Рассказы о силе слова

О чем вы думаете, когда речь идет об оружии? самыми очевидными вещами, конечно, являются пистолеты, автоматы, гранаты, бомбы, ядовитые химикаты

Сила слова на практике

О чем вы думаете, когда речь идет об оружии? Самыми очевидными вещами, конечно, являются пистолеты, автоматы, гранаты, бомбы, ядовитые химикаты… Но задумывались ли вы над тем, что оружием может являться и обычная речь, ведь порой поразить человека наповал способны лишь несколько слов. Впрочем, словом можно и воодушевлять, вдохновлять, менять людей в лучшую сторону. Представленная подборка посвящена риторике, искусству красноречия и умению влиять на людей словом. Если в жизни вам приходится часто общаться, уверены, предложенные материалы обязательно пойдут вам на пользу.

1

Советы Норы Галь тем, кто работает со словом

Любая форма деятельности, которая требует умения подобрать уместные слова, для большинства из нас является сложным испытанием. Пишем ли мы роман, сочиняем ли текст для рэп-баттла или продумываем публичную речь, мы сталкиваемся с муками выбора: на каком слове или обороте остановить выбор? Как выстроить текст таким образом, чтобы не говорить подобно роботу? Цель этой статьи: привести десятки примеров неправильного употребления слов или словосочетаний и показать, как превращать их в более точные и красочные. А в роли наставника выступает Нора Галь – советский переводчик французской и английской литературы на русский язык, редактор, теоретик перевода и литературный критик. Читать подробнее…

2

Сильные слова, которыми нужно пользоваться

Многие люди, в том числе писатели и ораторы, испытывают трудности с тем, чтобы вызвать у читателя или слушателя нужные эмоции. А теперь вспомните о тех случаях, когда книгу или речь буквально хотелось растащить на цитаты, потому что она вызывала у вас сильнейшие чувства. Во втором случае авторы используют сильные слова определенным образом и влияют на нас. Но мало только знать их, нужно уметь такие слова правильно применять. Вы можете использовать список слов, представленный в этой статье, в своей речи или письме. Для удобства мы будем приводить примеры хороших текстов с ними. Это могут быть письма, короткие рассказы, романы, резюме и даже блоги. Читать подробнее…

3

Формы вербального насилия

Всем известно, какую силу несут слова. Они могут возвысить и уничтожить, поднять настроение и испортить его. Бывает и так, что мы хотим подбодрить, утешить, рассмешить, но из-за неправильного употребления слов только делаем хуже. Но это происходит случайно. А вот в некоторых случаях человек нарочно использует некоторые формы вербального насилия для достижения своих целей. Само вербальное насилие коварно тем, что внешне выглядит вполне безобидно. Настолько безобидно, что человек может ничего не заподозрить. А самое неприятное, что подобная форма общения чаще всего применяется к самым близким людям. Для того чтобы исправить это, нужно, прежде всего, поставить диагноз – распознать вербальное насилие, и о нем мы поговорим в нашей статье. Читать подробнее…

4

Как развить красноречие: несколько советов

О красноречии мечтают многие. Оно помогает и на работе, и в общении с противоположным полом, и в ситуациях, когда необходимо договориться о чем-либо, и много где еще. Но даже если вы решили сделать свою речь красивой, не всегда удается этого добиться. Не ограничивайтесь одними словами: знакомьтесь с красивыми фразеологизмами, крылатыми фразами и благозвучными синонимами слов, которые уже набили оскомину. Учитесь придумывать метафоры и проводить меткие сравнения. Но это лишь одна рекомендация. Чтобы узнать о других советах, которые помогут вам достичь своей цели и развить в себе красноречие, читайте данную статью. Читать подробнее…

5

Пять канонов риторики

Один из самых великих ораторов всех времен Уинстон Черчилль еженедельно выступал по радио с обращением, направленным на повышение уверенности своего народа во время войны. Он рассеивал их страхи и убеждал людей в том, что они борются за правое дело. Со временем его красноречие стало легендарным. Черчилль глубоко понимал искусство риторики и умел убеждать так, будто он общается с одним человеком – его слова имели влияние на всех людей, вне зависимости от ценностей, образования или положения в обществе. Человек, использующий риторические стратегии, становится очень привлекательным собеседником, что является одним из самых важных навыков в жизни. Предлагаем познакомиться с пятью канонами, которые помогут вам овладеть искусством говорить красиво. Читать подробнее…

6

Ораторское искусство: упражнения

Многие из нас хотели бы обладать ораторским талантом: умение красиво и убедительно разговаривать и представлять свои идеи может значительно улучшить жизнь каждого. Но какие шаги нужно сделать на пути к выдающимся ораторским способностям? Здесь на помощь приходят специальные упражнения, включающие в себя работу с дыханием, артикуляцией и дикцией, использование диктофона и зеркала. Вполне простые вещи, согласны? Однако именно с их помощью вы сможете научиться говорить лучше и воздействовать на своих слушателей. В этой статье мы подробно расскажем о том, что нужно делать. Читать подробнее…

7

8 признаков хорошего собеседника

Что делает хорошего собеседника хорошим? Хороший собеседник отличается от серой массы. У него развито критическое мышление, он не боится высказывать собственное мнение, даже если оно идет вразрез с общепринятым. С таким собеседником интересно поговорить, ведь он может сказать что-то новое, что-то неожиданное для вас, а не будет высказывать всеобщее мнение и атаковать вас трюизмами. Но почему кто-то цепляет уже после первого разговора, а с кем-то желание общаться отпадает? Эта статья расскажет вам о разнице между этими двумя типами собеседников и поможет стать тем, с кем будут хотеть общаться. Счастье быть хорошим собеседником доступно каждому, можете проверить. Читать подробнее…

8

Как перевести лексику из пассивного словарного запаса в активный?

Речь – могущественный инструмент, благодаря которому можно совершать поступки не только локального, но и глобального плана. Посмотрите на выдающихся лекторов, дикторов, профессоров, священников, тренеров личностного роста – им всем постоянно приходится подпитывать себя лексически, чтобы эффектно и эффективно работать с публикой. Красивая, живая и богатая речь свойственна только тем, кто за ней постоянно следит и развивает ее. Поэтому важно не просто знать большое количество слов, а уметь непринужденно и точно составлять из них предложения. Не имеет значения, хотите ли вы прогрессировать в своем родном языке или же в иностранном, в любом случае советы, приведенные в этой статье, пойдут вашей речи на пользу. Читать подробнее…

9

Риторические тропы для убеждения и творчества

Фигуры речи (риторические тропы) – это способы использования слов, которые могут казаться необычными, но имеют конкретный и желаемый эффект. Прочитанные как «нормальные слова», они часто нарушают правила грамматики, но все же могут быть поняты. Риторические тропы можно использовать в разных сферах: в рекламе, политике, юморе, психологии. Но цель одна – убеждение. В конце концов, риторика предназначена именно для этого. В статье мы покажем, каким образом тропы можно применять, чтобы переубедить собеседника и повлиять на его мнение. А еще мы затронем художественную сторону их использования в диалогах или для яркого выражения мыслей. Читать подробнее…

10

Онлайн-программа «Современная риторика»

За 8 недель на этой программе вы освоите и научитесь применять традиционные и современные приемы риторики для выступлений, презентаций, видеоблогинга, стендапов и многого другого. Вы научитесь говорить четко, внятно, управлять своим голосом, правильно вести себя на сцене и работать с аудиторией, справляться со страхом публики, готовить хорошее выступление – от плана и поиска материала до непосредственно текста речи, освоите множество других важных навыков, связанных с выступлениями. Узнать подробнее…

Умение говорить красиво сродни искусству, но если для традиционного искусства зачастую нужен талант, то овладеть ораторскими навыками может каждый. Попробуйте!

Может быть, и сейчас пугают, только реже: «Не будешь спать — бука унесет!». К счастью, не все современные родители считают нужным угрожать детям приходом сверхъестественных существ и множить детские страхи. И всё же о буке слышали все.

Что это за существо, точно не известно. Современные сказки рисуют ему конкретные черты и даже иногда изображают как положительного персонажа. Но фольклорные и этнографические материалы, во-первых, дают очень расплывчатый образ, почти без деталей. А во-вторых, бука в народной культуре — существо недоброе, нечистая сила сродни оборотню или черту.

Слово бука в значении ‘страшилище’ есть в русском, украинском и сербохорватском языках. В русском языке оно впоследствии было перенесено на людей, которые чем-либо вызывали отторжение у окружающих. Так, мы иногда называем букой нелюдимого или угрюмого человека. А в разных диалектах это слово обозначает также некрасивого, неприветливого, толстого или сердитого человека. В олонецких говорах буками также называли начальников.

Букой как демоническим существом было принято пугать детей, обычно тех, которые не хотели засыпать. Это может указывать на связь этого персонажа с ночью. В словаре Брокгауза и Ефрона сообщалось, что бука — ночное чудище с большим ртом и высунутым языком, которое пожирает детей.

В одних местностях крестьяне считали, что бука похож на медведя, в других — что он просто страшный и уродливый, а в третьих признавались, что вообще не знают, как это создание выглядит.

Дело осложняется и тем, что в народной культуре бука обычно выступает просто как устрашающий образ, пугало для детей. Каких-то сюжетов, историй с его участием фольклористы и этнографы почти не нашли. Есть целый фольклорный жанр под названием былички — рассказы о встрече человека с нечистой силой. В быличках сверхъестественные персонажи (русалки, домовые, лешие, ведьмы, мертвецы и т. п.) участвуют в сюжете, вступают в диалог с человеком, иногда описывается их внешность. Благодаря этому можно довольно четко представить себе образ той или иной мифической нечисти. Но бука в быличках, как правило, не встречается (исключений немного, два примера будут приведены в конце статьи).

А пока что обратимся к названию нашего таинственного персонажа. Почему он — бука? Приведем две версии.

Кричащий по ночам

Эта версия самая вероятная. В южнославянских языках есть слова, скорее всего, связанные с нашим букой этимологическим родством. Это македонское бу́ка ‘шум, крик’, словенское bȗka ‘шум’, сербохорватское bȕka ‘рев, мычание’. Сюда же относится и болгарское слово бу́ка в значении ‘ствол дерева с выдолбленной сердцевиной, через которую течет вода’. Вода внутри такой деревянной «трубы» издает шум, глухое бульканье. Предполагается, что эти слова вместе с русским букой происходят из общего истока — от праславянского существительного *buka ‘шум, крик’. Этим же словом стали называть ночное страшилище, которое, видимо, любило шуметь (кричать, реветь) по ночам.

Если это верно, то слово бука родственно также русскому диалектному глаголу бу́кать ‘бу́хать, хлопать’, ‘раздаваться, глухо звучать’, ‘звонить’, ‘бить, ударять’. Родственные глаголы есть в южнославянских языках и не только: украинское диалектное бу́кати ‘реветь, мычать’, сербохорватское бу́кати с тем же значением, болгарское бу́кам ‘реветь, плакать’, чешское bukati ‘кричать (о сове, выпи)’, ‘жужжать’, старопольское bukać ‘кричать’, ‘бурчать (в животе)’ и др. У праславянского предка — глагола *bukati — реконструируется значение ‘издавать низкие, протяжные звуки (реветь, мычать)’. По происхождению это звукоподражательный глагол.

Итак, скорее всего, наш страшный и ужасный бука получил свое название по звукам, которые он, как верили наши предки, обычно издавал. Может быть, ночное чудище глухо ревело или рычало? Не только этимология, но и по крайней мере одна из собранных этнографами быличек указывает на это.

Уродливый, толстый

Эта гипотеза связывает русское слово бука с многочисленными похожими названиями мифологических существ в индоевропейских языках. Например: ирландское phuka, английское puck, нижненемецкое роок, древнешведское puke, древненорвежское puki ‘домовой, черт’, древнеисландское bokka ‘лицо, привидение’, немецкое Puks ‘домашний дух, связанный с хозяйством, скотиной’ и др. Исследовательница О. А. Черепанова считает, что эти слова восходят к праиндоевропейской основе *b(e)u-/*bh(e)u- ‘раздуваться, отекать, набухать’. Родственных этой основе слов в индоевропейских языках немало. Не перечисляя иноязычный материал, приведем в качестве примеров русские слова пухнуть, пухлый, пучить(ся), набухать.

Согласно данной версии, наше страшилище названо букой за уродливый облик: нечто большое, словно раздувшееся.

Слабое место этой гипотезы в том, что предполагается давнее заимствование слова бука из германских языков (исконно славянский вариант вряд ли бы имел -к- в корне, см. выше исконные пухнуть, пучить и др.). Однако источник заимствования обнаружить не удалось. К тому же обилие родственных слов в южнославянских языках говорит в пользу исконно славянского происхождения слова бука и его связи с глаголом букать ‘кричать, реветь’ (см. первую гипотезу).

Бука в фольклорных текстах

Бука относится к персонажам устрашения (еще один широко известный пример — бабай). Их особенность — предельная расплывчатость образа: это просто что-то страшное и опасное, и даже одно только имя подобного существа должно вызывать страх у непослушного ребенка. И всё же есть некоторые фольклорные тексты, которые позволяют, хоть и очень скупо, подметить в буке конкретные черты.

В некоторых северных колыбельных он упоминается как персонаж, живущий в крестьянском дворе и ухаживающий за скотиной. То есть здесь он представляет собой что-то похожее на домового (точнее, дворового) и это, пожалуй, единственная характеристика буки как помощника человеку:

Баю-бай, баю-бай,
Поди, бука, под сарай,
Коням сена надавай,
У нас Колю не пугай.

Теперь обратимся к быличкам, как мы обещали в начале статьи.

Одна из этих историй была записана в Глазовском уезде Вятской губернии (ныне территория Удмуртии). Однажды в крещенский вечер девушки собрались в избе погадать. Когда они закончили и хотели уйти, выход из избы им преградило некое очень уродливое существо — бука. Оно загадало девушкам загадку: «Что есть три дуги?» На этот вопрос первым ответил пятилетний мальчик, который был в той избе вместе с девушками: «У котла дуга, у борон дуга, упряжная дуга!» Получив правильный ответ, бука исчез.

Вторую быличку изложил в одном из своих трудов этнограф, саратовский краевед XIX в. А. Н. Минх. Интересно, что в его случае о буке рассказало мордовское население саратовского уезда. В мордовском селе Оркине по ночам якобы появлялся бука. Он был похож на копну сена, рычал подобно собаке и бродил по площади возле церкви, гоняясь за прохожими. Когда на крики пойманного букой человека прибегали другие жители села, чудище бросало добычу и исчезало, уходя под землю («в тартар»). Однажды бука возник прямо посреди молодежного хоровода; на крики парней и девушек сбежался народ, незваного гостя стали колотить дубинами, и страшилище исчезло.

Заметим, что обе былички записаны на территориях, где кроме русских проживали представители финно-угорских народов: в первом случае — удмурты, во втором — мордва. Возможно, они заимствовали образ и название данного персонажа у славян. В финно-угорских языках есть созвучные слова в значении ‘выпуклый, утолщенный’, но многие лингвисты видят здесь не этимологическое родство с русским букой, а просто случайное совпадение.

Фольклор, как мы видим, описывает буку весьма противоречиво. Для устного народного творчества с его многочисленными вариантами одних и тех же сюжетов и образов это нормально. И все же кажется, что за образом страшилища из нашего детства скрывается пласт каких-то древних верований, и немного жаль, что мы знаем о нем так мало.

.

Литература и источники:

Аникин А. Е. Русский этимологический словарь. — Вып. 5. — М., 2011.

Черепанова О. А. Мифологическая лексика русского языка: Диссертация на соискание степени доктора филологических наук: Специальность 10.02.01. — Л.: Ленинградский государственный университет, 1983.

Минх А. Н. Народные обычаи, суеверия, предрассудки и обряды крестьян Саратовской губернии. Собраны в 1861–1888 гг. — Саратов, 1994.

Возможно, в будущем 2021 год назовут переломным. К сожалению, ничего хорошего в этом нет, вовсе не каждый перелом в судьбе страны благотворен. Если окинуть уходящий год общим взглядом и выразиться кратко, то можно констатировать: авторитарный режим в России существенно укрепился, а общественное сопротивление ему существенно ослабло. Вряд ли для кого-то будет откровением, что эти два процесса крепко взаимосвязаны. Сегодняшняя диспозиция такова: власть агрессивно наступает, общество сдаёт позиции. По правде говоря, иначе и не бывает. В вечной конфронтации между властью и обществом нет нейтральной полосы – свободную территорию всегда занимает сильнейший.

В 2020 году власть объявила наступление на права и свободы граждан, сначала приняв в марионеточном парламенте, а затем подтвердив на шутовском референдуме изменения в действующую Конституцию. От неё и так мало что оставалось, но сама беспрецедентная по наглости процедура ясно дала понять обществу, что его мнением власть не интересуется.

За словами последовали дела. С арестом Алексея Навального и эмиграцией большинства его ближайших соратников в России исчезла последняя точка кристаллизации политического протеста. Старые политические инициативы выдохлись, новые не появились. Да и откуда им было взяться, если политическое поле в стране тщательно вытоптано, утрамбовано и зацементировано? Любая действительно оппозиционная активность связана с риском. Охотников рисковать не находится.

О политической активности эмиграции серьезно говорить не приходится: это ребяческие игры, состязание амбиций и самоудовлетворение, в России эффективность такой работы близка к нулю. Не встречая общественного сопротивления, авторитарная власть закусила удила. Более всего это относится к подавлению свободы слова. Закономерный процесс: после разгрома политической оппозиции вольное слово и свободный информационный обмен остаются главными угрозами для авторитарной власти, поскольку способствуют пробуждению гражданского активизма и политического сопротивления.

Дух диссидентского сопротивления опять становится последней и единственной силой, противостоящей новой деспотии

Сегодня Россия находится в начальной стадии процесса полного выкорчевывания свободы слова из общественной жизни. Пока ограничения сводятся главным образом к маркировке неугодных СМИ и журналистов «иностранными агентами» и обязательствам подчиняться введенным правилам. Абсолютное большинство русскоязычных изданий выполняет эти требования. Это этап психологического слома независимой журналистики. Победив в первом раунде, власть непременно перейдет к более жестким мерам, пока российская журналистика не уподобится советской, а журналисты не превратятся в пропагандистов, оправдывая свой выбор необходимостью остаться в профессии.

По этому лекалу уже произошел слом политической оппозиции, и сегодня мы имеем только марионеточные «оппозиционные» партии, исполняющие роль демократической декорации авторитарного режима. По этому же принципу будет вестись и уже ведется борьба с любыми независимыми общественными структурами, даже далекими от политики – единственно потому, что Кремль считает необходимым контролировать всё и всех.

В этом же направлении ведется наступление на свободу предпринимательства. Большой бизнес уже практически полностью подчинен исполнительной власти. Средний и мелкий бизнес пока ещё живы, но пребывают в полузадушенном состоянии. В ближайшее время очередь обязательно дойдет и до них. Никакая форма независимости не укладывается в рамки тоталитарной идеологии. Сегодняшние события в России – убедительное свидетельство намерений реставрировать тоталитаризм.

Конечно, все переживают: что можно сделать в такой ситуации? Внутри страны время политического противостояния авторитаризму уходит, приходит время противостояния морального. Ныне приходится отстаивать уже не столько политические ценности, сколько человеческое достоинство и право быть гражданином: право говорить, писать, читать, сочинять, молиться, обсуждать острые темы, не подчиняться произволу, не участвовать в подлостях режима.

Те, кто до недавних пор мечтали составить политическую конкуренцию власти или быть добросовестными критиками режима при гарантиях личной безопасности, должны понимать: это модель вчерашнего дня. Они еще могут немного поторговаться ради своего статуса, признавая себя «иноагентами» или цепляясь за муниципальную власть, но уступки приводят только к тому, что федеральная власть ощущает победную силу репрессий и обретает уверенность в правильности избранного пути. Любые компромиссы она воспринимает как слабость. Уступки неизбежно ведут к ещё большему репрессивному гнету.

Через 30 лет после крушения коммунизма печально сознавать, что дух диссидентского сопротивления опять становится последней и единственной силой, противостоящей новой деспотии. Но это сила, которая может переломить ситуацию и вернуть Россию на путь демократии.

Александр Подрабинек – правозащитник и журналист

Высказанные в рубрике «Право автора» мнения могут не отражать точку зрения редакции

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 4 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страница 95. 

УКМ «Перспектива»

Маленькие и большие секреты страны Литературии

Раздел «О Родине, о подвигах, о славе»

1. Назовите близкие по смыслу слова к слову Родина. Какие произведения о Родине вам запомнились?

Синонимы к слову Родина: Отчизна, Отечество, Родная земля, Отчий край.

Мне запомнились: 

К. Ушинский «Наше Отечество».

С. Романовский «Русь».

Н. Кончаловская «Слово о побоище ледовом».

А. Старостин «Куликовская битва».

А. Приставкин «Портрет отца».

2. О каких событиях в жизни страны рассказывается в произведениях, которые вы прочитали в разделе? Расскажите. Составьте летопись важных исторических событий. Какие другие события могли бы вы включить?

В произведениях этого раздела рассказывается об истории нашей Родины, о трудных для неё временах. О ледовом побоище, Куликовской битве, Бородинской битве, Великой Отечественной войне.

Летопись важных исторических событий для 4 класса

  1. Ледовое побоище. 1242 год.
  2. Куликовская битва. 1380 год.
  3. Бородинское сражение. 1812 год.
  4. Великая Отечественная война. 1941-1945 года.

Я бы добавила в эту летопись Народное ополчение 1612 года, когда была освобождена Москва и Полтавскую битву 1709 года, когда были повержены шведы.

3. Рассмотрите репродукции картин. Как они называются? Кто художник? Что на них изображено?

В этом разделе я видела репродукции:

  1. А. Рылов «Пейзаж с рекой». На ней изображён уголок Родины.
  2. П. Корин «Александр Невский». изображён великий полководец.
  3. В. Серов «Ледовое побоище». Показан момент битвы.
  4. В. Серов «Въезд Александра Невского во Псков». Полководец въезжает в освобождённый город.
  5. И. Глазунов «Дмитрий Донской». Изображён московский князь Дмитрий.
  6. А. Кившенко «Преподобный Сергий благословляет Дмитрия Донского». Показаны святой и полководец.
  7. А. Бубнов «Утро на Куликовом поле». Изображена русская рать.
  8. М. Авилов «Поединок Пересвета с Челубеем». Схватка двух богатырей.
  9. А. Дейнека «Оборона Севастополя», Нарисован трагический момент обороны.
  10. Н. Бут «Защитники Бреста». Показан момент обороны крепости.
  11. В. Костецкий «Возвращение». Изображена встреча солдата дома.
  12. А. Лактионов «Письмо с фронта». Изображено чтение письма.

4. Какая картина вам больше всего понравилась? Составьте по ней рассказ и расскажите другу.

Мне больше всего понравилась картина А. Лактионова «Письмо с фронта»

Сочинение-описание по картине А. Лактионова «Письмо с фронта» для 4 класса

Картина «Письмо с фронта» художника Александра Лактионова является одной из лучших работ художника. На нём живописец изобразил очень простой и трогательный момент нашей недавней истории.

Идёт Великая Отечественная война. Большинство мужчин сражаются на фронтах. В тылу остались женщины, дети и раненые.

На картине изображён яркий солнечный день где-то далеко за линией фронтом. Безоблачное голубое небо говорит об отсутствии угрозы, о мирном течении жизни. Небольшая площадь провинциального городка пуста. Но на крыльце старого дома царит непривычное оживление.

Для семьи, проживающей в доме, день самый радостный. Они только что получили письмо с фронта от мужа, отца, сына. И они с радостью и нетерпением читают письмо.

На крыльце собрались все. Пожилая женщина с очками в руках хотела прочитать письмо сама, но мальчик вырвал его. Это письмо от его отца. Он громко и старательно читает письмо. Рядом стоит молодая женщина, мать, спиной к зрителям стоит девочка с косичками, младшая сестрёнка.

Пришёл разделить радость с соседями и раненый солдат. Он опирается на палочку и много курит. Ему досадно, что приходиться лечиться в тылу, пока его друзья сражаются с врагами за свободу родной земли.

Это очень яркое, красочное, но вместе с тем правдивое полотно. Художник не стремится приукрасить жизнь, он рисует то, что видит. Старые домики, сломанные доски пола, облупленные стены, простая, но чистая одежда героев. В те далёкие годы людям было не до удобств и комфорта. Они всеми силами помогали фронту, работали на заводах и фабриках, создавали оружие нашего возмездия.

Но сколько радости и веры на картине! Люди читают письмо и верят, что скоро мы победим, скоро война закончится и герои вернутся домой. И жизнь наладится.

Мне очень нравится эта картина. Нравится настроение покоя и тихого счастья, которое она создаёт. Автор показал себя настоящим гением, сумевшим выхватить взглядом столь краткий момент и перенести его на полотно.

5. Как вы понимаете пословицы?

Велика святорусская земля, а везде солнышко. Это значит, что везде на родной земле хорошо, вся страна наш общий дом.

Родина краше солнца, дороже золота. Это значит, что нет на свете ничего лучше и дороже Родины.

6. Подготовьте материал к читательской конференции по теме «Моя Родина». Организуйте выставку книг. Составьте библиографию. Составьте аннотацию на понравившиеся книги.

Библиография книг по теме «Моя Родина» для 4 класса

  1. А. Ишимова «История России в картинках».
  2. С. Алексеев «Рассказы о Великой Отечественной войне».
  3. С. Алексеев «Рассказы о Кутузове».
  4. В. Митяев «Ветры Куликова поля».
  5. В. Богомолов «Военные рассказы».
  6. Я. Гордин «Полтавская битва».
  7. П. Алешковский «Как новгородцы на Югру ходили».
  8. Сборник «С чего начинается Родина».
  9. Библиотека школьника «Стихи и рассказы о Родине».
  10. Н. Гурьева «Моя Родина — Россия»

Аннотация к книге А. Ишимова «История России в картинках

Книга Александры Ишимовой «История России в картинках» вышла в издательстве АСТ в 2019 году. В ней 400 страниц. 

Эту книгу писательница написала в 1836 году и в ней собраны краткие исторические рассказы о нашей стране, её истории, царях и князях, трудных и счастливых временах.

Начинается книга с описания жизни и быта славян до образование централизованного государства. Автор плавно переходит к истории Киевской Руси, потом к Руси Московской. Рассказывает о монголо-татрском иге и нашествии поляков, о народном ополчении и князьях, сумевших отстоять свободу страны.

Говорит она о первом русском императоре, о войне 1812 года, и заканчивает историю правлением Александра 1.

Рассказы писательницы очень увлекательны, познавательны, она часто использует в тексте цитаты из древних литературных источников.

Это очень интересная книга, которую обязан прочитать каждый, чтобы лучше знать историю своей Родины.

AVvXsEhgMM65f2r98M5s0USAAs2uBhBJWRQN3AasF yDaX92yc2AN7PPTvD5jgCdeVxQwD4qsQl 4ZqSDaLVBpCCAZTpDA4yescKWOP6zm6M28twIN4na aGOYgruCqit AymgtGAW6bdSvSi6zsNxs4hymbdHEBU9EBRRklVVegvp bTjU XYU40Ckk jEs1Q=w299 h400

  • Рассказы о русских богатырях для детей
  • Рассказы о сбывшейся мечте
  • Рассказы о рождестве для детей
  • Рассказы о русских святых
  • Рассказы о родине для дошкольников 6 7 лет