Рассказы о милосердии и сострадании для подростков

Родился он 22 января 1917 г. в ростове-на-дону в семье врача. в 1921 г. народный комиссариат здравоохранения рсфср назначил отца

Родился он 22 января 1917 г. в Ростове-на-Дону в семье врача. В 1921 г. Народный комиссариат здравоохранения РСФСР назначил отца начальником врачебного отряда помощи голодающим в Средней Азии. Семья жила в Ташкенте. В 1931 г. отца перевели на работу в центральную больницу г. Магнитогорска. Здесь Марк окончил школу фабрично-заводского ученичества.

В Магнитогорске М. Гроссман написал свои первые стихи и рассказы. Они печатались в 1933 г. в журнале «За Магнитострой литературы». Его принимают в Литературную бригаду им. М. Горького (так тогда называлась писательская организация города). Работал в газете «Магнитогорский рабочий», познакомился и подружился с поэтами Л. Татьяничевой, Б.  Ручьевым. В 1936 г. окончил Магнитогорский педагогический институт, факультет русского языка и литературы. Год работал учителем в Анненской сельской средней школе Карталинского района Челябинской области. Женился на учительнице. В 1937 г. переехал в Челябинск, работал корреспондентом ряда газет, редактором отдела культуры и быта ЧелябТАСС.

В 1938 г. вышла его первая книга стихов «На границе». В том же году М. Гроссман был призван в армию. Служил в 1-й Московской пролетарской дивизии. Был командиром взвода, выпускал полковую газету, руководил литобъединением дивизии. Знак «Отличник РККА» ему вручал народный комиссар обороны СССР К. Е. Ворошилов.

Марк Гроссман принял участие в советско-финской войне 1939–1940 гг. В Великую Отечественную  войну был корреспондентом фронтовых газет «За Родину», «В атаку», «Знамя Победы». Писал стихи, читал их солдатам в окопах, землянках. Участвовал в боевых действиях: приходилось, лежа за пулеметом, отбивать вражеские атаки, вместо убитого командира поднимать солдат в атаку. Был дважды ранен. Прошел несколько фронтов: Северо-Западный, Сталинградский, Южный. Победу встретил в Берлине. Награжден  Орденом Отечественной войны 1-й степени, двумя медалями «За отвагу», медалью «За боевые заслуги» и др. Демобилизовался в звании майора. Военная тема в его творчестве заняла почетное место.

После войны работал в Москве в редакции газеты «Гудок». Недолгое время жил в Ташкенте. В 1951 г. переехал с семьей в Челябинск и жил здесь до конца своих дней. Один год (1952) был в командировке в Заполярье, где возглавлял газету войск Министерства внутренних дел.

У Марка Соломоновича было трое детей, старшая дочь имела серьезное заболевание, и Гроссман мог работать в основном по ночам. Сначала семья жила в Заречье в поселке Челябинского ремонтного завода. Здесь он написал книгу «Птица – радость» (у него тогда была первая голубятня). Затем Гроссманы переехали в дом 56-а по ул. Пушкина. М. Гроссмана не раз звали в Москву, там жили его родные, но он не изменил Уралу: «…я гордился, что имею отношение к этому краю сильных и добрых людей».

В Челябинске Марк Гроссман стал известным писателем. В 1956 г. принят в Союз писателей СССР, был членом редколлегии журнала «Уральский следопыт», редактором альманахов «Южный Урал», «Уральские огоньки», «Каменный пояс». Возглавлял Челябинскую областную писательскую организацию (1953–1957, 1962–1964). Помогал молодым авторам. За свою работу М. Гроссман был награжден орденом «Знак Почета».

Марк Гроссман – поэт-лирик. Выпустил несколько сборников стихов: «Ветер странствий» (1960), «Вдали от тебя» (1968), «Лирика разных лет» (1974), «Синева осенних вечеров» (1981) и др. За документальную повесть в стихах «Цыганок» получил первую премию Всесоюзного конкурса на лучшее произведение о милиции (1964).

Гроссманом-прозаиком написаны романы «Камень-обманка» (1978), «Да святится имя твое!» (1983), «Годы в огне» (1987), повесть «Гибель гранулемы» (1963) и др. В них показан наш край времен революции 1917 г., Гражданской войны, социалистического строительства. Герои многих произведений писателя –  строители Магнитки.

Немало произведений Марка Гроссмана написано для детей. В них автор говорит с молодым читателем о важных нравственных проблемах: о милосердии и доброте (стихотворение «Пса ударили в грудь ножом»), о бережном отношении к природе (стихотворение «На ржавце, на воде стоячей») и др. Самым маленьким посвящены книги «Вечерние сказки сыну», «Вокруг тебя» (1959). Ребятам среднего школьного возраста нравилась приключенческая повесть «Тайна великих братьев» (1957). Среди подростков и молодежи были популярны сборник рассказов «Капитан идет по следу» (1958), повесть «Засада» (1975).

Но есть у Марка Гроссмана книга для детей, написанная на все времена, – «Птица – радость. Рассказы о голубиной охоте». Голуби были его страстью. Значок члена Всесоюзного клуба голубеводов он ценил не меньше медали «За отвагу», которую получил на фронте. Этих удивительных птиц М. Гроссман полюбил еще в детстве. В Ташкенте все мальчишки «гоняли» голубей. О них Марк Соломонович знал все, мог говорить о голубях часами. На «птичьем» рынке в Челябинске его знали все, а мальчишки-голубятники звали «Птицей – радостью» по названию любимой книжки.

«Птица – радость» впервые вышла в Челябинске в 1955 г. с предисловием и послесловием известного детского писателя Виталия Бианки, где он пишет: «Ваша искренняя любовь к голубям покорила меня…». Бианки пожелал книге «облететь» весь мир. Писатель Александр Фадеев прислал Гроссману телеграмму: «Книга действительно хороша. Очень рад за Вас». В статье «Издано в Челябинске» (Урал. 1959. № 7) известные детские писатели Сергей Алексеев и Сергей Баруздин назвали книгу «Птица – радость» превосходной и глубоко современной. «Птица – радость» стала одной из любимых детских  книг не только в стране, но и за рубежом, была переведена на немецкий и китайский языки.

Своей искренностью книга «Птица – радость» интересна читателям и сегодня. В 2002 г. она была переиздана в Челябинске. Кроме  рассказов в сборник вошли переписка М. Гроссмана и В. Бианки, повествование об истории создания произведения, избранные письма и отзывы на книгу читателей со всех концов страны.

Тема нашла продолжение в книге «Сердце турмана» (1962). С любовью пишет М. Гроссман о голубях в рассказах: «Как у нас появились голуби», «Почтовый 145-й», «Карьер – король голубей».

В последние годы жизни, уже тяжело больной, Марк Соломонович на балконе своей последней квартиры на 6-м этаже (ул. С. Кривой, 26) развел голубей. У него было 30 птиц. По ночам он писал книги, а утром голуби стучались ему в окно, напоминая, что им пора «завтракать». Писатель кормил их, разговаривая с ними. К сожалению, сегодня нет мемориальной доски на доме, где жил писатель.

М. Гроссман продолжал работать до последних своих дней: он взял в больницу пишущую машинку. Умер М. С. Гроссман 1 ноября 1986 г. после тяжелой болезни. Похоронен на Успенском кладбище в Челябинске.

В последние годы жизни Марка Соломоновича его литературным секретарем была заслуженный учитель России Татьяна Николаевна Крохалева, много сделавшая для того, чтобы имя и творчество писателя не было забыто. Она – составитель книг произведений М. Гроссмана «Избранное» и «Птица – радость», изданных уже после смерти писателя, автор статей о его творчестве.

В 1997 г., к 80-летию Марка Гроссмана, губернатором Челябинской области П. И. Суминым было принято постановление о проведении мероприятий в связи с юбилеем писателя. В январе 2017 г. в Челябинской области отметили 100-летие двух писателей – Михаила Львова и Марка Гроссмана, у которых было много общего в судьбах: фронтовые дороги, темы в творчестве. В библиотеках Челябинской области, в Объединенном государственном архиве Челябинской области были организованы книжные выставки, проведены литературные вечера.

Н. А. Капитонова

Размещен 05.02.2021

Доброе утро!

В петербургском соборе-музее Спас на Крови после жалоб монархистов отменили концерт произведений Шостаковича. И в этом даже можно увидеть логику: в программе были «Десять хоровых поэм на стихи революционных поэтов конца XIX и начала XX века», а Спас на Крови стоит на месте убийства народовольцами Александра II. В новостях логики меньше:

  • В Москве задержаны Мария Алехина, муниципальный депутат Люся Штейн и депутат Мосгордумы Сергей Митрохин.
  • Александр Сокуров извинился перед СПЧ за спор с Путиным и заявил об угрозе жизни.
  • В Беларуси фрилансера Радио Свобода Андрея Кузнечика опять не выпустили на свободу: он уже отсидел два раза по 10 суток.
  • YouTube заблокировал новый канал немецкой редакции RT в день запуска телевещания.

Российское правоохранительное

  • Депутата Мосгордумы Сергея Митрохина задержали на встрече с избирателями. Вменяют организацию несанкционированного митинга (до 10 суток).
  • Чуть раньше Митрохина в Москве задержали муниципального депутата Люсю Штейн и участницу Pussy Riot Марию Алехину. Обеим вменяют демонстрацию нацистской или экстремистской символики, причем у Алехиной эту якобы символику нашли в инстаграм-посте за 2015 год.
  • В Ингушетии арестованы двое 17-летних подростков, которые якобы готовили взрывы в зданиях МВД и Росгвардии. Связано ли это как-то с вынесенными накануне суровыми приговорами участникам протестов против изменения административной границы с Чечней, неизвестно, но вот здесь правозащитники объясняют, почему эти приговоры могут вызвать возмущение в ингушском обществе.
  • В Москве прошло первое заседание по делу редакторов студенческого журнала DOXA, обвиняемых в вовлечении несовершеннолетних в противоправную деятельность за видео, где подросткам объясняются их права. Четверо редакторов уже девятый месяц сидят дома под ограничениями определенных действий: им разрешена двухчасовая прогулка, но пользоваться интернетом запрещено. Здесь они рассказывают, каково так жить.
  • Первый апелляционный суд Москвы оставил в силе решение о продлении ареста Ивану Сафронову до 7 января 2022 года. К этому времени журналист, обвиняемый в госизмене, проведет в СИЗО полтора года. В зал суда впервые за долгое время впустили журналистов. Сафронов сказал, что ему начали передавать письма, которых он был лишен в течение нескольких месяцев. Адвокат Сафронова говорит, что следователь ФСБ пытается ограничить защиту во времени ознакомления с материалами дела.
  • Другой сиделец «Лефортова», основатель компании Group-IB Илья Сачков, тоже обвиняемый в госизмене, передает из СИЗО, что его дело не связано с самой компанией и его работой в ней. Намекает, что речь идет о его борьбе с киберпреступностью.
  • К экс‑главе уфимского штаба Навального Лилии Чанышевой, которая сидит в московском СИЗО-6, не допустили еще двух адвокатов. Ранее следователь отстранил от дела Владимира Воронина, который защищает многих соратников Навального. Лилия Чанышева говорила в интервью, данном уже из СИЗО, что отъезд из России был бы для нее большей бедой, чем арест. Вот разговор с бывшим главой калининградского штаба Навального, который решил иначе и бежал с семьей в США.
  • В московском суде прокурор запросил от 15 до 19 лет тюрьмы для фигурантов дела о 400 кг кокаина в российском посольстве в Аргентине. Ранее присяжные признали всех четверых виновными, но заслуживающими снисхождения.
  • В Петербурге адвоката Лидию Голодович оштрафовали на 200 тысяч рублей по обвинению в нападении на пристава и нацгвардейца в здании суда; ее задержали после того, как она потребовала пропустить в суд свидетеля в шортах.
  • В Ярославле главу военно-патриотического клуба «Десантник» оштрафовали на 5 тысяч рублей за гомофобное шоу.
  • Свердловский облсуд назначил 3 млн рублей компенсации бывшему заключенному, которому в колонии вставляли палку в задний проход.
  • Подсчет по открытым данным МВД показал, что за три года в Чечне пропало без вести без почти пять тысяч человек. Это ненамного меньше, чем в гораздо более крупных по размеру Москве и Московской области. Чечня также лидирует среди регионов, где пропавших находят реже всего.

Российская «политика»

  • Александр Сокуров извинился перед членами СПЧ за спор с Путиным и сообщил, что друзья предупреждают его об опасности, которая грозит его жизни. По мнению Сокурова, единственной гарантией, что его не убьют, может быть личное вмешательство Путина.
  • Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков прокомментировал публикацию Радио Свобода о документах ростовского суда, в которых описывается схема снабжения российских военнослужащих на Донбассе. «Ну, наверное, речь идет об ошибке», – сказал он. Текст приговора исчез из сети, но сохранился в веб-архиве.
  • В Госдуму внесен законопроект о местном самоуправлении. Он упраздняет городские и сельские поселения, тем самым значительно «укрупняя» административные единицы.
  • По данным Reuters, Центробанк России собирается запретить инвестиции в криптовалюты.
  • В российских колониях и изоляторах распространяется «воровское письменное обращение» (или «прогон»), авторы которого призывают зэков не понижать в тюремной иерархии тех, кто подвергся изнасилованиям со стороны сотрудников ФСИН и заключенных, сотрудничающих с администрацией. Подлинность письма подтвердили несколько правозащитников. Они считают это эффективным методом борьбы с таким типом пыток. Основатель Gulagu.net Владимир Осечкин рассказал, что информатора, который передал проекту новый видеоархив с пытками, угрожают «разобрать на запчасти и на свалке закопать как грязное животное и предателя» (информатор находится за границей).

В Беларуси

  • Активисты из Березовки Андрей Ашурок и Сергей Пантус покинули Беларусь после того, как им стало известно, что их планируют посадить. Андрей –​ брат Витольда Ашурка, погибшего в колонии в мае этого года. Ранее стало известно о возбуждении уголовного дела за скандирование слова «Ганьба» (позор) на оглашении приговора Витольду Ашурку в январе 2021 года.
  • Суд в Молодечно приговорил к трем годам колонии Сергея Непогоду, ранее экстрадированного из России по запросу белорусских властей («сопротивление милиции с применением насилия»).
  • Фрилансер белорусской службы Радио Свобода Андрей Кузнечик так и не вышел из изолятора, отсидев два раза по 10 суток. Вероятнее всего, ему дали еще десять.
  • КГБ Беларуси признал «экстремистским формированием» платформу «Сход», позволяющую проводить виртуальные предвыборные кампании и выборы.
  • МИД РФ пообещал оказать «содействие» россиянину Дмитрию Попову, которого приговорили к 16 годам по «делу Тихановского». Ранее Попов писал сестре, что российский консул был у него всего один раз за год, и просил ее помочь ему выйти из российского гражданства. Попов – человек довольно загадочный: вот все, что о нем известно.

Вокруг света

  • Конгресс США одобрил военный бюджет: в нем заложено $300 миллионов на поддержку Вооруженных сил Украины.
  • На пресс-конференции после переговоров с президентом Украины генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг сказал, что вопрос о возможном приеме Украины в НАТО будут решать только сама Украина и 30 стран – членов НАТО. Тем самым он отверг многократно повторенное Путиным требование «юридических гарантий» нерасширения НАТО на восток.
  • Лидеры стран Евросоюза по итогам саммита в Брюсселе призвали Россию предпринять шаги по снижению напряженности вокруг Украины и умерить агрессивную риторику. В случае нападения России на Украину Евросоюз обещает серьезные последствия и скоординированные санкции.
  • Федеральное сетевое агентство Германии, которое рассматривает вопрос сертификации газопровода «Северный поток – 2», вряд ли примет решение по существу дела в первой половине будущего года, сообщил глава агентства Йохен Хоманн.
  • YouTube заблокировал новый канал немецкой редакции RT в день запуска телевещания. В пресс-службе Google объяснили, что канал был удален за обход ранее наложенных ограничений (в сентябре был заблокирован другой канал RT DE).
  • Казахстан 16 декабря отметил 30-ю годовщину независимости, однако в стране этот день ассоциируется с расстрелом бастующих нефтяников в 2011 году в городе Жанаозен на западе республики. Вот рассказы участников этой забастовки и родственников погибших.

Хроники пандемии

По данным оперативного штаба на утро четверга, суточный прирост новых случаев COVID-19 в России слегка подрос – до 28 486. Официальное число инфицированных в стране с начала пандемии – 10 миллионов 132 тысячи; официальное число жертв достигло к утру четверга 294 024 человек (+1133 за сутки). Это заведомо заниженные данные: по подсчетам журналистов «Холода» и «Медиазоны», опиравшихся на выступление вице-премьера Голиковой в Госдуме, избыточная смертность в стране с начала эпидемии превысила миллион человек. Специалисты считают, что почти всю избыточную смертность следует списывать на ковид.

Госдума одобрила в первом чтении законопроект о QR-кодах в общественных местах. Конкретный перечень мест, куда без кодов нельзя, в каждом регионе будут выбирать самостоятельно. Перед голосованием единороссы подрались с коммунистами, которые встали с плакатом «Мы против QR-фашизма».

По данным ВОЗ, число заражений штаммом омикрон в мире удваивается каждые два-три дня. Франция ужесточила пограничный контроль с Великобританией, где было выявлено почти 90 тысяч новых случаев COVID-19 за сутки. Здесь иммунолог Николай Крючков прогнозирует дальнейший ход эпидемии: новые данные подсказывают, что «омикронная волна» чревата перегрузкой систем здравоохранения во всех странах.

Шесть ссылок

  • Нетипичные эмигранты. История штаб-ротмистра Сергея Курнакова, который в 1920 году покинул Россию убежденным монархистом, а в США стал сталинистом и агентом советской разведки. Или беседа с жительницей Сахалина Валентиной Кузьминой: во время Второй мировой войны ее младенцем вывезли из СССР и подкинули в приют, а в конце 1940-х ее и ее приемных родителей-немцев, живших в Восточной Германии, увезли в вагонах для скота в Бурятию на принудительные работы.
  • Жанровое. Путеводитель по европейской басне эпохи Реформации. Или рассказ литературоведа Тимура Хайрулина о малоизвестных советских антиутопиях 1920-х.
  • Медицина. Профессор школы фармацевтики Университета Северной Каролины в Чапел-Хилл Дмитрий Киреев рассказывает, как создаются современные лекарства. Или истории пациентов с лишними органами (иногда это даже полезно).

Искренне Ваши,
Семь Сорок

    Начальная школа
    Младший школьный возраст является важным в становлении личности ребенка, потому что здесь закладываются основы личностного развития учащихся начальной школы. В нем ярко проявляются черты дошкольного детства и типичные особенности школьника. Этот  возраст богат скрытыми возможностями развития, которые важно своевременно замечать и поддерживать. В это время закладываются и развиваются основы большинства психических качеств. Характерным для этой возрастной категории есть постоянное погружение детей в мир этических категорий, постоянное инициирование осознания ребенком связи личного «Я» с окружающим миром, способности осуществлять выбор добра в противовес злу.
    Важен личностно ориентированный подход в воспитании младших школьников, так как для детей этой возрастной группы характерна особая сензитивность к морально-этическим воздействиям, особенное восприятие норм культурного поведения, общения, речевого этикета, культуры взаимоотношений. Эффективность различных видов воспитания зависит от направленности воспитательного процесса, форм и методов его организации. Приоритетными для учеников начальных классов являются активные методы, направленные на самостоятельный поиск истины,  способствующие формированию критического мышления, инициативы и творчества.
    Ориентировочные темы проектных работ (1-4 классы)
    Направление «Я – гражданин Республики» (краеведение)
    •    Старшие и младшие.
    •    За что я люблю свой двор.
    •    Природа моего города (села).
    •    Одноклассник, товарищ, друг.
    •    Мудрая старость.
    •    Казацкими тропами.
    •    Поучения Мономаха детям из «Повести минувших лет».
    •    Дерево моей семьи.
    •    Справедливость – основа права.
    •    Уважай отца и мать.
    •    Чем славен мой род.
    •    Очная или виртуальная экскурсия по памятным местам твоего края.
    •    Легенды моего края.
    •    Акция «Чистый родник».
    •    Правила поведения, присущие моему народу.
    •    Какие народы живут в моем крае.
    •    Традиции народов моего края.
    •    Кодекс чести школьника.
    •    История моего города (села).
    Направление «Формирование общечеловеческих ценностей»
    •    Относись к другому так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.
    •    Что посеешь, то и пожнешь.
    •    О милосердии и сострадании.
    •    О снисхождении и терпимости.
    •    О суждениях и нетерпимости.
    •    О справедливости и несправедливости.
    •    Совесть – учитель человека.
    •    Лед бессердечия и бездушия.
    •    Человечность и человеколюбие.
    •    Воля, служащая добру и злу, возвышенному и низменному.
    •    Трудолюбие и праздность, значение труда и вред безделья.
    •    Постоянный труд и познание. Каким должен быть отдых.
    Основная школа
    Подростковый возраст обычно называют переходным, так как в этот период происходит переход от детства к юности. У учащихся этого возрастного периода как бы переплетаются черты детства и черты, во многом присущие юности, но еще находящиеся в стадии становления и развития. Подросток ощущает быстрый рост физических сил и духовных потребностей, но ограничен своими возможностями и опытом, чтобы удовлетворить все возникающие запросы и потребности. Этим объясняется сложность и противоречивость характера, поведения и развития подростков, что дает основание считать этот возраст в определенной мере трудным для воспитания.
    Подростки отличаются большой подвижностью, повышенной резвостью, стремлением к деятельности и практическому приложению своих сил. Половое созревание подростков вызывает колебания их жизненного тонуса, работоспособности и энергии, сопровождается чередованием хорошего настроения и ухода во внутренние переживания, жизнерадостности и пассивности. В периоды понижения настроения и упадка энергии у подростков могут появляться раздражительность, равнодушное отношение к учебе, ссоры с товарищами и конфликты с друзьями, недоразумения в отношениях с учителями и взрослыми.
    Для подростков характерны значительные сдвиги в мышлении, в познавательной деятельности. Они не удовлетворяются внешним восприятием изучаемых предметов и явлений, а стремятся понять их сущность, находящиеся в них причинно-следственные связи. В подростковом возрасте развивается абстрактное (понятийное) мышление и  логическая память. Важно придавать учебно-воспитательному процессу проблемный характер. Не менее существенной задачей является развитие навыков самостоятельной работы, творческого подхода при выполнении порученных заданий.
    Подростки тяготятся, если их поведение определяется внешним регулированием. Они охотнее соблюдают правила поведения, если эти правила хорошо осознаются ими и выступают как их собственные моральные принципы. Подростки, как правило, отличаются коллективизмом, их привлекают общие интересы и совместная деятельность. Ведущая деятельность в этом возрасте – общение в различных формах. Существенной возрастной чертой является стремление к самопознанию, утверждению своего достоинства и престижа среди товарищей. Подростки среднего школьного возраста душевно ранимы. Отсюда «беспричинная» и «немотивированная» (с точки зрения взрослого) реакция на слова и поступки окружающих, на те или иные обстоятельства жизни.
    Особенностью воспитательной работы с подростками является профориентация. Поддерживая стремление подростков к яркой и достойной жизни, необходимо раскрывать перед ними героику и красоту повседневного труда в промышленности и сельском хозяйстве, ориентировать на работу в сфере материального производства.
    Возрастные особенности развития учащихся по-разному проявляются в их индивидуальном формировании. Существенное значение имеют природные задатки и условия жизни подростка, его физическое состояние и здоровье, особенности познавательной деятельности, чувственно-эмоциональной сферы, типология характера, внутренние побудительные факторы поведения и развития, внешкольные увлечения и контакты, обучаемость и воспитуемость, степень восприимчивости педагогических влияний, а также динамика формирования тех или иных личностных качеств. Все это оказывает существенное влияние на развитие и воспитание подростков.

    Ориентировочные темы проектных работ (5-7 классы)
    Направление «Основы безопасности жизнедеятельности учащихся»
    •    Спасательные службы (МЧС, пожарная охрана, ГАИ, полиция, скорая медицинская помощь, экологическая инспекция).
    •    Особенности поведения  в чрезвычайных ситуациях.
    •    Правила эвакуации  при артиллерийских обстрелах.
    •    Жизнь человека, её ценность и невосполнимость. Уголовная ответственность за преступления.
    •    Государственная защита от дискриминации, рабства, пыток, торговли людьми.
    •    Ребёнок в автономной среде (лес, степь, водоём).
    •    Травмирующие факторы пассажиров автотранспорта.
    •    Профилактика пожаров, способы гашения возгораний, дыхание при пожаре. Оказание помощи при возгорании одежды.
    •    Бытовой газ: правила хранения газа в баллонах.  Поведение при обнаружении утечки газа.
    •    Правила поведения при загрязнении воздуха ядохимикатами.
    •    Правила купания в водоёмах, спасение утопающих.
    •    Дары природы. Особенности сбора даров природы.
    •    Направление «Я – гражданин Республики (краеведение)»
    •    Я – житель Донецкого края.
    •    История моего родного города (села).
    •    Древо моего рода.
    •    Я и природа.
    •    Красная книга Донбасса.
    •    Народные традиции.
    •    Профессии моих родителей.
    •    Мои известные земляки.
    •    Экскурсии по родному краю.
    Направление «Формирование общечеловеческих ценностей»
    •    Семья – начальная структурная единица общества, первая человеческая общность ребёнка и естественная среда его развития.
    •    Труд – основа человеческого бытия, вид деятельности, выделяющий человека из живого мира.
    •    Знания – результат разнообразного и, прежде всего, творческого труда, мощное средство развития личности.
    •    Мир – покой и согласие между людьми, народами и государствами.
    •    Мир – главное условие существование Земли и человечества.
    •    Без добрых дел нет доброго имени.
    •    Умей быть благодарным.
    •    Мы живем среди людей.
    •    Долг человека по отношению к обществу. Долг общества по отношению к отдельной личности.
     
    Ориентировочные темы проектных работ (8-9 классы)
    Направление «Основы безопасности жизнедеятельности учащихся»
    •    Психическое и физическое насилие над личностью.
    •    Самозащита, средства самозащиты. Доврачебная помощь.  
    •    ЧС природного, техногенного происхождения, на транспорте.
    •    Выживание людей после аварий (катастроф) на воде, в лесу, горах в разные времена года.
    •    Права человека на жизнь, свободу, неприкосновенность.
    •    Защита человека при  нападениях, шантаже. Индивидуальные средства защиты.
    •    Уголовная ответственность за кражи, нападение, шантаж, поджог, неосторожное поведение с огнём.
    •    Функции милиции, прокуратуры, судов, адвокатуры.
    •    Поведение при химических, бактериологических атаках.
    Направление «Здоровый образ жизни»
    •    На пороге взрослой жизни. Социальная роль подростка.
    •    Социальные болезни. Способы профилактики социальных болезней.
    •    Физическое здоровье как основа жизни человека. Самореализация личности в подростковом возрасте.
    •    Самовоспитание характера и волевых качеств.
    Направление «Я – гражданин Республики (краеведение)»
    •    Я – гражданин Донетчины.
    •    Роль моего города (села) в жизни Республики.
    •    Топонимы родного края.
    •    Я – хозяин в своей школе.
    •    Красоты природы моего края.
    •    Традиции жителей моего края.
    •    Герои моего края.
    •    Экскурсии по родному краю.
    Направление «Формирование общечеловеческих ценностей»
    •    Земля – общий дом человечества, вступившего в новую цивилизацию XXI века, Земля людей и живой природы.
    •    Отечество – единственная, уникальная для человека Родина, данная ему судьбой, доставшаяся от его предков.
    •    Культура – духовное и материальное богатство, накопленное человечеством.
    •    Человек – абсолютная ценность, «мера всех вещей».
    •    Честь человека: как ее понимать.
    •    Кодекс семейной чести.
    •    Что значит быть ответственным за любимого человека?
     
    Старшая школа
    Одним из важных аспектов психического развития старшеклассников является интенсивное созревание, ведущая роль в котором отводится развитию мышления. В этом возрасте ученики проявляют больше самостоятельности в занятиях, в которых интенсивно развиваются моральные силы, формируются и определяются черты характера, происходит становление мировоззрения. Основной особенностью личностного развития старшеклассника является заметное развитие самосознания, самооценки, основанной на самостоятельном анализе и оценке собственной деятельности, что не всегда из-за сложности этого процесса объективно.
    Старший школьный возраст является сенситивным в формировании мировоззрения, выработке стратегии жизни, определении жизненных планов, формировании умения творить собственную судьбу, активно ответственно и эффективно реализовать гражданские права и обязанности.
    У старшеклассников заметно развивается умение анализировать свое поведение. Для них характерно углубленное осознание психологических процессов. Заметно растут сила воли, выдержка, упорство, самоконтроль. Интересы становятся более зрелыми и одновременно длительными, устойчивыми, прочными. Развиваются познавательные интересы, в частности  к самостоятельным видам учебной работы.

    Ориентировочные темы проектных работ (10-11 классы)
    Направление «Основы безопасности жизнедеятельности учащихся»
    •    Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях.
    •    Порядок действий в случае эвакуации из здания школы и других многолюдных мест.
    •    Организация защиты учащихся от чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время.
    •    Современные средства поражения и их поражающие факторы.
    •    Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи.
    •    Основные инфекционные заболевания и их профилактика.
    Направление «Я – гражданин Республики (краеведение)»
    •    История развития Донецкого края.
    •    Духовное наследие Донецкого края.
    •    Исторические памятники Донетчины.
    •    Культура и искусство Донецкого края.
    •    Религия как общественно-культурное явление.
    •    Выдающиеся деятели Донецкого края.
    Направление «Здоровый образ жизни»
    •    Здоровье – привилегия мудрых.
    •    Здоровый образ жизни.
    •    Стресс в нашей жизни.
    •    Движение – это жизнь.
    •    Предупрежден – значит защищён!
    •    Суд над сигаретой.
    Направление «Формирование общечеловеческих ценностей»
    •    Ценности, которые должны стать нормами жизни.
    •    Человеческая жизнь как самая важная ценность.
    •    «Десять заповедей» – основа нравственности человечества.
    •    Фундамент счастья будущей жизни.
    •    Я среди людей, люди вокруг меня.
    •    Почему трудно, но нужно быть толерантным?
    •    Рука в руке.
    •    Никого дороже нет…
    •    Разумное и нравственное всегда совпадает.
    •    О них мы будем помнить всегда.
    •    Солдат войну не выбирает.
    Направление «Воспитание и развитие творческих способностей»
    •    Как научиться властвовать собой?
    •    Пока я мыслю, я живу.
    •    Послесловие.
    •    Счастье – жить.
    •    Конфликт: все «за» и «против».
    •    Слава рукам золотым!

    Муниципальное бюджетное
    общеобразовательное учреждение

    «Хиславичская
    средняя школа»

    Методическая
    разработка урока по курсу ОРКСЭ,

    модуль
    «Основы православной культуры»

    Автор:

    учитель
    начальных классов

    Ущеко
    Валентина Михайловна

    2020
    год  

    Тема
    урока: «Милосердие и сострадание»

    Тип
    урока:
    открытие новых знаний

    Цель урока: формирование
    представлений о духовно — нравственных качествах православного человека;

    развитие познавательной активности детей,

    воспитание милосердного, доброго, уважительного отношения к
    окружающему нас миру, семье, Родине;

    создание условий для воспитания у
    младших подростков милосердия и сострадания как качественных характеристик
    человека православной культуры.

    Задачи:

    -раскрыть смысл и сформировать первоначальное представление о
    милосердии и сострадании;

    — показать способы проявления милосердия и сострадания в
    православных традициях русского народа;

    -учить
    анализировать свои поступки, взгляды и мнения.

    Формируемые УУД:

    личностные

    • проявление
    доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и
    сопереживания чувствам других людей;

    •  самостоятельность и личная
    ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах,
    социальной справедливости и свободе.

    метапредметные

    • умение осуществлять
    информационный поиск для выполнения учебных заданий;

    • овладение навыками
    смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения
    речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникаций;

    • готовность слушать
    собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек
    зрения и права каждого иметь свою собственную;

    предметные

    •  ценность человеческой
    жизни, установка личности поступать по совести;

    • знать духовные традиции народов
    России.

    Формы и виды деятельности: беседа, участие в учебном диалоге, комментированное чтение,
    работа в парах, групповая исследовательская работа, работа с иллюстративным
    материалом, самостоятельная работа с источником информации, выполнение творческой
    работы.

    Формируемые термины и понятия.
    Долг. Ответственность. Милосердие.
    Ближний. Любовь к врагам. Милостыня. Сострадание. Добрый самарянин. Сестры
    милосердия. Взаимопомощь.

    Оборудование урока: 

    учебник Основы православной культуры А.В. Кураев М., «Просвещение»,
    2012.; Толковые словари;

    — мультимедийное оборудование;

    — электронные ресурсы:
    мультимедийная презентация, видео-притча ,«Пальто»;

    — раздаточный материал,
    карточки для групповой работы.

    Ход урока

    I. Организационный момент. Мотивация
    к учебной деятельности

    — Добрый день, ребята! Я рада
    вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний урок принесёт нам
    всем радость общения друг с другом.

    — Давайте настроимся на
    хорошую, благодатную работу на уроке. Создадим друг другу хорошее рабочее
    настроение. Улыбнитесь друг другу!

    IІ. Актуализация знаний. Введение в тему

    -А сейчас послушайте одну
    притчу.

    «Если
    ты такой милосердный, то забирай даром»

    — Какие чувства вы испытали,
    когда слушали?

    — Каким качеством обладал мальчик?

    — Как назвал продавец
    мальчика? 

    III. Определение темы урока

    А как вы понимаете слово милосердие?

    -С какой интонацией мы его
    произносим?

    -А где можно точно узнать
    значение слова милосердие?

    В словаре Ожегова:

    -Милосердие — это готовность
    из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается.

    В словаре Даля -это
    сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому
    человеку.

    -Какое слово встретилось нам в
    этих определениях?

    -Что же значит слово
    сострадание?

    -Сострадание -это способность
    переживать боль другого человека как свою.

    Итак, как мы назовем тему
    нашего урока?

    «Милосердие и сострадание»

    — На какие вопросы мы
    постараемся найти ответы?  

    -Что такое «милосердие»,
    «сострадание»?   Кого называют «ближним»?

    Слайд 1 («Милосердие и
    сострадание»)

     Работа над понятиями «милосердие
    и сострадание»

    — Одно из самых красивых слов на свете — милосердие. 

    — Ребята, давайте применим
    свои знания по русскому языку на этом уроке, и разберём это слово по составу.

    — Ребята, как вы понимаете слово милосердие? (Ответ:
    Милое сердце)

     Это слово говорит
    о сердце, которое милует, любит и жалеет.

    — С какой интонацией мы
    произносим это слово? (доброй, нежной, ласковой)

    Мы с нежностью говорим: «Милый, милая…» Милый тот, кто мил нашему
    сердцу, кому мы радуемся при встрече, кого любим, кого всегда хотим видеть, по
    кому скучаем, если его нет.

    — Как вы думаете, что лежит в
    основе милосердия (в основе лежит Любовь.)

    Слайд 2

    -Назовите слова близкие по
    значению к слову милосердие.

    (Дети выбирают из предложенных
    слов.

    Благость, радость,
    бескорыстие, сострадание, участие, жалость, прощение, доброта, любовь, помощь,
    счастье
    ).

    -Назовите лишние слова.
    (Месть, обида, злорадство, равнодушие, жадность).

    IV. Работа по теме урока

    — Всем ли людям живется в наши
    дни одинаково? По многим странам  прокатились жестокие войны, многие люди
    погибли, многие остались инвалидами. Многие потеряли родных, иные потеряли
    работу. Многие недоедают, некоторые не имеют жилья. Иные болеют и ищут деньги
    на лечение. Все они нуждаются в помощи. И милосердный человек всегда стремится
    оказать помощь таким людям. Он не проходит мимо просящего на улице, он накормит
    голодного, даст пить жаждущему, посетит больного, утешит печального, оденет
    нуждающегося. Таким образом, милосердным можно назвать такого человека, который
    совершает добрые дела.

    — А сейчас посмотрим, где в
    наши дни можно быть милосердным, кому можно помочь здесь и сейчас.

    Слайды 3 (Гуманитарная помощь)

    Слайд 4 (Помощь пострадавшим от
    стихийных бедствий)

    Слайд 5 (Сестры милосердия)

    Слайд 6 (Помощь престарелым и
    одиноким людям)

    Слайд 7 (Помощь животным)

    Слайд 8 (Милостыня)

    V.
    Продолжение работы над темой урока

    1) Работа по учебнику

    1.Одно из дел милосердия –
    милостыня.  Что включает в себя это понятие?

    — Откройте учебники и прочитайте на
    стр.44-45  абзац о милостыне.

    -Так что же такое милостыня?

    -Что говорил Христос?

    -Что говорил святой Дорофей?

    -Как описывал историк Ключевский
    милостыню?

    -Найдите пословицу о милостыне.
    (Нищий богатым питается, а богатый молитвой нищего спасается).

    Милостыня приучала богачей видеть в
    бедняках людей, а бедняков отучала ненавидеть богатых.

    А сейчас поработаем с другими
    пословицами.

    Слайд 9

    2) Работа с пословицами

    image001image002Добро
    помни,                            два века живет

    image003image004Истинное
    добро                       добру и учит

    Доброе
    дело                              а зло забывай

    image005Доброе
    сердце                           всегда просто

    Добрый человек                      
    о чужой беде болит

    О чем эти пословицы?  (О  добре).

    VІ. Физкультминутка

    Вы устали? Дружно встали.

    Потянулись, улыбнулись,

    ручками похлопали,

    ножками потопали.

    Друг на друга посмотрели

     и за парты тихо сели.

    VIІ.  Закрепление материала

    — Нужно ли милосердие сегодня?

    — А как вам кажется, легко ли
    стать милосердным? (дети отвечают)

    -Человек может научиться
    милосердию? 

    — Что нужно делать человеку,
    чтобы стать милосердным?

    — Если ты будешь совершать
    дела милосердия (например, ухаживать за больными или младшими, бескорыстно
    предлагать свою помощь…), то эти дела со временем изменят и твое сердце,
    сделают его более человечным.

    А сейчас посмотрим притчу и
    ответим на вопрос, что нужно делать, чтобы стать милосердным?

    1)   
    Просмотр притчи о милосердии «Пальто»

    Слайд 10

    -Какие чувства вы испытали, когда
    смотрели?

    -Каким качеством обладал мальчик?

    Из какой семьи был мальчик?

    -Как отнеслась мама к поступку сына?

    -Как поступили ли бы вы?

    -Так что же надо делать, чтобы
    стать милосердным?

    2) Работа со стихотворением

    -Перед вами два стихотворения
    с одинаковым названием.

    Прочитайте их, обсудите в
    парах, одинаковы ли они по смыслу?

    Кто такой нищий?

    -Нищий – это  бедный,
    неимущий, живущий подаянием.

     (Двое учащихся по очереди
    выразительно читают стихотворения).

    НИЩИЙ

    НИЩИЙ

    Знавал я нищего: как тень,

    С утра, бывало, целый день

    Старик под окнами бродил

    И подаяние просил;

    Но все, что в день насобирал,

    Бывало, к ночи раздавал

    Больным, калекам и слепцам,

    Таким же нищим, как и сам.

    Я.П. Полонский

    У врат обители святой

    Стоял просящий подаянья

    Бедняк иссохший, чуть живой

    От глада, жажды и страданья.

    Куска лишь хлеба он просил,

    И взор являл живую муку,

    И кто-то камень положил

    В его протянутую руку.

    М. Ю. Лермонтов

    — Одинаковые ли по смыслу
    стихотворения? (Нет)

    — Назовите слово
    противоположное слову милосердие (жестокосердие)

    -Какие человеческие качества
    проявляются в этих стихотворениях? (В одном стихотворении проявляется –
    доброта, милосердие, в другом – жестокосердие.

    IІ.
    Рефлексия

    Слайд 11

    — К какому произведению относится
    данная иллюстрация?

    Э. Успенский «Дядя Федор, пес и кот»

    -Какое доброе дело сделал дядя Федор?

    -Г.Х. Андерсен «Дюймовочка»

    Какое доброе дело сделала Дюймовочка?

    В. Катаев «Цветик – семицветик»

    — На что потратила Женя свой
    последний лепесток?

    — А можно ли совершить
    милосердный поступок сегодня, сейчас, в классе, в школе?

    ·                    
     Идя по улице с мамой, помоги
    нести ей тяжелую сумку.

    ·                    
    Уступи место в трамвае,
    автобусе пожилым людям.

    ·                    
    Подарите книги библиотеке,
    другим детям.

    ·                    
    Защищайте девочек, маленьких
    детей.

    ·                    
    Не допускайте грубости.

    ·                    
    Старайтесь во всем помочь
    ближним.

    ·                    
    Подарите свои игрушки детскому
    саду.

    — На партах у вас лежит
    цветик-семицветик.

    — Напишите на нем, какое доброе дело
    вы хотели бы совершить уже сегодня или в ближайшее время. И пусть это доброе
    дело принесет радость в ваши души, а у нас расцветет поляна с вашими благими
    желаниями.

    ІX. Итог урока

    — Давайте подведем итог нашей
    работы. Ответили мы для себя на вопросы:

    — Что такое милосердие? 

    (Милосердие — сострадательное,
    доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку.)

    -Что такое сострадание?

    (Сострадание-это способность
    переживать боль другого человека как собственную.)

    — Кого называют ближним? (Ближний 
    это тот, кто нуждается в твоей помощи).

    — Как христианин должен
    относит к людям? (Люби ближнего как самого себя. Любите врагов ваших).

    -Я надеюсь, что сегодняшний
    урок что-то изменит в душах каждого из вас.

    —  И в конце нашего занятия
    позвольте, ребята, посоветовать вам. Сегодня вечером, перед тем как уснуть,
    подумайте:


    Кого я сегодня простил?

    К
    кому отнёсся с милостью?

    — Чего от меня в мире стало больше –
    злобы или милости?

    Слайд 12

    -Наш урок я хочу закончить
    словами – пожеланиями: 

    Не стой в сторонке равнодушно,

    Когда у кого-то беда.

    Рвануться на выручку нужно

    В любую минуту, всегда.

    И если кому-то поможет

    Твоя доброта, улыбка твоя,

    Ты счастлив, что день не
    напрасно был прожит,

    Что годы живешь ты не зря.

    Читаем классику: 12 замечательных книг для детей

    Ежемесячно книжные издательства выпускают множество интересных детских книг, но нам, взрослым, хочется, чтобы наши чада читали наши детские книги. Чтобы наши детские книги не пылились на книжных полках, почитайте их вместе с детьми или найдите интересные адаптации классики.

    1. Тесса Рат, «Сказки Братьев Гримм»

    1.00x thumb

    Издательство: Манн, Иванов и Фербер

    Дети очень любят привычные сказки в необычных вариациях. Благодаря виммельбуху, в который вошли сказки братьев Гримм («Красная шапочка», «Белоснежка и семь гномов», «Спящая красавица», «Гензель и Гретель», «Волк и семеро козлят» и «Кот в сапогах») ребенок не только познакомится с лучшими произведениями, но и сможет поиграть. Каждой сказке в книге посвящен отдельный разворот. Не расстраивайтесь, если забыли сюжет — в конце приведен краткий пересказ каждой сказки. На каждом развороте вашего ребенка ждет игра «Найди и покажи». Предложите малышу найти героев сказок, предметы, а также изображения, которые не имеют никакого отношения к сказке. С помощью книги ребенок сможет потренировать логику и внимательность.

    2. Александр Волков, «Волшебник изумрудного города»

    1 cover3d1 w674

    Издательство: АСТ (Малыш)

    Известная с детства история о малышке Элли, ее верном друге Тотошке, Страшиле, Железном Дровосеке и Трусливом Льве. Элли и Тотошка попадают в Волшкбную страну из-за урагана. Благодаря новым друзьям, которых она встретила по дороге из желтых кирпичей, девочка справляется со злыми колдуньями и разоблачает великого обманщика Гудвина. Книга проиллюстрирована замечательным художником Леонидом Владимирским. Сам Александр Волков считал его иллюстрациями лучшими к своим произведениям.

    3. Виталий Бианки, «Лучшие рассказы и сказки о природе»

    bianki 21 04 2021

    Издательство: Эксмодетство

    Виталий Бианки — советский писатель-натуралист. Маленькие читатели откроют мир живой природы вместе с волшебными солнечными зайчиками и любознательной синичкой Зинькой. Известные с детства сказки помогут детям полюбить природу и узнать о ней много нового и интересного.

    4. «Сказки в дополненной реальности. Выпуск 3»

    5be895e7 84e7 4fde bb82 e82c7906bb4b

    Издательство: Devar

    Маленький ребенок лезет к вашему смартфону в любое время дня и ночи? Постарайтесь с помощью гаджета приучить малыша к чтению — вам в помощь книги в дополненной реальности. В книгу вошли любимые сказки — «Золушка», «Храбрый портняжка», «Бременские музыканты», «Красная шапочка». Внутри вас ждет домашнее театральное представление. Чтобы увидеть — просто наведите камеру смартфона на страницу — она оживет!

    5. Маргарита Сизова, «История одной девочки».

    istoria 22 04 2021

    Фото: @deti_s_knigoy 

    Издательство: Речь

    Эта книга о детстве и становлении великой балерины Галины Улановой. В этой книге история девочки, которая идет по своему пути сквозь жизненные преграды, борясь с искушением повернуть назад. Галина Уланова прошла все страшные испытания нашей страны — войны, голод — но ее это не сломило. Благодаря книге юный читатель узнает, что искусство требует не только таланта, но и упорного ежедневного труда, характера и силы воли.

    6. Мари-Од Мюрай, «Мисс Черити»

    416bf179 a9d0 49e9 b47e c3711acce22e

    Издательство: Самокат

    Маленькая Черити Тиддлер живет на четвертом этаже лондонского особняка в XIX веке. Ее жизнь предопределена заранее — прекрасное образование (пение, танцы, рукоделие, рисование) и удачное замужество. Но Черити из тех, кто не хочет наряжаться и охотиться за мужьями — она хочет изучать мир и его обитателей. Вокруг столько всего интересного: жабы, мыши, ежи, улитки, птицы… Ее любознательность и веселый нрав позволили Черити стать детской писательницей, как Беатрис Поттер, которая вдохновила Мари-Од Мюрай на написание этой чудесной книги.

    7. Антуан Сент-Экзюпери, «Маленький принц»

    little prince 22 04 2021

    Издательство: ИД Мещерякова

    На протяжении нескольких десятилетий трогательная история о мальчике, который путешествует по планетам в поисках самого важного в жизни, покоряет сердца маленьких и взрослых читателей по всему миру. При этом, каждый находит в истории что-то свое. Дети очаровываются храбрым маленьким принцем, а взрослые находят философский смысл в его рассказах.

    8. Морис Метерлинк, «Синяя птица»

    blue bird 22 04 2021

    Фото: @timanola

    Издательство: «Стрекоза»

    В Рождественскую ночь к маленьким брату и сестре Тильтиль и Митиль приходит фея Берилюна, которая отправляет ребят на поиски Синей Птицы. По поверью, пернатая помогает обрести счастье. Фея дает детям чудный подарок, благодаря которому они могут видеть души вещей. Огонь, Вода, Хлеб, Сахар, Кошка и Собака преображаются в живых людей со своим характером и внутренним миром. Все вместе они отправляются на поиски Синей Птицы — в Страну воспоминаний, во Владения Ночи, в Сад Радостей, в Голубой дворец Царства Будущего.

    9. Владимир Железников, «Чучело»

    chuchelo 22 04 2021

    Издательство: Лабиринт-Пресс

    Это непростая и честная история о детской жестокости, милосердии, сострадании и силе ребенка. Двенадцатилетнюю Ленку Бессольцеву не полюбили одноклассники и стали обзывать девчонку Чучелом и сделали ее изгоем: ей объявили бойкот, травили всем классом, а друг предал из-за своей трусости. Но Ленка сумела остаться собой и стать той, кто победила.

    10. Мишель Плесси, «Ветер в ивах»

    veter v ivah 22 04 2021

    Фото: @anastacia.grig

    Издательство: Манн, Иванов и Фербер

    Это графическая адаптация классической повести Кеннета Грэма. В лдин весенний денек Крот решает выйти из своей норы: он, чувствует, что снаружи его ждет что-то важное. И оказался прав. На поверхности он знакомится с водяной крысой Рэтом. Вместе они отправляются на пикник, чтобы полюбоваться окружающей природой. Во время своего путешествия они встречают ворчливого Барсука, семьянина Выдру и Тоуда, проделки которого предвещают конец спокойной жизни.

    11. Клайв С. Льюис, «Хроники Нарнии»

    narniya 22 04 2021

    Издательство: Эксмодетство

    Британский писатель и ученый Клайв С. Льюис придумал Нарнию. Это волшебный мир, в котором всегда торжествует добро. Дети из разных поколений одной семьи открывают дверь в этот мир, чтобы сделать свой выбор между добром и злом, жизнью и смертью, любовью и предательством.

    12. Алексей Толстой, «Приключения Буратино, или Золотой ключик»

    burat 22 04 2020

    Издательство: АСТ (Малыш)

    В детстве Алексей Толстой очень любил сказку Карло Колодди «Пиноккио», а когда вырос решил пересказать ее для русскоязычных детей. Так получилась сказка «Буратино». Леонид Владимирский сделал иллюстрации к чудесной сказке об озорном мальчишке.

  • Рассказы о математике с примерами на языках python и c
  • Рассказы о милосердии для детей 4 класс
  • Рассказы о микки маусе
  • Рассказы о материнской любви у животных
  • Рассказы о мертвецах афанасьев