ÐаÑÑÐ¸Ð»Ñ Ðев ÐбÑÐ°Ð¼Ð¾Ð²Ð¸Ñ (1905 — 1970), пÑозаик.
РодилÑÑ 27 иÑÐ½Ñ (10 иÑлÑ) 1905 года в ÐокÑовÑкой Ñлободе (нÑне г.ÐнгелÑÑ) СаÑаÑовÑкой гÑбеÑнии в ÑемÑе вÑаÑа и ÑÑиÑелÑниÑÑ Ð¼ÑзÑки.
УÑилÑÑ Ð² гимназии, поÑле ÑеволÑÑии пÑеобÑазованной в ÐдинÑÑ ÑÑÑдовÑÑ ÑколÑ.
СоÑÑÑдниÑал Ñ ÐокÑовÑкой деÑÑкой библиоÑекой-ÑиÑалÑней, пÑи коÑоÑой оÑганизовÑвалиÑÑ Ð´Ð»Ñ Ð´ÐµÑей ÑабоÑÐ¸Ñ ÑазлиÑнÑе кÑÑжки, в Ñом ÑиÑле издавалÑÑ Ð¸ ÑÑкопиÑнÑй жÑÑнал, ÑедакÑоÑом и Ñ Ñдожником коÑоÑого бÑл ÐаÑÑилÑ.
Ðо оконÑании ÑÐºÐ¾Ð»Ñ Ð·Ð° акÑивнÑÑ Ð¾Ð±ÑеÑÑвеннÑÑ ÑабоÑÑ ÐаÑÑÐ¸Ð»Ñ Ð¿Ð¾Ð»ÑÑил напÑавление в вÑз.
Ð 1923 гÑÐ´Ñ Ð¿Ð¾ÑÑÑÐ¿Ð°ÐµÑ Ð½Ð° маÑемаÑиÑеÑкое оÑделение Ñизико-маÑемаÑиÑеÑкого ÑакÑлÑÑеÑа ÐоÑковÑкого ÑнивеÑÑиÑеÑа, ÑпеÑиализиÑÑÑÑÑ Ð½Ð° аÑÑодинамиÑеÑком Ñикле. Ð ÑÑеÑÑÐµÐ¼Ñ ÐºÑÑÑÑ Ð½Ð°Ñал вÑеÑÑез дÑмаÑÑ Ð¾ лиÑеÑаÑÑÑном ÑÑÑде. ЧеÑез год напиÑал Ñвой пеÑвÑй ÑаÑÑказ, коÑоÑÑй бÑл напеÑаÑан в 1925 г. в газеÑе «ÐовоÑÑи Ñадио». ÐÑе Ñвободное вÑÐµÐ¼Ñ Ð¾Ñдавал ÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÑÑÑÑкой клаÑÑики.
Ð 1927 Ð³Ð¾Ð´Ñ Ð±Ñл пÑивлеÑен Ð.Ð.ÐаÑковÑким к ÑабоÑе в жÑÑнале «ÐовÑй ÐÐФ» (здеÑÑ Ð±Ñли напеÑаÑÐ°Ð½Ñ Ð¾ÑÑÑвки из пеÑвой книги «ÐондÑиѻ), в конÑе 1920â1930-Ñ Ð³Ð¾Ð´Ð¾Ð² ÑоÑÑÑдниÑал Ñ Ð¶ÑÑналом «ÐионеÑ», вÑÑÑÑпал в газеÑе «ÐзвеÑÑиÑ» Ñ Ð¾ÑеÑками (ÐедовÑй комиÑÑÐ°Ñ â о «ÑелÑÑкинÑкой» Ñпопее Ð.Ю.ШмидÑа, ÐоднÑÑ Ð¿Ð¾Ñолок миÑа â о полеÑе ÑÑÑаÑоÑÑаÑа «СССР», ÐÑкÑÑÑÑво ÑдивлÑÑÑÑÑ â об ÑÑÐ¿ÐµÑ Ð°Ñ ÑовеÑÑкой авиаÑии, и Ñ.п.). Тогда же вÑÑ Ð¾Ð´ÑÑ Ð² ÑÐ²ÐµÑ Ð¿ÐµÑвÑе книги ÐаÑÑÐ¸Ð»Ñ Ð´Ð»Ñ Ð´ÐµÑей: наÑÑно-попÑлÑÑнÑе оÑеÑки ÐкÑÑÐ½Ð°Ñ ÑабÑика (1930), ÐланеÑаÑий (1931), Ðодка-Ð²ÐµÐ·Ð´ÐµÑ Ð¾Ð´ (1933) и пÑинеÑÑие ÐµÐ¼Ñ Ð±ÑÑÑÑÑÑ Ð¸ долговÑеменнÑÑ ÑиÑаÑелÑÑкÑÑ Ð»ÑÐ±Ð¾Ð²Ñ Ð¸ ÑÐ»Ð°Ð²Ñ Ð¾Ð´Ð½Ð¾Ð³Ð¾ из клаÑÑиков деÑÑкой оÑеÑеÑÑвенной лиÑеÑаÑÑÑÑ XX века авÑобиогÑаÑиÑеÑкие повеÑÑи ÐондÑÐ¸Ñ (1930) и ШвамбÑÐ°Ð½Ð¸Ñ (1933; в 1935 обÑÐµÐ´Ð¸Ð½ÐµÐ½Ñ Ð² Ð¾Ð´Ð½Ñ ÐºÐ½Ð¸Ð³Ñ). ÐзобÑÐ°Ð¶Ð°Ñ Ð·Ð´ÐµÑÑ ÑобÑÑÐ¸Ñ ÐеÑвой миÑовой Ð²Ð¾Ð¹Ð½Ñ Ð¸ ФевÑалÑÑкой и ÐкÑÑбÑÑÑкой ÑеволÑÑий 1917 года ÑеÑез пÑÐ¸Ð·Ð¼Ñ Ð²Ð¾ÑпÑиÑÑÐ¸Ñ Ð´ÐµÑей из ÑемÑи ÑÑеднего инÑеллигенÑного (и, в дÑÑ Ðµ вÑемени, не ÑÑждого ÑимпаÑиÑм к анÑимонаÑÑ Ð¸ÑеÑÐºÐ¾Ð¼Ñ ÑадикализмÑ) кÑÑга, ÐаÑÑÐ¸Ð»Ñ Ñ Ð½ÐµÐ¸ÑÑÑкаемÑм оÑÑÑоÑмием показÑÐ²Ð°ÐµÑ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ Ð´Ð²ÑÑ Ð¼Ð°Ð»ÐµÐ½ÑÐºÐ¸Ñ ÐµÐ²ÑейÑÐºÐ¸Ñ Ð¼Ð°Ð»ÑÑиков-бÑаÑÑев в ÑемÑе и вне дома, Ð»Ð¾Ð¼ÐºÑ ÑÑаÑой гимназии и пеÑвÑе Ð³Ð¾Ð´Ñ ÑÑÐ°Ð½Ð¾Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑовеÑÑкой «единой ÑÑÑдовой» ÑколÑ.
ЦеменÑиÑÑÑÑим же наÑалом ÑÑого повеÑÑвованиÑ, ведÑÑегоÑÑ Ð¾Ñ Ð¿ÐµÑвого лиÑа, ÑвлÑеÑÑÑ Ð½Ðµ ÑÑолÑко ÑÑжеÑÐ½Ð°Ñ ÐºÐ°Ð½Ð²Ð°, ÑколÑко пÑоÑеÑÑ Ð¿ÑоÑÑва деÑÑкого ÑÐ¾Ð·Ð½Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¸Ð· бÑдней повÑедневноÑÑи, ÑкÑÑно-«пÑавилÑного» ÑаÑÑÑва взÑоÑлÑÑ Ð² ÑоманÑиÑеÑкий Ð¼Ð¸Ñ Ð²ÑдÑманного «Ðеликого ÐоÑÑдаÑÑÑва ШвамбÑанÑкого», в опиÑании коÑоÑого ÑказалаÑÑ Ð¸ ÑвойÑÑÐ²ÐµÐ½Ð½Ð°Ñ Ð²Ð¾Ð·ÑаÑÑÑ ÑÑÑаÑÑÑ Ðº пÑÑеÑеÑÑвиÑм и пÑиклÑÑениÑм, и жажда ÑпÑаведливоÑÑи, и опÑеделеннÑй ÑоÑиалÑнÑй опÑÑ, в Ñ.Ñ. негаÑивнÑй.
ÐлÑбокое знание инÑеÑеÑов, ÑвлеÑений, вкÑÑов, нÑавов, ÑзÑка и манеÑ, вÑей ÑиÑÑÐµÐ¼Ñ ÑенноÑÑей ÑовÑеменной ÐµÐ¼Ñ Ð¼Ð¾Ð»Ð¾Ð´ÐµÐ¶Ð¸, ÑÑгоÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ðº ÑеалÑÐ½Ð¾Ð¼Ñ Ð±ÑÑопиÑаниÑ, а в нем â к изобÑÐ°Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð»Ñдей «ÑкÑÑÑемалÑнÑÑ Â» пÑоÑеÑÑий (ÑпоÑÑÑменов, леÑÑиков, Ñ Ñдожников, акÑеÑов и Ñ.п.), опÑеделили ÑемаÑÐ¸ÐºÑ (и ÑÑилÑ) пÑоизведений ÐаÑÑилÑ, напиÑаннÑÑ Ð´Ð»Ñ Ð´ÐµÑей и ÑноÑеÑÑва: ÑÐ¾Ð¼Ð°Ð½Ñ ÐÑаÑаÑÑ Ð ÐµÑпÑблики (1938), оÑÑазивÑий, в ÑиÑле пÑоÑего, не Ð¾Ñ Ð»Ð°Ð´ÐµÐ²Ð°ÑÑÑÑ Ñ Ð¿Ð¸ÑаÑÐµÐ»Ñ Ð½Ð° пÑоÑÑжении вÑей жизни ÑÑÑаÑÑÑ ÑÑÑболÑного болелÑÑика; Ход белой коÑÐ¾Ð»ÐµÐ²Ñ (1956), поÑвÑÑеннÑй лÑÐ¶Ð½Ð¾Ð¼Ñ ÑпоÑÑÑ; ЧаÑа гладиаÑоÑа (1960) â о жизни ÑиÑкового боÑÑа и ÑÑдÑÐ±Ð°Ñ ÑÑÑÑÐºÐ¸Ñ Ð»Ñдей, оказавÑÐ¸Ñ ÑÑ Ð¿Ð¾Ñле 1917 года в ÑмигÑаÑии; повеÑÑи ЧеÑемÑÑ, бÑÐ°Ñ Ð³ÐµÑÐ¾Ñ (1938), Ðеликое пÑоÑивоÑÑоÑние (Ñ. 1â2, 1941â1947), пеÑедаÑÑей пÑоÑеÑÑ Ð´ÑÑ Ð¾Ð²Ð½Ð¾Ð³Ð¾ взÑоÑÐ»ÐµÐ½Ð¸Ñ Â«Ð½ÐµÐ·Ð°Ð¼ÐµÑной» девоÑки Ð¡Ð¸Ð¼Ñ ÐÑÑпиÑÑной, благодаÑÑ Ð¼ÑдÑÐ¾Ð¼Ñ ÑÐµÐ»Ð¾Ð²ÐµÐºÑ Ð¸ вÑдаÑÑемÑÑÑ ÑежиÑÑеÑÑ Ð½ÐµÐ¾Ð¶Ð¸Ð´Ð°Ð½Ð½Ð¾ оÑкÑÑвÑей в Ñебе ÑÐ°Ð»Ð°Ð½Ñ Ð½Ðµ ÑолÑко и не ÑÑолÑко акÑÑиÑÑ, ÑколÑко незаÑÑÑдной и ÑилÑной лиÑноÑÑи; ÐоÑогие мои малÑÑиÑки (1944) â о деÑÑÑ , в Ð³Ð¾Ð´Ñ Ð²Ð¾Ð¹Ð½Ñ Ð·Ð°Ð¼ÐµÐ½Ð¸Ð²ÑÐ¸Ñ Ð² ÑÑÐ»Ñ Ð¾ÑÑов; УлиÑа младÑего ÑÑна (1949, ÑовмеÑÑно Ñ Ð. ÐолÑновÑким; ÐоÑÑдаÑÑÑÐ²ÐµÐ½Ð½Ð°Ñ Ð¿ÑемиÑ, 1951), ÑаÑÑказавÑÐ°Ñ Ð¾ жизни и ÑмеÑÑи Ñного паÑÑизана Ðолоди ÐÑбинина; Ранний воÑÑ Ð¾Ð´ (1952) â Ñакже докÑменÑалÑное повеÑÑвование, поÑвÑÑенное ÑвеÑлой и коÑоÑкой жизни наÑинаÑÑего Ñ Ñдожника Ðоли ÐмиÑÑиева, ÑÑагиÑеÑки погибÑего в возÑаÑÑе 15 леÑ; ÐÑдÑÑе гоÑовÑ, ÐаÑе вÑÑоÑеÑÑво! (1964), поÑвÑÑÐµÐ½Ð½Ð°Ñ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ð¸ в инÑеÑнаÑионалÑном и ÑавнопÑавном Ð´Ð»Ñ Ð²ÑÐµÑ ÑовеÑÑÐºÐ¸Ñ Ð¿Ð¸Ð¾Ð½ÐµÑÑком лагеÑе; Так бÑло (1970, ÑовмеÑÑно Ñ Ð. ÐолÑновÑким).
ÐаÑÑÐ¸Ð»Ñ Ð¾ÑÑавил Ñакже ÑаÑÑказÑ, многие из коÑоÑÑÑ Ð¿Ð¾ÑвÑÑÐµÐ½Ñ Ð±ÑднÑм Ðеликой ÐÑеÑеÑÑвенной войнÑ, Ñ Ð¾ÑоÑо знакомÑм ÐаÑÑÐ¸Ð»Ñ Ð¿Ð¾ ÑобÑÑÐ²ÐµÐ½Ð½Ð¾Ð¼Ñ Ð¾Ð¿ÑÑÑ Ð²Ð¾ÐµÐ½Ð½Ð¾Ð³Ð¾ коÑÑеÑпонденÑа, и деÑÑм на ÑÑонÑе и в ÑÑÐ»Ñ (в Ñ.Ñ. РаÑÑказ об оÑÑÑÑÑÑвÑÑÑем, ÐÐ¸Ð½Ð¸Ñ ÑвÑзи, ÐÐµÐ»ÐµÐ½Ð°Ñ Ð²ÐµÑоÑка, ÐÑе веÑнеÑÑÑ, У клаÑÑной доÑки, ÐÑмеÑки Ð Ð¸Ð¼Ð¼Ñ Ðебедевой, ÐеÑжиÑÑ, капиÑан!), пÑблиÑиÑÑиÑеÑкие книги, поÑÑÑоеннÑе как дÑÑжеÑкий ÑÐ°Ð·Ð³Ð¾Ð²Ð¾Ñ Ñ Ñебенком о наÑÑÑном и важном (Твои заÑиÑники, 1942, â об аÑмии и боÑÑбе Ñ ÑаÑизмом; ÐÑо Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ ÑовÑем Ñ Ð¾ÑоÑÑÑ, 1959, â о ÑÑÑоиÑелÑÑÑве пÑекÑаÑного коммÑниÑÑиÑеÑкого «завÑÑа» в ÑовеÑÑкой ÑÑÑане), книги о ÑвоÑÑеÑÑве (Ðело вкÑÑа, 1958), о Ð±Ð»Ð¸Ð·ÐºÐ¸Ñ ÐµÐ¼Ñ Ð¿Ð¸ÑаÑелÑÑ (ÐаÑковÑкий â Ñам, 1940; СеÑгей ÐÐ¸Ñ Ð°Ð»ÐºÐ¾Ð², 1954) и дÑ. вÑдаÑÑÐ¸Ñ ÑÑ ÑовÑÐµÐ¼ÐµÐ½Ð½Ð¸ÐºÐ°Ñ (Ð.Ð. ЦиолковÑком, Ð.Ð. Чкалове, Ð.Ю. ШмидÑе â в ÐºÐ½Ð¸Ð³Ð°Ñ ÐÑди нового века, Человек, ÑагнÑвÑий к звездам, обе 1958), лиÑеÑаÑÑÑно-кÑиÑиÑеÑкие оÑеÑки об Ð. ÐайдаÑе, Ð. ÐлÑине, Ð. ÐлÑаеве и дÑ., авÑобиогÑаÑиÑеÑкие замеÑки (ÐÑлÑÑ Ð¿Ñо ÑебÑ). СовмеÑÑно Ñ Ð¡.Ð.ÐÐ¸Ñ Ð°Ð»ÐºÐ¾Ð²Ñм издал не лиÑеннÑÑ Ð¿Ð¾Ñлевоенной полиÑиÑеÑкой ÑйÑоÑии ÐºÐ½Ð¸Ð³Ñ Ð¿ÑÑевÑÑ Ð¾ÑеÑков ÐвÑопа â Ñлева! Ðо маÑкам пÑÑнадÑаÑи ÑÑÑан (1947).
Ð 1965 ÐаÑÑÐ¸Ð»Ñ Ð±Ñл избÑан Ñленом-коÑÑеÑпонденÑом Ðкадемии педагогиÑеÑÐºÐ¸Ñ Ð½Ð°Ñк СССР. Ðногие Ð³Ð¾Ð´Ñ Ð¿Ñеподавал в ÐиÑеÑаÑÑÑном инÑÑиÑÑÑе им. Ð.ÐоÑÑкого.
Ð£Ð¼ÐµÑ ÐаÑÑÐ¸Ð»Ñ Ð² ÐоÑкве 21 иÑÐ½Ñ 1970 года. ÐÐ¾Ñ Ð¾Ñонен на ÐоводевиÑÑем кладбиÑе.
ÐÑполÑÐ·Ð¾Ð²Ð°Ð½Ñ Ð¼Ð°ÑеÑÐ¸Ð°Ð»Ñ ÐºÐ½.: Ð ÑÑÑкие пиÑаÑели и поÑÑÑ. ÐÑаÑкий биогÑаÑиÑеÑкий ÑловаÑÑ. ÐоÑква, 2000.
Информационный сборник «Библиотечная жизнь»
06.05.2021
Муниципальные библиотеки города Ельца − участники XII Международной акции «Читаем детям о войне – 2021». Акция проводится ежегодно с 2010 года по инициативе Самарской областной детской библиотеки. Мероприятие посвящено одному из самых значимых праздников для всего человечества, а для нашей страны особенно – Дню Победы. В этот день чтят память тех, кто погиб, и кланяются всем тем, кто жив. В библиотеках, которые в дни майских праздников работают по установленному графику, мероприятия пройдут 6 – 7 мая (повторы ряда мероприятий 10 и 11 мая) по представленному вниманию читателей плану в офлайн-формате. Их участников ждет встреча с книгами о Великой Отечественной войне.
Онлайн-старт акции был дан видеопрочтением отрывка из рассказа Михаила Шолохова «Судьба человека» (СМОТРЕТЬ), которое 6 мая в 12-00 в соцсети и на сайте библиотек запустила Библиотека им. М.Е. Салтыкова-Щедрина. С этого рассказа начался новый этап развития русской военной литературы.
В режиме офлайн (по предварительной записи и с соблюдением всех мер безопасности в условиях угрозы распространения коронавирусной инфекции) юные ельчане-участники Акции услышат и будут читать документальные издания и художественные произведения о событиях Великой Отечественной войны и ее героях, стихотворения о военных годах, встретятся с известными авторами, писавшими о войне для детей – С. Алексеевым, А. Митяевым, Л. Кассилем, и др., обсудят отрывок из повести «Иван» В.О. Богомолова.
6 мая
◊ Детская библиотека им. А.С. Пушкина
Конференц-час «Их жизнь – сюжеты для романов»
Есть события, над которыми время не властно, и, чем дальше в прошлое уходят годы, тем яснее становится их величие. К таким событиям относится Великая Отечественная война. Воспоминания о Великой Победе не должны исчезнуть из нашей памяти. А помогут нам в этом книги.
Для Детской библиотеки им. А.С. Пушкина уже стало традицией принимать участие в Международной акции «Читаем детям о войне». И 2021 год не стал исключением. В течении дня пользователям представили произведения, написанные на основе биографий героев войны, многие из которых ценой своей жизни защитили мирное небо над головой своих потомков.
Участники акции прослушали и прочли самостоятельно следующие произведения: С. Алексеев «Горовец»; отрывки из книги Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке»; отрывки из повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…»; отрывок из книги Е. Ильиной «Четвертая высота».
◊ Библиотека «Эльта»
6 мая в Библиотеке «Эльта» в рамках XII Международной акции «Читаем детям о войне-2021» начались патриотические часы «Через все прошли и победили» 6+. 6 мая участники мероприятия послушали и обсудили рассказы известного писателя Сергея Алексеева «Подвиг у Дубосекова», «Титаев», «Чёрный день», «Ленинградская походка», «Данке шён».
◊ Библиотека Ольшанская»
Марафон чтения «Я расскажу вам о войне…»
6 мая 2021 года читатели Библиотеки «Ольшанская» стали участниками марафона чтения «Я расскажу вам о войне…», который проходил в рамках XII Международной акции «Читаем детям о войне-2021» и в рамках общебиблиотечной декады «Великое слово – Победа!».
Цель: познакомить детей с литературой о Великой Отечественной войне.
Великая Отечественная – самая страшная и кровопролитная в истории человечества война, унесшая миллионы жизней ни в чем неповинных людей. За победу над фашизмом, была заплачена самая высокая цена — цена жизни. Героический подвиг людей навсегда вписан в историю нашей страны.
События войны глазами очевидцев отражены в художественной литературе XX века писателями-фронтовиками. Они внесли весомый вклад в художественную литературу.
Читателей познакомили с писателями-фронтовиками: Б. Васильев, С. Алексеев и др. Для прочтения был предложен рассказ Константина Симонова «Малышка».
В нем рассказывается о семнадцатилетней девушке. Она была военным фельдшером. Звали её Марусей, но большинство называли её просто Малышкой за крошечные руки и ноги, а также тоненький детский голосок, но она настоящий герой! Стойкая, сильная и храбрая! Она многим солдатам спасла жизнь!
После прочтения было совместное обсуждение этих произведений. Учащиеся сделали вывод, что на войне было тяжело всем: и кто воевал, и кто был в тылу. Война в жизни любого человека – это огромная трагедия. Она не щадит никого: ни взрослых, ни детей, ни стариков. Чтобы не было повторений такой трагедии, об этом всегда нужно помнить и знать!
Это один из рассказов о подвиге советских людей во время Великой Отечественной войны, которые вместе шаг за шагом ковали Великую Победу!В заключение дети декламировали стихотворения о войне, рассказывали о родных, переживших войну.
Мероприятие проходило на фоне книжной выставки «Ты хочешь мира? Помни о войне!», с которой ребята познакомились в конце встречи.
Завершая мероприятие, почтили память людей, чьи жизни унесла война.
◊ Библиотечно-информационный центр «Засосенский»
История Великой Отечественной войны навсегда вписана в историю нашей страны! Мы все: взрослые и дети, должны бережно хранить эту память, не дать уничтожить ее. Именно должны, потому что за это заплачена колоссальная цена – человеческие жизни!
Библиотечно-информационный центр «Засосенский» присоединился к ежегодной Международной акции «Читаем детям о войне-2021». Для юных читателей здесь проведен час истории «Обязаны помнить».
Ребята в ходе мероприятия вспоминали, что Великая Отечественная война (1941-1945) – это война Советского Союза против вторгшихся на советскую территорию нацистской Германии и ее союзников и является важнейшей составной частью Второй мировой войны – самой кровопролитной в истории человечества, завершившейся победой СССР над Германией, с помощью презентации «Обязаны помнить!» вспоминали вехи истории нашей страны.Вместе с библиотекарями дети читали отрывок из повести Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке» о подвиге Алексея Маресьева, отрывки из книги Нисона Ходзы «Дорога жизни». Книга Н. Ходзы не вполне обычная, в ней нет вымышленных персонажей или придуманных диалогов, она документальна. Страница за страницей автор рассказывает, как жил блокадный Ленинград, чем были заняты люди, как прокладывали «дорогу жизни», возили по ней хлеб и пытались спасти людей, как на заводах работали школьники и школьницы, а уроки проводили в бомбоубежищах.
Мероприятию сопутствовала выставка «Под знаменем Победы». Цитатой к выставке послужили слова Р. Рождественского:
«Люди!
Покуда сердца стучатся, –
Помните!
Какой ценой завоевано счастье, –
Пожалуйста, помните!»
7 мая
◊ Библиотека «Набережная»
Библиотека «Набережная» ко Дню Победы и в рамках XII Международной акции «Читаем детям о войне» провела с юными читателями час патриотического рассказа «Он сердцем принял боль войны» (6+). Мероприятие посвящалось творчеству Владимира Осиповича Богомолова писателя, основной темой творчества которого стали события Великой Отечественной войны. Владимир Осипович Богомолов на фронт попал совсем юным: не было и 15 лет.
Был ранен, не раз награждён, о войне знал не понаслышке. Его перу принадлежат многие произведения. Одним из самых известных является повесть «Иван», написанная в 1957 году. Это трагический и правдивый рассказ о мальчике-разведчике, который решил положить собственную жизнь в борьбе с фашистскими захватчиками.
Читая и обсуждая прочитанные отрывки из книги, ребята, узнали о мужестве, стойкости и героической смерти мальчишки, так быстро повзрослевшего, потому что его детство опалено войной. Очень трудно было читать последние страницы повести. Всем хотелось, чтобы герой остался жив, но, к сожалению, война не щадит никого: ни взрослых, ни детей.
Мы должны помнить о том, сколько страданий, боли и горечи приносит война, помнить о подвиге завоевавших победу и гордиться ими.
◊ Библиотека микрорайона №5
В рамках XII Международной Акции «Читаем детям о войне» библиохронограф «Этих дней не смолкнет слава!», посвященный Дню Победы в Великой Отечественной войне, проходил в Библиотеке микрорайона №5 как мероприятие–рассказ о важнейших исторических событиях этой войны, построенный по типу летописи.
В ходе мероприятия были прочитаны рассказы известных авторов, писавших о войне для детей – С. Алексеева («Подвиг у Дубосекова», «Победа под Сталинградом»), А. Митяева («Кто брал Берлин»), Л. Кассиля («Федя из подплава») и др.
Ребята узнали о героической обороне Брестской крепости, битве за Москву, Сталинградской битве и о других главных событиях Великой Отечественной войны.
Мероприятие проходило у выставки «Бессмертна Победа, бессмертны её солдаты!»
◊ Детская библиотека «Лучковская»
07 мая в библиотеке был проведён час мужества «Прочитать о войне, чтобы помнить» в рамках ежегодной Международной и общебиблиотечной акции «Читаем детям о войне – 2021». Были прочитаны рассказы и стихи о Великой Отечественной войне для детей: А.В. Митяева, Л.А. Кассиля, С.П. Алексеева и других авторов.
Много лет прошло со времён войны. Мы благодарны тем, кто воевал за нашу Родину, и говорим им «СПАСИБО» за наше счастливое детство и мирное небо над головой. Во время акции память всех погибших ребята почтили «Минутой молчания». Акция будет продолжена 10 и 11 мая.
◊ Библиотека «Александровская»
7 мая в библиотеке прошли громкие чтения «Память о войне нам книга оставляет» (6+), в которых приняли участие учащиеся средних классов ГБОУ «Специальная школа-интернат г. Ельца». Сотрудники библиотеки И.И. Фролова, В.Д. Фролова и воспитатель О.А. Рябцева прочитали рассказы С. П. Алексеева о подвигах героев Великой Отечественной войны: «Зоя», «Подвиг у Дубосекова», «Генерал Панфилов». Дети узнали, что все, родившиеся после тех далеких военных событий, обязаны жизнью тем воинам-героям, которые воевали четыре долгих и трудных года, и ценой своих жизней завоевали для нас мирную жизнь. После прочтения рассказов ребята охотно и с интересом отвечали на вопросы ведущего, делились своими впечатлениями, рассуждали о подвигах героев.
К мероприятию была оформлена книжная выставка-экспозиция «На пути к Победе» (6+), на которой вниманию ребят были представлены книжные издания с рассказами, стихами известных писателей. Выставка дополнена предметами военной тематики: танк, армейский котелок, фигуры солдат, пилотки, георгиевская ленточка. Ребята с большим интересом рассматривали экспонаты.
Чтобы живая память о Великой Отечественной войне не ушла вместе с поколением, пережившим тяготы военных лет, в наших силах не дать времени поглотить воспоминания о людях, отдавших свой труд, здоровье и жизнь ради Великой Победы.
10-11 мая
◊ Библиотека «Эльта»
В библиотеке «Эльта» в рамках XII Международной акции «Читаем детям о войне» прошли патриотические часы «Через все прошли и победили» 6+. 6 мая участники мероприятия послушали и обсудили рассказы известного писателя Сергея Алексеева «Подвиг у Дубосекова», «Титаев», «Чёрный день», «Ленинградская походка», «Данке шён».
11 мая были прочитаны рассказы Николая Богданова «Лётчик Летучий», «Вдвоём с братишкой», «Чёрный кот», «Чемоданчик», «Фюнфкиндер», «Медовый танк». Восхищались мужеством наших лётчиков – Топаллера, Летучего, Близнюка, дивились смекалке бойца Анатолия Живина. Особенно запомнился детям рассказ «Медовый танк», где даже пчёлы сражались с фашистами-грабителями.
◊ Детская библиотека «Лучковская»
07, 10 и 11 мая в детской библиотеке «Лучковская» проводился час мужества «Прочитать о войне, чтобы помнить» в рамках ежегодной Международной и общебиблиотечной акции «Читаем детям о войне – 2021». Акция проводится ежегодно с 2010 года по инициативе Самарской областной детской библиотеки. Мероприятие посвящено одному из самых значимых праздников для всего человечества, а для нашей страны особенно – Дню Победы. В этот день чтят память тех, кто погиб, и кланяются всем тем, кто жив. В акции приняли участие 21 человек. Ребятами были прочитаны рассказы и стихи о Великой Отечественной войне для детей: А.В. Митяева (рассказы «Иван и Фрицы», «Лошади», «Гвардии медвежонок»), Л.А.Кассиля (рассказы «Барабасик», «Отметки Риммы Лебедевой», «Линия связи»), С.П. Алексеева (рассказы «Мишка», «Ударная», «Победа») и других авторов. Вместе ребята искали ответы на вопросы о характерах героев, их поступках.
Подобные мероприятия способствуют привлечению внимания детей к героическому прошлому России и продвижению книг нравственно-патриотической тематики.
Подготовила: Омелюх Ирина Анатольевна
Сколько бы ни прошло времени со дня Победы, события сороковых
годов двадцатого века по-прежнему свежи в памяти народа, и не последнюю роль в
этом играют произведения писателей. Какие же книги о войне для детей
дошкольного возраста можно посоветовать прочитать педагогам дошкольных
учреждений?
Разумеется, самыми интересными для них будут те произведения,
герои которых их сверстники. Что пережили их ровесники? Как вели себя в
сложнейших ситуациях?
Детскую литературу о ВОВ можно разделить на две большие части:
стихи и проза. Рассказы о Великой Отечественной Войне для детей дошкольного
возраста рассказывают о детях и подростках, участвовавших в борьбе с захватчиками,
знакомят современных детей с подвигами их бабушек и дедушек. Эти произведения
наполнены информационной составляющей, требующей огромной предварительной
работы как детей, так и самих педагогов. Дошкольники сопереживают персонажам А.
Гайдара, Л. Кассиля, А. Митяева, волнуются; впервые осознают жестокость и
беспощадность войны к простым людям, ужасаются звертвам фашизма, нападения на
мирных жителей.
Правила чтения дошкольникам
литературы о войне:
Обязательно предварительно прочитайте произведение, при необходимости
перескажите его детям, зачитав лишь небольшой кусок художественного
произведения.
Проведите
обязательную предварительную работу, раскрыв все необходимые информационные
моменты.
Подбирайте
художественные произведения по возрасту детей (дополнительную информацию
расскажите своими словами).
Обязательно прочитайте произведения по несколько раз, особенно,
если этого просят дети.
Начинать читать книги на военную тематику можно уже младшим
дошкольникам. Конечно, им трудно будет понять крупные жанровые формы – повести,
романы, а вот коротенькие рассказы, написанные специально для детей, вполне
доступны даже детям 3-5 лет. Перед тем как познакомить ребенка с произведениями
о войне, необходимо подготовить его к восприятию темы: дать небольшие сведения
из истории, акцентируя внимание не на датах, цифрах (их ребята в этом возрасте
еще не воспринимают, а на моральном аспекте войны. Рассказать маленьким
читателям о том, как мужественно защищали родину солдаты, как погибали старики,
женщины и дети; как попадали в плен ни в чем не повинные люди. И только тогда,
когда у ребенка будет сформировано представление о том, что же такое «война»,
можно предлагать ему рассказы об этом тяжелейшем времени в истории страны:
Младшая группа:
Орлов Владимир «Брат мой в Армию идет».
«Сказка о громком барабане» изд-во «Детская литература», 1985 г.
Заучивание стихов об армии, мужестве, дружбе.
Средняя группа:
Георгиевская С. «Галина мама»
Митяев Анатолий «Почему Армия родная»
«Таежный подарок».
Чтение стихотворений: «Мать- Земля» Я Абидов, «Навек запомни» М.
Исаковский
Чтение стихотворений: «Братские могилы» В. Высоцкий, «Советский
воин»,
Чтение рассказа «Отцовское поле» В. Крупин,
Чтение стихотворений: «Победой кончилась война» Т. Трутнева,
Л. Кассиль «Твои защитники». Митяева А. «Дедушкин
орден»
Когда дети становятся старше (5-7 лет, взрослые постоянно
напоминают им о том, что они «уже не маленькие». Война не давала детям времени
на взросление – они сразу становились взрослыми! Девчонки и мальчишки,
оставшиеся сиротами, вынуждены были выживать в сложнейших условиях военного
времени. Произведения, повествующие о судьбах детей, потерявших всех близких,
не оставляют равнодушными никого из читателей: их невозможно читать без слез.
Эти книги о войне для детей помогут подрастающему поколению научиться
по-настоящему любить свою семью, ценить все то хорошее, что есть в их жизни.
Дошкольникам старшего дошкольного возраста можно предложить следующие
литературные произведения:
Старшая группа:
Ким Селихов, Юрий Дерюгин «На красной площади парад», 1980 г
Соболев Леонид «Батальон четверых»
Алексеев Сергей «Орлович-воронович», «Шинель» Е. Благинина, 1975
Чтение произведений С. П. Алексеев «Брестская крепость».
Я. Длуголенский «Что могут солдаты»
О. Высотской «Мой брат уехал на границу»
Чтение рассказа А. Гайдара «Война и дети»
У. Бражнина «Шинель»
Черкашин «Кукла»
Подготовительная группа:
Л. Кассиль «Главное войско», 1987
Митяев Анатолий «Землянка»
Лавренев Б. «Большое сердце»
Зотов Борис «Судьба командарма Миронова», 1991
«Рассказы о войне» (К. Симонов, А. Толстой, М. Шолохов, Л.
Кассиль, А. Митяев, В. Осеева)
Л. Кассиль «Памятник солдату», «Твои защитники»
С. Баруздин «Рассказы о войне»
С. Михалков «День Победы»
С. П. Алексеев «Брестская крепость».
Я. Тайц «Цикл рассказов о войне».
пересказ рассказа Л. Кассиля «Сестра»
О том, насколько хрупким может быть мир и как вторжение врага
может перевернуть всю жизнь человека, ребята узнают, прослушав книги о второй
мировой войне. Война не заканчивается в один день – ее отголоски звучат в
сердцах людей десятилетия. Именно благодаря произведениям авторов –
современников страшного военного времени, нынешняя молодежь может представить
себе события тех годов, узнать о трагических судьбах людей, о мужестве и
героизме, проявленном защитниками Отечества. И, конечно же, лучшие книги о
войне воспитывают в юных читателях дух патриотизма; дают целостное
представление о Великой Отечественной войне; учат ценить мир и любить дом,
семью, близких. Сколь ни было бы далеко прошлое, память о нем важна: ребята,
став взрослыми, должны сделать все для того, чтобы трагические страницы истории
никогда не повторились в жизни народа.