Рассказы о русских святых

9 декабря 2021 г. 17:30в доковидную пору в рождественские и пасхальные дни православные паломники устремлялись на святую землю, однако вот

9 декабря 2021 г. 17:30

В «доковидную» пору в рождественские и пасхальные дни православные паломники устремлялись на Святую Землю, однако вот уже два года сделать это довольно трудно. О том, как живут в Израиле без паломников, какие ограничения и QR-коды действуют в стране и как в условиях пандемии подать записки к рождественской службе на Святой Земле, порталу «Интерфакс-Религия» рассказал секретарь Русской духовной миссии в Иерусалиме игумен Никон (Головко).

— Как будут праздновать Рождество на Святой Земле в этом году? Будут ли какие-то ограничения, связанные с коронавирусом? По состоянию на 2 декабря Минздрав Израиля не присвоил «красный» статус опасности ни одному крупному городу страны. Можно ли сказать, что ситуация в целом стабильна?

— Уверен, что на богослужебный строй празднования Рождества Христова в Святой Земле ограничения, принятые сегодня в связи с COVID-19, не повлияют: в отличие от прошлого года, все праздничные богослужения будут совершены в открытом режиме, причем есть большая надежда, что и в церковных службах, и особенно в уличных праздничных процессиях в этом году примет участие гораздо большее количество христиан, чем в предыдущем. Возможно, Министерство здравоохранения Израиля введет некоторые ограничения на присутствие внутри храмов особенно большого числа богомольцев — об этом мы узнаем уже в преддверии 25 декабря, когда Рождество празднуют католические общины Святой Земли, но учитывая то, что сегодня границы страны закрыты для въезда иностранцев, не думаю, что эти ограничения будут действительно серьезными. Важно понимать: несмотря на то, что Святую Землю в целом, а Иерусалим и Вифлеем в особенности, можно назвать колыбелью христианства, христианские праздники в наше время не собирают здесь такое значительное количество паломников или туристов, как, к примеру, праздники иудейские и мусульманские. Поэтому для сохранения контроля над ситуацией с COVID-19 в стране местные власти в первую очередь шли на ограничения во время именно этих праздников — иудейских и мусульманских.

В целом можно сказать, что ситуация в Израиле и на Палестинских территориях стабильная, заболеваемость контролируется, и всплесков не ожидается. Однако, и это тоже совершенно очевидно, властям надо быть осмотрительными и взять сейчас некоторую паузу, чтобы понять, как новые штаммы вируса будут себя вести. Уверен, что множество верующих захочет приехать в Иерусалим в пасхальный период 2022 года, и власти страны должны подготовить для этого наплыва паломников надежную базу.

— Правительство Израиля сообщило 27 ноября о решении временно закрыть границы для большинства иностранных граждан. Приедут ли хоть какие-то паломники к католическому, а потом и к православному Рождеству? Как вообще обстояли дела с паломничеством в 2020-2021 годах?

— Не думаю, что к православному Рождеству, а тем более к католическому, которое будет праздноваться совсем скоро, власти пойдут на открытие границ, а значит, приезда паломников ожидать не приходится. Анализируя шаги Минздрава и кабмина Израиля за последние год-полтора, можно сделать вывод, что границы откроются не ранее, чем через месяц. Впрочем, был бы рад ошибаться! В любом случае, уверен, что планировать поездку на православное Рождество и тем более покупать авиабилеты — дело сейчас рискованное. Нам нужно дождаться Пасхи: я ожидаю возврата к более-менее нормальному образу жизни именно к пасхальному периоду 2022 года.

— Действуют ли в Израиле QR-коды и возможно ли их введение для посещения храмов и других святых мест страны?

— Да, при входе в некоторые общественные места, как, например, в библиотеки, спортзалы, кафе или рестораны, расположенные в закрытых помещениях, в Израиле принято предъявлять так называемый «зеленый паспорт» либо сертификат о вакцинации. Впрочем, надо признать, правило это частенько игнорируется как со стороны посетителей, так и со стороны самих сотрудников: дело в том, что шестая часть населения этой страны — выходцы из наших российских пределов, люди по природе своей свободолюбивые, а именно наши люди чаще всего здесь и работают в общественной сфере, и посещают подобные заведения.

Совершенно не склонен думать, что введения кодов или пропусков следует ожидать при посещении храмов: пик заболеваемости явно прошел, ситуация под контролем, поэтому нет нужды так осложнять жизнь местных верующих. Тем более, что как только Минздрав начинает касаться вопросов посещения храмов, здесь сразу под этим видится определенный момент ущемления религиозных прав, а это чревато неприятностями.

— Как наши верующие смогут подать записки для того, чтобы священники помолились об их родных и близких на Святой Земле?

— Сейчас, в это нестабильное время, есть один надежный способ подать записки — через Интернет. В сети существует множество сайтов и сервисов по приему поминаний в Святую Землю, но я ничего не знаю об их работе, а потому буду говорить о том, что знаю досконально: на сайте Русской духовной миссии, которая, к слову сказать, является официальным и единственным представительством Русской Православной Церкви в Святой Земле, уже более трех лет работает специальный раздел для подачи подобных поминаний. Записки, поданные через сайт миссии, распределяются по всем ее храмам в Святой Земле в зависимости от того, как того захочет подавший их человек.

Искренне надеюсь, что в скором времени каждый верующий вновь сможет приехать в Святую Землю и сам, лично подать свою записку в храме, но пока такая возможность не открылась, будем пользоваться тем, что нам под силу.

— Как сейчас обстоят дела на «русских» участках в Израиле? Какие работы проводит наша духовная миссия?

— В Святой Земле сейчас время жаркое — везде ведутся ремонтные и реставрационные работы, многое отстраивается заново. Оправившись от первого шока, который принес с собой COVID-19, люди поняли, что нельзя больше терять время: нужно обновлять паломнические дома и туристические отели, реконструировать инфраструктуру, строить новые современные и удобные для гостей страны объекты. Поэтому сегодня по всей стране — и в государственном, и в частном секторе — кипит работа, по улицам то и дело ездят грузовики со строительными материалами и «миксеры» с бетоном, все обновляется в ожидании открытия границ.

Миссия не стоит в стороне от этих процессов, на всех без исключения наших подворьях ведутся серьезные и дорогостоящие ремонтные и строительные работы: где-то меняем в храмах окна и ремонтируем кровлю, где-то перестраиваем паломнические дома и благоустраиваем территории, где-то возводим новые объекты и строим другие новые планы.

Святая Земля устала от одиночества без богомольцев-паломников, а потому всё и вся здесь готовятся к новой жизни «после ковида».

«Интерфакс-Религия»/Патриархия.ru

В год 800-летия со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского Фонд содействия возрождению традиций милосердия и благотворительности «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество» открывает передвижную стендовую выставку «Святой Благоверный Князь Александр Невский — небесный покровитель русских императоров», подготовленную при поддержке Министерства культуры РФ, Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы, Департамента культуры Брянской области и Института всеобщей истории РАН. Экспозиция посвящена истории почитания выдающегося полководца и правителя — святого благоверного князя Александра Невского, небесного покровителя трех российских Императоров Александра I, Александра II и Александра III.

Торжественное открытие выставки состоялось в Правительстве Брянской области.

Прославляя Отечество и сохраняя благочестие, святой благоверный Князь Александр Невский своим государственным служением явил пример мудрости, мужества и отваги. Сын Великого Князя Киевского и Владимирского Ярослава Всеволодовича в 16 лет был призван на княжение в Новгород. В 1240 году в возрасте 19 лет юный князь отразил нашествие шведов, разбив их на реке Неве. Успех в битве принес ему славу и прозвание «Невский». В 1242 году во время Ледового побоища на Чудском озере русское войско во главе с князем разгромило отряд рыцарей Ливонского ордена. Эта победа не только защитила на долгие годы Русь от посягательств с Запада, но и обеспечила независимость Русской Православной церкви и русского народа от римской католической церкви. В выборе приоритетных направлений внешней политики Князь Александр Невский проявил себя как прозорливый государственный деятель, одаренный полководец и дипломат. Жестко пресекая попытки западных государств завоевать Русь и уничтожить православную веру, князь заложил основы приемлемых взаимоотношений с Золотой Ордой, правители которой не посягали на духовное достояние русского народа. Благодаря Александру Невскому Русь была избавлена от жестоких монголо-татарских набегов и это явилось началом пути к освобождению от монголо-татарского ига.

Князь Александр Ярославич Невский всегда благоговейно почитался русским народом. В 1547 году на Поместном Соборе Русской Православной Церкви, созванном митрополитом Макарием, Александр Невский был прославлен в лике святых. XIX век был ознаменован сооружением множества Александро-Невских храмов в Санкт-Петербурге, Москве и по всей России. В этот период Россией правили три Императора, небесным покровителем которых являлся святой благоверный князь Александр Невский. Более ста лет во имя Святого князя воздвигались храмы с благодарением и молитвой о небесном заступничестве, о мире и благоденствии российского народа.

На выставке рассказывается о почитании святого благоверного князя Александра Невского представителями Императорского Дома Романовых. 800-летие со дня рождения этого выдающегося государственного деятеля в 2022 году пересекается с ещё одной важной юбилейной датой — 350-летием со дня рождения Императора Петра Первого, решением которого в 1724 году состоялось перенесение мощей святого благоверного князя Александра Невского из Владимира в столицу Российской Империи — Санкт-Петербург. Это событие происходило в третью годовщину заключения Ништадтского мира, установившего «вечный ненарушимый мир на земле и воде… истинное согласие» между Россией и Швецией. Святой благоверный князь стал небесным покровителем города, защитником Отечества и российской государственности, а перенос его мощей освятил преемственность государственной власти от Рюриковичей к Императорскому Дому Романовых.

Орден Святого Благоверного Князя Александра Невского, учрежденный в 1725 году, вручался за особые заслуги перед Отечеством и преданность Государю. Его кавалерами являлись видные государственные деятели России и зарубежья, таким образом, с именем святого благоверного князя укреплялось дружественное общение между Россией и иностранными государствами.

Посетители выставки узнают о подвижнической и просветительской деятельности представителей Императорского Дома Романовых, связанной с именем святого благоверного князя Александра Невского, о храмоздательстве и почитании этого выдающегося защитника Отечества. Отдельный раздел экспозиции посвящен истории создания благотворительных учреждений в честь святого благоверного князя Александра Невского. Их попечителями являлись российские Государи, небесным покровителем которых был святой благоверный князь. Специалистами Фонда «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество» подготовлены лифлет и путеводитель по выставке, которая сопровождается мультимедийным контентом.

Презентация выставки состоится 29 декабря в 17.00 в Брянском областном художественном музейно-выставочном центре по адресу: Брянск, ул. Емлютина, д.39 с участием студентов факультета истории и международных отношений Брянского государственного университета имени академика И. Г. Петровского.

Создано: 28 дек. 2021 г. 11:01:09

Неделя 2-я по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Русской просиявших

Календарные заметки:

Служба совершается по Октоиху и Минее-Май (М., Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002. Ч. 3). На утрене поется величание Всем святым, в земле Русской просиявшим.

Порядок чтений, согласно календарю:

21. Неделя 2-я по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Русской просиявших[114]. Глас 1-й.

Всех преподобных и богоносных отцов, во Святой Горе Афонской просиявших (переходящее празднование в Неделю 2-ю по Пятидесятнице)[115]. Мч. Иулиана Тарсийского. Обретение мощей прп. Максима Грека (службу зри 21 января). Мч. Иулиана Египетского и иже с ним. Прп. Анастасии, матери свт. Саввы Сербского. Всех святых, в Болгарии просиявших (переходящее празднование в Неделю 2-ю по Пятидесятнице)[116].

Блгв. кн. Феодора Стародубского.

Воскресная служба Октоиха совершается вместе со службой Всех святых, в земле Русской просиявших (см.: Минея-Май. Ч. 3. С. 308–387)[117].

Примечание. Служба Всех преподобных и богоносных отцов, во Святой Горе Афонской просиявших, может быть перенесена на субботу, 20 июня. Рядовая служба Минеи (мч. Иулиана Тарсийского) может быть перенесена на повечерие одного из предшествующих или последующих дней.

На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 1-й – 4, и русских святых, глас 3-й и глас 8-й – 6 (последняя стихира, глас 8-й: «Святых память…» – не поется). «Слава» – русских святых, глас 1-й: «Веселися о Господе…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Всемирную славу…».

Вход. Прокимен дня, глас 6-й: «Господь воцарися…», со стихами (по обычаю). Паримии русских святых – 3.

На литии стихира храма и стихиры русских святых, глас 8-й и гласы 1-й–8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи (на ряду), глас 8-й: «Срадуйтеся с нами…»[118]; или Богородичен воскресный, глас 8-й: «Безневестная Дево…».

На стиховне стихиры воскресные, глас 1-й. «Слава» – русских святых, глас 2-й: «Новый доме Евфрафов…»[119], «И ныне» – Богородичен Минеи (на ряду), глас 2-й: «Вышнии лицы…», или глас 8-й: «О, преславнаго чудесе!..»; или Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «О чудесе новаго…»[120].

По Трисвятом – «Богородице Дево…» (дважды) и тропарь русских святых, глас 8-й (единожды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 1-й (дважды). «Слава» – тропарь русских святых, глас 8-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Иже нас ради…».

Примечание. В Минее предлагается особый устав пения тропарей на «Бог Господь» (на усмотрение настоятеля): тропарь воскресный, глас 1-й: «Камени запечатану…» (единожды), тропарь русских святых, глас 8-й: «Якоже плод красный…» (единожды). «Слава» – ин тропарь русских святых, глас 4-й: «Иерусалима Вышняго гражданы…», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Днесь светло красуется Православная Русь…».

Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные[121].

Полиелей. Величание русских святых и избранный псалом на оба лика. Без заключительного «Слава, и ныне», сразу после последнего стиха избранного псалма и величания, поем тропари воскресные, глас 5-й: «Ангельский собор…». Ипакои гласа: «Разбойничо покаяние…». Седальны русских святых по 1-м и 2-м стихословии (по единожды (без Богородичнов): от 1-го стихословия – глас 3-й: «Мужайся, Христова Церковь…»; от 2-го стихословия – глас 1-й: «Аще и глаголют…») и полиелейный седален, глас 5-й: «Красуйся, светися, Русь…». «Слава» – ин полиелейный седален, глас 3-й: «Светло совершающе…», «И ныне» – Богородичен, глас 4-й: «Яко необоримую стену…». Степенны гласа. Прокимен воскресный, глас 1-й: «Ныне воскресну, глаголет Господь…». Евангелие воскресное 2-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…»[122].

Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Октоиха) на 2 и русских святых на 8.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Отверзу уста моя…».

По 3-й песни – кондак и икос русских святых, глас 3-й; седален русских святых, глас 7-й: «Нощней тьме огустевающей…». «Слава, и ныне» – седален ризы Господней, глас 4-й: «Притецем, вернии…».

По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 1-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 2-й. «Слава» – светилен русских святых: «В песнех восхвалим…», «И ныне» – Богородичен Минеи (на ряду): «Светом лица Твоего…»; или Богородичен воскресного ексапостилария: «Ангел убо принесе…».

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 1-й – 4, и русских святых, глас 5-й и глас 4-й – 4 (со славником и своими припевами[123]). «Слава» – стихира евангельская 2-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Днесь спасение…».

На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь русских святых. Кондаки русских святых и воскресный читаются попеременно.

Примечание. В Минее указывается: «На часех тропарь воскресен. «Слава» – святых тропари, 8-го и 4-го гласов, пременяюще глаголем. Кондак на 1-м и 6-м часех воскресен, на 3-м и 9-м часех кондак святых» (ср.: Минея-Май. Ч. 3. С. 382).

На Литургии блаженны гласа – 6, и русских святых (в Минее на ряду) – 4.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском – тропарь воскресный, тропарь русских святых. «Слава» – кондак русских святых, «И ныне» – кондак воскресный.

В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь русских святых; кондак воскресный. «Слава» – кондак русских святых, «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь воскресный, тропарь русских святых; кондак воскресный. «Слава» – кондак русских святых, «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Примечание. В Минее приводится особый устав пения тропарей и кондаков по входе: «По входе: тропарь воскресен, глас 1-й, и святых оба тропаря 8-го и 4-го гласов. Кондак воскресен, глас 1-й. Слава – кондак святых, глас 3-й, И ныне – кондак Успения Богородицы, глас 2-й: В молитвах…» (ср.: Минея-Май. Ч. 3. С. 382).

Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные и русских святых.

Апостол и Евангелие – дня и русских святых[124].


114 Священный Синод Русской Православной Церкви 29 мая 2013 года постановил утвердить для использования в официальных церковных документах и изданиях, в том числе богослужебных, именование «Неделя всех святых, в земле Русской просиявших» вместо «Неделя всех святых, в земле Российской просиявших».

115 См.: Минея-Май. М., 2002. Ч. 3. С. 387–408.

116 Там же. С. 415–427.

117 Священный Синод Русской Православной Церкви на заседании 13 июля 2015 года имел суждение о внесении изменений в последование Недели всех святых, в земле Русской просиявших. Текст службы размещен на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/4160839.html).

118 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 61–65, 782.

119 Существует обычай петь стихиры «Земле Русская…», «Церковь Русская…», «Соборе святых русских…», «Новый доме Евфрафов…» как одну стихиру (подряд, без стихов) на «Славу».

120 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 65–67.

121 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 1-го гласа: «Гавриилу вещавшу…».

122 В храмах, посвященных Всем святым, в земле Русской просиявшим, поются антифоны гласа, а прокимен и Евангелие – русских святых. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами всех святых русских…», «И ныне» – «Молитвами Богородицы…». Стихира русских святых.

123 В Минее указано, что припевы заимствуются со стиховны малой вечерни: 1-й – «Бог нам прибежище и сила, / Помощник в скорбех, обретших ны зело»; 2-й – «Господь сил с нами, / Заступник наш Бог Иаковль».

124 В Православном церковном календаре традиционно указываются следующие чтения русских святых: Апостол – Евр., 330 зач., XI, 33 – XII, 2; Евангелие – Мф., 10 зач., IV, 25 – V, 12. Ср.: Православный церковный календарь на 1958 год. М.: Изд. Московской Патриархии, 1957. С. 27. Указания «Службы Всех святых, в земли Русской просиявших» относительно прокимнов, аллилуиариев, причастнов, а также об апостольском и евангельском чтениях см.: Минея-Май. Ч. 3. С. 382. Ср.: Там же. С. 386–387.

Глава Россотрудничества написал пост, который иначе как криком отчаяния назвать нельзя. Он фактически призвал российскую власть организовать переселение всех русских с постсоветского пространства в Россию.

«Это не чиновный текст, я ни с кем его не согласовывал, это мой личный взгляд на вопрос соотечественников, что лично я считаю необходимым делать. Нам нужно очень серьезно поговорить о нашей диаспоре за рубежом», – написал Примаков и изложил свое видение решения проблем русских людей, оставшихся на постсоветском пространстве.

Если кратко, то глава Россотрудничества предлагает стимулировать их переселение в Российскую Федерацию из национальных республик («где-то-там-станов»), в которых русских пытаются ассимилировать и где их права банально не соблюдаются. «Любой русский, любой русскоязычный, любой кто принадлежит к народам, органически живущим в России, имеющим тут свои территории, должен иметь автоматическое, неотъемлемое и мгновенно реализуемое право на репатриацию в Россию, – пишет Примаков. – Пусть все возвращаются домой в Россию и живут тут. Где-то-там-стан, который до этого как раз ассимиляцией и увлекался, очень такому подходу обычно становится недоволен, потому что таким манером неожиданно для себя лишается большого числа врачей, учителей и инженеров, которые раньше эту усредненную республику “угнетали”». Для этого от государства, бизнеса и общества требуется лишь консолидировать усилия и сделать так, чтобы прибывающие в Россию русские чувствовали себя именно как в России – то есть дома.

Сама по себе идея, на первый взгляд, правильная. С точки зрения справедливости – российские власти действительно должны обеспечить возможность русским людям вернуться. И с точки зрения политической целесообразности – власти (представителем которой и является господин Примаков) необходимо каким-то образом перехватить националистическую повестку. Вырвать ее из рук тех сил, которые хотят возглавить русский национализм, что актуально в преддверии 2024 года. Однако проблема в том, что эта идея не соответствует интересам самих репатриантов, а также противоречит интересам государства.  

Русским действительно нужно создать возможность вернуться на территорию России. Однако те люди, которые разрабатывают такую программу, должны понимать, что в абсолютном большинстве случаев такого рода возвращения – даже в комфортную среду – являются личной трагедией для репатрианта. Человеку не так-то просто сорваться с места, где он родился и вырос (а «нетитульные национальности» в Средней Азии жили поколениями – моя бабушка и дедушка родились уже в Узбекистане). Это разрыв связей, изменение привычного уклада жизни, попадание в новую культурную среду.

Фото: zvezdapovolzhya.ru

Что же касается интересов государства, то русские в странах Средней Азии – я говорю про Среднюю Азию, потому что именно там русских больше всего – являются носителями и распространителями русскости. Русской культуры, русского языка, русского видения истории и окружающего мира. Только благодаря этому слою населения, еще оставшемуся в регионе, та же Средняя Азия может еще быть более-менее понятным и близким России подбрюшьем, а не источником проблем, радикализма, нестабильности и безумного микса исламистско-пантюркистских идей.

Если отдельные отмороженные националисты хотят превратить Россию в крепость, осажденную со всех сторон врагами, то им все эти расклады побоку. Однако для людей, отягощенных историческим образованием и знанием международных отношений, вполне очевидно, что России нужны буферные дружественные государства между ней и другими цивилизационными центрами.

Оба этих интереса – репатрианта и русского государства – можно защищать в том случае, если Москва может контролировать внутреннюю политику стран Центральной Азии. Проще говоря, заставить местные элиты отказаться от планов ассимилировать или вытеснять русских, уважать их права и русскость как таковую, а также делать русскость популярной среди местного населения. Чтобы те дали возможность русским жить комфортно у себя дома – то есть в городах, где они родились и выросли.

Однако сейсчас может сложиться впечатление, что это невозможно. «Всюду наша работа по сохранению идентичности русских и русскоязычных, наших соотечественников – бег наперегонки со временем», – говорит Примаков. И действительно – несмотря на целый ряд изначальных и до сих пор существующих преимуществ (русскоязычность постсоветского пространства; общность ряда культурных смыслов; вещание российских каналов на весь регион; огромный экономический и трудовой рынок, без которого большинство стран-соседей банально не свели бы концы с концами), российскую «мягкую силу» теснит турецкая, американская и даже исламистская.

Примаков предлагает вариант – забрать всех русских и тем самым показать «где-то-там-станам» ошибочность их культурной политики. Но проблема в том, что такая дрессировка чревата и ущербом для Российской Федерации, ведь к тому моменту, когда руководство где-то-там-станов поймет свою неправоту, их страны будут в таком состоянии внутреннего бардака, что это приведет к угрозам национальной безопасности России.

Куда более правильным будет «сложный вариант»: провести глубокое переосмысление российской «мягкой силы» и выстроить для ее реализации механизм совместной работы всех структур, включая МИД, СМИ, неправительственные организации. Понятно, что Евгений Примаков как глава Россотрудничества – со всем своим профессионализмом и мотивированностью на правильный результат – не может тянуть эту лямку в гордом одиночестве.

Вы согласны с мнением автора?

22
голоса
94
голоса

  • Рассказы о родине для дошкольников 6 7 лет
  • Рассказы о родине 2 класс внеклассное чтение
  • Рассказы о профессиях мультфильм
  • Рассказы о птицах для 2 класса
  • Рассказы о путешествиях для детей 3 класс