Рассказы о суворове и русских солдатах тест

Туртукай слава суворова началась с туртукая. суворов только недавно был произведн в генералы и сражался под началом фельдмаршала графа румянцева-задунайского

Туртукай

Слава Суворова началась с Туртукая. Суворов только недавно был произведён в генералы и сражался под началом фельдмаршала графа Румянцева-Задунайского против турок.

Румянцев был заслуженным военачальником. Одержал он немало побед над противником. Однако эта война поначалу велась нерешительно. Русская армия топталась на месте. Никаких побед, никаких продвижений.

Не терпелось, не хотелось Суворову сидеть на одном месте.

— Одним глядением крепостей не возьмёшь, — возмущался он робостью графа Румянцева.

И вот, не спросясь разрешения, Суворов завязал с неприятелем бой. Отбросил противника, погнал и уже было ворвался в турецкую крепость Туртукай, как пришёл приказ Румянцева повернуть назад. Суворов подумал: победа рядом, командующий далеко — и ослушался. Ударил в штыки. «Чудо-богатыри, за мной!» И взял Туртукай.

Тут же Суворов написал фельдмаршалу донесение:

«Слава богу, слава вам! Туртукай взят, и я там».

Обидно стало Румянцеву, что молодой генерал одержал победу над турками, а он, фельдмаршал, не может. Да и рапорт в стихах разозлил Румянцева. Решил он отдать Суворова под суд за ослушание и невыполнение приказания.

Те, кто были поближе к Румянцеву, говорили:

— Прав фельдмаршал. Что же это за армия, если в ней нарушать приказы!

Однако большинство офицеров и солдат защищали Суворова.

— Так приказ приказу рознь, — говорили одни.

— За победу — под суд?! — роптали другие.

— Это из-за стишков фельдмаршал обиделся, — перешёптывались третьи.

Слухи о расправе над молодым генералом дошли и до царицы Екатерины Второй.

Защитила она Суворова.

«Победителя не судят», — написала царица Румянцеву.

Суворов вернулся к войскам и через несколько дней одержал новую победу над турками.

Измаил

Неприступной считалась турецкая крепость Измаил. Стояла крепость на берегу широкой реки Дунай, и было в ней сорок тысяч солдат и двести пушек. А кроме того, шёл вокруг Измаила глубокий ров и поднимался высокий вал.

И крепостная стена вокруг Измаила тянулась на шесть вёрст.

Не могли русские генералы взять турецкую крепость.

И вот прошёл слух: под Измаил едет Суворов. И правда, вскоре Суворов прибыл. Прибыл, собрал совет.

— Как поступать будем? — спрашивает.

А дело глубокой осенью было.

— Отступать надобно, — заговорили генералы. — Домой, на зимние квартиры.

— «На зимние квартиры»! — передразнил Суворов. — «Домой»! Нет, — сказал. — Русскому солдату дорога домой через Измаил ведёт. Нет российскому солдату дороги отсель иначе!

И началась под Измаилом необычная жизнь. Приказал Суворов насыпать такой же вал, какой шёл вокруг крепости, и стал обучать солдат. Днём солдаты учатся ходить в штыковую атаку, а ночью, чтобы турки не видели, заставляет их Суворов на вал лазить. Подбегут солдаты к валу — Суворов кричит:

— Отставить! Негоже, как стадо баранов, бегать. Давай снова.

Так и бегают солдаты то к валу, то назад.

А потом, когда научились подходить врассыпную, Суворов стал показывать, как на вал взбираться.

— Тут, — говорит, — лезьте все разом, берите числом, взлетайте на вал в один момент.

Несколько дней Суворов занимался с солдатами, а потом послал к турецкому генералу посла — предложил, чтобы турки сдались. Но генерал гордо ответил:

— Раньше небо упадёт в Дунай, чем русские возьмут Измаил.

Тогда Суворов отдал приказ начать штурм крепости. Повторили солдаты всё, чему учил их Суворов: перешли ров, поднялись на крепостной вал, по штурмовым лестницам поползли на стены. Лихо бились турки, только не удержали они русских солдат. Ворвались войска в Измаил, захватили в плен всю турецкую армию.

Лишь один турок невредимым ушёл из крепости. Дрожащий от страха, он прибежал в турецкую столицу и рассказал о новом подвиге русских солдат и новой победе генерала Суворова.

Генералам генерал

За Альпийский поход Суворову был присвоен чин генералиссимуса русских войск.

Возвращаясь с группой солдат на родину, фельдмаршал остановился передохнуть в пограничном трактире. Зашёл в избу, заказал себе холодной телятины, миску гречневой каши и стопку вина.

— Ну и каша, дельная каша! — нахваливает Суворов. — Давно такой не едал. И винцо дельное. Не грех за российского солдата такое винцо выпить.

Около избы расселись солдаты. Тоже едят кашу и пьют вино.

— Дельное вино, — хвалят солдаты. — Крепкое. Не грех такое за фельдмаршала выпить.

И лишь один Прошка крутился около лошадей. Его и обступили местные мужики.

— Что же это за такой непонятный чин теперь у твоего барина? — стали спрашивать они у суворовского денщика.

— А чего тут непонятное? — отвечал Прошка. — Тут всё ясное. Генералиссимус надо разуметь так: генералам всем генерал. Самой главной персоной теперь получается.

— Ты смотри! — произнёс парень в онучах.

— А что, верно! — вставил хилый мужичонка в драных портках.

— Заслужил, — согласился мужик с бородой.

А Суворов стоял на крыльце и всё слышал.

— Не я! Не я! — закричал он с порога. — Не я, — повторил, подойдя к мужикам. — Вон Прошка мой самый главный. Вон тот, — ткнул в сторону рябого высоченного солдата. — Вот этот, — показал на приземистого седоусого капрала. — Вон они, — обвёл рукой остальных солдат.

При этих словах Суворов сел в таратайку и приказал погонять лошадей.

Поднялись, двинулись в путь солдаты. Заклубилась дорожная пыль. Грянула солдатская песня.

Остались мужики на дороге. Стоят, недоумевающе смотрят вслед.

— Пошутил барин, — наконец обронил парень в онучах.

— Чудное что-то сказал, — произнёс мужичонка.

— Эх вы! — заявил мужик с бородой. — Правду сказал фельдмаршал. Без солдата они никуда. В народе — русская сила. Он и есть генералам генерал настоящий.

А.В.Суворов1. Сергей Алексеев. Рассказы о Суворове и русских солдатах / Птица-Слава, М., 2003

2. Анатолий Митяев. Книга будущих командиров. — М., 2008.

3. П.Н. Краснов. Суворов / Мы — русские, с нами Бог! Жизнь, слова и подвиги великого русского полководца А.В. Суворова. — М., 2009

Воспитание любви к Родине начинается в детстве. Наверное, по-настоящему преданным своей стране будет тот ребенок, которого не «учили» любить отечество, но растили в любви к Родине. Разница большая: это как учиться анлийскому языку или жить в англоязычной семье.

Впрочем, и образовательный предмет, и книга также могут нести и определенные тезисы, они могут быть выражены в конкретных словах (бабка испекла колобок, колобок встретил зайца) и основную мысль, идейный фон (не ушел бы колобок от дедушки и бабушки, тогда бы не погиб; не поймался бы на тщеславии — не съела бы его лиса и т.п.). «Идея» редко выражена словесно (разве что в баснях), ее надо «вытаскивать» из текста — этим занимаются школьники на уроках литературы, ученые в рамках лингвистического анализа. Но когда не проводится специальная, сознателььная работа, эта «идея» находит путь к сердцу читателя. Поэтому родители читают ребенку Священное Писание, хотя малыш не может осознать всей глубины евангельских сюжетов. Именно поэтому ответственные родители прежде, чем посадить ребенка смотреть мультик, дать в руки книгу сначала сами знакомятся с этим «учителем» — диском или текстом — с которым ребенок будет общаться, смеяться и плакать, переживать за героев и надеяться на хороший финал, у которого будет учиться жизни.

Я стараюсь читать детям книги сама. Это прививает любовь к чтению. Особенно люблю читать на ночь — дети успокаиваются, к концу чтения малыши засыпают, убаюканные маминым голосом. И когда я однажды наткнулась на книгу «Птица-слава» Сергея Алексеева — не раздумывая купила. Я в детстве читала его книги про русских полководцев под одеялом со свечкой (фонарика не нашлось), и помню, насколько это увлекательное чтение; пожалуй, вся дальнейшая информация, школьные уроки и историческая литература, о Петре, Суворове, Кутузове накладывалась на эти, созданные Алексеевым образы. Теперь и мои дети смогут в такой доступной форме познакомиться с этими великими людьми. Вот оно, патриотическое воспитание!

Мы начали с раздела «Рассказы о Суворове и русских солдатах». И вот первые слова первого рассказа первой главы этого раздела: «За непослушание императору Суворов был отстранен от армии» («Пакет»). Затем про Суворова говорится многое, все наверняка читали эти истории. И про любовь Суворова к солдатам, борьбу с мародерством, трусостью, про находчивость Суворова и его солдат. Только вот противопоставление Суворова императору и непослушание царю оказываются основными свойствами полководца (лингвистический анализ таким образом выявляет ключевые фразы текста). Рассказ об этом «непослушании» находится в середине книги («Пудра — не порох»), но почему-то именно с этого замечания Алексеев счет нужным начать повесть. Потом еще вспомнил, как Суворов обхитрил Императрицу, но это уже до кучи, как говориться.

У Алексеева Суворов противопоставлен не только царю, но и офицерам, генералам, князьям (рассказы «Мосты», «Говорун» и др.). «Генерал» вообще похоже на ругательное слово. Да и вообще складывается впечатление, что Суворов любит солдат не за что иное как превосходство — и нравственном, и в интеллектуальном плане — над офицерьем (специально для этого Алексеев даже вкладывает некотрые находчивые ответы офицеров (такими они были известны до Алексеева) в уста солдат — например, про путь до луны «в два солдатских перехода»).

После таких замечаний неудивительно, что красной нитью через книгу о Суворове (впрочем, и о Кутузове тоже) проходит борьба с помещиками. Нашлось здесь место не только отдельным идеологическим замечаниям, но и рассказам о зверствах помещиков над крестьянами («Кому как у господ живется»). Помещиком (как и генерал, ругательное слово, нельзя забывать!) был и… сам Суворов, этому странному обстоятельству посвящено целых четыре рассказа. Но если остальные крестьяне только и мечтают перестать «гнуть мужицкие спины ради бар и господской прихоти», то суворовские крестьяне готовы простить своему хозяину издевательсва, и то, что он «и граф, и князь», и «Барин, как есть барин!».

Мои дети просили читать еще и еще. Смешные рассказы, живая образная речь — все это, как и хороший мультик, делает героев Алексеева родными, близкими.

Какой образ Суворова предстает перед нами в творчестве Алексеева? Великий и смелый полководец и одновременно простой человек, честный, находчивый. В конфронтации с царями (он не любил их, они — его). Кроме императора, отрицательные, высмеянные герои здесь — генералы, помещики, баре, князья, офицеры, настоятель монастыря (впрочем, на «религию» Алексеев не наехал, солдаты и даже однажды Суворов — крестятся, и целый один раз Суворов произнес фразу «С Богом!»).

Здесь я не буду разбирать, какова «правда» о Суворове, каким был этот исторический деятель на самом деле. Я только рассматриваю детские книги о великом полководце. Тем не менее, на мой некомпетентный взгляд, налицо как использование реальных фактов, так и их передергивание, нарочито расставленные акценты борьбы «правящего класса» и «угнетенного народа» и т.п. атрибуты марксистско-ленинской пропаганды.

Я бы не хотела, чтобы мои дети с детства знакомились — да еще из моих уст! — с такой агитпроповской продукцией. Тем более что высочайшее мастерство автора, его удивительный язык делают такую пропаганду серьезной…

Я занялась поиском других детских книг про Суворова. Планка высока — автор должен писать не хуже Алексеева. Мой старший сын очень любит легендарную «Книгу будущих командиров» Анатолия Митяева, переизданную в 2008 году (по-моему, исправленную). Но это другой формат, книга не для «малышей». Хотя, надо сказать, Митяев также легко заинтересовывает даже младшего школьника, и вполне живым языком повествует о стратегии, тактике и других специфически военных вещах. При этом постоянно обращается к читателю, приводит параллели из обычной мальчишечьей жизни… Но посмотрим, что Митяев говорит о Суворове с точки зрения упомянутых выше проблем. Ссылки на Ленина (с. 169) и Энгельса (с. 174) погоды не делают, их мало и они не «идеологические» (хотя, по-моему, приводить здесь цитаты из Ленина как авторитетного источника то же самое, что привести в подобной детской книге цитату из Гитлера, или, например, Розенберга — они ведь писали об искусстве…). Так же умеючи, как Алексеев, Митяев «правильными», фоновыми замечаниями сталкивает Суворова с «монархами». По Митяеву, полководец с царями «не считался», не делая при этом «исключения» и «для собственных монархов». Интересно, что Митяев приводит такой эпизод: однажды Суворов, не обращая внимание на высадку вражеского десанта, «отправился с офицерами в церковь». Почему герой, о религиозности которого Митяев до этого не упоминал, вдруг пошел «к обедне»? Митяев считает необходимым пояснить: «Поведение полководца объяснялось просто: десант нужно было уничножить, а не отбить» (с. 167) — то есть поход в церковь был хитрым тактическим ходом.

Эти два — только два, и таких небольших, мимоходом сделанных — замечания согласуются с образом Суворова, созданным Алексеевым. В общем и целом повествование Митяева — чрезвычайно информативное, увлекательное (для мальчиков-подростков), и это, конечно, не насквозь идеологические байки для малышей Алексеева.

Но все-таки «Книга будущих командиров» — весьма специфическая, и для чтения всей семьей, для знакомства с Суворовым маленьких детей не совсем подходит. И вдруг я наталкиваюсь на книгу о Суворове, в котрой собрано несколько произведений о великом полководце. И начинается она с повести П.Н.Краснова (того самого, он, как выясняется, не только казачьим атаманом был, но и писателем) «Суворов», вышедшей в 1900 году. Уже в магазине я неожиданно для себя «проглотила» несколько страниц — настолько интересно написана книга, настолько отличается Суворов Алексеева и Митяева от Суворова Краснова. В повести Краснова все преимущества книги Алексеева перед книгой Митяева: казачий атаман создал именно художественное произведение, в которое также вставил немало «баек». При этом как у Митяева, в отличие от Алексеева, повесть Краснова содержит много фактического материала, описание битв со «знанием дела».

Но посмотрим теперь отличия. Если Алексеев начал с «непослушания императору», то Краснов начинает рассказывать о военной службе Суворова с описания встречи молодого Суворова-часового и имератрицы Елизаветы Петровны, в помять о которой царица подарила юноше рубль. «Рубль этот Суворов хранил всю свою жизнь».

Немного по-другому сказать, о чем-то умолчать, расставить иначе акценты — и вот получается совсем другой герой. Хотя позже Краснов также вспомнит о неприязни Суворова к прусским обычаям, введенныи императором Павлом, о ссылке в Кончанское после того, как героя «оклеветали в глазах молодого императора», но он рассказывает и о том, что напрочь «забыли» даже упомянуть и Алексеев и Митяев. Об участии Суворова в усмирении Пугачевского бунта и проявленном здесь усердии героя, об усмирении восставших поляков в 1794 г. (здесь русские войска выступали под командованием героя) — с такими эпизодами сложно было бы посчитать Суворова несогласным с «царским строем», эдаким скрытым анти-монархистом. Конечно, Краснов вспоминает и призыв Суворова к солдатам «умирать» за «матушку-царицу», говорит о том, что ведет бой из послушания государыне. Также Краснов не забыл, что хоть не наравились Суворову введенные Павлом новые порядки, но по возвращении из ссылки «в должность» (вернее, с немедленным повышением), «Суворов просил разрешения государя кое-что изменить в войсках на старый лад», и государь позволил. Алексеев и Митяев опустили подробности, Краснов их указал, и вот, вместо враждебности мы видим всего лишь разные взгляды разных людей, видим готовность царя идти на уступки, вместо традиционной косности и самодурства монархов…

А еще книга Краснова пронизана темой горячей веры Суворова в Бога. По Краснову, Суворов готовился к битве так: «Сегодня молиться, завтра учиться, послезавтра — победа либо славная смерть». Краснов, также как Алексеев и Митяев обильно цитирует суворовскую «Науку побеждать». И снова знакомая картина: Краснов приводит и те слова героя, которые вспомнили советские авторы, но также обильно цитирует и ни разу не упомянутые ими. Например, такие: «Умирай за дом Богородицы! За Матушку-Царицу, за Пресветлейший дом. Церковь Бога молит»… А вот наказ Суворова солдатам из той же «Науки побеждать»: «Солдату надлежит быть здорову, храбру, тверду, решиму, справедливу, благочестиву, молись Богу! От Него победа! Чудо-богатыри! Бог нас водит, Он нам генерал». (Кстати, сквозная мысль Алексеева — что истинный «генерал» — простой народ и солдаты…). Также Краснов рассказывает, как Суворов в Кончанском сам учил детей крестьян и слуг церковному пению (Алексеев вспомнил только про географию и грамоту), читал на клиросе и пел со своим хором, и даже просил разрешения у государя принять монашество.

Конечно же, Краснов нисколько не меньше Алексеева живописует теплые отношения Суворова с солдатами, любовь к ним, аскетическую и простую жизнь героя. Суворов у Краснова получается такой же, как у Алексеева, только противопоставленный не начальникам и знати как таковой, но «порокам» и «страстям»: тщеславию, чинопоклонничеству, любви к роскоши и излишествам. Также одной из основных отличительных черт Суворова оказывается то, что это был действительно верующий (и стоит уточнить — церковный) человек, и преданный Государю верный сын Отечества…

Повесть Краснова мы читали как раз на ночь. Дети просили продолжения, и вместо одной мы читали по две, по три главы. И малышам, и старшим было просто интересно слушать, а я все думала — насколько легко исказить образ героя, даже не прибегая к откровенной лжи… Неплохая иллюстрация того, как именно и другие исторические образы были кастрированы советским образованием — с помощью таких вот писателей, школьных учебников, преподавателей школ и вузов. И если образцы топорных работ такого рода быстро канули в Лету (все-таки мало кто сегодня подсунет ребенку агитку против попов… впрочем, кляузы на царей в ходу…), лучше всего сохранились «тихие» агитки, где идеологические моменты поданы между делом и как нечто само собой разумеющееся. Без фанатизма, как говориться.

Пушкин и Лермонтов, Суворов и Кутузов, все более-менее «положительные» герои становились безбожниками и «пра-»революционерами. Либо, если уж точно реальный герой был «за Бога и за царя», его «делали» верующим формально (или «по-народному», что-то вроде милого крестьянского суеверия из-за отсутствия настоящей научности) и не поддерживающими царя, причем обязательно, конечно, царя как такового.

Книга, как и мультфильм, это не развлечение. Это учебник, который чему-то научит наших детей. Чему? Совпадают ли цели и задачи автора с нашими? Насколько совпадают? Не противоречат ли? И Алексеев, и Митяев, и Краснов рассказывают про Суворова. Да еще хорошо и интересно рассказывают. Рассказывают на основании исторического материала — а это обучение истории, вообще отлично. Будят в ребенке любовь к своей стране — тоже то, что надо. Как простота, умеренность и целеустремленность Суворова помогали ему одерживать победу над собой и над врагами… Но цель Алексеева также, как видно, заодно показать, какие цари недоумки, конфронтацию царя как такового и великого человека как такового; показать конфронтацию «верхов» и «низов», угнетение крестьян крепостничеством и т.п. Задачи Краснова в этом плане другие — показать, как исполняя царскую волю Суворов защищал интересы Родины, в том числе боролся с восстаниями против монархов, как его вера в Бога укрепляла дух полководца и его солдат, помогала одерживать победы. И здесь каждый может выбрать то, что ему нужно. Что именно он хочет воспитать в своем ребенке. И, похоже, обе эти книги читать ребенку не имеет смысла. Разве что родители хотят заварить кашу в детской голове, а в худшем случае довести до шизофрении…

«Книгу будущих командиров» я оставила, как непревзойденный учебник для мальчишек, мечтающих защищать свою Родину. Книгу Сергея Алексеева тоже. Как памятник эпохи, образец агитпроповской продукции весьма недурного качества. Ведь даже книги, созданные фашистами, не подвергают показательным сожжениям, как это делали те же самые фашисты, а оставляют «для истории». Все-таки, уникальное наследие. Если встретится мне человек, воспитывающий своих детей в любви к Советам, на идеалах революции, почитании традиции цареубийства и богоборчества — отдам книгу Алексеева такому человеку. («Советский» патриотизм, в отличие от «русского» или, скажем, «французского», основан на любви к строю, а не к Родине, это следует, как считал И.Ильин, из названия). Его дети, воспитанные коммунистом, ничего не потеряют, а приобретут многое — узнают и полюбят созданный Алексеевым образ Суворова. А мои дети будут читать Краснова, впрочем, как и многих других авторов, дореволюционных, советских, современных, русских и зарубежных. И я надеюсь, что для них любовь к Родине будет неотделима от любви к Богу, верности Богом данной власти,стремлении к истине. А это, я уверена, зависит все-таки не только от книг, но от образования в целом, и в первую очередь — от того, какой жизнью будет жить вся семья.

Анна Сапрыкина, главный редактор сайта Родитель.инфо (www.roditel.info)

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите «Ctrl+Enter».

Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,

войдите или
зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Слайд 1

« О русских солдатах » Вы познакомились с книгой “Рассказы о Суворове и русских солдатах”. она рассказывает о мужестве русских солдат, о боях и походах, о прославленном русском полководце Александре Васильевиче Суворове.

Слайд 2

Сергей Алексеев «Рассказы о Суворове и русских солдатах» «Доброе имя должно быть у каждого честного человека. Лично я видел это доброе имя в славе моего Отечества. Мои успехи имели исключительной целью его благоденствие. Горжусь, что я русский». А.В. Суворов

Слайд 3

Александр Суворов родился 24 ноября 1729 года , в Москве , в семье дворянина. Его отец был генералом русской армии , строго следившим за воспитанием и обучением сына . Жил маленький Саша в деревне. Удивительно , но он постоянно болел , был очень слабеньким ребенком . Из-за болезней Суворов больше времени проводил дома , читал книги по военному делу . Особенно мальчика интересовала артиллерия , исторические аспекты войн .

Слайд 4

С детства будущий полководец отличался невероятным интересом к военному делу , он рисовал карты , ставил флажки , изображая наступление на армии противника. Суворов с детства мечтал стать военным . Для этого целеустремленный Суворов начал заниматься физической культурой , закаливающими процедурами, верховой ездой .

Слайд 5

Маленький Суворов увлекался чтением и художественной литературы , поэзии , даже сам сочинял стихи . Самым любимым предметом юного Александра Суворова была военная история , при этом он владел семью языками . В 1742 году , по обычаю того времени , записался в лейб-гвардии Семеновского полка рядовым . Действительную службу начал в семнадцать лет капралом. С этого момента вся жизнь Суворова была подчинена военной службе .

Слайд 6

Суворов уделял большое внимание быту и обеспечению солдат, в результате чего резко сократились заболевания солдат. Проявляя неустанную заботу о солдатах, их быте и нуждах и разделяя с ними все тяготы походной жизни, Суворов завоевал безграничное доверие и любовь армии.

Слайд 7

Суворов смог на практике применить все то, о чем читал в книгах. Он считал , что солдаты в мирное время должны быть не хуже подготовлены , чем в военное . Поэтому он производил обучения в мирное время приближенно к военному . Он делал обучение не только днем, но и ночью . Он мог в любое время , в любую погоду заставить полк делать ночные маневры , производить форсированные учебные марши . Солдаты учились перепрыгивать широкие рвы , плавать .

Слайд 8

70 лет прожил Суворов. Более 50 из них он провёл в армии . Начал службу простым солдатом. Кончил её фельдмаршалом и генералиссимусом . Участвовал в семи войнах , не зная поражений, с его именем связаны самые блестящие страницы русского оружия .

Слайд 9

Суворов является одним из самых выдающихся полководцев в нашей стране за все время ее существования , военным «учителем» и наставником, Генералиссимусом войск . Кавалер всех российских орденов и многих иностранных. За всю свою карьеру не знал ни одного поражения : дал боле 60 сражений и все выиграл! Суворова можно с гордостью назвать национальным героем России !

Слайд 10

Орден Святого Апостола Андрея Первозванного — за сражение под Кинбурном Орден Святого Георгия Победоносца Орден Святого Владимира за победы над ногайцами в Крыму Орден св. Александра Невского за победу над польскими конфедератами Золотая шпага с бриллиантами и лаврами — в честь победы над турками Орден Святой Анны – за бои с польскими конфедератами Награды Суворова

Слайд 11

Австрийский Военный орден Марии Терезии Орден Красного орла Орден Черного орла Прусский орден «За заслуги» Высший орден Святого Благовещения Орден Святых Маврикия и Лазаря Баварский Орден Святого Губерта Награды Суворова Прусские награды Сардинские награды

Слайд 12

Память о А. В. Суворове Орден Суворова I степени Орден Суворова II степени Орден Суворова III степени Знак об окончании Суворовского военного училища

Слайд 13

Память о А. В. Суворове Эскадренный броненосец «Князь Суворов», введённый в строй в 1904 г. Лёгкий крейсер «Александр Суворов», введённый в строй в 1953 г. Атомный ракетный подводный крейсер «Генералиссимус Суворов», заложенный в 2014 г.

Слайд 14

Память о А. В. Суворове Государственный мемориальный музей А.В. Суворова, г. Санкт-Петербург Музей-заповедник А.В.Суворова в с. Кончанское-Суворовское Кобринский военно-исторический музей имени А.В.Суворова, Беларусь

Слайд 15

Память о А. В. Суворове г. Санкт-Петербург г. Москва г. Калининград г. Симферополь г. Севастополь

Слайд 16

Память о А. В. Суворове Памятная монета «Переход через перевал Сен-Готар . А.В.Суворов». 3 рубля. 2000 г. Памятная монета «А.В.Суворов». 25 рублей. 2000 г. Памятная монета «Генералиссимус А.В. Суворов». 50 рублей. 2000 г.

Слайд 17

Книги о А. В. Суворове

Слайд 19

Почему солдаты штурмовали монастырские стены ? Тренировались перед сражением

Слайд 20

Название неприступной турецкой крепости. А) Рымник Б) Измаил В) Туртукай

Слайд 21

Название разрушенного моста через ущелье на перевале Сен-Готар . А) Дьявольский В) Чёртов Б) Туртукай Через какие горы в 1799 году предстояло перейти Суворовской армии. А) Альпы Б) Кавказские В) Анды

Слайд 22

За что Суворов наградил солдата, весь бой просидевшего в кустах? Хотел испытать. Помни: героем не рождаются, героем становятся. В следующем бою Шапкин первым ворвался в турецкую крепость, заслужил медаль и великую славу.

Слайд 23

Как звали любимого коня Суворова ? А) Борька Б) Мишка В) Верный

Слайд 24

Что сделал Суворов с салом, подаренным ему солдатами ? А) вернул солдатам В) отдал раненым Г) съел сам Б) отдал денщику Прошке

Слайд 25

Занятия по-суворовски — Чем важны учения? — Ученье свет, а неученье ______ ! — А чем ценен солдат учёный? — За учёного _______ неучёных дают. Храбрый впереди, __________ и назади убивают! — Пуля дура , штык ____________ . — Трудно в ученье, легко _______ . — Сам погибай, а товарища __________ ! тьма трёх трусишку молодец в бою выручай

Слайд 26

« Мы русские… Мы всё одолеем» — так говорил Александр Суворов. Эти слова наполняют душу гордостью за наше Отечество, за её замечательных сыновей – полководца Александра Васильевича Суворова и простых солдат. В стихотворении М.Ю.Лермонтова “Бородино” звучат слова старого солдата – рассказчика: “Да, были люди в наше время…”. Книга Сергея Петровича Алексеева “Рассказы о Суворове и русских солдатах” наполняет её новым содержанием: русская земля всегда славилась своими воинами, защитниками, и мы, потомки, гордились и будем гордиться их подвигами, совершёнными во имя светлого будущего. По словам А.С.Пушкина, народ живёт, пока хранит свою историческую память.

Слайд 27

Спасибо за работу!

Сергей Алексеев«Рассказы о Суворове и русских солдатах»Литературная игра «У...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Сергей Алексеев«Рассказы о Суворове и русских солдатах»Литературная игра «У

    Описание слайда:

    Сергей Алексеев
    «Рассказы о Суворове и русских солдатах»
    Литературная игра
    «Умники и умницы»

  • 2 слайд

    1.Сыном какого правителя был Павел I? 2.Как Екатерина II относилась к своему

    Описание слайда:

    1.Сыном какого правителя был Павел I?
    2.Как Екатерина II относилась к своему сыну?
    3.В каком году состоялась коронация Павла?
    4.В каком возрасте Павел вступил на престол?
    5.Какую реформу Павел провёл в день своей коронации?
    6.Какие изменения претерпел герб Российской империи в правлении императора ПавлаI?
    7.Назовите выдающегося русского флотоводца, командующего Черноморским флотом, под руководством которого эскадра освободила Ионические острова в 1798 -1800гг.?
    8.Какие горы прошёл Русский экспедиционный корпус под командованием А.В. Суворова?
    9.Определите название похода под командованием А.В. Суворова 1799г.?
    10.Кто пришёл к власти в 1799 году в революционной Франции?

    1-ый агон.
    Отборочный тур

  • 3 слайд

    Не везло Суворову на лошадей. Одной неприятельское ядро оторвало голову. Вто

    Описание слайда:

    Не везло Суворову на лошадей. Одной неприятельское ядро оторвало голову. Вторую ранило в шею, и её пришлось пристрелить. Третья лошадь оказалась просто – напросто глупой.
    Но вот донские казаки подарили Суворову …..(назовите, как звали лошадь подаренную казаками?)
    Зелёная дорожка

  • 4 слайд

    «Помятуй: героем не рождаются, героем становятся. Ступай. А медаль, ладно, пу

    Описание слайда:

    «Помятуй: героем не рождаются, героем становятся. Ступай. А медаль, ладно, пусть полежит у меня. Только, чур, медаль твоя. Тебе заслужить. Тебе и носить.
    Не ошибся Суворов. В следующим бою……. Первым ворвался в……… крепость, заслужил и медаль, и великую славу». Назови солдата или крепость, где это произошло?
    »
    Жёлтая дорожка

  • 5 слайд

    Глубокой ночью принца Кабургского разбудили. Приехал курьер от Суворова, прив

    Описание слайда:

    Глубокой ночью принца Кабургского разбудили. Приехал курьер от Суворова, привёз письмо от русского генерала.
    Пнреполошился принц Кабургский. Как же так – без военного совета, без обсуждения и так скоро. Однако делать нечего, пришлось подчиниться.

    На какой военный совет не явился А.Суворов? Какая битва произошла без военного совета?
    Красная дорожка

  • 6 слайд

    «Непреступной считалась турецкая крепость. Стояла крепость на берегу широкой

    Описание слайда:

    «Непреступной считалась турецкая крепость. Стояла крепость на берегу широкой реки Дунай, и было в ней сорок тысяч солдат и двести пушек. А кроме того , шёл вокруг крепости глубокий ров и поднимался высокий вал. И крепостная стена вокруг тянулась на шесть вёрст».
    О какой крепости идёт речь в рассказе С. Алексеева?
    Зелёная дорожка

  • 7 слайд

    «На переходе к Фокшанам одна из колонн гренадёрского Смоленского полка попала

    Описание слайда:

    «На переходе к Фокшанам одна из колонн гренадёрского Смоленского полка попала под страшный обстрел неприятеля.
    Турецкая батарея укрылась в лесу и метким огнём валила смоленцев. А рядом шла другая колонна. Командир колонны подполковник Ковшов понял, что спасти своих можно лишь стремительным нападением на батарею противника. Поскакал он к генералу, чтобы помочь своим. Однако генерал был нерешительный».
    Кто это был? Назовите его, кого в последствии Суворов называл убитым под Фокшанами ?
    Жёлтая дорожка

  • 8 слайд

    «Памятуй: героем не рождаются, героем становятся». Кому сказал, ставшую затем

    Описание слайда:

    «Памятуй: героем не рождаются, героем становятся». Кому сказал, ставшую затем знаменитой фразой, А. Суворов и при каких обстоятельствах?
    Красная дорожка

  • 9 слайд

    Вспомните, когда и при каких обстоятельствах Алекандр Суворов заплакал?Зелёна

    Описание слайда:

    Вспомните, когда и при каких обстоятельствах Алекандр Суворов заплакал?
    Зелёная дорожка

  • 10 слайд

    С кем бок о бок сражались войска Суворова в Италии?Жёлтая дорожка

    Описание слайда:

    С кем бок о бок сражались войска Суворова в Италии?
    Жёлтая дорожка

  • 11 слайд

    Какую книгу написал Суворов по военному делу?Зелёная дорожка

    Описание слайда:

    Какую книгу написал Суворов по военному делу?
    Зелёная дорожка

  • 12 слайд

    1.Какой стране было невыгодно подписание союзного договора 1800года. Представ

    Описание слайда:

    1.Какой стране было невыгодно подписание союзного договора 1800года. Представителям России, Пруссии, Швеции, Дании?
    2.В каком году началась экспедиция в Индию под командованием атамана войска Донского генерала В . П. Орлова?
    3.Чем кончилось правление императора Павла I?
    4.Дата смерти Павла I?
    5. Имя старшего сына императора Павла I?

    2-ой АГОН.
    Отборочный тур

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Краткое описание документа:

Литературно-историческая игра «Умники и умницы» посвящена книге С. Алексеева «Рассказы о Суворове и русских солдатах».В литературно-исторической игре представлена эпоха Екатерины II и Павла I. Вопросы игры составлены по учебнику истории и книге С. Алексеева.Учащиеся познают период правления 2-ух царей по жизнеописанию знаменитого полководца А. Суворова и его военных походах.

Проверен экспертом

Общая информация

Похожие материалы

  • Презентация для учащихся 4 класса по литературному чтению «Художественные приемы в литературе»

  • «Научиться читать современную литературу — научиться жить в современном мире».

  • Презентация по литературе на тему «Любовная лирика С. Есенина»

  • Статья «Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы»

  • Эссе «Письмо моей подруге»

  • Статья «Как воспитать любовь к слову. литературе у современных школьников»

  • Презентация по литературе на тему «Жизнь и творчество В. Маяковского»

  • Методическая разработка учебного занятия «Поэтический мир Александра Твардовского»

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5455248 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Логистика: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Применение MS Word, Excel в финансовых расчетах»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Организация маркетинга в туризме»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс повышения квалификации «Психодинамический подход в консультировании»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация технической поддержки клиентов при установке и эксплуатации информационно-коммуникационных систем»

  • Курс повышения квалификации «Мировая экономика и международные экономические отношения»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация системы менеджмента транспортных услуг в туризме»

  • Курс профессиональной переподготовки «Техническая диагностика и контроль технического состояния автотранспортных средств»

  • Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика музейного дела и охраны исторических памятников»

План-конспект урока по теме (Масленников И.П.):
Великие русские полководцы и флотоводцы.


Цели:

  — познакомить учащихся с
жизнью и деятельностью великих полководцев и флотоводцев России изучаемого
периода

          — охарактеризовать
внешнюю политику императрицы Екатерины
II в контексте деятельности великих полководцев
России,

              —
сравнить деятельность русских полководцев и флотоводцев с деятельностью
европейских военачальников данного периода (Г. Нельсон, Наполеон Бонапарт).

Предметные задачи:
              — определить причины становления русских полководцев и
флотоводцев как выдающихся личностей русской военной истории,

                —
развивать умения и навыки самостоятельной работы

— способствовать развитию исторического мышления-умения видеть
и         оценивать события и факты,

— воспитывать чувство патриотизма и любви Родине.

Ожидаемый результат: выработка умений
со стороны школьников самостоятельно применять знания о великих русских
полководцах и флотоводцах

Основные понятия: Барская конфедерация, «наука
побеждать», Средиземноморский поход Ф.Ф. Ушакова, Новороссия, переход через
Альпы, генералиссимус.

Оборудование урока : групповой портрет
Г.А. Потемкина и императрицы Екатерины
II, рассказ С.П. Алексеева «Генералам генерал»
из книги одноименного автора «Рассказы о Суворове и русских солдатах», документ
из сборника «Адмирал Ушаков. Т. 2. М.: Воениздат, 1956.), раздаточный материал
с иллюстрацией линейного корабля «Святой Павел», изображения П.А. Румянцева,
А.В. Суворова и Ф.Ф. Ушакова, педагогический рисунок, учебник В.И. Буганова,
А.Н. Сахарова и П.Н. Зырянова «История России: конец
XVIIXIX века» (10 класс). М.: Просвещение, 2014. С. 70–80.

Методы:  опрос устный, рассказ, беседа, объяснение,
описание, самостоятельная работа по историческим документам.

Структура урока:   

1. Вводное слово учителя.

                                          2.
Опрос.

                                          3.
Изучение нового материала по плану.

                                          4. Закрепление
в виде ответов на поставленные в начале занятия проблемно-познавательные
вопросы, составление таблицы на доске «Великие русские полководцы и флотоводцы».

                                          5.
Домашнее задание.

ХОД УРОКА:

1.    
Вводное слово учителя (1
минута):

— Мы с вами завершили изучение периода правления Екатерины
II, который закончился с ее смертью в 1796 г. Возникли ли у вас
какие-либо вопросы по пройденному материалу? Если нет, то переходим к проверке
ваших знаний.

2. Опрос: сейчас Вы должны
будете ответить на вопросы по прошлой теме (2 минуты).

1. Расскажите в целом о  реформах
Екатерины
II, с какими целями они проводились?

2. На
кого опиралась Екатерина II в ходе своего правления
?( русское дворянство,
гвардию)                                                                                                                                 
3.
Расскажите о личности Екатерины Великой. Охарактеризуйте положительные и
отрицательные стороны реформ.

4. Изучение нового материала по
плану:

Учитель — итак, обобщая и подводя итоги правления Екатерины II,
ответьте на
вопрос:

 О чем говорит история создания и прекращения деятельности
Уложенной комиссии?

Ответ одного из учеников: Екатерина
хотела составить новый свод законов, в соответствии с требованиями времени, но
в среде депутатов возникли разногласия (т.к. это были представители разных
сословий) и комиссия не смогла создать нового общего закона. По мнению ряда
современников и историков, работа Уложенной комиссии являлась пропагандистской
акцией Екатерины II, направленной на прославление императрицы и создание её благоприятного
имиджа в России и за рубежом
.

Учитель – верно.

Великие русские
полководцы и флотоводцы

     — запишите план, по
которому мы сегодня будем работать.

Обучающиеся записывают план
урока с доски.

I. П. А.
Румянцев-Задунайский (5 минут)
 Граф Пётр Алекса́ндрович
Румя́нцев-Задуна́йский (1725 — 1796) — русский военный и государственный
деятель, на протяжении правления Екатерины II (1761—1796) управлявший
Малороссией. Во время Семилетней войны командовал взятием Кольберга. За победы
над турками при Ларге, Кагуле и др., которые привели к заключению
Кючук-Кайнарджийского мира, удостоен титула «Задунайский». В 1770 году получил
чин генерал-фельдмаршала. Впоследствии его сменил Г.А. Потемкин. П.А. Румянцев
последние годы тяжело болел и умер в 1796 году.

           

.

1 слайд Портрет Румянцева

II. Г.А. Потемкин (1739–1791)  русский государственный
деятель
,
создатель 
Черноморского
военного флота
 и его первый главноначальствующий, генерал-фельдмаршал (10 минут).

Руководил
присоединением к России (
Российской
империи
) и
первоначальным устройством Таврии и Крыма, где обладал колоссальными земельными
наделами. Основал ряд городов, включая современные областные центры: 
Екатеринослав (1776 год), Херсон (1778 год), Севастополь (1783 год), Николаев (1789 год). Возвысился как фаворит (по слухам даже супруг) Екатерины II. Первый хозяин Таврического
дворца
 в Петербурге. В 1784 году пожалован чином генерал-фельдмаршала. Фактический правитель Молдавского
княжества в 1790—1791 годах.

Показ группового портрета Потемкина и Екатерины

II.
Вопросы к увиденному:

image001

1. Исходя из портрета, как вы думаете, у кого больше заслуг в деле освоения
Новороссии: Потемкина или императрицы?
2. Какое событие означают корабли на заднем фоне?
3. Как вы считаете: генералы, стоящие позади, завидуют Потемкину?

Предполагаемые
ответы:

1. У
Г.А. Потемкина
2. Создание Черноморского флота
3. Мини-дискуссия, поскольку возможны два мнения.

III. А.В. Суворов (10 минут).

А. В. Суворов Алекса́ндр Васи́льевич Суво́ров
(1730—1800) — русский полководец, один из основоположников русского военного искусства.
Князь Италийский (1799), граф Российской империи Суворов-Рымникский (1789);
князь, королевский родственник («кузен короля») и гранд Сардинского королевства
(1799), граф Римской империи (1789).

Генералиссимус российских
сухопутных и морских сил, генерал-фельдмаршал австрийских и сардинских войск,
кавалер всех российских орденов своего времени, вручавшихся мужчинам, а также
многих иностранных военных орденов.

Великий русский
полководец, национальный герой России и военный теоретик. Полководческий гений
Суворова отражен в чеканной формулировке: «не проиграл ни одного сражения,
причем все они были выиграны при численном превосходстве неприятеля» (более 60
сражений).

2 слайд Портрет А.В. Суворова

 Учитель: Ребята, давайте посмотрим, каким Суворов был в жизни. Прочтем
рассказ С.П. Алексеева «Генералам генерал»

«За
Альпийский поход Суворову был присвоен чин генералиссимуса русских войск.

Возвращаясь
с группой солдат на родину, фельдмаршал остановился передохнуть в пограничном
трактире. Зашел в избу, заказал себе холодной телятины, миску гречневой каши и
стопку вина.

— Ну
и каша, дельная каша! — нахваливает Суворов. — Давно такой не едал. И
винцо дельное. Не грех за российского солдата такое винцо выпить.

Около
избы расселись солдаты. Тоже едят кашу и пьют вино.

— Дельное
вино, — хвалят солдаты. — Крепкое. Не грех такое за фельдмаршала
выпить.

И лишь
один Прошка крутился около лошадей. Его и обступили местные мужики.

— Что
же это за такой непонятный чин теперь у твоего барина? — стали спрашивать
они у суворовского денщика.

— А
чего тут непонятное? — отвечал Прошка. — Тут все ясное.
Генералиссимус надо разуметь так: генералам всем генерал. Самой главной
персоной теперь получается.

— Ты
смотри! — произнес парень в онучах.

— А
что, верно! — вставил хилый мужичонка в драных портках.

— Заслужил, —
согласился мужик с бородой.

А
Суворов стоял на крыльце и все слышал.

— Не
я! Не я! — закричал он с порога. — Не я, — повторил, подойдя к
мужикам. — Вон Прошка мой самый главный. Вон тот, — ткнул в сторону
рябого высоченного солдата. — Вот этот, — показал на приземистого
седоусого капрала. — Вон они, — обвел рукой остальных солдат.

При этих
словах Суворов сел в таратайку и приказал погонять лошадей.

Поднялись,
двинулись в путь солдаты. Заклубилась дорожная пыль. Грянула солдатская песня.

Остались
мужики на дороге. Стоят, недоумевающе смотрят вслед.

— Пошутил
барин, — наконец обронил парень в онучах.

— Чудное
что-то сказал, — произнес мужичонка.

— Эх,
вы! — заявил мужик с бородой. — Правду сказал фельдмаршал. Без
солдата они никуда. В народе — русская сила. Он и есть генералам генерал
настоящий»

Вопросы:

1. «Без солдата они никуда».
Кто имеется в виду?
2. В ком видит силу А.В. Суворов?

Ответы учеников:
1. Генералы
2. В русском народе

Учитель: Абсолютно правильно. Ведь именно
народ, служилый люд сделал Суворова, Потемкина и.т.д. теми, кем они стали.
Запомните это.

IV. Ф.Ф.Ушаков – русский флотоводец, командующий Черноморским флотом (1790—1792); командующий
русско-турецкой эскадрой в Средиземном море (1798—1800), 
адмирал (1799).

Не
потерял в боях ни одного корабля, ни один его подчинённый не попал в плен.

Слава
Ушакова гремела со времен второй русско–турецкой войны. Ребята, давайте
вспомним, когда она проходила?
Ответ: 1787–1791 гг.
Учитель: правильно. Именно тогда Ушаков разбил турок у мыса Тендра, Калиакрия и
Гаджибея (современная Одесса). В последнем сражении он уничтожил почти весь
турецкий флот. Но вот настала пора, когда к власти в России пришел император
Павел
I. Русская внешняя политика направилась в
сторону революционной Франции. Войсками французов командовал (как вы думаете
кто?)
Ученик: Наполеон Бонапарт.
Учитель: абсолютно верно. Ушаков получил приказ командовать объединенной
русско–турецкой эскадрой, направившейся к берегам Средиземного моря. В одном из
сражений Ушаков применил тактику, которая практиковалась им на тренировочных
полигонах: на раскачивающихся качелях была установлена пушка, с которой стрелял
солдат, стоявший там же. Делалось это с целью достижения точной стрельбы.
(Учитель отображает данный процесс на доске).
Учитель: «Ушак-паша», как прозвали Федора Федоровича турки был великодушен к
своим противникам. Давайте поработаем с документом.

image002

Вопросы:

1. Назовите
два условия сдачи крепости

Ответы:

1. Отсутствие кровопролития
2. Выпуск французов с военной амуницией в Румелийские берега (Балканы).

Учитель: в этом был
весь Ф.Ф. Ушаков, не желавший крови как своих, так и чужих солдат. Вскоре
русский флот освободил Ионические острова (ключ к средиземному морю, по
выражению Наполеона) и крепость Корфу. Русские моряки в 1800 г. вступили в Рим.
Италия была освобождена.

5. Закрепление
изученного материала (1 минута)

Учительответьте на вопросы: в чем
причины успехов русских полководцев и флотоводцев?

Итог урока (1 минута). В течение второй половины XVIII в., благодаря усилиям великих русских
военачальников и адмиралов основные задачи, стоявшие перед российской внешней
политикой (обеспечение выхода к берегам Черного моря, решение польской
проблемы), были решены. Россия превратилась в великую европейскую державу.

6. Домашнее задание §49 учебника В.И. Буганова, П.Н. Зырянова История
России С. 70–80., вопросы в конце параграфа.
Дополнительное задание: подготовить
развернутый план ответа по теме «Русская военная школа второй половины XVIII в.».

  • Рассказы о рыбалке читать бесплатно
  • Рассказы о семейном нудизме
  • Рассказы о том как мама разрешила дочке курить вместе с ней
  • Рассказы о порке детей и подростков
  • Рассказы о подводниках северного флота