Рассказы о нечистой силе из жизни

Н.в.гоголь родился в селе сорочинцы в полтавской губернии в дружной семье. его родители настолько любили друг друга, что почти совсем

Н.В.Гоголь родился в селе Сорочинцы в Полтавской губернии в дружной семье. Его родители настолько любили друг друга, что почти совсем не расставались. Его отец Гоголь-Яновский служил на почте.  В 1905 году Василий Гоголь-Яновский вышел в отставку и посвятил свою жизнь дому и семье.

Матерью Николая Васильевича была Мария Косяровская, которая рано вышла замуж за его отца. Ей было всего 14 лет. Несмотря на юный возраст, Мария стала хорошей женой и матерью, они практически не расставались с Василием. Супруг брал ее с собой, уезжая по мелким  хозяйственным делам, это была счастливая пара.

Не везло им только с детьми, первые два мальчика родились мертвыми. Бедная женщина очень хотела ребенка, просила помощи у Николая-Чудотворца, много молилась, и лишь в 1 апреля 1809 года судьба подарила им сына Николая. Позже в семье появились еще дети, в живых, кроме Коли, остались четыре сестры.

Детство и юность Н.В. Гоголь

Николай родился слабым ребенком, постоянно болел: старлатиной, золотухой, гнойным отитом. Самое страшное, что он с детства впадал в депрессии.

С раннего возраста Коля был приобщен к искусству. Его отец подружился с отставным министром из соседнего села Дмитрием Трощинским, и они совместно организовали домашний театр. Отец Гоголя был талантливым человеком, сам писал пьесы на родном украинском языке. Сюжетами становились народные сказки. Пьесы показывались в домашнем театре на радость ребятишкам со всей округи.

Четыре сестры Ольга, Елизавета, Анна и Мария составили постоянный круг его общения. С ними он пристрастился к шитью, вышивке. Шил и кроил платья, вышивал занавески, ходил в деревню за шерстью и вязал на спицах.

Отец рано начал приучать мальчика к сочинительству, и Николай этим очень увлекся. Вместе с отцом он много ездил по округе, отец задавал Коле темы, тот их рифмовал, так что уже начали рождаться первые его произведения. В пять лет мальчик научился писать, что позволило ему переносить свое творчество на бумагу.

Мать Николая Васильевича была женщиной малообразованной, но богобоязненной и суеверной. Она много рассказывала детям перед сном про домовых, леших, нечистую силу, что и воплотил Гоголь в своих будущих произведениях.

Наверное, с детских времен запечатлелись у него сказочные образы, воплощенные в «Вечерах на хуторе, близь Диканьки» и «Вие».

В десять лет родители отправили мальчика в Полтаву, где он постигал науки у местного учителя. В круг его предметов вошли история, арифметика, география.

Нежинская гимназия высших наук стала местом его обучения с 1821 года. Не все науки интересовали Гоголя, некоторые учителя жаловались на него за не прилежание к наукам. Его интересовали только книги

Кроме того, по своей инициативе Николай Васильевич создал в гимназии студенческий театр. В театре он проявил себя как талантливый режиссер и актер. Студенты с удовольствием принимали участие в спектаклях, приносили из дома все необходимое для украшения сцены, костюмы, в общем, кто что мог.

Участники самодеятельного театра были уверены, в Гоголя ждет театральная карьера, такие таланты он проявлял на сцене. Студенты ставили серьезные спектакли, одним из которых был «Недоросль» Фонвизина.

Горе случилось в семье Николая Васильевича в 1825 году, когда умер его отец. Мать Гоголя даже боялась написать сыну о случившемся несчастье, настолько сильно юноша любил отца. Мария  связалась с директором гимназии и попросила подготовить Николая к такому тяжелому известию.

Она не ошиблась в своих предчувствиях, юноша едва не выбросился из окна, узнав о таком горе. Со смертью отца начались денежные проблемы в семье. Мать не умела организовать ведение хозяйства, как это было при жизни отца.

Поправить денежные дела не было никакой возможности, единственным решением, которое предложил Николай Васильевич, было продать лес, принадлежащий семье и доставшийся Николаю по наследству. Его продажа не решала всех проблем, но хотя бы на некоторое время давало средства к существованию.

Жизнь Гоголя в Петербурге

Окончив Нежинскую гимназию, Гоголь  зимой 1828 года приехал в Петербург. Его целью было устроиться на службу, так как у него не было средств к существованию. Гоголь начал печататься. Первое стихотворение «Италия» принесло ему успех. Он окрылился и решил напечатать поэму «Ганц Кюхельгартен», которая не продавалась, подверглась  жесткой критике.

Он решил попробовать себя на театральном поприще, решив, что у него это получалось неплохо в студенческом театре. Николай обращается  к директору Императорских театров Сергею Гагарину, который назначил ему прослушивание. Николая Васильевича не взяли на театральную службу.

Он долго искал себе пристанище. Не смог найти ничего лучшего, чем работа в должности коллежского асессора. Эта должность бала самая низшая, в его обязанности входило принимать прощения, сшивать их, исполнять всяческие поручения.

С 1830 года Гоголь стал писать для журналов. Первые его произведения появились в журнале « Отечественные записки», напечатанное там сильно отличалось от творения Николая Васильевича, но он был рад и этому.

Встреча с Антоном Дельвигом изменила его судьбу к лучшему. С его помощью молодой писатель вошел в круг литераторов, там Гоголь познакомился с Петром Плетневым и Василием Жуковским. Они помогли Николаю Васильевичу устроиться преподавать в женский Патриотический институт. Он давал частные уроки, тем самым выправляя свое материальное положение.

Личная жизнь Н.В. Гоголя

Внешне Николай Васильевич не был красивым. Портил его внешность длинный нос, он не мог очаровывать женщин своими внешними данными. Вдобавок к этому писатель был крайне мнительным человеком.

На такие черты его характера отпечаток отложила мать. Она сама была подвержена мистики и в этом духе воспитала детей. В ее роду были душевнобольные люди. Все вместе взятое отложило отпечаток на душевном состоянии Гоголя.

Он не пользовался популярностью среди женщин, тем не менее, они присутствовали в его судьбе.

Первой его любовью стала Александра Россет. Это была очень красивая дама, служила фрейлиной  при дворе Государыни. Николая Васильевича познакомили с ней друзья. Он влюбился в  Сашу. Однако этим отношениям не суждено было развиваться по любовному сценарию. Они были лишь друзьями.

Александра Осиповна всегда была в центре внимания, имела знакомство в высшем обществе. Среди ее приятелей было много писателей и поэтов. И неудивительно. Ведь она была очень образованной дамой.

Безусловно, Россет догадывалась о чувствах писателя. Это трудно было утаить. Относилась она к Николаю нежно и трепетно,  но на этом их отношения заканчивались. Нечего было и думать о любви и семье. Ее общественное положение не могло позволить такой неравный брак.

Гоголь и по материальному положению, и по положению в обществе отставал от нее. Она создала семью с Николаем Смирновым, который занимал видное чиновничье положение и был достаточно богат.

Ни с кем Николай Васильевич не был так откровенен, никому не открывал душу, кроме как любимой Сашеньке. Их связывала общая любовь к Украине, ведь Александра провела там детство, живя у бабушки.

С мужем, Николаем Смирновым, она не была счастлива, хотя имела, казалось бы, все. Хороший материальный достаток и положение в обществе, возможность безбедно жить за границей и на Родине. Казалось бы, чего еще надо. Но не было любви между супругами, хотя Смирнов имел хороший и отзывчивый характер.

На протяжении всей жизни не переставала существовать между Николаем Васильевичем и Александрой связь. Гоголь читал  ей свои, еще не опубликованные, произведения, внимательно слушал ее оценку в отношении них. С годами связь не утрачивалась, а необходимость в общении только возрастала.

Благодаря своим связям Александра добилась для Гоголя пенсии, которая выплачивалась ему ежегодно. Общение продолжалось, но о более близких отношениях не могло быть и речи.

Однако переписка между Николаем и Александрой не прекратилась. Смирнов не настаивал на разрыве отношений писателя и супруги. Он видел, что переписка чисто дружеская и не доставит неприятностей ни ему, ни супруге.

Александра Осиповна не только пронесла свою любовь к писателю, но испытала к нему большое уважение как к талантливому писателю и хорошему человеку.

Второй женщиной в жизни писателя стала кузина Мария Синельникова. Она уже побывала замужем, но к моменту знакомства с писателем была совершенно свободна. У них сложились теплые отношения, но Гоголь не настроен был жениться. Это не входило в его тогдашние планы. Может быть, любовь к Александре Россет была настолько крепка, что он не видел рядом собой другой женщины.

Была в жизни писателя еще одна женщина, дочь графа Виельгорского. Анна Михайловна понравилась Гоголю. Писателя душевно приняла вся графская семья. Для Анны Гоголь стал наставником и учителем, к советам которого она прислушивалась. Мысль о женитьбе возникла у писателя, но он не решился сам сделать предложения. Попросил ее старшую сестру передать свое предложение. Но не могла графская семья позволить своей  дочери выйти замуж за Гоголя, который не был ей ровней.

Тогда Николай Васильевич окончательно понял, что не суждено ему на этом свете иметь семью.

Детей у Гоголя не было. Много слухов ходило по этому поводу в то время. Ведь он был известным человеком, а о таких личностях посплетничать любят многие. Говорили, что он посещал бордели, что предпочитал общество мужчин обществу женщин.

Как бы то ни было, но судьбу его счастливой назвать нельзя. Многих талантливых людей семейное счастье обошло стороной.

Личность Гоголя

Как у любого человека, личность Гоголя формируется, прежде всего, под влиянием родителей. Отец его был театральным человеком. Несмотря на то, что проработал всю жизнь на почте, в душе его жила идея создать театр, что он и сделал, выйдя в отставку.

Гоголь родился, кода отец уже не работал, а театр процветал. Именно оттуда набрался будущий писатель творческих идей, понимания театра и литературы. Семья Гоголя была зажиточной, пока не умер отец.

Тем не менее, Николай Васильевич, всегда по духу был ближе не к своему классу, а к крестьянам. Панов он высмеивал. Это можно понять, вспомнив его «Вечера на хуторе близь Диканьки».

Характер у писателя был своеобразный. Он тяжело сходился с людьми, так как многие не понимали его и не разделяли взгляды. Гоголь придерживался  своих, только ему понятных взглядов. Что любили его современники, он отрицал и ненавидел, а любил то, чего не любили другие. Николай Васильевич отличался противоречивым характером, и производил впечатление человека заносчивого и нелюдимого.

Однако те, кто знал его близко, отмечали его доброту и готовность придти на помощь в любой момент. Гоголя считали скрытным человеком, он не располагал к общению. Но при этом у него было много знакомых, которым он с готовностью помогал.

Он был необычайно щердр: подавал милостыню нищим, помогал молодым талантам пробиться благодаря своим связям.

Кроме того, Николай Васильевич был хорошим психологом, умел разговорить человека, тот рассказывал ему все подробности о себе, своей жизни и проблемах. Поэтому образы, созданные в произведениях, интересны читателям, описаны с величайшим талантом и основаны на жизненных примерах.

К увлечениям Гоголя, в первую очередь, можно отнести изучение истории, в общем, и особенно своей Родины. Он много писал об Украине, все образы панов и простых крестьян художественны и правдивы.

Еще с детства Николай Васильевич увлекся шитьем и вязанием, что прошло через всю его жизнь. Возникло такое хобби от постоянного общения со своими сестрами, которые и приучили мальчика к этому.

Театр был поистине его страстью. Он часто посещал театральные представления и сам участвовал, еще учась в гимназии. В свое время даже хотел поступить на службу в Императорский театр, но не прошел отбор.

Образ жизни писателя можно охарактеризовать как аскетический. Он везде передвигался с одним чемоданчиком, в котором было самое необходимое и дорогое его сердцу. Он мог бы стать коллекционером, чем начал заниматься еще в юности.

Но смерть отца подкосила материальное положение семьи, и Гоголь отказался от своего наследства в пользу родственников. К бытовым условиям писатель не предъявлял никаких требований. Его устраивало все, он часто проживал у товарищей, к которым часто ездил в гости и оставался на продолжительное время.

Творчество Н.В. Гоголя

Творчество Гоголя нельзя иначе назвать, как гениальным. Его произведения разнообразны. Читать их интересно и легко. Вспомнить хотя бы «Вечера на хуторе близь Диканьки». Насколько неповторимы образы обычных, казалось бы, людей. Даже сам черт стал участником этого действа. Наверное, общение с матерью и ее рассказы о нечистой силе навеяли образ этого сказочного героя.

«Старосветские помещики» являются обычными людьми. Жизнь их нельзя назвать выдающейся, они ничего не совершили, просто прожили жизнь, любя друг друга. Может быть, автор сам мечтал о такой тихой жизни в любви и согласии, которой сам был лишен.

В повести «Тарас Бульба» рассказывается о жизни и традициях казачества. Героизм, преданность Отечеству проходят через все время повествования. В произведении основной нитью проходит история Украины, которую автор долгое время изучал.

Произведение «Вий» совсем необычно для творчества писателя. Однако оказалось, что и мистические произведения ему под силу.  Писатель повествует о молодом человеке, который ради хорошего заработка, обещанного ему, соглашается провести три ночи с покойницей, о которой говорили, что она водится с нечистой силой.

Хома (так звали этого смельчака) соглашается в ожидании щедрого вознаграждения. Тема победы над злом в произведении Гоголя подвергается сомнению. На силу молитвы рассчитывал главный герой, но сам поплатился жизнью, не рассчитав своей возможности.

Интересом пользуется небольшая повесть  «Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», которая  рассказывает об обычном эпизоде, ссоре двух соседей. И ссора вышла не из-за чего, а поссорились крепко и начали строить друг другу козни.

«Ревизор» можно назвать шедевром в творчестве Гоголя. Какие разные герои появляются на страницах этого произведения. Но он не был понят современниками, ведь не могут же все чиновники быть такими плохими. Конечно, нет. Гоголь больше призывает опомниться, стать людьми, прежде всего, внутри себя и повернуться к Богу.

«Мертвые души» современники воспринимают, как осуждение крепостничества, и призыв е борьбе с ним. Однако на самом деле это не так. Он не сторонником борьбы с этим явлением. Наоборот, считал, что барин бывает и хороший. Об этом писатель попытался рассказать читателю во втором томе «Мертвых душ». В 1845 году он собственноручно сжег свое произведение, почувствовав неудовлетворение  от своего творчества.

Он все больше критикует себя, его даже считают сумасшедшим. Однако оставшиеся обрывки второго тома «Мертвых душ» говорят о его светлой голове и видно, что написаны человеком в добром разуме.

Еще с детства Николай Васильевич хотел найти способ, как можно бороться со злом. Наверное, рассказы матери о нечистой силе добавили желания найти способ ее победить. Он сделал для себя открытие, что только сатира и юмор станут хорошим орудием борьбы со злом.

Это он и пытается сделать в своих произведениях, пишет их сатирически, поэтому и воспринимаются они легко.

Путь к православной вере

С детства Николай Васильевич знал и слышал о вере. У него была очень набожная мать. Видя это, маленький Коля, рассуждая о добре и зле, начал изучать веру. Он много читал не только о православии, но и о католицизме,  сравнивал религии.

В последние  годы жизни он стал много ездить по монастырям, изучать Евангелие, общаться со священнослужителями. Гоголь даже написал книгу «Выбранные места из переписки с друзьями». В ней Гоголь рассказывает о таинстве литургии, о каждом моменте, действе и значении литургии. Николай Васильевич надеялся на понимание своего произведения в религиозных кругах. Однако он ошибся. Его произведение было раскритиковано в церковных кругах.

Особенно ему ставили в вину, что автор «Мертвых душ» смеет читать проповеди. Гоголь все больше мрачнел. Наверное, поэтому и решил сжечь второй том «мертвых душ».

Он часто посещает Оптину пустынь, в  которой обрел духовного наставника Макария. Они часто беседуют, но эти беседы не приносят удовлетворения писателю.

Протоиерей Матвей Константиновский стал единственным читателем 2 тома «Мертвых душ» при жизни писателя. Матвей подверг критике произведение и даже посоветовал его сжечь, что Гоголь впоследствии и сделал.

Последний год жизни и смерть писателя

1852 год начался для писателя ухудшением состояния здоровья. Его физическое и психическое состояние становилось хкже день ото дня. Душа его находилась в постоянной борьбе. Боролись Гоголь-писатель и Гоголь-христианин. Эта борьба давалась нелегко.

Кроме прочего недомогания, он отказывается от еды. Это началось за месяц до его смерти. Здесь повлияла и смерть его знакомой Хомяковой Е.М., с которой он дружил и делился своими планами, и нелестные слова Матвея Константиновского о его последнем произведении. Он тает день ото дня.

Пристанищем писателя в то время стал дом Льва Николаевича Толстого. Врач, посетивший Гоголя в то время, описал его состояние, как отжившего свой век. В глазах писателя не было искры жизни.

Врачи пытаются помочь в лечении, но все бесполезно. Он истощен, не выходит на улицу. 4 марта писатель скончался.

7 марта состоялось отпевание в  Церкви Святой Татианы, похоронен здесь же. Только в Советские времена, когда монастырь закрыли, его тело было перезахоронено на Новодевичьем кладбище.

Жизнь, которую прожил Н.В. Гоголь, нельзя назвать счастливой. Его творческий путь был нелегким, а семейной жизни не было вовсе. Но с уверенностью можно сказать, что, прожив короткую жизнь (он не дожил до 43 лет), писатель оставил большое творческое наследие, на котором учатся несколько поколений, и интерес к его произведениям не ослабевает.

Полная биография Н.В. Гоголя

Кто-то верит в нечистую силу, кто-то нет, но в жизни иногда происходят такие истории, которые не объяснить никак, кроме как вмешательством потустороннего. Елена Кучеренко рассказывает три истории о том, как она сама столкнулась с неизвестным.

Рассказы о нечистой силе из жизни

Елена Кучеренко

Люди часто с пренебрежением относятся: «Ой, придумали себе нечистую силу какую-то, развели тут мракобесие», — говорила мне Ирина, наша прихожанка. — А на самом деле все очень серьезно.

Вчера я приехала в Москву из Оптиной, пришла в наш храм, и мы, слово за слово, вспомнили случай, который произошел весной у нас на подворье.

«С бесами лучше не заигрывать»

Тогда закончилась литургия, начался молебен, во время которого в храм вошла женщина с девочкой лет тринадцати. Девочка как девочка, никто особо и внимания не обратил.

Священник начал читать Евангелие, и вдруг раздался какой-то нечеловеческий рык. Это не чья-то фантазия или придумка. Его слышали все, кто там находился.

Издавала его та девочка-подросток. Жуткое, утробное рычание, никак не вязавшееся с внешностью девочки. Вообще ни с чем человеческим не вязавшееся. Мать крепко зажала ее в кольце рук. Казалось, это не в первый раз, и она знает, что делать.

Люди отодвинулись подальше. Я, честно говоря, тоже. Священник освятил воду и начал с молитвой кропить. Когда капли воды попали на девочку, она вдруг успокоилась, обмякла, и мать практически отнесла ее на лавку.

Закончился молебен, девочка пришла в себя, и они ушли.

— Кто-то смеется: ну какое беснование в XXI веке, какая святая вода, — продолжала Ирина. — А вот, мы сами видели, как бесы зарычали, только услышав Евангелие.

Почему это случилось с бедной девочкой — кто знает. И как капля святой воды ее успокоила — благодать же… Хотя сейчас и не модно в это верить.

Я пыталась поговорить об этом с батюшками. Но все они, как один, говорили:

— Верь в Бога. С Ним ничего не страшно.

А кто-то добавлял:

— Но с бесами лучше не заигрывать. Они ведь тоже существуют.

Что все это очень серьезно, я убедилась, став свидетельницей другой истории. И если бы своими глазами тогда не видела, никогда бы во все это не поверила.

Открылась дверь, и мне стало страшно

Покойную Галину Петровну я знала много лет. Жила она в небольшом провинциальном городке. И каждый раз, когда я там оказывалась, забегала на ее знаменитые пироги.

Была она всегда женщиной красивой, ухоженной, цветущей и с характером. Прекрасно готовила, любила гостей и застолье, дома у нее всегда был идеальный порядок. Вырастили с мужем сына, женили, помогали с внуками. В общем, ничего не предвещало последующих событий.

В очередной свой приезд я случайно встретила на улице соседку Галины Петровны.

— Ты знаешь, что случилось с Галей? — спросила она меня.

— Нет.

— Зайди к ней. Только она не сразу может открыть, ты звони, не уходи.

Рассказы о нечистой силе из жизни

Я правда долго звонила. Потом дверь, наконец, открылась… и мне стало страшно.

Передо мной стояло «привидение». До этого момента я видела такое только в фильмах. Неопрятное, худое, с безумными выпученными глазами и всклокоченными волосами. Только по отдельным чертам я поняла, что этот незнакомый, явно очень больной человек весом 38 килограммов (это я позже узнаю) — та самая, еще недавно яркая и «аппетитная» Галина Петровна.

«Ты что, их не видишь?»

Здравствуйте, — промямлила я, кое-как взяв себя в руки.

Она равнодушно смотрела как будто сквозь меня.

— Можно войти?

Надеялась, что она скажет: «Нет».

Галина Петровна отошла в сторону. Потом вдруг заволновалась и начала заглядывать мне за спину.

— Ты одна? Ты их не привела?

— Кого?

— Ну, их…

— Одна, — ответила я, так и не поняв, о ком речь.

Она предложила мне чай. Я отказывалась, потому что Галина Петровна еле двигалась и руки у нее сильно дрожали. Но она настояла. Правда, вместо традиционных пирогов достала остатки какого-то старого печенья.

Сама она ни к чему не притрагивалась и только повторяла:

— Я не буду есть. Там они… Они сидят на еде…

— Да кто же?

— Они! Ты что, не видишь?

Так около часа она повторяла, что какие-то «они» везде.

Единственное, что пришло мне в голову — это предложить ей пообщаться с моим знакомым священником. 

Услышав слово «священник», Галина Петровна вдруг метнулась в комнату, спряталась с головой под одеяло, задрожала и застонала:

— Страшно! Как же страшно!

Я пыталась ее успокоить, но она отползала от меня по кровати и шептала:

— Никого не надо. И ты уходи! И их уведи! Уведи! Мне страшно!

Мне самой становилось страшно. Казалось, еще немного — и я сойду с ума. Я попрощалась и ушла, не понимая, что происходит и что теперь со всем этим делать.

«Мне страшно, уведите их»

У подъезда я встретила ту самую соседку, которая попросила меня навестить Галину Петровну. И от нее узнала подробности этой истории.

Как я уже писала, ничего не предвещало беды. Но в один прекрасный день муж Галины Петровны Сергей Иванович, семидесяти лет от роду, влюбился в женщину из соседнего подъезда. И ничуть не таясь, стал к ней с завидной регулярностью захаживать.

Испробовав все традиционные способы возврата в семью блудного супруга, Галина Петровна решила прибегнуть к нетрадиционным.

Рассказы о нечистой силе из жизни

Какая-то знакомая посоветовала ей обратиться к некой целительнице и ворожее, очень почитаемой среди нецерковной, но мистически настроенной части жителей того города. О ее «духовных дарованиях» ходили легенды.

После визита к ворожее с Галиной Петровной и стали твориться странные вещи. Она перестала есть, спать. Металась днями и ночами по квартире и выла волком. И, как заведенная, повторяла, что везде какие-то «они», которые мучают ее.

В итоге удалось выяснить у Галины Петровны, что «они» — это ни много ни мало черти. Они гадят ей в еду, в воду. Поэтому она не может ни есть, ни пить. Залазят в нос, в уши, под одежду. Постоянно галдят и пугают.

— Мне страшно, страшно, — повторяла она, — уведите их…

И все удивлялась, что, кроме нее, их больше никто не видит.

Повторюсь, если бы все это не происходило на моих глазах, я бы никогда не поверила. Да и тогда мне с трудом верилось в происходящее.

«Лучше Христу верить и Ему молиться»

Я все же позвонила знакомому священнику, он, в свою очередь, знакомому психиатру. Через два дня они уже были в этой квартире.

Подробностей их визита я не знаю, ну, это и понятно — врачебная и священническая тайны. Но батюшка обмолвился, что к лечению нужно подходить «комплексно» — и с медицинской, и с духовной точки зрения.

Дальше было много всего, долго рассказывать. До конца Галина Петровна так и не оправилась. Хотя и в больнице лежала, и в храм захаживала.

Муж к ней в итоге вернулся. И до самой ее смерти они были прикованы друг к другу, как Галина Петровна и просила ту бабку. Она болела и была слаба. У него выявили рак. А потом Галина Петровна умерла.

Помню, давно, когда я вкратце рассказала об этом в интернете, кто-то удивлялся: «Как можно верить во всю эту чушь с чертями и бесами? Человек просто заболел».

Возможно и так — просто заболел. Но хронология событий все же заставляет подозревать и духовную подоплеку.

Когда я расспрашивала обо всем этом того священника, он лишь сказал, как и наше московское духовенство:

— С этим не шутят. Не надо заигрывать с нечистой силой. Почему Господь допускает это? А кто знает… Сильно много думать об этом не надо. Лучше побольше о Христе. Ему верить и Ему молиться. Но понимать, что бесы — это тоже реальность, надо. Об этом же в Писании и Предании сказано. Не сами же люди придумали. И хорошо, если все эти маги и целители окажутся просто мошенниками.

«Вас хотят заставить молитьсядерьму»

Вот, кстати, история о такой мошеннице, которую рассказал мне когда-то отец Анатолий, знакомый украинский батюшка.

Пришел как-то к нему в храм солидный мужчина — в костюме, галстуке, с дипломатом. Звали его Сергей.

— Мне нужна ваша помощь. Разобраться не могу…

Рассказы о нечистой силе из жизни

И рассказал, что все у него в жизни хорошо — жена любимая, дети, деньги. Только вот работа его подразумевает деловые встречи, застолья и обязательные отмечания удачных сделок. Начались на этой почве у мужчины проблемы с алкоголем. Сам он справиться не мог, и кто-то посоветовал ему обратиться за помощью к одной целительнице.

Рассказывали, что мало того, что она ясновидящая, так еще и бессребреница. Икон у нее дома видимо-невидимо. Так что церкви это ничуть не противоречит, скорее наоборот.

Ясновидящая, действительно, с Сергея денег поначалу не брала и совершенно бесплатно что-то бормотала у него над головой. Но однажды сказала мужчине, что видит каким-то своим третьим глазом огромного беса, влезающего в Сергея. И предстоит теперь Сергею мучительная смерть.

Но если мужчина пожертвует ей лично сто пятаков мелочью на помин всех страдающих пьяниц, а также тысячу долларов, которые нужно ритуально сжечь и на перекрестке развеять (обряд такой — антиалкоголический), то она бесяру сможет победить.

В общем, в храм Сергей пришел с вопросом: «А нельзя ли беса победить, не сжигая доллары?»

— Долго я с ним беседовал, объяснял, что это просто мошенница, — рассказывал отец Анатолий. — А даже если они кому-то поначалу и помогают, то не от Бога это… Потом еще хуже будет. Он сначала не верил. Говорил, что кругом у нее иконы. И дала она ему с собой «молитвослов на всякие случаи жизни».

Оказалось, у Сергея этот «молитвослов» с собой. Батюшка наугад открыл страницу, а там было написано, что чтобы избежать неудач, нужно пойти на кладбище справить в кладбищенском туалете большую нужду и, «молитвенно» обратившись в дырку, сказать: «Говно, говно! Ты там давно, неудача пусть останется с тобою, а удача пусть пойдет со мною».

— Вас, взрослого делового человека, хотят развести на деньги и при этом заставить «молиться» дерьму, засунув голову в дырку от сортира. Не кажется ли вам это странным?

Парировать Сергею было нечем.

Сейчас он, кстати, один из самых преданных прихожан отца Анатолия. И пить давно бросил. С Божией помощью… А ясновидящую вскоре посадили — за торговлю наркотиками.

Может быть, и сейчас пугают, только реже: «Не будешь спать — бука унесет!». К счастью, не все современные родители считают нужным угрожать детям приходом сверхъестественных существ и множить детские страхи. И всё же о буке слышали все.

Что это за существо, точно не известно. Современные сказки рисуют ему конкретные черты и даже иногда изображают как положительного персонажа. Но фольклорные и этнографические материалы, во-первых, дают очень расплывчатый образ, почти без деталей. А во-вторых, бука в народной культуре — существо недоброе, нечистая сила сродни оборотню или черту.

Слово бука в значении ‘страшилище’ есть в русском, украинском и сербохорватском языках. В русском языке оно впоследствии было перенесено на людей, которые чем-либо вызывали отторжение у окружающих. Так, мы иногда называем букой нелюдимого или угрюмого человека. А в разных диалектах это слово обозначает также некрасивого, неприветливого, толстого или сердитого человека. В олонецких говорах буками также называли начальников.

Букой как демоническим существом было принято пугать детей, обычно тех, которые не хотели засыпать. Это может указывать на связь этого персонажа с ночью. В словаре Брокгауза и Ефрона сообщалось, что бука — ночное чудище с большим ртом и высунутым языком, которое пожирает детей.

В одних местностях крестьяне считали, что бука похож на медведя, в других — что он просто страшный и уродливый, а в третьих признавались, что вообще не знают, как это создание выглядит.

Дело осложняется и тем, что в народной культуре бука обычно выступает просто как устрашающий образ, пугало для детей. Каких-то сюжетов, историй с его участием фольклористы и этнографы почти не нашли. Есть целый фольклорный жанр под названием былички — рассказы о встрече человека с нечистой силой. В быличках сверхъестественные персонажи (русалки, домовые, лешие, ведьмы, мертвецы и т. п.) участвуют в сюжете, вступают в диалог с человеком, иногда описывается их внешность. Благодаря этому можно довольно четко представить себе образ той или иной мифической нечисти. Но бука в быличках, как правило, не встречается (исключений немного, два примера будут приведены в конце статьи).

А пока что обратимся к названию нашего таинственного персонажа. Почему он — бука? Приведем две версии.

Кричащий по ночам

Эта версия самая вероятная. В южнославянских языках есть слова, скорее всего, связанные с нашим букой этимологическим родством. Это македонское бу́ка ‘шум, крик’, словенское bȗka ‘шум’, сербохорватское bȕka ‘рев, мычание’. Сюда же относится и болгарское слово бу́ка в значении ‘ствол дерева с выдолбленной сердцевиной, через которую течет вода’. Вода внутри такой деревянной «трубы» издает шум, глухое бульканье. Предполагается, что эти слова вместе с русским букой происходят из общего истока — от праславянского существительного *buka ‘шум, крик’. Этим же словом стали называть ночное страшилище, которое, видимо, любило шуметь (кричать, реветь) по ночам.

Если это верно, то слово бука родственно также русскому диалектному глаголу бу́кать ‘бу́хать, хлопать’, ‘раздаваться, глухо звучать’, ‘звонить’, ‘бить, ударять’. Родственные глаголы есть в южнославянских языках и не только: украинское диалектное бу́кати ‘реветь, мычать’, сербохорватское бу́кати с тем же значением, болгарское бу́кам ‘реветь, плакать’, чешское bukati ‘кричать (о сове, выпи)’, ‘жужжать’, старопольское bukać ‘кричать’, ‘бурчать (в животе)’ и др. У праславянского предка — глагола *bukati — реконструируется значение ‘издавать низкие, протяжные звуки (реветь, мычать)’. По происхождению это звукоподражательный глагол.

Итак, скорее всего, наш страшный и ужасный бука получил свое название по звукам, которые он, как верили наши предки, обычно издавал. Может быть, ночное чудище глухо ревело или рычало? Не только этимология, но и по крайней мере одна из собранных этнографами быличек указывает на это.

Уродливый, толстый

Эта гипотеза связывает русское слово бука с многочисленными похожими названиями мифологических существ в индоевропейских языках. Например: ирландское phuka, английское puck, нижненемецкое роок, древнешведское puke, древненорвежское puki ‘домовой, черт’, древнеисландское bokka ‘лицо, привидение’, немецкое Puks ‘домашний дух, связанный с хозяйством, скотиной’ и др. Исследовательница О. А. Черепанова считает, что эти слова восходят к праиндоевропейской основе *b(e)u-/*bh(e)u- ‘раздуваться, отекать, набухать’. Родственных этой основе слов в индоевропейских языках немало. Не перечисляя иноязычный материал, приведем в качестве примеров русские слова пухнуть, пухлый, пучить(ся), набухать.

Согласно данной версии, наше страшилище названо букой за уродливый облик: нечто большое, словно раздувшееся.

Слабое место этой гипотезы в том, что предполагается давнее заимствование слова бука из германских языков (исконно славянский вариант вряд ли бы имел -к- в корне, см. выше исконные пухнуть, пучить и др.). Однако источник заимствования обнаружить не удалось. К тому же обилие родственных слов в южнославянских языках говорит в пользу исконно славянского происхождения слова бука и его связи с глаголом букать ‘кричать, реветь’ (см. первую гипотезу).

Бука в фольклорных текстах

Бука относится к персонажам устрашения (еще один широко известный пример — бабай). Их особенность — предельная расплывчатость образа: это просто что-то страшное и опасное, и даже одно только имя подобного существа должно вызывать страх у непослушного ребенка. И всё же есть некоторые фольклорные тексты, которые позволяют, хоть и очень скупо, подметить в буке конкретные черты.

В некоторых северных колыбельных он упоминается как персонаж, живущий в крестьянском дворе и ухаживающий за скотиной. То есть здесь он представляет собой что-то похожее на домового (точнее, дворового) и это, пожалуй, единственная характеристика буки как помощника человеку:

Баю-бай, баю-бай,
Поди, бука, под сарай,
Коням сена надавай,
У нас Колю не пугай.

Теперь обратимся к быличкам, как мы обещали в начале статьи.

Одна из этих историй была записана в Глазовском уезде Вятской губернии (ныне территория Удмуртии). Однажды в крещенский вечер девушки собрались в избе погадать. Когда они закончили и хотели уйти, выход из избы им преградило некое очень уродливое существо — бука. Оно загадало девушкам загадку: «Что есть три дуги?» На этот вопрос первым ответил пятилетний мальчик, который был в той избе вместе с девушками: «У котла дуга, у борон дуга, упряжная дуга!» Получив правильный ответ, бука исчез.

Вторую быличку изложил в одном из своих трудов этнограф, саратовский краевед XIX в. А. Н. Минх. Интересно, что в его случае о буке рассказало мордовское население саратовского уезда. В мордовском селе Оркине по ночам якобы появлялся бука. Он был похож на копну сена, рычал подобно собаке и бродил по площади возле церкви, гоняясь за прохожими. Когда на крики пойманного букой человека прибегали другие жители села, чудище бросало добычу и исчезало, уходя под землю («в тартар»). Однажды бука возник прямо посреди молодежного хоровода; на крики парней и девушек сбежался народ, незваного гостя стали колотить дубинами, и страшилище исчезло.

Заметим, что обе былички записаны на территориях, где кроме русских проживали представители финно-угорских народов: в первом случае — удмурты, во втором — мордва. Возможно, они заимствовали образ и название данного персонажа у славян. В финно-угорских языках есть созвучные слова в значении ‘выпуклый, утолщенный’, но многие лингвисты видят здесь не этимологическое родство с русским букой, а просто случайное совпадение.

Фольклор, как мы видим, описывает буку весьма противоречиво. Для устного народного творчества с его многочисленными вариантами одних и тех же сюжетов и образов это нормально. И все же кажется, что за образом страшилища из нашего детства скрывается пласт каких-то древних верований, и немного жаль, что мы знаем о нем так мало.

.

Литература и источники:

Аникин А. Е. Русский этимологический словарь. — Вып. 5. — М., 2011.

Черепанова О. А. Мифологическая лексика русского языка: Диссертация на соискание степени доктора филологических наук: Специальность 10.02.01. — Л.: Ленинградский государственный университет, 1983.

Минх А. Н. Народные обычаи, суеверия, предрассудки и обряды крестьян Саратовской губернии. Собраны в 1861–1888 гг. — Саратов, 1994.

Рассказы мальчиков -это отражение действительности жизни крестьян.Каждый рассказывает свою историю,но все они говорят о страхах,тревогах,переживаниях простых людей.Суеверия,основанные на безграмотности , показывают уровень деревенской жизни.Люди боятся непонятного ,если они не могут объяснить что-либо,то это проделки нечистой силы.Необразованность рождает страхи ,истории детей передают отношение взрослых к жизни,тяжёлой и безрадостной.Покойники в рассказах ,тема смерти -это актуальная тема,о которой говорят простые люди,многие не выдерживают  тягот жизни и уходят добровольно.Тайна жизни и смерти непостижима для ума простого люда,поэтому они пытаются осмыслить непонятное ,через рассказы и поверья,невероятные истории.
Илюша,мальчик лет 12-ти ,работает с братом на бумажной фабрике.Работа не из лёгких ,частенько они остаются ночевать на фабрике ,чтобы не терять время на дорогу домой.Рассказ мальчика о домовом,который пугал рабочих на фабрике.Сам он не видел нечисть,рассказывает со слов “очевидцев”,но очень красочно и подробно описывает проделки нечистой силы.История с утопленником показывает страхи рабочих перед смертью,барашки на могилах ,как попытка осмысления смерти,даже паперть перед церковью,в рассказе Илюши,звучит как предсказание,кто умрёт в следующем году.История о Тришке и солнечном затмении-это крестьянские страхи о конце света.
Костя,болезненный и худой крестьянский мальчик,лет 10-ти.Он боится рассказов товарищей,трусишка ,по словам автора.Его рассказ о встрече русалки с плотником ,которая зазывала его к себе.Плотник нашёл дорогу домой,но после этого стал нелюдимым.Как сказку ,рассказывает Костя свою историю.Рассказ о гибели Васи и его матери ,как народная песня.Деревенские страхи отражены в рассказах мальчика.
Павлуша ,из бедной семьи,даже лаптей нет у него.Ему 12 лет,но он один из всей компании пытается дать объяснения суевериям.Подбадривая товарищей,он пытает им показать,что крик птицы в ночи не проделки нечисти,а всего лишь природа.Не стоит призывать крестную силу,можно и посмотреть происходящее .Он один не боится ночи и её звуков,смело бежит с собаками ,набирает воду из реки ,не смотря на зов утопленника Васи.Смелость,попытка рационального объяснения многих событий ,знание природы ,критика суеверий и предрассудков-это отличает Павлушу от всех остальных мальчиков.
Федя самый старший из всех,ему 14 лет и он из богатой крестьянской семьи.В ночное он пошёл не из за нужды,а для развлечения,ему не надо работать,у него “даже сапоги свои ” есть.Ему нравятся рассказы о нечистой силе ,но самому ему нечего рассказать,в его спокойной ,сытой жизни ничего сверхъестественного не происходит,его семью не будоражат слухи и россказни,он ограждён от суеверных страстей своим положением.Немногословностьнасмешливый тон показывает снисходительное отношение к остальным,он подражает отцу,который командует работниками.Федя не хочет уронить достоинство , много не говорит ,как это делают взрослые из его окружения,говоря с подчинёнными. немногословны ,словно делают одолжение.
Ваня самый маленький из ребят,около 7 лет.Он спал ,когда все делились историями,а проснувшись ,увидел небо.Звёзды он сравнил с роящимися пчёлками и тоненьким голоском сообщил это товарищам.
Рассказы детей показывают разницу в их положении,самому бедному некогда “бояться”,терять время на страхи,он работает,чтобы получить кусок хлеба, самый богатый и не знает этих страхов,они ему чужды,вызывают лишь интерес,будоража воображение,для него это лишь приключение в его спокойной жизни.А самый маленький ещё далёк от предрассудков,он  только начинает познавать удивительный мир и видит его глазами ребёнка ,где звёзды-это волшебный пчёлки.

Федя – это крестьянский
мальчик:
“…Это просто были крестьянские ребятишки из соседних деревень, которые
стерегли табун…”
Федя – сын богатого крестьянина:
“…Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле
не по нужде, а так, для забавы…”
“…сыну богатого крестьянина…”
Возраст Феди – около 14 лет. Он – старший из пяти мальчиков в рассказе:
“…Первому, старшему изо всех, Феде, вы бы дали лет четырнадцать…”
О внешности Феди известно следующее:
“…Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими
чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и
постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой…”
“…На нем была пестрая ситцевая рубаха с желтой каемкой; небольшой
новый армячок, надетый внакидку, чуть держался на его узеньких плечиках;
на голубеньком поясе висел гребешок. Сапоги его с низкими голенищами
были точно его сапоги — не отцовские…”
“…раскинув полы своего армяка…” (армяк – кафтан из толстого сукна)
Федя ведет себя важно, так как он – мальчик из богатой семьи и старше
остальных ребят:
“…Ну, слушаем, — с покровительствующим видом сказал Федя…”
Федя мало говорит, чтобы казаться важным:
“…сам же он говорил мало, как бы боясь уронить свое достоинство…”
Это был цитатный образ и характеристика Феди в рассказе “Бежин луг”
Тургенева: портрет, описание характера и внешности героя в цитатах.
Источник: http://www.literaturus.ru/2015/11/Fedja-rasskaz-Bezhin-lug-Turgenev.html
© Literaturus.ru : Мир русской литературы

  • Рассказы о моей квартире на английском
  • Рассказы о крайнем севере
  • Рассказы о кешке и его друзья актеры
  • Рассказы о картинах история живописи для детей махаон
  • Рассказы о здоровом образе жизни для детей