Рассказы про блокаду ленинграда для детей

Консультация для родителей.поговорим с детьми про блокаду ленинграда27 января вся страна отмечает 75 лет со дня полного снятия блокады ленинграда.

Консультация для родителей.

«Поговорим с детьми про блокаду Ленинграда…»

27 января вся страна отмечает 75 лет со дня полного снятия блокады Ленинграда. 

Всё меньше и меньше остаётся очевидцев — людей, которые пережили ужасы блокады и могут об этом рассказать. Да и не каждый готов возвращаться воспоминаниями к тем страшным, холодным и голодным дням. 
Но очевидцами и рассказчиками были и остаются книги. Через истории ровесников, через их восприятие авторы, щадя детскую психику, показывают лишь малую часть того, что было на самом деле. Но в голове юного читателя возникает стройная связная картина, к которой позже будут добавляться детали, факты, даты. 
Взрослые, читая эти книги, часто не могут сдержать слёз — поэтому рекомендовать все их для чтения вслух сложно.

Но обсудить прочитанное, поделиться ощущениями и мыслями с детьми — необходимо. Детские книги о блокаде:

Аннотация к книге «Хлеб той зимы»

hello_html_m8ab3b3a.png

«Как это — война? Что это — война?» Немногим не понаслышке известны ответы на эти вопросы. А первоклашке Лене, оставшейся вместе с семьёй в блокадном Ленинграде, на собственном опыте приходится узнать, «как выглядит война взаправдашняя»: что такое воздушная тревога и как тушить «зажигалку», каким бывает настоящий голод и что, оказывается, оладьи можно приготовить из кофейной гущи, а студень — из столярного клея. «Хлеб той зимы» Эллы Фоняковой — это и слепок времени, и во многом автобиографичный рассказ о блокадных днях, и пронзительная история о самой обычной девочке, её семье и обо всех ленинградцах, не оставивших окружённый город. 
Иллюстрации к книге создала Людмила Пипченко — художница, которой с поразительной точностью удалось передать настроение повести и дать возможность читателям своими глазами увидеть одну из блокадных зим.

Аннотация к книге «Кукла»

hello_html_m74278760.png

Пронзительная история о девочке, пережившей блокаде, о её дружной семье, о добрых и недобрых людях, о надежде, чести и великодушии.

Аннотация к книге «Мальчишки в сорок первом»

Какой мальчишка не мечтает побывать на поле боя? Тем более если вчера началась самая настоящая война! Вот и Вовка с Женькой совершенно серьёзно решили отправиться в армию. 
Кто бы мог подумать, что до настоящих бойцов им ещё расти и расти! И, конечно, друзья и представить себе не могли, что в Ленинграде, окружённом кольцом блокады, будет ничуть не легче, чем на передовой. Теперь на счету каждый грамм хлеба, а совсем рядом, за озером, куда раньше по выходным ребята ходили купаться и загорать, — линия фронта. Так для мальчишек наступает время попрощаться с беззаботным детством, пережить совсем недетские трудности и — повзрослеть.
hello_html_3e78b107.png

Аннотация к книге «Три девочки. История одной квартиры»


hello_html_m35520208.png

Трогательная история трёх девочек, переживших блокаду Ленинграда и вынужденных столкнуться с недетскими трудностями, правдиво поведает о настоящей дружбе, мужестве и искренней преданности, о нежданных потерях и приобретениях. А графические и необыкновенно эмоциональные рисунки Нины Носкович, дополняя повествование, проведут читателей рядом с главными героями от первой и до последней страницы книги.

Аннотация к книге «Кирюшка»

Рассказы Веры Карасёвой посвящены детям блокады, которые оставались детьми, несмотря на выпавшие на их долю лишения и тяготы. Они помогали младшим. Поддерживали взрослых. Спасали друг друга. Надеялись на чудо.
И чудо иногда стучалось в их дверь. Находилась еда. В дом приносили вязанку дров. Увеличивался хлебный паёк. В Новый год приезжал Дед Мороз и дарил подарок. Крапивы вырастало столько, что хватило бы на тысячу борщей.
Иллюстрации А. Резниченко передают характер героев: замерзающих, голодных, но не сдавшихся, не утративших мужества и верящих в то, что настанет весна, а следом за ней придёт и Победа.




hello_html_m52a2a30e.png

Аннотация к книге «Седьмая симфония»

Блокада Ленинграда… Юная Катя берёт под свою опеку трёхлетнего мальчика, спасая его от смерти. И благодаря этому сама обретает силы жить дальше. 
Повесть Тамары Сергеевны Цинберг рассказывает удивительно светлую и честную историю о незаметных ежедневных подвигах ленинградцев и о том, что же означала храбрость отдельного человека в годы Великой Отечественной войны. 
В проникновенных, тонко созвучных тексту иллюстрациях Елены Жуковской читатели увидят суровую и волевую Катю — девочку с добрым сердцем и чистой душой, маленького, хрупкого Митю и прекрасный, несломленный город.


hello_html_m625d3da7.png

Аннотация к книге «Балерина политотдела»

Война и балет — кажется, эти два слова бесконечно далеки друг от друга. Ведь танцорам место на сцене, а не на фронте, тем более, если эти самые танцоры — совсем ещё юные ребята, как, например, балерина Тамара Самсонова. Но правда и в том, что странствовать по частям и подразделениям, выступая в заброшенных домах и землянках, — риск меньший, чем оставаться в блокадном Ленинграде… 
Необыкновенно пронзительная повесть Юрия Яковлева с иллюстрациями Виктора Вольского рассказывает об отваге и мужестве, на которые способно детское сердце, о внутренней красоте, которой под силу спасти мир, и о том, что значит по-настоящему жить любимым делом.

hello_html_25b0c044.png

Аннотация к книге «Вот как это было»
Трогательная, по-детски непосредственная повесть о блокадных днях — таких, какими их видит маленький Миша, оставшийся вместе с родителями в осажденном Ленинграде, не только раскрывает перед читателем приметы времени и рассказывает, «как это было», но и учит быть сильным: ведь не каждый день болеешь «очень милой скарлатиной» или пробуешь ходить с костылём, потому что у тебя — осколочное ранение. И, конечно, гордиться настоящими героями: Мишкиной мамой, которая сама может разминировать фугасную бомбу, или милиционером Иваном Фёдоровичем Блинчиком, который, что бы ни случилось, не бросает свой пост. Да и сам Мишка и его друзья, решившие давать представления для раненых солдат, чтобы поддержать их, — чем не герои?hello_html_m105e090b.png

Дорогие родители!

Прочитайте!

Вспомните!

Это великолепная подборка книг!

Часть книг можно прочитать вместе с детьми…

Очень трудно читать вслух эти произведения, но собравшись с силами прочтите, но они того стоят.

Донесите до детей историю нашей страны так, как прочувствуете это ВЫ!

Рассказы про блокаду ленинграда для детей

Даже самое трагическое событие можно забыть. Так происходит и с Великой Отечественной войной — людей, которые прошли через военное время, в живых остается всё меньше. Ветераны уходят. Из памяти молодых стираются факты и даты, а подростки зачастую даже не знают элементарного: кто, с кем и почему воевал. Но один мудрый учитель-фронтовик однажды сказал: «Дети! Запомните! Как только вы забудете эту войну, так сразу ждите новую!». Поэтому рассказы о войне для детей так важны, и посвящать ребёнка в историю катастрофы мирового масштаба можно с самого раннего возраста.

Убедитесь, что с ребенком всё в порядке, когда вы далеко. Установите приложение «Где мои дети», чтобы всегда знать, где ваш ребёнок, что происходит вокруг него, и как он себя чувствует.

Содержание:

Как рассказать детям о Великой Отечественной войне

Рассказы про блокаду ленинграда для детей

Главный совет: обсуждая войну, не говорите словами из учебника. Дети лучше запоминают мелкие детали, необычные факты и особенности. Ведите повествование о ВОВ, как о событии, в котором участвовали настоящие люди с разными, хоть и похожими, судьбами.

Зачем рассказывать детям о войне

Иногда родители и другие взрослые не спешат рассказывать детям о войне, опасаясь, что ребёнка травмирует трагичность истории. Но дети воспринимают рассказы о ВОВ довольно спокойно, главное — выбрать правильную подачу. Знать о Великой Отечественной войне нужно каждому ребёнку: пока мы передаём память о советских воинах из поколения в поколение, дети продолжают чтить подвиг своих дедов и прадедов. А значит, герои проливали кровь не напрасно.

С чего начать беседу

Начиная беседу о войне, конечно, необходимо учитывать возраст ребёнка. Малыш младше пяти лет вряд ли будет готов к очень серьёзной теме. Зато у детей старше пяти лет уже хорошо развито понятие справедливости: в этом возрасте ребёнок чётко осознает «что такое хорошо, а что такое плохо», и поэтому сможет правильно оценить пересказанные взрослым события. Единственное, чего стоит избегать в беседах о ВОВ с дошкольниками и младшими школьниками — излишне драматических описаний о погибших и раненых.

Начать разговор о войне можно на примере воевавшего родственника. Если такого родственника нет — кратко опишите простыми словами, из-за чего началась война.

Почему началась война

Сказать ребёнку о том, почему началась война — нужно. Но для разных возрастов история может отличаться. Детям помладше достаточно объяснить причины войны в общих чертах: как одна страна захотела захватить территории других стран и как руководители разных государств поссорились между собой.

Школьникам можно изложить более развернутый и честный вариант событий: о том, что немецкие фашисты под руководством Гитлера — одного из самых жестоких людей за всё время существования человечества — решили убивать других людей из-за того, что эти люди были другой национальности. В разговоре будет полезно упомянуть о том, что и в самой Германии жили люди разных национальностей, которых фашистские преследования коснулись в первую очередь.

Как правильно рассказывать о войне и о чём рассказать

Рассказы про блокаду ленинграда для детей

Беседуя о войне с детьми любого возраста — отвечайте на все появившиеся у юных слушателей вопросы. Даже если не знаете ответа — это не страшно, можно найти всю нужную информацию в дополнительных источниках. Для лучшего понимания темы упомяните в беседе о детях, живших во время Великой Отечественной войны и участвовавших в защите своей Родины.

О чем именно рассказывать детям в беседе о ВОВ — примерный краткий план:

  • вероломное нападение фашистской Германии на Советский Союз (здесь можно пояснить, что раньше Россия не была отдельной страной, а входила вместе с другими республиками в Союз) 22 июня 1941 года в 4 часа утра;
  • героическая оборона Брестской Крепости — 22 июня-20-е числа июля 1941 года: защищали крепость 4 000 человек;
  • битва под Москвой — октябрь 1941-апрель 1942: одно из поворотных событий ВОВ;
  • Блокада Ленинграда (современного Санкт-Петербурга) — 8 сентября 1941-27 января 1944: прорвать блокадное кольцо удалось лишь спустя 872 дня;
  • Курская битва — 5 июля-23 августа: самое ожесточённое сражение за всё время войны, итогом битвы стало уничтожение двух главных фашистских группировок;
  • Сталинградская битва — 17 июля 1942-2 февраля 1943: после битвы, продлившейся 200 дней, стало ясно, что разгром Германии советскими солдатами — вопрос времени;
  • взятие Берлина — апрель 1945: советские воины дошли до германской столицы, попутно освобождая другие европейские страны, захваченные фашистами;
  • День Победы — 9 мая 1945 года: накануне, поздно вечером, был подписан окончательный Акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии и её вооруженных сил.

Рассказать об основных вехах войны можно кратко или более подробно — зависит от возраста детей. Если дети увлеклись беседой — завершите разговор вопросами по теме. Например, такими:

  1. Когда началась Великая Отечественная война?
  2. Какая страна напала на Советский Союз?
  3. Кто такие фашисты?
  4. Кто победил в войне?
  5. Сколько времени продлилась ВОВ?
  6. Какой праздник мы отмечаем девятого мая?

Закрепите итоги обсуждения войны визуально: покажите детям фотографии времён Великой Отечественной войны.

О чём ещё стоит рассказать детям в беседе о ВОВ — рекомендации педагогов:

Военные профессии

Объясните детям, что, помимо известных и хорошо знакомых им профессий (учитель, врач, строитель), существуют и особые профессии — военные. Человек, который выбрал военную профессию, может уметь разрабатывать тактику ведения боя, конструировать боевую технику, мастерски владеть оружием, уметь оказывать первую помощь. Примеры военных профессий: моряки, летчики, связисты, медицинские работники.

В беседе о военных профессиях поговорите о том, как сложно было и тем, кто остался в тылу. Женщины, дети, пожилые люди работали практически без отдыха, чтобы облегчить жизнь тех, кто воевал: создавали военную технику на заводах, выращивали продукты для советских воинов, шили форму.

Города-герои

Рассказы про блокаду ленинграда для детей

Расскажите ребёнку о том, что город-герой — очень почётное звание, и удостаивались этого звания те города, жители которых проявили особый героизм и мужество. В наши дни, когда СССР больше не существует, города-герои расположены на территории России, Украины, Беларуси:

  • Брест — участие в защите города приняли почти все его жители;
  • Одесса — защитники Одессы первыми начали подрывную войну против фашистов: ночами пробирались в город, чтобы вывести из строя технику и взорвать дома, занятые захватчиками;
  • Ленинград — жителям современного Санкт-Петербурга пришлось особенно тяжело: фашисты не пускали в город обозы с продуктами питания и лекарствами, намеренно сломали систему теплоснабжения, и более двух лет жители блокадного Ленинграда недоедали и мерзли, но не уступили город врагу;
  • Киев — 778 дней город находился в оккупации, за это время немцы разрушили город почти полностью;
  • Севастополь — город у Черного моря Гитлер планировал захватить в первые же дни войны, но жителям города удалось держать оборону целых 8 месяцев;
  • Мурманск — пережил огромное количество нападений, более 180 тысяч бомб сбросили на город, частично его разрушив. Но Мурманск не сдавался, его жители продолжали работать и защищаться;
  • Тула — с октября по декабрь население героически защищало родной город;
  • Минск — за три года оккупации от города почти ничего не осталось, и после войны Минск отстраивали заново;
  • Новороссийск — город оборонялся 225 дней, бои закончились полным освобождением Новороссийска;
  • Керчь — в оккупации город провел 700 дней, его жители пострадали больше остальных от фашистских захватчиков;
  • Волгоград (Сталинград) — был одной из главных целей Гитлера, но фашистам не удалось прорвать оборону, и спустя 200 дней уже сами немцы оказались в плену у советских воинов;
  • Москва — на подступах к столице СССР немецкие войска потерпели первое крупное поражение.

Награды

Для участников ВОВ были созданы особые награды, и вручали их героям в любых званиях: командирам отрядов и дивизий, рядовым солдатам, медикам, детям-героям. Примеры наград времен ВОВ:

  • ордена Суворова, Кутузова, «Красного знамени»;
  • медали «За боевые заслуги», «За отвагу»;
  • награды за оборону городов-героев.

Как рассказать ребёнку о Дне Победы

Рассказы про блокаду ленинграда для детей

Разбудить интерес к празднику у ребёнка можно простым вопросом: «А ты знаешь, какой завтра праздник?». Дети любят праздники, и ребёнок наверняка сам начнёт задавать наводящие вопросы.

Обычно о Дне Победы дети впервые слышат рано — в 3-4 года. Учитывая возраст малыша, не затягивайте повествование и не перегружайте беседу подробностями. Например, беседу можно составить так: «Когда твой прадедушка был таким же маленьким, как ты сейчас, на нашу страну напали очень злые люди — фашисты. Но нашим солдатам удалось защитить родную землю и победить захватчиков, а День Победы пришёлся на 9 мая 1945 года. С тех пор мы каждый год отмечаем этот праздник, вспоминая всех, кто сражался за победу».

Рассказ можно дополнить просмотром детских тематических книг с крупными фото и изображениями, посвящёнными ВОВ и Дню Победы.

Читайте также Сколько продлятся майские праздники в 2021 году и как их интересно провести?

Жизнь и подвиги детей во время ВОВ

«У войны не женское лицо», — так назвала свою книгу писательница Светлана Алексиевич. Можно смело добавить, что и детским быть лицо войны не должно: а в 1941 году ребята, которым едва исполнилось 10 лет, наравне со взрослыми защищали Родину.

Расскажите ребёнку о его ровесниках, лишившихся детства: в жизни этих мальчишек и девчонок не было сказок, мультфильмов и даже заботы родителей. Часто ребёнок искренне проникается историей, когда её участниками оказываются такие же дети, как и он сам.

На фронт мальчишки и девчонки попадали разными путями. Иногда их брали с собой родители, предполагая, что оставаться дома ещё опаснее, иногда солдаты подбирали потерявшихся во время боёв детей. Но чаще всего ребята сами стремились попасть на фронт, и попросту сбегали из дома на передовую, а командирам ничего не оставалось, кроме как принять юного бойца в свои ряды.

Три истории о детях Великой Отечественной войны, чьи мужественные поступки навсегда остались в истории России:

Марат Казей, 14 лет

Рассказы про блокаду ленинграда для детей

Памятник Марату Казею, Минск, 1984. Фото: Antonio3.14. Источник

К началу войны Марат успел окончить только начальную школу. Ещё до войны родителей мальчика объявили «врагами народа» (тогда, до войны, от ложных обвинений страдали многие ни в чём не повинные люди), в живых оставили только мать. Мама Марата простила советской власти несправедливые обвинения, и во время войны прятала у себя дома партизан, за что и была повешена фашистами.

Тогда сам Марат пошёл в партизаны и вёл деятельность наравне со взрослыми товарищами: взрывал вражеские эшелоны, ходил в разведку и участвовал в опасных рейдах. За год до Победы Марат Казей погиб, подорвав гранатой и себя, и нападающих на него фашистов.

Сережа Алешков, 6 лет

Один из самых юных участников боёв. Маленький мальчик потерялся в лесу, убегая с партизанами из захваченной немцами деревни, и его подобрали разведчики 142-го гвардейского полка.

В силу возраста в сражениях Сережа не участвовал, зато помогал всем, чем мог: разносил почту и продукты, приносил снаряды. А однажды мальчик спас командира полка, разбирая завалы блиндажа, где оказался командир. После войны Сережу усыновил майор Михаил Воробьёв, тоже воевавший в 142-м гвардейском полку.

Зина Портнова, 17 лет

Молодая партизанка вступила в подпольную организацию «Юные мстители». Зине удалось устроиться посудомойкой в немецкую столовую, где она отравила пищу, убив более сотни фашистов.

В 1943 году девочку взяли в плен и зверски пытали, но она не сдавала своих. Во время одного их допросов Зина застрелила из украденного пистолета троих немцев. В 1944 году Зину Портнову расстреляли, так и не добившись от неё нужной информации.

Дети, оставшиеся в тылу тоже совершали подвиги — только трудовые: работали днём и ночью на заводах, чтобы обеспечить армию всем необходимым, шили и вязали одежду, изготавливали посуду.

Лучшие книги и рассказы о войне для детей

Рассказы про блокаду ленинграда для детей

Ниже приведены произведения о войне для детей, подходящие для разных возрастов:

Для дошкольников

  1. Е. Благинина «Почему ты шинель бережёшь?».
  2. А. Гребенина «Вера Иванова».
  3. А. Митяев «Письмо с фронта».

Для младших школьников

  1. Л. Воронкова «Девочка из города».
  2. В. Осеева «Васёк Трубачев и его товарищи».
  3. В. Драгунский «Арбузный переулок».

Для среднего звена

  1. В. Богомолов «Иван».
  2. В. Рудный «Дети капитана Гранина».
  3. С. Алексеев «Рассказы о войне».

Для подростков

  1. А. Лиханов «Последние холода».
  2. Н. Надеждина «Партизанка Лара».
  3. Б. Васильев «В списках не значился».

Немного о книгах о войне, которые читают и перечитывают дети всех поколений:

  1. А. Митяев «Письмо с фронта». Книга легко прочитывается самостоятельно — автор писал для детской аудитории простым и понятным языком. Сюжет книги основан на реальных событиях.
  2. В. Осеева «Васёк Трубачев и его товарищи». Книга про обычного мальчишку Васю Трубачева и его друзей, детство которых закончилось вместе с пришедшей войной.
  3. В. Рудный «Дети капитана Гранина». История о том, как юные воины не только защитили Финский залив, но и в решающий момент приняли огонь на себя.
  4. Б. Васильев «В списках не значился». Десять месяцев русский солдат воевал против фашистов, а потом попал в плен. И тогда выяснилось, что никто не знал даже его имени, и он навсегда остался неизвестным героем.

Празднуем День Победы: поделки к 9 мая с детьми

Рассказы про блокаду ленинграда для детей

Варианты красивых и простых поделок к 9 мая:

Композиции из пластилина

С помощью пластилина на листе цветного картона можно изобразить любую тематическую символику: звезду, флаг, гвоздики, Георгиевскую ленточку, и многое другое.

  1. Открытка из пластилина ко Дню Победы: https://www.youtube.com/watch?v=F7cWgdlspbs
  2. Салют Победы из бумаги и пластилина: https://www.youtube.com/watch?v=fb0mnLWBRCw

Голубь мира

Простая поделка, сможет сделать самостоятельно даже дошкольник. Для поделки понадобятся: белые салфетки, лист белого или цветного картона.

Как делать: на листе картона нарисовать композицию, например, голубя и земной шар. Далее: вырезать из белой салфетки квадратики, накрутить квадратики на карандаш и приклеить внутри изображения голубя.

  • Голубь мира в технике оригами: https://www.youtube.com/watch?v=Jtg-Qzys6Uk

Другие варианты

  1. Хорошо смотрятся поделки к 9 мая из CD-дисков. На блестящую поверхность можно поместить любую тематическую композицию. Видео инструкция по изготовлению поделки из дисков: https://www.youtube.com/watch?v=9TYHxGrGV68
  2. Объёмный танк из коробок и бумаги: https://www.youtube.com/watch?v=HMhamUAlylM
  3. Очень красивая 3D-открытка «Коробка с орденами»: https://www.youtube.com/watch?v=uMxGudBkpMQ

Больше идей поделок на 9 мая с подробными инструкциям и видео мастер-классами ищите здесь.

Рассказывать о войне детям нужно обязательно. На волне патриотизма тема ВОВ поднимается часто, и со школьниками войну обсуждают довольно активно. Но, как правило, факты излагаются сухим языком и не несут никакой эмоциональной окраски. Поэтому только родители могут рассказать ребёнку о настоящей войне, на которой погибли тысячи людей, защищая будущие поколения. Пусть ваш ребёнок знает, что они защищали и его будущую жизнь тоже.

Рассказы про блокаду ленинграда для детей

Рассказы про блокаду ленинграда для детей

Получите чек-лист подготовки к школе на свою почту

Письмо отправлено!
Проверьте электронный ящик

Скачайте бесплатно приложение на iOS или Android

iphone-X

Мобильное приложение «Где мои дети»

Смотрите передвижения ребёнка на карте, слушайте что происходит вокруг, когда вас нет рядом.
Отправляйте громкий сигнал, если ребёнок не слышит звонка от вас.

Скачайте бесплатно приложение на iOS или Android

appStore

GooglePlay

AppGallery

Загрузить приложение

iphone-X

Нравственно-патриотическое воспитание
детей дошкольного возраста через проектную деятельность. Проект «Блокадный
хлеб»

Проблема: в один январский день Кристина
принесла в группу ломоть хлеба в пергаментной   бумаге и стала   эмоционально
рассказывать   детям, как   она вчера с мамой в гипермаркете получила этот
ломоть хлеба, который называется «Блокадный хлеб». Все дети группы наперебой
стали заваливать Кристину вопросами: «А что это за хлеб? Почему он называется
«Блокадный хлеб»? Он вкусный? И почему такой малень- кий?» Кристина пожимала
плечами, не знала что ответить. Дети обратились к нам пе- дагогам с этими
вопросами.

Что мы знаем? Хлеб — это продукт питания,
который мы употребляем в пищу каж- дый день. Пекут хлеб из ржаной и пшеничной
муки.

Что мы хотим узнать? – почему ломоть хлеба
называется «Блокадный»? Почему краюха хлеба такая маленькая? Из чего его пекли?
И кто пек?

Как мы узнаем? – спросим у воспитателя,
родителей, прочитаем в книге, посмот- рим в интернете.

Актуальность: задумка проекта зародилась
после того, как дети заинтересовались, почему ломоть хлеба называется
«Блокадный хлеб». И почему воспитатели и родители, к этому кусочку хлеба
относятся так бережно и уважительно. Современные дети к хлебу относятся, как к
обыденному продукту питания и даже в какой-то степени небрежно.

В юбилейный год «Великой Победы» и
«Освобождения города Ленинград от блока- ды», мы посчитали символично глубже
окунуться в проблему «Какова же цена куска черного хлеба?», говоря о «цене»
хлеба сложно не вспомнить «Блокадный хлеб» в те лихие годы хлеб приравнивался к
жизни.

Цель проекта:   создание   условий   для  
формирования   у детей   представлений о значимости и ценности хлеба.

Задачи:

—           способствовать формированию у
детей представлений о хлебе, как основном про- дукте питания;

—           познакомить детей с историей
хлеба в «Блокадном Ленинграде»;

—           расширять знания детей   о
профессиях, связанных   с процессом   выращивания и изготовления хлеба, о роли
Череповецкого хлебокомбината, в оказании помощи жи- телям блокадного Ленинграда;

—           формировать умения применять
полученные знания в практической деятельности;

—           развивать словарный запас
детей: война, блокада, голод, Ленинград, краюха, бу- ханка, ломоть, пайка,
граммы, жмых, опилки;

—           развивать умения детей
добывать знания из разных источников: книги, интернет- ресурсы, видеоматериалы,
интервью;

—           развивать способность детей
презентовать продукт деятельности сверстникам

—           воспитывать бережное и
уважительное отношение к хлебу и его создателям;

Образовательная область: социально-коммуникативное
развитие.

Вид проекта:

По доминирующему методу: информационно –
практико-ориентированный;

По характеру участия ребёнка в проекте:
участник от зарождения идеи до получения результата;

По характеру контактов: в контакте с
семьёй; По количеству участников: фронтальный;

По продолжительности: среднесрочный (4
недели)

Ожидаемые результаты:

Для детей:

—           понимание детьми значимости и
ценности хлеба;

—           знакомы с особенностями
хлебопечения в годы Великой отечественной войны;

—           бережное и уважительное отношение
к хлебу;

—           уважение к людям старшего
поколения, участникам Великой отечественной войны и жителям блокадного
Ленинграда.

Для педагогов:

— обогащение развивающей
предметно-пространственной среды группы по теме про- екта;

— удовлетворение от работы и результатов
проекта.

— привитие детям чувства сострадания,
бережливости.

Для родителей:

—           установление эмоционального
контакта с детьми;

—           продуктивное взаимодействие
родителей с детьми в процессе совместной деятель- ности;

—           проявление интереса к образовательному
процессу, желание общаться с педагогом;

—           расширение кругозора по теме
проекта;

Итоговый продукт проекта:
видеофильм-презентация «Блокадный хлеб».

Этапы реализации проекта «Блокадный хлеб»

1          этап Подготовительный —
постановка познавательной проблемы, создание воспи- тателем мотивации к
познавательно – творческой деятельности, принятие задачи деть- ми.

Действия педагога:

         создание проблемной ситуации и
описание ее;

         формулирование проблемных
вопросов;

         определение задач;

         сбор литературы о хлебе и
«Блокадном Ленинграде», стихи, загадки, поговорки, сказки, рассказы;

         проведение анкетирования семьи
по вопросу проекта.

Действия детей:

         осознание и личностное
восприятие проблемы, эмоциональное реагирование на проблемные вопросы;

         совместное с воспитателем
определение цели проекта;

         понимание и принятие задач
проекта;

         изготовление приглашения для
родителей к участию в проекте;

         прогнозирование результатов
проекта «Блокадный хлеб».

Действия родителей:

         понимание и принятие проблемы
проекта;

         оказание помощи в сборе
литературы и дидактического материала по теме;

         беседы с детьми о хлебе и
блокаде Ленинграда, помощь детям в решении про- блемной ситуации.

2          этап: Деятельностный —
первичный анализ задачи, выдвижение предположений о возникновении названия
«Блокадный хлеб». Отбор способов проверки предположе- ний, выдвинутых детьми,
проверка этих предположений.

Действия педагога:

         реализация проекта при
организации совместной деятельность с детьми;

         подбор художественной и научной
литературы по теме проекта;

         разучивание с детьми стихов,
чтение повестей и рассказов по теме;

         осуществление контроля за
развитием проектной деятельности детей;

         сбор рисунков детей для
оформления альбома «Блокадный хлеб»;

         создание альбома архивных
фотографий «Череповецкий хлебокомбинат в годы Великой отечественной войны»;

         организация экскурсии в магазин
«ЧереповецХлеб»;

         организация продуктивной
деятельности «Выпечка блокадного хлеба»;

         рассматривание картин художников
о хлебе;

         помощь в изготовлении атрибутов
и игровых пособий детям и родителям;

         оказание дифференцированной
помощи детям при проведении проектной дея- тельности.

Действия детей:

         совместная деятельность с
помощью воспитателя, организация опытно – экспе- риментальной деятельности
«Сколько весит дневная пайка ребёнка из блокадного Ле- нинграда»;

         создание макетов «Блокада
Ленинграда»;

         продуктивная деятельность
«Изготовление сухариков»;

         участие в выпечке и дегустация
«Блокадного хлеба»;

         посещение «Музея Победы» МАДОУ
«Детский сад № 109» города Череповец;

         участие в экскурсии в хлебный
магазин «ЧереповецХлеб»;

         создание коллажа «Калачи детям
блокадного Ленинграда»;

         реализация сюжетно-ролевой игры
«Хлебный магазин»;

         оформление коллективных
творческих работ.

Действия родителей:

         помощь в создании макетов
«Блокада Ленинграда»;

         принятие участия в оформлении
книги рецептов «Военный хлеб»;

         изготовление альбома репродукций
картин «Хлеб войны – хлеб Победы» и «Хлеб – всему голова»;

         составление сборника пословиц и
поговорок о хлебе;

         подбор иллюстративного материала
для проекта;

         сопровождение на экскурсию в
хлебный магазин и «Музей Победы» МАДОУ

«Детский сад № 109» города Череповец.

3          этап. Заключительный — анализ
полученных в ходе реализации проекта результа- тов, формулирование выводов.

Действия педагога:

         создании видеофильма-презентации
«Блокадный хлеб»;

         участие в обсуждении результатов
проектной деятельности;

         определение совместно с детьми
перспектив развития проекта;

         создании видеофильма-презентации
«Блокадный хлеб»;

         участие в обсуждении результатов
проектной деятельности;

         определение совместно с детьми
перспектив развития проекта.

Действия детей:

         презентация видеофильма
«Блокадный хлеб»;

         обсуждение результатов проектной
деятельности, выявление  причин успехов и неудач;

         определение совместно со
взрослыми перспектив развития проекта.

Действия родителей:

         оказание помощи в создании
видеофильма-презентации «Блокадный хлеб»;

         выставка рецептов «Фронтового
хлеба»;

         обсуждение результатов проектной
деятельности и её результатов на познава- тельное развитие дошкольников.

Перспективное         планирование           совместной    образовательной       деятельности
с детьми 5 лет

по теме проекта «Блокадный хлеб»

ОО      Интегративные качества (динамика в
соответствии с возрастом)        Содержание совместной об- разовательной
деятельности в центрах активности  Включенность роди- телей

в образовательный процесс

«Физическое развитие»       Ребенок          придумывает
упражнения, проявляя при этом самостоятельность.

Сформировалось умение самостоятельно
организо- вывать игры со сверстни- ками.          —            Артикуляционная
гимнасти- ка «Хлебные крошки»

—           Пальчиковая  гимнастика

«Мельница», «Испечем       мы каравай».

—           Подвижные   игры:   «Коло-
сок», «Каравай».     —           Анкетирование и интервьюирование родителей.

—           Помощь в подборе материала для
изго- товления книги ре- цептов «Военный Хлеб».

         Изготовление альбома репродукций
картин                    «Блокадный хлеб»;

         Сопровожде- ние      на        экскурсию
в хлебный магазин.

— Помощь в записи видеофильма презен-
тации.

«Социально-коммуникативное развитие» У
ребёнка сформировались знания           о разнообразии и достатке                     хлеба
в современном городе; Освоил правила безопасно- го поведения во время экс-
курсии в хлебном магазине и правила дорожного дви- жения по пути в хлебный
магазин.     —            Образовательная ситуация — экскурсия «Хлебный магазин
ЧереповецХлеб».

—           Посещение «Музея Победы» МАДОУ
«Детский сад № 109» города Череповец.     

            Пополнил знания об осо-
бенностях      хлебопечения в блокадном городе.   —            Продуктивная
деятельность

«Изготовление сухариков».

—           Образовательная       деятель-
ность           «Выпечка       Блокадного   

                        хлеба».          

            В играх проявляют инициа-
тиву, выступают с предложениями по поста- новке                 сюжета

и распределению ролей. Ребенок охотно
участвует в совместных       играх и изготовлении игр. Расши- ряет   свой  
объём   знаний и представлений      о хлебе и его разнообразии  —           Лото
«Хлеб и хлебобулочные изделия»;

—           Дидактическая          игра    «Как
хлеб попал к нам на стол »

—           Сюжетно-ролевые    игры:

«Хлебный магазин», «Пекар- ня».

«Познавательное развитие»            У
ребенка появился позна- вательный интерес, в ходе наблюдений или опытов он
может самостоятельно по- ставить задачу и решить её.          —            Экспериментирование:

«Превращение зерна  в муку»,

«Какой вес у кусочка Блокад- ного хлеба?
Что также весит у нас в группе?»

—           Решение проблемных ситуа- ций
«Хватит ли вам кусочка хлеба на один день?»     

            Закрепились умения созда- вать
и использовать модели для обозначения последо- вательности процесса.       —           Создание
модели «Процесс изготовления хлеба»;

—           Создание макета «Блокада».          

            Расширил       кругозор о
деятельности земляков во время Великой отечествен- ной войны.            —           Создание        фотоальбома
и образовательная     ситуация

«Череповецкий         хлебокомби- нат в
годы

—           Великой отечественной вой- ны» 

«Речевое развитие»  Свое эмоциональное
состо- яние ребенок может выра- зить с помощью мимики, пантомимики, интонации
речи. Способен высказы- вать          свое    мнение о причинах того или иного
эмоционального состояния. С небольшой помощью воспитателя объединяются для
совместной деятельно- сти.         —           Разучивание стихотворения,
используя мнемотаблицы.

—           Игра – драматизация.

—           Беседы – интервью.

—           Дидактические речевые игры

«Цепочка действий», «Назови ласкового»,
«Назови во мно- жительном        числе, в единственном числе»

            Проявляет речевое творче-
ство: сочиняет загадки, не- большие рассказы из лич- ного опыта            —           Придумывание
и отгадывание загадок о хлебе.

—           Чтение произведений лите-
ратуры и заучивание стихов: Степанов   Ю.       «Блокадный пряник»,

Черкашин Г. «Кукла», Шестинский О. Н.
«Блокадные 

                        новеллы»,

Яковлев         Ю.       «Девочки с
Васильевского острова», Конецкий В. «Кто смотрит на облака»

Миксон И.Л. «Жила, была» Сухачев М.П.
«Дети блокады» Ходза Н. «Дорога жизни» Чаковский А.Б. «Блокада», Ремизов В.
«Хлебный голос», Аким Я. «Хлеб»,

Шорыгина Т. «Ломоть хлеба».

— Чтение, разбор и заучивание пословиц и
поговорок о хлебе. 

«Художественное эстетическое творчество»       Самостоятельно
вычленяет и дает характеристики от- дельным деталям содержа- ния картины,
описывает героев, время и место.  —           Рассматривание            альбома
с репродукциями              картин

«Блокадный хлеб»;

—           Образовательная       ситуация

«Картина       Николая         Репина

«Блокадный хлеб»» 

            Активно использует разные
техники, освоенные ранее. —           Конструирование «Блокада»;

—           Коллаж «Блокадная ласточ- ка»;

—           Коллективная творческая ра-
бота «Калачи для детей бло- кадного Ленинграда».

—           Рисование «Что мы можем
подарить детям из блокадного Ленинграда»      

            Формирует    свое    мнение о
просмотренном, делает выводы.           —           Просмотр            мультфильмов
и видеофильмов:

«Шарик»,       «Воробушек»,

«Один день в блокадном Ле- нинграде»,
«Зимнее утро».         

            Ребенок начинает пони- мать,
что с помощью музы- ки можно передать эмоцио- нальное состояние не толь- ко
человека, но и природы    Слушание музыкального про- изведения:

Седьмая Симфония «Ленин- градская» Д.Д.
Шостаковича      

Результаты проекта

Итоговый продукт проекта:
видеофильм-презентация «Блокадный хлеб». Положительным моментом в реализации
проекта, является заинтересованность те-

мой всех детей группы и их родителей.

В итоговой образовательной деятельности
было выявлено, что уровень знаний у детей по теме проекта повысился.

У         детей  сформировалось       умение           добывать        знания из        разных            источников
и применять полученные знания в практической деятельности.

Дети свободно используют новые слова по
теме «Блокадный хлеб».

Дети   эмоционально откликаются на
прослушивание музыкальных произведений и тематические беседы, чтение
художественной литературы «Блокадный хлеб» (пере- живают за героев).

В режимные   моменты   (прием   пищи)   у
детей   отмечается   более   бережное и уважительное отношение к хлебу, чем до
реализации проекта.

Оформлена тематическая выставка «Блокадный
хлеб».

Развивающая предметно-пространственная
среда группы расширилась за счет про- дуктов детской и детско-родительской
творческой деятельности.

Родители   воспитанников   отметили  
значимость   темы    проекта    для    развития и воспитания детей дошкольного
возраста и с удовольствием участвовали в реализации проекта, что расширило их
кругозор.

Определили перспективу развития проекта
«Блокадный хлеб» реализовать на сле- дующую годовщину освобождения Ленинграда
от блокады проект «Дети блокадного Ленинграда», основная идея которого
познакомиться с жизнью детей блокадного Ле- нинграда, на примере героинь книги
Ю. Яковлева «Девочка с Васильевского острова».

От воспитанников и их родителей поступило
предложение посетить Череповецкий хлебокомбинат, Государственный мемориальный
музей обороны и блокады Ленингра- да в город Санкт-Петербург и мемориал «Цветок
жизни», созданный в честь памяти о погибших детях блокадного Ленинграда. Так
как в проекте была запланирована экс- курсия в «Музей Победы» МАДОУ «Детский
сад № 109» города Череповец, организо- вать экскурсию после снятия карантинных
мероприятий.

Данный проект может быть использован
педагогами дошкольных учреждений.

Список использованной литературы

1.         Беликова, Т.Н.Сохранение
исторической памяти о Великой Отечественной войне в дошкольной образовательной
организации / Т.Н.Беликова, Е.И. Лазебная // Воспитатель ДОУ. 2020. – № 4. – С
9

2.         Гранин, Д. Блокадная книга / Д.
Гранин, А. Адамович, М.: Издательство «Совет- ский писатель», 1982 г.

3.         Дмитриев, В. … Была война, была
блокада … / В. Дмитриев, СПб.: Издательство

«Корона принт», 2012 г.

4.         Знакомство дошкольников с
картинами о ВОВ. Конспекты культурных практик. Для детей 6-7л. (ФГОС) – СПб.:
Издательство «Детство-Пресс», 2020.

5.         Казаков, А.П.   Детям о
Великой   Победе. Беседы   о Второй   мировой   войне в детском саду и школе /
А.П.. Казаков, Т.А. Шорыгина, М.: Издательство «Гном», 2019

6.         Конкевич, С. В. Беседы с детьми
о Великой Отечественной войне. Старший до- школьный возраст /С.В. Конкевич,
СПб.: Издательство «Детство-Пресс», 2018.

7.         Тонск, В. Блокада глазами
ребенка /В. Тонск // Альманах «Васильевский остров»

2008.

8.         Ульева, Е.А. Беседы о войне.
Энциклопедия для малышей / Е. А. Ульева, г. Ростов-на- Дону.: Издательство
«Феникс», 2020.

Инфоурок

История России
Научные работыПрезентация по истории на тему: «Игрушки детей блокадного Ленинграда

Подготовила :ученица 5 «А» классаМАОУ «Гимназия №108»Грачева Олеся. Руково...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Подготовила :ученица 5 «А» классаМАОУ «Гимназия №108»Грачева Олеся. Руково

    Описание слайда:

    Подготовила :
    ученица 5 «А» класса
    МАОУ «Гимназия №108»
    Грачева Олеся.
    Руководитель: Филиппов Александр Викторович

    Проект на тему :
    «Игрушки детей блокадного Ленинграда
    и современности».

  • 2 слайд

    Я много слышала о войне от мамы и в школе на классных часах. Я очень пережива

    Описание слайда:

    Я много слышала о войне от мамы и в школе на классных часах. Я очень переживала, когда узнала, что мои ровесники остались в городе, который был со всех сторон окружён фашистами. Мне стало интересно, какое детство было у моих далёких ровесников, Моя работа посвящена игрушкам детей блокадного Ленинграда.
    Более 70 лет прошло со времени начала блокады города, но память о погибших детях и взрослых не даёт нам забыть тех страшных событий.

  • 3 слайд

    Рассказы про блокаду ленинграда для детей

  • 4 слайд

    Блокада Ленинграда — трагическая страница в жизни нашего народа, нашей страны

    Описание слайда:

    Блокада Ленинграда — трагическая страница в жизни нашего народа, нашей страны. Это самая продолжительная и страшная осада города за всю историю человечества. Среди жителей Ленинграда, испытавших на себе все тяготы тех горьких и страшных дней, оставались 400 тысяч детей. Трудное, холодное, голодное время, но особенно тяжело пришлось детям. Они лицом к лицу столкнулись с жестокой действительностью войны, с голодом и потерями. Ведь мир детей существует с миром взрослых в одном и том же пространстве. Блокадные дети, рано повзрослевшие, не по-детски серьёзные и мудрые, всё равно оставались детьми. Их помощниками и спутниками были игрушки. Дорогие сердцу медвежата и зайцы, куклы и обезьянки помогали своим маленьким друзьям выжить в годы блокады.

  • 5 слайд

    Несколько лет назад в Петербургском музее кукол открылась выставка игрушек, п

    Описание слайда:

    Несколько лет назад в Петербургском музее кукол открылась выставка игрушек, принадлежавших юным жителям осажденного города.
    Блокадный фонд музея насчитывает около 300 экземпляров, сохранивших энергетику своих хозяев.

  • 6 слайд

    Всего несколько историй игрушек детей блокадного города, сегодня бережно

    Описание слайда:

    Всего несколько историй игрушек детей блокадного города, сегодня бережно хранимых в фондах музея, могут поведать немало грустных и бесконечно трогательных историй любви, дружбы, надежды и спасения. Это память для  современников и будущих поколений о сложнейших этапах в жизни страны, о событиях, которые не должны быть забыты. И пока память об этих страшных днях живет в сердцах людей, такого не повторится.

  • 7 слайд

    Игрушки дней блокадных.Замираю у этой витрины.Лед блокадный растаял в ней.

    Описание слайда:

    Игрушки дней блокадных.
    Замираю у этой витрины.
    Лед блокадный растаял в ней.
    Мы воистину непобедимы.
    Вот – игрушки блокадных дней!
    Самолетики из картонки,
    И тряпичный большой медведь.
    На фанерке смешной котенок.
    И рисунок: «ФАШИСТАМ – СМЕРТЬ!»
    На рисунках обозначались
    Силуэты домов родных,
    Где у каждой буржуйки ночами
    Бил победы живой родник.
    А над городом – бомбовозы,
    Но их сверху бьют «ястребки».
    Замерзали в блокаду слезы.
    Шли морозов на нас полки.
    Но почти что в любой квартире
    (ну хотя бы в доме любом!)
    Николай Ударов.

  • 8 слайд

    Я хочу представить некоторые трогательные рассказы. Обезьянка. Катен

    Описание слайда:

    Я хочу представить некоторые трогательные рассказы.

     Обезьянка.
    Катеньке исполнилось 3 года. Их семья была дружной: мама, папа, брат и сестра. Папа Кати был футбольным арбитром. Он ездил по разным городам и судил матчи. Незадолго до начала войны из поездки в Германию папа привёз Кате игрушечную обезьянку. Игрушка из-за границы стала любимицей.
    Обезьянкой восторгались все, кто её видел. Подобной игрушки не было ни у кого. Катя с ней не расставалась, обезьянка сидела рядом за столом, они вместе гуляли и ложились спать. Но вот началась блокада… Закончились все съестные запасы, вода, дрова. На родителей глядели голодные дети. Конечно, взрослые отдавали собственные крохи хлеба малышам. Но вот не стало мамы и папы, а вслед за родителями и детей.  

  • 9 слайд

    Когда соседи нашли тело Катеньки, рядом с ней лежала обледеневшая от ленингра

    Описание слайда:

    Когда соседи нашли тело Катеньки, рядом с ней лежала обледеневшая от ленинградских морозов обезьянка. Лапы у обезьянки были обкусаны. Это жутко, но обезьянка поддерживала Катю в последние часы её жизни… Опилки, которыми была набита игрушка, отсырели, и это была та влага, которой питалась малышка…
    Обезьянка стала не просто игрушкой, а реликвией. Её передали девочке-соседке, которую, возможно, ожидала та же судьба, что и Катю, если бы не полуторка прадедушки, на которой ребёнка увезли из осаждённого города. И вот девочка в машине, а в руках у неё игрушка – трагическая память о блокаде.
     

  • 10 слайд

    Блокадный Мишка. В одной из семей блокадного Ленинграда захворала девочк

    Описание слайда:

    Блокадный Мишка.

    В одной из семей блокадного Ленинграда захворала девочка. Медикаменты не могли помочь малышке, а родители работали и не имели возможности быть рядом с дочкой. Девочка теряла силы, и казалось, ей уже не преодолеть заболевание. Но мать принесла домой игрушечного мишку и положила возле дочки. Девочка начала разговаривать и играть с ним. С того дня малышка пошла на поправку, а спустя немного времени выздоровела. Вот такое чудо совершил лекарь-медведь.
     

  • 11 слайд

    Снегурочка. В годы блокады Снегурочка стояла в стеклянном серванте в сем

    Описание слайда:

    Снегурочка.

    В годы блокады Снегурочка стояла в стеклянном серванте в семье Ямпольских: ребятам было жаль играть с этой красавицей, и на неё просто смотрели. В один из дней в дом по соседству попала бомба. Сильнейшая взрывная волна вышибла стекла в окнах дома Ямпольских. Острые осколки полетели в тех, кто находился в комнате, и в малышку, сидевшую в кроватке. Внезапно дверца серванта распахнулась и защитила людей от кусков стекла. Все остались живы и невредимы. С тех времен Снегурочку стали считать талисманом семьи.
     

  • 12 слайд

    Куклы Юра и Ира. Майя Рудницкая встретила блокаду Ленинграда восьмил

    Описание слайда:

    Куклы Юра и Ира.

    Майя Рудницкая встретила блокаду Ленинграда восьмилетним ребенком. Во время обстрелов девчонке не раз доводилось скрываться от фашистских снарядов в бомбоубежище. Туда она брала все самое важное: кукол Иру и Юру, нитки, ножницы и кусочки ткани. В часы, проведенные в укрытии, Майя шила для кукол одежку: платьица, рубахи и комплекты для эвакуации. Малышка даже придумала индивидуальные ранцы для кукол, в них хранились их тапочки и носовые платки. Майя провела за шитьем кукольных одежек много времени и, пережив блокаду, стала дизайнером одежды.

  • 13 слайд

    Кукла в мамином плаще. В одной ленинградской семье заболела дочка. Ее по

    Описание слайда:

    Кукла в мамином плаще.

    В одной ленинградской семье заболела дочка. Ее положили в госпиталь, но мама не могла быть с ребенком: надо было работать, чтобы не остаться без продовольственных карточек. Она пошла на базар и обменяла свои вещи на куклу без одежки. Мама сшила куколке одежду и плащ из личных вещей, а затем отнесла ее дочке в госпиталь. Девочка была несказанно счастлива, получив её. В скором времени малышка выздоровела.

  • 14 слайд

    На первый взгляд неказистые и даже немного смешные игрушки, которым

    Описание слайда:

    На первый взгляд неказистые и даже немного смешные игрушки, которыми играли дети во время блокады и в тяжелые послевоенные годы стали родными – потому что часто их делали мамы, бабушки, старшие сестры из того, что было в скудном домашнем быту. Иногда, чтобы порадовать ребенка взрослые отдавали платок, лоскутки ткани и нитки, которые были в хозяйстве наперечет, и дефицитную в ту пору бумагу, а уж когда ничего не было – в ход шли трава, веточки и любой природный и подручный материал.
     

  • 15 слайд

    Покупные игрушки тогда были редкостью, потому что выпускались в ограниченном

    Описание слайда:

    Покупные игрушки тогда были редкостью, потому что выпускались в ограниченном количестве. Елочные шарики, представляли собой те же лампочки, только без цоколя. Из остатков фольги и проволоки делали снежинки и примитивные яблочки. Также из отходов производства делали домики для птиц, пятиконечные звезды с серпом и молотом внутри и многое другое.
    Дети берегли довоенные игрушки. В блокадном Ленинграде во время воздушной тревоги брали с собой в бомбоубежище плюшевых  медведей, которых потом обнимали во время бомбежки.

  • 16 слайд

    Чтобы  доставить ребятишкам радость в дело шли все имеющиеся в наличии

    Описание слайда:

    Чтобы  доставить ребятишкам радость в дело шли все имеющиеся в наличии материалы. Игрушки-самоделки мастерили из бумаги, фантиков. Кукол для девочек мастерили сами. Самым простым выходом было – взять небольшое полено, нарисовать на нем лицо, а маленькая девочка, играя, заворачивала это поленце в разные тряпочки. Делали кукол из соломы. Ну а самой большой радостью была кукла, сшитая из холста. Голова такой куклы набивалась опилками, паклей или ватой, а лицо рисовалось химическим карандашом или просто угольком. Нашим детям химический карандаш, скорее всего, незнаком. Для того чтобы рисунок был ярче и не смывался, такой карандаш периодически приходилось смачивать слюной. Волосы куклам чаще всего делали из пакли, получалась светловолосая кукла, так как пакля имела желтый цвет.  Наряжали куклу в платье, сшитое из цветных лоскутков. В качестве детской посуды использовали черепки битой посуды, которые берегли и хранили.

  • 17 слайд

     Мальчишки самостоятельно или с помощью взрослых выпиливали пистолеты и авто

    Описание слайда:

    Мальчишки самостоятельно или с помощью взрослых выпиливали пистолеты и автоматы из досок.  Из старых тряпок мастерили мячи – скручивали их в тугой комок и перевязывали веревками. Еще мячи делали из коровьей шерсти – собирали шерсть, поглаживая корову влажной рукой, потом этот ворс смачивали в воде и скатывали в тугой комок. Получался довольно прыгучий мячик. Также мальчишки мастерили себе свистульки из дерева, из деревянных бревнышек делали коляски. Из глины летом лепили различные фигурки, которые сушили на солнышке. Играли всегда дружно, в частности,  в лапту самодельным мячом, а еще делали шалаши из веток.

  • 18 слайд

    Дневник детской памяти. Это и моя война: [Великая Отечественная глазами детей

    Описание слайда:

    Дневник детской памяти. Это и моя война: [Великая Отечественная глазами детей / сост. Лариса Машир]. – Москва : АСТ, 2014. – 234, [6] с. : ил. ; 22 см. – (СССР. Как жили, как любили, как верили в себя).
    Воронов Ю.П. Блокада: Книга стихов. – М.: Сов. Россия, 1986. – 144с.
    Пожедаева, Л. В. Война, блокада, я и другие… : мемуары ребенка войны / Мила Анина – Людмила Пожедаева. – Санкт-Петербург: КАРО, 2013. – 471, [2] с. : ил. ; 22 см.
    Сухачев М.П. Дети блокады: повесть / Михаил Сухачев – М.: Дет.лит., 2015. – 268 с.: ил.
    Смирнова Е.О. Дошкольник в современном мире. — М.: Дрофа, 2006. — 272 с.
    Использованная литература:

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Рассказы про блокаду ленинграда для детей

  • Сейчас обучается 983 человека из 79 регионов

Рассказы про блокаду ленинграда для детей

  • Сейчас обучается 240 человек из 58 регионов

Рассказы про блокаду ленинграда для детей

  • Сейчас обучается 1071 человек из 81 региона

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Краткое описание документа:

Данный проект может быть использован как на уроках истории, так и про проведении воспитательных мероприятий

Проверен экспертом

Общая информация

Похожие материалы

  • Урок истории в 9 классе «Человек в изменившемся мире»

  • Сочинение по истории на тему: «Роль лидера в истории»

  • Презентация по истории «5. РОССИЯ ПОСЛЕ ВОЙНЫ С НАПАЛЕОНОМ»

  • Технологическая карта урока по истории «Армия Древнего Рима» 5 класс

  • Практическая работа по теме «Смутное время»

  • Разработка урока истории «Религия древних греков. Олимпийские боги» 5 класс

  • Программа ОПР «Игровые формы обучения истории в развитии сплоченного коллектива учащихся 7 класса»

  • Методические рекомендации учителю истории на тему: «Игровые формы обучения истории в развитии сплоченного коллектива учащихся 7 класса»

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5448483 материала.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «История: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Анализ результатов образовательной деятельности в работе учителя истории»

  • Курс повышения квалификации «Основы построения коммуникаций в организации»

  • Курс повышения квалификации «Основы духовно-нравственной культуры: история и теория русской культуры»

  • Курс повышения квалификации «Достижение эффективности в преподавании истории на основе осуществления положений историко-культурного стандарта»

  • Курс повышения квалификации «Изучение русской живописи второй половины XIX века на уроках МХК в свете ФГОС ООО»

  • Курс повышения квалификации «Маркетинг в организации как средство привлечения новых клиентов»

  • Курс повышения квалификации «Моделирование современных уроков истории»

  • Курс повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов истории в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Федеральный государственный образовательный стандарт ООО и СОО по истории: требования к современному уроку»

  • Курс повышения квалификации «Развитие ИКТ-компетенции обучающихся в процессе организации проектной деятельности при изучении курсов истории»

  • Курс повышения квалификации «Электронные образовательные ресурсы в работе учителя истории в контексте реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Международные валютно-кредитные отношения»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление процессом по предоставлению услуг по кредитному брокериджу»

Консультация для родителей.

«Расскажите детям про блокаду Ленинграда…»

27 января вся страна отмечает 76 лет со дня полного снятия блокады Ленинграда. 

Всё меньше и меньше остаётся очевидцев — людей, которые пережили ужасы блокады и могут об этом рассказать. Да и не каждый готов возвращаться воспоминаниями к тем страшным, холодным и голодным дням. 
Но очевидцами и рассказчиками были и остаются книги. Через истории ровесников, через их восприятие авторы, щадя детскую психику, показывают лишь малую часть того, что было на самом деле. Но в голове юного читателя возникает стройная связная картина, к которой позже будут добавляться детали, факты, даты. 
Взрослые, читая эти книги, часто не могут сдержать слёз — поэтому рекомендовать все их для чтения вслух сложно.

Но обсудить прочитанное, поделиться ощущениями и мыслями с детьми — необходимо. Детские книги о блокаде:

Аннотация к книге «Хлеб той зимы»

hello_html_m8ab3b3a.png

«Как это — война? Что это — война?» Немногим не понаслышке известны ответы на эти вопросы. А первоклашке Лене, оставшейся вместе с семьёй в блокадном Ленинграде, на собственном опыте приходится узнать, «как выглядит война взаправдашняя»: что такое воздушная тревога и как тушить «зажигалку», каким бывает настоящий голод и что, оказывается, оладьи можно приготовить из кофейной гущи, а студень — из столярного клея. «Хлеб той зимы» Эллы Фоняковой — это и слепок времени, и во многом автобиографичный рассказ о блокадных днях, и пронзительная история о самой обычной девочке, её семье и обо всех ленинградцах, не оставивших окружённый город. 
Иллюстрации к книге создала Людмила Пипченко — художница, которой с поразительной точностью удалось передать настроение повести и дать возможность читателям своими глазами увидеть одну из блокадных зим.

Аннотация к книге «Кукла»

hello_html_m74278760.png

Пронзительная история о девочке, пережившей блокаде, о её дружной семье, о добрых и недобрых людях, о надежде, чести и великодушии.

Аннотация к книге «Мальчишки в сорок первом»

Какой мальчишка не мечтает побывать на поле боя? Тем более если вчера началась самая настоящая война! Вот и Вовка с Женькой совершенно серьёзно решили отправиться в армию. 
Кто бы мог подумать, что до настоящих бойцов им ещё расти и расти! И, конечно, друзья и представить себе не могли, что в Ленинграде, окружённом кольцом блокады, будет ничуть не легче, чем на передовой. Теперь на счету каждый грамм хлеба, а совсем рядом, за озером, куда раньше по выходным ребята ходили купаться и загорать, — линия фронта. Так для мальчишек наступает время попрощаться с беззаботным детством, пережить совсем недетские трудности и — повзрослеть.
hello_html_3e78b107.png

Аннотация к книге «Три девочки. История одной квартиры»


hello_html_m35520208.png

Трогательная история трёх девочек, переживших блокаду Ленинграда и вынужденных столкнуться с недетскими трудностями, правдиво поведает о настоящей дружбе, мужестве и искренней преданности, о нежданных потерях и приобретениях. А графические и необыкновенно эмоциональные рисунки Нины Носкович, дополняя повествование, проведут читателей рядом с главными героями от первой и до последней страницы книги.

Аннотация к книге «Кирюшка»

Рассказы Веры Карасёвой посвящены детям блокады, которые оставались детьми, несмотря на выпавшие на их долю лишения и тяготы. Они помогали младшим. Поддерживали взрослых. Спасали друг друга. Надеялись на чудо.
И чудо иногда стучалось в их дверь. Находилась еда. В дом приносили вязанку дров. Увеличивался хлебный паёк. В Новый год приезжал Дед Мороз и дарил подарок. Крапивы вырастало столько, что хватило бы на тысячу борщей.
Иллюстрации А. Резниченко передают характер героев: замерзающих, голодных, но не сдавшихся, не утративших мужества и верящих в то, что настанет весна, а следом за ней придёт и Победа.

hello_html_m52a2a30e.png

Аннотация к книге «Седьмая симфония»

Блокада Ленинграда… Юная Катя берёт под свою опеку трёхлетнего мальчика, спасая его от смерти. И благодаря этому сама обретает силы жить дальше. 
Повесть Тамары Сергеевны Цинберг рассказывает удивительно светлую и честную историю о незаметных ежедневных подвигах ленинградцев и о том, что же означала храбрость отдельного человека в годы Великой Отечественной войны. 
В проникновенных, тонко созвучных тексту иллюстрациях Елены Жуковской читатели увидят суровую и волевую Катю — девочку с добрым сердцем и чистой душой, маленького, хрупкого Митю и прекрасный, несломленный город.

hello_html_m625d3da7.png

Аннотация к книге «Балерина политотдела»

Война и балет — кажется, эти два слова бесконечно далеки друг от друга. Ведь танцорам место на сцене, а не на фронте, тем более, если эти самые танцоры — совсем ещё юные ребята, как, например, балерина Тамара Самсонова. Но правда и в том, что странствовать по частям и подразделениям, выступая в заброшенных домах и землянках, — риск меньший, чем оставаться в блокадном Ленинграде… 
Необыкновенно пронзительная повесть Юрия Яковлева с иллюстрациями Виктора Вольского рассказывает об отваге и мужестве, на которые способно детское сердце, о внутренней красоте, которой под силу спасти мир, и о том, что значит по-настоящему жить любимым делом.

hello_html_25b0c044.png

Аннотация к книге «Вот как это было»

Трогательная, по-детски непосредственная повесть о блокадных днях — таких, какими их видит маленький Миша, оставшийся вместе с родителями в осажденном Ленинграде, не только раскрывает перед читателем приметы времени и рассказывает, «как это было», но и учит быть сильным: ведь не каждый день болеешь «очень милой скарлатиной» или пробуешь ходить с костылём, потому что у тебя — осколочное ранение. И, конечно, гордиться настоящими героями: Мишкиной мамой, которая сама может разминировать фугасную бомбу, или милиционером Иваном Фёдоровичем Блинчиком, который, что бы ни случилось, не бросает свой пост. Да и сам Мишка и его друзья, решившие давать представления для раненых солдат, чтобы поддержать их, — чем не герои?hello_html_m105e090b.png


Дорогие родители!

Прочитайте!

Вспомните!

Это великолепная подборка книг!

Часть книг можно прочитать вместе с детьми…

Очень трудно читать вслух эти произведения, но собравшись с силами прочтите, но они того стоят.

Донесите до детей историю нашей страны так, как прочувствуете это ВЫ!

  • Рассказы про бтс 18
  • Рассказы про богатырей 4 класс
  • Рассказы про березу 3 класс
  • Рассказы про блокаду слушать
  • Рассказы про бабушку и дедушку для детей