Рассказы о перелетных птицах для дошкольников 5 6 лет

Автор на чтение 18 мин. опубликовано 09.05.2021 каких птиц называют перелетными и почему эти птицы улетают в теплые края? каких

На чтение 18 мин. Опубликовано

lastochka.jpg

Каких птиц называют перелетными и почему эти птицы улетают в теплые края?

Каких птиц называют перелетными?

Перелетные птицы — это птицы, которые мигрируют на большие расстояния, часто улетая даже на другой континент. Мы считаем, что перелетные птицы улетают в теплые края потому, что им холодно, но это не совсем так. Многие способны переносить минусовую температуру. Основная проблема для них в том, что с похолоданием исчезает доступ к пище и воде. Длительные перелеты совершают в основном насекомоядные и водные птицы — для них зимой у нас совсем нет условий. Это аисты, цапли, стрижи, ласточки, утки и гуси, жаворонки, дрозды. К слову, некоторые крупные птицы остаются зимовать у нас, если находят подходящие условия для жизни и пропитания — например, незамерзающий водоем. А вот маленькие птички вроде ласточки или стрижа и правда могут замерзнуть насмерть.

Скворцы, дрозды и другие мелкие птицы летят скученной стаей. Кулики – шеренгой. Гуси и журавли клином. Утки — косяком. Одни летят днём — аисты, журавли, хищные птицы, ласточки, стрижи, а другие ночью — мухоловки, славки, трясогузки.

Почему птицы улетают в теплые края?

Птицы улетают потому, что для них нет корма: исчезают насекомые, травянистые растения увядают, водоёмы замерзают.

Но многие птицы улетают задолго до того, как исчезнет их корм. Например ласточки и стрижи улетают первыми ещё в августе, когда повсюду много насекомых. Как они узнают о приближении голодного времени? Перелётные птицы замечают, что дни ближе к осени становятся короче. Это и служит для них сигналом – пора в дорогу.

ТолкованиеПереводПерелетные птицы</dt>350px-grus_grus_flocks.jpg

Клинсерых журавлей.

Под миграцией, или перелётом птиц подразумевают перемещение или переселение птиц, связанное с изменением экологических или кормовых условий, либо особенностями размножения. Способности птиц к миграции способствует их высокая мобильность, недоступная большинству других видов наземных животных.

Типы миграций

По характеру сезонных переселений птиц делят на оседло-живущих, кочующих либо перелётных.[1] Кроме того, при определённых условиях птицы, как и другие животные, могут выселяться из какой-либо территории без возврата назад, либо инвазироваться (внедряться) в регионы за пределами их постоянного обитания; такие переселения непосредственно к миграции не относятся. Выселение либо внедрение может быть связано с природным изменением ландшафта — лесными пожарами, вырубкой лесов, осушением болот и т. д, либо с переселённостью конкретного вида на ограниченной территории. В таких условиях птицы вынуждены искать себе новое место, и такое перемещение никак не связано с их образом жизни или временами года. К внедрениям также часто относят интродукцию — намеренное переселение видов в регионы, где они никогда прежде не обитали.[2] К последним, например, можно отнести обыкновенного скворца. Очень часто нельзя однозначно сказать, что данный вид птиц является строго оседлым, кочующим или перелётным: разные популяции одного и того же вида, и даже птицы одной популяции могут вести себя по-разному. Например, крапивник на большей части ареала, включая почти всю Европу и приполярные Командорские и Алеутские острова, живёт оседло, в Канаде и севере США кочует на незначительные расстояния, а на северо-западе России, в Скандинавии и на Дальнем Востоке являeтся перелётным.[3] У обыкновенного скворца или голубой сойки (Cyanocitta cristata) возможна ситуация, когда на одной и той же территории часть птиц в зимнее время перемещается на юг, часть прибывает с севера, а часть живёт оседло.[4]

Оседлые птицы

Оседлыми называют птиц, которые придерживаются определённой небольшой территории и за пределы её не перемещаются. Подавляющее большинство видов таких птиц обитает в таких условиях, где сезонные изменения не влияют на доступность корма — тропическом и субтропическом климате. В умеренном и северном поясе таких птиц немного; к ним в частности относятся cинантропы — птицы, обитающие вблизи человека и зависящие от него: сизый голубь, домовый воробей, серая ворона, галка и некоторые другие. Часть оседлых птиц, которых также называют полуоседлыми, вне сезона размножения перемещается на незначительные расстояния от своих гнездовий — на территории Российской Федерации к таким птицам можно отнести глухарей, рябчиков, тетеревов, частично сорок и обыкновенную овсянку.[1].

Кочующие птицы

Кочующими называют птиц, которые вне сезона размножения постоянно передвигаются с места на место в поисках пищи.[5] Такие передвижения никак не связаны с цикличностью и полностью зависят от доступности пищи.

На территории России к кочующим птицам можно отнести синицу, поползня, сойку, клеста, щура, чижа, снегиря, свиристель и др.

Перелётные птицы

Перелётные птицы совершают регулярные сезонные перемещения между местами гнездовий и местами зимовок.[5] Переселения могут совершаться как на близкие, так и на дальние расстояния. По мнению орнитологов, средняя скорость перелёта для мелких птиц составляет порядка 30 км/час, а для крупных около 80 км/час[6][7]. Часто проходит в несколько этапов с остановками для отдыха и кормления. Чем меньше по размеру птица, тем короче дистанция, которую они в состоянии осилить за один раз: мелкие птицы способны лететь беспрерывно 70 — 90 часов, при этом преодолевая расстояние до 4000 км.[6]

Формы маршрутов

  • Разделительная миграция.
  • Миграция перекатами.
  • Кольцевая миграция. При кольцевой миграции весенние и осенние маршруты между собой не совпадают.

Миграции могут быть как горизонтально-направленными (из одного региона в другой при сохранении привычного ландшафта), так и вертикально-направленными (в горы и обратно).

Направления перелётов

Направления миграции у птиц бывают весьма разнообразными. Для птиц северного полушария типичным является перелёт с севера (там где птицы гнездятся) на юг (там, где они зимуют), и обратно. Такое перемещение характерно для умеренных и арктических широт северного полушария. В основе такого переселения лежит комплекс причин, главная из которых лежит в энергетических затратах — летом в северных широтах длина светового дня увеличивается, что даёт ведущим дневной образ жизни птицам больше возможности прокормить своё потомство: по сравнению с тропическими видами птиц кладка их яиц выше. Осенью, когда длина светового дня сокращается, птицы переселяются в более тёплые регионы, где кормовая база менее подвержена сезонным колебаниям.

Литература

  1. 12 Боголюбов А. С., Жданова О. В., Кравченко М. В. «Справочник по орнитологии. Миграции птиц» Москва, «Экосистема», 2006 онлайн
  2. Introduced species Энциклопедия Британика. Прочитано 2008-09-02
  3. Josep del Hoyo , Andrew Elliott , David A. Christie «Handbook of the Birds of the World, Vol. 10: Cuckoo-Shrikes to Thrushes» Lynx Edicions. 2005. ISBN 84-87334-72-5
  4. Northern Prairie Wildlife Research Center Migration of Birds. Geographic Patterns of Migration. Прочитано 2007-09-02
  5. 12 Berthold, P. 1993. Bird migration: a general survey. Oxford University Press, New York, New York, USA.
  6. 12 Thomas Alerstam «Bird Migration» Cambridge University Press
  7. Bird migration Universitetet i Oslo. Прочитано 2007-09-02

</dd>

Wikimedia Foundation. 2010.

</dl>Другие книги по запросу «Перелетные птицы» >>

Список таких пернатых огромен, но надо чётко знать, какие — перелётные птицы, каких можно назвать условно перелётными, а какие всегда осёдлые.

Перелетные птицы:

  • ласточка;
  • чибис;
  • дрозд певчий;
  • малиновка;
  • жаворонок;
  • мухоловка;
  • зяблик;
  • зорянка;
  • садовая камышовка;
  • зимородок;
  • горихвостка;
  • удод;
  • выпь;
  • трясогузка;
  • иволга;
  • соловей;
  • славка черноголовая;
  • лебедь;
  • гусь;
  • утка;
  • грач;
  • журавль;
  • глухарь;
  • рябчик;
  • пищуха;
  • клест.

Картинки с названиями для детей, на которых изображены птицы, улетающие на юг зимой, чаще всего представляют журавлей. А ведь огромное количество пернатых покидает место обитания, кроме этих птиц, и они это делают не сразу, а каждый вид в определённое время.

Некоторые перелётные птицы: картинки с названиями и указанием очерёдности полёта на юг

Раньше всех покидают место жительства птицы, пища которых – только насекомые. Это логично, ведь именно насекомые начинают прятаться или погибать с наступлением холодов.

Перелётная птица трясогузка, фото

За ними устремляются в южные края те пернатые, пища которых – цветы, семена, плоды. Они делают это несколько позднее, чем насекомоядные, это и понятно: плоды и семена доступны в пищу очень долго, пока не станет совсем холодно и на земле не будет солидного снежного покрова.

В это же время улетают птицы, у которых летом смешанное питание, а осенью только растительная пища. Например, это чиж – тли и других мелких насекомых осенью уже нет, и он полностью переключается на семена. Перелётная птица чиж, фото И последними спасаются от холода птицы, живущие на водоёмах, когда поверхность рек и озёр покрывается льдом. Среди водоплавающих птиц, кстати, отмечается тенденция к условной перелётности: если зима тёплая и вода не замерзает, они никуда не летят. Водоплавающие перелётные птицы: картинки

Среди пернатых, питающихся растительной или „живой“ пищей на суше, тоже может наблюдаться условная перелётность. К примеру, это сойки и свиристели: чем южнее они живут, тем реже они покидают место обитания зимой.

Известные перелётные птицы: картинки, названия, основные места зимовок

Кукушка обыкновенная. Из Средней Азии и Сибири эти птицы устремляются в южную часть Сахары в Африке. Из Англии и северной Европы кукушки обыкновенные летят на юг Африки, долетая даже до ЮАР.Скворцы российские, украинские и скандинавские летят на юг Европы. Иногда они доставляют большие неудобства жителям южных европейских стран зимой. К примеру, в Италии в зимние месяцы они так шумят, что перекрывают гул транспорта в городах. Если говорить о журавлях, то ареал их перелёта очень широк. Кавказ, долина Нила, север и запад Индии, Ирак – вот далеко не все места зимовки журавлей.Соловьи почти все летят на зиму в Африку, в основном в западную, но стараются останавливаться в странах южнее экватора.Лебедь – самое большое пернатое, живущее на воде, и самая крупная перелётная птица. Российские лебеди на зимний период улетают к Средиземному и Каспийскому морям, на юг азиатских побережий.Ласточки, все их разновидности – перелётные. С Запада они летят зимовать в Африку южнее Сахары, восточные – в Китай и зоны, примыкающие к Гималаям.Грачи, населяющие практически всю Евразию от Скандинавии до тихоокеанского побережья, улетают зимой относительно недалеко. Грачи российские устремляются в Турцию, из Европы – в Италию и Францию, поволжские – в основном в Казахстан. Смотрите видео про перелетных птиц.

Осенью, наблюдая вместе со своим малышом стаи перелетных птиц, любящие родители рассказывают ребёнку, какое путешествие ожидает пернатых в тёплые края. А услышав вопрос, почему же уточки и аисты не хотят зимовать с нами, многие мамы и папы задумываются. Самым очевидным ответом кажется то, что просто не все птицы могут перенести предстоящие холода. Но это не совсем правда. Так как же ответить на вопрос своего маленького почемучки?

Птицы улетают в тёплые края не потому, что очень боятся холода. Перья и тёплый пух между ними защищают пташку так же хорошо, как тебя оберегают от мороза твои курточка и штанишки.

Но есть то, без чего не могут прожить не только наши маленькие летающие друзья, но и все животные, и люди. Правильно, без еды. А чем питаются птицы? Насекомыми, зерном, некоторые даже лягушками и грызунами. Ты зимой видел мух и бабочек? Потому что насекомые в холодное время года прячутся и засыпают до весны.

Пернатые остаются жить с нами до тех пор, пока легко могут найти себе пропитание, а затем начинают собираться к отлёту.

  • Первыми покидают нас насекомоядные птицы: грачи, ласточки, трясогузки и др.
  • Затем, когда становится сложно находить зерно и плоды деревьев для еды, готовятся в далёкое путешествие зяблики, чижи, овсянки. Ведь, если снег укутает землю, отыскать корм нашим пернатым друзьям будет очень непросто.
  • Последними улетают водоплавающие птицы: утки, гуси, лебеди. Потому что зимой все водоёмы замерзают, и найти подходящую пищу пернатым озёрным жителям практически невозможно. В это же время покидают нас журавли и аисты, в привычный рацион которых входят лягушки и грызуны.

Остаются зимовать только те птицы, которые могут без особых трудностей добывать для себя корм. Например, клесты, живущие в лесу, питаются семенами из шишек хвойных деревьев: елей, сосен. Воробьи, вороны, голуби, синицы давно приспособились к жизни в городах, где нетрудно найти что-нибудь съестное.

Люди помогают птицам пережить холодную и голодную пору: изготавливают кормушки, куда кладут семечки и зёрнышки. Помнишь, мы в парке угощали голубей крошками? Так поступают многие, поэтому городским птахам не страшно оставаться зимовать с нами.

Примерно такой у вас может состояться разговор с любознательным малышом. Не забывайте, что иногда ребёнку очень полезно сперва самому подумать над своей же задачкой в поисках ответа. Ваши наводящие вопросы могут помочь ему дойти до сути проблемы. Это хорошо скажется на детской самооценке, создаст опыт успеха, побудит в дальнейшем к самостоятельному изучению и анализу окружающего мира.

Читаем также: Как объяснить ребенку почему небо голубое

Шишкина школа. Природоведение. Перелетные птицы

В видео мы узнаем, какие птицы улетают на юг, и зачем они это делают. А ещё мы узнаем, как следить за перелётными птицами:

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал, страницу в Facebook, или группу ВКонтакте.

Мы в Яндекс.Дзен – присоединяйтесь!

watermark.png

Татьяна СухихДата: 5 мая 2018 в 21:00 Рубрика: Окружающий мир

Какие учебные материалы понадобятся в процессе

Чем ярче и разнообразнее будет рассказ о кочующих птицах для детсадовцев, тем больше он останется в памяти. При подготовке я рекомендую максимально задействовать органы восприятия: глаза, уши и пальчики. Это значит, что мы будем смотреть картинки и видео, слушать информацию и стихи о птичках, трогать руками перышки.

Первое и важно пособие, которое мы используем на занятиях – плакат «Перелетные птицы». На нем показаны все нужные виды, картинки крупные и видны издалека. Птички хорошо прорисованы и по ним легко объяснять, чем одна отличается от другой (хвостики, крылья, ноги, оперение, размеры). Птички подписаны, самые любознательные дети попробуют прочитать.

Очень помогают и дидактические карточки с перелетными птицами. У них сразу три предназначения: с карточки можно взять стишки и загадки, выучить птичье название на русском и английском. Но самое главное, по карточкам мы даем задание составить рассказ: описать, какие у птички крылышки, лапки, цвет оперения и т.д. Для примера по первой карточке рассказывает ведущий. Есть еще другие карточки без названий.  Их мы даем на втором занятии и проверяем узнаваемость.

stroenie.jpg

Стихи, в которых фигурируют жаворонок, ласточки, скворец, соловей, дрозд, аист, грач, журавль и другие птицы, мы ищем в интернете или берем в специальных методических пособиях. В сети есть и сказки, интересные для деток 6 лет. Например, «На озере», «Как Воробьишко Африку искал», «Возвращение на родину» и другие.

Здорово, когда есть возможность после стиха или сказки показать видео, в котором птица летает, ходит, питается. Можно попробовать найти в интернете видеозаписи и смонтировать короткие ролики, не дольше минуты. Есть познавательные фильмы, видеоуроки и обучающие видео о перелетных видах на Youtube. Но они занимают время, лучше такой фильм показать помимо занятия. Можно посмотреть мультфильм: «Серая шейка», «Мама-цапля», «Крякнутые каникулы», «Махни крылом».

Что рассказать детям о перелетных птицах

Основной смысл занятия – рассказать, что птицы – живые существа с теплой кровью. Температура их тельца выше человеческой, где-то +41 градус. Чтобы иметь возможность выжить в зимние холода, птицам нужно много энергии. Значит, требуется больше пищи.

Насекомоядным и плотоядным птицам нечем насыщаться зимой, и они перелетают на юг, в теплые страны. Вынуждены улетать и водоплавающие, ведь вода, в которой они ищут пищу, замерзает. Журавли едят ягоды, аисты и цапли – лягушек, в морозы им тоже нечем питаться. Летят на юг и отдельные разновидности, предпочитающие растительную пищу. У зерноядных есть одна особенность – они покидают наши широты не всегда.

Птицы, улетающие на зиму, называются перелетными, или кочующими. А те, которые остаются зимовать в родной стране – оседлые (зимующие). На зимовку отправляются гуси, лебеди, цапли, аисты, соловьи, чижики, грачи, скворцы, ласточки, перепела, жаворонки, дрозды, иволги. Перебираются они в разные страны. Перепела – в Африку и Азию, соловьи – в Африку, чижи – в Казахстан и на Кавказ. К зимующим можно отнести ворон, синичек, воробьев, голубей, сорок, другие виды.

stai.jpg

Летят они стаями или клиньями, а некоторые – в одиночестве (кукушки, ястребы, соколы). Весной перелетные птицы путешествуют назад, в родные края, чтобы растить потомство. Они очень полезны для природы и человека. Насекомоядные поедают насекомых-вредителей, а другие помогают поддерживать экосистему. Например, аисты едят змей и саранчу.

Детсадовцам понравятся интересные факты. О том, что птицы летают на юг стаей, прямым фронтом, клином или косяком. Как это выглядит, можно показать на презентации или фото. Есть народные приметы и загадки о перелетных птицах. Пернатые путешественники запоминают свои гнезда, из года в год прилетают туда же. Время вылета меняется: птицы принимают решение, ориентируясь на погоду и инстинкты (готовьтесь объяснить, что это). Иначе и быть не может, ведь газет они не читают.

Как составить план занятия

Если это ваше первое занятие по птицам, нужно подробно составить список того, что будете рассказывать и показывать, в какой последовательности, сделать хронометраж. Важно, где вы решите проводить занятие – на природе или в помещении. На природе можно услышать, а иногда даже увидеть птиц. Зато в помещении можно посмотреть видео и мультфильмы. Спланировать занятие с описательной частью, играми и другими задачами поможет это тематическое пособие.

Сложно рассказывать ребенку о том, чего он не видел. Поэтому детсадовцам нужно показывать рисунки и видео, давать слушать записи птичьего пения. Кстати, еще одно пособие с картинками перелетных и зимующих птиц, а еще домашних и диких. Оно поможет рассказать о домашних, лесных, водоплавающих и других видах. Не забудьте объяснить, что пернатые живут в скворечниках, гнездах, дуплах. Еще лучше – показать во время прогулки.

Можно построить занятие для детского сада в форме диалога: задавать вопросы и рассказывать. Например: «Какой сейчас сезон? Дни удлинились, произошли другие изменения (перечислить). А вы слышали пение птиц по утрам? Поют те, кто вернулся из теплых краев – перелетные птицы. Вы знаете, кто такие перелетные?». Стоит упомянуть кочующих птиц, прилетающих к нам на зиму, потому что привыкли к холодам (снегири, синицы).

zimuyusghie.jpg

Можно разделить занятие на две или три части. Но не давать их друг за другом, а сделать перерыв в несколько дней. Детям нужно переварить, «прожить» информацию, рассказать о новых знаниях родителям и друзьям, обсудить.

В одно из занятий можно включить игры для развития речи. Например:

  • Назови птенчика (кукушка – кукушонок, грач – граченок и т.д.).
  • Найди лишнего (выбрать из тройки или четверки птиц неперелетную).
  • Назови ласково (кукушка – кукушечка, перо – перышко, крыло – крылышко, соловей – соловушка).

Рекомендую включить в план занятия разнообразные игры и развлечения. Например, раскраски и наклейки с птичками, детское лото или другие игры с изображениями птиц, несложные оригами, пальчиковые игры. Можно давать задания по карточкам: к примеру, разложить их в два ряда – с перелетными и зимующими птицами.

Вопросы и выводы по занятию

Чтобы закрепить информацию, рекомендую задать в конце такие вопросы:

  • Что такое перелетные птицы?
  • Куда и почему улетают они на зиму?
  • Какие именно пернатые улетают в южные местности (названия)?
  • Путешествуют ли птенцы с родителями?
  • Почему они возвращаются обратно из теплых краев?
  • Почему летают стаями?
  • Чем питаются перелетные птицы?
  • Какую пользу людям и природе они приносят?

«Птичьи» занятия помогут обогатить кругозор, пополнить знания об окружающем мире и природе, дадут новые названия и понятия в словаре ребенка. Расскажут, насколько мир многообразен и интересен. В первую очередь, они дадут понимание того, что птицы – живые существа, им нужно питаться и защищаться от холодов, растить птенцов. Перелетные виды очень важны для живого мира и человеческой деятельности.

В воздухе кипит жизнь. Рассказы о ней очень важны для современного урбанизированного ребенка, который видит природу мельком и в малых количествах. Удачных вам занятий и любознательных деток!

Screenshot_9.png

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Этот блог читают 3584 человека, читай и ты * Нажимая на кнопку подписки, я даю согласие на рассылку, обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности. Используемые источники:

  • https://ktoikak.com/kakih-ptits-nazyivayut-pereletnyimi/
  • https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1090085
  • http://pticadom.ru/pereletnye-pticy.html
  • https://razvitie-krohi.ru/otchego-i-pochemu/pochemu-ptitsyi-uletayut-na-yug-kak-obyasnit-malyishu.html
  • https://metodbv.ru/pereletnye-ptitsy-dlya-detej/

(2017-2018 уч. год)

Гаврючкова И.Н.

Киреева Н. Е.

I Целевой раздел.

Актуальность: Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просвещенческой работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Именно в дошкольном возрасте у ребенка начинают складываться такие формы чувственного познания природы, которые важны не только для настоящего периода его развития, но и для будущей его взрослой жизни. Велико значение природы для воспитания всей гаммы человеческих чувств: чувства прекрасного, чувства доброты и сострадания к более слабым и солидарности со всей жизнью на планете. Для воспитания сознательного отношения к природе дошкольникам мало одного эмоционального восприятия, им также необходимы знания о природе, о роли человека в ней.   Процесс воспитания начал экологической культуры должен быть интересным, насыщенным, эстетически развивающим, максимально приближенным к объектам живой и неживой природы, что позволить воспитать социально-активных, творческих личностей, способных понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним.

    Проект «Эколята-Дошколята» направлен на формирование у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия.

     Природа – не только среда обитания, но и родная сторона, Родина.  Необходимо посеять и взрастить в душе ребёнка семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Под культурой природолюбия понимается сфера духовной культуры, организации и развития жизнедеятельности, обеспечивающая сохранение и обогащение позитивного опыта познания и взаимодействия человека и природы, накопленного в процессе естественного и общественного развития.

Эколёнок – это ребенок, который бережет и защищает природу, ему свойственно доброе, уважительное, внимательное и заботливое отношение к ней.

1.2. Цель и задачи кружка

Цель: Воспитывать у детей начало экологического сознания, ценностные ориентации в поведении и деятельности, обеспечивающие ответственное отношение и природолюбие  к окружающей социальной и природной среде.

1. Наглядные методы:

 2. Словесные методы:

— беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.

3. Игровые методы:

— проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр — драматизаций и др.);

растений, животных. Попытка оценивать их состояние с позиции «хорошо-плохо»;

   Становление первоначальных основ экологической культуры – это накапливание конкретных, чувственных представлений о предметах и явлениях природы, окружающих малышей, входящих в круг их жизнедеятельности.

Правила поведения в природе.

Растения и их характерные признаки.

Основные признаки диких и домашних животных.

Виды птиц своей местности.

ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ.

О перелётных птицах.

О зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе.

Об охране природы.

О наиболее характерных признаках разных времён года и явлениях природы.

О значении природы в жизни человека, бережному отношению к окружающему миру и последствиях экологически неграмотного поведения в природе.

Выполнять правила поведения на природе.

Обеспечивать уход за растениями уголка природы.  Обеспечивать уход за растениями цветников

  Оказывать помощь окружающей природе (подкормка птиц зимой на участке,    уборка мусора).

Диагностика  по экологическому воспитанию.

3.Имеет представления о формах и видах воды, ее свойствах, называет обитателей водоемов

2 балла –  называет  самостоятельно или с помощью взрослого 1 или 2 вида, признака, свойства

II. Организация работы кружка.

Занятия по кружковой деятельности проводятся 1 раз в неделю. Игровые занятия имеют продолжительность – 15 минут. Программа рассчитана на объем 32 учебных часа.

Формы работы: игра, познавательная и исследовательская деятельность, творческая активность.

                       III. Содержательный раздел.

Тематический план кружковой работы по экологии «Эколёнок» в  младшей группе.

Сентябрь

1неделя

Знакомство с корнеплодами

Программное содержание: Учить детей различать морковь и репу; знать названия корнеплодов, их сенсорные характеристики: морковь длинная, красная, твердая, гладкая, сладкая и вкусная; репа круглая, желтая, твердая, гладкая, вкусная. Развивать различные ощущения детей, их речь: умение слышать воспитателя, повторять за ним  определения предметов. (Николаева «Экологическое воспитание младших дошкольников» стр. 11)

2неделя

Знакомство со свеклой и  с картофелем

Программное содержание: Учить различать овощи – свеклу и картофель, знать их названия, особенности формы, цвета, вкуса. Развивать сенсорные ощущения детей, умение слышать воспитателя, отвечать на вопросы. (Николаева, стр. 15)

3неделя

Знакомство с огурцом, помидором, капустой

(Николаева, стр. 18)

Программное содержание: Учить различать овощи по форме, цвету, вкусу, твердости (огурец продолговатый, зеленый, твердый; помидор круглый, красный, мягкий; оба овоща гладкие, прохладные на ощупь; капуста большая, круглая, с листьями, негладкая; капуста и огурец хрустят на зубах). Знать их названия, знать, что их можно есть. Развивать сенсорные ощущения детей, умение слышать воспитателя, отвечать на вопросы.

4неделя

Осенние листочки

(Л. П. Молодова «Игровые экологические занятия с детьми» стр. 14)

Программное содержание: Показать детям, что природа прекрасна во все времена года. Объяснить, что в природе ничего не происходит случайно: опавшие листья нужны растениям зимой и осенью на земле.

Октябрь

1неделя

Листопад, листопад – листья желтые летят

Программное содержание: Дать детям представления об осенних изменениях в природе. Формировать умения определять погоду по внешним признакам и последовательно, по сезону, одеваться на прогулку. Учить выделять ствол, ветки и листья деревьев. (О. А. Соломенникова «Занятия по формированию элементарных экологических представлений» стр. 8)

2неделя

Знакомство с фруктами (лимон, апельсин,мандарин)

Программное содержание: Дать представления о фруктах – лимон, апельсин, мандарин. Учить различать плоды по названию, особенностям формы, цвета, поверхности, вкуса и запаха. Развивать сенсорные ощущения, ощущать радость от восприятия красивых плодов, их запаха. Сообщить, что фрукты, как и зеленый лук, очень полезны для здоровья, особенно зимой. (С. Н. Николаева, стр. 56)

3неделя

Знакомство с фруктами(яблоко, груша, слива)

Программное содержание: Учить различать яблоко, грушу и сливу; знать названия плодов, их сенсорные характеристики (яблоко круглое, красное, желтое или зеленое, твердое, имеет приятный запах, кисло-сладкий вкус; груша круглая и чуть вытянутая кверху, желтая, мягкая, сочная, сладкая; слива круглая или овальная, темно-синяя или темно-красная, мягкая, сочная, внутри у нее косточка). Развивать различные ощущения детей – зрительные, тактильные, вкусовые и обонятельные; развивать речь: умение слышать воспитателя, повторять за ним определения предметов. Актуализировать знания об овощах – вспоминать и назвать знакомые плоды. (С. Н. Николаева, стр. 26)

4неделя

Крылатые помощники

Программное содержание: Расширять представления детей о птицах, их поведении, характерных особенностях. Закреплять знания детей о зимних и перелетных птицах. (Т. А. Шорыгина «Зеленые сказкиЭкология для малышей» стр. 56)

Ноябрь

1неделя

Синичкин день

Экологический краткосрочный проект «Позаботимся о зимующих городских птицах

Программное содержание: Расширять представления детей о зимующих птицах, их особенностей. Закрепить знания о повадках синичек. Воспитывать бережное отношение к птицам, заботу о них в зимний период. (Л. Д. Сесюкова, И. С. Танасюк – Демонстрационный материал по экологии).

2неделя

Как звери в лесу готовятся к зиме

Программное содержание: Формировать умение устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением зверей (изменение окраски шерсти, спячка, запасы на зиму). (О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» стр. 33)

3неделя

Мы хотим защитить

Программное содержание: Закрепить знания детей о домашнем животном – кошке. Её внешнем виде, повадках. Учить детей заботиться о братьях наших меньших. Познакомить с правилами настоящего хозяина кошки. Познакомить с приметами в поведении кошки, воспитывать доброе отношение к домашним животным. (Л. Д. Сесюкова, И. С. Танасюк – Демонстрационный материал по экологии)

4неделя

Жалобная книга природы

Программное содержание: Знакомить детей с доступными явлениями природы. Учить основам взаимодействия с природой. Провести беседу на тему«Жалобная книга природы». Формировать доброжелательное отношение к окружающему. (Л. Д. Сесюкова, И. С. Танасюк – Демонстрационный материал по экологии).

Декабрь

1неделя

Сезонные изменения в природе

Программное содержание: Продолжать учить детей замечать состояние погоды. Закрепить знания детей о сезонных изменениях природы. Активизировать словарь детей (опадают листья, снег – мягкий, пушистый, белый; распускаются листочки). Развивать речь, внимание и память. (Н. Ф. Дик «Развивающие занятия по экологии для дошкольников» стр. 11)

2неделя

Вода и ее превращения

Программное содержание: Дать детям понятие о воде. Закрепить знания детей о том, где можно встретить воду в природе. Выяснить какими свойствами обладает вода. (Т. А. Шорыгина «Зеленые сказкиЭкология для малышей» стр. 14

3неделя

Родник

Программное содержание: Дать понятие о роднике. Какую пользу приносят родники. Познакомить детей с правилами как сохранить воду чистой. (Т. А. Шорыгина, стр. 20)

4неделя

Вода это жизнь

Программное содержание: Дать детям представление о роли воды в жизни растений и животных. Привить навыки экологически грамотного поведения во время пребывания на водоемах, научить любоваться реками, озерами, понимать необходимость бережного к ним отношения и последствий экологически неграмотного поведения. (Л. Д. Сесюкова, И. С. Танасюк «Демонстрационный материал по экологии»)

Январь

1неделя

Снеговичок и елочка

Программное содержание: Расширять представления детей о деревьях. Показать свойства снега. Формировать доброжелательное отношение к окружающему миру. (О. А. Соломенникова «Занятия по формированию элементарных экологических представлений» стр. 13)

2неделя

В январе, в январе – много снега во дворе

Программное содержание: Уточнять знания детей о зимних явлениях природы. Формировать эстетическое отношение к окружающей природе. Обогащать и активизировать словарный запас. (О. А. Соломенникова, стр. 17)

3неделя

Рассматривание снегиря

Программное содержание: Познакомить детей с основными признаками внешнего вида птиц. Закрепить представления детей об особенностях поведения снегиря (летает, прыгает, клюет ягоды). Воспитывать любознательность и интерес к жизни птиц. Активизировать словарь: снегирь, Красногрудый, клюет ягоды, рябина. (О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» стр. 40)

4неделя

Сравнение снегиря с вороной

Программное содержание: Знакомить детей с доступными явлениями природы. Учить основам взаимодействия с природой. Провести беседу на тему«Жалобная книга природы». Формировать доброжелательное отношение к окружающему. (Л. Д. Сесюкова, И. С. Танасюк – Демонстрационный материал по экологии)

Февраль

1неделя

Украсим живую елку снегом

Программное содержание: Воспитывать бережное отношение к ели. Обратить внимание детей на красоту живой ели: она зеленая, ее украшают иней и снежные хлопья, она сверкает на солнце, очень красива. (С. Н. Николаева «Экологическое воспитание младших дошкольников» стр. 37

2неделя

О диких зверях и домашних животных

(Игрушечный мишка и бурый медведь)

Программное содержание: Закреплять знания детей о диких зверях и домашних животных, об их отличиях. Закрепить представления детей о том, как животные готовятся к зиме. (Т. А. Шорыгина «Зеленые сказкиЭкология для малышей» стр. 44)

Программное содержание. Учить детей узнавать мишку в разных видах игрушечного изображения, определять его окраску, размер (большой, маленький, толстый), находить и показывать все части тела. Дать детям первоначальные реалистические представления: познакомить с обликом бурого медведя и его местом обитания — лесом. Сообщить о том, что живой бурый медведь — это огромный зверь (выше человека), живет в лесу, мама называется медведицей, ее детеныши — медвежатами, медведи ходят по лесу в поисках пищи — ягод, муравьев, меда. Развивать речевые и игровые умения детей.

(Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников.)

3неделя

Кролики и зайчиха

Программное содержание: Закрепить отличительные особенности диких и домашних животных (кролика и зайчихи). О их врагах, о сходствах и различиях. Познакомить детей с правилами поведения, как вести себя в лесу, чтобы не причинить вреда его обитателям. (Т. А. Шорыгина, стр. 50)

4неделя

Знакомство с козой и козленком

Программное содержание: Учить узнавать козу на картине, находить и показывать видимые ее части тела (голову, хвост, ноги, рога, видеть, чем козленок отличается от нее. Актуализировать знания о корове, провести элементарное сравнение животных (корова большая, коза меньше; у коровы хвост длинный, у козы короткий; у коровы теленок, у козы козленок; у козы, как и у коровы, есть рога; коза тоже ест сено, дает молоко). Развивать речь детей: умение слушать воспитателя, отвечать на вопросы, повторять за ним. Развивать игровые умения детей: подражать крику козы, изображать козлят. (С. Н. Николаева, стр. 33)

Март

1неделя

В гостях у бабушки

Программное содержание: Продолжать знакомить детей с домашними животными и их детенышами. Учить правильно обращаться с домашними животными. Формировать заботливое отношение к домашним животным. (О. А. Соломенникова, стр. 12)

2неделя

Знакомство с куриным семейством

Программное содержание: Дать первоначальные представления о составе куриной семьи (петух и курица с цыплятами, их внешних отличиях: петух большой, у него на голове гребешок, бородка; у него пышный круглый хвост, яркое оперение; курица большая, но хвост и гребешок у нее меньше, чем у петуха; петух – это папа, курица – это мама; у них есть дети – цыплята, они маленькие, круглые, пушистые, бегают за курицей, прячутся под ее крыло. Учить детей узнавать их на картине и в игрушечном изображении, узнавать звуки, которые издают петух, курица, цыплята, подражать им. Развивать умение слышать воспитателя, подражать словам, звукосочетаниям, движениям. (С. Н. Николаева, стр. 21)

3неделя

Знакомство с овцой

Программное содержание: Учить узнавать на картине овцу и ягненка, знать как «говорит» овца. Учить находить, показывать и называть части тела овцы, сравнивать их. Сообщить: овечка пьет воду, ест траву, из ее шерсти вяжут носочки, шапочки и шарфики. Развивать речь детей, умение слушать воспитателя, отвечать на вопросы. (Т. А. Шорыгина «Домашние животные. Какие они?»стр. 50)

4неделя

Знакомство со свинкой

Программное содержание: Учить узнавать свинку на картине, находить и показывать видимые части тела (голову, хвост, ноги, видеть, чем поросенок отличается от нее. Актуализировать знания об овечке, провести элементарное сравнение животных. Развивать речь детей: умение слушать воспитателя, отвечать на вопросы, повторять за ним. Подражать крику поросенка. (Т. А. Шорыгина «Домашние животные. Какие они?»стр. 56)

Апрель

1неделя

Встреча птиц

Программное содержание: Дать детям представления о перелетных птицах, их особенностях. Познакомить с приметами в поведении птиц. Формировать доброе отношение к птицам, желание заботиться о них. Учить передавать образ птицы в рисунке. (Л. Д. Сесюкова, И. С. Танасюк «Демонстрационный материал по экологии»)

2неделя

Как скворец себе дом выбрал

Программное содержание: Продолжать формировать умение отличать птиц по внешнему виду. Расширять представления детей о характерных особенностях птиц. Воспитывать желание наблюдать за птицами. Познакомить с правилами как подкармливать и как охранять птиц. (Т. А. Шорыгина «Зеленые сказкиЭкология для малышей» стр. 56)

3неделя

Прозрачный невидимка

Программное содержание: Дать детям понятие о воздухе, о его свойствах. Рассказать о том, что воздух бывает грязный и чистый, как люди стараются очистить его. (Т. А. Шорыгина «Зеленые сказкиЭкология для малышей» стр. 5

4неделя

Южный ветерок

Программное содержание: Показать детям природное явление ветер. Учить определять ветреную погоду. Закрепить знания детей как сохранить воздух чистым. (Т. А. Шорыгина «Зеленые сказкиЭкология для малышей» стр. 9)

Май

1неделя

Посадим дерево

Программное содержание: Знакомить детей с некоторыми растениями данной местности. Провести беседу на тему«Посадим дерево». Дать детям представление о том, что для роста растения нужно: земля, воздух, вода. Воспитывать желание детей заботиться о посаженном дереве. (Л. Д. Сесюкова, И. С. Танасюк «Демонстрационный материал по экологии»)

2неделя

Удивительный мир шестиногих

Программное содержание: Закреплять знания детей о насекомых, продолжать учить различать их. Познакомить с некоторыми отличительными особенностями насекомых. (Т. А. Шорыгина «Зеленые сказкиЭкология для малышей» стр. 67

3неделя

Наша кормилица Земля

Программное содержание: Дать детям понятие, что такое почва, из чего она состоит. Какие животные обитают в почве. Какую пользу она приносит. Помочь определить какое значение имеет почва для людей. Т. А. Шорыгина «Зеленые сказкиЭкология для малышей» стр. 25)

4неделя

Земля наш общий дом

Программное содержание: Дать детям представления о планете Земля, как общем доме для всех живых существ. Побеседовать о том, чем богата наша Земля и что необходимо делать, чтобы сохранить богатство земли. (стр. 93)

1. С. Н. Николаева «Экологическое воспитание младших дошкольников»

2. Л. П. Молодова «Игровые экологические занятия с детьми»

3. О. А. Соломенникова «Занятия по формированию элементарных экологических представлений»

4. Т. А. Шорыгина «Зеленые сказкиЭкология для малышей»

5. Л. Д. Сесюкова, И. С. Танасюк – Демонстрационный материал по экологии

6. О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»

7. Н. Ф. Дик «Развивающие занятия по экологии для дошкольников»

8. Т. А. Шорыгина «Домашние животные. Какие они?»

  • Рассказы о мюнхгаузене автор
  • Рассказы о народных промыслах для детей 2 класса
  • Рассказы о мужестве для детей
  • Рассказы о народах севера
  • Рассказы о москве для дошкольников 6 7 лет