Рассказы о пионерах героях алексеева

День пионерии в, рухнувшем не столь давно, ссср 19 мая праздновался всегда день пионерии. все мы помним как нас в

День Пионерии

В, рухнувшем не столь давно, СССР 19
мая праздновался всегда день Пионерии. Все мы помним как нас в
индивидуальном порядке, открытым голосованием на сборе
пионерского отряда принимали в пионеры, как мы на пионерской
линейке давали Торжественное обещание пионера Советского Союза и
после этого старший пионер вручал нам красный пионерский галстук
и пионерский значок. Это было тогда весьма значимо для
каждого. Сегодня, День Пионерии неофициально отмечается
некоторыми детскими организациями и компаниями, занятыми в сфере
организации детского досуга.


Рассказы о пионерах героях алексеева

ВАНДЕНВИН 1952Г. ВОСПОМИНАНИЯ
(МОНАХОВА) ВАЛЕНТИНА АФАНАСЬЕВНА

Мне, молодому педагогу, предстояло возглавить отдел по
работе пионеров и школьников Ивановского РКВЛКСМ. До сих пор я
помню многих старших вожатых и активистов: Свистун Любу, вожатую
Среднебельской СШ №4, Пикалову Лиду, вожатую Березовской СШ,
Костыренко Надежду, вожатую Ивановсеой СШ, Кукушкину Галину,
активного члена РК. После лаборанта Ивановской СШ Баранник Г.
Степановну она предложила организовывать Новогодний утренник для
малышей села, так как ни детского сада, ни дома творчества тогда
не было. Сами мы оповестили родителей, подготовили и провели
утренник, закупили и вручили подарки, которые мы запомнили на
всё жизнь, так как не потеряли в Благовещенске все деньги, но
конец получился хорошим.
* * *
Задачей пионерских дружин и пионерских вожатых в первую очередь
было организовать, сплотить учащихся, добиваться хорошей
дисциплины, повышения успеваемости, воспитывать любовь к труду.
Подбор интересного материала в процессе подготовки к сбору,
оказание помощи товарищам в подготовке уроков, знакомство с
героями войны и труда, чтение и обсуждение книг, изучение
биографической уважаемых персонажей, встречи с передовиками
производства вызывали у ребят интерес, повышали успеваемость,
расширяли кругозор.
К сбору готовились тщательно. Собранный материал художественно
оформляли через отрядную газету или альбом, готовили
художественную самодеятельность, приглашали гостей. Сбор
проходил с соблюдением ритуалов: звучал горн, вносили отрядный
флаг, исполняли отрядную песню, торжественно повязывали галстуки
вновь принятым пионерам, отчитывались о проделанной работе по
звеньям. Дружинные сборы дополнялись пионерским костром,
походами под бой барабана. Всё исполняли чётко, торжественно.
Свою трудовую закалку приобретали во время трудовых десантов:
ремонт книг, сбор макулатуры, металлома, птичьего помёта и
древесной золы для удобрения поля, сбор колосков, овощей,
фруктов на колхозных полях, уход за молодняком на
животноводческих фермах, Тимуровские команды оказывали помощь
старым, нетрудоспособным людям: носили воду, кололи дрова, мыли
полы. Скучать и бездельничать пионерам было некогда, и их это
радовало.
А пионерские вожатые находили всё новые дела. 1)Костырко Надежда
Павловна предлагала ребятам много загадок, кроссвордов. Сама она
любила шутки, смех, рассказывала много интересных историй,
анекдотов. Эта веселая, доброжелательная девушка всегда была в
кругу подруг, активно участвовала в художественной
самодеятельности, училась заочно. По окончании педучилища
выбрала для работы учителем самый дальний и самый маленький из 7
домов хутор Черкасовку. Там и учила и организовывала детвору на
пионерские дела. Работала и в других начальных школах. Подруги,
родители, дети всегда тепло отзывались о ней. Перед пенсией была
воспитателем школы-интерната № 9. В 1954 г. прибыла в школу
боевая, задорная молодая учительница. 2)Бондаренко (Курилова)
Александра Николаевна. Ей предложили стать пионерской вожатой,
этот участок сложнее, чем работа в одном классе.
Любознательная учительница организовала большую поисковую
работу. Из-за отсутствия в то время живой информации через
телевизоры и компьютеры приходилось организовывать
индивидуальную и коллективную читку книг, знакомиться с
биографиями героев войны и труда, с пионерами-героями, выбирать
имя наиболее полюбившегося героя, защищать его, чтобы присвоили
отряду. Отряды носили имена «Дарья Гармаш», «Мамлакат», «Валерий
Чкалов», «Олег Кошевой», «Ульяна Громова», «Любовь Шевцова». О
герое, которое носит отряд, надо знать много. Вот и поиск был
глубокий. Дружина Ивановской с. ш. носила имя «Молодая гвардия».
О Многих героях-молодогвардейцах собрали материал пионеры. По
семейным обстоятельствам переехала Александровна Николаевна В
Успеновскую школу. Добром и теплом вспоминают её педагогическую
деятельность и там.
Следующей долго работающей ст. пионерской вожатой стала
3)Пивкина (Землянская) Бэлла Степановна. Т.к. старшим
пионерскими вожатыми могут быть люди энергичные увлечённые,
молодые, они часто меняются . После у нас были:
4) Тузенко (Печенник) Людмила
5) Смирнова Людмила
6) Мутыкина Люба
7) Вандевин Людмила Леонидовна
8) Сехина Людмила Алексеевна
9) Камбарова Марина Николаевна
10) Яковлева Наташа
Иногда приходилось молодым специалистам совмещать собственную
работу с должностью вожатого, такая выпала участь Данилову Петру
Анатольевичу, Даниловой Елене Архиповне, Перелыгиной Галине
Михайловне.
Наградой активным пионерам считалась фотография у развёрнутого
знамени дружины. Есть такая фотография активиста, отличника
учёбы, председателя совета дружины Вандевина Петра в Артеке, где
он был председателем сов. дружин.

Грабор Сергей

На снимке класс в котором учился мой брат
Грабор Сергей

ИЗ ВОСПОМИНАНИЯ ВАНДЕНВИНА ПЕТРА ОБ УЧАСТИИ В
11 ВСЕСОЮЗНОМ СЪЕЗДЕ ПИОНЕРОВ, КОТОРЫЙ ПРОХОДИЛ В Г.МОСКВЕ С 15
ПО 20 МАЯ 1972 Г.

Ванденвин ПётрМне
выпала большая честь быть представителем от нашей школы в
областной делегации на 11 Всесоюзном съезде пионеров,
посвящённом 50-летию пионерской организации. Вся наша группа 13
мая собралась в городе Благовещенске. Пробыв там 2 дня, вечерним
самолётом мы полетели в г. Москву. Полёт продолжался 11 часов.
15 мая утром мы приземлились в Домодедовском аэропорту. Нас
тепло встретили и разместили в номерах гостиницы «Северная».
Немного отдохнув, мы отправились на экскурсию по Москве.
Побывали в исторических местах города, слушали рассказы о
Большом и Малом театрах столицы, о театре Юного зрителя,
побывали у памятников Дзержинского, Ивана Фёдорова, Пушкина. И
наконец, вечером отдали рапорт в ЦК ВЛКСМ. Рапорт принимали
генерал-майор авиации Каманин, секретарь ЦК ВЛКСМ Лебединский,
пионер 20-х годов Васютин, знаменитая ткачиха Виноградова,
первая вожатая г.Москвы Алексеева, Мовлакат Лахнакова, пионерка
30-х годов из Киргизии, кандидат философских наук. На следующий
день, 16 мая, ходили в Кремль на экскурсию. Там мы знакомились с
архитектурой Древней Руси. Посетили музей Ленина. В этот же день
мы побывали во Дворце пионеров Люблинского района г. Москвы. Мы
узнали, что за 5, 5 лет существования Дворца пионеры сами
сделали стадион, поставили 3 спектакля. На память нам подарили
значки. Наступил третий день нашего пребывания в столице. В час
дня мы отправились к Мавзолею. Нас охватила гордость, что именно
в нашей стране жил человек, имя которого знает весь мир.
Делегации проходили у Кремлёвской стены, где покоятся известные
люди. Вечером вся наша делегация поехала во Дворец Съездов.
Настал тот момент, которого мы с нетерпением ждали. Сначала
пионеры Москвы сдали рапорт президиуму, в котором находились
члены коммунистической партии и ЦК ВЛКСМ. Н.В. Подгорный
поздравил нас с великой датой и вручил Всесоюзной пионерской
организации второй Орден Ленина. Затем был концерт. Болгары,
венгры, вьетнамцы, представители союзных республик показали
обширную программу, закончилась она песней «Пусть всегда будет
солнце». На следующий день, к 9 часам утра, мы, как и все
делегации, пошли на парад на Красную площадь. Мы были в центре
колонны. Сначала шли правофланговые отряды, потом делегации,
пионеры-спортсмены, трудящиеся Москвы. Вместе со всеми мы
приветствовали Центральный Комитет партии, кричали «Ура!»,
«Слава!» К 17 часам делегации поехали на Ленинские горы во
Дворец пионеров. Здесь проводилось открытие памятника
Мальчишу-Кибальчишу. На открытии присутствовали все пионеры
Дворца. На следующий день мы уезжали домой, а так как
подружились со многими ребятами, то уезжать не хотелось. 20 мая
– последний день пребывания в Москве. Мы гуляли по столице, а в
16 часов отправились в аэропорт Домодедово. Через несколько
часов перелёта я был дома, где сразу же попал на районный слёт
пионеров. Здесь я поделился своими впечатлениями о поездке


Пионерский смотр

Пионерский смотр

Пионер Грабор 

Как же он был желанен, этот пионерский
галстук! В то время в пионеры принимали в несколько заходов с
промежутком в несколько месяцев: в первых рядах были самые
достойные — отличники, потом середнячки, а потом уже отпетые
двоечники и хулиганы. Я относился к первой группе. Помню, было
очень жалко одноклассников — «троечников», которых принимали
позже. Потом, уже мои одноклассники стеснялись носить галстуки,
я же носил его до последнего! Почти все комсомольцы, а я в
галстуке!


В регионах в рамках партийного проекта «Культура малой Родины» стартовала акция «Лучший подарок — книга»

Федеральный координатор партпроекта, первый зампредседателя комитета Госдумы по культуре Ольга Казакова привезла книги в библиотеку школы №5 села Новоблагодарного Ставропольского края. Это учреждение в 2019 году стало победителем в конкурсном отборе по созданию модельных библиотек. На средства в размере пять миллионов рублей в библиотеке создали функциональные зоны для чтения и проведения мероприятий, появился доступ к электронным базам.

«В книгах сосредоточено духовное богатство нашего народа, его история, традиции, которые передается из поколения в поколения», — отметила парламентарий.

Депутат Госдумы Артем Кавинов доставил комплект детских книг в городскую библиотеку в Чкаловске Нижегородской области, а также передал еще порядка 30 книг в пострадавшую от пожара библиотеку в селе Макарий. Он отметил, что детские библиотеки сегодня становятся настоящей творческой площадкой. Рассказы о пионерах героях алексеева

«Это пространство, где ребята развивают свое воображение, узнают новое. Именно здесь закладывается формирование жизненной философии, появляется любовь и уважением к литературе. Сотрудники библиотек проводят для них больше вовлекающих мероприятий. И фактически пишут новую историю детской литературы», — сказал единоросс.

В акции принял участие и депутатский корпус «Единой России» в Земском собрании Ардатовского района. Депутаты пополнили фонд Саконской, Размазлейской, Михеевской, Стексовской библиотек. Рассказы о пионерах героях алексеева

А в Кулебаках член депутатского объединения «Единой России» в Совете депутатов городского округа Владимир Рачков вручил городской детской библиотеке №2 художественные книги Ханса Кристиана Андерсена, Сергея Михалкова, Самуила Маршака, книги авторства Кати Матюшкиной и Михаила Самарского, а также произведения, необходимые для школьной программы. Рассказы о пионерах героях алексеева

«Цель нашей акции – показать важную роль книги. Ведь они могут вдохновлять, дарить позитивные эмоции, новые знания, поддерживать и развлекать», — отметил Владимир Рачков.

В Пензенской области председатель Заксобрания, секретарь регионального отделения «Единой России» Валерий Лидин и депутат регпарламента Ольга Чистякова привезли художественную, научно-популярную и историческую литературу для библиотеки села Лермонтово Белинского района. Рассказы о пионерах героях алексеева

Секретарь реготделения напомнил, что модельные библиотеки создаются и оснащаются по последнему слову техники, ведется оцифровка изданий, формируются электронные собрания книг. Однако, несмотря на развитие технологий, печатная книга не теряет своей значимости и актуальности, особенно для детей.

В ходе рабочей поездки в Малосердобинский район Пензенской области содействие библиотеке села Старое Славкино в наполнении книжного фонда оказал и депутат партийной фракции в Госдуме Сергей ЕсяковРассказы о пионерах героях алексеева

«Я уверен, что книги будут востребованы. Мы серьезно подошли к их выбору. Это, прежде всего, детские книги о войне, стихи и рассказы о юных героях войны, энциклопедии из серии «Хочу знать» о пионерах-героях, Великой Отечественной войне, оружии времен войны, книги о войне для взрослых. К этому комплекту добавили книги различной тематики – мифы и легенды, чудеса света, страны и континенты, животные – все вместе 45 наименований книг», — рассказал он.

Первый замсекретаря Липецкого регионального отделения партии, спикер горсовета Александр Афанасьев передал в библиотеку села Панино Добровского района более 30 новых книг различных авторов из школьной программы. Рассказы о пионерах героях алексеева

По словам заведующей Елены Лыткиной, последний раз книжный фонд пополнялся три года назад. Сейчас здесь 11000 книг, но детские книги занимают всего четыре стеллажа.

«Небольшие сельские библиотеки не всегда могут сами пополнить книжный фонд. Я решил поддержать учреждение, передав книги, которые просили библиотекари», — поделился единоросс.

В Воронежской области по просьбе директора Богучарской центральной библиотеки член фракции «Единой России» в облдуме Александр Пешиков выделил средства, чтобы обустроить здесь живой уголок для малышей и приобрести новые издания для детей и взрослых. Книги уже переданы в библиотечный фонд и ждут своих читателей. Рассказы о пионерах героях алексеева

Замсекретаря Рязанского реготделения партии по контролю за реализацией нацпроектов, председатель облдумы Аркадий Фомин передал директору библиотеки в селе Пителино Марии Мяковой 250 экземпляров книг на военную тематику и посвященных рязанскому краю. Издания распределят по всем сельским библиотекам, в преддверии 9 Мая читатели уже смогут с ними познакомиться. Рассказы о пионерах героях алексеева

Активисты Хабаровского реготделения «Единой России» передали несколько десятков книг в библиотеку поселка Березовка. Рассказы о пионерах героях алексеева

«В основном, мы постарались передать ребятам книги отечественных авторов – Гайдара, Носова, Чехова. Это известные произведения – «Тимур и его команда», «Каштанка», «Сын Полка», на которых выросло не одно поколение россиян. Легендарные повести и рассказы, которые учат добру, состраданию и настоящей дружбе», – рассказал исполняющий полномочия секретаря регионального отделения партии Максим Иванов.

Рассказы о пионерах героях алексеева

Вот такое издание было у автора статьи.

«Рассказы о Суворове и русских солдатах» — цикл детских исторических рассказов советского писателя Сергея Петровича Алексеева[1] из серии «Рассказы о русском подвиге», повествующий о жизни знаменитого полководца Суворова. Многие рассказы основаны на реальных исторических анекдотах о похождениях генералиссимуса — в жизни он действительно был весьма эксцентричен и остроумен, и в книге упомянуты ещё далеко не все приписываемые ему проделки. Кроме Суворова, как можно понять по второй части названия книги, много внимания уделено героизму простых русских солдат и офицеров (последних — в меньшей мере, советскому автору, естественно, был более симпатичен простой люд, а не дворяне).

Само собой, кое-что приукрашено и немного подправлено таким образом, чтобы подходить под советскую идеологию. Из боевых действий рассказано про самое славное — войны с турками 1768—1774 (Суворов там участвовал с 1773) и 1787—1791 годов, а также знаменитый переход через Альпы 1799 года. Автор почему-то скромно молчит про разгром Суворовым восстания Костюшко и «Пражскую резню»[2], про кампанию по выселению ногайцев с Кубани… И уж тем более Алексеев не упоминает о том, что Суворов в числе прочих воевал против другого его любимца, Емельяна Пугачёва — хоть и опоздал к решающей битве, но добивал остатки пугачёвской армии, а самого Пугачёва в Симбирск лично конвоировал[3]. А жаль, интересно было бы почитать и об этом, но что есть, то есть — образ героического генералиссимуса по каким-то совершенно непонятным причинам раскрыт несколько однобоко. В плане историчности — ну, по крайней мере, масштабные события, описываемые в книге, действительно имели место, как и многие суворовские выходки, а различные мелочи автор додумал от себя.

Так или иначе, рассказы написаны очень живым и красивым слогом, с юмором, в слегка «бежевой» манере, характерной для Алексеева, весьма интересны и, конечно, высокопатриотичны. Особенно хорошо это читается в школьном возрасте — собственно, на детей эти рассказы и ориентированы.

Штрихи к образу Суворова[править]

Рассказы о пионерах героях алексеева

Главгерой, Его Сиятельство князь Италийский граф Суворов-Рымникский. Портрет работы Н. Уткина.

  • Аристократ-работяга. Суворов, будучи графом, предпочитал заниматься деятельностью, подобающей простолюдинам. Даже спал на голой земле и ел солдатскую кашу, чем и знаменит.
  • Друг детей. Главгерой любил играть с крестьянской малышнёй, а также обучать детей грамоте и прочим наукам. Отражено в рассказах «Коньки», «Школа», «Штык» и «Суворочка».
  • Король под прикрытием. С фитильком, потому что не король, но вообще-то граф-фельдмаршал под видом простого солдата — это тоже неплохо. У Суворова действительно была такая привычка — отправляться с какой-нибудь инспекцией, одевшись в простую шинель и изображая из себя обычного престарелого служаку. Иногда он даже допускал нелестные комментарии по поводу самого себя и веселился над тем, как собеседник начинает защищать великого Суворова, не зная его в лицо, перед «дерзким солдатишкой». Отражено в рассказе «На Сестрорецком заводе», например.
  • Красный Барон — турки прозвали Суворова «Топал-паша» (Хромой паша — тогда он хромал после ранения). И для турок это, на первый взгляд, неловкое прозвище звучало весьма грозно.
  • Крутой дедуля — под конец книги главгерой стар, но по-прежнему крут. Зато как был в молодости живчиком, так и в старости остался.
  • Крутой учитель — в рассказе «Школа» Суворов у себя в поместье лично ведёт для крепостных детишек уроки по всем предметам.
  • Невысокий крутой, ещё и худощавый, плюс невинные голубые глаза для полноты образа, не особо вяжущегося с личностью крутого генерала.
  • Отец солдатам. Естественно, Суворова ведь знают именно за это. Ест солдатскую пищу, спит на сене, командиров время от времени песочит за некачественную кормёжку и одежду для простых солдат.
  • Полиглот. В книге ещё не всё показано — в реальности Суворов знал французский, немецкий, итальянский, польский, финский, турецкий и арабский языки.
  • Профи с причудами / Тролль. Да, великий полководец был тем ещё чудаком и нередко приводил окружающих в замешательство своими проделками. Автор ещё забыл упомянуть его привычку кукарекать, вводившую «блаародных донов» в ступор. Что никак не мешало ему быть отличным военачальником — вообще пишут, что он просто любил «придуриваться», чтобы избежать неинтересных ему бесед с царскими придворными, например, но при необходимости умел быть серьёзным.
  • Ходячий мем. Суворов породил множество выражений, ставших крылатыми ещё при его жизни. Так что и в книге он постоянно их генерирует — все эти «Бить, а не считать», «Воюй не числом, а умением», «Пуля — дура, штык — молодец» и прочее.
  • Что за фигня, герой? К середине цикла автор вспомнил, что Суворов вообще-то был ещё и барин с полной деревней крепостных и хоть не особо сурово, но всё же угнетал их. Так что несколько рассказов посвящены тому, как герой гнобит своих крестьян, а те тихо возмущаются — «Барин», «Невесты», «Коньки», «Бобыль».
    • Впрочем, в рассказе «Кому как у господ живётся» суворовские крестьяне, послушав, что творят со своими крепостными соседские помещики, приходят к выводу, что на этом фоне вспыльчивый, но отходчивый фельдмаршал не так и плох в качестве барина. К примеру, помещица Водолеева не терпит детского крику и потому «мальцов, словно цыплят, на торг возами вывозит. Дворовых девок, едва у кого народилось дите, топить, как котят, понуждает». (Вероятно, не может иметь детей и сходит с ума от ревности к тем, кто может, или просто старая дева). А Псаров в Покров, Рождество и на Пасху всем мужикам и бабам учиняет поголовную порку — чтоб барскую руку помнили, чтобы боялись.

Что ещё здесь есть[править]

  • Анахронизм — в той части, где крестьяне делятся впечатлениями о своих хозяевах, смешали зверства помещиков из разных времён. Например, ту «Водолееву» которая приказывала топить малышей, на самом деле звали Гольштейн-Бек, и имение у неё за это отобрали ещё при Петре III.
  • Армия из одного человека. Гренадер из рассказа «Российский солдат», ухитрившийся в одиночку управиться с десятерыми турками, да ещё и выжить.
  • Бей своих, чтобы чужие боялись. В качестве «своих» оказались сапоги Суворова, а в качестве «чужих» — его нерадивые офицеры. Действительно, есть такой исторический анекдот, якобы чудаковатый фельдмаршал в ходе разъяснительной беседы взял плётку и выпорол собственные сапоги — мол, это вы, ленивые, не хотите сами ходить по всем работам. Помогло: офицеры, поняв намёк, ринулись исправлять оплошности.
  • Бедный — хорошо, богатый — плохо. У этого автора богатые и знатные обычно хвастливые и бестолковые, а простолюдины — как правило, героичны и скромны. Например, в рассказе «Первый» офицеры-дворяне пытаются присвоить подвиг, а простые солдаты, наоборот, приписывают славу не каждый себе, а друг другу. Хотя, конечно, есть и крутые офицеры, да и воспеваемый Суворов — вообще-то граф.
    • И в то же время что за фигня, герой? В рассказе про то, как управляющий Суворовских имений высекал крестьян за мелкие нарушения, полководец, выслушивая их жалобы, говорил «так вам и надо».
    • Если не снять шапку перед управляющим — мелко, то недоимка в три рубля (сумма по тем временам немалая) или кража барского снопа — дело уже серьезное. Такое спустить — и оно продолжится. Изменившаяся мораль в полный рост.
  • Белый слон. Чванливые баре в рассказе «Про корм и хвастливых помещиков» повадились было приглашать Суворова к себе в гости — лишь с тем, чтобы потом можно было похвастаться, что у них гостил такой герой. Фельдмаршал быстро отучил их от подобного — стал приезжать в карете, в запрягал которую цугом (то есть, «в колонну», скорее всего по две) пару десятков самых захудалых армейских кляч, а потом гостил неделю. Естественно, помещикам приходилось кормить гостевых лошадей, так что Суворов не только избавился от зазываний в гости, но и заодно поправил коняшкам здоровье за чужой счёт.
  • Верный слуга. Нельзя не упомянуть суворовского денщика Прошку. Фельдмаршал с ним даже «советовался», хотя от денщика-то требовалось только поддакивать — Суворов скорее размышлял при нём вслух. Зато денщик неоднократно спасал безрассудному фельдмаршалу жизнь и выхаживал после ранений. Даже получил от сардинского короля медаль «за сбережение здоровья великого полководца» («Всюду известны»).
  • Генерал Фэйлор. Описано несколько таких, хоть и не всегда именно генералов.
    • Полковник Илловайский из рассказа «Дерзость» хоть не генерал, но вполне подходит — с мотивацией «Суворову повезло, и мне повезёт», попытался провернуть рискованный манёвр и подкрасться к туркам через болото. Дерзость дерзостью, но разведку-то стоило бы сначала провести. В итоге многие утонули, а остальных перестреляли спохватившиеся турки.
    • Генерал Райк из рассказа «Убит под Фокшанами» достал Суворова своей нерешительностью, так что фельдмаршал велел считать генерала убитым и не ждать его приказов. Райк после такого почему-то обиделся и подал в отставку. Переделанный исторический анекдот — дело было не под Фокшанами, а всего лишь на учениях.
    • Генерал Барохвостов из рассказа «Слава» с его попытками стать как Суворов. Оказалось, что питаться солдатской кашей и спать на сене — ещё мало, чтобы воевать по-суворовски. Правда, он, по крайней мере, солдат особо не угробил — иначе бы автор об этом сказал.
  • Говорить стихами. Правда, в письменной форме — отчёт о самовольном взятии Туртукая. «Слава богу, слава вам! Туртукай взят, и я там». Это ещё больше взбесило тогдашнего начальника Суворова, фельдмаршала Румянцева, который и без того был разъярён — ещё бы, какой-то выскочка без его ведома захватил вражескую крепость.
  • Говорить цитатами. В рассказе «По-суворовски» капрал и сам сыплет цитатами из любимого фельдмаршала, и солдат так отвечать научил. Что ж, по крайней мере в данном случае это не пустые слова — с боевой подготовкой его подопечные тоже справляются на «ура».
  • Два в одном и три в одном. История с находчивым солдатом из рассказа «Настоящий солдат» собрана из нескольких баек. Тот, кто догадался ответить на неожиданный вопрос фельдмаршала «Сколько от Земли до Месяца?» словами «Два суворовских перехода», был офицером, а не простым солдатом. Фраза «разница между вами и моим ротным в том, что он хотел бы меня произвести в сержанты, да не может, а вы можете» в действительности принадлежала майору, вместо ротного там был князь, а напросился остроумный офицер не в сержанты, естественно, а в полковники. А вот шутка про количество звёзд на небе — это ещё одна реальная история, и того солдата, который в ответ принялся их считать, восхищённый таким ответом Суворов действительно тут же произвёл в унтер-офицеры.
  • Джедайская правда (рассказ «Ртищев-Умищев»). На вопрос Суворова «Что такое есть ретирада?» молодой поручик Ртищев ответил: «Не могу знать!». Эту фразу Суворов терпеть не мог и сперва рассвирепел, но потом решил уточнить. « — Так что такое есть ретирада? — Не могу знать, ваше сиятельство. В нашем полку такое слово никому не известно. Полк наш суворовский, полк наступающий!»
  • Думать о красе ногтей. Князь Мещерский из рассказа «Пахучка» поначалу произвёл на Суворова не лучшее впечатление — фельдмаршалу не понравилось, насколько щёгольски этот офицер принаряжен да напомажен. Впрочем, франт оказался вполне неплохим офицером и вскоре порастерял неуместный в условиях войны лоск. Опять же, история вроде бы реальная, хотя в оригинале фамилия офицера не названа.
  • Исландская правдивость / Литерал — исторический анекдот, пересказанный в рассказе «Шуба». Екатерина Вторая настрого велела фельдмаршалу повсюду носить подаренную ею дорогую шубу. Суворов предпочитал ходить в шинели, но шубу исправно повсюду с собой носил — у денщика в руках. Когда императрице наконец об этом донесли, она так смеялась, что передумала гневаться.
  • Красная сельдь. В рассказе «Мосты» хитрый фельдмаршал велел сапёрам строить заглавные средства переправы и погромче стучать, чтобы французам было слышно. Пока расслабившиеся французы думали, что мосты у русских ещё не готовы, и до боя далеко, внезапно подкрался Суворов, который с войсками переправился вброд вдалеке от места строительства мостов.
  • Крутая лошадка. Мишка из одноимённого рассказа, конь, подаренный фельдмаршалу казаками. Храбрый жеребец, к тому же хорошо чувствующий настроение хозяина. После ранения был «отправлен на почётную пенсию» в имение Суворова.
  • Ксеномания. Поручика Козодубова в рассказе «Как дела у вас в Париже» фельдмаршал принялся троллить заглавной фразой. Даже предложил его передать французам в ходе обмена пленными, после чего поручик исправился и перестал нахваливать Францию.
  • Люди имеют свою цену. «Я сам принесу свою голову» — узнав, что за его голову французы обещают аж два миллиона ливров, Суворов якобы произнёс заглавную фразу. И действительно пришёл вместе с головой, ещё и разбил французскую армию, а потом возмущался, что денег ему почему-то не дали.
  • Мародёр. Рядовой с хорошей фамилией Пень в рассказе «Палочки» пристрастился к такому, а Суворов, как известно, мародёрства в своих войсках не терпел. Так что досталось Пню шомполами, когда он попался и пытался отбрехаться, мол, ограбленные турчанки сами ему подарили и гуся, и шаль — фельдмаршал турецкий язык, к сожалению для мародёра, знал.
  • Напыщенный турок — среди прочего фельдмаршал воюет с турками, и они, естественно, показаны нехорошими.
  • Нарушить приказ. Слава полководца началась со взятия крепости Туртукай в 1787 году. Суворову, тогда ещё относительно молодому генерал-майору, было велено просто провести разведку, а он воспользовался фактором внезапности и, не откладывая, сам провернул всю операцию. Конечно, за самоуправство он получил нагоняй (по некоторым данным его вообще хотели казнить), но за героя вступилась сама императрица Екатерина Вторая со словами «Победителей не судят». Что интересно, пока Суворова пытались засудить, Туртукай снова сдали туркам, и первым делом по возвращении генерал отвоевал его ещё раз.
  • Обознатушки. В рассказе «Турецкий штандарт» солдат, захвативший турецкое знамя, сильно рисковал, когда нёс его командиру через кукурузное поле, подняв над собой. Повезло, что свои, уж изготовившиеся стрелять, вовремя поняли, что это не турки идут.
  • Отказаться от награды. Рассказ «Медаль», в котором Суворов умышленно наградил солдата, зная, что тот в ходе боя отсиделся в кустах. Парня замучила совесть, и он хотел вернуть медаль. Фельдмаршал велел ему сделать так, чтобы награда стала заслуженной, и солдат ухитрился в следующем бою действительно совершить подвиг.
  • Печальный символ. Отцовская шинель из рассказа «Шинель», которую Суворов постоянно возил с собой. Зная насколько он ею дорожит, когда шинель попала в руки туркам, суворовские солдаты рискнули и ухитрились её вернуть. Фельдмаршал принялся было ругаться по поводу неоправданного риска и вдруг… заплакал.
  • Тарахтит, как пулемёт. Генерал князь Пирятин-Тамбовский из рассказа «Говорун» имел такую привычку, чем всех достал. Другие дворяне избегали с ним часто контактировать, так что он переключился на подчинённых, те даже составили список дежурств — у кого в какой день его сиятельство будет «висеть на ушах». А вот с Суворовым не прокатило — заставил заткнуться одним взглядом. А потом отправил в отставку за болтливость.
  • Шрамы от цензуры — Рассказ «Шуба», где в конце Суворов с позволения императрицы вешает шубу в шкаф. Цензура или нет, но в некоторых изданиях (1963, например) он её отдает Прошке, а тот шубу попросту с друзьями пропивает. За здоровье Суворова, разумеется.
  • Эффект голубого щенка. В рассказе «Шуба»: рассмеялась царица. – Ладно, – сказала, – Бог с тобой. Твоя шуба, твоя и воля. Не насилую. Поступай, как хочешь.

Примечания[править]

  1. Не путайте с ныне здравствующим автором прозы на историческую тематику Сергеем Трофимовичем Алексеевым.
  2. Справедливости ради, следует заметить, что Суворов устраивать бойню не приказывал и наоборот, запрещал, но солдатам попросту «сорвало башню» после устроенной поляками бойни в Варшаве.
  3. Иногда можно услышать, что вот мол как грозен был Пугачёв, раз против него выдвинули самого великого полководца. Но нет: в те годы Суворов ещё был не великим полководцем, а просто офицером, каких много.

[изменить]

Советское искусство

Мета Соцреализм
Литература А зори здесь тихие… • Александр Беляев (Властелин мира • Голова профессора Доуэля • Продавец воздуха • Человек-амфибия) • Алиса Селезнёва • Амурские сказки • Аэлита • Братья Стругацкие (Град обреченный • Мир Полудня (Обитаемый остров • Трудно быть богом) • Пикник на обочине • Понедельник начинается в субботу/Сказка о Тройке • Улитка на склоне) • Бронепоезд 14-69 • Булгаков (Мастер и Маргарита, Собачье сердце) • Великий Кристалл • Вниз по волшебной реке • Волшебник Изумрудного города • Гринландия • Два капитана • Ефремов (Великое Кольцо (Великое Кольцо/Туманность Андромеды + Великое Кольцо/Час Быка) • Лезвие бритвы) • Живые и мёртвые • Кондуит и Швамбрания • Лунная Радуга • Люди как боги • Малахитовая шкатулка • Меховой интернат • Мой дедушка — памятник • Момент истины (В августе сорок четвёртого) • Наследник из Калькутты • Небесный гость • Незнайка • Остап Бендер • Повесть о суровом друге • Повесть о Ходже Насреддине • Приключения капитана Врунгеля • Продавец приключений • Про Федота-стрельца, удалого молодца • Птица-слава • Рассказы о Суворове и русских солдатах • Республика ШКИД • Руки вверх! или Враг №1 • Тихий Дон • Тореадоры из Васюковки • Угрюм-река • Фаэты • Штирлиц
Кино и телефильмы

Жанры: Детское кино • Истерн • Кино сталинской эпохи • Советская новая волна • Кино эпохи развитого социализма • Многосерийный телефильм • Перестроечное кино • Советская кинофантастика • Киножурналы
Студии: Госкино • Другие студии СССР • Ленфильм • Мосфильм
Авария — дочь мента • Александр Невский • Андрей Рублёв • Асса • Белое солнце пустыни • Большое космическое путешествие • В бой идут одни «старики» • Фильмы Гайдая (Бриллиантовая рука • Иван Васильевич меняет профессию • Кавказская пленница • Операция «Ы» и другие приключения Шурика) • Гардемарины • Глубокий рейд • Гостья из будущего • Дина • Достояние республики • Иванко и царь Поганин • Игла • Иди и смотри • Кин-дза-дза! • Кто заплатит за удачу? • Курьер • Люми • Морозко • Москва слезам не верит • Не бойся, я с тобой! • Не покидай… • Отряд • Пираты XX века • После дождичка, в четверг… • Приключения Электроника • Пятнадцатилетний капитан • Рыжий, честный, влюблённый • Садко • Свадьба в Малиновке • Свой среди чужих, чужой среди своих • Сказка странствий • Служебный роман • Неуловимые мстители • Танк «Клим Ворошилов-2» • Убить дракона • Фронт • Чапаев • Чародеи • Человек-амфибия • Человек с бульвара Капуцинов • Чучело
Советская космическая фантастика: Большое космическое путешествие • Дорога к звёздам • Космический рейс • Луна (фильм 1965) • Марс (фильм 1968) • Мечте навстречу • Мир Полудня (Трудно быть богом • Обитаемый остров) • Москва — Кассиопея / Отроки во вселенной • Планета бурь • Семь стихий • Через тернии к звёздам • Я был спутником Солнца • …

Фильмы Рязанова: Берегись автомобиля • Ирония судьбы, или С лёгким паром!

Мультипликация

Студии: Пилот • Союзмультфильм • ТО «Экран»
Режиссёры: Гарри Бардин • Иван Иванов-Вано • Натан Лернер • Сёстры Брумберг

Мультфильмы: Бременские музыканты • Бюро находок • Вовка в Тридевятом царстве • Возвращение блудного попугая • Двенадцать месяцев • Доктор Бартек и Смерть • Домовёнок Кузя • Дракон • Ёжик в тумане • Жил-был пёс • Ивашка из Дворца пионеров • Конёк-горбунок • Кот Леопольд • Крокодил Гена • Легенды перуанских индейцев • Летучий корабль • Мама для мамонтёнка • Маугли • На задней парте • Ну, погоди! • Падал прошлогодний снег • Перевал • Пластилиновая ворона • Пиф-паф, ой-ой-ой • По дороге с облаками • Приключения капитана Врунгеля • Приключения поросёнка Фунтика • Разлучённые • Тайна третьей планеты • Простоквашино • Ух ты, говорящая рыба! • Фильм, фильм, фильм • Чудовище • Шкатулка с секретом

Музыка

Жанры: Авторская песня • Русский рок
Группы: Аквариум • Агата Кристи • Ария • Браво • ДДТ • Звуки Му • Зоопарк • Кино • Крематорий• Машина времени • Наутилус Помпилиус • Пикник • Смысловые Галлюцинации • Сектор Газа• Чайф • Чёрный Кофе • Чёрный Обелиск

Люди: Владимир Высоцкий • Сергей Курёхин • Гарик Сукачёв

Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение

Лугоболотная средняя общеобразовательная школа

п. Юбилейный Оричевского района Кировской области

Методическая разработка

«Маленькие герои большой войны»

Составила: Шарова Юлия Владимировна,

08.02.1986 г.р., стаж работы – 16 лет,

учитель истории и обществознания

Лугоболотной средней школы

[email protected]

2020

Методическая разработка

«Маленькие герои большой войны»

Цель: воспитание чувства патриотизма через знакомство учеников с юными героями Великой Отечественной войны

Задачи:

  1. Воспитание патриота и гражданина.

  2. Воспитание любви к своей Родине.

  3. Формирование чувства гордости за отважных героев.

  4. Расширение знаний учеников о мужестве и героизме подростков.

  5. Развитие интереса к истории своей родины.

Форма проведения мероприятия: классный час

Современные образовательные технологии:

  • Информационно-коммуникативная технология, проектирование

Материально-техническое обеспечение:

  • Мультимедийная установка;

  • Выставка книг, посвященная данной тематике;

Предварительная подготовка: ученики заранее готовят сообщения и презентации о юных героях Великой Отечественной войны

Структура мероприятия:

1. Организационный момент

2. Введение

3. Основная часть

4. Заключительная часть

Пояснительная записка

Учитель истории призван воспитывать и развивать учеников во внеурочное время. Классный час в честь пионеров-героев является одним из цикла мероприятий, проводимых в рамках гражданско-патриотического воспитания учащихся Лугоболотной средней школы. Мероприятие составлено в форме исторического праздника с элементами исследования и предназначено для учеников 5-9 классов. Форма проведения выбрана не случайно, так как — это признанный метод обучения и воспитания, обладающей образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве.

Мероприятие способствует лучшему усвоению материала и развитию навыков сопоставления, классификации, анализа и синтеза. В рамках мероприятия дети обучаются современным ИКТ-технологиям, знакомятся с историей нашей страны, учатся работать с дополнительной литературой и применением полученных знаний на практике.

Тема и содержание мероприятия являются актуальными в гражданско-патриотическом воспитании. Содержание мероприятия направлено на воспитание интереса к истории родной страны через изучение героических подвигов юных пионеров-героев.

А также поднимаются и обсуждаются вопросы уважения к истории страны, к её культуре, памяти, совести и патриотизма.

Мультимедийная презентация, видеоролики, аудиозаписи используемые в данном мероприятии, а также подборка стихотворений и музыкального сопровождения продуманы и соответствуют возрастным нормам и являются актуальными в гражданско-патриотическом воспитании.

Данный материал можно использовать в воспитании высоконравственного гражданина на основе общечеловеческих нравственных ценностей, негативного отношения к войне и гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи.

Считаю, что данная методическая разработка поможет педагогам организовать внеклассное мероприятие или провести классный час.

Аннотация

В ходе мероприятия ученики принимают участие наравне с педагогами, представляют собственные материалы, которые они подготовили в ходе подготовительной работы. Подготовительная работа позволяет воспитанникам выбрать для себя роль в соответствии со склонностями и интересами, чтобы быть успешным и внести свой вклад в итоговую работу.

Учащиеся выполняют доступные для себя, четко определенные задачи на основе продуманного алгоритма действий.

Ход занятия

Вступительное слово учителя

В 2020 году наша страна отмечает юбилейную дату великого праздника «со слезами на глазах» — 75-летие победы в Великой Отечественной войне.

Давно залечены военные раны. В честь погибших на войне во многих населённых пунктах установлены памятники и мемориальные доски, горит вечный огонь. Память о героях никогда не будет забыта нашими гражданами. Мы как хранители данной информации отвечаем за то, чтобы наши знания передавались младшему поколению.

Герой, геройство, люди героизма…

Один лишь смысл: защитники Отчизны,

Народа своего — всегда герои!

Героев же, защитников страны

Их подвиги мы знать с тобой должны!

Тема нашего классного часа «Маленькие герои большой войны».

Маленькие герои большой войны. Они сражались повсюду. Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что сегодня этому трудно поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах ее маленьких граждан – обыкновенных мальчишек и девчонок. И назвали их люди героями.

А были они мальчишками и девчонками. И в указах о награждениях никогда не упоминалось, что речь идёт о детях. Их называли по имени и отчеству, как взрослых. Почему? Потому, что их воинская доблесть стояла в одном строю, плечом к плечу с мужеством взрослых.

Пришел час – и они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине и ненависть к ее врагам. Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью!

Просмотр видеоролика «Маленькие герои большой войны»

Основная часть

Как вы уже поняли, наше мероприятие будет посвящено маленьким героям ВОВ. Юные, совсем юные, мальчишки и девчонки, те, кому в 41-м было чуть больше, чем Вам сегодня, те, кто на груди с гордостью носил пионерский галстук или комсомольский значок, совершили бессмертные подвиги. И мы с благодарностью вспоминаем, тех мальчишек и девчонок, что шли вперед, и падали и пели. Вместе со взрослыми сражались в партизанских отрядах дети Герои Советского Союза: Витя Черевичкин, Лёня Голиков, Зина Портнова, Марат Казей и многие другие. О подвигах героев мальчишек и девчонок вам расскажу я и ваши товарищи.

  1. Витя Черевичкин

С фотографии смотрит подросток лет четырнадцати. Он коротко острижен. Высокий лоб. Сосредоточенное лицо и вдумчивый взгляд. Зовут мальчика Витей Черевичкиным. Его фотографию можно увидеть во Дворце пионеров города Ростова. Именем юного героя назвали свой пионерский отряд пятиклассники 78-й ростовской школы. Носит его имя и одна из улиц Ростова. О нем сложена песня «Жил в Ростове Витя Черевичкин…», которая звенела в пионерских отрядах и в которой рассказывается о жизни и учебе Вити, о его сизокрылых голубях, о его подвиге и гибели зимой 1941 года…

Песня «ЖИЛ В РОСТОВЕ ВИТЯ ЧЕРЕВИЧКИН…»

Это были дни, когда шли жестокие бои с фашистами на берегах Нижнего Дона. Враг рвался к Ростову, и ему удалось занять город. Настало тяжелое время. Витя видел зарево пожаров, слышал стрельбу в городе, знал, что гитлеровцы грабят и расстреливают советских людей. Он мог на все это ответить одним словом: «Бороться!». Как-то мальчик увидел, что эсэсовцы выгоняют жильцов из большого здания.  Туда протянулись телефонные провода. Одна за другой подъезжали блестящие машины. С берега Дона непрерывно сновали связные. «Это штаб», — понял Витя. Вскоре он узнал, что крупные фашистские соединения сосредоточены в районе завода «Красный Аксай». Витя решил во что бы то ни стало установить связь с советскими войсками. Они стояли в Батайске, по ту сторону Дона. Но как это сделать?

Еще до начала войны Витя Черевичкин, как и многие его ровесники, любил гонять голубей. У семьи были родственники в Батайске, и голуби, вместо почтальонов. Витя Черевичкин часто переносили известия из Ростова в Батайске. Время от времени над городом появлялись советские самолеты. И Витя решил показать им место расположения фашистского штаба. Когда загудел в небе мотор, мальчик выпустил над штабом голубей. Но его сигналов летчик то ли не заметил, то ли не понял. Самолет исчез. Тогда юный разведчик написал записку с важными сообщениями, привязал ее к лапке рыжего голубя и подбросил своего любимца вверх:

— Лети в Батайск!..

Витя волновался. А что, если голубь не долетит? Может быть, и родственников уже нет в Батайске? Кто передаст советскому командованию его донесение? Как только над Ростовом снова показался советский самолет, из рук Вити еще раз поднялись и стали кружиться над фашистским штабом голуби. Летчик вел самолет совсем низко. Витя начал энергично подавать сигналы руками. Вдруг кто-то схватил его за плечо. Мальчика заметил фашистский офицер.

Витя попытался вырваться, но откуда-то подбежал солдат. Юного героя отвели в немецкий штаб.

— Ты разведчик?.. Где партизаны?.. — бесновался на допросе офицер, угрожая мальчику пистолетом. Витю били, топтали ногами, но никакие пытки не могли сломить его волю. Он  молчал. А вечером подростка повели в сторону Дона. Он шел, тяжело передвигая ноги. Но голову держал высоко. За ним неотступно шагали его враги. Из-за Дона уже слышен был грохот советского наступления. Витин голубь долетел до Батайска. Здесь его заметили, и записка была передана в наш штаб. Теперь рвались снаряды и бомбы в районе завода «Красный Аксай, где скопились крупные вражеские силы. Клубы черного дыма застилали квартал, где стоял фашистский штаб. Это громили врага советская артиллерия и авиация, сосредоточив огонь на тех точках, которые указал он, юный разведчик Витя Черевичкин. В Ростов вернулись советские войска, и юного ленинца с воинскими повестями похоронили в братской солдатской могиле.

2) Лёня Голиков

Леня Голиков родился в 1926 году в деревне Лукино Полавского района Ленинградской области (ныне это Парфинский район Новгородской области). Отец Лени – Голиков Александр Иванович – работал  мастером на сплаве леса, а мать – Екатерина Алексеевна – была домохозяйкой.

В 1935 году Леня поступил в школу, находившуюся в соседней деревне Мануйлово. Там он вступил в пионеры. Как и большинство мальчишек, рос подвижным, веселым, хулиганистым. Таким и остался он в воспоминаниях сверстников: организатором ребячьих игр и баталий, инициатором дальних походов на плотах по реке. Любил Ленька побродить по лесу, посидеть с удочкой у реки, любил читать книги и петь.

В 1939 году тяжело заболел отец, и Леня пошел работать на Тулитовский сплавпункт.

Когда началась война, и фашисты заняли Лёнино село, он не захотел трудиться на гитлеровцев и бросил работу. С первых дней оккупации в Старорусском и Полавском районах действовали местные партизаны. Не раз бродил Леня по лесу в поисках партизан, мечтая попасть в отряд. Узнав от своего учителя по мануйловской школе В.Г. Семенова о формировании партизанской бригады, Леня обратился к командованию с просьбой зачислить его в отряд. Ему отказали, однако, он не отступил и А.П. Лучин, покоренный настойчивостью мальчика, сам упрашивает И.И. Глейха (командира вновь сформированного отряда взять Голикова связным). Вместе со сверстниками он подобрал однажды на месте боя несколько винтовок, похитил у фашистов два ящика гранат. Все это они потом передали партизанам.

Леня Голиков был награжден медалью за отвагу. В течение 10 дней партизанский отряд вел ожесточенные бои в районе деревни Сосницы, уничтожив 100 гитлеровцев и освободив несколько населенных пунктов. Немалая заслуга в успехе роты принадлежала Лене Голикову. Именно он указал боевую позицию на чердаке школы, откуда ураганным огнем партизаны преградили путь гитлеровцам, пытавшимся вновь овладеть деревней Сосницы.

В январе 1943 года, преследуемые по пятам карателями, партизаны отступили к железной дороге Дно – Новосокольники. Там за железной дорогой начинался сожженный, но не покоренный Партизанский край. Оставалось сделать один последний рывок, но произошло непредвиденное. Утром 24 января штаб бригады остановился в деревне Острая Лука Дедовичского района, чтобы похоронить медсестру Тоню Богданову. Чтобы не привлекать внимания, дозоров решили не выставлять, просто поочередно дежурили в сарае. Деревенский староста оказался предателем и послал своего сына за карателями. Ночью партизаны были окружены гитлеровцами. Отстреливаясь, они стали  отходить к лесу. Раненый начальник штаба 4-ой бригады Т.П. Петров прикрывал отход товарищей. На глазах у Лени Голикова был смертельно ранен комбриг С.М. Глебов. Едва Леня принял из его рук мешок с документами, как сам был сражен автоматной очередью. Так оборвалась жизнь юного патриота. Похоронили его вместе с Глебовым С.М., Петровым Т.П. и другими партизанами в деревне Острая Лука Дедовичского района Псковской области.

«Голиков вступил в партизанский отряд в марте 1942 года — говорится в наградном листе. — Участвовал в 27 боевых операциях… Истребил 78 немецких солдат и офицеров, взорвал 2 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, подорвал 9 автомашин с боеприпасами… 15 августа в новом районе боевых действий бригады Голиков разбил легковую автомашину, в которой находился генерал-майор инженерных войск Ричард Виртц, направляющийся из Пскова на Лугу. Смелый партизан из автомата убил генерала, в штаб бригады доставил его китель и захваченные документы. В числе документов были: описание новых образцов немецких мин, инспекционные донесения вышестоящему командованию и другие ценные данные разведывательного характера».

2 апреля 1944 года был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении пионеру-партизану Лене Голикову звания Героя Советского Союза.

Представление на Героя ушло еще при жизни, за добытые в разведке секретные документы. А вот получить его он уже не успел.

Имя героя носят улицы в Ленинграде, Пскове, Старой Руссе, Окуловке, селе Пола, поселке Парфино, совхоз в Парфинском районе, теплоход Рижского морского пароходства, в Новгороде — улица, Дом пионеров, учебное судно юных моряков в Старой Руссе, пионерские дружины и отряды области. В Москве и в Новгороде установлены памятники герою. В областном центре на Волхове памятник установлен близ площади Победы. О его подвиге и бесстрашии написаны повесть, поэма, несколько очерков, сложена песня. Стихотворение читает ученик.

Бесстрашное имя — награда герою

Он вашим ровесником был

Споёмте о том, как любимец отряда

Бесстрашно в разведку ходил.

Споемте о том, как летали с пути эшелоны,

Которые он подрывал.

Всем сердцем в победу грядущую верил,

В бою он отчаянным был.

Недаром однажды фашистского зверя

В чинах генеральских подбил.

Вернулся в отряд он с бесценным пакетом.

Уснул у костра на земле

Не снилось ему, что о подвиге этом

Наутро узнают в Кремле.

Что будет герою Звезда золотая —

Награда за воинский труд.

Что люди, о подвиге славном мечтая,

На Лёньку равненье возьмут.

  1. Зина Портнова

Ленинградская школьница, Зина Портнова, в 1941 году приехала с младшей сестрой Галей на летние каникулы к бабушке в деревню Зуи, близ станции Оболь (Шумилинский район Витебщины). Ей было пятнадцать…

В Оболи была создана подпольная комсомольско — молодежная организация «Юные мстители» (руководитель Е. С. Зенькова) и Зину  в 1942 г. избрали членом ее комитета. С августа 1943 она стала разведчицей партизанского отряда им. К. Е. Ворошилова бригады им. В. И. Ленина. Она участвовала в дерзких операциях против врага, в диверсиях, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку.

Сначала она устроилась подсобной рабочей в столовой для немецких офицеров. И вскоре вместе с подругой осуществила дерзкую операцию — отравила более ста гитлеровцев. Ее могли схватить сразу, но стали следить. Чтобы избежать провала, Зину переправили в партизанский отряд.

Как-то ей поручили разведать численность и род войск в районе Оболи. В другой раз — уточнить причины провала в Обольском подполье и установить новые связи… Возвращаясь с задания по выяснению причин провала организации «Юные мстители», Зина была арестована в деревне Мостище и опознана предателем. Фашисты схватили юную партизанку, пытали. Ответом врагу было молчание Зины, ее презрение и ненависть, решимость бороться до конца. На одном из допросов, схватив со стола пистолет следователя, застрелила его и ещё двух гитлеровцев, пыталась бежать, но была схвачена.

Потом ее уже не допрашивали, а методично мучили, издевались. Выкололи глаза, отрезали уши. Загоняли под ногти иголки, выкручивали руки и ноги…  Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. 13 января 1944 года Зину Портнову расстреляли.

А вскоре перешел в стремительное наступление 1-й Прибалтийский фронт. Началась крупная операция советских войск, носившая название «Багратион». Миллионная группировка вражеских армий была разгромлена. Советские войска с помощью партизан освободили белорусскую землю от фашистов.

О подвигах юных мстителей советский народ узнал пятнадцать лет спустя, когда в июле 1958 года был опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР. За подвиги и мужество, проявленные во время Великой Отечественной войны, большая группа участников Обольской подпольной комсомольской организации «Юные мстители» была награждена орденами Советского Союза. А на груди руководителя организации Ефросиньи Савельевны Зеньковой засверкала Золотая Звезда Героя Советского Союза. Этой высокой награды Родины была удостоена посмертно и Ромашка — Зина Портнова. Возле Оболи, у автострады, среди зеленых молодых деревьев и цветов, установлен высокий гранитный памятник. На нем золотыми буквами высечены имена погибших юных мстителей.

В Ленинграде, на тихой Балтийской улице, сохранился дом, в котором жила легендарная Ромашка. Рядом школа, в которой она училась. А немного подальше, среди новостроек, широкая улица имени Зины Портновой, на которой установлена мраморная стена с ее барельефом.

Стихотворение читает ученица.

Зина, Зина Портнова,

Ночь в застенках долга,

Но отважно, сурово

Смотришь ты на врага

С кровью падают на пол

Пряди светлых волос…

Сам начальник гестапо

Учиняет допрос.

В холод бросит внезапно

Волчий, пристальный взгляд.

Говори, где отряд?

Но молчит пионерка,

Щеки — в гневных слезах.

Свет от ужаса меркнет

В ясных детских глазах.

  1. Марат Казей (сценка 7 класс)

В первый же день войны Марат Казей увидел двоих на кладбище. Один, в форме танкиста Красной Армии, заговорил с деревенским мальчиком.

— Послушай, где тут у вас…

Глаза незнакомца беспокойно бегали по сторонам. Марат обратил внимание ещё на то, что пистолет висел у танкиста почти на самом животе. «Наши так не носят оружие», — мелькнуло в голове мальчика.

— Я принесу… молоко и хлеб. Сейчас. — Он кивнул в сторону деревни. — А то пойдёмте к нам. Наша хата на краю, близенько…

— Неси сюда! — уже совсем осмелев, приказал танкист.

«Наверное, немцы, — подумал Марат, — парашютисты»…

Немцы не сбрасывали на их деревню бомбы. Вражеские самолёты пролетали дальше на восток. Вместо бомб свалился фашистский десант. Парашютистов вылавливали, но никто не знал, сколько их сброшено…

…В хате отдыхало несколько наших пограничников. Анна Александровна, мама Марата, поставила перед ними чугун со щами, кринку молока.

Марат влетел в хату с таким видом, что все сразу почувствовали неладное.

— На кладбище — они!

Пограничники бежали к кладбищу за Маратом, который вёл их короткой тропкой.

Заметив вооружённых людей, переодетые фашисты бросились в кусты. Марат — за ними. Добежав до опушки леса, «танкисты» начали отстреливаться…

…Вечером к хате Казеев подкатил грузовик. В нём сидели пограничники и двое пленных. Анна Александровна со слезами бросилась к сыну — он стоял на ступеньке кабины, ноги у мальчика были в крови, рубашка изодрана.

— Спасибо вам, мамаша! — пожимали воины по очереди руку женщине. — Смелого сына вырастили. Хорошего бойца!

Война обрушилась на белорусскую землю. В деревню, где жил Марат с мамой, Анной Александровной Казей, ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось идти в школу в пятый класс. Школьное здание фашисты превратили в свою казарму. Враг лютовал.

За связь с партизанами была схвачена Анна Александровна Казей, и вскоре Марат узнал, что маму повесили в Минске. Гневом и ненавистью к врагу наполнилось сердце мальчика. Вместе с сестрой, комсомолкой Адой, пионер Марат Казей ушел к партизанам в Станьковский лес. Он стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Используя эти данные, партизаны разработали дерзкую операцию и разгромили фашистский гарнизон в городе Дзержинске…

Марат участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу, бесстрашие, вместе с опытными подрывниками минировал железную дорогу.

В мае 1944 года при выполнении очередного разведывательного задания был окружен гитлеровцами, отстреливался до последнего патрона и, не желая сдаваться в плен, взорвал гранатой себя и окружавших его врагов.

За мужество и отвагу пионер Марат Казей 8 мая 1965 года был удостоен звания Героя Советского Союза. В городе Минске поставлен памятник юному герою.

Заключение

Эти мальчишки и девчонки, которым тогда было 14, сражались и отдавали свои жизни для того, чтобы вы – дети 21 века жили в свободной стране. Мы с вами должны уважать их подвиги, помнить их, передавать эти знания будущему поколению. Я думаю, что каждый из вас хочет, чтобы над нашей головой всегда было мирное небо, светило солнце и вокруг слышался только весёлый детский крик, а не грохочущие канонады.

В память о пионерах-героях я предлагаю изготовить плакаты с информацией о маленьких героях большой войны и повесить их в посёлке, чтобы наши жители тоже знали, и тоже помнили.

Память священна, память бессмертна. «Никто не забыт, ничто не забыто».

Финальная песня в исполнении коллектива учителей «Ты помни»

(учащиеся изготавливают плакат из заранее подготовленных распечаток, вырезок, картинок)

Литература

1. Набатов Г. Зина Портнова /Г.Набатов//Рассказы о юных героях. – М.: Издательство Оникс, 2010. – С.120-138.

2. Печерская А.Н. Дети – герои Великой Отечественной войны: рассказы/А.Н.Печерская. – М.: Дрофа-Плюс, 2010. – С.37-42.

3. Шушкевич, С.П. Отважный Марат: рассказы/ С.П.Шушкевич. – Новосибирск: Зап.-Сиб. книжное издательство, 1978. – 109с.

4. Корольков Ю.М. Партизан Лёня Голиков: повесть. — Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1988. — 224с.

5. Подвиг народа: Памятники Великой Отечественной войны, 1941 -1945гг. -М: Политиздат, 1980.-С. 186.

6. Салют пионерия: сборник рассказов. — М.: Малыш, 1985. — С.5 — 26.

  • Рассказы о музыке и музыкантах для детей
  • Рассказы о неизвестных героях смирнов
  • Рассказы о надежде и вере
  • Рассказы о маме борис емельянов распечатать
  • Рассказы о кутузове алексеев читать