Рассказы повести толстой чехов информатика

средняя общеобразовательная школа д. ваныш - алпаутово рассмотрено на заседании педагогического совета 20 г. протокол утверждаю директор

«Средняя  общеобразовательная  школа  д. Ваныш — Алпаутово»

 Рассмотрено на заседании                                                                              педагогического совета                                                                    «____» __________ 20___ г.                                                             Протокол №____                                        

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОБУ СОШ

д. Ваныш — Алпаутово

________ Сафин И.Р

приказ №     от____________                                                                                                                                                

№  п/п

Раздел. Тема урока

Количество часов

Дата проведения

планируемая

фактическая

ВВЕДЕНИЕ

1 час

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы

1

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

4 ч

Предания. «Воцарение Ивана Грозного», «Петр и плотник». Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях.

1

Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Былина «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность.  

1

«Калевала» — карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. «Песнь о Роланде» (фрагменты). Французский средневековый героический эпос. Историческая основа сюжета песни о Роланде. 

1

Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Афористические жанры фольклора.

1

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

2 часа

О «Повести временных лет».  «Из похвалы князю Ярославу и книгам» (отрывок). Формирование традиции уважительного отношения к книге. Из «Поучения» Владимира Мономаха. Нравственные заветы Древней Руси.

1

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви, верности.

1

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

2 часа

М.В. Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте. Ода «К статуе Петра Великого»

1

Г.Р. Державин. Жизнь и творчество писателя. Стихотворение «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.

1

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

30 часов

Александр Сергеевич Пушкин

А.С. Пушкин. Жизнь и творчество писателя. «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Тема судьбы в произведении.

1

А.С. Пушкин. Стихотворение  «Зимний вечер». Зимняя вьюга и теплое общение с близким сердцу человеком.

1

Пушкин- драматург. Драма «Борис Годунов» (отрывок). Образ летописца Пимена. Стихотворение «Во глубине сибирских руд…»

1

Проза А.С. Пушкина. «Станционный смотритель» – повесть о «маленьком» человеке

1

А.С. Пушкина. «Станционный смотритель». Художественное совершенство и человечность повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель».

1

Классное сочинение по повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель»» 

1

А.С. Пушкин  «Медный всадник» (отрывок).  Историческая основа поэмы. Образ Петра I.

1

Михаил Юрьевич Лермонтов

М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество писателя.  «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Смысл столкновения Калашникова с Киребеевичем. Защита Калашниковым человеческого достоинства

1

М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Защита Калашниковым человеческого достоинства

1

М.Ю. Лермонтов. Стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива..», «Ангел», «Молитва»

1

Николай Васильевич Гоголь

Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество писателя. Повесть «Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства

1

Героизм и самоотверженность Тараса и товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли в повестях Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

1

Противопоставление Остапа Андрию в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

1

Патриотический пафос повести «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя

1

Классное сочинение  по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

1

Иван Сергеевич Тургенев

И.С. Тургенев. Жизнь и творчество писателя. Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным в рассказе И.С. Тургенева «Бирюк»

1

И.С. Тургенев. Стихотворение в прозе «Русский язык». Родной язык как духовная опора человека, «Два богача»

1

Николай Алексеевич Некрасов

Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество писателя. Поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы

1

Н.А. Некрасов. Стихотворения «Вчерашний день, часу в шестом…», «Несжатая полоса»

1

Н.А. Некрасов. Стихотворение «Размышления у парадного подъезда». Боль Н.А. Некрасова за судьбу народа

1

Афанасий Афанасьевич Фет

А.А. Фет. Жизнь и творчество писателя. Стихотворения «Шёпот, робкое дыханье…», «Как беден наш язык»

1

Алексей Константинович Толстой

А.К. Толстой. Жизнь и творчество писателя. «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин» как исторические баллады

1

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

М.Е. Салтыкова-Щедрин. Жизнь и творчество писателя. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества в сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина.

1

Лев Николаевич Толстой

Л.Н. Толстой. Жизнь и творчество писателя. Главы из повести «Детство». Сложность взаимоотношений детей и взрослых

1

Л.Н. Толстой. Главы из повести «Детство». Анализ собственных поступков героя в повести «Детство» Л.Н.Толстого

1

Контрольная работа по произведениям Н.В.Гоголя, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Л. Толстого

1

Антон Павлович Чехов

А. П. Чехов. Жизнь и творчество писателя. «Хамелеон». Живая картина нравов в рассказе А.П. Чехова. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.

1

А.П. Чехов.  «Злоумышленник». Многогранность комического в рассказе А.П. Чехова.

1

«Край ты мой, родимый край…»

В.А. Жуковский «Приход весны». А.К. Толстой «Край ты мой, родимый край…», «Благовест», «Замолкнул гром, шуметь гроза устала…»

1

И.А. Бунин «Родина». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания 

1

ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XX ВЕКА

21 час

Максим Горький

М. Горький. Жизнь и творчество писателя. «Детство». Автобиографический характер повести

1

М. Горький «Детство». Изображение внутреннего мира подростка. «Свинцовые мерзости жизни» и живая душа русского человека.

1

Сочинение – характеристика литературного героя по произведению             М. Горького «Детство»

1

Романтические рассказы М.Горького. Гуманистический пафос «Легенды о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль».

1

Владимир Владимирович Маяковский

В.В. Маяковский. Жизнь и творчество писателя. Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества в стихотворении «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»

1

Два взгляда на мир в стихотворении В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»

1

Андрей Платонович Платонов

А. П. Платонов. Краткий рассказ о писателе. Рассказ «Юшка». Незаметный герой с большим сердцем. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.

1

А. П. Платонов. «В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других.

1

Борис Леонидович Пастернак

Б. Л. Пастернак. Краткий рассказ о писателе. Стихотворения «Июль», «Никого не будет в доме». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Б.Л. Пастернака

1

Час мужества

Интервью с участником Великой Отечественной войны Юрием Георгиевичем Разумовским о военной поэзии. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов—участников войны.

1

Александр Трифонович Твардовский

А. Т. Твардовский. Краткий рассказ о поэте. «Снега потемнеют синие.,.», «Июль — макушка лета…», «На дне моей жизни…». Размышления поэта о неразделимости судьбы человека и народа.

1

Евгений Александрович Евтушенко

Е. А. Евтушенко. Краткий рассказ о поэте. «Хотят ли русские войны?.»    – лирико-публицистическое стихотворение о сугубо мирных устремлениях России. Особенности композиции стихотворения 

1

Федор Александрович Абрамов

Ф.А. Абрамов. Жизнь и творчество писателя. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы в рассказе

1

Евгений Иванович Носов

Е.И. Носов.  Жизнь и творчество писателя. Сила внутренней духовной красоты человека в рассказе Е.И. Носова «Кукла» («Акимыч»).

1

Протест против равнодушия. Взаимосвязь природы и человека в рассказе Е.И. Носова «Живое пламя»

1

Юрий Павлович Казаков

Ю.П. Казаков. Жизнь и творчество писателя. Взаимоотношение детей, взаимопомощь и взаимовыручка в рассказе      Ю.П. Казакова «Тихое утро»

1

Дмитрий Сергеевич Лихачев

Д. С. Лихачев. Духовное напутствие молодежи в главах книги «Земля родная»

1

Писатели улыбаются

Г. И. Горин. Комически-курьёзный рассказ «Почему повязка на ноге?»

1

«Тихая моя родина…»

Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего В.Я. Брюсова, Ф.К. Сологуба, С.А. Есенина, Н.А. Заболоцкого, Н.М. Рубцова

1

Песни на стихи русских поэтов XX века

И.А. Гофф «Русское поле». Лирические размышления о жизни. Б. Ш. Окуджава «По Смоленской дороге». Светлая грусть переживаний.

А.Н. Вердинский «Доченьки»

1

Из литературы народов России

Расул Гамзатов. Краткий рассказ о поэте. Стихотворения «Земля как будто стала шире…», «Опять за спиною родная земля». «Я вновь пришел сюда и сам не верю…»,  Возвращения к истокам, основам жизни

1

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

5 часов

Роберт Бернс. Жизнь и творчество писателя. Представления народа о справедливости и честности. «Честная бедность» Роберта Бернса. «Уж не встаю я на заре»

1

Дж. Г. Байрон. Жизнь и творчество писателя. Ощущение трагического разлада героя с жизнью в стихотворении «Ты кончил жизни путь, герой!»

1

Японские трехстишия (хокку). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года

1

О. Генри. Жизнь и творчество писателя. Рассказ «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.

1

Р. Бредбери.  Жизнь и творчество писателя. Рассказ «Каникулы». Мечта о чудесной победе добра

1

ДЕТЕКТИВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

2 ч

А. Конан Дойл. Краткие сведения об авторе.  «Голубой карбункул». Образ Шерлока Холмса.

1

А. Конан Дойл.  «Голубой карбункул». Основные грани характера Холмса: наблюдательность, остроумие, профессионализм.

1

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗА ГОД

1 ч

Выявление уровня литературного развития учащихся. Тестирование.

1

Предмет:
Литература.

Класс: 6.

Тема урока: «Речь
героев рассказа А. П. Чехова «Толстый и тонкий». Юмористическая ситуация».

Эпиграф: «Умение
смеяться помогает изменить мир!

Время: 30 минут.

Цель: развитие у
учащихся навыков лингвистического анализа рассказа А.П. Чехова «Толстый и
тонкий».

Образовательные:
анализ эпического произведения с элементами выделения разных видовтекстовой 
информации.

Развивающие: излагать своё мнение в  учебном диалоге, аргументируя его, осознанно использовать
речевые средства в соответствии с ситуацией общения.

Воспитательные: на
примере рассказа воспитывать чувство собственного достоинства.

Планируемые результаты:

Личностные:оценивать поступки литературных героев, опираясь на текстовый материал
и нравственные ценности, принятые в обществе;

‒ осознанно и критически оценивать личные
качества характера, представляя себя данными литературными героями.

Метапредметные:
развивать логическое мышление, навыки самоконтроля и взаимоконтроля при работе
в группах;

‒ определять самостоятельно цели и
последовательность деятельности при выполнении каждого задания по анализу
текста;

‒ адекватно оценивать достигнутые личные и
коллективные результаты.

Предметные:
постичь тайны чеховского смеха, особенности стиля рассказа, смыслового
подтекста;

‒ уметь определять авторскую позицию в тексте,
сравнивая её с собственной.

‒ представить учебную информацию в разных
формах: таблицы, Т-схемы, даймонды, творческие работы в группах.

Коммуникативные: ‒
излагать своё мнение в учебном диалоге и монологе, аргументируя его текстовыми
фактами из рассказа;

‒ осознанно использовать речевые средства в
соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей.

Ресурсы: листы А4,
маркеры, текст рассказа, раздаточный и иллюстрационный материал.

Тип урока: урок –
исследование художественного текста.

Ход урока: Доброе утро, ребята!

Вы уже познакомились и ПОДРУЖИЛИСЬ с таким
замечательным автором как А.П. Чехов. Давайте вспомним самые главные и
интересные пункты из его  биографии. Для этого нам с вами предстоит заполнить
соц.карточку чехова вк. У вас на партах лежат листы, давайте вспомним и
заполним в парах? Недостающие
факты.(пункты). А я буду заполнять вместе с вами (комментировать + заполнение в
презентации).

Так, давайте вспомним день рождения А.П. + город, где
он родился, укажем родителей

Хорошо, вспомним, где он получил начальное
образование? а высшее? Давайте перейдем к жизненной позиции, что вдохновляло
писателя? А что можем сказать про интересы?

Давайте посмотрим на
раздел «Псевдонимы»
— Что такое псевдоним?

* Псевдоним — это
вымышленное имя, которое иногда принимают писатели, артисты.

— Почему А. П.
Чехов не стал сразу подписывать рассказ своим именем?

Чехов учился на врача,
потом работал врачом, и многие пациенты могли подумать, что специальность врача
несовместима с занятиями литератора, который пишет юмористические рассказы.
Напомню, что Антошей Чехонте гимназиста Антона Чехова стал называть
законоучитель таганрогской гимназии Ф. Н. Покровский: он по-доброму любил
давать ученикам смешные прозвища.

Давайте дополним цитатами графу о себе. Что же говорил
сам писатель о себе и своей жизни?

Прочитайте, что говорил толстой о
творчестве чехова:

«Читая Чехова, я смеюсь, радуюсь,
восхищаюсь… Вот определение таланта».

Л. Н. Толстой.

Именно на этой цитате я и хотела бы остановиться и
использовать ее в качестве эпиграфа к нашему уроку. Запишите его в тетрадь.

— Какие вопросы можно поставить после
прочитанной фразы? (обобщение предположений учеников, запись вопросов на
доске).

Над чем можно смеяться, читая Чехова? Чему радоваться?
Чем восхищаться? – ответы детей

— Как вы думаете, что нам поможет
ответить на поставленные вопросы?

— Сегодня мы изучим рассказ «Толстый и тонкий».

История        создания рассказа «Толстый и тонкий»

-В 1883 году появилась первая
редакция рассказа «Толстый и тонкий».Позже, в 1886 году А.П. Чехов
переработал рассказ и включил его в сборник «Пёстрые рассказы»

«Толстый и тонкий» написан в жанре
« сценки»; основные достижения Чехова относятся именно к этому жанру.

— Какую цель вы можете поставить перед
собой на урок?

Чехова все знают и помнят за его юмористические и
стилистические произведения. В своих коротких рассказах чехов комически
представляет разных людей. Используя смех, смешные ситуации, А.П. Чехов
подчеркивает, что умение смеяться – это дар человека. Противник, выставленный
смешным в жизненной ситуации, — уже наполовину побеждён. А умение увидеть
смешное помогает каждому человеку сохранить мужество и оптимизм в самых трудных
ситуациях. Ребята, давайте вспомним определения юмора и сатиры

·        
Юмор- изображение героев в смешном виде;
весёлый, доброжелательный смех

·        
Сатира- высмеивание
разоблачение отрицательных сторон жизни путём изображения их в нелепом,
карикатурном виде; злой смех.

·        
Сатира — злая насмешка, юмор — дружелюбный смех. Между ними
целая гамма оттенков смеха: шутка, насмешка, ирония, сарказм.

·        
— Как вы
думаете, что такое юмористическая ситуация? Да, верно, это ситуация, вызывающая
смех. А что еще может вызвать смех? (диалог,
название)

Верно, именно о юморе и речи героев мы сегодня будем
говорить.

А для того, чтобы определиться с целями (задачами)
урока предлагаю

пройти блиц-опрос по рассказу  В КОНЦЕ УРОКА!!!!

Таблица 1 – Блиц-опрос по
теме и идее рассказа А.П. Чехова

Вопросы

Предполагаемые ответы

Тема – о чем?

Встреча двух одноклассников, незапланированная,
случайная, после многих лет.

Идея – для чего?

Открыть для читателя смешное в самой жизни или в
любой жизненной ситуации, поскольку «Умение смеяться помогает изменить
мир»
(обратите внимание – это эпиграф нашего урока)

Что высмеивает А.П. Чехов?

Высмеивает такие качества человека, как:
чинопочитание, угодничество, подхалимство, самоуничижение (занижение
значимости себя как личности), подобострастие.

Как называется добрый смех?

Добрый смех – ЮМОР, это смех дружелюбный,
добродушный, беззлобный, веселый, сочувственный, смех-доброе, дружеское
подшучивание.

Что такое осмеяние героев?

Осмеяние – это САТИРА – смех злой, сердитый,
изобличающий отрицательные качества или негативные поступки героев. Сатира –
беспощадное осмеяние человеческих пороков.

Давайте поразмышляем: «Как вы думаете, этот рассказ
юмористический или сатирический?»

/ после обсуждения в паре или группе, предлагают свои
варианты ответов/

Вывод: Рассказ А.П. Чехова «Толстый и тонкий» сатирический,
поскольку автор высмеивает человеческие пороки, отрицательные качества
личности.

Давайте поработаем над содержанием
рассказа.

КРОССВОРД? (карта №2)

Сравнительная характеристика героев
(карта 3)

составить характеристику главных героев по их речи (по вариантам? 1-ый –
толстого, 2-й-тонкого?)

— Смешным или грустным вы назвали бы
рассказ? А можно его назвать смешным и грустным одновременно?

3.Физкультурная   минутка. Т.к. чехов любил театр, мы с
вами должны изобразить?

Собраться в дорогу нам сущий пустяк,

Оденем на плечи дорожный рюкзак!

Рассказы мы Чехова с полки возьмём

И смело в дорогу все вместе пойдём.

Придём на вокзал и посмотрим вокруг:

И справа, и слева — везде стоит друг.

Закроем глаза и представим Цветы. Их
в вазу поставим
,                           И счастливы мы.

Рефлексия —Вернемся к
вопросам, поставленным вначале урока:

Над чем можно смеяться, читая Чехова?

Чему радоваться?

Чем восхищаться?

— Сформулируйте ответ на вопрос,
опираясь на приобретенные во время урока знания.

— Можно ли утверждать, что мы сегодня
прочли юмористический рассказ? Как автору удается вызвать у нас смех?

 Почему это
произведение не потеряло актуальности и в наши дни?

Толстый — человек,
имеющий достаток и высокое положение в обществе, хороший доход, сытый и
преуспевающий. Но несмотря на это, он общается с другом детства на равных,
искренне рад встрече.

Тонкий — человек,
занимающий незначительное положение в обществе, знающий нужду, но умеющий
приспосабливаться к людям, чинам, обстоятельствам. «Тонкий» относится к тем
людям, которые в других прежде всего ценят награды, звания, а не человеческие
качества. Самое обидное, что это распространяется не только на знакомых, но и
на друзей.

9. Заключительное слово
учителя.

Смех Чехова,
добрый и веселый, подчас становится ироничным, грустным. В своих коротких
рассказах, которые часто называют сценками, Чехов комически представляет
разных людей.

???

Служишь где? Дослужился? —
В царской России существовал специальный законодательный акт, определявший
порядок прохождения службы чиновниками. Он был издан Петром I и назывался
«Табель о рангах». «Табель о рангах» устанавливала 14 рангов (классных чинов,
1-й — высший) для военных, штатских и придворных. Все чиновники имели определенный
чин и постепенно двигались вверх, получая новые чины. По отношению к чиновникам
не использовали глагол работать, а употребляли глагол служить или
словосочетание ходить на службу. Вопрос героя имеет такой смысл: «Работаешь ли
ты чиновником? До какого чина ты уже дослужился?» После 1917 года «Табель о
рангах» была упразднена. Но в царской России чиновники очень хорошо разбирались
во всех тонкостях «Табели…» и относились к чину, который имеет человек, с
большим вниманием.

Пахло… ветчиной и кофейной
гущей: ветчина в то время считалась едой простонародья, запах кофейной гущи
говорил о низком сорте сваренного кофе.

Ученик третьего класса: в
царское время в гимназию поступали в девять-десять лет, всего классов было
семь. Значит, Нафанаилу двенадцать-тринадцать лет.

Приятно-с, вельможи-с, хи-хи-с — частицу -c в XIX веке
добавляли к словам тогда, когда хотели показать свое подчиненное положение;
употребление этой частицы вносит в речь оттенок угодливости и самоуничижения. употреблялся
среди равных по статусу людей, но со временем всё чаще использовался при
обращении низшего по званию, чину к более высшему. То есть приобретал статус
излишней почтительности, демонстративного самоунижения, заискивания перед
вышестоящим руководством. Так всегда прислуга обращалась к своим хозяевам.
После Революции 1917 года словоерс практически полностью пропал из
употребления,

Названия рассказа «Толстый и тонкий» сразу же проводит грань между
двумя персонажами. Этот прием называется «контраст». Один герой
противопоставляется другому, несмотря на то, что раньше они друзьями. Теперь их
разделяет статус: один богат, другой беден. Уже в названии писатель закладывает
основу конфликта: подчиненный и начальник, хозяин жизни и неудачник.

В данном случае слова «толстый» и «тонкий» означают не столько
физиологические особенности героев, сколько их разный социальный статус и,
главное, их полностью противоположные мироощущения. Один, как соломинка,
пригибается к земле, стелется перед тем, что выше и крепче его. На нем, как
вьюки на верблюде, висят чемоданы и заботы о семье. А Толстый свободен и
обеспечен, у него нет обузы в виде багажа и семейства. Поэтому он и толст: все
блага он потребляет сам. Смысл заглавия рассказа «Толстый и Тонкий» именно в
противопоставлении этих героев.

Используя смех,
смешные ситуации, А.П. Чехов подчеркивает, что умение смеяться – это дар
человека. Противник, выставленный смешным в жизненной ситуации, — уже
наполовину побеждён. А умение увидеть смешное помогает каждому человеку
сохранить мужество и оптимизм в самых трудных ситуациях.

Читать онлайн Все произведения школьной программы — 10 класс — в Кратком изложении для читательского дневника, скачать бесплатно

«Литературное чтение» для 10 класса вы можете скачать, читать онлайн или распечатать нужные страницы.

Электронная версия учебника — онлайн учебник — читать или скачать бесплатно:

Нажмите здесь, чтобы открыть или скачать Учебник:Краткое изложение - 10 класс - Все произведения школьной программы для читательского дневника читать скачать бесплатно

Аннотация

В книгу вошли все произведения школьной программы по литературе за 10 класс. Пособие содержит краткое содержание самих произведений (как отечественных, так и зарубежных авторов), отрывки из критических статей, биографические сведения об авторах, анализ текста и справочные материалы по теории литературы. Книга будет незаменимым помощником при изучении курса литературы, повторении пройденного материала, а также при подготовке и сдаче экзаменов. От авторов Данное учебное пособие уникально и не похоже на те, которые уже существуют. В первую очередь, это касается огромного охвата материала, который вошел в это издание. Помимо краткого содёржания произведений (но вместе с тем достаточно подробного, чтобы ответить на любой вопрос), в книге содержатся конспекты критических статей, биографические сведения об авторах, анализ произведений и многое другое. Основной задачей авторов пособия было предоставить читателям то, что им может понадобиться при изучении литературы в школе. Поэтому в книгу вошли все произведения, составляющие школьную программу, а также те, которые изучаются факультативно («по выбору учащихс.ч», «по выбору учителя»). Книга будет незаменимым помощником при повторении пройденного материала, а также при сдаче экзаменов. В конце пособия отдельным разделом помещены сведения по теории литературы, изучаемые в данном классе. В книгу также входят программные произведения зарубежных авторов, их биографические сведения и краткий очерк творчества. Успехов Вам на поприще изучения литературы! И. О. Родин, Т. М. Пименова

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ От авторов Из русской литературы XIX века И. С. Тургенев Краткие биографические сведения 4 «Записки охотника» «Хорь и Калиныч* 6 «Касьян с Красивой Мечи» 9 Идейно-художественное своеобразие «Записок охотника» 11 «Повести о первой любви» «Ася» 12 «Первая любовь» 20 Идейно-художественное своеобразие повестей 28 «Рудин» 29 Идейно-художественное своеобразие романа Н. А. Добролюбов из ст. «Что такое обломовщина?» 48 «Отцы и дети» 53 Д. И. Писарев из ст. «Базаров» 69 Идейно-художественное своеобразие романа 73 Лирика Стихотворения в прозе «Дурак» 76 «Восточная легенда» 77 «Два богача* 79 «Как хороши, как свежи были розы…» 79 «Русский язык» 80 Идейно-художественные особенности лирики Тургенева 81 И. А. Гончаров Краткие биографические сведения «Обыкновенная история» «Обломов» Н. А. Добролюбов, из ст. «Что такое обломовщина? » 81 82 91 111 566 Идейно-художественное своеобразие романов И. А. Гончарова 115 А. Н. Островский Краткие биографические сведения 121 ♦Бесприданница* 123 ♦Гроза* 133 Идейно-художественное своеобразие драмы Метод — реализм 142 Жанр — драма 143 Город Калинов и его обитатели 143 Русские писатели о творчестве Островского 148 Ф. И. Тютчев Краткие биографические сведения 149 ♦Весенняя гроза* 150 ♦Весенние воды* 151 ♦Есть в осени первоначальной…* 151 ♦Умом Россию не понять…* 151 ♦Когда дряхлеющие силы…* 152 ♦Видение* 152 ♦Бессонница* 152 ♦Полдень* 153 ♦SilentiumI* 153 ♦Как над горячею золой…* 154 ♦Осенний вечер* 154 ♦Душа моя, Элизиум теней…* 155 ♦ Зима недаром злится…* 155 ♦Неохотно и несмело…* 156 ♦ Русской женщине* 156 «Чародейкою зимою…* 157 «Эти бедные селенья…* 157 «В небе тают облака…* 157 «Нам не дано предугадать…* 158 ♦Природа — сфинкс…* 158 «К. Б.* 158 «От жизни той, что бушевала здесь…* 159 А. А. Фет Краткие биографические сведения 159 «Я пришел к тебе с приветом…* 160 567 «Шепот, робкое дыханье…* 161 «На заре ты ее не буди…* 161 «Печальная береза…* 162 «Кот поет, глаза прищуря…* 162 «Чудная картина…* 162 «Я жду… Соловьиное эхо…* 163 «Первый ландыш» 163 «На стоге сена ночью южной…* 163 «Учись у них — у дуба, у березы…* 164 А. К. Толстой Краткие биографические сведения 164 «Колокольчики мои…* 165 «Средь шумного бала, случайно…* 166 «Где гнутся над омутом лозы…* 167 «Коль любить, так без рассудку…* 167 «Не ветер, вея с высоты…* 167 «Колодники* 168 «Острою секирой ранена береза…* 169 «Не верь мне, друг, когда в избытке горя…* 169 «Звонче жаворонка пенье…» 169 Н. А. Некрасов Краткие биографические сведения 169 «Кому на Руси жить хорошо» 171 Идейно-художественное своеобразие поэмы 202 Лирика Периодизация творчества 203 «Вчерашний день часу в шестом…» 204 «Размышления у парадного подъезда» 204 «Памяти Добролюбова» 207 «Элегия» 208 Н. С. Лесков Краткие биографические сведения 209 «Левша» 210 Идейно-художественное своеобразие 217 М. Е. Салтыков-1Цедрин Краткие биографические сведения 219 «История одного города» 220 Идейно-художественные особенности 229 568 Сказки ♦Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» 231 ♦Премудрый пискарь» 232 Идейно-художественное своеобразие сказок 233 Л. Н. Толстой Краткие биографические сведения 235 ♦После бала» 239 Идейно-художественное своеобразие 240 ♦Война и мир» 240 Идейно-художественное своеобразие романа-эпопеи ♦Война и мир» ♦Война и мир» как художественное целое 357 ♦Мысль народная» 358 ♦Мысль семейная» 361 Женские образы в романе 364 Духовные искания героев Толстого (Андрей Болконский и Пьер Безухов) 367 ♦Война и мир» — роман-эпопея (жанровое своеобразие) 369 ♦Диалектика души» (особенности психологизма Толстого) 370 Ф. М. Достоевский Краткие биографические сведения 371 ♦Белые ночи» 372 Идейно-художественное своеобразие 374 ♦Преступление и наказание» 374 Идейно-художественное своеобразие 394 ♦Идиот» 397 Идейно-художественное своеобразие романов Достоевского Н. А. Бердяев, из кн. ♦Миросозерцание Достоевского» 413 А. П. Чехов Краткие биографические сведения Рассказы ♦Человек в футляре» ♦Крыжовник» 431 433 435 569 «о любви» 436 «Душечка* 437 «Дама с собачкой* 439 «Иовыч» 440 Идейно-художественное своеобразие рассказов 442 «Черный монах* 444 «Палата № 6* 448 Идейно-художественное своеобразие рассказов «Черный монах» и «Палата № 6» 453 Драматургия «Чайка* 456 Идейно-художественное своеобразие 462 «Вишневый сад* 466 Идейно-художественное своеобразие пьесы 471 1. Тема прошлого, настоящего и будущего России 472 2. Конфликт и особенности сценического действия 473 3. Значение «подводных течений* 473 4. Роль детали 473 5. Символы в пьесе 475 Из зарубежной литературы У. Шекспир Краткие биографические сведения «Гамлет* 476 478 И. В. Гёте Краткие биографические сведения «Фауст» 496 498 О. де Бальзак Краткие биографические сведения «Гобсек» 529 530 Теория литературы Роды литературы Эпические жанры Лирические жанры 537 537 570 Жанры драматургии 540 Литературные направления и течения 545 Классицизм 545 особенности 545 классицизм в России 547 Сентиментализм 547 основные признаки 547 сентиментализм в России 548 Романтизм 548 основные признаки 549 романтизм в России 550 Натурализм 551 характерные особенности 551 натурализм в России 552 Реализм 552 основные черты реализма 552 реализм в России 553 Литературные течения в России XIX—XX вв. 554 Натуральная школа 554 Структура художественного произведения 555 Идея 555 Сюжет 555 Композиция 555 Поэтика художественного произведения, фигуры речи 556 Пафос 557 Сравнение 557 Метафора 557 Эпитет 557 Олицетворение 558 Гипербола 558 Литота 558 Метонимия 558 Особенности поэтической речи и стихосложения, системы стихосложения 559 Тоническое стихосложение 559 Силлабическое стихосложение 560 Силлабо-тоническое стихосложение 560 Стих 561 Строфа 561 571 Рифмовка 562 Стопа 563 тихотворные размеры (метры) 563 Двусложные размеры -хорей 563 -ямб 563 Пиррихий 563 Спондей 563 Трехсложные размеры -дактиль 564 -амфибрахий 564 -анапест 564 Аллитерация 564 Ассонанс 565 Учебное издание Родин Игорь Олегович, Пименова Татьяна Михайловна ВСЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В КРАТКОМ ИЗЛОЖЕНИИ 10 класс Редакция «Образовательные проекты» Общероссийский классификатор продукции ОК-005-93, том 2; 953005 — литература учебная Санитарно-эпидемиологическое заключение № 77.99.60.953.Д.001683.02.10 от 05.02.2010 г. ООО «Издательство Лстрель» 129085, Москва, пр-д Ольминского, д. За ООО «Издательство ЛСТ» 141100, РФ, Московская обл., г. Щёлково, ул. Заречная, д. 96 Наши электронные адреса: www.ast.ru E-mail: astpub@aha.ru Типография ООО «Полтрафизлат» 144003. г. Электросталь, Московская область, ул. Тевосяна, д. 25 По вопросам приобретения книг обрапщться по адресу: 129085, Москва, Звёздный бульвар, дом 21, 7 этаж Отдел реализации учебной литературы «Издательской группы АСТ» Справки по телефонам: (495)615-53-10, 232-17-04

Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.

  • Рассказы по слогам для чтения 1 класс распечатать
  • Рассказы по картинкам мой дом
  • Рассказы по жанрам читать бесплатно
  • Рассказы переболевших ковидом людей
  • Рассказы пермякова 2 класс