Рассказ Константина Паустовского «Подарок». Входит в школьную программу 3 класса.
Каждый раз, когда приближалась осень, начинались разговоры о том, что многое в природе устроено не так, как нам бы хотелось. Зима у нас длинная, затяжная, лето гораздо короче зимы, а осень проходит мгновенно и оставляет впечатление промелькнувшей за окном золотой птицы.
Разговоры наши любил слушать внук лесника Ваня Малявин, мальчик лет пятнадцати. Он часто приходил к нам в деревню из дедовской сторожки с Урженского озера и приносил то кошелку белых грибов, то решето брусники, а то прибегал просто так – погостить у нас, послушать разговоры и почитать журнал «Вокруг света».
Толстые переплетенные тома этого журнала валялись в чулане вместе с веслами, фонарями и старым ульем. Улей был выкрашен белой клеевой краской. Она отваливалась от сухого дерева большими кусками, и Дерево под краской пахло старым воском.
Однажды Ваня принес маленькую, выкопанную с корнем березу. Корни он обложил сырым мхом и обернул рогожей.
– Это вам, – сказал он и покраснел. – Подарок. Посадите ее в деревянную кадку и поставьте в теплой комнате – она всю зиму будет зеленая.
– Зачем ты ее выкопал, чудак? – спросил Рувим.
– Вы же говорили, что вам жалко лета, – ответил Ваня. – Дед меня и надоумил. «Сбегай, говорит, на прошлогоднюю гарь, там березы-двухлетки растут, как трава, – проходу от них нет никакого. Выкопай и отнеси Руму Исаевичу (так дед называл Рувима.) Он о лете беспокоится, вот и будет ему на студеную зиму летняя память. Оно, конечно, весело поглядеть на зеленый лист, когда на дворе снег валит как из мешка».
– Я не только о лете, я еще больше об осени жалею, – сказал Рувим и потрогал тоненькие листья березы.
Мы принесли из сарая ящик, насыпали его доверху землей и пересадили в него маленькую березу. Ящик поставили в самой светлой и теплой комнате у окна, и через день опустившиеся ветки березы поднялись, вся она повеселела, и даже листья у нее уже шумели, когда сквозной ветер врывался в комнату и в сердцах хлопал дверью.
В саду поселилась осень, но листья нашей березы оставались зелеными л живыми. Горели темным пурпуром клены, порозовел бересклет, ссыхался дикий виноград на беседке. Даже кое-где на березах в саду появились желтые пряди, как первая седина у еще нестарого человека. Но береза в комнате, казалось, все молодела. Мы не замечали у нее никаких признаков увядания.
Как-то ночью пришел первый заморозок. Он надышал холодом на стекла в доме, и они запотели, посыпал зернистым инеем крыши, захрустел под ногами. Одни только звезды как будто обрадовались первому морозу и сверкали гораздо ярче, чем в теплые летние ночи. В эту ночь я проснулся от протяжного и приятного звука – пастуший рожок пел в темноте. За окнами едва заметно голубела заря.
Я оделся и вышел в сад. Резкий воздух обмыл лицо холодной водой – сон сразу прошел. Разгорался рассвет. Синева на востоке сменилась багровой мглой, похожей на дым пожара. Мгла эта светлела, делалась прозрачнее, сквозь нее уже были видны далекие и нежные страны золотых и розовых облаков.
Ветра не было, но в саду все падали и падали листья.
Березы за одну эту ночь пожелтели до самых верхушек, и листья осыпались с них частым и печальным дождем.
Я вернулся в комнаты: в них было тепло, сонно. В бледном свете зари стояла в кадке маленькая береза, и я вдруг заметил – почти вся она за эту ночь пожелтела, и несколько лимонных листьев уже лежало на полу.
Комнатная теплота не спасла березу. Через день она облетела вся, как будто не хотела отставать от своих взрослых подруг, осыпавшихся в холодных лесах, рощах, на сырых по осени просторных полянах.
Ваня Малявин, Рувим и все мы были огорчены. Мы уже свыклись с мыслью, что в зимние снежные дни береза будет зеленеть в комнатах, освещенных белым солнцем и багровым пламенем веселых печей. Последняя память о лете исчезла.
Знакомый лесничий усмехнулся, когда мы рассказали ему о своей попытке спасти зеленую листву на березе.
– Это закон, – сказал он. – Закон природы. Если бы деревья не сбрасывали на зиму листья, они бы погибали от многих вещей – от тяжести снега, который нарастал бы на листьях и ломал самые толстые ветки, и от того, что к осени в листве накапливалось бы много вредных для дерева солей, и, наконец, от того, что листья продолжали бы и среди зимы испарять влагу, а мерзлая земля не давала бы ее корням дерева, и дерево неизбежно погибло бы от зимней засухи, от жажды.
А дед Митрий, по прозвищу «Десять процентов», узнав об этой маленькой истории с березой, истолковал ее по-своему.
– Ты, милок, – сказал он Рувиму, – поживи с мое, тогда и спорь. А то ты со мной все споришь, а видать, что умом пораскинуть у тебя еще времени не хватило. Нам, старым, думать способнее. У нас заботы мало – вот и прикидываем, что к чему на земле притесано и какое имеет объяснение. Взять, скажем, эту березу. Ты мне про лесничего не говори, я наперед знаю все, что он скажет. Лесничий мужи:; хитрый, он когда в Москве жил, так, говорят, на электрическом току пищу себе готовил. Может это быть пли нет?
– Может, – ответил Рувим.
– Может, может! – передразнил его дед. – А ты этот электрический ток видал? Как же ты его видал, когда он видимости из имеет, вроде как воздух? Ты про березу слушай. Промеж людей есть дружба или нет? То-то, что есть. А люди заносятся. Думают, что дружба им одним дадена, чванятся перед всяким живым существом. А дружба – она, брат, кругом, куда ни глянешь. Уж что говорить, корова с коровой дружит и зяблик с зябликом. Убей журавля, так журавлиха исчахнет, исплачется, места себе не найдет. И у всякой травы и дерева тоже, надо быть, дружба иногда бывает. Как же твоей березе не облететь, когда все ее товарки в лесах облетели? Какими глазами она весной на них взглянет, что скажет, когда они зимой исстрадались, а она грелась у печки, в тепле, да в сытости, да в чистоте? Тоже совесть надо иметь.
– Ну, это ты, дед, загнул, – сказал Рувим. – С тобой не столкуешься. Дед захихикал.
– Ослаб? – спросил он язвительно. – Сдаешься? Ты со мной не заводись, – бесполезное дело.
Дед ушел, постукивая палкой, очень довольный, уверенный в том, что победил в этом споре нас всех и заодно с нами и лесничего.
Березу мы высадили в сад, под забор, а ее желтые листья собрали и засушили между страниц «Вокруг света».
Этим и кончилась наша попытка сохранить зимой память о лете.
——————————————————————-
Константин Паустовский.Текст рассказа
«Подарок».Читаем бесплатно онлайн.
Программа «Семейное чтение» как дополнение к программе
Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение»3 класс.
В программе учтены интересы и возрастные потребности третьеклассников. Программа рассчитана на совместное с родителями изучение произведений литературы. Может быть хорошим подспорьем учителю для внеурочной работы с классом.
«Чтение в годы детства – это, прежде всего, воспитание сердца, прикосновение
человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души»
В. Сухомлинский
1 четверть
Дата | Древнерусская литература и устное народное творчество | Форма отчёта |
06.09-12.09 | Русские народные песенки и потешки из сборника В.Даля | Выучить наизусть по выбору песенку и потешку |
13.09-19.09 | Русские народные сказки из сборника А.Афанасьева. «Баба-Яга» | Иллюстрация |
20.09-26.09 | Русские народные сказки из сборника А.Афанасьева «Василиса Прекрасная» | Составить кроссворд |
27.09-03.10 | Русские народные сказки из сборника.А.Афанасьева «Крошечка-Хаврошечка» | Придумать 3 ребуса |
04.10-10.10 | «Как мужик гусей делил» в обработке Л. Толстого | Составить картинный план |
11.10-17.10 | Былины «Илья-Муромец и Калина-царь» | Составить словарь архаизмов |
18.10-24.10 | Былины «Илья-Муромец и Калина-царь» | Ответить на вопросы учителя |
26.10-31.10 | Праздник русского народного творчества. Ярмарка талантов. | Костюмированный конкурс чтецов |
2 четверть
Дата | Произведения русской литературы XIX века | Форма отчёта |
8.11-14 .11 | А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» | Конкурс иллюстраций на формате А4 |
15.11-21.11 | И.А.Крылов. Басни | Выписать мораль двух басен по выбору, выучить |
22.11-28.11 | И.С.Тургенев. Рассказы К.Д.Ушинский. Рассказы | Выписать эпитеты |
29.11- 05 .12 | Л.Н.Толстой. Басни | Написать мораль двух басен по выбору |
06.12-12.12 | С.Т.Аксаков «Буран» | Выучить 1,2 абзац |
Произведения русской литературы конца XIX –начала XX века | ||
13.12-19.12 | А.И.Куприн «Чудесный доктор» | Ответить на вопросы учителя |
28.12-26.12 | И.А.Бунин . Стихи | Написать анализ понравившегося стихотворения |
27.12-02.12 | Праздник «Современники прозаики и поэты конца XIX –начала XX века». | Сценки из прочитанных произведений. |
3 четверть
Дата | Писатели XX века | Форма отчёта |
03.01-09.01 | Борис Житков. В.Драгунский. Рассказы | Отзыв на один из рассказов |
10.01-16.01 | К .Паустовский «Вода из реки Лимпопо» | 5 вопросов по содержанию |
17.01-23.01 | К .Паустовский «Кишата» | Отзыв |
24.01-30.01 | К .Паустовский «Корзина с еловыми шишками» | Составить план |
31.01-06.02 | К .Паустовский. Рассказы с.215-217., 232-235 | Ребус к каждому рассказу |
07.02-13.02 | К .Паустовский «Скрипучие половицы» | Составить план |
14.02-20.02 | К .Паустовский «Стальное колечко» | Ответить на вопросы учителя |
21.02-27.02 | Подготовка к литературной гостиной по творчеству К.Паустовского | Выполнить задания учителя |
28.02-06.03 | Е.Пермяк «Мама и мы» | Сочинение «Моя мама» |
07.03-13.03 | Е.Пермяк «Некрасивая ёлка» | Иллюстрация |
14.03-20.03 | М.Зощенко .Рассказы «Не надо врать», «Галоши и мороженое» | Ребус |
4 четверть
Дата | Зарубежная литература | Форма отчёта |
21.03-27.03 | Чешская сказка «Златовласка» обработка К.Паустовского | Иллюстрации |
28.03-03.04 | Шведская сказка «Принцесса-лгунья» | Отзыв в читательском дневнике |
04.04-10.04 | Армянская сказка «Золотое яблоко» | Пересказ по плану |
11.04 -17.04 | Г.Х.Андерсен «Ель» | Отзыв |
18.04 -15.05 | Марк Твен «Приключение Тома Сойера» | Чтение глав книги с еженедельным отзывом о прочитанном |
15.05-25.05 | Праздник прочитанной книги. | Спектакль «Том Сойер и его друзья» |
Приложение
Блиц – опрос по произведениям М.Зощенко
1.Кто написал рассказы «Не надо врать», «Галоши и мороженое»?
2.Почему мама не давала Миньке и Лёле денег на мороженое?
3.Как они раздобыли денег на земляничное мороженое?
4.Почему в следующий раз тряпичник сказал, что дети его окончательно расстраивают своей торговлей?
5.Как папа решил вернуть деньги за проданные галоши?
6.Сколько лет дети не ели мороженое?
7.Сформулируй главную мысль рассказа.
План анализа стихотворения:
1. Автор и название стихотворения.
2. Тема, основная мысль (о чём стихотворение).
3. Художественные приёмы, которые использовал автор (аллитерация, сравнение, эпитет, олицетворение, противопоставление)
4.Какую лексику ( язык) использовал автор:
— бытовую, повседневную
— литературную, книжную
— архаизмы, устаревшие слова
5. Какие картины нарисовал поэт
6. Твое отношение к произведению
Как написать отзыв на прочитанное произведение 1.Запиши автора и название произведения. Жанр произведения (сказка, рассказ, стихотворение) 2.Кто главные герои? 3.Какие основные события происходили? 4.Какой эпизод на тебя произвёл большее впечатление? 5.Оцени поступки главных героев. 6.Определи основную мысль произведения. 7.Вырази своё отношение к прочитанному. | 1.Ганс Христиан Андерсен «Ель». Литературная сказка. 2.Главная героиня сказки – маленькая ёлочка. 3.Ёлочка росла под лучами солнца, место у неё было хорошее, много солнца и света, рядом росли такие же ее подруги. Но елочку ничего не радовало. Ей хотелось побыстрее стать большой, чтобы ее срубили и увезли из леса. Она слышала от аистов, что большие елки идут на мачты кораблям, она мечтала о дальних плаваниях. Когда елочка подросла, то ее срубили и привезли в дом, чтобы нарядить на Рождество. 4. Но праздник прошел, елочку отправили в чулан, а потом выбросили во двор, изрубили на дрова и сожгли. 5. Ёлочка не ценила то, что имела и поэтому никогда не была счастлива. 6 . Нельзя жить одними мечтаниями. 7. Мне жаль глупую и наивную елочку, надо радоваться тому, что у тебя есть сейчас. |
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Чтение» 2 класс (четвёртый год обучения) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.3), Адаптированной ООП для детей с ОВЗ СОШ№1 г. Белоярский.
Целями изучения учебного предмета «Чтение» в начальной школе являются:
-
развитие речемыслительной деятельности учащихся в процессе овладения способами и приёмами работы с языковым материалом; формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов, доступных для понимания по структуре и содержанию; формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.
Программа направлена на реализацию основных задач образовательной области «Язык и речевая практика» средствами предмета «Чтение». Она определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета.
В период обучения грамоте:
-
углубленное изучение детей, включение их в школьные занятия;
-
выявление особенностей общего и речевого развития каждого ребёнка;
-
исправление недостатков произношения, слухового, зрительного и двигательного анализаторов;
-
уточнение и развитие словарного запаса;
-
уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание);
-
формирование первоначальных навыков повествовательной речи.
Во 2 классе решаются такие задачи:
-
воспитание интереса к чтению и формирование положительного отношения к нему как к одному из видов познавательной деятельности;
-
коррекция недостатков познавательных процессов, деятельности, эмоциональной сферы и личности младших школьников с лёгкими нарушениями интеллекта;
-
формирование технической стороны чтения: чтение знакомых и доступных по звуко-слоговой структуре слов без искажения этой структуры и с правильной постановкой ударения; постепенный переход от послогового чтения к чтению целыми словами;
-
формирование навыка осознанного чтения несложных по структуре и содержанию художественных и научно-познавательных текстов;
-
овладение практико-ориентированными навыками, прежде всего навыками общения, с помощью прочитанных и разобранных под руководством учителя произведений.
Цели образовательно-коррекционной работы
Основная цель обучения чтению детей с НОДА с умственной отсталостью неразрывно связана с целью реализации АООП и заключается в создании условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта, подготовки их к жизни в современном обществе.
Обучение чтению во 2 классе начинается с послебукварного периода.
Задачи этого этапа: закреплять навыки плавного послогового чтения ранее усвоенных слоговых структур, учить читать новые слоговые структуры в словах, совершенствовать звуко-буквенный анализ отдельных слов.
Продолжать работу над дикцией и выразительностью речи. Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно на каждом году обучения.
Постоянное внимание уделять формированию навыка правильного чтения, которым дети с нарушением интеллекта овладевают с большим трудом в силу особенностей психического развития, что затрудняет понимание содержания прочитанного и тормозит развитие темпа чтения. Переход на более совершенные способы чтения вслух осуществляется постепенно и проходит ряд этапов от аналитического (слогового) чтения к синтетическому (целым словом).
Общая характеристика учебного предмета
Для чтения во 2 классах подбираются доступные для детей произведения устного народного творчества, рассказы и сказки русских и зарубежных писателей, доступные пониманию детей деловые и научно-популярные статьи. В основе расположения произведений в книгах для чтения лежит тематический принцип. В каждом последующем продолжается и расширяется заявленная в предыдущем классе тематика, тем самым обеспечивается концентричность расположения учебного материала, создающая условия для пошагового расширения знаний и представлений, для регулярного повторения ранее усвоенных тем.Обучение чтению во 2 классе начинается с послебукварного периода.
Задачи этого этапа: закреплять навыки плавного послогового чтения ранее усвоенных слоговых структур, учить читать новые слоговые структуры в словах, совершенствовать звуко-буквенный анализ отдельных слов.
Продолжать работу над дикцией и выразительностью речи. Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно на каждом году обучения.
Постоянное внимание уделять формированию навыка правильного чтения, которым дети с нарушением интеллекта овладевают с большим трудом в силу особенностей психического развития, что затрудняет понимание содержания прочитанного и тормозит развитие темпа чтения. Переход на более совершенные способы чтения вслух осуществляется постепенно и проходит ряд этапов от аналитического (слогового) чтения к синтетическому (целым словом).
Каждый из этапов развития навыков чтения имеет свои трудности и требует подбора специальных методов и приёмов обучения. Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведения, направленного на выяснение информации, заложенной в тексте, смысловых связей между описанными событиями и действиями героев. В процессе анализа произведения важно не нарушать непосредственного переживания детей за судьбы героев, добиваясь точности эмоционального восприятия за счёт выразительного чтения текста учителем и вопросов, помогающих адекватно оценивать психологическое состояние действующих лиц, напряжённость ситуации. От класса к классу возрастает уровень требований к самостоятельности учащихся в проведении разбора читаемого, в оценке поступков героев в мотивации этих поступков, в выделении непонятных: слов. Школьники овладевают умением правильно и последовательно пересказывать содержание несложного по фабуле произведения, учатся обмениваться мнениями по теме текста с привлечением собственного опыта. Такая работа обеспечивается подбором текстов, соответствующих интересам учащихся, и целенаправленными вопросами учителя.
Для каждого года обучения определяется уровень требований к технике чтения, анализу текстов, навыкам устной речи. Как уже говорилось ранее, эти требования формируются по двум уровням, исходя из возможностей детей и динамики их продвижения.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с приказом директора школы от 01.09.2021г. №1011 «Об организации индивидуального обучения на дому Гаджиевой А.» учащаяся Гаджиева Алия Лачиновна обучается по адаптированной общеобразовательной программе для обучающихся с ОВЗ (НОДА, УО лёгкой, ТНР-ФГОС ОВЗ НОО, вариант 6.3 с 01.09.2021 года по 31.05.2022 года.
По учебному плану на изучение предмета «Чтение» выделено 4 часа в неделю (34 учебных недели), 136 часов в год. Приложение 1 к приказу СОШ №1 г.Белоярский №1011 от 01.09.2021 «Индивидуальный учебный план»
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
-
осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
-
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей:
-
положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
-
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
-
самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договорённостей;
-
понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
-
готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Предметные результаты:
-
осознанное, правильное, плавное чтение вслух целыми словами с использованием некоторых средств устной выразительности речи;
-
участие в обсуждении прочитанных произведений; умение высказывать отношение к поступкам героев, оценивать поступки героев и мотивы поступков с учётом принятых в обществе нор и правил; представление о мире, человеке, обществе и социальных норм, принятых в нём; выбор с помощью взрослого интересующей литературы.
ФГОС определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по варианту программы.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой общеобразовательной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.
Минимальный уровень | Достаточный уровень |
вопросы учителя или с опорой на картинку;
|
|
Содержание учебного предмета «Чтение»
Букварный период. 2-й этап
Изучение новых звуков и букв: Шш, Пп, Тт, Кк, Зз, Рр, й, Жж, Бб, Дд, Гг, ь. Правильное и четкое произнесение звуков.
Умение слышать изучаемый звук в слове, характеризовать его: гласный или согласный (с опорой на зеркало), звонкий или глухой (с опорой на дрожание гортани).
Выделение начального звука в слове. Соотнесение звука с буквой, определение цвета буквы.
Дифференциация сходных звуков изолированно, в слогах, словах ([с] — [з], [х] — [к], [р] — [л], [п] — [б]; са — за, ша — жа, коза — коса и др.); слогов с мягкими и твердыми согласными (мы — ми, лы — ли, ны — ни, мыл — мил и т.д.); а также с и — й, (мои — мой).
Образование и чтение открытых и закрытых двубуквенных слогов с твердыми и мягкими согласными, трех-четырехбуквенных слогов типа кот, кит, соль и т.д.
Чтение слоговых структур по подобию, целостное запоминание слогов.
Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур. Четкое проговаривание каждого слога в слове.
Чтение слов, обозначающих один и много предметов, большой и маленький предмет. Соотнесение слова с иллюстративным материалом. Работа со звуко-буквенной схемой. Обозначение букв красными и синими кружками (квадратиками).
Чтение предложений из 2—4 слов с последующим воспроизведением прочитанного («Какое предложение ты прочитал? Повтори»). Имитация интонации учителя при устном повторении предложения учеником.
Чтение небольших текстов из 2—4 предложений. Ответы на вопросы. Выборочное чтение по заданию учителя («Найди ответ на вопрос или подпись к картинке»).
Соотнесение содержания текста с содержанием сюжетной картинки.
Чтение загадок и стихотворений (из 2 строчек). Разучивание их с голоса учителя.
3-й этап
Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: Ее, Яя, Юю, Ёё, Чч, Фф, Цц, Ээ, Щщ, ъ.
Четкое и правильное артикулирование звуков.
Практическое различение гласных и согласных звуков, правильное обозначение их в схеме.
Дифференциация оппозиционных звуков: звонких и глухих, твердых и мягких согласных, свистящих и шипящих в слогах и словах: [ф] — [в], [с] — [ц], [ч] — [щ]; ма — мя, му — мю, су — цу, ша — ща; цвет — свет, плач — плащ и др.
Образование и чтение без искажения звукового состава усвоенных ранее слоговых структур.
Образование и чтение слогов со стечением 2 согласных в начале и в конце слова. Образование и чтение по слогам слов, состоящих из 1—3 слогов.
Чтение предложений из 2—5 слов, их последующее воспроизведение с имитацией интонации учителя или самостоятельно при выполнении задания: «Как сердятся гуси?»
Чтение небольших текстов. Ответы на вопросы. Соотнесение слов, предложений, текста с иллюстративным материалом; выбор нужной иллюстрации к тексту из ряда похожих по ситуации.
Послебукварный период
Содержание чтения: короткие рассказы, стихотворения и загадки о жизни детей в семье, в школе, о школьных обязанностях, о дружбе и взаимопомощи, о временах года, о жизни животных и др.
Примерные лексические темы: «Про школу», «В гостях у сказки», «Почитаем — поиграем», «Животные рядом с нами», «Ой ты, зимушка-зима», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Весна идёт!».
Техника чтения
Плавное чтение по слогам, без искажения звукового состава небольших, простых по содержанию и структуре слов и предложений, рассказов и стихотворений, тексты которых даны в послоговой разбивке. Чтение слогов и слов, включённых в таблицы, для закрепления и дифференциации слоговых структур, пройденных в 1 классе:
• слогов и слов со стечением согласных;
• слогов и слов с оппозиционными звуками;
• слогов и слов с разделительными ь и ъ;
• слогов и слов со сходными буквенными знаками.
Совершенствование звуковой культуры речи: закрепление правильного звукопроизношения, развитие чёткой дикции на основе чтения слоговых структур и выполнения специальных упражнений; выразительное произнесение чистоговорок и коротких стихотворений вместе с учителем! Сознательное чтение. Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение слов и предложений по заданию учителя. Соотнесение слов и предложений с иллюстративным материалом. Разучивание небольших загадок, потешек и стихотворений с голоса учителя; воспроизведение их в игровой ситуации.
Тематическое планирование
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов |
1 | Повторение. Букварный период | 41 |
2 | Про школу | 16 |
3 | «Ой ты, зимушка-зима» | 17 |
4 | «Почитаем — поиграем» | 9 |
5 | «В гостях у сказки» | 13 |
6 | «Животные рядом с нами» | 16 |
7 | «Что такое хорошо и что такое плохо» | 19 |
8 | «Весна идёт!» | 5 |
Итого: | 136 |
Описание материально- технического обеспечения образовательного процесса
Учебные пособия для обучающегося:
1. Букварь. Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)– В 2 частях. М.: Просвещение, 2017
2. Чтение. 2 класс. Ильина С.Ю., Аксенова А.К., Головкина Т.М., Шишкова М.И. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы – В 2 ч., М.: Просвещение, 2016
Учебно-методическая литература для учителя:
1. Букварь. 1 класс. Электронное приложение к учебнику для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И.
2. Обучение грамоте. Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкова Методические рекомендации по обучению чтению и письму учащихся 1 класса (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) М.: Просвещение, 2016
3. Дидактический материал. Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкова Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы – В 2 ч., М.: Просвещение, 2016
4.. Чтение. Методические рекомендации. 2-4 классы. Ильина С.Ю., Головкина Т.М., Богданова А.А Пособие для учителя общеобр. организаций, реализующих адаптир. основные общеобразовательные программы . М.: Просвещение, 2017
5. Электронное приложение к учебнику для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Чтение. 2 класс. Ильина С.Ю., Аксенова А.К., Головкина Т.М., Шишкова М.И.
Демонстрационные и печатные пособия | Технические средства обучения | ||
|
|