Рассказы о войне и полководцах

Даже самое трагическое событие можно забыть. так происходит и с великой отечественной войной людей, которые прошли через военное время,
Рассказы о войне и полководцах

Даже самое трагическое событие можно забыть. Так происходит и с Великой Отечественной войной — людей, которые прошли через военное время, в живых остается всё меньше. Ветераны уходят. Из памяти молодых стираются факты и даты, а подростки зачастую даже не знают элементарного: кто, с кем и почему воевал. Но один мудрый учитель-фронтовик однажды сказал: «Дети! Запомните! Как только вы забудете эту войну, так сразу ждите новую!». Поэтому рассказы о войне для детей так важны, и посвящать ребёнка в историю катастрофы мирового масштаба можно с самого раннего возраста.

Убедитесь, что с ребенком всё в порядке, когда вы далеко. Установите приложение «Где мои дети», чтобы всегда знать, где ваш ребёнок, что происходит вокруг него, и как он себя чувствует.

Содержание:

Как рассказать детям о Великой Отечественной войне

Рассказы о войне и полководцах

Главный совет: обсуждая войну, не говорите словами из учебника. Дети лучше запоминают мелкие детали, необычные факты и особенности. Ведите повествование о ВОВ, как о событии, в котором участвовали настоящие люди с разными, хоть и похожими, судьбами.

Зачем рассказывать детям о войне

Иногда родители и другие взрослые не спешат рассказывать детям о войне, опасаясь, что ребёнка травмирует трагичность истории. Но дети воспринимают рассказы о ВОВ довольно спокойно, главное — выбрать правильную подачу. Знать о Великой Отечественной войне нужно каждому ребёнку: пока мы передаём память о советских воинах из поколения в поколение, дети продолжают чтить подвиг своих дедов и прадедов. А значит, герои проливали кровь не напрасно.

С чего начать беседу

Начиная беседу о войне, конечно, необходимо учитывать возраст ребёнка. Малыш младше пяти лет вряд ли будет готов к очень серьёзной теме. Зато у детей старше пяти лет уже хорошо развито понятие справедливости: в этом возрасте ребёнок чётко осознает «что такое хорошо, а что такое плохо», и поэтому сможет правильно оценить пересказанные взрослым события. Единственное, чего стоит избегать в беседах о ВОВ с дошкольниками и младшими школьниками — излишне драматических описаний о погибших и раненых.

Начать разговор о войне можно на примере воевавшего родственника. Если такого родственника нет — кратко опишите простыми словами, из-за чего началась война.

Почему началась война

Сказать ребёнку о том, почему началась война — нужно. Но для разных возрастов история может отличаться. Детям помладше достаточно объяснить причины войны в общих чертах: как одна страна захотела захватить территории других стран и как руководители разных государств поссорились между собой.

Школьникам можно изложить более развернутый и честный вариант событий: о том, что немецкие фашисты под руководством Гитлера — одного из самых жестоких людей за всё время существования человечества — решили убивать других людей из-за того, что эти люди были другой национальности. В разговоре будет полезно упомянуть о том, что и в самой Германии жили люди разных национальностей, которых фашистские преследования коснулись в первую очередь.

Как правильно рассказывать о войне и о чём рассказать

Рассказы о войне и полководцах

Беседуя о войне с детьми любого возраста — отвечайте на все появившиеся у юных слушателей вопросы. Даже если не знаете ответа — это не страшно, можно найти всю нужную информацию в дополнительных источниках. Для лучшего понимания темы упомяните в беседе о детях, живших во время Великой Отечественной войны и участвовавших в защите своей Родины.

О чем именно рассказывать детям в беседе о ВОВ — примерный краткий план:

  • вероломное нападение фашистской Германии на Советский Союз (здесь можно пояснить, что раньше Россия не была отдельной страной, а входила вместе с другими республиками в Союз) 22 июня 1941 года в 4 часа утра;
  • героическая оборона Брестской Крепости — 22 июня-20-е числа июля 1941 года: защищали крепость 4 000 человек;
  • битва под Москвой — октябрь 1941-апрель 1942: одно из поворотных событий ВОВ;
  • Блокада Ленинграда (современного Санкт-Петербурга) — 8 сентября 1941-27 января 1944: прорвать блокадное кольцо удалось лишь спустя 872 дня;
  • Курская битва — 5 июля-23 августа: самое ожесточённое сражение за всё время войны, итогом битвы стало уничтожение двух главных фашистских группировок;
  • Сталинградская битва — 17 июля 1942-2 февраля 1943: после битвы, продлившейся 200 дней, стало ясно, что разгром Германии советскими солдатами — вопрос времени;
  • взятие Берлина — апрель 1945: советские воины дошли до германской столицы, попутно освобождая другие европейские страны, захваченные фашистами;
  • День Победы — 9 мая 1945 года: накануне, поздно вечером, был подписан окончательный Акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии и её вооруженных сил.

Рассказать об основных вехах войны можно кратко или более подробно — зависит от возраста детей. Если дети увлеклись беседой — завершите разговор вопросами по теме. Например, такими:

  1. Когда началась Великая Отечественная война?
  2. Какая страна напала на Советский Союз?
  3. Кто такие фашисты?
  4. Кто победил в войне?
  5. Сколько времени продлилась ВОВ?
  6. Какой праздник мы отмечаем девятого мая?

Закрепите итоги обсуждения войны визуально: покажите детям фотографии времён Великой Отечественной войны.

О чём ещё стоит рассказать детям в беседе о ВОВ — рекомендации педагогов:

Военные профессии

Объясните детям, что, помимо известных и хорошо знакомых им профессий (учитель, врач, строитель), существуют и особые профессии — военные. Человек, который выбрал военную профессию, может уметь разрабатывать тактику ведения боя, конструировать боевую технику, мастерски владеть оружием, уметь оказывать первую помощь. Примеры военных профессий: моряки, летчики, связисты, медицинские работники.

В беседе о военных профессиях поговорите о том, как сложно было и тем, кто остался в тылу. Женщины, дети, пожилые люди работали практически без отдыха, чтобы облегчить жизнь тех, кто воевал: создавали военную технику на заводах, выращивали продукты для советских воинов, шили форму.

Города-герои

Рассказы о войне и полководцах

Расскажите ребёнку о том, что город-герой — очень почётное звание, и удостаивались этого звания те города, жители которых проявили особый героизм и мужество. В наши дни, когда СССР больше не существует, города-герои расположены на территории России, Украины, Беларуси:

  • Брест — участие в защите города приняли почти все его жители;
  • Одесса — защитники Одессы первыми начали подрывную войну против фашистов: ночами пробирались в город, чтобы вывести из строя технику и взорвать дома, занятые захватчиками;
  • Ленинград — жителям современного Санкт-Петербурга пришлось особенно тяжело: фашисты не пускали в город обозы с продуктами питания и лекарствами, намеренно сломали систему теплоснабжения, и более двух лет жители блокадного Ленинграда недоедали и мерзли, но не уступили город врагу;
  • Киев — 778 дней город находился в оккупации, за это время немцы разрушили город почти полностью;
  • Севастополь — город у Черного моря Гитлер планировал захватить в первые же дни войны, но жителям города удалось держать оборону целых 8 месяцев;
  • Мурманск — пережил огромное количество нападений, более 180 тысяч бомб сбросили на город, частично его разрушив. Но Мурманск не сдавался, его жители продолжали работать и защищаться;
  • Тула — с октября по декабрь население героически защищало родной город;
  • Минск — за три года оккупации от города почти ничего не осталось, и после войны Минск отстраивали заново;
  • Новороссийск — город оборонялся 225 дней, бои закончились полным освобождением Новороссийска;
  • Керчь — в оккупации город провел 700 дней, его жители пострадали больше остальных от фашистских захватчиков;
  • Волгоград (Сталинград) — был одной из главных целей Гитлера, но фашистам не удалось прорвать оборону, и спустя 200 дней уже сами немцы оказались в плену у советских воинов;
  • Москва — на подступах к столице СССР немецкие войска потерпели первое крупное поражение.

Награды

Для участников ВОВ были созданы особые награды, и вручали их героям в любых званиях: командирам отрядов и дивизий, рядовым солдатам, медикам, детям-героям. Примеры наград времен ВОВ:

  • ордена Суворова, Кутузова, «Красного знамени»;
  • медали «За боевые заслуги», «За отвагу»;
  • награды за оборону городов-героев.

Как рассказать ребёнку о Дне Победы

Рассказы о войне и полководцах

Разбудить интерес к празднику у ребёнка можно простым вопросом: «А ты знаешь, какой завтра праздник?». Дети любят праздники, и ребёнок наверняка сам начнёт задавать наводящие вопросы.

Обычно о Дне Победы дети впервые слышат рано — в 3-4 года. Учитывая возраст малыша, не затягивайте повествование и не перегружайте беседу подробностями. Например, беседу можно составить так: «Когда твой прадедушка был таким же маленьким, как ты сейчас, на нашу страну напали очень злые люди — фашисты. Но нашим солдатам удалось защитить родную землю и победить захватчиков, а День Победы пришёлся на 9 мая 1945 года. С тех пор мы каждый год отмечаем этот праздник, вспоминая всех, кто сражался за победу».

Рассказ можно дополнить просмотром детских тематических книг с крупными фото и изображениями, посвящёнными ВОВ и Дню Победы.

Читайте также Сколько продлятся майские праздники в 2021 году и как их интересно провести?

Жизнь и подвиги детей во время ВОВ

«У войны не женское лицо», — так назвала свою книгу писательница Светлана Алексиевич. Можно смело добавить, что и детским быть лицо войны не должно: а в 1941 году ребята, которым едва исполнилось 10 лет, наравне со взрослыми защищали Родину.

Расскажите ребёнку о его ровесниках, лишившихся детства: в жизни этих мальчишек и девчонок не было сказок, мультфильмов и даже заботы родителей. Часто ребёнок искренне проникается историей, когда её участниками оказываются такие же дети, как и он сам.

На фронт мальчишки и девчонки попадали разными путями. Иногда их брали с собой родители, предполагая, что оставаться дома ещё опаснее, иногда солдаты подбирали потерявшихся во время боёв детей. Но чаще всего ребята сами стремились попасть на фронт, и попросту сбегали из дома на передовую, а командирам ничего не оставалось, кроме как принять юного бойца в свои ряды.

Три истории о детях Великой Отечественной войны, чьи мужественные поступки навсегда остались в истории России:

Марат Казей, 14 лет

Рассказы о войне и полководцах

Памятник Марату Казею, Минск, 1984. Фото: Antonio3.14. Источник

К началу войны Марат успел окончить только начальную школу. Ещё до войны родителей мальчика объявили «врагами народа» (тогда, до войны, от ложных обвинений страдали многие ни в чём не повинные люди), в живых оставили только мать. Мама Марата простила советской власти несправедливые обвинения, и во время войны прятала у себя дома партизан, за что и была повешена фашистами.

Тогда сам Марат пошёл в партизаны и вёл деятельность наравне со взрослыми товарищами: взрывал вражеские эшелоны, ходил в разведку и участвовал в опасных рейдах. За год до Победы Марат Казей погиб, подорвав гранатой и себя, и нападающих на него фашистов.

Сережа Алешков, 6 лет

Один из самых юных участников боёв. Маленький мальчик потерялся в лесу, убегая с партизанами из захваченной немцами деревни, и его подобрали разведчики 142-го гвардейского полка.

В силу возраста в сражениях Сережа не участвовал, зато помогал всем, чем мог: разносил почту и продукты, приносил снаряды. А однажды мальчик спас командира полка, разбирая завалы блиндажа, где оказался командир. После войны Сережу усыновил майор Михаил Воробьёв, тоже воевавший в 142-м гвардейском полку.

Зина Портнова, 17 лет

Молодая партизанка вступила в подпольную организацию «Юные мстители». Зине удалось устроиться посудомойкой в немецкую столовую, где она отравила пищу, убив более сотни фашистов.

В 1943 году девочку взяли в плен и зверски пытали, но она не сдавала своих. Во время одного их допросов Зина застрелила из украденного пистолета троих немцев. В 1944 году Зину Портнову расстреляли, так и не добившись от неё нужной информации.

Дети, оставшиеся в тылу тоже совершали подвиги — только трудовые: работали днём и ночью на заводах, чтобы обеспечить армию всем необходимым, шили и вязали одежду, изготавливали посуду.

Лучшие книги и рассказы о войне для детей

Рассказы о войне и полководцах

Ниже приведены произведения о войне для детей, подходящие для разных возрастов:

Для дошкольников

  1. Е. Благинина «Почему ты шинель бережёшь?».
  2. А. Гребенина «Вера Иванова».
  3. А. Митяев «Письмо с фронта».

Для младших школьников

  1. Л. Воронкова «Девочка из города».
  2. В. Осеева «Васёк Трубачев и его товарищи».
  3. В. Драгунский «Арбузный переулок».

Для среднего звена

  1. В. Богомолов «Иван».
  2. В. Рудный «Дети капитана Гранина».
  3. С. Алексеев «Рассказы о войне».

Для подростков

  1. А. Лиханов «Последние холода».
  2. Н. Надеждина «Партизанка Лара».
  3. Б. Васильев «В списках не значился».

Немного о книгах о войне, которые читают и перечитывают дети всех поколений:

  1. А. Митяев «Письмо с фронта». Книга легко прочитывается самостоятельно — автор писал для детской аудитории простым и понятным языком. Сюжет книги основан на реальных событиях.
  2. В. Осеева «Васёк Трубачев и его товарищи». Книга про обычного мальчишку Васю Трубачева и его друзей, детство которых закончилось вместе с пришедшей войной.
  3. В. Рудный «Дети капитана Гранина». История о том, как юные воины не только защитили Финский залив, но и в решающий момент приняли огонь на себя.
  4. Б. Васильев «В списках не значился». Десять месяцев русский солдат воевал против фашистов, а потом попал в плен. И тогда выяснилось, что никто не знал даже его имени, и он навсегда остался неизвестным героем.

Празднуем День Победы: поделки к 9 мая с детьми

Рассказы о войне и полководцах

Варианты красивых и простых поделок к 9 мая:

Композиции из пластилина

С помощью пластилина на листе цветного картона можно изобразить любую тематическую символику: звезду, флаг, гвоздики, Георгиевскую ленточку, и многое другое.

  1. Открытка из пластилина ко Дню Победы: https://www.youtube.com/watch?v=F7cWgdlspbs
  2. Салют Победы из бумаги и пластилина: https://www.youtube.com/watch?v=fb0mnLWBRCw

Голубь мира

Простая поделка, сможет сделать самостоятельно даже дошкольник. Для поделки понадобятся: белые салфетки, лист белого или цветного картона.

Как делать: на листе картона нарисовать композицию, например, голубя и земной шар. Далее: вырезать из белой салфетки квадратики, накрутить квадратики на карандаш и приклеить внутри изображения голубя.

  • Голубь мира в технике оригами: https://www.youtube.com/watch?v=Jtg-Qzys6Uk

Другие варианты

  1. Хорошо смотрятся поделки к 9 мая из CD-дисков. На блестящую поверхность можно поместить любую тематическую композицию. Видео инструкция по изготовлению поделки из дисков: https://www.youtube.com/watch?v=9TYHxGrGV68
  2. Объёмный танк из коробок и бумаги: https://www.youtube.com/watch?v=HMhamUAlylM
  3. Очень красивая 3D-открытка «Коробка с орденами»: https://www.youtube.com/watch?v=uMxGudBkpMQ

Больше идей поделок на 9 мая с подробными инструкциям и видео мастер-классами ищите здесь.

Рассказывать о войне детям нужно обязательно. На волне патриотизма тема ВОВ поднимается часто, и со школьниками войну обсуждают довольно активно. Но, как правило, факты излагаются сухим языком и не несут никакой эмоциональной окраски. Поэтому только родители могут рассказать ребёнку о настоящей войне, на которой погибли тысячи людей, защищая будущие поколения. Пусть ваш ребёнок знает, что они защищали и его будущую жизнь тоже.

Рассказы о войне и полководцах

Рассказы о войне и полководцах

Получите чек-лист подготовки к школе на свою почту

Письмо отправлено!
Проверьте электронный ящик

Скачайте бесплатно приложение на iOS или Android

iphone-X

Мобильное приложение «Где мои дети»

Смотрите передвижения ребёнка на карте, слушайте что происходит вокруг, когда вас нет рядом.
Отправляйте громкий сигнал, если ребёнок не слышит звонка от вас.

Скачайте бесплатно приложение на iOS или Android

appStore

GooglePlay

AppGallery

Загрузить приложение

iphone-X

В США десятки людей погибли от торнадо, обрушившихся на Средний Запад и Юг страны в вечером 10 декабря. Многие жители были уведомлены об опасности по телевизору, в социальных сетях и SMS-сообщениями, но несмотря на это не все могли спрятаться.

Издание CNN рассказало, как выживали люди, которые остались один на один со смертоносной стихией. Они боялись, кричали, плакали и молились. Ветры оборвали линии электропередач, сорвали крыши со зданий и в некоторых случаях уничтожили населенные пункты.

Американские издания рассказали истории людей, выживших после торнадо

Видео дня

В частности, Парсонс Перес работала в свою смену на свечной фабрике Мэйфилде, когда обрушился торнадо. Она была одной из более чем 100 человек, работающих на предприятии. Оно функционировало круглосуточно и без выходных отчасти для удовлетворения спроса на рождественские свечи. Все они получили предупреждение о торнадо. Перенс вспоминает, что в один момент почувствовала ветер, несмотря на то, что находилась в здании. Через несколько минут оно развалилось на части, рухнув, как карточный домик, отметила женщина. Что-то ударило ее по голове, и работница оказалась под толстым слоем обломков, а ее ноги были прижаты к стене. Коллеги пытались ее освободить, но удалось это сделать лишь спасателям,, которые чуть позже прибыли на место.

Дома разрушены вследствие стихии

В штате Теннесси Рилфут-Лейк группа людей отправилась на охоту на уток, оказавшись на пути торнадо. Они знали, что перед их поездкой есть вероятность грозы и ветра, но не подозревали о потенциальных разрушениях. Когда они прибыли из Техасса в Тенесси и начали разгружать свой грузовик, они услышали сирену, предупреждающую о торнадо, которое началось уже через 15 минут. Они спрятались в мотеле и когда вышли после стихии, все, кроме грузовика и нескольких других автомобилей, исчезло, сказал Ролз. Прицепы, машины и деревья пропали или были разорваны на части. В течение трех часов мужчины искали выживших и помогали незнакомцам, бродящим по окрестностям, пока не прибыли правоохранительные органы.

Здания и деревья разорвало на части

Лейша Доран накануне была в праздничном настроения в христианском книжном магазине, которым владела в Мэйфилде.

«Все были так счастливы. Мы пели, смеялись и хорошо проводили время», – рассказала она.

Американцы уверены, что главное - люди, а не вещи, все можно восстановить

Когда вернулась туда на следующий день, то увидела, что в результате торнадо, ее магазин разрушен, и как отметила женщина, теперь ее «сердце разбито», но благодарна за то, что в это время там не было никого из людей.

Студентка Университета Южного Иллинойса в Эдвардсвилле Хейли Гибсон четыре часа просидела на полу в ванной своего общежития в темноте, не имея возможности связаться с семьей или друзьями.

Люди спасали своих животных

В этом штате во время шторма был нанесен удар по складу Amazon, в результате чего погибли по меньшей мере шесть человек и без вести исчезло неизвестное количество рабочих, которых продолжают искать спасатели.

В Эдвардсвилле был нанесен удар по складу Amazon

Как пишет Reuters, пока в пятницу вечером не отключили электричество, Рик Фоули внимательно следил за штормовой системой с помощью радара и телевизионных новостей. Но когда в его доме в Мейфилде, штат Кентукки, потемнело, все, что он мог сделать, это сидеть и ждать. Наконец он услышал рев.

«У меня заткнуло уши, и через дверной проем стал появляться мусор, я просто упал на колени и накрыл голову», – сказал 70-летний лодочник на пенсии о том моменте, когда один из самые мощные торнадо в истории Кентукки обрушились на его дом.

Люди наблюдали, как рушатся их дома и ничего не могли сделать

Меньше чем за минуту казалось, что фасад дома полностью исчез, оставив открытый камин в гостиной, окруженный полем щебня. Он провел остаток ночи, лежа без сна в своей спальне, ее стена была взорвана, и комната полностью открывалась на улицу. Но крыша над головой висела, защищая его от дождя.

53-летняя Лори Лопес получила предупреждение на свой телефон в 21:06, в котором говорилось, что нужно укрыться от надвигающегося торнадо. Она, ее 19-летняя дочь и две их хаски укрылись в коридоре между кухней и спальней.

Они спустились в коридор, и не прошло и 20 минут, как весь наш дом начал трястись. Дочь кричала, у нее случился приступ паники, рассказала Лопес.

«Мы услышали грохот, и весь дом задрожал», – сказала она.

Люди получали предупреждения о торнадо, но не могли спрятаться

В воскресенье фасад двухэтажного дома Лопеса казался полностью разрушенным, и часть крыши упала на лужайку перед домом.

Власти США уже заявили, что эти торнадо были самыми разрушительными в истории и что даже самые прочные конструкции из стали и кирпича были разрушены. Через два дня после стихийного бедствия спасатели разбирали мусор в поисках выживших, и многие люди, у которых не было электричества, воды или даже крыши над головой, спасли все, что могли.

Спасатели разбирали мусор в поисках выживших

Синоптики утверждают, что торнадо – необычное явление в холодную погоду в конце года, и президент США Джо Байден сказал журналистам, что попросит Агентство по охране окружающей среды изучить, какую роль изменение климата могло сыграть в разжигании штормов.

Синоптики утверждают, что торнадо – необычное явление в холодное время года

Американці почнуть відновлювати втрачені будинки

Как сообщал OBOZREVATEL:

  • В субботу, 11 декабря, в США торнадо обрушились сразу на несколько штатов. В Кентукки смерчи унесли жизни по меньшей мере сотни людей, часть пострадавших и погибших может оставаться под завалами.

  • Всего было зарегистрировано более 30 торнадо, которые нанесли серьезные разрушения. Стихия накрыла минимум шесть штатов – Арканзас, Иллинойс, Миссури, Миссисипи, Теннесси и Кентукки. Последний пострадал больше всего.

  • Президент США Джо Байден заявил, что разрушительные смерчи стали настоящей трагедией и одной из крупнейших в истории страны вспышек торнадо. Он пообещал местным властям помощь от правительства.

Давно хотел написать этот пост, да всё руки не доходили) Анализируя причины того, почему те или иные люди так любят СССР и продолжают его любить, даже несмотря на то, что факты убеждают в обратном, я пришел к выводу, что причины этого кроются в раннем детстве.

Современные исследователи закрытых обществ часто пишут об импринтинге — таким словом называют впитанную в раннем детстве догматику, расстаться с которой очень сложно даже под влиянием рациональных аргументов. Подобное встречается и в радикально-религиозных обществах, и просто в закрытых диктатурах вроде советской или северокорейской — несмотря на декларируемый «светский» характер, изнутри там всё очень похоже на религию.

Видео дня

У меня дома большая библиотека, немало томов в которой занимают издания времён СССР. Для сегодняшнего поста я проанализировал две книги, школьный учебник и собрание стихотворений известного детского поэта, чтобы показать вам, как уже с самого раннего детства в СССР детям «промывали мозги» коммунистической пропагандой, пишет Максим Мирович в Facebook.

В общем, в сегодняшнем посте — рассказ о том, как промывали мозги советским детям.

01. Начнём, пожалуй, с учебника. Советские учебники русского языка для школьников в позднем СССР (где-то начиная с 1960-х годов) были похожи как две капли воды и имели абсолютно одинаковые разделы, реплицируемые из более ранних изданий в более поздние. Разделы были следующими — нейтральные рассказы про природу «(ой ты наша зимушка-зима!»), рассказы про жизнь октябрят и пионеров, рассказы про советскую армию, рассказы о разделе Второй мировой войны под названием «Великая Отечественная» и рассказы про Октябрьский переворот, именуемый Революцией. Ещё (опционально) мог быть отдельный раздел про жизнь Ильича, его жизнь в шалаше и хитромудрые уходы от царской охранки.

Отдельное обязательное место занимал раздел, рассказывающий про «бедную и несчастную» жизнь крестьян до революции. Там всегда присутствовали образы маленьких мальчиков, которые вместо школы пашут на конях, и рабочих с красным флагом, на которых нападают жандармы и казаки. Абсолютно везде лепили стихи Сергея Михалкова (о нём еще поговорим ниже) с такими строками:

«А если станет невтерпежь,

В сердцах сожмешь кулак

Прибаки требовать пойдешь,

Поднимешь красный флаг —

Жандармы схватят, изобьют,

Узнаешь, где острог

И как колодники поют

Когда их путь далёк.»

О том, что коммунистчиеские власти за подобные демонстрации вас не бросят в острог, а просто расстреляют, как в Новочеркасске в 1962 году или в Гданьске в 1970-м, в учебниках предпочитали как-то не упоминать.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

02. Вообще, теме протестов против «угнетения прав рабочих» во времена дореволюционной России форсилась в этих книженциях достаточно активно, помню десятки рассказов вроде «Фонарик» или «Флаг забастовки», которые рассказывали о протестах бедных рабочих. Вот только о том, что на самом деле «бедные рабочие» в дореволюционные времена жили значительно богаче и свободнее советских, могли себе позволить квартиры и неплохую мебель, тоже как-то предпочитали молчать.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

03. Примерно в брежневские годы зацементировалась «официальная картинка» Октябрьского переворота, одинаковые визуальные образы тех событий кочевали из книги в книгу — одетый в черную тройку Ленин на броневике, крейсер «Аврора», одетые в гражданское «красногвардейцы», матросы и солдаты, вооруженные винтовками-трехлинейками, пулемётами Максима и маузерами. Отступать от канона считалось чем-то сродни святотатству, как если бы в средние века на иконе вдруг нарисовали «неканоничный» посторонний предмет.

В общем, картинка «Октября» должна была выглядеть примерно вот так:

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

04. Картинка «царской России» тоже была весьма каноничной — никто не рисовал в книгах шикарные доходные дома начала XX века, красивые парки, вежливых и учтивых горожан. Нет, если речь шла о временах до октября 1917 года — то показать должны были обязательно какое-то низкое, маленькое и темное помещение, освещенное лучиной либо керосиновой лампой, в котором люди тяжело и много работают, а за окном обязательно должна была быть зимняя или осенняя дождливая ночь.

Ещё обязательно нужно было нарисовать «угнетателей трудового народа» — как правило, рисовали какого-нибудь помещика или домовладельца, или пожилую «хозяйку», на которых художники отрывались по полной — все были сплошь носатыми, пузатыми, страшными и толстыми. Ну, чтобы советскому школьнику было понятно, кого в 1917-м свергли. Упыри какие-то короче!

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

05. А ещё очень смешно показывали образы «буржуинов, западных рабовладельцев и всяких интервентов». На иллюстрации к гайдаровскому «Мальчишу-Кибальчишу» (рассказу из повести «Военная тайна») солдат «империалистических армий» рисовали во фраках, цилиндрах и лаковых туфлях — словом, во всём том, что было так ненавистно «трудовому народу») Вот вам смешно, а школьник в каком-нибудь Сургуте или Иркутске действительно верил, что всё так и было.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

06. Помимо чисто школьной «обработки», на советского ребёнка наваливалась ещё и пропаганда из «обычных» книжек. Особенно в этом усердствовал Сергей Михалков, детский поэт и по совместительству ярый сталинист. Драматург Анатолий Мареингоф рассказывал, что на одном из обедов в Кремле Сергей Михалков, заикаясь (зная, что это нравится Сталину) выклянчил у последнего недоеденный чебурек — «Иосиф Виссарионович, это мне на память!»

О чём писал любитель сталинских объедков? У меня в библиотеке есть собрание его стихов, изданное в 1953 году. Там очень много всего интересного, что повыбрасывали из более поздних изданий, особенно после 1956 года.

Вот, например, стихотворение про использование детского труда на заводах во времена СССР. Следите за руками — то, что дети работали в царской России — это очень плохо и вообще против этого боролись большевики. А то, что те же дети вместо учебы работают и во времена СССР — это очень хорошо и вообще прогресс.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

07. Вот тоже замечательное стихотворение, отражающее шпиономанию 1930-х годов — школьники отловили неизвестного прохожего и тут же сдали его «в органы». Разумеется, всем известно, что если ты гуляешь и не имеешь документов — то ты агент империалистической разведки. Стучи на всех, сдавай прохожих.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

08. Ещё по таким книгам очень интересно наблюдать, как формировался и к 1940-50-м годам уже сформировался полностью культ личностей Ленина и Сталина. Бертран Рассел, Карл Поппер, а также более поздние исследователи тоталитарных идеологий XX века, воде Сэма Харриса, отмечали, что коммунистическая идеология была построена по образцу классичиеской авраамической религии — с догматикой, чудесами, пророками и даже «тем светом» — коммунизмом, в который мы все обязательно попадём.

Даже сам поход в музей Ленина напоминает поход в храм — музей представляет собой большой красивый красный дом, похожий на дворец, в который мальчика ведет в воскресенье старшая сестра.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

09. В музее рассказывается про житие гражданина Ульянова, выслушивать про которое нужно с благоговейным трепетом, причём сакрально-духовное значение приобретает даже чайник Вождя, на который хочется смотреть и смотреть, не отрываясь.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

10. В конце стихотворения про музей описана присяга «юных ленинцев», что очень напоминает религиозное причастие, тоже практикующееся во многих религиях. А на страничке справа размещен тоже очень интересный стишок под названием «Счастье», в котором автор признаётся в своей любви к Сталину, который «обнимал всех детей на свете», вы только вчитайтесь в эти строки:

«В день парада,

В утро Первомая,

В майский день весенней чистоты,

Девочку высоко поднимая,

Принял вождь

Из детских рук цветы.

Тот, кто был тогда у стен кремлёвских, —

Тот душой и сердцем понимал:

В этот миг

Наш Сталин по-отцовски

Всех детей на свете обнимал!

Всех детей на свете:

Честных, дружных,

Тех, кто счастлив,

Тех, кто угнетён

Белых,

Чёрных,

Северных и южных,

Всех народов

Наций

И племён…»

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

11. Или вот, например, стихотворение «Смена». Речь в нём идет про то, что в районе Красной площади остановились автомобили и пропускают через переход группу детей из детского сада.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

12. Мысленно рассуждая о том, кем станут эти дети, пассажиры приходят к мнению, что дети обязательно станут «ленинцами, сталинцами и коммунистами». Это как если бы сейчас кто-то, глядя на пятилетних детей, всерьез рассуждал о том, что мол «вон идут будущие члены партии «Единая Россия»))

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

13. Не обошлось в пропагандистских стишках Михалкова и без «очернения запада», вот например стихотворение о советских детях, оставшихся после Второй мировой войны вне территории СССР. Флаг, который «полощется над ними», конечно же «чужой и надменный» (а каким еще может быть флаг Британии, в самом деле), а английским военным дети говорят «гутен таг». Зачем с англичанами здороваться по-немецки — автор не уточняет, и так сойдёт, иностранное слово же.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

14. А наиболее смешно выглядят рассуждения Михалкова о том, кем вне СССР станет условный «малыш из-под Пскова», здесь автор перечисляет ровно то, что как раз ждало бы малыша в СССР — солдат, шпион, раб, безмолвный рабочий скот в колхозе за трудодни.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

15. Помимо этого, в стихах Михалкова постоянно присутствует военная тематика, одного мальчика он обзывает «мимозой» за то, что тот не готов к тому, «чтоб стать пилотом, быть отважным моряком, чтоб лежать за пулемётом, управлять броневиком». Короче, не готов сгореть в танке за советскую бюрократию — ты не человек, а растение.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

16. Или вот. Даже простой урок подаётся как какая-то «военная игра». И после этого вы ещё удивляетесь, почему все поклонники СССР такие воинственные. Да у них что ни день — то баталия:)

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

Такие дела. Как видите, промывать мозги и готовить к лояльности к советской власти в СССР начинали уже с самого детства. Расскажите об этом посте друзьям, пусть тоже почитают.

А вы помните какие-нибудь образцы советской пропаганды из детства?

Расскажите, интересно)

disclaimer_icon

Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке…

logohttps://www.znak.com/2021-12-13/putin_kak_glavnyy_geroy_noveyshey_istorii_glavnye_sobytiya_propagandy_na_rossiyskom_tv

2021.12.13

Эта неделя для пропагандистского ТВ стала неделей [президента РФ Владимира] Путина. Странно, конечно, звучит, — других у них и не бывает, но на этот раз президент затмил вообще всех. Даже Украину эксперты и аналитики обсуждали менее охотно. Путин провел виртуальную встречу с [президентом США Джо] Байденом (поставил Байдена на место, напомнил Байдену, что Россия любого заставит с собой считаться, попросту посрамил Байдена, — спектр интерпретаций не то чтобы широк, зато предсказуем). Кроме того, в воскресенье, сразу после программы «Москва. Кремль. Путин», которая выходит каждую неделю и целиком Путину посвящена, как нетрудно догадаться из названия, на «России 1» показали фильм «Россия. Новейшая история». Он тоже был практически целиком посвящен Путину, хотя, исходя из названия, догадаться об этом сложнее. Кто-то продолжит, возможно, ряд: «И еще провел встречу с членами Совета по правам человека!» Напрасно продолжит. Здесь все сложнее, но об этом позже.

Вообще, Путина в телевизоре стало настолько много, что может сложиться ощущение, будто у нас на носу выборы, Путин определился с преемником, и преемник Путина — Путин. Но нет, нет ведь никаких выборов, причем давно, и на носу у нас — Новый год.

Начнем, пожалуй, с фильма. Поводом к его появлению — вгоняющий пропагандистов в тоску юбилей. Тридцать лет назад «несколько советских политиков, в тайне от народа собравшись почти на границе с Польшей, развалили величайшее государство» — так примерно описал это все в «Вестях недели» Дмитрий Киселев, добавив, что Ельцин при этом много пил. Важная информация. Документальная полнометражка «Россия. Новейшая история» — вроде бы об этом, там мелькают очевидцы и соучастники, одни скорбят, другие ликуют, но главный герой — Путин. Главное содержание — его рассказы. О лихих девяностых, когда убивали людей и все ходили абсолютно голые. Или нет, постойте, это из другой песни, но у президента РФ версия похожая — «в 90-е практически шла гражданская война», в которой, президент, впрочем, не участвовал, поскольку вынужден был, дабы избежать голодной смерти, подрабатывать извозом. И агенты ЦРУ ползли изо всех щелей — как без них! От себя замечу, — видимо, в мэрии Санкт-Петербурга, где Владимир Владимирович трудился на высоких должностях с 1991-го, у чиновников было много свободного времени. Но это, конечно, мелочь.

Рассказы о войне и полководцахСкриншот фильма «Россия. Новейшая история», опубликованного на YouTube

Пафос фильма про девяностые в том, что он не про девяностые. Он про прекрасную Россию будущего (то есть, вернее, настоящего, но и будущего тоже, поскольку другой не предвидится), которую Путин выстроил. Ту, где лучшие в мире ракеты и благодарный народ, который неизменно поддерживает курс президента, несмотря даже на временные трудности. Это он, заметим, сам о себе говорит, время скромности миновало.

И хотя приурочен фильм к юбилею развала СССР, — показали его в День Конституции. Жест не случайный. У нас теперь новая, путинская Конституция, президент — живое воплощение Основного закона. Он и есть Конституция, а если что-то в тексте старой брошюры перестанет соответствовать его пожеланием, книжку и переписать недолго. Не уверен, что составители сетки вещания «России 1» именно это хотели сказать, но получилось то, что получилось.

И, чтобы плавно перейти к другим темам, — пару слов о встрече президента с членами СПЧ. В социальных сетях обсуждают выступление режиссера Александра Сокурова, который предложил Путину отпустить в свободное плаванье Кавказ. Восхищаются мужеством, корят за некоторую, скажем мягко, непродуманность позиции и т. п. Да и не только в социальных сетях — Рамзан Кадыров уже опубликовал гневную отповедь, растиражированную всеми мыслимыми СМИ, а также попросил компетентные органы разобраться с вольнодумцем. Сам Сокуров заявил, что теперь боится ареста.

Страсти, в общем, кипят, но пропаганде Сокуров сделал отличный подарок.

На встрече — хорошо ли, плохо ли, вопрос второй — но обсуждались действительно важные темы: пытки в колониях, дикий и оскорбительный для здравого смысла закон об «иноагентах». Но это все в телевизор не попало. В пересказе итоговых воскресных программ все выглядело примерно так: сначала честный журналист Кирилл Вышинский попросил Путина защитить жителей Донбасса от геноцида и встретил у президента полное понимание, да по-другому и быть не могло, поскольку Путин — величайший гуманист и люди для него — главная ценность. А потом влез Сокуров со своей нелепой речью. И когда влез! Юбилей катастрофы, развал Союза, а Союз ведь распался ровно из-за того, что такие вот прекраснодушные балаболы готовы были швыряться территориями, которые не они собирали! Но теперь не то, дудки, теперь мы этого не допустим! Трагедия не должна повториться (не помню точно, кого цитирую, все говорили примерно одно и то же, но ручаюсь, что цитирую близко к тексту).

У пропагандистов своя мода. Всегда модно любить вождя, переживать за судьбу Украины и ненавидеть тех, кто узурпировал власть в Киеве. Модно издеваться над возрастом Байдена (то ли дело наши — молодые и перспективные). На этой неделе вот модно порицать отщепенца Сокурова. Но эта мода преходящая, на следующей неделе никто про Сокурова не вспомнит, и ареста он боится напрасно (разумеется, хорошо, что напрасно). Однако помимо любви к самому человечному человеку есть еще одна неустаревающая тема.

Люди, которые телевизор не смотрят, думают, будто политические программы — царство смертельной серьезности. Это не так.

Не только Андрей Норкин травит анекдоты четвертой свежести, и не только Тигран Кеосаян шутит про негров. Все ровно наоборот — насмешки в адрес политических оппонентов приветствуются, издевка — почти такое же важное оружие для настоящего патриота, как гиперзвуковая ракета, летящая по непредсказуемой траектории.

Это все объяснимо: постоянное продуцирование конфликтов с окружающим миром — важнейшая часть идеологии позднепутинской России. На переднем крае здесь — дипломаты, и можно, пожалуй, диссертацию написать о том, как постепенно мутировала российская дипломатия и как вся работа нашего дипломатического корпуса свелась в итоге к новостям типа «Мария Захарова безжалостно высмеяла…». Телевизионные пропагандисты — что-то вроде вспомогательных войск на этой войне, но привычки лейб-гвардии и они усвоили. Переходы от праведного гнева к безудержному веселью и обратно у завсегдатаев политических ток-шоу настолько неуловимы, что тут, наверное, нужен психиатр, а я не он.

Чтобы было понятно, как это работает, конкретный пример.

Будний день, время домохозяек. На Первом, как и положено, шоу «Время покажет». Вместо огненного ведущего Артема Шейнина — ведущий Анатолий Кузичев, не менее, впрочем, пламенный. Гости обсуждают все подряд, в основном, вроде бы, встречу Путина с Байденом, но говорить получается по большей части об Украине. Кто-то упоминает Нуланд, — и тут взрывается один из экспертов, Михаил Шахназаров: «Да у Нуланд на лице написано, где она родилась! Деревня в глухой Буковине!» Ведущий, уловив, видимо, антисемитский подтекст остроумной шутки, начинает стесняться — случается и такое: «Я думал, вы ее интеллектуально будете унижать, а вы про уродство». Шахназаров не сдается: «Я не про уродство, при чем здесь уродство? Я, между прочим, таких извращенцев знаю, которые…» Тут Кузичев смиряет все-таки полет фантазии эксперта, но включается другой, без имени, зато с должностью (почти у всех гостей этих передач обязательно есть должность — Директор института развития проблем окружающего мира и глобальной экспертизы глобальности, что-нибудь такое), безудержное веселье сменяется праведным гневом. «Америка — это страна-маньяк! Это убийцы! Смерть! Разруха!» — блажит эксперт. Несчастный Майкл Бом, специальный американец для битья, пытается спорить, но в студии уже кричат, что в Америке нет демократии. «Нет! Нет!» — радостно подхватывает ведущий.

Андрей Ильницкий, советник министра обороны Сергея Шойгу, придумал специальный термин, чтобы компактно описывать козни Запада, направленные против процветающей России — «ментальная война». Термин понравился, пошел в экспертный народ, прижился. Да и не удивительно — сами они эту войну изобрели, сами ведут, самих же и контузило. Жалко. Жалко, впрочем, не контуженных, а родину, ну да что уж теперь. Попробуем досмотреть.

Путин ведь на страже, он эту спас и построил, он появления другой не допустит.

  • Рассказы о войне для детей 4 класса короткие катаев читать
  • Рассказы о войне для подростков читать
  • Рассказы о войне виктор астафьев
  • Рассказы о войне 4 класс с автором
  • Рассказы о войне асеева