Рассказы о таежных жителях

виктория трелина, 2019 isbn 978-5-0050-7489-8 создано в интеллектуальной издательской системе ridero хорошо в деревне летом мне шесть лет. ранее

© Виктория Трелина, 2019

ISBN 978-5-0050-7489-8

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Хорошо в деревне летом

Мне шесть лет. Ранее летнее утро… Очень ранее… Половина шестого. В деревне утро всегда прохладное и сырое. Независимо от того, сколько градусов покажет термометр в полдень, двадцать или тридцать пять, день начинается с резиновых сапог, колготок и куртки. Ещё обязательно присутствует косынка. Она защищает и от холода, и от жары, и от пыли, и от насекомых — в волосы в деревне очень любят залетать пчёлы, залезать клещи и запрыгивать вши.

Я выхожу во двор и ёжусь от свежести ледяного, пахучего утреннего воздуха. Мои бордовые сапожки тут же становятся блестящими от росы. Из открытой двери летней кухни валит пар: бабушка готовит еду. Варёные яйца, картошка в мундире, свежие огурцы с огорода, нарезанный хлеб, соль в спичечном коробке, пёрышки лука и горсть конфет «барбарис». Всё это укладывается в походный рюкзак защитного цвета, сверху фляжка с колодезной водой. У стены стоят два кнута и палка. Сегодня мы пасём коров. Деревенские жители гоняют стадо коров на пастбище по очереди. Очередь бывает раз в месяц.

Дедушка в высоких, чёрных резиновых сапогах и длинном плаще выходит из сарая. Он сделал всю утреннюю работу: почистил в свинарнике, набрал воды в вёдра, привязал на лугу телёнка.

— Внуча, ты готова? Пойдем залучать!

«Залучать» — это такое сугубо деревенское слово. По крайней мере, в городе от родителей я его не слышала. Но я понимаю о чём речь. Залучать — это идти в центр села к магазину, куда утром сгоняют всех коров односельчане. Там этих коров надо собрать в стадо и гнать их в сторону лугов, полей и лесов. Я люблю залучать. У магазина все бабули будут обращать на меня внимание, называть «помощницей», говорить о том, какая я выросла большая и угощать конфетами. Мы с дедушкой идём по сырой дороге, я размахиваю кнутом, смотрю по сторонам, слушаю звуки и наслаждаюсь запахами: в небе носятся и щебечут ранние птички, из-за заборов доносится лай собак, кукареканье петухов, блеяние коз и гогот гусей. Пахнет скошенной травой, сырыми дровами, мокрым песком, полевыми цветами — запахов целая палитра. В городе утро пахнет совсем иначе: асфальтом, автобусами и столовкой детского сада.

Мы залучаем коров и гоним их в сторону нашего дома, чтобы пройти мимо него вниз к леваде, а потом на лог. «Левада» и «лог» — тоже исключительно деревенские слова. По пути наше стадо растёт: открываются калитки, оттуда вальяжно выходят коровы, подгоняемые своими хозяевами. Бабушка тоже выгонят нашу Зорьку, замыкает калитку на засов и присоединяется к нам. Из соседнего дома выходит сестра моей бабушки Лиды — бабушка Зина. У неё нет коровы, только куры и кошка без имени. Бабушка Зина очень старенькая. Она идет с нами, чтобы забрать меня с лога, когда я устану. Но я пока уставать не собираюсь.

Коровы идут, покачивая пятнистыми боками. У каждой коровы, несмотря на одинаковые имена (всех их зовут Зорьками, Милками и Мартами), свой характер. За это лето мы пасем коров третий раз, и я уже знаю, какая из них спокойная, а от какой ожидать беготни и баловства. Корова деда Матвея вообще бодается, если ей что-то не понравится. Об этом все знают, поэтому к ней меня дедушка не подпускает, да я и сама посматриваю с осторожностью на её сизый с чёрным треугольничком лоб.

Мы пригоняем стадо на бугорок с высокой травой, дедушка достаёт раскладной стульчик, а мы с бабушками садимся на расстеленную фуфайку. Бабушка Зина поёт старинные песни, я ем вареные яйца и смотрю на деревенские домики, которые отсюда кажутся очень маленькими. Я пытаюсь разглядеть наш дом и дом моей подружки — Тани.

Становится теплее, некоторые коровы ложатся, продолжая жевать, некоторые стоят и обмахиваются хвостами: назойливые мухи облепляют коровьи спины, бока, лезут в уголки их больших глаз. Когда станет совсем жарко появятся оводы. Они больно кусают коров, от чего те иногда становятся буйными и норовят убежать в лес.

Бабушка Зина спрашивает, не устала ли я. Я, конечно, не устала. Я вообще никогда не устаю. Мне попросту становится скучновато: я уже высмотрела синюю кофту Таньки вдалеке, подруга проснулась и играет в песке возле своего дома, я съела несколько яиц, картофелину и попила водички из фляжки. Почему-то из фляжки вода намного вкуснее, чем дома из кружки. Но в рюкзаке еще остались конфеты, непрочитанная книжка про сов, и в альбоме я еще сегодня не рисовала, поэтому я говорю, что не устала и достаю книжку.

— Почитаешь? — спрашиваю бабушку Зину.

— Я же не умею читать, — улыбается она.

Бабушка Зина хоть и большая, а читает по слогам, как я, ведь она не училась в школе, потому что была война. Меня читать научил дедушка еще зимой. Я демонстрирую своё умение, прочитывая первый лист. Дальше читает бабушка Лида. Я хочу всё успеть, поэтому достаю альбом и рисую коров на лугу разноцветными карандашами. Потом несу рисунок дедушке, который сидит на другом конце бугра возле рыжей коровы. Дедушка берет красный карандаш и ставит мне пять. Мой дедушка раньше работал учителем, он всегда ставит мне оценки за рисунки. Это почти всегда пятёрки, потому что рисую я хорошо. Иногда бывают и четвёрки, например, если я забываю нарисовать линию горизонта, брови у человечков и неправильно рисую трубу на треугольной крыше.

— Куда у тебя смотрит труба? — строго спрашивает дедушка в таких случаях, — Она должна стоять прямо, а не падать в сторону.

Коровы тем временем поднимаются, начинают активно есть и потихоньку перемещаются в сторону леса, там образовался тенёк. Я спрашиваю у дедушки, который час. В двенадцать коров надо гнать домой на обеденную дойку. Я уже хочу домой, но сейчас только десять. Два часа — это ещё очень долго. Говорю бабушке Зине, что устала, и направляюсь с ней домой, отсыпав себе в кармашек куртки конфет из рюкзака. Куртка завязана рукавами у меня на поясе, ногам в резиновых сапогах жарко, и Танька уже заждалась меня в песочнице. Я отпасла коров довольно долго — аж четыре часа. Я горжусь собой, потому что в прошлый раз я выдержала только до девяти. Я ещё не решила, пойду ли на лог после обеда. Если не поссорюсь с Танькой, то, наверное, не пойду. А если даже поссорюсь, могу пойти с бабушкой Зиной к её подруге бабе Нюре, у нее дома всегда есть пряники и зефир. Ещё можно пойти к бабе Любе, у нее есть внук Алёшка. Ему три года, он еще не очень хорошо говорит, с ним не так интересно, как с Танькой, но я могу поиграть в его игрушки, у Алёшки их много. А если не пойдем в гости, посидим у бабушки Зины на завалинке, она будет вязать носки на зиму, а я поиграю с ее кошкой, заплету косички куклам из кукурузных початков и покормлю цыплят хлебом прямо из руки. Они так смешно подпрыгивают, хватают хлеб и убегают. В общем, у меня очень много интересных дел в деревне летом.

Конец ознакомительного фрагмента.

Люди, я любил вас, будьте бдительны! Слова, которыми заканчивается

книга «Репортаж с петлей на шее» героя чешского Сопротивления, писате-

ля Юлиуса Фучика (1903 — 1943) вновь актуальны сегодня.

МЫ БЫЛИ, БЫЛИ!

Нет, мы не просто были, мы еще есть! Мы – дети Победителей в кровопролитнейшей из войн, когда-либо происходивших на Земле. Мы подытоживаем события того периода времени, когда стали живыми свидетелями величайшего подвига народа, победившего фашизм, не давшего ему пустить по миру корни зла и человеконенавистнической морали.

Минувшая война сделала нас такими, какими мы были потом всю жизнь. Для двух поколений она определила уровень и образ жизни как причину нищеты, неустроенности и сиротства. Мы, состарившиеся ещё в детстве, не успели стать удачливыми, не хватило времени, Детство было заменено непосильным взрослым трудом рядом с теми, кто приближал Победу у станков, на полях, в боях.

Кто помнит о нас, детях войны? Я не слышала, чтобы когда-нибудь за прошедшие 75 лет сказали, сколько нас выжило, сколько погибло в годы войны. Мы и сейчас забыты государством. Мы рядом с вами, но уже облысевшие, гнилозубые, больные, спившейся, не найдя своего идеала, обойденные вниманием общества. Инфаркты и инсульты косят нас. Патриотизм и самопожертвование живёт в наших сердцах как ни у кого из людей последующих поколений.

Эту войну мы, дети войны, будем помнить всегда. Все годы твердилось – фашизм уничтожен, фашизм не пройдет. И не заметили, как в сердце Европы он пустил свои корни и сразу принёс жестокость, безжалостную расправу над людьми.

Мы склоняем головы и скорбим о невинных, заживо сожжённых людях в Одессе, об убитых и растерзанных мирных жителях, искалеченных детях Донецкой и Луганской народных республик, лишний раз убеждаясь, что это – лицо фашизма. Будьте бдительны, люди!

ДОВОЕННОЕ ДЕТСТВО

Я родилась в деревне на Смоленщине 5 марта 1936 года. В семье нас было четверо детей – две девочки и два мальчика. Старшие братья – Миша и Витя, старшая сестра Нина. Я оказалась последней, так как ещё одна сестрёнка, Вера, она была младше меня, умерла до войны.

Мой папа – Григорий Степанович, 1901 года рождения, закалённый коммунист, до войны прошёл жесткие времена коллективизации, организовывал колхозы. Преданный Сталину и партии, выполнял все директивы, спускаемые сверху. Сказано, чтобы у коммунистов в хатах ни одной иконы не было, и папа разбил и выбросил из избы все иконы своей матери – нашей религиозной бабушки Васты, уже будучи женатым на моей маме. Мамин отец Купрей выдал замуж свою дочь, мою маму, за видного, красивого деревенского парня. Григорий не пил, не курил, был спокоен и уверен в себе. Мама сопротивлялась, кричала: «Я не люблю Гришку, не пойду за него замуж!». Но батюшка был неумолим. Стукнув огромным кулаком по столу, закричал на дочь: «Не смей ослушиваться родителей!». Вскоре их обвенчали.

Дедушка Купрей и бабушка Фёкла жили на хуторе возле Плещеевской церкви, которую впоследствии взорвали немцы. Бабушка была очень набожной, а мама с детства пела в церковном хоре. У неё был чистый, звонкий голос. Она всю жизнь пела церковные песнопения, и мне нравилось всё. Отец не пускал маму к родителям на хутор. А она не испытывала к нему особой любви и привязанности и все чаще оставалась ночевать у своих родителей. Отец имел большую власть в деревне. Сразу после создания колхоза его назначили председателем. Это были 1930 1933 годы. Коллективизация шла болезненно. Мама рассказывала, что в те годы, когда односельчан сгоняли в колхозы, был сильный голод. Измождённые люди с вилами в руках подходили к нашей хате и требовали от отца зерна и хлеба.

Чтобы мама не общалась со своими родителями, отец решился внести их в список переселяемых в Сибирь людей. Кто-то сообщил деду Купрею , что Григорий внёс его с женой Фёклой в список переселенцев. Дедушка с бабушкой быстро собрали пожитки и уехали в Ленинград к старшей дочери Полине. Во время блокады города, они умерли от голода.

Позже папу из председателей колхоза перевели в трактористы. Он занимался нашим воспитанием больше, чем мама. Мои старшие братья всю жизнь говорили об отце как о порядочном, умном, добром человеке.

ДЕРЕВЕНСКИЙ БЫТ

Мама возвращалась с работы раньше папы. К этому времени пастух пригонял с лугов большое стадо коров и овец. Издалека слышалось громкое мычание недоенных коров, шедших к своим дворам. Их ревностно охраняли грозные быки, которых мы боялись.

Помню внутреннее убранство нашей избы: большая печка из красного кирпича служила постелью бабушке Васте. Сама изба была бревенчатой, сложенной без единого гвоздя. Щели между брёвен забивали сухим мхом, для сохранения тепла. На стенах висели расшитые полотенца – рушники. Дощатые полы не красили. Они были светлые, во время уборки их выскабливали до блеска. Доски для пола изготавливали вручную, распиловка шла вдоль брёвен, причём один человек стоял высоко вверху и пилил, второй – внизу. Полы застилали домоткаными дорожками. Во многих избах стояли деревянные ткацкие станки. Окна были небольшими, с красивыми занавесками. На зиму ставили вторые рамы, между ними закладывали рябину или калину, и мы любовались этой красотой. Зимний, морозный рисунок на стеклах был другой, чем сейчас. На стеклах мороз рисовал ветки деревьев, даже леса и животных. Это был наш, деревенский Мороз. От печки шло тепло. В холодные дни печку топили жарко, чтобы она за ночь не успевала остынуть.

Зимой взрослые носили валенки, изготовленные своими сельскими мастерами. А если на улице было сыро, то на валенки надевали резиновые калоши. Задняя часть подошвы валенок подшивалась кожей. Детские валеночки были мягкими.

Никаких пальто не было. Одевались в шубы из овечьих шкур, которые выделывали в домашних условиях. Шубы получались лёгкими и тёплыми. На головах у женщин красовались большие коричневые шерстяные платки. К весне бабы переодевались в рабочие телогрейки или, на праздники, в плюшевые приталенные куртки на ватине.

Мама с бабушкой вставали утром, чуть свет, чтобы успеть всех накормить. Они хлопотали у растопленной печки, готовили пищу. Еда состояла обязательно из щей с кислой капустой или из супа с картошкой. Иногда на второе приготавливали пшеничную или же гороховую кашу. Её ели с молоком.

Был свой творог, сметана, масло. Масло сбивали в маслобойках вручную. Капусту заготовляли осенью, бочками, выставляли её в сенях. Хлеб выпекали в печках. Тесто замешивали в дежке, деревянном широком бочонке, не закладывая в него никаких дрожжей. Тесто закисало, хлеб получался необычайно вкусным.

Посудой служили глиняные чашки разных размеров. Деревянные, разрисованные причудливыми узорами ложки изготавливали сами или покупали. О существовании тарелок не знали не только дети, но и взрослые. Пища готовилась в чугунках, была вкусной, свежей.

Если кто простывал, его загоняли на печку, она хорошо прогревала кости. Заболевшего поили горячим молоком с какими-то добавками.

УХОД ЗА ЖИВОТНЫМИ

С утра мама надевала телогрейку, выходила в хлев, где стояли овцы и корова, чтобы дать им сена и воды. А. когда приходило время отёла коровы, то дежурила ночью. Народившегося телёнка тащили в кутушок – пространство между печкой и стеной. Телёнка вскармливали тёплым коровьим молоком. Когда рождались ягнятки, их тоже помещали в избе, а потом уже подсылали к овцам-матушкам. По краям нашей хаты стояли скамейки, в левом углу – большой стол, за которым ужинали всей семьей. Со стороны печки – железные кровати с матрацами, набитыми соломой.

Так шла в те годы сельская жизнь. Вокруг – домашние животные, их говор, требования к хозяйке. Мы все были втянуты в повседневную жизнь родителей. За общим столом, за едой, говорили о делах, о животных. Хватит ли нам сена, сколько собрано зерна и картошки.

Шла довоенная жизнь, с её горестями и радостями, с праздниками и шалостями, в заботах о хлебе насущном.

ПОГОРЕЛЬЦЫ

В марте 1942 года немцы сожгли не только нашу деревню Терехово на Смоленщине, но и на много километров вокруг не осталось ни одного населенного пункта, ни одного дома, только кирпичные чёрные печи с высокими трубами. Картофель, который был под полом дома, сгорел. Внизу можно было найти испечённый, который можно было есть.

Вечерами у каждой уцелевшей печки горели костры, возле которых грелись вернувшиеся из леса люди. Помню, как бабушка Васта положила меня на живот, сама легла на матрац, накрылась одеялом. Она согревала меня своим телом. Я плохо помню, в то время мне исполнилось 6 лет, сколько прошло времени и как мы продолжали жить всей семьёй на улице, чем питались. Только помню, что было очень холодно, а потом помню, что было уже тепло. Взрослые говорили, что немцы далеко не ушли, а остановились за Днепром. Это не более десяти километров от нас. Там дома не жгли, но там не было и партизан. Ушёл с немцами и староста Мирон с двумя сыновьями-полицаями. Мы знали, что ещё один его сын в Красной Армии воюет против фашистов.

ТАНКИСТ

В один из вечеров, когда мы грелись у костров, тишину нарушил громкий звук движущегося танка. Это был наш советский танк. Мощно и быстро по дороге мимо нашего пепелища боевая машина проследовала к другому, где сидела пожилая женщина с двумя почти взрослыми дочками, и остановилась там. Мы все бросились к танку, из которого в шлеме, с орденами на груди и со звездочками на погонах, с открывшегося люка башни спрыгнул на землю красивый парень. Это был сын сидевшей на пепелище жены старосты Мирона – Мирониха. Танкист обнимал мать, сестрёнок, спрашивал, где отец, братья. Мать рыдала в объятиях сына, а сбежавшиеся к их костру односельчане сообщили танкисту-герою, кто его отец и братья, ушедшие с немцами.

Костер хорошо освещал молодого офицера, его форму и лицо, полное недоумения и разочарования. Он снова обнял плачущую мать, затем быстро забрался в танк, который быстро исчез в темноте. Позже, когда части Красной Армии с боями брали Смоленск, Миронихе пришла похоронка на сына-танкиста. Позже рассказывали, что бывший староста Мирон был взят красноармейцами в плен и умер в лагере для военнопленных.

НАШИ

До прихода Красной Армии мы жили в землянке. Размером она была три метра на четыре, высотой метра два. В ней умещалось две кровати. Сверху накат из бревен, засыпанный землёй, сбоку земляные стены, внутри землянки – печь, труба которой выходила на поверхность. На печи можно было даже погреться. Конечно, она была меньше, чем в избе и, наверное, сложена из кирпича, уцелевшего после сожжённого дома.

В один из теплых солнечных дней со стороны леса послышался гул и в деревню вошли наши советские солдаты. Мощные машины тащили большие пушки, которые солдаты, руководимые командирами, устанавливали на пригорке стволами в сторону Днепра и открывали стрельбу. Мы, дети, вылезли из землянок и бросились к артиллеристам. Солдаты гнали нас в укрытие, так как в нашу сторону из-за Днепра летели вражеские снаряды. Идет бой, а моя мама вытащила из землянки корыто и стирает бельё. У зеленой нарядной березы снарядом срубило крону, солдаты бегут с ружьями и кричат:

– Женщина, немедленно уходите, убьёт!

Мама смеясь, отвечала:

– Немецкая пуля меня не взяла, а своя тем более не убьёт!

ВЕСНА 1942 ГОДА

Вслед за боевыми частями Красной Армии двигались тылы и медсанбаты. На проходящих танках и автомашинах были начертаны лозунги «За Родину!», «За Сталина!». На грузовиках с гармошками и песнями ехали наши солдаты. Мы вылезали из маленьких землянок, как кроты из нор, и бросались навстречу нашим освободителям. У многих на гимнастерках блестели медали. Небольшой отдых в селе, и они снова отправлялись в путь – на запад.

А девчата, соскучившись по ласковым взглядам парней, второпях надевали на себя лучшие наряды, которые удалось сохранить после пожарищ, бежали к бойцам и командирам, обнимали их, желали скорейшего возвращения домой. Более бойкие обменивались адресами, дарили на память вышитые платочки.

Однажды к нам в землянку пришла очень красивая девушка в армейской шинели. Пришла уставшая, измученная, какая-то невесёлая. Это была мамина племянница, участвовавшая в боях под Москвой. Она накормила нас чем-то вкусным и ушла в свою часть.

Почтальоны приносили девчатам солдатские письма: треугольные конверты со штампом полевой почты. Сколько радости от этой весточки! Жив, воюет, любит! Теперь мы наизусть знали девиз наших освободителей: «Враг будет разбит, победа будет за нами!». И это весна 1942 года. Ещё три года до конца войны, а уже была такая уверенность в победе.

ГОЛОД

Величайшим наказанием человечества является голод. Так как никакой пищи у нас уже не было, то мы питались крапивой и лебедой. Иногда появлялся какой-то жмых, видимо, отходы от переработки льна. Это был праздник, хотя жмых невозможно было есть, но голод не тётка. Весной на колхозных полях собирали мёрзлый картофель – лакомство.

Местная власть решила отправить детей и бабушек в другую деревню, за 25 километров от нас, где фашисты не успели сжечь дома. Ведь вся наша сожжённая деревня жила в землянках.

ПОМНЮ

Перед уборкой урожая на полях нас на телегах привезли в село. Моя бабушка осталась работать в колхозе, и я, в отличие от других сверстников, была одна.

Меня поместили на постой к пожилой женщине, которая сказала, что будет меня кормить, если я буду таскать снопы, убирать урожай. Для меня, маленькой, снопы оказались очень тяжелыми. Босые ножки все были в крови, исколоты соломой, оставшейся торчать на поле после снятия колоса.

Со мной жила глухонемая 13-летняя девочка. Она таскала снопы в указанное место, а вечером хозяйка давала ей кусок хлеба и суп. Мы спали в пристройке дома, в сенях, внутрь дома не заходили. Девочка, когда меня лишали ужина, оставляла мне кусочек хлеба от своей небольшой порции и, мыча, торкала мне в руки, когда мы ложились спать. Нежно гладила мои волосы на голове и плакала, прижимая к груди. Осматривала мои исколотые ноги, вытаскивала занозы. На её лице столько было горя и печали за мою жизнь…

Я бегала на сельское кладбище. Когда похоронят умершего человека, но на могиле оставляют немножко что-то из пищи – яйцо, хлеб, огурец, картошку. Меня никто не навещал, я уже думала, что мои родные забыли о моём существовании, но однажды услышала:

– Тома!

Возле запряженной в телегу лошади стояла сестра Нина, приехавшая за мной. Она вытащила варёную картошку из холщового мешочка и дала мне поесть. Я никогда не ощущала такого вкуса картофеля, как в тот момент! Я была голодна, истощена, больна.

Сестра Нина завернула меня в какое-то старое одеяло, положила на дно телеги и прикрыла сеном. Нам нужно было проехать несколько военных постов, прежде чем добраться до дома. Проверяя, солдаты спрашивали: «Куда путь держите?», шевелили сено, чтобы проверить, не везёт ли она чего лишнего. Мое высохшее тельце, прижатое ко дну телеги, отыскать было невозможно.

Тамара СПИЦЫНА

«Ветеран янтарных рубежей», № 5-7 (32-34) 2020г.  и № 1 (35) 2021г.

Газета ветеранов органов безопасности по Калининградской области

ПГТ Кулаково – населённый пункт Советского района. Второй по размеру и количеству живущих после самого Советского. Считается одним из наиболее развитых сёл в Подмосковье, так как каждый отдельный период истории этого захолустья внёс свою лепту и оставил след как на жителях, так и на самом посёлке.

Истоки

Стрелецкий бунт 1698 года. Боярин Афанасий Кулаков, славный род которого восходит к Ивану I Калите, московскому князю, встал на сторону Софьи Алексеевны. Однако к Афанасию приходит понимание, что реальная сила за Петром I и во избежание расправы, покидает Москву. И не прогадал. Многие бояре, поддержавшие Софью, были казнены. Но выходка Афанасия не осталась без наказания. Земли, которыми владел Кулаков были отданы служивому люду. Осталось только село под Москвой. Так эта земля и получила своё название, тем самым, увековечив род Кулаковых.

Кулаково – село кулаков

Следующие двести с небольшим лет Кулаково жило обычной жизнью русского села. Оно специализировалось, в основном, на мясном производстве и плодово-ягодных хозяйствах. С началом Первой Мировой войны почти вся продукция, производимая в селе, направлялась на фронт. С приходом большевиков к власти ситуация не изменилась, разве что линия фронта была не за пределами страны, а внутри неё. Между тем, Кулаково стало селом кулаков. Оно лидировало по количеству кулацких хозяйств за счёт богатства местных земель. Кучка зажиточных крестьян загоняла своих односельчан в долговое рабство, а когда информация о ситуации стала доходить до властей, в поселение вошли солдаты РККА. Кулаки, не желая расставаться с бесплатной рабочей силой и не думая, что нужно кормить жителей городов, уничтожали всю провизию, а некоторые отстреливались. Все кулаки были либо отправлены в лагеря, либо убиты при задержании по причине оказания сопротивления. Прошло время, продразвёрстку сменила НЭП и село снова стало богатеть. Но память об этих событиях осталась и нередко от пожилых людей можно услышать рассказы о том, как в селе гремели винтовочные и ружейные выстрелы. Свидетелями они не были, но рассказали им об этом их родители.

Совхоз «Красный октябрь» — лидер социалистического производства.

В 1932 году на землях села были основаны совхоз под названием «Красный октябрь» а вместе с ним моторо-тракторная станция, которой пользовались близлежащие деревни Гарель и Роговичи, на территории которых находились менее богатые колхозы. С первых лет существования совхоз «Красный октябрь» стал лидером по производству мясной продукции и плодово-ягодных. Моторо-тракторная станция являлась образцовой и была оснащена лучшими тракторами и комбайнами. Жители села получали зарплаты за труд в совхозе больше, чем инженеры, врачи и другие высококвалифицированные специалисты в городах. С началом войны, жители сложили излишки денежных средств и смогли приобрести целых 5 танков для фронта. И пока мужская часть населения воевала, защищая рубежи Родины, женщины, старики и дети трудились в совхозе, производя и поставляя провиант, несмотря на то, что сами терпели голод и холод. Но вот война кончилась, кто-то вернулся в родной посёлок и продолжил мирно трудиться, а кто-то сложил свою голову, защищая Отечество. Одним из таких был уроженец Кулаково – Василий Трёхин. Его наградили званием Герой Советского союза посмертно за то, что он, пожертвовав собой, подорвал 3 немецких танка. Его именем названа местная школа. В 1952 году, в 48 километрах от села был основан город Советский. Из села пошёл отток населения туда, так как на местный завод высокотехнологичного оборудования нужны были рабочие руки. Совхоз был обязан поставлять в Советский еду и так продолжалось до 1988 года. С введением закона «О кооперации» совхоз стал кооперативом и перестал быть обязан кормить население города, из-за чего в Советском возник товарный дефицит. В 1992, после распада СССР совхоз закрылся, на его месте было образовано фермерское хозяйство ОАО «Кулаковское» в 1993-м.

«Весёлые» будни Кулаково

Но даже в, казалось бы, героической истории села были (да и остаются) моменты стыда. Например, село с конца 50-х стало славиться своими массовыми
драками в которых погибали молодые люди. В одной из таких драк в 1987 году между жителями села Кулаково и деревни Роговичи от тяжких телесных повреждений скончалось порядка 13 человек из сотни участвовавших. Восемь человек получило реальные сроки, 21 человек были доставлены в город со сломанными конечностями, колотыми ранами и разбитыми черепными коробками. Подобные драки для жителей села – не редкость. Проводятся они на просёлочных дорогах или полях. Внутри села драки бывают возле местного клуба или сельсовета, но зачастую, это стычки куда меньших масштабов, и то из-за каких-либо конфликтов внутри молодёжной среды Кулаково. Население села сокращается с начала 50-х не только потому что его жители переезжают в Советский в поисках лучшей жизни, но и потому что молодёжь гибнет в подобного рода драках, пьняках и при нарушении техники безопасности во время работы. С конца 1980-х ещё одной бедой посёлка является наркотрафик. Наркотики проходят в Москву фурами через Кулаково и Советский, из-за чего до четверти героина, предназначавшегося для потребителей из столицы, оседает в этих краях. Количество смертей от передозировок в год с 1992-го года колеблется от 150 до 200 человек в год. Повальное пьянство в этом посёлке уже не проблема, а одна из сторон жизни. Пьют здесь почти все: и стар, и млад. Поэтому пьяная поножовщина здесь тоже не редкость. На фоне всего этого, общий уровень преступности для такого посёлка очень высокий. Кражи, грабежи, драки, убийства и ещё куча преступлений, которые могут совершаться здесь в пьяном угаре или в наркотическом дурмане.

Современность

Вот так сейчас живёт этот посёлок. В истории Кулаково пересекаются трудовая слава, героические подвиги и наличие развитой инфраструктуры с беспробудным пьянством, высоким уровнем преступности и общим упадком. По состоянию на 1999 год население посёлка составляет 16 483 человека. Имеется средняя школа, ПТУ, сельский клуб, автобаза, больница. Не каждый город может похвастаться таким количеством функционирующих учреждений. Принесёт ли наступающий 2000-й год в посёлок спокойствие и стабильность? Остаётся только ждать наступающий год и надеется на лучшее…

Добро пожаловать в Кулаково!


Мария Курамина

Мария Курамина

Где бы вы ни оказались, если там есть вода, значит, есть истории, легенды, а порой и рассказы очевидцев о русалках. Об этих волшебных и завораживающих подводных жителях человечество говорит уже тысячи лет: они упоминаются в мифологии и фольклоре почти каждой страны и культуры. Недавно в МИФе вышел «Атлас русалок». Делимся несколькими историями об этих удивительных созданиях.

Кто же такие русалки?

Мы привыкли считать, что русалка — это девушка с длинными распущенными волосами и рыбьим хвостом, но есть и другие разновидности этих мифических созданий. Существует множество видов рыбоподобных мужчин, или, как их ещё называют, морских мужей. Известны истории о двухвостых русалках, людях-рыбах с перепонками на руках и ногах, а также о русалках, которые являются наполовину тюленями, наполовину осьминогами или наполовину дельфинами. Некоторые подводные жители даже могут на время принимать человеческий облик, выходить на землю и расхаживать среди нас незамеченными.

Что же делают русалки?

Они могут хранить покой своих островов, спасать заблудившихся моряков, посылать обильный улов или предупреждать о непогоде. А если повезёт, то и исполнять человеческие желания! Но будьте осторожны: далеко не все русалки добрые, встречаются даже по-настоящему опасные.

Не забывайте, что русалки — существа магические, а часто ещё и чрезвычайно могущественные: они контролируют морские воды, пускают ко дну корабли, похищают людей и прячут их в своих подводных жилищах, заманивают моряков на верную смерть завораживающим пением и налагают смертельные проклятия на тех, кто их расстраивает. И даже добрая по своей природе русалка может рассердиться, если отнестись к ней без должного уважения!

Мелюзина. Необыкновенная история о тайной русалке

Рассказы о таежных жителях
Иллюстрация из книги

Мелюзина — наполовину фея, наполовину человек, а втайне — русалка. Будучи дочерью водяной феи и смертного короля, она меняла своё обличье (пряча длинный рыбий хвост) и выглядела как девушка. Мелюзина могла становиться человеком во все дни, кроме субботы в этот день она была вынуждена принимать свой истинный облик.

Во время охоты Раймондин, племянник графа Пуату, увидел Мелюзину в лесу: она сидела у своего переливающегося источника. Он был очарован её сверхъестественной красотой и влюбился в неё с первого же взгляда. Лорд умолял девушку выйти за него замуж, и она согласилась, но с одним условием. «Ты ни за что не должен видеть меня по субботам», — сказала она. Раймондин не стал долго сомневаться, и вскоре они сыграли прекрасную свадьбу.

Владения Раймондина были небогатым местечком, но после его женитьбы на Мелюзине всё изменилось. Она правила наравне с мужем, пуская в ход и доброту, и мудрость, и свою тайную магию.

Хозяйство процветало: посевы превращались в богатый урожай, скот был здоров, а люди с каждым днём жили всё лучше и лучше. Мелюзина возводила города, дворцы и замки для себя и своего мужа.

У Раймондина и Мелюзины родилось десять детей — и все мальчики. У некоторых из них были небольшие перепонки на пальцах… но редко кто обращал на это внимание.

Каждую субботу Мелюзина пряталась в своей комнате и принимала истинный русалочий облик. Она проводила весь день, нежась в ванне и восстанавливая силы, а с края ванны свисал её переливающийся хвост.

Долгие годы Раймондин сдерживал своё обещание и не входил в комнату жены. Но даже он в конце концов начал волноваться. Чем занималась Мелюзина каждую субботу? Что если она втайне встречалась с другим мужчиной или строила против него заговор? И вот однажды Раймондин подкрался к окну её комнаты и заглянул внутрь.

Лорд был потрясён, когда увидел извивающийся блестящий хвост со сверкающей чешуёй. Он быстро ушёл — Мелюзина не успела его заметить. Но позже Раймондин повздорил с супругой и в порыве гнева назвал её змеёй. В ужасе Мелюзина поняла, что произошло: он увидел её длинный чешуйчатый хвост.

Рассказы о таежных жителях
Иллюстрация из книги

В тот же миг она обратилась русалкой и отрастила пару мощных крыльев. Взлетев в воздух, Мелюзина крикнула возлюбленному, что теперь, когда он узнал её тайну, она должна навсегда его покинуть. С этими словами девушка улетела, и больше никто её не видел. Говорят, в лесу у источника всё ещё можно услышать, как она оплакивает мужа и сыновей.

Иара. Амазонская русалка-воительница

Согласно преданию, давным-давно Иара была сильной и храброй девушкой, дочерью вождя и лучшей воительницей своего племени. Её братья завидовали тому, что сестра сражалась лучше них, и вынашивали план убить её, пока она спит. Но когда они подкрались к Иаре, та проснулась.

Девушка испугалась и, защищаясь, убила их обоих. Когда Иара осознала, что нападавшие были её собственными братьями, девушку охватил ужас. Она попыталась объяснить отцу, как всё произошло, однако он обвинил её и приказал сбросить в реку. Иара уже начала тонуть, но рыба сжалилась над ней и подняла на поверхность.

Яркая луна облила Иару волшебным светом и превратила в бессмертную зеленовласую русалку. Она стала матерью целого племени водных обитательниц, которые до сих пор скрываются в реках амазонских джунглей. Это опасные существа: их обвиняют в потоплении лодок и похищении людей.

Местные жители рассказывают, что по ночам русалка из племени Иары выходит из воды и сидит в ожидании на берегу. Если она чувствует приближение мужчины, то завлекает его своей красотой и пением, а потом затаскивает в реку и топит — несчастный погибает в отместку за страдания Иары.

Рассказы о таежных жителях

Цзяорен. Дружелюбные русалки-ткачихи

Многие русалки добры и услужливы, но мало кто так искусен, талантлив и отзывчив, как волшебные цзяорен.

Эти китайские русалки рождаются в море, но могут также перемещаться по рекам и жить во внутренних водоемах. Они славятся своим ткацким мастерством и делают волшебную шелковую ткань из морского материала — «пряжи дракона». Ткань получается удивительно лёгкой и мягкой, блестит белым золотом и никогда не промокает — неважно, как много воды на неё попадает. Иногда цзяорен принимают человеческий облик и выходят на берег, чтобы продать свой драконий шёлк на рынке. Торгуются они очень умело!

Рассказы о таежных жителях
Иллюстрация из книги

В одной старинной легенде рассказывается, как цзяорен вышла на сушу, чтобы какое-то время жить в семье смертных, ткать и продавать материю. Добрая и любящая русалка подружилась с людьми, у которых поселилась. Когда наконец пришло время уходить, она попросила у них кувшин и пролила в него немало слёз. Каждая слезинка превратилась в безупречную сверкающую жемчужину. На прощание Цзяорен подарила семье бесценный кувшин с жемчугом, обогатив их больше, чем они могли представить в самых смелых мечтаниях.

Кстати, говорят, что, если китайская русалка подарит кому-нибудь жемчуг, этот человек научится дышать под водой и сможет навещать свою морскую подругу.

По материалам книги «Атлас русалок»

Ревенкова Татьяна Анатольевна, учитель начальных классов

МОУ «Железногорская средняя общеобразовательная школа № 3»

Урок литературного чтения

Класс: 2

Тема урока: Виталий Валентинович Бианки « Купание медвежат»

Тип урока: урок обучения чтению нового текста

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска, презентация,  интерактивный тест, пульты (для интерактивного теста); мягкая игрушка Медвежонок, аудиозапись К. Сен-Санс «Карнавал животных» « Медведи», разрезные фигурки медвежат, выставка книг.

Цель: Познакомить детей с творчеством В.В Бианки (работа над рассказом «Купание медвежат»).

Задачи:

— формировать и совершенствовать навыки беглого, выразительного и осознанного чтения; умение отвечать на вопросы по прочитанному; умение работать с текстом.

— обогащать словарный запас учащихся, расширять кругозор, повышать интерес к книге; развивать память, внимание, мышление, воображение;

— воспитывать любовь к животным, чувство прекрасного (через живопись и музыку); учить видеть необычное в природе; показать насколько удивительны животные;

УУД:

Регулятивные:

 — учиться принимать учебную задачу, сохранять ее в течение всего урока; выполнять под руководством учителя и самостоятельно учебные действия в практической и мыслительной форме; фиксировать в диалоге с учителем в конце урока удовлетворенность/ неудовлетворенность своей работой на уроке;

Познавательные:

 — ориентироваться в тексте учебника; совместно с учителем или самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации; учиться строить простые рассуждения;

Коммуникативные:

 – использовать простые речевые средства;

— включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение; — отвечать на вопросы учителя.

Личностные:

— проявлять положительное отношение к учебному предмету «Литературное чтение», осознавать его значение, проявлять интерес к новому учебному материалу.

Ход урока:

I. Организационный момент. (слайд 2, анимация «Звонок». Кликом на задание воспроизводится звук)

Прозвенел и смолк звонок

Начинается урок.

Вы за парты тихо сели

На меня все посмотрели.

( Стук в дверь)

— Кто это может быть? К нам, ребята, пришёл гость.

— Но прежде чем зайти в класс, он просит отгадать загадку, из которой вы узнаете: кто он?

Загадка: (слайд 3, анимация — выдвигается загадка)

Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной,

А когда придёт весна

Просыпается от сна. (МЕДВЕДЬ).

II. Введение в тему.

— Как вы догадались, что это медведь? Как по-другому можно назвать медведя? (Мишка, Мишутка, медвежонок, Мишенька, Михайло Потапыч). (слайд 4, Кликом на экран высвечивается картинка, а потом высвечиваются слова).

— Молодцы! А вот и наш гость — Мишутка. (Показываю игрушку). Он пришёл к нам на урок неспроста. Мишутка хочет узнать про себя всё интересное, а мы ему в этом поможем. Правда? (Посадить медвежонка на стол).

— Ты, Мишутка посиди и понаблюдай за нами, и всё что мы сегодня будем говорить – запоминай.

— Это медведь игрушечный, а мы давайте посмотрим на иллюстрацию, где изображён лесной медведь. ( Иллюстрация с изображением медведя). (слайд 5, кликом на экран высвечивается иллюстрация лесного медведя)

— Опишите его. Какой он? (Большой, лохматый, неуклюжий, косолапый).

— Хотите узнать, почему медведя назвали медведем?

(Информацию о медведе рассказывает заранее подготовленный учащийся).

— Слово «Медведь», происходит от двух слов «Мёд ведать». Медведь всегда знает, где находится мёд, потому, что очень его любит.

— Всем понятно, почему его так назвали? Почему? (Ответы детей).

— Давайте послушаем небольшое сообщение о медведе. (Сведения можно взять из любой энциклопедии о животных).

(Сообщение можно дать заранее любому ребёнку).

— Ну и что же вы интересного узнали о нашем госте? (Ответы детей).

— ФИЗМИНУТКА —

Бедный Мишка заболел —

Мишка много мёда съел

Мишка плачет и рычит (порычали)

«У меня живот болит!»

Мишка стонет, слёзы льёт,

У него болит живот.

Непослушный, жадный Мишка

Съел лесной малины слишком!

(порычали как медведи, походили вокруг – как мишка косолапый с ноги на ногу переваливаясь).

III. Работа по теме.

1. Целеполагание.

— Как вы думаете, почему именно медведь сегодня в гостях у нас? (наверное, мы будем читать рассказ о медведе)

— А что вы хотите о нём узнать? (ответы детей)

— Давайте посмотрим на иллюстрацию, которую нарисовал художник к этому рассказу (иллюстрация на доске). (слайд 6)

— Что вы на ней видите? Опишите. (Один медвежонок удирает, а другого медведица купает в реке).

— Теперь можете сказать, о чём будет этот рассказ? (ответы детей)

— Сейчас мы с вами узнаем что-то очень интересное о медведях.

Для этого я вас познакомлю с рассказом Виталия Валентиновича Бианки «Купание медвежат». (Учебники у детей закрыты). (слайд 7, кликом на экран высвечивается название рассказа)

— Как вы думаете, о чём этот рассказ? О медвежатах или конкретно, о каком-то эпизоде из их жизни? (О том, как медвежата купались).

2. Словарная работа.

— В этом рассказе нам встретятся трудные, непонятные слова, давайте их прочитаем. (слайд 8, путем перемещения каждого медвежонка влево, появляются словарные слова).

БУРАЯ МЕДВЕДИЦА — ОКУНАТЬ —

ШЛЕПКИ — ШИВОРОТ —

— Как понимаете смысл этих слов?

3. Чтение рассказа учителем.

4. Первичная проверка понимания.

— Понравился ли рассказ?

— Кто главный герой рассказа? (Медведица и медвежата).

— Где происходит действие? (В лесу, около речки).

— Какой эпизод больше всего понравился?

— Какое настроение вызвал у вас этот рассказ? (Весёлое).

— Что же вы ещё интересного узнали о медведях? (Что медведица заставляет своих медвежат купаться, она их воспитывает).

— Если бы вы были художником, какую картинку нарисовали к этому рассказу? (Как медведица берёт за шиворот медвежонка и окунает его в воду).

-ФИЗМИНУТКА-

— Представьте, что вы в лесу. Какие звуки вы слышите? Дети ложатся на парты и, закрыв глаза, слушают музыку «Звуки леса». (слайд 9, кликом на задание воспроизводится звук)

5. Подготовительная работа к чтению.

— Прежде чем читать, давайте познакомимся с трудными многосложными словами. (слайд 10)

БОЛЬ-ША-Я МЕД-ВЕ-ДИ-ЦА МЕД-ВЕ-ЖО-НОК

ШИ-ВО-РОТ О-КУ-НАТЬ БА-РАХ-ТАЛ-СЯ ХО-РО-ШЕНЬ-КО

ВЫ-ПО-ЛОС-КА-ЛА НА-ДА-ВА-ЛА

О-ЧУ-ТИВ-ШИСЬ ДО-ВОЛЬ-НО

6. Чтение рассказа учащимися. (Чтение текста по предложению).

7. Выборочное чтение.

— Найдите и прочитайте в тексте:

а) С чего всё началось?

б) Как вёл себя первый медвежонок во время купания?

в) Как на его поведение реагировала мать-медведица?

г) Как вёл себя другой медвежонок?

д) Что сделала его мама?

е) Чем закончилась история?

— Как вы думаете, какая мама у медвежат? (Строгая, заботливая). (слайд 11)

— Почему? (Потому что наказывает медвежат, заставляет их купаться).

— А какие медвежата? (Непослушные, забияки).

IV. Итог урока.

1. – С каким рассказом мы познакомились?

— Что интересного узнали из этого рассказа? (Звери похожи на людей своими повадками. Мамы воспитывают, учат своих детей жить. А дети — забияки, непослушные).

2. – А кто автор этого рассказа? (В.В.Бианки).

— Мы сейчас с вами читали рассказ Бианки, вы на перемене рассматривали книги с выставки, скажите, о чём или о ком ведают рассказы Бианки? (О животных, птицах). (слайд 12)

— Как вы думаете, почему он писал про лес, о лесных животных, обо всём этом? (Наверное, любил природу, путешествовал).

— Кто хочет узнать про животных интересное – читайте рассказы В.В.Бианки. (Учитель обращает внимание на выставку).

— Сейчас послушайте биографию В.В.Бианки. (Рассказывает заранее подготовленный ученик). (слайд 13)

Виталий Валентинович Бианки вырос в семье известного учёного- орнитолога (учёный, который изучает птиц). Виталий совсем маленький вместе со своим отцом бродил по лесам, рощам, полям, учился распознавать каждую птицу, насекомое, травинку, зверя.

Бианки не только узнал в лицо всё живое, но каждое называл своим именем.

Виталий Валентинович говорил: «Если вы хотите узнать родную землю по-настоящему близко и крепко — отправляйтесь путешествовать своими ногами, пройдите по ней, по просёлочным дорогам, лесным и полевым тропам и совсем без дорог».

Бианки действительно много путешествовал. Он не ездил в Африку и Америку, не бродил по Камчатке, все свои путешествия он совершал только в близких ему лесах и полях, в той местности, где он родился и вырос в Нижегородской области. Зато там он видел то, что другие просто не замечают. И это было так захватывающе интересно, что у него появилось желание рассказать об этом детям. Он создал для маленьких читателей множество произведений о природе. Их герои — животные, птицы, растения. Он написал около 300 произведений. Все его произведения научны, они рассказывают о живом мире природы, учат детей бережно относится к ней, любить её.

Вот какой он был человек и писатель – Виталий Валентинович Бианки!

— А какой ещё знакомый нам автор писал о лесных жителях? (Е.Чарушин).

3. — Про медведей не только писали интересные рассказы и сказки, но ещё и рисовали картины. (Рассмотреть репродукцию Шишкина «Утро в сосновом бору» и рисунки Е.Чарушина). (слайд 14, анимация – выдвигаются репродукции )

— Посмотрите и скажите, что общего с рассказом «Купание медвежат»? (Медведица и медвежата. Она их тоже чему то учит).

— Как вы думаете, чему может учить медведица своих детёнышей на этих картинах? (Находить себе еду, лазить по деревьям). (слайд 15, кликом на экран появляется иллюстрация)

V. Интерактивный тест ( слайды 16-25, «Живой опрос»)

1. Кто написал рассказ «Купание медвежат? (Е.Чарушин, В.Бианки, М.Пришвин)

2. О ком или о чём писал В.Бианки свои произведения? (о людях, о лесных животных, о временах года)

3. Чем занимаются учёные – орнитологи? (изучают животных, изучают рыб, изучают птиц)

4. Кто ещё кроме В.Бианки писал, рассказы о лесных жителях и иллюстрировал свои рассказы? (Н.Носов, Е.Чарушин, А.Пушкин)

5. Что означает слово ОКУНАТЬ? (погружать на некоторое время в воду; наказывать за провинность; дремать)

6. Где происходит действие в рассказе? (около жилья человека, в лесу у берлоги, на берегу речки)

7. От каких слов произошло слово «медведь»? (любит мёд, ведает мёд, ест мёд)

8. Как называется репродукция И.Шишкина? («Медведи в лесу», «Медведица и медвежата», «Утро в сосновом бору»)

9. Понравился ли вам рассказ В.Бианки «Купание медвежат? (да, нет)

VI. Рефлексия.

— Наш Мишка заслушался и решил сделать вам подарок на память об этом уроке.

— У вас на партах лежат фигурки медвежонка. Как вы думаете, понравился ли урок нашему медвежонку? Какое у него настроение после нашего урока? А у вас? (Весёлое, радостное).

— Нарисуйте и разукрасьте мишку. Подумайте, какой он у вас, весёлый или грустный? (Дети рисуют своё настроение на мордочке медвежонка).

— А пока вы будете рисовать, я вам включу аудиозапись (Прослушивается запись «Карнавал животных» «Медведи» К.Сен-Санс).

— Скажите, звуки каких животных передаёт автор этой музыки? (Это звуки топота медведицы и медвежат. Медвежата убегают от медведицы).

— Как узнали? (По темпу в музыке, по характерным признакам этих животных).

— Оказывается, про медведя ещё музыку сочиняют, и песни, и стихи, и сказки, и рассказы, и загадки, и картины рисуют. Вот какой популярный наш медведь!

(слайд 26)

— Что понравилось больше всего на уроке? Что запомнилось? Чем поделитесь с родителями?

— Покажите друг другу и гостям своих Мишек.

— Поднимите у кого весёлый Мишка. Молодцы! Спасибо за урок. (слайд 27)

6

  • Рассказы о феминизации и перевоплощении в женщину
  • Рассказы о свекре и невестке
  • Рассказы о семье для дошкольников старшей группы
  • Рассказы о суворове 4 класс читать
  • Рассказы о сереже кострикове