Рассказы пожилых людей о своей жизни в деревне

Надежда михайловна данилова 82-летняя пенсионерка, живущая в деревне ожигово в новой москве. активная и бодрая старушка с властным голосом,

Надежда Михайловна Данилова — 82-летняя пенсионерка, живущая в деревне Ожигово в Новой Москве. Активная и бодрая старушка с властным голосом, но добрым взглядом, входит в число людей, о которых говорят — местный старожил. И правда, Михайловна, как ее называют деревенские, всю жизнь, сколько себя помнит, живет здесь. И не просто живет, а работает на общественных началах старостой, всей душой болеет за судьбу своего края, решает любые проблемы, которые возникают в деревне, и помогает односельчанам. Где-то мусор не убрали или забыли осветить территорию? Михайловна заставит коммунальщиков поработать. Лихо управляется с теми, кто осмеливается ее ослушаться. Словом, спуску не дает никому. Еще бы, ведь у Надежды Михайловны выдающееся прошлое. Она выжила в тяжелые военные годы, смогла оправиться после сложной операции. Не отчаялась, когда получила инвалидность. Благодарностями и грамотами за выдающиеся достижения и большой вклад в благоустройство Ожигова заставлены практически все полки ее скромного жилища. Про саму бабу Надю можно сказать: «Гвозди б делать из этих людей: крепче б не было в мире гвоздей». И, казалось бы, что могло произойти с такой выдающейся личностью? Но произошло самое настоящее горе — предательство, и что печальнее всего — со стороны близких родственников.

«Ресторан закончился»

Эта история началась шесть лет назад. Надежда Михайловна жила себе спокойно в своей родной красивой избе-пятистенке, которую в 25 лет своими же руками построила вместе с родным братом. Но в один прекрасный день все изменилось, когда в жизни пожилой женщины появились родственники — племянница Наталья, ее муж Андрей и дочь Оксана. Как рассказала «Вечерней Москве» сама Надежда Данилова, племянница пообещала перевезти ее из старого деревенского дома в коттедж со всеми удобствами и заботиться о ней. Женщина обрадовалась: живет одна, детей нет, муж давно умер. В обмен на обещанную заботу старушка передала право собственности на свою квартиру в Наро-Фоминске внучатой племяннице, которой несколькими годами ранее ту же самую квартиру завещала. Сделала она это через договор купли-продажи, чтобы родственники не платили налог по договору дарения, ведь денег у них для этого не было. К слову, денег в сделке не было вообще — никто никому ничего не платил, родственники же.

Договор заключили в марте 2015 года, в то время, когда сама Надежда Михайловна лежала в больнице из-за проблем с сердцем. По словам женщины, у нотариуса документы не заверяли, никаких расписок, само собой, не было. Как позже рассказала риелтор, принимавшая участие в сделке, она не видела, как стороны передавали друг другу деньги. Так собственницей квартиры стала Оксана, а Надежда по условиям договора могла в ней проживать, по этому же адресу осталась и ее прописка.

— Я до этого перенесла сложнейшую операцию, мне удалили одну почку, процедура была тяжелой — еле осталась живой, — рассказывает Данилова. — Я находилась в таком состоянии, что даже не читала бумаги, которые мне давали на подпись. Да и зачем, я же им доверяла. Человек я честный и не буду отрицать, что там моя подпись.

Но обещанного коттеджа не случилось. Примерно в 2018 году родственники выкупили вторую половину дома у другого племянника старушки и переехали в Ожигово, чтобы якобы заботиться о ней. Поначалу так и было: о Надежде Михайловне заботились. Впрочем, как она сама рассказала «ВМ», вся забота выражалась в том, что ей на обед давали тарелку супа и на ужин второе — сосиску или котлету и гарнир. Всем остальным женщина обеспечивала себя сама: сама покупала продукты и ухаживала за собой. При этом на продукты для обеда она давала деньги — по десять тысяч рублей каждый месяц.

«В 82 года я осталась бомжом»: как доверчивая пенсионерка лишилась единственного жилья

Фото: Рафаэль Залян / Вечерняя Москва

Что касается удобств, то и с ними все вышло не так гладко: душ, туалет, водопровод и канализация появились, но только не у Надежды Михайловны, а у племянницы, но за счет старушки.

— А ведь в моей части дома нет абсолютно никаких удобств. Туалет, ванная комната, душевая — все эти блага цивилизации отсутствуют, — рассказывает женщина. — Поначалу они пускали к себе в дом, чтобы я могла помыться, посетить уборную. Да и двор у нас был общий на задней стороне участка.

Но в мае 2021 года произошел конфликт: родственникам, как рассказывает Надежда, надоело заботиться о старушке. Со словами «ресторан закончился» они отказались ее кормить.

— Мне в лицо сказали, что я никто, помогать мне они больше не будут, — говорит Надежда Михайловна.

Чтобы пенсионерка больше не наведывалась в гости к родственникам, они отгородились глухим забором от пожилой женщины, а до этого повесили замок на уличный туалет, лишив женщину даже таких удобств.

«В 82 года я осталась бомжом»: как доверчивая пенсионерка лишилась единственного жилья

Фото: Рафаэль Залян / Вечерняя Москва

Оказавшись одна, Надежда Михайловна потребовала вернуть ей квартиру, чтобы продать ее и на эти деньги нанять себе сиделку (чтобы ухаживала за ней в будущем). Но родственники отказались. Вернуть свое жилье женщина попыталась, обратившись в полицию, было это еще в июле этого года, однако никакого ответа на ее заявление не было. Тогда Данилова обратилась в прокуратуру Наро-Фоминска.

Надежда Михайловна — человек доверчивый, поэтому несколько лет назад свою половину дома она по договору дарения оставила еще одному племяннику, он, правда, пообещал отказаться от жилплощади, но сейчас формально у женщины нет своего жилья:

— В 82 года я осталась бомжом, лишившись квартиры и половины дома. Я живу здесь только благодаря своему племяннику, который меня не выгоняет, а пытается помочь в моей проблеме. Родных у меня больше нет.

Потрепала нервов

Корреспондент «Вечерней Москвы» попытался связаться с Натальей и ее супругом, но дверь дома ему никто не открыл, на звонки никто не ответил. А вот ее дочь Оксана и ее муж на контакт пошли. Супруги, которые являются сегодня владельцами той самой «проданной» квартиры, уверяют, что три миллиона рублей, указанные в договоре, женщине были выплачены, а сами они не могут понять, чем пенсионерка недовольна:

— Для того чтобы выставить своих родственников мошенниками, для этого нужны факты. А то, что она «песни поет», мол, ей деньги не заплатили, — это ложь. Нервов она нам потрепала достаточно, — рассказал муж Оксаны.

На вопрос корреспондента «ВМ» о том, имеются ли документальные подтверждения факта передачи денежных средств за недвижимость, собеседник дал положительный ответ, однако предоставить доказательства отказался.

«В 82 года я осталась бомжом»: как доверчивая пенсионерка лишилась единственного жилья

Фото: Рафаэль Залян / Вечерняя Москва

Не смогла семейная пара подтвердить и законность проведенной сделки «купли-продажи» квартиры. Оксана сообщила, что все документы о проведенных операциях с недвижимостью двоюродной бабушки «у нее на руках». Однако она не будет демонстрировать их представителю СМИ:

— Я ничего присылать не буду, у меня все на руках — копии документов, печати, все бумаги нотариально заверены. Вас просили больше сюда не звонить, — заявила Оксана.

Условия, в которых живет Надежда Михайловна, ужасают. Прихожая в доме напоминает строительную площадку — везде пыль, опилки. Пол усеян инструментами и тряпками — это старушка уже сама на последние сбережения наняла рабочих, чтобы обустроить в доме туалет и душ. Сейчас уборной нет, ютиться женщине приходится в небольшой комнате, а умываться — в кухне. Создавать уют вокруг себя пенсионерке приходится за свои сбережения. Чтобы принять душ или постирать белье, ей приходится ходить к соседям.

Кто защитит стариков

Случай с Надеждой Даниловой — далеко не единственный. Как рассказал «Вечерней Москве» источник в правоохранительных органах, только за период с января по сентябрь 2021 года в Московской области по статье «Мошенничество» было зарегистрировано 1210 уголовных дел, в которых потерпевшими являются пенсионеры. За прошлый год было зарегистрировано 956 таких дел.

Однако вернуть бывшую собственность не так просто. Срок исковой давности по сделкам с недвижимостью составляет три года, хотя суд в отдельных случаях может и увеличить его. По словам юриста по недвижимости Дмитрия Никитина, в ситуации Надежды Михайловны очевидны грубые нарушения ее прав при заключении сделки:

— Учитывая все обстоятельства этого случая, сделка была оформлена на заведомо невыгодных для пенсионерки условиях. Срок исковой давности не продлевается, если у человека имеется инвалидность, но есть исключения. Если владелец недвижимости идет на такой шаг, находясь в медицинском учреждении или после тяжелых медицинских процедур, то при оформлении искового заявления этот фактор могут учесть. Человек после медицинской операции в таком возрасте мог не понимать, что подписывает.

Как рассказал в беседе с «Вечерней Москвой» председатель Комитета Государственной думы по труду, социальной политике и делам ветеранов, замруководителя фракции ЛДПР Ярослав Нилов, мошенники сегодня используют различные способы для обмана пенсионеров — уязвимой группы населения. При этом преступники делают свою «работу» настолько тонко, что доказать факт мошенничества с их стороны зачастую крайне сложно. Мошенничество, связанное с завладением имущества незащищенных граждан, — старая история. По словам депутата, чтобы избежать таких преступлений, проблему стоит решать комплексным подходом:

— Для отдельных, уязвимых, категорий граждан должен быть контроль со стороны социальной защиты. Для каких-то сделок должен вводиться полный запрет, какие-то сделки должны быть зарегистрированы нотариально. И социальная реклама должна работать. Также у нас есть юридические фирмы, которые работают на государство. Они должны бесплатно оказывать юридическую помощь незащищенным людям.

По словам Нилова, органы регистрации сделок с недвижимостью уязвимой группы людей должны более внимательно относиться ко всем операциям с жильем: подробно проверять документы, в случае сомнений сразу же отправлять их на дополнительную проверку.

Председатель президиума Союза пенсионеров России, экс-глава Комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский в комментарии «ВМ» также выступил за проведение сделок с недвижимостью пенсионеров исключительно в присутствии третьего, независимого лица — например, соцработника.

— Что касается конкретного случая, речь идет о том, что эта семья не является семьей, к сожалению. То ли плохое воспитание, то ли бесчеловечность приводят к такого рода результатам. А с юридической точки зрения надо вводить дополнительные меры защиты пожилых людей от таких ситуаций. Они должны быть и в нотариате, и в системе регистрации. Все документы должны перепроверяться, важно спрашивать человека о необходимости сделки, не исходить из формальных доверенностей. Некий внешний наблюдатель должен присутствовать. Это может быть нотариат или лицо из соцслужб, — сказал Рязанский.

«В 82 года я осталась бомжом»: как доверчивая пенсионерка лишилась единственного жилья

Фото: Рафаэль Залян / Вечерняя Москва

Третья сторона не только поможет проверить все документы для сделки, но и отследить передачу денег продавцу недвижимости, тем более если покупка проходит за наличные деньги. По мнению Рязанского, сделки купли-продажи для пожилых людей вовсе стоит проводить только через безналичный расчет.

— Такие процедуры должны быть застрахованы безналичной операцией. Перевод на карту, счет, книжку. По крайней мере, если случилось самое плохое, у человека были бы средства приобрести свой угол, в котором можно дожить до конца дней своих и не очень добрым словом вспоминать своих ближних родственников, — отметил собеседник издания.

Помочь уязвимой группе людей вернуть жилье, потерянное из-за мошеннических действий, может увеличение срока исковой давности по сделкам с недвижимостью. Как подчеркнул Рязанский, для защиты пожилых людей это стало бы действенным механизмом.

Как стало известно «Вечерней Москве» накануне выхода этого материала в свет, по заявлению Надежды Михайловны было возбуждено уголовное дело.

Сурия Усманова о выдающемся педагоге и просветительнице, в жизни которой отразился весь XX век

Единственная женщина в национальном парламенте (миллэт меджлиси), организатор первых татарских детсадов и глава бюро мусульманок-солдаток в Уфе и Казани — это все об Абруй Сайфи, пережившей и обыски царской жандармерии, и гибель мужа в разгар террора в 1937-м. Она одна из героинь книги общественного деятеля Сурии Усмановой и соавтора Тамины Биктимировой «Звезды-просветительницы Чистопольского уезда: историко-документальный и библиографический сборник», изданной на русском и татарском языках при содействии благотворительного фонда «Татнефть». Мы публикуем в сокращении одну из глав этой работы. За что мы должны извиниться перед выдающейся деятельницей татарского женского движения первой половины прошлого столетия — это станет понятно из данного материала.

Абруй Сайфи — одна из героинь книги общественного деятеля Сурии Усмановой «Звезды-просветительницы Чистопольского уезда: историко-документальный и библиографический сборник», изданной на русском и татарском языках при содействии благотворительного фонда «Татнефть»Абруй Сайфи — одна из героинь книги общественного деятеля Сурии Усмановой и соавтора Тамины Биктимировой «Звезды-просветительницы Чистопольского уезда: историко-документальный и библиографический сборник», изданной на русском и татарском языках при содействии благотворительного фонда «Татнефть»
Фото: Андрей Титов

Она положила начало изучению татарского женского движения

Абруй Сайфи — в 1917–1918 годах единственная женщина в «Миллэт Меджлиси» (тюрко-татарский национальный парламент).

Она — единственная женщина, избранная в 1917–1918 годах депутатом в двух столицах — в Казани и Уфе.

Она — единственная женщина, возглавившая Бюро мусульманок-солдаток в Уфе и Казани.

Она открыла первый татарский детский сад (всего их было пять).

Она организовала первые приюты для татарских детей-сирот и пожилых людей, оставшихся без попечения.

Она положила начало изучению татарского женского движения, написав работу «Женщины-татарки в борьбе за свободу».

Она — одна из учредителей журнала «Азат хатын» («Свободная женщина»).

Педагог, журналист, писатель, переводчик родилась 15 марта 1889 года в деревне Кульбаево-Мараса Чистопольского уезда Казанской губернии (ныне Нурлатский район).

Абруй пришлось с самого детства испытать все тяготы жизни. Мать растила ее одна, уже с восьми лет она зарабатывала на хлеб вышивкой и ремонтом женской одежды, самостоятельно научилась читать и писать. С 1905 года Абруй работает учительницей в своей родной деревне. Через несколько лет при содействии земляка и учителя Шагита Ахмадиева открывает школу для девочек в деревне Адам-Су.

В 1910 году Сайфи переезжает в Астрахань, и в сентябре 1912 года открывает школу для девочек «Намунаи тараккый» («Образцовый путь»). Открытие школы становится большим событием, на страницах газет и журналов появляется много положительных откликов. 7 мая 1913 года в газете «Идель» в подробной статье о школе было отмечено: «Без преувеличения можно сказать, что учительница Абруй Сайфи одна из самых передовых среди татарских педагогов».

В дореволюционной печати много пишется о том, что Абруй вводит новые методы обучения в школе для девочек, распространяет среди учениц газеты и журналы, проводит литературные вечера.

Именно в Астрахани Абруй знакомится с представителями передовой татарской молодежи, начинает активно участвовать в общественной работе, меняет свой взгляд на мир. Особенно ей хотелось повысить просвещенность татарских женщин, изменить их роль в семье, в жизни. В эти годы она много читает, следит за женским движением в России и странах Европы, стремится донести полученные знания до народа через газеты и журналы.

В своих статьях Абруй призывает женщин к просвещению, объясняет, что они, как и мужчины, способны на любую работу. Так, в журнале «Аң» в 1915 году были опубликованы четыре ее лирических рассказа, а журнал «Сююмбике» становится площадкой для размещения публицистических материалов.

В 1916 году Абруй выходит замуж за писателя, редактора, публициста и видного общественного деятеля Фатиха Сайфи. Они были прекрасной парой, но, к сожалению, их счастье продлилось недолгоВ 1916 году Абруй выходит замуж за писателя, редактора, публициста и видного общественного деятеля Фатиха Сайфи. Они были прекрасной парой, но, к сожалению, их счастье продлилось недолго
Фото предоставлено общественной организацией при поддержке женщин, семьи и детей «Сириус»

«Когда я исполняла вторую песню — «Тафтиляу», — все татары в зале были снова в каляпушах»

Однако деятельность энергичной и талантливой Абруй не нравится реакционным силам, на нее один за другим пишут доносы. В 1912–1913 годах жандармерия дважды производит обыски в ее квартире. В полицейском управлении Астрахани на нее заводят дело. В августе 1914 года Абруй вынуждена покинуть школу и переехать сначала в Казань, а затем в Уфу. Но и там для Абруй не нашлось работы. Огромную помощь молодой просветительнице в трудную минуту оказал известный татарский писатель Фатих Амирхан. По его рекомендации Абруй принимают на работу учительницей для девочек в селе Азеево Елатомского уезда Рязанской губернии. Проработав здесь всего один год, она полностью перестроила систему преподавания.

У Абруй было желание не только учить, но и учиться самой. В августе 1915 года она уезжает в Уфу. Здесь работает учителем в городском татарском училище, посещает курсы при гимназии и за свой счет берет уроки вокала. В эти годы на улицах Уфы стали появляться афиши, на которых крупными буквами было написано «Певица Абруй». В скором времени Абруй обретает популярность и становится любимой певицей для многих.

Вспоминая те годы, Абруй-ханум писала: «Примерно в конце мая 1917 года я получила телеграмму из Екатеринбурга. Я не планировала ехать, но Фатих Сайфи и Галимджан Ибрагимов настояли, чтобы я поехала… Как выяснилось, в Екатеринбурге был организован „концерт наций“, на котором планировалось выступление лучших певцов — представителей своих народов. Из Петрограда приехали русские певцы… Когда я вышла, то увидела, что все татары в зале сидят без головных уборов: как оказалось, они ожидали, что выступление татарской певицы будет хуже остальных, и это будет позором, который ляжет на плечи татарской нации, то есть сидящих в зале татар. Поэтому, сняв свои каляпуши, они, якобы, скрывают свою национальность. Мою песню „Кара урман“ („Дремучий лес“) зал встретил овациями. Меня вызвали на бис. Когда я исполняла вторую песню — „Тафтиляу“, — все татары в зале были снова в каляпушах… На следующий день в здании этого же театра был организован мой сольный концерт. Билеты были раскуплены…»

Она также играла в постановках татарской театральной труппы «Сайяр» под руководством Г. Кариева. В 1924 году в газете «Татарстан» Хади Такташ писал, что на большом вечере, посвященном Г. Кариеву, Абруй украсила мероприятие своими песнями.

В 1916 году Абруй выходит замуж за писателя, редактора, публициста и видного общественного деятеля Фатиха Сайфи. Они были прекрасной парой, но, к сожалению, их счастье продлилось недолго.

24 апреля 1917 года Абруй-ханум участвует в первом съезде татарских женщин. 25 июля 1917 года она делегат от Казани на состоявшемся здесь же II Всероссийском съезде мусульман24 апреля 1917 года Абруй-ханум участвует в первом съезде татарских женщин. 25 июля 1917 года она делегат от Казани на состоявшемся здесь же II Всероссийском съезде мусульман
Фото предоставлено общественной организацией при поддержке женщин, семьи и детей «Сириус»

«У солдат, со штыками лежащих в окопах на полях сражений, остались жены…»

В мае 1917 года, будучи в Уфе, она принимает активное участие в создании «Бюро мусульманок-солдаток» и становится его руководителем. В июне 1917 года Абруй вместе с мужем переезжают в Казань. Здесь под руководством Мулланура Вахитова был создан «Мусульманский социалистический комитет», в структуре которого был и отдел по работе среди женского населения.

«Мусульманский социалистический комитет» и «Бюро солдаток» (председатель М.А. Панфилова) пытались наладить деятельность «Бюро мусульманок-солдаток», но только после того, как Абруй сама приняла руководство, дела бюро пошли на лад. О назначении, целях и задачах «Бюро мусульманок-солдаток» можно узнать из обращения Абруй Сайфи, опубликованного в газете «Кояш» («Солнце») 18 августа 1917 года: «У солдат, со штыками лежащих в окопах на полях сражений, остались жены, дети, престарелые родители, братья и сестры. Сейчас многие из них осиротели, обеднели, овдовели и нуждаются в куске хлеба, многие брошены на произвол судьбы. Вот поэтому мы, солдатские жены, 12 мая создали в Казани организацию под названием „Бюро мусульманок-солдаток“ для помощи вдовам, сиротам, для спасения пожилых отцов и матерей от нужды».

Перечислим некоторые задачи, которые решила организация: помогла решить вопрос с отоплением в домах солдатских жен; для обеспечения дефицитными товарами был открыт специальный магазин; в октябре 1917 года был открыт приют для детей-сирот и престарелых, оставшихся без попечения, в апреле 1918 года в нем насчитывалось 80 человек детей и стариков; для мусульманок-солдаток открыли библиотеку, читали лекции на различные темы, ставили спектакли, вырученные средства от которых направлялись в пользу сирот.

24 апреля 1917 года Абруй-ханум участвует в первом съезде татарских женщин. 25 июля 1917 года она делегат от Казани на состоявшемся здесь же II Всероссийском съезде мусульман.

В 1918 году в России состоялся съезд женщин, организованный И. Арманд и А. Коллонтай. В соответствии с решениями этого съезда в составе государственных органов были созданы отделы, занимавшиеся вопросами женщин. Неудивительно, что Абруй, всю жизнь занимавшаяся проблемами женщин и детей, начала работать именно в одном из таких отделов.

В своей книге «Борцы за народное счастье» Р. Гиниатуллина пишет: «Организаторские, журналистские, педагогические способности Абруй Сайфи особенно сильно проявились после Великой Октябрьской социалистической революции. Организатор татарок районов Забулачная-Плетень и Объединенная слобода, член республиканской комиссии по работе среди женщин, инструктор женского отдела Татарского обкома ВКП (б) — Абруй Сайфи была пламенным борцом и агитатором во всех этих начинаниях».

Именно в эти годы отдельными книгами были изданы труды Абруй Сайфи «Женское движение и ведение работы в сельской местности», «Татарские женщины на пути к свободе». Абруй-ханум пробует себя и в переводе. Она переводит на татарский язык рассказы А. Чехова и А. Барбюса.

В августе 1926 года в жизни татарских женщин происходит знаменательное событие: выходит в свет первый номер журнала «Азат хатын» («Свободная женщина»). Этот журнал был создан полностью по инициативе Сайфи и Г. Тазетдиновой (руководитель отдела обкома ВКП (б) по работе с женщинами). В 1926–1927 годах Абруй сама является ответственным секретарем журнала «Азат хатын». Она публиковала свои статьи в журнале до 1937 года.

1639049737 PB307148Сурия Усманова: «Почему мы равнодушны к судьбам знаменитых представителей своего народа? Сможем ли мы когда-нибудь воздать ей дань уважения? Прости нас, Абруй Сайфи…»Фото: Андрей Титов

«Будучи в заключении, она потеряла все и в старости осталась ни с чем»

В 1937 году арестовали и расстреляли ее мужа — известного педагога, писателя и ученого Фатиха Сайфи-Казанлы. Настают страшные дни для жены врага народа. Ее увольняют с работы, выгоняют из квартиры, отправляют в ссылку в Томск. Даже по истечении срока ссылки ей было запрещено возвращаться в Казань. После освобождения из ссылки занималась пошивом одежды в деревнях.

Чтобы представить, как она жила в эти годы, приведу отрывок из воспоминаний Шауката Салахова «Прости, Абруй-апай»: «В тот же вечер я узнал, что эта тетя — швея, и она привезла на санях швейную машинку. И все же я не мог уснуть из-за множества вопросов об этой женщине по имени Абруй, которые крутились у меня в голове. Кто она и откуда приехала? Почему она в зрелом возрасте ходит в зимнюю стужу с санками и швейной машинкой?.. Отец называл ее „большим человеком“. Почему же тогда этот „большой человек“ оказался в таком плачевном состоянии?.. За короткое время она успела завоевать любовь не только детей, но и всех жителей деревни… Из тех обрывков тканей, которые приносили жители села, она шила такие красивые платья, кофты, сарафаны, халаты, брюки, бешметы и даже пальто, что глаз невозможно было отвести! Она шила для всех: и для младенцев, и для подростков, для стариков, мужчинам и женщинам… Внимание зрителей привлекла площадка в самом живописном уголке сада, полная народа. В ее центре стоит Абруй-апа. Затрагивая тайные струны души, проникая в самое сердце, она исполняет народные песни… Зрители, особенно женщины, благодарили певицу, обнимали ее и плакали… По просьбе жителей такие песенные вечера стали проводиться чаще. Абруй-апа не заставляла себя уговаривать — она пела и пела».

В 1956 году Абруй Сайфи была реабилитирована и вернулась в Казань.

В архиве хранится письмо учителей секретарю Татарстанского обкома КПСС тов. С. Д. Игнатьеву, написанное в 1958 году. Там есть такие строки: «…гражданка А. Сайфи пытается получить жилье. Однако исполнительный комитет городского Совета депутатов трудящихся не удовлетворяет ее просьбу. Ей уже больше 70 лет, она тяжело больна. Часто нуждается в поддержке со стороны окружающих. Будучи в заключении, она потеряла все и в старости осталась ни с чем: ей даже негде поставить кровать и стол, чтобы поспать и поесть. Она нуждается в лечении и уходе за собой. Мы обращаемся к вам, товарищ Игнатьев, с большой просьбой — оказать ей содействие в получении жилья. Всю остальную помощь мы готовы оказать сами».

Сайфи умерла в 1960 году.

Всю свою жизнь она просвещала татарских женщин, отстаивала их права, защищала их семьи и детей. Где научные труды, исследующие жизнь и трудовой путь такой многогранной, удивительно талантливой личности? Почему до сих пор ни в Казани, ни у нее на родине нет музея Абруй-ханум? Где школы, улицы, названные ее именем? Почему мы равнодушны к судьбам знаменитых представителей своего народа? Сможем ли мы когда-нибудь воздать ей дань уважения? Прости нас, Абруй Сайфи…

Двухголовые люди часто оказываются двуликими или выдумкой да денежным проектом. В истории было несколько таких фигур, но такие подробности, как родители, место жительства, время и почему их черепа исчезли, остаются тайной. Однозначно можно сказать только то, что рассказы быстро искажаются и обрастают слухами. Начнем с того, как подавали такие легенды в прошлом, и узнаем, возможен ли вообще такой феномен в жизни?

Паскуаль Пиньон

Он родился в Мексике в конце ХIX века сразу с двумя головами: в утробе матери (о ней ни слова) два брата-близнеца создали некий симбиоз. Маленькая шевелила губами, корчила разные гримасы, улыбалась, оголяя красивые ровные зубы, — видимо, у нее и щетка была своя, и отдельный прайс у дантиста. Предупреждала ли она Паскуаля о низких дверных проемах или просила аккуратнее натирать голову мылом, а то глаза защиплет — он не отвечал. Зато когда Пиньон выпивал — его второе лицо плевалось, кривлялось и выражало негодование. Похмелье было общим.

Сам Паскуаль работал (выберите свой вариант) на железной дороге, рудниках или был заперт местными в доме, так как его считали чертом, бесом и еще кем-то связанным с дьяволом. Он так бы и остался неизвестным, если бы слух о необыкновенном человеке не дошел до импресарио из Сан-Диего по имени Джон Шайдлер. У которого хоть и была одна голова, но варила она по капиталистическим меркам за двоих — он решил заполучить уникального фрика для своего шапито на Западном побережье.

Прибыв в Мексику, он обнаружил, что местные и знать не знали о двухголовом соседе, ворчали и отказывались от сотрудничества с организатором. Оказалось, что Пинона держали взаперти как оберег от злых сил. Джон настучал, заплатил или убедил красноречием кого надо. Правдами и неправдами «монстра» выпустили на свободу.

Расчеты Джона Шайдлера оказались верны, Пиньон «сделал ему кассу» в шоу, ставшем безумно популярным. Когда мексиканец первый раз появился перед публикой в 1927 году в цилиндре, то люди ахнули: из отверстия в шляпе на них смотрело второе лицо и корчило гримасы, шевелило губами. Вот только слов не было слышно.

После цирка у мексиканца развились экстрасенсорные способности (кто бы сомневался), и он принялся за лечение людей. Так он заработал целое состояние и провел остаток жизни в хорошем особняке. Около дома он положил большую шляпу, чтобы проходящие мимо люди бросали в нее деньги и загадывали желания. Прожил Пиньон недолго —  умер в возрасте 40 лет из-за болезни. Сначала недуг одолел его маленькую голову, которая высохла. Позже на тот свет ушел и сам Паскуаль.

Поверили? Пиарщики того времени креативили как умели, били по суевериям, необразованности масс и показывали чудо. На деле же не было никакой второй головы, а лишь доброкачественная опухоль внушительных размеров. Промоутер пригласил Пиньона в свое шоу уродов, где ему сделали фальшивое лицо из воска поверх опухоли. В некоторых сообщениях говорится, что под опухоль поместили серебряную форму, что вряд ли могла осуществить медицина того времени. После нескольких лет гастролей менеджер цирка заплатил за удаление отростка, и Пиньон вернулся в Техас.

Эдвард Мордейк

Очередной персонаж городской легенды, имеющий схожесть с Волан-де-Мортом, якобы являлся наследником одной из самых влиятельных семей Англии. Все знакомые отзывались о нем как о ярком человеке. Друзья говорили, что он был одарен божьей благосклонностью, а еще хорошо играл на разных музыкальных инструментах. Те, кто был знаком с Эдвардом Мордейком, рассказывали, что он обладал очень красивым лицом, но только спереди. Сзади, на затылке, он имел другое лицо, которое словно источало зло и было весьма уродливо.

Никто никогда не слышал, чтобы второе лицо произносило звуки или употребляло пищу, а спал Эдвард, очевидно, на боку. Но про позы он не рассказывал, а клялся, что лицо №2 вечно бубнит что-то себе под нос на бесовском диалекте. Без всяких компромиссов и диалога он пробовал решить проблему — просил хирургов удалить затылочного самозванца, но врачи так и не взялись за операцию. И, конечно же, самая влиятельная семья Англии не смогла убедить медиков в обратном.

В возрасте 23 лет Эдвард, будучи очень гибким, выстрелил в свое второе лицо и погиб. В предсмертной записке он просил до похорон удалить «демоническое» лицо, чтобы «оно не продолжало свой ужасный шепот в могиле». Исполнили ли врачи его просьбу, никто не знает. А вот вторая просьба мужчины была исполнена: его похоронили на пустыре без надгробия, что очень хорошо ложится в мистическую историю.

Конечно же, подлинность этой истории не подтверждена. Первое упоминание о Мордейке появилось в 1985 году в статье «Бостон-пост», автором которой был писатель-фантаст. Автор описывает врожденное уродство Эдварда, основываясь на отчетах некого Королевского научного общества. Ясное дело, такого общества не существовало, а сама статья сегодня расценивается как выдумка для привлечения читателей.

А что же тогда на фото, спросите вы, которое почему-то начало жить в интернете с 2007-го. Несмотря на «винтажный» вид изображения, его выдает разрешение и четкость. Снимок, вероятнее всего, сделан с современной восковой фигуры и был размещен для привлечения внимания к выставке.

Чанг Тцу Пинг

Вот китаец и его близнец-паразит, проросший у него на лице в виде волосатой макушки и рта с зубами (тоже белоснежными). Кстати, губы шевелились у обоих, но лишь тогда, когда говорил сам Пинг. В отличие от вышеупомянутых героев, его второе лицо не претендовало на самостоятельность, ночью не шептало и в местных не плевалось. Отец хотел убить его еще младенцем, сам он прятал лицо за платком, а его договорной брак распался — невеста, впервые увидев его, сбежала. (Он рассчитывал, что она ничего не заметит?)

По слухам, американцы таки удалили второе лицо, хотя на сохранившемся видео, подлинность которого тоже сомнительна, фигурирует китайский госпиталь. Кто бы ни лечил парня, документальных подтверждений этому, казалось бы, свежему случаю нет. Вся движуха вокруг китайца началась в 80-х, и, вспоминая Терминатора, ясно, что спецэффекты уже тогда могли творить чудеса. После операции он якобы вернулся в родную деревню и прожил там всю оставшуюся жизнь.

Сестры Хенсель

Однако появление на свет двуглавых людей все же возможно. Сиамские близнецы с разными аномалиями рождаются по всему миру. Если говорить о двух головах, то есть один хороший пример — Эбби и Бриттани Хенсель. Это близнецы-дицефалы: они имеют общий торс, две руки, две ноги, два сердца и три легких, но при этом каждая контролирует свою половину туловища. Сестры родились в 1990 году в штате Миннесота, США. Несмотря на сложности, Эбби и Бриттани в совершенстве овладели своим телом, научились ходить и теперь стараются жить полноценной жизнью.

Они остались жить в родном городе, но с детства их окружала вниманием пресса. В 1996 году их история была показана в эфире шоу Опры Уинфри, в 2006-м — на телеканале The Learning Channel. В течение 2012-го сестры Хенсель выпускали собственное реалити-шоу и получили степень бакалавра, они обе умеют управлять автомобилем. В настоящий момент Хенсель работают учительницами и получают одну зарплату на двоих. В интервью Эбби и Бриттани не раз признавались, что однажды мечтают выйти замуж и родить детей.


Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

  • Рассказы повести толстой чехов информатика
  • Рассказы повести романы это жанры
  • Рассказы по слогам для чтения 1 класс распечатать
  • Рассказы по картинкам мой дом
  • Рассказы по жанрам читать бесплатно