Рассказы по финансовой грамотности для дошкольников

Цель: содействовать приобретению знаний детям старшего дошкольного возраста. задачи: образовательные: закрепить знания детей о профессиях. продолжать формировать знания о деньгах

Цель: Содействовать приобретению знаний детям старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные:

  • Закрепить знания детей о профессиях.
  • Продолжать формировать знания о деньгах и их значении.
  • Расширять кругозор и словарный запас детей.

Развивающие:

  • Познавательные процессы, мышление, память, речь.
  • Формировать экономическое мышление.
  • Воспитывать экономичность, аккуратность, бережное отношение к деньгам.

Оборудование: Ноутбук, телевизор, презентация – игра «Важные профессии, нужные профессии». Картинки с денежными купюрами, пластиковая карта, мультфильм «Билет на марс».

Представление начинается!

Ведущий:

— Здравствуйте ребята! Я приглашаю вас на очень увлекательное и интересное путешествие!

(Стук в дверь.)

Ведущий:

(Открывает дверь.)

— Здравствуй Буратино, мы рады тебя видеть. Проходи пожалуйста!

— Ребята, давайте поздороваемся с Буратино.

Буратино:

— Здравствуйте ребята! Я пришел к вам за помощью. Я думаю вы поможете разобраться вот с этими монетками (показывает монетки детям).

— Мне эти монетки дал папа Карло, но для чего они нужны я не знаю.

В зале появляется Мальвина!

(Звучит красивая музыка.)

Мальвина:

— Здравствуйте ребята, уважаемые взрослые, здравствуй Буратино!

Буратино:

— Мальвина! Я так рад тебя видеть!

Мальвина:

— Ребята, поможем Буратино?

Дети:

— Да!

Мальвина:

— Давайте расскажем Буратино, для чего нужны деньги…

(Ответы детей.)

  • Деньги нужны для покупки продуктов питания.
  • Для платежа коммунальных услуг.
  • Для оплаты развлечений.
  • Для покупки одежды.
  • Для покупки подарков.
  • И еще много – много для чего…

Буратино:

— Ребята! Я вас внимательно слушал и решил на эти деньги купить машину и путешествовать на ней.

Мальвина:

— Но, Буратино, чтобы купить машину, нужно много денег, а то, что у тебя есть, этого не хватит! Правда ребята?

(Ответы детей.)

Буратино:

— Ну тогда я предлагаю закопать эти денежки в землю, вырастет большое дерево с деньгами. Там будет много денег и я смогу купить себе машину.

Мальвина:

— Ребята, так можно будет сделать?

(Ответы детей.)

Ведущий:

— Конечно нет! Чтобы у тебя было много денег, нужно работать. Люди учатся, получают разные профессии, затем устраиваются на работу и зарабатывают деньги, потом тратят их по назначению.

Буратино:

— А какие профессии бывают? Вы мне расскажите?

Мальвина:

— Конечно! Мы все расскажем и даже поможем!

Ведущий:

— Внимание на экран! Сейчас мы с вами немного поиграем, а в ходе игры мы познакомим Буратино с профессиями.

Мультимедийная игра: «Важные профессии, нужные профессии».

Описание игры:

Ведущий загадывает загадку, дети отгадывают, затем появляется ответ (слайд с отгаданной профессией). Ведущий спрашивает, чем занимаются эти люди?

Мальвина:

— Ну, что Буратино, теперь тебе понятно, что такое профессии и какие они бывают?

Буратино:

— Да. Спасибо вам ребята! Только мне надо подумать, кем буду я….

Ведущий:

— Так вот, все эти люди трудятся и зарабатывают деньги. А какие бывают деньги, мы ответим тебе позже. А сейчас давайте все вместе поиграем!

Физкультминутка.

Раз, два, три, четыре, пять! (Шагаем на месте.)

Все умеем мы считать. (Хлопаем в ладоши.)

Отдыхать умеем тоже. (Прыжки на месте.)

Руки за спину положим. (Убираем руки за спину.)

Голову поднимем выше (Подняли голову выше.)

И легко – легко подышим (Глубокий вдох, выдох.)

Эстафета «Перенеси монетку»

Описание: В корзинах лежат «монетки», дети делятся на две команды , кто быстрее перенесет «монетки» в другие корзиночки. Беговая дорожка с препятствиями.

Ведущий:

— Поиграли? Молодцы! А теперь ребята, расскажем Буратино, какие бывают денежки.

(На столе лежат деньги: бумажные, железные монеты, пластиковые карты.)

— Ребята, скажите, какие это деньги?

(Показывает бумажные купюры.)

(Ответы детей.)

Мальвина:

— А что можно купить на эти деньги?

(Ответы детей.)

Ведущий:

— Молодцы!

— Вот это тоже деньги. Только какие? И что на них можно купить?

(Показывает железные монеты.)

(Ответы детей.)

— Правильно! Это деньги железные.

Буратино:

— Ой! И у меня такие! Это монетки?

Мальвина:

— Да Буратино.

Ведущий:

— Ну, а это что такое ребята?

(Показывает пластиковую карту.)

(Ответы детей.)

— Да, это пластиковая карта. Туда поступают заработанные деньги и этой картой можно расплатиться в магазине.

Мальвина:

— А я еще вот, что знаю, когда денежки находятся в кошельке, они называются — наличные. А если на карте, то – безналичные!

Ведущий:

— Правильно Мальвина!

— Ребята, а вы знаете, что на деньги можно купить многое, но далеко не все. Давайте вместе с Буратино и Мальвиной поиграем в игру: «Что нельзя купить за деньги?» Я думаю, что Буратино послушав нас, узнал, что такое деньги, и, что можно на них купить.

Я буду называть слова, если это можно купить за деньги – хлопайте. А если нет – топайте.

Игра: «Что нельзя купить за деньги?».

  • машина
  • мебель
  • хлеб
  • дом
  • ум
  • телефон
  • фрукты
  • дружба
  • овощи
  • игрушки
  • конфеты
  • здоровье
  • молоко
  • семья
  • вежливость
  • книги

Ведущий:

— Какие все молодцы! То, что нельзя купить за деньги, это – самое дорогое, самое большое богатство человека, которое мы должны беречь!

Мальвина:

— Ну, что Буратино, мы все вместе помогли тебе разобраться с твоими монетками. И теперь ты знаешь, как зарабатываются денежки и, что можно на них купить.

Буратино:

— Да! Спасибо вам ребята! Наверное нам с Мальвиной пора идти. Я обязательно выучусь, получу профессию, а Мальвина мне в этом поможет. А потом я сам буду зарабатывать денежки, чтоб купить себе красивую машину! До свидания ребята!

Мальвина:

— До свидания ребята!

(Дети прощаются с Буратино и Мальвиной и сказочные герои уходят.)

Ведущий:

А в завершении нашего путешествия я предлагаю посмотреть очень интересный мультфильм: «Билет на марс».

Воспитатель, МБДОУ №4 «Умка», г. Сургут, ХМАО – Югра

Доценко Н.Г. Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет: план работы по самообразованию на 2018-2019 гг. // Совушка. 2019. N2 (16). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/16/ (дата обращения: 06.01.2022).

Заказ № 332371


 ПРИЛОЖЕНИЕ: Приложение к плану работы по самообразованию


Чтоб не стало дитя, лишь беспомощным ртом — 

Приучай его с детства заниматься трудом, 

Чем он раньше познает, как хлеб достаётся — 

Тем полезней ему будет в жизни потом!..

Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет»

Цель: создание основ для формирования финансово грамотного поведения детей старшего дошкольного возраста, как необходимого условия повышения уровня и качества жизни будущего гражданина

Задачи: 

  1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме. 
  2. Определить условия, направленные на формирование первичных экономических представлений и компетенций детей.
  3. Изучить особенности формирования представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства в старшем дошкольном возрасте.
  4. Определить направления работы по формирования финансово грамотного поведения детей старшего дошкольного возраста.
  5. Проанализировать работу по формирования финансово грамотного поведения детей старшего дошкольного возраста.

Актуальность выбранной темы 

Низкий уровень финансовой грамотности негативно влияет на личное благосостояние и финансовый потенциал домашних хозяйств, ухудшает ресурсную базу финансовых организаций, препятствует развитию финансового рынка, затормаживает инвестиционные процессы в экономике и приводит к ухудшению социально-экономического положения страны. Проблема связана с фрагментарным характером преподавания основ финансовой грамотности в образовательных организациях, недостатком понятных и доступных учебных программ и образовательных материалов для всех слоев населения (в первую очередь для школьников и студентов), недостатком квалифицированных преподавателей основ финансовой грамотности. Это влечет за собой недостаток или отсутствие навыков и компетенций, необходимых для эффективного управления личными финансами, осуществления осознанного выбора финансовых услуг, взаимодействия с финансовыми организациями, органами и организациями, которые занимаются защитой прав потребителей финансовых услуг.

Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности. 

В современной концепции образования подчеркивается особое значение дошкольного возраста в формировании и развитии уникальной личности ребенка. Так как на этом этапе закладываются основы личностной культуры, обеспечивается освоение первоначальных социокультурных норм. Это является фундаментом для приобретения в будущем специальных знаний и навыков. 

Этапы работы по самообразованию (Приложение 1)

Свою работу по формированию основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста разделила на несколько этапов:

1 этап – организационно-ознакомительный.: обнаружение проблемы, подбор диагностического материала и выявление уровня сформированных знаний. Определение содержания и объема работы; изучение и анализ литературы, интернет — ресурсов; подбор программно-методического обеспечения и демонстрационного материала; создание предметно-развивающей среды; разработка перспективного плана работы, анкетирование родителей.

2 этап – основной. Предполагает внедрение в работу подготовленного материала. Апробация опыта работы по формированию финансовой грамотности в условиях МБДОУ.

3 этап – заключительный. Предполагает проведение диагностики с целью отслеживания результатов работы, самоанализ педагогической деятельности. Анализ результативности решения противоречий, мониторинг.

Перспективный план работы по самообразованию МБДОУ №4 «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет» (Приложение 2).

План самообразования может быть реализован в течение как одного года (в подготовительной к школе группе), так и двух лет (в старшей и подготовительной к школе группах). Прежде чем начинать работу по данной теме, необходимо было понять, насколько дети группы готовы к экономическому воспитанию. Показатель готовности – наличие экономического опыта у дошкольников. Этот опыт связан с социальным статусом семьи и экономическими знаниями, которыми ребёнок овладел к старшему дошкольному возрасту (например, ребёнок из семьи рабочих, рано научившийся обслуживать себя и привыкший к экономии электроэнергии и воды, более «экономически» сознателен, чем его ровесник из богатой семьи, привыкший к домработницам, убирающим дом, и бесконтрольному расходу природных ресурсов). Выявить уровень экономического опыта у детей помогут диагностические методики, представленные в пособии А.Д. Шатовой «Тропинка в экономику» (раздел «Как организовать занятия по программе»). Наконец, не менее важную роль играет наличие интереса к теме у педагога и родителей

Анализ анкет показал, что 90 % родителей считает, что нужно рассказывать детям о деньгах, но 10% не согласны знакомить с экономикой, в то же время 88% положительно отнеслись к желанию у ребенка иметь копилку. Проведенное анкетирование показало, что большинство родителей считают рано внедрять в педагогический процесс экономическое воспитание, высказали мнение, что данная тема сложная и не интересная для детей. Поэтапное и целенаправленное информирование родителей позволило повысить уровень знаний взрослых об использовании экономических представлений в условиях МБДОУ, и продолжать реализовывать полученный детьми практический опыт в кругу семьи.

На всех этапах требуется поддержка ребенка дома, в семье. Накопленный опыт позволяет определить некоторые направления совместной деятельности педагога и родителей по экономическому воспитанию дошкольников.

К ним относятся:

  1. анкетирование родителей по теме формирование финансовой грамотности дошкольников;
  2. информирование родителей о задачах и содержании экономического воспитания детей в детском саду и дома 
  3. участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей в МБДОУ (экономические ярмарки, познавательные квесты, конкурсы);
  4. создание обогащенной развивающей среды в домашних условиях.

Опыт показывает, что только совместная работа дошкольного учреждения и семьи дает хорошие результаты и способствует более серьезному и ответственному отношению взрослых к экономическому воспитанию детей.

Мониторинг сформированности финансовой грамотности воспитанников проводиться на основании выделенных экономических категорий и показателей к ним. В результате целенаправленной работы в течение года по данному направлению изменились качественные показатели уровня сформированности знаний воспитанников. Увеличилось число детей с высоким уровнем на 21 %, а детей с низким уровнем развития снизилось на 9%. Представленные результаты свидетельствуют о положительной динамике сформированности экономического мышления дошкольников.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод: что создание условий и практическая деятельность положительно воздействуют на формирование финансовой грамотности, а значит и основ экономической культуры у детей-дошкольников. Эта работа позволяет активизировать познавательную деятельность детей, совершенствовать коммуникативные качества. У детей появляется интерес к людям разных профессий, они стали бережнее относиться не только к игрушкам, но и к предметам окружения, творчески подходят к решению игровых задач, улучшились взаимоотношения в детском коллективе.

Формирование финансовой грамотности у дошкольников способствует развитию мышления, фантазии, кругозора ребенка, развитию речи. Дети приобретают навыки разумного ведения домашнего хозяйства, экономии средств.

Литература: 

  1. Антонова Ю. Обсуждаем и играем: креативные задания для детей по финансовой грамотности. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2017. 56 с.
  2. Аменд А.Ф., Саламатов А.А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.55. 
  3. Аношина Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. № 4. с. 103. 
  4. Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. № 7. С. 8.
  5. Белокашина С.В. Экономика для дошкольников // Дошкольная педагогика. 2009. № 8. С. 63. 
  6. Бокарев А.А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в Российской Федерации // Финансы. 2010. № 9. С. 3-6. 
  7. Власова И.В. Готовим ребенка к жизни // Детский сад от А до Я. 2003. № 4. С. 140.
  8. Зеленцова А.В. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика / А.В. Зеленцова, Е.А. Блискавка, Д.Н. Демидов. М.: КноРус, 2012. 106 с. 
  9. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.-сост. Л.Г. Киреева. Волгоград: Учитель, 2008. 169 с.
  10. Епанешникова Т.П. Дошкольник в мире экономики. СПб.: Детство–Пресс, 2013.
  11. Казакова Н.Мы любим рекламу // Обруч. 1999. № 1. С. 29.
  12. Кошель П. История денег // Дошкольное образование. 2007. № 6.
  13. Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику // Воспитатель ДОУ. 2008. № 11. С. 75.
  14. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Цымук М.И. Детский экономический словарь.М.: Росмен, 1999. 
  15. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики или, как мы играем в экономику: учебное пособие: СПб., 2001. 130 с.
  16. Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок: практическое пособие. М.:АРКТИ, 2006. 88 с.
  17. Струнилина Н.А. Формированиеначалэкономическогомышленияудошкольников // ДетскийсадотАдоЯ. 2003. № 4. С. 93.
  18. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: учебно-методическое пособие. СПб.: Детство – Пресс, 2001. 176 с. 
  19. Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006. 88 с. 
  20. Смоленцева А.А. Проблемно-игроваятехнология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я. 2003. № 4. с.63. 
  21. Ульева Е.Откуда берутся деньги?: энциклопедия для малышей в сказках. Ростов-н/Д: Феникс, 2018. 45 с.
  22. Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников: учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005. 256 с.
  23. Шорыгина Т.А. Беседы об экономике: методические рекомендации. М.: ТЦ Сфера, 2017.
  24. Ягунова Н.М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я. 2003. №4. С. 128.
  25. Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации //URL: http://www.misbfm.ru/programma-fingramotnostinaseleniyarf#_Toc2313584511 
  26. Проект распоряжения Правительства Российской Федерации об утверждении Национальной стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на период 2017-2023 гг. 
  27. Формирование основ финансовой грамотности у детей и подростков: сборник методических разработок.  Ставрополь: СКИРОПКиПРО. 2016. 147 с.

Умение граждан рационально вести личный бюджет, грамотно обращаться с деньгами и инвестировать — фактор не только их личного благосостояния, но и социально-экономической устойчивости в целом, говорят эксперты.

Россияне с каждым годом становятся все более просвещенными в финансовых вопросах. Замеры, которые проводились по заказу мегарегулятора — Банка России (Центробанк, ЦБ) в 2020 году, показали рост индекса финансовой грамотности населения страны до 54 баллов (из 100 возможных) с 52 в 2018-м. За этими цифрами есть вполне конкретные показатели, отмечают в ЦБ: например, выросла доля людей, имеющих подушку безопасности (с 37 до 47%), а также тех, кто регулярно делает сбережения (с 27 до 32%). Более половины россиян знали, куда обращаться за защитой финансовых прав (в 2018 году соответствующий показатель не превышал 38%). В целом выросла доля людей с относительно высоким уровнем финансовой грамотности: с 34 до 39%. «Навыки меняются медленнее, однако растет ориентация на более рациональное и расчетливое обращение с деньгами. И не последнюю роль в этом сыграла пандемия: люди всерьез задумались о необходимости накоплений на черный день», — отмечают в ЦБ.

В последнее время граждане стали больше внимания уделять сбережениям, создавая для себя финансовую подушку безопасности, соглашается замруководителя Центра финансовой грамотности Научно-исследовательского финансового института (НИФИ) Минфина России Анна Горелик. При этом она отмечает, что в Сибирском федеральном округе практически все субъекты реализуют масштабные региональные программы финансовой грамотности, и Красноярский край является одним из центров развития финансовой грамотности в стране.

С учетом подходов, обозначенных на федеральном уровне, формирование новой финансовой культуры в обществе является одним из приоритетов, говорит зампредседателя правительства Красноярского края — министр финансов Владимир Бахарь. Порядка 20 федеральных и краевых органов власти, образовательных организаций, по его словам, объединили свои усилия в рамках специальной региональной программы и сегодня формируют единую краевую политику в сфере повышения финансовой грамотности населения.

Стимулы и цели

Начавшийся в 2020 году коронакризис создал дополнительные стимулы, чтобы начать заниматься финансовой грамотностью, говорит руководитель Регионального центра финансовой грамотности (РЦФГ) Красноярского края Сергей Красноусов. В условиях пандемии и падения доходов многие поняли, что, «например, раньше люди в большинстве своем не задумывались о создании финансовых подушек безопасности». «Но прошлый год, к сожалению, очень четко продемонстрировал ситуацию, в которой такие сбережения крайне необходимы. Сейчас же наши исследования показывают, что у значительного числа людей такие подушки сформированы — хотя бы на срок два–три месяца», — поясняет эксперт.

Стоит отметить, что повышение финансовой грамотности населения — это не только вопрос личной финансовой безопасности граждан, но и важный фактор экономического развития как на региональном, так и на общефедеральном уровне. Существует несколько основных каналов влияния развития финансовой грамотности на экономический рост и макроэкономическую стабильность, говорит проректор по научной работе Финансового университета Светлана Солянникова. Первый — инвестиции граждан на финансовых рынках. Когда они покупают акции и облигации отечественных компаний — напрямую или через инструменты коллективного инвестирования, то финансируют их экономический рост, причем данный механизм дешевле и быстрее традиционного банковского кредитования. Второй канал — обеспечение стабильного спроса в экономике со стороны конечных потребителей за счет их устойчивого финансового положения и растущих доходов от грамотного управления финансами. И наконец, снижение нагрузки на социальные расходы бюджета и пенсионную систему за счет формирования личных сбережений граждан.

Знания — финансовое благополучие

В Красноярском крае представлен ряд успешных практик, которые рекомендуются к тиражированию и применению в других субъектах РФ; на Московском финансовом форуме, который прошел в этом году, они обсуждались в числе лучших, говорит Анна Горелик.

Главным событием года в данной сфере стал краевой семейный финансовый фестиваль, который проводился в регионе во второй раз. В фестивале были задействованы все муниципальные образования края, было проведено около 2500 мероприятий, в которых приняло участие 50 тыс. человек.

Еще одно важное направление работы — обучение учителей. За 2021 год по программам повышения квалификации прошли обучение более 850 педагогов, рассказывают в РЦФГ. К 2023 году, по данным НИФИ, в регионе планируется обучить 100% педагогов, реализующих образовательные программы и мероприятия по формированию финансовой грамотности детей и молодежи. Обучение педагогов, которые передают финансовые знания детям, а те, в свою очередь, родителям, — важнейший элемент программы финансовой грамотности. В формате школьной программы около 300 тыс. школьников Красноярского края выполняют «семейные» домашние задания и являются трансляторами финансовых знаний, говорит Анна Горелик.

Из других ключевых видов постоянной активности в РЦФГ выделяют проект «Финансовая грамотность людям» (бесплатные семинары и экономические настольные игры для детей и взрослых, почти 60 мероприятий за год), конкурс методических разработок, конкурс эссе для школьников «День рубля», а также недавно запущенные проект «Финансовая грамотность семье предпринимателя» и программу по работе с пожилыми людьми.Правительство края эти инициативы активно поддерживает. Три года назад с Минфином РФ подписано соглашение о сотрудничестве в рамках реализации стратегии повышения финансовой грамотности в стране. В связи с этим начиная с 2020 года в региональном бюджете ежегодно дополнительно предусматривается порядка 19 млн руб., в том числе на осуществление деятельности регионального центра по финансовой грамотности, формирование единого информационного пространства и наполнение его доступной и актуальной информацией по финансовой тематике. «Мы понимаем, что не все сегодня имеют хорошее финансовое образование, поэтому необходимо помочь жителям края независимо от возраста и статуса разобраться в непростых финансовых вопросах, продиктованных временем», — отмечает Владимир Бахарь.

Теория и практика

По мнению Сергея Красноусова, одной из основных проблем в части повышения благосостояния россиян является тот факт, что многие из них не используют инструменты бюджетирования. «Люди живут «по ощущениям», как говорится, от зарплаты до зарплаты. А мы должны конкретно понимать, какие есть доходы, какие расходы, каким образом необходимо откладывать. И это — первый кирпичик финансовой грамотности», — поясняет эксперт.

Если исходить из результатов опросов, долгосрочные финансовые планы строят только 29% россиян, рассказывает Анна Горелик. Причем 32% граждан предпочитают жить сегодняшним днем, а если и сберегают деньги, то хранить их предпочитают в наличных. Есть проблемы и в грамотном распределении семейного бюджета — например, с «кассовыми разрывами» и нехваткой денег до зарплаты за 2020 год хоть раз сталкивались 39% опрошенных.

Вторая важная тема — банковские вклады и кредиты, продолжает Сергей Красноусов: «У нас огромный поток информации о разных типах вкладов и разных условиях кредитования, людям бывает непросто разобраться, сравнить между собой эти банковские продукты».

Проблема сравнения условий по вкладам и кредитам действительно актуальна, причем в масштабах всей России. 39% россиян при выборе финансовой услуги не рассматривают альтернативные варианты, приводит данные статистики Анна Горелик.

И наконец, третья финансовая тема, которая в наибольшей степени интересует жителей Красноярского края, — это мошенничества на финансовом рынке. В 2020 году регулятор в целом по стране выявил и отправил на блокировку 26,4 тыс. телефонных номеров, с которых мошенники обзванивали клиентов банков. Это почти в два раза (на 86%) больше, чем годом ранее. В третьем квартале 2021 года ЦБ также инициировал блокировку 24,4 тыс. телефонных номеров, используемых для кражи денег у граждан, это вдвое больше, чем за аналогичный период прошлого года. «Мы активно боремся с сайтами мошенников и финансовых пирамид. В 2020 году Банк России инициировал блокировку 7680 таких сайтов, за три квартала текущего года — 4376», — говорят в ЦБ.

В этом году Красноярский край, как и другие регионы страны, приступил к реализации второго этапа федеральной Стратегии повышения финансовой грамотности. Определены важные для региона аспекты. По словам Владимира Бахаря, прежде всего необходимо усилить работу в сфере финансового просвещения. Несмотря на то, что в целом в крае повышен уровень финансовой грамотности, особого внимания требуют категории граждан, показавшие по результатам исследований невысокий результат.

Приоритетным направлением становится расширение круга участников финансового просвещения. «С учетом территориальных и географических особенностей региона необходимо все больше вовлекать в эту работу муниципальные образования края, а также представителей бизнеса, некоммерческих организаций и активных граждан», — отмечает глава краевого минфина.

«Деньги – это солнце жизни, без которых жизнь тяжка, мрачна и холодна»

В.Г. Белинский

В современном мире без элементарной финансовой грамотности уже не обойтись даже ребенку. Все чаще можно встретить в магазинах детей, набирающих себе разных «вкусняшек», стараясь пересчитать драгоценные монетки и определить хватить ли им денег на все, что очень хочется купить в данный момент. Некоторым деткам такие практические навыки даются легко. Но не все рождаются финансистами.

Сейчас все больше разговоров о том, что в школьную программу необходимо включать изучение финансовой грамотности.
Наверное необходимость этого диктует наша современность. Причем не только в жизни, но и в учебе.

Сейчас все больше можно встретить задач в курсе математики, в том числе и на ВПР по математике, связанных с деньгами и их практическим применением в жизни.
Казалось бы, что тут сложного? Но я лично встречала детей, которым, даже в 3 классе, решение таких задач давалось с огромным трудом (причем эти детки учились вполне прилично).

Идя в ногу со временем, я предлагаю вам свое пособие. Назвала его «Финансовая грамотность для дошкольников», т.к. используется в основном счет в пределах 10. Но по сути иллюстрированные красочные задачи, представленные в книге, могут быть интересны детям и постарше.
Задания напралены на развитие не только математических способностей, но и логики, внимания, сообразительности.

В книге ребята столкнутся с реальными практическими математическими финансовыми задачами, умение решать которые им пригодится не только в реальной жизни, но и на уроках математики.

О. Наумова «Финансовая грамотность для дошкольников»

Современное  полезное пособие для дошкольников и младших школьников. Книга написана в игровой увлекательной форме и учит малышей жизненным практическим навыкам обращения с деньгами. Все задания книги связаны с деньгами и их практическим применением в жизни.

финансовая грамотность для детей начальной школы

финансовая грамотность для детей начальной школы

Но прежде чем перейти к решению задач осветим немного саму тему «Финансовая грамотность».

Финансовая грамотность — это прежде всего знания и умения, показывающее степень осведомлённости в финансовых вопросах. Изучение финансовой грамотности с самого детства позволит ребенку иметь в будущем высокий финансовый IQ, а значит и легко привлекать деньги в свою жизнь.

Грамотное отношение к собственным деньгам открывает множество возможностей и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.

Так или иначе большинство детей рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, посещают магазины с родителями или без них, участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях. То есть постоянно сталкиваются  с финансами на бытовом уровне.

С ранних лет мы обучаем детей всему: писать, читать, считать, но в современных школах мало учат практическим навыкам, необходимые для успешной жизни. Хотя, как я уже упомянула, сейчас все чаще можно встретить мысли о включении в программу уроков по финансовой грамотности.
Чем раньше дети узнают о роли денег в жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

Конечно же малышам такие знания должны подаваться в виде игр и увлекательных заданий.

Как научить ребенка читать быстрееФинансовый словарик для малышей

  • Банк — это место, где люди могут совершать разные операции с деньгами.
  • Вклад — деньги, которые принесли в банк и отдали, чтобы они там хранились.
  • Банкомат — устройство, позволяющее снять или положить деньги на банковскую пластиковую карту.
  • Активы — все, что приносит деньги.
  • Пассивы — то, что забирает деньги.
  • Деньги — это бумажки или монеты, которые выполняют роль общего обмена. Например, за деньги можно купить что угодно в магазине, или сходить в кино. В разных странах – разные деньги.
  • Карточка — полностью называется банковская платежная карточка. Это кусочек пластика, с помощью которого можно заплатить за покупки в магазине, в интернете и многих других местах.
  • Кредит — это деньги, которые человек, если ему на что-то не хватает, может попросить в долг у банка. Например, захотелось купить компьютер, но денег не хватает – банк может дать в долг. Но потом долг банку придется возвращать и платить ему проценты.
  • Купюра или банкнота —  так называют бумажные деньги.  Купюра или банкнота — это одна бумажка.
  • Денежный поток или прибыль — разница между доходами и расходами за период времени.

В России в настоящее время действуют следующие разновидности монет и купюр:

финансовая грамотность для детей начальной школы

Как научить ребенка читать быстрееИгры по финансовой грамотности для детей

Игра 1 «Дети размышляют»

Задать детям вопросы. Игра развивает речь, мышление и кругозор.

Например: Как ты понимаешь…

  1. Что такое деньги?
  2. Как называются деньги в России?
  3. Что такое банк?
  4. Что такое банкомат?
  5. Зачем нужна пластиковая карта?
  6. Какие бывают деньги?
  7. Что бы ты сделал, если бы у тебя было много денег?
  8. Что такое доходы?
  9. Что такое расходы?
  10. Нужно ли копить деньги? 
  11. Что будет, если покупать все, что захочется?
  12. Что относится к необходимым тратам? Найди их в этом списке.
  • Электричество и вода для дома
  • Журнал, билеты в кино
  • Мясо, рыба, овощи и фрукты
  • Торт, печенье, газировка, конфеты
  • Счета за телефон и интернет
  • Теплая обувь и куртка для зимы
  • Аттракционы
  • Проездной на автобус
  • Лотерейный билет
  • Книги для школы

2 класс: тексты для списыванияИгра 2 «Отгадываем загадки»

1. Маленькая, кругленькая,
Из кармана в карман скачет,
Весь мир обскачет,
Ни к чему сама ни годна, а все нужна. (Монета)

2. Как не берегутся, а растрясутся. (Деньги)

3. Нас, сестер, в рубле 100 штук.
Мы проходим много рук.
Нас теряют и меняют,
А, бывало, и ругают.
Пропадет одна сестра,
Поглядишь и нет рубля. (Копейка)

4. Назови-ка не одну,
А три копейки в старину. (Алтын)

5. Что проверяют не отходя от кассы. (Деньги)

6. Он в Америке родился,
Путешествовать пустился.
С тех пор по миру гуляет,
Везде цену себе знает.
С ним торгуют, управляют…
Как его все называют? (Доллар)

7. Чтоб продукты потреблять,
В платьях модных щеголять,
Чтобы вкусно есть и пить,
Нужно все это … (Купить)

8. Для всех мы в обилии рождаемся на свет.
У одних нас много, а у других нас нет. (Деньги)

9. В кошелек мы их кладем,
С ними в магазин идем.
За них взамен хоть что бери,
Кроме чести и любви. (Деньги)

10. У каждой из них достоинство есть,
И по нему воздают каждой честь —
По щепотке одной, другой же — по пуду.
Но сравнивать их я, конечно, не буду:
Без маленькой самой не будет большой.
И вам приходилось встречаться с такой. (Деньги)

11. Люди ходят на базар
Там дешевле весь.(Товар)

12. На товаре быть должна
Обязательно…(Цена)

13. Будут целыми, как в танке,
Сбереженья ваши в …(Банке)

14. И врачу, и акробату
Выдают за труд…(Зарплату)

15. Из какого аппарата
Выдается нам зарплата?(Банкомат)

16. Чтоб хранить свои доходы,
На карманные расходы,
Хрюшка требуется мне,
Та, что с дыркой на спине.опилка)

2 класс: тексты для списыванияИгра 3 «Дополни фразу»

Дополните фразы:

  • Монета круглая, а банкнота….. (прямоугольная)
  • Банкнота бумажная, а монета ….(железная, медная, металлическая)
  • Монета звенит, а банкнота…. (шуршит, шелестит)
  • Монета металлическая, а банкнота… (бумажная)

2 класс: тексты для списыванияИгра 4 «Фразеологизмы»

  • Сорить деньгами …… тратить много денег бездумно
  • Чемодан денег …… иметь много денег
  • Деньги не пахнут …… можно заработать любым трудом
  • Денежка к денежке …… накопить небольшую сумму
  • Деньги, как птицы,
    то улетают, то прилетают …… сегодня есть деньги, а завтра их нет, все потратили
  • Деньги куры не клюют …… много денег
  • Купаться в деньгах …… много денег

2 класс: тексты для списыванияИгра 5 «Покупки»

Хлопните в ладоши, если можно купить за деньги этот товар. Топните ножкой, если купить это нельзя.

Дом, конфеты, книгу, мороженое, счастье, маму, цветы, телефон, солнце, молоко, здоровье, самокат, воздух, планету, смех, мечту, стол, велосипед.

2 класс: тексты для списыванияИгра 6 «Решаем финансовые задачи»

Красочно оформленные финансовые задачи для развития логики и математических способностей вы найдете в этой интересной книге.

О. Наумова «Финансовая грамотность для дошкольников»

Современное  полезное пособие для дошкольников и младших школьников. Книга написана в игровой увлекательной форме и учит малышей жизненным практическим навыкам обращения с деньгами. Все задания книги связаны с деньгами и их практическим применением в жизни.

Книга способствует:

  • развитию математических способностей;
  • развитию логики;
  • тренировке внимания;
  • тренировке устного счета;
  • развитию навыка решения задач;
  • тренировке мелкой моторики руки и т.д.

Результат у ребенка:

  • научится считать деньги;
  • научится решать свои первые экономические задачи;
  • будет лучше ориентироваться в реальной жизни при различных покупках;
  • не будет испытывать затруднения, встречая финансовые задачи в курсе математики;
  • потренирует внимание и логику.

Книга будет интересна детям от 5 лет.
Задания пособия можно использовать как в индивидуальной, так и при групповой работе.

финансовая грамотность для детей начальной школыфинансовая грамотность для детей начальной школы

Надеюсь, что статья была полезной для вас. Рекомендую также ознакомиться с другими полезными статьями в рубрике ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ.

С уважением, Ольга Наумова

Заходите также в КНИЖНУЮ ЛАВКУ!

В НЕЙ ВЫ НАЙДЕТЕ МНОЖЕСТВО ПОЛЕЗНЫХ КНИГ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ И ДЛЯ ЕГО УСПЕШНОЙ УЧЕБЫ.

Как учиться лучше в школе

Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!

Автор: Кузнецова Елена Васильевна

Организация: ДС «Колокольчик» с. Борское

Населенный пункт: Самарская область, с. Борское

 Цель: 

Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

 Задачи

1. В игровой занимательной форме закрепить у детей экономические знания. Учить детей творчески использовать в игре знания о финансовых понятиях; закрепить сведения о том, что такое услуги и товары, показать, что они встречаются не только в реальной жизни, но и в сказках

2. Развивать сообразительность, гибкость и самостоятельность мышления, умение договариваться между собой, выполнять задания в условиях соревнования. 

3. Формировать уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги.

 4. Воспитывать эмоционально – положительное отношение и интерес к деятельности экономического характера. 

5. Доставить детям радость и удовольствие от участия в экономической игре и применения знаний экономического содержания.

 Оборудование и материалы: копилки с эмблемами «Рублики» и «Монетки»; жетоны-монетки, предметы для рекламы (игрушка Поп-ит и конструктор «Лего»), проектор.

Ход: Воспитатель: 

День необычный сегодня у нас,

Для умной игры собралась детвора.

Её начинать нам настала пора.

Воспитатель: Сегодня будут соревноваться между собой две команды. Ребята в зеленых галстуках садитесь за один стол, вы будете командой «Рублики». Ребята в желтых  галстуках садитесь за другой стол, вы будете командой «Монетки». 

Воспитатель: Судить нашу игру будет строгое, но справедливое жюри в составе: ………………..(объявляется состав жюри).

Воспитатель: Перед началом вспомним правила игры: зная ответ на вопрос нужно позвонить в колокольчик; чья команда позвонит первой, та команда и отвечает; за правильный ответ зарабатываем жетон и опускаем его в копилку; побеждает та команда, у которой большее количество жетонов. Вы должны правильно и как можно быстрее выполнить задания и за это получить монетки. Желаю успеха! Воспитатель: Команды готовы? 

Дети: Да! 

Воспитатель: Приступаем! А начнем мы с разминки. Все любят сказки? В каких из них говорится о деньгах? 

1раунд — Отгадать загадки, вспомнив финансовые термины. 

1.Чтоб хранить свои доходы,
На карманные расходы,
Хрюшка требуется мне,
Та, что с дыркой на спине.
(Копилка)

2.Всё, что в жизни продаётся, 

Одинаково зовётся: 

И крупа, и самовар

 Называются … (Товар

3.Это крупный магазин                                                     У него не счесть витрин.                                      Всё найдётся на прилавке                                     От одежды до булавки. (Супермаркет

4. Мебель, хлеб и огурцы

   Продают нам … (Продавцы

5. В фирме прибыль он считает, 

    Всем зарплату начисляет. 

    И считать ему не лень 

    Все налоги целый день. (Бухгалтер)

 6. И врачу, и акробату 

     Выдают за труд … (Зарплату)

  7. На товаре быть должна обязательно…                                         (Цена) 

  8.  Как ребёнка нет без мамы, сбыта нету      без… (Рекламы

2 раунд — Реклама товара. Это было ваше домашнее задание. Воспитатель. Всем давно известно, что «реклама двигатель прогресса»! У нас на полках залежался некоторый товар, который вам нужно успешно продать. Для этого вам, конечно, нужно придумать удачный рекламный ход, чтобы ваш товар захотели купить. (Поп-ит, Конструктор «Лего»)

3 раунд — Отгадайте из какого мультфильма эти слова.

— Открой, Забава! Я теперь царь! Уговор дороже денег» (М/ф «Летучий корабль») 

— Чтобы продать что-нибудь ненужное, нужно сначала купить что-нибудь ненужное, а у нас денег нет(М/ф «Трое из Простоквашино»)

-Tаити, Tаити… Не были мы ни в какой Таити! Нас и здесь неплохо кормят. («Возвращение блудного попугая») 

-Безвозмездно — то есть даром. («Винни-Пух и все-все-все»)

 — Не надо меня из ружья щелкать! Я может, только жить начинаю — на пенсию перехожу… («Каникулы в Простоквашино») 

— не буду больше обманывать ребятишек, делайте со мной что хотите. (Приключения поросенка Фунтика)

4 раунд – Пословицы и поговорки о труде 

-Труд человека кормит а лень….(портит). 

-Дерево сильно корнями а человек …. (трудами). 

-Землю солнце красит а человека…. (труд)

-Делу время потехе …. (час) 

-Скучен день до вечера когда делать (нечего) 

-Дело мастера…. (боится) 

Воспитатель: Давайте с вами немножко отдохнем 

Физминутка 

Продаются в магазине (вытянуть руки перед собой, ладонями вверх

Йогурт, молоко, кефир, (соединять пальчики левой и правой руки

Ряженка, сметана, сыр, (поочередно начиная с мизинцев, на слове «сыр» соединить ладошки хлопком

Чай, конфеты, шоколад, (разъединяем пальчики, поочередно начиная с больших пальчиков, при этом запястья обеих рук плотно прикасаются друг к другу

Яблоки и виноград. Детский мячик в магазине (крутят руки влево вправо упр. «цветок» — запястья вместе, ладони вверх, пальцы широко расставлены

Продают в большой корзине (пальцы в замок и вытянуть перед собой)

 Нужно важное купить, (хлопнуть ладонью левой руки о правую и наоборот 4 раза в ритм

Чтобы экономным быть! (потереть большим пальчиком другие пальцы, обеими руками одновременно).

7 раунд — «Доход и расход» — Следующий раунд посвящен доходам и расходам. Я начну, а вы закончите фразу. И по очереди мне отвечайте

 — Мама получила зарплату…. (доход) 

— Папа заболел… (расход)

 — Выиграли приз…. (доход) 

— Потерял телефон… (расход) 

— Бабушка продала помидоры… (доход)

 — Заплатили за квартиру… (расход) 

— Нашли деньги…. (доход) 

— Купили машинку… (расход) 

8 раунд — «Блиц – опрос». На каждый вопрос нужно отвечать очень быстро. За каждый правильный ответ команда получает 1 монету 

1. Деятельность направленная на получение прибыли – это (бизнес, предпринимательство) 

2. Что проверяют, не отходя от кассы? (деньги)

3. Как называется место продажи Новогодних ёлок? (ёлочный базар) 

4. Назовите мероприятия, где цену набивают молотком? (аукцион) 

5. Что делает с рублём копейка? (бережёт) 

6. Натуральный обмен одной вещи на другую – это.? (бартер) 

7.«Кока-кола» по отношению к «пепси – кола» это кто? (конкурент) 

8. Лицо торговой точки это что? (витрина)

 9 раунд — «Разгадать шифр» В словах перемешались буквы, исправьте ошибку и вы получите слова имеющие отношение к экономике: СИПЕНЯ (пенсия) ЛАКМЕРА (реклама) ПАРТАЛАЗ (зарплата) ОВОДРОГ (договор) ЮТЕБЖТ (бютжет) Каждой команде по два слова – кто первый справится с заданием, тот получает монетку-жетон.

10  раунд  — Какие профессии бывают. 

На экране герои мультфильмов, ваша задача угадать кто они по профессии.

Карабас-Барабас-владелец театра, кукловод

Храбрый портняжка-портной

Дядя Стёпа-милиционер

Фрекен Бокк- няня

Три поросенка- строители

Печкин-почтальон.

Айболит-доктор

Винтик и Шпунтик-механики

Старик-рыбак

Дядюшка Мокус- фокусник, артист цирка

Скрудж Макдак- бизнесмен, владелец многопрофильного холдинга

Белка и Стрелка- космонавты

Ведущий: Ну вот, игру заканчивать пора. 

Мы все надеемся, что с ней, 

Вы стали чуточку умней, 

узнали много новых слов, 

И много всяких всячин,

 И если вы запомнили их,

 Не зря ваш день потрачен! 

Подведение итогов. Итоги подводят жюри

Литература

1. Финансовая грамотность для детей дошкольного и младшего школьного возраста и родителей: учебно-методическое пособие / авт.-сост.: М. О. Еремина [и др.]. – Калининград: Калининградская книга, 2017 — 48 с. – 200 экз.

2. https://vk.com/away.php?to=http%3A%2F%2Fdoshkolnik.ru&cc_key=

3. https://vk.com/yavosp

4. https://vk.com/public205185318

Приложения:

  1. file0.docx.. 22,6 КБ

Опубликовано: 16.12.2021

  • Рассказы по картинкам теремок
  • Рассказы по автору автор прапорщик
  • Рассказы по картинкам колобок наглядно дидактическое пособие
  • Рассказы по картинкам iq игры с картами
  • Рассказы по игре сталкер