Рассказы о животных б житков краткое содержание для читательского дневника

Книга архимандрита тихона в миру георгия шевкунова, представляет собой сборник реальных историй, иногда грустных, иногда смешных, иногда

Книга архимандрита Тихона (в миру — Георгия Шевкунова), представляет собой сборник реальных историй, иногда — грустных, иногда смешных, иногда — трогательных. Автор не стремится идеализировать своих героев, тем не менее, их человечность, духовность, теплота — эти качества необычайно важны писателю. Недаром эти истории используются отцом Тихоном в проповедях и беседах. Несмотря на то, что книга о людях «пришедших в монастырь», она заинтересует не только читателей разных убеждений и конфессий, но и просто светских людей.

2-е издание, исправленное.

Предисловие

Открыто явля­ясь тем, кто ищет Его всем серд­цем, и скры­ва­ясь от тех, кто всем серд­цем бежит от Него, Бог регу­ли­рует чело­ве­че­ское зна­ние о Себе — Он дает знаки, види­мые для ищу­щих Его и неви­ди­мые для рав­но­душ­ных к Нему. Тем, кто хочет видеть, Он дает доста­точно света; тем, кто видеть не хочет, Он дает доста­точно тьмы.

Блез Пас­каль

Как-то теп­лым сен­тябрь­ским вече­ром мы, совсем моло­дые тогда послуш­ники Псково-Печер­ского мона­стыря, про­брав­шись по пере­хо­дам и гале­реям на древ­ние мона­стыр­ские стены, уютно рас­по­ло­жи­лись высоко над садом и над полями. За раз­го­во­ром мы стали вспо­ми­нать, как каж­дый из нас ока­зался в оби­тели. И чем дальше слу­шали друг друга, тем силь­нее удивлялись.

«Несвя­тые свя­тые» и дру­гие рассказы

Шел 1984 год. Нас было пятеро. Чет­веро росли в нецер­ков­ных семьях, да и у пятого, сына свя­щен­ника, пред­став­ле­ния о людях, кото­рые ухо­дят в мона­стырь, мало чем отли­ча­лись от наших что ни на есть совет­ских. Еще год назад все мы были убеж­дены, что в мона­стырь в наше время идут либо фана­тики, либо без­на­дежно несо­сто­яв­ши­еся в жизни люди. Да! — и еще жертвы нераз­де­лен­ной любви.

Но, глядя друг на друга, мы видели совер­шенно иное. Самому юному из нас испол­ни­лось восем­на­дцать лет, стар­шему — два­дцать шесть. Все были здо­ро­вые, силь­ные, сим­па­тич­ные моло­дые люди. Один бле­стяще окон­чил мате­ма­ти­че­ский факуль­тет уни­вер­си­тета, дру­гой, несмотря на свой воз­раст, был извест­ным в Ленин­граде худож­ни­ком. Еще один основ­ную часть жизни про­вел в Нью-Йорке, где рабо­тал его отец, и при­шел в мона­стырь с тре­тьего курса инсти­тута. Самый юный — сын свя­щен­ника, талант­ли­вый рез­чик, только что завер­шил учебу в худо­же­ствен­ном учи­лище. Я тоже недавно окон­чил сце­нар­ный факуль­тет ВГИКа. В общем, мир­ская карьера каж­дого обе­щала стать самой завид­ной для таких юно­шей, какими мы были тогда.

Так почему же мы при­шли в мона­стырь и всей душой желали остаться здесь навсе­гда? Мы хорошо знали ответ на этот вопрос. Потому, что каж­дому из нас открылся пре­крас­ный, не срав­ни­мый ни с чем мир. И этот мир ока­зался без­мерно при­тя­га­тель­нее, нежели тот, в кото­ром мы к тому вре­мени про­жили свои недол­гие и тоже по-сво­ему очень счаст­ли­вые годы. Об этом пре­крас­ном мире, где живут по совер­шенно иным зако­нам, чем в обыч­ной жизни, мире, бес­ко­нечно свет­лом, пол­ном любви и радост­ных откры­тий, надежды и сча­стья, испы­та­ний, побед и обре­те­ния смысла пора­же­ний, а самое глав­ное, — о могу­ще­ствен­ных явле­ниях силы и помощи Божией я хочу рас­ска­зать в этой книге.

Мне не было нужды что-либо при­ду­мы­вать — все, о чем вы здесь про­чтете, про­ис­хо­дило в жизни. Мно­гие из тех, о ком будет рас­ска­зано, живы и поныне.

Архимандрит Тихон (Шевкунов)

«Несвятые святые» и другие рассказы

Предисловие

Открыто являясь тем, кто ищет Его всем сердцем, и скрываясь от тех, кто всем сердцем бежит от Него, Бог регулирует человеческое знание о Себе — Он дает знаки, видимые для ищущих Его и невидимые для равнодушных к Нему. Тем, кто хочет видеть, Он дает достаточно света; тем, кто видеть не хочет, Он дает достаточно тьмы.

Блез Паскаль

Как-то теплым сентябрьским вечером мы, совсем молодые тогда послушники Псково-Печерского монастыря, пробравшись по переходам и галереям на древние монастырские стены, уютно расположились высоко над садом и над полями. За разговором мы стали вспоминать, как каждый из нас оказался в обители. И чем дальше слушали друг друга, тем сильнее удивлялись.

Шел 1984 год. Нас было пятеро. Четверо росли в нецерковных семьях, да и у пятого, сына священника, представления о людях, которые уходят в монастырь, мало чем отличались от наших что ни на есть советских. Еще год назад все мы были убеждены, что в монастырь в наше время идут либо фанатики, либо безнадежно несостоявшиеся в жизни люди. Да! — и еще жертвы неразделенной любви.

Но, глядя друг на друга, мы видели совершенно иное. Самому юному из нас исполнилось восемнадцать лет, старшему — двадцать шесть. Все были здоровые, сильные, симпатичные молодые люди. Один блестяще окончил математический факультет университета, другой, несмотря на свой возраст, был известным в Ленинграде художником. Еще один основную часть жизни провел в Нью-Йорке, где работал его отец, и пришел в монастырь с третьего курса института. Самый юный — сын священника, талантливый резчик, только что завершил учебу в художественном училище. Я тоже недавно окончил сценарный факультет ВГИКа. В общем, мирская карьера каждого обещала стать самой завидной для таких юношей, какими мы были тогда.

Так почему же мы пришли в монастырь и всей душой желали остаться здесь навсегда? Мы хорошо знали ответ на этот вопрос. Потому, что каждому из нас открылся прекрасный, не сравнимый ни с чем мир. И этот мир оказался безмерно притягательнее, нежели тот, в котором мы к тому времени прожили свои недолгие и тоже по-своему очень счастливые годы. Об этом прекрасном мире, где живут по совершенно иным законам, чем в обычной жизни, мире, бесконечно светлом, полном любви и радостных открытий, надежды и счастья, испытаний, побед и обретения смысла поражений, а самое главное, — о могущественных явлениях силы и помощи Божией я хочу рассказать в этой книге.

Мне не было нужды что-либо придумывать — все, о чем вы здесь прочтете, происходило в жизни. Многие из тех, о ком будет рассказано, живы и поныне.

Начало

Я крестился сразу после окончания института, в 1982 году. К тому времени мне исполнилось двадцать четыре года. Крещен ли я был в детстве, никто не знал. В те годы подобное случалось нередко: бабушки и тетушки часто крестили ребенка втайне от неверующих родителей. В таких случаях, совершая таинство, священник произносит: «Аще не крещен, крещается», то есть «если не крещен, крестится раб Божий такой-то».

К вере я, как и многие мои друзья, пришел в институте. Во ВГИКе было немало прекрасных преподавателей. Они давали нам серьезное гуманитарное образование, заставляли задумываться над главными вопросами жизни.

Обсуждая эти вечные вопросы, события прошлых веков, проблемы наших семидесятых-восьми-десятых годов — в аудиториях, общежитиях, в облюбованных студентами дешевых кафе и во время долгих ночных путешествий по старинным московским улочкам, мы пришли к твердому убеждению, что государство нас обманывает, навязывая не только свои грубые и нелепые трактовки истории и политики. Мы очень хорошо поняли, что по чьему-то могущественному указанию сделано все, чтобы отнять у нас даже возможность самим разобраться в вопросе о Боге и Церкви.

Эта тема была совершенно ясна разве что для нашего преподавателя по атеизму или, скажем, для моей школьной еще пионервожатой Марины. Она абсолютно уверенно давала ответы и на этот, и вообще на любые жизненные вопросы. Но постепенно мы с удивлением обнаружили, что все великие деятели мировой и русской истории, с которыми мы духовно познакомились во время учебы, кому мы доверяли, кого любили и уважали, — мыслили о Боге совершенно по-другому. Проще сказать, оказались людьми верующими. Достоевский, Кант, Пушкин, Толстой, Гете, Паскаль, Гегель, Лосев — всех не перечислишь. Не говоря уже об ученых — Ньютоне, Планке, Линнее, Менделееве. О них мы, в силу гуманитарного образования, знали меньше, но и здесь картина складывалась та же. Хотя, конечно, восприятие этими людьми Бога могло быть различным. Но, как бы то ни было, для большинства из них вопрос веры был самым главным, хотя и наиболее сложными в жизни.

А вот персонажи, не вызывавшие у нас никаких симпатий, с кем ассоциировалось все самое зловещее и отталкивающее в судьбе России и в мировой истории, — Маркс, Ленин, Троцкий, Гитлер, руководители нашего атеистического государства, разрушители-революционеры, — все, как один были атеистами. И тогда перед нами встал еще один вопрос, сформулированный жизнью грубо, но определенно: или пушкины, достоевские и ньютоны оказались столь примитивными и недалекими, что так и не смогли разобраться в этой проблеме и попросту были дураками, или все же дураки — мы с пионервожатой Мариной? Все это давало серьезную пищу для наших молодых умов.

В те годы в нашей обширной институтской библиотеке не было даже Библии, не говоря уж о творениях церковных и религиозных писателей. Нам приходилось выискивать сведения о вере по крупицам из первоисточников то в учебниках по атеизму, то в произведениях классических философов. Огромное влияние оказала на нас великая русская литература.

Мне очень нравилось по вечерам приходить на службы в московские храмы, хотя я мало что там понимал. Большое впечатление произвело на меня первое чтение Библии. Взял я ее у одного почитать у одного баптиста, да так все и тянул, не возвращая обратно — прекрасно понимая, что нигде больше эту книгу не найду. Хотя тот баптист совсем и не настаивал на возвращении.

Он несколько месяцев пытался меня обратить. В их молитвенном доме в Малом Вузовском переулке мне как-то сразу не приглянулось, но я до сих пор благодарен этому искреннему человеку, позволившему мне оставить у себя его книгу.

Как и все молодые люди, мы с друзьями проводили немало времени в спорах, в том числе о вере и Боге, за чтением раздобытого мною Священного Писания, духовных книг, которые как-то все же умудрились найти. Но с крещением и воцерковлением большинство из нас тянули: нам казалось, что можно вполне обойтись без Церкви, имея, что называется, Бога в душе. Все, может быть, так бы и продолжалось, но однажды нам совершенно ясно было показано, что такое Церковь и зачем она нужна.

Историю зарубежного искусства у нас преподавала Паола Дмитриевна Волкова. Читала она очень интересно, но по каким-то причинам, возможно потому, что сама была человеком ищущим, рассказывала нам многое о своих личных духовных и мистических экспериментах. Например, лекцию или две она посвятила древней китайской книге гаданий «И-Цзин». Паола даже приносила в аудиторию сандаловые и бамбуковые палочки и учила нас пользоваться ими, чтобы заглянуть в будущее.

Одно из занятий касалось известных лишь узким специалистам многолетних исследований по спиритизму великих русских ученых Д. И. Менделеева и В. И. Вернадского. И хотя Паола честно предупредила, что увлечение подобного рода опытами чревато самыми непредсказуемыми последствиями, мы со всей юношеской любознательностью устремились в эти таинственные, захватывающие сферы.

Не буду углубляться в описание технических приемов, которые мы вычитали в ученых трактатах Менделеева и узнали от сотрудников музея Вернадского в Москве. Применив некоторые из них на опыте, мы обнаружили, что можем установить особую связь с какими-то непостижимыми для нас, но совершенно реальными существами. Эти новые таинственные знакомцы, с которыми мы принялись вести долгие ночные беседы, представлялись по-разному. То Наполеоном, то Сократом, то недавно умершей бабушкой одного из наших приятелей. Эти персонажи рассказывали порой необычайно интересные вещи. И, к нашему безмерному удивлению, знали подноготную каждого из присутствующих. Например, мы могли полюбопытствовать, с кем это тайком гуляет до поздней ночи наш однокашник, будущий известный режиссер Александр Рогожкин?

Начало

Я кре­стился сразу после окон­ча­ния инсти­тута, в 1982 году. К тому вре­мени мне испол­ни­лось два­дцать четыре года. Кре­щен ли я был в дет­стве, никто не знал. В те годы подоб­ное слу­ча­лось нередко: бабушки и тетушки часто кре­стили ребенка втайне от неве­ру­ю­щих роди­те­лей. В таких слу­чаях, совер­шая таин­ство, свя­щен­ник про­из­но­сит: «Аще не кре­щен, кре­ща­ется», то есть «если не кре­щен, кре­стится раб Божий такой-то».

К вере я, как и мно­гие мои дру­зья, при­шел в инсти­туте. Во ВГИКе было немало пре­крас­ных пре­по­да­ва­те­лей. Они давали нам серьез­ное гума­ни­тар­ное обра­зо­ва­ние, застав­ляли заду­мы­ваться над глав­ными вопро­сами жизни.

Обсуж­дая эти веч­ные вопросы, собы­тия про­шлых веков, про­блемы наших семи­де­ся­тых-вось­ми­де­ся­тых годов — в ауди­то­риях, обще­жи­тиях, в облю­бо­ван­ных сту­ден­тами деше­вых кафе и во время дол­гих ноч­ных путе­ше­ствий по ста­рин­ным мос­ков­ским улоч­кам, мы при­шли к твер­дому убеж­де­нию, что госу­дар­ство нас обма­ны­вает, навя­зы­вая не только свои гру­бые и неле­пые трак­товки исто­рии и поли­тики. Мы очень хорошо поняли, что по чьему-то могу­ще­ствен­ному ука­за­нию сде­лано все, чтобы отнять у нас даже воз­мож­ность самим разо­браться в вопросе о Боге и Церкви.

Эта тема была совер­шенно ясна разве что для нашего пре­по­да­ва­теля по ате­изму или, ска­жем, для моей школь­ной еще пио­нер­во­жа­той Марины. Она абсо­лютно уве­ренно давала ответы и на этот, и вообще на любые жиз­нен­ные вопросы. Но посте­пенно мы с удив­ле­нием обна­ру­жили, что все вели­кие дея­тели миро­вой и рус­ской исто­рии, с кото­рыми мы духовно позна­ко­ми­лись во время учебы, кому мы дове­ряли, кого любили и ува­жали, — мыс­лили о Боге совер­шенно по-дру­гому. Проще ска­зать, ока­за­лись людьми веру­ю­щими. Досто­ев­ский, Кант, Пуш­кин, Тол­стой, Гете, Пас­каль, Гегель, Лосев — всех не пере­чис­лишь. Не говоря уже об уче­ных — Нью­тоне, Планке, Лин­нее, Мен­де­ле­еве. О них мы, в силу гума­ни­тар­ного обра­зо­ва­ния, знали меньше, но и здесь кар­тина скла­ды­ва­лась та же. Хотя, конечно, вос­при­я­тие этими людьми Бога могло быть раз­лич­ным. Но, как бы то ни было, для боль­шин­ства из них вопрос веры был самым глав­ным, хотя и наи­бо­лее слож­ными в жизни.

Читать онлайн «Святая — святым»

Евгений Георгиевич Санин

СВЯТАЯ – СВЯТЫМ

в полной авторской версии (Тайна рубинового креста – 1)

роман для юношества

Светлой памяти родителей моих,

Георгия, Ирины,

и отца моего духовного монаха Прокопия

посвящаю…

ПРОЛОГ

В каждой новой истории, даже самой неинтересной, есть какая-то тайна. Хотя бы в том, какой у нее будет конец. А эта уже началась таинственно и необычно в древнем, основанном еще в XII или XIII веке (тоже загадка!), монастыре. Началась в тот самый предутренний час, когда сон людей особенно крепок и сладок.

В гулком, темном храме, освещенном лишь лампадами у икон да редкими свечами, размеренно и привычно шла служба, совершалось таинство исповеди.

Паломники один за другим подходили к аналою[1], возле которого стоял священник-монах. Они каялись в своих грехах: одни по памяти, другие по бумажке. Священник рвал бумажки на части, покрывал голову кающихся епитрахилью, негромко творил молитву и благословлял причащаться. Потом, выйдя из царских врат в красивой золотистой митре, он сказал такую проповедь, что плакали не только старушки, но заблестели глаза у некоторых мужчин, среди которых был даже военный…

После службы священника у входа в храм с нетерпением поджидала целая толпа народа. Едва он появился на пороге, люди с радостными возгласами: «Старец… старец… отец Тихон идет!», бросились к нему.

Два крепких послушника, привычно тесня толпу, образовали живой коридор перед старцем, который, не останавливаясь, прямо на ходу благословлял, отвечал на вопросы, давал советы…

Какая-то женщина плакала от счастья — ей удалось передать записку с именем своего сына. Другая кричала прямо через головы:

— Батюшка! У меня муж офицер, на границе без вести пропал! Полгода ни слуха, ни духа…

— Всё хорошо… всё хорошо будет! – мимоходом бросил ей старец. – Вернётся!

— Правда?. . — веря и не веря, пролепетала женщина.

По толпе, из уст в уста, пронесся восторженный шепот, и послышался уверенный, даже чуть недовольный голос послушника:

— Раз старец сказал – значит, вернется!

Женщина просияла, а дожидавшийся своей очереди парень удивленно спросил стоявшего рядом пожилого мужчину в монашеском одеянии:

— Какой же он старец? Ему и пятидесяти еще нет!

— А это не от возраста зависит, – ответил тот. — Старцами становятся по воле Божьей, за особую святость жизни!

Парень кивком поблагодарил монаха, и когда старец поравнялся с ним, неумело сложил руки под благословение и, боясь не успеть, торопливо сказал:

— Благословите храм у нас в Покровке восстановить! А то – креста нет… купол осыпался… на стенах – березки … Смотреть больно!

Старец остановился, сам положил, как положено, правую ладонь парня на левую и ласково сказал:

— Благое дело задумал, сынок. Бог благословит! Как, говоришь, село называется?

— Покровка!

— Пок…ровка?. . – в лице старца что-то дрогнуло. Взор его затуманился, он даже тряхнул головой, словно отгоняя неожиданно поразившую его мысль. – Это в Смоленской области?

— Не в области – в крае, в Красноярском! – заулыбался парень. — Из Сибири я!

— А, ну да, ну да… — рассеянно кивнул старец и, уже не останавливаясь, не отвечая больше ни на чьи вопросы, направился прямо в братский корпус.

Здесь, в своей келье, он долго смотрел на иконы, молился, затем перевел взгляд на зарозовевшее от первых солнечных лучей окно и прошептал:

— Нет! Не могу… не смогу!

Через пять минут он уже был в домике настоятеля монастыря.

Старый седой архимандрит встретил его слегка удивленно, но с улыбкой:

— Ну, отче… Только хотел келейника за тобой послать, а ты уже здесь! Что, решил меня своей прозорливостью удивить? Не выйдет! Признавайся: отец Феодор уже успел передать, что я буду просить тебя подменить его на время отпуска, а?

— Да нет, как раз, наоборот, — через силу усмехнулся старец. – Это я сам пришел просить благословения пустить меня в отпуск!

— Ты? В отпуск?! – не поверил настоятель.

– Позволь… За пятнадцать лет ты и слышать не хотел о нем! Даже от поездки по святым местам отказался, ни разу не выходил за стены монастыря. И вдруг… в то самое время, когда наплыв паломников, когда у меня почти все иеромонахи в разъезде – в отпуск? Нет! И потом, отче, с твоим сердцем…

— Да я уже забыл, с какой оно стороны находится! – попробовал пошутить старец, но настоятель повысил голос:

— Это здесь, в монастыре! А в миру? Ты хоть представляешь, что там теперь творится? Хотя откуда… У нас ведь ни радио, ни телевизора… Одно дело слухи, и совсем другое – увидеть мир своими глазами. Он же сразу убьет тебя! Нет, нет, и не проси. Не пущу.

— Ну, тогда я сам пойду! – спокойно заявил старец.

— Ну и иди! – вспылил настоятель. – Оставляй монашескую одежду и ступай! На все четыре стороны!

— И оставлю. И пойду! – решительно направился к двери старец, но настоятель придержал его за край мантии:

— Погоди. Сядь. Неужели все так серьезно? Случилось что?

— Да. Иначе бы не пришел.

— Что именно?

— Нет… Не могу рассказать, – подумав, покачал головой старец. – Язык не поворачивается. Разве что…

Он пододвинул листок бумаги, написал несколько слов и протянул настоятелю. Тот, совсем как старец недавно читал записки паломников, прочитал написанное, почти с ужасом взглянул на него и удрученно покачал головой:

— Да… Дело и впрямь серьезное. Даже слишком… И как же ты намерен все это исправить?

Старец невозмутимо пожал плечами и произнес длинную ритмичную фразу на чужом языке.

— Ох, уж эта твоя любовь к латыни! – проворчал настоятель. – Что это по-русски хоть значит?

— Тот сделал половину дела, кто уже начал его! – охотно перевел старец.

Настоятель вздохнул:

— Вижу, настроен ты решительно! Что же мне теперь с тобой делать? Отпустить не могу. Но и задерживать не вправе. Ладно. Поезжай. Бог благословит.

Он обнял старца и попросил хотя бы попить с ним перед дорогой чаю …

«Несвятые святые»: сюжет, о чем книга.

«Несвятые святые» — это сборник рассказов о людях, которых митрополит Тихон так или иначе встречал в своей жизни.

Большинство из героев книги — монахи Псково-Печерского монастыря. Конечно же, он пишет об архимандрите Иоанне (Крестьянкине) — одном из самых почитаемых старцев обители. Уникальное живое свидетельство!

Отдельные главы — о настоятелях Псково-Печерской Лавры в советское время. И ты понимаешь, какое это получилось чудо, что монастырь так и не был закрыт. Порой ситуация становилась действительно критической, но насельники обители шли на самые разные ухищрения и даже хитрости, чтобы спасти этот духовных очаг от затухания. Митрополит Тихон очень увлекательно это описывает. Почитайте!

В книге «Несвятые святые» нет никакого трагизма. Наоборот: все эти истории — про власть и монахов, — рассказываются каким-то самым нужным образом: когда после прочтения остается самое главное: радость.

Хотя, есть в книге моменты, когда тяжело не расплакаться. Например, в главе про епископа Василия (Родзянко). Он жил за рубежом и какое-то время вел православные передачи на радио «Би-Би-Си» для России. Оказавшись в России, отец Василий проезжал место аварии, где погиб мотоциклист. Рядом с телом стоял сын, который признался, что его отец, хотя в храме никогда и не был (все вокруг снесли), но имел духовника: «Отец многие годы слушал религиозные передачи из Лондона. Их вел какой-то священник Родзянко. Этого батюшку папа и считал своим духовником, хотя ни разу в жизни и не видел».

И владыко заплакал и опустился на колени перед умершим своим духовным сыном…

«Несвятые святые»: автор

Книгу «Несвятые святые» написал митрополит Тихон (Шевкунов). На тот момент он был настоятелем московского Сретенского монастыря.

Если говорить про общество в целом, то уже на тот момент, — в 2011 году, — архимандрит Тихон Шевкунов был одним из самых узнаваемых Церковных лиц в стране. Он обладал даром слова — умением находить нужные слова для той или иной аудитории. Не умалять сути и принципов христианства, но и не отторгать сомневающуюся публику.

По словам самого Тихона (Шевкунова) эту книгу его просили написать давно, потому что всю ее он так или иначе уже рассказывал или на проповедях в храме, или в обычных разговорах.

Митрополит Тихон (Шевкунов) — автор самой продаваемой православной книги за всю историю (не считая, разумеется, Библии)

Детство и юность

«Все мы родом из детства» — это выражение подходит Виталию Бианки как никому другому. Мальчик родился и вырос в удивительной среде. Отец Валентин Львович, заведующий орнитологическим отделом зоологического музея Петербургской академии наук, устроил дома настоящий зоопарк.


Виталий Бианки в детстве (слева внизу), его родители и братья

Комнаты были наполнены клетками с птицами, рядом соседствовали аквариум и террариум с ящерицами, змеями и черепахами. Семья, прихватив живность, на лето уезжала в деревню Лебяжье. Однажды во дворе дачи Бианки даже поселился лосенок, подобранный егерями, но осенью животное пристроили в зоопарк.

На природе открывался еще более увлекательный мир, с которым отец спешил знакомить детей. Сыновья бродили с ним по лесам, записывали наблюдения, учились охотиться и рыбачить. Интерес к природе и науке определил профессии детей. Старший сын посвятил жизнь энтомологии, средний стал метеорологом. А младший, Виталий, видел себя ученым-орнитологом, впечатлившись поездками в Лебяжье, где пролегал великий морской путь перелетных птиц.


Виталий Бианки в юности

Любовь к животным – не единственное детское пристрастие Виталия. Мальчик писал стихи, уважал музыку и хорошо пел, а еще отлично играл в футбол. Окончив гимназию, будущий писатель поступил в Петербургский университет, на отделение естественных наук, но Первая мировая война внесла коррективы – молодого человека мобилизовали.

Виталий Бианки в молодости интересовался политикой, примкнул к эсерам, ходил под знаменами Колчака. За грехи юности в дальнейшем поплатился. Мужчину преследовали советские власти, арестовывали по подозрению в контрреволюционной деятельности и однажды даже выслали в Уральск (Казахстан).


Виталий Бианки в молодости

После Октябрьской революции Виталий Валентинович несколько лет прожил на Алтае, в городе Бийске. Здесь писатель читал лекции по орнитологии, работал в краеведческом музее, знакомил с азами биологии школьников, организовывал научные экспедиции и писал рассказы для детей.

Биография Виталия Бианки


Вита́лий Валенти́нович Биа́нки родился 30 января [11 февраля] 1894 в Санкт-Петербурге, с детства писал стихи.

Его отец — Валентин Львович Бианки (1857—1920) — был учёным и работал в орнитологическом отделении Зоологического музея Академии наук. Дети — трое сыновей — часто бывали в его залах. Там за стеклянными витринами замерли животные, привезенные со всего земного шара. Как хотелось найти волшебное слово, которое «оживило» бы музейных зверей. Настоящие были дома: в квартире хранителя расположился небольшой зоопарк. Комнаты были наполнены клетками с птицами, рядом соседствовали аквариум и террариум с ящерицами, змеями и черепахами.

Летом семья Бианки уезжала в деревню Лебяжье. Здесь Витя впервые отправился в настоящее лесное путешествие. Было ему тогда лет пять-шесть. С тех пор лес стал для него волшебной страной, раем.

Известно, что род Бианки в России появился в начале XIX века. Одна ветвь рода имела итало-швейцарские корни, другая — немецкие. Прадед Виталия был известным оперным певцом. Перед турне по Италии по просьбе своего импресарио поменял немецкую фамилию Вайс (нем. weiß означает белый) на Бианки (итальянское bianco тоже означает белый).

Любовь к животным – не единственное детское пристрастие Виталия. Мальчик писал стихи, уважал музыку и хорошо пел, а еще отлично играл в футбол. В молодости играл в футбольных командах Санкт-Петербурга в играх чемпионата города. Выступал за клубы «Петровский» (1911 год), «Нева» (1912), «Унитас» (1913—1915, 1916 весна). Обладатель Весеннего кубка Санкт-Петербурга 1913 года.

После гимназии в 1915 году Виталий поступил на физико-математическое отделение Петербургского университета.

В феврале 1916 года он женился на дочери титулярного советника Зинаиде Александровне Захаревич.

В 1916 году Бианки призвали в армию. После окончания ускоренных курсов Владимирского военного училища в чине прапорщика он был направлен в артиллерийскую бригаду.

В феврале 1917 года солдаты избрали его в Совет солдатских и рабочих депутатов. Вошёл в партию эсеров. Был членом комиссии по охране художественных памятников Царского Села. Весной 1918 года вместе со своей частью оказался на Волге. Летом 1918 года Бианки стал работать в самарской газете «Народ» (издавалась с сентября по декабрь 1918 Агитационным культурно-просветительным отделом эсеровского Комуча).

В связи с наступлением войск Красной армии Бианки эвакуировался из Самары и жил некоторое время в Уфе, Екатеринбурге, затем снова в Уфе, потом в Томске и, наконец, осел в Бийске. Здесь в 1919 году он попал в армию Колчака писарем и был переброшен в Барнаул, затем на оренбургский фронт в составе пехоты, откуда осенью сбежал и стал жить в Бийске под фамилией Белянин. Двойная фамилия Бианки-Белянин осталась у него до конца жизни. В то время он читал лекции и писал заметки по орнитологии, организовывал научные экспедиции, работал в краеведческом музее, преподавал биологию в школе.

К концу 1920 года его первый брак распался. В Алтайском крае он познакомился со своей женой Верой Клюжевой, преподавателем французского. Тогда же стал писать «Лесную газету», начал публиковать стихи и заметки. В планах было возвращение в Петербург и получение биологического образования. Все свои наблюдения за природой Виталий записывал и хранил, их скопилось огромное количество. Эти записи впоследствии пригодились для создания его художественных произведений.

После установления Советской власти в Бийске Бианки стал работать в отделе народного образования по музейной части. Работая в отделе народного образования, был назначен заведующим музеем. Позднее стал также и преподавателем школы имени III Коминтерна.

Бианки был активным участником Бийского общества любителей природы, читал в Алтайском народном университете лекции по орнитологии. Живя в Бийске, организовал две научные экспедиции на Телецкое озеро.

В 1921 году дважды арестовывался ЧК Бийска, к тому же отсидел 3 недели в тюрьме в качестве заложника. В сентябре 1922 года В. Бианки был предупреждён о возможном аресте, и, оформив командировку, отправился с семьей в Петроград. В родном городе Бианки полностью посвятил себя литературе. Вступил в клуб детских писателей, в который входили также Маршак, Чуковский и Житков.

В 1923 году опубликовал свой первый рассказ «Путешествие красноголового воробья», а затем выпустил книжку «Чей нос лучше?».

Самой знаменитой книгой Бианки стала «Лесная газета». Другой подобной просто не было. Все самое любопытное, самое необычное и самое обычное, что происходило в природе каждый месяц и день, попало на страницы «Лесной газеты». Здесь можно было найти объявление скворцов «Ищем квартиры» или сообщение о первом «ку-ку», прозвучавшем в парке, или отзыв о спектакле, который давали на тихом лесном озере птицы-чомги. Была даже уголовная хроника: беда в лесу не редкость. Книга «выросла» из небольшого журнального отдела.

Бианки работал над ней с 1924 года до конца жизни, постоянно внося какие-то изменения. С 1928 года она несколько раз переиздавалась, становилась толще, ее переводили на разные языки мира. Рассказы из «Лесной газеты» звучали по радио, печатались, наряду с другими произведениями Бианки, на страницах журналов и газет.

В конце 1925 года Бианки был снова арестован и приговорен за участие в несуществующей подпольной организации к трём годам ссылки в Уральск. В 1928 году, благодаря многочисленным ходатайствам, в том числе М. Горького, обратившегося к Г. Г. Ягоде, получил разрешение переехать в Новгород, а затем и в Ленинград. В ссылке Виталий не переставал писать, к тому времени относится много произведений, в том числе «Карабаш», «Одинец», «Аскыр». Спустя три года после возвращения в Ленинград он снова был арестован, но спустя три недели освобожден из-за отсутствия обвинения.

В ноябре 1932 года последовал новый арест. Через три с половиной недели он был освобождён «за отсутствием улик».

Не одно поколение детей зачитывалось миниатюрными юмористическими рассказами «Как муравьишка домой спешил», «Первая охота», «Мишка-башка», «Теремок», «Сова» и др. В 1932 году в книжных магазинах появляется первый большой сборник писателя – «Лесные были и небылицы».

В марте 1935 года Бианки как «сын личного дворянина, бывший эсер, активный участник вооружённого восстания против советской власти» был еще раз арестован и приговорён к ссылке на пять лет в Актюбинскую область. Благодаря заступничеству Е. П. Пешковой ссылка была отменена, и Бианки был освобождён. С 1924 по 10 июня 1959 года (за исключением ссылок и эвакуации) проживал в Ленинграде по адресу — Васильевский остров, Малый проспект, дом 4.

В эти годы перед войной В. Бианки организовал у себя дома в Ленинграде «литературную школу». Учениками школы были Николай Сладков, Алексей Ливеровский, Зоя Пирогова, Кронид Гарновский, Святослав Сахарнов, Борис Житков и др., ставшие позднее известными писателями. В. В. Бианки стал руководителем и наставником известного ученого-селекционера и начинающего писателя Н. Павловой. К этой обязанности Виталий Валентинович относился добросовестно. Перед встречей с ней тщательно готовился, делал много замечаний, объяснял формы развития сюжета, как правильно начинать и заканчивать произведение, как отражать в сочинении время. С помощью Виталия Валентиновича Бианки писательница написала свой первый рассказ «Рекордный снимок» (1935). Новые литературные труды Нина Михайловна Павлова присылала Бианки для редактирования по почте, иногда приносила ему рукописи. Бианки читал и редактировал их. Во время её болезни (острый суставной ревматизм) письма В. В. Бианки были для нее большой поддержкой. В своём девятом прижизненном издании книги «Лесная газета» В. Бианки опубликовал 28 рассказов Н. Павловой.

Дополнительное признание Виталию Валентиновичу принесла передача на радио «Вести леса», полюбившаяся юным слушателям 50-х годов. Бианки пояснял, что познавательная программа задумывалась как подарок послевоенным детям – «чтобы не скучали ребята, а радовались». В эфир «Вести леса» выходили раз в месяц, передача представляла собой тоже своеобразный календарь.

Во время Великой Отечественной войны В. Бианки из-за болезни сердца не был призван в армию, эвакуировался на Урал, затем вернулся в Ленинград.

В последние годы жизни он тяжело болел. В 1949 году перенёс инфаркт, затем два инсульта. Системное заболевание сосудов вызывало сильные боли в ногах, почти полностью лишавшие его возможности ходить. 10 июня 1959 года Виталий Валентинович Бианки умер. Похоронен на Богословском кладбище. Надгробие работы скульптора Жермены Меллуп входит в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения.

Бианки написал более трёхсот рассказов, сказок, повестей и статей, выпустил 120 книг, которые были напечатаны общим тиражом в 40 миллионов экземпляров. В Советском Союзе книги Бианки широко использовались в детских садах и в начальной школе.

Библиография

  • 1926 – «Охотник на взморье»
  • 1928 – «Лесная газета на каждый день»
  • 1932 — «Лесные были и небылицы»
  • 1936 – «Где раки зимуют»
  • 1947 – «Нечаянные встречи»
  • 1949 – «Прятки. Рассказы старого охотника»
  • 1951 – «Лесные домишки»
  • 1952 – «Рассказы об охоте»
  • 1953 – «Кувырк и другие рассказы»
  • 1954 – «Оранжевое горлышко»
  • 1954 – «Первая охота»
  • 1955 – «Лесные разведчики»
  • 1955 – «По следам»
  • 1956 – «Повести и рассказы»

Поделиться
Ключевые слова: Виталий Бианки,Виталий Валентинович Бианки,биография,подробная биография,жизнь,творчество,критика на произведения,поэзия,проза,скачать бесплатно,читать онлайн,русская литература,20 век,в бианки

Литература

Наблюдения за жизнью животных Виталий записывал — эти заметки стали основой произведений о природе. Список библиографии автора содержит более 300 сказок, повестей, статей и рассказов, а свет увидели 120 книг. Писатель однажды признался в обращении к читателям:

«Я стремился писать таким образом, чтобы сказки были интересны и взрослым. Но сейчас осознал, что творил для взрослых, которые сохранили в душе ребенка».

Литературный талант Виталия Бианки расцвел после возвращения в 1922 году с Алтая в родной город. В Ленинграде он попал в кружок детских писателей Самуила Маршака и с головой ушел в создание мира, сотканного из щебета птиц, зелени трав и приключений животных.


Виталий Бианки наблюдает за птицами

Первую сказку «Путешествие красноголового воробья» оценили юные читатели, а в благодарность получили целый ряд отдельных книг: «Лесные домишки», «Мышонок Пик», «Чей нос лучше?».

Не одно поколение детей зачитывалось миниатюрными юмористическими рассказами «Как муравьишка домой спешил», «Первая охота», «Мишка-башка», «Теремок», «Сова» и др. В 1932 году в книжных магазинах появляется первый большой сборник писателя – «Лесные были и небылицы».


Виталий Бианки с питомцами

Молодые родители обязательно пополняют домашнюю библиотеку сказкой «Синичкин календарь», которая в игровой форме знакомит малышей со сменой времен года и месяцами. Вместе с синичкой Зинькой познавать мир – одно удовольствие. На страницах книги – ответы на вопросы, почему замерзают реки, когда прилетают и улетают птицы и многие другие интересные факты о животных и природе.

Необыкновенной работой, не знавшей еще аналогов в литературе, стала книга «Лесная газета». Виталий Бианки начал этот труд в 1924 году, до 1958 года вышло 10 изданий, которые постоянно дополнялись и меняли вид.


Книги Виталия Бианки

Энциклопедия, календарь, игра – это все о «Лесной газете», состоящей из 12 глав, каждая посвящена месяцу года. Материал писатель облекал в газетные жанры: на странице книги появились телеграммы, объявления, хроники и даже фельетоны, содержащие новости о жизни леса. «Лесную газету» тепло приняли дети и в других странах – книгу перевели на несколько языков.

Дополнительное признание Виталию Валентиновичу принесла передача на радио «Вести леса», полюбившаяся юным слушателям 50-х годов. Бианки пояснял, что познавательная программа задумывалась как подарок послевоенным детям – «чтобы не скучали ребята, а радовались». В эфир «Вести леса» выходили раз в месяц, передача представляла собой тоже своеобразный календарь.


Писатель Виталий Бианки

Точку в творческой биографии писателя поставила незавершенная книга «Опознаватель птиц на воле». В дневнике Виталий Бианки писал:

«Во мне живет некая жизнерадостная сила. Вижу: все, что у меня было и есть хорошего, светлого в жизни… – от этой силы. Благословенна она и во мне и в других — в людях, птицах, цветах и деревьях, в земле и в воде».

Литературное творчество

В Петербурге Бианки плотно занялся литературой. Он работал в клубе детских писателей вместе с Маршаком, Чуковским и Житковым. Публикация первого рассказа «Путешествие красноголового воробья» датируется 1923 годом. Затем читатели смогли увидеть книгу «Чей нос лучше?» Короткие истории о животном мире, состоящие из интересных фактов и юмористических заметок, очень понравились детской аудитории. Особой популярностью отличался рассказ «По следам», который многократно переиздавался.

В творческом списке Виталия Бианки рассказы для детей, различные повести, циклы и сказки. Все они обладают хорошим качеством: помимо интересного чтения, они побуждают юного читателя к наблюдению, сравнению и исследованию. Писатель не просто показывает картинку окружающей природы, он учит детей разбираться в тайнах леса и загадках животного и птичьего мира.

Виталий Валентинович жил стабильно и благополучно до конца 1925 года, пока его снова не арестовали. Автору детских книг вменили участие в несуществующей подпольной организации и сослали на три года в Уральск. В ссылке Бианки продолжал творить. К тому периоду относится написание:

  • «Карабаша».
  • «Одинца».
  • «Аскыра».

Прошло всего три года после возвращения в Ленинград, когда произошёл очередной арест, но тогда писателя отпустили из-за недостаточности обвинений. В 1935 Бианки снова арестовали и суд вынес решение отправить его с семьёй в ссылку (Актюбинская область). Вскоре это обвинение было снято.

Когда началась Великая Отечественная война, Виталия Валентиновича не взяли на фронт из-за больного сердца. Период блокады Ленинграда он переждал в эвакуации на Урале, а затем вернулся домой. Писатель часто жил на даче, любил выбираться в сёла и наблюдать за всем происходящим вокруг.

Одной из самых знаменитых книг Виталия Бианки стала «Лесная газета», которую он создал в 1924 году, корректировал на протяжении всей жизни и несколько раз переиздавал. Оригинальность формы и насыщенность содержания сделало эту книгу уникальной — не имеющей отечественных и зарубежных аналогов.

Используя жанр газетной публицистики, автор доносит до читателя различную информацию о ежедневных буднях лесных жителей. Всё, что удивительно человеку, но так обыденно для животного мира, раскрывается на страницах этого произведения. «Лесная газета» пестрит объявлениями скворцов, отзывами о спектакле птиц и даже уголовной хроникой.

Советские школьники зачитывались рассказами и сказками Виталия Бианки и без труда узнавали его портрет в учебниках русской литературы. Но и сегодня его творчество не менее актуально: в программу начальной школы (с 1 по 4 класс) включено изучение краткой биографии писателя и его различных произведений:

  • «Кто чем поёт?»;
  • «Красная горка»;
  • «Птичья столовая»;
  • «Музыкант»;
  • «Лесные домишки»;
  • «Синичкин календарь» и др.

Всего Виталий Валентинович Бианки, которого зовут волшебником, способным разглядеть чудеса в обыденных вещах, написал более 300 произведений.

На его добрых рассказах и сказках воспитаны миллионы детей. С их помощью несколько поколений мальчиков и девочек учились быть добрыми, любить братьев своих меньших, заботиться о них и помогать тем, кто попал в беду.

Личная жизнь

С будущей женой Виталий Бианки познакомился в Алтайском крае, когда работали вместе в гимназии. Вера Клюжева, дочь врача и преподаватель французского языка, родила писателю четверых детей – дочь и троих сыновей. Наследники, благодаря отцу, тоже впитали интерес к окружающей природе.


Виталий Бианки и его жена Вера

Сегодня живет и здравствует только один сын Бианки – Виталий, орнитолог, доктор наук, работающий в Кандалакшском заповеднике Мурманской области. Мужчина в прошлом году отметил 90-летие, но, несмотря на возраст, до сих пор поглощен научной работой и поездками в полевые экспедиции.


Семья Виталия Бианки

В одном из интервью Виталий Витальевич рассказывает, что отец, следуя примеру своего родителя, каждое лето вывозил детей в деревню. Дома, в городской квартире, жили канарейки, собаки, а однажды поселилась летучая мышь.


Сын Виталия Бианки

Автор детских книг отличался позитивным отношением к жизни, умел радоваться мелочам – восходу солнца, весенним ручьям и сгорающему золоту осени. В семье Бианки укоренились традиции, которые до сих пор по возможности поддерживают внуки – новогодние игрушки создавали исключительно собственными руками, а в день весеннего равноденствия пекли жаворонков из теста.

Виталий Валентинович любил играть с детьми, дочь и сыновья выступали первыми критиками его новых произведений, с удовольствием коротал часы за настольными играми.

Биография 2

Каждый, кто помнит свои школьные годы, будет всегда помнить и имя выдающегося писателя, неразрывно связанное с детством, школой, книгами по внеклассному чтению. В учебниках начальной школы мы читали, да и сейчас читают наши дети, внуки и даже правнуки, и будут читать рассказы о природе, о жизни животных, Виталия Валентиновича Бианки. Без его «Лесной газеты», «Теремка», «Первой охоты» невозможно представить школьную программу и своё детство. Его книги первыми знакомят маленького читателя с чувством долга, ответственности и главное с чувством любви и заботы к братьям нашим меньшим.

Родился писатель в Санкт-Петербурге. Предками писателя были итальянцы, отсюда и такая необычная фамилия. Всё его детство было неразрывно связанно с природой. Его отец был учёным-биологом, сотрудником музея зоологии Академии наук. Дом семьи был расположен недалеко от музея и маленький Виталий проводил там все дни напролёт, вся их квартира была наполнена животными, птицами, даже были змеи. На всё лето семья уезжала в деревню Лебяжье, и все питомцы путешествовали с ними. Там в деревне открывался огромный кругозор для «любителей природы».

Естественно, что после такого насыщенного детства сын биолога поступил на естественное отделение университета в Петербурге. Но с началом Первой Мировой войны молодой человек был вынужден бросить учёбу и идти в армию. В 1918 году он уехал на Алтай в экспедицию. Здесь был направлен в армию Колчака, но дезертировал, скрывался у партизан. После установления нового советского режима, Виталий продолжает жить в Бийске, организовывает там краеведческий музей и преподаёт в школе. В этом городе писатель женился на Вере Клюжевой, которая была преподавателем французского языка, в семье родились дочь и 3 сына.

В 1922 году семья Бианки переезжает в Петербург, где писатель вступает в кружок детских писателей, в котором уже состоят С. Маршак, К. Чуковский и др. Через год журнал «Воробей» размещает на своих страницах один из первых рассказов – «Путешествие красноголового воробья». Далее выходит книга «Чей нос лучше?» Лёгкий читаемый тон, интересные факты о жизни животных, незатейливый юмор – всё пришлось по душе читателю. В 1924 году была создана одна из известных работ «Лесная газета». Через год и вплоть до 1935 года на писателя начинаются гонения властей. В Великую Отечественную войну, вместе с семьёй был эвакуирован на Урал, на фронт его не взяли из-за проблем с сердцем.

Оставшиеся годы жизни писатель провёл в борьбе с различными заболеваниями: диабет, болезнь сосудов, перенёс 2 инсульта, инфаркт – всё это не давало ему гулять, ходить в любимый лес, но он продолжал писать. Умер Виталий Бианки на 65-ом году жизни от рака лёгких.

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Смерть

В последние годы жизни Виталия Бианки мучили болезни. Пока еще мог ходить, часто выезжал ближе к природе, в Новгородской области иногда снимал половину частного дома и гулял по любимому лесу. Однако вскоре диабет и заболевание сосудов лишили писателя возможности передвигаться.


Могила Виталия Бианки

Внук Александр Бианки вспоминает, что последние 20 лет дед постоянно готовился к смерти и сокрушался:

«Как хочется жить и написать еще что-то».

Автор увлекательных книг для детей умер в 65 лет от рака легких. Виталия Валентиновича похоронили на Богословском кладбище.

История семьи Виталия Бианки, его настоящая фамилия

Русский язык был родным для Виталия Валентиновича Бианки, и сам он считал себя русским человеком и русским писателем. Между тем, род Бианки пришел в Россию лишь в начале XIX века. Прадед будущего писателя по материнской линии был швейцарцем (от рождения мама Виталия Валентиновича была Клара Эмма Матильда Бланк). Родовая фамилия семьи по отцу была немецкой — Вайс (в переводе — «белый»).

Семья Бианки: Валентин Львович, Клара Андреевна, Лев, Анатолий, Виталий.

О том, как Вайс стал Бианки, рассказывала семейная легенда. Прадед писателя по отцу был известным оперным певцом. В ходе подготовки к турне по Италии агент убедил его сменить немецкую фамилию на ее итальянский вариант — Бианки (bianko). Этот сценический псевдоним, закрепившись в документах, перешел к потомкам.

Валентин Львович Бианки, отец писателя-натуралиста, был известным зоологом. На базе энтомологического и орнитологического отделений Зоологического музея Академии наук он активно занимался научной деятельностью. Бианки вел не только теоретическую, но и практическую работу, изучал насекомых и птиц. В 1900 году его избрали ученым секретарем Русской полярной экспедиции. В 1908-м работал в составе зоологического отдела экспедиции Ф.П. Рябушинского на Камчатке.

Свою любовь к природе Валентин Львович в полной мере передал своим сыновьям:

  • старший сын Лев совмещал работу филолога и энтомолога;
  • средний, Анатолий, стал метеорологом, много лет работал в Главной Геофизической лаборатории;
  • младший, Виталий — натуралист, писатель, самый знаменитый из рода Бианки, чьи книги издавались в СССР миллионными тиражами и продолжают издаваться сегодня.

Библиография

  • 1926 – «Охотник на взморье»
  • 1928 – «Лесная газета на каждый день»
  • 1932 — «Лесные были и небылицы»
  • 1936 – «Где раки зимуют»
  • 1947 – «Нечаянные встречи»
  • 1949 – «Прятки. Рассказы старого охотника»
  • 1951 – «Лесные домишки»
  • 1952 – «Рассказы об охоте»
  • 1953 – «Кувырк и другие рассказы»
  • 1954 – «Оранжевое горлышко»
  • 1954 – «Первая охота»
  • 1955 – «Лесные разведчики»
  • 1955 – «По следам»
  • 1956 – «Повести и рассказы»

Ранние годы

Виталий Валентинович родился в Петербурге. У его рода немецкие и швейцарские корни: дед пел в опере, носил фамилию Вайс, которую поменял на итальянский манер на Бианки (обе фамилии переводятся как «белый»). Отец – врач по образованию, занимался наукой, работал в орнитологическом музее при Академии наук. Валентин Бианки внес серьезный вклад в развитие отечественной зоологии, опубликовал множество научных статей.

Семья жила в просторной академической квартире недалеко от зоологического музея. Бианки всегда держали много разнообразной живности: от рыбок и птиц до змей и ежей.

Виталий был младшим из трех сыновей. Мальчики много времени проводили в музее, летом – в деревне Лебяжье. Будущий писатель любил находиться за городом и наблюдать за перелетными птицами, на пути которых и находилась деревня.

Валентин часто бывал в лесу и брал младшего сына с собой, учил записывать все свои наблюдения. Все детство мальчик воспринимал лес как отдельный волшебный мир. С раннего возраста он занимался охотой, собирательством и рыбалкой. Также писал стихи, любил музыку. В школе Виталию сложно давались точные науки, его настоящим увлечением был футбол, в котором он показывал неплохие результаты. Играл в различных футбольных клубах.


Виталий Бианки с женой

Личная жизнь писателя

В жизни Виталия Бианки было два брака. В первый раз он женился, когда еще учился в университете, на Зинаиде Захаревич, но отношения не сложились. В конце 1920 года они развелись.

Со своей второй женой писатель познакомился на Алтае. Тогда он преподавал биологию в гимназии, а Вера Николаевна Клюжева учила детей французскому языку. Всего в их семье родилось четверо детей: дочь Елена и сыновья – Михаил, Виталий и Валентин. Бианки, как когда-то и его отец, смог их заинтересовать наукой, привить любовь к природе.

С женой Верой и дочерью Еленой

Их семья каждое лето выезжала в деревню. Виталий Валентинович ходил с детьми в лес, где они наблюдали за жизнью животных и птиц. Писатель читал им свои рассказы, поэтому именно дети и были самыми первыми критиками его произведений.

Биография и творчество

  1. 1916 – Виталию пришлось бросить учебу по причине мобилизации в армию. После короткой учебы в военном училище его направили в звании прапорщика артиллерийской бригады в Царское село.
  2. Февраль 1917 – избран в Совет солдатских и рабочих депутатов, вступает в партию эсеров, участвует в комиссии по охране памятников.
  3. Летом 1918 – переезжает в Самару. Там Виталий Бианки работает в газете «Народ» (она выходила до конца 1918 года). Но после наступления Красной армии он эвакуируется из города. Будущий писатель постоянно переезжает (Уфа, Екатеринбург, Томск) и останавливается в Бийске.
  4. 1919 – становится писарем в армии Колчака. Его часть перебрасывают в Барнаул, а чуть позже Виталий Бианки попадает и на оренбургский фронт.
  5. Осенью 1919 – сбегает в Бийск. Там, изменив фамилию, он становится Беляниным, а затем до конца жизни носит двойную фамилию. В городе Виталий Валентинович читает лекции, пишет статьи по орнитологии, преподает в школе биологию, участвует в экспедициях.
  6. 1920 – начинает писать «Лесную газету», в которую входили небольшие заметки и стихи. Виталий всегда тщательно записывал свои наблюдения, а затем использовал это в рассказах. Кроме того, он мечтал вернуться в Петербург и все-таки получить биологическое образование.
  7. 1920 – писателя два раза арестовывают за то, что он был эсером. Он даже провел 3 недели в тюремной камере как заложник.
  8. 1922 – до Виталия доходят слухи о возможном новом аресте, и он вместе с семьей под видом срочной командировки выезжает в Петербург. Там он становится участником кружка писателей под руководством С. Маршака и активно пишет произведения для детей.
  9. 1923 – в журнале выходит его рассказ «Путешествие красноголового воробья», а чуть позже и другие книги («Чей нос лучше?», «Мышонок Пик»).
  10. 1924 – выходит в печать «Лесная газета». Писатель потом до конца жизни вносил в нее поправки, поэтому с каждым переизданием книга становилась все толще.
  11. 1925 – В. Бианки снова арестовывают за участие в подпольной организации, которой на самом деле не существовало. За это его высылают в Уральск на 3 года. Но и там он не прекращает писать (рассказы «Аскыр», «Карабаш», «Одинец»).
  12. 1928 – по ходатайству других писателей (в том числе заступничеству Максима Горького) к Г.Г. Ягоде Виталий Валентинович смог переехать сначала в Новгород, а затем и в Ленинград.
  13. Ноябрь 1932 – его снова арестовывают на 3 недели, однако вскоре выпускают по причине отсутствия улик.
  14. 1932 – выходит первый сборник рассказов писателя «Лесные были и небылицы».
  15. Март 1935 – новый арест. На этот раз его причина заключалась в том, что Виталий Бианки – сын дворянина, бывший эсер и когда-то служил в армии Колчака. Ему грозит ссылка в Актюбинскую область на 5 лет, и только вмешательство Е.П. Пешковой помогло писателю вновь получить свободу. После этого он снова вернулся в Петербург.
  16. 1942 – во время Второй мировой войны Виталия Бианки не мобилизовали на фронт по состоянию здоровья. В блокаду он был эвакуирован на Урал и только гораздо позже ему удалось вернуться в родной Ленинград.
  17. 10 июня 1959 года – Виталия Валентиновича не стало.

Писатель Виталий Бианки

Литературная деятельность

Виталий Валентинович всегда наблюдал за миром природы, поэтому все свои наблюдения записывал. Обычно любая краткая биография Бианки дает перечень всех произведений, которые им были написаны. Их более трехсот: повести, рассказы, сказки о животных и статьи.

По-настоящему своей литературной карьерой талантливый писатель смог заняться лишь только после того, как в 1922 году он вернулся в Петербург из Алтая. Он тут же попал в литературный кружок детских писателей, который организовал Самуил Маршак. Он настолько увлекся приключениями животных и описанием мира природы, что не видел больше ничего вокруг себя. Именно поэтому любая краткая биография Виталия Бианки всегда указывает на то, что замечательный автор создал и издал 120 книг. Первым произведением о природе стала сказка «Путешествие красноголового воробья». Затем последовали такие книги, как «Мышонок Пик», «Лесные домишки» и другие.

В 1932 году из печати выходит большой сборник произведений писателя. Читателям очень понравилась книга «Лесные были и небылицы», где талантливый писатель рассказывает о мире природы и о животных.

Необычной работой стала «Лесная газета» — произведение Виталия Валентиновича Бианки, биография которого насыщена событиями. Таких произведений в русской литературе еще никогда не было. Свою работу над этой книгой Валентин Бианки начал в 1924 году. Но, несмотря даже на то, что книга печаталась, до 1958 года он постоянно возвращался к работе над ней, редактируя и дополняя. За 34 года вышло десять изданий этого необыкновенного произведения.

Известно, что «Лесная газета» состоит из 12 глав, каждая из которых посвящена определенному месяцу года. В каждом таком разделе содержатся энциклопедические статьи, календари, игры, телеграммы и объявления, фельетоны и истории из лесной жизни. Такая книга понравилась не только детям, но и взрослым. Она переведена на несколько языков мира.

В 50-е годы Виталий Бианка вел познавательную радиопередачу «Вести леса». Выходила она раз в месяц и тоже представляла собой своеобразный календарь. Последним произведением Виталия Валентиновича стала его книга «Опознаватель птиц на воле». К сожалению, она так и не была завершена.

Список литературы на лето после 2 класса по программе Школа России. Книги для чтенияВот и окончен второй класс. На носу лето и каникулы, но это не повод расслабляться и забрасывать учебу. Не зря учителя дают своим ученикам задания на лето. В их числе и список литературы, то есть книг, которые нужно прочитать за лето. После второго класса список не такой уж внушительный, но над некоторыми книгами придется посидеть довольно долго. Ваши усилия будут вознаграждены, ведь эти книги очень интересные, да и вообще, чтение — занятие очень увлекательное. Читаем не менее одного часа в день. Можно 2 раза по 30 минут, кому как удобнее. Читаем всей семьей, обсуждаем и пересказываем.  Чтобы лучше усвоить произведение, нужно вести читательский дневник. Делать это ученики научились еще в первом классе, так что такая задача трудностей вызвать не должна. 

Список литературы на лето, 2 класс, Школа России

Легенды и мифы Древней Греции.

Русские народные сказки.

«Волшебное кольцо», «Царевна Несмеяна», «Летучий корабль», «Марья Моревна», «Иван-царевич и серый волк», «Финист – Ясный сокол», «Солнце, Месяц и Ворон Воронович», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде».

Сказки зарубежных писателей

  1. Х. К. Андерсен. «Огниво», «Русалочка», «Дикие лебеди».
  2. Ш. Перро. «Синяя Борода».

Классики русской литературы

  1. А. Пушкин. «Сказка о золотом петушке».
  2. П. Ершов. «Конек-Горбунок».
  3. Стихотворения А. Пушкина, М. Лермонтова, Ф. Тютчева, А. Фета, А. Майкова, А. Плещеева, И. Никитина, И. Сурикова, А. Блока, К. Бальмонта.

Современная русская литература

  1. Стихотворения А. Барто, С. Михалкова, Б. Заходера, Ю. Владимирова, В. Берестова, И. Токмаковой, Р. Сефа, З. Александровой, Г. Сапгира,
    О. Григорьева.
  2. A. Гайдар. «Голубая чашка», «Горячий камень».
  3. Б. Житков. Рассказы о животных.
  4. И. Акимушкин. «Природа чудесница»,«Кто без крыльев летает».
  5. Э. Шим, С. Баруздин, Г. Скребицкий. Рассказы.
  6. Б. Никольский. Рассказы.
  7. B. Драгунский. Рассказы.
  8. C. Прокофьева. «Ученик волшебника».
  9. В. Губарев. «Королевство кривых зеркал».
  10. Л. Лагин. «Старик Хоттабыч».
  11. Ю. Коваль. «Приключения Васи Куролесова», «Чистый Дор».
  12. Г. Остер. «Бабушка Удава».

Современная зарубежная литература

  1. Дж. Родари. «Приключения Джельсомино».
  2. Р. Киплинг. «Откуда взялись броненосцы», «Слоненок», «Маугли».
  3. А. Милн. «Винни-Пух и все-все-все».
  4. А. Линдгрен. «Малыш и Карлсон», «Пеппи Длинныйчулок».
  5. Д. Харрис. «Сказки дядюшки Римуса».

Список литературы на лето №2, 2 класс, Школа России

 В соответствии с программой Горецкого В.Г., Климановой Л.Ф. «Литературное чтение». УМК «Школа России»

  1. Устное народное творчество. Песни, потешки, считалки, загадки. Сказки.
  2. Стихи поэтов-классиков XIX – нач. XX в. для детей.
  3. Сказки А.С. Пушкина.
  4. Басни И.А. Крылова.
  5. Стихотворения М.Ю. Лермонтова.
  6. Рассказы о животных Л.Н. Толстого.
  7. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки».
  8. Сказки В.М. Гаршина.
  9. В.Ф. Одоевский «Серебряный рубль». Сказки.
  10. Д.В. Григорович «Гуттаперчивый мальчик».
  11. Рассказы для детей русских писателей XIX в.
  12. Рассказы о природе И. Соколова-Микитова.
  13. Сказки-несказки В. Бианки, Э. Шима.
  14. Рассказы о животных Б. Житкова.
  15. Рассказы о дрессированных животных и дрессировщиках.
  16. Рассказы М.М. Пришвина.
  17. Стихотворения современных поэтов.
  18. Стихотворения С.В. Михалкова.
  19. Веселые рассказы Н. Носова.
  20. В.Ю. Драгунский «Денискины рассказы».
  21. Научно-познавательная литература.
  22. Детская периодическая печать.
  23. Мифы и легенды народов мира.
  24. Стихи и сказки писателей и поэтов зарубежных стран.
  25. Сказки Г.Х. Андерсена «Новое платье короля», «Огниво», «Дикие лебеди».
  26. Сказки А. Линдгрен, Л. Кэрролла.

Список книг на лето №3 после 2 класса, Школа России

  1. Русские народные сказки: «Волшебное кольцо», «Медное, серебряное и золотое царства». «Сказка о молодильных яблоках и живой воде» и др.
  2. Пушкин А.С. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке»
  3. Крылов И.А. «Басни»
  4. Толстой Л.Н. «Липунюшка»
  5. Мамин-Сибиряк Д. «Серая шейка».
  6. Гаршин В. «Сказка о жабе и розе».
  7. Одоевский В. «Город в табакерке».
  8. Паустовский К. «Стальное колечко».
  9. Куприн А. «Белый пудель», «Чудесный доктор», «Барбос и Жулька».
  10. Драгунский В. «Девочка на шаре». «Денискины рассказы».
  11. Бианки В. Мышонок Пик. Лесные домищки.
  12. Остер Г. Зарядка для хвоста.
  13. Носов Н. «Витя Малеев в школе и дома», «Веселая семейка», «Дневник Коли Синицына».
  14. Благинина Е. «Бабушка-забота».
  15. Маршак С. «Багаж», «Вот какой рассеянный», «Детки в клетке».
  16. Михалков С. «Как медведь трубку нашел», «Дядя Степа», «Щенок».
  17. Барто А. « Просто стихи», «История на просеке», « Мы с Тамарой».
  18. Андерсен Г. «Дюймовочка, «Стойкий оловянный солдатик».
  19. 3.Б. Житков. «Как слон спас хозяина от тигра «.
  20. М. Пришвин «Кладовая солнца».

Список литературы для чтения летом №4, 2 класс, Школа России

  1. Русская народная сказка «Царевна Лягушка»
  2. Б. Заходер «Веселые стихи», «Птичья школа»
  3. Л.Н. Толстой «Котенок», «Два товарища», «Булька»
  4. Г.Андерсен «Дикие лебеди», «Принцесса на горошине»
  5. Энн Хогард «Мафин печет пироги»
  6. Н.Носов «Ступеньки», «Заплатка». «Затейники», «Приключения Незнайки и его друзей»
  7. С.Михалков «Дремота и Зевота», «Про мимозу», «Дядя Степа», «Чистописание»
  8. С. Маршак «Детка в клетке», «Школьнику на память», «Рассказ о неизвестном герое»
  9. Г.А. Скребицкий «Кот Иваныч»
  10. Братья Гримм «Три брата»
  11. М.Пришвин «Берестяная трубочка», «Еж»
  12. А.П. Гайдар «Чук и Гек», «Совесть»
  13. В.А. Осеева «Волшебное слово», «Сыновья»
  14. В.В. Бианки «Как муравьишка домой добирался», Аришка- Трусишка», «Кто чем поет»
  15. Э.Н. Успенский «Крокодил Гена и его друзья», «Дядя Федор, пес и кот»
  16. Г.Б. Остер «Зарядка для хвоста», «Вредные советы»
  17. В.Ю. Драгунский «Денискины рассказы»
  18. В.П. Катаев «Цветик-семицветик»
  19. М.М. Зощенко «Елка»
  20. В.В. Медведев «Обыкновенный великан»

Список литературы после 2 класса №5, Школа России

  1. Русские народные сказки (4-5 сказок)
  2. Былины «Илья Муромец выходит на свободу», «Первый бой Ильи Муромца», «Добрыня и змей», «Добрыня, посол князя Владимира», «Садко» в пересказе И.В.Карнауховой
  3. Л.Н.Толстой «Белка и волк», «Мильтон и Булька», «Старик и яблони», «Царь и рубашка», «Два товарища», «Филипок», «Котёнок», «Лев и собачка», «Акула», «Прыжок»
  4. А.П.Чехов «Беглец», «Детвора», «Белолобый», «Каштанка»
  5. А.И.Куприн «Слон», «Белый пудель», «Извозчик Пётр», «Скворцы»
  6. М.Горький «Случай с Евсейкой»
  7. М.М.Пришвин. Рассказы о природе (4-5 рассказов)
  8. Е.И.Чарушин. Цикл рассказов про Тюпу и Томку.
  9. Б.С.Житков «Пудя». «Галка», «Кружечка под ёлкой», «Храбрый утёнок»
  10. К.Г.Паустовский «Заячьи лапы», «Похождения жука-носорога», «Кот-ворюга», «Тёплый хлеб», «Стальное колечко»
  11. М.М.Зощено «Галоши и мороженое», «Глупая история», «Храбрые и умные», «Умные животные»
  12. Д.Н.Мамин-Сибиряк «Сказка про славного царя Гороха и его прекрасных дочерей Кутафью и царевну Горошинку», «Богач и Ерёмка», «Вертел», «Серая шейка»
  13. А.Гайдар «Горячий камень», «Чук и Гек»
  14. В.В.Голявкин «Тетрадки под дождём», «Наши с Вовкой разговоры», «Как я встречал Новый год», «Калейдоскоп»
  15. Катаев В. «Дудочка и кувшинчик»
  16. В.Ю. Драгунский (4-5 рассказов)
  17. Н.Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей»
  18. П.Бажов «Серебряное копытце», «Голубая змейка»
  19. В.Одоевский «Городок в табакерке»
  20. П.Ершов «Конёк-горбунок»
  21. В.Осеева «Сыновья», «Синие листья», «Волшебное слово», «Почему?»
  22. И.А.Крылов. Басни.
  23. К.Булычев «Девочка с планеты Земля»
  24. Л.Гераскина «В стране невыученных уроков»
  25. Е.Щварц «Сказка о потерянном времени»
  26. С.Маршак «Двенадцать месяцев»
  27. С.Аксаков «Аленький цветочек»
  28. В Гаршин «Лягушка-путешественница»
  29. А.Волков «Волшебник Изумрудного города»
  30. А.Курляндский «Возвращение блудного попугая»
  31. Э.Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот»
  32. В. Губарев «Королевство кривых зеркал»
  33. Г.Х.Андерсен «Улитка и розовый куст», «Дикие лебеди», «Русалочка», «Соловей», «Огниво»
  34. Ш.Перро «Спящая красавица», «Золушка», «Мальчик-с-пальчик»
  35. Д.Родари «Путешествие голубой стрелы», «Джельсомино в стране Лжецов»
  36. Э.Распе «Приключения Мюнхаузена»
  37. А.Линдгрен «Малыш и Карлсон»
  38. С.Лагерлеф «Путешествие Нильса с дикими гусями»
  39. Р. Киплинг «Рикки — Тикки — Тави»

Произведения в списках программные, будут изучаться на уроках чтения и внеклассного чтения, поэтому желательно ознакомиться с каждым автором хотя бы по одному произведению.

Ведение читательского дневника летом

После прочтения нового произведения, обязательно заведите для него страничку в своём читательском дневнике. В дневнике нужно:

1. Указать автора произведения
2. Указать название произведения
3. Оформить иллюстрацию
4. Написать о ком или о чем это произведение и какова его главная мысль
5. Понравилось ли тебе это произведение?

В читательский дневник нужно записывать все прочитываемые произведения. Каждому произведению уделять отдельную страницу. Автор, название, краткое содержание (4-6 предложений) и своё отношение к тексту. Оформлять аккуратно, писать красиво. Нарисовать иллюстрации как минимум к трём наиболее понравившимся произведениям.

Рекомендации к изучению стихотворений. Репетировать чтение вслух (с выражением). Первый раз стихотворение должно быть прочитано ребёнку взрослым, с правильной интонацией и объяснением незнакомых слов. Можно и желательно включить аудиозапись. НО, если вы находите запись, убедитесь, что актёры читают стихотворение ПРАВИЛЬНО И КРАСИВО.

Интересного вам чтения все лето!

  • Рассказы о добре и зле 4 класс
  • Рассказы о добрыне никитиче
  • Рассказы о диких животных в старшей группе
  • Рассказы о дмитрии донском для 4 класса
  • Рассказы о дрессированных животных дурова рассказы о дрессированных животных