Рассказы о войне для детей дошкольного возраста 6 7 лет

Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд описание слайда: дню победы в великой отечественной войне 1941-1945 г.г. посвящаетсяо своих прадедах

Дню Победы в Великой Отечественной Войне 1941-1945 г.г. Посвящается…О своих п...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Дню Победы в Великой Отечественной Войне 1941-1945 г.г. Посвящается…О своих п

    Описание слайда:

    Дню Победы в Великой Отечественной Войне 1941-1945 г.г. Посвящается…
    О своих прадедах рассказывают
    воспитанники 12 группы
    Начат в 2020 году

  • 2 слайд

    Альбом памяти  Одной из важнейших задач воспитания является развитие

    Описание слайда:

    Альбом памяти 
    Одной из важнейших задач воспитания является развитие у воспитанников нравственных качеств, а так же патриотизма. С самого раннего детства надо прививать уважение к истории своего Отечества, к людям, защищавшим родную землю в тяжелые годы. Гордость за свою Родину, любовь к родной земле, уважение традиций и понимание культуры своего народа, почитание его героев.
    Великая Отечественная война – важное событие в жизни нашей Родины. Как научить воспитанников помнить защитников Родины, отстоявших родную землю, гордится мужеством, героизмом, стойкостью советских солдат и офицеров, самоотверженностью тружеников тыла – женщин, стариков и детей? Где взять эти знания, чтобы передать воспитанников?
    Очень важно именно сейчас не прервать живую нить памяти о героическом подвиге нашего народа в те годы, и в дошкольном возрасте лелеять ростки памяти о прадедах, их мужестве.
    Поэтому еще до школы необходимо сформировать у воспитанников первоначальные представления о подвиге нашего народа в Великой Отечественной войне, пробудить гордость за принадлежность к России. Знакомя воспитанников с подвигом советского народа в годы Великой Отечественной войны, следует обратить их внимание на трудности, которые приходилось преодолевать бойцам и труженикам тыла, на помощи, которую оказала наша армия другим народам, освободив их от фашистского ига.
    Таким образом, было принято решение разработать и реализовать проект «Альбом памяти…»

  • 3 слайд

    Цель: создание условий для обогащения детей знаниями о ВОВ, воспитание патрио

    Описание слайда:

    Цель: создание условий для обогащения детей знаниями о ВОВ, воспитание патриотизма, чувства гордости за свою семью.
    Задачи:
    -Познакомить детей с героическими подвигами народа в годы Великой Отечественной войны. Расширять представления детей об армии.
    -Развивать связную речь, через пересказ текстов, разучивание стихотворений о войне.
    -Сформировать у детей и их родителей интерес к заданной теме, совместно с взрослыми заниматься поиском информации. Привлечь родителей к обогащению предметно-развивающей среды (создание альбома памяти, презентации «Дети войны».

  • 4 слайд

    Рассказы о войне для детей дошкольного возраста 6 7 лет

  • 5 слайд

    Ветеран моей семьи Коротаев Николай Семёнович Всё дальше уходят от нас те ст

    Описание слайда:

    Ветеран моей семьи
    Коротаев Николай Семёнович
    Всё дальше уходят от нас те страшные дни Великой Отечественной войны. Для будущих поколений это история, которую нельзя забывать, потому что в каждой семье есть свой герой, добывавший для нас Победу.
    В моей семье помнят Коротаева Николая Семёновича – старшего брата прадедушки по папе. Родился он в 1926 году. Призван на войну Серовским военкоматом. На войне был рядовым, его должность – стрелок 53 Гвардейской стрелковой дивизии. Довелось ему воевать на III Прибалтийском фронте. О нём известно немного, знаем, что он ранен 24 июля 1944 года в Латвии. Это было тяжёлое ранение в позвоночник, он проходил лечение в госпитале в Свердловске. Был инвалидом I группы, до самой смерти был прикован к постели, умер в конце 50-х годов XX века. Награждён орденом Отечественной войны I степени.
    Теперь у нас осталось несколько фотографий с трогательными посланиями будущим поколениям не забывать его. Красивый, статный, с добрыми глазами. Мог долго жить, обзавестись семьёй. Как жаль, что Победа добывается слишком дорогой ценой – ЖИЗНЬЮ!

    Коротаева Александра

  • 6 слайд

    Рисунок «9 мая» Коротаевы Илья(12лет) и Александра(5 лет)

    Описание слайда:

    Рисунок «9 мая»
    Коротаевы Илья(12лет) и Александра(5 лет)

  • 7 слайд

    «Дедушкин портрет» Бабушка надела ордена И сейчас красивая такая! День Побед

    Описание слайда:

    «Дедушкин портрет»

    Бабушка надела ордена
    И сейчас красивая такая!
    День Победы празднует она,
    О войне великой вспоминая.
    Грустное у бабушки лицо.
    На столе солдатский треугольник.
    Дедушкино с фронта письмецо
    Ей читать и нынче очень больно.
    Смотрим мы на дедушкин портрет
    И разводим ручками с братишкой:
    — Ну какой, какой же это дед?
    Он же ведь совсем ещё мальчишка!
    Туров Виктор

    Миллер Виктория

  • 8 слайд

    Я хочу рассказать о...   Весь под ногами шар земной, Живу. Дышу. Пою. Но в па

    Описание слайда:

    Я хочу рассказать о…
     
    Весь под ногами шар земной,
    Живу. Дышу. Пою.
    Но в памяти всегда со мной
    Погибшие в бою.
     
    Великая Отечественная война — необычная тема… Необычная, потому что никогда не перестанет волновать людей, бередя старые раны и душу болью в сердце. А еще, потому что память и история в ней слились воедино.
    Я, как и все мои ровесники, не знаю войны. Не знаю, и не хочу войны, но ведь ее не хотели и те, кто погибал, не думая о смерти, о том, что не увидят больше ни солнца, на травы, ни листьев, ни детей.
    Я хочу вам рассказать о своем прапрадедушке, Баранове Федоре Тимофеевиче, который в 1942 году ушел на войну и не вернулся.
    Война — это горе и слезы. Она постучалась в каждый дом, принося беду. В 1942 году в селе Каргалы Зубово-Полянского района призвали на фронт моего прапрадеда, Баранова Федора Тимофеевича. Дома с плачем отправляли на фронт мать, Агафья Тимофеевна, жена, Евдокия Семёновна, которая ждала появления на свет еще одного ребенка, и трое детей: Раиса, Георгий и Григорий.
    Кудинов Артем

  • 9 слайд

    Федор Тимофеевич попал на фронт в город Орёл. На войне он был механиком-води

    Описание слайда:

    Федор Тимофеевич попал на фронт в город Орёл. На войне он был механиком-водителем боевой машины танк Т-34. За весь период службы семья получила несколько писем и фотографий с фронта. Вскоре Федор Тимофеевич узнает, что у него в селе Каргалы родился сын. В следующем письме он просит свою жену, Евдокию Семёновну, назвать его Николаем. Молодой отец был счастлив рождению сына. Но он тогда еще не знал, что никогда его не увидит.
    В 1943 году во время очередного сражения мой прапрадед, Баранов Федор Тимофеевич, сгорел с танке.
    12 марта 1943 года в село Каргалы пришло извещение, которого боялась каждая семья. В нем было сказано: «Ваш муж, младший сержант, Баранов Федор Тимофеевич, в бою за социалистическую Родину, верный военной присяге, проявив геройство и мужество, был убит 9 февраля 1943 года. Похоронен в селе Нагорная Орловской области.»
    Позже, из Министерства Обороны Российской Федерации военного Комиссариата пришло письмо, в котором сообщалось, что имя Баранов Федор Тимофеевич занесено в книгу «памяти» села Нагорная Орловской области, том 4, страница 47.

  • 10 слайд

    Мой прапрадед воевал на войне не долго. Сгорел в танке. На войне проявил муж

    Описание слайда:

    Мой прапрадед воевал на войне не долго. Сгорел в танке. На войне проявил мужество, героизм, защищая нашу Родину. Что такое подвиг, каждый понимает по своему. Для меня прапрадед навсегда останется героем. Он, как и другие солдаты, всегда будет жить в моем сердце . Память о тех страшных годах мы пронесем через всю нашу жизнь, рассказывая от поколения к поколению об этих смелых людях, сражавшихся во имя Родины, не щадя своей жизни. Они сделали все, чтобы в наши дни был мир. Память об этих подвигах нужна живым, для того, чтобы они помнили тех, кто отдал за них свою жизнь, не думая о славе, наградах, призваниях.
    Тысячи людей прошли сквозь дым и пепел войны, испытали ужасные мучения. Но они выстояли и победили. Победили в самой тяжелой из всех войн.
    В 1945 году всю землю озарил великий праздник мира — победа в Великой Отечественной Войне. Нелегкой ценой она досталась. Русский народ спас свою Родину и человечество от фашизма. Мой прапрадед, Федор Тимофеевич, не дожил до этих дней. Наша семья каждый год 9 мая с гордостью вспоминает этого человека. Мы гордимся им. У моих прабабушки и прадедушки висит дома портрет прапрадеда. Там увеличена последняя фотография, которую он прислал с фронта. Ему было 34 года. Он не успел осуществить свои мечты, увидеть маленького сынишку. Просто не успел прожить собственную жизнь.
    Чем дальше от нас война, тем больше осознаем величие народного подвига, и тем больше — цену победы. Имена многих из них не известны, но жива память о них и их подвигах. И сегодня хочется гордиться их стойкостью, и мы благодарим за свободную жизнь наших предков, мы говорим им, погибшим на родной и чужой земле, выжившим в неравных боях:
    «СПАСИБО! МЫ БУДЕМ ПОМНИТЬ О ВАС!».

  • 11 слайд

    Что такое День Победы Что такое День Победы?Это утренний парад:Едут танк

    Описание слайда:

    Что такое
    День Победы

    Что такое День Победы?
    Это утренний парад:
    Едут танки и ракеты,
    Марширует строй солдат.
    Что такое День Победы?
    Это праздничный салют:
    Фейерверк взлетает в небо,
    Рассыпаясь там и тут.
    Что такое День Победы?
    Это песни за столом,
    Это речи и беседы,
    Это дедушкин альбом.
    Это фрукты и конфеты,
    Это запахи весны…
    Что такое День Победы –
    Это значит – нет войны.
    А. Усачёв

  • 12 слайд

    Мой прадедушка. Востриков Василий Петрович Востриков Василий Петрович

    Описание слайда:

    Мой прадедушка.
    Востриков Василий Петрович
    Востриков Василий Петрович рожден 1926 года в селе Зайсан Восточно — Казахстанской обл. В детстве воспитывался мамой,(об отце Василия нет фактов).
    Василий Петрович из 8 детей был в семье самый старший. На начало войны в 1941 году ему едва было 15 лет. Он был высок ростом и воспитываясь без отца очень рано повзрослел и был старшей опорой в помощи своей мамы. Добавив в свидетельстве о рождении себе 3 года к возрасту он убежал на фронт. При этом он попал в летную военную часть. Где со старшим по пилотажу и вылетами на боевые действия они совершали полеты во вражеский тыл. При одном из полетов их самолет  был сбит врагом. Но они остались живы, самолёт упал в болотное место. При этом Василий Петрович получил осколочное ранение в легкое. Через три дня их обнаружили советские войска и  доставили в больницу.
    После ранения он больше не воевал. С осколком в лёгком отец прожил до 1957 года. На Родине в Казахстане с. Урджар установлен обелиск памяти всем землякам воевавшим в годы ВОВ.
    Битюкова Кира

  • 13 слайд

    Рисунок «День Победы» Максим Привалов (5лет)

    Описание слайда:

    Рисунок «День Победы»
    Максим Привалов (5лет)

  • 14 слайд

    Букина Лариса Владимировна Мой дедушка Мезенин Егор Мокеевич. Мез

    Описание слайда:

    Букина Лариса Владимировна

    Мой дедушка Мезенин Егор Мокеевич.

    Мезенин Егор Мокеевич родился в д. Мартьяново Шалинского района Свердловской области в крестьянской семье. Детство было трудным, потому что в семье было семеро детей. Учился прадедушка хорошо, закончил всего несколько классов, дальше учиться было некогда, надо было работать, помогать родителям: «кормить семью». Мой прадедушка работал и пастухом, и сторожем, и в заготконторе заготовителем.
    Прадедушка Егор служил в Советской Армии, служил он 5 лет, службу закончил сержантом.
    В 1937году, когда были, сталинские репрессии прадедушку тоже забрали, но посчастливой случайности, в милиции служил его знакомый, который помог ему убежать. И он три дня пешком шел домой, а дома уже и не думали, что вернется.
    В 1941 году был призван на фронт, воевал в 1 мотострелковой дивизии, был помощником командира взвода. С 12 по 14 июля 1941г. дивизия вела бои с противником в районе Орши, и в итоге оказалась полностью в окружении. Более 10 дней с 14 по 25 июля дивизия вела бои в тылу противника. Последний сильный удар дивизия нанесла у Добрынь по тылам 18-й танковой дивизии. К исходу 25 июля остатки дивизии вышли к частям 61-го стрелкового корпуса в районе Могилева, который сам находился в окружении.

  • 15 слайд

    25-26 июля прикрывала отход 61-го стрелкового корпуса, а 27 июля сама нач

    Описание слайда:

    25-26 июля прикрывала отход 61-го стрелкового корпуса, а 27 июля сама начала выход из окружения. При прорыве из окружения батальон 6-го мотострелкового полка капитана П. И. Шурухина около 300 человек, был отрезан на переправе через реку Проня, и после неудачных попыток вырваться к своим приступил к партизанской борьбе. К 30 июля дивизия практически полностью уничтожена в районе Могилёва: в лесном бою остатки дивизии были рассечены надвое, 175-й и 6-й полки прорывалась из окружения самостоятельно.
    В августе 1942 года получил сквозное пулевое ранение правого бедра с повреждением мягких тканей голени малоберцового нерва. Ранение было тяжелое, и в октябре 1942 года старшина Мезенин Егор Мокеевич был демобилизован домой, где его ждали жена и 4 дочки.
    После войны прадедушка работал долгое время председателем сельсовета, после ухода на пенсию продолжал работать в колхозе.

  • 16 слайд

    У обелиска Застыли ели в карауле,Синь неба мирного ясна.Идут года. В трев

    Описание слайда:

    У обелиска

    Застыли ели в карауле,
    Синь неба мирного ясна.
    Идут года. В тревожном гуле
    Осталась далеко война.
    Но здесь, у граней обелиска,
    В молчанье голову склонив,
    Мы слышим грохот танков близко
    И рвущий душу бомб разрыв.
    Мы видим их — солдат России,
    Что в тот далёкий грозный час
    Своею жизнью заплатили
    За счастье светлое для нас…
    С. Пивоваров

  • 17 слайд

    Слава нашим генералам… Слава нашим генераламИ солдатам рядовым!Слава павшим

    Описание слайда:

    Слава нашим генералам…
    Слава нашим генералам
    И солдатам рядовым!
    Слава павшим и живым,
    От души спасибо им!
    Не забудем тех героев,
    Что лежат в земле сырой,
    Жизнь, отдав на поле боя
    За народ, за нас с тобой!
    С. Михалков

  • 18 слайд

    Прабабушка Моя прабабушка седая,Такая милая, родная.Со мной играет, пригол

    Описание слайда:

    Прабабушка
    Моя прабабушка седая,
    Такая милая, родная.
    Со мной играет, приголубит,
    Но вспоминать она не любит,
    Как воевала на войне,
    Вздохнёт и скажет мне:
    — Всего дороже мир и дети!
    А в День Победы, на рассвете,
    Свои достанет ордена,
    Слезу рукой смахнёт она.
    Наденет праздничный наряд,
    И с ней идём мы на парад!
    Идёт тихонечко она,
    С палочкой, болит спина.
    Горят на солнце ордена.
    Всех ветеранов чтит страна,
    За то, что защитили Русь!
    Горжусь прабабушкой,
    Горжусь!
    Татьяна Петухова

  • 19 слайд

    Благодарим и помним каждого, кто участвовал в событиях тех лет, кто внес свой

    Описание слайда:

    Благодарим и помним каждого, кто участвовал в событиях тех лет, кто внес свой вклад в победу в Великой Отечественной Войне.

  • 20 слайд

    Рассказы о войне для детей дошкольного возраста 6 7 лет

  • 21 слайд

    Рассказы о войне для детей дошкольного возраста 6 7 лет

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Рассказы о войне для детей дошкольного возраста 6 7 лет

  • Сейчас обучается 941 человек из 79 регионов

Рассказы о войне для детей дошкольного возраста 6 7 лет

  • Сейчас обучается 571 человек из 78 регионов

Рассказы о войне для детей дошкольного возраста 6 7 лет

  • Сейчас обучается 2916 человек из 84 регионов

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Краткое описание документа:

Альбом памяти содержит: фотографии и рассказы о ветеранах, рисунки детей К 9 МАЯ, стихи, рассказы Великая Отечественная война – важное событие в жизни нашей Родины. Как научить воспитанников помнить защитников Родины, отстоявших родную землю, гордится мужеством, героизмом, стойкостью советских солдат и офицеров, самоотверженностью тружеников тыла – женщин, стариков и детей? Где взять эти знания, чтобы передать воспитанников? Таким образом, было принято решение разработать и реализовать проект «Альбом памяти…»,

Проверен экспертом

Общая информация

Похожие материалы

  • РМО воспитателей ДОУ. Презентация на тему: «Дидактическая игра – одно из эффективных средств развития познавательного интереса детей» воспитатель высшей категории МБДОУ — д/с «Берёзка» р.п. Лысые Горы Беркалова И.Г.

  • Конспект ООД по математике в средней группе

  • Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Воздух-невидимка» (средняя группа)

  • НОД в подготовительной группе (пластилинография) «Новогодняя ёлочка»

  • Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Откуда к нам хлеб пришёл».

  • «СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ.ЭТАЛОН ФОРМЫ «КРУГ»

  • Занятие по Конструированию из бросового материала «Аист»

  • Консультация для родителей «Влияние родительских установок на развитие личности ребенка»

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5457335 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Воспитание детей дошкольного возраста»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация воспитательной деятельности в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Использование сказкотерапии с тревожными детьми в дошкольных образовательных организациях»

  • Курс повышения квалификации «Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»

  • Курс повышения квалификации «Укрепление здоровья детей дошкольного возраста как ценностный приоритет воспитательно-образовательной работы ДОО»

  • Курс повышения квалификации «Современные методы организации детской игры в ДОУ»

  • Курс повышения квалификации «Одаренные дети. Особенности развития и система сопровождения в системе ДОО»

  • Курс повышения квалификации «Песочная терапия в работе с детьми»

  • Курс повышения квалификации «Организация развивающей образовательной среды в условиях реализации ФГОС ДО»

  • Курс повышения квалификации «Методическое обеспечение дошкольного образования в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Внедрение технологии решения изобретательских задач в педагогический процесс дошкольной образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Технология проектной деятельности в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с природой»

  • Курс повышения квалификации «Личностное развитие дошкольника в социальной среде в условиях реализации ФГОС ДО»

  • Курс повышения квалификации «Музыкальное развитие детей в соответствии с ФГОС ДО»

  • Курс повышения квалификации «Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Великая Отечественная Война — ужасное событие в нашей истории. Предки сражались с фашистским захватчиком за нашу свободу. Пролили много крови для того, чтобы не дать чужакам прийти на нашу землю. И установить свои чудовищные законы.

Родители должны рассказывать о Великой Отечественной Войне. О подвиге наших прадедов. А также о победе в ней. Чтобы ребенок понимал: он — Гражданин великой страны. А также осознавал, к чему приводит, когда одна нация считает себя лучше других.

Мы поведаем о том, как рассказать ребенку об Отечественной Войне. Рассмотрим, какие истории для этого необходимо будет осветить. И на что обратить внимание в процессе.

Основной совет

Когда будете рассказывать ребенку о ВОВ, делайте это интересно. Не произносите те слова, которые используются в учебнике. Слушать это ребенку будет очень скучно.

Вместо этого рекомендуем воспользоваться альтернативным способом воздействия на детское сознание. Называйте интересные военные детали. Поищите в сети необычные факты о Великой Отечественной. А также другие ее особенности. Чтобы информацию было воспринимать максимально легко и интересно.

Стихи о войне для детей начальной школы на конкурс чтецов (для 6-7 лет)

Верим в Победу Против нас полки сосредоточив, Враг напал на мирную страну. Белой ночью, самой белой ночью Начал эту чёрную войну!

Только хочет он или не хочет, А своё получит от войны: Скоро даже дни, не только ночи, Станут, станут для него черны! (В. Шефнер, 1941)

***

Никто не забыт «Никто не забыт и ничто не забыто» — Горящая надпись на глыбе гранита.

Поблекшими листьями ветер играет И снегом холодным венки засыпает.

Но, словно огонь, у подножья – гвоздика. Никто не забыт и ничто не забыто. А. Шамарин

***

Дедушкин портрет Бабушка надела ордена И сейчас красивая такая! День Победы празднует она, О войне великой вспоминая. Грустное у бабушки лицо. На столе солдатский треугольник. Дедушкино с фронта письмецо Ей читать и нынче очень больно. Смотрим мы на дедушкин портрет И разводим ручками с братишкой: — Ну какой, какой же это дед? Он же ведь совсем ещё мальчишка! В. Туров

***

Приснилось мне Приснилось мне, Как будто я на той войне. Вдруг вижу – папа молодой, Тогда еще не папа мой, Такой смешной, такой худой, И совершенно не седой. Среди разрывов и огня Идет, не зная про меня.

Приснилось мне, Я папу видел на войне. Идет куда-то в сапогах Не на протезах. На ногах. П. Давыдов

***

Пусть дети не знают войны Войны я не видел, но знаю, Как трудно народу пришлось, И голод, и холод, и ужас – Всё им испытать довелось. Пусть мирно живут на планете, Пусть дети не знают войны, Пусть яркое солнышко светит! Мы дружной семьёй быть должны!

***

Героям Победы — спасибо!!! СПАСИБО ГЕРОЯМ, СПАСИБО СОЛДАТАМ, Что МИР подарили, Тогда — в сорок пятом !!!

Вы кровью и потом Добыли ПОБЕДУ. Вы молоды были, Сейчас — уже деды.

Мы ЭТУ ПОБЕДУ — Вовек не забудем !!! Пусть МИРНОЕ солнце Сияет всем людям !!!

Пусть счастье и радость Живут на планете !!! Ведь мир очень нужен — И взрослым, и детям !!! О. Маслова

***

Победа Мой прадед Рассказывал мне о войне. Как в танке сражались, Горели в огне, Теряли друзей, Защищая страну. Победа пришла В Сорок пятом году!

Вечернее небо, Победы салют. Солдаты России Наш сон берегут. Я вырасту — Детям своим расскажу, Как прадеды их Защищали страну!

Как начать беседу о Великой Отечественной?

Перед тем, как начать рассказывать ребенку о войне, вспомните о его возрасте. Этот параметр необходимо учитывать, когда вы будете обсуждать военные действия. До пяти лет разговаривать про Великую Отечественную с чадом бесполезно. Ребенок не сможет воспринять информацию в силу возраста.

Если чадо старше пяти лет, то можете смело обсуждать войну. В этом возрасте дети уже понимают разницу между хорошими поступками, и плохими. Соответственно, чаду будет легче воспринять информацию, которую вы пытаетесь до него донести. И он сможет правильно понять, кто виноват в войне. А кто — нет.

При этом, важно учитывать одно правило. О событиях стоит говорить лишь вскользь. Не сильно углубляясь в том, кого убили. Каким образом. И при каких обстоятельствах. Эта информация может нанести ребенку удар по психике.

Расскажите ребенку, по какой причине началась Великая Отечественная война

Сообщить чаду о причинах начала ВОВ очень важно. Однако, опять же, нужно учитывать возраст слушателя. Для разных возрастов историю войны предстоит преподносить по-разному.

Если ребенок очень маленький, то о причинах, по которым случилась война, можно поведать в общем. Достаточно сказать, что одно государство (Фашистская Германия) хотела захватить территорию СССР. Страны, в состав которой раньше входила Россия. При этом, нужно добавить, что к Германии примкнули другие государства. Которые боролись со всем остальным миром.

Если ребенок уже учится в школе, то ему можно рассказать о ВОВ более подробно. Поведайте о том, что Германией в то время руководил Гитлер. Он установил фашистский режим. В рамках которого, хотел истребить другие народы Земли. Потому, что они являлись представителями других национальностей.

Стоит добавить, что Гитлер является самым ужасным человеком в истории. Он был очень жесток. Поскольку сжигал людей других национальностей в газовых камерах. И издевался над ними в концлагерях.

Стихи о войне 1941-1945

Стихи о войне 1941-1945 рассказывают о тяготах этого нелегкого времени.

Мальчик из села Поповки

Среди сугробов и воронок В селе, разрушенном дотла, Стоит, зажмурившись ребёнок — Последний гражданин села.

Испуганный котёнок белый, Обломок печки и трубы — И это всё, что уцелело От прежней жизни и избы.

Стоит белоголовый Петя И плачет, как старик без слёз, Три года прожил он на свете, А что узнал и перенёс.

При нём избу его спалили, Угнали маму со двора, И в наспех вырытой могиле Лежит убитая сестра.

Не выпускай, боец, винтовки, Пока не отомстишь врагу За кровь, пролитую в Поповке, И за ребёнка на снегу.

Автор: Самуил Маршак

***

22 июня 1941

Казалось, было холодно цветам, и от росы они слегка поблёкли. Зарю, что шла по травам и кустам, обшарили немецкие бинокли.

Цветок, в росинках весь, к цветку приник, и пограничник протянул к ним руки. А немцы, кончив кофе пить, в тот миг влезали в танки, закрывали люки.

Такою все дышало тишиной, что вся земля еще спала, казалось. Кто знал, что между миром и войной всего каких-то пять минут осталось!

Я о другом не пел бы ни о чем, а славил бы всю жизнь свою дорогу, когда б армейским скромным трубачом я эти пять минут трубил тревогу.

Автор: Степан Щипачев

***

Десятилетний человек

Крест-накрест белые полоски На окнах съёжившихся хат. Родные тонкие березки Тревожно смотрят на закат.

И пес на теплом пепелище, До глаз испачканный в золе. Он целый день кого-то ищет И не находит на селе.

Накинув драный зипунишко, По огородам, без дорог, Спешит, торопится парнишка По солнцу, прямо на восток.

Никто в далекую дорогу Его теплее не одел, Никто не обнял у порога И вслед ему не поглядел,

В нетопленой, разбитой бане, Ночь скоротавши, как зверек, Как долго он своим дыханьем Озябших рук согреть не мог!

Но по щеке его ни разу Не проложила путь слеза, Должно быть, слишком много сразу Увидели его глаза.

Все видевший, на все готовый, По грудь проваливаясь в снег, Бежал к своим русоголовый Десятилетний человек.

Он знал, что где-то недалече, Быть может, вон за той горой, Его, как друга, в темный вечер Окликнет русский часовой.

И он, прижавшийся к шинели, Родные слыша голоса, Расскажет все, на что глядели Его недетские глаза.

Автор: Сергей Михалков

***

Пусть будет мир

Как надоели войны на свете, Гибнут солдаты и малые дети, Стонет земля, когда рвутся снаряды, Матери плачут и плачут комбаты.

Хочется крикнуть: » — Люди, постойте, Войну прекратите, живите достойно, Гибнет природа и гибнет планета, Ну неужели вам нравится это ??? »

Война — это боль, это смерть, это слёзы, На братских могилах тюльпаны и розы. Над миром какое-то время лихое, Где прАвит война, никому нет покоя.

Я вас призываю, нам всем это нужно, Пускай на земле будет мир, будет дружба, Пусть солнце лучистое всем нам сияет, А войн — НИКОГДА и НИГДЕ не бывает!

Автор: Ольга Маслова

***

На поляне, от лагеря близко

На поляне, от лагеря близко, Где багульник все лето цветет, На дорогу глядят с обелиска Пехотинец, матрос и пилот.

Отпечаток счастливого детства Сохранился на лицах солдат, Но уже никуда им не деться От военной суровости дат.

«Вот в таком же зеленом июне, — Нам сказал пожилой старшина, — Забрала их, веселых и юных, И домой не вернула война.

На рассвете, прижав автоматы, Шли солдаты на штурм высоты… Нестареющим нашим вожатым Мы к ногам положили цветы.

Автор: Василий Фетисов

***

Как нужно рассказывать детям о Великой Отечественной Войне?

Когда будете рассказывать детям о Великой Отечественной Войне, будьте проницательны. У ребенка наверняка появятся вопросы. Ваша задача — ответить на них максимально понятно.

Если не знаете определенную информацию, то поищите ее в интернете. А затем переработайте и расскажите ребенку. Для того, чтобы дать полное представление об ужасной войне.

Можете рассказать ребенку, что в Великой Отечественной участвовали не только взрослые люди. Но и дети. Они тоже защищали свою родину.

О чем конкретно рассказать про войну?

Чтобы ребенок понял о том, какой являлась Великая Отечественная Война, расскажите ему об основных ее моментах. Упомянуть стоит следующие события:

  1. То, как Германия без предупреждения напала на СССР. Обязательно скажите, что Россия раньше была частью Советского Союза. Расскажите о том, что он собой представлял. Добавьте, что чудовищное нападение фашистской Германии произошло 22 июня 1941 года. Ровно в четыре часа утра.
  2. То, как бравые солдаты защищали Брестскую Крепость. Это происходило с двадцатого июня по двадцатое июля 1941. Отбивали нападение фашистов огромное количество человек. Около четырех тысяч солдат.
  3. О битве, которая происходила под вратами Москвы. Это событие происходило с октября 1941 года по апрель следующего года. Битва являлась очень важной для хода войны. Она так или иначе повлияла на ее исход.
  4. О блокаде Санкт-Петербурга, который тогда именовался Ленинградом. Ужасное событие длилось очень долго. Началось оно восьмого сентября 1941. А закончилась блокада аж через три года. В конце января 1944 года. Блокада завершилась спустя целых 872 дня с ее начала. При этом, людям было нечего кушать. Они выживали в тяжелейших условиях.
  5. Курская битва. Тоже очень важное событие. Началось оно пятого июля. И закончилось двадцать третьего августа. Это сражение было очень жестоким. Пожалуй, самый тяжёлым за все время войны. Во время битвы были разбиты 2 очень крупные группировки фашистов.
  6. Сталинградская битва. Началось событие семнадцатого июля 1942 года. А закончилось второго февраля следующего года. Битва длилась довольно долго. Целых двести дней. Советский Союз снова победил фашистов. В этот момент стало понятно, что в будущем СССР обязательно победит Германию. Это произойдет в любом случае. Вопрос лишь в том, сколько времени на это предстоит потратить.
  7. Взятие Берлина. Происходило это в апреле 1945 года. Тогда Советскому Союзу удалось дойти до главного города Фашистской Германии того времени. По пути в Берлин, солдаты заходили в другие государства. Освобождали их от отрядов фашистов, которые остались недобитыми.
  8. День Победы. Девятое мая — очень важный праздник в жизни нашей родины. Именно в этот день в 1945 году немцы капитулировали. Причем, сдались как командиры, так и их вооруженные силы.

После того, как закончите разговор с ребенком о Великой Отечественной Войне, закрепите его знания. Задайте уточняющие вопросы. Например, о том, все ли ребенку было понятно. Спросите о том, когда происходили те или иные события. Попросите ребенка расшифровать, что происходило в рамках тех или иных боевых действий. И так далее.

Старайтесь рассказывать максимально интересно. Если видите, что ребенку становится скучно, постарайтесь вернуть его внимание. Для этого покажите различные видео, фото и другие медиафайлы.

Расскажите ребенку о городах-героях

Поведайте чаду о том, что некоторые города стран СНГ имеют звания «город-герой». Их выдавали только тем населенным пунктам, которые отличились во время защиты родины от фашистов. Тем городам, жители которых проявили себя очень отважно.

Городов-героев много не только в России, но и в Украине, Беларуси. Самые известные из них — Брест, Одесса, Севастополь и так далее.

Расскажите ребенку о военных наградах

Поведайте чаду, что участникам Великой Отечественной Войны вручали специализированные награды. За заслуги перед Родиной во время ВОВ. Скажите, что получали их абсолютно любые люди. Не только командиры, но и рядовой состав.

Награды со времен Второй Мировой Войны являются очень престижными. Они показывают, какой вклад внес в общую победу человек, участвовавший в войне. Скажите, что ветеранов нужно чтить и уважать. Поскольку от них зависит то, что мы сейчас живы.

Расскажите ребенку о военных профессиях

Скажите ребенку, что существует такая профессия — военный. В рамках нее, специалист защищает свою родину. Делать это он может любыми способами. Он может защищать воздушное, водное пространство. Или служить в сухопутных войсках. И так далее.

Расскажите ребенку, что профессиональные военные могут быть летчиками. Могут служить в море, быть связистами, работать в военных госпиталях и так далее. Добавьте, что раньше нас защищали наши прадедушки и прабабушки. А сейчас судьба государства лежит в руках бравых военных. Которые готовы в любой момент остановить вражескую агрессию и вмешательство. Защитить государство от врагов.

Стихи о войне до слез

Стихи о войне до слез подходят для взрослых людей.

Его зарыли в шар земной

Его зарыли в шар земной, А был он лишь солдат, Всего, друзья, солдат простой, Без званий и наград. Ему как мавзолей земля — На миллион веков, И Млечные Пути пылят Вокруг него с боков. На рыжих скатах тучи спят, Метелицы метут, Грома тяжелые гремят, Ветра разбег берут. Давным-давно окончен бой… Руками всех друзей Положен парень в шар земной, Как будто в мавзолей…

Автор: Сергей Орлов

***

Здесь похоронен красноармеец

Куда б ни шел, ни ехал ты, Но здесь остановись, Могиле этой дорогой Всем сердцем поклонись.

Кто б ни был ты — рыбак, шахтер, Ученый иль пастух,- Навек запомни: здесь лежит Твой самый лучший друг.

И для тебя и для меня Он сделал все, что мог: Себя в бою не пожалел, А родину сберег.

Автор Михаил Исаковский

***

Мой прадед рассказывал мне о войне

Мой прадед Рассказывал мне о войне. Как в танке сражались, Горели в огне, Теряли друзей, Защищая страну. Победа пришла В Сорок пятом году!

Вечернее небо, Победы салют. Солдаты России Наш сон берегут. Я вырасту — Детям своим расскажу, Как прадеды их Защищали страну!

***

Имя (К разбитому доту приходят ребята)

К разбитому доту Приходят ребята, Приносят цветы На могилу солдата. Он выполнил долг Перед нашим народом. Но как его имя? Откуда он родом? В атаке убит он? Погиб в обороне? Могила ни слова О том не проронит. Ведь надписи нет. Безответна могила. Знать, в грозный тот час Не до надписей было.

К окрестным старушкам Заходят ребята — Узнать, расспросить их, Что было когда-то. — Что было?! Ой, милые!.. Грохот, сраженье! Солдатик остался Один в окруженье. Один — А не сдался Фашистскому войску. Геройски сражался И умер геройски. Один — А сдержал, Поди, целую роту!.. Был молод, черняв, Невысокого росту. Попить перед боем В село забегал он, Так сказывал, вроде, Что родом с Урала. Мы сами сердечного Тут схоронили — У старой сосны, В безымянной могиле.

На сельскую почту Приходят ребята. Письмо заказное Найдёт адресата. В столицу доставят Его почтальоны. Письмо прочитает Министр обороны. Вновь списки просмотрят, За записью запись… И вот они — Имя, фамилия, адрес! И станет в колонну Героев несметных, Ещё один станет — Посмертно, Бессмертно.

Старушку с Урала Обнимут ребята. Сведут её к сыну, К могиле солдата, Чьё светлое имя Цветами увито… Никто не забыт, И ничто не забыто!

***

Стихи ведь тоже воевали…

Военное время было очень тяжелым. С нынешним – не сравнить. И тогда веру и надежду в людях поддерживали стихи. Многие из них становились песнями и разлетались по фронтам нашей Родины. Кто знает, какой была бы победа, не будь такой поддержки.

Бойцы в своих воспоминаниях неоднократно упоминали, что простые строчки стихов, переписанные от руки в письме от родных помогали им идти в бой с верой, что они – победят.

Получите Подарочное издание «Стихи о войне» в формате pdf со скидкой 50%, применив КУПОН: 9МАЯ

Солнце скрылось за горою

Солнце скрылось за горою, Затуманились речные перекаты, А дорогою степною Шли с войны домой советские солдаты.

От жары, от злого зноя Гимнастерки на плечах повыгорали; Свое знамя боевое От врагов солдаты сердцем заслоняли.

Они жизни не щадили, Защищяя отчий край — страну родную; Одолели, победили Всех врагов в боях за Родину святую.

Солнце скрылось за горою, Затуманились речные перекаты, А дорогою степною Шли с войны домой советские солдаты.

Автор: Александр Коваленков

***

Когда на бой смертельный шли вы

Когда на бой смертельный шли вы, Отчизны верные сыны, О жизни мирной и счастливой Мечталось вам среди войны.

Вы от фашизма мир спасли, Вы заслонили нас сердцами. Поклон вам низкий до земли, В долгу мы вечном перед вами.

Вы героически прошли С боями все четыре года, Вы победить врага смогли И заслужить любовь народа.

Спасибо вам, отцы и деды, Спасибо, братья и сыны За ваш подарок к Дню Победы, За главный праздник всей страны!

Автор: Анатолий Воскобойников

***

Красоту, что дарит нам природа

Красоту, что дарит нам природа, Отстояли солдаты в огне, Майский день сорок пятого года Стал последнею точкой в войне.

За всё, что есть сейчас у нас, За каждый наш счастливый час, За то, что солнце светит нам, Спасибо доблестным солдатам — Нашим дедам и отцам.

Недаром сегодня салюты звучат В честь нашей Отчизны, В честь наших солдат!

Автор: Алексей Сурков

***

Погибшим и живым

Погибшим – Быть бессменно на посту, Им жить в названьях улиц и в былинах. Их подвигов святую красоту Отобразят художники в картинах. Живым – Героев чтить, не забывать, Их имена хранить в бессмертных списках, Об их отваге всем напоминать И класть цветы к подножьям обелисков!

***

Детский ботинок

Занесенный в графу С аккуратностью чисто немецкой, Он на складе лежал Среди обуви взрослой и детской. Его номер по книге: «Три тысячи двести девятый». «Обувь детская. Ношена. Правый ботинок. С заплатой…» Кто чинил его? Где? В Мелитополе? В Кракове? В Вене? Кто носил его? Владек? Или русская девочка Женя?.. Как попал он сюда, в этот склад, В этот список проклятый, Под порядковый номер «Три тысячи двести девятый»? Неужели другой не нашлось В целом мире дороги, Кроме той, по которой Пришли эти детские ноги В это страшное место, Где вешали, жгли и пытали, А потом хладнокровно Одежду убитых считали? Здесь на всех языках О спасенье пытались молиться: Чехи, греки, евреи, Французы, австрийцы, бельгийцы. Здесь впитала земля Запах тлена и пролитой крови Сотен тысяч людей Разных наций и разных сословий… Час расплаты пришел! Палачей и убийц – на колени! Суд народов идет По кровавым следам преступлений. Среди сотен улик – Этот детский ботинок с заплатой. Снятый Гитлером с жертвы Три тысячи двести девятой.

Автор: Сергей Михалков

***

Великая Отечественная война коснулась всех. В каждой семье есть своя личная история и свой герой или герои, память о которых бережно хранится и передается от отцов и дедов – детям и внукам. Многие родители задаются вопросом, как рассказать ребенку – дошкольнику о войне, когда начинать такой непростой разговор, что сказать и о чём пока промолчать.

Начиная такой разговор родителям следует полагаться на свою интуицию и знание особенностей собственного ребенка. Без помощи взрослых ребенок не сможет выделить из окружающей его жизни главное, расставить приоритеты, правильно настроить чувства. Воспринятая сердцем информация может запомниться надолго и дать нужные результаты. Эмоции станут началом зарождающихся патриотических чувств.

Часто первый раз в общих чертах говорят о войне с 5-6-летними детьми. Но главным индикатором всё же служит интерес самого ребенка к этой теме. Рассказывать надо так, чтобы сами дети ни в коем случае не воспринимали это как «какое-то там воспитание» или скучные уроки, а заинтересовались, прочувствовали, поняли. Знакомить детей старшего дошкольного возраста с темой войны можно по-разному:

— рассказать о жизни семьи в годы Великой Отечественной войны, о членах семьи, которые ушли на фронт и тех, кто работал в тылу. В этом помогут старые семейные фотоальбомы, письма, памятные вещи тех лет. Если есть возможность, познакомьте ребенка с ветеранами. Рассказы очевидцев производят совсем другое впечатление.

— знакомить с событиями Великой Отечественной войны посредством художественного слова (книги и стихотворения о войне, репродукции картин о войне, песни и фильмы военных лет). Посмотрите вместе с ребенком военный парад, концерт военной песни.

— воспитывать уважение к памяти павших бойцов и старшему поколению (экскурсии к памятным местам, обелискам, прогулки по улицам города, площадям родного города, носящим имена героев).

Порассуждайте вместе с детьми над пословицами и поговорками военной тематики:

-«Береги землю родимую, как мать любимую»,

-«Герой – за Родину горой»,

-«Мир строит, а война разрушает»

-«Друг за друга стой — и выиграешь бой».

-«Родина-мать — умей ее защищать»

-«Кто к нам с мечом придет — от меча и погибнет».

Посмотрите вместе с ребенком мультфильмы, посвященные военной тематике: «Воспоминание», «Солдатская сказка», «Василёк», «Салют», «Солдатская лампа», «Скрипка пионера», «Легенда о старом маяке».

Рассказывая об известных и значимых событиях войны, основной задачей родителей является — не напугать ребенка, а просветить его, разбудить в его душе самые трепетные чувства. События прошлого века уходят все дальше в историю, и услышать о Великой Отечественной войне из первых уст сейчас почти невозможно. Подвиги прошлого живут благодаря воспоминаниям. Если не передавать историю своим детям, Великая Отечественная война останется на страницах учебников как исторический факт, и не более. Детям интересно будет узнать о стране, о войне, о подвигах, благодаря которым мы сейчас живем. О войне должны знать все. Это целый период из жизни мужчин и женщин, мальчиков и девочек. Это героизм и самоотверженность дедов, отцов, сыновей и братьев, но вместе с тем – крепость духа, забота и стойкость бабушек, матерей, дочерей, сестер. Книги дают возможность рассказать об истинных образах героев. Расскажите о детях Великой Отечественной войны.

Книги о войне, стихотворения – отличный способ интересно и понятно поговорить о подвигах и славе предков, о страшной угрозе, нависшей над нашей страной, и о великой Победе.

Познакомится с ними и взять домой книги о Великой Отечественной войне можно в нашей библиотеке.

Список произведений о войне для дошкольников:

  1. Александрова З. «Маленькие солдаты Великой Отечественной»
  2. Алексеев С. П. «Орлович-Воронович», «Ни шагу назад!», «Победа под Курском», «Поклон победителям»
  3. Артюхова Н. М. «Светлана»
  4. Баруздин С. А. «Шел по улице солдат»
  5. Благинина Е. А. «Почему ты шинель бережешь?»
  6. Георгиевская С. М. «Галина мама»
  7. Герман Ю. П. «Вот как это было»
  8. «Детям о Великой Отечественной войне»
  9. Кассиль Л. А. «Твои защитники»
  10. Маркуша А. М. «Я — солдат, и ты – солдат»
  11. Митяев А. В. «Землянка», «Самовар», «Письмо с фронта»
  12. Осеева В. А. «Андрейка» из книги «Волшебное слово»
  13. Паустовский К. Г. «Похождения жука-носорога», «Стальное колечко»
  14. Печерская А. Н. «Дети — герои Великой Отечественной войны»
  15. Попов Н. Е. «Зачем?»
  16. Суворина Е. «Витя Коробков»
  17. Туричин И. А. «Крайний случай»
  18. Ульева Е. «Беседы о войне»
  19. Ходза Н. А. «Дорога жизни»
  20. Черкашин Г. А. «Кукла»
  21. Шулевиц Ури «Как я учил географию»
  22. Яковлев Ю. Я. «Девочки с Васильевского острова», «Как Сережа на войну ходил».

Память о прошедшей войне мы  храним в наших сердцах! И, конечно, все что знаем о ней, мы должны передать нашим детям. Маленькие граждане нашей страны должны знать ее героические страницы и гордиться своей Родиной и своим народом.

А. А. Коновалова

Нет, слово «МИР» останется едва ли,
Когда войны не будут люди знать.
Ведь то, что раньше миром назвали
Все станут просто жизнью называть.
И только дети, знатоки былого,
Играющие весело в войну,
Набегавшись, припомнят это слово,
С которым умирали в старину.

В. Берестов


Великая Отечественная войнаВеликая Отечественная война. 1941-1945 : рассказы, стихи, очерки, письма : [сборник ; сост. Д. Меркулов и др.]. — Москва : Лабиринт Пресс, 2019. — 1141 с. : цв. ил. — (Книга + Эпоха). Книга-панорама с вложениями.

В этой интерактивной книге огромное количество материалов из музейных и личных архивов, а также стихи и рассказы известных советских поэтов и писателей, очерки фронтовых корреспондентов. Ордена, медали и наградные листы сменяются диктантами из ученических тетрадей и письмами родных людей.


Вот как это былоГерман, Ю. П. Вот как это было : [повесть] / Юрий Герман ; художник Ольга Фадеева ; [предисл. А. Смоляна]. — Санкт-Петербург ; Москва : Речь, 2015. — 95 с. : ил. — (Вот как это было). 6+

Повесть написана от лица семилетнего ленинградца Мишки. Вместе с друзьями Мишка бегает тушить бомбы-зажигалки, выступает в госпитале, испытывает голод и холод. Война прокралась и в его бесхитростное восприятие жизни. Оканчивается история прорывом блокады, и Мишка с друзьями встречают победителей.


Последний снарядЕфетов, М. С. Последний снаряд : повесть / Марк Ефетов ; рисунки П. Пинкисевича. — Москва : Детская литература, 2019. — 111 с. : ил. — (Военное детство).6+

Подросток Володя и его маленькая сестра Наташа проводили на фронт папу, а сами остались с мамой в Москве. Они очень ждут от него письма, но почтовый ящик пуст. Володя занял место отца у станка на оборонном заводе и теперь работает для фронта. Позже именно Володин снаряд поставит последнюю точку в войне. Семья воссоединится только после Победы.


Привет тебе, Митя Кукин!Кузьмин, Л. И. Привет тебе, Митя Кукин! : повести / Лев Кузьмин ; рисунки Николая Устинова. — Санкт-Петербург ; Москва : Речь, 2015. —159 с. : ил. — (Вот как это было). 6+

Первая повесть книги названа по строчке из письма, которую пишет сироте Мите в интернат для эвакуированных детей неизвестный матрос. Это простое приветствие переворачивает мир мальчика: он больше не безучастный наблюдатель, у него есть друг на фронте! Однажды Митя и Саша, провинившись в интернате, собираются бежать на фронт…

Герой второй повести, пятилетний мальчик Олёша, вместе с матерью переживает получение похоронки на отца. Мать трудится на фабрике, а дело Олёши  сидеть взаперти и «сторожить дом». Но как-то раз всегда запертая калитка оказывается открытой, и жизнь Олёши меняется.


Подвиг солдатаМитяев, А. В. Подвиг солдата : [рассказы] / Анатолий Митяев ; художник Владимир Гальдяев. — Санкт-Петербург ; Москва : Речь, 2015. — 112 с. : ил. — (Вот как это было).

Шесть эпизодов военной жизни, которая уже сама по себе  подвиг. Иногда чуть приправленные юмором, иногда  печальные, незамысловатые и сердечные рассказы для младших школьников.


Остров на птичьей улицеОрлев, У. Остров на Птичьей улице : [роман] / Ури Орлев ; перевод с иврита Елены Байбиковой ; иллюстрации Ани Леоновой. — Москва : Самокат, 2020. — 319 с. : ил.

Действие книги происходит в оккупированном немцами польском городе. Десятилетний Алекс, еврейский мальчик из гетто, прячется в развалинах и ждёт своего отца. Часто ему нечего есть и его единственный друг  ручной мышонок Снежок. Но Алекс не только прячется: он помогает подпольщикам, выхаживает раненого и даже совершает то, чего никто не ожидал от ребёнка: убивает немецкого солдата. Несмотря на трагические события, книга очень жизнеутверждающая, и финал у нее счастливый  возвращение папы Алекса.


Солнечная сторона улицыСергеев, Л. А. Солнечная сторона улицы : повесть / Леонид Сергеев ; художник Владимир Перцов. — Санкт-Петербург ; Москва : Речь, 2017. — 111 с. : ил. — (Ребята с нашего двора). 6+

Герой повести  мальчишка Егорка, живущий в эвакуации в Казани вместе с родителями. Он очень дружен с отцом-инженером, весельчаком и любителем приключений. Отца забирают на фронт и Егорка ждёт его, но продолжает жить: играет с ребятами из своего двора, переживает первое чувство влюблённости, озорничает и помогает маме. Военное время, будни эвакуации, взрослые радости и беды проходят в повести фоном к главному  детству, где мальчишки всегда остаются мальчишками.


Маленькая повесть о любвиСтарк, У. Маленькая повесть о любви / Ульф Старк ; художник Ида Бьорс ; перевод со шведского Марии Лаптевой. — Москва : Белая ворона / Albus Corvus, 2019. — 130 с. : ил.

Действие повести происходит в годы Второй мировой войны в Швеции. Страна сохраняет нейтралитет, но зловещее дыхание войны ощущается повсюду. Продукты распределяются по карточкам, мама Фреда пошла на тяжёлую работу, а папа отправился охранять границу. Сам Фред влюблён в рыжеволосую Эльзу и очень рад, что папа отнёсся к его чувствам всерьёз. Фред часто разговаривает с папой, вернее, с его фотографией. Герои книги поразительно живые и достоверные. Хотя в книге глазами детей показана война, прежде всего это повесть о любви, о том, как ребёнок в меру своих сил старается сделать неуютный мир лучше и добрее.


Сосны шумятТокмакова, И. П. Сосны шумят : [повесть] / Ирина Токмакова ; художник Николай Устинов. — Санкт-Петербург ; Москва : Речь, 2015. — 48 с. : ил. — (Вот как это было). 6+

Автобиографическую повесть Ирины Токмаковой «Сосны шумят» можно смело рекомендовать для чтения самым маленьким. В глубоком тылу эвакуированные дети ждут окончания войны, ждут, когда за ними приедут родители. Они выступают перед ранеными, они рисуют, даже наряжают сосенку под Новый год. Но всё это время  ждут, ждут…


КуклаЧеркашин, Г. А. Кукла : [рассказ] / Геннадий Черкашин ; рисунки Г.А.В. Траугот. — Санкт-Петербург ; Москва : Речь, 2014. — 40 с. : ил.

История очень короткая, но и очень драматичная. Эвакуированная из Ленинграда семья оставляет свою квартиру, а в ней — все вещи, включая куклу, любимицу девочки. По возвращении кукла обнаруживается в комиссионном магазине, а в прежней квартире теперь живут жадные жестокие люди. В рассказе нет «ужасов войны» в привычном понимании, однако есть боль от человеческого предательства, от того, как горька и несправедлива бывает порой жизнь. А ещё есть надежда и прощение.


Батальон Бориса ИвановичаШаров, А. И. Батальон Бориса Ивановича : повести / Александр Шаров ; художник Ольга Капустина. — Москва : Махаон ; Азбука-Аттикус, 2015. — 159 с. : ил. — (История Отечества). 6+

Чтобы охватить как можно больше граней происходящего на фронте и в тылу, автор щедро пользуется приёмом «рассказ в рассказе». Например, в первой повести, рассказывается о том, как на фронтовой дороге к отряду детского дома присоединяются самые разные люди: мальчик-сирота, боец партизанского отряда, многие другие. Каждый из них делится с нами своей историей, и мы видим калейдоскоп человеческих судеб, перемешанных и сложенных войной заново.


  • Рассказы о глупцах и мудрецах
  • Рассказы о генри с переводом
  • Рассказы о белочке и тамарочке рисунок
  • Рассказы о ведьмах и колдунах
  • Рассказы о битве на курской дуге алексеев