красоте внутренней, она всегда имела большее значение, чем внешняя. Красивое лицо и фигура с годами меняется в худшую сторону, а душевный мир с возрастом способен становиться всё лучше и лучше. У моей мамы есть подруга, которая, несмотря на свою нестандартную внешность, всегда пользовалась огромной популярностью среди мужчин. Но внимание и большое количество ухажёров не дали ей возможность создать собственную семью до 40 лет. Она не могла быть с тем человеком, который обладает бедным внутренним миром, ей просто с ним было неинтересно. Вот и пришлось потратить столько лет на поиски родной души, зато сейчас мамина подруга очень счастлива в браке, ей удалось отыскать человека с такими же нравственными ценностями и идеалами. Глядя на них, я стала понимать истинное значение выражения «жили душа в душу».

Народная мудрость

  1. «Красота до венца, а ум до конца». В данной народной мудрости говорится о том, что внешняя красота недолговечна, а ум человека останется с ним до конца жизни, поэтому нужно всячески развивать и совершенствовать его.
  2. «Борода сивая, а душа красивая». Смысл этой пословицы заключается в том, что человек может быть внешне неприглядным, а в душе очень красивым. И эта внутренняя красота имеет гораздо большее значение, нежели внешняя.
  3. «В наряде пригож, а без него на пень похож». Этой пословицей наши предки хотели сказать то, что есть люди, которые привлекают внимание только своей внешностью. Если их красоту убрать, то ничего не останется, потому что их внутренний мир беден.
  4. «Не красив собой, зато честен душой». Наши предки ценили в человеке в первую очередь внутреннюю красоту. Поэтому честная душа была для них намного важнее внешности.
  5. «Неприглядно дерево, да вкусен плод». В этой пословице сравнивается человек и его душа с деревом и плодом. Даже у некрасивого дерева могут быть очень сладкие плоды, так и у человека: некрасивое лицо не является признаком такой же души.
  6. «Сверху мило, а внутри гнило». Наши предки уже давно заметили, что красивый внешне человек может быть очень подлым и злым внутри. Смысл этой пословицы заключается в том, что нельзя судить о людях по внешности.
  7. «Красота на время, доброта навек». Всем известно, что человеку свойственно стареть, поэтому внешняя красота постепенно увядает. Зато его добродетели останутся до конца жизни.
  8. «Не всё то золото, что блестит». В этой пословице наши предки сравнивают человека с драгоценным металлом. Блестящая монета – не обязательно золотая, так и человек, внешняя красота не означает наличие красивой души.
  9. «Душа тела дороже». Наши предки ценили в первую очередь человеческую душу. Если человек обладает светлой душой и чистыми помыслами, не важно, каков он снаружи.
  10.  «Мал телом, да велик делом». Смысл данной пословицы заключается в том, что физически слабый человек способен на великие дела. Слабое тело не означает слабость человеческого характера.

Афоризмы

  1. «Радостное выражение лица постепенно отображается и на внутреннем мире». Немецкий философ Иммануил Кант был уверен в том, что хорошее расположение духа – залог душевного спокойствия. Когда человек улыбнётся – это улучшит его внутреннее состояние.
  2. «Чем безупречней человек снаружи, тем больше демонов у него внутри». Зигмунд Фрейд, будучи психологом, всегда замечал особенности человеческой натуры. В итоге он пришёл к выводу, что красивые люди редко обладают чистой душой.
  3. «Человек похож на луну – у него тоже есть тёмная сторона, которую он никому не показывает». Американский писатель Марк Твен говорил о том, что у каждого человека есть пороки, которые он пытается скрыть от окружающих. Луна всегда повёрнута к Земле одной стороной, а что находится на второй – никому не известно, так и у людей: мы никогда не можем знать наверняка, что у человека в помыслах.
  4. «Любить нужно не человека, а его внутренний мир». Марина Цветаева хотела обратить внимание окружающих на значимость душевной красоты. Внутренний мир хорошего человека неповторим, в него можно влюбляться снова и снова.
  5. «Каждый человек – отражение его внутреннего мира. Как человек мыслит, такой он и есть на самом деле». Древнеримский философ Цицерон считал, что узнать настоящую сущность человека можно только после того, как узнаешь его помыслы. Образ мышления создаёт образ жизни.
  6. «Не внешность нужно украшать, а быть красивым в своих духовных начинаниях». Фалес Милетский более двух тысяч лет назад сказал о том, что человеку нужно самосовершенствоваться, а не стремиться к физической красоте.
  7. «Кто созерцал величие природы, тот и сам стремится к совершенству и гармонии. Наш внутренний мир должен уподобляться этому образцу. В чистой атмосфере всё чисто». Оноре де Бальзак провёл аналогию между природой и внутренним миром человека. Тот, кто способен оценить по достоинству красоту природы, обладает богатым внутренним миром, способным к совершенствованию.  
  8. «Ничего нет внутри людей, выставляющих всё наружу». Оноре де Бальзак разочаровался в людях, выставляющих всё напоказ, поэтому он говорит о том, что человек с богатым внутренним миром не будет стремиться привлечь чужое внимание любым способом.
  9. «В самом человеке есть тишина, есть святилище, куда он в любое время может удалиться, чтобы побыть самим собой». Герман Гессе призывает людей к изучению собственного внутреннего мира. Ничего нет совершеннее и прекраснее в мире, чем человек.
  10. «Доброта – это солнце во внутреннем мире человека». Виктор Гюго считал самым важным человеческим качеством доброту. Эта добродетель освещает путь помыслам человека подобно солнцу в небе.

Автор: · Опубликовано 27.03.2020 · Обновлено 27.03.2020

Сочинение для любого экзамена, особенно по русскому языку, строго регламентировано и не предполагает творческих находок. Сделано это в том числе потому, что русский – обязательный предмет, и его сдают не только гуманитарии. А конкретная схема позволяет легче понять, что необходимо делать для получения хорошей оценки. Так, сочинение 9.3 основывается на определении какого-либо понятия, которое нужно проиллюстрировать примерами. Один из них обязательно нужно взять из текста, зато второй может быть и из литературы, и из жизни. И это значит, что без аргумента Вы не останетесь. Если ничего подобного в книгах Вы не читали, да и у вас не было схожих ситуаций, то нужные обстоятельства всегда можно придумать. Написать сочинение не так сложно, если четко следовать плану. А чтобы еще облегчить жизнь, можно использовать различные клише и шаблоны на сочинения 9.3.

Вступление

В нем Вам предстоит дать толкование предложенному понятию. Если Вы даже не представляете, как определить это слово, можно использовать прием аналогии (на что это похоже) или прием следствия (что из этого получается). Также можно как-то классифицировать понятие. Например:

«Любовь – это чувство душевного подъема, симпатии к другому человеку (на что похоже), желание сделать что-то приятное для человека (что из этого получается). Любовь может быть к парню или девушке, родителям, друзьям, Родине, природе (классификация)».

Главное клише этого абзаца: «”Определяемое слово” — это чувство/состояние души…»

Все определения понятий для сочинения 9.3 Вы найдете по ссылке.

Аргумент из текста

Здесь нужно написать, как это понятие проявляется в тексте:

  • «В тексте “автора” мы находим проявление этого чувства. В предложениях “номера предложений” рассказывается о… (далее описывается ситуация, иллюстрирующая понятие)»
  • «“Автор” затрагивает тему/говорит о “понятии”. В предложениях “номера предложений”… (далее описывается ситуация, иллюстрирующая понятие)»
  • В конце абзаца нужно еще раз подчеркнуть, что приведенный Вами пример иллюстрирует нужное определение:
  • «Эта ситуация/этот момент (тут можно конкретнее – «эти отношения», «эта картина», «этот поступок») – пример “понятия”…»

Пример Вы можете увидеть в сочинении по тексту Горького или в сочинении по тексту Вигдоровой.

Аргумент из литературы или жизни

Вначале нужно сделать переход к аргументу – снова напомнить о понятии, связав его с жизнью или с литературой:

  1. «Без “понятия” жить сложно»;
  2. «Примеры “понятия” встречаются и в обычной жизни»;
  3. «Многие писатели также затрагивали тему/говорили/задумывались о “понятии”»;
  4. «Тема “понятия” часто раскрывается в литературных произведениях».

Далее нужно описать ситуацию из жизни или из книги. Помните, что в литературных аргументах обязательно должны быть автор и название:

  1. «В рассказе/повести/романе “название” “автор” “понятие” проявляется в…»;
  2. «“Имя героя”, герой рассказа/повести/романа “название” “автор”, проявлял “понятие”…».

Аргументы для сочинения 9.3 Многомудрый Литрекон уже подготовил:

Здесь перечислены далеко не все подборки, поэтому Вам необходимо освоиться в рубрике «Банк аргументов», чтобы всегда иметь доступ к примерам.

Заключение

Тут нужно пересказать по-другому определение из первого абзаца, согласившись с тем, что оно именно такое, как Вы его определили первоначально. Вряд ли будет иначе, ведь на ОГЭ обычно нужно рассказывать о «вечных» ценностях – любви, дружбе, взаимовыручке, счастье:

  1. «Таким образом, “понятие” помогает жить каждому человеку…» (если определять нужно нечто позитивное).
  2. «Таким образом, с “понятием” нужно бороться, чтобы жить полноценно…» (если определять нужно нечто негативное).
  3. «Итак, “понятие” – это».
  4. «Подводя итог, “понятие” – это».

Вот и все, сочинение 9.3, а с ним и ваши мучения, закончились. Теперь напишите еще 20 таких, и тогда на экзамене точно не попадете впросак. Помните, что в данном случае количество обязательно перейдет в качество.

Автор: Мария Копусова

Используемые источники:

  • https://4ege.ru/gia-po-russkomu-jazyku/55848-literatura-dlya-argumentov-k-sochineniyu-oge-153.html
  • https://litrekon.ru/bank-argumentov/dlya-sochineniya-15-3-vnutrennij-mir-oge-po-russkomu-yazyku/
  • https://literoved.ru/bank-argumentov/argumenty-iz-literatury-dlya-sochineniya-15-3-vnutrennij-mir-oge-po-russkomu-yazyku.html
  • https://litrekon.ru/podgotovka/k-oge/kak-privodit-argumenty-v-sochinenii-9-3/

  • Рассказы про дельфинов для детей читать интересные
  • Рассказы про деревья для детей
  • Рассказы про врачей в литературе
  • Рассказы про березу для детей
  • Рассказы про алкоголиков читать