И грянул Гром: Василий Мидянин о нашумевшей экранизации успешного комикса от Bubble

Посмотрев фильм “Майор Гром: Чумной доктор” и взявшись писать на него рецензию, я остро пожалел, что в прошлый раз уже использовал в качестве эпиграфа строку из творческого наследия группы “Несчастный случай” — “Никто не знал, а я — Бэтмен! Смотрите, люди, я — Бэтмен!” — происходящее она описывает исчерпывающе. Только на сей раз Бэтмена, в отличие от фильма “Никто”, изображает из себя не положительный герой, а отрицательный — на таком бэтменообразии даже сделан особый акцент в разговорах действующих лиц. И о реальной личности Чумного доктора догадаться не так-то просто.

Главный маньяк черпает вдохновение не только в образе Бэтмена. Его угрюмые рассуждения низким сексуальным голосом о городе, наполненном человеческими нечистотами, и необходимости его очистить, вызывают в памяти Роршаха из “Хранителей” — вот только когда был создан революционный комикс Мура, по которому снят фильм Снайдера, не было ещё широко доступного Интернета, поэтому гневные филиппики Роршах произносил во внутреннем монологе, а Чумной доктор, в отличие от него, ведёт собственный блог и делает стримы, словно свирепый демон из фильма “Час дьявола”.

Элементы биографии Бэтмена достались и главному протагонисту майору Грому, суперуспешному оперу с повадками героев Бельмондо, не признающему полицейской формы. Майор — слишком высокое звание для полевого опера, нищего молодого бобыля, которому уже давно пора иметь свой кабинет, а не жалкое место в опенспейсе; впрочем, не будем заостряться на мелочах, ибо это — экранизация комикса, а в комиксе зачастую не заморачиваются хотя бы минимальным правдоподобием. С Бэтменом Грома роднит то, что антагонист тоже откровенно подставляет его, выдавая за себя — опасного маньяка и психопата.

Будем честны, для России комиксовая компания “Баббл”, в числе прочего выпустившая многосерийный комикс “Майор Гром”, — явление скорее уникальное. Многое в её работе, конечно, скопировано с “Марвел”, но в России подобного ещё не было. Попытки делать отечественный комикс случались и до неё, однако “Баббл”, по-моему, первая доказала, что такое может быть прибыльным. До её появления на рынке наш комикс проваливался в продаже с оглушительным грохотом.

Своё вторжение в кинематограф “Баббл” начал в 2017 году выпуском короткометражки “Майор Гром”, которая на фоне происходящего в отечественном кино выглядела на тот момент весьма вдохновляюще. Туго завязанная в единый узел история, бесконечные афоризмы, непрерывно изрекаемые героями, эффектные ситуации, фантастически-реалистические локации, необычные ракурсы — всё свидетельствовало о том, что перед нами отличный нестандартный кинокомикс: не шедевр артхауса, конечно, но крайне крепкий и кассовый молодёжный хит; наши, типа, могут ещё и так. К сожалению, эта короткометражка заставила зрителя подходить к одноименному полному метру с завышенными ожиданиями. Понятно, что у полнометражного кино другие задачи и другие инструменты, что в короткометражке гораздо легче, чем за полтора часа, от начала до конца выдержать повышенный драйв.

Тем более за два часа с лишним.

Впрочем, имел “Баббл” и крайне странный опыт — вторую короткометражку громовской франшизы “Самолётики”, так себе снятую, в которой доведённым до крайности беспределом власть имущих жителям Питера предлагалось сделать бумажный самолётик и запустить его в окно как символ того, что они поддерживают протест. Главный герой так и делает — но он со своим протестом совершенно одинок среди окружающих угрюмых хрущевок, всех всё устраивает, этот тупой народ в этой неритмичной стране не исправить ничем, и т.д. Потом камера перемещается на другую сторону здания — и вуаля, там невероятная веселая вакханалия бумажных самолетиков, настоящая метель, каковые кадры вызвали бурное ликование и овации на Комик Коне 2017, где эта короткометражка впервые была показана. Ни у кого фальшь ситуации вопросов не вызвала: так не бывает — чтобы во дворах ни одного самолётика, а со стороны улицы целые сугробы. Символизм, я понимаю — там живут дельфины, а там анчоусы. Обычное дело для Санкт-Петербурга. Но это такой инфантильный символизм, что просто скулы сводит.

А главное, полнометражный фильм-то как раз об обратном. О том, что одиночный мститель с психологическими комплексами размером с двухэтажный дом не может присваивать себе право судить и карать других, если сам не хочет оказаться опасным преступником. Потому что от присвоенного себе права карать виновных до фашизма — один шаг. (Спасибо, я знаю, что такое итальянский фашизм и его отличия от режима Третьего рейха, традиционную советскую дефиницию вместо расплывчатого в данном случае термина “национал-социализм” я употребляю, чтобы было ясно большинству читателей).

Кадры из фильма «Майор Гром: Чумной доктор»

Замечу, кстати, что майор Гром, который ищет маньяка при помощи мордобоя в среде явно асоциальных ребят, всё же никого при этом не убивает, а в числе его друзей находится владелец бойцового клуба, на котором явно криминальные пробы ставить негде. Но этот скользкий типчик пользуется расположением и майора, и сценаристов. В конце он вообще выглядит героем, выводя своих ребят на улицу против озверевших революционеров Чумного доктора.

Полнометражный фильм после покоривших Сеть короткометражек снимался долго и тяжко. За это время успели поменять и режиссёра, и главного актёра, и дизайн костюма Чумного доктора, который появлялся в последних кадрах первой короткометражки. К сожалению, на пользу делу это категорически не пошло. Из полного метра куда-то ушли вся лёгкость и остроумие первой короткометражки. Это всё тот же майор Гром, с фирменными шутками и трюками, но теперь вынужденный тащить на себе двухчасовую историю, расползающуюся от любого неосторожного движения.

Фильм определённо копирует западные образцы — видимо, в расчёте на хорошие зарубежные продажи. Оттуда заимствовано много завиральных идей — в частности, о том, что любой ненормальный, дорвавшись до СМИ, одним щелчком пальцев способен превратить аудиторию в толпы обезумевших мародёров, как это происходит в “Джокере”. Возможно, с западными жителями, которые готовы раскрыв рот слушаться телевизора, именно так всё и обстоит. Но представить себе благородного мстителя, который стримами в Сети доводит Питер до предреволюционной ситуации, несколько затруднительно. Слишком могучая получена в девяностые годы прививка от чужого бла-бла-бла, чтобы толпы русских по любому свистку выбегали на улицы громить и мочить.

Сам Доктор пользуется примерно тем же набором лозунгов и инструментов, что и популярный в Сети лет пятнадцать назад Мистер Фримен — насколько я понимаю, первая серьёзная попытка — ещё до Навального — воздействовать на умы российской молодёжи и побудить их к майдану. Для устоявшейся личности многие его постулаты как минимум сомнительны, а для бунтарской молодёжи — самое то: чёрт! а ведь действительно пригодных для жизни территорий в России меньше, чем в Судане! Как высчитывался этот волшебный результат — вопрос к создателям Мистера Фримена, а тем, кто безоговорочно и без каких-либо доказательств верит в такие выводы, неплохо было бы проследовать в Судан. За райской жизнью.

В процессе просмотра фильма вообще регулярно просыпается мой личный карманный Станиславский с истошными воплями: “Не верю! Не верю!!!”. Скажем, каким образом в башню “хозяина жизни” в финале фильма проникают незамеченными блогерша и помощник майора Грома — там нет охраны? Такой же вопрос хочется задать, когда в закрытый клуб, где расслабляются миллиардеры, вдруг вламывается с улицы гопота с бейсбольными битами. Да и из российского СИЗО сбежать — пара пустяков. Ну, и финал — как обычно в голливудской традиции: явившаяся полиция немедленно вяжет виновных и совсем не трогает положительных героев, даже ни в чём не разобравшись (в нашей действительности разбираться должны другие люди, а обнаруженных на месте преступления людей необходимо заштабелировать и доставить в отделение — там уже и будут устанавливать, кто виноват и кто на кого надел чужой супергеройский костюм). Короче, это зрителю очевидно, что наши хорошие и ни в чём не виноваты, но участвующему в операции спецназовцу это неизвестно. Как это в сериале “Шерлок”: “Но как они отличают пострадавших от остальных?” — “Пострадавшему обычно дают плед”. — “Так! Я пострадавший, вот мой плед!”

И эта вот игра “в Чапаева” раздражает неимоверно. То есть когда надо — это наш Питер и наши больные вопросы. Когда внезапно становится не надо — что вы, это просто нереалистический комикс, мы в домике, претензии не принимаются. Как кричал по этому поводу киношный Бармалей, ощутив, что перевес не на его стороне: всё, дальше неинтересно, дальше без меня!..

Ну, и об экшне. В статье о первой масштабной отечественной постановке по комиксу непременно нужно сказать об экшне. Так вот: поскольку главным референсом взят оскароносный “Джокер”, заработавший очень много денег, создатели “Майора Грома” тоже решили, что для зрительского интереса это не главное. То есть боевиковая составляющая безусловно присутствует, порой даже очень присутствует, но это не главное. Интересный остросоциальный рассказ гораздо важнее.

Не уверен, что так действительно лучше для кассы. Хотя первые отчёты о прокате “Майора Грома” свидетельствуют, что я, наверное, ошибаюсь, и кинематографисты реально нашли, чем заманивать зрителя в залы: текущей повесткой дня.

Понравилась статья?
Поделитесь с друзьями.

При копировании или перепечатке материалов активная индексируемая ссылка на сайт fitzroymag.com обязательна.

4.6
8
голосов

Оцените статью

Пожалуйста, войдите, чтобы прокомментировать

Межтекстовые Отзывы

Посмотреть все комментарии

Вам также может понравиться

Йорктаунская кампания

Американская революция. Часть XXIV

Игры нанайских мальчиков

Торговые войны с нулевой суммой на фоне стиральных машин

Новые рекорды “Пивной мили”

“Больше не хочу, сдавайся!”