Рассказы о животных о перовская

Издательство эксмо представляет книгу максима щугорева ящерица не птица. истории отчаянного ветеринарного врача о самых экзотических пациентах. в этой книге

Издательство «Эксмо» представляет книгу Максима Щугорева «Ящерица не птица. Истории отчаянного ветеринарного врача о самых экзотических пациентах».

В этой книге собраны удивительные рассказы из личной практики ветврача, ведущего телепередачи «Кто в доме хозяин». Каждая история — это яркие и забавные эпизоды из реальной жизни владельцев игуан, варанов, змей, попугаев, хорьков, котят, страусов и других пушистых и не пушистых зверей и птиц. Книга написана информативно, живо и, главное, педагогически функционально. Она поможет избежать огромного количества ошибок в выборе домашних питомцев, их содержании и уходе за ними.

Предлагаем прочитать фрагмент книги.

История об игуане-такси и пассажире-хорьке

Отряд ящериц очень обширен и разнообразен. Чтобы рассказать обо всех особенностях этих рептилий, нужно написать отдельную книгу. Поэтому здесь я опишу только основные виды ящериц, которых одомашнивают чаще всего, и на примере самых ярких представителей разберу их основные отличия.

Всех ящериц можно условно разделить на три подгруппы:

  • травоядные;
  • плотоядные;
  • рептилии со смешанным рационом.

К числу травоядных ящериц, которые чаще всего становятся домашними питомцами, относится зеленая игуана. Это животное довольно крупных размеров, способное прожить более четырнадцати лет. Родина зеленой, или обыкновенной, игуаны — Центральная и Южная Америка. Игуаны достаточно умны и эмоциональны, вдобавок к этому обладают выразительной внешностью — чем, в основном, и привлекают людей, которые хотят завести себе ящерицу. Но даже при большой популярности игуан большинство начинающих владельцев этой рептилии мало что о ней знает. Попробую в общих чертах рассказать, о чем нужно знать в первую очередь.

Из-за внушительных размеров — до полутора метров от кончика носа до кончика хвоста (хотя в истории встречались даже более крупные экземпляры) — игуанам требуется большой террариум. Следовательно, у хозяев возникает вопрос:

— А можно ли игуане гулять по дому?

Можно, но при этом нужен присмотр за питомцем. Хотя бы потому, что эти ящерицы часто выпадают из окон. Они довольно быстро передвигаются и прекрасно лазают, поэтому, если вы выпустили вашу игуану погулять в комнате с приоткрытым окном и на минутку отвлеклись, дело может закончиться плохо. Кроме того, они часто травмируют свои длинные пальцы о предметы домашней обстановки.

Но самое главное — прогулки по дому НИКАК не отменяют обязательного наличия террариума, потому что этой рептилии необходимо ежедневно как минимум восемь часов облучаться ультрафиолетом. Также террариум является ее законным местом обитания, теплой зоной, где игуана отдыхает и переваривает еду.

Могут ли игуаны ужиться с другими животными? Да. В моей практике был интересный случай дружбы хорька и игуаны.

Оба оказались моими пациентами, и у меня было много возможностей наблюдать их умилительное взаимодействие. Когда крупного самца игуаны выпускали из террариума, то малюсенькая фретка (это декоративный хорек, отличающийся от обычного более ласковым нравом, разнообразием окрасов и более мелкими размерами по сравнению с лесным или степным хорьком), проживающая в этой же квартире, практически мгновенно забиралась игуане на спину. Она устраивалась там поудобнее и могла несколько часов так путешествовать, сидя на спине мирного ящера. При этом она периодически засыпала, сваливалась со спины своего «извозчика», забиралась обратно, а самец игуаны проявлял себя истинным джентльменом — всё это время не лазил по вертикальным поверхностям, чтобы хорек не свалился с его спины. Хотя в принципе такая ящерица с легкостью может подняться по шторам на карниз или забраться на ковер, висящий на стене.

Что едят игуаны и к чему нужно быть готовыми будущим владельцам?

Игуана — яркий представитель одомашненных травоядных рептилий. При этом на воле они питаются также и белковой пищей, поскольку в дикой природе животные тратят энергии намного больше, чем в домашних условиях. Вот почему при содержании этих ящериц в домах и квартирах я не рекомендую кормить их мясом, яйцами, творогом, сыром и тому подобными белковыми продуктами. Большинство животных, питающихся «с хозяйского стола» такой едой, к седьмому-восьмому году жизни имеют серьезные проблемы с почками, которые, к сожалению, часто бывает уже невозможно излечить. А вот растения, если они не ядовиты и не токсичны, рептилиям можно есть любые. Но к ним нужно обязательно прибавлять специальные витаминно-минеральные добавки. И тогда, при наличии также прогрева и источника ультрафиолета в террариуме, игуана сможет прожить более четырнадцати лет, радуя своих владельцев.

Зеленых игуан называют самыми дружелюбными и спокойными из этой группы рептилий, но всё же нужно иметь в виду, что эта крупная ящерица может дать отпор даже мелким породам собак, не говоря уже о кошках или хорьках. Ее хвост способен нанести серьезные травмы, поэтому контакт рептилии с другими домашними питомцами можно осуществлять только под постоянным присмотром.

Несколько шрамов на моих пальцах оставлены именно игуанами. Некоторые из них, особенно самцы во время гона, бывают крайне агрессивными. А когда их необходимо зафиксировать для осмотра или для того, чтобы поместить в переноску перед поездкой к доктору, нужно учитывать несколько очень важных моментов:

  • Хвост игуаны — ящерица будет вас бить этой частью тела сильно и беспощадно, пытаясь вырваться. Это достаточно больно, но всё же хватать животное за кончик хвоста я вам не советую: ведь он может оторваться, как и у любой другой ящерицы!
  • Когти игуаны — пальцы у этой рептилии длинные, а когти очень острые и цепкие. И если лапы не зафиксировать, то вы будете полностью расцарапаны. Но не надо удерживать ящерицу, как кошку или собаку, за конечности: мало того, что вы можете травмировать рептилию, но и особых успехов эти попытки не принесут. Игуан фиксируют, держа за плечевой и тазовый пояса конечностей, то есть за те места, где лапы «крепятся» к телу ящерицы.
  • Зубы игуаны — многие ящерицы не прочь покусаться. И уж точно все они будут стараться это сделать, если пытаться их обездвижить против их воли. Будьте осторожны! Но если вас уже укусили, есть правило: не выдергивайте палец из пасти ящерицы. Дело в том, что зубы у этих рептилий чуть-чуть изогнуты внутрь. И когда игуана вас укусила, а вы начали выдергивать палец из ее рта, то… основные травмы вы нанесете себе сами. А вот если не поддаваться панике, стерпеть боль, затем раскрыть пасть игуаны и аккуратно вытащить палец, травмы будут минимальны.

Байка про варана-людоеда

Самыми распространенными представителями плотоядных ящериц являются вараны. Разнообразных варанов на свете очень много, они различаются как по размеру, так и по образу жизни. Некоторые живут в пустынях и хорошо переносят перепады температур, другие же населяют тропические леса и замечательно лазают по деревьям. Поэтому, прежде чем завести у себя дома варана, необходимо выяснить, какой он ведет образ жизни в окружающей среде. Это поможет вам выбрать форму террариума и правильно его оборудовать.

У многих почему-то сложилось мнение, что вараны — это исключительно огромные, опасные и очень агрессивные животные с ядовитой слюной, которые могут убить владельца одним укусом. В Интернете уже несколько лет ходит одна такая байка — по-другому эту историю не назовешь. Вдобавок ко всему, варан в этой истории превратился в игуану. Вкратце она изначально выглядела так: молодой человек завел себе варана. Через какое-то время варан сильно укусил своего хозяина за руку, после чего стал приходить к изголовью его кровати и смотреть на него пристальным «ожидающим» взглядом. Хозяин этого «ядовитого дьявола», напуганный его гипнотическим взглядом и начитавшийся кошмарных историй в Интернете, побежал по врачам, думая, что укус ящерицы его отравил, а варан проверяет, жив он или мертв, чтобы начать с удовольствием его пожирать.

Начнем с того, что это полный бред, а ноги этой истории растут из популярной передачи BBC про то, как комодский варан (он же гигантский индонезийский варан, он же комодский дракон, он же просто варан с острова Комодо) кусает антилопу и ждет, пока та умрет. Я надеюсь, что на своем веку я не встречу такого безумца, который бы завел в домашних условиях комодского варана. А если такой и появится, то на этот случай очень подходит поговорка «Мир его праху! Он сам себе выкопал могилу». Эти вараны способны вырасти более чем на три метра в длину, весят до полутора центнеров и отличаются довольно скверным характером. Вернее, дело даже не в характере, а в том, что основу рациона этих рептилий составляет мясо животных, которое они добывают всеми доступными способами. И хотя вараны не брезгуют падалью, они вполне способны, например, «надкусить» ногу крупной антилопы или другого животного, а потом ждать, пока оно погибнет. А противостоять такой туше очень сложно!

Просто интересно!

Редкий дракон

Вулканический остров Комодо находится в Индонезии. Проживает там всего около 2000 человек. А вот сколько варанов — сказать сложно. Считается, что всего в природе их осталось около 3000. Они встречаются не только на Комодо, но и на некоторых соседних островах. Когда-то эти огромные рептилии были распространены гораздо шире, но, как это часто бывает, их сотнями уничтожали во время «спортивной охоты». Также их вывозили в Европу — пытались содержать в «зверинцах», изучали возможности использования вараньей шкуры и мяса. Чтобы спасти варанов от вымирания, был организован Национальный парк Комодо, а сами вараны внесены в Красную книгу Международного союза охраны природы.

У варанов Комодо слюна хоть и не ядовитая, но в ней содержится очень много патогенных микроорганизмов. И когда варан кусает какое-либо животное, например, за ногу, эти микроорганизмы проникают в кровеносное русло животного. Поэтому оно через какое-то время погибает от сепсиса. (Сепсис в переводе с греческого означает «гниение». Это опасное для жизни состояние, которое вызвано реакцией организма на инфекцию.)

Например, для антилопы гну, получившей травму, сепсис — вполне реальная угроза, потому что в условиях дикой природы ее, естественно, никто не вылечит. У человека, при наличии врачей, антибиотиков и дезинфицирующих средств, укус даже крупного варана закончится в худшем случае некрозом мягких тканей или абсцессом. Хотя в этом тоже приятного мало.

Однозначное мнение о поведении варанов сформулировать сложно. Например, капские (или степные) вараны, которые родились в неволе и с «младенческого» возраста общались с человеком, — в основном не агрессивные, а милые животные, которые даже узнают своих владельцев и ведут себя почти как кошки — например, настойчиво требуют, чтобы их погладили и почесали. Этим варанам в плане размера далеко до комодских — размер капского варана в большинстве случаев не превышает метра. А вот вараны «древесники», которые в дикой природе живут в тропических лесах Новой Гвинеи, — в основном агрессивные, пытаются укусить при любом удачном случае и чаще всего содержатся только в террариумах без выгула.

Кстати, относительно узнавания рептилиями своих хозяев: применительно к крупным ящерицам это давно доказанный факт. Игуаны, тегу и вараны отличают звуковую волну голоса своего владельца от звуковой волны голоса других людей. То есть, получается, действительно узнают своего хозяина. Хотя, конечно, выполнять команды «сидеть», «лежать» или «принеси тапочки» они не будут.

Поедатели песка

Хищниками могут быть не только огромные вараны, но даже и некоторые маленькие ящерицы. Например, широко распространенная — как в природе, так и в любительских террариумах — ящерица леопардовый геккон, более известная как эублефар. Она питается только насекомыми и тоже, по сути, является хищником. Название «эублефар» дословно можно перевести как «настоящее веко», или «хорошее веко» — именно наличие подвижного века отличает эублефаров от многих других рептилий. Благодаря такой особенности органов зрения мордочки эублефаров многим кажутся на редкость обаятельными и симпатичными: владельцы ящериц с восторгом рассказывают друг другу, как их питомцы «подмигивают» и даже «строят глазки».

Эта ящерица достаточно неприхотливая и небольшая — длина ее тела не превышает двадцати сантиметров даже у крупных самцов. Живут они более семнадцати лет, хорошо приручаются и обладают огромным количеством различных окрасов (морф), что тоже привлекает к ним внимание. Морфы у рептилий — это вариации окраса внутри одного вида. Поэтому некоторые террариумисты собирают целые коллекции из леопардовых гекконов различного окраса.

Эублефары могут питаться одними лишь насекомыми, и если к ним добавлять витамины и минералы, то больше в рационе ничего и не требуется.

У гекконов бывает множество различных заболеваний, но я хочу заострить внимание на одной частой проблеме, которой на самом деле легко избежать. В зоомагазинах специально для леопардовых гекконов продается песок. Он разноцветный и красивый, поэтому многие владельцы эублефаров насыпают его на дно террариума для своей ящерки и любуются тем, как здорово пестрый эублефар выглядит на фоне «песочка». Это недопустимо. Мало того, что геккон может начать поедать песок просто так — он в любом случае невольно будет его понемногу проглатывать при ловле насекомых. Это приведет к скоплению песка в желудочно-кишечном тракте рептилий. Как и у черепах, инородные предметы могут вызвать у них непроходимость. Песок, проглоченный в большом количестве, постепенно откладывается в желудке и кишечнике и, не выходя полностью, образует сладжи[1], органы желудочно-кишечного тракта вынуждены увеличиваться, чтобы вместить непереварившиеся инородные предметы и пищу. Впоследствии песок затвердевает и застревает, растянув до предела желудок и кишечник и травмируя слизистые оболочки этих органов. В результате ящерицы попадают на операционный стол просто потому, что их хозяева захотели сделать террариум покрасивее. Практически всегда в подобной ситуации владелец рептилии восклицает:

— Мне же в зоомагазине сказали, что это песок специально для таких ящериц, что он экологически чистый! И на таком грунте они и живут в природе!

Это правда — песок действительно приближен к окружающей среде эублефара в дикой природе. Но на воле у леопардового геккона столько проблем и забот, что ему не придет на ум есть песок! Ему там нужно выживать, добывать пищу, заботиться, чтобы его самого не съели, бороться с другими гекконьими трудностями. А при спокойной жизни в ограниченном пространстве, да еще с регулярным поступлением корма, у рептилии развивается извращенный аппетит. Поэтому даже экологически чистый песок, взятый из ареала обитания этой ящерки, скорее всего, будет проглочен, а сама она, вероятно, рано или поздно заболеет и будет прооперирована.

Интересная особенность этих рептилий: упитанность и хорошее состояние ящерицы определяется толщиной ее хвоста — именно туда откладываются все жировые запасы организма. Эублефары запасают питательные вещества у себя в хвосте «на черный день». Поэтому, когда хвост ящерицы начинает худеть, это свидетельствует о неблагоприятных условиях содержания или болезни.



[1] Обычно сладжем называют осадок в желчном или мочевом пузыре, по какой-то причине задержавшийся в этом органе. Это может происходить также из-за мочекаменной болезни, холецистита и т. д., а по сути это задерживание песка, который обволокла слизь в неположенном месте организма. В нашем случае это экологически чистый песок, который проглотила ящерица, а кишечник ответил на раздражение выделением большого количества слизи, и песок застрял.

Издательство «Бомбора» представляет книгу Алексея Калиновского «О чем пьют ветеринары. Нескучные рассказы о людях, животных и сложной профессии».

В каждой профессии — свои тараканы. А в профессии ветеринарного врача, кроме тараканов, есть еще собаки, кошки, козы, куры, хомяки и, конечно, их владельцы. Нескучные истории от самого веселого в России ветеринарного врача, открывшего первую частную ветклинику в Москве еще в 90-х, приоткроют завесу в закулисье непростой профессии. Если вы восхищаетесь необыкновенными рассказами и вкусным ироничным слогом Джеральда Даррелла, обожаете невыдуманные истории из жизни людей и животных, то эта книга точно для вас! Веселые и грустные рассказы Алексея Анатольевича Калиновского о людях, с которыми ему довелось встречаться в жизни, о животных, которых ему посчастливилось лечить, и о невероятных ситуациях, которые случались в его ветеринарной практике, захватывают с первых строк и погружают в атмосферу доверительной беседы со старым другом.

Предлагаем прочитать отрывок, в котором автор делится воспоминаниями о знаменитом Птичьем (Калитниковском) рынке.

Сколько стоит овчарка

Птичий рынок. Как много эти два слова значат для коренного москвича! Только не то убожество, которое теперь находится на МКАД и называется «Садовод», а та Птичка, которая была на Калитниковской.

Никакой проводящийся теперь «Фестиваль шашлыков» или «Путешествие в Рождество», по бездарности и безвкусице напоминающие дешевую дискотеку в провинциальном городе, не могут сравниться по значимости с Птичкой. Работала она только в субботу и воскресенье, но сколько событий гигантского масштаба там происходило!

К поездке готовились заранее. Дня за два начинали созваниваться с друзьями, назначали день, час и место встречи. Открывалась Птичка рано утром в субботу.

С утра бурлила площадь перед станцией метро «Таганская». Оттуда было удобнее всего доехать до рынка, поэтому очереди на троллейбус стояли такие, что не всегда можно было сесть в первый. Основной вход на рынок был с Большой Калитниковской улицы, куда народ тянулся от остановок троллейбусов и трамвая.

Чего только не продавалось на Птичке! Там можно было купить всё. Даже если чего-то нужного в наличии не оказывалось, можно было найти знающих людей, и вопрос решался сам собой. Единственное, что уточнялось: привезти ли нужную вещь домой заказчику или он сам приедет в назначенные выходные. Мне всегда казалось: если заказать там подводную лодку, истребитель последнего поколения или ядерную бомбу, решение вопроса упиралось бы только в сроки доставки.

Открывалась Птичка образцами военной одежды, которая была развешена на заборе с наружной стороны. Тогда не существовало специальной одежды для туристов, охотников, рыбаков, поэтому пределом мечтаний был военный камуфляж. Он, естественно, не продавался свободно, а всё, что предлагалось на Птичке, было украдено с военных складов благодаря изрядно пьющим прапорщикам, которые за пару бутылок списывали пропажу. На рынке все знали, что это украдено, но коли никто не искал, делали вид, что никто ничего и не продает.

За воротами начинался сам рынок, а именно ряды, где торговали аквариумными рыбками и всем, что было нужно для их содержания. От рыбок, которые как капельки красок кружили в аквариумах, было невозможно оторвать взгляд.

Мой американский «папа», очень известный и авторитетный в Америке ветеринарный врач Рэй Пале, никак не мог понять, отчего же в минус двадцать вода в аквариумах не замерзает, а тропические рыбки бойко плавают. Сначала ему рассказывали, что в аквариумы по русскому обычаю добавляют водку, поэтому вода не замерзает, а подвыпившие рыбки чувствуют себя вполне комфортно.

Но потом добрые мужики позвали его за прилавок и показали систему из маленьких газовых баллонов и горелок, а также обычных свечей. Заодно ему налили, чтобы он сам сильно не замерз.

В этих же рядах продавались рептилии, всякие ползающие гады и насекомые. Такого количества аквариумов и оборудования к ним не видел ни один государственный магазин. Тут же можно было купить корм — трубочника, мотыля, опарышей и всякую мелкую водную живность, которую везли с юга.

Чуть подальше располагались ряды с удилищами, спиннингами, катушками и всем, что требовалось для рыбалки, но в обычных условиях было огромным дефицитом.

Налево от входа начинался птичий двор. Канарейки, попугайчики всех цветов и пород, запрещенные к отлову и продаже дикие певчие птицы и, конечно, голуби. Голубятни уже стали пропадать в Москве, и Птичка оставалась местом встречи московских голубятников.

Между птичьим и собачьим дворами стояли клетки с пушными зверями. Тут же продавали коз, кур, индюков. Можно было купить шкурки на шапку или сами шапки. К качеству выделки этих шкурок и уже сшитых шапок, как правило, сложно было придраться.

Собачий двор стоял особняком. На него был отдельный вход со стороны Средней Калитниковской улицы, поэтому крупных собак не надо было вести через весь рынок. Под тополями располагались со щенками владельцы кавказцев и редких что сейчас, что тогда южаков, а весь остальной двор в беспорядке занимали представители прочего лающего царства.

Толпа на Птичке была разношерстная. Самыми беспокойными и громкими были дети. Бедные родители держали себя в руках, потому что по первому требованию надо было купить желаемое сразу и прямо сейчас. Знатоки приходили, покупали то, что им было нужно, и уходили. Профессионалы делились на тех, кто продавал, и тех, кто приходил пообщаться. Общение, в зависимости от погоды, проходило летом под пиво и воблу, а зимой — под крепкий «чай». Ну и, конечно, были мошенники всех мастей и сортов.

На птичьем дворе, где движение шло по кругу строго против часовой стрелки, с человека на первом кругу часы снимали, а на втором ему же их продавали. Бежать в милицию и жаловаться было бесполезно. Шкурку или шапку втюхивали такие, что они разваливались еще до выхода с рынка, или, когда сверток дома разворачивали, то там была тряпка.

Карманники буквально наводняли Птичку, поэтому надо было просто надеяться, что пронесет. Сколько за карман ни держись, всё равно кошелек вытащат, если захотят. На собачьем дворе было царство специалистов, которые умели выдать щенка обычной дворняги за любую породу. Они держали нос по ветру и четко знали моду. Сегодня щенок продавался как болонка, а через неделю, когда он подрастал, уже как кавказец. Словом, филиал Хитровки, воспетой Гиляровским.

Майская суббота, часа четыре, и дело уже шло к закрытию Птички. На собачьем дворе, чуть в стороне от входа, стоял местный ханыга и держал свору таких же местных дворовых щенков, сосчитать которых было сложно, и каждый был привязан на отдельной веревочке.

В будние дни вся эта компания обитала в районе местной помойки. Синяк, в последней надежде сорвать сегодня денег на заветную бутылку, внимательно, взглядом психолога, всматривался в толпу, выискивая жертву.

В этот момент со стороны Средней Калитниковской на Птичку зашел ничего не подозревавший пионер. Судя по выражению его лица, он успешно закончил очередную учебную неделю, и родители дали ему рубль на кино, мороженое, да и вообще, чтобы он себе ни в чем не отказывал. По тому, как он начал деловито рассматривать собак, стало понятно, что к рублю он прибавил еще денег, сэкономленных на завтраках, и решил купить себе верного друга на грядущие летние каникулы. Ханыга четко выдернул его из толпы и, как змея жертву, начал его гипнотизировать.

— Мальчик! — синяк резко окрикнул пионера.

Мальчик вздрогнул, обернулся и увидел перед собой пусть и не вполне приличного с виду мужчину, но который, судя по всему, хорошо разбирался в собаках и держал на привязи целый помет.

— Ты что здесь делаешь? Тут детям одним находиться нельзя.

— Я не нахожусь, я пришел купить собаку.

— Собаку?

— Да.

— А какую собаку ты хочешь?

— Овчарку!

— Овчарку? А денег у тебя сколько?

— Три рубля.

— Покажи! — глаза ханыги загорелись, как у дворника Тихона, которому Остап дал рубль.

— Вот, — пионер достал деньги.

— Давай их сюда, — синяк схватил деньги и спрятал их очень глубоко, пока мальчик не опомнился.

— Значит, овчарку? — задумчиво спросил продавец.

Он долго критическим взглядом осматривал щенков, которые веером сидели на веревочках, потом деловито выбрал одного. Торжественно, с видом пограничника, передающего пионеру щенка на воспитание, он протянул веревочку:

— Вот, мальчик, держи овчарку на три рубля.

Будущий Карацупа гордо зашагал со своим будущим Ингусом домой.

Ольга Перовская

Ольга Перовская

Ольга Перовская

Имя при рождении Ольга Перовская
Дата рождения 27 [09] марта [апреля] 1902 года
Место рождения с. Васильевка, Мелитопольский уезд, Таврическая губерния
Дата смерти 18.09.1961
Место смерти Переделкино, Московская обл.
Гражданство Российская империя, СССР
Род деятельности писатель
Язык произведений русский

Ольга Васильевна Перовская — русская советская писательница-анималистка, прозаик.

Ольга Перовская / Биография

Дворянский род Перовских, к которому принадлежала Ольга Васильевна, оказал заметное влияние на историю России. Перовские — это побочная ветвь (то есть внебрачная линия) другого могущественного рода — Разумовских. Последние знамениты прежде всего тем, что один из них был фаворитом или даже тайным супругом дочери Петра I — императрицы Елизаветы Петровны. Родоначальник Перовских, граф Алексей Кириллович Разумовский — его родной племянник.

В советское время самой знаменитой представительницей рода Перовских стала дочь бывшего губернатора Санкт-Петербурга Софья Львовна Перовская. Она руководила несколькими покушениями на императора Александра II, в том числе последним покушением, которое привело к гибели царя. Старший брат Софьи Перовской, Василий Львович, приходился Ольге Васильевне дедом. Он отбыл ссылку, а позднее написал воспоминания о сестре (изданы в 1927 году).

Многие родственники О. В. Перовской оставили свой след в литературе. Алексей Алексеевич Перовский (псевдоним — Антоний Погорельский) — автор сказки «Черная курица или Подземные жители», романа «Монастырка», цикла повестей «Двойник или Мои вечера в Малороссии». Племянниками А. А. Перовского были создатели известного литературного персонажа Козьмы Пруткова — Алексей Константинович Толстой и братья Жемчужниковы. По женской линии все они Перовские.

Ольга Перовская была детской писательницей, работала в жанре анималистики (наряду с В. В. Бианки, Б. М. Житковым, С. В. Сахарновым, Е. И. Чарушиным, Н. И. Сладковым). В том, что она стала анималисткой, нет ничего случайного. Перовская с детства воспитывалась в обстановке любви и уважения к окружающему миру. Отец будущей писательницы, Василий Васильевич, относился к нему именно так. Однажды отец сказал Ольге, что не понимает, каким образом можно злиться или раздражаться, находясь на природе. Так формировалось мировоззрение детей В. В. Перовского, включая будущую писательницу. Б. С. Рябинин отмечал после посещения дома сестры Ольги Васильевны, что в нем жили собаки, кролики, зайцы, ежи, синицы, и они были были такими же полноправными членами семьи, как и люди (Борис Рябинин, очерк «Она любила все живое»).

Ольга Перовская родилась в 1902 году, в селе Васильевка Мелитопольского уезда Таврической губернии. Сегодня Васильевка — это город, районный центр Запорожской области Украины. Отец Перовской по окончании Петербургского лесного института получил звание «ученого лесовода 2-го разряда» с правом присвоения 1-го разряда «при удовлетворительном написании рассуждения». Ее мать, Мария Давыдовна, урожденная Кржижановская, была дочерью унтер-офицера, имела свидетельство домашней учительницы. Ольга росла с тремя сестрами — старшей Софьей и младшими Юлией и Натальей. Впоследствии и родители, и сестры Перовской стали героями ее наиболее известной книги — «Ребята и зверята». В 1907 году Василий Васильевич получил назначение в Среднюю Азию. Там Ольга прожила 11 лет и познакомилась со многими четвероногими персонажами своих книг. Василий Васильевич исполнял обязанности лесничего сначала в Копальском уезде Семиреченской области Туркестанского генерал-губернаторства, а затем вблизи озера Иссык-Куль (в Верненском и Пржевальском уездах той же области, расположенной на территории современных Казахстана и Кыргызстана). Он пользовался уважением местного населения, был учредителем Верненского отдела Русского географического общества.

Семья Перовских жила дружно, четыре сестры росли, взрослели, познавали окружающий мир. Взрослые предоставили им возможность общаться с различными домашними и дикими животными, ухаживать за ними. Свои детские годы писательница вспоминала как по-настоящему счастливое время. Впечатления детства отразились в наиболее известной книге О. В. Перовской — «Ребята и зверята». Многие читатели отмечают, что чувствуют, с какой теплотой и легким оттенком сентиментальности Ольга Васильевна рассказывала о местах, где она выросла — плодородной долине Семиречья и тогда еще тихом и сонном городке Верный, который впоследствии стал столицей советского Казахстана — городом-миллионником Алма-Ата.

« В Средней Азии между двумя большими реками есть плодородная, цветущая местность. По-казахски она называется Джеты-Су, а по-русски – семь рек: Семиречье. В Семиречье много гор, лесов, зелёных долин и фруктовых садов. Один город особенно славится своими большими яблоневыми садами. Зовут этот город Алма-Ата, что значит «Отец яблок». <…> В то время, когда я была маленькой, Алма-Ата стоял за шестьсот вёрст от железной дороги. Народу в нём было мало, а если раз в год на улице появлялся автомобиль, то все бросали свои дела и бежали смотреть на него, как на чудо. Домики тогда строились одноэтажные. В густых садах они были как грибы – сразу-то и не разглядишь. Мы жили в Алма-Ате. У нас был маленький дом и большой сад. В саду росли… ну, и яблоки, конечно!.. Но главное – там вместе с нами вырастали наши любимцы: разные домашние и дикие животные. Отец постоянно привозил нам с охоты живых зверят. Мы сами кормили их, смотрели за ними и воспитывали их. У каждой были свои питомцы: у одной – юркий лисёнок, у другой – ослик, а у самой маленькой сестры – морская свинка

Ольга Перовская

»

Юность писательницы пришлась на время перемен. Установление Советской власти на территории Средней Азии происходило очень неспокойно. В 1918 году Перовские решили уехать на Алтай. Этот период жизни Ольга Васильевна отразила в «Необыкновенных рассказах об обыкновенных животных» (1939).

Высшее образование Перовская начала получать в Туркестанском университете, а продолжила учебу в Москве, на биологическом факультете МГУ (1923-1926). Ее родные тоже переселились в европейскую часть России.

Еще студенткой Ольга Васильевна написала свою первую книгу рассказов, основанную на воспоминаниях о семиреченском детстве. Книга вышла в 1925 году, называлась «Зверята и ребята» (позднее она стала известна читателям под несколько иным заголовком — «Ребята и зверята») и принесла Перовской успех. Рассказы из этого сборника позднее не раз издавались отдельно. Один из них, «Ишка и Милка», проиллюстировала сестра Ольги Васильевны Юлия. Истории о ребятах и зверятах автобиографичны, но они рассказывают об авторе, рисуя его жизнь «крупными мазками». Ольга Васильевна говорила, что девочка Оля Перовская заставляет иногда грешить автора Ольгу Перовскую — автор не отказывается от деталей, наличие которых никак не влияет на качество рассказов. Но эти детали были дороги писательнице, и она не смогла от них отказаться (статья «Как и для чего я писала книгу «Ребята и зверята»», 1935).

  • Ольга Перовская
  • Рассказы о животных о перовская

    Ишка и Милка / О. Перовская; рисунки Ю. Перовской, 1928

  • Рассказы о животных о перовская

    Бердягинский внучек / О. Перовская, 1929

  • Рассказы о животных о перовская

    Остров в степи / Г. Замчалов, О. Перовская, 1936

  • Рассказы о животных о перовская

    Ребята и зверята / О. Перовская, 1959

  • Рассказы о животных о перовская

    Тигренок Васька / О. Перовская, 1959

Перовская сотрудничала с журналом «Город и деревня». До начала Великой Отечественной войны она написала еще несколько книг: «Бердягинский внучек» (1929), «Мармотка» (1939) и т.д. Со многими коллегами по цеху у нее установились дружеские отношения. Ольга Васильевна вышла замуж за детского писателя Григория Емельяновича Замчалова. Совместной работой супругов стала книга «Остров в степи» (1934), посвященная заповеднику Аскания-Нова.

К 1934 году Перовская — вполне состоявшийся и уважаемый автор. Ее творчество высоко оценивали С. Я. Маршак и М. А. Горький. На первом съезде писателей в сентябре 1934 года Горький назвал Перовскую «классической детской писательницей». Маршак отмечал, что Перовской свойственно понимание читателя, верный учет его возраста и требований. На правах опытного детского писателя она выступала перед молодыми литкружковцами, размещала статьи в авторитетном журнале «Детская литература» (в частности, выполнила обзор номеров журнала «Юный натуралист» с № 4 за 1934 год по № 3 за 1935 год). В 1937 году «Детская литература» официально разместила ее прижизненную биографию наряду с биографиями таких классиков, как С. Я. Маршак, А. П. Гайдар, А. Л. Барто, К. Г. Паустовский.

В произведениях Перовской много примет времени. Некоторые из них автору удалось сгладить — так произошло с первой версией книги «Ребята и зверята». Из ее названия «Зверята и ребята» следует, что внимание должно было уделяться прежде всего изображению четвероногих действующих лиц. В то время, по воспоминаниям Перовской, семья считалась анахронизмом. Поэтому издательства уговаривали писательницу поместить тигренка Ваську в «детскую колонию и дать вместо дореволюционной семьи настоящий колхозный коллектив». Ольге Васильевне пришлось порядочно «повоевать», чтобы хоть в какой-то мере сохранить книге автобиографичность. И все же наиболее раннее издание существенно отличается от «классического» варианта. Вместо четырех сестер Перовских (Сони, Оли, Юли и Наташи) там действуют Вася, Настя и Петька, а вместо родителей девочек — некий Чубарин и его жена.

С началом Великой Отечественной войны муж Ольги Васильевны вступил в народное ополчение и ушел на фронт. Григорий Емельянович не вернулся с войны, он числится пропавшим без вести в декабре 1941 года.

Ольга Васильевна уехала в Кисловодск (по другим сведениям — в Пятигорск). 15 марта 1943 года ее арестовали и приговорили к 10 годам пребывания в лагере. Затем приговор был смягчен — лагерь заменили на ссылку. Причиной ареста стало «сотрудничество с врагом во время оккупации»: Ольга Васильевна продолжала работать библиотекарем после захвата города немцами. Семья не оставила Ольгу Васильевну в беде. Сестры Перовской обратились к известным писателям с просьбой о помощи. На эту просьбу откликнулись М. М. Пришвин и С. В. Михалков. По их ходатайству дело Перовской было передано на доследование. Осенью 1945 года Ольгу Васильевну признали невиновной. Однако в 1948 году был осужден председатель военной коллегии Верховного Суда СССР В. В. Ульрих. Именно он давал распоряжение о пересмотре дела Перовской. В декабре 1949 года Перовскую арестовали повторно. Она была освобождена и полностью реабилитирована только в 1955 году.

В 1950-1955 г.г. произведения Перовской не издавались и не продавались в магазинах. Почти весь тираж «Острова в степи» был уничтожен.

После освобождения Ольга Васильевна вернулась в Москву. Ее квартира была занята чужими людьми. М. П. Прилежаева, в то время председатель детской секции писателей, смогла добиться того, чтобы Перовская получила комнату. Ольга Васильевна рассказала Прилежаевой удивительную историю. В ссылке, на длинном переходе к рабочему участку, конвой натравил на Перовскую, которой требовался отдых, двух обученных псов. Но она не проявила страха и осталась совершенно спокойной. Ольга Васильевна положила собакам на головы руки — животные успокоились и легли рядом. Это произвело на окружающих неизгладимое впечатление. Больше никто не препятствовал тому, чтобы Перовская могла останавливаться в пути и отдыхать.

Ссылка подорвала здоровье Ольги Васильевны, которая имела врожденный порок сердца. Писательница продолжала работать, вышли ее книги «Золотое руно» (1957) — эту книгу о выведении новой породы овец она начала писать совместно с мужем; «Джан — глаза героя» (1958), где рассказывалось о подготовке собак-поводырей и социализации незрячих людей после войны; «Тигренок Васька» (1959). В конце жизни Ольга Васильевна была прикована к постели. Она умерла в 1961 году в возрасте 59 лет и похоронена на Переделкинском кладбище.

Книги О. В. Перовской не «очеловечивают» животных и вместе с тем не относятся к научной литературе. Перовская показывала животных такими, какими их видели дети. Ольга Васильевна хотела, чтобы читатели полюбили ее героев так же, как любила их она. Большинство ее произведений — это истории о дружбе. В ее работах виден отказ от антропоцентризма, от отношения к животным как к механизмам или материалам, которые используются в быту. Необходимость таких произведений Перовская объясняла в духе своего времени: животное, помогая человеку, меняется и внешне, и внутренне. Надо уметь наблюдать эти перемены: во-первых, наблюдения за животными очень интересны, во-вторых, они могут принести большую пользу, если уметь правильно применять их.

Работы Перовской решают задачи воспитания молодого поколения в духе любви и интереса к природе. Они очень информативны, способствуют повышению эрудиции юных читателей. Иногда это получается непроизвольно — например, когда речь идет о каких-либо привычках животного или интересных фактах. Так, из рассказа «Тигренок Васька» можно узнать, что еще не так давно в Казахстане иногда встречались тигры (Васька пойман на озере Балхаш). В других произведениях стремление к познавательности более осознанно. В книге «Остров в степи» каждая главка рассказывает каком либо определенном виде животных, охраняемом в заповеднике «Аскания-Нова». Естественно-научные факты вписаны в одну общую историю, которая, по задумке автора, рассказывается детям стариком — свидетелем создания заповедника.

Произведения О. В. Перовской переиздаются и в настоящее время.

Ольга Перовская / Книги

  • Перовская, О. В. Зверята и ребята : [рассказы] / О. В. Перовская ; рис. Л. Бруни. — Москва [и др.] : Государственное издательство, 1925. — 99 с. : ил. — (Новая детская библиотека. Младший и средний возраст). — [Хранится в РГБ].
  • Перовская, О. В. Мои волчата : [рассказ] / О. В. Перовская ; рис. Д. Горлова. — Москва [и др.] : Государственное издательство, 1927. — 32 с. : ил. — (Новая детская библиотека. Средний возраст). — [Хранится в РГБ].
  • Перовская, О. В. Ишка и Милка : [рассказ] / О. Перовская ; рисунки Ю. Перовской. — Москва [и др.] : Государственное издательство, 1928. — 55 с. : ил. — [Хранится в фонде Редкой книги РГДБ].
  • Перовская, О. В. Чубарый : [рассказ] / О. В. Перовская ; рис. А. Щербакова. — Москва [и др.] : Государственное издательство, 1929. — 80 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Перовская, О. В. Бердягинский внучек / О. Перовская. — Москва [и др.] : Государственное издательство, 1929. — 40 с. : ил. — [Хранится в фонде Редкой книги РГДБ].
  • Перовская, О. В. Ребята и зверята / О. Перовская ; рисунки Л. Бруни.— Москва : Молодая гвардия, 1933. — 168 с. : ил. — [Хранится в фонде Редкой книги РГДБ].
  • Перовская, О. В., Замчалов Г. Е. Остров в степи / О. В. Перовская [и др.] ; Суп.-обл. и переплет А. Брен. — Москва : Детгиз, 1934. — 166 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Перовская, О. В., Замчалов Г. Е. Остров в степи / О. В. Перовская, Г. Е. Замчалов ; фотографии авторов ; переплет по рисунку А. Брея. — Москва [и др.] : Детиздат ЦК ВЛКС, 1936. — 135 с. : ил. — [Хранится в фонде Редкой книги РГДБ].
  • Перовская, О. В., Замчалов Г. Е. Ребята и зверята / О. В. Перовская ; рисунки В. Ватагина. — Москва : Детгиз, 1938. — 224 с. : ил. — [Хранится в фонде Редкой книги РГДБ].
  • Перовская, О. В. Мармотка / О. Перовская ; рисунки А. Брея.— Москва [и др.] : Детиздат, 1939. — 72 с. : ил. — [Хранится в фонде Редкой книги РГДБ].
  • Перовская, О. В. Необыкновенные рассказы про обыкновенных животных : [рассказы] / О. В. Перовская ; рис. А. Брея. — Москва [и др.] : Детиздат, 1939. — 44 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Перовская, О. В. Про поросят : [рассказы] / О. В. Перовская. — Москва : Центр. ин-т сан. просвещения Наркомздрава СССР, 1941. — 20 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Перовская, О. В. Васька : [рассказ] / О. В. Перовская ; рис. Е. Рачева. — Москва [и др.] : Детиздат, 1941. — 32 с. : ил. — (Маленькая библиотека). — [Хранится в РГБ].
  • Перовская, О. В. Ребята и зверята / О. Перовская ; рисунки В. Ватагина [и др.]. — Москва : Детгиз, 1955. — 200 с. : ил. — [Хранится в фонде Редкой книги РГДБ].
  • Перовская, О. В., Замчалов Г. Е. Золотое руно / О. В. Перовская [и др.] ; рис. М. Рудакова. — Москва : Детгиз, 1957. — 175 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Перовская, О. В. Джан – глаза героя : [повесть] / О. В. Перовская : ил. А. А. Груздев. — Новосибирск : Кн. Изд-во, 1958. — 112 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Перовская, О. В. Тигренок Васька / О. Перовская ; рисунки В. Ватагина. — Москва : Детгиз, 1959. — 48 с. : ил. — [Хранится в фонде Редкой книги РГДБ].
  • Перовская, О. В. Пегуша : [повесть] / О. Перовская ; ил. Л. А. Груздев. — Новосибирск : Западно-Сибирское книжное издательство, 1967. — 67 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Перовская, О. В. Райт : [рассказ] / О. Перовская ; ил. И. Кононов. — Москва : Советская Россия, 1968. — 16 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Перовская, О. В. Мармотка / О. Перовская ; худож. В. Туманов. — Барнаул : Алтайское книжное издательство, 1969. — 101 с. : ил. — [Хранится в фонде Редкой книги РГДБ].
  • Перовская, О. В. Ребята и зверята : [рассказы] / О. Перовская ; худож. И. Годин. — Москва : Детская литература, 1973. — 269 с. : ил. — (Библиотечная серия).
  • Перовская, О. В. Тигренок Васька : [рассказы] / О. В. Перовская ; худож. И. Годин. — Москва : Детская литература, 1977. — 32 с. : ил. — (Школьная библиотека. Для начальной школы).
  • Перовская, О. В. Мармотка [рассказы] / О. В. Перовская ; худож. Н. Хараш. — Москва : Советская Россия, 1983. — 40 с. : ил.
  • Перовская, О. В. Тигренок Васька : [рассказы] / О. В. Перовская ; рис. И. Година. — переизд. — Москва : Детская литература, 1984. — 32 с. : ил. — (Читаем сами).
  • Перовская, О. В. Ребята и зверята : [рассказы] / О. Перовская ; худож. Н. Доронина [и др.]. — Москва : Радуга, 1987. — 189 с. : ил.
  • Перовская, О. В. Ребята и зверята : [рассказы] / О. Перовская ; худож. И. Годин ; предисловие В. Чернышева. — Москва : Детская литература, 1989. — 271 с. : ил. — (Библиотечная серия).
  • Перовская, О. В. Ребята и зверята : [на английском языке] / О. Перовская. — Москва : Детская литература, 1989. — 271 с. : ил. — (Библиотечная серия).
  • Перовская, О. В. Мармотка [рассказы] / О. В. Перовская. — Москва : Советская Россия, 1990. — 39 с. : ил.
  • Перовская, О. В. Ребята и зверята : [рассказы] / О. Перовская ; худож. И. Годин. — Москва : Оникс 21 век, 2002. — 256 с. : ил. — (Золотая библиотека).
  • Перовская, О. В. Ребята и зверята : [рассказы] / О. Перовская ; худож. В. Бастрыкин. — Москва : Дрофа, 2005. — 128 с. : ил. — (Рассказы о животных).
  • Перовская, О. В. Ребята и зверята : [рассказы] / О. Перовская ; худож. Т. Васильева. — Москва : Махаон, 2005. — 189 с. : ил. — (Родная природа).
  • Перовская, О. В. Ребята и зверята : [рассказы] / О. Перовская. — Москва : Пушкинская библиотека : Астрель, 2005. — 190 с. : ил. — (Внеклассное чтение).
  • Перовская, О. В. Ребята и зверята : [рассказы] / О. Перовская ; иллюстр. Н. Доронина [и др.]. — Москва : АСТ : Астрель, 2006. — 187 с. : ил.
  • Перовская, О. В. Ребята и зверята : [рассказы] / О. Перовская ; худож. Е. Подколозин. — Москва : Стрекоза-пресс, 2007. — 223 с. : ил. — (Классика детям).
  • Перовская, О. В. Франтик : [из книги «Ребята и зверята»] / О. Перовская ; худож. О. Ионайтис. — Москва : Детская литература, 2015. — 32 с. : ил. — (Книга за книгой).
  • Перовская, О. В. Ребята и зверята : [рассказы] / О. Перовская ; худож. И. Годин. — Москва : Детская литература, Оникс 21 век, 2017. — 327 с. : ил. — (Живая природа).
  • Перовская, О. В. Ребята и зверята : [рассказы] / О. Перовская ; худож. И. Годин. — Москва : Детская литература, 2017. — 327 с. : ил. — (Живая природа).
  • Перовская, О. В. Тигренок Васька : [рассказы] / О. В. Перовская ; худож. В. Бастрыкин. — Москва : Детская литература, 2019. — 32 с. : ил. — (Книга за книгой).

Ольга Перовская / Книги в Национальной электронной детской библиотеке

  • Перовская, О. В. Ишка и Милка : [рассказ] / О. Перовская ; рисунки Ю. Перовской. — Текст : электронный. — Москва [и др.] : Государственное издательство, 1929 (Москва : РГДБ, 2013). — 55 с. : ил.
  • Перовская, О. В. Бердягинский внучек / О. В. Перовская. — Текст : электронный. — Москва [и др.] : Государственное издательство, 1929 (Москва : РГДБ, 2012). — 40 с. : ил.
  • Перовская, О. В. Ребята и зверята : [рассказы] / О. В. Перовская ; рисунки Л. Бруни. — Текст : электронный. — Москва : Молодая гвардия, 1933 (Москва : РГДБ, 2012). — 168 с. : ил.
  • Перовская, О. В., Замчалов Г. Е. Остров в степи / О. В. Перовская [и др.] ; фотографии авторов ; переплет по рисунку А.Брея. — Текст : электронный. — Москва [и др.] : Детиздат ЦК ВЛКСМ, 1936 (Москва : РГДБ, 2019). — 135 с. : ил.
  • Перовская, О. В. Ребята и зверята : [рассказы] / О. В. Перовская ; рисунки В. Ватагина. — Текст : электронный. — Москва [и др.] : Детиздат ЦК ВЛКСМ, 1938 (Москва : РГДБ, 2013). — 224 с. : ил. — (Школьная библиотека).
  • Перовская, О. В. Ребята и зверята : [рассказы] / О. В. Перовская ; рисунки В. Ватагина [и др.]. — Текст : электронный. — Москва : Детгиз, 1955 (Москва : РГДБ, 2012). — 200 с. : ил.
  • Перовская, О. В. Тигренок Васька : [рассказы] / О. В. Перовская. — Текст : электронный. — Москва : Детгиз, 1959 (Москва : РГДБ, 2012). — 48 с. : ил.

О жизни и творчестве

  • Перовская Ольга Васильевна (1902–1961) // Русские детские писатели XX века : библиографический словарь. — Москва : Флинта, 2019 — С. 333–334. — Т. М. Колядич.
  • Токмаков Л. [интервью с российским советским художником и иллюстратором : воспоминания о его творчестве и коллегах]. — Текст : электронный / Лев Токмаков : беседу вела К. Смирнова // Правмир.ру : сайт : [на русском языке].
  • Авдеева И. А. Трансформация гуманизма: от антропоцентризма к биоцентризму в контексте новых принципов отношения человека к животным / И. А. Авдеева // Философия и общество. — 2018. — № 3. – С. 68–82.
  • Несмелова О. ; Зуева Е. «Записки натуралиста как жанр художественно-документальной литературы» // О. Несмелова ; Е. Зуева // Филология и культура. — 2016. — № 4 (46). – С. 243–249.
  • Перовская, О. В. Как и для чего я писала книгу «Ребята и зверята» // Вслух про себя : сборник статей и очерков советских детских писателей. Кн. 2. — Москва : Детская литература, 1978 — С. 273–289. — сост. А. И. Вислов ; Ф. Э. Эбин.
  • Перовская, О. В. Слово к читателям : [завещание Ольги Перовской ] // Детская литература 1965. — Москва : Детлит , 1965 — С. 238–245.
  • Перовская Ольга Васильевна (1902–1961) // Рассказы об авторах ваших книг : справочник для учителя средней школы. — Москва : Мегатрон, 2007 — С. 178–179. — Библиогр.
  • Перовская, О. В. О Юном натуралисте и юных натуралистах // Детская литература. — 1935. — № 6. — С. 37–40.
  • Ольга Перовская. Дополнение к биографии : сайт : [на русском языке]. — Текст : электронный

См. также

  • Адамсон Джой
  • Акимушкин Игорь Иванович
  • Верзилин Николай Михайлович
  • Скребицкий Георгий Алексеевич
  • Соколов-Микитов Иван Сергеевич
  • Чаплина Вера Васильевна
  • Чарушин Евгений Иванович

Советы библиотекаря: малышам — книги о милых зверятах, подросткам — фэнтези о спасении человечества.

По выходным сотрудники библиотек рассказывают читателям mos.ru о книгах, которые запросто смогут увлечь всю семью. Ирина Корсакова, главный библиотекарь в библиотеке № 63 имени И.С. Соколова-Микитова, выбрала шесть книг — среди них есть и добрые сказки, и нон-фикшен, и психологическая повесть.

Малышам

«Мышкин дом. Самми и Юлия» Карины Схапман

Современная голландская писательница и художница Карина Схапман создала целый мир из картонных коробок и папье-маше — огромный домик с множеством комнаток, чуланов и балконов. Она поселила там двух очаровательных вязаных мышат — Юлию и Самми, их семью и друзей, смастерила из цветных лоскутков им одежду, а также шторы и предметы интерьера.

Иллюстрации в «Мышкином доме» представляют собой фотографии, сделанные самой писательницей, — они, пожалуй, самое интересное в книге, хотя простые короткие истории об обитателях домика вам тоже понравятся. Мебель, посуда, вещи и множество других предметов, которыми пользуются мышата, — все это приводит малышей в восторг, они могут рассматривать картинки бесконечно.

Книга идеально подойдет для игры «Найди и покажи». Кроме того, вместе с малышом можно придумывать собственные рассказы по картинкам — для этого там достаточно деталей.

Фото Ю. Иванко. Mos.ru

Серия книг «Жили-были кролики» Женевьевы Юрье

Эта серия уже долгое время остается одной из самых популярных и любимых у наших читателей. Веселые проделки шустрых шаловливых крольчат (четырех братьев и сестренки), их игры и переживания близки и понятны малышам. Им никогда не бывает скучно: они то летают на воздушном шаре, то мчатся на санках по заснеженным горкам, то придумывают еще что-то интересное.

Добрые истории сочинила французская писательница Женевьева Юрье. Сначала она придумывала их для своих внуков, а потом, через какое-то время, решила поделиться ими с другими детьми. Ее книжки быстро стали очень популярными, они переведены на 28 языков. Чудесные иллюстрации, сделанные художником Лоиком Жуанниго, тоже не могут оставить читателей равнодушными.

Как увлечь ребенка чтением: лайфхаки библиотекарей

Ребятам постарше

Серия книг «Добрые истории о зверятах» Холли Вебб

Скажу по опыту: эта серия, созданная британской писательницей Холли Вебб, пробуждает у многих ребят любовь к чтению. Даже те дети, которые предпочитают книгам гаджеты, полностью погружаются в мир лисят, оленят, пони и других очаровательных животных. Начинать можно с любой книги, их сюжеты не связаны между собой. Но в каждой вы найдете трогательную историю дружбы.

Книги небольшие, прочитаете их быстро. А еще в них крупный шрифт, очень удобный для детей. Если понравится, возьмите и другие книги Холли Вебб, например произведения «Мейзи Хитчинс. Приключения девочки-детектива», «Котенок Милли, или С возвращением, леопард!», «Котенок Дымка, или Тайна домика на дереве». Каждая написана с огромной добротой и любовью.

Фото Ю. Иванко. Mos.ru

«Животные-космонавты. Первые покорители космоса» Дарьи Чудной

Все ребята слышали про собак Белку и Стрелку, но многие ли знают подробности их биографии? Автор и популяризатор космонавтики Дарья Чудная рассказывает, как выбирали животных, как проходили тренировки, как они жили после полета. Фактический материал о животных в космосе подается здесь в очень интересной и живой форме. Оторваться невозможно! Даже взрослый человек будет читать с огромным удовольствием и найдет для себя что-то такое, о чем он не знал раньше.

В книге много фотографий с тренировок героев, красочных рисунков, а еще — воспоминания ученых, дневниковые записи тех, кто работал с собаками, и многое другое.

Тренировки, щенки и ласка. Как жили Белка и Стрелка до и после полета

Подросткам

«Дарители» Екатерины Соболь

«Дарители» — это серия из пяти книг, которая обязательно придется по вкусу любителям фэнтези. Главному герою Генри 16 лет. Детство он провел в лесу с отцом, почти не общаясь с другими людьми. Однажды Генри узнает, что именно от его действий зависит судьба всей страны и, возможно, человечества. Задача перед ним стоит непростая: вернуть в мир давно утерянное волшебство. Сможет ли Генри принять правильные решения, найти друзей, понять и принять себя самого?

Взрослым эти книги могут показаться немного наивными, но зато многие подростки узнают в героях себя. Вместе с Генри они пройдут трудный, но захватывающий путь. Я считаю, что «Дарители» — отличные повести о ценности семьи, дружбы, самопожертвования. В библиотеке мы советуем этот цикл очень часто, а взамен получаем много положительных отзывов.

Фото Е. Самарина. Mos.ru

«Просто жить!» Николая и Светланы Пономаревых

У 15-летнего Матвея рушится вся жизнь: неприятности в личной жизни, отсутствие взаимопонимания в семье и острая нехватка настоящих друзей. В голову мальчика закрадываются мысли одна отчаяннее другой. Но внезапно приходит помощь с совершенно неожиданной стороны — в лице учителя. Именно он показывает Матвею, что на все можно посмотреть под другим углом.

Эта книга о жизни и любви, о том, что каждый день — это чудо, а все потери обязательно восполняются новыми радостями, превращаясь в полезный опыт. Глубокая и добрая история заставляет задуматься над многими вещами. Ее авторы, супруги Николай и Светлана Пономаревы, — лауреаты Международного конкурса имени Сергея Михалкова, участники Международного фестиваля детской и юношеской литературы в Мюнхене.

Больше отличных книг, проверенных читателями детских библиотек и их сотрудниками, — в рубрике «Советы библиотекаря».

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Направление: духовно – нравственное

Кружок «Почитай — ка»        

Начальное  общее образование, 2 класс, 68 часов

Срок реализации: 1 год

                                                                                                Автор — составитель программы:

                                                                                 Яковлева Ирина Леонидовна,

                                                                              учитель начальных классов

                                                                                              первая квалификационная категория

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Программа кружка «Почитай – ка » разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Программа является модифицированной. Разработана учителем начальных классов I квалификационной категории Яковлевой И.Л.

Рабочая программа составлена на уровень начального общего образования по духовно-нравственному направлению развития личности.

Актуальность программы 

1.Избыточная информация через телевидение и Интернет ослабила интерес детей к книге.

2. Художественная литература является средством нравственного, эстетического и социального воспитания учащихся, а также способствует повышению их познавательной и творческой активности.

3. Для развития речи (словарного запаса, грамматического строя) используются задания, направленные на освоение авторской лексики. Акцентируется внимание учащихся к образованию новых форм слов, проводится работа по употреблению синонимов, антонимов, средств художественной выразительности, используемой в произведении.

Практическая значимость программы

 Работа учащихся в рамках указанной программы будет способствовать более глубокому изучение предмета «Литературное чтение, эффективному формированию читательской компетенции (техника и навыки чтения, круг и культура чтения, печатные тексты, информационные объекты и работа с ними), рассматриваемой в нормативных документах в качестве основной сквозной дидактической линии для курса русского языка и чтения в начальной школе.

Реализация программы рассчитана на один год.  Занятия проводятся 2 раза в неделю Общее кол-во часов в год — 68 часов. Работа проводится в форме теоретических и практических занятий.

Ведущие принципы программы кружка «Почитай-ка»

  • художественно-эстетический
  • литературоведческий
  • коммуникативно-речевой

Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное установление связей между всеми другими видами искусства.

Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи.

         Литературоведческий принцип находит свое выражение и в том, что программа охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения (в отрывках).

Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача занятий  заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громко речевой формы чтения до чтения про себя.

 Возраст детей, которым адресована программа – 8 -9  лет.

Программа учитывает особенности обучения детей младшего возраста, их психологические особенности. На каждом занятии органически сочетается изучение нового и повторение пройденного материала. Программа предусматривает итоговые занятия по каждой теме в форме викторин.

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей представлены на конкурсах, выставках, акциях.

Программа рассчитана на занятия в оборудованном кабинете, где имеются книги и периодические издания из  библиотечного фонда школы, портреты детских поэтов и писателей. словари, компьютер, телевизор.

  1. Цель и задачи программы

Целью программы является — раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями, выработать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения

Задачи программы:

  • Обучающие — знакомство учащихся с детской книгой как явлением культуры, ее структурой, видами, жанрами, темами; формирование читательских умений, необходимых для квалифицированной читательской деятельности;
  • Воспитательные – воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;

– обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности;

  • Развивающие — развитие воображения, литературно-творческих способностей и речи учащихся; расширение кругозора детей через чтение книг различных жанров и разнообразных по содержанию.
  1. Планируемые результаты  реализации  программы

Планируемые результаты  реализации программы внеурочной деятельности кружка «Почитай – ка » в соответствии  с  требованиями  ФГОС, конкретизированные по следующим уровням:

— первый – основная функция – познавательная. Обучающиеся имеют первоначальные представления о многообразии литературных жанров. Ориентируются в книге под руководством учителя.

— второй – основная функция – формирование личностного отношения.  У обучающихся формируется  потребность в систематическом чтении;

— третий – основная функция – деятельностная. Используют  разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умеют самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации

  1. Содержание курса кружка внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

Программа состоит из нескольких тематических разделов, которые взаимосвязаны между собой.

Тематическое планирование

№ п/п

Название темы

Формы проведения

Формы организации

теоретические

практические

1.

Вводный урок.

Выставка книг. Игровые и занимательные задания, акцентирующие внимание на необычных словах.

1.

2.

Самые интересные книги, прочитанные летом

Конкурс рисунков по  прочитанным книгам. Выставка рисунков

1.

Малые фольклорные жанры . 15ч.

3-4

Загадки.

Беседа «Как сочиняют загадки». Сочинение загадок по опорным словам.

1

1

5-6

Путешествие в страну Мультляндию

 Изготовление поделок из природного материала по мультфильмам русских народных сказок

2

7.

Посещение школьной выставки «Мультляндия»

Экскурсия

1

8.

Пословицы и поговорки.

Чтение и беседа на понимание

1

9.

 Небылицы

Драматизация

1

10.

 Народные песни. Хакасская колыбельная песня.

Слушание. Чтение народных песен разных народов, сравнение.

1

11.

Народные песни.

Рисование на темы народных песен.

1

12.

Считалки.

Чтение и разучивание  считалок

1

13-14

 Скороговорки

Чтение считалок. Конкурс  среди уч-ся

1

1

15.

 Итоговое занятие по разделу

Литературная игра- викторина

1

Друзья детства.13 ч.

16.

 Вводное занятие.

Беседа. Выставка книг об игрушках.

1

17-18

А. Милн «Винни Пух и все-все-все»

Просмотр мультфильма. Драматизация отрывка.

1

1

19-20

Е. Пастернак «Приключения игрушек в самой обыкновенной квартире

Знакомство с книгой. Выборочное чтение одной из 19 историй и рассказ о прочитанном.

1

1

21-22

Б. Житков «Как я ловил человечков»

Чтение произведения. Изготовление кораблика из бумаги.

1

1

23-25

А. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино»

Чтение отрывков, беседа, изготовление игрушки –дергунчика  «Буратино»

1

2

26-27

А. Томилин «Сказка о Веселом мастере на все руки

Чтение. Беседа, изготовление игрушки из пластилина по страницам книги.

1

1

28.

Итоговое занятие по разделу.

 Литературная  игра- викторина

1

О наших сверстниках. 11 ч.

29.

Вводное занятие.

Выставка книг о детях.

1

30.

Л. Ян. «Необыкновенные приключения Карика и Вали»

Слушание.

1

31-32

М. Горький «Случай с Евсейкой»

Слушание начала сказки. Сочинение продолжения сказочной истории.

1

1

33-34

Веселые рассказы о детстве К.В. Драгунской.

Творческая работа: Миниатюра «Как мне имя выбирали».

1

1

35-36

Сказка для 1 -4 кл. «Обыкновенное чудо»

Новогодний бал- маскарад

2

37- 38

Н. Носов «Мишкина каша»

Чтение рассказа. Просмотр фильма. Сравнение фильма и лит. Произведения.

2

39.

Итоговое занятие по разделу.

 Литературная  игра- викторина

1

Книги о животных.12 ч.

40

Вводное занятие.

Выставка книг о животных. Рассказ об авторах, иллюстраторах.

1

41-42

Е. Чарушин «Волчишко»

Слушание –рассматривание книги. Рисование иллюстраций

1

1

43-44

Н. Сладков «Как медвежонок сам себя напугал»

Слушание.  Работа с книгой. Словесное рисование главного героя.

1

1

45-46

О. Перовская  «Ребята и зверята»

Развитие читательских умений. Чтение рассказов по выбору, рассказы о прочитанном.

2

47-48

О. Перовская  «Ребята и зверята»

Изготовление фигурок животных из бумаги.

2

49-50

Р. Киплинг «Книга джунглей»

Просмотр мультфильма «Рикки –тикки –тави». Беседа.

2

51.

  Итоговое занятие по разделу

Участие в Акции «Доброта спасет мир Помощь приюту «Кот и пес»

1

Зарубежная литература. – 8 ч.

52

Вводное занятие

Выставка детских книг

зарубежных авторов. Развитие читательских умений

1

53-54

Ш. Перро –любимые книжки

Работа с книгой .выполнение рисунков

1

1

55-56

Сказки Г. Х. Андерсена

Работа с книгой. Просмотр мультфильма. Мини –сочинение.

1

1

57-58

Сказки братьев Гримм. Госпожа Метелица

Работа с книгой. Слушание. Создание образ а главного

героя.

1

1

59

Итоговое занятие по разделу.

 Литературная  игра- викторина

1

О Родине. 6 ч.

60

Вводное занятие.

Экскурсия в школьную библиотеку. Знакомство с произведениями о родине, родной природе.

1

61.

С. Могилевская «Рассказ о смелом барабанщике»

Слушание. Составление словесного портрета

1

62-63

С. Баруздин «Шел по улице солдат»

Самостоятельная работа с книгой. Рисование на тему.

1

1

64.- 65.

Итоговое занятие по разделу.

Групповая работа. Открытка ветерану.

2

Итоговые занятия -3ч.

66.

С моей книжной полки.

Презентация читательских дневников.

1

67- 68

Итоговое занятие по курсу

Викторина « в мире книг»

Выставка  творческих работ.

2

  1. Список литературы

Используемая для  разработки программы и организации образовательного процесса:

  1. Н.Ф. Виноградова. Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы – М.: Вентана-Граф, 2011.
  2. Светловская Н. Н. «Методика внеклассного чтения»- М. 1991.
  3. Сборник под редакцией И. А. Погореловой «Калейдоскоп внеклассных мероприятий». – М, :народное образование, Илекса, 2002
  4. С. А. Шин Сценарии школьных праздников «Летим мы на крыльях мечты». Издательство: Феникс, Ростов- на- Дону, 2002

Рекомендуемая для детей и родителей:

     Сборник  внеклассное чтение «Полная библиотека». 2 класс. Издательство: Омега-пресс,       2019 г.

Календарно – тематическое   планирование кружка  «Почитай – ка» 2 класс

занятия

Дата проведения

Тема занятия

Количество часов

Форма

проведения

план

факт

теория

практика

1

1.09

Вводный урок.

1

1

2

1.09

Самые интересные книги, прочитанные летом

1

1

Малые фольклорные жанры . 15ч.

3

8.08

Загадки.

1

1

4

8.09

Загадки.

1

1

5

15.09

Путешествие в страну Мультляндию

1

1

6

15.09

Путешествие в страну Мультляндию

1

1

7

22.09

Посещение школьной выставки «Мультляндия»

1

1

8

22.09

Пословицы и поговорки.

1

1

9

29.09

 Небылицы

1

1

10

29.09

 Народные песни. Хакасская колыбельная песня.

1

1

11

6.10

Народные песни.

1

1

12

6.10

Считалки.

1

1

13

13.10

 Скороговорки

1

1

14

13.10

 Скороговорки

1

1

15

20.10

 Итоговое занятие по разделу

1

1

Друзья детства.13 ч.

16

20.10

 Вводное занятие.

1

1

17

27.10

А. Милн «Винни Пух и все-все-все»

1

1

18

27.10

А. Милн «Винни Пух и все-все-все»

1

1

19

3.11

Е. Пастернак «Приключения игрушек в самой обыкновенной квартире»

1

1

20

3.11

Е. Пастернак «Приключения игрушек в самой обыкновенной квартире»

1

1

21

17.11

Б. Житков «Как я ловил человечков»

1

1

22

17.11

Б. Житков «Как я ловил человечков»

1

23

24.11

А. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино»

1

1

24

24.11

А. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино»

1

1

25

1.12

А. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино»

1

1

26

1.12

А. Томилин «Сказка о Веселом мастере на все руки»

1

1

27

8.12

А. Томилин «Сказка о Веселом мастере на все руки»

1

1

28

8.12

Итоговый урок по разделу.

1

1

О наших сверстниках. 11 ч.

29

15.12

Вводное занятие.

1

1

30

15.12

Л. Ян. «Необыкновенные приключения Карика и Вали»

1

1

31

22.12

М. Горький «Случай с Евсейкой»

1

1

32

22.12

М. Горький «Случай с Евсейкой»

1

1

33-34

29.12-29.12

Сказка для 1 -4 кл. «Обыкновенное чудо»

1

2

35

12.01

Веселые рассказы о детстве К.В. Драгунской.

1

1

36

12.01

Веселые рассказы о детстве К.В. Драгунской.

1

1

37

19.01

Н. Носов «Мишкина каша»

1

1

38

19.01

Н. Носов «Мишкина каша»

1

39

26.01

Итоговый урок по разделу.

1

1

Книги о животных.12 ч.

40

26.01

Вводное занятие.

1

1

41

2.02

Е. Чарушин «Волчишко»

1

1

42

2.02

Е. Чарушин «Волчишко»

1

1

43

9.02

Н. Сладков «Как медвежонок сам себя напугал»

1

1

44

9.02

Н. Сладков «Как медвежонок сам себя напугал»

1

1

45

16.02

О. Перовская  «Ребята и зверята»

1

1

46

16.02

О. Перовская  «Ребята и зверята»

1

1

47

2.03

О. Перовская  «Ребята и зверята»

1

1

48

2.03

О. Перовская  «Ребята и зверята»

1

1

49

9.03

Р. Киплинг «Книга джунглей»

1

1

50

9.03

Р. Киплинг «Книга джунглей»

1

1

51

16.03

  Итоговое занятие»

1

1

Зарубежная литература. – 8 ч.

52

16.03

Вводное занятие

1

1

53

30.03

Ш. Перро –любимые книжки

1

1

54

30.03

Ш. Перро –любимые книжки

1

1

55

6.04

Сказки Г. Х. Андерсена

1

1

56

6.04

Сказки Г. Х. Андерсена

1

1

57

13.04

Сказки братьев Гримм. «Госпожа Метелица»

1

1

58

13.04

Сказки братьев Гримм. «Госпожа Метелица»

1

1

59

20.04

Итоговый урок

1

1

О Родине. 6 ч.

60

20.04

Вводное занятие.

1

1

61

27.04

С. Могилевская «Рассказ о смелом барабанщике»

1

1

62

27.04

С. Баруздин «Шел по улице солдат»

1

1

63

4.05

С. Баруздин «Шел по улице солдат»

1

1

64

4.05

Итоговое занятие по разделу. Открытка ветерану.

1

1

65

11.05

Итоговое занятие по разделу. Открытка ветерану.

1

1

Итоговые занятия -3ч.

66

11.05

С моей книжной полки.

1

1

67

18.05

Итоговое занятие по курсу «Почитай – ка» Викторина «в мире книг»

1

1

68

18.05

Итоговое занятие по курсу «Почитай – ка». Выставка творческих работ

1

1

Итого:

68 ч.

31

37

Корректировка дат проведения занятий по календарно – тематическому планированию:

Тема занятия

Кол- во часов

Дата проведения по плану

Дата проведения по факту

Примечания

Составила: _____________/ Яковлева И.Л.

  • Рассказы о животных сетон томпсон тема
  • Рассказы о животных чарушин для 2 класса
  • Рассказы о животных чарушина 2 класс читать
  • Рассказы о животных пришвин краткое содержание
  • Рассказы о животных слушать длинные