Рассказы о выдающихся людях для детей

Издательство бомбора представляет книгу алексея калиновского о чем пьют ветеринары. нескучные рассказы о людях, животных и сложной профессии. в каждой

Издательство «Бомбора» представляет книгу Алексея Калиновского «О чем пьют ветеринары. Нескучные рассказы о людях, животных и сложной профессии».

В каждой профессии — свои тараканы. А в профессии ветеринарного врача, кроме тараканов, есть еще собаки, кошки, козы, куры, хомяки и, конечно, их владельцы. Нескучные истории от самого веселого в России ветеринарного врача, открывшего первую частную ветклинику в Москве еще в 90-х, приоткроют завесу в закулисье непростой профессии. Если вы восхищаетесь необыкновенными рассказами и вкусным ироничным слогом Джеральда Даррелла, обожаете невыдуманные истории из жизни людей и животных, то эта книга точно для вас! Веселые и грустные рассказы Алексея Анатольевича Калиновского о людях, с которыми ему довелось встречаться в жизни, о животных, которых ему посчастливилось лечить, и о невероятных ситуациях, которые случались в его ветеринарной практике, захватывают с первых строк и погружают в атмосферу доверительной беседы со старым другом.

Предлагаем прочитать отрывок, в котором автор делится воспоминаниями о знаменитом Птичьем (Калитниковском) рынке.

Сколько стоит овчарка

Птичий рынок. Как много эти два слова значат для коренного москвича! Только не то убожество, которое теперь находится на МКАД и называется «Садовод», а та Птичка, которая была на Калитниковской.

Никакой проводящийся теперь «Фестиваль шашлыков» или «Путешествие в Рождество», по бездарности и безвкусице напоминающие дешевую дискотеку в провинциальном городе, не могут сравниться по значимости с Птичкой. Работала она только в субботу и воскресенье, но сколько событий гигантского масштаба там происходило!

К поездке готовились заранее. Дня за два начинали созваниваться с друзьями, назначали день, час и место встречи. Открывалась Птичка рано утром в субботу.

С утра бурлила площадь перед станцией метро «Таганская». Оттуда было удобнее всего доехать до рынка, поэтому очереди на троллейбус стояли такие, что не всегда можно было сесть в первый. Основной вход на рынок был с Большой Калитниковской улицы, куда народ тянулся от остановок троллейбусов и трамвая.

Чего только не продавалось на Птичке! Там можно было купить всё. Даже если чего-то нужного в наличии не оказывалось, можно было найти знающих людей, и вопрос решался сам собой. Единственное, что уточнялось: привезти ли нужную вещь домой заказчику или он сам приедет в назначенные выходные. Мне всегда казалось: если заказать там подводную лодку, истребитель последнего поколения или ядерную бомбу, решение вопроса упиралось бы только в сроки доставки.

Открывалась Птичка образцами военной одежды, которая была развешена на заборе с наружной стороны. Тогда не существовало специальной одежды для туристов, охотников, рыбаков, поэтому пределом мечтаний был военный камуфляж. Он, естественно, не продавался свободно, а всё, что предлагалось на Птичке, было украдено с военных складов благодаря изрядно пьющим прапорщикам, которые за пару бутылок списывали пропажу. На рынке все знали, что это украдено, но коли никто не искал, делали вид, что никто ничего и не продает.

За воротами начинался сам рынок, а именно ряды, где торговали аквариумными рыбками и всем, что было нужно для их содержания. От рыбок, которые как капельки красок кружили в аквариумах, было невозможно оторвать взгляд.

Мой американский «папа», очень известный и авторитетный в Америке ветеринарный врач Рэй Пале, никак не мог понять, отчего же в минус двадцать вода в аквариумах не замерзает, а тропические рыбки бойко плавают. Сначала ему рассказывали, что в аквариумы по русскому обычаю добавляют водку, поэтому вода не замерзает, а подвыпившие рыбки чувствуют себя вполне комфортно.

Но потом добрые мужики позвали его за прилавок и показали систему из маленьких газовых баллонов и горелок, а также обычных свечей. Заодно ему налили, чтобы он сам сильно не замерз.

В этих же рядах продавались рептилии, всякие ползающие гады и насекомые. Такого количества аквариумов и оборудования к ним не видел ни один государственный магазин. Тут же можно было купить корм — трубочника, мотыля, опарышей и всякую мелкую водную живность, которую везли с юга.

Чуть подальше располагались ряды с удилищами, спиннингами, катушками и всем, что требовалось для рыбалки, но в обычных условиях было огромным дефицитом.

Налево от входа начинался птичий двор. Канарейки, попугайчики всех цветов и пород, запрещенные к отлову и продаже дикие певчие птицы и, конечно, голуби. Голубятни уже стали пропадать в Москве, и Птичка оставалась местом встречи московских голубятников.

Между птичьим и собачьим дворами стояли клетки с пушными зверями. Тут же продавали коз, кур, индюков. Можно было купить шкурки на шапку или сами шапки. К качеству выделки этих шкурок и уже сшитых шапок, как правило, сложно было придраться.

Собачий двор стоял особняком. На него был отдельный вход со стороны Средней Калитниковской улицы, поэтому крупных собак не надо было вести через весь рынок. Под тополями располагались со щенками владельцы кавказцев и редких что сейчас, что тогда южаков, а весь остальной двор в беспорядке занимали представители прочего лающего царства.

Толпа на Птичке была разношерстная. Самыми беспокойными и громкими были дети. Бедные родители держали себя в руках, потому что по первому требованию надо было купить желаемое сразу и прямо сейчас. Знатоки приходили, покупали то, что им было нужно, и уходили. Профессионалы делились на тех, кто продавал, и тех, кто приходил пообщаться. Общение, в зависимости от погоды, проходило летом под пиво и воблу, а зимой — под крепкий «чай». Ну и, конечно, были мошенники всех мастей и сортов.

На птичьем дворе, где движение шло по кругу строго против часовой стрелки, с человека на первом кругу часы снимали, а на втором ему же их продавали. Бежать в милицию и жаловаться было бесполезно. Шкурку или шапку втюхивали такие, что они разваливались еще до выхода с рынка, или, когда сверток дома разворачивали, то там была тряпка.

Карманники буквально наводняли Птичку, поэтому надо было просто надеяться, что пронесет. Сколько за карман ни держись, всё равно кошелек вытащат, если захотят. На собачьем дворе было царство специалистов, которые умели выдать щенка обычной дворняги за любую породу. Они держали нос по ветру и четко знали моду. Сегодня щенок продавался как болонка, а через неделю, когда он подрастал, уже как кавказец. Словом, филиал Хитровки, воспетой Гиляровским.

Майская суббота, часа четыре, и дело уже шло к закрытию Птички. На собачьем дворе, чуть в стороне от входа, стоял местный ханыга и держал свору таких же местных дворовых щенков, сосчитать которых было сложно, и каждый был привязан на отдельной веревочке.

В будние дни вся эта компания обитала в районе местной помойки. Синяк, в последней надежде сорвать сегодня денег на заветную бутылку, внимательно, взглядом психолога, всматривался в толпу, выискивая жертву.

В этот момент со стороны Средней Калитниковской на Птичку зашел ничего не подозревавший пионер. Судя по выражению его лица, он успешно закончил очередную учебную неделю, и родители дали ему рубль на кино, мороженое, да и вообще, чтобы он себе ни в чем не отказывал. По тому, как он начал деловито рассматривать собак, стало понятно, что к рублю он прибавил еще денег, сэкономленных на завтраках, и решил купить себе верного друга на грядущие летние каникулы. Ханыга четко выдернул его из толпы и, как змея жертву, начал его гипнотизировать.

— Мальчик! — синяк резко окрикнул пионера.

Мальчик вздрогнул, обернулся и увидел перед собой пусть и не вполне приличного с виду мужчину, но который, судя по всему, хорошо разбирался в собаках и держал на привязи целый помет.

— Ты что здесь делаешь? Тут детям одним находиться нельзя.

— Я не нахожусь, я пришел купить собаку.

— Собаку?

— Да.

— А какую собаку ты хочешь?

— Овчарку!

— Овчарку? А денег у тебя сколько?

— Три рубля.

— Покажи! — глаза ханыги загорелись, как у дворника Тихона, которому Остап дал рубль.

— Вот, — пионер достал деньги.

— Давай их сюда, — синяк схватил деньги и спрятал их очень глубоко, пока мальчик не опомнился.

— Значит, овчарку? — задумчиво спросил продавец.

Он долго критическим взглядом осматривал щенков, которые веером сидели на веревочках, потом деловито выбрал одного. Торжественно, с видом пограничника, передающего пионеру щенка на воспитание, он протянул веревочку:

— Вот, мальчик, держи овчарку на три рубля.

Будущий Карацупа гордо зашагал со своим будущим Ингусом домой.

Библиографическое описание:


Антропова, Ю. Р. Полезные ресурсы для работы с одаренными детьми на уроках математики и во внеурочное время / Ю. Р. Антропова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 46 (388). — С. 254-256. — URL: https://moluch.ru/archive/388/85436/ (дата обращения: 09.01.2022).




В настоящее время образовательная среда, как и многие сферы жизни людей, подверглась серьезным изменениям. Одним из таких, на мой взгляд, положительных моментов стала возможность использования полезных математических ресурсов с хорошо подобранным контентом, лекциями выдающихся преподавателей математиков, интересными заданиями и прочим. При этом следует отметить, что это сокровище является общедоступным достоянием, и есть возможность проводить занятия или дополнительно заниматься в любых условиях, что так актуально в период пандемии коронавируса и локдаунов.


В статье раскрывается влияние полезных информационных ресурсов с математическим контентом при подготовке одаренных детей на уровень их знаний,



Ключевые слова:



врожденный талант, внеурочное время, одаренные дети, полезные ресурсы

В мире информатизации и облачных данных, быстро развивающихся технологий и робототехники подрастает поколение детей, которые с раннего возраста уже на подсознательном уровне знакомы с гаджетами [2, с.75], о появлении которых прошлые поколения людей их возраста не знали вовсе. Конечно, родители по своему примеру пытаются растить детей на сказках и книгах [3, с.39], иногда игнорируя полезные ресурсы, исключая возможность применения ребенком их в жизни [4, с.83]. Но так ли это правильно?

В изучении феномена одаренных детей мнения ученых расходятся [9, с.122]. Одни считают, что одаренными быть невозможно без врожденного таланта и его многократного развития путем дополнительных занятий [10, с.26]. Другие же считают, что одного врожденного таланта достаточно. А глядя на ребенка, сложно определить, является ли он одаренным [1, с.3167], поэтому для развития одаренных детей преподаватели еще во время первого урока выявляют их посредством оценивания выполнения заданий (вводного тестирования и нескольких задач олимпиадного уровня) [5]. При этом следует отметить, что имеющиеся выдающиеся способности не всегда означают талант. Но после того как учитель выявил учеников, отличающихся быстротой мышления и сообразительностью, более способных к математике, необходимо выбрать тактику развития их способностей как в рамках урока математики, так и во внеурочное время [7], используя полезные ресурсы и создавая тем самым условия [6, с.53], способствующие развитию и психологической поддержке таких детей. В огромном количестве полезных ресурсов приведу на мой взгляд, самые актуальные:

1. Видеоканал — YouTube «Математика по страницам учебников Мерзляка и Ко», где есть задания для подготовки к олимпиадам и творческому развитию;

2. Интернет-сайт «Медиатека Math.ru», где расположены видео-лекции, уроки, математические миниатюры и современные рассказы о задачах, а также есть математические приложения для скачивания на iPhone и iPad, что позволяет современным детям заниматься дополнительно в удобном формате в любое время;

3. Интернет-сайт «Задачи», где можно найти удобные катализированные каталоги задач по темам и источникам.

4. Ацецкая М. А. Компетентностно ориентированные задания для развития потенциала ребенка. / М. А. Ацецкая // Народная асвета. — 2013. — № 10. — с.68– 71.

5. Белокурская И. Г. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных учащихся на II и III ступенях общего среднего образования. — 2013. — № 11. — с. 60–63.

6. Работа с одаренными детьми. Математика — http://www.problems.ru.

7. Математические олимпиады и олимпиадные задания — http://www.zaba.ru/.

8. Информация о турнире городов — http://www.uni.bsu.by

9. План работы с одаренными детьми — http://school132.perm.ru/innovacy/job_with_gifted_children [8].

10. Программа «Одаренные дети» — http://www.sakhitti.ru/itti/web/odaren/Podprog_odaren_06–08/index.htm.

11. http://www.effecton.ru/762.html Выявление личностных и интеллектуальных особенностей

12. Развивающий дискомфорт как принцип и метод в работе с одаренными детьми — http://parent.fio.ru/news.php?n=1896&c=1431.

13. Об организации и координации деятельности по работе с одаренными детьми России — http://www.ulsu.ru/departments/centres/coach/quastion/list/link/zaiceva.doc.

14. Работа с одаренными детьми — http://www.zusikova.narod.ru/m_etodika_doklady/dokl_odarennye_deti/dokl_odarennye_deti.htm.

Множество существующих полезных ресурсов с математическим контентом, поражаем многообразием и вариативностью заданий, при этом учитываются и уровни подготовки, и одаренность и даже выбор заданий по интересам. Таким образом, можно сделать вывод, что применять приведенные полезные ресурсы целесообразно и на уроках математики, учитывая при этом возможности более одаренных детей и во внеурочное время, используя его как дополнительное время для развития одаренных детей, занимающихся в кружке математики.

Литература:

  1. Абрамова, М. А. Цифровизация образования в условиях цифрового неравенства/ М. А. Абрамова, М. Фарника// Профессиональное образование в современном мире. — 2019. — Т. 9, № 4. — С. 3167–3169.
  2. Агалакова, М. Ю. Особенности детской одаренности / М. Ю. Агалакова. — Текст: электронный // Вестник Вятского государственного университета: [сайт]. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32764922 (дата обращения: 10.11.2021).
  3. Аксенова, Д. В. Одарённые дети [Текст] / Д. В. Аксенова // Образование в соврем. шк. — 2015. — № 3–4. — С. 39–40.
  4. Афанасьева, Ж. В. Формы дистанционной внеурочной деятельности в цифровой среде / Ж. В. Афанасьева, А. В. Богданова. — Текст: непосредственный // Начальная школа. — 2020. — № 9. — С. 83–86.
  5. Задачи. — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: https://problems.ru (дата обращения: 10.11.2021).
  6. Корнетов, Г. Б. Как разработать модели социализации одаренных детей и подростков / Г. Б. Корнетов // Школьные технологии. — 2017. — № 4. — С. 53–59.
  7. Математика по страницам учебников Мерзляка и Ко. — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: (дата обращения: 10.11.2021).
  8. Медиатека Math.ru. — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: https://math.ru/media/ (дата обращения: 10.11.2021).
  9. Мелехова, Е. Д. Математическая регата как средство развития и воспитания одарённых детей [Текст] / Е. Д. Мелехова, С. И. Лещенко, З. И. Лещенко // Одар. ребенок. — 2015. — № 3. — С. 122–126.
  10. Шевкин А. В. Текстовые задачи по математике: 5–6 — М.: ИЛЕКСА, 2011. с.26.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, внеурочное время, врожденный талант, ресурс, III, математический контент, мой взгляд.

Давно хотел написать этот пост, да всё руки не доходили) Анализируя причины того, почему те или иные люди так любят СССР и продолжают его любить, даже несмотря на то, что факты убеждают в обратном, я пришел к выводу, что причины этого кроются в раннем детстве.

Современные исследователи закрытых обществ часто пишут об импринтинге — таким словом называют впитанную в раннем детстве догматику, расстаться с которой очень сложно даже под влиянием рациональных аргументов. Подобное встречается и в радикально-религиозных обществах, и просто в закрытых диктатурах вроде советской или северокорейской — несмотря на декларируемый «светский» характер, изнутри там всё очень похоже на религию.

Видео дня

У меня дома большая библиотека, немало томов в которой занимают издания времён СССР. Для сегодняшнего поста я проанализировал две книги, школьный учебник и собрание стихотворений известного детского поэта, чтобы показать вам, как уже с самого раннего детства в СССР детям «промывали мозги» коммунистической пропагандой, пишет Максим Мирович в Facebook.

В общем, в сегодняшнем посте — рассказ о том, как промывали мозги советским детям.

01. Начнём, пожалуй, с учебника. Советские учебники русского языка для школьников в позднем СССР (где-то начиная с 1960-х годов) были похожи как две капли воды и имели абсолютно одинаковые разделы, реплицируемые из более ранних изданий в более поздние. Разделы были следующими — нейтральные рассказы про природу «(ой ты наша зимушка-зима!»), рассказы про жизнь октябрят и пионеров, рассказы про советскую армию, рассказы о разделе Второй мировой войны под названием «Великая Отечественная» и рассказы про Октябрьский переворот, именуемый Революцией. Ещё (опционально) мог быть отдельный раздел про жизнь Ильича, его жизнь в шалаше и хитромудрые уходы от царской охранки.

Отдельное обязательное место занимал раздел, рассказывающий про «бедную и несчастную» жизнь крестьян до революции. Там всегда присутствовали образы маленьких мальчиков, которые вместо школы пашут на конях, и рабочих с красным флагом, на которых нападают жандармы и казаки. Абсолютно везде лепили стихи Сергея Михалкова (о нём еще поговорим ниже) с такими строками:

«А если станет невтерпежь,

В сердцах сожмешь кулак

Прибаки требовать пойдешь,

Поднимешь красный флаг —

Жандармы схватят, изобьют,

Узнаешь, где острог

И как колодники поют

Когда их путь далёк.»

О том, что коммунистчиеские власти за подобные демонстрации вас не бросят в острог, а просто расстреляют, как в Новочеркасске в 1962 году или в Гданьске в 1970-м, в учебниках предпочитали как-то не упоминать.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

02. Вообще, теме протестов против «угнетения прав рабочих» во времена дореволюционной России форсилась в этих книженциях достаточно активно, помню десятки рассказов вроде «Фонарик» или «Флаг забастовки», которые рассказывали о протестах бедных рабочих. Вот только о том, что на самом деле «бедные рабочие» в дореволюционные времена жили значительно богаче и свободнее советских, могли себе позволить квартиры и неплохую мебель, тоже как-то предпочитали молчать.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

03. Примерно в брежневские годы зацементировалась «официальная картинка» Октябрьского переворота, одинаковые визуальные образы тех событий кочевали из книги в книгу — одетый в черную тройку Ленин на броневике, крейсер «Аврора», одетые в гражданское «красногвардейцы», матросы и солдаты, вооруженные винтовками-трехлинейками, пулемётами Максима и маузерами. Отступать от канона считалось чем-то сродни святотатству, как если бы в средние века на иконе вдруг нарисовали «неканоничный» посторонний предмет.

В общем, картинка «Октября» должна была выглядеть примерно вот так:

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

04. Картинка «царской России» тоже была весьма каноничной — никто не рисовал в книгах шикарные доходные дома начала XX века, красивые парки, вежливых и учтивых горожан. Нет, если речь шла о временах до октября 1917 года — то показать должны были обязательно какое-то низкое, маленькое и темное помещение, освещенное лучиной либо керосиновой лампой, в котором люди тяжело и много работают, а за окном обязательно должна была быть зимняя или осенняя дождливая ночь.

Ещё обязательно нужно было нарисовать «угнетателей трудового народа» — как правило, рисовали какого-нибудь помещика или домовладельца, или пожилую «хозяйку», на которых художники отрывались по полной — все были сплошь носатыми, пузатыми, страшными и толстыми. Ну, чтобы советскому школьнику было понятно, кого в 1917-м свергли. Упыри какие-то короче!

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

05. А ещё очень смешно показывали образы «буржуинов, западных рабовладельцев и всяких интервентов». На иллюстрации к гайдаровскому «Мальчишу-Кибальчишу» (рассказу из повести «Военная тайна») солдат «империалистических армий» рисовали во фраках, цилиндрах и лаковых туфлях — словом, во всём том, что было так ненавистно «трудовому народу») Вот вам смешно, а школьник в каком-нибудь Сургуте или Иркутске действительно верил, что всё так и было.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

06. Помимо чисто школьной «обработки», на советского ребёнка наваливалась ещё и пропаганда из «обычных» книжек. Особенно в этом усердствовал Сергей Михалков, детский поэт и по совместительству ярый сталинист. Драматург Анатолий Мареингоф рассказывал, что на одном из обедов в Кремле Сергей Михалков, заикаясь (зная, что это нравится Сталину) выклянчил у последнего недоеденный чебурек — «Иосиф Виссарионович, это мне на память!»

О чём писал любитель сталинских объедков? У меня в библиотеке есть собрание его стихов, изданное в 1953 году. Там очень много всего интересного, что повыбрасывали из более поздних изданий, особенно после 1956 года.

Вот, например, стихотворение про использование детского труда на заводах во времена СССР. Следите за руками — то, что дети работали в царской России — это очень плохо и вообще против этого боролись большевики. А то, что те же дети вместо учебы работают и во времена СССР — это очень хорошо и вообще прогресс.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

07. Вот тоже замечательное стихотворение, отражающее шпиономанию 1930-х годов — школьники отловили неизвестного прохожего и тут же сдали его «в органы». Разумеется, всем известно, что если ты гуляешь и не имеешь документов — то ты агент империалистической разведки. Стучи на всех, сдавай прохожих.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

08. Ещё по таким книгам очень интересно наблюдать, как формировался и к 1940-50-м годам уже сформировался полностью культ личностей Ленина и Сталина. Бертран Рассел, Карл Поппер, а также более поздние исследователи тоталитарных идеологий XX века, воде Сэма Харриса, отмечали, что коммунистическая идеология была построена по образцу классичиеской авраамической религии — с догматикой, чудесами, пророками и даже «тем светом» — коммунизмом, в который мы все обязательно попадём.

Даже сам поход в музей Ленина напоминает поход в храм — музей представляет собой большой красивый красный дом, похожий на дворец, в который мальчика ведет в воскресенье старшая сестра.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

09. В музее рассказывается про житие гражданина Ульянова, выслушивать про которое нужно с благоговейным трепетом, причём сакрально-духовное значение приобретает даже чайник Вождя, на который хочется смотреть и смотреть, не отрываясь.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

10. В конце стихотворения про музей описана присяга «юных ленинцев», что очень напоминает религиозное причастие, тоже практикующееся во многих религиях. А на страничке справа размещен тоже очень интересный стишок под названием «Счастье», в котором автор признаётся в своей любви к Сталину, который «обнимал всех детей на свете», вы только вчитайтесь в эти строки:

«В день парада,

В утро Первомая,

В майский день весенней чистоты,

Девочку высоко поднимая,

Принял вождь

Из детских рук цветы.

Тот, кто был тогда у стен кремлёвских, —

Тот душой и сердцем понимал:

В этот миг

Наш Сталин по-отцовски

Всех детей на свете обнимал!

Всех детей на свете:

Честных, дружных,

Тех, кто счастлив,

Тех, кто угнетён

Белых,

Чёрных,

Северных и южных,

Всех народов

Наций

И племён…»

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

11. Или вот, например, стихотворение «Смена». Речь в нём идет про то, что в районе Красной площади остановились автомобили и пропускают через переход группу детей из детского сада.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

12. Мысленно рассуждая о том, кем станут эти дети, пассажиры приходят к мнению, что дети обязательно станут «ленинцами, сталинцами и коммунистами». Это как если бы сейчас кто-то, глядя на пятилетних детей, всерьез рассуждал о том, что мол «вон идут будущие члены партии «Единая Россия»))

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

13. Не обошлось в пропагандистских стишках Михалкова и без «очернения запада», вот например стихотворение о советских детях, оставшихся после Второй мировой войны вне территории СССР. Флаг, который «полощется над ними», конечно же «чужой и надменный» (а каким еще может быть флаг Британии, в самом деле), а английским военным дети говорят «гутен таг». Зачем с англичанами здороваться по-немецки — автор не уточняет, и так сойдёт, иностранное слово же.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

14. А наиболее смешно выглядят рассуждения Михалкова о том, кем вне СССР станет условный «малыш из-под Пскова», здесь автор перечисляет ровно то, что как раз ждало бы малыша в СССР — солдат, шпион, раб, безмолвный рабочий скот в колхозе за трудодни.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

15. Помимо этого, в стихах Михалкова постоянно присутствует военная тематика, одного мальчика он обзывает «мимозой» за то, что тот не готов к тому, «чтоб стать пилотом, быть отважным моряком, чтоб лежать за пулемётом, управлять броневиком». Короче, не готов сгореть в танке за советскую бюрократию — ты не человек, а растение.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

16. Или вот. Даже простой урок подаётся как какая-то «военная игра». И после этого вы ещё удивляетесь, почему все поклонники СССР такие воинственные. Да у них что ни день — то баталия:)

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

Такие дела. Как видите, промывать мозги и готовить к лояльности к советской власти в СССР начинали уже с самого детства. Расскажите об этом посте друзьям, пусть тоже почитают.

А вы помните какие-нибудь образцы советской пропаганды из детства?

Расскажите, интересно)

disclaimer_icon

Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке…

При слове «гений» кому-то представляется пожилой Эйнштейн с высунутым языком. Кому-то — пятилетний Моцарт, выдающий виртуозные пассажи на клавесине. А кому-то — Григорий Перельман в поношенном пиджаке и трениках, решивший математическую «задачу тысячелетия». Есть ли у одаренных людей что-то общее? Считается, например, что они сложны в общении, имеют странные интересы и часто бывают не в ладах с собой. Многие стереотипы об одаренности не подтверждаются научными данными. Мы решили разобрать некоторые из них.

Одаренность — врожденное свойство

XIX век. Сельская глушь. Отец, сбиваясь, пересчитывает мелкие монеты вслух, чтобы не запутаться в цифрах. И вдруг его поправляет сидящий рядом трехлетка-сынок — будущий обладатель титула «король математиков», великий Иоганн Карл Фридрих Гаусс. Позже он вычислит собственную дату рождения, попутно разработав метод определения даты Пасхи на любой год. И таких историй немало. Часто феноменальные способности настолько отличаются от заурядных, что кажется — они проявятся в любой ситуации. Но это не совсем так.

Рассказы о выдающихся людях для детей

Исследования не дают однозначного ответа на вопрос, что важнее в каждом конкретном случае — генетика или благоприятные условия жизни. У выдающихся спортсменов могут быть удачные генетические варианты, управляющие, например, окислением глюкозы в мышечных клетках или ростом кровеносных сосудов. Это, безусловно, даст им преимущество в определенном виде спорта. А вот с умственными способностями сложнее. Ученые считают, что в 50–80% случаев высокий интеллект наследуется (похожая ситуация и с музыкальными способностями). Но генов, которые связаны с интеллектом, известно больше 500. Соотнести конкретную комбинацию с успехами, скажем, в программировании пока не удается.

Помимо генетики, есть еще и эпигенетика — факторы, которые определяют активность того или иного гена. И здесь, по-видимому, ограничения среды скорее играют против человека. Если потенциал есть, его чаще удается реализовать тем, кто растет в условиях изобилия и широты возможностей. Психолог Эрик Туркхаймер, много лет изучавший различия между близнецами из разных социальных страт, обнаружил, что в самых бедных семьях генетическая предрасположенность почти не влияла на уровень способностей. А вот в обеспеченных семьях влияние генов оказалось около 60%.

Психолог, специалист по детской одаренности Александр Савенков обращает внимание, что почти все нобелевские лауреаты в области науки происходили из семей интеллектуалов или бизнесменов. Среди их родителей почти не было выходцев из низших слоев общества. Большинство из них родились в крупных городах. Они характеризовали свое детство как «счастливое». А вот в семьях лауреатов-литераторов чаще наблюдалась противоположная картина: их ранний жизненный опыт был более драматичным. В их биографиях было больше трагических событий, около 30% из них жили в семье с одним родителем или в разорившейся семье.

Одаренные люди — это вундеркинды

Есть много примеров людей, чьи выдающиеся способности открывались очень рано. Это фиксируют их биографии, воспоминания и письма родственников и друзей. Так, сэр Фрэнсис Гальтон, один из создателей теории интеллекта, научился читать в два года, свободно говорил на латыни и греческом к пяти годам и решал квадратные уравнения в восемь лет. Блестящий математик и один из создателей первого программируемого компьютера Джон фон Нейман умел делить в уме два восьмизначных числа в шесть лет. Джон Стюарт Милль, Моцарт, Блез Паскаль — все это примеры гениев, чьи способности обнаружились очень рано.

Рассказы о выдающихся людях для детей

Однако есть и примеры позднего расцвета. Маленький Эйнштейн казался учителям и родным интеллектуально ограниченным ребенком. Его сестра Майя рассказывала: «У него были такие трудности с языком, что окружающие боялись, что он никогда не научится говорить». Один из преподавателей предсказывал, что он никогда не достигнет многого. Томаса Эдисона, страдавшего дислексией, разочарованный учитель назвал «заблудшим». Чарльз Дарвин в ранней юности не выделялся особенным интеллектом, хотя спустя два десятилетия стал одним из выдающихся мыслителей своего времени.

Канадский психолог Франсуа Ганье предложил идею катализаторов — факторов, которые способствуют раскрытию заложенных в человеке способностей. Первый — личностные качества, такие как открытость новому опыту, усердие и высокая мотивированность. Второй связан с возможностями удовлетворить свой интерес, поощрением со стороны семьи, друзей и учителей. Третий — со случайными жизненными событиями, которые могут дать толчок самораскрытию. Это может быть переезд, встреча с выдающимся учителем, влюбленность или путешествие.

Можно проследить, как действуют эти катализаторы, на примере Эйнштейна. Из его воспоминаний, писем и интервью мы знаем, что еще в детстве ему было присуще огромное интеллектуальное любопытство. Он также оставался верным своему способу мышления. Обучение в мюнхенской гимназии почти не затронуло его уникального взгляда на мир: будущий физик мыслил образами, а не словами. При этом были и другие катализаторы. Сам Эйнштейн вспоминал, как в возрасте четырех-пяти лет отец дал ему компас. Позже он получил от дяди книгу по геометрии, за которой мальчик проводил многие часы.

Одаренных детей ждет успех в будущем

Мы знаем имена Моцарта, Бетховена, Паскаля, Менделеева — и все это подтверждение того, что детская одаренность может расцвести во взрослом возрасте, а ее обладатель станет великим человеком. Но есть и обратные примеры. Например, советский вундеркинд Паша Коноплев, уже в шесть лет демонстрировавший результаты теста IQ в 142 пункта (выше, чем у большинства взрослых), скончался в 29 лет, не оставив после себя ничего существенного.

Несмотря на распространенную поговорку «талантам нужно помогать, бездарности пробьются сами», именно талантливые люди чаще всего испытывают недостаток поддержки. Об этом, например, говорят результаты многолетнего исследования математически одаренной молодежи, проводившегося в США с 1971 года. Его авторы отслеживали судьбу 5 тыс. умнейших детей Америки на протяжении 45 лет. Их выводы говорят о том, что детям с исключительными дарованиями учителя часто уделяют меньше внимания.

Рассказы о выдающихся людях для детей

По мнению авторов, система образования больше заточена на поддержку «проблемных» учеников, а не на раскрытие успешных. Если ребенок не может усвоить материал, из раза в раз получает плохие оценки, учителя обращают на него больше внимания. Напротив, те дети, которые легко решали самые сложные задачи, часто оказывались предоставлены сами себе. В результате их ум не получал должной тренировки и не развивался в полную силу.

Исследователи обнаружили, что у тех, кто форсировал обучение (например, заканчивал класс экстерном), было на 60% больше шансов получить патенты на изобретения и докторские степени и более чем в два раза больше шансов получить докторскую степень по сравнению с теми, кто учился линейно. Это касалось областей, связанных с наукой, технологией, инженерией или математикой.

Талант, если он есть в человеке, нуждается в бережной распаковке. «Если учителя замечают, что ребенок одарен, они должны позаботиться о том, чтобы должным образом стимулировать его, — размышляет один из авторов исследования, психолог Джонатан Вай. — Дети должны видеть свои пределы и как можно чаще удостовериться в том, что им по силам».

Одаренные люди психически неустойчивы

«Мысли о сверхъестественных существах пришли ко мне так же, как и мои математические открытия. Поэтому я принял их всерьез». Это слова Джона Нэша — выдающегося математика и нобелевского лауреата по экономике. В возрасте примерно 30 лет у него начали проявляться признаки параноидальной шизофрении. История его борьбы с недугом легла в основу фильма «Игры разума» с Расселом Кроу.

Можно вспомнить немало случаев, когда психические расстройства шли рука об руку с одаренностью и даже гениальностью. Эрнест Хемингуэй, Роберт Шуман, Эмили Дикинсон, Винсент Ван Гог, Фридрих Ницше — список можно продолжать. Не считая тех творческих людей, которые поддались алкоголизму и другим зависимостям. С другой стороны, вполне возможно, что это просто иллюзия. Выдающихся людей мало, и нам может казаться, что расстройства встречаются у них чаще, просто потому, что выборка маленькая.

Рассказы о выдающихся людях для детей

Например, в 1998 году группа ученых проанализировала данные сразу 29 исследований на эту тему. В 15 из них авторы не нашли никакой связи, в девяти — нашли, в пяти результат оказался неясным. В то же время эти работы искали только признаки статистической связи — например, диагноза и результатов теста на интеллект. Они не копали глубже — не пытались понять, есть ли причинно-следственная связь в случаях, где связь все же была выявлена.

Если пойти от обратного — взять людей с определенными расстройствами, — можно заметить, что в этих группах действительно много незаурядных людей. Например, люди с расстройствами аутического спектра часто демонстрируют большие таланты к математике, музыке и изобразительному искусству. 

Нейробиологи полагают, что особенности определенных патологий могут делать человека более склонным к интеллектуальным и творческим порывам. Например, мозг человека, страдающего шизофренией, может порождать парадоксальные идеи. Хотя ему труднее структурировать эти идеи, направить их в нужное русло. При биполярном расстройстве человек может ощущать периоды невероятной энергии и продуктивности — но они сменяются периодами затяжной депрессии. При легких формах аутизма характерны устойчивые интересы, зацикленность на одной теме — что тоже может быть важно для прорывных результатов.

Но связь может проявляться и в другой форме: некоторым одаренным детям из-за своего стиля мышления труднее вписаться в коллектив. Психологи Даубер и Бенбоу сравнили одаренных подростков с обладателями средних способностей по показателям социальных отношений и обнаружили существенные различия. Чрезвычайно одаренные школьники считали себя более замкнутыми, заторможенными и непопулярными. В большей степени это касалось детей с математической одаренностью.

По мнению авторов, психическая нестабильность может быть связана с тем, что сама среда с ее требованиями и ожиданиями нередко игнорирует, отторгает и обесценивает одаренных детей. Это может вызвать у них ощущение, что мир слишком жесткий и даже жестокий, а их особенности — не подарок, а скорее препятствие, из-за которого они не могут вписаться в коллектив, обрести друзей и любовь.

Одаренность можно взрастить с помощью правильного воспитания

В некоторых случаях одаренность четко связана с особенностями мышления, которые проявляются очень рано. Например, в одном исследовании, посвященном детям, которые отлично умеют быстро и точно производить сложные умственные вычисления, было обнаружено, что во время расчетов их мозг работал иначе, чем у большинства людей. В другой работе 2014 года психологи изучили 18 одаренных детей (пять из них были прирожденными художниками, восемь — музыкантами, пять — математиками). Все участники показали чрезвычайно высокие результаты в тестах на рабочую память.

Но особенности мыслительных процессов не всегда играют решающую роль. В недавней работе авторы проанализировали почти 8 тыс. участников разных исследований одаренности. Их интересовали черты личности, которые доминируют у этих людей, — если вообще может быть что-то общее. Для этого специально отбирали те исследования, в которых участники проходили тест «Большая пятерка» — на выраженность таких черт, как невротизм, экстраверсия, добросовестность, доброжелательность и открытость новому опыту.

Рассказы о выдающихся людях для детей

Оказалось, что чертой, которая встречалась в тестах чаще, была открытость опыту. В отличие от объема рабочей памяти или музыкального слуха, это качество можно развить упражнениями. «Исследования показывают, что можно изменить личность в желаемом направлении», — пишет психиатр Грант Бреннер в журнале Psychology Today. Многие образовательные подходы включают развитие воображения, творческих способностей и нестандартного мышления.

А вот стремление родителей создать из ребенка гения с помощью специальных методик может дать обратный эффект. Одаренные дети часто развиваются быстрее сверстников за счет собственной активности. Родители могут только поддержать их успехи. А вот внешние усилия, которые идут вразрез с интересами ребенка и его готовностью воспринимать информацию, могут навредить.

Пример трудной судьбы гениев «домашнего изготовления» — Уильям Сайдис. Родители Уильяма посвятили почти все свое время воспитанию сына. У него явно были незаурядные способности — например, в 18 месяцев он мог читать газеты. Однако с первых лет жизни у Уильяма не было почти ни одной свободной минуты — его постоянно пичкали знаниями. Отец даже пытался подвергать его гипнозу, чтобы знания лучше откладывались у мальчика в голове.

В 12 лет Уильям пережил первый — но не последний — нервный срыв. Истерики, психозы и панические атаки будут мучить его многие годы. Благодаря настойчивости родителей Уильям с отличием окончил Гарвард в 16 лет. Ему прочили блестящую математическую карьеру. Но Сайдис забросил науку — работал простым бухгалтером, давал уроки математики и избегал повышенного внимания к себе. В 46 лет он умер от инсульта.

«Если ребенку нравится то, что он делает, а родитель предлагает способы развития в этой сфере, то это отличный тандем, — отмечает психолог Павел Жевнеров в интервью для ТАСС. — Другое дело, если ребенок имеет способности, но пользуется ими, потому что его заставляют, потому что родителю обидно их не использовать, — тогда это будет для ребенка стрессом, который даст свои отсроченные последствия в будущем».

Антон Солдатов

Сурия Усманова о выдающемся педагоге и просветительнице, в жизни которой отразился весь XX век

Единственная женщина в национальном парламенте (миллэт меджлиси), организатор первых татарских детсадов и глава бюро мусульманок-солдаток в Уфе и Казани — это все об Абруй Сайфи, пережившей и обыски царской жандармерии, и гибель мужа в разгар террора в 1937-м. Она одна из героинь книги общественного деятеля Сурии Усмановой и соавтора Тамины Биктимировой «Звезды-просветительницы Чистопольского уезда: историко-документальный и библиографический сборник», изданной на русском и татарском языках при содействии благотворительного фонда «Татнефть». Мы публикуем в сокращении одну из глав этой работы. За что мы должны извиниться перед выдающейся деятельницей татарского женского движения первой половины прошлого столетия — это станет понятно из данного материала.

Абруй Сайфи — одна из героинь книги общественного деятеля Сурии Усмановой «Звезды-просветительницы Чистопольского уезда: историко-документальный и библиографический сборник», изданной на русском и татарском языках при содействии благотворительного фонда «Татнефть»Абруй Сайфи — одна из героинь книги общественного деятеля Сурии Усмановой и соавтора Тамины Биктимировой «Звезды-просветительницы Чистопольского уезда: историко-документальный и библиографический сборник», изданной на русском и татарском языках при содействии благотворительного фонда «Татнефть»
Фото: Андрей Титов

Она положила начало изучению татарского женского движения

Абруй Сайфи — в 1917–1918 годах единственная женщина в «Миллэт Меджлиси» (тюрко-татарский национальный парламент).

Она — единственная женщина, избранная в 1917–1918 годах депутатом в двух столицах — в Казани и Уфе.

Она — единственная женщина, возглавившая Бюро мусульманок-солдаток в Уфе и Казани.

Она открыла первый татарский детский сад (всего их было пять).

Она организовала первые приюты для татарских детей-сирот и пожилых людей, оставшихся без попечения.

Она положила начало изучению татарского женского движения, написав работу «Женщины-татарки в борьбе за свободу».

Она — одна из учредителей журнала «Азат хатын» («Свободная женщина»).

Педагог, журналист, писатель, переводчик родилась 15 марта 1889 года в деревне Кульбаево-Мараса Чистопольского уезда Казанской губернии (ныне Нурлатский район).

Абруй пришлось с самого детства испытать все тяготы жизни. Мать растила ее одна, уже с восьми лет она зарабатывала на хлеб вышивкой и ремонтом женской одежды, самостоятельно научилась читать и писать. С 1905 года Абруй работает учительницей в своей родной деревне. Через несколько лет при содействии земляка и учителя Шагита Ахмадиева открывает школу для девочек в деревне Адам-Су.

В 1910 году Сайфи переезжает в Астрахань, и в сентябре 1912 года открывает школу для девочек «Намунаи тараккый» («Образцовый путь»). Открытие школы становится большим событием, на страницах газет и журналов появляется много положительных откликов. 7 мая 1913 года в газете «Идель» в подробной статье о школе было отмечено: «Без преувеличения можно сказать, что учительница Абруй Сайфи одна из самых передовых среди татарских педагогов».

В дореволюционной печати много пишется о том, что Абруй вводит новые методы обучения в школе для девочек, распространяет среди учениц газеты и журналы, проводит литературные вечера.

Именно в Астрахани Абруй знакомится с представителями передовой татарской молодежи, начинает активно участвовать в общественной работе, меняет свой взгляд на мир. Особенно ей хотелось повысить просвещенность татарских женщин, изменить их роль в семье, в жизни. В эти годы она много читает, следит за женским движением в России и странах Европы, стремится донести полученные знания до народа через газеты и журналы.

В своих статьях Абруй призывает женщин к просвещению, объясняет, что они, как и мужчины, способны на любую работу. Так, в журнале «Аң» в 1915 году были опубликованы четыре ее лирических рассказа, а журнал «Сююмбике» становится площадкой для размещения публицистических материалов.

В 1916 году Абруй выходит замуж за писателя, редактора, публициста и видного общественного деятеля Фатиха Сайфи. Они были прекрасной парой, но, к сожалению, их счастье продлилось недолгоВ 1916 году Абруй выходит замуж за писателя, редактора, публициста и видного общественного деятеля Фатиха Сайфи. Они были прекрасной парой, но, к сожалению, их счастье продлилось недолго
Фото предоставлено общественной организацией при поддержке женщин, семьи и детей «Сириус»

«Когда я исполняла вторую песню — «Тафтиляу», — все татары в зале были снова в каляпушах»

Однако деятельность энергичной и талантливой Абруй не нравится реакционным силам, на нее один за другим пишут доносы. В 1912–1913 годах жандармерия дважды производит обыски в ее квартире. В полицейском управлении Астрахани на нее заводят дело. В августе 1914 года Абруй вынуждена покинуть школу и переехать сначала в Казань, а затем в Уфу. Но и там для Абруй не нашлось работы. Огромную помощь молодой просветительнице в трудную минуту оказал известный татарский писатель Фатих Амирхан. По его рекомендации Абруй принимают на работу учительницей для девочек в селе Азеево Елатомского уезда Рязанской губернии. Проработав здесь всего один год, она полностью перестроила систему преподавания.

У Абруй было желание не только учить, но и учиться самой. В августе 1915 года она уезжает в Уфу. Здесь работает учителем в городском татарском училище, посещает курсы при гимназии и за свой счет берет уроки вокала. В эти годы на улицах Уфы стали появляться афиши, на которых крупными буквами было написано «Певица Абруй». В скором времени Абруй обретает популярность и становится любимой певицей для многих.

Вспоминая те годы, Абруй-ханум писала: «Примерно в конце мая 1917 года я получила телеграмму из Екатеринбурга. Я не планировала ехать, но Фатих Сайфи и Галимджан Ибрагимов настояли, чтобы я поехала… Как выяснилось, в Екатеринбурге был организован „концерт наций“, на котором планировалось выступление лучших певцов — представителей своих народов. Из Петрограда приехали русские певцы… Когда я вышла, то увидела, что все татары в зале сидят без головных уборов: как оказалось, они ожидали, что выступление татарской певицы будет хуже остальных, и это будет позором, который ляжет на плечи татарской нации, то есть сидящих в зале татар. Поэтому, сняв свои каляпуши, они, якобы, скрывают свою национальность. Мою песню „Кара урман“ („Дремучий лес“) зал встретил овациями. Меня вызвали на бис. Когда я исполняла вторую песню — „Тафтиляу“, — все татары в зале были снова в каляпушах… На следующий день в здании этого же театра был организован мой сольный концерт. Билеты были раскуплены…»

Она также играла в постановках татарской театральной труппы «Сайяр» под руководством Г. Кариева. В 1924 году в газете «Татарстан» Хади Такташ писал, что на большом вечере, посвященном Г. Кариеву, Абруй украсила мероприятие своими песнями.

В 1916 году Абруй выходит замуж за писателя, редактора, публициста и видного общественного деятеля Фатиха Сайфи. Они были прекрасной парой, но, к сожалению, их счастье продлилось недолго.

24 апреля 1917 года Абруй-ханум участвует в первом съезде татарских женщин. 25 июля 1917 года она делегат от Казани на состоявшемся здесь же II Всероссийском съезде мусульман24 апреля 1917 года Абруй-ханум участвует в первом съезде татарских женщин. 25 июля 1917 года она делегат от Казани на состоявшемся здесь же II Всероссийском съезде мусульман
Фото предоставлено общественной организацией при поддержке женщин, семьи и детей «Сириус»

«У солдат, со штыками лежащих в окопах на полях сражений, остались жены…»

В мае 1917 года, будучи в Уфе, она принимает активное участие в создании «Бюро мусульманок-солдаток» и становится его руководителем. В июне 1917 года Абруй вместе с мужем переезжают в Казань. Здесь под руководством Мулланура Вахитова был создан «Мусульманский социалистический комитет», в структуре которого был и отдел по работе среди женского населения.

«Мусульманский социалистический комитет» и «Бюро солдаток» (председатель М.А. Панфилова) пытались наладить деятельность «Бюро мусульманок-солдаток», но только после того, как Абруй сама приняла руководство, дела бюро пошли на лад. О назначении, целях и задачах «Бюро мусульманок-солдаток» можно узнать из обращения Абруй Сайфи, опубликованного в газете «Кояш» («Солнце») 18 августа 1917 года: «У солдат, со штыками лежащих в окопах на полях сражений, остались жены, дети, престарелые родители, братья и сестры. Сейчас многие из них осиротели, обеднели, овдовели и нуждаются в куске хлеба, многие брошены на произвол судьбы. Вот поэтому мы, солдатские жены, 12 мая создали в Казани организацию под названием „Бюро мусульманок-солдаток“ для помощи вдовам, сиротам, для спасения пожилых отцов и матерей от нужды».

Перечислим некоторые задачи, которые решила организация: помогла решить вопрос с отоплением в домах солдатских жен; для обеспечения дефицитными товарами был открыт специальный магазин; в октябре 1917 года был открыт приют для детей-сирот и престарелых, оставшихся без попечения, в апреле 1918 года в нем насчитывалось 80 человек детей и стариков; для мусульманок-солдаток открыли библиотеку, читали лекции на различные темы, ставили спектакли, вырученные средства от которых направлялись в пользу сирот.

24 апреля 1917 года Абруй-ханум участвует в первом съезде татарских женщин. 25 июля 1917 года она делегат от Казани на состоявшемся здесь же II Всероссийском съезде мусульман.

В 1918 году в России состоялся съезд женщин, организованный И. Арманд и А. Коллонтай. В соответствии с решениями этого съезда в составе государственных органов были созданы отделы, занимавшиеся вопросами женщин. Неудивительно, что Абруй, всю жизнь занимавшаяся проблемами женщин и детей, начала работать именно в одном из таких отделов.

В своей книге «Борцы за народное счастье» Р. Гиниатуллина пишет: «Организаторские, журналистские, педагогические способности Абруй Сайфи особенно сильно проявились после Великой Октябрьской социалистической революции. Организатор татарок районов Забулачная-Плетень и Объединенная слобода, член республиканской комиссии по работе среди женщин, инструктор женского отдела Татарского обкома ВКП (б) — Абруй Сайфи была пламенным борцом и агитатором во всех этих начинаниях».

Именно в эти годы отдельными книгами были изданы труды Абруй Сайфи «Женское движение и ведение работы в сельской местности», «Татарские женщины на пути к свободе». Абруй-ханум пробует себя и в переводе. Она переводит на татарский язык рассказы А. Чехова и А. Барбюса.

В августе 1926 года в жизни татарских женщин происходит знаменательное событие: выходит в свет первый номер журнала «Азат хатын» («Свободная женщина»). Этот журнал был создан полностью по инициативе Сайфи и Г. Тазетдиновой (руководитель отдела обкома ВКП (б) по работе с женщинами). В 1926–1927 годах Абруй сама является ответственным секретарем журнала «Азат хатын». Она публиковала свои статьи в журнале до 1937 года.

1639049737 PB307148Сурия Усманова: «Почему мы равнодушны к судьбам знаменитых представителей своего народа? Сможем ли мы когда-нибудь воздать ей дань уважения? Прости нас, Абруй Сайфи…»Фото: Андрей Титов

«Будучи в заключении, она потеряла все и в старости осталась ни с чем»

В 1937 году арестовали и расстреляли ее мужа — известного педагога, писателя и ученого Фатиха Сайфи-Казанлы. Настают страшные дни для жены врага народа. Ее увольняют с работы, выгоняют из квартиры, отправляют в ссылку в Томск. Даже по истечении срока ссылки ей было запрещено возвращаться в Казань. После освобождения из ссылки занималась пошивом одежды в деревнях.

Чтобы представить, как она жила в эти годы, приведу отрывок из воспоминаний Шауката Салахова «Прости, Абруй-апай»: «В тот же вечер я узнал, что эта тетя — швея, и она привезла на санях швейную машинку. И все же я не мог уснуть из-за множества вопросов об этой женщине по имени Абруй, которые крутились у меня в голове. Кто она и откуда приехала? Почему она в зрелом возрасте ходит в зимнюю стужу с санками и швейной машинкой?.. Отец называл ее „большим человеком“. Почему же тогда этот „большой человек“ оказался в таком плачевном состоянии?.. За короткое время она успела завоевать любовь не только детей, но и всех жителей деревни… Из тех обрывков тканей, которые приносили жители села, она шила такие красивые платья, кофты, сарафаны, халаты, брюки, бешметы и даже пальто, что глаз невозможно было отвести! Она шила для всех: и для младенцев, и для подростков, для стариков, мужчинам и женщинам… Внимание зрителей привлекла площадка в самом живописном уголке сада, полная народа. В ее центре стоит Абруй-апа. Затрагивая тайные струны души, проникая в самое сердце, она исполняет народные песни… Зрители, особенно женщины, благодарили певицу, обнимали ее и плакали… По просьбе жителей такие песенные вечера стали проводиться чаще. Абруй-апа не заставляла себя уговаривать — она пела и пела».

В 1956 году Абруй Сайфи была реабилитирована и вернулась в Казань.

В архиве хранится письмо учителей секретарю Татарстанского обкома КПСС тов. С. Д. Игнатьеву, написанное в 1958 году. Там есть такие строки: «…гражданка А. Сайфи пытается получить жилье. Однако исполнительный комитет городского Совета депутатов трудящихся не удовлетворяет ее просьбу. Ей уже больше 70 лет, она тяжело больна. Часто нуждается в поддержке со стороны окружающих. Будучи в заключении, она потеряла все и в старости осталась ни с чем: ей даже негде поставить кровать и стол, чтобы поспать и поесть. Она нуждается в лечении и уходе за собой. Мы обращаемся к вам, товарищ Игнатьев, с большой просьбой — оказать ей содействие в получении жилья. Всю остальную помощь мы готовы оказать сами».

Сайфи умерла в 1960 году.

Всю свою жизнь она просвещала татарских женщин, отстаивала их права, защищала их семьи и детей. Где научные труды, исследующие жизнь и трудовой путь такой многогранной, удивительно талантливой личности? Почему до сих пор ни в Казани, ни у нее на родине нет музея Абруй-ханум? Где школы, улицы, названные ее именем? Почему мы равнодушны к судьбам знаменитых представителей своего народа? Сможем ли мы когда-нибудь воздать ей дань уважения? Прости нас, Абруй Сайфи…

  • Рассказы о демонах и богах
  • Рассказы о генри читать на русском
  • Рассказы о героизме для детей
  • Рассказы о вреде курения
  • Рассказы о великой московской рассказы о великой московской битве