Рассказы про дальний восток

В этой подборке рубрики влюблнныевкниги литература о той части россии, где суша встречается с морем. сегодня я предлагаю отправиться на

В этой подборке рубрики #влюблённыевкниги литература о той части России, где суша встречается с морем.

Рассказы про дальний востокСегодня я предлагаю отправиться на край земли. В места, где суша встречается с морем, где вроде бы ещё Россия, но уже какая-то иная, удивительная, новая. Курилы, Сахалин, Владивосток, археологи, рыбаки, каторжане… Литература о нашей с вами родине — экзотической, наполненной ветрами, солёным воздухом, океаном. И, главное, природой. Её властным характером, её ритмами и масштабом. Природа, рядом с которой человек — мал и зависим. И в то же время — гармоничен и чист.

«Кристалл в прозрачной оправе. Рассказы о воде и камнях», Василий Авченко

Рассказы про дальний востокЯ — дочь рыбака, жена рыбака, мать рыбака — всегда интересовалась рыбой с практической точки зрения — как её лучше приготовить. Романтики в рыбной ловле не понимала никогда. Хотя мне неоднократно пытались объяснить волшебство процесса. И тут — Авченко. С темой, которая мне, в общем-то, не сильно интересна, забрался в душу. Ну как он пишет, чертяка! Слово «вкусно» применительно к литературе терпеть не могу, но именно оно здесь напрашивается. Великолепно он пишет, вот как. Книга, которая вроде про рыбу и про камни, оказывается книгой о чём-то гораздо большем. В общем-то, по большому счёту, она — про бессмертие, про связь всего со всем, про счастье растворённости человека со всем миром и несчастье отрыва человека от природы. Он не пишет ни о чём особо экзотическом, он говорит о повседневности. Но, Бог ты мой, как он это делает! История освоения Дальнего Востока, перестроечное детство, украшенное «ивасём», геологические экспедиции, куда брал его отец, поездки в Корею, Японию и Китай, современная жизнь в Приморье, рыбалка как образ наиболее гармоничного существования — в этой книге сплетено много разных тем. Авченко — «человек, живущий у моря», сын геолога, рыбака и охотника, житель Владивостока, влюблённый в Приморье, так рассказывает о своей родине, что очень хочется туда попасть и увидеть своими глазами море, сопки и всё это великолепие, где встречаются юг и север, перемешиваются и рождают столь необычную флору и фауну. Влюблённость, с которой он говорит о камнях, передаётся читателю. Текст силён именно из-за большой любви автора к тому, о чём он пишет. А ещё мне очень импонирует его отношение к языку. Названия рыб, озёр, речек, сопок и камней — поэтичные, осмысленные, допускающие двойное толкование, — Авченко размышляет о них, как о живых существах. Кто неравнодушен к словам, их звучанию и смыслу, найдут здесь много прекрасных моментов. Книга эта даёт ощущение прикосновения к чему-то очень настоящему. Она наполнят и умиротворяет. Горячо рекомендую!

«Язычник», Александр Кузнецов-Тулянин

Рассказы про дальний востокУ автора — большой талант в описании стихии и в описании человека. Сочетание этого делает роман таким живым, правдивым, объёмным почти до документальности. Здесь так написано про стихию, что дух захватывает. И видишь, и чувствуешь всю её власть — случайный летний тайфун, уволакивающий в непроглядную муть остров и посёлок рыбаков, высокие и хлёсткие волны, которые бушуют со всех сторон… Природа здесь обильная и неиссякаемая, её масштаб, её неумолимость и абсолют чувствуется почти в каждой сцене. Людей из романа этого как будто знаешь, встречал в жизни. И влюблённую в поэзию бывшую проститутку Таню Сысоеву, и бывшего учителя Семёна Бессонова, приехавшего с большой земли за длинным рублём… Сюда, на Курилы, люди стекались со всей огромной страны. Перемешавшие национальный вопрос в полную бессмыслицу, десятки культур рождали нечто, не регламентируемое традициями. Рождался новый народ, в котором всё перепуталось, слилось и упростилось. Появились немыслимые ритуалы и приметы, связанные с океаном. Хмельной водоворот всех уравнял, всех сроднил и примирил… Ажурно написано о самых страшных вещах — самоубийстве местного алкоголика, который отходил уже, а всё гордо посматривал на окруживший его народ. О том, как жадная до ощущений легкомысленная Томочка, жена капитана, привезла из отпуска гонорею, да и позаражала полострова… Здесь не евангельские рыбаки, здесь люди, чувствующие себя фабрикантами смерти. Ведь большая рыбалка — это тонны гниющей рыбы, тонны пролитой крови… Тяжёлая муторная пьянка, жуть кровавых сцен, мрачный быт, пропитавшийся запахом рыбных внутренностей — всего этого в «Язычнике» с избытком. Но главное ощущение, которое остаётся после книги — всю эту муть смоет океан, очистит, поглотит и по-матерински заботливо оставит только чистое, хорошее, светлое: «Человек присасывается к морю, словно младенец к матери. Поселившись однажды на морском берегу, он исподволь утрачивает свои прежние ощущения венца творения, утрачивает призрачную самостоятельность и начинает чувствовать себя так же, как, наверное, тюлени и нерпы, растворённые в мировом круговороте воды и воздуха, ему не остаётся иллюзий: маленький сосущий роток на спелой титьке матери».

«Остров Сахалин», Антон Павлович Чехов

Рассказы про дальний востокАнтон Павлович, отчаянный человек, поехал на край света, чтобы своими глазами увидеть каторжный остров. Эта книга — смесь из сухих статистических фактов и личных впечатлений писателя о природе/погоде, местном начальстве и главное — о каторжанах, обитающих в ужасающих условиях, которые писатель подробно и красочно описал в книге. Чехов фактически в одиночку провёл подробную перепись населения острова. Он видел сотни людей, лично беседовал со многими, заходил в камеры, карцеры, бараки и дома. То, что он описывает, оказывает гнетущее впечатление. А обзор населённых мест так тщателен и подробен, что к середине книги становится утомителен. Вот описывает Чехов ландшафт, количество мужчин/женщин, основное их занятие и сколько хлеба они собирают за год, чем болеют, в каких землянках/избах живут и т. д. А потом посреди этого сухого рассказа упоминает, что вышла к ним женщина-каторжанка, которая ребёнка своего живьём в землю закопала и за это попала на каторгу. И тон у автора не меняется при этом — буднично так, спокойно описывает он этот факт. И таких моментов много. Несчастные, оборванные, больные, завшивленные, живущие в дичайших условиях каторжане, в прошлом — убийцы и насильники, вызывают не страх и гнев, а жалость и брезгливость. «Остров Сахалин» возымел свой эффект: после публикации общественность Москвы и Петербурга всполошилась, стали принимать меры, отправлять комиссии… Ну а для современного читателя книга может быть интересна как исторический документ, не более. Актуальность её осталась в прошлом. И сейчас это — большая порция горечи и темноты, разбавленная яркими пятнами личных впечатлений писателя.

* * *

Также на нашем сайте вы можете найти подборки книг на любой вкус.

Подробные рецензии Александры Макаровой на представленные в подборке книги, вы можете найти в группе «Влюблённые в книги» во «ВКонтакте» и Instagram @knigizdes.

 ôåâðàëå 1938 ãîäà ïî ïðèçûâó ëåíèíñêîãî êîìñîìîëà ÿ äîáðîâîëüíî âñòóïèë â ðÿäû Êðàñíîé Àðìèè.  òå ãîäû íàøåé àðìèè  òðåáîâàëîñü áîëüøîå êîëè÷åñòâî êîìàíäíîãî ñîñòàâà.  1936 ãîäó ÿ çàâåðøèë îáó÷åíèå      Ìîñêîâñêîé Ïåõîòíîé Êðàñíîçíàìåííîé øêîëû èìåíè Àøåíáðåííåðà Ì.Þ. è Óíøëèõòà È.Ñ. Ïîñëå îêîí÷àíèÿ å¸ â çâàíèè ëåéòåíàíòà ÿ áûë íàçíà÷åí êîìàíäèðîì 1-ãî ñàìîêàòíîãî âçâîäà ðàçâåäûâàòåëüíîé ðîòû, 196 ñòðåëêîâîãî ïîëêà, 66 ñòðåëêîâîé äèâèçèè Ïðèìîðñêîé ãðóïïû âîéñê Îñîáîé Êðàñíîçíàìåííîé Äàëüíåâîñòî÷íîé Àðìèè. Ýòî áûë âûïóñê ïåðâûõ ëåéòåíàíòîâ â íàøåé ñòðàíå.
 
Êàêîé áëàãîäàòíûé êðàé Ïðèìîðüå! Îí ìåíÿ î÷àðîâàë, íî áûëî íåìíîãî ñòðàøíî: âîçìîæíî ïîòîìó, ÷òî êðîìå ðîäíûõ ìåñò, Ìîñêâû, Âîðîíåæà è Òàìáîâà ÿ íèãäå íå áûë, äà è íà Äàëüíåâîñòî÷íîé ãðàíèöå òîãäà áûëî íå ñïîêîéíî. Ìàíü÷æóðû è ÿïîíöû î÷åíü ÷àñòî ñîâåðøàëè ïðîâîêàöèè. Òîëüêî â òå ãîäû ýòîò ïðåêðàñíûé äàëåêèé êðàé ïî-íàñòîÿùåìó ñòàëè îáæèâàòü. Áîëåå  70% âûïóñêà èç íàøåé øêîëû ïîëó÷èëè íàçíà÷åíèå íà Äàëüíèé Âîñòîê. Âñ¸ ýòî ãîâîðèëî î òîì, ÷òî íàøà ïàðòèÿ è ïðàâèòåëüñòâî ñåðüåçíî óêðåïëÿëè äàëüíåâîñòî÷íûå ãðàíèöû. Ïîëê, êóäà ÿ áûë íàçíà÷åí, ðàñïîëàãàëñÿ íà ðàçúåçäå Äðîçäîâ (25 êì îò ãîðîäà Ñïàññêà Äàëüíåãî). Ïðèáûë îäíîêàøíèê Äìèòðèé Âèíîãðàäîâ, íî ÷åðåç íåêîòîðîå âðåìÿ áûë ïåðåâåäåí â Èìàíñêèé Ðàéâîåíêîìàò.
 
Âûïóñêíèêè íàøåé øêîëû ðàçáðåëèñü ïî÷òè ïî âñåìó äàëüíåâîñòî÷íîìó êðàþ. Èâàíîâ, Êîìàðåíöåâ ïîïàëè â Áàðàáàø; Êðàñíîâ  Äìèòðèé, ìîé äðóã ïî ó÷¸áå â øêîëå, ïîåõàë â Áëàãîâåùåíñê, Êèðèëëîâ — â Ïîñüåò.  Ìû çàâèäîâàëè òåì, êòî ïîïàë âî âíóòðåííèå îêðóãè:  â Êàðåëèþ, Ëåíèíãðàä, Ìîëäàâèþ, êóäà ïîåõàëè Àëüõèìåíêî Èâàí, Ñìîëèêîâ Ñåðàôèì, Àëïàòîâ  Âàñèëèé, Þõíî Ìèõàèë, ïðèåõàâøèé ïîñëå îêîí÷àíèÿ äðóãîé âîåííîé øêîëû, ñòàë ìîèì êîëëåãîé, êîìàíäèðîì 20ãî ñàìîêàòíîãî âçâîäà. Èç Êàçàíñêîé ïåõîòíîé øêîëû êîìàíäèðîì âçâîäà â 1 ñòðåëêîâóþ ðîòó ïðèáûë  Àõìàäååâ, îí áûë î÷åíü  õîðîøèì òîâàðèùåì. Ïîçäíåå, êîãäà ÿ áûë íàçíà÷åí êîìàíäèðîì ðîòû, îí ñòàë ñòàðøèì àäúþòàíòîì áàòàëüîíà. Ïîìîùíèêîì íà÷àëüíèêà áîåïèòàíèÿ èç Òàìáîâñêîé àðòèëëåðèéñêîé òåõíè÷åñêîé øêîëû ïðèåõàë Íèêèòèí Ñåðãåé. Èç Ñóìñêîé àðòèëëåðèéñêîé øêîëû ïðèåõàëè êîìàíäèðàìè îãíåâûõ âçâîäîâ ïîëêîâîé 76-ìì áàòàðåè Çèìèí è Åðìîëåíêî.

Íàäî ñêàçàòü, ÷òî ìû âíåñëè íîâóþ ñòðóþ â êîìàíäèðñêóþ ñðåäó. Âñå ïðèáûâøèå îáó÷àëèñü â êóëüòóðíûõ öåíòðàõ è ïî òîìó âðåìåíè ñòîÿëè íà âûñîòå, â ñìûñëå îâëàäåíèÿ òåõíèêîé è òàêòèêîé. Ýòî âñêîðå ïîäòâåðäèëîñü íà ïðàêòèêå: ìíîãèå ïîøëè íà ïðîäâèæåíèå î÷åíü áûñòðî. Êàçàíêîâ, ïðèáûâøèé èç Ìèíñêîé ïåõîòíîé øêîëû, ïîñëå îêîí÷àíèÿ ñîîòâåòñòâóþùèõ êóðñîâ â Õàáàðîâñêå, âî âðåìÿ õàñàíñêèõ ñîáûòèé, áûë íà÷àëüíèêîì õèìè÷åñêîé ñëóæáû ïîëêà. Ïåðåä ýòèìè ñîáûòèÿìè è ÿ áûë íàçíà÷åí ïîìîùíèêîì íà÷àëüíèêà øòàáà ïîëêà ïî îïåðàòèâíîé ÷àñòè, íî, íåñìîòðÿ íà òî, ÷òî ìû ïðèáûëè èç ðàçíûõ øêîë, âñå âñêîðå ïîäðóæèëèñü.  ñâîáîäíîå âðåìÿ ñîáèðàëèñü âìåñòå.  òå ãîäû ýòî áûëî íåáåçîïàñíî. Òîëüêî â 1937 ãîäó îêîëî 30 êîìàíäèðîâ íàøåãî ïîëêà áûëî àðåñòîâàíî. Äëÿ íàñ, ìîëîäåæè, òîëüêî  íà÷èíàþùèõ æèòü áûëî ñòðàííî, ÷òî êàæäûé äåíü ìû óçíàâàëè îá àðåñòàõ êîìàíäèðñêîãî ñîñòàâà. 

Íàäî çàìåòèòü, ÷òî  ñòàðûé êîìàíäèðñêèé ñîñòàâ â ïîëêó áûë îïûòíûé, äðóæíûé, ãîñòåïðèèìíûé. Ýòè ëþäè ðåøàëè îñîáûå è òðóäíûå çàäà÷è. Òðóäíûå ïîòîìó, ÷òî îáñòàíîâêà íà ãðàíèöå òðåáîâàëà âûñîêîé âûó÷êè è áîåñïîñîáíîñòè âîéñê, à ðåøåíèå îñîáîé çàäà÷è (îáðàáîòêà çåìëè) îòâëåêàëî âíèìàíèå îò áîåâîé ïîäãîòîâêè.  Íàäî áûëî óìóäðÿòüñÿ âî âðåìÿ ïîëåâûõ ñåëüñêîõîçÿéñòâåííûõ ðàáîò ïðîâîäèòü áîåâûå ñòðåëüáû  è   òàêòè÷åñêèå ó÷åíèÿ. Êîìñîñòàâ óñïåøíî ðåøàë ýòè çàäà÷è.

Áîåãîòîâíîñòü ïîëêà áûëà âûñîêîé: â ýòîì âñå âñêîðå  óáåäèëèñü. Íà ñàìîì äåëå,  ìàëî êòî çíàåò, ÷òî â òå ãîäû íà Äàëüíåì Âîñòîêå áûë öåëûé êîëõîçíûé êîðïóñ. Áûëè êîëõîçíûå äèâèçèè è êîëõîçíûå ïîëêè.  îäèí èç òàêèõ ïîëêîâ, âìåñòå ñ äðóãèìè, ïîïàë è ÿ. Îñåíüþ 1936 ãîäà ïîëê  ñîáðàë ïîñëåäíèé óðîæàé, êîòîðûé ÷àñòè÷íî íàõîäèëñÿ åùå íà çàèìêàõ, à çèìîé îí óæå èìåë áîåâîé íîìåð. Äî çèìû    1936 ãîäà ýòîò ïîëê íàçûâàëñÿ ïî íàçâàíèþ áîëüøîãî ñåëà, ðàñïîëîæåííîãî â 3-õ êèëîìåòðàõ îò ïîëêà – «1-é Àëåêñàíäðîâñêèé êîëõîçíûé ïîëê  4-é êîëõîçíîé äèâèçèè».

Áîëüøóþ ðîëü â ñîçäàíèè ïîäðàçäåëåíèé, â îáó÷åíèè è âîñïèòàíèè êîìàíäíîãî ñîñòàâà èãðàë êîìàíäèð – êîìèññàð (òîãäà â àðìèè áûëî åäèíîíà÷àëèå) ïîëêà ïîëêîâíèê Ô¸äîð Àíäðååâè÷ Âîëêîâ. Îí ìíîãî âêëàäûâàë òðóäà, ýíåðãèè, òåðïåíèÿ è îïûòà â äåëî óêðåïëåíèÿ îáîðîíîñïîñîáíîñòè.  Ïîëê, íàõîäÿñü  íà ãðàíèöå, â êàæäóþ ïÿòèäíåâêó âûõîäèë ïî áîåâîé òðåâîãå  äëÿ çàíÿòèÿ áîåâîãî ó÷àñòêà â ðàéîíå îçåðà Õàíêà.
Ô¸äîð Àíäðååâè÷ çà ñâîèìè ïëå÷àìè èìåë äâå àêàäåìèè.  ñâîå âðåìÿ îí îêîí÷èë Âîåííî-ïîëèòè÷åñêóþ àêàäåìèþ èì. Òîëìà÷¸âà Í.Ã. è àêàäåìèþ èì. Ôðóíçå Ì.Â. Ýòîò ÷åëîâåê áûë íàñòîÿùèì íàñòàâíèêîì è âîñïèòàòåëåì ëè÷íîãî ñîñòàâà.  òî æå âðåìÿ îí áûë õîðîøèì ñîâåò÷èêîì. Çà âñ¸ ýòî åãî óâàæàëè è ëþáèëè.  Îí, èìåÿ îïûò êîìàíäîâàíèÿ áàòàëüîíîì åù¸ â ãðàæäàíñêóþ âîéíó, óìåë âîñïèòûâàòü, ïîäáèðàòü è âûäâèãàòü ìîëîäûå êàäðû. Ó íåãî ìíîãîìó ìîæíî áûëî ïîó÷èòüñÿ, à  ìû  ïåðåíèìàëè åãî áîãàòåéøèé òåîðåòè÷åñêèé è ïðàêòè÷åñêèé îïûò êîìàíäîâàíèÿ ïîäðàçäåëåíèÿìè. Îí áûë î÷åíü îáàÿòåëüíûì, ÷óòêèì è îòçûâ÷èâûì ÷åëîâåêîì.  Òàêèõ ëþäåé, êàê ïîëêîâíèê Âîëêîâ, ÿ ìàëî âñòðå÷àë íà ñâîåì æèçíåííîì ïóòè. Ðàññêàæó òîëüêî î âïå÷àòëåíèè, êîòîðîå ïðîèçâ¸ë íà ìåíÿ ýòîò íåçàóðÿäíûé ÷åëîâåê.
 
Íà ñòàíöèþ Ñâèÿãèíî äàëüíåâîñòî÷íîé æåëåçíîé äîðîãè ÿ ïðèáûë èç Ìîñêâû íî÷üþ 24 äåêàáðÿ 1936 ãîäà, ïîëàãàÿ, ÷òî ðàç ïðîåçäíîé áèëåò áûë âûäàí äî ýòîé ñòàíöèè, òî ãäå-òî ïîáëèçîñòè äîëæåí áûòü ïîëê, â êîòîðûé  ÿ ïîëó÷èë íàçíà÷åíèå.  Íà Äàëüíåì Âîñòîêå, äà åùå â òå ãîäû, âñ¸ áûëî îáìàí÷èâî. Ïîëó÷èëîñü òàê, ÷òî ìû ñ æåíîé, Ìàðèåé Ìèõàéëîâíîé,  íå äîåõàëè åù¸ 12 êèëîìåòðîâ.  Äåëî â òîì, ÷òî íà ñëåäóþùåé îñòàíîâêå, ð. Äðîçäîâ, ãäå ðàñïîëàãàëñÿ 196 ñòðåëêîâûé ïîëê, ïîåçä, â êîòîðîì ìû åõàëè, îñòàíîâêè íå èìåë.
 
Ïîìíþ, êàê âûøëè èç âàãîíà, íà÷àëàñü ñèëüíàÿ ïóðãà, ñòàëî òåìíî. Íàì ïîêàçàëîñü, ÷òî êðîìå íàñ, áîëüøå íèêòî íå âûõîäèë èç ýòîãî ïîåçäà, êîòîðûé ïîñëå ìèíóòíîé îñòàíîâêè ïîì÷àëñÿ äàëüøå. Íèêàêèõ îãíåé íà ñòàíöèè íå áûëî âèäíî.
Âñêîðå ìû íàøëè  íåáîëüøîå çäàíèå, âíóòðè íå áîëåå 20 êâàäðàòíûõ ìåòðîâ: êàê îêàçàëîñü — ýòî áûë âîêçàë. Ìû çàøëè â ïîìåùåíèå. Òàì íå   áûëî íèêîãî. Óâèäåëè ìàëåíüêîå îêîøå÷êî,  ïîñòó÷àëè, íî íàì íèêòî íå îòêðûë. Ñåëè ñ æåíîé íà ñêàìåå÷êó, ïîñòàâèâ îêîëî ñåáÿ äâà ÷åìîäàíà, êîòîðûå äàëè ìíå ïðè âûïóñêå è êîðçèíó æåíû. Ýòî áûëè âñå íàøè âåùè. Âðåìÿ áûëî óæå ÷àñà 2 íî÷è. Õîëîäíî. Ìû åù¸ íè îäíîé æèâîé äóøè íå âñòðåòèëè. Ñòàëè ñîìíåâàòüñÿ, òóäà ëè  ïðèåõàëè: âîçìîæíî, ðàíî âûøëè èç ïîåçäà?
 
Ê ñ÷àñòüþ, ÷åðåç íåêîòîðîå âðåìÿ äâåðè  ðàñïàõíóëèñü, è çàøåë  âîåííûé â ïîëóøóáêå è  âàëåíêàõ. ß æå ïðèåõàë â ôóðàæêå, â øèíåëè è õðîìîâûõ ñàïîãàõ, à æåíà â áîòèíî÷êàõ è æàêåòå. Ìû çäîðîâî çàì¸ðçëè,  ìîðîç äîñòèãàë -25 ãðàäóñîâ ïî Öåëüñèþ, íî âèäó íå  ïîäàâàëè  .  ß ñðàçó æå íà÷àë ðàçãîâîð ñ  âîøåäøèì. Îí íàçâàëñÿ ëåéòåíàíòîì Êóêàðèíûì Ô¸äîðîì, êîìàíäèðîì çåíèòíî-ïóëåìåòíîãî âçâîäà 196 ñòðåëêîâîãî ïîëêà. Çäåñü ìû ñ íèì ïîçíàêîìèëèñü è âïîñëåäñòâèè áûëè õîðîøèìè òîâàðèùàìè.  Îí òîæå åõàë èç Õàáàðîâñêà  ýòèì ïîåçäîì, íî ïðåæäå ÷åì âîéòè â âîêçàë,  çàø¸ë â êàðàóëüíîå ïîìåùåíèå,  ÷òîáû ïîçâîíèòü â ïîëê î âûñûëêå ëîøàäè. Ìû äîëãî æäàëè, ñëóøàÿ  ðàññêàçû  î æèçíè â ýòèõ êðàÿõ. ß çàäàë âîïðîñ,  ïîèíòåðåñîâàâøèñü æèëü¸ì. Îí îáðèñîâàë äîâîëüíî-òàêè ìðà÷íóþ êàðòèíó. Ïîçäíåå âñå ýòî ïîäòâåðäèëîñü.
 
Âðåìÿ øëî,  ê ïîëóäíþ ïîäúåõàëè ðîçâàëüíè ñ âïðÿæåííîé â íèõ ëîøàäüþ. Ïî äîðîãå ìû óçíàëè, ÷òî â ãàðíèçîíå æèëüÿ íåò. Ïîñòðîåíû òîëüêî çåìëÿíêè è áàðàêè äëÿ ðÿäîâûõ. Äëÿ êîìñîñòàâà èìåëèñü  äâà äâóõýòàæíûõ äîìà, ïî 16 êâàðòèð êàæäûé, è ÷åòûðå äîìèêà ïî äâå êâàðòèðû êàæäûé.  Âåñü êîìàíäíûé ñîñòàâ, â òîì ÷èñëå è ñàì êîìàíäèð ïîëêà, æèëè  â ñåëå Àëåêñàíäðîâñêîì, êîòîðîå íàõîäèëîñü â 3-õ êèëîìåòðàõ îò ãàðíèçîíà.  ýòîì ñåëå íåñêîëüêî äîìîâ áûëè â âåäåíèè õîç÷àñòè ïîëêà.  òàêîì äîìå æèë è Êóêàðèí. Îí ñêàçàë, ÷òî õîëîñòÿêîâ óñòðàèâàþò õîðîøî, à æåíàòûõ íà ÷àñòíûå êâàðòèðû áåðóò íåîõîòíî. ß åìó ñíà÷àëà  íå ïîâåðèë, äóìàÿ, ÷òî äåòåé-òî ó íàñ íåò!  ß ñòàë ëîìàòü ãîëîâó,  ãäå  îñòàíîâèòüñÿ.

Ñîãëàñíî ïðåäïèñàíèþ,  ìíå íàäî áûëî ÿâèòüñÿ â ïîëê 25 äåêàáðÿ, íî ýòîò äåíü áûë âûõîäíûì. Ô¸äîð íàì ïðåäëîæèë åõàòü ñðàçó â ñåëî Àëåêñàíäðîâñêîå, ê íåìó, à óòðîì, 26 äåêàáðÿ, äîëîæèòü î ïðèáûòèè   êîìàíäèðó ïîëêà. Ìû ñ æåíîé î÷åíü áûëè ðàäû, ÷òî îêàçàëñÿ òàêîé õîðîøèé ïîïóò÷èê, äà åù¸ ïðåäëîæèë  íî÷ëåã. Íàì ïðîñòî ïîâåçëî!
 
Óòðîì 26 äåêàáðÿ ÿ äîëîæèë êîìàíäèðó ïîëêà î ïðèáûòèè äëÿ ïðîõîæäåíèÿ äàëüíåéøåé ñëóæáû. Âûñëóøàâ ìîé ðàïîðò, ïîëêîâíèê Âîëêîâ çàäàë âîïðîñ: «Ãäå îñòàíîâèëñÿ?» ß äîëîæèë, ÷òî îñòàíîâèëñÿ ó ëåéòåíàíòà Êóêàðèíà: «Íó, âîò è õîðîøî,  ó íåãî ïîêà è æèâè. Äàþ òðè äíÿ ñðîêó, ÷òîáû â ñåëå Àëåêñàíäðîâñêîì ñàì íàø¸ë êâàðòèðó». Ìíå îñòàâàëîñü òîëüêî ïîâòîðèòü åãî ïðèêàç.

Ïåðåä ìîèì óõîäîì Ôåäîð Àíäðååâè÷ ñïðîñèë, æåíàò ëè ÿ. ß îòâåòèë, ÷òî æåíàò. «×òî ìîæåò äåëàòü æåíà?» – ñïðîñèë Âîëêîâ. Ãîâîðþ, ÷òî îíà ó÷èòåëüíèöà.

 Àëåêñàíäðîâñêîé ñåìèëåòíåé øêîëå íå õâàòàëî ó÷èòåëåé. Òàê, ÷åðåç íåêîòîðîå âðåìÿ Ìàðèÿ Ìèõàéëîâíà ñòàëà  ó÷èòü äåòåé.  Ê îñåíè 1937 ãîäà åé ñåëüñîâåò ïðåäîñòàâèë êîìíàòó, êàê øêîëüíîìó ðàáîòíèêó, à äî ýòîãî ìû æèëè â ñàìîâîëüíî ìíîþ çàíÿòîé êîìíàòå, â äîìå, ïðèíàäëåæàùåì ïîëêó.  Êîìíàòà ýòà áûëà õîëîäíîé è íåóþòíîé, ïîýòîìó ìû ñ ðàäîñòüþ ïåðåáðàëèñü  â íîâîå ïîìåùåíèå.
Íà Äàëüíåì Âîñòîêå â 196 ñòðåëêîâîì ïîëêó ÿ ïðîñëóæèë äî êîíöà 1938 ãîäà, à â äåêàáðå áûë íàçíà÷åí íà÷àëüíèêîì ó÷åáíîé ÷àñòè êóðñîâ ìëàäøèõ ëåéòåíàíòîâ ïðè 66 ñòðåëêîâîé äèâèçèè â Óññóðè. Ñ æèëüåì è çäåñü íå ïîâåçëî, ïîýòîìó  æåíà îñòàëàñü òàì, â øêîëå, è ïåðååõàëà îíà êî ìíå òîëüêî ðàííåé âåñíîé.  Ëåòîì 1939ã æåíà óåõàëà â Âûøíèé Âîëî÷¸ê .  15 äåêàáðÿ 1939 ãîäà ÿ áûë âûçâàí â îòäåë êàäðîâ 1-é Îñîáîé Êðàñíîçíàìåííîé Àðìèè (áûâøàÿ Ïðèìîðñêàÿ ãðóïïà âîéñê) â Íèêîëüñê Óññóðèéñêèé, ãäå ïîëó÷èë ïðåäïèñàíèå âûåõàòü â Ìîñêâó â ðàñïîðÿæåíèå Ãëàâíîãî óïðàâëåíèÿ êàäðîâ Êðàñíîé Àðìèè.  ñâÿçè ñ ýòèì, ìíå õî÷åòñÿ ñêàçàòü îá ýïèçîäå, êîòîðûé èìåë ìåñòî.

Ïåðåä îòúåçäîì â øòàá 1-é ÎÊÀ,     14 äåêàáðÿ 1939ã, ÿ îò æåíû ïîëó÷èë òåëåãðàììó, êîòîðóþ îíà îòïðàâèëà â ïóòè èç Íîâîñèáèðñêà, ÷òî îíà ñ ñûíîì (åìó áûëî 4 ìåñÿöà) åäåò êî ìíå íà Äàëüíèé Âîñòîê. Ïî âñåì ðàñ÷åòàì îíè äîëæíû áûëè ïðèåõàòü ÷åðåç ïÿòü äíåé. Äåëî â òîì, ÷òî ëåòîì 1939ã ÿ áûë âûçâàí â Ìîñêâó äëÿ ñäà÷è êîíêóðñíûõ ýêçàìåíîâ íà Âîåííî-þðèäè÷åñêèé ôàêóëüòåò ïðè Ïðàâîâîé Àêàäåìèè ÑÑÑÐ, íî ïî êîíêóðñó  íå ïðîø¸ë. Ñî ìíîþ ïîåõàëà è æåíà, êîòîðàÿ ïîçäíåå îñòàëàñü â Âûøíåì Âîëî÷êå. Òàì  îíà ðîäèëà ñûíà, Òîëèêà, à ÿ îäèí óåõàë íà Äàëüíèé Âîñòîê â ðàñ÷åòå íà òî, ÷òî  îïÿòü áóäó ãîòîâèòüñÿ ê ïîñòóïëåíèþ â Àêàäåìèþ.
 
15 äåêàáðÿ 1939 ãîäà ïîñëå âðó÷åíèÿ ìíå ïðåäïèñàíèÿ, êîìèññàð îòäåëà êàäðîâ øòàáà àðìèè ñïðîñèë ó ìåíÿ: «Ãäå íàõîäèòñÿ ñåìüÿ?» ß îòâåòèë, ÷òî åäåò èç Ìîñêâû êî ìíå è ïîêàçàë òåëåãðàììó. «Ïîðó÷èòå êîìó-ëèáî âñòðåòèòü ñåìüþ, à ñàìè íåìåäëåííî âûåçæàéòå â Ìîñêâó!»- ñêàçàë îí.  Ìíå íè÷åãî äðóãîãî íå îñòàâàëîñü äåëàòü, êàê ïîñëå ñêàçàííîãî, óäàëèòüñÿ.

Âîçâðàòèâøèñü íà ñòàíöèþ Óññóðè (ã. Ëåñîçàâîäñê), ãäå íàõîäèëñÿ øòàá 66 ñòð. äèâèçèè (áûâøàÿ 4-ÿ êîëõîçíàÿ äèâèçèÿ), ÿ äîëîæèë êîìàíäèðó äèâèçèè, ïîëêîâíèêó Þøêåâè÷ó Ìèõàèëó Êóïðèÿíîâè÷ó. Îí, âûñëóøàâ ìîé äîêëàä, ñêàçàë, ÷òî ñ ñåìüåé ðåøàé ñàì: ìîæåøü îñòàâèòü çäåñü, à ìîæåøü äîæäàòüñÿ, âñòðåòèòü è çàáðàòü ñ ñîáîé.  ß åìó äîëîæèë î ïðåäóïðåæäåíèè êîìèññàðà îòäåëà êàäðîâ. Íà ýòî Þøêåâè÷  îòâåòèë, ÷òî îòâåòñòâåííîñòü  áåðåò íà ñåáÿ. Ýòî áûëî óæå äðóãîå äåëî!
 
Ìèõàèëà Êóïðèÿíîâè÷à, êàê óìíîãî è  îáàÿòåëüíîãî ÷åëîâåêà, ÿ õîðîøî çíàë ïî ó÷åáå â âîåííîé øêîëå, ãäå îí áûë ñòàðøèì ðóêîâîäèòåëåì òàêòèêè øêîëû è íà÷àëüíèêîì ó÷åáíîãî îòäåëà. Îí ïîìíèë  ìåíÿ. Íàø âûïóñê áûë íåáîëüøîé, òîëüêî 39 ÷åëîâåê. Íà 3-ì êóðñå îí ïðåïîäàâàë  ó íàñ  òàêòèêó.   Çà  ñåðäå÷íóþ äîáðîòó  Ìèõàèë Êóïðèÿíîâè÷ çàïîìíèëñÿ íà âñþ æèçíü.

Сергей Кучеренко

Место смерти Хабаровск, Российская Федерация
Род деятельности писатель, биолог-охотовед Дальнего Востока
Направление Проза, научно-популярная проза, научно-художественная проза, художественная проза
Жанр повести, рассказы, очерки, статьи, научно-популярные статьи
Дебют Звери у себя дома: записки дальневосточного охотоведа (1973)

Сергей Петрович Кучеренко (12 октября 1927, Нижняя Полтавка Амурская область — 10 ноября 2009, Хабаровск) — дальневосточный писатель-натуралист и публицист, офицер, учёный, биолог-охотовед, заслуженный работник культуры РФ, член Союза писателей СССР, действительный член Географического общества СССР.

[править] Биография

Кучеренко Сергей Петрович родился 12 октября 1927 года в селе Нижняя Полтавка Тамбовского района Амурской области в крестьянской семье. Его отец Пётр Емельянович, в годы Гражданской войны был начальником разведки партизанского отряда и даже участвовал в Волочаевском сражении в 1922 году. Заслуги частично учли при раскулачивании в 1920-х годах: глава семьи отделался лишь двухгодичной ссылкой на Сахалин. Имущество конфисковали.

Через два года Пётр Емельянович вернулся. Но история повторилась: после того, как он отказался вступать в колхоз, комитет сельской бедноты постановил раскулачить семью, а главу снова отдать под суд. Хозяйство было брошено. Ночью семья покинула село и отправилась на восток. Обосновались в селе Николаевка, где и прошли детство и юность будущего писателя.

На рыбалку отец начал брать Сергея с шести лет, а на охоту с двенадцати. После смерти отца в 1943 году с помощью дробового ружья и рыболовных принадлежностей кормил большую семью: мать и шестеро младших сестёр. Старшие братья были далеко от дома. Время, проведённое в тайге, впечатления от общения с миром животных навсегда повлияли на судьбу писателя.

Десятилетними пацанами мы уже совершали нелёгкие дальние походы за грибами, ягодами и орехами, в любую погоду плавали на вёсельных лодках и вёртких оморочках… Детство нашего поколения резко оборвалось летом сорок первого, и мои сверстники, как могли, разделяли трудную жизнь взрослых. Не бросая школу, я взялся за отцовское дробовое ружьё. И не столько по наследственной страсти, сколько потому, что каждая принесённая в свой дом или соседский дичина помогала жить.[1]

Школу Сергей Кучеренко закончил в 1945 году. В этом же году поступил в Тихоокеанское высшее военно-морское училище имени С. О. Макарова во Владивостоке. В 1949 закончил училище, получив квалификацию офицера корабельной службы. С 1949 по 1960 проходил службу в дивизии торпедных катеров. За 11 лет прошел путь от командира катера до помощника начальника штаба бригады кораблей. Но и на службе тянуло в тайгу. В 1960 году, воспользовавшись проблемами со зрением на медкомиссии, уволился в запас и переехал в Хабаровск, где стал работать инструктором Хабаровского крайрыболовохотобщества. К моменту увольнения в запас он находился в звании капитана 3-го ранга.

В 1962 году в возрасте 34 лет Сергей Кучеренко поступил в Иркутский сельхозинститут на заочное отделение факультета охотоведения. В 1965 году был назначен начальником партии Восточно-Сибирской проектно-изыскательской охотэкспедиции. Девять месяцев в году проводил в тайге, исследуя таёжные угодья для организации зверопромысловых хозяйств. Там был собран богатый охотоведческий, зоологический, зоогеографический материал, который впоследствии стал темой для диссертации. Первую научную статью опубликовал в 1965 году. В 1967 с отличием окончил институт и получил квалификацию биолог-охотовед. В 1970 защитил кандидатскую диссертацию на тему «Хищные млекопитающие Сихотэ-Алиня» и, получив учёную степень кандидат биологических наук, перешёл в 1971 на работу в Дальневосточное отделение ВНИИОЗ. За два десятилетия научной работы написал около 100 научных статей, и 200 научно-популярных статей. До конца жизни активно публиковался в журналах: Природа, «Охота и охотничье хозяйство», Зоологический журнал, Дальний Восток, Наш современник, Юный натуралист. В начале 1970-х начал наряду с научной и научно-популярной писать художественную прозу. Так в 1973 году появилась первая книга «Звери у себя дома», изданная Хабаровским книжным издательством. Всего же издано около 27 книг.

В 1983 году Сергея Кучеренко приняли в Союз писателей СССР.

С 1987 началась его профессиональная писательская жизнь, которая продолжалась всю оставшуюся жизнь.

[править] Творчество

В своих книгах Сергей Кучеренко рассказывает о мире дикой природы и о месте человека в ней. Описание повадок зверей в его книгах всегда точны, без искажения или уподобления их человеческим, природа описывается простым, но лиричным языком.

[править] Награды

  • Медаль «За боевые заслуги».
  • Медаль Жукова.
  • Медаль «Ветеран труда».
  • Премия журнала «Смена» за 1977 год за очерк «На тигриной тропе».
  • Диплом им. Невельского за особые заслуги в развитии географической науки Приамурья и литературную деятельность (1986).
  • Премия губернатора Хабаровского края за книгу «Одиночество вепря» (1996).
  • Благодарственное письмо в честь 75-летия Хабаровского радио от генерального директора В. В. Шведченко и коллектива за труд и талант, вложенные в радиопередачи (2002).
  • Почетное звание «Заслуженный работник культуры РФ» за заслуги в области культуры и многолетнюю плодотворную работу. Указ президента РФ В. Путина от 1 октября 2005 года.

[править] Библиография

[править] Монографии

  • Кучеренко С. П., Бромлей Г. Ф. Копытные юга Дальнего Востока СССР. — М.: Наука, 1983. — 304 с.: ил. + табл.
  • Кучеренко С. П. Тигр. Москва: Агропромиздат, 1985. — 144 с.: ил.
  • Кучеренко С. П. Чёрный (белогрудый) медведь. Библиотечка любителя природы. Серия: Крупные хищники. М. : Лесная промышленность, 1974. – 40 с.: ил.

[править] Научно-популярная и художественная литература

  • Кучеренко С. П. Звери у себя дома: записки дальневосточного охотоведа. Хабаровск: Хабаровское книжное издательство, 1973. — 320 с.
  • Кучеренко С. П. В снегах Сихотэ-Алиня. Хабаровск: Хабаровское книжное издательство, 1975. — 158 с.: ил.
  • Кучеренко С. П. Звери у себя дома: записки дальневосточного охотоведа. 2-е издание. Серия: Природный мир Дальнего Востока. Хабаровск: Хабаровское книжное издательство, 1979. — 432 с.
  • Кучеренко С. П. Зов Сихотэ-Алиня. Рассказы и очерки. Хабаровск: Хабаровское книжное издательство, 1981. — 382 с.: ил.
  • Кучеренко С. П. Охота и охрана природы на Дальнем Востоке. Хабаровск: Хабаровское книжное издательство, 1983. — 127 с. — 126,[2] c.
  • Кучеренко С. П. Лесные знакомства. Новеллы. Хабаровск: Хабаровское книжное издательство, 1986. — 64 с.: ил.
  • Кучеренко С. П. Корень жизни. Таёжные были. Серия: Наш день. М.: Современник, 1987. — 269 с.
  • Кучеренко С. П. Хищные звери леса. М.: Агропромиздат, 1988. – 253, [3] с.: ил. ISBN: 5-10-000243-3
  • Кучеренко С. П. Рыбы у себя дома. Серия: Природный мир Дальнего Востока. Хабаровск: Хабаровское книжное издательство, 1988. — 352 c.: ил.
  • Кучеренко С. П. Сын тайги. Повести и рассказы. Хабаровск: Хабаровское книжное издательство, 1991. — 316, [2] с.: ил. ISBN: 5-7663-0093-Х
  • Кучеренко С. П. Одиночество вепря. Рассказы о животных. Хабаровск: Хабаровское книжное издательство, 1996. — 301,[2] с.: ил. ISBN: 5-7663-0378-5
  • Кучеренко С. П. Под пологом уссурийской тайги. Рассказы для школьников о встречах с дикими животными. Программа по экологическому образованию «Листья в ладонях». Хабаровск, 1998. — 81 с.
  • Кучеренко С. П. Трудное детство тигра: повесть о суровом детстве уссурийского тигра и о влюбленных в природу маличике и его отце. Хабаровск, 2000. — 68 с.
  • Кучеренко С. П. Талант любви. Рассказы. Хабаровск: Риотип, 2002. — 192 с. ISBN: 5-88570-130-Х
  • Кучеренко С. П. Когда горит тайга. Повесть. Хабаровск: Риотип, 2002. 118 с.
  • Кучеренко С. П. Единственный шанс волчицы Рассказы. Хабаровск: Риотип, 2003. — 318,[1] с.
  • Кучеренко С. П. Рассказы о животных. Хабаровск: Приамурские ведомости, 2003. — 192 с. : ил. ISBN: 5-8003-0101-8
  • Кучеренко С. П. Встречи с амурским тигром. Рассказы. Хабаровск: Приамурские ведомости, 2005. — 256 с. : ил. ISBN: 5-8003-0135-2
  • Кучеренко С. П. Собаки тоже плачут. Рассказы. Хабаровск, 2005. — 143 с.: ил.
  • Кучеренко С. П. Рыбы Амура. Серия: Дальний Восток России. Окно в природу. 2-е изд., испр. и доп. Хабаровск: Приамурские ведомости, 2005. — 270, [1] с. : фот., ил. ISBN: 5-8003-0028-3
  • Кучеренко С. П. Такие они разные — медведи. Рассказы, повесть. Хабаровск, 2006. — 232 с.: ил.
  • Кучеренко С. П. Звери Уссурийской тайги. Серия: Дальний Восток России. Окно в природу. Хабаровск: Приамурские ведомости, 2007. — 270, [1] с. : ил. ISBN: 978-5-8003-0167-0
  • Кучеренко С. П. Рыбалка, охота и пытки сердечные. Рассказы. — Хабаровск, 2007. — 190, [1] с.: ил.
  • Кучеренко С. П. Караси моего детства. Рассказы. Хабаровск: Союз писателей России, Хабаровское региональное отделение, 2008. — 236, [4] с. ISBN: 978-5-98621-021-6

[править] Статьи

  • Кучеренко С. П. Амурский тигр (современное распространение и численность) // Охота и охотничье хозяйство. — 1970. — № 2. — С. 20-23.
  • Юдин В. Г., Кучеренко С. П. Распространение, численность и хозяйственное значение енотовидной собаки (Nyctereutes procyonoides) в Амуро-Уссурийском крае // Зоологический журнал. — 1973. — Т. 52, вып. 7. — С. 1039-1045.
  • Кучеренко С. П. Распространение леопарда в Амуро-Уссурийском крае // Редкие виды млекопитающих СССР и их охрана. — М.: Наука, — 1973.
  • Кучеренко С. П. Воздействие амурского тигра на популяции его жертв // Редкие виды млекопитающих и их охрана: Мат-лы 2-го Всесоюз. совещания. — М.: Наука, — 1977.
  • Кучеренко С. П. Регулировать численность хищников // Охота и охотничье хозяйство. — 1977. — № 10.
  • Кучеренко С. П. Цена охраны тигра // Охота и охотничье хозяйство. — 1993. — № 2.

[править] Литература о жизни и творчестве

  • В. Симаков. За синей птицей. Мол. дальневосточник. 1983. 17 дек.
  • С. Кучеренко. От автора. Лесные знакомства: Новеллы. Хабаровск, 1986. — с. 5–6.
  • Писатели Дальнего Востока: Библиографический справочник. Выпуск 2. Хабаровск: Хабаровское книжное издательство 1989. — с. 159-160.
  • К. Савельева. Охота — это призвание. (Интервью С. Кучеренко). Охота и охотничье хозяйство. № 7. 1994. — с. 12-15.
  • Три жизни Сергея Кучеренко: беседа с писателем. С. Кучеренко о его жизни и дальневосточной природе. Тихоокеанская звезда, 29 янв. 1997. — с. 1.
  • В. Русскова. Таежный бог Сергея Кучеренко. Приамурские ведомости, 11 октября 2002. — с. 3.
  • Биогр. справка о С. П. Кучеренко; библиогр. Время и события: указ.-справ. по Дальневост. федер. окр. на 2007 г. Зон. совет б-к Дал. Востока, ДВГНБ – Хабаровск, 2006. – С. 129.
  • Список литературы о С. П. Кучеренко. Календарь знаменательных и памятных дат на 2007 год. Центр детского чтения ДВГНБ. Хабаровск, 2006. – С. 80.
  • З. Жирнова. Четыре жизни С. Кучеренко. Тихоокеанская звезда, 11 октября 2007. – С. 5.

[править] Рецензии

  • Чинарева Т. По тропинкам детства. Дальний Восток. № 10. 1987.— с. 157–158.
  • Леонов Ю. С любовью и тревогой… Литературная Россия. 25 марта 1988. — с. 20.
  • Савченко А. Окно в тайгу. О книге С. Кучеренко «Звери Уссурийской тайги». Тихоокеанская звезда, 1 июня 2007. – С. 5.

[править] Источники

  1. С. Кучеренко. Лесные знакомства. Новеллы. Хабаровск: Хабаровское книжное издательство, 1986. — 64 с.: ил.

[править] Ссылки

  • С. П. Кучеренко. Центральная детская библиотека им. М. Горького, г. Комсомольск-на-Амуре
  • Охотничьи тропы Сергея Кучеренко. Словесница искусств, региональный культурно-просветительский журнал
  • С. Кучеренко. «На косуль», альманах «Охотничьи просторы», № 21, 1965.
  • Писатели Дальнего Востока. Биобиблиографический справочник. Выпуск 2
  • Газета «Тихоокеанская звезда» от 12.10.2002. Писатель Сергей Кучеренко хочет вернуть в литературу любовь.
  • С. П. Кучеренко. Биография. Архивы Хабаровского края.
  • Блог С. Шаманова. Кучеренко Сергей Петрович: биография, публикации.

Первое масштабное наступление Красной армии во время Великой Отечественной войны началось под Москвой 5 декабря 1941 года — сегодня этой операции исполняется 80 лет. В её результате немецко-фашистские войска были потеснены на всех фронтах, угроза захвата советской столицы отступила и уже больше никогда не возникала.

В той успешной контрнаступательной операции военный талант проявили многие советские генералы, мужество и героизм — солдаты и офицеры, надёжность и эффективность — новые тогда танки Т-34 и реактивные установки «Катюша». Был в боях под Москвой, который сыграл свою немаловажную роль в успехах наступления Красной армии, и незаметный «участник» — канал «Москва-Волга». Вода тоже «воевала» против захватчиков.

Накануне годовщины того контрнаступления, Министерство обороны РФ опубликовало секретные архивные документы о специальной операции советских военных инженеров по искусственному затоплению территорий, помешавшее немцам окружить Москву зимой 1941 года. Документы опубликованы в рамках нового мультимедийного историко-познавательного раздела «Великий поворот под Москвой. Бессмертному подвигу защитников столицы посвящается». Нашлось в нём место и для использования в обороне столицы канала, который в 1947 году Сталин, в честь 800-летия Москвы и героизма защитников столицы, переименовал в «Канал им. Москвы» (КиМ).

«Одной из серьёзных причин провала немецкого наступления на севере от Москвы стало создание советскими инженерами искусственной водной преграды в долинах рек Яхромы и Сестры», — отмечает Минобороны. По информации военного ведомства, подробности этой уникальной инженерно-технической операции раскрывает впервые представленный широкой аудитории рассекреченный план командования Западного фронта. «В этом сложном и масштабном мероприятии были задействованы инженеры управления военно-полевого строительства фронта во взаимодействии со специалистами канала Москва-Волга», — говорится в сообщении.

Насколько секретны были эти архивы до недавнего времени для самого Минобороны, судить сложно — историю затопления территории на пути наступления немецкой армии с северного направления на Москву, хорошо знали и раньше многие местные жители — в Дмитрове, Яхроме, Деденево, станции Труд. Понятно, что это уже не свидетели тех событий, но рассказы о том, как здесь «топили немцев» в 1941-м с гордостью передаются из поколения в поколение.

— Вот если посмотреть на нынешнее состояние рек Яхромы и Сестры, то так сразу и не скажешь, что их можно использовать для затопления, — рассказывал ещё несколько лет назад один из местных жителей Сергей Голованёв, отец которого родился здесь ещё до войны, а в последствии был главным энергетиком одного из участков канала. — Эти реки и раньше не были, так скажем, судоходными, но воды хватало. В основном использовалась волжская вода в канале, которую как у нас говорят «бросают» от плотины к плотине, для обеспечения судоходства и подачи воды в сторону Москвы. Тогда были затоплены огромные площади, в которых и увязли немецкие танки. Да и сам канал стал огромным противотанковым рвом.

Здесь можно ещё заметить, что использовали затопление территорий не только в районе Яхромы. Началось ещё с Иваньковского водохранилища, где вначале произвели сброс воды, в результате чего подо льдом образовались пустоты и немецкие танки стали проваливаться, а затем воду пустили обратно, чем окончательно сломали весь ледовый покров.

На участке канала в районе Дмитрова произошло практически тоже самое, только воду потом пустили в «обратку» и затопили пути немецкого наступления. «Водой залило большое пространство, что сделало невозможным перемещение по нему военной техники, — отмечается в опубликованном документе. — Было также предусмотрено и недопущение использования этих мест в качестве посадочных площадок — в лёд были вморожены колья».

Изначально канал «Москва-Волга» (нынешний КиМ), протяженностью в 128 километров, строительство которого было завершено в 1937 году, предназначался для пополнения столицы питьевой водой (80 процентов всего запаса), а уж во втором предназначении — для судоходства. Вода из Волги, идущая в Белокаменную в районе Дубны, и сейчас обеспечивает более половины потребности водоресурса Москвы.

В 1941-м, продвигаясь к столице СССР с двух направлений, чтобы взять её в «клещи», немцы канал не бомбили, даже движущиеся по нему суда не обстреливали. Берегли по той причине, чтобы использовать воды Волги для затопления Москвы. Гитлер планировал опустить этот ненавистный ему город на дно, скрыть под водой. В итоге получилось так, что именно волжские воды в Подмосковье помогли приостановить продвижение его танков, а затем сыграли свою роль в успешном развитии контрнаступления Красной армии.

Сыграл канал, вернее его люди, и другую роль в «Великом повороте под Москвой». Большая часть его сотрудников добровольцами ушли на фронт, но и оставшиеся, казалось бы, в тылу работали на победу на своём участке. Канал предоставил армии свою телефонную связь, в том числе и с Москвой. Работники гидросооружений участвовали в наведении переправ через русло канала при наступлении советских войск (автомобильный и железнодорожный мосты в районе Дмитрова были взорваны).

Была война, была и неразбериха — переброшенные с Дальнего Востока войска поначалу оказались без тылового обеспечения и частей связи. Управление рабочего снабжения канала распорядилось собрать со своих складов и магазинов все продукты для организации питания военнослужащих, но в «сусеках» были в основном крупы и жиры, которые ещё и приготовить нужно.

С полевыми кухнями у армии была проблема, их просто не успели ещё подвезти, пришлось помогать и в этом — солдат должен быть накормлен, в том числе и горячим. Котлы собирали по всем участкам зоны Икша-Яхрома-Дмитров, их снимали даже с детских садов и бань. В итоге подошедшие войска удалось прокормить почти в течение недели. В атаку красноармейцы ушли сытыми.

Уже 6 декабря началась битва за Москву, 8 декабря была очищена от немецких войск Яхрома, к 10 декабря полностью освобожден Дмитровский район — советские войска перешли в наступление по всему фронту. Это был первый перелом в ходе всей войны. Как отмечается сейчас в документах Минобороны, именно благодаря заранее выстроенной оборонительной системе удалось выиграть время для того, чтобы подготовить резервы и впоследствии с их помощью нанести решительный удар по немецко-фашистским войскам, в частности, в районе к северу от Москвы. Сыграл здесь свою роль и канал, ставший каналом обороны, а потом и местом наступления Красной армии в декабре 1941 года.

К слову, с момента начала Великой Отечественной и до начала контрнаступления под Москвой, канал бесперебойно поставлял воду в столицу, даже несмотря на её использование в зонах затоплений.

В результате военных действий многие сооружения канала сильно пострадали, но Государственный Комитет Обороны принял решение о восстановлении канала и его пуске к навигации 1942 года. Полное восстановление канала «Москва-Волга» было завершено в 1943 году.

«Как прекрасен этот мир…»
Духовные писатели и русские поэты
о красоте Божьего мироздания

Автор фотографий Зимина Марина Геннадьевна,
преподаватель информатики, г. Владивосток

01%2B10070

Дальний Восток. Морской заповедник

Романов Константин
(К.Р.)

***
Бывают светлые мгновенья:
Земля так несравненно хороша!
И неземного восхищенья
Полна душа.

Творцу миров благоуханье
Несет цветок, и птица песнь дарит:
Создателя Его созданье
Благодарит.

О, если б воедино слиться
С цветком и птицею, и всей землей,
И с ними, как они, молиться
Одной мольбой;

Без слов, без думы, без прошенья
В восторге трепетном душой гореть
И в жизнерадостном забвенье
Благоговеть!  2 июля 1902, Стрельна

02%2B10015

Дальний Восток. Морской заповедник

Святитель Феофил
Антиохийский
Что было бы великого, если бы Бог создал мир из готовой материи? И у нас
художник, получив от кого-либо вещество, формирует из него что угодно. Но
могущество Бога в том и проявляется, что Он из ничего произвел все, что только
пожелал.

03%2B%25D0%259C%25D0%25BE%25D1%2580%25D0%25BE%25D0%25B7%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BA

Морозник. Роза Христа

Святитель Игнатий
Ставропольский
Сад во время зимы
Однажды сидел я и глядел пристально на сад. Внезапно упала завеса с очей
души моей: пред ними открылась книга природы. Это книга, данная для чтения
первозданному Адаму, книга, содержащая в себе слова Духа, подобно Божественному
Писанию. Какое же учение прочитал я в саду? Учение о воскресении мертвых,
учение сильное, учение изображением действия, подобного воскресению.
Если бы мы не привыкли видеть оживление природы весною, то оно показалось бы
нам вполне чудесным, невероятным. Не удивляемся от привычки; видя чудо, уже как
бы не видим его! Гляжу на обнаженные сучья дерев, и они с убедительностью
говорят мне своим таинственным языком: «Мы оживем, покроемся листьями,
заблагоухаем, украсимся цветами и плодами. Неужели же не оживут сухие кости
человеческие во время весны своей?» Они оживут, облекутся плотью; в новом виде
вступят в новую жизнь и в новый мир.

04%2B20045

Дальний Восток. Морской заповедник

Ломоносов М.В.
Велик Зиждитель наш Господь!
Уже прекрасное светило
Простерло блеск свой по земли
И Божия дела открыло.
Мой дух, с веселием внемли,
Чудяся ясным толь лучам,
Представь, каков Зиждитель сам!

Когда бы смертным толь высоко
Возможно было возлететь,
Чтоб к солнцу бренно наше око
Могло, приближившись, воззреть,
Тогда б со всех открылся стран
Горящий вечно Океан.

Там огненны валы стремятся
И не находят берегов,
Там вихри пламенны крутятся,
Борющись множество веков;
Там камни, как вода, кипят,
Горящи там дожди шумят.

Сия ужасная громада —
Как искра пред тобой одна,
О коль пресветлая лампада
Тобою, Боже, возжжена
Для наших повседневных дел,
Что ты творить нам повелел!

От мрачной ночи свободились
Поля, бугры, моря и лес
И взору нашему открылись,
Исполненны твоих чудес.
Там всякая взывает плоть:
«Велик Зиждитель наш, Господь!»

Светило дневное блистает
Лишь только на поверхность тел,
Но взор твой в бездну проницает,
Не зная никаких предел.
От светлости твоих очей
Лиется радость твари всей.

Творец! Покрытому мне тьмою
Простри премудрости лучи
И что угодно пред Тобою
Всегда творити научи
И, на Твою взирая тварь,
Хвалить тебя, бессмертный Царь.

05%2B10080

Дальний Восток. Морской заповедник

Жан Луи Родольф
Агассис (1807-1873), швейцарский естествоиспытатель
Мир есть самое наглядное доказательство бытия личного Бога, Творца всех
вещей и Промыслителя мира.

Преподобный Максим
Исповедник
Вседостаточный Бог произвел твари из небытия в бытие не потому, чтобы в
чем-либо имел нужду, но чтобы они, по мере своей способности воспринять,
причащаясь Его блаженства, наслаждались и чтобы Сам Он радовался делам Своим,
видя их радующимися и всегда ненасытимо насыщающимися ненасытимым.

Екатерина Васильева,
актриса театра и кино, народная артистка России
…Сейчас, подходя к концу своей жизни, я понимаю, что человек свободный —
это только верующий человек. Свобода — это результат того, что человек
становится независимым от светских привычек и условностей. Человек свободен в
Боге, во Христе.

06%2BIMG 6962

Дальний Восток. Лазовский заповедник и Долина Драконов

Романов Константин
(К.Р.)
* * *
Блаженны мы, когда идем
Отважно, твердою стопою
С неунывающей душою
Тернистым жизненным путем;

Когда лукавые сомненья
Не подрывают веры в нас,
Когда соблазна горький час
И неизбежные паденья

Нам не преграда на пути,
И мы, восстав, прах отряхая,
К вратам неведомого края
Готовы бодро вновь идти;

Когда не только дел и слова,
Но даже мыслей чистоту
Мы возведем на высоту,
Все отрешаясь от земного;

Когда к Создателю, как дым
Кадильный, возносясь душою,
Неутомимою борьбою.   1 августа 1907,
Иматра

07%2B10245

Дальний Восток. Морской заповедник

Святитель Тихон Задонский
Песнь благодарности Творцу
Мир сотворен ради человека, но все вещи в мире — это следы Божий, они
свидетельствуют о Боге; они, как ручьи, ведут человека к Жизни, Источнику
Жизни, и показывают Его, и учат из Него черпать и освежать свои души. Кто бы
захотел пить из ручьев, видя самый Источник Жизни? Хороши создания, и очень
хороши, но несравненно лучше Создатель, Который их сотворил хорошими.
Творения показывают благость и любовь Божию к нам и учат нас любить Бога,
хвалить и благодарить Его как Создателя и Благодетеля своего. Они не требуют
любви к самим себе, но как бы так говорят нам: «Мы сотворены Создателем для
вашей пользы и вашего употребления, любите Того, Кто нас сотворил ради вас, а
не нас самих, ибо мы сами любить вас не можем, и, употребляя нас ради своей
пользы, благодарите Того, Кто дал нас вам».
Из этого ты узнаешь, христианин, что есть Бог-Творец, о Котором свидетельствуют
создания, как мастерство о мастере. Все имеет от Него свое начало и бытие. Все
повелением Божиим служит человеку. Человек, пользуясь Божиим созданием,
непременно должен благодарить Бога, славить имя Его и усердно служить Ему.

08%2Bslide 36

http://images.myshared.ru/4/288667/slide_36.jpg

Михаил Лермонтов
***

Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зеленого листка;

Когда росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой,
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой;

Когда студеный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он,—

Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе,—
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога.

09%2B10085

Дальний Восток. Морской заповедник

Готфрид Лейбниц
(1646-1716), немецкий математик
Сотворенный мир является совершеннейшим. Божественное всемогущество
произвело его.

Священномученик
Ириней Лионский
Самое творение указывает на Сотворившего его, самое дело объявляет о Том,
Кто его произвел, и мир проповедует Устроившего его.

Святитель Феофан
Затворник
Как из книги познается разум сочинителя, из здания — мудрость архитектора,
как отражается в зеркале чистый образ смотрящегося в него, так и из созданий и
совершенства каждого из них познается Создатель.

Святитель Игнатий
Ставропольский
Действием воли Божией сотворены миры, видимый и невидимый, сотворен и
искуплен человек, совершены и совершаются все события, общественные и частные,
из которых светит, как солнце с неба, Божия благость, Божие Всемогущество,
Божия Премудрость.

10%2BIMG 6716

Дальний Восток. Лазовский заповедник и Долина Драконов

Максимилиан Волошин
***

И будут огоньками роз
Цвести шиповники, алея,
И под ногами млеть откос
Лиловым запахом шалфея,
А в глубине мерцать залив
Чешуйным блеском хлябей сонных,
В седой оправе пенных грив
И в рыжей раме гор сожженных.
И ты с приподнятой рукой,
Не отрывая взгляд от взморья,
Пойдешь вечернею тропой
С молитвенного плоскогорья…
Минуешь овчий кошт, овраг…
Тебя проводят до ограды
Коров задумчивые взгляды
И грустные глаза собак.
Крылом зубчатым вырастая,
Коснется моря тень вершин,
И ты возникнешь, млея, тая,
В полынном сумраке долин.

11%2B10145

Дальний Восток. Морской заповедник

Святитель Игнатий
Ставропольский
Житейское море
Пред взорами моими — величественное море. Какое в недрах моря хранится
вдохновение! Какая чувствуется полнота в душе, когда глаза насладятся и
насытятся созерцанием моря! Несется Святая Церковь по волнам житейского моря и
пребывает превыше волн его Божественным учением, содержа в недре своем истинное
Богопознание, истинное познание о человеке, о добре и зле, о мире вещественном
и временном, о мире духовном и вечном.
Все истинные христиане по всей вселенной принадлежат единой истинной Церкви и,
содержа ее учение в полноте и чистоте, составляют то собрание кораблей, которое
преплывает житейское море, не погружаясь в темных глубинах его.
На море вещественном не может быть постоянного жилища; на нем живет одно
странствование: и на море житейском нет ничего постоянного, нет ничего, что
оставалось бы собственностью человека навсегда, сопутствовало ему за гроб. Одни
добрые дела его и грехи его идут с ним в вечность.

12%2B20010

Дальний Восток. Морской заповедник

К.Р.
Молитва

Научи меня, Боже, любить
Всем умом Тебя, всем помышленьем,
Чтоб и душу Тебе посвятить
И всю жизнь с каждым сердца биеньем.

Научи Ты меня соблюдать
Лишь Твою милосердую волю,
Научи никогда не роптать
На свою многотрудную долю.

Всех, которых пришел искупить
Ты Своею Пречистою Кровью,
Бескорыстной, глубокой любовью
Научи меня, Боже, любить!

13%2BP7106389

Дальний Восток. Лазовский заповедник и Долина Драконов

Святитель Тихон
Задонский
Премудрость Творца
Как сочинитель книги из разума своего выносит слова и пишет их на бумаге, и
так сочиняет книгу, и как бы из ничего делает нечто, так Премудрый и Всемогущий
Создатель сотворил все, что писал в Своем Божественном разуме, чего пожелал, и
как бы книгу, состоящую из двух листов, то есть неба и земли, сочинил.
В этой книге видим Божие Всемогущество, Премудрость и Благость. Всемогущество,
ибо Он сотворил все из ничего Своим пожеланием и Словом. Премудрость, ибо все
сотворил премудро: Все соделал Ты премудро (Пс. 103, 24). Благость, ибо все не
ради Себя, но ради нас сотворил. Ибо как прежде начала веков, так и ныне, и во
веки веков Он пребывает во всесовершенном блаженстве.

Святитель Василий
Великий
Прославим наилучшего Художника, премудро и искусно сотворившего мир, и из
красоты видимого уразумеем Того, Кто превосходит красотой всех, и из величия
этих чувственных вещей сделаем вывод о Бесконечном, превышающем всякое величие
и по множеству силы Своей

14%2B20015

Дальний Восток. Морской заповедник

А.А. Фет
***
Молятся звезды, мерцают и рдеют,
Молится месяц, плывя по лазури,
Легкие тучки, свиваясь, не смеют
С темной земли к ним притягивать бури.

Видны им наши томленья и горе,
Видны страстей неподсильные битвы,
Слезы в алмазном трепещут их взоре —
Все же безмолвно горят их молитвы.

15%2B10047

Дальний Восток. Морской заповедник

Преподобный Антоний
Великий
Для чего создан человек? Для того, чтобы, познавая творения Божий, он зрел
Самого Бога и прославлял Создавшего их для человека; ум, любовью к Богу
прилепленный (боголюбен и боголюбезный), есть невидимое благо, от Бога даруемое
достойным за добрую жизнь.

Святитель Иоанн
Златоуст:
Глаз для того и создан, чтобы мы видя им творения Божии, прославляли их
Создателя.

Святитель Игнатий
Ставропольский
Увидеть Бога, ясно видимого в видимой природе, воздать Ему поклонение,
славословие, благодарение предоставлено всем человекам.

Святитель Василий
Великий
Четвероногие смотрят в землю и потуплены к чреву, а у человека взор обращен
к небу, чтобы он не предавался чреву и плотским страстям, но имел всецелое
стремление к Небесному шествию.

Священномученик Петр
Дамаскин:
Не чтобы гневаться на нас, создал нас Бог, но для получения спасения, чтобы
мы, насладившись Его благами, были благодарны в отношении к Благодетелю.

16%2BP7106379%2B2

Дальний Восток. Лазовский заповедник и Долина Драконов

Святитель Феофил
Антиохийский
Бог привел все из небытия в бытие, чтобы из творений было познаваемо Его
величие.

Преподобный Антоний
Великий:

Для человека создал Бог небо, украшаемое звездами, для
человека создал Он землю – и люди возделывают ее для себя. Не чувствующие
такого Божия промысления несмысленны душою.

Виссарион Белинский
(1811-1848), литературный критик

Есть книга, в которой сказано все, все решено, после которой
ни в чем нет сомнения, книга бессмертная, святая, книга вечной истины, вечной
жизни — Евангелие. Весь прогресс человечества, все успехи в науках, философия
заключаются только в большом проникновении в таинственную глубину этой
Божественной книги. Основание Евангелия — откровение истины посредством любви и
благодати.

Святитель Иннокентий
Херсонский
Посмотрите на свод небесный, усеянный звездами, на восходящее солнце: не
образ ли это премудрости Божией?

17%2B10250

Дальний Восток. Морской заповедник

Святитель Игнатий
Ставропольский
На глас Божий явились небо, земля, светила небесные, отделились от земли
воды в свои хранилища, потом земля покрылась произрастениями, населилась
различными животными. Земля, созданная, украшенная, благословенная Богом, не
имела никаких недостатков. Она была преисполнена изящества.

Преподобный Ефрем
Сирин:
Благословен Сотворивший нас орудиями славы Своей и вложивший славословие в
недостойные уста наши! Хвала щедротам Его, потому что перстных соделал Он
сослужителями Ангелов, чтобы в яркую ночь и во всякое время воспевали они
святое имя Его!

Святитель Тихон
Задонский
Должен быть велик Тот, Кто из ничего сотворил такую великую машину, должен
быть премудр Тот, Кто сотворил все так премудро. Должен быть добр Тот, Кто все
доброе сотворил. Кто подал свет солнцу, луне и звездам. Тот Сам в Себе
непременно есть лучший свет.

18%2B10120

Дальний Восток. Морской заповедник

Святейший Патриарх
Алексий II
Христианство говорит, что человек приходит в мир для того, чтобы после него
мир стал чуть-чуть светлее и добрее.

Святитель Тихон
Задонский
День ото дня восходи на гору добродетелей, непрестанно, на всякий день,
прилагай усердие к усердию — да направишь себя на все стези правые. Видя
творения, дивись и приноси славословие Творцу творения; не к творению прилагай
свои чувства, но к Богу — Творцу всего — возводи сердце и душу твою.

Святитель Иоанн
Златоуст:
Не для того Бог создал тебе глаза, чтобы ты делать их орудием
прелюбодеяния, но для того, чтобы, взирая на Его творения, благоговел перед
Творцом.

Источник:

«Как прекрасен этот
мир»: Православный календарь. – М.: Сестричество во имя свт. Игнатия
Ставропольского при храме Святого Духа сошествия

  • Рассказы про деда мороза
  • Рассказы про дальнобойщиков слушать
  • Рассказы про войну для детей дошкольного возраста
  • Рассказы про бабу ягу слушать
  • Рассказы про вов 1941 1945