Рассказы о зверенках е и чарушина

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: чарушин краткая биография для детей. также вы можете бесплатно проконсультироваться у

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Чарушин краткая биография для детей». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Часто оформлял и собственные сочинения («Разные звери», 1929; «Волчишко и другие», 1931; «Никитка и его друзья», 1938; «Медвежата», 1944; и др.). В 1930-е годы стал одним из лучших художников детской книги, дизайн которой в то время уже окончательно сложился в особое направление в русском искусстве.

Иллюстрировал собственные книги («Волчишко и другие», 1931; «Никитка и его друзья» (главный герой — сын автора, Н. Е. Чарушин), 1938; «Про Томку», 1957) и произведения других авторов («Детки в клетке» С. Я.

Подробнее о творчестве Чарушина

Вот как сам Евгений Иванович говорил об этом: «Я хочу понять животное, передать его повадку, характер, движения. Меня интересует его мех. Когда читатель – ребенок хочет пощупать моего зверька – я рад. Мне хочется передать настроение животного: испуг, радость, сон и т.п. Все это надо наблюдать и почувствовать».

По-своему самобытны, лексически просты и изящны его очерки в жанре рассказов о животных и популярного краеведения.Переводил свою анималистику также в настенную живопись (во время эвакуации расписал столовую и детский сад завода № 266 и ряд других интерьеров в Кирове, 1942-1944), но еще чаще — в русло декоративного эстампа (в техникелитографии) и фарфоровой малой пластики.

Первая книга, иллюстрированная художником, был рассказ Виталия Бианки «Мурзук». Она привлекла внимание не только маленьких читателей, но и знатоков книжной графики, а рисунок из неё был приобретён Государственной Третьяковской галереей. Иллюстрировал книги Михаила Пришвина, Самуила Маршака.

В свою очередь, мать привлекала Евгения к своей работе. Вместе с ней он ходил в лес за семенами растений, которые затем выращивались в домашнем саду. Кроме того, семья держала множество животных. Это были не только козы, кролики и куры, но и дикие утки и тетерева, а также певчие птицы – от чижей до свиристелей.

Чаще всего изображал животных и битвы индейцев. Женю очень часто брал в свои поездки отец, они наблюдали восходы солнца и утренние туманы, как просыпаются птицы и резвятся животные.

Я. Маршака, М. М. Пришвина, В. В. Бианки. Написал рассказы : «Что за зверь?», «Страшный рассказ», «Удивительный почтальон», «Яша», «Верный Трой», «Кот Епифан», «Друзья», серии рассказов про Тюпу и про Томку. Последней книгой, оформленной художником стала книга «Детки в клетке» С. Я. Маршака.

В 14 лет он со своими товарищами организовал союз художников и поэтов “Сопохуд”. Евгений с юных лет желал запечатлеть увиденное для того, чтобы сохранить быстро меняющийся мир. И рисование пришло на помощь. Евгений Иванович говорил, что художник родился в нем раньше, чем писатель. Несколько позже пришли и нужные слова.

В 1928 году он начал сотрудничать с журналами «Еж» и «Чиж», а также оформил по заказу ленинградского Госиздата рассказ Бианки «Мурзук». Эти иллюстрации привлекли внимание профессионалов книжной графики. Один из его рисунков был приобретен в коллекцию «Третьяковки».

Биография писателя-художника Чарушина Евгения Ивановича

Прожил Чарушин 64 года. Он умер в 1965 году. Но осталось много его книг и большая любовь к своей Родине.

Однако, как впоследствии вспоминал Евгений Иванович, это были для него самые бесплодные годы. Чарушину были неинтересны поиски нового слова в живописи, а также академическое рисование. Намного приятнее было ходить на птичий рынок или в зоосад. Молодой художник в то время любил одеваться по моде.

Отец Евгения Ивановича – Чарушин Иван Аполлонович – губернский архитектор, один из лучших архитекторов Урала. Более 300 зданий в Ижевске, Сарапуле, Вятке было построено по его проектам. Как и любой архитектор, он был хорошим рисовальщиком. Очень дружно жила семья Ивана Аполлоновича. В доме часто собирались художники, музыканты. Родители с детства прививали сыну любовь к природе.

Воспользовавшись советом В. Бианки, в 1924 году Евгений Чарушин отправился на Алтай в увлекательное путешествие вместе с Валентином Курдовым и Николаем Костровым.

Работа в Политотделе штаба, учеба в академии художеств

В качестве «моделей» он использовал животных из домашнего «зоопарка» либо их чучела из местной мастерской, расположенной неподалеку.

Чарушин Евгений Иванович — художник-иллюстратор и писатель, который стремился понять зверей, их мимику и движения. Накопленный опыт помог ему передать это в словах и иллюстрациях. В том, что создавал Евгений Иванович, нет вымысла — животные всегда делают то, что им свойственно.

Чарушин Евгений Иванович, биография которого представлена в этой статье, – художник-график и писатель. Годы его жизни – 1901-1965. 29 октября 1901 года в Вятке родился Евгений Чарушин.

В это же время, по настоянию Маршака, он попробовал сам сочинять небольшие детские рассказы о жизни животных. Первый рассказ его появился в 1930 году («Щур»). Уже в этом произведении проявилось не только отличное знание характеров различных животных, но и чувство юмора.

Чарушин Евгений Иванович, биография которого представлена в этой статье, – художник-график и писатель. Годы его жизни – 1901-1965. 29 октября 1901 года в Вятке родился Евгений Чарушин.

Впоследствии сочинитель отошел от простых предложений, однако в его текстах можно встретить очень много звукоподражаний животным, что делает их неподражаемыми для восприятия ребенком.

Краткая биография Е.И.Чарушина

В 1930 году Евгений Иванович попробовал писать небольшие рассказы для детей о жизни животных и до начала Великой Отечественной войны создал около двух десятков книг: «Птенцы», «Волчишко и другие», «Облава», «Цыплячий город», «Джунгли – птичий рай», «Животные жарких стран», «Разные звери», Никитка и его друзья», и сам же оформлял собственные сочинения.

ЕВГЕНИЙ ИВАНОВИЧ ЧАРУШИН (1901-1965), русский художник и писатель, книжный график.Родился в Вятке (ныне Киров) 29 октября (11 ноября) 1901 года в семье губернского архитектора И.А. Чарушина. Учился в ленинградском Вхутемасе (Высшие художественно-технические мастерские, 1922-1927), в частности у А.А. Рылова.

Как детский писатель, Евгений попробовал себя в создании многих произведений, таких как сказки и рассказы о животных. Особенностью его творений была необычайная динамичность, передача действия глаголами (в рассказе «Лисята»), точное считывание повадок обитателей, населявших животный мир.

Родился в Вятке в семье Ивана Аполлоновича Чарушина, одного из видных архитекторов Урала. Как и его отец, сам юный Чарушин великолепно рисовал с детства.

Евгений Иванович Чарушин родился 11 ноября 1901года в Вятке (Урал). Благодаря тому, что мальчик воспитывался в семье архитекторов, он великолепно рисовал с детства. В доме Чарушиных всегда было много животных: певчих птиц, рыбок, собак, кошек. Мать черушина привила сыну вкус к музыке, научила его понимать природу, животных.

Евгений Чарушин: краткая биография, произведения, картины, фото

В 1930 году вышел его первый небольшой рассказ «Щур». Уже первые его произведения определили место Евгения Ивановича в детской литературе.
Евгений Иванович Чарушин родился 29 октября (11 ноября) 1901 года в Вятке, в семье Ивана Аполлоновича Чарушина, главного губернского архитектора, оказавшего влияние на застройку многих городов Прикамья и Предуралья. С детства рисовал, обучаемый отцом. С этого же времени на протяжении всей жизни был дружен с родившимся в Вятке художником Ю. А. Васнецовым.

Любимым чтивом Евгения были книги о братьях наших меньших. «Жизнь животных» А. Э. Брема являлась для него самой дорогой и любимой. Он ее берег и всю жизнь перечитывал. В том, что начинающий художник изображал все больше птиц да зверей, есть значительная доля влияния Брема. Чарушин рано стал рисовать.

Перед художниками в те годы была поставлена задача создать для маленьких жителей Советского Союза принципиально новые книги, высокохудожественные, но в то же время познавательные и информативные. Лебедеву понравились рисованные звери Чарушина, и он начал всячески поддерживать его в творческих исканиях.

Опыт, полученный в детстве, помог Чарушину приобрести мастерство незаурядного художника. До мельчайших подробностей Чарушин мог передать повадку животных. Лаконично и в то же время ёмко Евгений Иванович изображал нахохлившуюся ворону, осиротевшего медвежонка и много других ярких образов. Будучи мастером изобразительного искусства, Чарушин не мог не воспользоваться таким инструментом, как слово.

Осенью 1922 года переехал в Петроград, поступил на живописный факультет в (ВХУТЕИН), где занимался пять лет, у педагогов А. Е. Карева , А. И. Савинова .

Будущий советский писатель, художник и скульптор родился в Вятке 11 ноября (29 октября по старому стилю) 1901 года в семье главного губернского архитектора. Его отец Иван Аполлонович являлся автором более трех сотен зданий не только в Вятке, но и в Ижевске, Сарапуле. Мать Любовь Александровна была садоводом-любителем.

Известный детский писатель и художник-график советских времен Евгений Иванович Чарушин родился 11 ноября 1901 года в городе Вятке в семье выдающегося губернского архитектора Ивана Аполлоновича Чарушина. Отец с детства учил мальчика рисовать, к тому же частым гостем в доме Чарушиных был Вятский художник Юрий Васнецов, с которым очень сдружился Евгений Чарушин.

Чарушин отлично знал повадки животных. В иллюстрациях он изображал их с необыкновенной характерностью и точностью. Индивидуален каждый его рисунок, в каждом из них персонаж изображен со своим особым характером, который соответствует той или иной ситуации. Чарушин ответственно решал эту задачу. Он говорил, что если нет образа, нечего и изображать. Чарушинские звери эмоциональны, трогательны.

В семье Ивана Аполлоновича Чарушина, главного губернского архитектора, оказавшего влияние на застройку многих городов Прикамья и Предуралья. С детства рисовал, обучаемый отцом. С этого же времени на протяжении всей жизни был дружен с родившимся в Вятке художником Ю. А. Васнецовым .

Его популярность как художника была обусловлена талантом очень выразительно, лаконично и ярко передавать образ животного со всеми характерными для него чертами.

В 1941-м, в связи с начавшейся войной, эвакуировался из Петербурга в Киров. Здесь стал рисовать патриотические плакаты, писать картины, оформлять спектакли в Драмтеатре Кирова. Спустя четыре года с прошедшей даты, вернулся в Ленинградский край. Занимался графикой, скульптурой, анималистикой, создавал эстампы.

Последней книгой, оформленной художником стала книга «Детки в клетке» С. Я. Маршака. Постоянный автор журнала «Чиж» как писатель и художник.

Отец всегда брал с собой сына в поездки по Кировской области. Ездили днём и ночью, лесами и лугами. Женя видел восход солнца, утренний туман, как просыпается и засыпает лес, как птицы запевают, как хрустят колёса по белому снегу.

В 1945 году вернулся в Ленинград. Продолжал работать в книге; создал серию эстампов с изображениями животных. Занимался скульптурой и мелкой пластикой (в фарфоре).

Профессор Михаил Матюшин и его ученики. Каталог выставки. Сост., вступительная статья Никиты Несмелова. Музей Академии художеств.

Благодаря Лебедеву В. В., который сильно повлиял на юношу, стал активно работать над своим стилем и иллюстрировать многие книги известных советских авторов. Помимо чужих, работал над своими, используя талант для отображения быта животных.

Из множества фактур складывается живописность образов животных Чарушина, которые мастерски передают шерсть зверя, перья птицы. Создавать живописные по фактуре, сложные рисунки было удобнее всего именно в технике литографии. Чаще всего художник использовал природные пастельные тона.

Похожие записи:

МДОУ детский сад № 1 комбинированного вида

г.о. Власиха Московской бласти

Конспект

художественно-речевой деятельности по теме

«Знакомство с творчеством 

 Евгения Ивановича  Чарушина-Литературная гостиная»

для детей старшего дошкольного возраста

Подготовила материал:  Донченко Екатерина Сергеевна

2021 г.

Вид  : Литературный досуг    

Название : «Друг детей и зверей»

Возрастная группа:  для детей старшего дошкольного возраста

Цель: формирование интереса детей к книгам, к произведениям детской литературы.

Задачи:

  1. Расширять представление детей о мире живой природы, воспитывать бережное отношение к животным. Познакомить   с творчеством Е.И. Чарушина, его творческой манерой; воспитывать интерес к творчеству Чарушина, желание подражать ему в своей самостоятельной изобразительной деятельности;
  2. Обогащать лексический запас детей. (За счет слов: густая, заквохтала, растопырила, как в зеркальце, чулан, фыркает, пыжится и др.);
  3. Совершенствовать звуковую культуру речи: артикуляционный аппарат, дикцию, интонационную выразительность. Упражнять в умении согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе;
  4. Развивать логическое мышление посредством отгадывания загадок;
  5. Закреплять умения последовательно пересказывать литературный текст, используя приемы мнемотехники. Учить пользоваться вопросительной и восклицательной интонацией;  

Методы и приемы:

Наглядные: рассматривание иллюстраций и книг Е.И. Чарушина.

Словесные: беседа по теме, чтение стихов, загадок, рассказы Е.И. Чарушина.

Практические: ремонт книг.

Здоровьесберегающие: физминутка, движения на развитие общей моторики, пальчиковая гимнастика.

ИКТ: презентация с иллюстрациями Чарушина

Интеграция образовательных областей:

1. Познавательно-исследовательская — формировать представление о творчестве Е.И. Чарушина.

2. Социально-коммуникативная — приучать детей проявлять инициативу и любознательность с целью получения новых знаний, приучать детей к самостоятельности ответов и суждений. Воспитывать бережное отношение к книге.

3. Художественно-эстетическая — развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности изображённых на иллюстрациях животных.

4. Приобщение к художественной литературе – знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текста. Обращать внимание детей на изобразительно – выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения). Пополнять литературный багаж детей.

Предварительная работа: Чтение рассказов Е.И. Чарушина. Рассматривание иллюстраций Е.М. Рачёва, Ю. А. Васнецова, В.Г. Сутеева  в книгах, чтение рассказов о природе и о животных, беседа по их содержанию.

(Юрий Алексеевич Васнецов (1900-1973) – иллюстрировал и оформлял

русские народные сказки, песенки, потешки, а также книги известных

детских авторов: В. Бианки, К. Чуковского, С. Маршака. Его по праву называют художником русской сказки. «Три медведя», «Конек-Горбунок», «Теремок» и многие другие. Фантастические, сказочные пейзажи основаны на впечатлениях от настоящей русской природы. Птицы и звери у художника обретают повадки, подмеченные им в реальной действительности)

(Евгений Михайлович Рачев (1906 – 1997) – заслуженный деятель искусств РСФСР, советский художник –анималист. С 1930 года начал сотрудничать с различными детскими издательствами в качестве художника-иллюстратора. Своей специализацией он избрал русские народные сказки, русскую прозу и басни. В 1936 году рисунки Рачева увидели в «Детгизе» и пригласили в Москву. Начиная с 1960 года стал главным художником в издательстве «Малыш» и оставался им около двадцати лет. Художник всегда помнил о своем маленьком зрителе и старался, чтобы его рисунки были понятны ребенку.

Над значительной частью своих книг Евгений Михайлович работал вместе со своей женой Лидией Ивановной Рачевой (1923-2011)

(Владимир Григорьевич Сутеев (1903- 1993) – С 14 лет подрабатывал: рисовал диаграммы для выставок здравоохранения, дипломы для победителей спортивных соревнований. Поступил на художественный факультет Государственного Техникума Кинематографии. Еще во время учебы примкнул к экспериментально-производственной группе мультипликаторов. С 1936 года- на киностудии «Союзмультфильм». С 1947 года работал в «Детгизе». Иллюстрировал множество детских сказок советских писателей: Чуковского, Маршака, Михалкова. Впервые с иллюстрациями художника на русском языке вышли книги: Д. Родари. Сам Владимир Сутеев написал множество сказок, которые отличаются живостью, остроумием, простотой и доступностью для самых маленьких читателей. В его книгах всегда много юмора, помогающего без морализации объяснить детям простые истины.

Материал и атрибуты: Авторские рассказы и иллюстрации Е.И. Чарушина , книги — сборники «Зверята», «Кто как живет», «Вот они какие», «Про Томку», «Про сороку», «Большие и маленькие», «Про зайчат», «Пищик», рассказ «Лисята». Портрет автора, картина» Лиса с лисятами»; альбомные листы с нарисованным медведем, гуашь, жесткие и мягкие кисточки, баночки с водой, тряпочки (на каждого ребенка).

Ход мероприятия

  1. Организационный этап (мотивационный):

Приветственное слово ведущего: Здравствуйте, дорогие ребятишки! Девчонки и мальчишки! Какое сегодня прекрасное утро! Я рада вас всех видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение! Я улыбаюсь вам, вы улыбаетесь мне! Доброе утро!

Вы любите отгадывать сказки? Тогда послушайте одну и дайте мне ответ:

 Знает все и учит всех,

 Кто с ней знаком — тех ждет успех!

 Но чтобы с нею подружиться,

 Нужно грамоте учиться.

Ведущая: Что же это? (ответы детей)

                  Верно, это книга! Скажите, ребята, вы любите, когда вам читают? Есть ли у вас любимые книги?  (ответы детей).

        Я очень люблю читать про животных. Мне интересно знать, как живут животные, чем занимаются.  А вам нравится слушать рассказы о животных? (ответы детей).

Да , этот мир полон чудес! Вот послушайте ещё такую загадку:

О чем-то скрипит половица,

И спице опять не спится,

Присев на кровати, подушки

Уже навострили ушки…

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски…

Тихонько скрипит половица,

По комнате ходит … (ответы детей)

Вот сегодня поговорим о одном таком рассказчике, сказочнике и художнике, который очень любит природу (растения, животных), видит  ее красоту и нам –слушателям пытается через рассказы и иллюстрации  поведать об этом, поделиться с нами своими знаниями, наблюдениями, раскрыть некоторые тайны природы, например, рассказывают о жизни и особенностях  поведения некоторых животных.

  1. Основной этап (практический):

Приглашая всех вас в нашу Литературную гостиную. Посмотрите на эту замечательную   выставку книг. Какие они красивые, яркие! И у каждой книги есть свой наряд. Кто вспомнит, как называется наряд у книги?(Обложка)  Кто знает, как ещё называются рисунки и картинки?(Иллюстрации) Посмотрите внимательно на иллюстрации выставленных книг и скажите, на какую тему подобрана выставка? (на тему о животных) Это книги Е. И. Чарушина.

Но сначала, давайте познакомимся с жизнью Е. И. Чарушина , его биографией. 

(презентация) Евгений Иванович Чарушин (1901 – 1965) – родился в Вятке, в семье главного губернского архитектора. С детства рисовал, обучаемый отцом. С 1927 года начал работу в Детском отделе Госиздата, художественным редактором которого был Владимир Лебедев. Лебедев принял Чарушина и помог ему сформировать его личный стиль, связанный с изображением животных. Первой книгой, иллюстрированной Чарушиным, был рассказ В. Бианки «Мурзук». В 1930 году, при участии и помощи С. Я. Маршака, начал писать небольшие рассказы для детей о жизни животных. Иллюстрировал собственные книги: «Волчишко и другие» (1931 г., «Никита и его друзья» (главный герой-сын автора) (1938 г., «Про Томку» (1957). В его творчестве познавательные цели органически сочетаются с задачами воспитания этического сознания и любви к природе (этими же чертами отмечена и проза самого Чарушина). В течение многих лет иллюстрировал книги Чуковского, Маршака, Пришвина, Бианки и др. детских писателей. Писатель и художник Е. И. Чарушин опубликовал много иллюстрированных книжек для детей о зверях, птицах, об охоте, о детях. Его иллюстрации, эстампы, фарфоровая скульптура, книги экспонировались на многих международных выставках в Лондоне, Париже.

Динамическая пауза.

  Давайте на время превратимся в лесных зверей. (Дети встают в круг, идут по кругу друг за другом, изображая животных: «медведь» идет вперевалочку, «заяц» прыгает, «лисичка» бежит по кругу на носочках и «виляя хвостиком» и т.д.).

Воспитатель: Дети, мы говорили, что Е.  И. Чарушин рисовал иллюстрации к произведениям других писателей. Давайте рассмотрим несколько иллюстраций. (Демонстрируются иллюстрации к произведениям В. Бианки «Мурзик», К. Чуковского «Цыпленок», К. Ушинского «Бишка», С. Маршака «Деки в клетке»)

Воспитатель: Ребята, мы с вами  читали разные рассказы Е. И. Чарушина. Сейчас в нашей литературной гостиной состоится конкурс знатоков произведений Е. Чарушина. (Детям задаются вопросы по произведениям. После ответа на вопрос на экран выводится картинка –ответ)

Викторина:

1) Что за страшный зверь спрыгнул на голову охотнику Никите Ивановичу? (Кошка Маруська; «Кошка Маруська»);

2)Долго выбирал себе Чарушин помощника на охоте. Кого он выбрал? (Щенка Томку; «Томка»);

3)Кого испугались Шура и Петя в своём дачном домике у самого леса? (ёжика; «Страшный рассказ»);

4)Как сорока добывала себе еду-добычу в лесу? (Сорока стрекотала, например: ««Вижу! Я тебя вижу! Вот он где!» или ««Я всё вижу! Отдай!» «Я вижу! Вижу! Вот он где!»; «Про сороку»)

5) Кого испугался Никита? (сороченка в кустах; «Никита-охотник»)

6) Что облизал Женя? (Женя ходил в высунутым языком зимой  всегда и однажды  лизнул дверную медную ручку;  «Глупый мальчик»)

7) Как звали говорящего ворона? (Яша; «Яша»)

Ребята, ну вы меня  и удивили! Как хорошо вы знаете произведения Е. Чарушина! А ещё хочу вас сказать, что давайте будем беречь нашу планету, траву, цветы, деревья, животных! Давайте ценить эту красоту. Если ни мы – люди, то кто тогда будет заботиться о нашей планете и ее обитателях. Ведь именно это хотел нам сказать в своих замечательных произведениях Е. Чарушин.

  1. Заключительный этап (итоговый)

На этом наша литературная гостиная заканчивается. Мы с вами уже знаем, что Евгений Иванович Чарушин был очень добрый, понимал и любил животных. Евгений Иванович был другом природы, другом зверей. И свою доброту Чарушин отразил не только в рассказах, но и в рисунках. У нас находятся книги с произведениями Е. И. Чарушина, а также книги других авторов, которые иллюстрировал Е. И. Чарушин. Также, размещены ваши рисунки к произведениям Е. И. Чарушина. Вы можете ещё раз пройти посмотреть выставку. А потом сядем за столы и побываем в роли иллюстраторов . Занимайте места- и нарисуйте любого персонажа, который вам понравился из произведений Евгений Иванович Чарушин. Это может быть или птица или зверь(животные) или человек.

(Дети работают ; на столе альбомные листочки, цветные карандаши)

Рефлексия (высказать свое мнение):

С каким автором мы сегодня свами познакомились? Чем запомнилось? (ответы детей). Давайте покажем свои рисунки и разместим их на нашу выставку.

На этом наше занятие заканчивается!  

Спасибо вам большое! Вы очень постарались!

____________________________________________________________________________

Список используемых источников

1 ХРЕСТОМАТИИ ДЛЯ ВСЕХ ГРУПП ДЕТСКОГО САДА + СКАЗКИ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ.

2 Хрестоматия по детской литературе УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УЧИЛИЩ Составители: Анна Львовна Табенкина
Мария Константиновна Боголюбская, 1988г.

3 ХРЕСТОМАТИЯ ДЛЯ детей дошкольного возраста Пособие для воспитателей

4 Е.И. Чарушин , Рассказы

5 Глоцер В.: Мир Евгения Чарушина (рецензия на книгу Э. Кузнецова «Звери и птицы Евгения Чарушина»).Источник: http://charushin.lit-info.ru/charushin/articles/glocer-mir-evgeniya-charushina.htm

Конспект урока по литературному
чтению для 4 класса на тему: Е.И. Чарушин.

Цели: Познакомить детей с творчеством писателя и художника Евгения
Чарушина.

Задачи:
-образовательная: прививать познавательный интерес к окружающему
миру;

-развивающая: развивать речь, память, мышление, внимание,
воображение, любознательность, творческие способности;

-воспитательная: воспитывать интерес к изучению повадок животных,
дружелюбность, умение общаться в паре, любовь к братьям меньшим.

1.
Организационный момент

 Доброе
утро (руки в стороны)

Улыбнись
скорее (повороты туловища влево-вправо, руки на поясе)

И
тогда весь день будет веселее.

Я
поглажу лобик, носик, щёчки (поглаживают)

Будем
мы красивыми, как в саду цветочки (поворот головы влево-вправо)

Разотрём
ладошки сильнее-сильнее (трут)

А
потом похлопаем дружнее-дружнее (хлопают)

Ушки
мы теперь потрём и здоровье сбережём (трут ушки)

Улыбнулись
снова

Будьте
все здоровы! (руки в стороны)

Молодцы
садитесь.

Звенит
звонок,

Зовёт
нас на урок.

Урок сейчас
пойдёт,

В мир
знаний поведёт.

— Доброе
утро, ребята! А чтобы наше утро было действительно добрым, подарите свою улыбку
учителю, друг другу и, закрыв глазки, себе. Настройтесь на новые открытия!

Здравствуйте, дорогие мои мыслители. Приглашаю вас на урок
литературного чтения. Улыбнитесь друг другу, улыбка – хороший настрой на
работу.

 — Долгожданный дан звонок,

   Начинается урок!

   Пусть нам всем пойдёт он впрок.

Тихо сядут девочки, мальчики.

Не смотря на пасмурный осенний денёк, наше солнышко (на доске)
приветствует вас, дарит вам свои тёплые лучики и  желает всем
 хорошего настроения и плодотворной работы.

— Напомните главное правило на уроке литературного чтения:

внимательно слушай учителя и своих товарищей,

не перебивай других, уважай их мнение!

Работа
со скороговоркой:

На
окошке крошку – мошку
 Ловко ловит лапой кошка.


О ком говорится в скороговорке?
— Что делает кошка?
— Почему мошку называют крошкой?

-Все
расселись по местам? Никому не тесно?

По
секрету скажу вам: «Будет интересно!”

-Мне
очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности и творчества. Вы
готовы меня слушать и слышать?


Новый день приносит всегда что-то новое, интересное. Я надеюсь, что сегодня на
уроке вы тоже получите новые знания. Новые знания мы будем складывать в
портфель знаний и в конце урока посмотрим, каким он станет.


Сегодня на уроке нас ждет важная работа, с которой мы обязательно должны
справиться. Девизом работы предлагаю взять пословицу: «Миром и горы сдвинем». —
Как вы понимаете эти слова?

2.
Речевая разминка.


Ребята, вспомним главное правило.

Дети:
Каждый день всегда, везде,

 
На занятиях, в игре,

 
Верно, четко говорим,

 
Никогда мы не спешим!

 •
Работа по развитию дыхания и голоса.

«Задуйте
свечу» (три свечи, много маленьких свечей на именинном торте).


Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую
свечу. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. А теперь задуйте,
сколько вам лет.

Четыре лапы, черный
нос
,
Хвост, пушистый полукруг-
Это мой любимый пес,
И самый верный друг.
Он добрый, милый и забавный.
Он любопытный и смешной.
Нашел тут косточку недавно
И притащил ее домой.
Он любит бегать за мячом
И маминым халатом.
Все наказанья нипочем!
Порвет и смотрит виновато.
Четыре лапы, мокрый нос,
Хвост, пушистый полукруг-
Он самый лучший в мире пес,
Мой самый верный друг!


-О ком это стихотворение?
-А у вас есть любимый пес? Расскажите о нем (рассказы детей)
-Молодцы, ребята! А вот послушайте еще одно
стихотворение:

Как
я встретил друга.

Как — то раз я шел домой,
Насвистывая песенку.
Вдруг писк услышал за спиной,
Там кот сидел на лесенке.
Он посмотрел в мои глаза
Печально, с болью, одиноко.
Тихонько «мяу» он сказал,
А мне казалось, очень громко.
-Бедняжка, с горечью подумал я.
Вокруг лишь грязь и лужи.
Ведь у него была семья.
Он постарел и стал ненужен.
Придется взять кота с собой,
Нельзя ведь предавать друзей!
Я угощу его котлетой,
Он сразу станешь веселей!
Я подарю ему подушку,
Чтоб было мягче спать,
Сошью любимую игрушку,
Чтоб было с чем играть.


-А как бы вы поступили в такой ситуации и
почему?(ответы детей)

-Спасибо за ваши рассказы. А теперь отгадайте
загадки:

-Сама пестрая, ест зеленое, дает белое (корова). Молодцы!


-Быстрый прыжок, теплый пушок, красный глазок (кролик). Отлично!


— Ребята, как вы думаете, о ком мы будем
говорить? (ответы
детей
)

-Конечно, о животных. А как еще мы их называем и
почему? (Братья
меньшие
, рассуждения детей)

-Все верно, ребята. И сегодня мы посвятим наш
урок писателю – художнику 
Евгению Ивановичу Чарушину, который очень любил животных. О нем нам расскажет Витя Матвеев.
Первый
рассказ Чарушина появился в 1930 году. В произведении проявились характер и
чувство юмора животных. Евгений Иванович очень хотел понять зверей, их мимику и
движения. В работах Чарушина нет вымысла — животные всегда делают то, что им
свойственно. Рисунки и рассказы автора познавательны, строги и понятны даже
маленькому ребенку. Чарушин отлично знал повадки животных. Каждый персонаж
изображен со своим характером, эмоциональностью, трогательностью. Евгений
Иванович очень любил природу, птиц, зверей!


-Спасибо, Витя! А теперь прочитайте рассказ
«Кошка» и в паре поделитесь впечатлением (самостоятельная работа с книгой)

-Итак, о чем этот рассказ? Как бы вы поступили
на месте мальчиков и почему? (Ответы детей)

-Молодцы, ребята! А сейчас немного отдохнем.
Физминутка:
Мы к
лесной лужайке вышли, поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки, через ветки и пенечки.
Кто высоко так шагал – не споткнулся, не упал.

-Молодцы! А теперь попробуйте нарисовать своего
любимого животного.

Дети
рисуют, учитель помогает.

-Какие замечательные получились рисунки! Давайте
еще раз повторим, как нужно ухаживать за животными, чтобы им было хорошо и
радостно жить рядом с людьми (рассуждения детей)

-Спасибо вам за урок! В нашей школьной
библиотеке вы можете взять книжки Чарушина Евгения Ивановича и прочитать
увлекательные рассказы.

Книжек,
предназначенных для маленьких детей, на свете не так уж мало. Обычно это –
сказки, коротенькие, но довольно назидательные рассказцы, картинки с подписями
и стихи с картинками. Вырастая, человек прочно забывает эти книжки, и лишь
немногие из его первых сказок и стихов навсегда остаются для него сказками и
стихами.

Долго
живут, долго помнятся только настоящие стихи, сказки и рассказы.

2
ведущий (слайд 2):

Но эти
книги создаются редко. Евгений Чарушин, художник и писатель, принадлежит к
счастливой категории писателей, книги которых раньше всех прочих попадают в
руки детей; это они первые вводят в жизнь человека литературу.

Звучит музыка леса, звуки природы.

1
ведущий:

Чем же
замечательны маленькие рассказы Чарушина, эти простые, незамысловатые рассказы,
которые иной раз даже пересказать трудно? Развернем наудачу одну из книжек
Чарушина.

Слушание
рассказа «Волчишко».

2
ведущий (слайд 3/4):

Наверно,
вы уже догадались, сегодня мы поговорим о творчестве писателя и художника
Евгения Ивановича Чарушина, которому исполняется 119 лет со дня рождения.

Он
родился 11 ноября (29 октября) 1901 года в Вятке в семье губернского
архитектора.

Отец
привил сыну первоначальные художественные навыки, любовь к природе и охоте. Как
и его отец, сам юный Чарушин великолепно рисовал с детства «преимущественно
зверей, птиц да индейцев на лошадях».

1
ведущий:

Мать –
садовод и огородник – любитель. Вместе с мамой мальчик ходил в лес. Там они
собирали семена цветов, выкапывали разные растения. И потом дома они
превращались в чудо-сад. Мальчик принимал деятельное участие в ее работе. Мать
любила все живое и передала эту любовь к сыну.

2
ведущий:

Друзей
привлекали к Жене простота и открытость. Идеалами семьи, немного
провинциальной, старинной и интеллигентной, были честность, дружба, доброта.
Женя рос озорной. Не избалованный, не капризный, например: за очередной
проступок мать ставит его в угол, за ширму. Время для всех длится долго.
Бабушка и отец беспокоятся, просят маму простить и отпустить Женю. А он все еще
стоит за ширмой – ботинки его видны из-за ширмы. Ширму открывают – ботинки на
месте, а Жени нет!

1
ведущий:

В шесть
лет он заболел брюшным тифом, так как решил однажды есть все то, что едят
птицы, и наелся каши из грязного куриного корыта, каких-то трав, кореньев, в
общем, самой невообразимой гадости. В другой раз он переплыл вместе со стадом,
держась за хвост коровы, широкую реку Вятку.

Проделки
его остроумны, изобретательны, веселы. Они рождались от неуемной фантазии, от
неисчерпаемой энергии, от пытливости ума, от талантливости. И никогда в его
озорстве не было ни зла, ни жестокости.

Любимым
чтением Жени Чарушина были книги о жизни животных. Самой любимой и дорогой
книгой для него была книга А.Э. Брема «Жизнь животных». ЕЕ он берег и
перечитывал всю жизнь. «Я читал его запоем» — вспоминал Чарушин.

2
ведущий (слайд 5):

Окончив
школу в 1918 году и отслужив 4 года в Красной Армии, он вернулся домой и решил
учиться на профессионального художника.

Уже в
студенческие годы работы Евгения Ивановича выделялись смелостью, отчаянием и
талантливостью.

После
окончания Академии в 1926 году Чарушин начинает работать в детской книге. Его
дальнейшие успехи связаны с именами художника В.В. Лебедева и писателя С.Я.
Маршака.

1
ведущий (слайды 6-8):

Евгений
Иванович создал множество иллюстраций к текстам Бианки, а также М. М. Пришвина,
С.Я. Маршака и других известных писателей. Тогда же, по настоянию С.Я. Маршака,
Чарушин попробовал сам писать небольшие рассказы для детей о жизни животных:
«Преисполненный до краев наблюдениями детства и охотничьими впечатлениями, я
стал, при горячем участии и помощи Маршака, писать сам». Уже в первом его
рассказе с собственным текстом – «Щур» (1930) – проявилось не только знание
звериных характеров, но и хорошее чувство юмора. «Щур в клетке свистит,
мурлычет Вася, Харлашка Прошку таскает за шиворот: то Харлаша Прошу, то Проша
Харлашу – а я их всех рисую, я – художник». И во всех других рассказах Чарушина
«всегда явно ощутима то мягкая, то озорная, то по-доброму снисходительная, то
немножко ироничная улыбка». Чарушин стремился «понимать животное – понимать его
движения и мимику». Передать это в иллюстрациях и словах ему помог накопленный
опыт. В том, что он создавал, нет вымысла, ведь животные не делают того, что им
не свойственно.

2
ведущий (слайд 9):

Первые
его книжки – «Вольные птицы», «Разные звери» — это еще книжки-картинки без
текста. «Щур», «Медвежата», «Волчишко», «Еж» — это коротенькие, с несложным
сюжетом истории в картинках. В рассказах герой-ребенок впервые сталкивается с
природой. Все его герои – птицы, зверята – весело, интересно, разнообразно
живут на страницах книг. Они всегда движении – бегают, прячутся, охотятся,
путешествуют, обучаются лесным делам. (слайд 10)

Инсценирование
рассказа.

1
ведущий 9 (слайды 11- 14):

Он стал
оформлять и собственные сочинения, такие как «Разные звери» (1930), «Волчишко и
другие» (1931), «Никитка и его друзья» (1938), «Моя первая зоология», «Про
больших и маленьких», «Про Томку», «Медвежата», «Васька», «Про сороку» и
другие.

Книги
Евгения Ивановича Чарушина невозможно не узнать: они узнаваемы, самобытны.
Чарушинские звери всегда очень трогательны, эмоциональны.

Больше
всего он любит изображать молодых животных-детенышей, трогательных в своей
беспомощности и интересных, потому что уже угадывается взрослый зверь.
Нарисованные им зайчата, олешки, волчата, лисята, рысята вызывают чувство
нежности. Они совсем живые, эти чарушинские зверята.

2
ведущий (слайды 15 – 18):

Жизнь и
творчество в годы Великой отечественной войны – внимание на слайды.

1
ведущий:

Произведения
Чарушина переведены на языки народов СССР и некоторых зарубежных стран. Его
иллюстрации, эстампы, фарфоровая скульптура, книги экспонировались на
международных выставках в Софии, Лондоне, Париже. Его книги выходили в Англии,
США, Японии, Индии, Болгарии, других странах; их общий тираж превышает
шестьдесят миллионов экземпляров.

Умер
Евгении Иванович Чарушин в Ленинграде 18 февраля 1965 года. Он был похоронен на
Богословском кладбище.

2
ведущий:

Е.И.
Чарушин – один из самых любимых детьми художников мира животных. Он был лучшим
художником-анималистом. Равных ему не было. Но Евгений Чарушин был и одним из
тех добрых и гуманных детских писателей, которые сохранили непосредственность и
свежесть детского взгляда на мир животных и детского восприятия жизни, которые
сумели по-доброму и с ясной простотой донести этот взгляд до детского сознания.
Искусство Евгения Чарушина, доброе, человечное, радует уже не одно поколение
маленьких читателей и учит их любить волшебный мир зверей и птиц.

Желаем
Вам добрых минут общения с творчеством Е. Чарушина. (слайды 19-20)

1
ведущий:

А
теперь страница 6 – мультипликационная. Давайте вместе посмотрим
мультфильм по произведению Е.И.Чарушина.

2
ведущий:

Итак, мы
перевернули последнюю страницу нашего Устного журнала (слайд 22).

О ком же
мы с вами сегодня вели речь?

Что вы
запомнили об этом человеке?

Кем
сначала был Евгений Иванович – писателем или художником?

Чем ещё
занимался этот творческий человек?

Кто были
героями его рисунков, рассказов, статуэток?

2
ведущий:

А в
заключении нашего Устного журнала, мы хотим обратиться к вам, ребята, с
призывом (слайд 23):


Дети, читайте книги Евгения Чарушина!

  • Рассказы о животных носов
  • Рассказы о животных сборник рассказов издание ссср
  • Рассказы о жизни в глухой тайге на берегу таежной речки
  • Рассказы о девочках которые попробовали первый раз в 9 лет
  • Рассказы о египте для детей