Народные промыслы дошли до нас с давних времён – роспись, резьба, кружево, однако есть и новые народные промыслы. Чаще всего они начинались с крестьянского бытового искусства.
Художественная роспись в России
Деревянные, металлические изделия, детские игрушки и мебель расписывали на Руси испокон веков. Технология в различных регионах страны значительно отличалась друг от друга. Далее подробно о самых известных видах росписи.
Городецкая роспись
Городецкая роспись зародилась в Поволжье, в деревнях Нижегородской губернии. Они были расположены неподалёку от крупного села под названием Городец. Там проходили ярмарки, на которых торговали изделиями мастеров. Отсюда и появилось название – Городецкая роспись.
Городецкая роспись — визитная карточка Нижегородской области
Полховско-Майданская роспись
Место рождения Полховско-Майданской росписи – юг Нижегородской области. Там, в селе Полховский Майдан, посёлке Вознесенское и деревне Крутец находится центр этой росписи. Возникла она всего сто лет назад на базе развитого в тех местах токарного промысла. Мастера расписывали матрёшек, детские игрушки, грибы, пасхальные яйца, при этом использовали только четыре цвета – зелёный, синий, жёлтый и красный.
Знаменитые полх-майданские матрешки
Палехская роспись
Палехская роспись появилась совсем недавно – уже в советское время, однако, корни этой росписи уходят в древность. Благодаря уникальному ремеслу, село Палех Ивановской области стало известно во всей России. Известно о палехской росписи, палехской миниатюре, палехской иконописи. Особенность росписи в том, что художники создают не просто орнаменты, а вырисовывают целые сюжеты, композиции с мельчайшими деталями.
Палехские миниатюры на шкатулках знамениты на весь мир
Роспись Жостово
Жостовская роспись – это лаковая роспись на подносах, которая появилась в тысяча восемьсот двадцать пятом году. Такие подносы делают на фабрике в селе Жостово и в городе Нижний Тагил. Главное отличие этого промысла – обилие красок, несравнимые ни с чем тона, реалистичность всех элементов.
Подносы с жостовской росписью очень популярны
Гжель
Гжельская роспись, как понятно из названия, возникла в городе Гжель. Её узоры – это преимущественно цветочные узоры и простые геометрические орнаменты, выполненные кобальтовой ярко-синей краской на белоснежном фоне. Город Гжель – центр производства изделий из керамики. Во многом это и стало причиной появления своей неповторимой росписи в этом городе. Гжельский художественный промысел не молод, корни его уходят в четырнадцатый век. Именно тогда открыли Кудиновское месторождение глины.
Легендарная бело-голубая гжель
Русские ремесла, ставшие промыслами
Порой промыслами становились русские ремёсла. Они возникали, когда изделия народного ремесла ставили на поток. Известно об изготовлении из глины игрушек, об особенной резьбе по дереву, о кружевном мастерстве и так далее.
Дымковская игрушка
Рядом с городом Вятка была слобода Дымково, сейчас — это один из районов города. В слободе Дымково в девятнадцатом веке появились расписанные керамические игрушки для детей. Залежи глины и песка в тех местах стали причиной изготовления мастерами глиняных кувшинов и крынок. На потеху детям изготавливали яркие весёлые игрушки. Лепкой и росписью игрушек занимались исключительно женщины либо дети. Узор на дымковской игрушке всегда геометрический, состоящий из кругов, полос, клеток. Кроме своеобразной росписи игрушка выделяется тем, что её отделывают золотом.
Дымковская игрушка стала художественным промыслом
Филимоновская игрушка
Производство филимоновских игрушек возникло на базе производства посуды из глины, залегающей вблизи села Филимоново. Эти игрушки – разнообразные свистульки. Отличительная особенность – удлинённая форма изделий, что связано с особенностями местной глины. Роспись свистулек по сей день ведут только гусиным пером.
Филимоновские свистульки-козули выделяются на фоне других промыслов яркими красками
Абрамцево-Кудринская резьба
Резьба, ставшая промыслом, появилась в усадьбе Абрамцево, недалеко от Москвы в девятнадцатом веке. Её название – Абрамцево-Кудринская резьба. Резчики учились и работали в столярно-резчицкой мастерской, там же им преподавали живопись и рисунок. Так небольшая мастерская стала основой будущего промысла, отличающегося своеобразным стилем резьбы.
Абрамцево-Кудринская резьба — еще один промысел, славящий Россию
Вятские кружева
О вятских кружевах известно с восемнадцатого века. Во второй половине девятнадцатого века в Вятской губернии была организована земская школа кружевниц. Многие годы в тех местах действовала кружевная фабрика, однако в начале девяностых годов её закрыли. Кружевницы сохранили своё уникальное мастерство, традиции и технологию промысла. Они радуют новыми изделиями, объединившись в артели либо небольшие предприятия.
Вятское кружево
Новые народные промыслы
Не все народные промыслы имеют богатую историю. Некоторые появились совсем недавно. Что это за промыслы, узнаем далее.
Роспись ёлочных игрушек
Роспись ёлочных изделий как промысел возник в девятнадцатом веке в деревне Данилово. Там же игрушки и изготавливали. Занимались этим крестьяне на дому, используя для выдувания нехитрые горелки. Спрос на такие игрушки рос, увеличивалось и число мастеров-одиночек. Вскоре некоторыми хозяевами на дому были организованы небольшие производства с наёмными работниками.
В Данилово действует фабрика ёлочных игрушек «Иней»
Фабрика «Ариэль»
Самой старой фабрикой в России, занимающейся изготовлением новогодних игрушек, является фабрика «Ариэль». Она находится в Нижнем Новгороде. Несмотря на меняющуюся с годами моду, на фабрике не изменяют традиции изготовления игрушек ручной работы. Рядом с фабрикой находится музей ёлочных игрушек и магазин.
На фабрике «Ариэль» тоже делают новгодние игрушки
Самый узнаваемый народный промысел в России
Пожалуй, самым узнаваемым русским народным промыслом является золотая хохломская роспись. Она зародилась в конце семнадцатого века в Нижегородской области, когда на ярмарках в селе Хохлома продавали деревянные изделия, расписанные местными из окрестных деревень.
Золотая хохлома, пожалуй, самый известный российский народный промысел
Все предметы нарядные и красочные. Отличительная особенность росписи – это наличие золотого фона, либо золотого орнамента. Свои рисунки мастера во время росписи придумывают на ходу, это всегда импровизация при выполнении правил хохломской росписи. Простую деревянную вещь мастер превращает в произведение народного искусства. Такой утварью до сих пор пользуются хозяйки. Ее же выставляют в музеях. На сайте uznayvse.ru есть статья о самых больших музеях в мире.
Маргарита Салова
лингвист, психолог
Обнаружив ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Наверное, из всех видов творчества маленьким детям наиболее понятны и доступны для восприятия народные промыслы, особенно когда они воплощены в игрушках и простых предметах быта. Их сюжеты просты. Вот молодец-удалец на крутобоком коне (городецкая роспись), деревянный медведь с мужиком яростно орудуют молотками (богородская игрушка), расписная золотая лебедушка в ажурных разводах (хохломская роспись), семейка лучезарных матрешек (сергиево-посадская игрушка), глиняная птичка – свистулька в пестрым оперении (филимоновская игрушка). Краски ярки и сочны. Глаз радуется форме и колеру. Рука сама тянется потрогать, повертеть, рассмотреть изделия народных умельцев.
Для знакомства с народным творчеством не обязательно ехать в центры художественных производств. Многие музеи предоставляют возможность ознакомиться с русскими ремеслами, увидеть лучшие образцы народного творчества, услышать увлекательный рассказ об истории их возникновения и поучаствовать в мастер-классах.
Если у вас школьная группа, то по телефону заказываете экскурсию, оговариваете число, время и количество детей. Экскурсия на класс оплачивается заранее. Если родители вместе с детьми хотят посетить музей, не поленитесь сделать звонок и сотрудники музея предложат группу, к которой можно присоединиться. В последнее время стали активно набираться группы выходного дня для индивидуальных посетителей.
С русскими ремеслами и промыслами невозможно ознакомиться за одно посещение музея, настолько они разнообразны и многогранны. Музеи проводят тематические экскурсии и занятия, посвященные различным аспектам и видам творчества. Одно занятие может быть посвящено росписи деревянной игрушки, другой — глиняной, третье — работе с металлом, и так далее. В один и тот же музей можно ходить на протяжении всего года.
Немало сезонных программ, посвященных различным старинным русским праздникам, где широко используются изделия народных умельцев.
Список музеев, знакомящий с народными промыслами возглавляет Музей декоративно–прикладного и народного искусства (ул. Делегатская, 3), дающий самую полную картину национальных ремесел России. При музее работает Детский центр. Его особенность в том, что знакомство с культурным наследием происходит не только в залах музея с традиционными витринами, но также в художественно оформленном интерактивном пространстве со старинными предметами, где все дозволяется трогать руками.
Занятия делятся на три части. Первая посвящена истории зарождения народных промыслов, знакомству с лучшими образцами народного творчества. Экскурсоводы музея стараются через старинные предметы познакомить детей с сезонными праздниками, традициями и обычаями, которые, к сожалению, уже канули в лету. Часто это проходит в форме игры и народных забав.
Вторая часть – интерактивная, предметы можно взять в руки и даже немножко в них поиграть.
Как известно, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Но еще лучше один раз сделать, чем сто раз увидеть. Поэтому в третьей части программы детей приглашают на мастер-класс, где они собственноручно распишут деревянную ложку или свистульку, слепят глиняную зверюшку, сплетут поясок-оберег… Итог своего творчества юный мастер возьмет на память.
Спектр программ, который предлагает Детский центр, широк, не только тематически, но и по возрастной категории.
Темы программ звучат интригующе: «Во Дворце на Садовом кольце», «Сказка на ладони», «На неведомых дорожках», «Из бабушкиного сундука»… Сезонные программы: «Осенины», «Самый короткий день в году», «Кто ты, Масленица?» идут уже много лет, но продолжают пользоваться большим спросом и записываться на них нужно заранее, за несколько месяцев.
Не менее интересная площадка для ознакомления с народным творчеством – Кремль в Измайлово (Измайловское шоссе, 73 ж). Территория огромна. Воссоздан Московский кремль XVII века, времен царя Алексея Михайловича.
Традиционно в русских городах возле административного центра (кремля) располагались торговые ряды и купеческие подворья, на которых проходила вся торговая жизнь. Вот почему рядом со стенами кремля расположен Вернисаж – аналог старинных торговых рядов.
Вернисаж в Измайлово — это крупнейшая в мире выставка-ярмарка предметов изобразительного декоративно-прикладного искусства, народных промыслов и ремесел, сувениров и антиквариата. Сюда съезжаются народные умельцы и художники со всех регионов России.
Побывав на Вернисаже, можно с гордостью сказать: «Живы русские промыслы!» Есть образцы народного творчества, которые по праву приравниваются к произведениям искусства.
Экскурсионные программы культурно-развлекательного комплекса «Кремль в Измайлово» строятся по принципу: экскурсия плюс мастер-класс. Экскурсионных программ четыре. Большая часть из них проходит не в помещении, а на территории кремля. Дети могут подробно ознакомиться с историей и особенностями русского зодчества XVII века, поиграть в русские забавы и игры, узнать, как развлекались их сверстники в старину.
Интересна тематическая программа «Ремесленная слобода», знакомящая с народными промыслами и историей ремесленничества, ставшими знаковым явлением русской культуры. В программу включено посещение кузнечного двора, гончарной мастерской и Музея игрушки.
В дополнение к экскурсии можно заказать мастер-класс, узнать секреты древних ремесел, полюбоваться процессом ковки, резьбы и росписи, изготовления гончарных изделий. Можно попробовать себя в качестве мастера и изготовить сувенир своими руками.
Никакой другой музей или просветительно-образовательное учреждение не предлагает такого широкого спектра мастер-классов, как Кремль в Измайлово. Тут есть все, начиная от современных видов рукоделия, например, скрапбукинга, и заканчивая «дедовскими» видами ручного ремесла: выпечка баранок, роспись пряников, изготовление мягкой тряпичной игрушки, плетение из лыка, валяние валенок, роспись деревянных заготовок…
Музей «Забавушка» (1-Пугачевская, стр. 17) – удивительный музей, куда смело можно приводить даже дошколят. Возможно, именно музей народной игрушки «Забавушка» станет их первым музеем.
В музее дети знакомятся с русскими традиционными игрушками. И есть с чем знакомиться! Более пяти тысяч экспонатов, из сорока пяти традиционных центров ремесел. Есть игрушки глиняные, деревянные, соломенные, берестяные, лоскутные. Самое удивительное, что экспонаты можно не только рассматривать, но и трогать руками и даже использовать их в качестве персонажей сказок, которые придумывают сами дети. На открытых подиумах собраны не экспонаты, а «живые» игрушки!
Слушая рассказ экскурсовода, вертя игрушки в руках, дети усваивают отличие между разными видами народной игрушки, и с легкостью потом ориентируются в Дымковской, Филимоновской, Богородской, Городецкой росписи.
После того, как дети выслушали «теоретическую» часть, которую лучше назвать театрально-игровой, юных экскурсантов ждет мастер-класс по росписи деревянной либо глиняной игрушки. Но сначала ребята рисуют макет будущей росписи (как это делают настоящие мастера), и только потом приступают к раскрашиванию заготовки.
Проводятся экскурсии не только по глиняной и деревянной игрушке, но и лоскутной кукле. Дети узнают массу любопытных фактов, например, зачем хранили за печкой двенадцать кукол — «пеленашек», почему девушка-невеста берегла свои детские куклы, какие игрушки никогда не продавали на ярмарке…
«Царицыно» (Дольская, 1) — это не только архитектурно-парковый ансамбль XVIII — XIX веков, но и интереснейшее собрание экспонатов разных исторических эпох, насчитывающее свыше 30 тысяч экспонатов. Стоит обратить внимание на коллекцию предметов декоративно-прикладного искусства, расположенную в Хлебном доме.
Для детей на базе этой коллекции проводится цикл занятий «Русские рукомесла», знакомящий с народным творчеством. Каждое занятие посвящено отдельной теме: «Сказ о золотой чаше» (хохлома), «Сказка о камнях», «Глиняная игрушка», «Народный костюм» и включает театрализованные действия, и профильный мастер-класс. Другой цикл на тему народных промыслов — «Чудесные превращения» тематически более расширен. Состоит из девяти занятий и посвящен природным материалам, из которых можно создавать настоящие произведения искусства, назначение которых при этом вполне утилитарное.
Просветительская деятельность музея «Царицыно», направленная на работу с детьми, отличается высоким уровнем исполнения. Все программы театрализованы, экскурсоводы одеты в исторические костюмы, и даже изъясняются на языке той эпохи, о которой идет речь. Дети являются активными участниками театрализованного действия. Удивительным образом они погружаются в атмосферу прошлого и с удовольствием исполняют роли в новом для них амплуа, выполняют различные творческие задания.
Музей-заповедник «Коломенское» (пр. Андропова, 39) помимо различных театрально – просветительских программ проводит мастер — классы, направленные на знакомство с народным творчеством. Детям предоставляется возможность смастерить тряпичную куклу, расписать тарелку, свалять валенки и украшения из войлока, слепить глиняную игрушку и настоящий изразец.
Перед началом практических занятий детям рассказывают об истории народных промыслов, о том, что в старину все было наполнено глубочайшим смыслом, у каждого предмета была своя история. Каждое изделие, любая бытовая утварь или украшение имело не только практическое применение, но и символическое. Взять поясок, которым подвязывали рубаху. Его орнамент сведущему человеку мог рассказать о его владельце, из какой тот губернии, его семейное положение. Если хозяин пояска был женат, то потому, как сплетен и расшит поясок, можно было судить о мастерстве его исполнительницы (жены). Поясок в старину заменял карманы, на него подвешивали мешочки с различным содержимым, нож, топор. Поясок служил оберегом, не давал злым духам проникнуть под одежду и навредить владельцу.
Какой бы музей вы ни выбрали для знакомства с народными ремеслами, Материнство.ру желает вам провести время интересно с пользой!
Фото — фотобанк Лори
Сочинение на тему «Народные промыслы» — 6 класс
Гжель
Русский народ никогда не любил сидеть без дела. Народному творчеству уделялось всегда много времени.
Одной очень красивой традицией считается расписанная посуда. Такая посуда называется гжель. Суть такого промысла такова, что вся продукция из керамики расписывается вручную. Каждое изделие уникальное. Гжелью расписывают посуду, камины, печи. Такие рисунки не выцветают, не выгорают и не бояться перепада температур. Хозяева домов, где есть гжель очень гордиться такими приобретениями. Последнее время роспись гжелью представляет собой синий рисунок.
Хохлома
Еще одним видом промысла является хохлома. Хохлома – это отражение жизни целых поколений. Хохлома представляет собой замысловатые позолоченные узоры, без применения драгоценных металлов. Роспись хохломой зародилась от умения расписывать золотом иконы. Город основатель данной посуды является Семенов. Там есть памятник всему честному народу, который в старые времена занимался росписью.
Посуда очень красивая и со временем она стала популярной не только на территории России, но и Америки, Австралии и даже Африки. Искусство хохломы – это не просто красивая роспись, а умение создать уникальную форму изделия.
Дымковская игрушка
А где — то в слободе Дымково, сейчас город Вятки зародился древний промысел росписи глиняных игрушек. Игрушки все расписывались вручную и, по мнению историков, создавались, чтобы отмечать весенний праздник бога Солнца. Орнамент игрушек всегда простой, но яркий и на белом фоне. Каждый орнамент несет свою символику и изображает природу.
Матрешка
Деревянная матрешка еще один народный промысел. Суть матрешки в том, что в одной большой полой фигуре находятся фигуры меньшего размера. Матрешка – это изображение русской женщины в красных нарядах. Сейчас матрешки бывают разными, с различными изображениями. Это могут пародии или всевозможные, различные персонажи.
Мини-сочинение на тему «Народные промыслы»
Берущие свои истоки с самых незапамятных времен, народные ремесла и промыслы чрезвычайно популярны и сегодня, ведь это не просто история, это опыт сотен поколений, переплетающийся с национальными мотивами и уникальными умениями.
Каждое произведение народного творчества, будь то художественная роспись, гончарное искусство, деревянные изделия и прочее, в своем роде совершенно уникально. Оно согрето теплом рук настоящего мастера и пропитано его душевными порывами. Ведь только истинное вдохновение может подарить человеку фантазию и полет авторской мысли. И если само изготовление чудесных примеров народного промысла совершается с любовью и сердечной теплотой, то и результат становится поистине поразительным проявлением таланта и вкуса.
Будучи, по своей сути, произведениями народного искусства, все эти предметы, будь то кухонная утварь или интерьерный декор, являются и чрезвычайно полезными в обычном хозяйстве вещами. Они придают каждому дому неповторимый уют и стиль, они верно служат по своему назначению, оказывая своим обладателям практическую пользу. Надо сказать, что применение столь оригинальных и уникальных вещей в обыденной жизни чрезвычайно приятно, и ощущение их тепла и особенной энергетики мастера-умельца поселяется в этом доме.
Необычайно интересным и увлекательным становится изучение промыслов, как одной из важных и неотъемлемых частей истории жизни целого народа. Ведь каждый завиток национальной росписи, каждый изгиб формы несет в себе особенный смысл, вложенный в это искусство многими поколениями.
Народные промыслы – это прекрасная возможность ощутить себя частью целой нации, попробовать своими руками и освоить старинное ремесло своих предков, окунуться в древнюю историю и привнести ее частичку в наши дни.
Вариант 2
Народные промыслы живут и развиваются. В нашей области есть фабрика Хохломской росписи. В Ельце — Елецкие кружева, знаменитые во все времена. Ни одна модница не откажется их иметь в своём гардеробе. А уж расписные самовары, ложки, подносы стали украшением не только музеев, их можно найти в каждом доме.
Безупречная форма, изящество рисунка в сочетании золотого покрытия, простота и лаконичность, строгий силуэт и филигранность отделки — всё это характерно для деревянных изделий с хохломской росписью. На каждом предмете, будь то посуда или украшение, будь это узоры, заимствованные из древне — русской графики, народные мотивы, былинно сказочный орнамент. Кто хоть раз видел изделия с такой росписью, всегда захочет их иметь у себя.
Это достойный подарок на все времена. Настоящее искусство не умирает, настоящее мастерство передается из рук в руки. Необходимо иметь и развивать народные промыслы.
Вариант 3
Я хочу вам рассказать о Дымковском промысле. Этот народный промысел – уникальное явление русского народного искусства, пришедший к нам из глубины веков. Считается, что он возник в 15 – 16 веках в слободе Дымково. Традиция изготовления глиняной игрушки передавалась по женской линии от матери к дочери. Особенность этого промысла в том, что эти игрушки изготовляли с осени до весны, а в четвертую субботу после праздника Пасхи, игрушки белили мелом и украшали большими пятнами золотистой потали. А затем на лодках отвозили в город Вятку на праздник . Известный исследователь русской глиняной игрушки Л. А Динцес считал, что в глубокой древности она была не только забавой, но и воплощала образы языческих верований.
Женская фигура олицетворяла Мать – сыру Землю, Великую богиню природы; кони и олени — великое Светило, дарующее земле свет, тепло, плодородие; птицы — стихию воздуха, связывающую небо и землю.
Я восхищаюсь народным искусством. Особенно мне нравятся глиняные игрушки. Каждая из них уникальна и неповторима. Яркие игрушки дарят радость, хорошее настроение.
Русские ремесла и старинные народные промыслы России
Кузнечное дело
Самым древним народным промыслом на Руси стало кузнечное дело. Кузнецы ковали орудия труда, инструменты (железные сошники, косы, серпы, ножи, пилы, замки) и оружие (мечи, сабли, наконечники стрел, кольчуги, шлемы).
Отдельной отраслью было «златокузнечное», т. е. ювелирное дело. Мастера изготавливали искусные ювелирные вещи – бронзовые амулеты и украшения: подвески, пряжки, колты и гривны (древние серьги и ожерелья). Ювелирные украшения выполнены в технике зерни (на изделие напаивался узор, состоявший из множества шариков) и скани (рисунок наносили тонкой проволокой, напаянной на металлическую поверхность, а промежутки между сканными перегородками заполняли разноцветной эмалью). Так получались высокоценные ювелирные изделия, выполненные в технике перегородчатой эмали, типично русские украшения. Ювелирная техника русских мастеров была очень сложной, а их изделия пользовались большим спросом во многих странах мира.
Гончарное ремесло
Гончарное ремесло обособилось несколько позже кузнечного. В XI в. появляется гончарный круг. Помимо самой разнообразной посуды гончары изготовляли кирпичи.
Обработка дерева
Дохристианская Русь знала литье и чекан, керамику и вышивку, владела тонким мастерством эмалей. Киевские художники владели резьбой по кости, чернением, гравировкой по металлу, изготовлением изразцов, стеклоделием.
Но искуснее всего Русь была в обработке дерева. Деревянные постройки, избы и хоромы, ворота и мосты, крепостные стены, а также лодки, хозяйственная утварь щедро украшались резьбой и определяли ее облик.
Художественная роспись
Издавна Русь славилась своим фарфором и искусством художественной росписи. Сложились даже разные школы и направления этого этих народных промыслов:
Гжель – это название фарфора с нарядной синей росписью на белом фоне. Название это произошло от названия местности под Москвой. Гончарное ремесло существует здесь с начала XIV века. Гжельская керамика известна и популярна во всем мире.
Жостовская роспись (по названию деревни под Москвой) — декоративная живопись маслом на металлических подносах, покрываемых затем лаком: цветы и фрукты, исполненные яркими красками на черном фоне.
Палехская миниатюра (по названию райцентра в Ивановской области) – так называется живопись на лаковых изделиях из папье-маше. Шкатулки и ларцы с бытовыми фольклорными, литературными, историческими, религиозными сюжетами, выполненными яркими красками по черному фону. Искусство палехской лаковой миниатюры восходит к XV веку. Первоначально художники писали иконы. Старинная технология росписи передается из поколения в поколение.
Хохлома — это ручная роспись по дереву. Этому промыслу более 300 лет. Чашки, солонки, стулья, полки – расписаны диковинными огненно-алыми цветами. Секрет этих изделий в том, что их два-три раза покрывают лаком, а потом закаляют в печи. От этого лак желтеет, и деревянные расписные чашки становятся похожими на драгоценную позолоченную посуду.
Лубок – русские народные картинки, созданные путем оттиска на бумаге с деревянного клише. Продаваемые на ярмарках еще в XVII веке, вплоть до начала XX-го, считались самым массовым видом изобразительного искусства Руси. Тематика народных картинок очень разнообразна: она охватывает темы религиозные и нравоучительные, народного эпоса и сказок, исторические и медицинские, обязательно сопровождаемые назидательным или шутливым текстом, повествующие о нраве и быте того времени, содержащие народную мудрость и юмор.
Ремесло в Туле
В любом уголке России и далеко за ее пределами можно встретить тульский самовар. О появлении первых самоваров в Туле известно с 1778 года. Существует около 200 разновидностей самовара. В Туле есть даже музей самоваров. Но главным русским сувениром считается матрешка — полая внутри, ярко расписанная деревянная кукла, из которой, одна за другой, вынимаются такие же куклы, мал-мала меньше.
Это интересно: Сочинение Истинный творец – это тот, кто обладает талантом и готов на самоотдачу во имя искусства. Такой человек живет ради творчества и предан своим идеалам. Он любит свое дело и стремится достичь в нем совершенства.
Дымковская игрушка — сочинение
На Руси было и есть много народных промыслов. Мой любимый народный промысел — дымковская игрушка. Это название происходит от Дымковской слободы. Сначала дымковские мастера делали глиняные свистульки. От свистулек они перешли к изготовлению глиняных игрушек, которые были ярко разукрашены.
Чаще всего дымковские игрушки изображают людей и животных. Особенно мне нравятся игрушки-животные, которые всегда вызывают улыбку— такие они забавные, жизнерадостные, весёлые.
Дымковские игрушки — это настоящие произведения искусства. Мастера, создающие их, — талантливые и добрые люди, а сами рукотворные изделия являются носителями духовных ценностей.
Эти милые игрушки можно увидеть сегодня не только на прилавках магазинов народных промыслов, но и на полках в наших квартирах. От таких игрушек становится теплее на душе.
Дымковские игрушки напоминают мне детские рисунки: они такие же яркие, пёстрые, радостные, весёлые, жизнеутверждающие.
Эти изделия вызывают у меня чувство гордости за талантливых русских мастеров.
Вариант 2
Дымковская игрушка очаровывает своими простыми, плавными линиями , яркими красками и заложенными в нее хорошими эмоциями. Более четырехсот лет в Кировской области производят эти традиционные игрушки, давно уже переставшие быт только детской забавой и превратившиеся в предмет коллекционирования.
Откуда взялась дымковская игрушка?
Считается, что изначально все дымковские игрушки имели форму свистулек и создавались к ежегодному весеннему празднованию, частью которого были песни, пляски, свист и ярмарка. Форма первых дымковских свистулек была незамысловата – чаще всего это были барашки, утки, лошадки или другие животные. Годы спустя, когда праздник уже перестали отмечать, мастерицы продолжили создавать дымковскую игрушку для детей или в подарок.
С тех времен популярными стали разные композиции: мамы с малышами, барашки, петушки, играющие дети, скоморохи, богато одетые барыни и кавалеры.
Как делают дымковскую игрушку?
Каждая дымковская фигурка неповторима. И в самом начале истории дымковской игрушки и в наши дни ее лепят вручную опытные мастера, прошедшие специальное обучение.
Основой для изготовления фигурки служит глина, перемешанная с мелким песком. Из этой пластичной массы создают тело и мелкие детали игрушки, а потом их аккуратно соединяют и приглаживают так, чтобы все части стали единым целым.
Для того, чтобы изделие стало крепким, игрушку хорошо просушивают и обжигают в печи, как это делают с глиняной посудой. После обжига игрушка покрывается белилами и раскрашивается. В древние времена для росписи дымковских фигурок использовали природные красители, но сегодня мастера работают с современными синтетическими красками, которые превосходят натуральные красители по стойкости и яркости. Для придания игрушке особой праздничности, ее узоры дополняют деталями из очень тонких листочков настоящего золота или другого металла золотистого цвета.
Современная роспись на дымковской игрушке отличается от того, что можно было увидеть на игрушках столетия назад. В самом начале дымковского промысла у мастериц не было кистей, им приходилось работать палочками и перышками. Из-за этого рисунок на игрушках был прост и лаконичен. В наши дни художникам доступны разнообразные кисточки, отличающиеся по жесткости и толщине. Это позволяет украсить игрушку затейливым орнаментом изящных завитков и привнести что-то новое в старые традиции.
Особенности росписи дымковских игрушек
Роспись, украшающая игрушку, может показаться незатейливой. Но все детали этого простого орнамента складываются на игрушке в удивительную яркую мозаику цветов. Основными элементами росписи являются круги, прямые и волнистые линии. Все эти делали расположены на игрушке таким образом, чтобы контрастность цветов подчеркивала яркость каждого элемента.
Дымковский промысел в наши дни
Многие знакомятся с дымковской игрушкой еще в детстве: в образовательную программу детского сада и школы входят уроки, на которых детям показывают изделия дымковского промысла и рассказывают об особенностях и истории дымковской игрушки.
Несмотря на многовековые корни, производство дымковской игрушки существует и по сей день. Из года в год, от мастера к мастеру передаются особые секреты мастерства, делающие игрушку такой интересной и живой.
Сочинение на тему “Поход в театр” для 4–8 классов.
Тематическое интерактивное
мероприятие «Путешествие в город ремесел»
Народные художественные промыслы — изделия, изготовленные при помощи простых подручных материалов и несложных инструментов. Этот традиционный вид промысла разнообразен видами деятельности, где вещи, создаются руками при помощи умений и смекалки. Работа может выполняться на ткани, дереве, цветных металлах, бумаге и т. д. Обычно изделия, которым находят не только эстетическое, но и практическое применение.
Цель мероприятия:
-
рассказать о народных ремеслах России (дымковская игрушка, хохломская и городецкая росписи, гжель);
-
обобщить знания учащихся о русских народных промыслах;
-
воспитывать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине, ее истокам;
-
Развивать творческую и познавательную активность.
Ведущий.
Издавна в нашей стране люди занимались художественными промыслами. Материалы использовались разнообразные: дерево, жесть, ткань, глина, береста, фарфор. Обычно изделия, которым находят не только эстетическое, но и практическое применение. На уроках знакомились с известными ремеслами: городецкая роспись, дымковская игрушка, гжель, хохлома, жостовская роспись.
Ученица:
Здравствуйте, гости званные и желанные!
Милости просим на наше мероприятие!
Здравствуйте-здравствуйте!
Ребята молодые, веселые, удалые!
Почтенные и молодые!
Мы рады гостям, как добрым вестям!
Всех встречаем, всех приглашаем!
1 ученик
Почтенные друзья!
Пожалуйте сюда!
Выставьте свой товар
На наш шумный базар!
2 ученик:
Товар наш важный,
Похвалит его каждый!
Пожалуйте!
С молодца берем пятак,
А красным девицам дарим так.
Руководитель музея:
Знакомство с народными промыслами мы с вами начнем с русской красавицы.
Алый шелковый платок,
Яркий сарафан в цветок.
А внутри секреты есть:
Может – пять, а может – шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская… /матрешка/
Ведущий:
Матрешка – настоящая русская красавица. Но, главное, эта куколка – с секретом! Внутри неё прячутся веселые сестрички.
Шли матрешка по дорожке,
Было их немножечко:
Две Матрены, три Матрешки
И ещё Матрешечка!
Руководитель музея:
Очень любят все матрешки
Разноцветные одежки:
Всегда расписаны на диво
Очень ярко и красиво.
Они игрушки знатные,
Складные и ладные.
Матрешки всюду славятся.
Они нам очень нравятся!
По сравнению с другими игрушками, деревянная расписная куколка молода, ей чуть более 100 лет. Для народной игрушки это не возраст. Самым древним куклам, найденным археологами, более трех тысяч лет!
Рассказывает ученица:
В конце XIX века по эскизу художника Сергея Васильевича Малютина местный токарь Звездочкин выточил первую деревянную куколку. А Малютин расписал ее, получилась девочка в русском сарафане, в платочке, с петухом в руке. По преданию, кто-то увидел куклу, смеясь, воскликнул: “До чего похожа на нашу Матрену!” С тех пор и зовут эту игрушку матрешкой.
Песня «Матрешка»
Хохломская роспись или хохлома
1 ученик:
Низко кланяемся вам, дорогие гости!
Кому посуда для кашки-окрошки,
Чудо-блюдо да чашки, ложки?
Откуда посуда?
Да к вам приехала сама
Золотая Хохлома!
2 ученик:
Наш товар весь расписной,
Посмотрите, вот какой.
Весь хотим вам показать
И подробно описать.
Рассказывает ученик:
Хохломская роспись — алых ягод россыпь,
Отголоски лета в зелени травы,
Рощи-перелески шёлковые всплески
Солнечно медовой золотой листвы
Руководитель музея:
Прекрасная осенняя пора…
Выглянет солнышко из-за темной тучки, и сразу лес вспыхнет чудесным огнем. Золотом горят листья березок и кленов, драгоценными рубинами краснеют спелые ягоды калины, рябины.
Рассказывает ученица:
— Полюбуйтесь на эти чашки и ложки, вазы и подносы. Всю эту домашнюю утварь, выточенную из дерева, переливающуюся золотом, с веселящим глаз затейливым узором мы привезли из большого торгового села Хохломы, что под Нижним Новгородом.
Руководитель музея:
— Давным-давно поселился в лесу за Волгой веселый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу птица Жар. Он и ее угостил. Птица Жар задела золотым крылом чашку с кашей, и чашка стала золотой.
— Это, конечно, легенда. А на самом деле вырезанную посуду покрывают льняным маслом, натирают алюминиевым порошком, расписывают и обжигают, после чего и заиграют ее бока золотым светом.
— А узоры с лугов да лесов перенесены — травка да листочки, цветы да ягоды. Просто! А восхищениям да восторгам — конца нет.
На деревянных ложках мальчики исполняют русскую народную песню
Городецкая роспись
Руководитель музея:
На берегах реки Волги много разных поселений, где живут замечательные мастера, занимающиеся различными ремеслами. На весь мир славится городецкая роспись. По преданию, князь Юрий Долгорукий основал в 12 веке как сторожевую крепость.
Городец стоял на бойком месте. Шли по Волге баржи и суда с грузами, а по дорогам – конные обозы. Жители города славились как умелые плотники, резчики по дереву, строили корабли, щедро украшали резьбой и красивой росписью бытовую утварь.
Рассказывает ученица:
Сплошь в узорах и мебель, и прялки, и сани, дуги и другие домашние вещи. Мастерят деревянные игрушки, посуду. А как расписывают!
Рассказывает ученик:
Самое примечательное в росписи — это конь. Красивый гордый конь. Его рисуют на дверцах шкафов и шкафчиков, на спинках детских стульчиков, на тарелках, которые вешают на стены.
Рассказывает ученица:
Все окружено яркими сказочными цветами. Рисуют людей, диковинных птиц и зверей. Получается, будто мчатся кони в каких-то сказочных веселых садах. В Городце всегда любили сказки, поэтому и изделия получаются такими сказочными.
Рассказывает ученик:
Есть на Волге город древний,
По названью – Городец.
Славится по всей России
Своей росписью творец.
Распускаются букеты,
Ярко красками горя,
Чудо-птицы там порхают,
Будто в сказку нас зовя.
Рассказывает ученик:
Если взглянешь на дощечки,
Ты увидишь чудеса!
Городецкие узоры
Тонко вывела рука!
Городецкий конь бежит,
Вся земля под ним дрожит!
Птицы яркие летают,
И кувшинки расцветают!
Выходят девочки с расписными кухонными досками.
Частушки:
Наши доски расписные,
Посмотрите, вот какие.
Все хотим вам показать
И подробно описать.
По розанам и купавкам
Городецкий скачет конь,
И цветами весь расписан.
До чего ж красивый он.
Три девицы молодые
Под розанами стоят.
«Где же хлопцы удалые?» —
Во все стороны глядят.
Вот по улочке Петруша
Едет на коне верхом.
Верный пес его послушный
Бежит вслед за женихом.
Желтый вечер, черный конь
И купавки, как огонь.
Птицы смотрят из ларца,
Чудо-роспись Городца!
ГЖЕЛЬ
Руководитель музея: Изделия с этой росписью создаются уже несколько веков в небольшой подмосковной деревне Гжель. Сейчас на заводе делают фарфоровые сервизы, люстры, бра, напольные вазы, изразцовые печи и различные игрушки.
1-й ученик:
Подходи, честной народ!
Развлекайся, публика!
За погляд мы не берем
Ни гроша, ни бублика!
2 ученик:
Мы ребята удалые,
Мы ребята озорные.
Всех на ярмарку зовём,
Мы гостей из Гжели ждем!
У ребят гжельские изделия.
Деревня наша Гжель
Не за тридевять земель.
Под Москвою мы живем,
Глину месим и поем.
И игрушки, и посуду
Прославлять и вам здесь будем.
Очень любим синий цвет,
Потому что краше нет.
Небо гжельское такое
Лучезарно-голубое.
В речке синяя водица,
Так и хочется напиться.
Ну а только лето будет
Голубица там и тут,
Вот поэтому нас люди
Гжелью синею зовут.
(хором)
Чашки, блюдца, самовары
Знают люди всей земли.
Мы и к вам полно товару
Для продажи привезли.
— Всякую вещь, сделанную в Гжели, интересно рассматривать, любоваться ею. Мастера у нас — большие фантазеры. Какую посуду делают — глаза разбегаются!
«Сказочная Гжель» (танец или песня)
Дымковская игрушка
1 ученик:
Весь базар вы обойдете,
Лучше барынь не найдете.
Игрушки наши славятся,
Подходите поскорее, вам они понравятся.
Рассказывает ученица:
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей.
В ней нету света дымного.
А есть любовь людей.
В ней что-то есть от радуги.
От капельки росы
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы.
Она гудит не прянично
Ликующе и празднично!
В ней молодость-изюминка.
В ней удаль и размах.
От дымковской игрушки
Идёт тепло и свет,
Будет жить десятки
И даже сотни лет.
Руководитель музея:
Как-то очень давно на лесном берегу реки Вятки построили наши предки город, окружили его крепостными стенами, глубокими рвами. А на другом берегу со временем появилось поселение – слобода. По утрам хозяйки дружно топили печи, и кудрявые дымки дружно поднимались к небу. Наверное, потому и назвали слободу Дымковской. Отсюда и название Дымковская глиняная игрушка. Название слободы от особенностей здешней природы. Зимой, когда топят печь, и в пасмурные дни лета, когда туман, слобода вся будто в дыму, в дымке.
Издавна в Дымковской слободе жили гончары. Лепили из местной красной глины посуду, а еще дудочки-свистульки. Слепят и в печь поставят, чтобы стали они крепкими и долго всех радовали. Потому и дымили очаги гончаров.
Рассказывает ученик:
А свистульки в виде зверюшек и птичек делали не для забавы детворы. В старину вятичи встречали Ярилу — бога солнца и плодородия – веселым свистом глиняных дудочек. То-то шума и веселья было! Тот весенний праздник назывался в народе “Свистунья”.
Ведущий:
Старинная легенда рассказывает, что однажды город окружили враги. Много пришло их из чужой земли, сила несметная.… Казалось, нет от них спасения. Но вятичи – люди находчивые. Придумали горожане “военную” хитрость. Все жители, и стар, и млад, взяли глиняные свистульки и темной ночью незаметно подкрались к врагам. И такой свист подняли! Заметались испуганные враги, показалось им, что на выручку к горожанам пришло огромное войско, и в страхе бежали прочь. С тех пор вятичи отмечают свою победу веселой “Свистуньей”. И в наши дни мастера делают свистульки в виде забавных зверюшек. Не забыт и старинный праздник.
Рассказывает ученица:
Но больше всего славы досталось знаменитым дымковским игрушкам – нарядным, ярким, дарящим людям ощущение праздника.
Ученик:
Посмотри, как хороша
Эта девица-душа!
Щечки алые горят,
Удивительный наряд!
Ученица:
Кони глиняные мчатся
На подставках, что есть сил.
И за хвост не удержаться,
Если гриву опустил.
Ученик:
Голосисты эти птицы,
И нарядны, словно ситцы.
Дымковский петушок!
На груди у него солнца кружок!
Вместе:
Мы игрушки знатные,
Нарядные да ладные.
Мы повсюду славимся,
Мы и вам понравимся!
ПЕСНЯ “Русский сувенир”
Славилась Россия чудо-мастерами,
Дерево и глину в сказку превращали.
Красками и кистью красоту творили;
Своему искусству молодых учили.
Припев:
Сувенир, сувенир, русский сувенир.
Русский сувенир покорил весь мир.
Русские матрешки в сарафанах ярких,
Хохломские ложки — лучше нет подарка.
Дымковские барыни, кони, петушки
И Павловские все в цветах платки
Припев:
Сувенир, сувенир, русский сувенир.
Русский сувенир покорил весь мир.
Синь озер голубых, белые снега
Подарила гжели матушка-земля.
Балалайки звонкие, тульский самовар.
Будет рад подарку всяк, и млад и стар.
Припев:
Сувенир, сувенир, русский сувенир.
Русский сувенир покорил весь мир.
Ученик:
Мир и радость Вам, живущие!
Не от ваших ли забот
Жизнь идёт, земля цветёт,
Существует в мире сущее.
Ученица:
Мир и радость вам, живущие!
Светит солнце ради вас.
И горят в вечерний час
Звёзды, свет на землю льющие!
Ученик:
Мир и радость вам, живущие!
Чьим трудом земля живёт.
Людям всем, без чьих забот
В мире тьма была бы тьмущая.
Вместе. Мир и радость вам, живущие!
Учитель:
Полюбить Россию можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть русской природы, сквозь душу пропустишь трагическую и героическую историю русского народа, удивишься красоте архитектурных ансамблей, послушаешь прекрасную музыку, прикоснешься к истинным творениям русского народа.
Земля наша Русская испокон веков славилась своими добрыми мастерами, людьми, которые создавали и создают своими руками сказочную красоту.
Для того чтобы любить, необходимо все это видеть и знать.
В России народных художественных промыслов великое множество, вот и сегодня мы познакомились с некоторыми из них.
На нашей выставке вы увидели чудесные товары разных городов. И узнали о чудо – мастерах и их чудесных традициях.
Хохлома, Дымка, Городец, Гжель… Это названия не только российских сел, но и народных промыслов. Изделия мастеров показывают богатства культурных традиций России, открывают тайны русской души.
Радостное красочное народное искусство помогает людям быть добрыми, внимательными к природе, животным, людям.
Вот настал момент прощанья –
Будет краткой моя речь:
Говорю вам: «До свиданья,
До счастливых новых встреч».
Веселья вам да радости желаем!