Сегодняшней в подборке рубрики #влюблённыевкниги — литература о послевоенном детстве.
Сегодня пишу о книгах, от которых щемит душу, наворачиваются слёзы и затрагивается что-то очень глубокое, болезненное и светлое одновременно. Все эти книги — о людях, переживших войну. И война-то закончилась, но не ушла никуда из жизни этих людей. Она возвращается в виде пленного японца, в виде калек без рук, без ног на улицах Ленинграда, в виде отца, которых пришёл с фронта, да так и не оправился от пережитого. В этих книгах — прекрасный слог, захватывающие сюжеты, и правда жизни. Всё, чем отличается хорошая литература.
«Степные боги», Андрей Геласимов
Действие происходит в Забайкалье летом 1945 года. В книге два главных героя, совершенно противоположных друг другу. Петька, деревенский мальчишка, живёт свою пацанью нелёгкую жизнь: вечно голодный, всеми битый — и бабкой, и жестокими пацанами, мечтающий попасть на войну и там геройски погибнуть. Есть у него и свои мальчишечьи радости: спасённый волчонок, проезжающие мимо поезда с военными, рассказы дяденек-солдат о военных подвигах. Петька живёт буйную яркую жизнь. Безотцовщина, с матерью, которая как «неживая», с умирающим другом, он умеет быть счастливым — его распирает от радости, от очень простых вещей: тушёнки на хлебе, беготни по полям, грохота танков, идущих мимо. В нём столько жизни, из него так и прёт жизненная сила. И на контрасте с этим неистовым Петькой — Хиротаро — пленный японец, в прошлом кандидат медицинских наук. Человек высокой культуры и воспитания, потомок древнего самурайского рода. Он пишет историю своей семьи для сыновей, оставшихся в Нагасаки. Хиротаро описывает самурайские обычаи, образ мыслей и понятия о чести. Из-за своего невероятного благородства он остался в плену. И теперь пытается понять, от чего умирают пленные японцы, добывающие руду, и почему мутируют растения. «Степные боги» напоминают лучшую литературу советского периода, только без прикрас. Язык героев не отшлифован цензурной литературностью. Говорят так, как говорили в послевоенной деревне, да и в деревне вообще. И то, как написана вся книга, просто потрясающе. Я не видела текста, не видела букв. Я как будто смотрела фильм с очень объёмными персонажами. Язык хорош до прозрачности. «Степные боги» читаются на одном дыхании. В книге единственный недостаток — она короткая. Но даже в этих 380 страницах так много жизни и правды. Очень настоящая книга. Рекомендую. «А русского человека так просто голыми руками не возьмёшь. Это немца можно, румынца там какого-нибудь, а русский человек — его много. Он ведь почему буйный? Да потому, что он в себя целиком не помещается. Немец — тот не только в себя уместится, там ещё человек пять войдёт. А русскому в себе тесно, вот и рвётся наружу. Сильно много русского человека. Оттого и бушует.»
«В ожидании козы», Евгений Дубровин
Дубровин — совершенно новый для меня автор, начала его читать без особых ожиданий. И была его повестью не просто удивлена, а слегка шокирована. Сюжет простой. Послевоенное время. Двое мальчишек-братьев ведут вольную жизнь: взрывают оставшиеся от немцев мины, шастают в компании беспризорников, воруют вишни в чужих садах. Но тут неожиданно возвращается отец, считавшийся погибшим. И начинает их воспитывать, приучать к труду и к уважению к старшим. И вот здесь разгорается настоящая война — с битьём, местью, ультиматумами и голодовкой. Сначала кажется, что повесть такая даже юмористическая, что это легко написанный рассказ о романтичной жизни вольного подростка. Но всё оказывается гораздо серьёзнее и драматичнее. Спойлерить не хочу, но скажу сразу, что концовка здесь такая, что будто тяжёлым мешком по голове ударили. Повесть небольшая, но темы автор поднимает важнейшие. О воспитании, об отношении родителей и детей, о чувстве вины, о границах дозволенного-недозволенного, о покалеченных войной людях и семьях, об искарёженных отношениях между самыми близкими людьми. «В ожидании козы» — это черты эпохи: голод, разруха, мука из лебеды и коза как символ достатка и счастья. Это многочисленные рассуждения подростка обо всём на свете. И ещё это — книга-боль за целое поколение, даже и не за одно, наверное.
«Ангелова кукла. Рассказы рисовального человека», Эдуард Кочергин
«Ангелова кукла» состоит из небольших рассказов о разных людях, повстречавшихся автору в его насыщенной жизни. В основном это жители «дна», «опущенные», как их называет сам писатель. Проститутки и воры, «обрубки» войны и голодранцы-мальчишки, калеки и нищие. Жители питерского острова Голодай — Гоша Ноги Колесом, Шурка Вечная Каурка, Анюта Непорочная, Никудышка и Кудышка и ещё целая вереница колоритных образов — людей, оказавшихся на обочине жизни. Кочергин пишет как настоящий художник. Тщательно прорисовывает портреты своих персонажей. И, что самое важное для меня в его взгляде на этих людей, — он смотрит как-то очень по-доброму, очень по-человечески. Они все у него — Люди. Странные, уникальные, неповторимые, ценные, настоящие. В книге есть много моментов, затрагивающих душу. При этом нет никакого пафоса и высокопарности. Язык очень простой, иногда — с юмором, меткими словечками и примесью блатного жаргона. Но очень многие места попадают в самое сердце. Большая редкость это — так уметь чувствовать и передавать через текст главное, ценное, человечное. И ещё это книга — о войне. Которая вот-вот только закончилась, ещё не успели навести лоск и разукрасить всё в цвета победы, не успели выселить всех калек из города. Кочергин показывает войну и людей, вернувшихся с неё, с непривычного нам ракурса. Здесь уже не Народ-победитель. Здесь — Человек, вернувшийся не весь, не целиком. Здесь так много трагичных судеб, но и жизни в лучших и чистых её проявлениях тут тоже много. На самом «дне» есть место и для сострадания, и для милосердия, и для щедрости, и для любви. Очень-очень советую почитать Кочергина. Его книги из разряда тех, что не хочется закрывать, и обязательно тянет перечитывать. Они возвращают веру в человека, заставляют смотреть на самых разных людей не шаблонно и не оценочно, а видеть даже в самых «сирых и убогих» прекрасное.
* * *
Также на нашем сайте вы можете найти подборки книг на любой вкус.
Подробные рецензии Александры Макаровой на представленные в подборке книги, вы можете найти в группе «Влюблённые в книги» во «ВКонтакте» и Instagram @knigizdes.
Жадность делает человека несчастным во взрослом возрасте. Патологические скряги обычно не имеют друзей. Они злятся на всех на свете и не могут уйти от депрессии. Но слишком щедрые люди, не умеющие никому отказать, тоже не слишком счастливы. У них никогда нет времени на себя, они не осознают своих желаний и вечно подчиняются другим. Воспитывая щедрость в ребенке, старайтесь не перегибать палку. Без здорового эгоизма в жизни сегодня никак не обойтись.
У маленьких детей жадность – это норма
У малышей до года нет понятий «мое» и «чужое». Они могут взять все, до чего дотянутся. Отдают они, если у них есть настроение. Дети в возрасте около 2 лет начинают осознавать понятия «я» и «мое». Они обычно болезненно реагируют, если кто-то берет их игрушки. Но это еще не жадность.
Малыши до трех лет тоже делятся игрушками очень неохотно. Наверняка любая мама была в ситуации, когда ребенок в песочнице никому не дает свои вещи. Обычно такие ситуации порождают неловкость у мам. В этой ситуации главное не начать давить на малыша, требуя щедрости. Принуждать малыша делиться нельзя, иначе он не будет знать, как отстаивать свои права, как отказывать, если ему что-то не нравится. Если не заложить эти навыки, то во взрослой жизни человек будет в ущерб себе идти на поводу у других.
Двух и трехлетки воспринимают вещи, которые им нравятся, как свое продолжение, свою часть. Чувство собственности у них гипертрофированно. Это тоже нормально. Мы же не даем чужим людям свой телефон, личные вещи, ключи от машины. Малыши также не готовы делиться тем, что наиболее ценно для них. Кроме того, им трудно понять, почему нельзя брать, к примеру, папины инструменты, но нужно кому-то отдавать свою машинку.
У более старших детей жадность — это тревожный сигнал
Дошкольники уже способны понимать, что делиться иногда нужно. Они охотно подарят игрушку другу или разделят с ним угощение. В этом возрасте жадность – это сигнал о том, что что-то не так, что внутри малыша есть дисбаланс, поэтому ему нужна помощь.
Чаще всего жадным дошкольник становится из-за недостатка заботы и любви родителей. Папы и мамы постоянно заняты, они компенсируют подарками нехватку времени. Поэтому эти вещи, подаренные самыми важными для малыша людьми, приобретают особую ценность для него. Попытки забрать такие «символы» родительской любви вызывают испуг и непринятие у ребенка.
Избалованность и стресс
Та же реакция может возникнуть и тогда, когда родители проявляют чрезмерную опеку. Малыш думает, что он центр мира. Он сам у других отбирает игрушки, но назад отдавать не спешит. Еще у них сильно развита ревность. Агрессия и жадность — это их способ защиты, их естественная реакция.
Причиной жадности может быть стресс, а также скромность и неуверенность ребенка в себе. Если малыш стесняется, ему всегда сложно наладить контакт с другими детьми. Игрушки становятся лучшими друзьями для них. Дети привязываются к ним и не хотят делиться. Еще причиной нередко является недоверие ребенка. Ему вовсе не все равно, с кем дружить. Если он не доверяет кому-то, то и не станет делиться своими вещами, которые важны для него.
Некоторые дети не хотят делиться, потому что так себя ведут папа и мама. К примеру, они в присутствии ребенка говорят, что не намерены делиться доходом с сотрудником.
Еще одна причина заключается в том, что родители сами учат своих детей не делиться игрушками. К примеру, они говорят ребенку: «Если не доешь кашу, отнесу твою новую куклу другой девочке. Пусть она ее у тебя заберет».
Как воспитать щедрость
Главное для ребенка — личный пример родителей. Подкармливайте вместе с ребенком бездомных животных, отдавайте в приюты свою старую одежду и другие вещи. Делайте поделки-подарки родным и друзьям. Ребенок должен сам понять, как приятно дарить радость.
Уделяйте малышу достаточно внимания, играйте с ним, каждый день давайте понять, что он вам дорог. Никакие игрушки и подарки не заменят любовь. Но и баловать отпрыска тоже не стоит.
Читайте ребенку о щедрости, смотрите об этом фильмы и мультики. Обязательно обсуждайте увиденное. Говорите о том, что делится чем-то — это хорошо и приятно, что обмениваться игрушками можно и нужно. За проявление щедрости хвалите ребенка, говоря, что вы им гордитесь.
Уважайте личные границы малыша
Иногда в порыве привить ребенку щедрость родители делают только хуже. Если вы не хотите развить патологическую жадность у сына или дочери, обязательно уважайте их личные границы в любом возрасте. Даже если вам кажется, что какие-то вещи ему не нужны, не раздавайте их без разрешения ребенка. Иначе он поймет, что у него нет права на личные вещи. Став взрослым, он будет восполнять этот недостаток, превратившись в скрягу.
Никогда не принуждайте малыша 2-3 лет делиться. Это вызовет только обиду и негатив. Патологическая жадность у взрослых начинается именно с этого. У человека развивается подсознательный страх потери. Не унижайте ребенка, бросая ему: «Ты жадина!». Особенно осторожными будьте со старшими детьми, если они не хотят отдавать свои вещи младшим. Не вызывайте у них ревность и зависть.
Лишние нравоучения только добавляют комплексы
Если постоянно отчитывать ребенка, это во взрослой жизни выльется в чувство ущемленности. Не стоит бросаться фразами: «С тобой никто не будет дружить! Ты жадный, плохой, поэтому будешь всегда один». Тогда ребенок решит, что он никому не интересен, что за внимание окружающих обязательно нужно что-то отдать. Такие люди потом всю жизнь пытаются всем угодить во вред себе.
Даже если вы заметили, что ребенок действительно жадный, ищите причину. Никогда на людях не отчитывайте малыша, устраивая «показательное воспитание». За жадность нельзя высмеивать, это разовьет в ребенке стойкие комплексы. Потом справиться с ними будет сложно. Щедрости ему это точно не добавит.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание
Многие родители замечают у ребенка нежелание делиться своими вещами, игрушками. Приходя в гости, гуляя на детской площадке с ребенком, родителям нередко приходиться краснеть за своего малыша. Ведь их любимое чадо может отобрать у соседа совочек, расплакаться из-за того, что к его игрушке, которую он оставил в песочнице, увлекшись пестрой красивой бабочкой, подошла какая-то девочка. «Это мое!», «Не дам!» часто говорит ребенок и по-своему бывает прав…
В 1,5-3 года у малыша еще не сформировано понятие «чужое». В эти годы ребенку принадлежит весь мир, пока еще нет границ разделяющих мир на чужой и свой. Примерно к двум годам ребенок уже четко произносит слова «я» и «мое». Он перестает говорить о себе в третьем лице, что свидетельствует о важном психологическом этапе в развитии ребенка и о формировании представления о себе.
Когда ребенок говорит «мое», он тем самым обозначает свое личное пространство и то, что в него входит, то, что ему дорого. Поэтому иногда дети могут отреагировать эмоционально, если чужой для них человек подойдет и заговорит с мамой, кто-нибудь сядет на их любимый стул, возьмет игрушку. Таким образом, у ребенка формируется чувство собственности. Это период, когда малыш только начинает формировать вокруг себя границы «своего», вследствие чего, в будущем у него появиться понятие «чужого». Понимая законы развития психики ребенка, его отношение к миру, сложно назвать такого ребенка жадным.
Защищая свою собственность, ребенок учиться говорить «нет», что может пригодиться ему во взрослой жизни. Если же он не сформирует эту способность, то может стать объектом для манипулирования. Например, будет потакать капризам окружающих, в ущерб своим интересам, давать деньги в долг, не получая их обратно и целый год выпрашивать у знакомых вещи, которые дал им в пользование на неделю.
С 3 лет дети начинают играть вместе. Идет новый этап социализации. Теперь уже важна не только собственность ребенка, его игрушки в песочнице, но и другие дети и контакт с ними. Само общение выходит на первый план, а игрушки становятся предметами, помогающими организовать игру. Ребенок начинает понимать, что делиться игрушками и в общем, своим пространством с окружающими в его интересах и тем самым он обеспечит себе более интересное и полноценное взаимодействие с окружающей средой.
Если жадность проявляется в 5-7 лет, то это свидетельствует о некоторой дисгармоничности, психологических проблемах, которые прячутся за жадностью. Только разобравшись в них, можно исключить саму жадность. Чаще всего к жадному поведению приводят следующие ситуации:
1. Недостаточное проявление любви, теплых чувств со стороны родителей. Часто такие дети имеют неполные семьи, живут в детских домах или в семье, где родители много работают и не в силах уделять достаточно времени сыну или дочери, а также в семьях, в которых «не принято» проявлять чувства. В такой ситуации для ребенка любой подарок со стороны родителей является особо ценным и служит заменой чувств, которых он не получает от мамы и папы. Ему трудно делиться такими игрушками и сладостями. Поэтому в данном случае для коррекции жадности, необходимо корректировать всю систему внутрисемейных отношений.
2. Ревность к своим братьям или сестрам может проявиться в жадности. Особенно с появлением младшего ребенка, старший ребенок может внезапно усомниться в том, что мама его любит. Интуитивно он чувствует, что мама отдает приоритет в заботе и любви новому члену семьи. Это бывает тогда, когда он видит, как мама носит на руках малютку, баюкает его, не отходит от него ни на шаг и часто не в силах уделить столько же времени старшему ребенку. Впоследствии кроха может ломать игрушки старшего ребенка, что тоже обижает его. Ведь часто младший ребенок остается безнаказанным.
3. Стремление к доминированию является одним из проявлений жадности – этот жажда быть главным, значимым. Часто эти дети ведут себя как «маленькие тираны». Их запросам потакают все члены семьи. В случае отказа, ребенок может закатить истерику, особенно в людном месте. Такой ребенок всегда дает понять, что его желания самые главные.
4. Застенчивость ребенка и не умение налаживать контакты со сверстниками со стороны тоже может выглядеть как жадность. Ребенок сидит в уголке, обняв свою любимую игрушку, и наблюдает за играми остальных детей. Игрушка в руках стеснительного ребенка – единственный близкий и знакомый предмет в окружающей обстановке. И на просьбы других детей, поиграть с его игрушкой, он, конечно, может отказать им, чтобы сохранить ощущение безопасности.
5. Иногда склонность к бережливости тоже может выглядеть жадностью. Но за бережливостью стоит страх, что игрушку ребенка могут сломать, испортить, если он ею поделиться. Просто такой ребенок аккуратно обращается со всеми вещами, и поделиться ими только с теми, кому будет доверять.
Практические советы для родителей:
1. Уважайте собственность ребенка, не отбирайте игрушки насильно, постарайтесь переключить внимание малыша. Не заставляйте малыша делиться своею собственностью, ведь тогда вы покушаетесь на нее, и он может перестать вам доверять. А в будущем такая настойчивость со стороны взрослых может вызвать обратный эффект и ребенок будет отказывать окружающим даже в небольших просьбах.
2. Поощряйте ребенка. Чаще внушайте ему, что он добрый, храбрый, щедрый! Используйте для этого специальные истории о щедрости и доброте.
3. Всеми силами помогайте ребенку создавать лучшее представление о самом себе. Ведь все люди ведут себя на основе представлений о самих себе.
4. Не стыдите и не наказывайте ребенка. Один единственный случай щедрости превратите в событие!
5. Называть ребенка «жадиной» не стоит. Таким образом, вы еще больше заострите внимание ребенка на его поведении, а это может усилить склонность к жадности.
6. Предоставляйте ребенку возможность проявить свою щедрость, помогайте ему, подсказывайте, как это сделать лучше.
7. Показывайте малышу уроки щедрости на своем примере. Делитесь с малышом и с другими людьми, в его присутствии.
8. В обществе детей научите ребенка меняться игрушками. Но сначала предупредите его, что нужно спросить разрешения у соседа.
9. Когда вы идете в гости, берите с собой свои игрушки. В гостях малыш заинтересуется новыми игрушками, а свои сможет одолжить.
До 6-7 лет дети не всегда могут понимать мнение и желание другого человека, смотреть на мир его глазами, ставить себя на место другого. Поэтому в процессе воспитании щедрости стоит набраться терпения. Искреннее желание делиться можно пробудить в ребенке, только если он увидит и почувствует пользу от такого действия, если оно принесет ему удовольствие и радость. А поддержка и одобрение родных людей закрепит его уверенность в том, что он выбрал правильное решение в сторону щедрости и доброты.
Немало азиатских фильмов и дорам снято по веб-новеллам или романам. Среди экранизаций, как правило, популярностью пользуются легкие истории о счастливой любви с незамысловатым сюжетом, масштабные исторические драмы, приключения заклинателей в мире боевых искусств. Встречаются и более нетривиальные картины — о необычных людях, непростых обстоятельствах и запутанных чувствах.
Экранизации азиатских романов интересуют зрителей по всему миру. В последнее время лучшие дорамы можно найти на Нетфликсе — а выбор Нетфликса является определенным знаком качества.
Наиболее интересные экранизации представлены в сегодняшней подборке.
«Ито-кун: от А до Е»
(Япония)
Ядзаки Рио — разочарованная и уставшая сценаристка. В последнее время ей не везет с работой, и вдохновение давно ее не посещало. Однажды она проводит творческую встречу, во время которой слушательницы делятся с Ядзаки Рио любовными проблемами. Внезапно Рио понимает, что четыре девушки встречаются с одним и тем же парнем — отличный сюжет для дорамы. Рио беседует с девушками, узнавая все новые подробности этой истории. Однако то, что могло стать смешным сериалом о чужой неверности и нелепых встречах, превращается в глубокую драму, историю об ошибках и болезненном узнавании себя и мира.
Сериал «Ито-кун: от А до Е» вышел на Нетфликсе в 2017 году. В основу сценария легла одноименная книга японской писательницы Асако Юдзуки.
«Искра»
(Япония)
Роман японского комика Наоки Матаёси «Искра» получил премию имени Рюноскэ Акутагавы — самую престижную японскую премию для дебютантов. В 2016 году компания Нетфликс сняла по этому роману сериал с тем же названием.
«Искра» раскрывает перед зрителем мир традиционной японской комедии — мандзай. В мандзае на сцене выступают двое. Один из них, бокэ, делает что-то глупое, а другой, цуккоми, пытается над ним подшутить.
Однажды Токунага, неопытный комик-мечтатель, встречает Камию, настоящего профессионала в своем деле, чьи выступления отличаются особой дерзостью. Впечатленный, Токунага просит Камию взять его в ученики. Тот соглашается в обмен на одну услугу: Токунага должен будет написать биографию Камии. Так начинается история многолетней дружбы и конфликтов, взлетов и падений, любви к миру комедии и революционных идей.
«Золушка и четыре рыцаря»
(Южная Корея)
Ха Вон — жизнерадостная и смелая девушка. Ее мать умерла, когда Ха Вон была еще совсем ребенком. Теперь Ха Вон приходится жить с мачехой и сводной сестрой, которые очень напоминают злобных героинь сказки про Золушку: они ни во что не ставят Ха Вон и заваливают ее бесконечными поручениями. Отца Ха Вон никогда не бывает дома, поэтому за девушку некому заступиться.
Но Ха Вон давно поняла, что не стоит ждать помощи ни от прекрасных принцев, ни от кого-либо еще — рассчитывать можно только на саму себя. Поэтому Ха Вон не унывает, работает на нескольких работах и копит деньги на учебу в университете. Однажды ей предлагают легкий способ заработать: Ха Вон нужно прикинуться невестой избалованного наследника богатой семьи. Но дело оборачивается неожиданным образом: дед наследника обращает внимание на Ха Вон и дает ей новую работу — присматривать за тремя его взрослыми внуками. Жить под одной крышей с наглыми и склочными парнями — сомнительное удовольствие. Однако Ха Вон очень нужны деньги, и она решает согласиться…
Дорама основана на одноименной новелле Ли Мин Ён, более известной под псевдонимом Baek Myo. Новелла вышла в 2011 году. В 2016 году она была экранизирована, а в 2019 году появилась на Нетфликсе и стала доступна всему миру.
«Положи свою голову мне на плечо»
(Китай)
Си Ту Мо легко увлекается новым и не умеет сама принимать решения. Уже совсем скоро она окончит университет, но ей так и не удалось определиться, чем она хочет заниматься дальше. Сейчас Си Ту Мо изучает бухгалтерское дело, но, кажется, ее больше привлекает реклама. А может, стоит попробовать что-нибудь еще?
Си Ту Мо одолевают сомнения. Она уже не может отделить собственные желания от ожиданий окружающих. А близкие Си Ту Мо все больше и больше недовольны ее нерешительностью и безответственностью. Но все меняется в одночасье, когда в жизнь Си Ту Мо врывается гениальный физик Гу Вэй И, который не боится идти за своей мечтой и точно знает, чего хочет.
«Положи свою голову мне на плечо» — экранизация новеллы Чжао Цяньцянь. В 2019 году дорама вышла на канале Tencent Video, а в 2019 году стала доступна на Нетфликсе.
«Далекие странники»
(Китай)
Чжоу Цзышу, глава элитного боевого отряда, хранящего множество секретных техник, верно служит императорской семье. Он известен как человек чести, отважный воин и прекрасный лидер. Император высоко ценит его службу, но сам Чжоу Цзышу чувствует себя не на своем месте — как будто жизнь проходит мимо него.
Покинуть ряды императорских воинов нелегко, однако Чжоу Цзышу готов заплатить любую цену, какой бы высокой она ни была, и наконец отправляется в путь — к заветной свободной жизни. В своем странствии он встречает Вэнь Кэсина, таинственного и скрытного мастера боевых искусств. Вместе они оказываются втянуты в заговор, который может разрушить весь привычный им мир.
В основу этой дорамы легла одноименная уся-новелла известной китайской веб-писательницы Priest. Дорама была выпущена в 2021 году, и практически сразу права на нее приобрел Нетфликс.
Татьяна Смирнова специально для Librebook