Рассказы о русской деревне слушать

Что лучше город или деревня? нельзя ответить однозначно на этот вопрос. как минимум, потому что все деревни и города очень

Что лучше город или деревня? Нельзя ответить однозначно на этот вопрос. Как минимум, потому что все деревни и города очень разные и обобщать было бы неправильно. В этой статье мы хотим обрисовать общие преимущества и недостатки города и деревни. Поразмышлять о том, что вы потеряете, а что приобретёте, если решите переехать жить в сельскую местность. Для кого-то, минусы деревенской жизни невыносимы, а кто-то их вовсе недостатками не считает.

Коровы в деревне

Плюсы жизни в деревне

Экология

Главным плюсом деревни является не загрязнённая окружающая среда. Чистый воздух – это именно то, что не купишь ни за какие деньги. Если вы живёте в месте, где высокий уровень загрязнения, вы будете дышать тем, что есть, хотите этого или нет. На первый взгляд, кажется, что вопрос с качественным питьём можно решить, покупая бутилированную воду. Но это не так, ведь зачастую вода продаётся очищенная, то есть не родниковая, а просто прошедшая несколько уровней фильтрации, а значит, её состав не будет полезным для организма. Если учесть, что упаковка состоит из пластика, вряд ли эту воду вовсе можно назвать чистой. Ещё один важный вид загрязнения – звуковой. Круглосуточный шум автострады, рекламные выкрики, радиоголоса, разговоры соседей за стеной – это не здоровая среда для человеческого слуха. Тишина в деревне создаёт спокойный ритм жизни. Редко упоминают о световом загрязнении. Но мне вспоминается исследование о том, что деревья в парке растут гораздо хуже своих собратьев за городом. И причина – фонари, горящие по ночам. У растения сбивается цикл дня и ночи, что препятствует протеканию естественных процессов. Такие же сбои дня и ночи не благоприятны для человеческого организма.

Я часто слышу после своих рассуждений на эту тему что-то вроде: «Теперь жить в деревне только ради того, чтобы  дышать и пить чистую воду? Я же не для этого родился!» Нет, уехать жить в деревню ТОЛЬКО ради этого не стоит. Но не нужно забывать, что мы – то, что мы вдыхаем, едим, слышим, видим и осязаем.

Природа в деревне

Отсутствие информационного мусора

В деревне человека окружают не вывески и билборды, а осины и берёзы. Здесь не ощущается постоянное вторжение не прошенной информации в голову. От того-то здесь легче думается, легче слышатся свои внутренние потребности, а не навязанные хитрой рекламой хотелки.

Возможность есть натуральную еду

Главный плюс проживания в деревне возможность качественно питаться. Будет хорошая еда, будет хорошее здоровье. Многие могут поспорить, мол, и в мегаполисах есть фермерские рынки и магазины. Но хочется заметить, что не всякий продукт натуральный, на котором написано «фермерский», «эко», «деревенский», «домашний» и так далее. Человека, живущего в деревне труднее обмануть. Он лучше ориентируется в особенностях производства продуктов питания и точно определяет на вкус, состав продукта.

Натуральная еда в деревне

Природа в деревне всегда рядом

Прогулка по окрестностям, за грибами, на рыбалку. Медитировать или просто поплавать в речке – неважно. Важно, что вы общаетесь с природой. И за такое удовольствие не нужно платить. Не нужно за ним далеко ехать. Наслаждаться природой можно каждый день, а не по выходным.

Когда пейзаж становится фоном обычной жизни, становишься более внимательным к окружающему миру. Получаешь знания из наблюдений, а не из книг и фильмов. Различные виды животных, насекомых и растений, особенности погодных условий – всё это и многие другие невидимые процессы, происходящие в природе, становятся понятнее и ближе.

В деревне у человека больше свободного времени

Это спорный пункт, ведь у хозяина частного дома с участком, всегда больше дел по благоустройству, чем у горожанина, живущего в квартире. Но в деревне нет необходимости тратить время на стояния в очередях и пробках, значит времени, проведённого с пользой, будет больше. И это безусловно можно отнести к плюсам жизни в селе.

Коза

В деревне человек получает много новых навыков

Свой дом с участком диктуют тысячи задач. Сегодня делаем домик над колодцем и вспоминаем уроки геометрии, чтобы рассчитать расход материалов. Завтра хочешь устроить клумбу и погружаешься в тонкости ландшафтного дизайна. Разноплановая деятельность развивает человека, делает его более гибким и легко обучаемым.

Кстати, о навыках. Если Вы всё-таки определитесь с тем, что хотите жить в деревне, то разумно было бы освоить несколько навыков, которые несомненно облегчат сельскую жизнь. Мы подробно описали профессии в статье ниже.

Какие навыки приобрести перед переездом в деревню?

Физическая активность

В деревне люди ведут более подвижный образ жизни, что благоприятно влияет на их здоровье. Дровишек поколол, в лес прогулялся, грядку вскопал. Только главное – дозировать эту активность, чтобы она шла на пользу, а не подрывала здоровье. Иначе это преимущество жизни в сельской местности легко может стать серьёзным недостатком.

Сенокос в деревне

Деревня учит улучшать свой экологический след

Живя в деревне, неизбежно задумываешься: «Вот органический мусор – он идёт в компост. А мои пластиковые упаковки куда? В мусорный бак. А из бака, куда они попадут? На несанкционированную свалку или на полигон? А чем они, в сущности, отличаются с точки зрения вреда природе? И то и другое будет десятилетиями гнить и отравлять воздух, почву и воду».

В деревне начинаешь осознавать, насколько важно экономно относиться к природным ресурсам.  «У меня счётчики не стоят, пусть вода льётся» – такое отношение не приемлемо. Потому что в деревне, ты наглядно видишь, как в засушливый год, падает уровень воды в колодце. В такие моменты понимаешь, насколько это ценный ресурс и насколько легко он может исчезнуть. Задумываешься о вреде моющих средств, потому что канализация находится на твоём же участке, и вся химия попадает в твой клочок земли. После осознания вреда химических моющих средств для почвы, задумываешься, если это вредно для растений и микроорганизмов, не вредно ли мне в голову втирать этот шампунь? Я ведь тоже живое существо, как-никак.

Сенокос в деревне

Личное пространство

В деревне у человека больше места для жизни. Мир не ограничивается квартирными квадратами. Вы не узнаете подробностей личной жизни соседей через стену, не будете слушать плач чужих детей и скандалы взрослых. Помимо дома, есть участок, где можно оборудовать мастерские для работы или уютные места для отдыха. Нет проблемы, где поставить машину и погулять с собакой.

Безопасность в деревне

Где безопаснее: в деревне или в городе? На этот вопрос трудно ответить однозначно, в разных регионах – разная ситуация. Если вы заранее узнали, что в деревне нет асоциальных личностей, можете быть спокойны. Залётные преступники в селе – это большая редкость. Ведь здесь нет посторонних, все друг друга знают. А если появляется незнакомое лицо, у него обязательно спросят: «А вы к кому?» В деревне каждый немного консьержка.

Курицы

Экономия в деревне

Недвижимость в деревне – дешевле, коммунальные платежи – меньше, продукты – доступнее. Что-то можно произвести самому, хотя бы элементарное – зелень, редиску, кабачки. Что-то купить у соседа или у бабушки на рынке. За воду можно вовсе не платить, выкопав свой источник воды в деревне. Это может быть скважина или колодец, каждый решает сам. Здесь нет необъяснимых платежей по капремонту, каждый сам в ответе за состояние своего жилья. В этом случае экономятся не только деньги, но время и нервы, ведь далеко не всегда сотрудники ЖКХ приходят исправлять проблемы по первому зову, вежливому и спокойному.

Общая атмосфера покоя и умиротворения

В деревне меньше людей, а, значит, меньше шума, меньше машин, меньше очередей. Создавать суету и беготню некому, к тому же близость к природе настраивает на спокойную и размеренную жизнь.

Курица

Минусы жизни в деревне

Проблемы с заработком

Главный недостаток жизни в деревне – очень ограниченный набор рабочих мест: школа, больница, почта, магазин. Зарплата в таких местах не всегда хорошего уровня, а желающих заполучить вакансию – очередь. Эту проблему может решить фриланс, работа в ближайшем городе, организация собственного бизнеса. При этом необязательно выбирать именно сельскохозяйственную сферу, это вполне может быть авторемонтная мастерская, строительная бригада или пекарня.

Мы, например, в первый же сезон взялись за производство Иван-чая в домашних условиях. В начале нам потребовались 2 хлопковые наволочки для сбора чая, стеллажи для сушки и стеклянные банки для хранения. На всё ушло не более 2 тысяч рублей. Так что вложения не большие, попробовать может каждый переезжающий. О нашем способе заготовки, полной переработке и реализации Иван-чая читайте по ссылке ниже.

Как заготовить иван-чай правильно в домашних условиях

«Не с кем пообщаться»

Вполне возможно, что при переезде в деревню у вас возникнет проблема нехватки общения. От части, потому что все ваши друзья и знакомые, останутся в городе. А среди местных сельских жителей вам могут не попасться близкие по духу люди. Если для вас важно общение, при переезде обратите внимание на то, какие люди живут в этом селе. Так же, как выбирая квартиру в городе, вы обращаете внимание на то, в каким районе расположен дом, при переезде в деревню лучше заранее прощупать этот вопрос, чтобы не оказаться в среде асоциальных личностей.

Культурная жизнь деревни

Досуг в деревне обходится несколько дороже. Если речь идёт о театрах, выставках и кинозалах. Один раз в месяц или полгода выехать на культурное мероприятие не накладно, но если вам необходимо делать это каждые выходные, то транспортные расходы будут ощутимыми. Особенность деревенской жизни в том, что по большей части вам придётся самостоятельно решать, что делать со своим досугом. И, в целом, это не всегда минус, ведь многих именно это подталкивает к развитию своего творческого потенциала.Природа в деревне

Покупка техники, мебели, электроники, одежды и обуви

Категории этих товаров обходится в провинции несколько дороже. В деревне, как правило, выбор не большой и часто приходится выезжать в город за покупками или делать заказ через интернет, переплачивая за доставку. Нет книжных магазинов. В деревне и в районных центрах зачастую негде купить книги. По крайней мере, наш опыт это подтверждает. В решении этой проблемы интернет также лучший союзник.

Качество образования, недостаток развивающих секций для детей

В сфере образования ситуация может быть разной. Бывают сёла, где уже нет школы, и родители возят своих детей учиться в соседнюю деревню или в райцентр. Есть семьи, которые решают эту проблему домашним обучением. В нашей стране это легально, дети учатся дома, потом сдают контрольные работы в школе и получают аттестат установленного образца. На форумах пишут хорошие отзывы о таком типе обучения. Занимаясь дома с родителями, дети быстрее схватывают материал, у них появляется больше свободного времени на подвижные игры, дополнительные занятия и помощь родителям. Однако есть деревни, где отсутствует эта проблема вовсе, потому что есть школа. Иногда в провинции качество школьного образования выше, чем в городе. Учеников меньше, а, значит, учителя могут уделять им больше внимания.

Нехватка специалистов в деревнях

В провинции часто встречается проблема нехватки или полного отсутствия специалистов. В любой сфере: от зубного врача до сантехника.  Часто переехавшие на землю учатся сами выполнять многие ремонтные работы. Как минимум для того, чтобы проследить за качеством выполнения работ местным специалистом. Как максимум, чтобы решить свою проблему самостоятельно. Многие выбирают второй вариант и сами осваивают всё необходимое: от штукатурки стен до установки раковины. При этом многие не считают это минусом деревенской жизни, ведь осваивать различные виды деятельности зачастую интересно, новые навыки и свершения дарят массу положительных эмоций и хорошо влияют на самооценку. А за качественными медицинскими услугами иногда приходится отправляться в город.

Выбирая между городом и деревней, ориентируйтесь на свои предпочтения и способности. Ищите место, которое будет вас вдохновлять и радовать. Рассматривайте разные варианты, думайте, как минусы обратить в плюсы, и ваш переезд обязательно увенчается успехом. Все трудности окупятся жизнью, о которой вы мечтали. О том, на какие факторы обратить внимание при переезде за город, можете почитать в статье ниже.

Переезд в деревню на ПМЖ: побег из города в деревню

Какие плюсы и минусы жизни в городе и в деревне вы выделяете для себя? По-вашему, где лучше жить в деревне или городе? Пишите в комментариях, нам интересно знать ваше мнение!

Природа в деревне

Авторы: Никита и Настя Кузнецовы

Фото предоставлены Ларисой Алексеевой и Дмитрием Кобец

16 декабря 1872 года родился Антон Деникин, военачальник, один из лидеров Белого движения.

Личное дело

Антон Иванович Деникин (1872 – 1947) родился в Царстве Польском, в пригороде города Вроцлавека. Его отец, Иван Ефимович (1807–1885), был крепостным крестьянином из Саратовской губернии, отданным в рекруты. Он сумел дослужиться до офицерского чина и вышел в отставку майором пограничной стражи за три года до рождения сына. Мальчик с детства свободно говорил на русском и польском языках.

В 1882 году Деникин поступил во Влоцлавское реальное училище. После смерти отца он начал помогать семье, зарабатывая уроками, а вскоре получил стипендию за успехи в учебе. Последние классы оканчивал в реальном училище города Ловеч.

После выпуска Антон Деникин, желавший по примеру отца стать военным, поступил вольноопределяющимся в Первый стрелковый полк, дислоцированный в городе Плоцк, а вскоре был направлен в Киевское пехотное юнкерское училище. Окончив училище в 1892 году, был произведен в подпоручики и направлен во Вторую артиллерийскую бригаду, расквартированную в уездном городе Бела Седлецкой губернии. В 1895 году поступил в Академию Генерального штаба, которую окончил в 1899 году. Был произведен в капитаны. В 1901 году причислен к Генеральному штабу. В 1902–1910 годах занимал различные штабные должности бригадного, дивизионного и корпусного уровня. Во время войны с Японией добился назначения в действующую армию, хотя часть, в которой в то время служил Деникин, находилась в Польше. Участвовал в боях в Маньчжурии, в Мукденском сражении. «За отличие в делах против японцев» был произведен в полковники и награжден орденами Святого Станислава 3-й степени с мечами и бантами и Святой Анны 2-й степени с мечами.

В 1910–1914 годах командовал 17-м пехотным Архангелогородским полком на австрийской границе. Был произведен в генерал-майоры. Во время Первой мировой войны служил в Восьмой армии А. А. Брусилова, дойдя до должности командующего дивизией. Участвовал в Карпатском сражении, Львовской и Луцкой операциях, Брусиловском прорыве. За взятие Луцка произведен в генерал-лейтенанты. В сентябре 1916 стал командиром Восьмого армейского корпуса на Румынском фронте, в феврале 1917 – помощником начальника Генерального штаба. С 5 апреля по 31 мая занимал должность начальника Генерального штаба. 31 мая был назначен главнокомандующим Западного фронта, 2 августа – главнокомандующим Юго-Западного фронта.

29 августа (11 сентября) 1917 года Антон Деникин был арестован за поддержку Лавра Корнилова. Провел почти три месяца в заключении в тюрьмах Бердичева и Быхова. После падения Временного правительства верховный главнокомандующий Духонин, узнав о приближении эшелонов с большевистскими войсками, освободил заключенных в быховской тюрьме генералов. Деникин  с удостоверением на имя «помощника начальника перевязочного отряда Александра Домбровского» пробрался в Новочеркасск, где принял участие в создании Добровольческой армии. Участвовал в Первом Кубанском («Ледяном») походе. После гибели Корнилова в 1918 году занял пост Главнокомандующего вооруженными силами Юга России. 5–27 марта 1920 года Деникину удалось эвакуировать остатки своих войск из Новороссийска в Крым. 4 апреля он передал власть Врангелю и эмигрировал в Англию.

В знак протеста против желания британского правительства заключить мир с Советской Россией в августе 1920 года покинул Англию и переехал в Бельгию, затем жил в Венгрии, а с 1926 года – во Франции.

В отличие от ряда эмигрантских деятелей, планировавших участвовать в боевых действиях против Красной армии на стороне иностранных государств, недружественных СССР, выступал за необходимость поддержки Красной армии против любого иностранного агрессора. Во время оккупации Франции отверг предложение немцев переехать в Германию. Деникин поселился под контролем немецкой комендатуры и гестапо в деревне Мимизан недалеко от Бордо. Многие из книг, брошюр и статей, написанных Деникиным в 1930-е годы, оказались в списке запрещенной на территории, контролируемой Третьим рейхом, литературы.

В конце 1945 года, опасаясь насильственной депортации в СССР, перебрался в США. Летом 1946 года выступил с меморандумом «Русский вопрос», адресованным правительствам Великобритании и США, в котором, допуская военное столкновение ведущих держав Запада с советской Россией с целью свержения господства коммунистов, предостерегал их от намерений провести в таком случае расчленение России.

Умер Антон Деникин 7 августа 1947 в госпитале Мичиганского университета в городе Энн-Арбор.

Чем знаменит

Рассказы о русской деревне слушать

Один из главных руководителей Белого движения, сумевший в 1919 году сделать из Добровольческой армии серьезную угрозу большевикам.

Деникин начал наступление своей 85-тысячной армии весной 1919 года. В конце лета белыми были взяты города Полтава, Николаев, Херсон, Одесса, Киев. К октябрю его войска взяли Орел. Ожидалось скорое взятие Деникиным Москвы, большевики готовились к уходу в подполье. Был создан подпольный Московский комитет партии, а правительственные учреждения начали эвакуацию в Вологду.

Но  оставшиеся до Москвы 200 верст Деникин преодолеть не смог. Его тылы были разрушены рейдом армии Нестора Махно, для борьбы с махновцами Деникину пришлось снимать войска с фронта. В это время большевики заключили негласное перемирие с поляками и петлюровцами, высвободив силы для борьбы с Деникиным. Массовая мобилизация населения в деникинскую армию, грабежи, насилия, установление военной дисциплины на милитаризованных предприятиях, а самое главное, восстановление права собственности помещиков на землю лишили Деникина поддержки населения. К тому же Деникин отказывался признать независимость образовавшихся на территории России государств, что не позволяло ему создать мощную коалицию с армией Украинской народной республики, и вызывало конфликты с донским и кубанским казачеством.

О чем надо знать

Начав публиковать рассказы и публицистические статьи еще до революции, Деникин в годы эмиграции посвятил себя преимущественно литературной деятельности. Основное его произведение – пятитомные Очерки русской смуты». В двухтомнике «Старая армия» представлены различные аспекты жизни русской армии с 1890-х годов до Первой мировой войны и содержатся наблюдения автора о взаимоотношениях армии и общественности накануне революции 1905 года.

Также он оставил интересную автобиографическую книгу «Путь русского офицера». Ему принадлежит ряд других произведений политической направленности, значительное количество публицистических статей и заметок. Некоторые рукописи Деникина остаются неизданными до сих пор.

Прямая речь

«В первый год моей жизни, в день какого-то семейного праздника, по старому поверью, родители мои устроили гадание: разложили на подносе крест, детскую саблю, рюмку и книжку. К чему первому дотронусь, то и предопределит мою судьбу. Принесли меня. Я тотчас же потянулся к сабле, потом поиграл рюмкой, а до прочего ни за что не захотел дотронуться. Рассказывая мне впоследствии об этой сценке, отец смеялся: «Ну, думаю, дело плохо: будет мой сын рубакой и пьяницей!». Гаданье и сбылось, и не сбылось. «Сабля», действительно, предрешила мою жизненную дорогу, но и от книжной премудрости я не отрекся. А пьяницей не стал, хотя спиртного вовсе не чуждаюсь. Был пьян раз в жизни — в день производства в офицеры».

Антон Деникин «Путь русского офицера»

«Черные страницы Армии, как и светлые, принадлежат уже истории. История подведет итоги нашим деяниям. В своем обвинительном акте она исследует причины стихийные, вытекавшие из разорения, обнищания страны и общего упадка нравов, и укажет вины: правительства, не сумевшего обеспечить Армию; командования, не справившегося с иными начальниками; начальников, не смогших (одни) или не хотевших (другие) обуздать войска; войск, не устоявших против соблазна; общества, не хотевшего жертвовать своим трудом и достоянием; ханжей и лицемеров, цинично смаковавших остроумие армейской фразы «от благодарного населения» и потом забросавших Армию каменьями… Поистине нужен был гром небесный, чтобы заставить всех оглянуться на себя и свои пути».

Антон Деникин «Очерки русской смуты»

«Деникин принял меня в присутствии начальника своего штаба генерала Романовского. Среднего роста, плотный, несколько расположенный к полноте, с небольшой бородкой и длинными черными с значительной проседью усами, грубоватым низким голосом, генерал Деникин производил впечатление вдумчивого, твердого, кряжистого, чисто русского человека. Он имел репутацию честного солдата, храброго, способного и обладавшего большой военной эрудицией начальника. Его имя стало особенно популярным со времени нашей смуты, когда сперва в должности начальника штаба верховного главнокомандующего, а затем главнокомандующего юго-западного фронта, он независимо, смело и твердо подымал голос свой на защиту чести и достоинства родной армии и русского офицерства».

Петр Врангель

6 фактов об Антоне Деникине

  • Антон Деникин научился читать в четыре года.
  • С 1898 году Деникин начал писать и публиковать под псевдонимом рассказы о военном быте.
  • Бригада под командованием Деникина дважды, в 1915 и 1916 годах, брала город Луцк. На георгиевском оружие, которым был награжден Деникин, была сделана надпись «За двукратное освобождение Луцка».
  • Во время Первой мировой Деникин был награжден высшим военным орденом Румынии — орденом Михая Храброго 3-й степени.
  • В 1943 году Деникин на личные средства направил Красной армии вагон с медикаментами, чем озадачил Сталина и советское руководство. Было принято решение медикаменты принять, а имя дарителя не разглашать
  • Антон Деникин был похоронен на кладбище Эвергрин в Детройте. В 1952 году его останки были перенесены на русское кладбище Св. Владимира в Нью-Джерси. 3 октября 2005 года прах генерала Деникина и его жены Ксении был перезахоронен в Донском монастыре в Москве.

Материалы об Антоне Деникине

Статья об Антоне Деникине в русской Википедии

Антон Деникин в проекте «Хронос»

Фотографии Антона Деникина

Деникин А. И. Очерки Русской Смуты

Деникин А. И. Путь русского офицера

Деникин А. И. Старая армия

Рассказы о русской деревне слушать

Бытует мнение, что русская деревня мертва. Особенно характерно это явление для Северо-Запада: сотни заколоченных, разрушенных временем домов, и лишь в некоторых ещё теплится жизнь. На земле предков обычно остаются хранители истории, передающие любовь к родному краю молодому поколению. Один из таких людей — Иван Лермонтов, старейший житель деревни Брод Печорского района Псковской области. Это удивительный человек, который, прожив 40 лет в Санкт-Петербурге, вернулся туда, где провёл детство.

Рассказы о русской деревне слушать

«При Эстонии край процветал»

С Иваном Павловичем мне довелось повстречаться во время визита к волонтёру-зоозащитнику Александре Лаба. Мы возвращались с прогулки с её лохматыми подопечными — ездовыми собаками северных пород — и увидели на пути пожилого мужчину, который, как оказалось, был хорошо знаком с маламутом Марсом. Дедушка угостил пса кусочком колбасы, ласково потрепал его за ухо и скрылся за высоким забором своего участка.

Рассказы о русской деревне слушать

У меня мелькнула неуловимая мысль о том, что что-то есть в этом человеке завораживающее, необычное, в его лице, глазах. Поинтересовалась у Александры, оказалось, интуиция меня не подвела: деда Ивана знает вся округа, это старейший житель деревни, местный Кулибин, который интересуется не только огородничеством, но и историей родного края. И многое помнит о войне, которую застал совсем ребёнком.

Рассказы о русской деревне слушать

Спустя некоторое время я решила наведаться к Ивану Павловичу. Встретил он нас дружелюбно и с некоторым стеснением, мол, «чего про меня говорить, я обычный». Но уже начало нашей беседы показало, что это не так. «Sprechen Sie Deutsch?», «Do you speak English?» — спросил дед Иван. Я отрицательно покачала головой, и разговор продолжился на русском языке, правда, с вкраплениями немецких красноречивых фраз.

Рассказы о русской деревне слушать

Ивану Павловичу 81 год. Родился он в деревне Брод, которая раньше была довольно оживлённой. «При Эстонии край процветал, был капитализм. Работали водяные мельницы, которые построили французские инженеры, гипсовый завод. Отец мой почти с нуля хозяйство начал, увеличил участок до 10 га земли. На веку папаши власть менялась 6 раз. Царская Россия, немцы, большевики, опять немцы, Эстония 20 лет», — вспоминает дед Иван.

Рассказы о русской деревне слушать

Фотографии его отца можно увидеть в книге Валентины Игнатьевой «Люди прирубежья» — очерки о русских и сето изданы музеем-заповедником «Изборск» в 2012 году.

Рассказы о русской деревне слушать

«Вот он, в картузе — служил в эстонской армии пограничником в 1920-е годы, — гордо демонстрирует снимки дед Иван. — В этой книжке он дважды. Крест папа видел много раз, потому что здесь родился, и смотрит не на него, а интересуется экскурсоводом — симпатичной девушкой. Папа весь в меня».

Рассказы о русской деревне слушать

«Под танком страшно»

Со временем деревня почти опустела, многое изменила война. В 1940-е годы Брод насчитывал около 15 жителей. Когда немцы пришли в Печорский район, Ивану было 4 года. «Мы жили в конце избы, а в начале был их штаб. Радио на столе большое стояло, куча проводов по всей деревне. Вон там, за сараем, где был склад с патронами, стояла огромная металлическая тренога, где они ремонтировали танки», — вспоминает Иван Павлович.

Рассказы о русской деревне слушать

Вместе с другом-беженцем он порой наведывался в сарай из мальчишеского любопытства. Воровали патроны, бросали их в речку. Как-то немец это заметил — влетело от него, потом от отца. За воровство оккупанты жёстко наказывали.

«Однажды меня немец напугал. Может, тоже в наказание, — продолжает Иван Павлович. — Танк после обкатки едет возле часовни, я лежу на земле у тына (так забор назывался) — упал почему-то, отполз. Он на меня наезжает — отъезжает, наезжает — отъезжает. Возле меня справа и слева гусеницы так: шлёп, шлёп. А под танком пространства мало, страшно. Он такой в шапке репистой, оскал зубов. Я этого никогда не забуду. Эта его шутка сказалась: я стал заикаться».

Рассказы о русской деревне слушать

Боёв на территории деревни не было, в отношении местных жителей немцы не зверствовали. «Печорский район — бывшая территория Эстонии, и у немцев была инструкция. Но расстрелы все равно были — молодых комсомольцев из соседней деревни убили по дороге в Печоры, там памятный камень теперь. А наша деревня была зажиточная, никого не расстреляли, один вот даже служил полицаем», — поясняет житель Брода.

После отступления немцев осталось много металла, который потом сдавали в лом. Отец Ивана сделал наковальню. «Они быстро текали. У нас много стирального порошка осталось. Помню конфеты белые большие «Бон Бос», сахарин в таблетках. Сестра моя переводила с немецкого, чтобы ничего не перепутать, что-то выбрасывали, что-то себе оставляли», — отмечает Иван Павлович.

Рассказы о русской деревне слушать

По всей деревне был разбросан карбид — на радость ребятам, которые глушили им рыбу. А куры клевали карбид и погибали. Ящик с патронами, забытый немцами в сарае, отец Ивана закопал где-то в огороде, а потом и забыл, где именно.

В послевоенное время некоторых жителей деревни сослали в Сибирь. Иван помнит эту страшную картину: «Соседи идут с солдатами и говорят: «Прощайте, прощайте». Увезли мельника и добрейшего старика — отца того, кто при немцах полицаем был».

«Сам себя вылечил»

Учиться Иван пошел в Изборскую школу. Первые 4 года учёбы прошли неплохо, а в пятом классе появился другой учитель, который стал ставить двойки. «Иду домой — плачу. Я знал урок, а не мог говорить, потому что заикаюсь, а тут еще новый учитель, волнение», — объясняет Иван.

После местный фельдшер посоветовала ему взять книжку, пойти на водопад к мельнице и читать вслух. Весной он всегда шумит, полноводный и большой — высотой два метра. В доме Лермонтовых было всего две книжки — «Евгений Онегин» и «Мцыри». В первом пятикласснику было не всё понятно, а «Мцыри» он осознавал от начала до конца. «И я читал на мельнице. Люди мимо проходили, считали меня ненормальным. А я чувствовал, что вылечиваюсь. Водопад близко, под брызгами привыкал к своему произношению. И уже в седьмом классе я свободно отвечал урок. Сам себя вылечил», — рассказывает Иван. Произведение Михаила Лермонтова он помнит наизусть до сих пор.

Рассказы о русской деревне слушать

После 7 классов поступил в Псковский строительный техникум, в 1958 году его окончил, и вместе с другими однокурсниками был направлен на строительство Ленинградской атомной станции. Ребята приехали в сосновый лес (населенного пункта там тогда еще не было), разбили палаточный городок. Копали котлованы под реакторы, раз в месяц наведывались в ресторан «Метрополь» в Ленинграде. В 18 лет Иван получил повестку в военкомат и отправился служить в группу советских войск в Германию.

«Меня прозвали Фашистом»

3 года срочной службы прошли вблизи Лейпцига. Там Иван выучил немецкий язык, хотя в школе знал его на «тройку». Уже через три месяца службы в армии он стал переводчиком.

Но Фашистом его стали называть не поэтому. «Когда я работал в Ленинграде прорабом, был жесток с прогульщиками и пьяницами. За это меня прозвали Фашистом. Я не возражал такой кличке, потому что порядок должен быть везде. Особенно на высоте, монтажные работы — это опасно», — говорит Иван Лермонтов.

Рассказы о русской деревне слушать

В Ленинграде он 15 лет работал строителем на предприятии немецкой фирмы по изготовлению фотобумаги. Затем — конструктором на заводе, где производили лекарство из эмбрионов. «Мне показывали сырье в холодильниках. Не очень приятно смотреть, как разделывают человеческих зародышей — кожу отдельно, мясо на фарш. Но лекарство идеальное, дорогое, в рекламе не нуждается. Сейчас его тоже производят, оно эффективное. Кто-то из нас даже пробовал — прикладывал к язвам, заживали через несколько дней», — поделился Иван. Там он впервые получил доллары — и не знал, что с ними делать.

Еще одна интересная история, которая произошла с ним во время жизни в Ленинграде, связана с Труворовым городищем. Он рассказал коллегам-немцам о кладбище, которое появилось в районе Изборска в период оккупации, и те решили съездить посмотреть. По приезду на городище случился конфуз — костей почти не осталось. «Там были раскопки, всё пустили под откос. Некоторые люди делали из черепов ночники. Очень красиво получается, кстати», — добавляет Иван Лермонтов.

Ленинграду он отдал 40 лет своей жизни. Там есть множество объектов, построенных по его чертежам. К примеру, при участии жителя деревни Брод возводили жилые дома в Купчино. «Стоят, пока ничего не упало», — констатирует инженер-строитель.

Рассказы о русской деревне слушать

Дети и внуки остались жить в Санкт-Петербурге, но регулярно приезжают в Печорский район, чтобы помочь старикам по хозяйству. «Вот пасека — премия сыну за внука, — показывает свои владения Иван Павлович. — 5 лет этого ждали. В наше время мы работали по-другому: с матерью моих детей Таисией Ивановной, царствие небесное, шли в ЗАГС уже в интересном положении, вы как-то плохо работаете».

«Ost und West, daheim das Best»

На пенсию он вышел в 58 лет — с учетом прорабского стажа — и сразу вернулся на Родину. «Как говорят немцы, «Ost und West, daheim das Best». Родина лучше всех», — объясняет свой выбор Иван Лермонтов. В деревне он занимается сельским хозяйством, ведет дела по дому. Огород раньше пахал самодельным трактором — сейчас уже сил и возможностей на это нет, этим занимаются сыновья.

Рассказы о русской деревне слушать

Еще дед Иван проложил дорожки, укреплённые металлическим каркасом, и изобрёл водопровод — утепленную подземную трассу, которая никогда не замерзает. Вода исправно поступает в умывальник, стиральную машину. Мечтает он установить и душевую кабину.

Другое изобретение Ивана Павловича — теплица с печным подогревом, которая уже совсем скоро будет кочегарить — на окнах дожидается рассада. «У меня раньше других всё вырастет. С вечера кладу охапку дров, они медленно ночью тлеют, и таким путем я спасаю от заморозков мою любимую рассаду. Я деревенский, папаша меня приучил к работе, как что выращивать. Эти яблоньки он сажал, теперь я сам прививаю. У меня привита черешня трёх сортов. Случайно даже вывел сорт собственной селекции — из желтой и красной черешни, очень сладкая, летом приезжайте пробовать», — рассказывает изобретатель.

Рассказы о русской деревне слушать

Из живности у него только пчёлы и кот. «Нам не справиться. Моя благоверная не сильно здорова сейчас, она моя ровесница. У стариков вся проблема со здоровьем», — вздыхает дед Иван.

Рассказы о русской деревне слушать

Правда, выглядит он гораздо моложе своих лет, и жизнь ведёт очень активную. Обшил нержавейкой крест на местной часовенке, построенной на месте языческого капища, переживает за историю родного края и ведёт исследования местности.

Рассказы о русской деревне слушать

Иван Павлович даже продемонстрировал нам найденные в окрестностях кусок метеорита и шлака с остатками болотного железа. «Это подвиг наших предков. Плавить железо из болотной руды — огромная работа. Я нашел место, где плавили металл, медь. Если это место раскопать — там многое можно найти, но земли заповедные, для этого нужно разрешение», — сокрушается житель деревни Брод.

Рассказы о русской деревне слушать

Есть у него и догадки, где пролегал путь эстонского серебра, а также о расположении неподалеку неизвестной деревни Дреп с полуподземными жилищами, и что река раньше текла по другому руслу, а лодки таскали при помощи лошадей против течения… В завершение беседы Иван Павлович показал ключ от всех дверей — но не сказал, от каких именно.

Рассказы о русской деревне слушать

***

Места в районе Изборска диковинные и очень живописные, и люди здесь живут удивительные. Летом в деревне Брод многолюдно — приезжают дачники, туристы (от последних, правда, по словам деда Ивана, остается много мусора). А зимой остаются всего 4 человека — хранители деревеньки, не позволяющие ей сгинуть с лица земли. Обязательно загляните в деревню Брод на склонах Мальской долины — там есть, что посмотреть, и чему поразиться. 

Ульяна Ловыгина

Гарин-Михайловский Николай Георгиевич

Гарин-Михайловский

Гарин-Михайловский

Псевдоним(ы) Н. Гарин
Дата рождения 20.02.1852 (08.02 по старому стилю)
Место рождения г. Санкт-Петербург, Российская империя
Дата смерти 10.12.1906 (27.11 по старому стилю)
Место смерти г. Санкт-Петербург, Российская империя
Гражданство Российская империя
Род деятельности писатель
Язык произведений русский

Николай Георгиевич Гарин-Михайловский — русский инженер, писатель и путешественник.

Гарин-Михайловский / Биография

Гарин-Михайловский родился 20 февраля [8 февраля] 1852 году в семье дворянина Георгия Антоновича Михайловского. Предки писателя по материнской линии происходили из Сербии. Отец писателя, офицер, героически отличился в Венгерской компании, поэтому крестным его сына Николая был император Николай I.

Детство будущего писателя проходило на юге России — в Одессе. По завершении Ришельевской гимназии он уехал в столицу, где поступил на юридический факультет Петербургского университета. После года обучения он не сдал экзамен по энциклопедии права и решил выбрать более практическую профессию. Следующий учебный год Михайловский начал в Институте путей сообщения. В качестве студенческой практики он выбрал тяжелую работу кочегара на железной дороге. Когда в 1878 году Михайловский успешно завершил курс обучения, война с Турцией еще не закончилась, поэтому молодого специалиста направили в Болгарию, где он участвовал в строительстве порта и дороги. За отличную службу он был удостоен награды — ордена Св. Станислава III степени.

Энергичный и изобретательный инженер, Михайловский вскоре получил должность на строительстве железной дороги между Молдавией и Болгарией. В 1880 году он вновь оказался в центре послевоенного строительства — на этот раз в Грузии. Ввиду частого нападения турецких разбойников, работа эта была опасной. По окончании строительства Михайловского назначили начальником бакинского отрезка железной дороги, но уже в 1882 году он подал в отставку. Причиной стала бескомпромиссная честность Михайловского — он не мог безучастно смотреть на взяточничество сослуживцев.

В 1883 году Михайловский приобрел имение в Самарской губернии, где поселился с семьей. Под влиянием народничества он мечтал восстановить местную крестьянскую общину и организовать образцовое хозяйство. Однако нововведения не прижились, и Михайловские вскоре оставили поместье управляющему, а позже его заложили.

В 1886 году Михайловский вернулся к инженерной деятельности и принял участие в изысканиях на Самаро-Златоустовской железной дороге, один из участков которой позднее стал начальным в Транссибирской магистрали. Результатом его проекта была многомиллионная экономия. В этот же период Михайловский, впервые после неуспешного студенческого опыта, вернулся к литературной деятельности. Первым его произведением стала повесть «Несколько лет в деревне», в основу которой лег неудачный опыт социально-экономических преобразований самого автора. В 1890 году рукопись была передана в Москву. Тогда же Михайловский приступил к созданию повести «Детство Тёмы». Уже в 1891 году к нему обратились с предложением напечатать «Несколько лет в деревне» в журнале «Русская мысль». Михайловский согласился, а также вместе с другими писателями-народниками внес часть денег для покупки журнала «Русское богатство», в котором в 1892 году начали печатать повесть «Детство Тёмы» (ее продолжение, «Гимназисты», вышло уже в 1893 году). Это был не первый опыт финансирования периодического издания для Михайловского — с 1888 года он участвовал в организации марксистской газеты «Самарский вестник». С начала 1900-х годов Михайловский печатался в издательстве «Знание» под руководством М. Горького.

Помимо литературной деятельности, Михайловский принимал участие в дальнейшем строительстве Транссибирской магистрали (результатом его проекта среди прочего стало возникновение Ново-Николаевска, ныне Новосибирска), Казано-Малмыжской железной дороги, выступал в печати с призывами строить дешевые железные дороги. Позже он вел инженерные изыскания для земств, был организатором строительства Кротовско-Сергиевской железной дороги.

В 1898 году по приглашению Петербургского географического общества Михайловский отправился с экспедицией в Северную Корею. Наряду с географическими, он совершил открытия в области фольклористики — записал около 100 корейских сказок (сохранилось только 64).

С 1903 года он руководил проектными работами по строительству железной дороги в Крыму. В период русско-японской войны находился в зоне боевых действий.

10 декабря [27 ноября] 1906 года Михайловский скоропостижно скончался. Похоронен на Литераторских мостках в Санкт-Петербурге.

  • Детство Темы / Н.Г. Гарин
  • Рассказы о русской деревне слушать

    Детство Темы / Н.Г. Гарин, 1936

  • Рассказы о русской деревне слушать

    Детство Темы / Н.Г. Гарин, 1937

  • Рассказы о русской деревне слушать

    Детство Темы / Н.Г. Гарин, 1947

  • Рассказы о русской деревне слушать

    Детство Темы / Н.Г. Гарин, 1949

  • Рассказы о русской деревне слушать

    Детство Темы / Н.Г. Гарин, 1961

  • Рассказы о русской деревне слушать

    Детство Тёмы / Н.Г. Гарин-Михайловский, 2014

  • Рассказы о русской деревне слушать

    Детство Тёмы / Н.Г. Гарин-Михайловский, 2014

В детскую литературу Гарин-Михайловский вошел в первую очередь как автор автобиографической повести «Детство Тёмы» и ее продолжения «Гимназисты». Их главный герой Тёма — порывистый, храбрый мальчик. В центре внимания писателя оказывается не только психология, развитие характера Тёмы, но и методы его воспитания. В основе прозы Гарина-Михайловского лежит биографический факт, художественно преображенный в эмоциональное повествование. Особую роль в нем играют диалоги, жесты, восклицания. Сам автор, как писал К. Чуковский, сохранил живое, детское восприятие действительности, что также помогло ему в создании оригинальных сказок и рассказов. Его книги многократно переиздавали как до революции, так и после нее — в среде русских эмигрантов и в СССР.

Гарин-Михайловский / Книги

  • Гарин-Михайловский, Н. Г. Очерки и рассказы : Т. [1]-2 / Н. Гарин. — 1893. — 332 с. — Содерж.: Детство Темы ; Несколько лет в деревне ; Ицка и Давыдка ; На станции. — [Хранится в РНБ].
  • Гарин-Михайловский, Н. Г. Детство Темы / [соч.] Н. Гарина. — Москва : «Посредник» для интеллигентных читателей, 1894. — 160 с. — [Хранится в РНБ].
  • Гарин-Михайловский, Н. Г. Гимназисты : (из семейн. хроники) / Н. Гарин. — Санкт-Петербург : Ред. журн. «Рус. богатство», 1895. — 324 с. — [Хранится в РНБ].
  • Гарин-Михайловский, Н. Г. Детство Темы : (из семейн. хроники) ; Несколько лет в деревне / Н. Гарин. — 3-е изд. — Санкт-Петербург : Ред. журн. «Рус. богатство», 1899. — 432 с. — [Хранится в РНБ].
  • Гарин-Михайловский, Н. Г. Корейские сказки. — Санкт-Петербург : Знание, 1900. — 197 с. — [Хранится в РНБ].
  • Гарин-Михайловский, Н. Г. Детство Темы : из семейн. хроники. Т. 1 / Н. Гарин. — 4-е изд. — Санкт-Петербург : Знание, 1903. – 227 с. — (Полное собрание сочинений). — [Хранится в РГБ].
  • Гарин-Михайловский, Н. Г. Студенты ; Тема и его друзья : из семейн. хроники. Т. 3 / Н. Гарин. — 2-е изд. — Санкт-Петербург : Знание, 1903. — 268 с. — (Полное собрание сочинений). — [Хранится в РГБ].
  • Гарин-Михайловский, Н. Г. Корейские сказки, записанные осенью 1898 года / Н. Гарин. — Санкт-Петербург : Знание, 1904. — II, IV, 193 с. — [Хранится в РГБ].
  • Гарин-Михайловский, Н. Г. Гимназисты : из семейн. хроники. Т. 2 / Н. Гарин. — 5-е изд. — Санкт-Петербург : Знание, 1906. — 352 с. — (Полное собрание сочинений). — [Хранится в РГБ].
  • Гарин-Михайловский, Н. Г. Рассказы. Т. 5 / Н. Гарин. — Санкт-Петербург : Знание, 1908. — 317 с. — (Полное собрание сочинений). – [Хранится в РГБ].
  • Гарин-Михайловский, Н. Г. Рассказы. Т. 6 / Н. Гарин. — Санкт-Петербург : Знание, 1908. — 283 с. — (Полное собрание сочинений). — [Хранится в РГБ].
  • Гарин-Михайловский, Н. Г. Деревенские панорамы ; На ходу ; Сочельник в русской деревне. Т. 7 / Н. Гарин — Санкт-Петербург : Знание, 1908. — 257 с. — (Полное собрание сочинений). — [Хранится в РГБ].
  • Гарин-Михайловский, Н. Г. Сказки для детей / Н. Гарин (Н. Г. Михайловский). — Санкт-Петербург : издание товарищества «Общественная польза», 1909. — 127 с. ; ил. — [Хранится в РНБ].
  • Гарин-Михайловский, Н. Г. В сутолоке провинциальной жизни. 1886-1896 г. Т. 8 / Н. Гарин. — Санкт-Петербург : Знание, 1910. — 268 с. — (Полное собрание сочинений). — [Хранится в РГБ].
  • Гарин-Михайловский, Н. Г. Инженеры. Т. 4 / Н. Гарин. — 2-е изд. — Санкт-Петербург : Знание, 1911. — 305 с. — (Полное собрание сочинений). — [Хранится в РГБ].
  • Гарин-Михайловский, Н. Г. Тема и Жучка : рассказ / Н. Гарин ; рис. М. Михаэлис. — Москва ; Ленинград : Гос. изд-во, 1927. — 28 c. : ил. – [Хранится в РГБ].
  • Гарин-Михайловский, Н. Г. День в гимназии : рассказ для детей / Н. Гарин ; рис. А. Ермолаева. – Москва ; Ленинград : Гос. изд-во, 1930. — 14 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Гарин-Михайловский, Н. Г. Детство Темы. Гимназисты. Студенты : в 3 книгах / Н. Гарин ; предисл. М. Бочарер. — [Москва] : Мол. гвардия, 1936. – 3 т. — [Хранится в РГБ].
  • Гарин-Михайловский, Н. Г. Избранные сочинения / Н. Г. Гарин-Михайловский ; текст подгот. И. Воробьевой ; вступ. ст. А. Волкова. — Москва : Гослитиздат, 1950. — VII, 300 с. — [Хранится в РГБ].
  • Гарин-Михайловский, Н. Г. Собрание сочинений : в 5 томах. Т. 1 : Детство Тёмы. Гимназисты. — Москва : Государственное издательство художественной литературы, 1957. — 522 с.
  • Гарин-Михайловский, Н. Г. Собрание сочинений : в 5 томах. Т. 2 : Студенты. Инженеры. — Москва : Государственное издательство художественной литературы, 1957. — 563 с.
  • Гарин-Михайловский, Н. Г. Собрание сочинений : в 5 томах. Т. 3 : Очерки и рассказы. 1888–1895. — Москва : Государственное издательство художественной литературы, 1957. — 653 с.
  • Гарин-Михайловский, Н. Г. Собрание сочинений : в 5 томах. Т. 4 : Очерки и рассказы. 1895–1906. — Москва : Государственное издательство художественной литературы, 1958. — 723 с. — [Хранится в РГБ].
  • Гарин-Михайловский, Н. Г. Собрание сочинений : в 5 томах. Т. 5 : По Корее, Маньчжурии и Ляодунскому полуострову ; Вокруг света ; Корейские сказки ; Сказки для детей ; Пьесы ; Воспоминания, статьи. 1894–1906. — Москва : Государственное издательство художественной литературы, 1958. — 719 с. — [Хранится в РГБ].
  • Гарин-Михайловский, Н. Г. Корейские сказки. — Москва : Гослитиздат, 1956. — 71 с. — [Хранится в РГБ].
  • Гарин-Михайловский, Н. Г. Детство Темы ; Гимназисты / Н. Г. Гарин-Михайловский. — Москва : Эксмо, 2010. — 605 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Гарин-Михайловский, Н. Г. Детство Тёмы / Н. Г. Гарин-Михайловский. — Москва : АСТ ; Владимир : Астрель ; 2010. — 281 с. — [Хранится в РГБ].
  • Гарин-Михайловский, Н. Г. Награда царя птиц : корейские сказки / рассказали для детей Нисон Ходза и Николай Гарин-Михайловский ; ил. Николая Кочергина. — Москва : НИГМА, 2012. — 171 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Гарин-Михайловский, Н. Г. Детство Тёмы : автобиографическая повесть / Н. Г. Гарин-Михайловский ; худож. Д. Штеренберг. — Москва : Детская лит., 2013. — 216 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Гарин-Михайловский, Н. Г. История одной школы : рассказы, сказки / Н. Гарин-Михайловский. — Москва : Искателькнига, 2016. — 62 с. – [Хранится в РГБ].
  • Гарин-Михайловский, Н. Г. Тёма и Жучка : рассказ / Н. Гарин-Михайловский ; худож. Д. Штеренберг. – Москва : ЭНАС-КНИГА, 2016. – 15 с. : ил. — (Новые старые книжки).
  • Гарин-Михайловский, Н. Г. Детство Тёмы : повесть / Н. Г. Гарин-Михайловский. – Москва : Стрекоза, 2017. — 221 с. — (Школьная программа).
  • Гарин-Михайловский, Н. Г. Детство Тёмы : из семейной хроники / Николай Гарин-Михайловский. — Санкт-Петербург : Азбука, 2019. — 251 с. — [Хранится в РГБ].
  • Гарин-Михайловский, Н. Г. Детство Тёмы / Н. Г. Гарин-Михайловский. — Москва : АСТ, 2019. — 288 с. — (Классика для школьников. КШ).

Гарин-Михайловский / Сборники

  • «Бежим в страну краснокожих!» : замеч. приключения храбрых юных путешественников. — Москва ; Петроград : Книга, 1923. — 60 с. : ил. — [Хранится в РНБ].
  • Рассказы и сказки русских писателей. — Москва : Детгиз, 1954. — 159 с. — [Хранится в РГБ].
  • Универсальная хрестоматия. 3 класс / отв. ред. А. Жилинская. — Москва : Эксмо, 2014. — 383 с. — [Хранится в РГБ].
  • Береги честь смолоду : лучшие произведения русских писателей о дружбе, верности и чести / сост. А. Н. Маневич. — Москва : Белый город, 2014. — 286 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Сказки русских писателей / сост. Владимир Кузьмин ; рис. Бориса Зворыкина. — Москва : ОЛМА Медиа Групп, 2014. — 447 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Рассказы о собаках : сборник / худож. П. Гавин. — Москва : Искательпресс, 2016. — 61 с. — [Хранится в РГБ].
  • Литературное чтение. 4 класс : учебное пособие : в двух частях / авторы-составители Л. А. Ефросинина, М. И. Оморокова. — 7-е изд., перераб. — Москва : Вентана-Граф, 2020. — [Хранится в РГБ].

Гарин-Михайловский / Книги в Национальной электронной детской библиотеке

  • Гарин-Михайловский, Н. Г. Сказки для детей / Н. Гарин (Н. Г. Михайловский). — Текст : электронный. — Санкт-Петербург : Издание «Общественная польза», 1909. — Режим доступа: Открытый доступ
  • Гарин-Михайловский, Н. Г. Детство Темы / Н. Гарин ; автолитографии Вс. Воинова. — Текст : электронный. — Москва : Детиздат, 1936. — 176 с. — Режим доступа: Открытый доступ
  • Гарин-Михайловский, Н. Г. Детство Темы / Гарин Н. ; рисунки Вс. Воинова. — Текст : электронный. — Москва : Детиздат, 1937. — 224 с.
  • Гарин-Михайловский, Н. Г. Тема и Жучка / Н. Г. Гарин ; худож. С. Закржевская. — Текст : электронный — М. : Детгиз, 1947. — 31 с. : ил.
  • Гарин-Михайловский, Н. Г. Детство Темы / Н. Г. Гарин. — Текст : электронный. — Рига : Латгосиздат, 1949. — 143 с. — Режим доступа: Открытый доступ
  • Гарин-Михайловский, Н. Г. Детство Темы / Н. Г. Гарин-Михайловский; рис. А. Давыдовой. — Текст : электронный. — Москва : Детгиз, 1961. — 159 с. — Режим доступа: Открытый доступ

Гарин-Михайловский / Диафильмы

  • Гарин-Михайловский, Н. Г. Тема и Жучка : диафильм / Н. Г. Гарин-Михайловский ; ил. И. Д. Архипов. — Москва : Диафильм, 1964. (Москва : РГДБ). — 1 дф. (37 кд.) : цв. – Режим доступа: Оригинал хранится в РГДБ.

Мультфильмы и экранизации

  • Детство Темы (ТВ). Реж. Е. Стрижевская. СССР, 1990.
  • Как Ниночка царицей стала. Мультипликационный фильм. Реж. С. Олифиренко. СССР, 1990.
  • Чепоги. Мультипликационный фильм. Реж. Л. Эстрин. Россия, 2007.

О жизни и творчестве

  • Гордович К. Д. Гарин Н. // Русские писатели. 1800–1917 : биографический словарь / редкол.: П. А. Николаев (гл. ред.) и др. — Москва : Советская энциклопедия, 1989. — Т. 1 : А — Г. — С. 524–526. — [Хранится в РГБ].
  • Гордович К. Д. Н. Г. Гарин-Михайловский : личность и творчество : монография / К. Д. Гордович. — Санкт-Петербург : Petronivs, 2014. — 311 с. — [Хранится в РГБ].
  • Гордович К. Д. Н. Г. Гарин-Михайловский и писатели-современники : учеб. пособие по спецкурсу / Хабаров. гос. пед. ин-т. — Хабаровск : Хабаров. ГПИ, 1984. —136 с. — [Хранится в РНБ].
  • Елпатьевский, С. Я. «Близкие тени» С. Елпатьевского : [Ч. 1] : Воспоминания о Г. И. Успенском, Н. К. Михайловском, А. П. Чехове, Н. Г. Гарине-Михайловском. — 1909. — 109 с. — [Хранится в РНБ].
  • Крылова М. А. Решение вопроса о жизни и смерти в повести Н. Гарина-Михайловского «Детство Темы» : (к пробл. традиций) // Проблема традиций в русской литературе. — Нижний Новгород, 1998. — С.88–95. — [Хранится в РНБ].
  • Куприн А. Памяти Н. Г. Михайловского (Гарина) : читано на вечере, посвящ. Н. Г. Михайловскому // Куприн Александр Иванович Куприн А. Собр. соч. — Москва, 1973. — Т. 9. — С.43–47. — [Хранится в РГБ].
  • Литвиненко А. А. Анализ художественного времени в автобиографической повести Н. Г. Гарина-Михайловского «Детство Темы» // Анализ художественного текста. — Йошкар-Ола, 1991. — С.78–88. — [Хранится в РНБ].
  • Миронов Г. М. Гарин Н. // Краткая литературная энциклопедия. Т. 2 : Гаврилюк — Зюльфигар Ширвани / гл. ред. А. А. Сурков. — Москва : Советская энциклопедия, 1964. — С. 66–68.
  • Миронов Г. М. Поэт нетерпеливого созидания. Н. Г. Гарин-Михайловский. Жизнь. Творчество. Общественная деятельность. — Москва : Наука, 1965. — 159 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Н. Г. Гарин-Михайловский в воспоминаниях современников / сост., авт. предисл. и примеч. Юдина И. М. — Новосибирск : Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1967. — 175 с. : ил.
  • Николина Н. А. «Простота формы и полная искренность тона»: (композиционно-стилистическое своеобразие повести Н. Г. Гарина-Михайловского «Детство Темы») // Рус. яз. в шк. — 1997. — № 1. — С. 70–76.
  • Сафонов В. Воспоминания о [Н. Г.] Гарине-Михайловском // Звезда. — 1979. — № 6. — С. 179–187.
  • Толстой А. Н. «Автобиография» [авг. 1932] / вступ. заметка, публ. и коммент. Е. Ю. Литвин // Волга. — 1985. — № 4. — С. 148–150.
  • Чуковский К. Гарин // Чуковский К. Современники : портреты и этюды. — Москва : Мол. гв., 1962. — С. 207–229. — [Хранится в РГБ].
  • Чуковский К. Путеводитель к счастью (Н. Гарин) : критический этюд // Нива. — 1915. — № 47 (21 нояб.). — С. 870–873 : ил.; № 48 (28 нояб.). — С. 884–888 : ил. — [Хранится в РНБ].
  • Шаламов В. Т. Гарин-Михайловский // Шаламов В. Т. Собрание сочинений : в 6 т. Т. 5 : Эссе и заметки ; Записные книжки 1954–1979. — Москва, 2005. – С. 223–224. — [Хранится в РГБ].
  • Юдина И. М. Н. Г. Гарин-Михайловский : жизнь и лит.-обществ. деятельность / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушк. дом) ; отв. ред. В. П. Вильчинский. — Ленинград : Наука, 1969. —238 с. : ил. — [Хранится в РНБ].

Памятники

  • Бюст Н. Г. Гарина-Михайловского перед школой № 151 г. Новосибирска (1986). Авт. А. К. Крутиков.

https://ria.ru/20211219/rozhdestvo-1764298961.html

«Веселее Рождества». Почему Никола Зимний — самый любимый в народе праздник

«Веселее Рождества». Почему Никола Зимний — самый любимый в народе праздник — РИА Новости, 19.12.2021

«Веселее Рождества». Почему Никола Зимний — самый любимый в народе праздник

Православные христиане 19 декабря чтут память святителя Николая Чудотворца. С Николой Зимним — так называют этот праздник в народе — связано много почти забытых РИА Новости, 19.12.2021

2021-12-19T08:00

2021-12-19T08:00

2021-12-19T08:14

религия

бари

санта-клаус

аналитика — религия и мировоззрение

николай чудотворец

мир

россия

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/0c/11/1764189094_0:239:3072:1967_1920x0_80_0_0_2a8b6060f9ed6b58c09e21d6657d31b6.jpg

МОСКВА, 19 дек — РИА Новости, Никита Бизин. Православные христиане 19 декабря чтут память святителя Николая Чудотворца. С Николой Зимним — так называют этот праздник в народе — связано много почти забытых обычаев и традиций. О самых интересных — в материале РИА Новости.Праздник посреди постаЗа столом, ломящимся от угощений, — вся семья. С песнями-плясками, пробираясь сквозь сугробы, от дома к дому ходит молодежь. Дети с трепетом заглядывают под подушки в надежде найти подарки. И все это — три, а то и четыре дня.Так сегодня справляют Рождество или Новый год. А полтора-два века назад с таким же размахом в России праздновали Николу Зимнего.В церковном календаре он называется Днем памяти святителя Николая Мирликийского Чудотворца. Отмечают в самый разгар Рождественского поста, когда устав предписывает воздерживаться от скоромной пищи и всякого веселья.Церковные правила даже «в продолжение святок, праздничный период от Рождества до Крещения Господня, запрещали заводить игрища, производить по улицам пляски и петь соблазнительные песни». Так почему же строгое предписание не работало 19 декабря?Ответ прост: в Русской церкви, пожалуй, нет более популярного святого, чем Николай Чудотворец. Именно ему посвящено больше всего храмов.Хотя, казалось бы, он так далек от наших краев — жил в Малой Азии в IV веке, когда Руси не было и в помине.Однако с принятием христианства «Житие святителя Николая» быстро распространилось по русским землям. Оно звучало в храмах на богослужении, его передавали изустно от дома в дом. Больше всего простые верующие любили красочные рассказы о чудесах, которые совершал святой.По одному из них в городе Миры, где служил Угодник, жил нищий вдовец с тремя дочерями. Никто не брал их замуж без приданого. В отчаянии старик решил отдать девушек в блудницы, чтобы хоть немного заработать.Об этом узнал святитель Николай. Три ночи подряд он незаметно приходил к их дому и бросал в окно по мешочку с золотом. Вдовец, желая выяснить, кто благодетель, подкараулил святого. Но тот уговорил сохранить все в тайне.Народная любовьОт этого предания пошло поверье, что Чудотворец приносит каждому подарки. В Средние века образ «Николы с мешочком» стал одним из самых популярных в иконографии.»В Западной Европе, например, он со временем превратился в культ знаменитого Санта-Клауса — главного рождественского персонажа», — говорит известный церковный публицист, клирик Иваново-Вознесенской епархии, иеромонах Макарий (Маркиш).На Руси существовала такая же легенда. Кое-где начало зимних Святок (окончание Рождественского поста) приурочивали не к Рождеству Христову, а к Николиному дню.Некоторые даже считали Угодника одним из Святой Троицы. «Поверье пошло от тройных иконок, на которых изображены вместе Спаситель, Богородица и Чудотворец», — поясняет отец Макарий.А в отдаленных губерниях простые люди и вовсе называли святого самим Христом. Русский писатель и собиратель фольклора Аполлон Коринфский описывал такое предание: 19 декабря Никола Зимний, как Спаситель, «спускается с небесных полей на оснеженную землю и шествует по лицу земли Русской, обходя ее — обыденкой (в один день) — из конца в конец. И убегают от него, еще загодя, все духи тьмы».»Это, конечно, невежество, — отмечает иеромонах Макарий (Маркиш). — Но оно укоренено в привязанности к образу Николая Чудотворца. Чем-то он, видимо, себя зарекомендовал в земной жизни. И осталась о нем добрая память у народа».На широкую ногуПоэтому-то люди со спокойной душой и нарушали Рождественский пост, чтобы отметить Николу Зимнего. Общее веселье — никольщина — длилось полнедели.Из-за чрезвычайной популярности святого, помимо зимних гуляний, устраивали и весенние — 22 мая. Тогда в Церкви праздновали перенесение мощей Николая Чудотворца из Мир Ликийских в итальянский город Бари. В народе торжество называли Никола Вешний.»Но весна — период напряженных полевых работ. Не до праздника. Зимой у крестьян было свободное время, чтобы отметить», — объясняет фольклорист Екатерина Дорохова.Никола Зимний — один из немногих дней, когда в деревнях и селах устраивали братчины — пиры, на которые собирался и стар, и млад. Центральное событие — обряд «сучить свечу»: на стол подавали сотовый мед, а после трапезы из воска делали свечку.»На русско-белорусском пограничье был и другой обычай, — рассказывает Дорохова. — Там в любой деревне с незапамятных времен хранили большую толстую свечу из грубого воска. В течение года она стояла в доме у одной хозяйки. А на Николу Зимнего ее торжественно передавали в другую избу».По словам фольклориста, процесс передачи был очень похож на свадебный обряд: для свечи шили платье, как для невесты. Прежние хозяева несли ее новым, как на выданье. А на месте встречи устраивали нечто вроде свадебного пиршества.Не обходился праздник без пива, считавшегося постным напитком. Его варили в большом котле, собрав нужные ингредиенты с каждого крестьянина. Угощали тоже всех желающих. С приходом советской власти веселые традиции Николы Зимнего быстро забылись. Однако, по словам ученых, жители отдаленных деревень и сел по-прежнему его отмечают. Поэтому не исключено, что некогда самый популярный на Руси праздник возродится.

https://ria.ru/20211128/khristiane-1760961218.html

бари

мир

россия

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2021

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/0c/11/1764189094_313:0:3044:2048_1920x0_80_0_0_ebce5cafe7a377939aabf09e6ecde954.jpg

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

бари, санта-клаус, аналитика — религия и мировоззрение, николай чудотворец, мир, россия

МОСКВА, 19 дек — РИА Новости, Никита Бизин. Православные христиане 19 декабря чтут память святителя Николая Чудотворца. С Николой Зимним — так называют этот праздник в народе — связано много почти забытых обычаев и традиций. О самых интересных — в материале РИА Новости.

Праздник посреди поста

За столом, ломящимся от угощений, — вся семья. С песнями-плясками, пробираясь сквозь сугробы, от дома к дому ходит молодежь. Дети с трепетом заглядывают под подушки в надежде найти подарки. И все это — три, а то и четыре дня.

Так сегодня справляют Рождество или Новый год. А полтора-два века назад с таким же размахом в России праздновали Николу Зимнего.

В церковном календаре он называется Днем памяти святителя Николая Мирликийского Чудотворца. Отмечают в самый разгар Рождественского поста, когда устав предписывает воздерживаться от скоромной пищи и всякого веселья.

Церковные правила даже «в продолжение святок, праздничный период от Рождества до Крещения Господня, запрещали заводить игрища, производить по улицам пляски и петь соблазнительные песни». Так почему же строгое предписание не работало 19 декабря?

Ответ прост: в Русской церкви, пожалуй, нет более популярного святого, чем Николай Чудотворец. Именно ему посвящено больше всего храмов.

Хотя, казалось бы, он так далек от наших краев — жил в Малой Азии в IV веке, когда Руси не было и в помине.

Однако с принятием христианства «Житие святителя Николая» быстро распространилось по русским землям. Оно звучало в храмах на богослужении, его передавали изустно от дома в дом. Больше всего простые верующие любили красочные рассказы о чудесах, которые совершал святой.

По одному из них в городе Миры, где служил Угодник, жил нищий вдовец с тремя дочерями. Никто не брал их замуж без приданого. В отчаянии старик решил отдать девушек в блудницы, чтобы хоть немного заработать.

Об этом узнал святитель Николай. Три ночи подряд он незаметно приходил к их дому и бросал в окно по мешочку с золотом. Вдовец, желая выяснить, кто благодетель, подкараулил святого. Но тот уговорил сохранить все в тайне.

Народная любовь

От этого предания пошло поверье, что Чудотворец приносит каждому подарки. В Средние века образ «Николы с мешочком» стал одним из самых популярных в иконографии.

«В Западной Европе, например, он со временем превратился в культ знаменитого Санта-Клауса — главного рождественского персонажа», — говорит известный церковный публицист, клирик Иваново-Вознесенской епархии, иеромонах Макарий (Маркиш).

На Руси существовала такая же легенда. Кое-где начало зимних Святок (окончание Рождественского поста) приурочивали не к Рождеству Христову, а к Николиному дню.

Некоторые даже считали Угодника одним из Святой Троицы. «Поверье пошло от тройных иконок, на которых изображены вместе Спаситель, Богородица и Чудотворец», — поясняет отец Макарий.

А в отдаленных губерниях простые люди и вовсе называли святого самим Христом. Русский писатель и собиратель фольклора Аполлон Коринфский описывал такое предание: 19 декабря Никола Зимний, как Спаситель, «спускается с небесных полей на оснеженную землю и шествует по лицу земли Русской, обходя ее — обыденкой (в один день) — из конца в конец. И убегают от него, еще загодя, все духи тьмы».

«Это, конечно, невежество, — отмечает иеромонах Макарий (Маркиш). — Но оно укоренено в привязанности к образу Николая Чудотворца. Чем-то он, видимо, себя зарекомендовал в земной жизни. И осталась о нем добрая память у народа».

На широкую ногу

Поэтому-то люди со спокойной душой и нарушали Рождественский пост, чтобы отметить Николу Зимнего. Общее веселье — никольщина — длилось полнедели.

Из-за чрезвычайной популярности святого, помимо зимних гуляний, устраивали и весенние — 22 мая. Тогда в Церкви праздновали перенесение мощей Николая Чудотворца из Мир Ликийских в итальянский город Бари. В народе торжество называли Никола Вешний.

«Но весна — период напряженных полевых работ. Не до праздника. Зимой у крестьян было свободное время, чтобы отметить», — объясняет фольклорист Екатерина Дорохова.

Никола Зимний — один из немногих дней, когда в деревнях и селах устраивали братчины — пиры, на которые собирался и стар, и млад. Центральное событие — обряд «сучить свечу»: на стол подавали сотовый мед, а после трапезы из воска делали свечку.

«На русско-белорусском пограничье был и другой обычай, — рассказывает Дорохова. — Там в любой деревне с незапамятных времен хранили большую толстую свечу из грубого воска. В течение года она стояла в доме у одной хозяйки. А на Николу Зимнего ее торжественно передавали в другую избу».

По словам фольклориста, процесс передачи был очень похож на свадебный обряд: для свечи шили платье, как для невесты. Прежние хозяева несли ее новым, как на выданье. А на месте встречи устраивали нечто вроде свадебного пиршества.

Не обходился праздник без пива, считавшегося постным напитком. Его варили в большом котле, собрав нужные ингредиенты с каждого крестьянина. Угощали тоже всех желающих.

С приходом советской власти веселые традиции Николы Зимнего быстро забылись. Однако, по словам ученых, жители отдаленных деревень и сел по-прежнему его отмечают. Поэтому не исключено, что некогда самый популярный на Руси праздник возродится.

  • Рассказы о природе бианки слушать
  • Рассказы о порке мальчиков
  • Рассказы о пионерах героях для 4 класса читать
  • Рассказы о поединках женщин
  • Рассказы о переходном возрасте