Рассказы о здоровом образе жизни для дошкольников

Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста ельмеева елена геннадьевна оглавление введение...3 1. сущность понятий здоровье

Формирование представлений о здоровом образе
жизни у детей старшего дошкольного возраста

Ельмеева Елена Геннадьевна

Оглавление 
Введение……………………………………………….………………………..3  
1. Сущность понятий здоровье и здоровый образ жизни…………………….6
2. Отношение детей к своему здоровью на разных возрастных этапах…………………………………………………………………………….9
3. Организация работы в дошкольном образовательном учреждении по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста ……………………………………………………….13
4 Организация работы с родителями по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста…………18
Заключение…………………………………………………………………….21
Список литературы……………………………………………………………23
Введение
 

Здоровье – не всё, но всё без здоровья — ничто.
Сократ 

Давным – давно, еще на заре педагогики, Януш Корчак поделился своими наблюдениями: «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье… Нет детям совершенно также, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только они не знают, что для этого надо делать. Объясни им, и они будут беречься».            
От уровня психического и физического положения населения, от состояния его здоровья зависит благополучие общества в целом, поэтому проблема формирования представлений детей о здоровом образе жизни и воспитание сознательного отношения к нему представляется в современном обществе актуальной.
 Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность систематических занятий физической культурой и спортом.
Сегодня проблема формирования представлений о здоровом образе жизни (ЗОЖ) рассматривается на государственном уровне в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально-демографических групп населения России и, особенно, детей дошкольного и школьного возраста.
Проблема воспитания здорового образа жизни у детей занимает одно из центральных мест в разработке научных основ детской практической психологии и педагогики (В.Г. Алямовская, О.А. Ахвердова, В.И. Бондин, Г.К. Зайцев, Э.М. Козин, В.П. Озеров и др.). Авторами в последние годы выдвигаются требования пересмотра и коренного изменения программ, средств и методов гигиенического обучения и воспитания, внедрения принципов культуры здорового образа жизни, приведения их в соответствие с изменившимися социально-экономическими условиями жизни населения. В качестве основной выдвигается задача выработать и закрепить у детей старшего дошкольного возраста в период их пребывания в дошкольном учреждении целесообразные для их возраста гигиенические навыки и привычки, осознанное отношение к здоровью, личной и общественной безопасности.
Цель: исследовать особенности формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возрастa.                                                    
Задачи:
1. Изучить понятия здоровье и здоровый образ жизни как основу воспитания детей дошкольного возраста.
2. Рассмотреть психолого-педагогические основы формирования у дошкольников навыков здорового образа жизни и ценностного отношения к здоровью.
3. Исследовать содержание и формы работы ДОУ по формированию представлений о здоровом образе детей старшего дошкольного возраста.
4. Изучить организацию работы с родителями в ДОУ. 
Словарь основных понятий
Здоровье — состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни. 
Здоровый образ жизни — образ жизни человека, направленный на укрепление здоровья, принятие профилактических мер, с целью устранения причин и последствий болезней.
Здоровьесберегающие образовательные технологии — это психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни (определение Н.К. Смирновой).
Воспитание — целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями. По определению академика И. П. Павлова, воспитание — это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции.
Физическое воспитание — педагогический процесс, направленный на достижение хорошего здоровья, физического и двигательного развития ребёнка. В процессе физического воспитания одновременно решаются и задачи разностороннего развития.
Физическая культура — часть общей культуры, характеризующая достижения общества в области физического, психического и социального здоровья.
Двигательная деятельность – движения, направленные на физическое и двигательное развитие ребёнка. Двигательная деятельность является средством всестороннего развития детей. 

  1. Сущность понятий » здоровье» и » здоровый образ жизни»  

Чтобы активно влиять на позицию ребенка по отношению к собственному здоровью, необходимо знать, прежде всего, что сам термин «здоровье» определяется неоднозначно.
Само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов. Выделяется несколько компонентов здоровья:
Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.
Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма.
Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.
Нравственное здоровье, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения человека в  обществе.
От чего же зависит здоровье ребенка?
Статистика утверждает, что на 20% от наследственных факторов, на 20% — от условий внешней среды, т.е. экологии, на 10% — от деятельности системы здравоохранения, а на 50% — от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. Если на первые 50% здоровья мы, воспитатели, повлиять не можем, то другие 50% мы можем и должны дать нашим воспитанникам.
Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни. Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:
— занятия физкультурой;
— прогулки;
— рациональное питание;
— соблюдение правил личной гигиены;
— закаливание;
— создание условий для полноценного сна;
— дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды;
— бережное отношение к окружающей среде, к природе;
— медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение различных рекомендаций врачей;
— формирование понятия «не вреди себе сам».
Ю.В. Валентяк, А.В. Мартыненко, В.А. Полесский указали, что под здоровым образом жизни понимается деятельность, направленная на укрепление не только физического и психического, но и нравственного здоровья, и что такой образ жизни должен реализовываться в совокупности всех основных форм жизнедеятельности: трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой.
Ю.П. Лисицын дает следующее определение: «Здоровый образ жизни — это способ жизнедеятельности, направленный на сохранение и улучшение здоровья людей как условия и предпосылки существования и развития других сторон образа жизни». Здоровый образ жизни воплощает грань образа жизни, органически присущую обществу и направленную на заботу о людях. [10]
Изучению вопросов формирования представлений у детей дошкольного возраста о здоровом образе жизни посвящены исследования А.А. Бодалева, А.Л. Венгера, В.Д. Давыдова, М.И. Лисиной, В.А. Сластенина, Е.О. Смирновой. Анализ работ В.А. Деркунской, С.А. Козловой, Л.Г. Касьяновой, О.А. Князевой, И.М. Новиковой и др. показывает, что уже в дошкольном возрасте у ребенка появляется устойчивый интерес к своему здоровью, бережное отношение к своему организму (жизни, здоровью) как ценности.
Надо отметить, что в настоящее время отмечается низкий уровень знаний о ценности своего здоровья родителей и о здоровье их детей. Как известно, здоровье чаще всего зависит от образа жизни, чуть менее – от окружающей среды. Наследственность и состояние здравоохранения в стране в гораздо меньшей степени влияют на состояние здоровья поколения. Поэтому задача родителей и педагогов — воспитать у дошкольника уважение к собственному здоровью и обязанности его беречь. И начинать формирование основ здорового образа жизни у дошкольников как можно раньше.
В дошкольный период идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма. Очень важно в это время заложить детям определенную базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, сформировать потребность регулярных и систематических занятий физической культурой и спортом. Как раз до семи лет происходит наиболее интенсивное становление детского организма.  В это же самое время активно формируется характер, привычки, закладываются жизненные приоритеты личности. Именно поэтому весьма и весьма важно в эти годы активно прививать детям основные знания, умения и навыки здорового образа жизни дошкольников.
В современном воспитательном процессе приоритетным направлением в воспитании детей дошкольного возраста является повышение уровня здоровья детей, формирование навыков здорового образа жизни, а также воспитание потребности в регулярных занятиях и получении новых знаний. Стоит заметить, что в этом возрасте у дошкольников отсутствуют такие качества, как:
— усидчивость,
— контроль и коррекция эмоций и настроения,
— способность быстро переключаться с одной деятельности на другую.
Стало быть, перед взрослыми, педагогами и, в первую очередь, родителями, становится задача сформировать в маленьком человеке эти навыки, которые будут способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья малыша.
 Основным направлением по укреплению здоровья детей дошкольного возраста, является формирование у дошкольников представления о здоровье и здоровом образе жизни как об одной из фундаментальных ценностей жизни. Воспитатели в детском саду, родители дома должны постоянно учить ребенка правильному поведению в различных жизненных обстоятельствах, быть готовым к непредвиденным ситуациям. В этот период ребенок должен четко усвоить, что такое хорошо и полезно, а что такое вредно и плохо.

  1. Отношение детей к своему здоровью на разных возрастных этапах

Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить здание потребности в здоровом образе жизни. Оно зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия.
Основы здорового образа жизни у детей дошкольного возраста определяются наличием знаний и представлений об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима, гигиенических процедур, двигательной активности), и умением реализовывать их в поведении и деятельности доступными для ребенка способами (чистить зубы, мыть руки, делать зарядку).
Дети младшего дошкольного возраста понимают, что такое болезнь, но дать самую элементарную характеристику здоровью еще не могут. Вследствие этого никакого отношения к нему у маленьких детей практически не складывается [4].
В среднем дошкольном возрасте у детей формируется представление о здоровье как «не болезни». Они рассказывают о том, как болели, у них проявляется негативное отношение к болезни на основании своего опыта. Но что, значит, быть здоровым и чувствовать себя здоровым, они объяснить еще не могут. Отсюда и отношение к здоровью, как к чему-то абстрактному. В их понимании быть здоровым — значит не болеть. На вопрос, что нужно делать, чтобы не болеть, многие дети отвечают, нужно не простужаться, не есть на улице мороженого, не мочить ноги и т.д. Из этих ответов следует, что в среднем дошкольном возрасте дети начинают осознавать угрозы здоровью со стороны внешней среды (холодно, дождь, сквозняк), а также своих собственных действиях (есть мороженое, мочить ноги и т.д.). [4].
В старшем дошкольном возрасте благодаря возрастанию опыта личности отношение к здоровью существенно меняется. Но наблюдается смешение понятий «здоровый», как большой, хороший (вот здорово!) и «здоровый», как не больной.  Дети по-прежнему соотносят здоровье с болезнью, но более отчетливо определяют угрозы здоровью как от своих собственных действий («нельзя есть грязные фрукты», «нельзя брать еду грязными руками» и пр.), так и от внешней среды. При определенной воспитательной работе дети соотносят понятие «здоровье» с выполнением правил гигиены. 
Они начинают соотносить занятия физкультурой с укреплением здоровья и в его определении (как, собственно, и взрослые) на первое место ставят физическую составляющую. В этом возрасте дети (хотя еще интуитивно) начинают выделять психические и социальные компоненты здоровья («там все так кричали, ругались, и у меня голова заболела»). Но, несмотря на имеющиеся представления о здоровье и способах его сохранения, в целом отношение к нему у детей старшего дошкольного возраста остается достаточно пассивным. Причины такого отношения кроются в недостатке у детей необходимых знаний о нем, а также не осознании опасностей не здорового поведения человека для сохранения здоровья [4].
Нездоровое поведение в ряде случаев приносит удовольствие (как приятно съесть холодное мороженое, выпить целую бутылку охлажденного лимонада, пробежать по луже, поваляться подольше в постели и т.п.), а долговременные негативные последствия таких поступков кажутся ребенку далекими и маловероятными.
Значительная часть самоохранительного поведения детей старшего дошкольного возраста определяется их представлениями о здоровье. При целенаправленном воспитании, обучении, закреплении в повседневной жизни правил гигиены, соответствующей мотивации занятий физкультурой отношение детей к своему здоровью существенно меняется. Сформированность отношения к здоровью как к величайшей ценности в жизни (на доступном пониманию детей уровне) становится основой и психологической основой формирования у детей потребности в здоровом образе жизни.  Но такой потребности у ребенка дошкольного возраста еще нет. Согласно исследованиям возрастной динамики значимости здоровья и здорового образа жизни, их приоритетная роль чаще всего отмечается у представителей старшего поколения. В иерархии ценностей маленького человека доминируют игра и общение со сверстниками. В понимании детей роль физического, психического и социального здоровья и соответствующего здорового образа жизни еще не находит должного места.
В свою очередь, наличие этой потребности помогает решить важнейшую психологическую и социальную задачу – становление у ребенка позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих [7].
У детей старшего дошкольного возраста есть все предпосылки для стойкого формирования представлений о здоровом образе жизни:
— активно развиваются психические процессы, растёт самооценка, чувство ответственности;
— заметны положительные изменения в физическом и функциональном развитии; дети умеют сохранять и демонстрировать правильную осанку;
— дети способны самостоятельно выполнять бытовые поручения, владеют навыками самообслуживания, прилагают волевые усилия для достижения поставленной цели в игре, в проявлении физической активности [12].
Итак, активность, любознательность, подвижность, с одной стороны, а с другой – подвижность нервных процессов, подверженность инфекционных и простудным заболеваниям, аллергическим реакциям у детей дошкольного возраста являются важными предпосылками формирования здорового образа жизни, позволяющими знакомить и учить детей правильному отношению к своему здоровью и взаимодействию с окружающим миром. В то же время каждый возрастной период характеризуется своими особенностями, которые следует учитывать в работе по формированию представлений о здоровом образе жизни.

  1. Организация работы в ДОУ по формированию представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников

Образовательное учреждение — это совокупность элементов, оказывающих жизненно значимое влияние на детей в процессе образования.
Так как под здоровым образом жизни понимается активная деятельность человека, направленная на сохранение и улучшение здоровья, то к этой активности следует отнести такие компоненты как правильное питание, рациональная двигательная активность, закаливание организма и сохранение стабильного психоэмоционального состояния. Именно эти компоненты должны быть заложены в основу фундамента здорового образа жизни дошкольника.
Гигиенически организованная социальная среда обитания ребенка в дошкольном образовательном учреждении является основным условием развития представлений о здоровом образе жизни. Учитывая, что значительную часть своей жизни ребенок находится в дошкольном учреждении, оно в силу специфики своей деятельности и возможностей несет большую, чем родители, ответственность за возникновение и развитие этих представлений.
Представления о здоровье и здоровом образе жизни у ребенка формируется на основе представлений о самом себе, своих физических и личностных возможностях, о том, что для здоровья вредно, а что полезно.  Эти знания дети приобретают на специальных занятиях. Организованная образовательная деятельность используется для формирования представления детей о человеке как живом существе, его организме и здоровье; об образе жизни человека и зависимости здоровья от образа жизни; о влиянии различных факторов на здоровье и образ жизни человека; о здоровом образе жизни; о поведении человека, способствующем здоровью и здоровому образу жизни. Становясь активными участниками образовательного процесса, ощущая его органичную связь с тем, что требуют от них в плане ухода за своим телом, дети полнее осознают связь между состоянием своего организма и их собственной заботой о нем. При проведении работы используют положительную оценку, похвалу, поощрение. Известно: похвала подстегивает, а сердитое слово, наоборот, обижает.
Главным образом в формировании основ здорового образа жизни у дошкольников и правильного отношения к своему здоровью являются соответствующие игры, просмотр фильмов, мультфильмов, чтение и обсуждение художественной литературы, викторины, пешие прогулки, дни здоровья, спортивные праздники. Именно такие мероприятия являются наиболее интересными для детей, и в этом процессе продуктивней формировать нужное отношение к здоровому образу жизни у дошкольников.
Для формирования представлений дошкольников о здоровом образе жизни применяются специальные упражнения, укрепляющие здоровье детей, система физического воспитания, целью которой является формирование у детей основ здорового образа жизни.  Для этого ежедневно в группах детского сада проводится утренняя гимнастика, цель которой – создавать бодрое, жизнерадостное настроение у детей, укреплять здоровье, развивать сноровку, физическую силу. Занятия физкультурой в спортивном зале сопровождаются музыкой, что «благоприятно влияет на эмоциональную сферу старшего дошкольника, способствует хорошему настроению детей, формирует их представления о здоровом образе жизни».  Их цель – обучать детей правильному выполнению движений, различным упражнениям, направленным на развитие координации тела и повышение самостоятельной двигательной активности. Все занятия проводятся по специальным методикам.
В ходе физкультурно-оздоровительной работы, а именно физкультурных минуток, минуток здоровья, двигательных разрядок, элементов релаксации и т.п., закладываются физические, психические и нравственные качества детей, воспитываются самостоятельность и творчество.
В процессе формирования ценностного отношения детей к здоровью и ЗОЖ рекомендуется использовать комплекс как традиционных, так и специфических средств физической культуры. Традиционные средства физической культуры совершенствуют физические качества, формируют двигательные умения и навыки, укрепляют здоровье, но они не позволяют в полной мере сформировать ценностное отношение к здоровью и ЗОЖ. Поэтому с учетом анатомо-физиологических и психологических особенностей детей дошкольного возраста разработаны специальные игры и игровые упражнения (специфические средства). К их числу можно отнести игры, используемые для формирования представлений о здоровье, функциях организма, а также практические действия по организации здоровой жизнедеятельности — эстафеты и специальные игровые задания.[1]
Игры-путешествия включают все виды двигательной активности. Каждая игра имеет цель, сюжет и итог. Каждое из физических упражнений, составляющих такую композицию, оказывает определенное воздействие на ребенка, решает конкретные задачи программы. Например, при изучении темы «Осенние радости» дети отправляются в путешествие по осеннему лесу. «Светит солнце (обычная ходьба с закрытыми зонтами), начался дождь (бег с открытыми зонтами), перепрыгиваем лужи (прыжки с открытыми зонтами), ветер дует в лицо (ходьба спиной вперед, наклоны в сторону на каждый шаг)». [1].
Игровой самомассаж — основа закаливания и оздоровления. Выполняя его, дети обычно приходят в хорошее настроение. Такие упражнения способствуют также формированию у них сознательного стремления быть здоровыми.
Пальчиковая гимнастика, служащая основой для развития мелкой моторики и координации движений рук, оказывает положительное воздействие на память, мышление, фантазию.
Креативная гимнастика включает нестандартные упражнения, специальные задания, творческие игры, направленные на развитие выдумки, творческой инициативы, познавательной активности, мышления, свободного самовыражения.
Таким образом, все содержательные компоненты формирования ценностного отношения детей к здоровью и здоровому образу жизни в процессе физического воспитания находят свою реализацию в санитарно-гигиеническом режиме учреждения, в программах занятий по физической культуре, а также в организации спортивно-массовой работы. Двигательный режим является обязательной составляющей общего распорядка дня и включает в себя: физкультурные занятия, физические упражнения, физминутки и паузы, гимнастику и психогимнастику, подвижные и спортивные игры, спортивные досуги, самостоятельную двигательную активность ребенка.
Необходимо чтобы дети имели возможность систематически двигаться. Для этого нужно способствовать развитию основных двигательных качеств, поддерживать в течение всего дня работоспособность на высоком уровне. Однако нужно учитывать, что здоровый образ жизни дошкольников предполагает чередование активных и спокойных игр, так что разумный баланс между двигательной активностью и отдыхом должен быть сохранен.
Большое значение для формирования представлений дошкольников о здоровом образе жизни оказывают подвижные игры. Проводятся они в группах, на специальных занятиях, во время прогулок и в промежуточные интервалы между занятиями. Подвижные игры обязательно включаются и в музыкальные занятия. Игры младших дошкольников организует воспитатель, в старшем возрасте такие игры чаще всего организуют сами дети.
Процесс формирования представлений дошкольников о здоровом образе жизни тесно связан с воспитанием у них любви к чистоте, опрятности, порядку.
Так же используются такие методические приемы как: рассказы и беседы воспитателя; заучивание стихотворений; моделирование различных ситуаций; рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов; сюжетно-ролевые игры; дидактические игры; игры-тренинги; игры-забавы.
Художественное слово, детская книга — важное средство воздействия на детей. Поэтому, кроме бесед и рассматривания иллюстраций и картинок воспитатели широко используют художественную литературу. Беседа после прочитанной книги углубляет ее воспитательное воздействие.
Использование здоровьесберегающих технологий помогает сформировать сознательное отношение к своему здоровью, первичные знания об основах здорового образа жизни, развить у детей представление о строении собственного тела, назначении органов человеческого организма, обучить детей уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи.
Формирование представлений дошкольников о здоровом образе жизни тесно связано с охраной их жизни и здоровья. Правила по охране жизни и здоровья ребенка изложены в специальных инструкциях и методических письмах для дошкольных работников. В детском саду постоянно осуществляется медицинский контроль за состоянием здоровья детей, проводятся профилактические мероприятия для его укрепления.
Следует заключить, что формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни способствует достижению и сохранению крепкого здоровья, высокой и устойчивой общей и специальной работоспособности, помогает формированию и соблюдению полезного для здоровья рационально организованного режима трудовой и бытовой деятельности, обеспечивает необходимую и достаточную двигательную активность и активный отдых, обеспечивает формирование, развитие и закрепление жизненно важных умений, навыков, привычек личной гигиены.
Таким образом, формирование представлений о здоровом образе жизни — цель системы воспитания в дошкольных учреждениях. Реализация работы по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей в условиях ДОУ осуществляется через организованную образовательную деятельность через режим, игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность, т.е. осуществляется в течение, практически, всего дня.

  1. Организация работы с родителями по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей.

         Работа с родителями — это сложная и важная часть деятельности коллектива дошкольного образовательного учреждения, включающая повышение уровня педагогических знаний и умений родителей, помощь педагогов родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий для формирования представлений о здоровом образе жизни у детей; взаимодействие воспитателей, специалистов, медицинских работников и родителей в процессе развития и оздоровления детей.
Здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от условий жизни в семье. Организуя сотрудничество с семьёй особое внимание необходимо уделять постоянному совершенствованию форм и методов работы с родителями.
Технология взаимодействия всех воспитывающих ребенка взрослых имеет циклический характер. И ее центральный момент – планирование работы педагогов с родителями.
Планирование этой работы начинается с определения ее цели и задач. Цели могут носить как общий, так и частный характер.
Общая цель работы с родителями – установление с ними сотруднических отношений.
Частная цель раскрывает, в чем именно будет составлять сотрудничество. Например, частной целью может быть установление сотрудничества с родителями в сфере оздоровления детей.
Достижение этой частной цели происходит путем решения конкретных задач:
— расширение представлений родителей о психофизических особенностях ребенка определенного возраста;
— мотивирование родителей на изучение здоровья своего ребенка;
— освоение родителями традиционных и нетрадиционных способов оздоровления детей;
— реализация системы совместных мероприятий по сохранению, укреплению и формированию здоровья детей.
Затем в соответствии с поставленной частной целью и задачами воспитателями группой совместно с родителями разрабатываются несколько тем родительских собраний, например, таких: «Наш здоровый малыш», «Профилактика простудных заболеваний», «Закаливание ребенка – основа формирования здоровья», «Роль физических упражнений в укреплении здоровья» и т.д.
Традиционными в дошкольном учреждении являются такие формы организации работы с родителями по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста, как физкультурные досуги и спортивные праздники с участием родителей и сотрудников дошкольного учреждения, консультации, беседы. Эффективность дают такие формы работы, на которых знания преподносятся в процессе сотрудничества педагога и родителей, активного взаимодействия взрослого и ребенка. Одной из таких форм являются совместные занятия физическими упражнениями родителей и детей. На них родители приобретают не только теоретические знания, но и овладевают практическими умениями в области физического воспитания детей. А в случае участия педагога, руководителя физического воспитания и родителей происходит сплочение семейных отношений между детьми и родителями. Важное значение в работе по формированию представлений о здоровом образе жизни необходимо предавать повышению уровня валеологической культуры семей посредством проведения просветительской работы с родителями: проведение консультаций по вопросам оздоровления (закаливание, двигательная активность, питание, аутотренинги, дыхательные системы), а также информационные бюллетени, рекламные буклеты, выпуск журналов, тематические выставки, библиотека здоровья, оформление информационных уголков здоровья. Родители должны быть постоянными участниками всех конкурсов, проводимых в дошкольном учреждении. Необходимо проводить практические семинары и дни открытых дверей, другие мероприятия. Когда соблюдаются единые требования детского сада и семьи в вопросах воспитания, оздоровления, двигательной активности, гигиенических процедур, развития двигательных навыков, тогда будут правильно сформированы представления о здоровом образе жизни у дошкольников.
Основные задачи для родителей по формированию основ здорового образа жизни у дошкольников:
-гигиена и закаливание дошкольников;
-формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников должно проводиться постоянно без выходных и праздничных дней.
Ребенок с младенчества должен усвоить, что здоровым быть хорошо, а болеть плохо. Чтобы всегда быть здоровым он должен соблюдать определенные правила и не делать того, что может привести к болезни или травмам.
Ребёнок всегда следует образу жизни старших, мамы и папы. Поэтому родители, в первую очередь, сами должны вести здоровый образ жизни и не подавать плохой пример своему чаду. Таким образом, комплексный подход в формировании представлений о здоровом образе жизни у дошкольников позволит привить им необходимые привычки и навыки, которые будут основой для дальнейшей их жизни. 
Заключение
Важно помнить, что здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Именно поэтому формирование представлений о здоровом образе жизни в старшем дошкольном возрасте является важной составляющей для дальнейшей полноценной жизни ребенка.
Глобальной задачей общества и государства является внедрение в образовательные стандарты как можно больше аспектов связанных со здоровьем и здоровым образом жизни. Прежде всего, необходима адекватная работа с семьями, с целью повышения знаний родителей о составляющих здорового образа жизни. Ведь ни одна, даже самая лучшая программа и методика, не могут гарантировать полноценного результата, если семья не будет придерживаться принципов здорового образа жизни, если не создано детско-взрослое сообщество (дети – родители — педагоги), для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей. Ребенок с детства должен ценить свое здоровье и следовать нормам здорового образа жизни. Благодаря здоровому образу жизни каждый ребенок имеет большие возможности для укрепления и поддержания своего здоровья, для сохранения трудоспособности, физической активности.
Опираясь на изученный материал можно сделать вывод, что систематическая работа по формированию представлений о здоровом образе жизни детей дошкольного возраста способствует укреплению здоровья детей, формирует представление о здоровье как о ценности, воспитывает полезные привычки и навыки здорового образа жизни если: правильно организовать развивающую среду, учитывать возрастные особенности детей, привлекать родителей к работе по формированию представлений о здоровом образе жизни.
Список литературы:
1.Александрова Е.Ю. Оздоровительная работа в дошкольных учреждениях по программе «Остров здоровья». − Волгоград: Учитель. − 2007.
2.Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребёнка. − Москва: Просвещение. − 2003.
3.Апанасенко Г.Л. Медицинская валеология. − Ростов на Дону: Феникс. − 2000.
4.Воробьёва М. Воспитание здорового образа жизни у дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. №7. − С.5-9.
5.Доронова Т.Н. Основные направления работы ДОУ по повышению психолого-психологической культуры родителей // Дошкольное воспитание. 2004. № 1
6.Захарова Т.Н. Формирование здорового образа жизни. − Волгоград: Учитель. − 2007. – С.174.
7.Здоровье детей в образовательных учреждениях. Организация и контроль / под ред. М.Ф. Рзяниной, В.Г. Молочного. − Ростов на Дону: Феникс. − 2005. – С.376.
8.Здоровый дошкольник: социально-оздоровительная технология XXI века / сост. Ю.Е. Антонов, М.Н. Кузнецова и др. – М.: Гардарики. – 2008.
9.Клименов М.Ф. Здоровье детей в образовательных учреждениях. − Ростов на Дону: Феникс. – 2005. – С.376.
10.Маханева М. Новые подходы к организации физического воспитания детей // Дошкольное воспитание. – 1993. — № 2.
12.Нежина, Н.В. Охрана здоровья детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. 2015. № 10.
13.Савельева М.Ю. Организация оздоровительной работы в ДОУ. − Ростов на Дону: Феникс. − 2005.
14. Википедия


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Актуальность формирования представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм подрастающего поколения в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии их здоровья.

Цель работы: показать роль семьи в формировании ценностей здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. Задачи исследования: 1. Раскрыть понятие здоровый образ жизни; 2. Раскрыть понятие ценностей здорового образа жизни и выделить систему ценностей, которые формируются у детей в дошкольном возрасте; 3. Изучить научно-методическую литературу о формировании ценностного отношения к здоровью у детей дошкольного возраста.

Здоровый образ жизни — образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья. ЗОЖ – это концепция жизнедеятельности человека, которая направленна на совершенствование и сохранение здоровья при помощи должного питания, физической подготовки, морального настроя и отказа от вредных привычек. Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций. [1]

Основная ценность ЗОЖ – это здоровье. Понятия развития ценностей здорового образа жизни взрослых входят такие составляющие, как: оптимальный двигательный распорядок, рациональное питание, закаливание, личная гигиена. Формирующей ценностей ЗОЖ у детей дошкольного возраста состоят из минуток здоровья:  гимнастика для глаз;  физкультурные минутки;  гимнастика после сна;  дыхательная гимнастика. В узком биологическом смысле говорится о физиологических адаптационных возможностях человека к изменениям состояний внутренней среды и действиям внешней среды.

Базовые составляющие ЗОЖ:

Развитие с раннего детства здоровых привычек и навыков: окружающая среда: безопасная и подходящая для обитания, знания о воздействии окружающих объектов на здоровье, отречение от вредных привычек: самоотравления легальными наркотиками (алкоядом, табакоядом) и нелегальными. Питание: умеренное, подобающее физиологическим особенностям Основная ценность ЗОЖ – это здоровье. Понятия формирования ценностей здорового образа жизни взрослых входят такие составляющие, как: оптимальный двигательный режим, рациональное питание, закаливание, личная гигиена. Формирующей ценностей ЗОЖ у детей дошкольного возраста состоят из минуток здоровья:  гимнастика для глаз;  физкультурные минутки;  гимнастика после сна;  дыхательная гимнастика. В узком биологическом смысле говорится о физиологических адаптационных возможностях человека к изменениям состояний внутренней среды и действиям внешней среды.

Базовые составляющие ЗОЖ:

Воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков: окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии окружающих предметов на здоровье, отказ от вредных привычек: самоотравления легальными наркотиками (алкоядом, табакоядом) и нелегальными. Питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов. Движения: физически активная жизнь, включая особые физические упражнения (например, гимнастика), с учётом определенного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов. Гигиена организма: соблюдение правил личной и общественной гигиены, обладание навыками первой помощи, закаливание. [3]

Большое внимание мы уделим именно проблеме воспитания детей здоровому образу жизни в семье. Ученые психологи сообщают о том, что период максимального времени нахождения ребенка в семье с рождения и до поступления в первый класс, то есть дошкольный, является самым благоприятным возрастом для получения полезных привычек, а большим фактором формирования представлений ребенка о существовании в современных реалиях, является образ жизни семьи, нравы, стереотипы поведения и традиции.

Известно, что жизнь человека и его развитие как личности начинаются именно в семье и семья играет главную роль в успешности и эффективности этих процессов. Семья вызвана выбирать и адаптировать важные для ее членов стили взаимодействия, культурные ценности, формы и типы взаимоотношений и придавать им при трансляции подрастающему поколению статус ориентаций сознания, поведения и личности. Основным вопросом в данной проблеме является характерное влияние, которое оказывает психологическое развивающее пространство семьи (а это – ведущие цели, ценности и жизненные смыслы семьи, психологическая культура общения и и др.) на состояние и уровень развития личности ребенка, его способности и личностные потенциалы, укрепление и развитие нравственно-психологического здоровья; системное оздоровление образа жизни ребенка и семьи в целом; защита дошкольника от неблагоприятных воздействий современного информационного пространства (СМИ, Интернет и др.); нравственно-психологический и эмоциональный климат семьи, ведущая направленность взаимоотношений (директивная, манипулятивная, диалогическая) и ряд других. [4]

Большинство родителей анализируют здоровье ребенка только как отсутствие заболеваний, абсолютно не учитывая взаимосвязи физического, психического и социального благополучия. Обычно у взрослых возникает интерес к проблеме воспитания привычки к здоровому образу жизни лишь тогда, когда ребенку уже требуется помощь психологов, медиков и специалистов по лечебной и физической культуре. В результате чего, у ребенка вырабатываются вредные привычки, от которых избавиться довольно трудно, а временами и невозможно. Готовность к здоровому образу жизни не может возникнуть сама по себе, а формируется у человека с раннего возраста, преимущественно внутри семьи через понимание, осмысление и принятия «здоровья». Родителям нужно приложить большое количество усилий при формировании и укреплении осознанной необходимости постоянно заботиться о своем здоровье, обучению искусству сохранения и укрепления здоровья. Эта одна из главных задач родителей в воспитании ребенка. Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни:

• воспитание культуры поведения;

• физическая культура;

• учебно-воспитательная работа;

• работа с родителями;

• лечебно-профилактические мероприятия;

• оздоровительные мероприятия.

От родителей требуется знание основ здорового образа жизни, терпения в развитии навыков у ребенка, особенно личный пример и участие. Нужно не только беседовать с ребенком о пользе здорового образа жизни для укрепления здоровья, но и проводить вместе время, есть здоровую пищу, отказаться от вредных привычек и т.д. Кроме того, если родители что-либо запрещают ребенку, то сами не должны этого делать. [6]

Чтобы активно влиять на позицию ребенка по отношению к собственному здоровью, необходимо знать, прежде всего, что само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов. Выделяется несколько компонентов здоровья:

1. Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.

2. Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма.

3. Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.

4. Нравственное здоровье, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе. Представлений о ЗОЖ у детей разных возрастов.

С целью выяснения педагогической позиции в проблеме формирования здорового образа жизни у детей и имеющихся знаний у воспитателей по этому вопросу, было проведено анкетирование (провела Ирина Хирная). [9] Анализируя его результаты, мы выяснили, что под здоровым образом жизни педагоги понимают правильное питание, режим дня и занятия спортом. Это говорит о том, что знания о здоровом образе жизни у педагогов не полные.

Здоровье – самое ценное, что мы имеем, его нельзя купить ни за какие деньги, его нужно беречь, укреплять, сохранять. Здоровье — это важнейшая потребность человека, которая определяет его способность к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. И главную роль в становлении личности ребенка играют именно родители и семья.

Список литературы

Дружилов Сергей Александрович. ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ КАК ЦЕЛЕСООБРАЗНАЯ АКТИВНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://web.snauka.ru/issues/2016/04/66781 (дата обращения — 30.09.2021)

Лукьянова Л.М. Укрепление здоровья ребенка через формирование здорового образа жизни в семье [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ukreplenie-zdorovya-rebenka-cherez-formirovanie-zdorovogo-obraza-zhizni-v-semie/viewer (дата обращения — 30.09.2021)

Р.А. Алексеев, В.В. Рыжов. Семья как фактор здорового образа жизни личности [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/semya-kak-faktor-zdorovogo-obraza-zhizni-lichnosti/viewer (дата обращения — 30.09.2021)

Панарина Светлана Сергеевна. «Актуальность физического развития как составляющая здорового образа жизни дошкольника» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://interactive-plus.ru/e-articles/conf-4/conf-4-6629.pdf (дата обращения — 30.09.2021)

Андриянов Вадим Владимирович. «Как сформировать ценности здорового образа жизни» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://interactive-plus.ru/e-articles/52/Action52-466707.pdf (дата обращения — 30.09.2021)

Волошина Л.Н., Кудаланова Л.П. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО РЕБЁНКА-ДОШКОЛЬНИКА О ЗДОРОВЬЕ И ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=29590 (дата обращения — 30.09.2021)

Осяк С.А., Яковлева Е.Н., Лукин Ю.Л., Газизова Т.В. ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=23662382 (дата обращения — 30.09.2021)

М.А. Иваненко. Формирование ценностей здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации

[Электронный ресурс] – Режим доступа: https://core.ac.uk/download/pdf/154818774.pdf (дата обращения — 30.09.2021)

Ирина Хирная. Формирование ценностей здорового образа жизни у дошкольников [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/opyt-raboty-po-teme-formirovanie-zdorovogo-obraza-zhizni-u-doshkolnikov.html (дата обращения — 30.09.2021)

Скачать книгу о здоровом образе жизни для детей

Книги о здоровом образе жизни


Как улучшить состояние души и тела и прожить максимально долго — на эти вопросы отвечают книги о здоровье из этого раздела. Лучшее, что написано в мире о том, что есть, как правильно бегать, плавать, кататься на велосипеде, медитировать и управлять своей энергией.

Есть несколько исследований, спортивных биографий и профессиональных книг о беге и триатлоне. Практическое дополнение к бестселлеру «Еда и мозг» Поможет побороть аутоиммунные болезни Поможет полюбить себя и свое тело Результаты последних исследований о здоровом питании Детальный план для долгой и здоровой жизни Самый эффективный бег по правилу 80/20 От автора бестселлера «Еда и мозг» От ведущего эксперта по аюрведе Интересный формат — советы + диалог с аватарами из будущего Переработанное и дополненное издание бестселлера «Еда и мозг» Правила жизни легендарного Брюса Ли От рекордсмена

Название: Серия «Здоровый образ жизни и долголетие» (136 книг)Автор: КоллективИздательство: Рипол КлассикГод: 2006-2014Формат: FB2, PDFСтраниц: 1000+Размер: 259.6 MBЗдоровый образ жизни – это модно, современно, но главное – совершенно необходимо для предотвращения преждевременного старения.

Содержание книг нацелено на нетрадиционный подход к лечению и профилактике заболеваний. Данная серия включает несколько подсерий: «Лечебное питание», «Тощая стряпня», «Советы Блаво». В сборнике представлены все книги, выпущенные в серии «Здоровый образ жизни и долголетие».

Алебастрова. Лечение семенами.fb2Андреева. Как излечить боли в спине и болезни позвоночника. Лучшие проверенные рецепты.fb2Андреева.

Лечение варикозного расширения вен.fb2Андреева. Лечение заболеваний печени и желчного пузыря.fb2Андреева.

Книги о здоровом образе жизни: список

» Полки магазинов ломятся от сотен и тысяч книг об укреплении здоровья.

Чистотел. Лучшие народные средства лечения заболеваний.fb2Антонова. Золотой ус. Целебные настойки, кремы, отвары.fb2Бебнева.

Причем часто в них содержатся противоположные рекомендации. Например, одни авторы проповедуют вегетарианство, другие — “обезжиренное” смешанное питание, а третьи — низко-углеводную диету, насыщенную жирным мясом. Ниже представлены книги, которые администрация сайта Centr-Zdorovja.Com считает полезными.

Из них вы подробно узнаете о питании, физической активности и других аспектах здорового образа жизни.

Книги об укреплении здоровья Сайт Centr-Zdorovja.Com продвигает для лечения ожирения, гипертонии, сердечно-сосудистых и других возрастных заболеваний.

Эта диета включает мясо, рыбу, птицу, яйца.

Подборка произведений по формированию здорового образа жизни.

Ольга Атаманенко Рекомедуемые произведения художественной литературы по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста: • «Здоровье и болезь»: А. Акулин «Людоеды», В. Бондаренко «Где здоровье медвежье», В. Беспалов «Голубая льдинка», С.

Афонькин «Как победить простуду?» и «Откуда берется болезнь?» • «Движение и здоровье»: стихотворения о зарядке Г.

Граубина, Е. Ильина, Л. Мезинова, С. Пркофьевой, Г. Сапгира; рассказы Ч.

Янчарского «Приключения Мишки-Ушастика», В. Голявкина «Про Вовкину тренировку», С. Афонькина «Как стать сильным?» и «Зачем делать зарядку?» • «Полезная и вредная пища»: стихотворения Ю. Тувима, Э. Мошковской, Г. Сапгира, С. Прокофьевой, Л. Мезинова, Ф. Алхазовой и др. ; рассказы Н. Коростылева, С. Козлова; • «Закаливанием»: рассказы Н.

Коростелева «Ласковое солнце», «Свежий воздух», «Босиком!

Босиком!»; А.

Книги по здоровью

Также смотрите разделы связанные с разделом Книги о здоровом образе жизни, по поддержанию хорошего здоровья: Ниже Вы можете бесплатно скачать электронные книги и учебники и читать статьи и уроки к разделу : В данном разделе к вашему вниманию предоставлены .

Каждый человек хочет быть здоровым. Никому не нравится болеть. Книги раздела научат вас быть здоровыми и телом и духом. Здесь собраны книги самых популярных авторов: Сытин Г.Н., Долженков А.В., Хван Ю., Уфимцев В., Брегг П.С., Громов В.И., Васильев Г.А., Жолондз М.Я., Дан О., Андреев Ю.А., Бароненко В., Рапопорт Л.А., Соколов П.П., Луба Е.С., Сосновский Л.А., Мосиенко В.С., Носаль М.А., Носаль И.М., Николаев А.Д., Бейтс У.Г., Бутенко В., Болотов Б., Фалеев А.В., Теппервайн К., Синяков А.Ф., Реуцкий А.И., Айваханов О.М., Меланьин Д.В., Алман Б., Ламбру П., Бубновский С.М., Казьмин В.Д., Пугачева

Книги и учебники по здоровому образу жизни и основам ЗОЖ

Практически каждому интересно как жили великие творцы: физики, президенты, композиторы, художники.

Мейсон Карри не совсем обычно подошел к этой теме. Он не писал классические биографии, не собирал интересные и важные факты о жизнедеятельности гениальных людей. Он сосредоточился на том, как все эти люди проводили свой день, что позволило им реализовать свой талант, как они организовывали работу и отдых.

Этим книга и ценна – она хоть и не дает ответа на вопрос о том, как составить режим дня конкретно для себя, но приводит много рецептов как для трудоголиков (Т.

Эдисон), так и для лежебок (П. Пикассо). Труд информативен, интересен, а главное – каждый сможет найти что-то полезное для себя.

Узнать подробнее о книге, скачать и прочитать ее можно . Объемная книга и разностороннее масштабное исследование.

Труд написан на основе статистических данных о смертности в 65 округах Китая, собранных по инициативе премьер-министра Чжоу Эньлая, заболевшего раком.

Здоровый образ жизни для детей

Советы по здоровому образу жизни для детей Быть здоровыми, красивыми, полными сил хотят и взрослые и дети. А что для этого нужно делать?

Всего лишь знать и выполнять правила здорового образа жизни. Что же это такое – Здоровый Образ Жизни (ЗОЖ)? Даём определение для взрослых:

«здоровый образ жизни — образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья; система разумного поведения человека, которая обеспечивает человеку физическое, душевное, социальное благополучие и активное долголетие»

.

(с сайта международного общественного движения «Здоровая планета» ) Определение для детей: здоровый образ жизни — это действия, нацеленные на укрепление здоровья.

Итак, чтобы быть здоровым, нужно не принебрегать правилами личной гигиены и режимом дня, правильно питаться и заниматься спортом. Личная гигиена. Чистота — залог здоровья (рус.

нар. пословица).

Дом и семья » Здоровье — скачать бесплатно все книги жанра

Дом и семья » Здоровье — скачать бесплатно все книги жанра Книги 1—25 из 696. Страницы

  1. Следующая >
  2. 4
  3. 1
  4. 10
  5. 6
  6. 8
  7. 3
  8. 7
  9. 9
  10. 2
  11. 5
  12. Последняя >>
  1. Азбука здорового питания по Майру
  2. Куковякин Виталий
  3. Читать книгу | Скачать книгу | Отзывы о книге
  1. Как сохранить здоровье и продлить творческую активность?

    Этот вопрос волнует многих.

  2. Активное долголетие (Моя система борьбы со старостью)
  3. Микулин Александр

Топ-8: книги о здоровом образе жизни

» » В здоровом теле – здоровый дух.

Это непреложная истина. К сожалению, о здоровье, и о том, что о нем нужно заботиться, многие вспоминают лишь в тот момент, когда «наваливается» какая-нибудь болезнь. А ведь для того, чтобы держать свой организм в тонусе потребуется уделить ему совсем немного времени каждый день, например, вместо двадцати-тридцати минут за компьютером, сделать гимнастический комплекс, или покрутить педали на велотренажере.

Подборка книг о здоровом образе жизни позволит выбрать читателю ту систему или метод, которая подходит ему больше всего, и свести к минимуму риск заболеваний.

«Не прикидывайтесь здоровыми или развенчание иллюзий», В.Ю.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Городского округа Ивантеевка Московской области
«Детский сад общеразвивающего вида №17 «Петушок»

Формирование
у детей представлений о здоровом образе жизни или как привить привычку
быть здоровым

Подготовила
воспитатель:

Белова Н.В.

Определение,
данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье- это состояние полного
физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие
болезней или физических дефектов».

Здоровье
– важнейшая предпосылка правильного формирования детского характера, развития
воли, природных способностей. У ребенка быстрее формируются необходимые умения
и навыки. Он лучше приспосабливается к смене условий и адекватно воспринимает
все предъявляемые к нему требования.

Здоровье
человека закладывается в детстве и, согласно данных научных исследований, оно
обусловливается на 50% — образом жизни, на 20% — наследственностью, на 20% —
состоянием окружающей среды и примерно на 10% — возможностями медицины и
здравоохранения. Важное место в сохранении здоровья занимает физическая
культура и спорт.

Для того, чтобы сохранить здоровье ребенка необходимо
объединить усилия всех взрослых, окружающих его (родителей, воспитателей,
врачей), с целью создания вокруг него атмосферы наполненной потребностями,
традициями и привычками здорового образа жизни. Таким образом, с ранних лет
формируется определенная культура поведения и соответствующий стиль жизни.

Дошкольный
возраст — один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека.
Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного
физического развития, происходит становление двигательных способностей,
формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные,
морально-волевые и поведенческие качества.

Формирование
у дошкольников представлений о здоровом образе жизни будет наиболее успешным,
если:

ü
определено
содержание понятия «здоровый образ жизни», включающего как
биологические и социальные представления, так и экологические и раскрывающего
зависимость здорового образа жизни от состояния окружающей экологической среды;

ü
спроектирована
педагогическая технология, включающая формы, методы, условия, принципы, этапы
формирования представлений о здоровом образе жизни: «здоровье» и
«образ жизни человека», «зависимость здоровья и образа жизни от
состояния окружающей социальной и экологической среды», «здоровый образ
жизни — основа сохранения и укрепления здоровья»

Выполнение
необходимых правил здорового образа жизни требует от человека значительных
волевых усилий, что крайне затруднительно для ребенка-дошкольника, имеющего
недостаточно сформированную эмоционально-волевую сферу. Отношение ребенка к
своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить здание
потребности в здоровом образе жизни. Оно зарождается и развивается в процессе
осознания ребенком себя как человека и личности.
Дети младшего дошкольного возраста понимают, что такое болезнь, но дать самую
элементарную характеристику здоровью еще не могут. Вследствие этого никакого
отношения к нему у маленьких детей практически не складывается.
В среднем дошкольном возрасте у детей формируется представление о здоровье как
«не болезни». Они рассказывают о том, как болели, у них проявляется негативное
отношение к болезни на основании своего опыта. Но что, значит, быть здоровым и
чувствовать себя здоровым, они объяснить еще не могут. Отсюда и отношение к
здоровью, как к чему-то абстрактному. В их понимании быть здоровым — значит не
болеть. На вопрос, что нужно делать, чтобы не болеть, многие дети отвечают,
нужно не простужаться, не есть на улице мороженого, не мочить ноги и т.д. Из
этих ответов следует, что в среднем дошкольном возрасте дети начинают
осознавать угрозы здоровью со стороны внешней среды (холодно, дождь, сквозняк),
а также своих собственных действиях (есть мороженое, мочить ноги).

В старшем дошкольном возрасте благодаря возрастанию опыта личности отношение к
здоровью существенно меняется. При определенной воспитательной работе дети
соотносят понятие «здоровье» с выполнением правил гигиены.
При целенаправленном воспитании, обучении, закреплении в повседневной жизни
правил гигиены,  занятий физкультурой отношение детей к своему здоровью
существенно меняется. Отношения к здоровью как к величайшей ценности в жизни становится
основой формирования у детей потребности в здоровом образе жизни.
Основные компоненты здорового образа жизни детей включают в себя:


Рациональный режим.


Правильное питание.


Рациональная двигательная активность.


Закаливание организма.

Здоровый
образ жизни — это  стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях,
дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной
задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности.
 Все, чему мы учим
детей, они должны применять в реальной жизни.

Гигиенически
организованная социальная среда
 обитания ребенка в дошкольном образовательном
учреждении является первым и основным условием развития у него потребности
в здоровом образе жизни. При формировании у детей привычки здорового образа жизни,
должен быть учтен лучший опыт семейного воспитания

Вторым
условием формирования у детей потребности в здоровом образе жизни является
овладение системой понятий о своем организме, здоровье и здоровом образе жизни.

Сформировать
у дошкольников основы здорового образа жизни, добиться осознанного выполнения
правил здоровосбережения и ответственного отношения как к собственному здоровью
так и здоровью окружающих.

Для
достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

·          
сформировать у детей адекватное представление об окружающем человеке (о
строении собственного тела);

·          
помочь ребенку создать целостное представление о своем теле,

·          
научить «слушать» и «слышать» свой организм;

·          
формировать потребность в физическом и нравственном самосовершенствовании, в
здоровом образе жизни;

·          
привить навыки профилактики и гигиены, первой медицинской помощи, развивать
умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков для
себя и своих сверстников;

·          
развивать охранительное самосознание, воспитывать уважение к жизни другого
человека, умение сочувствовать, сопереживать чужой боли;

·          
ознакомить с правилами поведения на улице, в быту;

·          
научить ребенка обращаться с опасными для здоровья веществами;

·          
ознакомить детей с травмирующими ситуациями, дать представления о правилах
ухода за больным (заботиться, не шуметь, выполнять просьбы и поручения).

·          
формировать правильное поведение ребенка в процессе выполнения всех видов
деятельности;

Формы,
средства и методические приемы при формировании ЗОЖ:

Обеспечение
двигательной активности:

·          
утренняя гимнастика

·          
физкультурные занятия

·          
прогулки, подвижные игры;

·          
пальчиковая гимнастика (ежедневно во время режимных моментов)

·          
зрительная, дыхательная гимнастика на соответствующих занятиях)

·          
оздоровительная гимнастика после дневного сна

·          
физкультминутки и паузы (на малоподвижных занятиях, ежедневно);

·          
эмоциональные разрядки, релаксация;

·          
ходьба по массажным коврикам.

Работа
по формированию ЗОЖ также осуществляется через занятия, режимные моменты; игру,
прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность детей.

Используются
следующие методические приемы:

·          
рассказы и беседы;

·          
заучивание стихотворений;

·          
моделирование различных ситуаций;

·          
рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов;

·          
сюжетно-ролевые игры;

·          
дидактические игры;

·          
игры-забавы;

·          
подвижные игры;

·          
пальчиковая и дыхательная гимнастика;

·     
    физкультминутки.

Художественное
слово, детская книга — важное средство воздействия на детей. Поэтому кроме
бесед и рассматривания иллюстраций и картинок широко использую художественную
литературу. Детская книга действует на детей идейностью своего содержания,
художественной формой. Беседа после прочитанной книги углубляет ее
воспитательное воздействие. Путем бесед устанавливается связь рассказа с опытом
детей, делаются несложные обобщения.

Видное
место занимают игры, прослушивание аудиодисков и просмотр видеофильмов.

Ознакомление
дошкольников с основами здорового образа жизни — важная педагогическая задача.

Для каждой возрастной группы поставлены свои задачи:

Младшая
группа:

1.
Формировать представление о себе как отдельном человеке; рассказать о способах
заботы о себе и окружающем мире; показать модели социального поведения.

2.
Знакомить с правилами выполнения физических упражнений (внимательно слушать
сигнал, ждать друг друга, не толкаться, согласовывать свои действия с
действиями партнера, контролировать и координировать движения).

3. Рассказывать о правилах поведения на улице города:
переходить улицу на зеленый цвет светофора только за руку с взрослым, двигаться
по правой стороне тротуара, не наталкиваться на прохожих, внимательно смотреть
под ноги и вперед.


4. Рассказывать об источниках опасности в квартире и групповой комнате;
разъяснить правило «нельзя».

5.
Рассказывать о правилах поведения за столом; познакомить с предметами и
действиями, связанными с выполнением гигиенических процессов: умывание, купание,
уход за телом, внешним видом, чистотой жилища.

Средняя
группа:

Продолжить
идентифицировать свое имя с собой; познакомить с внешними частями тела; дать
представление о способах выражения своих состояний с помощью мимики и жестов
(подняты брови, сжаты губы надуты щеки); ценить свое тело; знать основные
правила заботы о нем; устанавливать связи между строением органа и его
назначением, между своим состоянием и способами заботы о себе и окружающем
мире. Учить одеваться и раздеваться самостоятельно, застегивать пуговицы,
зашнуровывать ботинки, аккуратно складывать и убирать одежду на место; вежливо
обращаться за помощью к сверстнику или взрослому.

Продолжать
формировать устойчивую привычку к режиму двигательной активности; рассказать,
что человек — живой организм, чтобы жить, необходимо активно двигаться, для
этого и предназначены органы человека: ноги, руки, туловище, голова. Рассказать
о здоровье (как можно познать и изменить себя, как найти свою тропинку к
здоровью); познакомить с профилактикой заболеваний: самомассаж, закаливание,
правильное дыхание, чередование активного движения и отдыха.

С
помощью взрослого устанавливать связь между совершаемыми действиями, привычками
и состоянием организма, настроением, самочувствием. «Я буду заниматься бегом,
как папа, чтобы стать здоровым и сильным». «Я каждый день правильно чищу зубы,
значит, они у меня не будут болеть».

Развивать
настойчивость, целеустремленность в уходе за своим телом,
физкультурно-оздоровительной деятельности..

Рассказывать
о Правилах дорожного движения.

Рассказывать
о правилах первой помощи при травмах и обморожениях: замерзло лицо на морозе —
разотри легко шарфом, но не снегом; озябли ноги — попрыгай, пошевели пальцами;
промочил ноги — переоденься в сухое.

Рассказывать
о культуре еды, правилах поведения за столом, о последовательности одевания,
умывания, правил гигиены; учить рациональным способам самообслуживания. Учить
самостоятельно мыть руки, лицо, шею; после умывания смывать мыльную пену с
раковины, крана.

Рассказывать, как садиться за стол, правильно пользоваться
вилкой, ложкой, есть аккуратно, не спешить, не отвлекаться, не играть столовыми
приборами, не набивать рот, не разговаривать с полным ртом, не чавкать брать
хлеб, печенье с общей тарелки, но не менять взятое; не мешать другим детям;
пользоваться салфеткой, спокойно выходить из-за стола, говорить «спасибо».

Рассказывать
о микробах, доказать необходимость использования мыла и воды. Научить
заботиться о здоровье окружающих: при чихании и кашле прикрывать рот и нос
платком, если заболел, не ходить в садик.

Старшая
группа:

Расширять
знания ребенка о себе, своем имени, фамилии, возрасте, наследственных
особенностях организма, телосложении, походке, реакции на некоторые продукты
питания; рассказать, для чего нужно сердце, почему оно стучит, для чего нужны
уши, глаза, как мы двигаемся, дышим, общаемся с другими людьми. представлять в
общих чертах развитие человека; младенец, дошкольник, школьник, мама (папа),
бабушка (дедушка), различать половую принадлежность по внешнему облику (черты
лица, особенности телосложения)

Бережно
относиться к своему организму, осознавать назначение отдельных органов, условия
их нормального функционирования. «У меня есть замечательный помощник — скелет,
он помогает мне стоять, сидеть и защищает внутренние органы: сердце, печень,
легкие от повреждений, поэтому нужно его беречь, учиться правильно падать на
лыжах, на коньках. Тренироваться, заниматься гимнастикой и физическими
упражнениями».

Знакомить
с разными видами закаливания, дыхательной, коррекционной гимнастикой. На
примерах литературных героев показать способы заботы о своем здоровье,
организме. Беседовать о режиме активности и отдыха, необходимости планировать
свое время, об оздоровительной гимнастике, прогулке при любых погодных
условиях, приеме пищи, сне с открытой форточкой. Осознанно выполнять физические
упражнения, понимая их значимость для здоровья.

Рассказывать,
что на улице нельзя бросаться камнями и снежками, ходить около домов во время
таяния снега (могут сорваться сосульки, пласты снега); нельзя дразнить
животных, нужно остерегаться бездомны собак и кошек. Не есть незнакомые ягоды,
лезть в водоемы. Учить ребенка предвидеть последствия своих действий на основе
разных ситуаций (если ты потерялся в парке, встретился с незнакомым человеком).

Беседовать
о правилах личной безопасности в быту и в разных жизненных ситуациях. Знать,
что если загорелась квартира, нужно немедленно покинуть помещение и позвать на
помощь, а не прятаться; нельзя играть со спичками и огнем, трогать газовые
краны у плиты, включать электроприборы. Знать телефон пожарной охраны — 101

Формировать
систему представлений о культуре быта человека; познакомить с основными
правилами этикета, поведения, питания, общения за столом. Выполнять
гигиенические процедуры, самостоятельно следить за чистотой тела. Следить, за
чистотой и опрятностью одежды, владеть приемами чистки. Быстро одеваться,
раздеваться, соблюдать порядок. Выполнять поручения взрослых и действовать по
собственной инициативе: пылесосить, вытирать пыль, игрушки, сушить одежду и
обувь, садиться за стол причесанным, в опрятном виде, с чистыми руками. Не
мешать сверстникам за столом, убирать свое место после еды.

Подготовительная
группа:

Формировать
положительную оценку и образ себя; обращать внимание на свою внешность;
отвечать на вопросы (Тебе нравится свое имя, хотел бы ты, чтобы тебя звали
по-другому? Как? Какое у тебя полное имя, отчество, а мамы и папы? Какая у тебя
семья, твои домашние обязанности?).

Рассказать
о способах бережного отношения человека к своему телу, о неприятностях, которые
подстерегают человека, не выполняющего правила жизненной безопасности.
Познакомить детей с чувствами и настроениями человека, показать, как они
отражаются на его лице (страх, усталость, обида, радость, тревога, удивление,
бодрость, смех, раздражение, испуг, слезы, беспокойство, уныние, благодушие,
дружелюбие, восхищение, ужас, интерес). Рассказать о здоровье человека, о
сохранении целостности органов.

Называть
характерные признаки состояния здоровья и нездоровья, рассказывать о ситуациях,
которые произошли или могут произойти при нарушении правил, из-за лени,
неумения.

Рассказывать
о рациональном отдыхе, развивать, стойкую привычку к спорту, физической
культуре, зарядке.

Рассказывать,
что такое здоровье, красота, гармония и совершенство, сила, грация; понимать
особенности функционирования человеческого тела, строение организма человека;
активно использовать физические упражнения.

Рассказывать
об основных правилах безопасности поведения на улице и в помещениях.

Учить,
как самостоятельно, с опорой на картинку, схему рассказывать о ситуациях
безопасности, как не нанести вред себе и другим людям, почему человек растет,
почему нужно заботиться о своем теле, быть в ладу с самим собой.

Рассказывать
о человеческих качествах: аккуратность, чистоплотность, общительность, красота,
любовь, драчливость, доброта, настойчивость, вежливость, воспитанность,
образованность, талант, сила.

В
процессе бытовой, игровой деятельности уточнить и систематизировать знания
детей о полезной и вредной пище; учить содержать вещи в порядке. Формировать
представление о правилах поведения за столом, личной и общественной гигиены.

Учить
обслуживать себя, осуществлять контроль за самочувствием после физической
нагрузки; самостоятельно выполнять правила гигиены, контролировать качество
мытья рук, ног, шеи; уметь отдыхать, расслабляться; правильно и красиво есть,
удобно сидеть за столом, не откидываться на спинку стула, не расставлять локти,
пользоваться столовыми приборами, при необходимости вести беседу.

 Мною используются следующие методические приемы: рассказы и беседы; заучивание
стихотворений;  моделирование различных ситуаций;  рассматривание иллюстраций,
сюжетных, предметных картинок, плакатов; сюжетно-ролевые игры; дидактические
игры; игры-забавы; подвижные игры;  пальчиковая и дыхательная гимнастика;  физкультминутки.

 Здоровый образ жизни – это целая система, охватывающая все стороны жизни человека. Не исключением являются и дети, которые в условиях всеобщей компьютеризации, при отсутствии полноценных прогулок и доступности фастфуда становятся гораздо более слабыми физически, чем их бабушки и дедушки.

Здоровый образ жизни для школьников очень важен, так как именно в этом возрасте закладываются основы для формирования личности. Ведь известно, что около половины как физических, так и психологических заболеваний приходят к человеку именно из детства.

Для того чтобы сформировать здоровый образ жизни у школьника, нужно организовать для ребенка полноценный режим дня, питания, отдыха и труда, двигательной активности, полностью исключить вредные привычки.

 Основные составляющие здорового образа жизни:

1. Правильное питание.

2.Двигательная активность.

3.Отказ от вредных привычек.

4.Личная гигиена.

5.Соблюдение режима дня.

6.Положительные эмоции.

Рассмотрим более подробно некоторые из них.

Так как нужно питаться и что необходимо употреблять в пищу, чтобы сохранить свое здоровье?

Большое значение имеет правильный режим питания. По современным научным данным наиболее обоснованным и полезным для детей школьного возраста является режим четырех или пятиразового питания. Наилучшие показатели физического состояния, развития и работоспособности отмечаются, когда дети школьного возраста получают пищу 4–5 раз в день.

Промежутки между отдельными приемами пищи не должны превышать 4–х часов. Таким образом, обеспечивается лучшее переваривание, и усвоение пищи, а также исключается чувство голода.

Домашнее питание должно дополнять школьное, что обеспечивает полноценность всего суточного пищевого рациона. Регулярный прием пищи ежедневно в одно и то же время в более или менее равномерных количествах является основой рационального детского питания.

В питании школьников большое значение имеют углеводы, которые являются основным источником энергии для мышечной деятельности. В связи с высокой подвижностью школьников их энергозатраты значительны. Количество углеводов в питании школьников должно быть в 4 раза больше, чем белков и жиров. Однако преимущественно углеводное питание при недостаточности в рационе белка и жира наносит большой ущерб здоровью детей. При этом отмечается нарушение обмена, отставание в росте и общем развитии, ожирение, склонность к частым заболеваниям. Белки в рационе питания школьника должны быть полноценными и содержать существенную долю белков животного происхождения, которые являются строительным материалом для растущего детского организма.

Значение жиров в питании детей многообразно: они используются для целей роста, для построения нервной ткани и тканей мозга. Жиры являются растворителями витаминов А и Д, обеспечивая наиболее полное их усвоение. Некоторые жиры сами являются источниками витаминов А и Д, а также необходимых в детском возрасте фосфатидов и жирных полиненасыщенных кислот.

Отсутствие жира в питании детей отрицательно сказывается на их здоровье, особенно на иммунобиологических свойствах. При недостаточном поступлении жира ослабляются защитные свойства организма, и он становится более чувствительным к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды, особенно к холоду. Дети становятся более восприимчивы к различным заболеваниям, особенно к острым респираторным заболеваниям, гриппу и др. При длительном недостаточном содержании жиров в питании детей отмечаются замедление роста и расстройства функции нервной системы.

Двигательная активность. Значение активного образа жизни. По результатам исследований российских психологов, в среднем, ученик начальной школы, который учится стабильно на «4» и «5», проводит за письменным столом дома не менее 2,5-3 часов; ученик — шестиклассник — 3-4 часа, старшеклассник — 6 и более часов. Недостаток физической активности приводит к снижению скорости обмена веществ, развитию заболеваний опорно-двигательного аппарата, сердечно – сосудистым, неврологическим патологиям, избыточному весу.

Конечно же, в режиме дня должно быть время для занятий спортом и активного образа жизни.

Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Зарядка по утрам, вечерние пешие прогулки, активный отдых во время каникул, выходные дни на природе — вот лекарство от всех болезней , которые могут проявиться, если родители не воспитают у детей привычки быть физически здоровыми.

 Отказ от вредных привычек.

 Вред курения.

Здоровье школьника и вредные привычки несовместимые понятия.

К вредным привычкам относятся злоупотребление алкоголем, курение, наркомания и токсикомания. Все они отрицательно влияют на здоровье человека, разрушающе действуя на его организм и вызывая различные заболевания. Многолетние исследования подтвердили, что организм человека серьезно страдает от курения: быстро стареет кожа, развивается туберкулез и рак легких, отказывает сердечно-сосудистая система, быстро ухудшается зрение – никотин сильно повышает внутриглазное давление, а это может привести к полной слепоте.

Курение является главной причиной неврозов у подростков. Они становятся раздражительными, вспыльчивыми, появляется рассеянность, ослабевает внимание, ухудшается память. Табачный дым вредно влияет не только на курящего, но и на тех, кто находится рядом с ним. В этом случае у некурящих людей возникает головная боль, недомогание, обостряются заболевания верхних дыхательных путей, происходят негативные изменения в деятельности нервной системы и составе крови. Особенно вредное влияние оказывает пассивное курение на детей.

Вред алкоголя.

Алкоголь разрушающе действует на все системы и органы, так как хорошо растворяется в крови и разносится ею по всему организму. Попадая в желудок, этиловый спирт негативно воздействует на его слизистую, а через центральную нервную систему — на всю пищеварительную функцию. При частом употреблении алкоголя это может привести к хроническому алкогольному гастриту. Очень вредное влияние оказывает алкоголь на печень, которая не способна справляться с большим количеством спирта. Работа печени с перенапряжением приводит к гибели ее клеток и развитию цирроза. Алкоголь особенно вреден для растущего организма и “взрослые” дозы для детей могут стать смертельными или привести к инвалидности при поражении головного мозга.

Дети и наркотики.… Это одно из самых страшных явлений в современном обществе. Как известно – наркомания – это самая настоящая болезнь. И как любую болезнь, наркоманию надо начинать лечить как можно раньше. Наркотики изменяют сознание, вызывая галлюцинации, бред, иллюзии. Применение наркотиков вызывает химическую зависимость организма, а это смертельное заболевание. Организм молодого человека в среднем выдерживает потребления наркотиков не более 7 лет. Детский организм — намного меньше. Средняя продолжительность жизни наркомана — 25 лет. Токсикоманы добиваются опьянения, вдыхая пары или газы, при этом разрушая легкие, желудок, сердце, мозг. Токсикомания развивается очень быстро и лечение ее очень сложно.

Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья т.к. это – основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия. Эта главная ценность жизни. Его не купишь ни за какие деньги, его надо сохранять, оберегать и улучшать смолоду, с первых дней жизни ребенка и особенно в школьном возрасте.

  • Рассказы о космосе для детей 10 лет
  • Рассказы о зверенках е и чарушина
  • Рассказы о животных носов
  • Рассказы о животных сборник рассказов издание ссср
  • Рассказы о жизни в глухой тайге на берегу таежной речки