Рассказы о вещах михаил ильин

В 1926 году м ильин, еще только начинавший литературный путь, написал первую свою значительную книгу солнце на столе

В 1926 году М Ильин, еще только начинавший литературный путь, написал первую свою значительную книгу — «Солнце на столе» — о том, как создавалось и совершенствовалось искусственное освещение.

Знания инженера, навыки научного работника дали Ильину возможность привлечь широкий, разнообразный материал, позволили философскиосмыслить историю развития той области техники, о которой он писал, и определить ее место в истории культуры человечества. А талант писателя помог Ильину создать из огромного запаса материала, мыслей, наблюдений легкое и в то же время монументальное строение, радующее стройностью и красотой пропорций.

Книга не только обогащает читателя знаниями — она возбуждает множество размышлений, эмоций, как это и свойственно хорошему художественному произведению. И книга «Солнце на столе» была не популяризацией науки в обычном смысле этого слова, а художественной книгой о науке.

Вслед за «Солнцем на столе» выходят книги М Ильина по истории других отраслей техники и культуры Об истории измерения времени писатель рассказал в книге «Который час?» (1927) Истории письменности, рассказу о долгом пути человечества от рукописи к печатной книге посвящено произведение Ильина «Черным по белому» (1928). Затем появляется рассказ «Как автомобиль учился ходить» (1929) и, наконец, своеобразная книга простых загадок со сложными отгадками «Сто тысяч почему» (1929).

Не случайно позднее (в 1936 г.) М. Ильин объединил все эти произведения в одну книгу «Рассказы о вещах». Они связаны между собою общностью литературного метода и соседством тем. Но не только в этом дело: одно произведение как бы дополняет другое. Собранные вместе, они обретают новое качество — становятся изображением истории материальной культуры в ее самых важных типических чертах.

«Рассказы о вещах» писались для детей. Но мы за последние десятилетия стали свидетелями явления совершенно нового: впервые в мире возник живой обмен произведениями литературы между взрослыми и детьми. Прежде дети забирали в свой мир многие книги, написанные для взрослых. Но только в очень редких случаях взрослые ставили на свои книжные полки произведения, созданные для детей. В советской же литературе стало совершенно обычным, что книга, написанная для детей, издается и для взрослых. Впервые в истории мировой культуры детская литература по идейным и художественным качествам стала вровень с литературой для взрослых. В советское время осуществлен завет В. Белинского: «Пишите, пишите для детей, но только так, чтобы вашу книгу с удовольствием прочел и взрослый».

М. Ильин и был одним из тех, кто писал для детей так, что его книги с равным интересом читают дети и взрослые. Он создавал о науке книги страстные, воздействующие на читателя эмоционально и пробуждающие его активность. Ильину мало было выполнить обычную задачу популяризатора — дать читателю запас знаний в той или иной области. Он хотел, чтобы его книги помогли людям все силы дарования, весь душевный запал отдать борьбе за преобразование мира, которую ведет советский народ. Он стремился к этому не только когда работал над книгами о современности, но и в своих произведениях по истории науки и техники.

«Каждая хорошая книга, — писал Ильин, — агитирует за то мировоззрение, которое в нее вложено. Агитация должна быть непременно страстной, темпераментной, чтобы она действовала. Если человеку надо кого-то в чем-то переубедить, он будет говорить страстно. Мне бы хотелось дожить до того, чтобы в нашей научной литературе были такие же страстные, темпераментные книги, какие создал в художественной литературе Салтыков-Щедрин».

Это для Ильина не общая декларация, а конкретная программа, которой он следовал во всей своей писательской работе.

Но как же достигнуть того, чтобы книга о науке дышала той же страстью, что художественные произведения Щедрина? Путь один — книга о науке тоже должна быть художественной. Художественная — не значит обязательно беллетристическая. Напротив! Нет ничего хуже искусственной беллетризации научного материала, нет ничего хуже имитации художественного письма. Беллетризация — следствие неумения автора сделать интересным для читателя самый предмет повествования — науку. Такие попытки Ильин высмеял в одной своей статье. Он писал:

«Рассказать детям о науке, о мире — нелегкое дело. Правда, и тут есть путь наименьшего сопротивления — это путь компиляции и вульгаризации. Из научной книги, которая написана для взрослых, берется какая-то сумма сведений и переводится на доступный детям язык. Но это все равно что камень попробовать растворить в воде. Много ли перейдет в раствор? Получается нечто безвкусное и водянистое — это очень хорошо знают компиляторы, и поэтому все они пользуются одинаковыми приемами: полезное содержание облекают в нарочито занимательную оболочку…

125 лет со дня рождения

1

Перебирала я накануне
стопки детских книг, из которых, так сказать, мой ребёнок уже вырос, и нашла
одну книгу, которая досталась ему в наследство от меня. Маленькая яркая
книжечка с зовущим названием «100 000
почему»
под авторством М. Ильина. Открываю, читаю в предисловии: «Удивительно, как мало мы иногда знаем о
самых обыкновенных, привычных вещах, с которыми всякий раз имеем дело… Нужно
много знать про вещь, о которой вы задумались: из чего она сделана и как
приготовлена, какие у неё свойства…
»

2

Любимая книжка детства,
читанная-перечитанная, пережившая вторую жизнь, но разве я задумывалась
когда-нибудь о том, кто создал её, просто М. Ильин. Спустя годы, в связи с
профессиональной деятельностью, я узнала об авторе больше, под коротким именем
М. Ильин скрывался Илья Яковлевич Маршак – младший брат классика детской
литературы Самуила Яковлевича Маршака, который называл его «младшим братом, другом и литературным
крестником
». Но если имя одного из главных детских писателей Самуила
Маршака до сих пор на слуху, а его книги не сходят с рук, то М. Ильин сейчас
малоизвестен. Так давайте же вспоминать и знакомиться заново.

Начнём с имени, почему
же М. Ильин? Когда Илья Яковлевич начал писать, его брат Самуил был уже
известным писателем, а потому новый автор не решился подписаться уже звучавшей
фамилией Маршак, и подписался просто Илья М., но подобранное сочетание ему не
понравилось, и тогда он поменял местами имя и фамилию, так и получился
литературный псевдоним М. Ильин.

В литературу Ильин
пришёл из науки, инженер-химик по образованию, он начал с колонки в детском
журнале и постепенно вырос в большого писателя-популяризатора в детской
литературе.

Прежде всего, чтобы
понять, как Ильин пришёл в детскую художественно-познавательную литературу,
стал писателем-популяризатором, нужно начать с его детства, с его семьи.

Семья Маршаков оказалась
в буквальном смысле целой сокровищницей талантов. Из шести детей в семье трое
стали писателями, Самуил и Илья, а также их сестра, которую все знают под
псевдонимом Елена Ильина.

Разносторонние интересы
Ильи Маршака выросли из семьи, к науке он пришёл через отца, к литературе – через
брата. Любой, кто бы ни писал об Ильине, и, конечно, он сам в автобиографии,
говорят о том, что он с детства был увлечённым и любопытным, его интересовало
всё – от муравья до звёзд. Он был счастлив, когда отец брал его на мыловаренный
завод, а брат в библиотеку. Так он и писал в своих воспоминаниях:

«Детские годы мои прошли на петербургских заводских окраинах. Там-то, на
мыловаренном заводе, я и встретился впервые с химией. Но я тогда еще не думал,
что стану химиком. Больше всего меня интересовали звезды, я мечтал о том, чтобы
стать астрономом. Одно из первых моих стихотворений (я начал писать стихи лет с
десяти) было об астрологе и о планете Марс. Но писал я также и о вулканах, о
тропических лесах, о ягуарах и крокодилах. Позже я заинтересовался жизнью
муравьев и, когда бывал в деревне, мог просиживать у муравейника несколько
часов подряд. Так еще тогда определились мои интересы — к природе, к науке, к
поэзии. Помню, как мой брат, Самуил Яковлевич, который старше меня на восемь
лет, привел меня первый раз в народную читальню, раскрыл каталог и показал,
какие книги он советует мне прочесть в первую очередь. Брат много возился со
мной, рассказывал мне сказки собственного сочинения, которые тут же
импровизировал. От него я впервые, когда еще не умел читать, узнал о Пушкине, и
с тех пор Пушкин стал моим любимым поэтом. Брат встречался тогда со Стасовым, с
Горьким, и мы все с жадностью слушали его рассказы об этих замечательных людях
».

Всё идёт из семьи. Илья
Яковлевич получил хорошее образование в частной петербургской гимназии, за
обучение в которой приходилось платить немалые для семьи деньги. Среди
преподавателей были по-настоящему образованные, преданные своему делу и
прогрессивно мыслящие люди, которые привили своим ученикам любовь к тем
предметам, которые вели. Учился он легко, к урокам относился серьёзно. А дома
царила литературная атмосфера, дети много читали и даже издавали журналы, в
которых появлялись сатирические заметки и стихи. Илья был очень болезненным
ребёнком, проводил много времени в постели, но не скучал, а много читал,
несмотря на запреты врачей, много думал и мечтал, писал стихи.

Отец, Яков Миронович
Маршак, ища лучшей доли для семьи, много раз менял место жительства, пока семья
окончательно не обосновалась в Петербурге. И так получилось, что дети родились
в разных городах: Витебске, Воронеже, Бахмуте, Острогожске. Бахмут (один из
старейших городов Донбасса) стал местом рождения Ильи Яковлевича. Отец был
химиком от Бога, и несмотря на то, что не получил систематического образования,
всю жизнь посвятил химической промышленности, в науке был талантливым
изобретателем, а в жизни глубоко образованным и начитанным человеком, очень
добрым и доверчивым. Как вспоминал Илья Яковлевич, перед смертью отец сказал
детям, что может оставить им только доброе имя, которое, однако, стоит дороже,
чем любое состояние.

Итак, природная
любознательность, страсть к науке, исследованиям, всему живому и любовь к
поэзии, определили дальнейший путь Ильи Яковлевича Маршака.

В университете он изучал
точные науки, мечтал продолжить дело отца. В 1925 году окончил Ленинградский
технологический институт и стал заведующим лабораторией на Невском стеариновом
заводе.

Повторю ещё раз, всё
идёт от семьи. Так, мечтая продолжить дело отца, Илья Яковлевич занялся
изучением химии, хотел стать практиком, но благодаря брату пришёл в литературу.

Известно, что Самуил
Яковлевич много сделал для становления детской литературы. Он был не только
детским поэтом, но организатором, вдохновителем, редактором. Он собирал вокруг
себя многих талантливых людей. И как один из организаторов детской
периодической печати, искал новые формы подачи материала, новых авторов. Так
был создан журнал «Новый Робинзон» (1924-1925) – «живое и содержательное издание с разнообразием жанров и рубрик».
Среди авторов можно было встретить В. Бианки, он вёл «Лесную газету», Б.
Житкова, известных уже Б. Пастернака, В. Каверина, К. Федина, и с некоторых пор
М. Ильина. С приходом молодого автора в журнале появилась иллюстрированная
колонка под названием «Лаборатория «Нового Робинзона»».

3

Конечно, то была
лаборатория химика. Но начал он с простого, но не менее интересного
исследования для ребят всего того, что они могли найти в обычной домашней
обстановке. Так последовали рассказы о том, что можно найти в хлебопекарне, на
кухне, в прачечной. Особенностью изложения материала была доступность, а также
то, что благодаря автору можно было в самых обычных вещах и процессах увидеть
глубоко заложенную науку, и может быть даже почувствовать себя причастным к
этим сложным процессам. Наверняка благодаря М. Ильину много ребят захотели
стать химиками.

С тех пор, как в 1924
году Илья Яковлевич стал автором в журнале для детей, он уже не оставлял писательскую
работу. Какое-то время он продолжал ещё сочетать работу инженера-химика с
работой в редакции, но потом окончательно расстался с химией. Но не по своей
воле, а по состоянию здоровья, врачи обнаружили у него тяжёлую хроническую
болезнь лёгких.

Начиная с 1926 года,
одна за другой последовали книги писателя М. Ильина, с каждой книгой он всё
больше прибавлял опыта и мастерства. Стала определённой его манера изложения
материала.

В свидетельствах об
Ильине я дважды встретила такой факт, своеобразную оценку его жизни, труда и
творчества, когда хорошо знающие его люди дали очень точное определение Илье
Яковлевичу. Вот, например, Елена Сегал (жена Ильина) называла его «самым гуманитарным из инженеров». А Е.П.
Привалова (литературовед) в своих воспоминаниях об Ильине писала, что в нём «счастливо сочетались эрудиция специалиста в
области точных наук с одаренностью и склонностями гуманитара
».

Эрудиция специалиста,
гуманитарный склад ума, увлечённость темой, желание совершенствоваться – дали
нам того Ильина, которого мы хорошо знаем по его книгам. Ильин говорил о
простых и в то же время сложных вещах, но сложности, при этом, становились
понятными даже ребёнку. В этом и была особенность писателя М. Ильина, как
практик, как популяризатор науки, он говорил просто о сложных вещах, и читателю
было легко и интересно узнавать в хорошо знакомом новое и необычное. Но
простота изложения темы не означала простоты работы над ней.

Очень точно об этом
сказал Самуил Яковлевич: «Пропаганда
науки – искусство. Книга, ставящая перед собой эту задачу, должна быть
поэтической книгой
». И тут же привёл «превосходное» высказывание Герцена о
том, что нет трудных наук, есть лишь трудные «непереваримые» изложения.

Вот, например, что может
быть поэтического в путешествии по комнате, в которой каждый предмет знаком? Но
оказывается, что многие хорошо знакомые нам предметы и вещи имеют многовековую
историю, и если их рассмотреть поближе, окажется, что они на самом деле не
такие уж простые. Картошка, хлеб, сыр, спички, зеркало, вилка и многое другое.
Об этом можно прочитать в книжке «100
000 почему»
, которая предназначена младшим школьникам. Подумать только,
этой книжке скоро исполнится 100 лет. Впервые она вышла в 1929 году, и с тех
пор неоднократно переиздавалась, как самостоятельное издание, так и в
сборниках. Например, в книге «Рассказы о вещах».

Из всех книг, что
написал М. Ильин, у меня была только «100 000 почему», но как же она мне
нравилась. Такая маленькая энциклопедия, из которой я многое узнала. Особенно
мне нравилась глава «История зеркала», оказывается, столь обычный для нас
предмет обихода имеет долгую историю, много тайн, покрытых мраком (читай
ртутью), а там, где есть тайна, там и смерть. Не могу точно вспомнить, в каком
возрасте у меня появилась эта книга, но лет до десяти она была для меня
буквально настольной.

Что говорить, если эту
книгу читать в наше время, то некоторые предметы будут для современных детей
неузнаваемыми, т.к. они не видели их в широком употреблении, этакое далёкое
прошлое. Примус, например, дровяная печь, глина и посуда из неё. Так ведь это
ещё один повод получить новые знания, а значит расширить свой кругозор,
похвастаться эрудицией. Да и к тому же, об устаревших предметах всегда можно
спросить у более опытного читателя.

Сейчас у меня есть ещё и
сборник, также под названием «Сто тысяч почему» (можно встретить и такой
вариант написания), он включает в себя три книги: «Сто тысяч почему», «Который
час?», «Чёрным по белому». Все эти книги прекрасно дополняют другу друга, так
как рассказывают о вещах.

4

«Который час?» – эта книга
ещё старше, на целых два года, впервые читатель познакомился с ней в 1927 году.
Под названием книги – «Который час?» стоит пояснение – рассказы о времени.

5

Я бы рассматривала эту
книгу в двух аспектах. Во-первых, это рассказ о том, как появился такой предмет
как часы, как он трансформировался и усовершенствовался с течением времени
(кажется, получился каламбур). И второе, это историческое повествование, ведь
чтобы рассказать о часах как о предмете, автор многое поведал и о том
историческом периоде, стране, местности, конкретном историческом лице,
конкретной ситуации – в общем, обо всём том, что способствовало появлению
часов, как предмету, с помощью которого можно измерить время.

Получилось интереснейшее
путешествие по времени, впрочем, как и во всех остальных книгах писателя М.
Ильина.

Книги «Сто тысяч почему»
и «Который час?» – своеобразный диалог автора с читателем, он по ходу
повествования задаёт вопросы, ставит задачи, а потом объясняет, как и почему
получился тот или иной результат. Во всём видно доброе отношение писателя как к
изучаемому предмету, так и к тому, к кому он обращается. В этом и есть его
мастерство.

По такому же принципу
были созданы и другие книги об истории вещей: «Солнце на столе» (1927) – об истории освещения, «Чёрным по белому» (1928) – об истории
письменности и книги.

67

Необходимо сказать, что
М. Ильин не был первопроходцем в разработке популяризаторского жанра в детской
литературе, но он одним из первых сделал доступным изложение сведений о науке и
технике, он рассказывал об этом художественным словом. Вот она – гуманитарность
инженера. Он любил науку и литературу, и хотел донести свою любовь до читателя.

Вот как он сам об этом
говорил: «Каждая хорошая книга агитирует
за то мировоззрение, которое в неё вложено. Агитация должна быть непременно
страстной, темпераментной, чтобы она действовала. Если человеку надо кого-то в
чём-то переубедить, он будет говорить страстно. Мне бы хотелось дожить до того,
чтобы в нашей научной литературе были такие же страстные, темпераментные книги,
какие создал в художественной литературе Салтыков-Щедрин
».

Но всё же, о каких бы
технических усовершенствованиях ни рассказывал М. Ильин, на первый план он
ставил «чудесный, созидательный,
творческий труд человека
».

Книги
писателя-популяризатора М. Ильина по достоинству оценили как читатели, так и
коллеги, о чём можно встретить массу «доказательств». Много писал о своём «младшем брате и литературном крестнике»
и Самуил Яковлевич. Кстати, он был одним из наиглавнейших цензоров и редакторов
М. Ильина. Как яркое представление об этом, есть воспоминания Елены Сегал –
супруги Ильи Яковлевича. В них она поведала о том, как сотрудничали два брата,
как обсуждали острые моменты, как старший брат помогал младшему оттачивать своё
мастерство. И она сама, как верная супруга и соратница по литературному труду,
также помогала ему словом и делом.

Кстати, в Сети
существует сайт, посвящённый С.Я. Маршаку, он называется «Недописанная страница». Там очень много
интересной и полезной информации, но не только о самом Самуиле Яковлевиче, но и
о его семье, и в частности, об Илье Яковлевиче.

М. Ильину на этом сайте
отведена большая рубрика,
она содержит множество воспоминаний, как самого писателя, так и его родных и
близких, и коллег. Есть и фотоальбом.

М. Ильин за свою жизнь
создал много прекрасных книг в научно-популярном жанре, какие-то книги и
сейчас, что называется, в ходу, они сохранились ещё в домашних и городских
библиотеках. Прекрасно, что можно встретить и новые переиздания его книг.

8

910

Но были и такие книги,
которые нужны были именно в то время, в котором жил и работал писатель, жила и
трудилась страна. Сейчас это далёкое прошлое, наша
история. Как пример, я говорю о книге «Рассказ
о великом плане»
, т.е. о первой пятилетке. Книга вышла в 1930 году.

11

О популярности этой
книги на момент выхода и первых лет хождения можно слагать песни. Она обошла
весь мир, вот лишь некоторые перечисления стран, где её читали: Америка,
Англия, Китай, Чехословакия, Мексика, Аргентина, Франция, Германия, Япония. А
также самые отдалённые уголки Советского Союза. Высоко оценили «Рассказ о
великом плане» Н.К. Крупская, М. Горький, А. Фадеев. В свидетельствах
современников М. Ильина можно прочитать, что книгу о первой пятилетке называл «маленьким
шедевром» Ромен Роллан, а Поль Элюар отмечал её «высокие художественные
достоинства».

Так о чём же была эта
книга? Лучше всего об этом сказал Самуил Яковлевич:

«Начались грандиозные работы первой пятилетки. Они стали центром
интересов огромного большинства советских людей, занимали главное место в
газетах для взрослых, отвоевывали себе столбцы, страницы в детской периодике…

Ильин понял, что пришло время говорить с детьми не о
современной технике вообще, а о применении её в советском строительстве. Он
понял, что в годы, когда проводится первый в мире опыт планирования народного
хозяйства – опыт огромного исторического значения, – нельзя рассказывать детям
о технике изолированно от экономики и политики.

Подготовленный работой над «Рассказами о вещах», Ильин
нашёл литературные средства, которыми эта труднейшая задача решалась без
вульгаризации и упрощения.

Техника, экономика, политика связаны в «Рассказе о
великом плане» неразрывно, как в жизни. Показаны особенности развития техники в
социалистическом и капиталистическом обществе. И показано, что достижения
техники – результат созидательного процесса, насыщенного сложной борьбой
».

Интерес к книге «Рассказ
о великом плане» в СССР был легко объясним, люди жили в этом мире, работали. А
интерес на международном уровне, как объяснял С.Я. Маршак, обозначался «не только достоинствами книги, но и тем
огромным интересом, который вызывал во всём мире наш пятилетний план
».
Интересно, что в переводе на английский книга называлась «У Москвы есть план».

Другие книги М. Ильина:

«Завод в кастрюле»
(1928), «Дело о растрате» (1929), «Как автомобиль учился ходить» (1930),
«Фабрика будущего» (1930), «Машины-загадки, игрушки-разгадки» (1931), «Горы и
люди (Рассказы о перестройке природы)» (1935), «Сегодня и вчера (Рассказы о
Родине)» (1937), «Путешествие в атом» (1948) и др.

Хотелось бы отметить,
что несколько книг Илья Яковлевич написал в соавторстве со своей женой Еленой
Александровной Сегал:

«Волшебные очки» (1940),
«Как человек стал великаном» (1940-1946), «Рассказы о том, что тебя окружает»
(1952), «Сумка школьника» (1953), «Александр Порфирьевич Бородин» (1953) и др.

1213

1415

Елена Александровна и
Илья Яковлевич прожили трудную, но счастливую жизнь, поженились они в 1926
году. В семье Маршак-Сегал родилось трое детей: Евгения (1927-1996), Борис
(1933-2006), Марина (1941-1992), все они, так или иначе, связали свою жизнь с
литературой и наукой.

Очень трогательно читать
воспоминания Елены Александровны о годах её жизни с Ильёй Яковлевичем. Это была
добрая, крепкая семья, любящие, заботящиеся друг о друге супруги. Илью
Яковлевича подкосила тяжёлая болезнь, которая требовала серьёзной операции.
Уезжая в больницу, он написал ей письмо, надеясь, что они прочтут его позже…
вместе. Но не довелось.

«Мы всегда были аркой, две половинки которой поддерживают одна другую.
«Арки – это две слабости, составляющие вместе силу». Что будет, если
одна из половинок упадет? Боюсь и думать об этом. Но я буду бороться, я хочу
жить, я хочу еще много раз написать в этой тетрадке: люблю так же сильно, еще
сильнее
».

Илья Яковлевич Маршак
скончался 15 ноября 1953 года.

М. Ильин внёс
значительный вклад в развитие научно-популярного жанра в детской литературе. Он
действительно был и остаётся в истории детской литературы «страстным и темпераментным агитатором», ведь остались ещё те, кто
читал его книги в детстве. Я уверена, что если бы он прожил более долгую жизнь,
то создал бы ещё много интересных познавательных книг.

Источники:

Арзамасцева, И.Н. Детские
журналы/ И.Н. Арзамасцева // Детская литература: учеб/ И.Н. Арзамасцева, С.А. Николаева.-
М., 2007.- С. 289-291.

Жизнь и творчество М.
Ильина: сб. — М., 1962.

Ильин, М. Сто тысяч
почему/ М. Ильин.- Л., 1989.

http://s-marshak.ru/biography/ilya/ilya.htm

До встречи в библиотеке

Галина Фортыгина, библиотекарь

абонемента художественной литературы

Центральной библиотеки им. А.С. Пушкина

СТАНЦИЯ ТРЕТЬЯ: Кухонная лаборатория Трещат, разгораясь, сухие сосновые поленья. Веселое пламя, как деревенский музыкант, заставляет плясать и подпрыгивать собравшуюся на плите публику: голубой эмалированный чайник подбрасывает вверх свою крышку, словно шляпу, и ловит ее на лету, чугунная сковородка шипит и дрожит от восторга. Даже большая медная кастрюля и та, забыв свою важность, бурлит вовсю, обдавая кипящей водой своего соседа – скромный чугунный котелок. По-вашему, это кухня, а по-моему – химическая лаборатория.

Так же как в химической лаборатории, здесь одни вещества превращаются в другие, совсем на них не похожие. Непонятные дела происходят в этих кастрюлях, горшках, котелках. В простом кухонном горшке небольшой ком теста вдруг ожил, начал расти и подниматься выше краев. Кусок мяса, положенный в кастрюлю, за какой-нибудь час так изменился, что его и узнать нельзя: рассыпался на волокна, еле связанные между собой, и из красного стал серым. Картошка, которая только что была крепкой и твердой, стала мягкой и рассыпчатой. И все эти чудеса творит не какой-нибудь ученый-химик, а самая обыкновенная домашняя хозяйка, в переднике и с засученными рукавами.

Эта женщина, которая суетится у плиты, нередко и понятия не имеет о том, что делается в ее горшках и котелках. Знает ли она, например, что происходит, когда варят картошку?

Что такое картошка?

Что такое картошка? Да ведь это все знают. Нет, неправда, не все. Вот вы, например: знаете ли вы, из чего картошка состоит? Если не знаете, сделайте такой опыт. Разотрите сырую картошку в кашицу, смешайте в баночке с водой, процедите сквозь тряпочку и дайте жидкости отстояться.

На дне баночки получится слой какого-то белого вещества. Слейте воду, выложите осадок на промокательную бумагу и дайте ему высохнуть. У вас получится белый порошок. Что это такое?

Это крахмал, или картофельная мука, как говорят хозяйки. Крахмала в картошке много. Но почему мы его обыкновенно не видим? А потому, что в картошке зерна крахмала спрятаны, как на складе, в маленькие кладовые – клеточки.

Почему не едят сырую картошку?

До крахмала добраться не так-то легко. Нам для этого пришлось картошку тереть теркой. А в желудке такой терки нет. Желудку такая работа не под силу.

Вот почему никто сырой картошки не ест. Когда картошку варят, стенки клеточек от нагревания лопаются, и вода проникает в крахмальные зерна. От этого крахмальные зерна разбухают, становятся мягкими. Сваренная на пару картошка потому-то и кажется нам сухой, что всю воду вобрали в себя крахмальные зерна. Вот отчего картошка выходит сухой из воды.

Почему у жареной картошки есть корка, а у вареной нет?

Когда картошку жарят, ее нагревают очень сильно, гораздо сильнее, чем при варке. От сильного жара крахмал на поверхности картошки превращается в декстрин – в клей, который и склеивает отдельные крахмальные зерна в румяную корочку. Клеем из декстрина вам, вероятно, не раз приходилось пользоваться, хоть Вы и не знали, из чего он сделан. Таким клеем приклеивают, между прочим, этикетки к аптечным склянкам.

Отчего накрахмаленное белье твердое?

Когда белье гладят горячим утюгом, крахмал от сильного жара превращается в декстрин. На белье получается твердая корочка, вроде той, которая на картошке. Оттого-то крахмальные воротнички такие твердые, что шею режут.

Откуда у хлеба корка?

В муке – не картофельной, а обыкновенной – тоже есть крахмал. Поэтому, когда хлеб пекут, на нем тоже образуется корочка. Но правда ли, что в муке есть крахмал? Может быть, я вас обманываю и никакого крахмала там нет? Лучше всего будет, если вы меня проверите. Заверните комочек теста в тряпочку, как в мешочек, и промойте тесто, все время выжимая, в чашке с водой. Вода станет белой, как молоко. Дайте ей отстояться, ивы увидите, что на дно осел такой же точно осадок, какой у нас получался из картошки. Значит, я вам правду сказал: в муке крахмал есть. Почему хлеб черствеет?

Мешочек с мукой промойте под краном, пока весь крахмал не уйдет. В мешочке останется клейкий, тягучий комочек. Это клейковина. У клейковины есть один признак, по которому ее нетрудно узнать: полежав часа два-три, она делается твердой и ломкой, как стекло. Вот почему хлеб черствеет. Клейковина, которая в нем находится, становится хрупкой и твердой.

Почему тесто поднимается, когда в него кладут дрожжи?

Потому же, почему раздувается резиновая груша, когда ее надувают воздухом. Только в тесте вместо резины – такая же тягучая клейковина, а вместо воздуха – углекислый газ. Когда у вас дома будут ставить тесто на булки, возьмите кусочек и положите в баночку, а баночку чем-нибудь накройте. На другой день осторожно откройте баночку и опустите в нее зажженную спичку. Спичка сразу же погаснет.

Отчего? Оттого, что в баночке скопился углекислый газ. Когда в тесто кладут дрожжи, в нем появляется множество пузырьков углекислого газа. Эти-то пузырьки и раздувают тесто горой. Откуда же углекислый газ берется? Его вырабатывают из теста дрожжи. Каждый дрожжевой грибок – это маленький химический заводик, добывающий углекислый газ. Откуда в хлебной мякоти дырочки?

Когда тесто ставят в печь, клейковина от жара подсыхает, становится рыхлой. Мешок, который столько времени держал в плену углекислый газ, разрывается и дает газу свободу. Вот почему хлеб такой пузыристый и рыхлый. Каждая дырочка в мякоти хлеба – это след, оставшийся от пузырька углекислого газа.

Химическая история булка

Теперь я могу рассказать вам с самого начала всю историю булки. Вам все будет понятно и знакомо. Задумала хозяйка испечь булку. Налила в большой горшок воды, положила дрожжей, соли, насыпала муки и, засучив рукава выше локтя, принялась мешать. Клейковина склеила легкие рассыпающиеся крупинки муки в большой мягкий ком. Накрыла хозяйка горшок и поставила в теплое место.

Тут и пошла работа. Попав в тесто, дрожжи сразу взялись за свое привычное дело – добывание углекислого газа. Если бы в тесте не было клейковины, углекислый газ живо бы улетучился. Но клейковина, гибкая и тягучая, не дает пузырькам газа выйти наружу. Как ни силится газ выбраться на волю, как ни раздвигает стенки своей тюрьмы, ему не удается прорвать тягучий мешок клейковины. Ком теста оживает, начинает шевелиться, подымается все выше и выше, точно хочет выбраться вон из горшка. Но вот тесто ставят в печь. Тут с ним происходит множество превращений. На .поверхности булки, где жар самый сильный, крахмал превращается в декстрин. Получается твердая корочка. Внутри булки крахмал разбухает, как в вареной картошке, и делается мягким. Клейковина подсыхает, разрывается и дает свободу углекислому газу. И, наконец, приятный запах свежеиспеченной булки разносится по комнатам.

Почему пиво шипит и пенится?

Как делают пиво? Кладут в воду сладкие проросшие зерна ячменя или пшеницы и прибавляют дрожжей. Дрожжи принимаются за работу и добывают из зерен углекислый газ. Пузырьки, которые поднимаются в пиве и заставляют его пениться,– это пузырьки углекислого газа.

Что такое суп?

Многие думают, что бульон очень питательное кушанье, А на самом деле в бульоне питательных веществ ненамного больше, чем в чистой воде. В тарелке бульона девятнадцать ложек воды и только одна ложка всяких других веществ.

Если бульон уварить на плите, пока вся вода не уйдет, на дне кастрюли почти ничего не останется. Если тарелку супа отнести в лабораторию и сделать анализ, то окажется, что, кроме девятнадцати ложек воды, в тарелке супа «Д ложки жира, !/4 ложки клея, немного солей (не только обыкновенной соли, но и других солей), а остальное – это «вкусовые вещества». Так называют ту составную часть мяса, которая делает его вкусным и которая при варке растворяется в воде. Но не только в супе – во всем, что мы едим, гораздо больше воды, чем кажется с первого взгляда. В овощах воды так много, что они делаются легкими как пух, если их высушить. В килограмме мяса воды около 700 граммов. В картошке столько же.

Когда Папанин собирался на Северный полюс, он пришел в Институт инженеров общественного питания и попросил, чтобы для него и его товарищей сделали такой обед, которого хватило бы на полтора года и который почти ничего не весил бы. Такой обед изготовили: взяли тонны мяса, овощей, фруктов, громадные котлы борщей и супов и выпарили из них воду. Без воды вся эта провизия стала совсем легкой и поместилась в нескольких десятках жестяных банок.

Зачем мы едим мясо?

Мы покончили с супом, можно приняться и за мясо. Если бы мы сделали анализ мяса, то оказалось бы, что в нем, как и в супе, имеются вода, вкусовые вещества и соли. Но, кроме того, в нем есть еще одна составная часть, которой в супе очень мало,– белок. Когда мясо варят, часть белка свертывается и всплывает в виде хлопьев.

Хозяйки снимают эту накипь шумовкой, чтобы суп был красивее, и делают это совершенно напрасно: ведь мясной белок – очень питательное вещество. Без белков нам не прожить, потому что и наши мышцы, как и говядина или телятина, построены почти целиком из воды и белков. Если мы будем питаться такой пищей, в которой много жира, сахара, крахмала, но нет совсем белков, мы рано или поздно погибнем от недостатка строительного материала для нашего тела. Но и на одних белках — на одном мясе, например,– тоже не проживешь. Если бы мы питались только одним мясом, нам пришлось бы съедать его по 2– 3 килограмма в сутки, а это было бы непосильно для самого здорового желудка и кишечника. Значит, нам нужны и жиры, и углеводы, и белки. Они служат нам и топливом, которое согревает и приводит в ход всю нашу «машину», и строительным материалом, из которого мы строим наше тело.

Искусственная еда

Можно в точности вычислить, сколько белков, жиров, углеводов и солей нужно человеку. Но если так, то нельзя ли приготовить искусственную еду из смеси этих веществ: искусственное молоко, искусственный хлеб, искусственное мясо?

Лет пятьдесят тому назад русский ученый Лунин попробовал приготовить искусственное молоко. Он взял ровно столько жиров, белков, углеводов, солей и воды, сколько содержится в молоке, и составил из них смесь. Получилось молоко, которое по виду и по вкусу ничем не отличалось от настоящего. Для проверки Лунин попробовал поить им мышей. И что же оказалось? Мыши, питавшиеся одним только искусственным молоком, погибли все до одной, в то время как мыши, питавшиеся настоящим молоком, остались живы и здоровы. Ясно было, что, кроме жиров, углеводов, белков и солей, в настоящем молоке есть еще что-то очень важное, чего нет в искусственном. Принялись ловить это «что-то» химическим анализом. Но поймать его никак не удавалось: в молоке его, по-видимому, было очень мало. Такие опыты делались и в других странах. Ученые готовили всевозможные искусственные смеси и кормили ими животных. Но все опыты кончались одинаково: животные гибли от искусственной еды, в которой не хватало каких-то веществ, необходимых для жизни. Тут вспомнили, что и люди нередко погибают от недостатка в еде чего-то такого, без чего невозможна жизнь. С давних пор знали, например, что люди заболевают и гибнут от недостатка свежих овощей и фруктов. Особенно часто бывало это во время далеких путешествий.

Плавание в заокеанские страны длилось когда-то долгие месяцы. Морякам на кораблях приходилось питаться одной только солониной да сухарями. И вот случалось, что не буря и не пираты, а цинга останавливала корабли мореплавателей. Цинга чуть было не помешала знаменитому путешественнику Васко да Гама закончить плавание: из ста шестидесяти человек команды погибло от цинги сто человек. Зато другой путешественник – Кук – спас свою команду тем, что при каждом удобном случае приставал к берегу и пополнял запасы провизии свежей зеленью.

Лук и капуста, апельсины и лимоны помогли Куку объехать вокруг света. Отсюда сделали вывод, что в овощах и фруктах тоже есть «что-то», что нужно для жизни. Трудно говорить о том, у чего нет имени. Нередко половина дела бывает сделана, когда мы таинственному и неизученному даем название. Так было и тут. Пока ученые говорили о таинственных целебных свойствах парного молока или свежих овощей, дело не двигалось с места.

Но вот один из ученых предложил назвать «что-то», находящееся в молоке и овощах, витаминами, и дело пошло вперед.

Во всем мире ученые принялись за опыты. В течение трех десятилетий проделаны были десятки тысяч опытов. Сейчас найдено уже несколько витаминов. Один из них – витамин А – помогает нам расти; другой – витамин D – спасает нас от рахита; третий – витамин С – не дает нам болеть цингой. Когда вы пьете рыбий жир, помните, что каждая ложка его делает ваши кости крепче, ваши мускулы сильнее: ведь в рыбьем жире есть витамин D. Когда вы пьете молоко, помните, что в каждом стакане его есть нечто, что ускоряет ваш рост,– витамин А. А яблоко или апельсин избавляет вас от цинги, от вялости, от слабости. Витаминами теперь интересуются не только ученые, но и работники народного питания.

Составлены таблицы, по которым видно, во сколько раз капуста богаче витаминами, чем салат, или во сколько раз молоко беднее витаминами, чем сливочное масло. Некоторые витамины удалось изготовить

искусственно.

Есть уже искусственный витамин D, один грамм которого заменяет полтонны рыбьего жира. Приготовлен витамин С, который лучше настоящего, не портится от варки и жарки. Я думаю, что со временем у нас будут фабрики искусственной еды, как теперь есть фабрики искусственного шелка или искусственного каучука. В ресторане вы сможете заказать себе котлету из мяса, сделанного в лаборатории, и стакан молока, изготовленного без помощи коровы. Впрочем, вряд ли искусственная еда будет похожа на молоко или мясо. Для еды будут изготовляться питательные смеси, содержащие все необходимое человеку. Достаточно будет взглянуть на этикетку, чтобы узнать, сколько белков, жиров, углеводов, солей, витаминов и вкусовых веществ содержится в одном грамме еды. И, рассматривая эту этикетку, вы с улыбкой вспомните о тех временах, когда люди ели, не зная, что они едят.

Обед в бутылке

Пожалуй, самая удивительная пища в мире это та, которой животное кормит своих детенышей,— молоко. Из питательных веществ, которые есть в молоке, строятся мускулы, кожа, шерсть, кости, когти, зубы. Молоко превращает беспомощного львенка в мощного зверя, рычание которого потрясает скалы. Огромный кит, как и крошечная морская свинка, вскормлен молоком.

В молоке есть все, что нужно детенышу: в нем есть и вода, и жир, и сахар, и белок, и соли, и витамины. Жир плавает в молоке в виде множества мелких капелек. Так как жир легче воды, он понемногу всплывает наверх — образуется слой сливок. Сбивая сливки, получают масло: капельки жира от толчков сливаются вместе и отделяются от воды. Вы сами можете получить масло, если будете долго взбалтывать сливки в закупоренной скляночке.

Отчего молоко скисает?

Постояв день или два, молоко скисает. Но можно его заставить скиснуть и превратиться в творог не в два дня, а в две секунды. Для этого надо прибавить к молоку немного уксуса. Творог сразу выделится. Творог — это казеин, молочный белок. Он в молоке растворен, как сахар в воде. Но стоит прибавить к молоку кислоты, чтобы казеин выделился, захватив с собой и жир.

Но ведь в молоко никто кислоты не льет. Почему же оно все-таки скисает? Виноваты в этом крошечные грибки вроде дрожжей, которые всегда носятся в воздухе. Попав в молоко, они принимаются за работу — превращают молочный сахар в молочную кислоту. А от кислоты молоко и створаживается. Чтобы молоко не скисало, надо его кипятить. От кипячения грибки погибают. Бывает, что молоко створаживается во время кипячения. Это оттого, что в нем грибки успели уже поработать и наготовить кислоты.

Откуда в сыре дырочки?

Если творог подержать подольше в погребе, работа грибков будет продолжаться, и в конце концов творог превратится в сыр. Дырочки в сыре, как и дырочки в хлебе, сделаны углекислым газом. А откуда тут углекислый газ? Его вырабатывают грибки.

Отчего сыр долго не портится?

Оттого, что он снаружи покрыт коркой, которая не дает ему засохнуть и защищает его от вредных грибков. Говорят в Швейцарии есть такой обычай. В день рождения ребенка делают большой сыр и ставят на нем имя новорожденного, число, месяц и год. В торжественные дни сыр ставят на стол. Сыр сопровождает человека от колыбели до могилы. Умирая, владелец сыра оставляет его своим детям. Швейцарские газеты писали о сыре, которому исполнилось сто двадцать лет. Этого «дедушку» разрезали и съели только недавно. Он оказался очень вкусным.

Что ели в старину?

Было время, когда люди не умели возделывать полей и питались почти исключительно мясом. Ели не только зверей и птиц, убитых на охоте, но и пленников, захваченных на войне. Еще лет сто тому назад воины одного африканского племени бросались в бой с криками: «Мясо! Мясо!»

Какой ужас должен был наводить этот крик на отступающего и разбитого противника! Один из первых североамериканских колонистов рассказывает, как были поражены индейцы-охотники, увидав хлебные поля белых. Вот какую речь произнес вождь одного племени, обращаясь к своим товарищам: — Белые сильнее нас, потому что они едят зерна, а мы едим мясо. Ведь мясо так редко попадается. Мясу нужно несколько лет, чтобы вырасти. А каждое из этих чудесных зерен, которые белые люди бросают в землю, возвращается к ним с сотней других всего через несколько месяцев. У мяса, которое мы едим, четыре ноги, чтобы убегать от нас. А у нас только две ноги, чтобы его догонять. Зерна же остаются и растут там, куда их бросают. Зимой мы мерзнем в лесах, проводя целые дни на охоте, а белые отдыхают у себя дома. Я говорю каждому из вас, кто хочет меня слышать: раньше чем упадут деревья, которые растут у наших жилищ, люди, которые едят зерна, победят людей, которые едят мясо.

Трудно сказать, когда первое зерно было брошено в землю рукой человека. На древних египетских пирамидах мы находим уже изображения людей, растирающих зерна между камнями. Предок нашего хлеба был мало похож на хлеб. Это была просто каша из дробленых зерен, разболтанных в воде. Случалось, что каша эта засыхала. Куски засохшей каши и заменяли людям хлеб в те времена. И сейчас еще на Востоке делают кукурузные лепешки из небродившего, пресного теста.

Нередко бывало, что каша из зерен скисала и становилась от этого более рыхлой и мягкой. Люди, которые догадались замесить кислую кашу со свежеразмолотым зерном, и были изобретателями хлеба. Отчего же каша скисала? Оттого, что в нее попадали из воздуха дрожжевые и молочные грибки. В воздухе много носится всяких крошечных грибков, в том числе и эти. И сейчас еще пекари кладут в хлеб не дрожжи, а кислое тесто.

Много лет прошло, прежде чем люди научились хорошо возделывать почву и хорошо печь хлеб. Всего лишь двести лет тому назад люди среднего достатка ели такой хлеб, которого сейчас бы не стал есть никто. Самой обыкновенной картошки не ели даже богатые люди.

Картошка появилась в Европе не так давно. Родом она из дальних стран – из Южной Америки. Привезли ее оттуда в XVI веке вместе с другими заморскими диковинками. Первое время картошка жила не на грядках, а в цветочных горшках – у любителей редких растений. В конце XVIII века картошка была еще новинкой. Французская королева носила в петлице цветы картошки, а вареный картофель ежедневно подавался только к королевскому столу.

Теперь картошка уже не считается заморской диковинкой: она растет в Европе, как у себя дома.

Давно ли мы пьем чай и кофе?

«За обедом пили пиво и водку, а после обеда мед». Это пишет путешественник Кемпфер, побывавший в Москве в XVII веке. О чае и кофе у нас в те времена еще и не слыхивали. Не было ни чайников, ни самоваров, ни кофейников. В 1610 году чай был впервые привезен в Европу. Привезли его голландские купцы с далекого острова Ява. Как водится, купцы принялись расхваливать свой товар. Называли чай божественной травой, советовали пить его по сорок – пятьдесят чашек в день, во всякое время дня и ночи. Один голландский врач вместо всех лекарств и при всех болезнях прописывал чай… А на самом деле чай вовсе не трава. Его делают из листьев чайного дерева. И потом чай вовсе не лекарство. Крепкий чай для здоровья даже вреден. Чай пили первое время только богатые люди – ведь он тогда стоил очень дорого.

Вслед за чаем появилось кофе. Французские купцы, побывавшие в Турции и Египте, давно уже рассказывали о тамошнем чудесном дереве. Из семян этого дерева турки делают напиток, который называется не то «каова», не то «кофа» и который пьют вместо вина в тавернах. Напиток этот прогоняет тоску, укрепляет желудок, делает человека сильным и здоровым. Вскоре кофе появилось на званом обеде у французского короля. За королем потянулись герцоги, за герцогами – графы и виконты, за дворянами с титулом дворяне без титула, купцы, доктора, адвокаты. Было открыто множество кофеен, в которых люди просиживали целые дни. То, что было принято при дворе, сразу становилось модой.

Были, впрочем, у кофе и враги. Одни находили, что пить турецкий кофе католикам не подобает. Другие уверяли, что министр Кольбер сжег себе им желудок, что кофе сокращает жизнь, что от кофе делаются колики, плохое настроение и нарывы в желудке. Одна принцесса прямо заявила, что ни за что не станет пить «сажу с водой», как она называла кофе, и что всем этим заморским напиткам она предпочитает доброе старое пиво. Можно точно сказать, когда кофе и чай впервые появились у нас. В 1665 году врач Самуил Коллинс прописал царю Алексею Михайловичу рецепт. В рецепте было сказано: Вареное кофе, персиянам и туркам знаемое и обычное после обеда, вареное чаге листу хинского – изрядное есть лекарство против надмений, насморков и главоболений.

Шоколад встретили с еще большим недоверием, чем кофе. Говорили, что шоколадом надо кормить не людей, а свиней, что он сжигает кровь и может даже убить человека. Правда, шоколад, привезенный из Мексики знаменитым путешественником Кортесом, был совсем не похож на теперешний. Мексиканцы делали шоколад из смеси какао, маиса и перца и совсем без сахара. Потом только стали готовить шоколад, как делают его теперь. Для этого бобы какао перемалывают, смешивают с сахаром, ванилью и другими ароматными примесями и прессуют.

Кто же был прав во всех этих спорах о чае, кофе и шоколаде? Чай и кофе малопитательны и содержат, кроме того, вещества, вредно действующие на сердце и на нервы. Другое дело шоколад и какао, особенно шоколад. В нем много жира и белков. Недаром путешественники, отправляясь в полярные страны, берут с собой большой запас шоколада. Какао менее питательно, чем шоколад. Его готовят так: бобы какао размалывают, поджаривают и потом из порошка выжимают жир. Поэтому в какао меньше жира, чем в шоколаде.

Чем и как ели в старину?

На столе у королей и герцогов не было недостатка в драгоценной утвари – из золота и серебра. Чего только там не было!

А одной вещи все-таки не хватало – вилки, самой обыкновенной вилки. Ели тогда руками, не стесняясь запускать все пять пальцев в общее блюдо. Да и ножей было немного – два-три на весь стол. Приходилось то и дело обращаться к соседям с просьбой передать нож.

Тарелок не было совсем. Их заменяли большие круглые ломти хлеба. После обеда эти «тарелки», пропитавшиеся мясной подливкой, бросали собакам.

И тарелки и вилки появились лишь триста лет тому назад, и то не в каждом доме, а только во дворцах. Давайте отправимся в XIV или XV век и заглянем в рыцарский замок как раз тогда, когда там собираются сесть за стол.

Высокая каменная лестница ведет в большую темную залу со сводчатым потолком, едва освещенную факелами. На окнах ставни, хотя на дворе еще белый день. Время зимнее, и надо беречь тепло – ведь оконные стекла еще не изобретены. Хотя эта комната — столовая, обеденного стола в ней не видно. Стол принесут, или, вернее, сделают, перед самым обедом.

Но вот появляются слуги в зеленых безрукавках из домотканого сукна, в длинных желтых чулках и красных башмаках с острыми носками. В один миг устанавливаются козлы. На козлы кладут доски. Выстроенный таким способом стол покрывают белой скатертью, на которой вышиты олени, собаки и охотники, трубящие в рог. На стол ставят солонку, кладут тарелки из хлеба и два ножа. Остается придвинуть к столу скамьи и звать гостей к обеду.

Господа вваливаются шумной толпой. Владелец замка, его сыновья и гости — соседние помещики — только что вернулись с охоты. Это рослые бородатые люди с румянцем во всю щеку. Вместе с ними вбегают в залу две любимые собаки хозяина – свирепые звери, готовые по одному знаку разорвать человека. Позже всех входит жена рыцаря, хлопотавшая по хозяйству. Компания усаживается за стол. Аппетит у всех волчий.

Кравчий – слуга, подающий мясо,– приносит из кухни, находящейся на дворе, огромное блюдо с дымящимся медвежьим мясом. Разрезав мясо на куски, он подает его на острие ножа обедающим. Мясо густо наперчено и обжигает горло. Четверть медведя исчезает в четверть часа. За ней следует кабаний бок с таким же жгучим соусом, олень, зажаренный целиком, лебеди, павлины, всевозможная рыба. Груда костей и рыбьих хребтов вырастает на скатерти около каждого сидящего за столом. Под столом тоже идет работа: собаки, ворча друг на друга, грызут кости, которые им бросают люди. Едят долго и много.

Еда – главное развлечение в этой медвежьей берлоге. Слуги едва успевают подавать новые и новые блюда — пироги, яблоки, орехи, пряники. Вина и меду выпивают за обедом чуть ли не целые бочки. Не мудрено, если под конец тот или другой из гостей валится на пол и среди разноголосого шума, хохота, лая собак раздается мощный и протяжный храп.

Первая вилка в Англии

В 1608 году побывал в Италии один англичанин, которого звали Томас Кориат. Во время путешествия он вел дневник, в который записывал все, что его особенно поражало. Описывает он и великолепие венецианских дворцов, стоящих посреди воды, и красоту мраморных храмов древнего Рима, и грозное величие Везувия. Но одна вещь поразила Кориата больше, чем Везувий и венецианские дворцы.

В дневнике есть такая запись: Когда итальянцы едят мясо, она пользуются небольшими вилами из железа или стали, а иногда из серебра. Итальянцев никак нельзя заставить есть руками. Они считают, что есть руками нехорошо, потому что не у всех руки чистые. Прежде чем отправиться домой, Кориат обзавелся такими «вилами». Вилка, которую он купил, была мало похожа на наши вилки. У этой вилки было всего два зубца, а ручка, украшенная на конце шишечкой, была совсем крошечная, ненамного длиннее зубцов. В общем, этот инструмент напоминал скорее камертон, чем вилку.

Приехав домой, Кориат решил похвастаться перед друзьями и знакомыми своей покупкой. На званом обеде он вытащил из кармана вилку и принялся есть по итальянскому способу.

Все взоры устремились на него. А когда он объяснил, что это за штука у него в руках, всем захотелось рассмотреть поближе итальянский инструмент для еды. Вилочка обошла весь стол. Дамы восторгались изящной отделкой, мужчины удивлялись изобретательности итальянцев, но все в один голос решили, что итальянцы большие чудаки, что есть вилкой очень неудобно. Томас Кориат пробовал спорить, доказывая, что нехорошо брать мясо руками, потому что руки не у всех чистые. Это вызвало общее возмущение. Неужели мистер Кориат думает, что в Англии никто не моет рук перед едой?

Неужели нам мало десяти пальцев, данных природой, и мы должны добавлять к ним еще два искусственных пальца? Пусть-ка он покажет, легко ли справляться с этими нелепыми вилами. Кориат захотел показать свое искусство. Но первый же кусок мяса, взятый им с блюда, шлепнулся с вилки на скатерть. Смеху и шуткам не было конца. Пришлось бедному путешественнику спрятать свою вилочку обратно в карман. Прошло лет пятьдесят, прежде чем вилки вошли в моду и в Англии. Есть всякие предания и легенды: о том, как люди научились добывать огонь, о том, кто был первым кузнецом, и т. д. и т.. д. Есть предание и о том, почему стали употреблять вилки.

Рассказывают, что вилки были изобретены тогда, когда стали носить большие кружевные воротники. Воротники эти мешали есть: они подпирали подбородок и не давали наклонять голову, словно голова была посажена на большое круглое блюдо. В таком воротнике, конечно, было удобнее есть вилкой, чем руками. Это, вероятно, сказка. Вилки появились тогда же, когда стали чаще менять белье, мыться, то есть попросту тогда, когда люди стали чистоплотнее.

Почти одновременно с вилкой вошли в употребление тарелка и салфетка. У нас они появились в конце XVII века. Вот что писал тогда путешественник Мейерберг: За обедом для каждого гостя кладут на стол ложку и хлеб, а тарелку, салфетку, нож и вилку кладут только для почетнейших гостей.

© Наталья Гредина

«Жить хочешь — молчи»: заключенные новосибирского СИЗО рассказали об издевательствах

21 Дек 2021, 08:29

Трое мужчин, содержащихся в новосибирском СИЗО-1, пожаловались на издевательства. Один рассказал, что сотрудники повредили ему руку после жалоб на плохое самочувствие, другой заявил, что его избили заключенные, а администрация учреждения грозилась «оборвать его жизнь в любой момент», третий — объявил голодовку и вскрыл вены после неоказания ему медпомощи.

В декабре 2021 года трое заключенных новосибирского СИЗО-1 написали обращения о пыточных условиях содержания в учреждении. Родственники одного из них предоставили Тайге.инфо копии писем. Редакция рассказывает о жалобах арестованных.

Голодовка и члены ОНК

Заключенный новосибирского СИЗО-1 Сергей Кобец объявил голодовку и вскрыл вены в знак протеста, сообщили Тайге.инфо его родственники.

В качестве причин голодовки Кобец указал ограничение доступа к личным вещам, подделку документов администрацией учреждения, подписанных якобы самим заключенным, отказ в назначении курса лечения травмы грудного отдела и другие. Он отказался принимать пищу, пока к нему не приедет прокурор Новосибирска Роман Сивак.

«По вполне понятным основаниям регистрация письменного заявления [о голодовке] в журнал не занесена», — рассказал заключенный в обращении, подписанным им и еще двумя заключенным.

14 декабря Кобеца перевели в одиночную камеру и дали ему подписать рапорт, в котором говорилось, что он якобы дал устные показания о голодовке из-за «несогласия с режимом содержания».

«Таким методом администрация СИЗО в очередной раз скрывает истинные причины голодовки, приходится идти на крайние меры», — уточнил Кобец.

Тайга.инфо уже писала о Сергее Кобеце, который весной 2021 года жаловался на избиение и издевательства со стороны сотрудников СИЗО-1. В знак протеста он несколько раз объявлял голодовку, дважды «вскрывался» и зашивал себе рот, но не получил медицинской помощи. Мужчина обращался в службу собственной безопасности ФСИН и к уполномоченной по правам человека. Он жаловался на неоказание помощи и незаконную принудительную госпитализацию в туберкулезный диспансер.12 октября в СИЗО-1 приезжали члены ОНК Новосибирской области вместе с прокурором по надзору, которые проверяли «информацию о нарушении прав» Кобеца. По словам родственницы Сергея, комиссия попросила разрешения у сокамерников сфотографировать их кровати, потому что «красиво заправлены». Однако ни одного вопроса про невыдачу лекарств заключенному не задали. Позже прокурор и председатель ОНК Евгений Анисимов пригласили его побеседовать в присутствии начальства СИЗО. На его рассказы Анисимов ответил: «Мы вам поможем, пожалуйста, всегда пишите нам, не режьтесь только»

«Анисимов забыл подписать мое согласие на обработку персональных данных. То есть моего личного дела Анисимов даже не касался, так как не имел на это права. После проверки ОНК отчиталась, что содержащихся под стражей хорошо кормят, а медпомощь — высший класс», — передали слова Кобеца родственники.

Материалы проверки направили в отдел Следственного комитета по Дзержинскому району, которые рассматривал следователь Чеботарев. Он, по словам заключенного, даже не опросил его и свидетелей, не потребовал журнал регистрации травм у СИЗО и медсанчасти и вынес постановление об отказе в возбуждении уголовного дела

«После вынесения указанного постановления следователем Чеботаревым через 10 суток замруководителя следственного отдела Латыпов передал мне документ, в котором указал, что по моему заявлению все еще ведется проверка. Интересно получается: следователь отказывает в возбуждении дела, а его начальник даже не знает об этом», — возмутился Кобец.

Из ответа ФСИН 17 ноября и Минздрава 29 октября заключенному следует, что лечат его в стационаре МСЧ-11 и туберкулезной больнице ЛИУ-10, куда Кобеца якобы поставили на учет с 6 июля 2018-го «с хроническими заболеваниями».

«Вот только МСЧ-54 ФСИН предоставили ложные сведения для проверки, потому что хронических болезней у меня никогда не было, а в тубдиспансер меня увезли в недобровольном порядке абсолютно здоровым, — рассказал заключенный. — В МСЧ-11 же вообще отсутствуют стационарные условия. И если бы они тут были, страшно представить, сколько бы заключенных оставили тут свои жизни с такими начальниками как [врио начальника медсанчасти Зоя] Кречетова, но зато точно знаю, что первый в этом списке был бы я. Без реагирования Москвы тут не разберешься. Как процветал беспредел, прикрывающийся формальными отписками, так и будет. Надеюсь, это не закончится для меня летальным исходом в стенах СИЗО».

«Будешь писать жалобы — тебя поместят в карцер»

Второй заключенный, заявивший об издевательствах в СИЗО-1 — 34-летний Дмитрий Клементьев. Утром 22 апреля 2021-го его собирались этапировать в суд. Перед этим он сказал сотруднику СИЗО Железнову, что плохо себя чувствует, и попросил вызвать медика. За три с половиной часа никакой помощи мужчина не получил, рассказали родственники Кобеца.

«Железнов пригласил других сотрудников СИЗО, которые применяли ко мне необоснованную физическую силу, заломали мне руки за спиной в разные стороны, хотя я даже не сопротивлялся. Надели наручники, специально застегнули их слишком жестко, отчего я испытал сильную физическую боль. В спецмашине меня посадили в одиночный отсек — „стакан“», — рассказал в письме Клементьев.

По словам заключенного, сотрудники, когда заталкивали его в «стакан», видели, что он зацепился левым предплечьем за замок камеры и получил рваную рану. Клементьев сказал об этом Железнову, но тот ответил, что ему **** [наплевать], и он «отпишется», после чего пнул заключенного по копчику.

Только после того, как Клементьева привезли в Новосибирский областной суд, сотрудники конвоя вызвали скорую. Больше четырех часов у него шла кровь из раны. Когда заключенный вернулся в СИЗО, то обратился к администрации, но сотрудники пригрозили ему: «Будешь писать жалобы — тебя поместят в карцер, подумай над этим хорошо, ведь тебе еще отбывать срок».

Тем же вечером Клементьев написал две жалобы и передал их дежурному корпуса. К заключенному вызвали сотрудника оперативного отдела СИЗО, но тот сказал, что заявление не примет, и ушел.

23 апреля перед очередным этапом в суд Клементьева досматривал Железнов. Он нашел у заключенного документ с жалобой, разозлился и дважды ударил его кулаком в висок. В суде Клементьеву снова вызвали скорую, медики зафиксировали ушиб. Сотрудники СИЗО снова заявили ему: «Мы-то отпишемся, что бы ни случилось, а тебе будет еще хуже».

Очередное написанное Клементьевым на Железнова заявление «о превышении должностных полномочий» дежурный сотрудник ему вернул и предложил отправить через ящик для писем, а также «наотрез отказался» регистрировать документ в журнале.

«Все заявления о противоправных действиях сотрудников администрации так и не дошли до адресатов, так как не покинули территорию СИЗО и исчезли бесследно», — отметил Клементьев в письме.

После жалоб к заключенному приехал тот же следователь из Дзержинского райотдела С К Чеботарев, который отказался возбуждать дело по заявлению Сергея Кобеца. Он опросил заключенного и вынес постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Но следователь, по словам Клементьева, не стал смотреть записи с камер наблюдения и с регистраторов сотрудников ФСИН.

«Постановление Чеботарева об отказе в возбуждении дела находится в обжаловании. Зато вместо приобщения справки от „скорой“ и рапорта конвоя суда о ране он [следователь] приложил справку от МСЧ-11 с ложной информацией о якобы самопорезах», — считает заключенный.

После допроса Клементьева администрация СИЗО поставила его на профилактический учет как «склонного к членовредительству и суициду».

Насилие в кабинете администрации

12 ноября сотрудники СИЗО-1 вызвали в кабинет 25-летнего Михаила Семенова «для проведения беседы». В помещении оказались еще трое заключенных, с которыми у него были конфликты. Семенов пытался уйти, но сотрудники перегородили ему выход и оттолкнули от двери, говорится в письме.

«Далее заключенные начали оказывать на меня психологическое и моральное давление, с периодичностью нанося мне удары по разным частям тела, лица и ног, отчего я испытывал сильную физическую боль на протяжении 20−30 минут, в то время когда сотрудники администрации молча наблюдали за всем происходящим в кабинете, даже не пытаясь вмешаться», — рассказал Семенов.

При этом оперативники просили заключенных бить мужчину так, чтобы не осталось синяков, уточнил Семенов. После нападения сотрудники администрации предупредили заключенного, что он может умереть в СИЗО: «Хочешь жить — молчи».

Семенова вернули в камеру, а всех, кто с ним содержался, перевели в другую. Он попытался вызвать фельдшера из МСЧ-11, но медик отказался, потому что врио начальника медсанчасти Зоя Кречетова якобы дала указание «ничего у него не регистрировать».

«Фельдшер закрыл форточку на дверях моей камеры и ушел, оставив меня мучиться с острой болью в левой части тела. Ко мне не приходили врачи, сколько бы я ни пытался вызвать их в камеру», — пожаловался заключенный.

15 ноября Семенова этапировали в суд, туда же вызвали и скорую помощь. Медики диагностировали ссадины за ушами и перелом ребра. Заключенного хотели отвезти в больницу, но судья отказала, потому что «нужно провести заседание». Мужчина рассказал обо всем супруге.

«После того, как меня вернули в СИЗО, конвой высказал администрации, что те скрыли мои травмы. Также конвой написал рапорт о том, что „скорая“ всё зафиксировала, — уточнил Семенов. — Тут же сбежались работники медсанчасти и стали уговаривать меня подписать бумагу, якобы я сломал ребро, потому что выпал из окна. Я не стал подписывать. Врачи психанули и ушли, бросая мне разные угрозы».

Несколько жалоб «в разные инстанции» написала и жена заключенного. После этого, по словам Семенова, на него начал давить «спецконтингент черной масти». Мужчину якобы заставляли писать «нужные» показания, иначе с ним «произойдет несчастный случай».

«Некоторое время я отказывался, но после разговора с управлением, когда осознал, что они все заодно и далеко не шутят, начал делать так, как они хотят. Единственное, чего я не выполнил — оговор своей супруги. Позже я понял, что они хотели напугать ее уголовной ответственностью за дачу якобы ложных показаний», — добавил заключенный.

Перед тем как давать «нужные» показания, Семенова снова увезли в суд, где он попросил жену записать видео с его рассказом, но конвой запретил. Заключенному все же удалось передать запись своему адвокату.

«Всё может быть по справедливости, если материалы проверки направить не в отдел СК по Дзержинскому району, а в другой правоохранительный орган, не относящийся к территории СИЗО», — подчеркнул Семенов.

Семенов утверждает, что в отделе СК по Дзержинскому району, все дела о «превышении должностных полномочий» сотрудниками СИЗО-1 остаются «без выявленных нарушений», после чего выносится постановление об отказе в возбуждении.

«В основном, следователем Чеботаревым почему-то», — отметил заключенный.

Тайга.инфо обратилась за комментарием в ГУФСИН по Новосибирской области.

Ирина Беляева

  • Рассказы о вежливости для 4 класса
  • Рассказы николая носова видео
  • Рассказы николая сладкова слушать
  • Рассказы николаевича николая николаевича носова
  • Рассказы новикова для детей