Рассказы о жизни детей во время великой отечественной войны осеева

Знамя победы над рейхстагом. фото е. халдея. 1 мая 1945 года. германия, берлин. главархив москвывиртуальную экспозицию пополнили не только проекты

Радиорепортажи, фотографии и дневники детей войны: что появилось за год в виртуальном музее «Москва — с заботой об истории»

Знамя Победы над Рейхстагом. Фото Е. Халдея. 1 мая 1945 года. Германия, Берлин. Главархив Москвы

Виртуальную экспозицию пополнили не только проекты на военную тематику, но и большой блок с документами 1960–1980-х годов.

Виртуальный музей «Москва — с заботой об истории» — первый в России виртуальный музей, в основу которого легли документы и предметы, переданные москвичами. В этом году в музее открылся большой послевоенный блок, где большинство материалов относятся к 1960–1980 годам.

«Подобный музей — это не только чрезвычайно интересный проект для воплощения, но и большая ответственность, так как в нем мы отражаем события Великой Отечественной войны, знакомим с личными и рассекреченными документами. Сейчас, когда роль нашей страны в Победе преуменьшают, очень важно не просто сохранять свидетельства истории, но и делиться ими. Именно это мы и стараемся делать в виртуальном музее, расширяя его экспозицию и постоянно знакомя горожан с новыми материалами. В настоящее время мы уже готовимся к следующему году и планируем не менее интересные проекты», — рассказал начальник Главного архивного управления города Москвы Ярослав Онопенко.

Он также отметил, что с 2021 года музей расширил экспозицию документов послевоенного времени, в которых говорится о таких важных событиях, как Всемирный фестиваль молодежи и студентов, полет Юрия Гагарина в космос, Олимпиада-80, и других.

Виртуальный музей «Москва — с заботой об истории» был создан к 9 мая 2020 года, и его экспозиция постоянно расширяется. В прошлом году музей впервые показал документы, рассказывающие о помощи московских водителей автобусов и грузовиков жителям оккупированного Ленинграда. Материалы показывают, как в январе 1942 года в Ленинград выдвинулись автобусные экспедиции, которые доставляли самое необходимое по Дороге жизни и эвакуировали жителей. Также музей пополнился фильмом-лекцией о блокадном Ленинграде и снимками фотокорреспондента газеты «Правда» Сергея Струнникова.

20 апреля, в день окончания битвы за Москву, Главархив и столичный Департамент образования и науки запустили проект «Дневники детей войны». В его основу легли письма детей разного возраста, в которых они делились воспоминаниями о тяжелых событиях ноября — декабря 1941 года, когда им пришлось жить в немецкой оккупации. Эти детские воспоминания на камеру прочитали почти 60 московских школьников. Проект будет продолжаться до апреля, а воспоминания можно также прочитать в опубликованном недавно онлайн-сборнике.

Рассказы о жизни детей во время великой отечественной войны осеева

Главархив рассказал, как москвичи поддерживали ленинградцев в блокадуВ проекте Главархива «Дневники детей войны» появились новые видеоролики и книга с воспоминаниями

В год открытия музея, 6 мая, в нем опубликовали редкие документы времен Великой Отечественной войны о работе эвакуационных госпиталей. Среди них фотографии, отчеты, стенограммы, доклады для научных конференций и другие свидетельства работы медиков в годы войны. Документы случайно обнаружили в одном из хранилищ медицинской документации во время капитального ремонта. Отдел эвакогоспиталей был ликвидирован вскоре после окончания Великой Отечественной войны, и его архив не сохранился. Благодаря найденным документам горожане могут узнать о подвиге столичных военных медиков.

С 22 июня в виртуальном музее «Москва — с заботой об истории» доступна книга о зверствах немецко-фашистских захватчиков на территории Подмосковья. Это вторая книга Главархива Москвы в рамках проекта «Без срока давности». Первый том под таким же названием был подготовлен в 2020 году. Обе книги основаны на документах Главархива Москвы и управления ФСБ России по Москве и Московской области. Помимо материалов, рассказывающих о злодеяниях захватчиков в отношении мирных граждан, в книге описана работа партизанского движения.

Ко Дню начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой в виртуальном музее появился проект «Незабываемое». Здесь можно послушать около 200 воспоминаний участников и очевидцев Великой Отечественной войны, выдержек из радиорепортажей, выступлений известных поэтов и актеров. Все звукозаписи сгруппированы по годам войны. Помимо фонодокументов, которые относятся к Москве, здесь представлены записи из блокадного Ленинграда, Севастополя, Сталинграда, Курска и других регионов СССР, где шли военные действия.

Артиллерийский расчет на одной из набережных в центре города. Фото М. Трахмана. 1941–1942 годы. Ленинград. Главархив Москвы

В проекте Главархива «Дневники детей войны» появились новые видеоролики и книга с воспоминаниямиПочти 200 аудиозаписей о Великой Отечественной войне появилось в музее «Москва — с заботой об истории»

После войны

С весны этого года в виртуальном музее появился большой блок с материалами о послевоенном времени. Здесь можно найти фотографии, видеоролики, предметы, документы, выдержки из газет и журналов 1960–1980-х годов. Среди фотографий интерес представляют подборки снимков метрополитена, спортивных мероприятий, видов Москвы 1970-х годов, фестивалей и праздников.

Ко Дню города в виртуальном музее появилась интерактивная карта. По снимкам можно проследить, как менялась столица с середины ХХ века до наших дней, как раньше жили москвичи и как выглядели места, без которых невозможно представить город сегодня. Для создания карты специалисты Главархива в первую очередь отобрали фотографии Москвы с начала 1950-х до начала 1970-х, а затем сделали с тех же самых точек снимки современной столицы. На карте доступно более 400 фото.

Кроме того, все материалы трех выставок Главархива, которые проходили в его выставочном зале в этом году, стали доступны онлайн. Это выставки ко Дню космонавтики, Дню медицинского работника и Дню начала контрнаступления советских войск в битве под Москвой.

Давно хотел написать этот пост, да всё руки не доходили) Анализируя причины того, почему те или иные люди так любят СССР и продолжают его любить, даже несмотря на то, что факты убеждают в обратном, я пришел к выводу, что причины этого кроются в раннем детстве.

Современные исследователи закрытых обществ часто пишут об импринтинге — таким словом называют впитанную в раннем детстве догматику, расстаться с которой очень сложно даже под влиянием рациональных аргументов. Подобное встречается и в радикально-религиозных обществах, и просто в закрытых диктатурах вроде советской или северокорейской — несмотря на декларируемый «светский» характер, изнутри там всё очень похоже на религию.

Видео дня

У меня дома большая библиотека, немало томов в которой занимают издания времён СССР. Для сегодняшнего поста я проанализировал две книги, школьный учебник и собрание стихотворений известного детского поэта, чтобы показать вам, как уже с самого раннего детства в СССР детям «промывали мозги» коммунистической пропагандой, пишет Максим Мирович в Facebook.

В общем, в сегодняшнем посте — рассказ о том, как промывали мозги советским детям.

01. Начнём, пожалуй, с учебника. Советские учебники русского языка для школьников в позднем СССР (где-то начиная с 1960-х годов) были похожи как две капли воды и имели абсолютно одинаковые разделы, реплицируемые из более ранних изданий в более поздние. Разделы были следующими — нейтральные рассказы про природу «(ой ты наша зимушка-зима!»), рассказы про жизнь октябрят и пионеров, рассказы про советскую армию, рассказы о разделе Второй мировой войны под названием «Великая Отечественная» и рассказы про Октябрьский переворот, именуемый Революцией. Ещё (опционально) мог быть отдельный раздел про жизнь Ильича, его жизнь в шалаше и хитромудрые уходы от царской охранки.

Отдельное обязательное место занимал раздел, рассказывающий про «бедную и несчастную» жизнь крестьян до революции. Там всегда присутствовали образы маленьких мальчиков, которые вместо школы пашут на конях, и рабочих с красным флагом, на которых нападают жандармы и казаки. Абсолютно везде лепили стихи Сергея Михалкова (о нём еще поговорим ниже) с такими строками:

«А если станет невтерпежь,

В сердцах сожмешь кулак

Прибаки требовать пойдешь,

Поднимешь красный флаг —

Жандармы схватят, изобьют,

Узнаешь, где острог

И как колодники поют

Когда их путь далёк.»

О том, что коммунистчиеские власти за подобные демонстрации вас не бросят в острог, а просто расстреляют, как в Новочеркасске в 1962 году или в Гданьске в 1970-м, в учебниках предпочитали как-то не упоминать.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

02. Вообще, теме протестов против «угнетения прав рабочих» во времена дореволюционной России форсилась в этих книженциях достаточно активно, помню десятки рассказов вроде «Фонарик» или «Флаг забастовки», которые рассказывали о протестах бедных рабочих. Вот только о том, что на самом деле «бедные рабочие» в дореволюционные времена жили значительно богаче и свободнее советских, могли себе позволить квартиры и неплохую мебель, тоже как-то предпочитали молчать.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

03. Примерно в брежневские годы зацементировалась «официальная картинка» Октябрьского переворота, одинаковые визуальные образы тех событий кочевали из книги в книгу — одетый в черную тройку Ленин на броневике, крейсер «Аврора», одетые в гражданское «красногвардейцы», матросы и солдаты, вооруженные винтовками-трехлинейками, пулемётами Максима и маузерами. Отступать от канона считалось чем-то сродни святотатству, как если бы в средние века на иконе вдруг нарисовали «неканоничный» посторонний предмет.

В общем, картинка «Октября» должна была выглядеть примерно вот так:

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

04. Картинка «царской России» тоже была весьма каноничной — никто не рисовал в книгах шикарные доходные дома начала XX века, красивые парки, вежливых и учтивых горожан. Нет, если речь шла о временах до октября 1917 года — то показать должны были обязательно какое-то низкое, маленькое и темное помещение, освещенное лучиной либо керосиновой лампой, в котором люди тяжело и много работают, а за окном обязательно должна была быть зимняя или осенняя дождливая ночь.

Ещё обязательно нужно было нарисовать «угнетателей трудового народа» — как правило, рисовали какого-нибудь помещика или домовладельца, или пожилую «хозяйку», на которых художники отрывались по полной — все были сплошь носатыми, пузатыми, страшными и толстыми. Ну, чтобы советскому школьнику было понятно, кого в 1917-м свергли. Упыри какие-то короче!

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

05. А ещё очень смешно показывали образы «буржуинов, западных рабовладельцев и всяких интервентов». На иллюстрации к гайдаровскому «Мальчишу-Кибальчишу» (рассказу из повести «Военная тайна») солдат «империалистических армий» рисовали во фраках, цилиндрах и лаковых туфлях — словом, во всём том, что было так ненавистно «трудовому народу») Вот вам смешно, а школьник в каком-нибудь Сургуте или Иркутске действительно верил, что всё так и было.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

06. Помимо чисто школьной «обработки», на советского ребёнка наваливалась ещё и пропаганда из «обычных» книжек. Особенно в этом усердствовал Сергей Михалков, детский поэт и по совместительству ярый сталинист. Драматург Анатолий Мареингоф рассказывал, что на одном из обедов в Кремле Сергей Михалков, заикаясь (зная, что это нравится Сталину) выклянчил у последнего недоеденный чебурек — «Иосиф Виссарионович, это мне на память!»

О чём писал любитель сталинских объедков? У меня в библиотеке есть собрание его стихов, изданное в 1953 году. Там очень много всего интересного, что повыбрасывали из более поздних изданий, особенно после 1956 года.

Вот, например, стихотворение про использование детского труда на заводах во времена СССР. Следите за руками — то, что дети работали в царской России — это очень плохо и вообще против этого боролись большевики. А то, что те же дети вместо учебы работают и во времена СССР — это очень хорошо и вообще прогресс.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

07. Вот тоже замечательное стихотворение, отражающее шпиономанию 1930-х годов — школьники отловили неизвестного прохожего и тут же сдали его «в органы». Разумеется, всем известно, что если ты гуляешь и не имеешь документов — то ты агент империалистической разведки. Стучи на всех, сдавай прохожих.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

08. Ещё по таким книгам очень интересно наблюдать, как формировался и к 1940-50-м годам уже сформировался полностью культ личностей Ленина и Сталина. Бертран Рассел, Карл Поппер, а также более поздние исследователи тоталитарных идеологий XX века, воде Сэма Харриса, отмечали, что коммунистическая идеология была построена по образцу классичиеской авраамической религии — с догматикой, чудесами, пророками и даже «тем светом» — коммунизмом, в который мы все обязательно попадём.

Даже сам поход в музей Ленина напоминает поход в храм — музей представляет собой большой красивый красный дом, похожий на дворец, в который мальчика ведет в воскресенье старшая сестра.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

09. В музее рассказывается про житие гражданина Ульянова, выслушивать про которое нужно с благоговейным трепетом, причём сакрально-духовное значение приобретает даже чайник Вождя, на который хочется смотреть и смотреть, не отрываясь.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

10. В конце стихотворения про музей описана присяга «юных ленинцев», что очень напоминает религиозное причастие, тоже практикующееся во многих религиях. А на страничке справа размещен тоже очень интересный стишок под названием «Счастье», в котором автор признаётся в своей любви к Сталину, который «обнимал всех детей на свете», вы только вчитайтесь в эти строки:

«В день парада,

В утро Первомая,

В майский день весенней чистоты,

Девочку высоко поднимая,

Принял вождь

Из детских рук цветы.

Тот, кто был тогда у стен кремлёвских, —

Тот душой и сердцем понимал:

В этот миг

Наш Сталин по-отцовски

Всех детей на свете обнимал!

Всех детей на свете:

Честных, дружных,

Тех, кто счастлив,

Тех, кто угнетён

Белых,

Чёрных,

Северных и южных,

Всех народов

Наций

И племён…»

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

11. Или вот, например, стихотворение «Смена». Речь в нём идет про то, что в районе Красной площади остановились автомобили и пропускают через переход группу детей из детского сада.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

12. Мысленно рассуждая о том, кем станут эти дети, пассажиры приходят к мнению, что дети обязательно станут «ленинцами, сталинцами и коммунистами». Это как если бы сейчас кто-то, глядя на пятилетних детей, всерьез рассуждал о том, что мол «вон идут будущие члены партии «Единая Россия»))

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

13. Не обошлось в пропагандистских стишках Михалкова и без «очернения запада», вот например стихотворение о советских детях, оставшихся после Второй мировой войны вне территории СССР. Флаг, который «полощется над ними», конечно же «чужой и надменный» (а каким еще может быть флаг Британии, в самом деле), а английским военным дети говорят «гутен таг». Зачем с англичанами здороваться по-немецки — автор не уточняет, и так сойдёт, иностранное слово же.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

14. А наиболее смешно выглядят рассуждения Михалкова о том, кем вне СССР станет условный «малыш из-под Пскова», здесь автор перечисляет ровно то, что как раз ждало бы малыша в СССР — солдат, шпион, раб, безмолвный рабочий скот в колхозе за трудодни.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

15. Помимо этого, в стихах Михалкова постоянно присутствует военная тематика, одного мальчика он обзывает «мимозой» за то, что тот не готов к тому, «чтоб стать пилотом, быть отважным моряком, чтоб лежать за пулемётом, управлять броневиком». Короче, не готов сгореть в танке за советскую бюрократию — ты не человек, а растение.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

16. Или вот. Даже простой урок подаётся как какая-то «военная игра». И после этого вы ещё удивляетесь, почему все поклонники СССР такие воинственные. Да у них что ни день — то баталия:)

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

Такие дела. Как видите, промывать мозги и готовить к лояльности к советской власти в СССР начинали уже с самого детства. Расскажите об этом посте друзьям, пусть тоже почитают.

А вы помните какие-нибудь образцы советской пропаганды из детства?

Расскажите, интересно)

disclaimer_icon

Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке…

  • Рассказы о жизни своей и чужой дезертир
  • Рассказы о животных смешные читать
  • Рассказы о животных сладкова для 2 класса
  • Рассказы о животных о перовская
  • Рассказы о животных сетон томпсон тема