добавлено 2021-12-23 12:50:36
Пособие содержит подробные поурочные разработки к учебникам О.С. Сороко-Цюпы, А.О. Сороко-Цюпы «История. Всеобщая истори…
добавлено 2021-12-23 12:48:04
Пособие содержит поурочные разработки по курсу «Русский язык» для 2 класса общеобразовательных организаций к УМК «Перспе…
добавлено 2021-12-23 12:28:35
Издание содержит подробные поурочные разработки по математике для 6 класса и ориентировано на учителей, работающих с УМК…
добавлено 2021-12-23 12:28:09
Предлагаемые в пособии поурочные разработки по литературному чтению на родном русском языке для 4 класса составлены с уч…
добавлено 2021-12-24 10:44:10
В пособии представлены поурочные разработки по литературному чтению на родном русском языке для 3 класса, составленные c…
добавлено 2021-10-28 17:51:35
В издании представлены поурочные разработки по предмету «Родная литература (русская)» для 5 класса, составленные согласн…
добавлено 2021-10-28 17:51:52
В пособии представлены поурочные разработки по литературному чтению на родном русском языке для 2 класса, составленные в…
добавлено 2021-10-28 18:21:56
В пособии представлены поурочные разработки по литературному чтению на родном русском языке для 1 класса, составленные в…
добавлено 2021-10-28 18:21:39
Пособие содержит подробные поурочные разработки к учебнику А. Я. Юдовской, П. А. Баранова, Л. М. Ванюшкиной «Всеобщая ис…
добавлено 2021-09-30 13:54:26
Пособие содержит подробные поурочные разработки к учебнику А. Я. Юдовской, П. А. Баранова, Л. М. Ванюшкиной «Всеобщая ис…
добавлено 2021-09-30 13:54:57
В издании представлены поурочные разработки по литературе для 5 класса, составленные согласно требованиям ФГОС основного…
добавлено 2021-09-30 15:04:56
Предлагаемое учебно-методическое пособие составлено в соответствии с государственным образовательным стандартом по общес…
добавлено 2021-09-30 13:54:41
В пособии представлены поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» для 1 класса общеобразовательных организаций УМК А…
добавлено 2021-08-26 14:58:54
Данное пособие разработано в помощь учителю, реализующему в своей практике требования к результатам освоения основной об…
добавлено 2021-08-26 14:58:11
Предлагаемое пособие – элемент информационно-образовательной среды предметной линии УМК по биологии «Линия жизни» для 7 …
добавлено 2021-08-16 15:13:44
Данное пособие разработано в помощь учителю, реализующему в своей практике курс «Русский язык» (2 класс) авторов В. П. К…
добавлено 2021-08-16 15:45:53
Данное пособие разработано в помощь учителю, реализующему в своей практике требования к результатам освоения основной об…
добавлено 2021-08-13 14:01:40
В пособии представлены примерные конспекты 64 занятий по курсу «Окружающий природный мир» и примерная рабочая программа …
добавлено 2021-08-13 13:50:13
В пособии даны разработки 14 уроков по русскому языку, проводимые с учениками 2 класса общеобразовательных организаций. …
добавлено 2021-08-05 12:36:14
В пособии представлены подробные поурочные разработки по предмету «Русский родной язык» для 1 класса, составленные в соо…
добавлено 2021-08-05 12:36:55
В пособии представлены поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» для 3 класса общеобразовательных организаций УМК А…
добавлено 2021-08-05 12:37:42
В пособии представлены поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» для 1 класса УМК А. А. Плешакова («Школа России»),…
добавлено 2021-08-05 12:37:57
Пособие содержит подробные поурочные разработки к учебнику Л. Н. Боголюбова и др. «Обществознание. 6 класс» (М.: Просвещ…
добавлено 2021-08-05 12:38:11
В пособии представлены поурочные разработки по курсу «Математика» для 3 класса, составленные в соответствии с требования…
добавлено 2021-08-05 12:23:42
В пособии представлены поурочные разработки по курсу «Математика» для 2 класса, составленные в соответствии с требования…
добавлено 2021-08-05 12:23:30
В пособии представлены поурочные разработки по курсу «Математика» для 1 класса, составленные в соответствии с требования…
добавлено 2021-08-05 12:23:17
В пособии представлены поурочные разработки по курсу «Русский язык» для 2 класса, составленные с учетом требований ФГОС….
добавлено 2021-08-05 12:23:05
В пособии представлены поурочные разработки по курсу «Русский язык» для 1 класса, составленные в соответствии с требован…
добавлено 2021-08-05 12:22:46
В пособии представлены поурочные разработки по литературному чтению для 1 класса, составленные в соответствии с требован…
добавлено 2021-08-05 12:22:18
Пособие содержит подробные поурочные разработки к учебнику М. М. Горинова, А. А. Данилова и др. под ред. академика РАН А…
добавлено 2021-08-05 12:36:41
В пособии представлены поурочные разработки по курсу «Физика» для 10 класса, составленные в соответствии с требованиями …
добавлено 2021-08-05 12:37:09
В пособии представлены поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» для 3 класса УМК А. А. Плешакова («Школа России»),…
добавлено 2021-08-05 12:37:16
В пособии представлены поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» для 2 класса, составленные в соответствии с требов…
добавлено 2021-07-23 12:50:53
Предлагаемое пособие – элемент информационно-образовательной среды предметной линии УМК по биологии «Линия жизни» для 9 …
добавлено 2021-07-01 10:37:52
Данное пособие призвано способствовать реализации в практике учителя требований к результатам освоения основной образова…
добавлено 2021-07-01 10:38:06
Данное пособие призвано способствовать реализации в практике учителя требований к результатам освоения основной образова…
добавлено 2021-07-01 10:38:21
Данное пособие призвано способствовать реализации в практике учителя требований к результатам освоения основной образова…
добавлено 2021-06-01 13:50:15
Поурочные разработки составлены в соответствии с учебником по русскому языку для общеобразовательных учреждений авторов …
добавлено 2021-05-14 17:29:47
Книга для учителя является обязательным компонентом УМК серии «Звёздный английский» для 10 класса общеобразовательных ор…
добавлено 2021-05-14 17:29:29
Книга для учителя является обязательным компонентом УМК серии «Звёздный английский» для 11 класса общеобразовательных ор…
В лесу
В лесу — произведение Леонида Пантелеева, которое входит в цикл «Рассказов о Белочке и Тамарочке». На этот раз девочки отправились в лес за грибами вместе с мамой. Мама показала им разные грибы, съедобные и не съедобные. Потом сестры заметили, что их корзинки все еще пустые. Они отправились в сторону от матери, чтобы самостоятельно набрать грибов. Получилось ли у них это, прочтите вместе с ребятами в небольшом рассказе. Он напоминает, как важно детям знать границу между забавной шуткой и реальной опасностью.
Трус
Трус — небольшой рассказ Леонида Пантелеева, который стоит прочесть с детьми. В нем показана картина того, как один мальчик отправился на рыбалку. Это было в Крыму, где много обрывистых берегов. При спуске к воде юный рыболов испугался высоты и сделал вид, что отдыхает. Он даже помахивал кепкой и выронил свою удочку. Все это увидели колхозник и его дочь, которые рыбачили в лодке. Что произошло дальше, и что спасло мальчика от страха высоты? Прочтите об этом вместе с ребятами в коротком произведении. Оно осуждает нерешительность, малодушие и жадность.
Сто почтовых марок
Сто почтовых марок — произведение Леонида Андреева, которое заслуживает знакомства с вашими детьми. В нем от имени рассказчика говорится о том, какими они были с братом хулиганами. Такое поведение ничем не объяснялось, но однажды к мальчикам приставили новую няню. Она заняла ум и воображение мальчиков чудесной мечтой. Что это была за мечта, смогла ли она осуществиться, или разбилась о стену взросления? Прочтите об этом вместе с ребятами в рассказе. Он учит целеустремленности, умению мечтать и надеяться.
Спички
Спички — произведение Леонида Пантелеева, которое стоит прочесть каждому человеку. В нем рассказчик пишет о том, как в молодости он посетил пограничный солнечный город. Однажды он сидел в кафе, и туда вошел местный мальчик. Он продавал всем желающим спички. Что случилось, когда и сам повествователь приобрел спички? Прочтите об этом вместе с детьми в коротком рассказе Пантелеева. Произведение напомнит об уважении между людьми, наглядно покажет им, что такое национальная гордость и человеческое достоинство.
Раскидай
Раскидай — произведение Леонида Пантелеева, которое позабавит и взрослых, и ребят. В нем автор описывает удивительную игрушку, раскидай. Однажды такую игрушку купили маленькой девочке. Как провели вместе время раскидаюшко и его новая хозяйка? Прочтите об этом в небольшом рассказе Леонида Пантелеева вместе с детьми. В произведении встречаются рифмованные отрезки, их будет легко запомнить даже малышам. Это разовьет в ребятах чувство ритма, любовь к родному слову, фантазию и смекалку. Рассказ также напомнит детям, что со своими вещами нужно обращаться бережно.
Плоды просвещения
Плоды просвещения — небольшой рассказ Леонида Пантелеева, в котором узнает себя практически каждый человек. В нем изображено то, как повествователь однажды объяснял маленькой девочке, как устроен мир. Спустя некоторое время он замечает, что уже она объясняет кому-то свое видение устройства мира. Прочтите это короткое произведение вместе с детьми, чтобы показать им уникальность взглядов людей. Этот рассказ научит ребят удивляться и подмечать новые события ежедневно.
Настенька
Настенька — произведение Леонида Пантелеева, в котором много почерпнут не только ребята, но и взрослые. В нем говорится о том, как рассказчик наблюдает за семьей капитана с маленькой дочерью в ресторане. Они думают над тем, что заказать из меню. Дочка бравого капитана, четырехлетняя Настя, никак не соглашается съесть суп. Получится ли у родителей накормить дочь первым блюдом? Прочтите вместе с детьми в небольшом рассказе «Настенька». Он учит проявлять твердость, не поддаваться на манипуляции других людей и не взращивать в них эгоизм собственным попустительством.
На ялике
На ялике — рассказ Леонида Пантелеева, с которым стоит познакомить ребят школьного возраста. В нем говорится о ленинградском мальчике Матвее. Он переправляет людей через Неву на своем ялике неподалеку от Каменного моста. Все его пассажиры уважительно относятся к нему, и это заинтересовывает военного, который оказался в районе Каменного моста. Мальчик рассказывает ему, что этим яликом сначала правил его отец, но его убило осколками снаряда. Как сам Матвей относится к бомбежкам, узнайте в самом произведении. Оно учит храбрости, патриотизму, ответственному выполнению долга без паники и суеты.
На море
На море — первое произведение Леонида Пантелеева из цикла Рассказов о Белочке и Тамарочке». В нем представлены главные героини, сестры. Их зовут Белочка и Тамарочка. Они живут на даче вместе с мамой. Однажды они просят позволения отправиться к морю. Мама отпускает их с условием, что дочки купаться не станут. Выполнят ли наказ матери сестры, прочтите вместе с детьми в небольшом рассказе с продолжением. Оно учит детей послушанию, умению держать свое слово и внимательно следить за своими вещами.
Маленький офицер
Маленький офицер — рассказ Леонида Пантелеева, который понравится не только мальчишкам. В нем от имени мальчика ведется повествование о том, как началась война. Первая мировая война коснулась и его семьи. В Галиции сражался отец юного повествователя. Да и сам мальчик живо интересовался военными сводками. Ему нравилось наблюдать за офицерами, которые бывали в городе. Однажды рассказчик решился бежать на фронт. Что послужило толчком для этого решения, сможет ли кто-то переубедить его? Прочтите об этом в произведении Пантелеева. Оно говорит о патриотизме, любви к своей семье, подлинной чести и поднимает вопрос излишней доверчивости.
Маринка
Маринка — произведение Леонида Пантелеева, которое люди читают и перечитывают уже долгие годы. В нем автор рассказывает о своем знакомстве с маленькой девочкой из своего двора. Красивая девочка понравилась ему звонким голосом и своим твердым характером. Вскоре после их встречи грянула война. У рассказчика в квартире на первом этаже стали собираться бабушки с внуками и мамы с детьми. Так герой и Маринка ближе познакомились. Он узнал, что девочка боится немцев. Какие перемены произошли в облике и характере девочки, пока рассказчик был в отъезде? Прочтите об этом вместе с детьми в произведении. Оно говорит о мужестве, любви к Родине и взаимной поддержке в тяжелый час.
Кожаные перчатки
Кожаные перчатки — произведение Леонида Пантелеева, с которым стоит познакомить подростков. В нем автор описывает то, как он долго едет в поезде. Двухнедельное путешествие приводит к тому, что вместо настольных игр попутчики начинают делиться историями о самых страшных событиях в своей жизни. Много было сказано в тот вечер, но чем поразило всю компанию замечание летчика о кожаных перчатках? Прочтите об этом вместе с детьми в коротком рассказе. Он передает подлинные наблюдения автора о блокадном Ленинграде, где он тоже пережил вместе с горожанами страшное для них время.
Карусели
Карусели — рассказ Леонида Пантелеева, который сближает взрослого и юного читателя без особых хлопот. В нем демонстрируется, как отец и его дочь Маша вместе занимаются своими делами. Папа пишет рассказ, а девочка готовит уроки. Когда папа устал, зевнул и потянулся, Маша сказала, что потягивается он неправильно. Отец удивился, но решил узнать, как нужно потягиваться с пользой. С тех пор Маша с отцом всегда делали перерыв на разминку в работе. А о каких же каруселях тогда идет речь? Узнайте обо всех подробностях вместе с детьми из короткого рассказа. Он показывает, как важно внимание к близким людям, желание учиться новому и фантазия даже в самых простых вещах.
Камилл и учитель
Камилл и учитель — небольшой рассказ Леонида Пантелеева, в котором много почерпнут для себя и юные, и зрелые читатели. В нем описана история из жизни великого римского полководца Марка Фурия Камилла. Чем он отличался от других римских трибунов, и как однажды ему без боя сдался город и почему, узнайте вместе с детьми из произведения. Оно учит справедливости, чести, бесстрашию, осуждает подлость и показывает, как важно не потерять человеческого достоинства в трудные времена.
Испанские шапочки
Испанские шапочки — второе произведение Леонида Пантелеева из сборника «Рассказов о Белочке и Тамарочке», которое стало продолжением истории «На море». В нем показано то, как девочки провели день в ожидании милиционера на следующий день после купания. Вечером он обещал им вернуть их головные уборы, если они будут вести хорошо. Сдержат ли девочки данное слово, узнайте из рассказа Пантелеева. Произведение учит быть осторожными с животными, держать данное слово, различать игру и откровенную шалость.
Большая стирка
Большая стирка — один из рассказов цикла Леонида Пантелеева о Белочке и Тамарочке, который понравится не только девочкам. В нем говорится о том, как две сестры остались дома, когда мама ушла за покупками. Девочки решили заняться творчеством и взяли из папиного кабинета чернила. Какие неприятности для Белочки и Тамары таились в этом, узнайте вместе с ребятами из произведения. Оно учит слушать взрослых, не брать вещи без спроса и исправлять свои ошибки делом, а не словом.
Новенькая — рассказ Пантелеева
Новенькая — рассказ Леонида Пантелеева, с которым стоит познакомить ребят еще в начальной школе. Он начинается с того, что наступил 1940 год. Четвероклассники впервые встречаются после новогодних каникул в своем классе. Их ждут две важные вести в самой школе. В четвертом классе появилась новенькая ученица, и сменилась учительница. Что объединяет болезненную девочку и улыбчивую учительницу, почему новенькая плачет, когда ее просят представиться, узнайте об этом с детьми из рассказа. Он учит вниманию к людям, сопереживанию и умению поддержать своих друзей в трудный час.
Платочек
Платочек — рассказ Леонида Пантелеева, через призму которого можно знакомить детей младшего возраста с историей Великой Отечественной войны. Произведение начинается с того, что в купе к рассказчику ночью подсаживается новый пассажир. Утром попутчики знакомятся, и новый спутник открывает повествователю свою историю. Какую роль в ней сыграл маленький платочек, прочтите вместе с детьми в рассказе. Он учит стойкости, бескорыстию, состраданию, любви к Родине и вере в лучшее.
Маринка — рассказ Пантелеева
Маринка — рассказ Леонида Пантелеева, который обязательно должен быть в семейной библиотеке. В нем рассказчик описывает первую встречу с маленькой девочкой Маринкой еще в довоенные годы. Потом судьба столкнет этих людей еще не раз. Как изменится Марина всего за год-полтора в блокадном Ленинграде? Прочтите вместе с ребятами этот проникновенный рассказ о дружбе, стойкости, умении радоваться малому и держать собственные обещания даже перед лицом опасности.
Фенька
Фенька — рассказ Леонида Пантелеева, который понравится юным читателям. Он начинается с того, что в окно повествователя стучится удивительная девочка. У нее необычная внешность, а когда она входит в дом, представляется Феней. После недолгой беседы гостья сознается рассказчику, что голодна. Чем угостит хозяин свою нежданную гостью, и чем обернется для него этот визит, прочтите вместе с ребятами в произведении. Оно учит терпению, сдержанности, умению принимать людей со всеми их особенностями.
Главный инженер
Главный инженер — рассказ Леонида Пантелеева, который познакомит юного читателя со страницами родной истории. В нем показано, как однажды ребята блокадного Ленинграда построили из оглобли муляж зенитного орудия. Как это маленькое событие повлияло на ход сражений, и кто такой главный инженер, узнайте вместе с ребятами из произведения. Оно говорит об ответственности за свои поступки, ненавязчиво учит патриотизму и показывает, как один маленький шаг может изменить ход больших событий.
Буква «ты»
Буква «ты» — рассказ Леонида Пантелеева, на котором воспитано не одно поколение детей. В нем сообразительная девочка Иринушка учит буквы вместе с рассказчиком. И вот, когда юная ученица уже умеет читать и писать некоторые слова, возникает проблема. Чего не может понять Иринушка, и как решит вопрос ее наставник, прочтите об этом в рассказе вместе с ребятами. Он учит терпению, настойчивости, умению преодолевать трудности и творческому подходу при объяснении сложных тем детям.
Как поросёнок говорить научился
Как поросенок говорить научился — рассказ Леонида Пантелеева, с которым стоит познакомить ребят младшего возраста. В ней автор описывает, как стал свидетелем необычного урока: девочка учила поросенка говорить. Чем увенчались старания юной учительницы, и как ей помог в этом рассказчик, прочтите вместе с детьми в сказке. Она учит наблюдать, не требовать от окружения невозможного, искать выход из любой ситуации, прислушиваться к советам взрослых и более опытных людей.
Две лягушки
Две лягушки — сказка Леонида Пантелеева, с которой стоит познакомить каждого ребенка. В ней автор показывает жизнь двух подружек. Были они лягушками и жили по соседству. Подруги были разными по характеру, но это не мешало им крепко дружить. Однажды попали зеленые подруги в погреб, где стоял глиняный горшок со сметаной. Обрадовались подруги и прыгнули в него. Что произошло с ними дальше, узнайте из сказки. Она учит быть отважным, отбросить сомнения и бороться за свою жизнь и принципы до конца.
Честное слово
Честное слово — произведение Леонида Пантелеева, которое уже долгие годы завораживает ребят. В нем рассказчик обнаруживает плачущего мальчишку в саду, когда уже становится совсем темно. Он спрашивает у него, почему мальчик еще не дома с родителями. Какой ответ он получит, почему и как сможет помочь своему новому юному знакомому? Сказка учит ответственности, благородным поступкам. Она напоминает, как важно держать данное обещание, не проходить мимо чужого горя и помогать не на словах, а на деле.
Рассказы Леонида Пантелеева — произведения, которые трогают детей и взрослых. В них автор откровенно говорит о проблемах детства, взросления и поиске себя. Человек нелегкой судьбы, Леонид Пантелеев стремился показать ребятам в своих рассказах, что нужно опираться на добро, развивать в себе все лучшее, не закрывать глаза на несчастья другого, приходить на выручку товарищам и незнакомцам. В его произведениях нет упрощения, писатель говорит с читателем на равных, что и делает рассказы автора популярными до сих пор.
-
Честное слово
Честное слово — произведение Леонида Пантелеева, которое уже долгие годы завораживает ребят. В нем рассказчик обнаруживает плачущего мальчишку в саду, когда уже становится совсем темно. Он спрашивает у него, почему мальчик…
-
Буква «ты»
Буква «ты» — рассказ Леонида Пантелеева, на котором воспитано не одно поколение детей. В нем сообразительная девочка Иринушка учит буквы вместе с рассказчиком. И вот, когда юная ученица уже умеет читать и писать некоторые…
-
Фенька
Фенька — рассказ Леонида Пантелеева, который понравится юным читателям. Он начинается с того, что в окно повествователя стучится удивительная девочка. У нее необычная внешность, а когда она входит в дом, представляется Феней…
-
Новенькая
Новенькая — рассказ Леонида Пантелеева, с которым стоит познакомить ребят еще в начальной школе. Он начинается с того, что наступил 1940 год. Четвероклассники впервые встречаются после новогодних каникул в своем классе…
-
Две лягушки
Две лягушки — сказка Леонида Пантелеева, с которой стоит познакомить каждого ребенка. В ней автор показывает жизнь двух подружек. Были они лягушками и жили по соседству. Подруги были разными по характеру, но это не мешало…
-
Как поросёнок говорить научился
Как поросенок говорить научился — рассказ Леонида Пантелеева, с которым стоит познакомить ребят младшего возраста. В ней автор описывает, как стал свидетелем необычного урока: девочка учила поросенка говорить. Чем увенчались…
-
Трус
Трус — небольшой рассказ Леонида Пантелеева, который стоит прочесть с детьми. В нем показана картина того, как один мальчик отправился на рыбалку. Это было в Крыму, где много обрывистых берегов. При спуске к воде юный рыболов…
-
Большая стирка
Большая стирка — один из рассказов цикла Леонида Пантелеева о Белочке и Тамарочке, который понравится не только девочкам. В нем говорится о том, как две сестры остались дома, когда мама ушла за покупками. Девочки решили…
-
В лесу
В лесу — произведение Леонида Пантелеева, которое входит в цикл «Рассказов о Белочке и Тамарочке». На этот раз девочки отправились в лес за грибами вместе с мамой. Мама показала им разные грибы, съедобные и не съедобные…
-
На море
На море — первое произведение Леонида Пантелеева из цикла Рассказов о Белочке и Тамарочке». В нем представлены главные героини, сестры. Их зовут Белочка и Тамарочка. Они живут на даче вместе с мамой. Однажды они просят позволения…
-
Главный инженер
Главный инженер — рассказ Леонида Пантелеева, который познакомит юного читателя со страницами родной истории. В нем показано, как однажды ребята блокадного Ленинграда построили из оглобли муляж зенитного орудия. Как это…
-
Маринка
Маринка — рассказ Леонида Пантелеева, который обязательно должен быть в семейной библиотеке. В нем рассказчик описывает первую встречу с маленькой девочкой Маринкой еще в довоенные годы. Потом судьба столкнет этих людей…
-
Камилл и учитель
Камилл и учитель — небольшой рассказ Леонида Пантелеева, в котором много почерпнут для себя и юные, и зрелые читатели. В нем описана история из жизни великого римского полководца Марка Фурия Камилла. Чем он отличался от…
-
Испанские шапочки
Испанские шапочки — второе произведение Леонида Пантелеева из сборника «Рассказов о Белочке и Тамарочке», которое стало продолжением истории «На море». В нем показано то, как девочки провели день в ожидании милиционера на…
-
Платочек
Платочек — рассказ Леонида Пантелеева, через призму которого можно знакомить детей младшего возраста с историей Великой Отечественной войны. Произведение начинается с того, что в купе к рассказчику ночью подсаживается новый…
-
Кожаные перчатки
Кожаные перчатки — произведение Леонида Пантелеева, с которым стоит познакомить подростков. В нем автор описывает то, как он долго едет в поезде. Двухнедельное путешествие приводит к тому, что вместо настольных игр попутчики…
-
Карусели
Карусели — рассказ Леонида Пантелеева, который сближает взрослого и юного читателя без особых хлопот. В нем демонстрируется, как отец и его дочь Маша вместе занимаются своими делами. Папа пишет рассказ, а девочка готовит…
-
На ялике
На ялике — рассказ Леонида Пантелеева, с которым стоит познакомить ребят школьного возраста. В нем говорится о ленинградском мальчике Матвее. Он переправляет людей через Неву на своем ялике неподалеку от Каменного моста…
-
Спички
Спички — произведение Леонида Пантелеева, которое стоит прочесть каждому человеку. В нем рассказчик пишет о том, как в молодости он посетил пограничный солнечный город. Однажды он сидел в кафе, и туда вошел местный мальчик…
-
Настенька
Настенька — произведение Леонида Пантелеева, в котором много почерпнут не только ребята, но и взрослые. В нем говорится о том, как рассказчик наблюдает за семьей капитана с маленькой дочерью в ресторане. Они думают над тем…
Алексей Иванович Пантелеев
(Л.Пантелеев)
Буква «ты»
Учил я когда-то одну маленькую девочку читать и писать. Девочку звали Иринушка, было ей четыре года пять месяцев, и была она большая умница. За каких-нибудь десять дней мы одолели с ней всю русскую азбуку, могли уже свободно читать и «папа», и «мама», и «Саша», и «Маша», и оставалась у нас невыученной одна только, самая последняя буква — «я».
И тут вот, на этой последней буковке, мы вдруг с Иринушкой и споткнулись.
Алексей Иванович Пантелеев
(Л.Пантелеев)
Фенька
Дело было вечером. Я лежал на диване, курил и читал газету. В комнате никого, кроме меня, не было. И вдруг я слышу — кто-то царапается. Кто-то чуть слышно, тихонечко стучит по оконному стеклу: тик-тик, тук-тук.
«Что, — думаю, — такое? Муха? Нет, не муха. Таракан? Нет, не таракан. Может быть, дождь капает? Да нет, какой там дождь, — дождем и не пахнет…»
Повернул я голову, посмотрел — ничего не видно. На локте привстал тоже не видно. Прислушался — как будто тихо.
Алексей Иванович Пантелеев
(Л.Пантелеев)
Главный инженер
Лейтенант Фридрих Буш, летчик германской разведывательной авиации, и новодеревенский школьник Леша Михайлов в один и тот же день получили награды: лейтенант Буш — железный крест, а Леша Михайлов — медаль «За оборону Ленинграда».
Как сказано было в приказе германского командования, летчик Буш представлялся к награде «за отличную разведывательную деятельность над позициями противника у Ленинграда, в результате чего были обнаружены и уничтожены 12 зенитных установок русских». А Леша Михайлов получил свою медаль как раз за то, что помог немецким самолетам обнаружить эти двенадцать батарей…
Алексей Иванович Пантелеев
(Л.Пантелеев)
Камилл и учитель
Очень давно, когда еще и тебя и меня на свете не было, и наших дедушек и бабушек еще не было, жил на свете человек, полководец Марк Фурий Камилл.
Человек этот был римлянин. И больше всего на свете он любил свою родину — Рим. За родину он готов был отдать и свободу, и счастье, и богатство, и даже собственную жизнь. Только одного он, пожалуй, не мог бы отдать даже любимой родине — это своей совести. Человек он был честный, прямой, неподкупный. Сам был такой и от других тоже требовал честности и прямодушия.
Алексей Иванович Пантелеев
(Л.Пантелеев)
Маринка
С Маринкой мы познакомились незадолго до войны на парадной лестнице. Я открывал французским ключом дверь, а она в это время, возвращаясь с прогулки, проходила мимо, вся раскрасневшаяся, утомленная и разгоряченная игрой. Куклу свою она тащила за руку, и кукла ее, безжизненно повиснув, также выражала крайнюю степень усталости и утомления.
Я поклонился и сказал:
— Здравствуйте, красавица.
Алексей Иванович Пантелеев
(Л.Пантелеев)
На ялике
Большая широкобокая лодка подходила к нашему берегу. Набитая до отказа, сидела она очень низко в воде, шла медленно, одолевая течение, и было видно, как туго и трудно погружаются в воду весла и с каким облегчением выскальзывают они из нее, сверкая на солнце и рассыпая вокруг себя тысячи и тысячи брызг.
Я сидел на большом теплом и шершавом камне у самой воды, и мне было так хорошо, что не хотелось ни двигаться, ни оглядываться, и я даже рад был, что лодка еще далеко и что, значит, можно еще несколько минут посидеть и подумать… О чем? Да ни о чем особенном, а только о том, как хорошо сидеть, какое милое небо над головой, как чудесно пахнет водой, ракушками, смоленым деревом…
Алексей Иванович Пантелеев
(Л.Пантелеев)
Новенькая
На улицах еще не совсем рассвело, и синие лампочки еще горели у подъездов и над воротами домов, а Володька Бессонов уже бежал в школу. Бежал он очень быстро, — во-первых, потому, что на улице было холодно: говорят, что таких морозов, как в этом, 1940 году, в Ленинграде не было уже сто лет; а во-вторых, Володьке очень хотелось самым первым явиться сегодня в класс. Вообще-то он не был особенно прилежным и выдающимся мальчиком. В другое время он, пожалуй, и опоздать не постеснялся бы. А тут — в первый день после каникул — было почему-то здорово интересно прийти именно первым и потом на каждом шагу и где только можно говорить:
Алексей Иванович Пантелеев
(Л.Пантелеев)
Платочек
Недавно я познакомился в поезде с одним очень милым и хорошим человеком. Ехал я из Красноярска в Москву, и вот ночью на какой-то маленькой, глухой станции в купе, где до тех пор никого, кроме меня, не было, вваливается огромный краснолицый дядя в широченной медвежьей дохе, в белых бурках и в пыжиковой долгоухой шапке.
Я уже засыпал, когда он ввалился. Но тут, как он загромыхал на весь вагон своими чемоданами и корзинами, я сразу очнулся, приоткрыл глаза и, помню, даже испугался.
Алексей Иванович Пантелеев
(Л.Пантелеев)
Рассказы о Белочке и Тамарочке
{1} — Так обозначены ссылки на примечания соответствующей страницы.
Содержание
На море
Испанские шапочки
В лесу
Большая стирка
НА МОРЕ
У одной мамы было две девочки.
Одна девочка была маленькая, а другая побольше. Маленькая была беленькая, а побольше — черненькая. Беленькую звали Белочка, а черненькую Тамарочка.
Алексей Иванович Пантелеев
(Л.Пантелеев)
Трус
Дело было в Крыму. Один приезжий мальчик пошел на море ловить удочкой рыбу. А там был очень высокий, крутой скользкий берег. Мальчик начал спускаться, потом посмотрел вниз, увидел под собой огромные острые камни и испугался. Остановился и с места не может сдвинуться. Ни назад ни вниз. Вцепился в какой-то колючий кустик, сидит на корточках и дышать боится.
А внизу, в море, в это время колхозник-рыбак ловил рыбу. И с ним в лодке была девочка, его дочка. Она все видела и поняла, что мальчик трусит. Она стала смеяться и показывать на него пальцем.
Л. Пантелеев
Две лягушки
Жили-были две лягушки. Были они подруги и жили в одной канаве. Только одна из них была храбрая, сильная, веселая, а другая — ни то ни се: трусиха была, лентяйка, соня.
Но все-таки они жили вместе, эти лягушки.
И вот однажды ночью вышли они погулять.
Идут себе по лесной дороге и вдруг видят: стоит дом. А около дома погреб. И пахнет из него очень вкусно: плесенью пахнет, сыростью, мохом, грибами. А это как раз то самое, что лягушки любят.
Автобиографический роман «Ленька Пантелеев», рассказывающий о тяжелом детстве беспризорника в период гражданской войны.
Авторы этой книги – сами бывшие беспризорники. Детство и юность их пришлись на тяжелое и голодное время, они пытались выжить, как и тысячи других оборванцев, кому судьбой было уготовано стать попрошайками, грабителями и бандитами. Лишь чудом не скатились они на самое дно жизни. И чудо это впоследствии назвали загадочным словом «Шкид».
«Один раз я видел, как одна совсем маленькая девочка учила поросёнка говорить. Поросёнок ей попался очень умный и послушный, но почему-то говорить по-человечески он ни за что не хотел. И девочка как ни старалась – ничего у неё не выходило…»
В эту книгу, написанную автором знаменитой «Республики Шкид», вошли рассказы о детях: «Честное слово», «Новенькая», «Главный инженер», «Первый подвиг», «Буква „ты“» и другие, а также стихи и сказки. Все они уже давно стали классикой и по праву входят в золотой фонд детской литературы.
Статья Л. Пантелеева «Как я стал детским писателем» печатается в сокращении.
Для среднего школьного возраста.
Автор известной в советские годы повести «Республика Шкид», Л. Пантелеев, завещал издать после своей смерти произведение, которое глубоко потрясло читателей. Повесть «Верую…» – исповедь сильного человека, сохранившего свою веру при советском режиме, в годы войны и тяжелых испытаний.
Сила духа, честность и любовь к ближним – главные темы и других произведений Пантелеева, представленных в этом сборнике.
Рис. И. Харкевича
Учил я когда-то одну маленькую девочку читать и писать. Девочку звали Иринушка, было ей четыре года пять месяцев, и была она большая умница.
За каких-нибудь десять дней мы одолели с ней всю русскую азбуку, могли уже свободно читать и «папа», и «мама», и «Саша», и «Маша», и оставалась у нас невыученной одна только самая последняя буква — «я».
И тут вот, на этой последней буковке, мы вдруг с Иринушкой и споткнулись.
Я, как всегда, показал букву, дал ей как следует её рассмотреть и сказал:
— А это вот, Иринушка, буква «я».
Иринушка с удивлением на меня посмотрела и говорит:
— Ты?
— Почему «ты»? Что за «ты»? Я же сказал тебе: это буква «я».
— Буква «ты»?
— Да не «ты», а «я».
Она ещё больше удивилась и говорит:
— Я и говорю: ты.
— Да не я, а буква «я».
— Не ты, а буква «ты»?
— Ох, Иринушка, Иринушка. Наверно, мы, голубушка, с тобой немного переучились. Неужели ты в самом деле не понимаешь, что это не я, а что это буква так называется — «я»?
— Нет, — говорит, — почему не понимаю? Я понимаю.
— Что ты понимаешь?
— Это не ты, а это буква так называется — «ты».
Фу! Ну в самом деле, ну что ты с ней поделаешь? Как же, скажите на милость, ей объяснить, что я — это не я, ты — не ты, она — не она и что вообще «я» — это только буква?
Рис. И. Харкевича
— Ну, вот что, — сказал я наконец, — ну, давай скажи как будто про себя: я. Понимаешь? Про себя. Как ты про себя говоришь.
Она поняла как будто. Кивнула. Потом спрашивает:
— Говорить?
— Ну-ну… конечно.
Вижу — молчит. Опустила голову. Губами шевелит.
Я говорю:
— Ну, что же ты?
— Я сказала.
— А я не слышал, что ты сказала.
— Ты же мне велел про себя говорить. Вот я потихоньку и говорю.
— Что же ты говоришь?
Она оглянулась и шёпотом — на ухо мне:
— Ты!..
Я не выдержал, вскочил, схватился за голову и забегал по комнате.
Внутри у меня уже всё кипело, как вода в чайнике. А бедная Иринушка сидела, склонившись над букварём, искоса посматривала на меня и жалобно сопела. Ей, наверно, было стыдно, что она такая бестолковая.
Но и мне тоже было стыдно, что я — большой человек — не могу научить маленького человека правильно читать такую простую букву, как буква «я».
Наконец я придумал всё-таки. Я быстро подошёл к девочке, ткнул её пальцем в нос и спрашиваю:
— Это кто?
Она говорит:
— Это я.
— Ну вот… Понимаешь? А это буква «я».
Она говорит:
— Понимаю…
А у самой уж, вижу, и губы дрожат, и носик сморщился — вот-вот заплачет.
— Что же ты,— я спрашиваю,— понимаешь?
— Понимаю, — говорит, — что это я.
— Правильно. Молодец. А это вот буква «я». Ясно?
— Ясно, — говорит. — Это буква «ты».
— Да не «ты», а «я»!
— Не я, а ты.
— Не я, а буква «я»!
— Не ты, а буква «ты».
— Не буква «ты», господи боже мой, а буква «я»!
— Не буква «я», господи боже мой, а буква «ты».
Я опять вскочил и опять забегал по комнате.
— Нет такой буквы! — закричал я. — Пойми ты, бестолковая девчонка! Нет и не может быть такой буквы! Есть буква «я». Понимаешь? Я! Буква «я»! Изволь повторять за мной: я! я! я!..
— Ты, ты, ты, — пролепетала она, едва разжимая губы.
Потом уронила голову на стол и заплакала. Да так громко и так жалобно, что весь мой гнев сразу остыл. Мне стало жалко её.
— Хорошо, — сказал я. — Как видно, мы с тобой и в самом деле немного заработались. Возьми свои книги и тетрадки и можешь идти гулять. На сегодня — хватит.
Она кое-как запихала в сумочку своё барахлишко и, ни слова мне не сказав, спотыкаясь и всхлипывая, вышла из комнаты.
А я, оставшись один, задумался: что же делать? Как же мы в конце концов перешагнём через эту проклятую букву «я»?
«Ладно, — решил я. — Забудем о ней. Ну её. Начнём следующий урок прямо с чтения. Может быть, так лучше будет».
Рис. И. Харкевича
И на другой день, когда Иринушка, весёлая и раскрасневшаяся после игры, пришла на урок, я не стал ей напоминать о вчерашнем, а просто посадил её за букварь, открыл первую попавшуюся страницу и сказал:
— А ну, сударыня, давайте-ка почитайте мне что-нибудь.
Она, как всегда перед чтением, поёрзала на стуле, вздохнула, уткнулась и пальцем и носиком в страницу и, пошевелив губами, бегло, не переводя дыхания, прочла:
— Тыкову дали тыблоко.
От удивления я даже на стуле подскочил:
— Что такое?! Какому тыкову? Какое тыблоко? Что ещё за тыблоко?
Посмотрел в букварь, а там чёрным по белому написано: «Якову дали яблоко».
Вам смешно? Я тоже, конечно, посмеялся. А потом говорю:
— Яблоко, Иринушка! Яблоко, а не тыблоко!
Она удивилась и говорит:
— Яблоко? Так, значит, это буква «я»?
Я уже хотел сказать: «Ну конечно, «я»!
А потом спохватился и думаю: «Нет, голубушка. Знаем мы вас. Если скажу «я» —значит, опять пошло-поехало! Нет, уж сейчас мы на эту удочку не попадёмся»
И я сказал:
— Да, правильно. Это буква «ты».
Конечно, не очень-то хорошо говорить неправду. Даже очень нехорошо говорить неправду. Но что же поделаешь? Если бы я сказал «я», а не «ты», кто знает, чем бы всё это кончилось. И может быть, бедная Иринушка так всю жизнь и говорила бы: вместо «яблоко» — «тыблоко», вместо «ярмарка» — «тырмарка», вместо «якорь» — «тыкорь» и вместо «язык» — «тызык». А Иринушка, слава богу, выросла уже большая, выговаривает все буквы правильно, как полагается, и пишет мне письма без одной ошибки.
Рис. И. ХаркевичаДело было в Крыму. Один приезжий мальчик пошёл на море ловить удочкой рыбу.
А там был очень высокий, крутой, скользкий берег. Мальчик начал спускаться, потом посмотрел вниз, увидел под собой огромные острые камни и испугался.
Остановился и с места не может сдвинуться. Ни назад, ни вниз. Вцепился в какой-то колючий кустик, сидит на корточках и дышать боится.
А внизу, в море, в это время колхозник-рыбак ловил рыбу. И с ним в лодке была девочка, его дочка. Она всё видела и поняла, что мальчик трусит. Она стала смеяться и показывать на него пальцем.
Мальчику было стыдно, но он ничего не мог с собой сделать. Он только стал притворяться, будто сидит просто так и будто ему очень жарко. Он даже снял шапку и стал ею махать около своего носа.
Вдруг подул ветер, вырвал у мальчика из рук удочку и бросил её вниз.
Рис. И. Харкевича
Мальчику было жаль удочки, он попробовал ползти вниз, но опять у него ничего не вышло.
А девочка всё это видела. Она сказала отцу, тот посмотрел наверх и что-то сказал ей.
Вдруг девочка спрыгнула в воду и зашагала к берегу. Взяла удочку и пошла обратно к лодке.
Мальчик так рассердился, что забыл всё на свете и кубарем покатился вниз.
— Эй! Отдавай! Это моя удочка! — закричал он и схватил девочку за руку.
— На, возьми, пожалуйста,— сказала девочка. — Мне твоя удочка не нужна. Я нарочно её взяла, чтобы ты слез вниз. Мальчик удивился и говорит:
— А ты почём знала, что я слезу?
— А это мне папа сказал. Он говорит: если трус, то, наверно, и жадина.
Рис. И. Харкевича
Жили-были две лягушки. Были они подруги и жили в одной канаве. Но только одна из них была настоящая лесная лягушка — храбрая, сильная, весёлая, а другая была ни то ни сё: трусиха была, лентяйка, соня. Про неё даже говорили, будто она не в лесу, а где-то в городском парке родилась.
Но всё-таки они жили вместе, эти лягушки.
И вот однажды ночью вышли они погулять.
Идут себе по лесной дороге и вдруг видят — стоит дом. А около дома погреб. И из этого погреба очень вкусно пахнет: плесенью пахнет, сыростью, мохом, грибами. А это как раз то самое, что лягушки любят.
Вот забрались они поскорей в погреб, стали там бегать и прыгать. Прыгали, прыгали и нечаянно свалились в горшок со сметаной.
И стали тонуть.
А тонуть им, конечно, не хочется.
Тогда они стали барахтаться, стали плавать. Но у этого глиняного горшка были очень высокие скользкие стенки. И лягушкам оттуда никак не выбраться.
Та лягушка, что была лентяйкой, поплавала немножко, побултыхалась и думает:
«Всё равно мне отсюда не вылезти. Что ж я буду напрасно барахтаться. Уж лучше я сразу утону».
Подумала она так, перестала барахтаться — и утонула.
А вторая лягушка — та была не такая. Та думает:
«Нет, братцы, утонуть я всегда успею. Это от меня не уйдёт. А лучше я ещё побарахтаюсь, ещё поплаваю. Кто его знает, может быть, у меня что-нибудь и выйдет».
Рис. И. ХаркевичаНо только — нет, ничего не выходит. Как ни плавай — далеко не уплывёшь. Горшок узенький, стенки скользкие, — не вылезти лягушке из сметаны.
Но всё-таки она не сдаётся, не унывает.
«Ничего, — думает, — пока силы есть, буду бороться. Я ведь ещё живая — значит, надо жить. А там — что будет».
И вот из последних сил борется наша храбрая лягушка со своей лягушечьей смертью. Уж вот она и сознание стала терять. Уж вот захлебнулась. Уж вот её ко дну тянет. А она и тут не сдаётся. Знай себе лапками работает. Дрыгает лапками и думает:
«Нет! Не сдамся! Шалишь, лягушечья смерть…»
И вдруг — что такое? Вдруг чувствует наша лягушка, что под ногами у неё уже не сметана, а что-то твёрдое, что-то такое крепкое, надёжное, вроде земли. Удивилась лягушка, посмотрела и видит: никакой сметаны в горшке уже нет, а стоит она на комке масла.
«Что такое? — думает лягушка. — Откуда здесь взялось масло?»
Удивилась она, а потом догадалась: ведь это она сама лапками своими из жидкой сметаны твёрдое масло сбила.
«Ну вот,— думает лягушка, — значит, я хорошо сделала, что сразу не утонула».
Подумала она так, выпрыгнула из горшка, отдохнула и поскакала к себе домой — в лес.
А вторая лягушка осталась лежать в горшке.
И никогда уж она, голубушка, больше не видела белого света, и никогда не прыгала, и никогда не квакала.
Ну что ж. Если говорить правду, так сама ты, лягушка, и виновата. Не падай духом! Не умирай раньше смерти…
Рис. И. Харкевича
Мне очень жаль, что я не могу вам сказать, как зовут этого маленького человека, и где он живёт, и кто его папа и мама. В потёмках я даже не успел как следует разглядеть его лицо. Я только помню, что нос у него был в веснушках и что штанишки у него были коротенькие и держались не на ремешке, а на таких лямочках, которые перекидываются через плечи и застёгиваются где-то на животе.
Как-то летом я зашёл в садик — я не знаю, как он называется, — на Васильевском острове, около белой церкви. Была у меня с собой интересная книга, я засиделся, зачитался и не заметил, как наступил вечер. Когда в глазах у меня зарябило и читать стало совсем трудно, я захлопнул книгу, поднялся и пошёл к выходу.
Сад уже опустел, на улицах мелькали огоньки, и где-то за деревьями звенел колокольчик сторожа.
Я боялся, что сад закроется, и шёл очень быстро.
Вдруг я остановился. Мне послышалось, что где-то в стороне, за кустами, кто-то плачет.
Я свернул на боковую дорожку — там белел в темноте небольшой каменный домик, какие бывают во всех городских садах, какая-то будка или сторожка. А около её стены стоял маленький мальчик лет семи или восьми и, опустив голову, громко и безутешно плакал.
Я подошёл и окликнул его:
— Эй, что с тобой, мальчик?
Он сразу, как по команде, перестал плакать, поднял голову, посмотрел на меня и сказал:
— Ничего.
— Как это ничего? Тебя кто обидел?
— Никто.
— Так чего ж ты плачешь?
Ему ещё трудно было говорить, он ещё не проглотил всех слёз, ещё всхлипывал, икал, шмыгал носом.
— Давай пошли, —с казал я ему. — Смотри, уже поздно, уже сад закрывается.
Рис. И. ХаркевичаИ я хотел взять мальчика за руку. Но мальчик поспешно отдёрнул руку и сказал:
— Не могу.
— Что не можешь?
— Идти не могу.
— Как? Почему? Что с тобой?
— Ничего, — сказал мальчик.
— Ты что — нездоров?
— Нет, — сказал он, — здоров.
— Так почему ж ты идти не можешь?
— Я часовой, — сказал он.
— Как часовой? Какой часовой?
— Ну, что вы — не понимаете? Мы играем.
— Да с кем же ты играешь?
И сказал это он так звонко и так ловко, что мы оба не выдержали и расхохотались. И мальчик тоже весело и с облегчением засмеялся.
Не успели мы втроём выйти из сада, как за нами хлопнули ворота и сторож несколько раз повернул в скважине ключ.
Майор протянул мальчику руку.
— Молодец, товарищ сержант, — сказал он.— Из тебя выйдет настоящий воин. До свиданья!
— До свиданья…
А майор отдал нам обоим честь и, увидев, что опять подходит его трамвай, побежал к остановке.
Я тоже попрощался с мальчиком и пожал ему руку.
— Может быть, тебя проводить? — спросил я у него.
— Нет, я близко живу. Я не боюсь, — сказал мальчик.
Я посмотрел на его маленький веснушчатый нос и подумал, что ему действительно нечего бояться. Мальчик, у которого такая сильная воля и такое крепкое слово, не испугается темноты, не испугается хулиганов, не испугается и более страшных вещей.
А когда он вырастет… Ещё не известно, кем он будет, когда вырастет, но кем бы он ни был, можно ручаться, что это будет настоящий человек.
Я подумал так, и мне стало очень приятно, что я познакомился с этим мальчиком.
И я ещё раз крепко и с удовольствием пожал ему руку.