Рассказы о силе воли человека

Классный час воспитание волевых качеств цели и задачи: - помочь учащимся понять, осмыслить сущность волевых качеств;- подвести учащихся к мысли

Классный час «Воспитание волевых качеств»


Цели и задачи: — помочь
учащимся понять, осмыслить сущность волевых качеств;

— подвести учащихся к мысли о необходимости
выработки у себя волевых качеств, самовоспитания;

— способствовать общению детей и родителей по
вопросам воспитания;

— развивать у учащихся умение вести дискуссию;
— развитие творческих способностей учащихся.
Ход классного часа
Есть
воля, есть человек! Нет воли, нет человека!
Сколько воли, столько и человека!

А.П. Довженко

— Ребята, в жизни мы часто слышим, как люди
говорят: «Он многого добился. У него есть сила воли. Он волевой человек». Кто
же он такой, этот волевой человек? Какими качествами должен обладать человек,
чтобы о нем так говорили? (Далее ответы учащихся).

— Настойчивость – одно из волевых качеств
характера. Волевые люди умеют добиваться поставленной цели, доводить дело до
конца. При этом им часто приходиться преодолевать на своем пути различные
препятствия. Но, к сожаленью, некоторые ребята преодолевают препятствия совсем не
в том направлении. А их настойчивость зачастую перерастает в обычное упрямство.
То есть настойчивость хороша в достижении хорошей цели. Что бы вы сказали об
этом?

Не
хочу, не буду
Я твержу повсюду.
Мне сказала мама:
«Ах, ты мой упрямый».
Мама так сказала
И, вздохнув, устало,
Левою рукою
Меня обнимала.
А другой рукою
Глаза прикрывала.
Я взглянул на маму
И увидел слезы.
Что же я наделал?
Как же это можно?
Мамочка, родная,
Люблю тебя, жалею.
А свое упрямство

 
Я преодолею.

— Возможно, нам всем надо задуматься о
результатах своей настойчивости, перерастающей в упрямство? Надо использовать
свою настойчивость для хороших дел и поступков. А для чего людям часто
приходится преодолевать себя. В чем вам, ученикам, надо, прежде всего,
проявлять свою настойчивость? (Далее отвечают учащиеся).

— Да, ребята. Для того чтобы чего-то добиться,
нужна постоянная, неиссякаемая любознательность, трудолюбие, настойчивость. И
конечно, надо приложить большие усилия и старание. И чтобы достичь поставленной
цели, человек должен постоянно помнить о ней. И не просто думать, а делать все
для того, чтобы довести дело до конца. Не отвлекаться на другие, часто мешающие
успешному завершению, дела. Надо стараться отбросить то, что вам мешает. А в
этом случае человеку приходиться ограничивать себя и свои желания. Происходило
ли такое с вами? Приходилось ли вам прилагать значительные усилия, чтобы
заставить себя сделать что-то значимое, полезное? Как это было у вас? (Далее
рассказы учеников)

— Ребята, из ваших выступлений становиться ясно,
что вам уже приходилось принимать волевые решения. Вы можете гордиться собой,
потому что сами воспитываете у себя волевые черты характера, преодолеваю
трудности. А что вам в этом помогает? (Далее учащиеся отвечают на вопрос).

Учитель
вместе с учащимися делает выводы
:
— беседы с родителями, разъяснение родителями
спорных вопросов и сложных ситуаций;

— любовь и уважение к родителям, нежелание
огорчать их;

— умение следовать хорошим советам,
положительному опыту;

— желание и умение обдумывать свои поступки или
действия, анализировать их, делать выводы;

— умение осознать, приказать себе, заставить
делать то, что надо;

— умение отказаться от чего-либо, ради чего-то
важного;

— умение организовать свои дела.

— Человек может одержать в жизни много побед. Но
самая главная победа – это победа над собой и своими слабостями. Необходимо с
детства учиться повелевать собой. Если тобой, твоими поступками станут
управлять другие, если ты будешь подчиняться только воле других людей, то ты
вырастишь зависимым человеком. Вот тут человек и проявляет свою волю. Он
думает, анализирует и принимает правильное решение. О таких людях говорят, как
о сильных личностях. А становятся они такими благодаря самовоспитанию,
благодаря тому, что они учились владеть собой (своими мыслями и поступками) с
детства.

— Так что же необходимо для того, чтобы стать
волевой личностью?

Ученики
делают выводы
:
— уметь сказать себе нет, если что-то вредно для
здоровья, учебы и т.д.;

— разумно использовать свое время;
— не поддаваться отрицательным соблазнам,
которые мешают полезным делам;

— проявлять терпение и настойчивость;
— соблюдать правила поведения и дисциплины;
— обдумывать, анализировать свои поступки, уметь
сделать правильные выводы;

— контролировать свое поведение;
— учиться преодолевать свои трудности;
— изживать недостатки.

— Что же мы имеем в результате наших волевых
усилий?

Совместно
делаются выводы
:
— успехи в учебе и других делах;
— уважение взрослых, друзей, одноклассников;
Преодолеваем лень, несобранность, боремся с другими
отрицательными чертами своего характера;

— взаимопонимание с родителями и учителями.

— В завершении, ребята, я предлагаю вам
закончить следующее предложение: «Сегодня на классном часе я …».

Инфоурок

Литературное чтение
ПрезентацииПрезентация по литературному чтению»С.Михалков «Сила воли».»(2 класс)

Урок 801Тема урока: «С. В. МИХАЛКОВ «Сила воли» »

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Урок 801Тема урока: «С. В. МИХАЛКОВ «Сила воли» »

    Описание слайда:

    Урок 80
    1
    Тема урока:
    «С. В. МИХАЛКОВ
    «Сила воли» »

  • 2 слайд

    Психологический настрой Снежною зимою Дома не сидится, Хочется ребятам Много

    Описание слайда:

    Психологический настрой

    Снежною зимою
    Дома не сидится,
    Хочется ребятам
    Многому учиться.
    И бегут нарядные
    В школу на урок.
    Там зовет их к знаниям
    Радостный звонок!

  • 3 слайд

    Книге смелой, книге честной, Пусть немного в ней страниц, В целом мире, как и

    Описание слайда:

    Книге смелой, книге честной,
    Пусть немного в ней страниц,
    В целом мире, как известно,
    Нет и не было границ.
    Ей открыты все дороги,
    И на всех материках
    Говорит она на многих
    Самых разных языках.

  • 4 слайд

    Дыхательная гимнастика скороговорка: Шел Егорка по пригорку И учил скороговор

    Описание слайда:

    Дыхательная гимнастика
    скороговорка:
    Шел Егорка по пригорку
    И учил скороговорку.
    Он учил скороговорку
    Про Егорку и про горку.
    -Куда шёл Егорка?

  • 5 слайд

    Вспомните, как зовут людей, которые пишут повести, рассказы, романы? Кто пи

    Описание слайда:

    Вспомните, как зовут людей, которые пишут повести, рассказы, романы?

    Кто пишет стихотворения о природе, о детях, обо всем, что нас окружает?

  • 6 слайд

    Закончите предложенияСказки пишут... Басни сочиняют... Переводят с других язы

    Описание слайда:

    Закончите предложения
    Сказки пишут…
    Басни сочиняют…
    Переводят с других языков…
    Театральные пьесы пишут…
    Статьи в газеты и журналы пишут…

  • 7 слайд

    Постановка темы, целей- расшифруйте имя автора ЙЕГРЕС ЧИВОРИМИДАЛВ ВОКЛАХИМ

    Описание слайда:

    Постановка темы, целей

    — расшифруйте имя автора
    ЙЕГРЕС ЧИВОРИМИДАЛВ ВОКЛАХИМ
    — Ребята, вы только что разгадали шифр. Вам нравится разгадывать ребусы, отгадывать загадки? А есть ли у вас ваши собственные секреты?
    — Сегодня мы много поговорим о загадках, секретах. Как вы думаете, что нас на уроке ждет?
    — Поговорим о секрете великого поэта …?

  • 8 слайд

    Рассказы о силе воли человека

  • 9 слайд

    Рпб в гр Работа по теме урока- Вспомните, какие произведения Михалкова С. вы

    Описание слайда:

    Рпб в гр Работа по теме урока

    — Вспомните, какие произведения Михалкова С. вы знаете?
    Откроем учебник «Литер.чтение» Л.Ф Климанова, 2 часть, стр.30), прочитаем статью Р. Сефа , читают дети.
    — о каком замечательном свойстве на свете говорит Р.Сеф?
    — кто умеет удивляться и радоваться больше всех?
    — обладает ли такими качествами С.Михалков? Подтвердите мнение словами из текста.

  • 10 слайд

    Работа по теме урокаумение радоваться и удивляться, познавая огромный, неожи

    Описание слайда:

    Работа по теме урока

    умение радоваться и удивляться, познавая огромный, неожиданный мир
    дети

  • 11 слайд

    Рассказы о силе воли человека

  • 12 слайд

    Словарная работаФантазия – мечта; нечто надуманное, неправдоподобное. Проказа

    Описание слайда:

    Словарная работа
    Фантазия – мечта; нечто надуманное, неправдоподобное.
    Проказа – шалость, проделка.
    Затея – задуманное дело, замысел.
    Держава – государство.
    Багаж – вещи, груз пассажиров.

  • 13 слайд

    8) ра - тра - стра - страна во - тво" data-src="https://documents.infourok.ru/2194a5ee-4ed4-4355-8960-872c6347bd10/0/slide_13.jpg" height="232" src="https://static.infourok.ru/1ov/309a632d/img/placeholders/placeholder-310x232.png" title="Научитесь читать трудные слова: (Слайд 8) ра - тра - стра - страна во - тво" width="310">

    Описание слайда:

    Научитесь читать трудные слова: (Слайд 8)
    ра — тра — стра — страна
    во — тво — ство — детство
    ро — кро — от — крою – открою
    ра — бра — со — бра — собрать

  • 14 слайд

    С. Михалков. "Сила воли"

    Описание слайда:

    С. Михалков. «Сила воли»

  • 15 слайд

    Выразительное чтение стихотворения детьми. 4. Работа по вопросам учебника, с

    Описание слайда:

    Выразительное чтение стихотворения детьми. 4.Работа по вопросам учебника, с. 34.

  • 16 слайд

    Найдите и прочитайте отрывок,где герой:• начинает испытывать страх; • бор

    Описание слайда:

    Найдите и прочитайте отрывок,
    где герой:
    • начинает испытывать страх;
    • борется со страхом;
    • поборол страх.

  • 17 слайд

    Выберите верное утверждение:• Если у человека есть сила воли, он не сможет п

    Описание слайда:

    Выберите верное утверждение:
    • Если у человека есть сила воли, он не сможет побороть в себе плохие качества.

    • Если у человека есть сила воли, он сможет побороть в себе плохие качества.

  • 18 слайд

    Рассказы о силе воли человека

  • 19 слайд

    Рефлексия.- Какие стихотворения вы сегодня услышали? - Есть ли среди них ваш

    Описание слайда:

    Рефлексия.

    -Какие стихотворения вы сегодня услышали?
    -Есть ли среди них ваши любимые?
    -Что было новым для вас? (Я сегодня узнал…Я научился…)
    -Знаете ли вы, что Сергей Михалков — автор слов Гимна России? (слайд 9)
    -В марте 2017 года поэту исполнилось 104 года! Домашнее задание
    Подготовиться к выразительному чтению стихотворения

  • 20 слайд

    Рефлексия На уроке было не сложно. Я всё понял и могу помочь другим.Немного з

    Описание слайда:

    Рефлексия
    На уроке было не сложно. Я всё понял и могу помочь другим.
    Немного затруднялся на уроке, но всё понятно.
    Мне было трудно.
    20

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Краткое описание документа:

Орг. момент. Психологический настрой (слайд 1) Снежною зимою Дома не сидится, Хочется ребятам Многому учиться. И бегут нарядные В школу на урок. Там зовет их к знаниям Радостный звонок!Речевая разминкаПроверка домашнего задания Приветствие гостей. Перед началом изучения новой темы урока поработаем над дыханием и произношением слов Дыхательная гимнастика (задуваем свечи) Итак, перед вамискороговорка: ( слайд 2) Шел Егорка по пригорку И учил скороговорку. Он учил скороговорку Про Егорку и про горку. -Куда шёл Егорка? (пояснение, работа с незнакомыми словами: «пригорок – небольшой холм). Задание: — прочитайте медленно, — прочитайте с разной интонацией,(?!.) — прочитайте с ускорением, — прочитайте быстро. Игра «Кто больше» (дети называют произведения С. Маршака) Выразительное чтение и чтение по ролям стихотворения С. Маршака «Кот и лодыри» (Оценить чтение словестно) 4. Постановка темы, целей — расшифруйте имя автора (слайд 3) ЙЕГРЕС ЧИВОРИМИДАЛВ ВОКЛАХИМ (портрет писателя вывешивается на доске) — Ребята, вы только что разгадали шифр. Вам нравится разгадывать ребусы, отгадывать загадки? А есть ли у вас ваши собственные секреты? — Сегодня мы много поговорим о загадках, секретах. Как вы думаете, что нас на уроке ждет? — Поговорим о секрете великого поэта С.Михалкова 5. Работа по теме урока — Вспомните, какие произведения Михалкова С. вы знаете? (выставка книг) Рассказ детей о С.Михалкове (доклады) (слайд 4, 5, 6) Откроем учебник «Литер.чтение» Л.Ф Климанова, 2 часть, стр.30), прочитаем статью Р. Сефа , читают дети. — о каком замечательном свойстве на свете говорит Р.Сеф? (умение радоваться и удивляться, познавая огромный, неожиданный мир) — кто умеет удивляться и радоваться больше всех? (дети) — обладает ли такими качествами С.Михалков? Подтвердите мнение словами из текста. В доказательство того, что писатель тонко чувствовал детей, погружаясь в состояние детства, просто взяв в руки ручку и бумагу, С.Михалков написал стихотворение «Мой секрет». (читает учитель) — Что же это за страна, о которой повествует автор? (Фантазий, Проказ, Затей) — Какой секрет нам раскрывает автор? Словарная работа: держава.(слайд 7) Продолжение работы. Стихотворение читают дети (разбор стихотворения построчно) Вопросы после чтения: — В каких строках хранится секрет автора? — Как вы думаете, каким образом эти предметы помогают автору оставаться ребенком? — Ребята, о чём вы любите мечтать, что чаще всего представляете, придумываете? — Что необходимо, чтобы добиться реализации своей мечты? (желание учиться, целеустремлённость, сила воли) — У меня тоже есть секрет-сюрприз для вас, но что это, вы узнате позже, имея силу воли и терпения вы получите его в конце урока. Физминутка Закрепление знаний и способов действий. 1. Подготовительная работа: -Научитесь читать трудные слова: (Слайд 8) ра — тра — стра — страна во — тво — ство — детство ро — кро — от — крою – открою ра — бра — со — бра — собрать Выразительное чтение стихотворения детьми.Чтение стихотворения «Сила воли».Работа по вопросам учебника, с. 34. Итог урока. Рефлексия. Какие стихотворения вы сегодня услышали?Есть ли среди них ваши любимые?Что было новым для вас? (Я сегодня узнал…Я научился…)Знаете ли вы, что Сергей Михалков — автор слов Гимна России? (слайд 9)В марте 2017 года поэту исполнилось 104 года!

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

Тема:
Сила воли

Похожие материалы

  • Презентация по литературному чтению»К.И.Чуковский «Федорино горе».»(2 класс)

  • Презентация по литературному чтению»К.И.Чуковский «Радость».»(2 класс)

  • Презентация по литературному чтению»К.И.Чуковский «Путаница».»(2 класс)

  • Презентация по литературному чтению : М.Ю Лермонтов «Бородино»»

  • Презентация по литературному чтению»Писатели – детям.»(2 класс)

  • Презентация по литературному чтению»Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Зима». Игра «Поле чудес».»(2 класс)

  • Презентация по литературному чтению»С.Михалков «Новогодняя быль».»(2 класс)

  • Статья: «Использование технологии продуктивного чтения для формирования читательской грамотности учащихся».

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5448483 материала.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Маркетинг: теория и методика обучения в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Формирование компетенций межкультурной коммуникации в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Экономика и право: налоги и налогообложение»

  • Курс повышения квалификации «Основы построения коммуникаций в организации»

  • Курс повышения квалификации «Финансы: управление структурой капитала»

  • Курс повышения квалификации «Основы менеджмента в туризме»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление сервисами информационных технологий»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация процесса страхования (перестрахования)»

Сила воли. Как развивать силу воли.Выступать — страшно. И, чтобы подойти к этой трибуне, — нужна сила воли.

Сила воли. В этой статье пойдет речь о том, что такое сила воли и как ее развивать.

Как правильно бороться с ленью?

Бороться с ленью – непонятное занятие. Если лень в нас, то с чем мы боремся? С собой?

Не с ленью нужно бороться, а развивать навык. Какой? Силу воли:

Не хочется делать (лень) — а делать буду (сила воли).

Сила воли

И вот тут начинаются первые возражения:
— Ну, я так не хочу. А можно как-нибудь без силы воли?
Почему? — Лень?

Все мы знаем, что развитие силы воли важно и полезно каждому. Знаем, но не развиваем. Почему? А вот это и попадает в определение лени. «Знаем, что нужно, но не делаем!». Это и есть лень.

Лень — это тогда, когда мы знаем, что нужно делать, но не делаем.

О лени предостаточно было написано в предыдущей статье. Если не читали — прочитайте:

  • Что такое лень и как с этим бороться

Сила воли

Как же развивается сила воли?

Принцип прост. Сила воли развивается так же, как и любой другой навык. Чем чаще мы его используем (напрягаем), тем лучше он развивается. Чаще используем силу воли — лучше он развивается.

Приведу пример. Как учатся бегать? Бегают! Сначала немножко. Потом чуть больше. Потом еще больше. Регулярно. Для этого достаточно пойти в тренажерный зал и регулярно бегать на беговой дорожке. Поначалу, с непривычки, забеги будут короткими. Через месяц-два будут очень хорошие результаты. Так?
С силой воли — так же.

Как сделать руки сильнее. Нужно их нагружать упражнениями (тяжелыми). Руки становятся сильнее, а мышцы – больше. С силой воли — так же.

Любой навык требует нагрузки и регулярных повторений. От простого – к сложному.

С силой воли то же самое.

Да, не легко поначалу. Но и не очень-то сложно. Бегать можно с удовольствием. Подтягиваться – тоже. И силу воли можно развивать с таким же удовольствием.

Если Вам нужно, конечно! 

Конечно же, мотивация тоже нужна! Как же без нее? И поговорим о мотивации, обязательно, но позже.

И удовольствие получать тоже полезно!

Хотите развить силу воли?

Ничего сложного в этом нет. Нужно лишь осознать, что это важно. Осознать! Да! Я хочу иметь силу воли! И не малюсенькую силу воли. А СИЛУ ВОЛИ, которая достойна меня.

Что же для этого делать?

Каждый день у нас есть множество дел. Так? Часть из них мы делаем легко. Но часть из них мы не делаем или откладываем «на потом». Потому что «неохота». Есть такие?

Так вот. Каждый раз, включая СИЛУ ВОЛИ, и делая эти дела, которые «неохота», мы развиваем силу воли.

Если так тренироваться регулярно – можно развить силу воли. Если это делать осознанно, понимая, что так МЫ РАЗВИВАЕМ СВОЮ СИЛУ ВОЛИ, делать на протяжении долгого времени – можно развить ЛЮБУЮ СТЕПЕНЬ СИЛЫ ВОЛИ.

Конечно же, не нужно этим делом заниматься всегда-всегда. Подходите к этому разумно. Отдыхать нужно, важно и полезно!!!

Допустим, сила воли у нас развита не особо сильно, но нам хочется стать очень волевым человеком. Разберем такую ситуацию. Но для наглядности приведу пример из другой плоскости.

Как занимается новичок в тренажером зале, чтобы стать сильным? Первые пол года ему рекомендуется приходить в тренажерный зал два-три раза в неделю. Там он занимается по полтора-два часа, не больше. Занятия начинаются с разминки. Бег. А уж потом тяжелые упражнения. Каждое упражнение состоит из 7-12 повторений, три подхода с отдыхом между ними. Так?

То есть, новичок занимается спортом не каждый день. Не занимается до изнеможения. Отдыхает между подходами. И лишь со временем, с опытом, спортсмен увеличивает свои тренировки. Так?

С развитием силы воли тоже где-то так. Не нужно впадать в крайности. Важно думать головой.

Достаточно каждый день делать одно-два-три дела, используя СИЛУ ВОЛИ.

Можно спонтанно.

«Ой, что-то мне не хочется сейчас звонить клиенту, потом позвоню. Стоп! Вот на этом и поработаю с СИЛОЙ ВОЛИ. Позвоню прямо сейчас!»

Можно спланировать развитие СИЛЫ ВОЛИ.

«Понедельник. Составляю план на неделю. Каждый день делаю зарядку: и здоровью полезно, и силу воли разомну. Во вторник еду в налоговую (а не откладывать на конец месяца, когда будут очереди). В среду – работаю над новым проектом (месяц уже откладываю)… И так – до конца недели. И дела будут в порядке, и СИЛА ВОЛИ развивается».

Можно это сделать стилем жизни.

Если что-то делать «неохота» — вот и подсказка, какое дело может помочь нам развить нашу СИЛУ ВОЛИ.

Только вот не нужно делать все дела подряд! Ведь не все дела, которые нам «лень делать» необходимо делать. Так ведь?

Силу воли воспитывать легче, если делать заведомо приятные дела:) Например, для здоровья можно бегать по вечерам (пересиливая себя, но тренируя силу воли), а можно пойти на танцы и позаниматься с удовольствием... (подсказка от Целуйко Андрея)

Сила воли и оратор.

Представьте, что оратор овладел всеми навыками, чудесно умеет говорить, но… лень идти на сцену, не охота готовиться к выступлениям. Что будет? Да ничего не будет. Никто так и не узнает, что этот человек обучался ораторскому искусству.

Итак, подведем краткие итоги:

Не с ЛЕНЬЮ нужно бороться, а развивать СИЛУ ВОЛИ.

Сила воли — это не единственный способ борьбы с ленью.

Есть и другие способы развития силы воли. Но, как правило, человек владеющий силой воли не жалуется на лень. Лень ему уже не мешает. Лень для такого человека становится редким явлением, а потому позволительным и приятным: «Полениться-бы, что-ли?»

На этом тема преодоления лени не закрыта. Статьи еще будут. Пишу…

С уважением, Болсунов Олег

Следующая страница →

↑ Оглавление книги 

Лень и сила воли = Сила воли = Развитие силы воли = Преодоление лени с помощью силы воли = Способ развития силы воли = Воспитание силы воли =

Автор иллюстрации Болсунова Марина.

Воля — высший уровень произвольной регуляции деятельности, обеспечивающий преодоление трудностей при достижении цели.

Среди уровней регуляции поведения выделяются следующие:

1. Непроизвольная регуляция:

  • допсихические непроизвольные реакции;
  • образная (сенсорная и перцептивная) регуляция.

    2. Произвольная регуляция:

    • речемыслительный уровень регулирования.

    3. Волевая регуляция. Структура и содержание волевого действия :

    • Возникновение побуждения и предварительная постановка цели
    • Стадия обсуждения и «борьба мотивов» как столкновение в процессе выбора того или иного действия противоречивых тенденций, желаний, побуждений.
    • принятие решения относительно выбора того или иного варианта поведения— это своего рода фаза «разрешения» борьбы мотивов. На данном этапе возникает либо чувство облегчения, связанное с разрешением ситуации и снятием напряжения, либо состояние беспокойства, связанного с неуверенностью в правильности принятого решения;
    • исполнения реализация принятого решения, воплощение того или иного варианта действий в своем поведении (деятельности).

    В большинстве случаев принятие решения и волевое поведение в целом связаны с большим внутренним напряжением, приобретающим иногда и стрессовый характер. Наличие волевого усилия, переживаемого субъектом как его психическая реальность, является очень характерной особенностью волевого акта.

    Волевая регуляция – это прижизненное образование. Волевая регуляция связанна с проявлением усилий, реализующих активность личности, направленную на сознательную мобилизацию её психических и физических сил.

    Волевое усилие – механизм волевой регуляции, средство мобилизации субъектом своих психических и физических возможностей.

    Волевое действие – действие осознанное и целенаправленное, принятое по решению самого субъекта. Ситуация преодоление трудностей как внешних, так и внутренних, детерминированных дополнительными побуждениями, связями с изменениями смысла действия (нельзя с одного раза решить проблему, нужно приложить какие-то усилие).

    Волевое поведение – целенаправленное поведение личности, проявляется в умении управлять собой, своими действиями и поступками на основе стремления к достижению определенной цели, путем реализации специальных действий. Специфика волевого регулирования.

    Воля и регуляция деятельности.

    Традиционно считается, что главное для возникновения волевого регулирования — наличие преград, препятствий при достижении цели.Л. М. Веккер считает, что волевое регулирование начинается там, где имеется как минимум двухуровневая иерархия программ деятельности, где необходимо соотнести уровни этих программ и выбрать среди них тот уровень, который отвечает критериям интеллектуальной, эмоционально- нравственной и общесоциальной ценности.

    Примерно тот же смысл вкладывал в понятие воли И. М. Сеченов, когда писал, что воля — это деятельная сторона разума и моральных чувств.

    Волевое регулирование включает в себя следующие компоненты:

    1. когнитивный
    2. эмоциональный
    3. поведенческий (деятельный)

    В структуру волевого акта включаются следующие составляющие:

    1. побуждение и осознание цели;
    2. борьба мотивов;
    3. акт принятия решения;
    4. исполнение.

    Волевое действие связано с потребностями, но не вытекает из них непосредственно. Оно опосредовано осознанием побуждений к действию как мотивов и его результата как целей (С. Л. Рубинштейн).

    Воля возникает, когда человек способен к рефлексии собственных влечений, может как-то отнестись к ним. Воля неразрывно связана с наличным планом действий. Посредством волевого действия человек планово осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом.

    Основные характеристики воли. Волевая регуляция поведения. Понятие воли одно из самых древних, его пытался изучить Аристотель. Декарт. Оно было введено как понятие объяснительное. По мнению Аристотеля, понятие воли было необходимым для объяснения порождения действия, основанного не на желаниях человека, а на разумном решении о его существовании. Понимая, что само по себе знание не обладает побудительностью, но постоянно сталкиваясь с реальностью этических поступков человека, когда действие осуществляется не потому, что так хочется, а потому, что так надо, Аристотель был вынужден искать силу, способную инициировать такое поведение.

    Проблема воли, по Аристотелю, есть проблема придания предмету действия побудительной силы и тем самым обеспечение побуждения к действию (или торможение при необходимости снижение побудительной силы предмета действия).

    Раньше воля рассматривалась как надприродная сила, которая имеет приоритет над другими психическими процессами. Абсолютной воли нет. О воле мы можем говорить тогда, когда возникает побуждение:

    1. Фаза воления: желание + стремление + мотив.
    2. Фаза выбора: борьба мотивов, принятие решения.
    3. Фаза реализации действием, решение превращается в телесное действие. Наше решение, поведение детерминировано сильным мотивом. В концепции Аристотеля воля определяла не только инициацию произвольных действий, но и их выбор и их регуляцию при осуществлении. Причем сама воля могла пониматься и как самостоятельная сила (образование) души, и как способность человека к определённой активности, идущей от него самого.

    Т.о., первой парадигмой, в рамках которой была поставлена проблема воли, было порождение действия человека, идущего от него самого. Рассмотрение воли в контексте порождения действия предполагает прежде всего побудительную функцию воли, а такой подход можно условно обозначить как мотивационный, он является самым мощным в исследовании воли.

    Он характеризуется тем, что воля анализируется как способность к инициации действий, или к усилению побуждения к действию при его дефиците, вследствие внешних или внутренних препятствий, отсутствия актуально переживаемого желания к действию, наличия конкурирующих с выполняемым действием мотивов . В зависимости от представлений о механизмах такой способности воля понимается:

    • либо как самостоятельное психическое образование,
    • либо как самостоятельная сила непсихологической природы,
    • либо как мотивационное или эмоциональное образование (желание, аффекты, потребности),
    • либо сводится к состоянию мозга как механизма регуляции.

    Позже был сформулирован второй подход к исследованию воли, подход «Свободного выбора». В рамках этого подхода воля наделяется функцией выбора мотивов, целей и действий. Одной из тенденций развития этого подхода является перевод исследований выбора и, более широко, принятия решений в такие направления исследований, которые прямо не связаны с проблемой воли и имеют свой концептуальный аппарат. Поэтому актуальными задачами подхода «свободного выбора» являются вычленение волевых аспектов проблемы выбора и разработка адекватных методов их экспериментального исследования.

    В рамках этого подхода можно выделить два варианта представлений о воле:

    1. Воля рассматривается как самостоятельная сила (волюнтаристический тип теории);
    2. Воля сводится к функционированию познавательных процессов (интеллектуалистические теории).

    Т.о., в современной психологии проблема воли представлена двумя вариантами: как проблема самодетерминации (мотивационный подход и подход «свободного выбора») и как проблема саморегуляции (регуляционный подход).

    Когда человек добровольно принимает нравственные нормы, высший нравственный закон и руководствуется им в своих поступках, мы можем говорить о том, что человек нравственно свободен. Быть свободным — это значит повиноваться разуму, а не страстям (Лейбниц, Спиноза).

    В психологии свобода выбора понимается, когда человек в результате борьбы мотивов выбирает тот, который более силен. Современными исследователями воли являются Селиванова, Иванников, Платонов, Воля определяется ими как сознательная регуляция человеком своего поведения в результате преодоления внутренних и внешних препятствий на пути и цели. Структура воли: Цель; Уровень притязания; Волевое усилие; Борьба мотивов; Принятие решения; Выполнение.

    Волевое усилие может быть на любом этапе волевого действия, связанного с преодолением преград. Волевое усилие — форма эмоционального стресса, мобилизующего все внутренние ресурсы человека, создающего дополнительные мотивы к действию и переживаемые психические состояния значительного напряжения (Иванников). Психологическим механизмом волевого усилия является привлечение нового мотива, тем самым изменение смысла действия с целью усиления первичного побуждения.

    Функции воли.

    • Побудительная;
    • Тормозная (сдерживает нежелательные действия)

    В западной психологии:

    • инициирование действия (формирование намерения);
    • поддержка первичного намерения в активное состояние вплоть до достижения цели.
    • преодоление препятствия.

    Волевая регуляция поведения.

    Волевая регуляция является частным видом произвольного управления и характеризуется использованием значительных волевых усилий, направленных на преодоление препятствий и трудностей, т.е. является механизмом самомобилизации.

    Волевая регуляция необходима для того, чтобы в течение длительного времени удерживать в поле сознания объект, над которым размышляет человек, поддерживать сконцентрированное на нем внимание.

    Воля участвует в регуляции практически всех основных психических функций: ощущений, восприятия, воображения, памяти,: мышления и речи.

    Развитие указанных познавательных процессов от низших к высшим означает приобретение человеком волевого контроля над ними.

    Часто суждение о наличии или отсутствии волевой регуляции (волевого поведения), выносят на основании достигаемых человеком результатов. Однако можно стараться преодолевать трудность, но не преодолеть её.

    В обыденном употребление понятие «волевая регуляция» отождествляется с представлением о «силе воли». В связи с этим принято делить людей на волевых и безвольных.

    Конкретное содержание волевой регуляции понимается психологами по-разному.

    «Сила воли» как сила мотива. Волевая активность человека определяется силой мотива (потребности), т.к. последняя влияет на степень проявления волевого усилия: если я очень хочу достичь цели, то я буду проявлять и более интенсивное и более длительное волевое усилие. Поэтому нередко силу воли подменяют силой мотива: раз хочу, значит делаю. Ю.Ю.Палайма считает, что «сила воли» — это, по существу, сила мотива и что человек сильной воли — это прежде всего человек с сильной мотивацией поведения. Поэтому именно имеющийся у человека механизм волевой регуляции определяет большие или меньшие возможности реализации хотения.

    «Сила воли» как борьба мотивов. Часто силу воли сводят лишь к «борьбе мотивов», которая является одним из внутренних препятствий для деятельности. Имеется много ситуаций, когда выбора того или иного альтернативного решения не требуется, а волевая регуляция необходима, т.к. на пути к достижению цели встречаются различные препятствия, трудности. В таких ситуациях потребность сохраняется, но сопутствующей энергии для преодоления возникших затруднений и достижения цели не хватает и требуется включение волевого механизма для усиления энергетики действия.

    Включение в регуляцию эмоций. Некоторые психологи полагают, что мобилизация (дополнительная энергитизация) осуществляется за счет эмоции, возникающей при наличии препятствия как реакция на рассогласование «надо-не могу», «не хочу — но надо». Однако при этом не следует волевое усилие подменять подобной эмоциональной реакцией. Кроме того, волевые усилия применяются и на фоне отрицательных эмоций, которые способствуют не мобилизации, а демобилизации возможностей человека. Поэтому главным механизмом мобилизации энергии считается волевое усилие.

    «Сила воли» как самостоятельное волевое качество. Моральный компонент воли (например, чувство долга) неспецифичен по отношению к разным волевым качествам, «силы воли», проявляемой одинаково во всех ситуациях нет. Один и тот же человек, как показывает практика и эксперименты, при встрече с различными трудностями ведет себя по-разному: в одних ситуациях он проявляет большую «силу воли», в других — незначительную.

    Поэтому справедливо положение А.Пуни о том, что проявления воли всегда конкретны и обусловлены теми трудностями, которые человек преодолевает. С другой стороны, попытки определить «силу воли» как некий абстрактный показатель также некорректны, равно как и выделение людей с высоким, средним и низким уровнями волевого развития. «Сила воли» как общеличностный конструкт — либо продукт корреляционного анализа самооценок различных волевых проявлений, между которыми в большинстве случаев обнаруживаются связи, либо принятое за «силу воли» какое-либо одно волевое проявление, чаще всего целеустремлённость и настойчивость. Более правильно говорить о различных проявлениях «силы воли» (волевой регуляции), называемых волевыми качествами.

  • Лилия Николаевна


    • #81

    Нам и не обещали, и не давали бесплатных лекарств. Все за свой счет. Вот мужа, когда в больницу положили, там было все за счет государства.

    Сильно болел?

    Лилия Николаевна


    • #82

    @Toivo ты упомянул, что жена в больницу попала. Как она сейчас?

    Kisa

    Kisa

    ????? слаткиебулочки


    • #83

    Нет. Но долго лежал с высокой температурой и слабостью.

    Лилия Николаевна


    • #84

    Нет. Но долго лежал с высокой температурой и слабостью.

    Хорошо, хоть без пневмонии.

    Kisa

    Kisa

    ????? слаткиебулочки


    • #85

    Хорошо, хоть без пневмонии.

    С пневмонией, поражение 25%.

    Лилия Николаевна


    • #86

    С пневмонией, поражение 25%.

    Плохо. У мужа тоже была 25%

    Toivo


    • #87

    @Toivo ты упомянул, что жена в больницу попала. Как она сейчас?

    Через день забираю домой. Все обошлось.

    Лилия Николаевна


    • #88

    Через день забираю домой. Все обошлось.

    Хорошо, слава богу

    Toivo


    Tata236


    • #90

    У мамы подруга лежала в больнице не то с 75, не то 50% процентами поражения. Сначала так сказали, потом по-другому. Кислород был на 2 человека, она говорит даже не чувствуешь его, что есть, что нет. Маски там все страшные, засаленные, хоть их и дезинфицируют. Покупали свою. Так же лекарства покупали сами. Она говорит, только и мечтала свалить из больницы. Сын погрузил в машину как тряпочку и увёз. Ни ходить, ни говорить не могла.

    Лилия Николаевна


    • #91

    У мамы подруга лежала в больнице не то с 75, не то 50% процентами поражения. Сначала так сказали, потом по-другому. Кислород был на 2 человека, она говорит даже не чувствуешь его, что есть, что нет. Маски там все страшные, засаленные, хоть их и дезинфицируют. Покупали свою. Так же лекарства покупали сами. Она говорит, только и мечтала свалить из больницы. Сын погрузил в машину как тряпочку и увёз. Ни ходить, ни говорить не могла.

    У нас смотря куда попадёшь, говорят. Где-то лучше, где-то хуже.

    Tata236


    • #92

    У нас смотря куда попадёшь, говорят. Где-то лучше, где-то хуже.

    Это Н. Челны. В Москве тоже по-разному везде.

    Toivo


    • #93

    У мамы подруга лежала в больнице не то с 75, не то 50% процентами поражения. Сначала так сказали, потом по-другому. Кислород был на 2 человека, она говорит даже не чувствуешь его, что есть, что нет. Маски там все страшные, засаленные, хоть их и дезинфицируют. Покупали свою. Так же лекарства покупали сами. Она говорит, только и мечтала свалить из больницы. Сын погрузил в машину как тряпочку и увёз. Ни ходить, ни говорить не могла.

    Вот и думай после этого, от чего смертность растет. Из-за мутаций или чего-то другого. В очередной раз повторюсь, жизнь продолжается только потому, что есть человеческин отношения и это не зависит от правительства, Думы, законов….

    Лилия Николаевна


    • #94

    Вот и думай после этого, от чего смертность растет. Из-за мутаций или чего-то другого. В очередной раз повторюсь, жизнь продолжается только потому, что есть человеческин отношения и это не зависит от правительства, Думы, законов….

    Согласна! Мы выжили и это прекрасно!

    Котофей


    • #95

    Согласна! Мы выжили и это прекрасно!

    Теперь нам дадут «QR-код выжившего» :oops:
    То ли на полгода, то ли даже на год )

    Лилия Николаевна


    • #96

    Теперь нам дадут «QR-код выжившего» :oops:
    То ли на полгода, то ли даже на год )

    Да, пока на полгода, но вроде есть разговоры, что на год.

    G.a.l.i.n.k.a!


    • #97

    @Toivo с выздоровлением, восстановления тебе и твоей жене скорейшего

    Toivo


    • #98

    @Toivo с выздоровлением, восстановления тебе и твоей жене скорейшего

    Галина, спасибо!

    G.a.l.i.n.k.a!


    • #99

    У нас кому как » повезет». Кому лекарства выдают, а кому » не хватило»

    Pacifist


    • #100

    У нас кому как » повезет». Кому лекарства выдают, а кому » не хватило»

    Как положено. Это Россия.

  • Рассказы о святых покров пресвятой богородицы
  • Рассказы о случке собак с женщинами
  • Рассказы о силе слова
  • Рассказы о русских богатырях для детей
  • Рассказы о сбывшейся мечте