Рассказы о здоровье для дошкольников

как известно, установка на здоровый образ жизни не появляется у человека сама собой, а формируется в результате определенного педагогического воздействия,

«Как известно, установка на здоровый образ жизни не появляется у человека сама собой, а формируется в результате определенного педагогического воздействия, сущность которого состоит в обучении здоровью с самого раннего возраста».

Л. С. Выготский.

Формирование у детей бережного отношения к своему здоровью – одно из приоритетных направлений в современной дошкольной педагогике. В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования одной из задач является сохранения и укрепления здоровья детей, формирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни.

На фоне экологической и социальной напряженности в стране, на фоне небывалого роста болезней «цивилизации», чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном учреждении. Так или иначе, нужно постоянно помнить о том, что сейчас идеально здоровых детей немного. Не следует также забывать, что только в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Перед педагогами стоит важная задача – дать ребенку информацию, которая сохранит свою значимость на всю жизнь. В дошкольном возрасте дети восприимчивы и послушны, поэтому есть уникальная возможность для выработки правильных привычек. Педагоги должны давать не только качественные знания, при этом формировать у них сознательную установку на здоровый образ жизни, научить жить в гармонии с собой и окружающим миром. Должны помнить, что ребенок, изучая себя, психологически готовиться к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать свое здоровье.
Здоровье детей — это главная задача детских садов. Одна из главных проблем для каждого ребенка это нерастраченная энергия движения. Именно движение является необходимым фактором для правильного развития скелета. Очень важно для детей больше времени проводить на свежем воздухе, играть в подвижные игры, но современным детям интереснее играть в планшеты, приставки, компьютеры, чем гонять в какой-то мячик или прятаться в кустах и играть в салки. Это стало большой проблемой для детского сада и родителей.
Коменский Я. А., отводя особую роль заботите о гигиене, здоровье и физическом развитии детей, писал: «Детям должны быть созданы условия для физического развития. Не следует без нужды ограничивать их подвижность, а наоборот развивать у них навыки, держать голову, сидеть, брать, сгибать, свёртывать, складывать и т. п».

Чтобы сформировать у дошкольников основы здорового образа жизни, добиться осознанного выполнения правил здоровьесбережения и ответственного отношения как к собственному здоровью так и здоровью окружающих нужно решить ряд задач:

· сформировать у детей адекватное представление об окружающем человеке (о строении собственного тела);

· помочь ребенку создать целостное представление о своем теле,

· научить «слушать» и «слышать» свой организм;

· осознать самоценность своей и ценность жизни другого человека;

· формировать потребность в физическом и нравственном самосовершенствовании, в здоровом образе жизни;

· привить навыки профилактики и гигиены, первой медицинской помощи, развивать умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков для себя и своих сверстников;

· развивать охранительное самосознание, воспитывать уважение к жизни другого человека, умение сочувствовать, сопереживать чужой боли;

· ознакомить с правилами поведения на улице, в быту;

· научить ребенка обращаться с опасными для здоровья веществами;

· ознакомить детей с травмирующими ситуациями, дать представления о правилах ухода за больным (заботиться, не шуметь, выполнять просьбы и поручения).

· формировать правильное поведение ребенка в процессе выполнения всех видов деятельности.

Формы, средства и методические приемы при формировании ЗОЖ:

Обеспечение двигательной активности:

· утренняя гимнастика

· физкультурные занятия

· музыкальные занятия

· прогулки, подвижные игры;

· пальчиковая гимнастика (ежедневно во время режимных моментов)

· зрительная, дыхательная гимнастика на соответствующих занятиях)

· оздоровительная гимнастика после дневного сна

· физкультминутки и паузы (на малоподвижных занятиях, ежедневно);

· эмоциональные разрядки, релаксация;

· ходьба по массажным коврикам, песку, гальке (босохождение).

Работа по формированию ЗОЖ также осуществляется через занятия, в совместной деятельности педагога, через режимные моменты; игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность детей.

Используются следующие методические приемы:

· рассказы и беседы воспитателя;

· заучивание стихотворений;

· моделирование различных ситуаций;

· рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов;

· сюжетно-ролевые игры;

· дидактические игры (дидактические игры развивают познавательные интересы у детей. Ребята могут подолгу рассматривать картинки с изображением жизненно важных систем и органов человека, могут подолгу рассуждать, задавать вопросы).

· игры-тренинги;

· игры-забавы;

· подвижные игры;

· психогимнастика;

· пальчиковая и дыхательная гимнастика;

· самомассаж;

· физкультминутки.

Художественное слово, детская книга — важное средство воздействия на детей. Поэтому кроме бесед и рассматривания иллюстраций и картинок широко используем художественную литературу. Детская книга действует на детей идейностью своего содержания, художественной формой. Беседа после прочитанной книги углубляет ее воспитательное воздействие. Путем бесед устанавливается связь рассказа с опытом детей, делаются несложные обобщения.

Также используются презентации и интерактивные игры.

Учитывая большой интерес у детей к экспериментированию можно предложить опыты (с помощью легких можно вдохнуть и выдохнуть воздух, увидев пузырьки на поверхности воды).

Несомненно, главными союзниками в этой работе должны быть родители. Семья играет важную роль, она совместно с ДОУ является основной социальной структурой, обеспечивающей сохранение и укрепление здоровья детей, приобщение их к ценностям ЗОЖ. Известно, что ни одна даже самая лучшая программа и методика не могут гарантировать полноценного результата, если ее задачи не решаются совместно с семьей.

Каждый ребенок хочет быть сильным, бодрым, энергичным: бегать не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть во дворе, не мучиться головными болями или бесконечными насморками. Поэтому каждый должен думать о своем здоровье, знать свое тело, научиться заботиться о нем.

Таким образом, взрослые окружающие ребенка должны не только давать знания, но и обучать детей тому, как их использовать: разумно относиться к своему здоровью, определять угрозы, различать что хорошо, а что вредно для организма, проявлять любопытство в отношении здоровья, быть в состоянии предотвратить ситуации, которые угрожают здоровью, без напоминания соблюдать аккуратность, чистоту, культурные и гигиенические навыки Следует помнить, что личный пример педагогов ДОУ и пример родителей имеют большое значение в этом.

Список литературы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования — М.: Центр педагогического образования, 2014. — 32 с.
  2. Авдеева Н. Н., Князева О.Л, Стеркина Р. Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009. — 144 с.
  3. Громкова, М. Т. Педагогика высшей школы: Учебное пособие / М. Т. Громкова. — М.: ЮНИТИ, 2013. — 447 c.
  4. Кочеткова, Л. В. Оздоровление детей в условиях детского сада. / Москва: Просвещение, 2015 г. — 323 с.
  5. Митяева, А. М. Здоровьесберегающие педагогические технологии. / Москва: Академия, 2012 г. — 450 с.

ГКОУ СО «Екатеринбургский детский дом №5», г. Екатеринбург, Свердловская обл.

Пермякова Е.В., Гапоненкова Т.С. Формирование культуры здорового образа жизни у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского дома // Совушка. 2015. N1..2015.n1.00014.html (дата обращения: 01.02.2020).

Здоровье
— одна из главных ценностей в жизни человека и занимает самую высокую ступень в иерархии потребностей человека. Необходимо отметить, что реализация интеллектуального, нравственно-духовного, физического и репродуктивного потенциала возможна только в здоровом обществе. Понятие «здоровье» имеет много определений. Самым содержательным, на наш взгляд, является определение, данное Всемирной организацией здравоохранения:

«Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».

Культура здорового образа жизни способствует достижению человеком активного долголетия и полноценного выполнения различных социальных функций.

Основными компонентами здорового образа жизни являются:

  • полноценное, сбалансированное по набору жизненно необходимых веществ питание;
  • нахождение на свежем воздухе, закаливание, тренировка иммунитета;
  • организация индивидуального целесообразного режима двигательной активности, обеспечивающего суточную потребность организма в движении;
  • соблюдение режима труда и отдыха;
  • психическая и эмоциональная устойчивость;
  • грамотное экологическое поведение
  • соблюдение всех санитарно-гигиенических норм, личная гигиена;
  • отказ от вредных привычек;
  • безопасное поведение .

Дошкольный возраст — это важнейший период, когда формируется личность человека. И именно в этот период закладываются основы формирования культуры здорового образа жизни. Ребенок приобретает многие привычки, в том числе и навыки выполнения жизненно необходимых движений, существенно влияющих на работу органов и систем организма, осознание значения личной гигиены, правильного питания, активного образа жизни.

Забота об укреплении здоровья ребенка, проблема не только медицинская, но и педагогическая. Коллектив педагогов ГКОУ СО «Екатеринбургского детского дома №5» для детей с ограниченными возможностями здоровья прекрасно понимает, что лишь правильно организованная образовательная работа с детьми обеспечивает формирование культуры здорового образа жизни, и это не просто гигиенические мероприятия.

Здоровье наших воспитанников обусловлено такими факторами, как наследственность, нарушениями в здоровье, условиями жизни и воспитания в семье и в образовательной организации. Формирование здоровой личности детей и в частности детей с ограниченными возможностями здоровья возможно при обеспечении действенной взаимосвязи физического воспитания с целенаправленным развитием его личности, в специально созданной и организованной среде, способствующей развитию самостоятельности, самоорганизации, саморегуляции собственных действий.

Наша задача, как педагогов состоит в том, чтобы максимально подготовить воспитанников к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Наиболее остро встает вопрос о необходимости развития индивидуальных возможностей каждого ребенка, формирование у него жизненно необходимых компетенций. Таким образом усвоение правил здоровьесберегающего поведения происходит путем формирования начальных представлений о социальных нормах взаимодействия, связанных прежде всего с отношением к себе и к окружающим.

На сегодняшний день формирование культуры здорового образа жизни находит отражение в педагогической теории и практике, однако эта проблема мало исследована по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья, воспитывающихся в условиях детского дома. Вопросы формирования культуры здорового образа жизни у детей с сенсорными, двигательными, речевыми и интеллектуальными нарушениями в условиях детских домов разработаны недостаточно, несмотря на то, что именно эти дети нуждаются в специально организованных условиях обучения и воспитания.

Особенности развития наших воспитанников влияют на формирование у них поведения, деятельности, эмоционально — волевой и познавательной сферы, что несомненно отражается и при формировании представлений о культуре здорового образа жизни. Воспитатели нашего детского дома стараются учитывать эти особенности для реализации личностно-ориентированного и дифференцированного подхода к каждому ребенку при обучении навыкам поддержания и укрепления своего здоровья с учетом его состояния. Кроме того, опора на личный опыт детей при выполнении медицинских назначений способствует осознанию ими необходимости заботы о здоровье.

При формировании культуры здорового образа жизни у детей нами используются (дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья) следующие формы работы: наблюдения, демонстрацию способов действия, просмотр видео и фото материалов, иллюстрации, изобразительную деятельность, дидактические и сюжетно — ролевые игры; рассказы педагога, беседы, решение проблемных ситуаций, эксперименты, упражнения, оздоровительные и закаливающие мероприятия.

Из нашей практики мы видим, что при выполнении гигиенических мероприятий наибольшую отзывчивость у детей вызывают потешки, прибаутки. Например:

Ай, лады, лады, лады,
Очень любим воду мы.
Чисто умываемся,
Мило улыбаемся.

Чистая водичка
Умоет Саше личико,
Ванечке — ладошки,
А пальчики — Андрюшке.

Хлюп — хлюп ручками,
Полон мыла таз.
Не трогай, Славочка,
Мыльной ручкой глаз.
А водичка булькает,
А водичка пенится.
Славочка помоется,
Причешется, оденется.

Если утром не умыться,
Фея может удивиться.
Не узнать и испугаться.
Лучше будем умываться.
(И. Гурина)

А также особый интерес вызывают:

  • игра — экспериментирование: «Чистые и грязные руки», «Делаем мыльные пузыри»,»Кто же отражается в зеркале?», «Мокрые рукава и полотенце»;
  • игра — путешествие: «Путаница, или для чего это нужно?», «Путешествие в страну Зубной щетки»;
  • игровые ситуации: «Поможем кукле Маше собраться в гости к кукле Даше», «Потерялся носочек у зайчонка»;
  • проблемные ситуации: «Незнайка ушиб коленку», «Незнакомый человек предлагает прогуляться за территорию детского дома»;
  • беседы: «От куда берутся болезни»; » Что делать, если человек заболел?», «Здоровая пища», «Для чего нужно мыло?»;
  • дидактическая игра: Научим Мишку складывать свои вещи», «Покажи Винни Пуху, как вытирать лицо и руки полотенцем», «Учим Катю застегивать пуговицы», «Расскажем Пяточку как надо принимать пищу»;
  • оздоровительные и закаливающие мероприятия: ходьба по профилактическому коврику, дыхательная гимнастика, воздушные ванны, посещение бассейна, полоскание полости рта и т.д.

Формирование культуры здорового образа жизни является крайне важным в укреплении здоровья воспитанников нашего детского дома, развитие у них самостоятельности, инициативности, ответственности в вопросах сохранения и сбережения здоровья; познание особенностей своего организма, возможных патологий здоровья и путей их исправления (развитие компенсаторных механизмов); знание основ безопасного поведения в быту, социуме; формирование навыков саморегуляции собственных действий и взаимодействия с окружающими.

Список литературы:
  1. Попов С.В. Валеология в школе и дома. СПб.: СОЮЗ, 1998. 256 с.
  2. Авдеева Н.Н. Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста/Н.Н.Авдеева, Н.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. 144 с.

Ростовцева Екатерина Викторовна,
воспитатель школы №502 Санкт-Петербурга

Сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач страны.

Общеизвестно, что здоровье человека на 20% зависит от наследственных факторов, на 20% — от природного окружения, на 7-10% — от уровня здравоохранения и на 50% — от образа жизни человека.

В связи с этим, проблема сохранения здоровья и воспитания культуры здорового образа жизни у детей является чрезвычайно актуальной.

Здоровье представляет состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие заболеваний и дефектов развития. Образ жизни — совокупность конкретных форм жизнедеятельности людей во всех сферах общественной жизни.

Можно выделить общие задачи сохранения
здоровья школьников, характерные для всех используемых программ для образовательных учреждений:

1. Научить детей определять свое состояние и ощущения.

2. Сформировать активную жизненную позицию.

3. Сформировать представления о своем теле, организме.

4. Учить укреплять и сохранять свое здоровье.

5. Понимать необходимость и роль движений в физическом развитии.

6. Обучать правилам безопасности при выполнении физических упражнений и различных видов деятельности.

7. Уметь оказывать элементарную помощь при травмах.

8. Формировать представления о том, что полезно и что вредно для организма.

Таким образом, необходимо постоянно вести работу по развитию самоопределения младших школьников, одним из важнейших составляющих её является сохранение и укрепление физического, психического, нравственного и социального здоровья.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) является основой профилактики заболеваний и укрепления здоровья детей и подростков. Современная концепция ЗОЖ определяет его как осознанное в своей необходимости постоянное выполнение гигиенических правил укрепления и сохранения индивидуального и общественного здоровья.

Для школьников основными составляющими элементами ЗОЖ являются рациональное питание, двигательная активность, общеукрепляющие и антистрессовые мероприятия, полноценный отдых, высокая медицинская активность. В современных сложных социально-экономических условиях отсутствие этих элементов в поведении значительной части школьников является фактором риска возникновения заболеваний.

Учитывая состояние здоровья детей школьного возраста, в последние годы в стране значительно активизировалась работа по созданию здоровьесберегающей системы образовательного учреждения, направленной на формирование у детей навыков здорового образа жизни.

Обучающий аспект этой системы включает в себя:

Освоение учебных программ по здоровому образу жизни;

Освоение пособий для педагогов и учащихся;

Создание методической библиотечки для педагогов разных категорий по проблемам здорового образа жизни;

Обучение педагогов активным методам формирования навыков здорового образа жизни и др.

Известно, что здоровые привычки формируются с самого раннего возраста ребенка. Поэтому роль и значение семьи, семейного воспитания в этом процессе трудно переоценить. Родителям необходимо ежедневно, изо дня в день, незаметно и неуклонно вести воспитание своего ребенка, чтобы он осознал необходимость укрепления здоровья и научился этому искусству. Чтобы успешно справиться с этой задачей, родители должны иметь определенную теоретическую и практическую подготовку в этих вопросах.

Наука предлагает им следующие принципы, на которых строится воспитание здорового образа жизни детей
:

1. Системный подход
: человек представляет собой сложную систему. Невозможно сохранить тело здоровым, если не совершенствовать эмоционально — волевую сферу, если не работать с нравственностью ребенка. Успешное решение задач воспитания ЗОЖ возможно только при объединении воспитательных усилий школы и родителей.

2. Деятельностный подход
. Культура в области здоровья и здорового образа жизни осваивается детьми в процессе совместной деятельности с родителями. Необходимо не направлять детей на путь здоровья, а вести их за собой по этому пути.

3. Принцип «Не навреди!»
Предусматривает использование в работе только безопасных приемов оздоровления, научно признанных и апробированных тысячелетним опытом человечества и официально признанных.

4. Принцип гуманизма
. В воспитании в области здоровья и ЗОЖ признается самоценность личности ребенка. Нравственными ориентирами воспитания являются общечеловеческие ценности.

Приоритетным направлением воспитания в области здоровья должно быть формирование нравственных качеств ребенка, которые являются фундаментом здоровья. Для этого необходимо развивать в нем доброту, дружелюбие, выдержку, целеустремленность, смелость, оптимистическое отношение к жизни, чувство радости существования, способность чувствовать себя счастливым, верить в собственные силы и доверять миру.

Для формирования этих качеств необходимы душевная гармония, адекватная положительная самооценка, которые возникают, если ребенок свободен от чувства тревоги и страха, живет с уверенностью в своей защищенности и безопасности. Важно, чтобы по мере освоения культуры здоровьесбережения у каждого ребенка формировались чувства нежности и любви к самому себе, настроение особой радости от понимания своей уникальности, неповторимости, безграничности своих творческих возможностей, чувство доверия к миру и людям.

Организуя образование в области здоровья, помните:

Если ребенка часто подбадривают — он учится уверенности в себе,

Если ребенок живет с чувством безопасности — он учится верить,

Если ребенку удается достигать желаемого — он учится надежде,

Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным — он учится находить в этом мире любовь.

Необходимо формировать у ребенка нравственное отношение к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести ЗОЖ. Он должен осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели, и каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья. Чтобы мотивировать его на здравоохранительное поведение, необходимо заинтересовать, создать положительные эмоции при освоении знаний, дать почувствовать удовольствие от методов оздоровления, использовать положительные примеры из окружающей жизни, личный пример родителей.

Мощным источником формирования ЗОЖ детей является физическая культура. Стратегия занятий исходит из того, что удовольствие от двигательной активности перерастает в привычку, а от нее в потребность.

Важная задача, которую необходимо решить, осуществляя воспитание в области здоровья и ЗОЖ, заключается в формировании основ личной гигиены: овладения навыками ухода за телом, приемами самомассажа, способами закаливания и др. Не менее важно, чтобы ребенок овладел навыками психопрофилактики, саморегуляции и активизации резервных возможностей своего организма. Для этого необходимо развивать и совершенствовать у него функции анализаторных систем (слух, зрение, тактильное чувство и др.), учить навыкам произвольного контроля за дыханием, мышечным тонусом, воображением, способствовать становлению «внутреннего наблюдателя» в сознании ребенка (внутреннее Я), формировать умения выражать свои чувства с помощью слов, мимики, жестов и др. Осваивая эти знания и умения, ребенок учится управлять своими эмоциями и умственной деятельностью. Это улучшает психологическое самочувствие в школе, способствует более успешному обучению.

Список литературы:

1. Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // «Начальная школа», 2005. — № 11.

2. Митина Е.П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра // «Начальная школа», 2006, № 6.

3. Ощепкова Т.Л. Воспитание потребности в ЗОЖ у детей младшего школьного возраста // «Начальная школа», 2006, № 8.

4. Петров К. Здровьесберегающая деятельность в школе // Воспитание школьников.-2005.-№2.

5. Смирнов Н.К. Здровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе/Н.К.Смирнов. — М.АРКТИ, 2003.

6. Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков.- М.: Медицина, 1991.

7. Шевченко Л.Л. От охраны здоровья к успеху в учебе // «Начальная школа», 2006, № 8.

1


Обучение здоровому образу жизни – целенаправленный, систематический и организованный процесс. В результате проведения анализа по развитию здорового образа жизни у детей выяснилось, что очень важное место занимает здоровый образ жизни для детей с ограниченными возможностями. В связи с этим у них возникает постоянная потребность в ведении здорового образа жизни. Учитывалось и то, что для правильного формирования образа жизни нужно ставить три основные цели: глобальную, дидактическую, методическую. В связи с этим происходит определение основных составляющих компонентов здорового образа жизни – физическая культура и спорт. Физическая культура и спорт выполняют в обществе множество функций и охватывают группы населения разного возраста. Полифункциональный характер данных составляющих проявляется в том, что физическая культура и спорт – это развитие физических, эстетических и нравственных качеств человеческой личности, организация общественно полезной деятельности, досуга населения, профилактика заболеваний, воспитание подрастающего поколения, физическая и психо-эмоциональная рекреация и реабилитация, коммуникация и т. д. Физическая культура и спорт являются важным фактором для реабилитации и социально-бытовой адаптации человека с ограниченными возможностями. Важно уметь организовать работу для правильного формирования знаний и умений о здоровом образе жизни.

физическая культура.

валеология

личная гигиена

здоровый образ жизни

1. Башкирова М. М. Физическая активность и спорт среди инвалидов: реальность и перспективы. // Спорт для всех. – 1999. – № 1–2. – С. 42-46.

2. Вернер Д. Реабилитация инвалидов. – М., 1995. – 68 с.

3. Виноградов П. А., Душанин А. П., Жолдак В. И. Основы физической культуры и здорового образа жизни. – М., 1996. – С. 79-81.

4. Рубцова Н. О. К проблеме формирования инфраструктуры системы физической культуры и спорта для инвалидов // Теория и практика физической культуры. – 1998. – № 1. – С. 67-71.

5. Коноплина Л. Л. Жить инвалидом, но не быть им. – Екатеринбург, 2000. – 90 с.

Проблема формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья учащихся становится приоритетным направлением развития инклюзивной образовательной системы современной школы. Важной задачей данного направления является подготовка образованного, творческого человека, умеющего адаптироваться к быстро меняющейся социально-экономической среде, рационально организующего самостоятельную деятельность, в том числе и деятельность по ведению здорового образа жизни.

Обучить здоровому образу жизни — организовать целенаправленный, систематический процесс для укреплении здоровья детей. Правильная организация обучения способствует формированию представлений о здоровьесберегающих факторах и научит детей отличать здоровый образ жизни от нездорового, поможет в дальнейшем беречь свое здоровье и здоровье окружающих, сформирует понятие о вредных привычках .

Только с самого раннего возраста можно привить детям знания, навыки и привычки в области охраны здоровья. Данные навыки впоследствии превратятся в наиболее важный компонент общей культуры человека и окажут влияние на формирование и развитие здорового образа жизни всего общества. За физический потенциал ответственны физическое воспитание, спорт, здравоохранение, система рекреации и т.д.

Общеизвестно, что здоровье — одна из важных социальных ценностей современного общества. Следовательно, основной целью исследования являлось определение путей развития и формирования здорового образа жизни. Очень важное место занимает здоровый образ жизни для детей с ограниченными возможностями. В связи с этим у них возникает постоянная потребность в ведении здорового образа жизни. Чтобы правильно его сформировать, нужно определить еще три немаловажных цели:

  • глобальную — обеспечение психического и физического здоровья детей в системе инклюзии;
  • дидактическую — вооружение дошкольников и школьников необходимыми знаниями в области охраны здоровья, привитие умений, навыков и привычек, позволяющих предотвращать детский травматизм, способствующих сохранению трудоспособности и здоровья;
  • методическую — овладение учащихся знаниями физиологических основ процессов жизнедеятельности человека, правил личной гигиены, профилактики психических расстройств, соматических заболеваний, инфекций, передаваемых половым путем, а также знаниями о вредном воздействии на организм психотропных веществ .

Большая ответственность за достижение этих целей формирования и развития здорового образа жизни возлагается, главным образом, на школу, но вместе со школой активно должна взаимодействовать семья, в которой растет этот ребенок. Именно в школе под контролем учителей, педагогов ЛФК формируется алгоритм ведения и построения здорового образа жизни, а домашних условиях эти знания и умения должны закрепляться. Первоначально нужно познакомить детей с понятием «здоровый образ жизни».

Знакомство с информацией о здоровом образе жизни осуществляется в семье, а относительно образовательных учреждений, информирование об этом осуществляется уже с детского сада, а затем в школе. Воспитатели сообщают детям о правилах личной гигиены, правильном питании и проводят предметные занятия, прогулки на свежем воздухе. Повысить эффективность педагогического воздействия по реализации здоровьесбережения и безопасности жизнедеятельности возможно только при тесном взаимодействии, взаимопонимании с родителями. Известно и научно доказано, что у детей с нарушением интеллекта в дошкольном возрасте знания, умения и навыки должны иметь социальный опыт их применения в реальной жизни, иначе они будут утрачены. Следовательно, родители должны стать активными участниками коррекционно-воспитательного процесса, придерживаться единства требований с педагогами и понимать, что важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту.

Необходимо формировать у детей с ограниченными возможностями умения и навыки сохранения и укрепления здоровья. То есть элементарные правила безопасного поведения по отношению к собственному телу, для этого необходимо развивать у ребенка чувство безопасности через тактильные ощущения и понимание запрещающих вербальных и невербальных символов.

В настоящее время в практику работы школ и детских садов широко внедряются различные оздоровительные программы, способствующие формированию валеологической грамотности, здорового образа жизни учащихся с ограниченными возможностями. Чаще стали проводиться дни Здоровья, которые способствуют развитию двигательной активности, коммуникативных навыков и оздоровлению организма.

Уже в группе предшкольной подготовки дети с ограниченными возможностями и обычные дети более подробно узнают информацию на уроках валеологии, экологии, ознакомлении об окружающем мире, о режиме дня, физической нагрузке и других составляющих здорового образа жизни.

Для плодотворного и правильного ведения здорового образа жизни дети с ограниченными возможностями здоровья должны обеспечиваться медико-социальным сопровождением, включающим, помимо систематического наблюдения, индивидуальные программы обучения и коррекции, такую важную составляющую, как работа со средой (социальным окружением), в которую интегрируется ребенок.

Подготовка к здоровому образу жизни ребенка должна стать главным направлением в деятельности дошкольного образовательного учреждения. Это может выражаться не только через непосредственное обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни, но с использованием ароматерапии, функциональной музыки, психогимнастики, тренингов, а также в работе с семьей — проведение практических занятий с родителями на тему.

У самих детей с ограниченными возможностями необходимо развивать социальную компетентность, навыки общения с окружающими. Очень важно найти индивидуальный подход к ребенку с ограниченными возможностями. Особенно большое внимание необходимо обращать на коррекцию личности этих детей. Большей частью у таких детей отмечается повышенная возбудимость, вспышки гнева, легкая изменчивость настроения. Главное — привлекать детей к различным видам спорта.

Основными составляющими компонентами здорового образа жизни являются физическая культура и спорт. Физическая культура и спорт выполняют в обществе множество функций и охватывают группы населения разного возраста. Полифункциональный характер данных составляющих проявляется в том, что физическая культура и спорт — это развитие физических, эстетических и нравственных качеств человеческой личности, организация общественно полезной деятельности, досуга населения, профилактика заболеваний, воспитание подрастающего поколения, физическая и психо-эмоциональная рекреация и реабилитация, коммуникация и т. д. Физическая культура и спорт являются важным фактором для реабилитации и социально-бытовой адаптации человека с ограниченными возможностями .

Основная цель привлечения детей с ограниченными возможностями к регулярным занятиям физической культурой и спортом — восстановить утраченный контакт с окружающим миром, создать необходимые условия для воссоединения с обществом, участия в общественно полезном труде и реабилитации своего здоровья . Кроме того, физическая культура и спорт помогают психическому и физическому совершенствованию детей с ограниченными возможностями, способствуя их социальной интеграции и физической реабилитации.

При организации данной работы выделяются основные направления:

Создание соответствующих условий для занятий физической культурой и спортом на спортивных сооружениях и в местах массового отдыха;

Открытие спортивных школ в системе дополнительного образования для детей-инвалидов;

Разработка и производство специализированного инвентаря и оборудования;

Подготовка тренеров, преподавателей и специалистов по адаптивной физической культуре;

Разработка и издание специализированных методик и программ .

Занятия спортом преследуют несколько целей:

1. Спорт в чистом виде как средство самоутверждения, со стремлением к лидерству и победе почти любой ценой, в том числе и ценой здоровья.

2. Как способ укрепить здоровье, исправить фигуру, улучшить самочувствие.

3. Как средство социальной и психологической адаптации, вовлечение людей со сходными интересами, включая борьбу со стеснительностью, демонстрацию своих возможностей, борьбу за свои права.

4. Коммерческий или профессиональный спорт как тяжкая работа, порой связанная с эксплуатацией физических данных человека, и главный способ добычи средств существования .

Активизация работы с детьми, имеющими ограниченные возможности, в области физической культуры и спорта, несомненно, способствует гуманизации самого общества, изменению его отношения к этой группе населения, и тем самым имеет большое социальное значение.

Таким образом, важнейшим направлением психолого-педагогического сопровождения развития дошкольников и младших школьников с ограниченными возможностями при формировании здорового образа жизни является сохранение и укрепление здоровья детей, защита их прав. Эффективность деятельности по формированию ЗОЖ и безопасного поведения детей с ограниченными интеллектуальными возможностями зависит от успешности взаимодействия и взаимопонимания педагогов и родителей воспитанников. Детям с ограниченными возможностями необходимо помогать формировать навыки и умения ведения здорового образа жизни, заниматься физической культурой и спортом.

Рецензенты:

Абильдина С. К., доктор педагогических наук КарГУ им. Букетова Е. А., г. Караганда.

Мухтарова Ш. М., доктор педагогических наук КарГу им. Букетова Е. А., г. Караганда.

Библиографическая ссылка

Максименко Т.А., Тебенова К.С., Боброва В. В., Сакаева А. Н. ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=8235 (дата обращения: 01.02.2020).
Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Наталья Ястребова

Формирование у детей с ОВЗ положительного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ШКОЛА-ИНТЕРНАТ СТ-ЦЫ НИКОЛАЕВСКОЙ

ДОКЛАД НА ТЕМУ
:

Подготовила
:

Воспитатель ГБОУ

школы-интерната

ст-цы Николаевской

Ястребова Н. В.

ДОКЛАД НА ТЕМУ
:

«ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ С ОВЗ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К СВОЕМУ ЗДОРОВЬЮ И ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ
».

Цель
: способствовать формированию мотивации детей к здоровому образу жизни
и их ответственного поведения по сохранению и укреплению своего здоровья
.

Задачи
:

Формировать
у школьников убежденность в необходимости ведения здорового образа жизни
(использование свободного времени с пользой для здоровья
, соблюдение режима дня, выработка негативного отношения
к таким вредным привычкам, как курение, пьянство, наркомания, самолечение).

Развитие у детей
лидерских качеств и умений самостоятельно работать со сверстниками по продвижению ЗОЖ.

Воспитание чувства ответственности за состояние своего здоровья
, привитие любви к занятиям физкультурой и спортом.

«Приобрести здоровье – храбрость
,

А умело распорядиться им – искусство»

Франсуа Вольтер

Здоровье
– одна из важных составляющих целостного развития человека, характеризующая его жизнеспособность
в единстве телесных и психических характеристик.

В рамках модернизации системы образования
одной из главных задач является воспитание обучающихся, обеспечение необходимой информацией
, позволяющей сохранить и укреплять здоровье
, формирование
гигиенических навыков, норм и правил здорового образа жизни
, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья
. Содействию у школьников ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих
.

Большинство детей
, поступающих в специальные коррекционные школы, обладают целым «букетом»
различных заболеваний – это нервно – психические расстройства, нарушение моторики и координации движения, сколиоз, снижение остроты слуха и зрения, кариес и т. д.

Эти негативные явления взаимосвязаны и взаимообусловлены множеством экономических и социальных причин, а так же образом жизни
. Значительный процент учащихся с ограниченным интеллектом живут в неблагополучных семьях, где не получают не только полноценного питания, навыков культуры поведения, но даже элементарных понятий о здоровом образе жизни
.

Здоровый образ жизни
— одна из актуальных тем нашего времени, Всё больше людей, школьников с новыми технологиями, большими нагрузками, ведут неправильный образ жизни
. В 21 веке издаётся и переиздаётся большое количество книг, посвящённых этим вопросам. И только лень может помешать современному человеку найти нужную информацию о том
, насколько важно правильно питаться, вести подвижный образ жизни
, соблюдать гигиену.

Проблема формирования здорового образа жизни
не в полной мере получила в специальной литературе детальной теоретической и методической разработки. По моему мнению, формирование ценностей в системе специального образования
и воспитания должно включать
:

Определение цели и задач ;

Междисциплинарный подход к рассмотрению предметного материала о ценностях здоровья и здорового образа жизни
;

Учёт национальных и региональных особенностей как важной части содержания материала о здоровье
;

Активизацию предметно-практической деятельности детей по усвоению и присвоению принципов здорового образа жизни
;

Необходимым условием педагогического процесса является его положительный эмоциональный фон
. Современная педагогика утверждает, что необучаемых детей нет
. Целью формирования ценностей здоровья и здорового образа жизни
у учащихся с ограниченными возможностями развития можно считать обучение каждого ребёнка способам поддержания и сохранения здоровья
, воспитание и развитие детей на основе здоровьесберегающих знаний
, умений и навыков, а также формирование
эмоционально-ценностного отношения к своему здоровью и здоровью других людей
. Эта цель будет способствовать основной цели обучения и воспитания – достижению каждым учеником максимально возможной самостоятельности и независимости.

Я как воспитатель 3 группы, организовываю наиболее оптимальный для своих детей
воспитательный процесс.

Запланированные занятия по формированию здорового образа жизни
разделила на три блока
:

«Основы здоровья и здорового образа жизни
»
.

«Не навреди самому себе»

«Мир каждой души»
.

В первый блок я включила те занятия, которые направлены на формирование у детей потребностей в здоровом образе жизни
, формирование
нравственных убеждений.

Занятия по профилактике простудных заболеваний, кишечных инфекций, травм, солнечного удара и др., которые помогут избежать неприятностей. На занятиях этого блока мы организовывали практикумы по применению полученных знаний по уходу за собой, а также составляли все вместе правила в случае получения травм или солнечного удара, а также правил о том, как не простудиться и не подхватить никакую инфекцию.

Практическая работа в этой области позволит детям хорошо адаптироваться в самостоятельной жизни вне стен школы
. Занятия «Окно в окружающий мир. Охрана зрения»
, «Путешествие бутерброда, Берегите зубы»
, «Наш внутренний насос»
расширят знания детей
о строении и функциях органов человека. Зная, как устроен организм, дети смогут лучше его понять и в случае необходимости обратиться за помощью к врачу
.

Итог
: Ребята активно принимали участие в практической работе
: рисовали рисунки, выпускали стенгазеты, общались с мед. работником школы.

Во втором блоке помещены темы занятий, которые направлены на профилактику наркомании, алкоголизма и табакокурения, на формирование негативного отношения к вредным привычкам
.

Это такие занятия
: «О вредных привычках нельзя промолчать»
, «Вредная привычка или болезнь»
, «Искусственный рай»
, «Не позволяй душе бранится…»
, «Пить или не пить – быть или не быть!»

Для большей убедительности пагубного влияния этих привычек не просто привожу примеры, а нахожу картинки, видео, презентации и другие средства, которые действуют на эмоциональную сторону человека. Привлекаю детей
к составлению памяток о вреде курения и алкоголизма.

Итог
: На заключительном занятии по этому блоку
: «Ещё раз о вредных привычках»
, ребята уяснили для себя, что вредные привычки могут привести к беде, так же выпускали стенгазеты, изготавливали памятки, рисовали рисунки.

Третий блок предусматривает формирование позитивного отношения к самому себе
, потребность в саморазвитии, формирование опыта нравственных отношений с окружающим миром
, развитие духовной сферы личности. Так как у детей
с ОВЗ снижена мотивация и уровень самооценки, необходимо показать ребёнку, в чём он может себя выразить и подкреплять это, создавая ситуацию успеха. Я использую игровые занятия для этой цели, где ребёнок может в полной мере проявить себя. Это — викторина «Язык улиц и дорог»
, игра «Правила движения знай как таблицу умножения»
, подвижные игры «Весёлые старты»
, игра-соревнование «Подтянись – не ленись!»
и др.

Итог
: во время викторин, занятий, бесед в этом блоке учащиеся научились высказывать своё мнение, а так же прислушиваться к мнению других.

Вывод
: В результате моей работы сделала для себя вывод, что дети в ходе обсуждения приходят к выводу, что здоровье
– это одна из важнейших ценностей человеческой жизни
, оно дается человеку как бесценный дар, его нельзя купить, поэтому оно дороже богатства.

И в заключении я хотела бы рассказать вам притчу о бабочке.

В древности жил-был один мудрец, к которому люди приходили за советом. Всем он помогал, люди ему доверяли и очень уважали его возраст, жизненный опыт и мудрость
. И вот однажды один завистливый человек решил опозорить мудреца в присутствии многих людей.

Завистник и хитрец придумал целый план, как это сделать
: «Я поймаю бабочку и в закрытых ладонях принесу мудрецу, потом спрошу его, как он думает, живая у меня в руках бабочка или мертвая. Если мудрец скажет, что живая, я сомкну плотно ладони
, раздавлю бабочку и, раскрыв руки, скажу, что наш великий мудрец ошибся. Если мудрец скажет, что бабочка мертвая, я распахну ладони, бабочка вылетит живая и невредимая и скажу, что наш великий мудрец ошибся». Так и сделал завистник, поймал бабочку и пошел к мудрецу. Когда он спросил мудреца, какая у него в ладонях бабочка, мудрец ответил
: «Все в твоих руках»
.

Вот и мы с вами, захотим – можем втянуться в череду проблем, сложностей, безысходностей, а захотим, сможем раскрасить свою жизнь
яркими красками радости и смысла.

Заботиться о своём здоровье
должен каждый человек. Главное – захотеть быть здоровым
!

Литература

1. Воспитание и обучение детей
с нарушениями развития. Ж. №6, 2001.

2. Амосов Н. Здоровый образ жизни
// Воспитание школьников. 1994. №2-3.

3. Александров В. Как прожить долго здоровым
и молодым // Воспитание школьников. 1992. «2-5.

4. Тихвинский С. Б. Роль физического воспитания в здоровье подростка
. – М., 1988.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Линевская школа – интернат для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья»

Искитимского района Новосибирской области.

«Формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы – интерната».

Воспитатель 9 класса: Фильчакова Ю.М.

2016г

Формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы – интерната

Ведущий педагог В.А. Сухомлинский справедливо указывал: «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От здоровья и жизнерадости детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

На современном этапе развития российского общества проблема сохранения и укрепления здоровья, формирования особого отношения к нему как к самостоятельной ценности остаётся весьма значимой. Ценность здоровья в жизни человека выступает как ключевая категория, поскольку здоровье является условием для развития и роста и прежде всего, касается детей с ограниченными возможностями здоровья.

По данным психолого-педагогических и медицинских исследований, в школах — интернатах практически нет здоровых детей. Такие дети, как правило, уже с рождения имеют низкие показатели здоровья.

Но нужно учитывать, что образ жизни человека не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно.

У детей с ОВЗ воспитывающихся в школе – интернате, необходимо закладывать и формулировать осознанную, добровольную мотивацию к получению знаний и сохранению собственного здоровья, а так же воспитывать привычку к здоровому образу жизни. Обязательным условием успешного формирования ЗОЖ является тесный, здоровый, эмоциональный контакт воспитателя и ребенка. Формирование ЗОЖ у детей с УО – сложный и многоаспектный процесс, который охватывает все сферы жизнедеятельности, интегрирует усилия педагогов, медицинских работников и психологов, построенный на знаниях из разных и многолетних приобретений человечества.

Цель этого процесса – личность, которую необходимо научить способности на протяжении жизни сохранять и поддерживать своё здоровье.

В учреждениях интернатного типа этот процесс осуществляется в трех направлениях:

  1. Оздоровительная работа, создания благоприятного для здоровья социальной, психологической и социально – гигиенической сферы;
  2. Формирование позитивной мотивации, потребности в здоровой жизни;
  3. Привитие знаний, умений и навыков, необходимых для сохранения, укрепления, восстановления здоровья.

Под ЗОЖ мы понимаем формы и способы жизнедеятельности воспитанников, которые в максимальной мере сохраняют, восстанавливают и укрепляют их физическое, психическое, духовное и социальное здоровье, обеспечивают адаптацию организма к условиям внешней среды, способствуют достижению внутреннего равновесия.

Показателями многих факторов, которые существуют для характеристики и оценки сформированности здорового образа жизни и наиболее ярко и полноценно проявляются в поведении и поступках детей и подростков являются:

В сфере физического здоровья – физическое развитие соответственно возраста;

Общая трудоспособность;

Двигательная активность;

Закаливание;

Соблюдение рационального труда и отдыха;

Осмысление требований личной гигиены;

Правильное питание.

В сфере психического здоровья – соответствие умственной деятельности календарному возрасту;

Развитие произвольных психических процессов и наличие саморегуляции;

Наличие адекватных положительных эмоций;

Отсутствие вредных привычек.

В сфере духовного здоровья – приоритетные моральные ценности;

Трудолюбие;

Наличие положительного идеала в соответствии с национальными духовными традициями;

Ощущение прекрасного в жизни, природе, искусстве.

В сфере социального здоровья – положительно направленная коммуникативность;

Отзывчивость в отношении к взрослым, сверстникам и младшим;

Ответственность за собственные действия и поступки.

В работе с нашей категории детей, которые уже имеют психический диагноз – педагоги стараются акцентировать внимание на то, что здоровье сочетает в себе духовное и физическое состояние человека.

Хотелось бы уточнить, что умственная отсталость это стойкое нарушение познавательной деятельности, возникающее вследствие органического поражения головного мозга. На вопрос, какое здоровье надо оберегать в первую очередь – духовное или физическое, ведущие специалисты в области медицины отвечают: «Духовное. Наблюдения показывают, что если человек живет в страхе, тревоге, он саморазрушается». Духовное здоровье, есть главная основа, здорового тела. Недостаточно научить ребёнка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Очень важно, чтобы с раннего возраста он учился любви к себе, людям, жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров, будет стремиться к здоровому образу жизни.

В процессе деятельности по формированию здорового образа жизни проводится большая работа, чтобы увлечь, научить и дать знания в соответствии с возрастом детей. Используется множество разнообразных форм и методов работы: беседы, деловые и сюжетно-ролевые игры, игры — путешествия, игры – соревнования, ведение дневников.

Такие большие воспитательные мероприятия, как «Мы за ЗОЖ», « Вредным привычкам — нет», классные часы «Правда о СПИДе», «В здоровом теле здоровый дух» проходят на высоком уровне. Дети относятся к ним со всей серьёзностью, ощущая себя обличителями пагубных пристрастий. Воспитанники глубже чувствуют вред, наносимый употреблением табака и алкоголя, задумываются о своём здоровье.

Все своё время воспитанники находятся в коллективе. От постоянных контактов они устают, не могут справиться со своими эмоциями и управлять своим поведением, а ведь жизнь в положительной эмоциональной атмосфере — это здоровье. Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают адекватно воспринимать действительность и реагировать на неё. Проводимые игры, беседы, занятия (« Зеркало настроений», «Культура здорового образа жизни») учат детей руководить своими эмоциями, помогают обогатить внутренний мир, расширить знания о самом себе и окружающих его людях, происходит развитие эмоциональной сферы.

У многих воспитанников есть проблемы со зрением, осанкой, поэтому должен быть разработан ряд правил и упражнений для профилактики нарушений осанки и зрения. Необходимость выработки хорошей осанки — одна из составляющих здорового образа жизни.

Воспитанники нашей школы посещают секцию «Острый конек», лечебную гимнастику «ЛФК», а также играют в спортивные игры — это волейбол, баскетбол, пионербол, настольный теннис, зимой катаются на лыжах, санках, коньках. Благодаря этому у детей с вырабатывается дисциплинированность, ответственность, внимательность, целеустремленность и многое другое.

В школе — интернате разработаны оздоровительные мероприятия, которые направлены на решение задач для укрепления физического здоровья, на повышение потенциала здоровья — это и закаливающие процедуры, и правильная организация питания.

Внутри школы организуются различные спортивные соревнования и игры, «Зарница», конкурсы плакатов и рисунков « Мы за спорт», а так же спортивно — развлекательные конкурсы, праздники « Нет вредным привычкам». Популярностью среди воспитанников пользуются настольный теннис, прыжки, бег — эстафеты, метание мяча, кроссы. В Дни здоровья устраиваются различные спортивные состязания: бег, прыжки в длину.

Воспитанники школы постоянно принимают участие во всех областных и районных соревнованиях, спартакиадах, результатом этих выступлений являются грамоты, ценные подарки.

Таким образом, в нашей школе ведется интересная и разнообразная работа по формированию здорового образа жизни. Есть много положительных результатов, наблюдается хорошая динамика в плане здоровья.

Воспитывая у детей потребность, ежедневно двигаться, выполнять физические упражнения, быть в гармонии с собой и людьми у них закладываются прочные основы хорошего здоровья.

Целеустремленная, терпеливая и последовательная работа позволяет решать задачи укрепления здоровья воспитанников, формирования у них устойчивых навыков здорового образа жизни.

Список литературы:

1.Блинова Л.Н.Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития/ Л. Н. Блинова. — М., 2002.

2. Маляр А.Р.Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии/ А.Р.. Маляр.- М.,2005.

Знаете, как перейти дорогу с двумя детьми и велосипедом? Если вопрос застал вас врасплох, вы не одиноки – 75% опрошенных клиентов Hyundai (опрос проводился среди 3000 человек в 2020 году) тоже растерялись. К счастью, теперь есть возможность не только получить подробный правильный ответ (смотрите видео ниже), но и вместе с детьми потренироваться действовать в самых разных дорожных ситуациях, не выходя из дома. Как это сделать?

Безопасная дорога с Hyundai

Безопасность на дороге – то, чему дети учатся на примере родителей еще до того, как пойдут в школу. За руку с мамой переходят проезжую часть по пути в детский сад. Катаясь на велосипеде с папой, внимательно смотрят по сторонам и объезжают пешеходов. Видят дети и других взрослых, которые ведут себя неосторожно, полагаются на авось или просто автоматически действуют неправильно.

Дорожная ситуация в больших городах меняется очень быстро, и то, чему учили в свое время сегодняшних родителей (и то, что они транслируют детям своим поведением), отчасти устарело, а иногда и было неверным. И самое главное: и детям, и взрослым нужны не просто знания, как вести себя на дороге. Нужны хорошо закрепленные правильные привычки. И конечно же, формировать их лучше не в реальных городских условиях, а в безопасном пространстве, где можно вдоволь попрактиковаться.

Безопасная дорога с Hyundai

Играем в «Безопасную дорогу» в детском саду

Сегодня разработаны целые программы, которые позволяют это сделать. Одна из них – «Безопасная дорога» от компании Hyundai, к которой начиная с 2017 года присоединились уже почти 270 детских садов: проект рассчитан в первую очередь на дошкольников. Педагоги (их уже около 2,5 тысячи) проходят специальное обучение и затем в течение двух лет ведут интерактивные занятия для детей. Для этого у них есть все необходимые материалы: пособия, дидактические карточки, игры по дорожной безопасности.

Но это еще не все. В программе предусмотрены и занятия для родителей, чтобы они «подтянули» свои знания о дорожной безопасности смогли поделиться ими с детьми дома. На сегодня базовые навыки правильного поведения на дороге изучили и закрепили более 26 тысяч детей и родителей из 14 регионов России: это Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Ленинградская область, Республика Башкортостан, Красноярский край, Архангельская область, Новосибирская область, Алтайский край, Тверская область, Ставропольский край, Белгородская область, Республика Дагестан, Новгородская область.

Можно ли уже говорить о результатах? Да, объем знаний и навыков безопасного поведения на дороге у дошкольников в этих детских садах вырос на 30%, подсчитали методисты проекта вместе с педагогами. А родители отмечают, что стали больше играть со своими детьми – ведь тема очень жизненная и захватывающая.

Да, кстати, вопрос про велосипед – тоже из этой программы. Вот как на него отвечают эксперты.

«Безопасная дорога» приходит к вам в дом

Но как быть тем, кто живет в регионе, который пока не участвует в программе «Безопасная дорога» или ребенок ходит в другой детский сад? Благодаря современным технологиям программа теперь доступна всем желающим – в виде уникальной образовательной игры-симулятора в онлайн-формате. Игра доступна всем желающим как в веб-версии, чуть позже в мобильном приложении (в AppStore, Google Play).

Это не обычная компьютерная игра, к каким мы привыкли. Разработанная совместно с детскими психологами, взрослым она помогает понять, как ребенок чувствует себя на дороге, на что направлено его внимание. А дети, играя, смогут запомнить и применить правила безопасного поведения на проезжей части.

Так, например, в первом модуле игры взрослый видит пространство проезжей части глазами ребенка, понимает, что может отвлечь малыша и почему, начинает разбираться в том, как на привычные для нас ситуации реагирует дошкольник.

Ребенок же, играя, просто «впитывает» правильное поведение – и оно встраивается и в его реальную жизнь.

Надо ли говорить о том, что обстановка игры и для взрослых, и для детей – это положительные эмоции? А только с ними, напоминают психологи, усваиваются новые знания. А еще любая игра предполагает проживание той или иной ситуации – и именно так быстрее всего формируется нужный навык, в данном случае – безопасного поведения на дороге.

Public talk «Безопасная дорога с Hyundai»

Все подробности онлайн-игры вы узнаете на Public talk «Безопасная дорога с Hyundai», к которому можно подключиться 25 ноября в 11:00 по ссылке.

От чего зависит поведение ребенка на дороге? Как он воспринимает окружающий мир и информацию? Почему дошкольники часто не запоминают ваши инструкции о поведении на проезжей части, а просто берут пример со значимых взрослых? Есть ли способы «перепрограммировать» неправильное и опасное поведение взрослых и детей в дорожных ситуациях?

Об этом на Public Talk расскажут известный нейробиолог Вячеслав Дубынин и Илья Заславский, эксперт в области геймификации образования, а также Алексей Калицев, управляющий директор ООО «Хендэ Мотор СНГ». 

Подключиться 25 ноября в 11:00 

Как добиться того, чтобы ваши требования к ребенку были услышани и выполнены? Говорите только один раз, а затем поворачивайтесь спиной и уходите. Почему этот способ работает и с малышами, и с подростками?

Как быстро решить проблему капризов

Однажды ученые провели классическое исследование. В нем участвовали голуби. Они должны были стукнуть клювом три раза, чтобы получить награду — угощение.

После того как птицы научились так делать, исследователи изменили режим подкрепления. Голуби получали еду только после того, как стукнут клювом девяносто семь раз, потом — сто сорок раз, и наконец — четырнадцать раз. Птицы настолько хорошо освоили первый вариант поведения, что день за днем продолжали делать три удара клювом, чтобы получить пищу.

Дети точно такие же заложники привычек, как и голуби. Помните Мэтью, который привык пить молоко и есть печенье после детского сада? Только когда схему нарушили, он оказался готов прислушаться к матери и научиться вести себя иначе.

Дети привыкают к определенному поведению, а затем продолжают «стучать клювом», чтобы получить вознаграждение. Вот почему тем, у кого дети младшего возраста, будет проще — у таких «голубей» было меньше времени, чтобы приучиться стучать клювом за награду.

Если ребенку 12 лет или больше, со стороны родителей потребуется больше усилий. Однако если вы хотите, чтобы ваши дети стали ответственными, я покажу вам, как этого добиться. Если вы хотите, чтобы они были обучаемыми и слушали, я расскажу вам, что нужно сделать.

Итак, как эффективно изменить отношения с ребенком?

Надо переучить своего «голубя»: использовать закономерность и следовать ей. Однако, чтобы доказать свою точку зрения, никогда не сомневайтесь в ней.

Первое правило: сказать один раз, повернуться и уйти

Итак, как только ваш ребенок не слушается, требует и истерит, вы:

  • Говорите всего один раз спокойным, но строгим тоном,
  • Поворачиваетесь спиной,
  • Уходите.

Допустим, ваш ребенок хочет в «Макдоналдс» в торговом центре, а вы не хотите кормить его фастфудом. Он просто взрывается, а вы растеряны. Что делать?

— Марк, мы не пойдем в «Макдоналдс»!

Затем вы поворачиваетесь спиной к ребенку и уходите.

«Но, доктор Леман, подождите, — скажут некоторые из вас, — вы же не хотите сказать, что надо оставить шестилетнего ребенка одного в торговом центре, не так ли? Как можно просто уйти?»

Я не призываю оставлять ребенка одного посреди шоссе или в вагоне поезда — это, конечно, небезопасно. Но в большинстве случаев вы действительно можете повернуться и уйти, потому что ваш ребенок тут же последует за вами.

Как только чадо посмотрит на вашу удаляющуюся спину в толпе, припадок ярости покажется уже не таким забавным. Выиграть сражение станет не так важно. А вот не потерять из виду маму и побежать за ней — да.

Как это работает с малышами и подростками

Допустим, вы видите, как ваш трехлетний сын целенаправленно толкает свою полуторагодовалую сестренку, которая только учится ходить. Вы злитесь? Конечно. Это прямо-таки подло, и вы такого не потерпите. К тому же малышка теперь плачет.

Сначала вы делаете глубокий вдох и обдумываете свои действия. А потом зовете сына.

— Энди, если ты хочешь, чтобы я обняла тебя, просто скажи. Подойди ко мне и попроси обнять. Для этого не нужно толкать Кэролайн. Так себя вести нельзя!

Вы извлекли составляющую веселья из поступка, назвав истинную цель поведения сына. После этого ребенок понимает: вы точно знаете, что произошло и почему он сделал то, что сделал. Ситуацией теперь управляете вы, а не он. В следующий раз у него не будет причины поступить таким же образом.

Допустим, девочка-подросток выражается нецензурно из-за того, что на ужин снова курица. Она говорит, что ненавидит это блюдо (хотя всего неделю назад просила приготовить именно его). Когда приходит время отправляться к подруге, чтобы вместе делать домашние задания, мама ей говорит: «Мы не поедем к Миранде». А потом поворачивается, уходит в другую комнату и занимается своими делами.

Точно так же, как тот четырехлетний ребенок, который хотел молока и печенья, подросток четырнадцати лет будет преследовать мать:

— Что значит «не поедем к Миранде»? Ты всегда возишь меня к ней по вторникам!

— Мы не поедем к Миранде, потому что мне не нравится, как ты только что говорила со мной.

Мать снова уходит. Не помогут ни мольбы, ни истерика, ни извинения — она не отвезет дочь к подруге. Девочка должна будет объяснить Миранде, почему не смогла приехать. Конечно, она может изложить свой взгляд на ситуацию, но какое это имеет значение? Мать высказала свою точку зрения, и в следующий раз дочь станет тщательнее подбирать слова.

Меняем плохую привычку за неделю

Меняем привычное поведение

Если вы хотите, чтобы ребенок воспринимал вас всерьез, высказывайтесь один раз. Только один раз. Если вы говорите что-то более одного раза, вы намекаете: «Думаю, ты настолько глуп, что не поймешь с первого раза, так что давай-ка я повторю». Не унижайте себя и ребенка!

  • Как только вы выразили свою точку зрения, повернитесь спиной. Ожидайте, что ваши слова будут услышаны.
  • Не оглядывайтесь через плечо, чтобы удостовериться, что ребенок делает то, о чем вы попросили. Никакого резкого ответа, никакого спора. Спокойно сказали, и все.
  • Затем уходите и занимаетесь своими делами.

Дети сойдут с ума? Будут в шоке? В замешательстве? Вас будут донимать несколько дней? О да!

Помните, дети похожи на голубей. Им нужно немного поработать, чтобы получить вознаграждение. Поскольку они заложники привычек, им необходима последовательность и систематические действия, иначе они потеряются в лабиринте.

Сегодняшние дети нуждаются в руководстве. Им нужна ответственность. Их необходимо научить тому, что их действия (или бездействие) имеют последствия. Иначе жизнь детей выйдет из-под контроля.

Они привыкли, что могут вести себя с вами как угодно — и все равно получить то, что им надо. К тому же ваша любовь не станет меньше. Однако никто в мире, кроме вас, не будет любить вашего ребенка безусловно и терпеть все его выходки. Покажите на своем примере, что если обидеть человека — всегда будут последствия. Незамедлительно.

«Всегда считала себя замечательной мамой. Мои родители были такими авторитарными, и я обещала себе, что никогда не стану как они. К сожалению, я дошла до другой крайности. Стала слишком мягкой, не могла отказать, в итоге дети просто сели мне на шею.

Неделю назад я усвоила ваш принцип «Скажи один раз, повернись и уходи». Он правда действует. Я поражена. Сын вчера вынес мусор по собственной инициативе, я даже не просила его об этом, а дочь купила домой хлеб просто потому, что заметила, что он заканчивается. Поверить не могу, вот это изменения!»

Милли, Северная Каролина

Получить сертификат публикации

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру — сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф — журнал воспитателя.

Фейсбук

Подписаться на facebook.com

Здоровье

Здоровье

Статьи о здоровье, гигиене, о правильном образе жизни. Как правильно питаться, чтобы сохранить фигуру, как ухаживать за волосами. Что делать если заложен нос. И многое другое можно найти на нашем сайте в разделе «Здоровье».

Предлагаем педагогам помощь в аттестации. Размещаем творческий материал в официальном всероссийском сетевом журнале «Дошкольник.рф». Журнал выходит 1 числа каждого месяца и имеет вид .pdf формата. Выдаются документы о публикации. Рассылается всем авторам номера и его можно скачать с главной страницы сайта. Имеет лицензию СМИ и зарегистрирован в Роскомнадзоре (ЭЛ №ФС77-55754).  Для публикации в журнале и получения Сертификата публикации Вам нужно: прислать свой материал по адресу: doshkolnik@list.ru

Мы соцсетях — вступайте в группы — будем рады видеть Вас в наших рядах!

Условия выдачи Сертификата публикации

Условия выдачи Свидетельства публикации

Как попасть в журнал


Здоровье

Автор: Михайлова Светлана Васильевна

  
07.01.2022 08:30

Квест — игра «Путешествие в страну Здоровья» (для детей среднего дошкольного возраста)Квест — игра «Путешествие в страну Здоровья» (для детей среднего дошкольного возраста)

Цель: формирование у детей представлений о здоровом образе жизни.

Задачи:

Социально – коммуникативное развитие:

  • Воспитывать отзывчивость и желание помогать друг другу;
  • продолжать формировать у детей основы вежливого общения.

Познавательное развитие:

  • расширять представления детей о частях суток; Способствовать развитию любознательности;
  • познакомить детей со словом «гигиена», новое слово «антисептик».

Подробнее…


Здоровье

Автор: Аникина Елена Леонидовна

  
07.01.2022 07:58

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «Травяной чай»КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «Травяной чай»

ЦЕЛЬ: формирование представления о травяном (лечебном) чае и создание условий для его сбора в чайный пакетик.

Задачи:

Образовательные:

  • Расширять представления о видах чая.
  • Закреплять имеющиеся знания о чае.
  • Дать начальные представления о лекарственных травах.
  • Познакомить с лекарственным растением- кипреем

Подробнее…

 


Здоровье

Автор: Лапшина Елена Александровна

  
07.01.2022 07:45

Криомассаж как метод закаливания детей ДОУ.Криомассаж как метод закаливания детей ДОУ.

Дети дошкольного возраста очень часто болеют простудными заболеваниями. Одна из основных причин этого – несовершенный механизм адаптации организма ребенка. Частые заболевания плохо влияют на здоровье детей, могут привести к возникновению хронических заболеваний, следовательно, к низкой посещаемости детей ДОУ.

Повторяющиеся заболевания детей зачастую связаны и со стрессами в период привыкания к ДОУ и недостаточным закаливанием детей. Родители часто болеющих детей стараются их оберегать, укутать, создать тепличные условия жизни, что еще сильнее уменьшает возможности организма адекватно реагировать на изменяющиеся условия и внешние воздействия.

В настоящее время проявляется большой интерес к применению холода с лечебной закаливающей целью, в частности к использованию температур умеренного холода.

Подробнее…

 


Здоровье

Автор: Карандашева Елена Анатольевна Коледова Ольга Николаевна

  
06.01.2022 17:59

СЦЕНАРИЙ РАЗВЛЕЧЕНИЯ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «ДОКТОР АЙБОЛИТ В ГОСТЯХ У ДЕТЕЙ»СЦЕНАРИЙ РАЗВЛЕЧЕНИЯ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «ДОКТОР АЙБОЛИТ В ГОСТЯХ У ДЕТЕЙ»

Цель: формирование у детей представление о здоровом образе жизни.

Задачи:

  • закреплять знания об овощах и фруктах и их пользе для здоровья
  • расширять имеющиеся представления о здоровом образе жизни
  • дать понятие о, что такое микробы
  • воспитывать осознанное отношение к своему здоровью, вызвать положительный эмоциональный настрой.

Оборудование: колокольчик, карточки с полезными и вредными продуктами, корзинка, презентация «Полезные и вредные продукты» Доктор Айболит, макет дерева Здоровья, карточки с изображениями обозначений 3-х секретов здоровья, чехол с липучками на стол.

Подробнее…

 


Здоровье

Автор: Шпынова Галина Александровна

  
05.01.2022 13:13

Квест – игра для педагогов «В поисках здоровья»Квест – игра для педагогов «В поисках здоровья»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Южный» г.Всеволожск, 2020 г

Цель: применение квест – игр в практической деятельности педагога по формировании здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.

Задачи:

  • Познакомить педагогов с разнообразными методами и приёмами формирования здорового образа жизни.
  • Содействовать практическому освоению навыков проектирования образовательной деятельности с применением Квест- технологии.
  • Формировать у педагогов потребность в здоровом образе жизни и эмоциональном благополучии, как залоге успешности в педагогической деятельности.

Здравствуйте, дорогие друзья!

Когда люди встречаются, они говорят друг другу слово – «Здравствуйте!», что значит – будьте здоровы!

Подробнее…

 


Здоровье

Автор: Усачева Татьяна Александровна

  
01.01.2022 10:45

Консультация для родителей «О здоровье – всерьёз»Консультация для родителей «О здоровье – всерьёз»

«Судите о своем здоровье по тому, как вы радуетесь утру и весне» Генри Дейвид Торо

«Ребенок, как губка — быстро впитывает все происходящее вокруг»

Самый главный дар человека — это его здоровье. Этот дар необходимо беречь и всеми возможными способами укреплять с самого раннего детства. Здоровье — это не только отсутствие болезней и физических дефектов, но и состояние полного физического, душевного и социального благополучия. Здоровье изучается разными науками: биологией, медициной, физиологией, психологией. В настоящее время остро встала проблема болезненности населения. Все чаще и чаще мы узнаем о болезнях, которые добавляют нам экология: загрязненность воды, ненатуральные продукты. Ребенка надо приучать к здоровому образу жизни с самого раннего возраста.

Подробнее…

 


Здоровье

Автор: Разубаева Т.В., Шамилева А.Б.

  
31.12.2021 20:49

Познавательный проект «Для чего нужна зубная щетка»Познавательный проект «Для чего нужна зубная щетка»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №114» ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА Г.САРАТОВА

Подготовили воспитатели: Разубаева Т.В., Шамилева А.Б.

Вид проекта: групповой, познавательный

Продолжительность: краткосрочный.

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители воспитанников.

Место проведения: МДОУ «Детский сад № 114», групповая комната.

Подробнее…

 


Здоровье

Автор: Сергеева Елена Анатольевна

  
31.12.2021 15:14

Дидактическая игра «ЗДОРОВЕЙКА»Дидактическая игра «ЗДОРОВЕЙКА»

«Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить»

(М. Горький)

Пояснительная записка:

Данная игра предназначена для дошкольников, возрастная категория от 4-7 лет. Плюсы данной игры, что она растет вместе с детьми, игровые поля можно увеличивать, добавляя новые категории, а также усложняя задания в карточках категорий.

Подробнее…

 


Здоровье

Автор: Боршош С.С., Войтова О.В.

  
30.12.2021 08:02

Мастер – класс для воспитателей «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через русские народные игры в рамках программы Волошиной Л.Н. «Выходи играть во двор»Мастер – класс для воспитателей «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через русские народные игры в рамках программы Волошиной Л.Н. «Выходи играть во двор»

  • Боршош С.С., воспитатель МБДОУ «Колокольчик» п. Чернянка
  • Войтова О.В., воспитатель МБДОУ «Колокольчик» п. Чернянка

Цель: Систематизировать представления педагогов о русских народных играх как о форме приобщения детей к здоровому образу жизни.

Подробнее…

 


Здоровье

Автор: Мунтяну Галина Сергеевна

  
27.12.2021 23:11

«Условия и методы формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста»«Условия и методы формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста»

Методическая разработка

ГБДОУ Детский сад №86 г. Санкт- Петербург Воспитатель Мунтяну Г.С.

К числу условий успешного формирования культурно-гигиенических навыков относятся рационально организованная обстановка, чёткий режим дня и руководство взрослых. Под рационально организованной обстановкой понимается наличие чистого, достаточно просторного помещения с необходимым оборудованием, обеспечивающим проведение всех режимных элементов (умывание, питание, сон, занятия, игры).

Для формирования культурно-гигиенических навыков нужно также выработать общие критерии в оценке отдельных действий, чётко определить место расположения вещей, игрушек, порядок их уборки и хранения.

Подробнее…

 


Здоровье

Автор: Реботунова Анна Александровна

  
24.12.2021 18:27

План-конспект педагогического мероприятия с детьми подготовительной группы с использованием здоровьесберегающих технологий «На помощь жителям песочной страны».План-конспект педагогического мероприятия с детьми подготовительной группы с использованием здоровьесберегающих технологий «На помощь жителям песочной страны».

(квест-игра)

Подготовила и провела воспитатель Реботунова Анна Александровна высшей квалификационная категория

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 80 Красносельского района Санкт-Петербурга

Цель: создать условия для укрепления физического и эмоционального здоровья детей старшего дошкольного возраста через использование арт-терапии и игр в настольной песочнице.

Задачи:

Подробнее…

 

<< Первая < Предыдущая 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Следующая > Последняя >>
Страница 1 из 83

0+

  • Рассказы о иоанне кронштадтском слушать
  • Рассказы о зиме для детей дошкольного возраста
  • Рассказы о животных носова
  • Рассказы о животных сетон томпсон снап слушать
  • Рассказы о жизни в деревне читать бесплатно без регистрации