Автор: Новикова Ольга Ивановна
Организация: МКОУ «СОШ № 19»
Населенный пункт: Тульская область, г. Новомосковск
Цель: формировать нравственные качества человека;
объяснить, что правдивость и честность — слова противоположные по значению лжи и нечестности, развивать индивидуальность и субъективность детей, творческие и коммуникативные способности, обогащать жизненный опыт.
Ход классного часа
I. Организационный момент. Эмоционально — психологический настрой на учебную деятельность.
Добрый день, ребята!
Давайте встанем и скажем:
«Здравствуйте!» руками (по кругу здороваются руками).
Скажем:
«Здравствуйте!» глазами (по кругу кивают друг другу головой).
Скажем:
«Здравствуйте!» мы ртом, станет радостно кругом.
II. Целевая установка и определение темы.
Ребята, прежде чем определить тему нашего сегодняшнего классного часа, прочитайте слова, написанные на доске. Подберите к ним антонимы: (Слайд 2)
ложь — ………. нечестность — ……….
— Сегодня на классном часе мы поговорим с вами о честности и правдивости человека.
— Ответьте, пожалуйста, на вопросы:
1) Что значит быть честным человеком?
2) Всегда ли я бываю честным?
3) Какие чувства я испытываю, когда кому-то солгал?
4) Какие чувства испытываю я, когда меня кто-то обманул?
— Мы часто говорим, что мир держится на справедливости и правде.
Честность и правдивость — слова, которые очень близко стоят к слову “честь”.
— Что же такое честность и правдивость? Обратимся к словарю.
Честность — честное поведение, честное отношение к кому-то или чему-то. Честность — нравственное качество личности, выражающееся в верности долгу и своим убеждениям, в умении добросовестно относиться к порученному делу.
Правдивость — склонность говорить, высказывать правду. Правдивость — положительное моральное качество, выражающееся в том, что слова человека соответствуют его мыслям, чувствам и не расходятся с делом. Иначе говоря: (слайд 3)
Честность — это соответствие дела данным обещаниям.
Правдивость — это соответствие слов делам.
— Ребята, эпиграфом к нашему классному часу будут слова известных философов. (Слайд 4) О чем эти высказывания, как вы их понимаете?
Честность есть простейшее выражение правды
С. Смайлс
Будь хотя бы сам честен настолько, чтобы не лгать другим.
Ф. Бэкон
III. Основная часть
1. — Послушайте рассказ, а затем поделитесь своими мыслями и чувствами по поводу услышанного.
«В одном классе дружили два мальчика. Всюду они были вместе. Все считали их настоящими друзьями. Витя учился хорошо, а Гена немного хуже, особенно по математике. У Гены долгое время болела мама, и он старался, как мог, не огорчать её. И вот в это время по математике была контрольная. Учительница вошла в класс, записала задания на доске, дети начали работать. Витя быстро справился с работой и, видя, что Гена не решил задачу, написал на бумажке и бросил ему. Гена увидел шпаргалку, быстро поднял её, прочитал — вся задача была решена ….»
— Ребята, как вы думаете, что произойдет дальше? Спишет или не спишет?
(выслушав мнения ребят, продолжаю читать рассказ)
«Долгое время Гена не знал, как поступить, но мысль о больной маме поборола его совесть. Он списал работу и сдал тетрадь. Целый день у Гены было плохое настроение, мама заметила это, но сын ничего не сказал. Наступил следующий день. Учительница стала объявлять оценки. Она похвалила детей, которые хорошо написали работу, особенно она была довольна Геной: «Ты очень порадовал меня, Гена», — сказала учительница и отдала ему тетрадь. Гена взял тетрадь, но посмотреть в глаза учительницы не смог, стыдно было ему. А за соседней партой тихо плакала Катя, она получила за контрольную «2». Урок почти закончился, Гена вдруг встал, подошел к учителю и сказал: «Ольга Николаевна, поставьте мне «2», пятерка-это не моя оценка, я работу списал». Учительница сказала: «За правду спасибо, Гена, это очень хорошо, что ты понял все». Она исправила оценку на «2», а Гена нес тетрадь так, будто он получил пятерку, а не двойку.
— Что вы можете сказать о поступке Гены, правильно он поступил, признавшись в обмане?
— Легко ли ему было признаться в своем поступке? Почему?
— Какие качества характера он проявил? (смелость, храбрость, честность)
— А как бы вы поступили в подобной ситуации?
2. Работа в группах
Проанализируйте ситуацию.
1 группа. Представьте себе, что у вас дома есть красивая ваза, которой дорожат ваши родители, но вы случайно разбили её. Как вы поступите в этом случае? Как отнесутся к вам ваши родители после того, как вы признались и извинились?
(Мама и папа — самые близкие вам люди. Они вас поймут, простят, потому что любят вас. Они видят, что их ребенок растет честным)
2 группа. Представьте себе, у вас есть самый лучший друг. Вы были свидетелем того, что он кого-то обманул. Что вы будете делать?
(Если вы промолчите, то вы, как и ваш друг, тоже будете нечестным человеком, настоящий друг должен говорить правду)
3 группа. Вы нашли чужой сотовый телефон. Он вам нравится, как вы поступите?
3. Собери пословицы
Кто вчера солгал, | дружбу губит |
Как бы не пряталась ложь- | за собой большую ведет |
Ложь до добра | правда ее отыщет |
Маленькая ложь | тому и завтра не поверят |
Ложь | не доведет |
Проверка (Слайд 5)
4. О коррупции
Учащиеся 8-го класса о коррупции ученикам 4-го класса
1) Инсценировка
В класс входит Мартышка:
— Приехала я к вам из самой Африки,
— А что же у тебя случилось?
— Пришла я к Доктору Айболиту:
Мартышка: Беда! Беда! Скорее! Скорее! Спасите! Спасите!
Айболит: Не торопись, Мартышка, расскажи все по порядку.
Мартышка: Беда! В Африке все наши детишки заболели! У них болят животики!
Айболит: Да, это, скорее всего эпидемия! Ну что же, подумаем, как можно решить этот вопрос.
Мартышка: Что же тут думать, полетели скорее в Африку!
Айболит: Вы знаете, Мартышка, во-первых, у меня нет времени. Во-вторых – нет лекарств. И в- третьих – нет денег, наконец!
Мартышка: Ужас! Ужас! Ужас! Что же будет с нашими детишками? А ничего нельзя придумать, Доктор?
Айболит: Можно! Соберите мне одну грузовую машину бананов, тогда я вылечу ваших детишек.
Мартышка: Доктор Айболит! Вы же добрый Айболит! Как мы соберем столько бананов, ведь у нас дети больные?
Айболит: Ничего не знаю, или бананы, или я не буду их лечить!
С.Давайте, ребята поможем Мартышке разобраться в такой не простой ситуации.
2) Беседа с учащимися
Н.- Как называется человек, берущий взятку? ( Взяточник)
Н.- Что же такое взяточничество? (Учащиеся предлагают свои варианты ответа)
Учитель предлагает найти ответ на вопрос в энциклопедическом словаре. Взяточничество — получение должностным лицом любым путём и в любой форме материальных ценностей или предоставление ему материальных благ за совершение (или не совершение) в интересах взяткодателя действий, входящих в компетенцию данного должностного лица. Уголовное законодательство устанавливает ответственность за получение и дачу взятки, посредничество по взяточничеству.
С.-Что представляет собой взятка? (ответы детей)
Конверт с деньгами, ценная вещь, взаимная услуга (Ты — мне, я — тебе)
С.- Кто такой посредник?
Человек, через которого осуществляется взятка.
Н. — Почему люди дают взятки?
Н. — Почему люди берут взятки? (Выступают представители от групп.)
Взяточничество — это одна из составляющих ещё более обширного явления в обществе, которое называется коррупция.
— Приходилось ли вам слышать это слово? Что оно обозначает?
( Ученики говорят, что это слово слышали в новостях, видели в газетах, затрудняются в объяснении)
С. О коррупции сейчас знают все. Подавляющее большинство граждан знает, что коррупция — это плохо и страдает от неё. Например:
Бывают такие случаи, когда многие не поступают в институт, потому что у них нет связей и материальной возможности.
Или долго не могут устроиться на работу по этим же причинам.
Иногда за бесплатные по закону услуги вынуждены платить.
Учитель предлагает заглянуть в энциклопедический словарь и дать определение.
Н. Коррупция (от лат.corruptio-подкуп), процесс, связанный с прямым использованием должностным лицом прав, связанных с его должностью, в целях личного обогащения (подкуп чиновников и общественно- политических деятелей, дача взяток и т.д.
С. Как по — вашему, ребята, надо ли бороться с коррупцией? (ответы)
Для общества коррупция стала одной из острейших проблем. В СМИ мы часто слышим о коррупции,. Это негативное явление в обществе. Получается это преступление! Коррупция тормозит экономическое развитие страны и ставит под угрозу любые преобразования.
А если не будет преобразований, значит, и не будет движения вперед!!!
Н. Не надо думать, что борьба с коррупцией, взяточничеством идёт где- то далеко, в нашем обществе. Общество — это мы. Давайте поможем нашему правительству, подскажем меры борьбы со взяточничеством.
(Учащиеся предлагают способы борьбы с коррупцией и взяточничеством)
1. Повышение заработной платы работников правоохранительных органов;
2. Повышение заработной платы во всех отраслях, в том числе в образовании, в медицине, работникам полиции с тем, чтобы им никогда не пришло в голову брать взятку. Это будет возможно тогда, когда у людей будет достойная зарплата.
3. Раз и навсегда запрещать работать с людьми лицам, которые хотя бы один раз были замечены в получении взятки;
4. Ужесточить законы страны в отношении взяточников, чтобы страх перед наказанием был сильнее соблазна;
5. Воспитывать в людях внутренний регулятор под названием совесть.
С. Как видите, коррупция сильна, но бороться с ней можно — давать отпор коррупционерам . Скоро вы станете взрослыми, вам придётся решать многие вопросы, которые ставит перед нами жизнь. Постарайтесь найти верное решение в любой ситуации, не обходя закон.
Н.Как же мы можем помочь Мартышке? Что она должна сделать если с ней еще раз приключится подобное.( не потакать взяточникам, не давать взятку, обратиться в полицию)
— Молодцы.
5. Слово гостя.
6. Итоги тестирования
— В тестировании (см. Приложение 1) приняли участие _____ человек нашей школы. Это учащиеся 4, 5, 8, 9-х классов. Результат тестирования вы видите на слайде.
(Слайд 6)
7. Рисунок «Солнышко правдивости».
(Ученик читает ст-ие:)
В жизни по-разному можно жить.
В горе можно и в радости.
Вовремя есть и вовремя пить.
Вовремя делать гадости.
А можно и так: на рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженною солнце достать
И подарить его людям! (Сергей Островский)
— На доске изображено солнышко правдивости без лучиков. Вспомните случай, когда вы поступили честно по отношению к родителям, учителям, друг к другу, запишите на лучике и прикрепите его к солнышку, чтобы оно засияло. (Например,я признался маме, что…; я честно рассказал другу о …и т.д.)
III Заключительная часть
— Ребята, как вы считаете, мы нашли ответ на поставленный вопрос: зачем человеку быть честным?
-Если мы честны, то нам доверяют, верят, уважают, любят, мы никогда не возьмем чужого, мы обладаем смелостью, прямотой, мы искренни и правдивы.
— А сегодня честные люди нужны нашему обществу, нашей стране. Об этом часто говорит наш президент, что страна очень нуждается в честных, порядочных людях.
IV Рефлексия
(Слайд 7) На доске записаны мудрые высказывания великих людей. Прочитайте их и поставьте одно из этих сердечек к тому высказыванию, которое вам наиболее близко, которое показывает, каким человеком вы хотите стать в будущем. (Выходят к доске и ставят сердечко около понравившегося высказывания)
«Нельзя быть справедливым, не будучи человечным»
Л.Вовенарг.
«Быть добрым совсем не трудно: трудно быть справедливым»
В.Гюго.
«Никогда не поздно замолчать, если знаешь что лжёшь»
А. Дюма (сын).
V Итог
— Спасибо вам за честность, искренность.
— В заключении давайте все вместе исполним песню «Дорогою добра»
(Слайд
— Наш час общения закончен.
Приложение 1
Предназначение
Цель данного опросника — выявить уровень честности, открытости испытуемого. Предназначен для профессиональной психологической диагностики. Опросник «Честность» хорошо сочетается с теми опросниками, в которых не заложена шкала лжи: при низких показателях по шкале честности результаты диагностики по другим методикам, входящим в батарею методик, можно признавать недостоверными.
Опросник «Честность» может применяться и как самостоятельная методика, предназначенная для выявления уровня честности, открытости испытуемого. Например, в целях профотбора.
Оцениваемые качества
Честность
Порядок проведения
Внимательно прочитайте следующие утверждения. В зависимости от того, согласны Вы или нет с утверждением, напишите в бланке ответов «да» или «нет». Если Вам сложно выбрать вариант, то попробуйте представить последний месяц Вашей жизни. Оцените то, чего было больше за прошлый месяц. Не стоит слишком долго размышлять над ответом. Как правило, первый пришедший в голову ответ и является верным.
Задания
1. Бывает, что я смеюсь над неприличным анекдотом.
2. Если ко мне обращаются вежливо, то я тоже всегда отвечаю вежливо.
3. У меня бывают денежные затруднения.
4. Мне всегда приятно, когда человек, который мне не нравится, добивается заслуженного успеха.
5. Бывало, откладывал то, что требовалось сделать немедленно.
6. В компании я веду себя не так, как дома.
7. Я полностью свободен от всяких предрассудков.
8. Я не всегда говорю правду.
9. Когда я с кем-нибудь играю, мне всегда хочется победить.
10. Иногда я сержусь.
11. В свое оправдание я иногда кое-что выдумывал.
12. Бывает, что я выхожу из себя.
13. В детстве я сразу и без пререканий делал всё, что от меня требовалось.
14. Иногда я раздражен чем-нибудь.
15. Бывает, что я смехом реагирую на неприличную шутку.
16. Бывало, я опаздывал к назначенному времени.
17. Я люблю иногда посплетничать.
18. Среди тех, кого я знаю, есть такие лица, которые мне очень не нравятся.
19. Не помню, чтобы меня особенно опечалили неудачи человека, которого я не могу терпеть.
20. Мне случалось опаздывать.
21. Мне свойственно иногда прихвастнуть.
22. Иногда нет никакого желания чем-либо заняться.
23. У меня бывают иногда мысли, о которых стыдно рассказывать другим.
24. Иногда я оказывался причиной плохого настроения кого-нибудь из окружающих.
25. Бывало, что я говорил неправду.
26. Все мои привычки положительны.
27. Если я что-то обещал, то всегда сдерживаю слово несмотря ни на что.
28. Иногда могу похвастаться.
29. Подростком я проявлял интерес к запретным темам.
30. Я откладываю иногда на завтра то, что необходимо сделать сегодня.
31. У меня бывают мысли, которых следовало бы стыдиться.
32. Я иногда спорю о вещах, о которых слишком мало знаю.
33. Я люблю не всех своих знакомых.
34. Я могу про кого-нибудь сказать плохо.
Обработка результатов
Необходимо посчитать количество ответов «да» на вопросы:
1, 3, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34
и количество ответов «нет» на вопросы:
2, 4, 7, 13, 26, 27.
0 — 5 баллов. Очень низкий показатель по шкале «Честность». Свидетельствует о ярко выраженной склонности ко лжи, приукрашиванию себя. Также может свидетельствовать о низких показателях социального интеллекта. Если данный опросник применялся в составе батареи методик, то результаты по личностным опросникам следует признать недостоверными.
6 — 13 баллов. Низкий показатель по шкале «Честность». Свидетельствует о значительной склонности ко лжи. Любит приукрашивать себя, своё поведение. Если опросник применялся в составе батареи методик, то результаты по личностным опросникам не обязательно следует признавать недостоверными. Однако следует отнестить к их результатам вполне критично.
14 — 29 баллов. Нормальный результат. Склонность ко лжи не выявлена. Может быть, изредка склонен приукрашивать себя, своё поведение, но в пределах нормы.
30 — 34 баллов. Высокий результат по шкале «Честность». Такой высокий результат может быть связан не только с высокой личностной честностью, но и следствием других причин: преднамеренного искажения ответов, очень неверной самооценки. Следует осторожно отнестись к данному результату.
Притча о честности
Мы часто забываем о том, что поступки, будто бумеранг, снова и снова возвращаются в нашу жизнь. Часто, с целью, чему-то научить на собственных ошибках.
Жена одного бедного мужчины готовила масло, а он потом продавал его в местную бакалею. Вес одного бруска составлял 1 кг. Полученная выручка была неплохим подспорьем для семьи.
Но однажды бакалейщик стал сомневаться в честности бедняка, продававшего ему масло, и решил взвесить купленные порции. Оказалось, что каждая из них весила не килограмм, а 900 грамм. Это очень рассердило мужчину.
На следующее утро, когда тот самый нищий снова пришел в магазин, бакалейщик раздраженно сказал:
— Больше не приноси мне свое масло! Я все равно у тебя ничего не куплю, обманщик! Ты мне говорил, что круги весят по килограмму, тогда как на самом деле в них 900 грамм. Я не позволю себя дурить!
Бедолага заметно раскис, потупил взгляд и сказал:
— У нас, хозяин, нет весов… Мерой мне всегда служил килограмм сахара, который я купил у тебя. По нему мы с женой и взвешивали масло…
Всегда помни, что твоей мерой будут измерять и тебя!
ПРИТЧА о честности
«Давным-давно одной страной долго правил мудрый император. Пришло время, он состарился и решил объявить своего наследника. Все ожидали, что это будет кто-то из его детей или последователей. Но император придумал кое-что другое.
Он приказал собрать во дворце всех, без исключения, юношей, живущих в стране. И сказал им следующее: «Мне нужно назначить следующего правителя. И я решил, что выберу этого человека из вас».
Все, кто был в этот момент в зале дворца, впали в недоумение. Пожилой правитель продолжил: «Я дам каждому по семечку. Вы посадите его, будете ухаживать за ним в течение года, а затем вернетесь во дворец с выращенным урожаем. Тот, у кого будет самое лучшее растение, станет моим преемником!»
Юноша, которого звали Линг, тоже получил своё семечко. Когда он рассказал матери о задании императора, она помогла ему его посадить. Затем молодой человек тщательно его растил и каждое утро проверял, не появились ли маленькие росточки.
Шло время. При встрече другие юноши хвалились Лингу о своих достижениях. А в горшочке у Линга так ничего и не появилось. Он начал считать себя ничтожеством, потому что все остальные только и хвалились своим урожаем.
Незаметно пролетело полгода, но результата у Линга по-прежнему не было. Он винил во всём себя, что сам загубил драгоценное растение.
И вот завершился срок, поставленный правителем. Как и было оговорено, все юноши принесли во дворец выращенные ими растения. А Линг не хотел туда идти, но любящая его мать сказала, что надо быть честным и уметь признавать своё поражение…
Когда Линг появился во дворце, то увидел огромное разнообразие различных растений, которые принесли другие юноши.
Когда император увидел всё это, он произнес: «Вы все заслуживаете похвалы! Ваш урожай – просто чудесен!»
Линг во время речи императора пытался быть незаметным. Но император заметил его пустой горшок и вызвал юношу вперед. Все начали смеяться над Лингом, увидев, что кроме земли в горшке ничего нет.
А правитель вдруг произнес: «Вот мой преемник! Вы все помните, что, получив семя, вы через год должны были вернуться с результатами своих трудов во дворец. Но никто из вас не знал, что те семена никак не могли прорасти, они были испорчены, я их предварительно сварил. Но вы, кроме Линга, всё-таки принесли плоды своих трудов. Вы подменили семя, полученное от меня. И Линг — единственный, в честности которого я не сомневаюсь. Поэтому он заменит меня и станет вашим императором!»
Приложения:
- file0.docx.. 36,5 КБ
- file1.ppt.zip.. 1,3 МБ
Опубликовано: 09.11.2020
Фёдоровская ОСОШ №1
Час честности
Классный час – беседа на тему:
«Честность – прежде всего!»
Провела: учитель начальных классов,
классный руководитель
Бородулина А.М.
с.Фёдоровка, 2019 год.
Классный час- беседа на тему: «Честность – прежде всего!»
Дата проведения: 02.09.2019 г.
Цели и задачи классного часа:
— воспитывать этические качества личности учащихся;
— способствовать осознанию детьми такой важной нравственной категории, как честность, верность слову и обещаниям.
Ход классного часа.
Чтение и обсуждение рассказа С. Баруздина «За столом»
Учитель. Послушайте рассказ и подумайте, о чем мы сегодня поговорим на занятии.
Как-то утром во время завтрака была разбита тарелка.
Никто не видел, как она упала со стола на пол и разбилась на мелкие кусочки.
Зинаида Федоровна спросила ребят:
— Кто из вас разбил тарелку?
— Не я! — сказал Володя.
— Не я! — сказала Лена.
— Не я! Не я! Не я! — сказали другие дети.
Только Светлана посмотрела на Зинаиду Федоровну и тише всех сказала:
— Наверное, она сама как-нибудь разбилась…
— Ну ладно, — говорит Зинаида Федоровна, — идите пока играть.
Стали ребята играть и забыли о случившемся. Не заметили, как пролетело время и наступил час обеда.
Все вымыли руки и сели за столы.
Нина Марковна принесла большой поднос, а на нем рядами стояли тарелки с супом.
Ребята начали обедать.
— А мне? — спрашивает Виталик. — У меня нет тарелки!
Все посмотрели на Виталика: и правда, нет у него тарелки!
— Тебе, Виталик, придется подождать, — говорит Зинаида Федоровна. — Ведь у нас утром одна тарелка разбилась. Правда, ребята?
— Правда! — закричали ребята.
— Вот и неправда, — вдруг тихо сказала Света. — Тарелки сами не бьются. Это… Это я… ее нечаянно разбила… Я больше не буду! — и она пододвинула свою тарелку Виталику. — Ешь!
Тут все ребята повернулись к Светлане, а она покраснела и ни на кого не смотрит.
Сейчас Зинаида Федоровна накажет Свету, решили ребята.
Но Зинаида Федоровна подошла к Светлане и сказала:
— Вот и хорошо, что тарелки сами не бьются, а ребята говорят правду.
Вопросы для обсуждения:
— Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на занятии?
— Если человек совершил проступок, как поступить? Признаться или нет? Почему?
— Как вы оцениваете поступок Светы?
— Почему Света не призналась с самого начала?
— А вы совершали нечестный поступок? Можете нам рассказать об этом?
— Легче ли вам стало, когда вы признались?
Информация для размышления. Обсуждение рассказа о честности.
Учитель: Честный человек не обманывает никого. Каждый человек должен быть правдивым, ибо честный человек достоин самого глубокого уважения.
Затем я читаю рассказ.
«В одном классе дружили два мальчика. Всюду они были вместе. Все считали их настоящими друзьями. Витя учился хорошо, а Гена немного хуже, особенно по математике. У Гены долгое время болела мама, и он старался, как мог, не огорчать её. И вот в это время по математике должна быть контрольная.
Учитель вошёл в класс, записал задание на доске, дети начали работать. Витя быстро справился с работой, и, видя, что Гена не решил задачу, написал на бумажке и бросил ему. Гена, увидев шпаргалку, быстро поднял её прочитал вся задача была решена..»
Учитель: Выскажите своё мнение по поводу того, что же произойдёт
дальше. Выслушав мнение ребят, продолжить чтение.
«…Долгое время Гена не знал, как поступить, но мысль о больной маме поборола его совесть. Он списал работу и сдал тетрадь. Целый день у Гены было плохое настроение, мама заметила это, но сын ничего не сказал.
Наступил следующий день. Учитель стала объявлять оценки. Она похвалила детей, которые хорошо написали работу, особенно она была довольна Геной: « Ты очень меня порадовал, Гена», сказала учитель и отдала ему тетрадь. Гена взял тетрадь, но посмотреть в глаза учителю не смог, стыдно было ему. А за соседней партой тихо всхлипывала девочка Катя, она получила за контрольную работу «2». Урок уже почти закончился, Гена вдруг встал, подошёл к учителю и сказал: « Ольга Николаевна, поставьте мне «2», пятерка это не моя оценка, я работу списал».
Учительница посмотрела добрыми, ласковыми глазами и сказала: «За правду спасибо, Гена, это очень хорошо, что ты понял всё». Она исправила оценку на «2»,а Гена нёс тетрадь так, будто он получил «5», а не «2».
Предлагаю учащимся вопросы:
1. Как вы оцениваете поступок Гены?
2. Почему Гена решился на нечестный поступок?
3. Можно ли оправдать его поступок болезнью матери?
4. Как вы оцениваете признание в своей ошибке?
5. Всякий ли школьник может поступить так, как Гена?
6. Почему? (Ответы учеников)
(Можно прочитать и обсудить рассказы Е. Мари «Ложка», и рассказ об А. Гайдаре и его вере в слово «Арбузы и волки»)
Обсуждение пословиц о честности и долге.
Предлагаю учащимся несколько пословиц:
Вчера солгал, а сегодня лгуном обзывают.
Нет большего позора, как не выполнить уговор.
Учитель: Объясните, что означают эти пословицы? ( Ответы детей)
Приведите пословицы о честности и долге.
Подведение итогов классного часа
Вместе с детьми делаем вывод, что человек в любых жизненных ситуациях должен быть честен, всегда отвечать за данное честное слово. Ложь всегда, рано или поздно, будет обнаружена окружающими людьми. Честный человек, «человек слова» чаще всего бывает уважаемым в обществе.
Дети часто слышат от взрослых такие слова, как «добро» и «доброта». С определенного момента они начинают задумываться над тем, что же означают эти понятия?
Что такое доброта? Кого называют добрым человеком? И зачем надо быть добрым? С младенческого возраста ребенок окружен заботой и вниманием родителей, близких, родственников. Эта доброта, проявляемая к нему, кажется ребенку совершенно естественной. И если вовремя не объяснить малышу, что доброе отношение надо не только принимать от окружающих, но и самому уметь проявлять добрые чувства, он может вырасти эгоистом, не способным проявлять добрые чувства. Чтобы этого не произошло, важно рассказать ребенку о том, что такое доброта и зачем надо быть добрым.
Читать далее →
Сказка про счастье
Сказка про счастье наводит на размышления. В каком доме счастье остановится, задержится? Счастье – оно разборчиво, свой интерес соблюдает. Итак, жило-было Счастье…
Читать сказку
Смотрите так же — Сказкотерапия: Поучительные сказки от сайта «Детский час». Часть 1.
— Сказкотерапия: Поучительные Сказки от сайта «Детский час». Часть 2. — Сказкотерапия: Поучительные Сказки от сайта «Детский час». Часть 4.
Притчи для детей
Притчи для детей
Притча о Добре и Зле
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину:
— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь…
Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь» .
Мудрый отец
Двоих своих сыновей плотник с самого детства приучал к работе. Сначала мальчики просто играли с дощечками, а потом научились их обрабатывать и мастерить деревянные игрушки. Однажды отец уехал по делам, и мальчики решили сделать что-нибудь самостоятельно. — Я сделаю скамеечку, как настоящий плотник, — сказал старший мальчик. — Но папа не учил нас делать скамеечку. Мне кажется, это трудно, — возразил младший брат. — Сделать скамейку нетрудно для плотника, — гордо заявил старший мальчик. — А я сделаю кораблик. Сейчас весна, и я пущу его в ручей, — решил младший. Он долго и старательно строгал дощечку, чтобы она была похожа на лодочку, а потом сделал мачту из палочки и парус из бумажки. Старший мальчик тоже старался. Когда все части скамейки были готовы, он принялся их сбивать. Это оказалось трудно, так как части были сделаны не по размеру и плохо подходили одна к другой. Когда вернулся отец, младший сын показал ему свой кораблик. — Замечательная игрушка. Беги на улицу, отправь кораблик в плавание, — похвалил отец. Потом он спросил старшего сына: — А ты что сделал? Тот показал криво сколоченную скамеечку. — Твои гвозди плохо вбиваются, — пробормотал мальчик и покраснел. — Сын, если хочешь стать настоящим мастером, всегда вбивай тот гвоздь, который вбивается, — строго сказал отец.
Вопросы и задания:
- Почему старший мальчик решил, что он сам может сделать скамейку?
- Что имел в виду отец, когда сказал: «Вбивай тот гвоздь, который вбивается»?
- Расскажите о какой-либо поделке, которую вы сделали своими руками?
- Как вы думаете, нужно ли в настоящее время детям учиться мастерству?
- Нарисуйте то, что вы хотели бы сделать своими руками.
Уважение к матери
Первый богач города устроил праздник в честь рождения сына. Были приглашены все знатные горожане. Только мать богача не приехала на праздник. Она жила далеко в деревне и, видимо, не смогла приехать. По поводу замечательного события на центральной площади города поставили столы и приготовили угощение для всех желающих. В разгар праздника в ворота богача постучала старая женщина, покрытая покрывалом. — Все нищие угощаются на центральной площади. Иди туда, — велел слуга нищенке. — Мне не нужно угощения, разреши только одну минуту на младенца посмотреть, — попросила старая женщина, а потом добавила: — Я тоже мать, и у меня тоже когда-то родился сын. Теперь я уже давно живу одна, и много лет не видела своего сына. Слуга спросил хозяина, как ему быть.
Богач выглянул в окно и увидел плохо одетую женщину, покрытую старым покрывалом. — Ты же видишь — это нищенка. Гони ее прочь, — сердито приказал он слуге. — У каждого нищего есть своя мать, но я не могу всем им разрешить на моего сына смотреть. Заплакала старая женщина и грустно сказала слуге: — Передай хозяину, что я желаю своему сыну и внуку здоровья и счастья, а еще скажи: «Кто свою мать уважает, чужую не обругает». Когда слуга передал слова старой женщины, понял богач, что это его мать к нему приходила. Выскочил он из дома, но матери уже нигде не было видно.
Вопросы и задания:
- Почему старая женщина сразу не сказала, что она пришла к сыну?
- Как нужно воспитывать детей, чтобы они проявляли уважение к чужим мамам?
- Расскажите обо всем хорошем, что сделала для вас ваша мама.
- Придумайте способ, как поблагодарить свою маму так, чтобы она запомнила это надолго. Например, поцеловать ей руку, написать письмо любви, сделать своими руками подарок и т.д.
Чужая мать
Старая женщина с трудом шла по раскисшей дороге. За плечами у нее был большой мешок.
Она только вышла из города, когда увидела, что навстречу ей едет кибитка.
Молодой возница остановился и ждал, пока старуха отойдет на обочину и освободит ему дорогу.
Старая женщина, задыхаясь, попросила юношу:
— Довези меня, милый, до дома, а я отдам тебе половину мешка риса. Добрые люди дали мешок риса, но он слишком тяжел, боюсь, не донесу.
— Извини, не могу, мать. Два дня я работал без отдыха — возил людей. Сам устал и конь мой устал, — отказался возчик.
Кибитка уехала, а старуха, с трудом подняв мешок на плечи, побрела дальше.
Вдруг она услышала за собой цокот копыт и голос молодого возницы:
— Садись, мать. Я все-таки решил довезти тебя.
Юноша помог старушке сесть в кибитку и уложил ее мешок. Дорога заняла около двух часов.
Чтобы не уснуть от усталости, юноша рассказывал старушке о своей жизни.
— Я приехал сюда вместе с конем из горного селения на заработки. Один я сын у матери и должен помочь ей вернуть долг богатому соседу.
— Мой сынок тоже уехал на чужбину за заработком. Давно нет от него вестей, — вздохнула мать.
Подъехав к дому, старушка предложила юноше отсыпать половину риса из мешка.
— Я не возьму рис, — отказался юноша. — Увидев Вас, я вспомнил свою мать.
Мать — родник у подножия горы. Может, кто-нибудь также подвезет мою мать, когда ее старым ногам будет тяжело подниматься в гору.
Вопросы и задания:
Почему юноша подвез бесплатно пожилую женщину, несмотря на то что он устал?
Как вы думаете, поможет кто-нибудь его матери в горах, если ей будет трудно?
Как бы вы помогли своей маме, если бы находились далеко от нее и не могли приехать?
Напишите слово «МАМА» красивыми буквами так, чтобы каждая буква была похожа на вашу маму.
Почему одному плохо
Трое маленьких детей было у родителей да одна старшая дочка — помощница. С утра до вечера она нянчилась с младшими детьми: кормила, утешала, умывала. Вечером, когда малыши засыпали, девочка маме помогала все постирать да прибрать.
Однажды пошла девочка за водой на речку и нашла в воде чей-то посох. Вытащила она посох из речки и видит: бабушка по берегу идет.
— Бабушка, не ваш ли это посох? — спросила девочка. Схватила бабушка посох, обрадовалась:
— Это мой волшебный посох. За то, что нашла его, я тебя награжу. Говори, чего хочешь? — Больше всего я хочу отдохнуть денек, — ответила девочка. — Можешь отдыхать, сколько хочешь. Мой волшебный посох любое желание исполнит. — Это хорошо, — обрадовалась девочка, — но кто меня кормить будет? — Об этом не беспокойся, — сказала бабушка и взмахнула посохом.
Все закружилось перед глазами девочки, и оказалась она в замке дивной красоты. В каждой комнате замка были невидимые слуги, которые поили, кормили, умывали и одевали девочку. Вокруг замка не было никого, только птицы пели в саду.
День прошел, второй прошел, заскучала девочка, да так, что совсем не в радость все вокруг стало, и заплакала:
— Я хочу домой. Там, наверное, без моей помощи пропадают. — Если домой вернешься, до конца жизни работать будешь без отдыха, — прозвучал чей-то голос. — Ну и пусть. В одиночестве человеку и рай — не рай, — сказала девочка. В тот же миг оказалась она дома. Братья и сестренки к ней бросились. Один — кушать просит, другой — попить, третий — поиграть, а девочка и рада.
Вопросы и задания:
- Как вы думаете, почему девочка не осталась в чудесном замке, хотя колдунья сказала ей, что она будет работать до конца жизни без отдыха,если уйдет?
- Согласились бы вы жить на райском острове в одиночестве?
- Почему человеку одному плохо, даже если у него все есть?
- Может ли человек чувствовать себя одиноким, если он живет в большом городе?
- Нарисуйте волшебный остров с замком, а рядом себя и всех, кого вы любите.
Кто нежнее?
Две дочки росли у отца, но он больше любил старшую дочку. Уж очень она была хороша: лицо розовое, голосок сладкий, волосы пушистые.
«Ты нежная, словно роза в саду», — говорил отец, любуясь старшей дочкой.
Младшая дочка тоже была хорошей и послушной, но не нравилась она отцу: на лицо грубовата, кожа на руках шершавая от домашней работы. Поэтому отец ее меньше баловал, больше работать заставлял.
Однажды случилось с отцом на охоте несчастье. Ружье разорвалось в руках. Руки и лицо ему взрывом обожгло и осколками поранило.
Врач обработал раны и наложил повязку на руки и лицо. Беспомощным стал отец, ничего не видит, кушать сам не может.
Младшая дочка сказала: — Не волнуйся, папа, я буду твоими руками и глазами, пока ты не поправишься.
Потом она напоила отца целебным отваром и покормила его.
Целый год ухаживала младшая дочка за отцом. Раны на руках быстро зажили, но глаза пришлось лечить долго. Иногда отец просил старшую дочку посидеть рядом, но та всегда была занята: то в сад спешила на прогулку, то торопилась на свидание.
Наконец сняли у отца повязку с глаз. Видит он, стоят перед ним две его дочки. Старшая — нежная красавица, а младшая — самая обычная.
Обнял отец младшую дочку и сказал:
— Спасибо тебе, доченька, за уход, не знал я раньше, что ты такая добрая и нежная.
— Мне кажется, я намного нежнее! — воскликнула старшая дочка.
— Во время болезни я понял, что нежность определяется не мягкостью кожи. — ответил отец.
Вопросы и задания:
Почему до несчастного случая отец не видел, что его младшая дочка добрее и нежнее старшей?
Кто в вашей семье самый нежный?
Какими способами можно проявить нежность?
Придумайте нежные слова для всех членов своей семьи и подарите их близким.
Кто больше любит?
Вождь племени был стар и силен. Три взрослых сына были у вождя. Утром они заходили в жилище отца и кланялись. — Твоя мудрость, отец, хранит наши жизни! — восклицал старший сын. — Твой ум, отец, умножает наши богатства! — заявлял средний сын. — Здравствуй, отец, — говорил младший сын. Приветливо кивал отец, но на словах младшего сына его брови хмурились. Потом отец уходил с охотниками и одним из сыновей на охоту. Только младшего сына он на охоту никогда не брал. — Ты, младший сын, помогай женщинам коренья собирать, — приказывал отец. Младшему сыну тоже хотелось пойти на охоту, но нельзя было нарушать слово вождя.
Однажды медведь поранил вождю руку. Все племя радовалось богатой добыче, но вождь ушел с пира, потому что его рука сильно болела.
Утром вошли сыновья в жилище отца и увидели, что он без сознания. Рука распухла и покраснела.
Старшие сыновья тут же объявили всем, что вождь заболел заражением крови, что спасения от этой болезни нет и надо выбирать нового вождя.
Старший и средний сын предложили в вожди себя, расхваливая свои достоинства. Люди племени решили через неделю устроить битву между братьями. Кто победит, тот и станет вождем.
Тем временем младший лечил отца травами и кореньями. Он хорошо изучил их свойства, пока собирал. Отцу стало легче, и опухоль спала. «Узнаешь, болея, кто любит сильнее», — сказал отец младшему сыну. Когда пришел день битвы, вождь вышел из жилища в полном боевом снаряжении и грозно заявил: — Я вождь племени и буду им до смерти, а после меня вождем станет мой младший сын.
Вопросы и задания:
- Как вы думаете, почему два старших сына хвалили отца, а третий сын просто здоровался?
- В чем, кроме слов, человек может проявить свою любовь к другому человеку?
- Если бы вы были вождем племени, как бы вы проверили, кто любит вас сильнее?
- Почему младший сын решил лечить отца, хотя болезнь считалась неизлечимой?
- Нарисуйте портрет человека, которого вы любите больше всего.
Что хранят книги?
Маленький сын вождя был умным мальчиком. Однажды в племя пришел белый учитель и сказал, что в селении открылась школа. Учитель предложил вождю записать детей племени в школу. Вождь подумал и привел в школу сына, но тот не хотел учиться. — Отец, природа научит меня всему, что мне нужно, — сказал мальчик. — Сначала научись читать, а потом говори, — ответил отец. Мальчик ходил в школу, но плохо слушал учителя. Нравилось ему только Природоведение. Однажды учитель принес на урок плоды инжира. — Эти плоды горькие! — воскликнул мальчик. — Я пробовал их в начале лета в лесу. — Еще я видел, как оса заползла внутрь. Того, кто съест этот плод, оса ужалит, — добавил мальчик. — Плоды инжира сладкие и полезные, — объяснил учитель. — В начале лета они горькие от белого млечного сока, который есть в незрелых плодах. Весной на фиговом дереве появляются мясистые плоды, внутри которых прячутся цветы. Маленькие фиговые осы переносят пыльцу с одних цветов на другие. Без этого плоды засохнут и не превратятся в сладкий инжир. — Откуда вы это знаете, учитель? — с удивлением спросил мальчик. — Я прочел об этом в книгах. Книги хранят знание. Звезды явятся — небо украсят, знания появятся — ум украсят, — ответил учитель. С этого дня сын вождя стал прилежным учеником и вскоре научился читать и писать. Отец, увидев сына с книгой, сказал: — Я рад, сын, что ты научился читать, только не забывай наши обычаи. — Восход солнца природу пробуждает, чтение книги голову просветляет, — улыбнулся сын.
Вопросы и задания:
- Почему мальчик считал, что природа научит его всему?
- Как и чему природа учит людей?
- Расскажите о чем-нибудь необычном, что вы узнали из книг.
- Каждый перечисляет все, что он знает, и получает от педагога такое количество камушков, сколько пунктов он перечислил. Дети должны опустить свои камушки в стеклянные сосуды с одинаковым количеством воды. Вода в сосудах поднимется. Педагог объясняет детям, что знания возвышают человека так же, как камешки поднимают уровень воды.
Диалог – презентация
«Страна Вежливости»
– Представим, что перед вами два указателя. Один из них показывает в страну Вежливости, а другой в страну, где нет никаких правил. В какую из этих стран вы хотели бы попасть? (Предупреждаю, что путь в страну Вежливости лежит через страну, в которой нет никаких правил) – Итак, мы попадаем в страну, где нет никаких правил. Главными лозунгами в этой стране являются лозунги: «А я так хочу!», «А мне все равно», «Я самая, самая!» – Представьте на минутку, что можно увидеть на улицах этой страны? – Хотели бы вы остаться в этой стране хотя бы на день, два, на неделю? Почему? – А теперь поспешим в страну Вежливости. В ней правит королева Этики. Она молода, красива, грациозна. Это она научила всех быть добрыми и внимательными, справедливыми и аккуратными. Это она научила жителей своей страны не только соблюдать правила поведения, но и хорошо относиться друг к другу. В этой стране каждый немного волшебник. Он непременно развеселит печального, поможет тебе, будет рад тебе и твоим успехам. – Итак, если вы хотите стать немного добрыми волшебниками, то нужно непременно познакомиться с добрыми (волшебными) словами. Спасибо («Пусть спасет тебя БОГ») Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер! Пожалуйста! («пожалуй» – сделай милость, окажи любезность; «ста» – форма обращения. например, Андрей – ста, пожалуй ко мне завтра на именины).
Рассказ В.А. Сухомлинского «Обыкновенный человек»
попытайтесь определить, о каких поступках людей в нем идет речь?
«В жаркой сухой степи колодец. Возле колодца изба, в ней живут дед с внуком. У колодца на длинной веревке ведро. Идут, едут люди – заворачивают к колодцу, пьют воду, благодарят деда.
Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем воды достать и напиться.
На другой день утром подъезжает к дедовой избе мужик на телеге. Под соломой у него ведро. Проезжий посмотрел на колодец, глянул на деда с внуком, ударил кнутом лошадей и поехал дальше.
-Что это за человек? – спросил внук деда.
-Это не человек, — ответил дед.
В полдень проезжал мимо дедовой избы другой хозяин. Он достал из-под соломы ведро, привязал к веревке, достал воды и напился сам, дал напиться деду и внуку; вылил воду в сухой песок, спрятал ведро опять в солому и поехал.
-Что это за человек? – спросил внук деда.
-И это еще не человек, — ответил дед.
Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к веревке, набрал воды, напился. Поблагодарил и поехал, а ведро оставил привязанным у колодца.
-А это что за человек? — спросил внук деда.
-Обыкновенный человек, — ответил дед.»
— Что вы можете сказать о главных героях рассказа? Какие они? Почему?
— Согласны ли вы с той характеристикой, которую давал дедушка проезжим? Какой он – обыкновенный человек? – (добрый, заботиться о других, помогает…) В разное время у людей было разное понятие норм, об этом мы поговорим на следующем уроке.
Занятие по сказке СЕРДЦЕ МАМЫ
Прочитайте сказку СЕРДЦЕ МАТЕРИ, автор — М. Скребцова.
Большая красавица береза росла в лесу с тремя маленькими дочками — тонкоствольными березками. Своими раскидистыми ветвями Береза мать защищала дочек от ветра и дождя. А жарким летом — от палящего солнца. Березки быстро подрастали и радовались жизни. Рядом с мамой они не боялись ничего.
Однажды в лесу разыгралась сильная гроза. Гремел гром, на небе сверкали молнии. Маленькие березки трепетали от страха. Береза крепко обняла их ветвями и стала успокаивать: «Не бойтесь, молния не заметит вас за моими ветвями. Я — самое высокое дерево в лесу».
Не успела Береза мать договорить, как раздался оглушительный треск, острая молния ударила прямо в Березу и опалила сердцевину ствола. Береза, помня о том, что должна защищать своих дочек, не загорелась. Ливень и ветер пытались повалить Березу, но она все-таки стояла.
Ни на минуту Береза не забывала о своих детях, ни на минуту не ослабила свои объятия. Только когда гроза прошла, ветер стих, а над умытой землей снова засияло солнце, ствол Березы покачнулся. Падая, она прошелестела своим детям: «Не бойтесь, я не ухожу от вас. Молнии не удалось разбить мое сердце. Мой поверженный ствол зарастет мхом и травой, но материнское сердце не перестанет биться в нем никогда.» С этими словами ствол Березы матери рухнул, не задев при падении ни одной из трех тонкоствольных дочек.
С тех пор вокруг старого пня растут три стройные березки. А возле березок лежит заросший мхом и травой ствол. Если вы набредете в лесу на это место, сядьте отдохнуть на ствол Березы — он удивительно мягкий! А затем закройте глаза и прислушайтесь. Вы, наверняка, услышите, как бьется в нем материнское сердце…
Вопросы и задания к сказке:
- Расскажите, как будут жить три дружных сестрицы без мамы. В чем и как поможет им материнское сердце?
- Представьте, что все деревья — это большая семья. Расскажите, кто в этой семье родители, кто бабушка и дедушка, кто дети.
- Как вы думаете, почему мама всегда защищает своих детей?
- Подумайте и расскажите, чем вы можете помочь маме, если у нее неприятности на работе, плохое самочувствие и т.д.
- Представьте, что на одну неделю вашей маме пришлось уехать, и вам необходимо в течение недели выполнять все мамины дела. Перечислите эти дела и подумайте, когда и как вы их будете выполнять.
«Спасибо» В.А. Сухомлинский
По лесной дороге шли двое – дедушка и мальчик. Было жарко, захотелось им пить. Путники подошли к ручью. Тихо журчала прохладная вода. Они наклонились, напились. – Спасибо, тебе ручей, – сказал дедушка. Мальчик засмеялся. – Вы зачем сказали ручью «спасибо»? – спросил он дедушку – Ведь ручей не живой, не услышит твоих слов, не поймет твоей благодарности. – Это так. Если бы напился волк, он бы «спасибо» не сказал. А мы не волки, мы – люди. Знаешь ли ты, для чего человек говорит «спасибо»? Подумай, кому нужно это слово? Мальчик задумался. Времени у него было много. Путь предстоял долгий…
Предварительный просмотр:
- Надежда Болтачева.Сказка о коровке Зорьке и добрых делах…………………………………….3
- Пятеро добрых друзей. Бирманская добрая сказка…………………………………………….6
- Юлия Котенева. Сказка о добрых делах……..8
- Ирис Ревю. Доброе дело на солнечном берегу..9
- Сказка «Добрые дела»…………………………10
- Мария Шкурина. Сказка «Лесной помощник»…………………………………….11
В сказке про добрые дела что-то складывается по-сказочному, а что-то нет. Стоит ли говорить на каждом шагу о том, что ты делаешь добрые дела? Наверно, нет. Добрые дела, они сами по себе звонкие, и без слов видны.
Сказка о корове Зорьке и добрых делах
Ж ила-была домашняя корова. Весь день щипала клевер на лугу. Раз пастушку шепнула: – Знаешь, Вова, в коровнике жить больше не могу! Жевать траву я без толку устала. Пойду кА делать добрые дела! –
Взяла ведро, водички натаскала И все цветы в округе полила. Но было в этот день с утра ненастно, И очень скоро дождь заморосил…
– Цветочки поливала я напрасно!
– А кто тебя, их поливать просил? – Пастух ответил плачущей корове. – Цветы все лето поливает дождь. –
В ответ корова улыбнулась Вове: – А ты со мной на подвиги пойдешь?
– На подвиги? Как это благородно! От этих слов захватывает дух. Готов идти с тобой куда угодно, Ведь я твой друг, защитник и пастух.
Приятели отправились в дорогу, Вдруг видят, вязнет в луже грузовик. Шофер ждет тракториста на подмогу. Он весь промок: бушлат и дождевик.
«Я помогу вам, – Зорька промычала, – Ура, я дело доброе нашла!» Минут пятнадцать грузовик качала… И на пол метра сдвинуть не смогла.
Через минуту трактор появился И вытащил из лужи грузовик. «В лесу немного, братцы, заблудился. Я так спешил, поехал напрямик».
Опять корова Зорька огорчилась. – И как тут делать добрые дела? Я так старалась, но не получилась. Помочь хотела, но не помогла. –
Кивнул ей пастушок: – Не огорчайся. Полно еще на свете добрых дел. Вот шоколадка, Зорька, угощайся, Ей протянул, немножко покраснел… Гляди уж полдень – время для обеда, Пора чего-нибудь перекусить.
– Я все решила! Котика-соседа Нам нужно шоколадом угостить. –
Но хитрый кот от плитки отвернулся, Кусочек колбасы он съесть мечтал. А Вовка вдруг на птенчика наткнулся. Он из гнезда нечаянно упал.
– Гляди кА, Зорька, добрым делом пахнет. Вот мама-птичка скоро прилетит. Посмотрит на гнездо и сразу ахнет! Где мой сыночек-птенчик закричит. –
На дерево залез спокойно Вова И птенчика обратно посадил. Копытами захлопала корова. – Какой ты славный подвиг совершил! Тобой я не устану восхищаться! Мне ж с добрыми делами не везёт.
– Пора домой нам, Зорька, возвращаться. Деревня молоко на ужин ждет.
Ждет МОЛОКО! Да как же ты забыла? Ходить не нужно, Зорька, далеко. Ты добрых дел так много совершила, Ведь каждый день даешь нам МОЛОКО!
Без молока, поверь мне, что за каша? Добрее дел, пожалуй, не найдешь. Сыр, масло, творог, йогурт, простокваша… Притом наград и почестей не ждешь!
Все: тракторист, шофер и кот соседский Сметану обожают и кефир. Есть даже шоколад молочный детский. А я люблю сгущенку и пломбир.
Спасибо тебе, Зоренька, за это. Пойду косу у деда попрошу, Пока в разгаре солнечное лето, На ужин свежей травки накошу.
Тема: Честность и правдивость
Цель: формировать нравственные качества человека; объяснить, что правдивость и честность — слова противоположные по значению словам ложь и нечестность, развивать индивидуальность и субъективность детей, творческие и коммуникативные способности, обогащать жизненный опыт.
Оборудование: результаты анкетирования, которое проводилось на кануне классного часа, карточки со словами Правда, истина, честность, ложь, неправда, враньё, обман, фантазия, бумажные куклы и различная одежда к ним (комплект для каждой группы), солнышко с лучиками и к нему карточки со словами С м е л о с т ь Х р а б р о с т ь Ч е с т н о с т ь Л ю б о в ь И с к р е н н о с т ь « Н е б е р ё т ч у ж о г о », разрезанные пословицы, сердечки по количеству учеников.
Ход мероприятия:
-
Упражнение «Комплимент»
— Ребята, давайте все вместе возьмемся за руки и посмотрим друг другу в глаза. Круг — это символ объединения, родства душ. Когда человек смотрит в глаза другому человеку, ему очень трудно говорить неправду. Давайте все сегодня постараемся быть открытыми, честными и конечно улыбнёмся друг другу.
Дети по кругу говорят своему соседу комплимент.
— Вам понравилось это упражнение? А ведь так важно выражать свои положительные чувства и эмоции друг другу. Они ободряют нас и придают уверенности в себе. Давайте будем говорить друг другу больше комплиментов. Спасибо всем, пройдите на свои места.
2. Результаты анкетирования.
— Готовясь к сегодняшнему классному часу, я провела анкетирование.
Первый вопрос звучал так: Что значит быть честным человеком?
В основном, вы написали, что честный человек — это тот, кто не обманывает, всегда говорит правду.
Второй вопрос: всегда ли я бываю честным? Некоторые из вас правдиво написали, что не всегда бывают честными? Спасибо вам за искренние ответы.
Третий вопрос : какие чувства я испытываю, когда кому-то солгал? Тот, кто хоть один раз в жизни кого-то обманул, написал, что ему было стыдно.
Четвертый вопрос: какие чувства испытываю я, когда меня кто-то обманул? Оказывается, что вам было обидно и неприятно.
Пятый вопрос: хотели бы вы поговорить на эту тему? Большинство ответили положительно.
По результатам анкеты я поняла, что тема честности вам интересна, она вас волнует. Поэтому я хочу, чтобы мы с вами в течение нашего занятия ответили бы на главный вопрос: зачем человеку быть честным?
-
Сказка про правду и ложь.
— Сейчас я прочитаю вам сказку, прослушав ее, может, что-то новое узнаете для себя. Сказка называется «Две сестры».
«За высокими горами, за зелеными лесами жили-были две сестры. Одну звали — Правда, другую ……. — Ложь. Правда была красивой, сильной, доброй; Ложь — хитрой, изворотливой. Народ Правду любил, а Ложь стороной обходил, так как она мешала честно жить и трудиться. Вот, скажем, начинают посев зерна, чтобы урожай вырастить, а Ложь тут как тут: «Что вам трудится да спины гнуть, бросьте зерна, ветер сам их разнесет». Честный человек ее не слушает, знай себе, трудится, а ленивому такой совет по нраву: ляжет под куст, да и заснет. Работа кое-как выполнена, сам себя обманывает, урожаю и не бывать на его поле. А это — голод для народа. Стал народ думать, как ото Лжи избавиться. Уж и Правда ее корила и стыдила, а ей хоть бы что — знай себе, врет да обманывает. Решил народ прогнать ее вон. С тех пор бродит Ложь по свету и творит свои черные дела. До сих пор она живет с нами, и никто не знает, как ее изжить с земли. Стараются люди только с Правдой дружить. Но если человек хоть раз распахнет для Лжи свое сердце, то она там и поселится, и очень трудно будет от нее тогда избавиться».
— Понравилась вам сказка? О ком шла речь в сказке? Как вы думаете, можно ли избавиться ото лжи???? От кого это зависит, сможем ли мы избавиться от неё?(Только я сам способен решать кем я хочу стать- внимание на солнышко)
4. Понятия «правда» и «ложь».
— Как вы понимаете значение слова «ложь»? (Намеренное искажение истины).
— Когда человек прибегает ко лжи? Зачем? (Чтобы любым путём получить желаемое или снять с себя ответственность за плохой поступок)
— На доске таблички со словами. Прочитайте. (Правда, истина, честность, ложь, неправда, враньё, обман, фантазия).
— Какими близкими по значению словами можно заменить слово «ложь»?
(Неправда, враньё, обман).
— Можно ли заменить слово «ложь» словом «фантазия»? (Нет. Фантазия — это продукт воображения, мечта. Если кто-то фантазирует, то от этого не бывает плохо кому-то).
— Как вы понимаете значение слова «правда»? (Правдивость — положительное моральное качество, выражающееся в том, что слова человека соответствуют его мыслям, чувствам и не расходятся с делом.)
-Какими близкими по значению словами можно заменить слово «правда»?(Истина, честность).
5. Работа в группах
— Если бы можно было олицетворить ПРАВДУ и ЛОЖЬ, как бы они выглядили??? Какой вы себе представляете правду и ложь? Что бы вы смогли ответить на этот вопрос, я предлагаю вам одеть двух кукол. Вы будете работать в группах. После выполнения работы противоположная команда должна будет догадаться, где Правда, а где Ложь.
6. Чтение рассказа В. Осеевой «Что легче?»
Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошёл. Идут домой — боятся:
— Попадёт нам дома!
Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?
— Я скажу, — говорит первый, — будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец, и не будет браниться.
— Я скажу, — говорит второй, — что дедушку встретил. Обрадуется мать, и не будет бранить меня.
— А я правду скажу, — говорит третий. — Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать ничего не надо.
Вот разошлись они все по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка — глядь, лесной сторож идёт.
— Нет, — говорит, — в этих местах волка.
Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь — вдвое.
Второй мальчик про деда рассказал. А дед тут как тут — в гости идёт. Узнала мать правду. За первую вину рассердилась, а за ложь — вдвое.
А третий мальчик как пришёл, так с порога во всём повинился. Поворчала на него тетка, да и простила.
— Почему первые два мальчика соврали? (струсили) Как поступил третий мальчик? (сказал правду). Какие качества характера он проявил? (смелость, храбрость, честность).
-Правильно ли он сделал? Как бы вы поступили на его месте? Почему?
— Правда всегда становится явной, как бы человек ни пытался ее скрыть. Только когда о ней узнают все, человеку, который солгал, становится вдвойне неприятней. Поэтому всегда нужно говорить правду.
7. Работа в группах. Ситуации из школьной жизни.
— Поговорим о ситуациях из жизни.
1 группа: представьте себе, что у вас дома есть красивая ваза, которой дорожат ваши родители, но вы случайно разбили её. Как вы поступите в этом случае? Как отнесутся к вам ваши родители после того, как вы признались и извинились?
Кл. рук-ль: Да, мама и папа — самые близкие вам люди. Они вас поймут, простят, потому что любят вас. Они видят, что их ребенок растет честным . Что мы можем записать нашей честной личности? Любовь
2 группа:Представьте себе. У вас есть самый лучший друг. Вы были свидетелем того, что он кого-то обманул. Что вы будете делать, выберите из вариантов:
-промолчите;
-поссоритесь;
-поговорите с ним, чтобы он больше не лгал, в противном случае перестанете с ним дружить.
Кл. рук-ль: если вы промолчите, то вы, как и ваш друг, тоже будете нечестным человеком, настоящий друг должен говорить правду) Что добавим честной личности? искренность
3 группа: Вы нашли чужой сотовый телефон в школе. Он вам нравится, вам хотелось бы его оставить себе. Как вы поступите?
— Что добавим честной личности ? «не берет чужого»
8. Упражнение «Собери пословицы»
— Перед вами лежит лист. Вам необходимо соединить данные фразы
так, чтобы получились пословицы. Объяснить, как вы их понимаете.
Кто правдой живёт, тот добро наживёт.
Правду говори, что дрова руби.
Всяк правды ищет, да не всяк её творит.
Без правды люди не живут, а только маются.
Где правда, там и счастье.
Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
Ложь всегда выйдет наружу.
Честные глаза вбок не глядят.
Не тот прав, кто сильный, а тот, кто честный.
— Народная мудрость убеждает нас в том, что во все времена в людях ценили честность и порядочность, и данные пословицы тому подтверждение.
9. Игровая ситуация «Фанты»
Учитель. Сейчас мы обсудим правила честной игры и состязаний.
1. Соблюдай правила игры и состязаний: не старайся выиграть и добиться первенства нечестным путем. Только честная борьба — иначе и победа неинтересна.
2. Не злорадствуй, когда другие проигрывают.
3. Обидно, когда проигрываешь, но не падай духом и не злись ни на победителя, ни на того, по чьей вине, может быть, произошло поражение.
Учитель. Вы познакомились с правилами честной игры. Сейчас на практике мы посмотрим, кто умеет выполнять эти правила. Я вам предлагаю сыграть в игру Фанты. Вы сейчас самостоятельно организуете команды и проведете один кон игры. А затем мы проанализируем ход игры. (Дети разбиваются на группы и играют на желания.)
Вопросы для обсуждения:
— В вашей команде, на ваш взгляд, игра была честной?
— Почему вы так считаете?
— Если победа досталась нечестным путем, принесет ли она радость?
11. Итог классного часа.
— Ребята, как вы считаете, мы нашли ответ на поставленный вопрос: зачем человеку быть честным?
-Если мы честны, то нам доверяют, верят, уважают, любят, мы никогда не возьмем чужого, мы обладаем смелостью, прямотой, мы искренни и правдивы.
— Надеюсь, ребята, этот урок помог вам стать честнее и добрее. Человек, который избавляется ото лжи в сердце, всегда счастлив и радостен. А сегодня честные люди нужны нашему обществу, нашей стране? Да, очень нужны, страна очень нуждается в честных, порядочных людях. Они делают мир лучше, чище.
На свете так бывает,
Порой не разберёшь:
С тобою правда рядом
Иль вкрадчивая ложь.
Как в этом разобраться?
Как научиться жить,
Чтоб только с правдой рядом,
А с ложью не дружить?
Бывает ложь красива,
А правда так горька,
Но человеку честному
Та горечь не страшна!
Давайте мы, ребята,
На свете честно жить,
Не будем лгать, а только
Правду говорить!
В заключении классного часа дети по своему желанию выбирают друга и дарят ему СЕРДЕЧКО ЧЕСТНОСТИ со словам:
-Я дарю тебе это сердце, в котором живёт только правда и справедливость
правда
ложь
неправда
истина
честность
враньё
обман
фантазия
С м е л о с т ь
Х р а б р о с т ь
Ч е с т н о с т ь
Л ю б о в ь
И с к р е н н о с т ь
« Н е б е р ё т ч у ж о г о »
Я- личность!
Представьте себе, что у вас дома есть красивая ваза, которой дорожат ваши родители, но вы случайно разбили её. Как вы поступите в этом случае?
Представьте себе. У вас есть самый лучший друг. Вы были свидетелем того, что он кого-то обманул. Что вы будете делать?
Вы нашли чужой сотовый телефон в школе. Он вам нравится, вам хотелось бы его оставить себе. Как вы поступите?
Кто правдой живёт, что дрова руби.
Правду говори, да не всяк её творит.
Всяк правды ищет, тот добро наживёт.
Без правды люди не живут, а только маются.
Где правда, там и счастье.
Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
Ложь всегда выйдет наружу.
Честные глаза вбок не глядят.
Не тот прав, кто сильный, а тот, кто честный.
Честность – это понятие, которое может влиять на нашу жизнь в тех или иных отношениях. Быть честными родители нас учат еще с детства, стараясь заложить в нас понимание о том, что быть честным – это быть человечным и не совершать поступков, за которые придется стыдиться.
Что такое Честность – сочинение
Честность – одно из важнейших качеств человека. Это умение всегда признать свою неправоту и быть искренним в любой ситуации.
Всех с детства учили, что врать это плохо. Но со временем мы забываем об этом, ведь соврав однажды мы будем продолжать это делать. Недорассказать, приукрасить тем самым попросту соврать это обычные вещи в нашей повседневной жизни. Мы думаем, что нам будет так легче и проще. Но, все тайное со временем становится для всех понятной явно выраженной ложью.
Нужно уметь высказывать свои мысли честно и только так можно решить ту или иную ситуацию. Честный человек всегда вызывает доверие к окружающим его людям. Ведь они не видят в нем негативных качеств, а только доброту и искренность.
На такого человека можно положиться и хорошо проводить время вместе. Зная, что он никогда не станет обсуждать вас и говорить, что-то за спиной. Таких людей очень мало и очень большое везенье иметь такого друга.
Я считаю, что врать это плохо прежде всего для себя. Ведь после вранья дорогому тебе человеку или даже просто приятелю ты чувствуешь себя морально подавленным.
Ты не сможешь запомнить всю свою ложь и когда-нибудь оговоришься. Тебе скорее всего станет стыдно, и ты захочешь все исправить и вернуть, но люди перестанут вам доверять.
Потеряешь самое дорогое, а всего лишь какие – то недоговорки и секреты. А доверие людей очень тяжело вернуть к себе. Один раз уличив вас во лжи достаточно чтобы перестать с вами общаться вовсе.
Главное в человеке – честность, когда ему доверяют, и он может быть самим собой. Честные люди очень ценятся в нашем сером мире, не стань одним из этих злых и эгоистичных забывших о моральных ценностях людей.
Я уважаю честных людей и стараюсь быть правдивым и вежливым человеком. Но это не так просто, как кажется со стороны, нужно много сил и нервов, которых часто не хватает. Старайтесь сделать этот мир чуточку добрее и честнее.
Что я понимаю под словом Честность
У каждого свое понимание о честности. Как по мне, так это человек, который не обманывает в первую очередь себя, а потом уже окружающих.
Честный человек никогда не боится сказать правду в глаза, какая бы она не была, а не пускает за спиной сплетни. Он уважает окружающих не зависимо от того близкий это или чужой ему человек.
Искренне любит родных, дорожит репутацией и доверием к нему, ценит то, что имеет и никогда не притворяется, изображая себя лучше, чем есть на самом деле. Тот, кто называется «честным» всегда трудится на совесть и ему никогда не будет за себя стыдно. Это малая часть качеств «честного человека», но, как по мне, они самые главные и верные.
С детства нас учили, что врать – это нехорошо, но никогда не объясняли почему. Человек может врать для благих целей, но никогда не задумывается о последствиях. Последствия могут быть самые разные, ведь когда-нибудь тайное, становится явным.
Вскоре, совравший человек, теряет к себе доверие. Близкие люди не смогут верить ему, ведь раз он уже солгал. Конечно, одно дело, если человек что – то не договорил и совсем другое, если он соврал близкому человеку, например другу. После такого вряд ли этот человек сможет быть настоящим другом.
К вранью также все относятся по – разному. Для кого – то соврать – это как сходить в магазин. Некоторые же люди, соврав, потом все переосмысливают, и их мучает совесть. Они хотят рассказать о своем поступке, но боятся реакции обманутого человека. Кто – то легкомысленно относится к тому, что человек ему солгал. Он даже не предполагает, что так может продолжаться всю жизнь.
Я считаю, что нужно говорить правду, какой бы она не была. Некоторые люди могут сказать прямолинейно, и не задумываясь о последствиях, тем самым ранят человека. В таких случаях, прежде чем сказать стоит подумать, а затем преподнести это в более мягкой форме. Возможно, для начала стоит подготовить человека, если это что – то действительно серьёзное.
Стоит всего лишь поставить себя на место этого человека и подумать, что бы сделал ты, если бы тебе соврали. Поэтому, стоит задуматься о чувствах другого человека, когда ты ему врешь. Не стоит думать, что это пройдет просто так. Ведь всегда найдется другой человек, который соврет и тебе. То есть вся твоя ложь вскоре к тебе и вернется.
В честном человеке ты можешь быть уверен и ему можно доверять. С лживыми людьми все сложнее. Они могут сказать, что больше такое не повторится, но ведь гарантии нет. Он также сможет наврать или предать и во второй, и в третий раз. Таких людей нужно сразу вычислять и стараться как можно меньше с ними общаться.
В любом случае к честным людям и относятся по – другому. Ведь мало кому захочется того, чтобы его друг врал ему.
Стоит стремиться к тому, чтобы быть честным. Однако, честных людей не всегда понимают, а особенно те, кто так любит врать. Нужно еще с самого раннего детства прививать ребенку то, что врать – это плохо. Одних слов мало и поэтому стоит конкретно все объяснить и даже привести конкретные примеры.
Сочинение на тему Честность
Во все времена существовали такие понятия, как любовь, верность и дружба. Среди них ярким пятном выделяется слово честность, которое в некоторой степени является своеобразной основой этих категорий.
Честность – это одна из составляющих нравственной стороны человека. Она связана с умением выражать мысли, чувства напрямую, без замешательства, какими бы они ни были. Это мотивы, идущие из глубины души. Помыслы, которые подпитаны добросовестностью и правдивостью.
Там, где присутствует честность, имеет место и преданность, порядочность и совесть. Это понятие должно сопровождать человека на протяжении всей его жизни. Если подобная закономерность нарушается, то в силу вступает обман, за который рано или поздно становится стыдно.
Отсутствие честности приводит к сомнениям, раздвоению мнения человека. Каждый из нас хоть раз в жизни может оступиться. Тогда наступает знакомство с этим качеством. Испытав неловкость или страх, человек видит два пути — ложь или искренность. Обман мешает вести правильный образ жизни.
Радость, уважение со стороны, доверие наполняют сердце тогда, когда нечего скрывать, нет камня за пазухой. Бесчестность — это, прежде всего, самообман, который грузом лежит на душе. Чтобы избежать недомолвок, оправданий, нужно научиться признавать собственную неправоту, вырабатывать в себе это качество характера.
Если мы стремимся к доброте и порядочности, то честность обязательно станет наставником в обогащении нравственной стороны человека. Она становится помощником в обретении других не менее важных качеств таких, как прямолинейность, уверенность в себе, отсутствие хвастовства, которые избавляют человека от слабостей, помогают приобрести силу воли, быть успешным в каждом деле.
В любой сфере нашей жизнедеятельности человек испытывает на себе влияние честности со стороны или сталкивается с ним лично, заслуживая уважение или подвергаясь критике окружающих. Обретая тем самым опыт, мы даем правильную оценку себе, выбирая в дальнейшем правильные действия.
Проблема честности в литературе
Текст Н.С. Лескова о Селиване показался мне интересным. Писатель поднимает в нем важную нравственную проблему – честности. Рассказчику пришлось переночевать в доме Селивана, которого все считали разбойником и вором (предл.1).
Когда они с отцом обнаружили, что забыли тетушкину шкатулку с деньгами, то думали, что «разбойник» уже далеко. Каково же было их удивление, когда Селиван вернул шкатулку. Он даже денег оттуда не взял (предложения 17–18).
Автор окончательно убеждает нас в порядочности Селивана, когда тот отказывается от вознаграждения. Благодаря этому случаю все убедились, что герой – честный человек. Позиция писателя мне ясна.
Честность – одно из важных качеств личности. И твои поступки могут изменить отношение общества. Я согласна с писателем в том, что честные люди заслуживают похвалы и уважения.
Докажу свою мысль, обратившись к произведениям художественной литературы. Обратимся к роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Гринев, вырвавшись на свободу, проиграл в бильярд Зурину сто рублей. Возможно, Зурин был не прав, так как видел, что перед ним совсем молодой человек. Он даже намеренно спаивал юношу и хвалил его игру.
Наутро Гринев понял всю безответственность своего поведения, но долг вернул, несмотря на сопротивление Савельича. Мне кажется, что герой поступил честно. Размышляя над данной проблемой, я вспоминаю одну притчу. Бродяга нашёл на рынке кошелек, в котором лежало сто золотых монет.
Будучи честным человеком, он отдал потерявшему свою находку, надеясь на вознаграждение. Однако купец обвинил его в воровстве части денег. Спор решил судья, отдавший все золото бедняку. Он объяснил это тем, что в кошельке, который нашел бедняк, было сто золотых, а в том, который потерял купец, — двести. Значит, решил судья, этот кошелек потерял кто-то другой.
Так бедняк был вознагражден за честность. Таким образом, проблема честности актуальна в любые времена. И всегда были люди, которые поступали честно, и другие, желающие присвоить себе чужое. Выбор всегда остается за человеком.
Сочинение-рассуждение про Честность
Честность, казалось бы, обычное слово, но какой глубокий смысл кроиться в самом обычном понятии. Быть честным – значит быть смелым. Быть смелым – значит всегда говорить правду при любых обстоятельствах.
Казалось бы, что может быть проще сказать правду, признать свою вину или извиниться за свой поступок. Но, на самом деле это довольно сложно и только смелые и сильные люди всегда готовы сказать правду, быть честными не только с собой, но и с окружающими людьми.
Ведь, всегда есть возможность скрыть правду и остаться в глазах родителей или товарищей хорошим человеком. Но, тогда придется постоянно бояться, что правду узнают, а доверие к себе и своим словам нужно будет восстанавливать.
Честность – это добродетель, которую каждый родитель с раннего детства закладывает в ребенка. Быть честным, значит быть воспитанным! Быть честным, значит никогда не давать краснеть за себя, ведь честный человек никогда не свалит свою вину, на кого-то другого, а смело выскажет правду и не побиться, если его за это поругают.
Честный человек – это ответственный человек, и если ты пообещал, ты обязательно сдержишь слово и выполнишь данное обещание. Честный человек всегда окружен множеством друзей, его ценят, любят, уважают. На честного человека всегда можно положиться и знать, что он не подведет и не оставит в беде друзей и товарищей.
Конечно же, честность не нужно путать с прямолинейностью. Существует много разных ситуаций, когда люди высказывая смело свое мнение в глаза человеку, даже не задумываются о том, что в данный момент собеседнику неловко.
Все мы разные со своими вкусами и предпочтениями в выборе одежды, музыки или друзей. Не стоит высказывать прямолинейно свою правду, которая в данный момент может обидеть собеседника.
Зачем люди обманывают? Все просто, в глазах товарищей они хотят выглядеть лучше или успешнее. Хотят таким образом обратить на себя внимание и привлечь новых друзей. Только усомнившись один раз в правдивости слов человека-обманщика, постоянно начинаешь искать ложь в каждой фразе. Теряется доверие – теряется и дружба, и уважение к такому человеку.
Честность, доверие, уважение идут рука об руку по жизни. И если такая добродетель как честность твердо заложена в характере человека, ему всегда будет сопутствовать удача во всех начинаниях. Говорить правду, значит не скрываться за маской, а быть самим собой!
Читайте также: Благородство – итоговые сочинения для 9–11 классов ОГЭ и ЕГЭ.
Понятие честность очень широко по своей сути и содержанию, оно высоконравственно, быть честным — это значит всегда и во всём говорить только правду. Но важен момент отличия честности от прямолинейности. Прямолинейность часто бывает бестактна и оскорбительна, а вот именно честность — это скорее умение выражать правду тактично.