Рассказы о патере брауне

Название: сборник книг гилберта честертонаавтор: гилберт кийт честертонжанр: классический детективформат: fb2язык: русскийкачество: отличноегод издания: 2000-2008количество произведений: 133описание: гилберт кийт честертон

Название: Сборник книг Гилберта Честертона
Автор: Гилберт Кийт Честертон
Жанр: классический детектив
Формат: fb2
Язык: русский
Качество: отличное
Год издания: 2000-2008
Количество произведений: 133

Описание: Гилберт Кийт Честертон — один из крупнейших представителей детективной литературы ХХ столетия. Особое место в творчестве занимали сборники детективных новелл, объединенные общим героем — патером Брауном. Написал также сборник «Человек, который знал слишком много» с другим героем — Хорном Фишером. И Фишер, и более знаменитый патер Браун сторонники дедуктивного метода расследования, т.е. являются продолжателями традиций Шерлока Холмса. Новеллы Честертона отличает краткость — сестра Антона Павловича Чехова.
«Основную идею» своей жизни он определял как пробуждение способности изумляться, видеть мир словно в первый раз. В основе его художественной «аргументации» лежали эксцентрика, упор на необычное и фантастическое. Парадоксы Честертона являли собой поверку здравым смыслом расхожих мнений.

У Честертона в «Летучих звездах»: «Я хочу видеть хорошую потасовку, раскаленную кочергу, полисмена, которого разделывают на котлеты, а мне преподносят принцесс, разглагольствующих при лунном свете, синих птиц и тому подобную ерунду». Неплохо. Прямо-таки — монолог постмодерниста, поклонника Квентина Тарантино. Жаль, кстати, что Честертон не увидел «Бешеных псов» или «Криминальное чтиво». Особенно «Криминальное чтиво». Пропагандист низовых жанров, в которые под сурдинку стрельбы и погонь впихивают проповедь и притчу, должен был оценить историю о чуде, которое на то и чудо, что его можно не заметить. Такой католический ход Гилберта Кийта Честертона, Г. К. Ч., порадовал бы всенепременно.
Есть сильное подозрение, что сам Тарантино хорошо знает тексты Честертона. По крайней мере, его лучший, программный фильм носит совершенно честертоновское название: «Криминальное чтиво», или «Вульгарное чтиво» — «Pulp, словом, fiction». К этому фильму прямо-таки просится эпиграф из Гилберта Кийта: «Одним из наиболее наглядных примеров того, насколько мы недооцениваем жизнь простых людей, может служить наше пренебрежение к „вульгарному чтиву“ („pulp fiction“). „Вульгарная литература“ не вульгарна уже хотя бы потому, что захватывает пылкое воображение миллионов читателей».

Список произведений

ДЕТЕКТИВ
1. Бездонный колодец
2. Бесславное крушение одной блестящей репутации
3. Битва с драконом
4. Борозды
5. Великан
6. Вещая собака
7. Высокие равнины
8. Грехи графа Сарадина
9. Двенадцать человек
10. Диковинные друзья
11. Доисторический вокзал
12. Если бы мне дали прочитать одну-единственную проповедь
13. Зеркало судьи
14. Злой рок семьи Дарнуэй
15. Исчезновение Водрея
16. Клуб удивительных промыслов (рассказы)
17. Корни мира
18. Кусочек мела
19. Летучие звезды
20. Лиловый парик
21. Льюис Кэрролл
22. Мудрость отца Брауна (рассказы)
23. Небесная стрела
24. Недоверчивость отца Брауна (рассказы)
25. Необычайная сделка жилищного агента
26. Несчастный случай
27. О вшах, волосах и власти
28. О чтении
29. Парадоксы мистера Понда (рассказы)
30. Перелетный кабак
31. По обе стороны зеркала
32. Позор отца Брауна (рассказы)
33. Преступление Габриела Гейла
34. Призрак Гидеона Уайза
35. Причуда рыболова
36. Происшествие в Боэн Биконе
37. Проклятая книга
38. Пять праведных преступников (рассказы)
39. Разбойничий рай
40. Рассказы о патере Брауне
41. Розовый куст
42. Рубиновый свет
43. Сапфировый крест
44. Сияние серого света
45. Скандальное происшествие с отцом Брауном (рассказы)
46. Собака-оракул
47. Странное преступление Джона Боулнойза
48. Странные шаги
49. Тайна отца Брауна
50. Тайна отца Брауна (рассказы)
51. Тайна Фламбо
52. Тень акулы
53. Томми и традиции
54. Три типа людей
55. Хор
56. Человек в проулке
57. Человек, который был четвергом
58. Человек, который знал слишком много (рассказы)
59. Человечество
60. Чудо полумесяца
61. Шар и крест

— КЕНТЕРБЕРИЙСКИЕ РАССКАЗЫ:
1. Неведение отца Брауна (рассказы)

КЛАССИЧЕСКИЙ ДЕТЕКТИВ
1. Восторженный вор
2. Деревянный меч
3. Поэт и безумцы
4. Удивительное убежище
5. Честный шарлатан

— КЛУБ УДИВИТЕЛЬНЫХ ПРОМЫСЛОВ:
1. Потрясающие приключения майора Брауна
2. Крах одной светской карьеры
3. Страшный смысл одного визита
4. Необычная сделка жилищного агента
5. Необъяснимое поведение профессора Чэдда
6. Странное затворничество старой дамы

— МУДРОСТЬ ОТЦА БРАУНА:
1. Отсутствие мистера Кана
2. Поединок доктора Хирша
3. Ошибка машины
4. Профиль Цезаря
5. Конец Пендрагонов
6. Бог гонгов
7. Салат полковника Крэя
8. Волшебная сказка отца Брауна

— НЕВЕДЕНИЕ ОТЦА БРАУНА:
1. Тайна сада
2. Невидимка
3. Честь Израэля Гау
4. Неверный контур
5. Молот Господень
6. Око Аполлона
7. Сломанная шпага
8. Три орудия смерти

— НЕДОВЕРЧИВОСТЬ ОТЦА БРАУНА:
1. Воскресение отца Брауна
2. Проклятие золотого креста
3. Крылатый кинжал

— ПАРАДОКСЫ МИСТЕРА ПОНДА:
1. Три всадника из «Апокалипсиса»
2. Преступление капитана Гэхегена
3. Когда доктора соглашаются
4. Понд-простофиля
5. Человек, с которым нельзя говорить
6. Перстень прелюбодеев
7. Ужасный трубадур
8. Ходульная история

СКАНДАЛЬНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ С ОТЦОМ БРАУНОМ:
1. Скандальное происшествие с отцом Брауном
2. Убийство на скорую руку
3. Зеленый человек
4. Преследование Синего человека
5. Преступление коммуниста
6. Острие булавки
7. Неразрешимая загадка
8. Сельский вампир

— ТАЙНА ОТЦА БРАУНА:
1. Человек о двух бородах
2. Песня летучей рыбы
3. Алиби актрисы
4. Исчезновение мистера Водри
5. Худшее преступление в мире
6. Алая луна Меру
7. Последний плакальщик

ЧЕЛОВЕ, КОТОРЫЙ ЗНАЛ СЛИШКОМ МНОГО:
1. Лицо на мишени
2. Неуловимый принц
3. Душа школьника
4. Бездонный колодец
5. Волков лаз
6. «Белая ворона»
7. Месть статуи

ЧЕТЫРЕ ПРАВЕДНЫХ ПРЕСТУПНИКА:
1. Умеренный убийца
2. Преданный предатель

КЛАССИЧЕСКАЯ ПРОЗА
1. Возвращение Дон Кихота
2. Жив-человек
3. Наполеон Ноттингхильский

ФИЛОСОФИЯ
1. Единение философа с природой
2. Вечный Человек
3. Святой Фома Аквинский
4. Святой Франциск Ассизский
5. Ортодоксия
6. Эссе

«Слепо преклоняясь перед авторитетом и преданием, суеверно принимая то, что не могу проверить ни разумом, ни опытом, я не сомневаюсь, что родился 29 мая 1874 года, в Кенсингтоне, на Кэмден-хилл…» 

Гилберт Честертон. Фото: wikimedia.org

Так начинается автобиография того, кто в случае канонизации вполне мог бы стать святым покровителем журналистов и авторов детективов. Его называли «принц парадокса», «человек колоссального гения», «человек-гора», «учитель надежды»… Гилберт Кийт Честертон – английский писатель, чей вклад в национальную и мировую литературу составляет чуть менее десятка полноценных романов, более тысячи эссе на разные темы, детективные рассказы о патере Брауне, две христианские апологии («Ортодоксия» и «Вечный человек»), два трактата о святых («Святой Франциск Ассизский» и «Святой Фома Аквинский»), стихи, автобиография и многое другое. После его смерти в 1936 году в Ватикане его назвали «защитником веры», а на могиле сияют слова «Рыцарь Святого Духа». 

Однако трудно щеголять тем, что ты его читал. Поверхностный взгляд цепляет скорее его стиль и яркость, динамизм событий, но самые главные его тайны открываются тем, кто готов последовать и за его смирением. 

G.K. Chesterton at the age of 171

Гилберт Честертон в возрасте 17 лет. Фото: wikimedia.org

Вся его жизнь была славной битвой, хотя голос он повысил раза 3 в жизни – и то, когда заступался за других. Он неотступно боролся с духами своего времени: пессимизмом и нездоровым интересом к потустороннему. «Бунт против христианской этики был, а если не вернулись к христианской мистике, то уж несомненно вернулись к мистике без христианства. Да, мистика вернулась со всем своим сумраком, со всеми заговорами и талисманами. Она вернулась и привела семь других духов, злее себя» (эссе «Битва с драконом») с теософским смешением всех вер в одну, с непротивленчеством, с социальной несправедливостью, с самодовольством и гордыней. Его оружием были кротость, оптимизм, основанный на благодарности, а потом уже и самая традиционная христианская вера, нашедшая Того, к Кому восходит всякая благодарность. Честертон вновь и вновь утверждал то, что бытие – это уже благо и уже победа. «В первой, мальчишеской, книге стихов я спрашивал, через какие чистилища прошёл я до рождения, чтобы получить в награду право смотреть на одуванчики».  

Его методом был парадокс и юмор, а ещё – острая любовь к бедным и простым людям. О парадоксе читаем в автобиографии: «Поверхностные люди полагают, что парадокс – что-то вроде притянутой за уши шутки. Те, кто посмотрит на дело внимательней и глубже, обнаружат, что религия кишит парадоксами. Пример такого парадокса: „Кроткие наследуют землюˮ. Те же, кто вглядится в самую глубь, увидят, что парадоксально всё, что значительно» (Автобиография, глава 4 «Как быть безумцем»). 

1280px Shaw Belloc e Chesterton2

Бернард Шоу, Хилэр Беллок и Гилберт Честертон. Фото: wikimedia.org

Он невероятно часто ввязывался в споры с друзьями и оппонентами, живущими и ушедшими. Особенно заядлыми спорщиками они были с Бернардом Шоу. Рассказывают об одном их диалоге (надо себе представить худого Шоу и огромного Честертона): 

– Посмотрев на вас, можно подумать, что Англия голодает, – сказал Честертон.

– Зато глядя на вас, можно подумать, что вы в этом виноваты, – ответил Шоу.

Наш старший современник академик Сергей Аверинцев писал: «честертоновское видение вещей сплошь да рядом бывает вызывающе неверным в конкретных частностях и неожиданно верным, даже точным, в том, что касается общих перспектив, общих пропорций… Любая тема – предлог, чтобы ещё, и ещё, и ещё раз поговорить о самом главном: о том, ради чего люди живут и остаются людьми, в чём основа, неотчуждаемое ядро человеческого достоинства… Неистощимый, но немного приедающийся поток фигур мысли и фигур речи, блёстки слога, как поблёскивание детской игрушки, – и после всего этого шума одна или две фразы, которые входят в наше сердце. Все ради них и только ради них» (С.С. Аверинцев «Неожиданность здравомыслия»).

О его биографии можно сказать чрезвычайно много, но лучше почитать его автобиографию, чтобы вместе с фактами пропитаться духом и тем светом, который озарял его уже с раннего детства. «В ранней юности я пытался прийти к этому, [что встретил в христианстве] с другого конца, я стремился к неверной земной надежде и к небольшому конкретному счастью, но с самого начала я остро, до боли, ощущал именно эти опасности. Я чувствовал, что всё на свете портят уныние и самонадеянность». В старости этот свет воссиял ярко и ровно: «мой несовершенный, приблизительный культ благодарности не спас меня от неблагодарности, особенно страшной для меня. Но и здесь я обнаружил, что меня ждёт ответ. Именно потому, что зло таилось в сфере чувств и воображения, его могла победить только исповедь, с которой кончаются одиночество и тайна».

gilbert y frances jovenes de pie12

Гилберт Честертон и Фрэнсис Блогг, 1898 год. Фото: wikimedia.org

Его детство было счастливым. В юности он много болел, был очень рассеян, нередко засыпал на учебных занятиях и при этом был удивительно кроток и незлобив. Свою невесту Френсис он встретил в 1896 году, признался ей в любви в 1898-м, венчались они в 1901-м. До конца жизни он рыцарски воспевал свою жену. 

Ты появилась в светлом новом платье

Зеленовато-яблочного цвета,

Который, как и все цвета, идёт

К каштановым и мягким волосам.

А я у Бога тихо попросил,

Чтоб Он, владыка времени, тебя

Позволил мне увидеть на земле

В серебряной короне седины,

В обличье немощи, в плаще бессилья

И в маскарадной маске увяданий,

Которую вот так же озарит

Сияние твоих бессмертных глаз.

В 1902-го начал вести критическую колонку в Daily News, а в 1905-м – еженедельную колонку в The Illustrated London News, которую он вёл в течение следующих тридцати лет. В это время он стал очень известным журналистом и до 1914 года написал большую часть самых известных трудов.

В книгах Честертона многие из нас открыли для себя рыцарскую сторону христианства, когда человек готов биться за то, что ему дорого, не теряя при этом милосердия и присутствия духа, даже если все вокруг считают его безумцем. В романе «Шар и крест» католик  Макиэн вызывает на дуэль атеиста Тернбулла за то, что тот оскорбил Божью Матерь, а их дуэль, которая никак не начнётся, но и до конца книги никак не закончится, приводит к тому, что люди вновь начинают верить, что в жизни есть то, за что стоит сражаться  «Разве я могу вас останавливать? То, что вы делаете, по-моему, так глупо, что это должно быть правильно». Всем силам зла, захватившим Англию, больше опасны именно два человека, которые всерьёз верят и верны себе и готовы за свою веру биться, а более всего опасен афонский монах, который знает тайну и силу Креста.

Gilbert Chesterton12

Гилберт Честертон, 1909 год. Фото: wikimedia.org

В книге «Человек, который был Четвергом» (1908) мы встречаемся с романом о семи анархистах, желающих уничтожить мир, и о полицейском среди них, кому этот мир чрезвычайно дорог. «Вдруг  где-то  на  улице   весело  заиграла   шарманка.  Сайм  замер  и подобрался, словно зазвучала боевая труба. Он ощутил, что неведомо откуда на него  снизошло  сверхъестественное  мужество. Бренчащие  звуки  звенели всей живучестью,  всей  нелепостью, всей безрассудной  храбростью  бедных, упорно полагавшихся там, в грязных улочках, на всё, что есть доброго и доблестного в  христианском мире.  Мальчишеская игра  в  полицейских ушла куда-то; он не ощущал  себя  ни  посланцем  приличных  людей,  притворившимся  сыщиком,  ни посланцем старого  чудака из  тёмной комнаты.  Здесь  он  представлял  людей простоватых и добрых, каждый  день  выходящих  на бой под звуки шарманки. Он возгордился  тем, что он – человек, это ставило его неизмеримо выше сидевших рядом  чудовищ». В автобиографии мы читаем, что, по свидетельству одного из известных психоаналитиков, этот незрелый роман спас некоторых людей, укрепив или даже вернув им душевное здоровье. 

Тема душевного здоровья,  как и здоровья духа, постоянно проходит в романах, рассказах и эссе Честертона. По его словам он сам был близок к безумию, особенно в молодые годы, и он вновь и вновь указывал на то, что исцеляет и хранит человека от безумия или всепожирающей пустоты века сего. «Против поборников опрощения можно сказать одно: они ищут простоты в делах неважных – в пище, в одежде, в этикете; в делах же важных становятся сложней. Только одна простота стоит стараний – простота сердца, простота удивления и хвалы… Да, одна простота важна – простота сердца. Если мы её утратим, её вернут не сырые овощи и не лечебное бельё, а слёзы, трепет и пламя. Если она жива, ей не помешает удобное старое кресло. Я покорно приму сигары, я смирюсь перед бургундским, я соглашусь сесть в такси, если они помогут мне сохранить удивление, страх и радость».

Его размышления о радости и благодарности, удивлении и хвале с разных сторон повторяются почти во всех его книгах, особенно в «Ортодоксии» (1910), которую он написал ещё до сознательного вступления в католическую церковь: «Раньше я пытался радоваться, повторяя, что человек – просто одно из животных, которые просят у Бога пищу себе. Теперь я и впрямь обрадовался, ибо узнал, что человек – исключение, чудище. Я был прав, ощущая, как удивительно всё на свете, – ведь я сам и хуже, и лучше всего остального. Радость оптимиста скучна – ведь для него всё хорошее естественно, оно ему причитается; радость христианина – радостна, ибо всё неестественно и поразительно в луче нездешнего света». И завершается эта книга, которую называют одной из самых оптимистичных книг XX века, так: «Человек больше похож на себя, человек более человечен, когда радость в нём – основное, скорбь – второстепенное. Меланхолия должна быть невинным предисловием, лёгким, ускользающим налётом – хвала должна быть жизнью души. Пессимизм, в лучшем случае, – выходной день для эмоций. Радость – великий труд, которым мы живы. Язычник или агностик полагает, глядя на человека, что эта первичная потребность никогда не удовлетворится».

GK Chesterton 1920s21

Гилберт Честертон, 1920 года. Фото: wikimedia.org

В детстве он написал «Бог мой щит и латы». В конце жизни, когда Честертон почти потерял популярность и остался во многом не понят теми, кто любил его бойкие статьи молодости, но не приняли его дальнейший выбор, в последней главе автобиографии он пишет: «История моей жизни кончается, как всякий детектив: проблемы разрешены, на главный вопрос найден ответ. Тысячи совсем других историй заканчивались так же, как моя, и так же разрешались совсем иные проблемы. Но для меня мой конец – моё начало… Я верю, что есть ключ, открывающий все двери. И как только я подумаю о нём, передо мной встает моё детство, когда дивный дар пяти чувств впервые открылся мне, и я вижу человека на мосту с ключом в руке, которого я увидел в стране чудес папиного театра. Однако теперь я знаю, что тот, кого зовут Pontifex Maximus, строитель мостов, зовется и Claviger, несущий ключи. А получил он эти ключи, чтобы связывать и разрешать, когда рыбачил в далёком захолустье, у маленького, почти тайного моря».

Мудрость Человечества

Биография

Ги́лберт Кит Че́стертон (англ. Gilbert Keith Chesterton; 29 мая 1874, Лондон, Англия — 14 июня 1936, Биконсфилд (англ.), Англия) — английский христианский мыслитель, журналист и писатель конца XIX — начала XX веков. Рыцарь-командор со звездой ватиканского ордена Святого Григория Великого (KCSG).

Честертон во время своей помолвки, 1898

Честертон родился 29 мая 1874 года в лондонском районе Кенсингтон. Получил начальное образование в школе Святого Павла. Затем учился изобразительному искусству в художественной школе Слейда, чтобы стать иллюстратором, также посещал литературные курсы в Университетском колледже Лондона, но не закончил обучение. В 1896 году Честертон начинает работать в лондонском издательстве Redway и T. Fisher Unwin, где остаётся до 1902 года. В этот период он также выполняет свою первую журналистскую работу в качестве фрилансера и литературного критика. В 1901 году Честертон женился на Франсис Блог, с ней он прожил всю свою жизнь.

В 1902 году ему доверили вести еженедельную колонку в газете Daily News, затем в 1905-м Честертон начал вести колонку в The Illustrated London News, которую вёл на протяжении 30 лет.

По словам Честертона, будучи молодым человеком, он увлёкся оккультизмом и вместе со своим братом Сесилом один раз экспериментировал с доской для спиритических сеансов. Однако вскоре он разочаровался в подобных занятиях, обратился к христианству, а позже стал католиком. Христианская вера отложила глубокий отпечаток на всех его произведениях.

Честертон рано проявил большой интерес и талант к искусству. Он планировал стать артистом, и его писательское видение показывает умение преобразовывать абстрактные идеи в конкретные и запоминающиеся образы. Даже в его беллетристике осторожно скрыты притчи.

Честертон был большим человеком, его рост составлял 1 метр 93 сантиметра, и весил он около 130 килограммов. Он часто шутил над своими размерами. Во время Первой мировой войны девушка в Лондоне задала ему вопрос, почему он не «далеко на передовой»; Честертон ответил: «если вы зайдёте со стороны, то увидите, что я вполне себе там». В другом случае он сказал своему другу Бернарду Шоу: «Если кто-нибудь посмотрит на тебя, то подумает, что в Англии был голод». Шоу ответил: «А если посмотрят на тебя, то подумают, что ты его устроил».Однажды при очень сильном шуме Пэлем Грэнвил Вудхауз сказал:

Как будто Честертон упал на лист жести.

Честертон часто забывал, куда он должен был пойти, случалось, пропускал поезда, на которых должен был ехать. Несколько раз он писал телеграммы своей жене Фрэнсис Блог не из того места, где он должен был быть, такого содержания: «Я на Маркет Харборо (англ.). Где я должен быть?». На что она ему отвечала: «Дома».В связи с этими случаями и с тем, что в детстве Честертон был очень неуклюж, некоторые люди считают, что у него была диспраксия развития.

Честертон любил дебаты, поэтому нередко участвовал в дружеских публичных спорах с Бернардом Шоу, Гербертом Уэллсом, Бертраном Расселом, Кларенсом Дарроу. Согласно его автобиографии, он и Бернард Шоу играли ковбоев в немом кино, которое никогда не было выпущено. Большим другом Честертона был Хилер Беллок, с которым он тоже немало спорил. Также Гилберт Кит встречался с известным русским поэтом Николаем Гумилёвым во время пребывания того в Лондоне.

В 1914—1915 годах Честертон перенёс тяжёлую болезнь, а в 1918-м умер во Франции его брат Сесил, участвовавший в Первой мировой войне. В следующем году писатель совершил поездку в Палестину; в начале 1921-го года отправился в Америку читать лекции.

В последние годы жизни Честертон, несмотря на слабое здоровье, продолжал работу, в том числе над газетой, доставшейся ему от брата, и совершил путешествия в Италию и Польшу; в это же время он начал выступать по радио.

Писатель скончался 14 июня 1936 года в Биконсфилде (графство Бакингемшир), где он жил вместе с женой и приёмной дочерью. Заупокойную мессу возглавлял Архиепископ Вестминстера. Проповедь на панихиде в Вестминстерском соборе, состоявшейся уже 27 июня, прочитал Рональд Нокс. Честертон похоронен на католическом кладбище в Биконсфилде.

«Со мной смеялся», — Диккенс подхватил,
«Со мною, — Блейк заметил, — он играл»,
«Со мной, — признался Чосер, — пиво пил»,

«Со мной, — воскликнул Коббет, — бунтовал»,
«Со мною, — Стивенсон проговорил, —
Он в сердце человеческом читал»,
«Со мною, — молвил Джонсон, — суд вершил».

А он, едва явившийся с земли,
У врат небесных терпеливо ждал,
Как ожидает истина сама,

Пока мудрейших двое не пришли.
«Он бедных возлюбил», — Франциск сказал,
«Он правде послужил», — сказал Фома

Творчество

Всего Честертон написал около 80 книг. Его перу принадлежат несколько сотен стихотворений, 200 рассказов, 4000 эссе, ряд пьес, романы «Человек, который был Четвергом», «Шар и Крест», «Перелётный кабак» и другие. Широко известен благодаря циклам детективных новелл с главными персонажами священником Брауном и Хорном Фишером, а также религиозно-философским трактатам, посвящённым истории и апологии христианства.

  • Роберт Браунинг (Robert Browning, 1903),
  • Чарлз Диккенс (Charles Dickens, 1906),
  • Роберт Луис Стивенсон (Robert Louis Stevenson, 1927)
  • Чосер (Chaucer, 1932).
  • Св. Франциск Ассизский (St. Francis of Assisi, 1923)
  • Св. Фома Аквинский (St. Thomas Aquinas, 1933)
  • Что стряслось с миром? (What’s Wrong with the World, 1910)
  • Контуры здравого смысла (The Outline of Sanity, 1926)
  • Наполеон Ноттингхилльский (The Napoleon of Notting Hill, 1904)
  • Человек, который был Четвергом (The Man Who Was Thursday, 1908)
  • Джордж Бернард Шоу (George Bernard Shaw, 1909)
  • Вечный Человек (The Everlasting Man, 1925)
  • Ортодоксия (Orthodoxy, 1909)
  • Вот это (The Thing, 1929).
  • Клуб удивительных промыслов (The Club of Queer Trades, 1905)
  • Жив-человек (Manalive, 1912)
  • Перелетный кабак (The Flying Inn, 1914)
  • Пятёрка шпаг (The Five of Swords) / Человек, который знал слишком много (The Man Who Knew Too Much, 1922)
  • Три орудия смерти (Three Tools of Death) / Неведение отца Брауна (The Innocence of Father Brown, 1911)

Честертон, Гилберт Кит

Ги́лберт Ки́т Че́стертон (англ. Gilbert Keith Chesterton ; 29 мая 1874 — 16 июня 1936) — английский христианский мыслитель, журналист и писатель конца XIX — начала XX веков. Рыцарь-командор со звездой ватиканского ордена Святого Григория Великого (KC*SG).

Содержание

Биография

Gilbert Keith Chesterton%2C age 24 %281898%29

magnify clip

Честертон родился 29 мая 1874 г. в лондонском районе Кенсингтон. Получил начальное образование в школе Св. Павла. Затем учился изобразительному искусству в художественной школе Слейда, чтобы стать иллюстратором, также посещал литературные курсы в Университетском колледже Лондона, но не закончил обучение. В 1896 году Честертон начинает работать в Лондонском издательстве Redway и T. Fisher Unwin, где остаётся до 1902 года. В этот период он также выполняет свою первую журналистскую работу в качестве фрилансера и литературного критика. В 1901 Честертон женится на Фрэнсис Блогг, с ней он проживёт всю свою жизнь. В 1902 ему доверили вести еженедельную колонку в газете Daily News, затем в 1905 Честертон начал вести колонку в The Illustrated London News, которую вёл на протяжении 30 лет.

По словам Честертона, будучи молодым человеком, он увлёкся оккультизмом и вместе со своим братом Сесилом, экспериментировал с доской для спиритических сеансов. [1] Однако, когда он вырос, он стал католиком. [2]

Честертон рано проявил большой интерес и талант к искусству. Он планировал стать артистом, и его писательское видение показывает умение преобразовывать абстрактные идеи в конкретные и запоминающиеся образы. Даже в его беллетристике осторожно скрыты притчи.

Честертон был большим человеком, его рост составлял 1 метр 93 сантиметра, и весил он около 130 килограммов. Честертон часто шутил над своими размерами,

. В другом случае он разговаривал со своим другом Бернардом Шоу.

Однажды при очень сильном шуме Сэр Пэлем Грэнвил Вудхауз сказал,

Честертон часто забывал, куда он должен был пойти, случалось, пропускал поезда, на которых должен был ехать. Несколько раз он писал телеграммы своей жене Фрэнсис Блогг не из того места, где он должен был быть, такого содержания,

В связи с этими случаями и с тем, что в детстве Честертон был очень неуклюж, некоторые люди считают, что у него была диспраксия развития. [6]

Честертон любил дебаты, поэтому часто проходили дружеские публичные споры с Бернардом Шоу, Гербертом Уэллсом, Бертраном Расселом, Кларенсом Дарроу. Согласно его автобиографии, он и Бернард Шоу играли ковбоев в немом кино, которое никогда не было выпущено.

Писатель скончался 14 июня 1936 г. в Биконсфилд (графство Бакингемшир). Проповедь на панихиде Честертона в Вестминстерском соборе прочитал Рональд Нокс. Честертон похоронен на католическом кладбище в Биконсфилд.

Творчество

180px G K Chesterton 270

magnify clip

Всего Честертон написал около 80 книг. Его перу принадлежат несколько сотен стихотворений, 200 рассказов, 4000 эссе, ряд пьес, романы «Человек, который был Четвергом», «Шар и Крест», «Перелётный кабак» и другие. Широко известен благодаря циклам детективных новелл с главными персонажами священником Брауном и Хорном Фишером, а также религиозно-философских трактатов, посвящённых апологии христианства.

  • Роберт Браунинг (Robert Browning, 1903),
  • Чарлз Диккенс (Charles Dickens, 1906),
  • Джордж Бернард Шоу (George Bernard Shaw, 1909) [1]
  • Роберт Луис Стивенсон (Robert Louis Stevenson, 1927)
  • Чосер (Chaucer, 1932).
  • Св. Франциск Ассизский (St. Francis of Assisi, 1923)
  • Св. Фома Аквинский (St. Thomas Aquinas, 1933)
  • Что стряслось с миром? (What’s Wrong with the World, 1910)
  • Контуры здравого смысла (The Outline of Sanity, 1926)
  • Наполеон Ноттингхилльский (The Napoleon of Notting Hill, 1904)
  • Человек, который был Четвергом (The Man Who Was Thursday, 1908)
  • Вечный Человек (The Everlasting Man, 1925) [2]
  • Ортодоксия (Ortodoxy, 1908)[3]
  • Вот это (The Thing, 1929).
  • Клуб удивительных промыслов (The Club of Queer Trades, 1905)
  • Жив-человек (Manalive, 1912)
  • Перелетный кабак (The Flying Inn, 1914)

Ссылки

Честертон, Гилберт Кит в Викицитатнике ?
Честертон, Гилберт Кит в Викитеке ?
Честертон, Гилберт Кит на Викискладе ?
  • Русский сайт Честертона
  • Гилберт Кит Честертон на сайте The Electronic Literary Database (ELDb.net)
  • Г. К. Честертон в библиотеке Максима Мошкова
  • Три рассказа о патере Брауне в пер. Анатолия Кудрявицкого
  • Честертон в библиотеке А. Белоусенко
  • большинство текстов Честертона в оригинале
  • The American Chesterton Society
  • Gilbert! the Magazine of G.K. Chesterton
  • Гилберт Кийт Честертон на сайте журнала «Сеанс»
  • Сочинения Честертона на сайте Lib.ru: Классика

Примечания

  1. Автобиография, Глава IV
  2. История преобразования Г.К. Честертона
  3. А.Н. Уилсон, Илер Беллок, Penguin Books. 1984.
  4. Мир мистера Маллинера, П.Г. Вудхауз
  5. Гилберт Кийт Честертон Глава XV, Мейси Уорд. Sheed & Ward. 1944.
  6. Заперт в хаосе Виктория Биггс, Глава I. Джессика Кингсли, 2005

Ссылки

  • Честертон, Гилберт Кит на сайте «Лаборатория фантастики»

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Караимское слово (журнал)
  • Шапшал, Сергей Маркович

Смотреть что такое «Честертон, Гилберт Кит» в других словарях:

Честертон, Гилберт Кит — Гилберт Кит Честертон. ЧЕСТЕРТОН (Chesterton) Гилберт Кит (1874 1936), английский писатель, мыслитель. В рассказах с занимательной интригой причудливая, романтически преображенная жизнь, где отношения, освященные вековыми традициями, оказываются… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Честертон Гилберт Кит — (Chesterton) (1874 1936), английский писатель, религиозный мыслитель. Один из крупнейших представителей детективной литературы. В философском романе «Шар и крест» (1909), рассказах с занимательной интригой (сборники о сыщике священнике Брауне,… … Энциклопедический словарь

Честертон Гилберт Кит — Честертон (Chesterton) Гилберт Кит (29.5.1874, Лондон, ‒ 14.6.1936, Беконсфилд), английский писатель и мыслитель. Один из крупнейших представителей детективной литературы. С 1900 постоянно сотрудничал в газетах и журналах либерального направления … Большая советская энциклопедия

ЧЕСТЕРТОН Гилберт Кит — (Chesterton, Gilbert Keith) ГИЛБЕРТ КИЙТ ЧЕСТЕРТОН (1874 1936), английский писатель. Родился 29 мая 1874 в Лондоне. Закончив в 1891 Сент Полз cкул, учился живописи в художественном училище Слейда при Университетском колледже. В 1890 выпустил… … Энциклопедия Кольера

ЧЕСТЕРТОН Гилберт Кит — ЧЕСТЕРТОН (Chesterton) Гилберт Кит (1874—1936), английский писатель. Ром. «Наполеон из Ноттинг Хилла» (1904, п. — «Наполеон из пригорода», 1925), «Клуб удивительных промыслов» (1905, п. 1928), «Человек, который был Четвергом» (1908, п.… … Литературный энциклопедический словарь

Честертон Гилберт Кит — Гилберт Кийт Честертон Gilbert Keith Chesterton Дата рождения: 29 мая 1874 Место рождения: Лондон, Великобритания Дата смерти: 14 июля 1936 Место смерти: Биконсфилд, Великобритания … Википедия

ЧЕСТЕРТОН (Chesterton) Гилберт Кит — (1874 1936) английский писатель. Один из крупнейших представителей детективной литературы. Рассказы (в т. ч. Неведение отца Брауна , 1911, Недоверчивость отца Брауна , 1926), романы ( Наполеон из Ноттингхилла , 1904; Человек, который был… … Большой Энциклопедический словарь

Гилберт Кит Честертон — … Википедия

Честертон — Честертон, Гилберт Кит Гилберт Кийт Честертон Gilbert Keith Chesterton Дата рождения: 29 мая 1874 … Википедия

Кит (значения) — Кит животное из отряда китообразные. Содержание 1 Разное 2 Корабли и суда 3 Фильмы 4 Люди … Википедия

Гилберт Честертон. Творчество писателя

В 2003 году под названием «Человек с золотым ключом» была опубликована автобиография Гилберта Честертона. В этой книге он, общепризнанный автор полемики, говорит о себе и своих убеждениях. Но что бы ни славил в прошлом Честертон, о чем бы ни писал или ни высмеивал – он страдает о настоящем. Как бы мы ни относились к его выводам и советам, важно одно – сложно не полюбить того, кто искренне любил людей, переживал за них и очень хотел им помочь.

1763067

Краткая биография

Английский писатель Честертон Гилберт Кит родился в 1874 году в Лондоне. Его отец был агентом по торговле недвижимостью. В семье было трое детей, но сестра Гилберта умерла, когда ему было два года. Через три года родился брат Сесил. Отец писал акварели, гравировал, сочинял для своих детей книги и сам переплетал их.

В 1881 году Гилберт Кит Честертон пошел в подготовительную школу, а в 1887 поступил в школу Сент-Полз. От других она отличалась тем, что находилась в центре Лондона, и ученики жили дома. Продолжить образование в университете Честертон упорно не желал, чтобы он как-то учился, нашли компромисс – он ходил только на лекции английской литературы в Лондонский университет. Тем не менее, Гилберт постоянно посещал занятия в училище живописи. Он хотел стать художником, но вскоре оставил живопись. Его увлекла литература.

Писателем Гилберт Кит Честертон стал не случайно, поскольку писал с ранних лет. Карьеру на этом поприще он начал в двадцатилетнем возрасте в издательстве «Букмэн» рецензентом, потом перешел в издательство «Т. Фишер Анвин». Заметки Гилберта о книгах были настолько блестящими, что его заметили в литературных кругах.

Честертону помогли опубликовать первые эссе и стихи. Им заинтересовались Киплинг и Шоу, как только имя его появилось в печати. За год Честертон стал известен, а через пять лет стал одним из лучших авторов Англии. Как писатель Гилберт был очень плодовит. Его перу принадлежит более ста томов сочинений.

Эссе и заметки Честертона сосчитать невозможно, только в «Иллюстрейтед Лондон Ньюс» их вышло около 1600, а публиковался он не только там. Прославился Честертон во всех жанрах. Гилберт Честертон написал семь сборников стихов, десять биографий, шесть романов и одиннадцать сборников рассказов.

Умер Честертон от болезни сердца в 1936 году.

1763068

Что характерно для его произведений?

Высказываемые Честертоном мысли часто имели парадоксальную и эксцентричную форму. В основе творчества автора лежит оптимистическое представление о жизни, опирающееся на глубокую веру в Бога и здравый смысл. Парадокс Честертона как писателя состоит не в усложнении действительности, а ее упрощении.

Большинство его биографических произведений написаны не как писателем-исследователем личности и творчества авторов, а как Честертоном-читателем. Биография как бы отдаляется на второй план, а творчество этих авторов является для Честертона поводом для рассуждений на темы политики, искусства, религии.

Именно это сочетание публицистического и лирического начал формирует характерный художественный стиль биографий Честертона. Что делает их привлекательными для читателей, поскольку воссозданный автором облик выглядит точным и убедительным. Не случайно написанный Честертоном «Чарльз Диккенс» признан одним из лучших произведений о великом романисте.

Как правило, в творчестве многих писателей в связи с какими-либо событиями в их жизни наступает переломный момент. Чего не скажешь о Честертоне. Добродушный, талантливый человек, он отличался какой-то «детскостью». Гилберт Честертон смотрел на мир, как на чудо, — восхищенно и изумленно. И отношение окружающих к нему было таким же.

Читая его автобиографию, создается впечатление, что вся его жизнь, как и детство, были безоблачными. Но все-таки есть два запоминающихся события, которые каким-то образом повлияли на его творчество.

Первое, весьма важное для писателя, — это его женитьба на Фрэнсис Блогг в 1901 году. Честертон долгое время ухаживал за девушкой, но день свадьбы не назначали. Связано это, вероятно, с нежеланием матери Гилберта видеть Фрэнсис своей невесткой. Долгожданный, счастливый для молодых день настал, и после этого Честертон от статей и эссе в газетах обратился к более серьезным произведениям. Он стал писать художественную прозу – рассказы и романы.

Второе событие, которое повлияло на его творчество, было далеко не радостным. В 1914 году писатель Честертон Гилберт перенес тяжелую болезнь, в течение нескольких месяцев писатель находился в бессознательном состоянии. После этого мировоззрение Честертона изменилось, что заметно по его произведениям. Для сочинений этого времени характерна теологическая тематика. Идеи Честертона приобрели глубину и яркость.

1763063

Творчество Честертона

Литературную карьеру Гилберт Честертон начал с поэзии. Но первый сборник стихов «Играющие старики» не принес успеха. Второй сборник «Дикий рыцарь», хоть и был отмечен Киплингом, также прошел незамеченным. Намного удачнее сложилась судьба сборников эссе.

Первая книга «Защитник» была составлена из эссе, публиковавшихся в «Спикере» и «Дэйли Ньюс». Обе газеты завалили письмами читатели, и статьи пришлось издать отдельным изданием. Когда был опубликован второй сборник, к славе писателя Честертона уже привыкли.

Наибольшей популярностью пользовались вышедшие в печать в 1905 году «Еретики», изданный в 1908 году сборник «При всем при том» и опубликованные в начале 1912 года эссе «Двенадцать типов».

Кроме биографий, напечатанных отдельными книгами, Гилберт Честертон написал десятки биографических эссе. В первый сборник «Двенадцать портретов» вошли эссе о поэтах, художниках, исторических деятелях, прозаиках. Биографические книги Честертона: «Роберт Браунинг», напечатанный в 1903 году, «Чарлз Диккенс», публиковавшийся отдельными эссе с 1906 по 1909 годы, а затем изданный одним сборником. Его перу принадлежат замечательные сочинения о Б. Шоу и У. Блейке, о Р. Стивенсоне, произведения которого Честертон много раз перечитывал.

Исторические труды Честертона включают два произведения — «Краткая история Англии» и «Преступления Англии», стихотворную поэму «Баллада о белом коне» и около двадцати эссе. Здесь он так же, как в биографиях, был истинным романтиком. Еще в школе писатель удивлял всех зрелостью исторических характеристик. В этих произведениях он сумел уловить суть исторических событий и передать их со свойственным ему здравым чутьем, которым отличался Гилберт Честертон.

Книги на религиозные темы, принадлежащие перу этого великого человека, поднимают вопросы и проблемы, понятные широкому кругу читателей. Они привлекли внимание духовных лиц. В 1908 году были опубликованы очерки «Ортодоксия». Трактат «Святой Франциск Ассизский», вышедший в 1923 году, высоко оценил Папа Римский. В 1925 году Честертон пишет на богословскую тему трактат «Вечный человек». Г. Грин, английский писатель, назвал это произведение «одной из величайших книг столетия».

Честертону принадлежат романы:

  • «Наполеон из Ноттинг-хилла», опубликованный в 1904 году.
  • «Человек, который был Четвергом», вышедший в печать в 1908 году.
  • «Шар и крест», напечатанный в 1910.
  • «Жив человек», вышедший в 1912 году.
  • «Перелётный кабак», опубликованный в 1914.
  • опубликованный в 1927 году «Возвращение Дон Кихота» и др.

1763065

Детективы Честертона

Но самыми популярными произведениями Честертона стали рассказы о католическом священнике, который искуснее Шерлока Холмса распутывал преступления:

  • Первая книга «Неведение отца Брауна» вышла в свет в 1911 году.
  • В 1914 вышла вторая книга «Мудрость отца Брауна».
  • «Недоверчивость отца Брауна» вышла в печать в 1926 году.
  • «Тайна отца Брауна» опубликована в 1927 году.
  • Заключительная книга «Скандальное происшествие с отцом Брауном» издана в 1935 году.

Сюжетная линия его произведений оригинальна и неповторима. Написаны они непринужденным и легким стилем. Кроме того, подкупают тем, что главное действующее лицо цикла – католический священник, главным оружием которого является логика. Талантливый и одновременно скромный отец Браун распутывает самые невероятные истории.

Вклад Честертона в детективный жанр был высоко оценён и критиками, и читателями. Повествования об отце Брауне вполне заслуженно признаны классикой этого жанра. Занимательный сюжет рассказов о католическом священнике превосходно дополняют афористичность стиля, юмор и глубокое знание человеческой натуры. Честертон стал первым председателем «Клуба детективных писателей», затем на этом посту писателя сменила А. Кристи.

Г. К. Честертон. Биография

1874, 29 мая — в семье состоятельного торговца недвижимостью Эдварда Честертона и его жены Мэри-Луизы родился второй ребенок — сын, получивший имя Гилберт Кийт. Старший ребенок Честертонов, дочка Беатрис, умерла в 1876 году; в 1879 году родился младший сын Сесил.

1881–1886 — учится в подготовительной школе.

1887 — поступает в лондонскую школу St Pauls School. Пишет стихи, позднее — рассказы. С 1890 года возглавляет Клуб Дебатов. За поэму об иезуите св. Франциске Ксаверии получает школьную Милтоновскую премию.

1893–1895 — посещает лекции в Лондонском университете и занимается живописью в Slade School.

1895–1901 — работает редактором в разных издательствах. Пишет многочисленные статьи и эссе («Daily Telegraph», «Speaker» и т. д.), которые пользуются все большим успехом, приносят ему скандальную славу (в частности, в качестве ярого противника англо-бурской войны) и по сути совершают переворот в английской публицистике.

1896, осень — знакомство с Франсис Блогг; летом 1898 года молодые люди объясняются во взаимных чувствах, но свадьба откладывается и состоится только летом 1901 года.

1900 — знакомство с католическим писателем, поэтом и общественным деятелем Хилером Беллоком, превратившееся в дружбу на всю жизнь.

1901 — один за другим выходят сборники его газетных эссе: «Защитник» (The defendant) и «В защиту детектива» (Defence of detective story).

1904 — выходит первый роман Честертона «Наполеон Ноттингхильский» (The Napoleon of Notting Hill), написанный за несколько месяцев под аванс в 20 фунтов.

chesterton1

1906 — выходит биография Чарльза Диккенса, наиболее известная работа Честертона о литературе. Среди других: «Роберт Браунинг» (Robert Browning, 1903), «Джордж Бернард Шоу» (George Bernard Shaw, 1909), «Уильям Блейк» (William Blake, 1910), «Викторианская эпоха в литературе» (The Victorian age in literature, 1913), «Роберт Льюис Стивенсон» (Robert Louis Stevenson, 1927).

1908 — второй роман: «Человек, который был Четвергом» (The Man who was Thursday).

1908 — «Ортодоксия» (Orthodoxy), первое честертоновское исповедание веры.

1909 — поправив свои финансовые дела, Честертоны покупают домик с садом в маленьком городке Биконсфильде.

1910 — первая редакция романа «Шар и крест».

1911 — первый сборник рассказов о священнике-детективе «Неведение отца Брауна» (The innocence of father Brown). Прототипом заглавного героя был католический священник Джон О’Коннор, с которым Честертон познакомился летом 1904 года. За первым сборником последуют «Мудрость отца Брауна» (The wisdom of father Brown, 1914), «Недоверчивость отца Брауна» (The incredulity of father Brown, 1926), «Тайна отца Брауна» (The secret of father Brown, 1927), «Скандальное происшествие с отцом Брауном» (The scandal of father Brown, 1935) и др.

1911 — полемика с Бернардом Шоу, поводом к которой послужила лекция Шоу «Будущее религии». Жаркие споры между двумя друзьями-писателями продлятся до 1927 года — по радио, в личных диалогах и публичных выяснениях отношений.

1912 — выходит самый известный и самый жизнерадостный роман Честертона «Живчеловек» (Manalive).

1913, январь-июнь — скандальная судебная тяжба Сесила Честертона с компанией «Маркони». Братья Честертоны издают газету «Свидетель», где и освещается «Дело Маркони». После смерти брата газета перейдет к Гилберту, который будет издавать ее на протяжении многих лет — вопреки характеру и в ущерб здоровью.

1914 — с начала Мировой войны — активная пропагандистская публицистика для Бюро военной пропаганды (War Propaganda Bureau, WPB), в том числе книги «Аппетит тирании» (The appetite of tyranny), «Берлинское варварство» (The barbarism in Berlin) и «Преступления Англии» (The crimes of England).

1914–1915 — странная болезнь Честертона. С Рождества до Пасхи он лежит без сознания; врачи не могут ни помочь, ни даже объяснить его состояние.

1918 — Сесил Честертон умирает во французском военном госпитале.

1918 — путешествие по Ирландии.

1919 — паломничество в Палестину, о котором рассказывается в книге «Новый Иерусалим» (The new Jerusalem).

1920 — первая поездка в Америку.

1922 — Честертон принимает католичество; обряд совершает отец Джон О’Коннор. Позднее Честертон напишет книги о двух самых главных, с его точки зрения, католических святых: «Святой Франциск Ассизский» (St. Francis of Assisi, 1923) и «Св. Фома Аквинский» (St. Thomas Aquinas, 1933).

1922 — выходит сборник рассказов «Человек, который слишком много знал» (The Man who knew too much).

1927 — поездка в Польшу.

1929 — поездка в муссолиниевскую Италию и посещение Ватикана, где Честертон получает высокий папский орден.

1930–1931 — вторая поездка в Америку. Популярность Честертона за океаном огромна и удивляет его самого: «В Америке я прочитал не меньше девяноста лекций людям, не сделавшим мне ничего плохого».

    GK Chesterton

1930 — перестает писать собственноручно и начинает диктовать, «часто засыпая при этом».

1936, май — паломничество в Лурд. После поездки врач обнаруживает у Честертона болезнь сердца.

1936, 14 июня — умер в своем доме в Биконсфильде. Заупокойную мессу служили дважды: одну — дома, другую — в Вестминстере. Папа Пий XI присылает соболезнование, назвав Честертона «защитником веры».

Joomla! Open Source Content Management

Nav view search

Навигация

Искать

ЧЕСТЕРТОН ГИЛБЕРТ КИТ

Даты жизни: 29 мая 1874 – 14 июня 1936
Место рождения: Лондон
Английский писатель, журналист и мыслитель
Известные произведения: детективные истории о католическом священнике отце Брауне

%D0%A7%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%BE%D0%BD%201В 2003 году под названием «Человек с золотым ключом» была опубликована автобиография Гилберта Честертона. В этой книге он, общепризнанный автор полемики, говорит о себе и своих убеждениях. Но что бы ни славил в прошлом Честертон, о чем бы ни писал или ни высмеивал – он страдает о настоящем. Как бы мы ни относились к его выводам и советам, важно одно – сложно не полюбить того, кто искренне любил людей, переживал за них и очень хотел им помочь.

Английский писатель Честертон Гилберт Кит родился в 1874 году в Лондоне. Его отец был агентом по торговле недвижимостью. В семье было трое детей, но сестра Гилберта умерла, когда ему было два года. Через три года родился брат Сесил. Отец писал акварели, гравировал, сочинял для своих детей книги и сам переплетал их.
В 1881 году Гилберт Кит Честертон пошел в подготовительную школу, а в 1887 поступил в школу Сент-Полз. От других она отличалась тем, что находилась в центре Лондона, и ученики жили дома. Продолжить образование в университете Честертон упорно не желал, чтобы он как-то учился, нашли компромисс – он ходил только на лекции английской литературы в Лондонский университет. Тем не менее, Гилберт постоянно посещал занятия в училище живописи. Он хотел стать художником, но вскоре оставил живопись. Его увлекла литература. Писателем Гилберт Кит Честертон стал не случайно, поскольку писал с ранних лет. Карьеру на этом поприще он начал в двадцатилетнем возрасте в издательстве «Букмэн» рецензентом, потом перешел в издательство «Т. Фишер Анвин». Заметки Гилберта о книгах были настолько блестящими, что его заметили в литературных кругах.
Честертону помогли опубликовать первые эссе и стихи. Им заинтересовались Киплинг и Шоу, как только имя его появилось в печати. За год Честертон стал известен, а через пять лет стал одним из лучших авторов Англии. Как писатель Гилберт был очень плодовит. Его перу принадлежит более ста томов сочинений. Эссе и заметки Честертона сосчитать невозможно, только в «Иллюстрейтед Лондон Ньюс» их вышло около 1600, а публиковался он не только там. Прославился Честертон во всех жанрах. Гилберт Честертон написал семь сборников стихов, десять биографий, шесть романов и одиннадцать сборников рассказов. Умер Честертон от болезни сердца в 1936 году.
Литературную карьеру Гилберт Честертон начал с поэзии. Но первый сборник стихов «Играющие старики» не принес успеха. Второй сборник «Дикий рыцарь», хоть и был отмечен Киплингом, также прошел незамеченным. Намного удачнее сложилась судьба сборников эссе. Первая книга «Защитник» была составлена из эссе, публиковавшихся в «Спикере» и «Дэйли Ньюс». Обе газеты завалили письмами читатели, и статьи пришлось издать отдельным изданием. Когда был опубликован второй сборник, к славе писателя Честертона уже привыкли. Наибольшей популярностью пользовались вышедшие в печать в 1905 году «Еретики», изданный в 1908 году сборник «При всем при том» и опубликованные в начале 1912 года эссе «Двенадцать типов». Кроме биографий, напечатанных отдельными книгами, Гилберт Честертон написал десятки биографических эссе. В первый сборник «Двенадцать портретов» вошли эссе о поэтах, художниках, исторических деятелях, прозаиках. Биографические книги Честертона: «Роберт Браунинг», напечатанный в 1903 году, «Чарлз Диккенс», публиковавшийся отдельными эссе с 1906 по 1909 годы, а затем изданный одним сборником. Его перу принадлежат замечательные сочинения о Б. Шоу и У. Блейке, о Р. Стивенсоне, произведения которого Честертон много раз перечитывал.
Исторические труды Честертона включают два произведения — «Краткая история Англии» и «Преступления Англии», стихотворную поэму «Баллада о белом коне» и около двадцати эссе. Здесь он так же, как в биографиях, был истинным романтиком. Еще в школе писатель удивлял всех зрелостью исторических характеристик. В этих произведениях он сумел уловить суть исторических событий и передать их со свойственным ему здравым чутьем, которым отличался Гилберт Честертон. Книги на религиозные темы, принадлежащие перу этого великого человека, поднимают вопросы и проблемы, понятные широкому кругу читателей. Они привлекли внимание духовных лиц. В 1908 году были опубликованы очерки «Ортодоксия». Трактат «Святой Франциск Ассизский», вышедший в 1923 году, высоко оценил Папа Римский. В 1925 году Честертон пишет на богословскую тему трактат «Вечный человек». Г. Грин, английский писатель, назвал это произведение «одной из величайших книг столетия». Честертону принадлежат романы: «Наполеон из Ноттинг-хилла», опубликованный в 1904 году. «Человек, который был Четвергом», вышедший в печать в 1908 году. «Шар и крест», напечатанный в 1910. «Жив человек», вышедший в 1912 году. «Перелётный кабак», опубликованный в 1914. опубликованный в 1927 году «Возвращение Дон Кихота» и др.

Но самыми популярными произведениями Честертона стали рассказы о католическом священнике, который искуснее Шерлока Холмса распутывал преступления: Первая книга «Неведение отца Брауна» вышла в свет в 1911 году. В 1914 вышла вторая книга «Мудрость отца Брауна». «Недоверчивость отца Брауна» вышла в печать в 1926 году. «Тайна отца Брауна» опубликована в 1927 году. Заключительная книга «Скандальное происшествие с отцом Брауном» издана в 1935 году. Сюжетная линия его произведений оригинальна и неповторима. Написаны они непринужденным и легким стилем. Кроме того, подкупают тем, что главное действующее лицо цикла – католический священник, главным оружием которого является логика. Талантливый и одновременно скромный отец Браун распутывает самые невероятные истории. Вклад Честертона в детективный жанр был высоко оценён и критиками, и читателями. Повествования об отце Брауне вполне заслуженно признаны классикой этого жанра. Занимательный сюжет рассказов о католическом священнике превосходно дополняют афористичность стиля, юмор и глубокое знание человеческой натуры. Честертон стал первым председателем «Клуба детективных писателей», затем на этом посту писателя сменила А. Кристи.

ЧЕСТЕРТОН ГИЛБЕРТ КИТ

%D0%A7%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%BE%D0%BD%202Эдвард Честертон был потомственным коммерсантом. Но занимался он не столько продажей и покупкой домов, сколько рисовал, издавал домашние книги, учился делать цветное стекло и фотографировать. Словом, развлекался сам и развлекал собственных детей. Для сыновей Эдвард Честертон был своего рода «волшебником, открывающим ворота заколдованных замков и гробницы погибших героев».
Однако все эти чудеса померкли, как только старший из мальчиков, Гилберт, начал учиться в школе. Нет, школа была хорошая, основанная еще в XVI веке, с любопытными традициями и неординарным директором. Но жизнь в ее стенах не могла сравниться с утраченным раем детства. А потом. заниматься юный Гилберт решительно не хотел. Привлекала мальчика лишь «словесность», то есть возможность выразить в слове свои размышления.
Удручало Честертона и то, что из очаровательного ребенка, эдакого «лорда Фаунтлероя», он превратился в толстого, нелепого подростка, который спал на ходу и был восхитительно неуклюж. От всевозможных насмешек и издевательств Гилберта спасали лишь благосклонность учителей и необъяснимая симпатия товарищей.
Мир стал казаться Честертону настолько мрачным, что он решил не тратить силы и не поступать в университет. После школы юноша начал заниматься живописью, то есть попросту убивать свое время в некоем училище Слэйда.
Гилберт нещадно прогуливал занятия, слонялся по Лондону и, как ему самому потом казалось, потихоньку сходил с ума. Конец всему положило знакомство с семьей профессора Блогга, а точнее — с дочкой профессора — Френсис.
Мать запретила Честертону жениться — ведь у молодого человека не было ни дохода, ни видов на будущее. Но отец, человек совершенно непрактичный, помог сыну напечатать два сборника стихов. Это были своего рода «полуудачи», после которых в жизни Честертона неожиданно случилось чудо — первый сборник эссе «Защитник» принес автору всеанглийскую славу.
В 1901 году Честертон обвенчался с мисс Блогг. С этого времени, по словам самого писателя, началось его «второе детство» — новая счастливая полоса.
Френсис придумала для неловкого мужа весьма удобный костюм — черную шляпу и черный широкий плащ. В этом почти бутафорском наряде Честертон слонялся по известной в Лондоне улице газетчиков Флит-стрит. Он встречался с людьми, много спорил и много писал. Писал в кебе, в кофейне, а то и просто замерев посредине улицы. Блистательные статьи, полные парадоксов и радости бытия, буквально сыпались из-под его пера.
А однажды (впрочем, быть может, это легенда) Честертон обнаружил, что в доме осталось лишь несколько шиллингов. Он удивился, основательно пообедал и отправился к издателю продавать еще не написанную книгу. Так родился первый роман Честертона — «Наполеон Ноттингхильский».
Почти в то же время Честертон познакомился с отцом Джоном О’Коннором. Этот тихий, рассеянный, далекий от мирских дел священник вдохновил писателя на создание его самых знаменитых рассказов. Джон О’Коннор стал прообразом патера Брауна — литературного героя, известного не менее, чем Шерлок Холмс.
Уже первые новеллы, где посвященный в сан сыщик-любитель расследует преступления, снискали автору мгновенную славу. Честертон был единодушно избран председателем «Клуба детективных писателей», среди членов которых была, между прочим, Агата Кристи.
А потом. потом в судьбе Честертона наступил перелом. Супруга писателя, женщина властная, решительно отказалась жить в городе. По правде сказать, Френсис пугали почти ежедневные вылазки мужа на улицу газетчиков. Она опасалась, что ее супруг, прозванный в народе «Честертон — пивная кружка», станет алкоголиком и превратится к концу жизни в обыкновенного бродягу.
По настоянию Френсис супруги Честертон покинули Лондон и обосновались в селении Бикон-сфилд. Там был чудесный дом и сад, обвитый плющом, тишина, все условия для работы. Но. писателю отчаянно не хватало суматохи пыльного и душного города. Честертон начал путешествовать, посетил Францию, Италию, Польшу, Америку, Палестину. И вынес из этих поездок убеждение, что «самой странной страной», где он побывал, «оказалась Англия».
Именно в нее и вернулся Честертон весной 1936 года. Вернулся, когда почувствовал, что умирает.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ Г.К.ЧЕСТЕРТОНА

Честертон Г.К. Вечный человек: Пер. с англ. — М.: Политиздат, 1991. — 544 с.
Из содерж.: Святой Франциск Ассизский; Вечный человек; Святой Фома Аквинский; Ортодоксия.
Классик детектива Гилберт К. Честертон известен и как автор умных и радостных книг о христианстве и католических святых.

Честертон Г.К. Пятерка шпаг: Рассказы: Пер. с англ. — Л.: Дет. лит., 1988. — 189 с: ил.
«. Рассказы о Брауне нельзя просто отнести к детективам: это детектив и еще что-то. Как всегда, Честертон Г.К. так плотно набил чемодан, что ремни не затягиваются; в сандвиче слишком много мяса»,так писал в свое время современник писателя английский критик Роналд Нокс. И действительно, новеллы о сыщике-любителе патере Брауне нельзя назвать просто детективами. Оничто-то несомненно большее, чем детектив.
Кстати, прототип патера Брауна, священник Джон О^Кон-нор, после смерти писателя опубликовал о нем воспоминания. Они назывались «Отец Браун о Честертоне».

Честертон Г.К. Наполеон Ноттингхильский: Роман // Честертон Г.К. Избранные произведения. — М.: Худож. лит., 1990. — Т. 1. — С. 23—144.
Этот романнаполненный парадоксами гимн городу, а точнеекрошечной городской улочке.

Честертон Г.К. Человек, который был Четвергом (Страшный сон): Роман // Честертон Г.К. Избранные произведения. — М.: Худож. лит., 1990. — Т. 1. — С. 145—258.
Пересказывать сюжет здесь бессмысленно, если не невозможно. Потому что в этой в общем-то детективной истории главноеатмосфера. Балаганная и одновременно философско-фантасмагоричная.
В свое время «Человек, который был Четвергом» считался литературой для немногих. Его поклонниками были в основном писатели и кинематографисты.
Кстати, книга эта признана лучшей из всех сочинений Честертона.

Писатели нашего детства. 100 имён: биографический словарь. Ч.2 – Москва: Либерия, 1999. С.398-402.

s20617039

Гилберт Кийт Честертон — один из огромнейших представителей детективной литературы ХХ столетия. Особое место в творчестве занимали сборники детективных новелл, объединенные общим героем — патером Брауном. Написал также сборник «Человек, который знал слишком много» с другим героем — Хорном Фишером. И Фишер, и более известный патер Браун сторонники дедуктивного способа расследования, т.е. Являются продолжателями традиций Шерлока Холмса. Новеллы Честертона отличает краткость — сестра Антона Павловича Чехова. «Основную идею» собственной жизни он определял как пробуждение возможности изумляться, созидать мир словно в первый раз. В базе его художественной «аргументации» лежали эксцентрика, упор на необычное и умопомрачительное. Парадоксы Честертона являли собой поверку здравым смыслом расхожих мнений. У Честертона в «Летучих звездах»: «Я желаю видеть хорошую потасовку, раскаленную кочергу, полисмена, которого разделывают на котлеты, а мне преподносят принцесс, разглагольствующих при лунном свете, синих птиц и тому схожую ерунду». Неплохо. Прямо-таки — монолог постмодерниста, поклонника Квентина Тарантино. Жаль, кстати, что Честертон не увидел «Бешеных псов» либо «Криминальное чтиво». Особенно «Криминальное чтиво». Пропагандист низовых жанров, в которые под сурдинку стрельбы и погонь впихивают проповедь и притчу, должен был оценить историю о чуде, которое на то и волшебство, что его можно не увидеть. Такой католический ход Гилберта Кийта Честертона, Г. К. Ч., порадовал бы всенепременно. Есть мощное подозрение, что сам Тарантино хорошо знает тексты Честертона. По последней мере, его лучший, программный фильм носит совсем честертоновское заглавие: «Криминальное чтиво», или «Вульгарное чтиво» — «Pulp, словом, fiction». К этому фильму прямо-таки просится эпиграф из Гилберта Кийта: «Одним из наиболее приятных примеров того, как мы недооцениваем жизнь обычных людей, может служить наше пренебрежение к „вульгарному чтиву“ („pulp fiction“). „Вульгарная литература“ не вульгарна уже хотя бы потому, что захватывает пылкое воображение миллионов читателей».

Название: Сборник книг Гилберта Честертона
Автор: Гилберт Кийт Честертон
Жанр: классический детектив
Формат: fb2
Язык: русский
Качество: отличное
Год издания: 2000-2008
Количество произведений: 133

Список произведений
ДЕТЕКТИВ
1. Бездонный колодец
2. Бесславное крушение одной блестящей репутации
3. Битва с драконом
4. Борозды
5. Великан
6. Вещая собака
7. Высокие равнины
8. Грехи графа Сарадина
9. Двенадцать человек
10. Диковинные друзья
11. Доисторический вокзал
12. Если бы мне дали прочитать одну-единственную проповедь
13. Зеркало судьи
14. Злой рок семьи Дарнуэй
15. Исчезновение Водрея
16. Клуб удивительных промыслов (рассказы)
17. Корни мира
18. Кусочек мела
19. Летучие звезды
20. Лиловый парик
21. Льюис Кэрролл
22. Мудрость отца Брауна (рассказы)
23. Небесная стрела
24. Недоверчивость отца Брауна (рассказы)
25. Необычайная сделка жилищного агента
26. Несчастный случай
27. О вшах, волосах и власти
28. О чтении
29. Парадоксы мистера Понда (рассказы)
30. Перелетный кабак
31. По обе стороны зеркала
32. Позор отца Брауна (рассказы)
33. Преступление Габриела Гейла
34. Призрак Гидеона Уайза
35. Причуда рыболова
36. Происшествие в Боэн Биконе
37. Проклятая книга
38. Пять праведных преступников (рассказы)
39. Разбойничий рай
40. Рассказы о патере Брауне
41. Розовый куст
42. Рубиновый свет
43. Сапфировый крест
44. Сияние серого света
45. Скандальное происшествие с отцом Брауном (рассказы)
46. Собака-оракул
47. Странное преступление Джона Боулнойза
48. Странные шаги
49. Тайна отца Брауна
50. Тайна отца Брауна (рассказы)
51. Тайна Фламбо
52. Тень акулы
53. Томми и традиции
54. Три типа людей
55. Хор
56. Человек в проулке
57. Человек, который был четвергом
58. Человек, который знал слишком много (рассказы)
59. Человечество
60. Чудо полумесяца
61. Шар и крест

— КЕНТЕРБЕРИЙСКИЕ РАССКАЗЫ:
1. Неведение отца Брауна (рассказы)

КЛАССИЧЕСКИЙ ДЕТЕКТИВ
1. Восторженный вор
2. Деревянный меч
3. Поэт и безумцы
4. Удивительное убежище
5. Честный шарлатан

— КЛУБ УДИВИТЕЛЬНЫХ ПРОМЫСЛОВ:
1. Потрясающие приключения майора Брауна
2. Крах одной светской карьеры
3. Страшный смысл одного визита
4. Необычная сделка жилищного агента
5. Необъяснимое поведение профессора Чэдда
6. Странное затворничество старой дамы

— МУДРОСТЬ ОТЦА БРАУНА:
1. Отсутствие мистера Кана
2. Поединок доктора Хирша
3. Ошибка машины
4. Профиль Цезаря
5. Конец Пендрагонов
6. Бог гонгов
7. Салат полковника Крэя
8. Волшебная сказка отца Брауна

— НЕВЕДЕНИЕ ОТЦА БРАУНА:
1. Тайна сада
2. Невидимка
3. Честь Израэля Гау
4. Неверный контур
5. Молот Господень
6. Око Аполлона
7. Сломанная шпага
8. Три орудия смерти

— НЕДОВЕРЧИВОСТЬ ОТЦА БРАУНА:
1. Воскресение отца Брауна
2. Проклятие золотого креста
3. Крылатый кинжал

— ПАРАДОКСЫ МИСТЕРА ПОНДА:
1. Три всадника из «Апокалипсиса»
2. Преступление капитана Гэхегена
3. Когда доктора соглашаются
4. Понд-простофиля
5. Человек, с которым нельзя говорить
6. Перстень прелюбодеев
7. Ужасный трубадур
8. Ходульная история

СКАНДАЛЬНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ С ОТЦОМ БРАУНОМ:
1. Скандальное происшествие с отцом Брауном
2. Убийство на скорую руку
3. Зеленый человек
4. Преследование Синего человека
5. Преступление коммуниста
6. Острие булавки
7. Неразрешимая загадка
8. Сельский вампир

— ТАЙНА ОТЦА БРАУНА:
1. Человек о двух бородах
2. Песня летучей рыбы
3. Алиби актрисы
4. Исчезновение мистера Водри
5. Худшее преступление в мире
6. Алая луна Меру
7. Последний плакальщик

ЧЕЛОВЕ, КОТОРЫЙ ЗНАЛ СЛИШКОМ МНОГО:
1. Лицо на мишени
2. Неуловимый принц
3. Душа школьника
4. Бездонный колодец
5. Волков лаз
6. «Белая ворона»
7. Месть статуи

ЧЕТЫРЕ ПРАВЕДНЫХ ПРЕСТУПНИКА:
1. Умеренный убийца
2. Преданный предатель

КЛАССИЧЕСКАЯ ПРОЗА
1. Возвращение Дон Кихота
2. Жив-человек
3. Наполеон Ноттингхильский

ФИЛОСОФИЯ
1. Единение философа с природой
2. Вечный Человек
3. Святой Фома Аквинский
4. Святой Франциск Ассизский
5. Ортодоксия
6. Эссе

Скачать Гилберт Честертон – сборник произведений [133 штук] (2000-2008) fb2

  • Рассказы о птицах для малышей
  • Рассказы о призраках и привидениях из жизни на английском
  • Рассказы о петре 1 алексеев читательский дневник
  • Рассказы о осени для детей подготовительной группы
  • Рассказы о ночном небе