Рассказы о маме 2 класс внеклассное чтение

Государственное учреждение образования средняя школа 6 г.могилва урок внеклассного чтения тема: стихи и рассказы о маме учитель начальных классов

Государственное учреждение образования

«Средняя школа № 6 г.Могилёва»

Урок внеклассного чтения

Тема: СТИХИ И РАССКАЗЫ О МАМЕ

Учитель начальных классов

высшей категории

Вронская Ольга Брониславовна

Тема: СТИХИ И РАССКАЗЫ О МАМЕ

Цели:

  • формировать у учащихся устойчивый интерес к детской книге;

  • учить понимать идейно-художественный смысл произведений, давать оценку поступкам героев;

  • развивать фантазию, мышление, внимание, речь, память;

  • воспитывать уважение к семейному очагу, маме.

Оборудование: выставка книг о маме, конверты с заданиями, микрофон.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок — Начинается урок. Слушайте учителя внимательно, Выполняйте все старательно!

  1. Вступительное слово учителя.

— Сегодня мы поговорим о самом дорогом для каждого из нас человеке – о маме.

Мама – это солнце, Что глядит в оконце. Мама – это утро — Россыпь перламутра.

— Самое прекрасное слово на земле – мама. Это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно на всех языках одинаково нежно.

Многим в своей жизни мы обязаны мамам. У мамы самые добрые и ласковые руки, самое верное и чуткое сердце, в нём никогда не гаснет любовь. Оно никогда не остаётся равнодушным. И чем больше мы любим своих мам, тем радостнее и светлее становится жизнь.

Маму вы видите дома каждый день. Родные руки берегут домашний ласковый уют. И не всегда мы видим маму в её трудовых заботах. Ваши мамы трудятся на заводах, фабриках, работают в школе, больнице. Профессия каждой мамы очень важна.

(Читает ученик).

Однажды в детский сад пришли двое новеньких – пятилетние Толя и Коля. Их привели мамы.

Мальчики познакомились. Толя спрашивает Колю:

— Где работает твоя мама?

— А ты не догадался? – удивился Коля. – От неё пахнет лекарствами. Моя мама – врач. Заболеет человек – мама его вылечит. Без врача люди не могли бы жить. А твоя мама где работает?

— А ты разве не понял? Она пахнет хлебом. Моя мама – пекарь. Она кормит людей. Без хлеба никто не сможет жить.

— И врач? – удивлённо спросил Коля.

— И врач не сможет, — с гордостью сказал Толя.

В.Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом»

— Можем ли мы сказать, какая профессия самая нужная? Почему?

  1. Разговор по кругу «Профессия моей мамы».

Если мама иногда Придёт усталая с работы, Согрей её своей заботой, Во всём ей помоги тогда!

— А сейчас мы заглянем в творческую мастерскую поэтов и писателей. Каждый из них передал свои чувства к матери только им присущими словами. Каждый поэт и писатель видит, чувствует каким-то особым ему присущим глазом, слухом, осязанием.

  1. Игра «Микрофон»

Дети читают стихи о маме, передавая друг другу микрофон.

Физкультминутка (упражнения для глаз и на движение).

— Сколько б вам не было лет – пять или пятьдесят, вам всегда нужна мать, её ласка, её взгляд. Свою любовь к детям мать носит в сердце всю жизнь.

  1. Работа с текстом.

Чтение «цепочкой» «Легенды о матерях» И.Панькова.

— О чём рассказывает легенда?

— Какими были женщины вначале, пока их сыновья уходили в море? Почему?

— В чём женщины оставались неизменными?

— Чем заслужили матери право на любовь, почёт и уважение?

— К сегодняшнему уроку вы прочитали много рассказов о маме. Сейчас мы послушаем желающих выступить.

Выступающий должен:

  1. сообщить название книги и имя автора;

  2. рассказать и книге;

  3. кратко передать её содержание;

  4. выбрать самые яркие эпизоды, чтобы привлечь внимание класса;

  5. выбрать наиболее понравившийся отрывок и зачитать его вслух или поделиться содержанием;

  6. объяснить, почему он выбрал именно эту книгу.

  1. Работа в группах.

Задание для 1 группы.

Каждому ученику необходимо нарисовать свою маму и написать как можно больше ласковых, добрых слов о ней.

Задание для 2 группы.

— Прочитайте текст и отгадайте загадки.

Слово «профессия» пришло к нам из латинского языка, что обозначает действие «объявлять». И каждый, кто обладал каким-либо навыком, мог назвать себя профессором, заявляющим: «Я умею делать то-то и то-то». Сейчас «профессорами» мы называем тех людей, которые лучше делают своё дело и учат этому других. Конечно, стать профессором нелегко. Но ещё труднее выбрать профессию, в которой ты стал бы лучшим. У вас ещё есть время познакомиться с разными взрослыми профессиями.

— О каких профессиях ваших мам говорится в следующих загадках?

Кто в дни болезней Всех полезней И лечит нас от всех болезней? (Врач)

Встанем мы, когда вы спите, И муку просеем в сите, Докрасна натопим печь, Чтобы хлеб к утру испечь. (Пекарь)

Кто с утра хлопочет с поварешкой, Варит вкусный суп с картошкой? (Повар)

Почту – письма и журналы — По домам разносит он. Ходит он во все кварталы И заходит в каждый дом. (Почтальон.)

Задание для 3 группы.

-Пользуясь алфавитом, расшифруйте следующую пословицу.

17 18 10 19 16 13 15 24 6 20 6 17 13 16, 1 17 18 10 14 1 20 6 18 10 5 16 2 18 16. (При солнце тепло, а при матери добро).

Задание для 4 группы.

— На полосках бумаги написаны части пословиц о маме. Разложите полоски так, чтобы получились целые пословицы. Полученные пословицы запишите.

Мать всякому делу голова.

Нет такого дружка как родная матушка.

Без отца – полсироты, а без матери и вся сирота.

Птица радуется весне, а младенец – матери.

Мать кормит детей, как земля людей.

  1. Проверка выполненных заданий.

Отчёты учащихся о проделанной работе. Поощрение активных учащихся.

  1. Подведение итогов урока.

— В праздничном календаре многих стран мира День матери считается важнейшей датой. Мы привыкли поздравлять мам с праздником в Международный женский день. В 1995 г. Белорусский союз женщин выступил с предложением о праздновании Дня матери в Беларуси. Предложение было принято: теперь 14 октября считается Днём матери.

Алексей Максимович Горький писал: «Без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет любви, без матери нет ни поэта, ни героя. Вся радость мира – от матерей».

Мама – особенный человек на Земле. Мама – доктор, когда в доме кто-то болеет, мама- учитель, когда задача не решается, мама – психолог, если случаются нелады с друзьями и с самим собой. И если бы не наши мамы, никогда не было бы нас. Поэтому никогда не забывайте своих мам, любите, берегите их.

Лучшее слово

Святые слова… Их немало. Но ты согласишься со мной, Что лучшего слова, чем мама, Все ж нет в нашей речи родной!

Созвучно оно, это слово, И вздохам пшеничных полей, И звону воды родниковой, И доле – твоей и моей.

Оно – в каждом нашем рассвете, С ним легче работать, расти. Его произносят и дети, И воины в дальнем пути…

Оно в нас живёт – не сгорает: Ведь матерью в нашем краю Народ с давних пор называет Любимую землю свою. О.Жолдан

  1. Домашнее задание.

— Познакомьтесь с книгами, указанными в рекомендательном списке. 2 – 3 книги внимательно прочитать (на выбор):

1. Ветистов Е. «Миллион и один день каникул». 2. Гиль М. «Кого выбирает космос». 3. Горьков В. «Космическая азбука». 4. Климук П. «Рядом со звёздами». 5. Соколовский А. «Звёзды». 6. Яковлев Ю. «Лунный час».

Тема. Внеклассное чтение. Произведения о маме.

Цель: ознакомить со стихами и рассказами о маме; развивать мышление, навыки выразительного чтения, обогащать словарный запас; воспитывать уважение к маме, желание ей помочь.

Оборудование: выставка книг, выставка рисунков на тему «Моя мама», презентация.

ХОД  УРОКА:

I.ОРГМОМЕНТ

— Станьте ровно. Сейчас у нас урок внеклассного чтения. Проверьте, всё ли готово у вас к уроку.

— Сядьте тихо и правильно.

II. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  НАСТРОЙКА:

1) Эмоциональный настрой на урок:

—  Каждый час, каждую минуту человек произносит много разных слов: весёлых и грустных, нежных и ласковых. Вспомните самое тёплое с и нежное слово, которое согревает душу и сердце каждого человека, не важно, мал он или стар. Запишите его на карточке. А теперь прослушайте внимательно стихотворение Н.Бромлей.

  Какое самое первое слово?

  Какое самое светлое слово?

              Какое самое главное слово?

              Его никогда не напишут с ошибкой,

  На первой странице оно в букваре,

  Его произносят повсюду с улыбкой,

  И каждый малыш говорит во дворе…

  Шепни его тихо, скажи его громко.

  Главное слово любого ребёнка – МАМА

— Проверьте, вы такое же записали слово?

— Кого мы ласково и нежно называем «МАМА»?

— Кто такая мама для каждого из вас?

— Как вы относитесь к своей маме?

— За что вы любите её? Как проявляется ваша любовь к самому дорогому человеку на Земле?

III. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА:

— Сегодня к уроку внеклассного чтения вы подготовили произведения о самой светлой женщине на Земле —  той, что подарила вам жизнь, той, что с трепетной заботой оберегает ваше детство и юность, той, что тревожится за вас, когда вы становитесь взрослыми. На уроке мы  все вместе будем читать МУДРУЮ И ДОБРУЮ  КНИГУ О МАМЕ. На каждой страничке этой увлекательной книги вас ждут интересные задания и встречи.

IV. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ УРОКА:

1) СЛОВАРНАЯ  СТРАНИЧКА

— Слово «МАМА» — особое, оно рождается вместе с нами, сопровождает нас в годы взросления и зрелости. Материнская любовь делает нас сильнее и увереннее в себе, помогает преодолевать невзгоды, заставляет верить в успех. Какими бы взрослыми и сильными, умными и красивыми мы не стали, как бы далеко жизнь не увела нас от родительского порога, мама всегда остается для нас мамой.

а) Речевая и мимическая разминка:

— Произнесите это слово с улыбкой, задумчиво, шепните, скажите его звонко, протяните  его нежно. 

б) Словарная работа:

— А как вы думаете, какое это слово – МАМА?

— Подберите подходящие слова, чтобы описать слово «МАМА»:

ТЁПЛОЕ, НЕЖНОЕ, ЛАСКОВОЕ, МИЛОЕ, ДОБРОЕ, НАДЁЖНОЕ, ЛЮБИМОЕ, МОДНОЕ, ДОРОГОЕ, КРАСИВОЕ, РАДОСТНОЕ, ГЛАВНОЕ, ВАЖНОЕ…

— Как ещё мы обращаемся к своему самому близкому и дорогому человеку на свете?

МАМОЧКА, МАМУЛЯ, МАМУЛЕЧКА, МАТУШКА

2) СТРАНИЧКА НАРОДНОЙ МУДРОСТИ 

 Работа  в парах над пословицами о маме:

— В народе живёт много хороших, ласковых слов о матери, ставших пословицами и поговорками. Мы не знаем, кем они были сказаны впервые, но они верны и часто повторяются в жизни и переходят из уст в уста, от поколения к поколению. Готовясь к уроку, вы подбирали пословицы и поговорки о маме, материнской любви и верности. Сейчас мы проверим, какие из них вы запомнили.

— На столах у вас лежат конверты с пословицами. Но вот беда: слова в них рассыпались. Попробуйте собрать слова так, чтобы восстановить народную мудрость:

НЕТ, БЛИЖЕ, ДРУГА, МАТЕРИ  

  (Ближе матери друга нет.)

МАТУШКА, НЕТ, ДРУЖКА, ЛУЧШЕ, РОДНАЯ, ЧЕМ

 ( Нет лучше дружка, чем родная матушка.)

СОЛНЫШКЕ, ПРИ, МАТЕРИ, ПРИ, ДОБРО, ТЕПЛО 

(При солнышке тепло, а  при матери добро)

МАТЕРИНСКИЙ, ЧТО, СНЕГ, ГНЕВ, ВЕСЕННИЙ

(Материнский гнев, что весенний снег)

— Прочитайте пословицы. Как вы их понимаете? Почему так говорят?

3) СТРАНИЧКА ВНИМАТЕЛЬНОГО СЛУШАТЕЛЯ

а)  слушание рассказа  в исполнении учителя и релаксация в музыкальном сопровождении:

-Садитесь поудобнее, прикройте глаза, сделайте глубокий вдох, задержите дыхание, медленно и плавно выдохните, расслабьтесь.

— Послушайте рассказ Ю.Яковлева «МАМА» (чтение рассказа в сокращении учителем, дети слушают с закрытыми глазами)

        Мама… Закрой глаза и прислушайся. И ты услышишь мамин голос. Он живёт в самом тебе, такой знакомый, родной. Его не спутаешь ни с одним другим. Даже, когда станешь взрослым, всегда будешь помнить мамин голос, мамины глаза, мамины руки.

Мама… Ты, маленький, ещё не умел говорить, она понимала тебя без слов. Угадывала, что ты хочешь, что у тебя болит. Мама учила тебя говорить, ходить… Мама прочла тебе первую книгу. От неё ты узнал, как зовут птиц, узнал, что у каждого цветка есть имя. Первую снежинку помогла тебе увидеть мама. Каждый день детства связан с мамой. Озабоченная и радостная, спокойная и печальная, она всегда рядом. У мамы самые добрые и ласковые руки, они всё умеют. У мамы самое верное и чуткое сердце – в нём никогда не гаснет любовь, оно ни к чему не остаётся равнодушным.

До сих пор слышу мамин негромкий голос, неторопливые шаги, ощущаю бережное прикосновение её рук, шершавое тепло платья на её плече.

И сколько бы тебе ни было лет, тебе всегда нужна мать, её ласка, её взгляд. Чем больше твоя любовь к матери, тем радостнее и светлее жизнь.

б) анализ содержания прослушанного произведения:

—  Как автор описывает мамин голос? Какие у мамы руки?  В каком возрасте человеку нужна мама? Почему? Что вы всегда будете помнить, даже став взрослыми?

4) СТРАНИЧКА  ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО  ЧТЕНИЯ

Выразительное чтение стихотворений о маме, подготовленных детьми к уроку

— За что мы любим свою маму? Кто нас всегда поймёт и простит? Кому мы доверяем все свои тайны?

— На что похож голос мамы? Какой у мамы взгляд? Какой смех у мамы? Почему каждый ребёнок считает, что его мама лучше всех?

 За что мы всегда будем благодарны своей маме? Почему мы называем маму самым лучшим другом?

 Как мама заботится о нас? Отчего мама иногда плачет из-за своих детей? Что нужно делать нам, чтобы мамочка никогда не огорчалась из-за нас?

ФИЗМИНУТКА  

5) СТРАНИЧКА ЛИТЕРАТУРНОГО  ЧТЕНИЯ

Чтение по ролям рассказа А.Седугина «Морщинки»

( читают учащиеся Iгруппы)

«Мальчик и отец не заметили, как мама уснула.

— Смотри, папа, — сказал мальчик чуть слышно, — у мамы около брови морщинка. Откуда она взялась?

— А помнишь, как ты обидел маленькую девочку? – спросил папа.

-Помню.

— Так вот. На следующий день у мамы появилась морщинка.

— А около губ морщинка тоже моя?

— Наверное, твоя.

Папа задумался. Потом  посмотрел на маму и сказал:

-Вот и на лбу морщинка появилась.

Мальчику стало грустно. Папа сказал:

— Мы с тобой оба виноваты. Давай не огорчать маму.

— И морщинок совсем не будет? – спросил мальчик.

— Совсем, — ответил папа.

Мама спала. А отец и сын сидели тихо-тихо».

-Что заметил мальчик на лице у мамы? Кому он сказал об этом?  Почему появилась морщинка на мамином лице? Кто был виноват в появлении этой морщинки? Какое настроение было у мальчика? Почему мальчику стало так грустно? Что папа предложил мальчику?

-Как надо относиться к маме? Почему?

6) СТРАНИЧКА ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ

— Вспомните, кого считают Покровительницей всех мам на Земле? К кому обращается мама за помощью в своих молитвах в трудные минуты, кого молит она о сохранении жизни и здоровья своих детей?                                                                                                                  

  — Нет священнее имени «Мама», но у всех женщин- мам есть Небесная заступница, Всемилостивая Покровительница – Божья Матерь. Она является Матерью всех людей. В трудных жизненных ситуациях, во время войны, стихийных бедствий, болезней наши мамы обращаются с просьбой о сохранении жизни, о здоровье своих детей к Пресвятой Богородице с особенными словами – молитвой. Всю земную жизнь Богородица была рядом со своим Сыном. Ваши мамы всю свою жизнь находятся рядом с вами: заботясь о вас в раннем детстве, помогая в школе и на протяжении всей вашей жизни.

Дождь в окошко стучит, как замерзшая птица. 
Но она не уснет, продолжая нас ждать. 
Я сегодня хочу до земли поклониться 
Нашей женщине русской, по имени МАТЬ. 
Той, которая жизнь подарила нам в муках, 
Той, что с нами, порой, не спала по ночам. 
Прижимали к груди ее теплые руки. 
И молилась за нас всем Святым Образам.

        Нет, наверное, среди нас ни одного, кто ни разу не видел иконы Божией Матери с Богомладенцем Иисусом Христом на руках. Маленький Спаситель прижимается головкой к щеке Пречистой Девы, которая обнимает рукой своего Сына, смотрит на нас с иконы, скорбя и молясь о каждом из нас. Столько любви, тепла, света в её взгляде, с такой трепетной заботой смотрит она на каждого из нас. Она – великая и милосердная заступница за всех нас. Впустив Её святой лик в свои сердца, вы почувствуете Её бесконечную материнскую любовь к вам.

— Берегите матерей, потому что в каждой из них есть частица образа Пресвятой Богородицы, Матери человеческой…

7) СТРАНИЧКА БИБЛИОТЕЧНАЯ

        —  Мамина любовь и нежность, материнская вера и надежда вдохновили почти каждого писателя, поэта, художника, композитора рассказать о Матери словом, цветом, звуками. И на одном уроке просто невозможно прочитать и рассказать,  показать и услышать  все эти произведения, поэтому,  сегодня очень хочется предложить вам серию книг для детского чтения, посвящённых нашим самым любимым и дорогим мамочкам.

(краткое знакомство с выставкой книг)

IV. ОБОБЩЕНИЕ ПО УРОКУ

— Кому был посвящен сегодняшний урок?

— Какие добрые и ласковые слова, обращенные к маме, вы запомнили?

— За что каждый человек, живущий на Земле, так любит и уважает маму?

— Как нужно относиться к маме?

— В чем может проявляться забота?

V. ИТОГ УРОКА

— Чем отплатить маме за её любовь, пронесённую, словно горящая свеча, через все годы её жизни? Чем отплатить маме за бессонные ночи, проведенные около нашей кроватки? Кто из нас может в полной мере по достоинству оценить ежедневный кропотливый, продолжающийся из года в год, а вместе с тем столь незаметный труд мамы по дому? И всё ради нас, чтобы дети были сыты, чисты и опрятны, чтобы детство осталось самой счастливой порой жизни. Воздать маме мы сможем только благодарностью, явленной в словах и делах.

— Понятия «мать» и «материнство» святы. Чем немощнее с годами будет становиться мама, тем больше внимания мы должны к ней проявлять за то, что она лелеяла и растила нас. Пренебречь матерью, оставить ее без заботы и попечения – это то же самое, что зачеркнуть все доброе и отречься от Бога, а хуже этого ничего нет.

        Вот почему необходимо сейчас, с сегодняшнего дня учиться любить маму так, чтобы эта любовь согрела ее и наше  сердце, связала нас такими тесными узами, которые окажутся сильнее самой смерти. Любите своих мам, говорите им каждый день самые нужные и ласковые слова.

Сочинения о маме

«Ежедневно общаясь с нашими детьми, мы не замечаем, как быстро они взрослеют, как становятся умнее и мудрее. Но, сравнив две творческие работы одних и тех же детей, явно видишь изменения. Как поумнели вы за год, любимые мои ученики ! Итак, сочинения о мамах прошлого и нынешнего года. Читайте, удивляйтесь и радуйтесь!»

Учитель — Подкохо Юлия Анатольевна

Сочинения второклассников. 2015–2016 учебный год

Елизавета Самышкина

Дорогая мама! Я люблю тебя за то, что ты за мной ухаживаешь и каждый день нам готовишь. Ты пытаешься смотреть за нами как можно лучше. Ты — добрая, красивая и самая любимая! Ты всегда стараешься поскорей закончить работу, чтобы у нас было больше времени быть вместе. Мама любит нас даже тогда, когда мы балуемся. Я так мало тебя вижу, но ты не виновата, просто у тебя долгая работа, но ты же нам помогаешь, ты зарабатываешь для нас деньги. Я желаю тебе никогда не болеть, чтобы ты была королевой и чтобы ты могла поспать!


Эстер Гринер

Моя мама хорошая и серьёзная!


Анастасия Конькова

Моя мама — самая лучшая на свете! Она всегда добрая и заботится о бабуле! Она всегда меня успокоит и лишнего никому не расскажет. Она меня очень любит, и я её очень сильно люблю! Мамочка всегда меня поддержит. Она любит меня такой, какая я есть, а я очень люблю её ( хотя она иногда ругается). Мама всегда помогает мне с уроками, она-самая лучшая!


Анна Елесина

Моя мама очень добрая, умная, заботливая, красивая! Она делает всё, чтобы мы были счастливы и я желаю ей счастья, здоровья и чтобы её никто не обижал , много отдыха, чтобы её все любили , оставайся такой же красивой и умной!


Александра Лепёхина

Моя мама очень добрая и красивая! Она любит чистоту и боится высоты. Мама! Я желаю тебе всего самого наилучшего, здоровья и счастья! Хочу, чтобы ты была красивой и стройной, чтобы чаще отдыхала и всего самого хорошего!


Вероника Савинова

Моя мама лучше всех на свете! Моя мама привела меня в школу «Взмах»! Она старается мне сделать лучшее! Она покупает мне подарки, она всегда меня поддерживает! Когда я утром просыпаюсь, она встречает меня улыбкой! Когда я прихожу из школы, её улыбка, словно радуга, сияет!


Полина Белова

Мамочка всегда помогает мне, и мы с мамой ездим в школу «Взмах». Моя мама всегда знает, что надо делать. Очень редко она бывает злой. Когда-то она работала в банке. Мама всегда меня очень любила, не давала меня в обиду! Она-позитивная, успешная, дорогая, я её люблю! Я очень рада, что у меня такие хорошие родители! Я их люблю!!!


Аня Гурьева

Мама — это моя любовь! Это любовь каждого человека на всю жизнь! Мою маму зовут Оля, она добрая и хорошая! Когда я болею, она даёт мне лекарство. Бывает, я немного обижаюсь на неё, когда вижу, как они с братом играют. А ещё она была октябрёнком. Я желаю маме счастья и радости, чтобы она не обижалась , чтобы она вкусно готовила и была самой хорошей!


Саша Григорьева

Моя мама — это тот человек, который очень ценен для меня, она любит, она не бросит, она поддержит. У меня с мамой много общего, например, мы обе забывашки! У мамы День рождения 15 ноября, как и у Юлии Анатольевны, но моя мама -другой человек. Моя мама говорит, что она-некрасивая, а я уверена, что она очень красивая! Мама — настоящая хозяйка и кулинар, она очень ответственная за наш дом, и мы с папой ее очень любим и ценим, она — лучшая мама. Она — картограф, как и Папа, я люблю свою маму, она —лучшая!


Женя Иванюсь

Моя мамочка очень хорошая! Она добрая, весёлая, заботливая, она директор «ЗААСО», это очень серьёзная работа, она работает с 9 до 18 часов. Она очень устаёт после работы, но мы с ней играем, от этого в неё прибавляются силы и мы играем дальше!


Александр Костецкий

Моя мамочка помогает мне делать уроки, играет со мной, заботится обо мне, лечит меня. У моей мамы очень добрый характер, однажды, когда я заболел, папа и мама меня лечили. Она помогла мне пережить очень плохую болезнь. Я очень люблю маму и мы с папой говорим ей:»Спасибо!» Мама меня ласкает и мне всегда становится лучше от этого. Она готовит вкусную еду!


Кирилл Медведев

Моя мама фотограф и дизайнер. Вчера, например, она целый день была на работе, хотя обычно она работает по 3-4 часа. Раньше она работала в кафе, а теперь она готовит нам очень-очень вкусные блины и ещё много чего! Она помогает мне делать уроки. Я её очень люблю! Иногда она берет меня на работу.


Маруся Васильева

Я точно знаю, что моя мама — самая лучшая! Я её очень люблю! Я хочу связать из резиночек для плетения для неё чехол для телефона. Моя мама очень хорошо готовит. Но однажды был случай, когда мама испекла неудачный пирог с вишней. Коржик был горелый и соленый, только вишня была вкусная, но всё равно моя мама — самая лучшая! И, конечно, она чаще готовит вкусно, чем невкусно! Мамочка всегда мне помогает и ценит то, что я ей дарю!


Катя Антохина

Моя мама очень добрая, иногда строгая, веселая, честолюбивая, честная, умна! У неё три любимых цвета:зелёный, красный и синий. Мама любит носить платья, юбки и джинсы. Моя мама работает в институте под названием ГУАП. Я хочу пожелать мамочке здоровья, счастья, любви, успехов в работе и в личной жизни, красоты, благополучия, богатства, ума, долгой-долгой жизни!


Милана Студилова

Моя любимая мамочка очень добрая и хорошая, она всегда мне помогает с уроками. Благодаря маме у меня появилась собака Армани и Маскино. Я очень люблю свою маму и желаю ей всего самого лучшего, чтобы в 2016 году у тебя все получалось, чтобы ты больше улыбалась и была счастливой! Пусть этот год будет лучше, чем прошлый!

Сочинения третьеклассников. 2016-2017 учебный год

«Мамы как пуговки: на них всё держится!»
«Иметь ребёнка — это богатство, быть мамой — великое счастье!»

На моей мамочке держится абсолютно всё: моя учёба и моё здоровье, вся моя жизнь.

Например, ко всем контрольным мама мне помогает готовиться. Мы вместе учим стихи. Когда я болею, у нее всегда плохое настроение. Мама моя очень добрая, благодаря этому у меня и у неё много чего получается. И она очень расстраивается, когда у меня что-то не получается.

Я очень люблю, как она готовит. Она думает, как накормить меня вкусно и полезно!

Моя мама очень ответственная. У неё очень серьёзная работа, домой она приходит очень уставшая. Я её жалею…

Мы с моей мамой очень любим ходить по магазинам. Мамуля мне покупает разные вещи.

За это всё я её очень люблю!

Екатерина Антохина, 3 класс


«Кто сказал что ангелов не существует? Просто на земле их называют мама»

Это правда — на мамах всё держится! Мамы нас кормят, следят за нашим здоровьем, заботятся о нас. И наше питание, и наше здоровье, и даже наше настроение часто зависят от мамы. Ещё мамы приносят нам большие и маленькие радости.

Вы, наверное, можете не замечать многое. Или же не воспринимать это всерьез. Но мамы другие — они всё замечают, им важно всё, что происходит в жизни детей! Мамы дают нам так много всего: и материального, и нематериального. Хотя, разве это так важно — материальное или нет? Наши мамы дают нам всё!

Вот моя мама мне многое разрешает, она очень ценит свободу! Ещё она возит меня в школу и на ушу. У меня отличная мама! Думаю, что все мамы такие же добрые и заботливые!

Я думаю, для всех мамы — самые лучшие люди. И мамы, правда, как пуговки, на них всё держится. А мамы держатся на всех своих родных. В том числе и на нас.

Артём Фирсов, 3 класс


«Только мама ради своих детей способна на невозможное»

Я думаю, что на маме вся надежда и забота. Мама все делает для семьи, например, варит суп, убирает, гладит, возит детей в школу, готовит к празднику наряды и рано будит детей в школу.
Мамочка! Я хочу пожелать тебе счастья, здоровья, чтобы у тебя все получалось дома. Верь в себя, все получится, ты всё успеешь, ты всё сможешь. В общем, я тебя очень-преочень люблю, больше всех.

Анна Гурьева, 3 класс


«Мама — одно слово, четыре буквы, вечный смысл…»

Моя мама один раз мне сказала, что идеальных людей не бывает… Наверное, это так и есть… но для меня моя мама — идеальная. Мою маму зовут Наташа. Она учительница и учит детей музыке. Все дети очень любят мою маму. Она веселая, очень добрая и всегда умеет весело шутить. Моя мама умеет хранить секреты. Я всегда с ней советуюсь и все могу ей рассказать. Моя старшая сестра и брат тоже доверяют маме свои секреты и тайны. Мама нас очень любит и всегда поможет хорошим советом или шуткой.

Мы с мамой всегда вместе. Она помогает мне. Мы любим вместе гулять, ходить в кино, путешествовать. Я знаю, если мама рядом, значит, все будет хорошо!

Вероника Савинова, 3 класс


«Мамочка, у тебя была мечта?
— Была!

— А сейчас?
— А сейчас сидит рядом и задает вопросы!»

Мама у меня самая лучшая, и я ее люблю, а она любит меня. У моей мамы светлые и очень красивые волосы. Она очень стройная, потому что мы в будни ходим в спортзал.
И моя мама молодец, потому что она вышла замуж за моего папу, который самый веселый из всех пап, других таких я еще не видела.

А ещё я думаю, что моя мама какая-то странная, потому что она не любит свой День рождения. Как можно не любить получать подарки? Не понимаю… . Маме я люблю помогать, но она мне не всегда разрешает. Думает, что я не справлюсь, и у меня не получится. Моя мама много делает для меня, не для Темы. Тема — это мой брат. Ему 4 года. Мамочка покупает для меня красивую одежду.
Моя мама как пуговка, на ней все держится. Она самая лучшая, кто есть на планете! Люблю её очень!

Анастасия Конькова, 3 класс


«И не нужна мне ваша похвала, мне хватит улыбки мамы и её слова»

У меня добрая мама, она меня очень любит. Для меня мама — это самое главное в жизни. Она готова помочь, объяснить, подсказать. Помню, был один случай, когда я очень хотела себе собаку, и тогда мама нашла очень милую собачку и, посмотрев на многие фотографии, мы пошли уговаривать папу, с первого раза его уговорить мы не смогли. Но потом, когда я пошла спать, мама его уговорила. И через некоторое время у нас появилась собака Армсни. Потом, спустя некоторое время, благодаря маме у нас появилась вторая собака по кличке Москино. Когда у нас появились в семье собаки, мама стала добрее, мы стали больше гулять. И когда маме бывает некогда, мне есть, с кем играть.

Когда я была маленькая, я с мамой больше гуляла. Даже иногда я для мамы сочиняла стихи, но почему-то их ей не рассказывала. После того, как у нас появились собаки, я начала помогать маме на выставке. Мы, благодаря маме, ездили в Москву на выставку. На этой выставке мне очень понравилось. Мне очень понравилась наша совместная поездка в Китай. Там мы пробыли всего два дня, но мама мне очень много покупала — и одежду, и игрушку, и много всего.

Когда папа бывает занят, в школу меня привозит мама. Мама у меня очень хорошая, добрая. Я даже не знаю, какими словами можно ее описать. Она очень хорошая. Когда я заболеваю, мама меня лечит. Еще, благодаря маме, мы с ней ездили в Дубай. С мамой там было очень круто и весело! Перед тем, как мы поехали в Дубай, у нас появилась еще одна собака Долчи. Но Москино нам пришлось продать.

Милана Студилова, 3 класс

«Помните о Маме, ведь только она, будет верить тебе и в тебя»

Я очень люблю свою маму: она добрая, всегда помогает. Если папа на меня ругается, то мама меня защитит, успокоит. К празднику 8 марта я сделала ей подарок. Мы с классом вышивали цветы из лент. Я сделала много цветов: сначала бирюзовые, потом цвета морской волны, желтые и оранжевые.

Я думаю, если бы мамы не было в доме, то там был бы просто бардак! Спасибо маме за заботу, за счастье, за милосердие, и за любовь.

Моя мама очень творческая: например, она сшила мне юбку и вышила лисичку. Когда я буду в четвертом классе, мама мне вышьет ту картинку, которую я нарисую. Она будет розового или светло –персикового цвета.

Мою маму зовут Оксана – это украинское имя, а папа называет ее Ксюша. Хоть это совсем другое имя.

Моя мама умеет хорошо готовить, она печет печенье, умеет обжаривать орехи и подбирать к ним специи.

Она умеет красиво рисовать: к Новому году она рисует упаковочную бумагу, а папа ее печатает. И когда надо что-нибудь завернуть, мама склеивает листы.
В этом году мама хочет составить русский алфавит. Она придумывает букву, рисует к ней картинку, а потом она соединит все листочки, и получится книжка-алфавит.

Моя мама умеет почти все! Она самая лучшая!

Васильева Мария , 3 класс


«Спасибо за всё я тебе говорю!»
Мамочка, милая, нежная, славная, добрая, умная и лучезарная.
В ладонях я счастье тебе подарю.
Спасибо за всё я тебе говорю!

Мою маму зовут Никитина Ольга Петровна. Ей сейчас 33 года. У неё тёмно-русые волосы, карие глаза. Мама любит фотографировать и вязать. Она связала шапочки и даже кофточку для моей игрушки. Ещё у мамы получаются красивые фотографии. Также она вкусно готовит. У неё хорошо получаются мясо, шарлотка, кексы, и другое. Мама делает красивые причёски. Когда папы нет, она отвозит нас в школу. Ещё моя мама очень умная, в школе она училась на пятёрки. Если я заболею, она хорошо лечит. Если мне трудно с учёбой, она мне поможет.

Анна Никитина, 3 класс


«Любовь матери — это единственная любовь, от которой нельзя ждать измены»

Моя мама милая, нежная, славная, добрая, умная и лучезарная. Мама заботится о семье, помогает, когда это нужно. Она помогает даже просто так, заранее. Мама заботится и о котах, и о нас и о себе. С утра мама говорит нам, что пора вставать. Мама готовит завтрак, обед и ужин. Моя мама любит ездить на экскурсии, ходить в музеи, читать и узнавать что-то новое. Мама старается сделать так, чтобы нам было хорошо, когда мы болеем, мама заботится о нас. Если что-то непонятно — мама объяснит. Мама следит за тем, чтобы коты не дрались, не ссорились… Моя мама любит играть с котами, со мной и со всей семьёй. Если я выучила стих и попросила маму послушать, мама всегда послушает. Часто я прошу маму что-то мне купить в магазине, мама купит. А если я попрошу ее сходить со мной в магазин , мама сходит. Иногда у меня получается уговорить мою маму купить мне мороженое зимой. А летом мама часто покупает мороженое для всей семьи. Мама гуляет со мной, ходит в парк аттракционов. Моя мама покупает мне книги, игрушки и разные сладости. Маме нравятся все рисунки и поделки, которые я ей делаю. Даже если рисунок или поделка получилась не очень или вообще не получилась, маме все равно понравится. Почти каждый день моя мама забирает меня из школы. Если есть возможность, мама забирает меня поздно из школы, потому что я люблю уходить из школы поздно. Если у нас чаепитие в день, когда у меня тренировка, мама дает мне возможность выбрать, куда идти — на тренировку или чаепитие. Если я выберу чаепитие, мама позвонит моему тренеру, чтобы сказать , что тренировки сегодня не будет. Часто после тренировки я хочу отработать трюки, если мы не торопимся, мама разрешит. На тренировке мне очень хочется пить, мама берет или что-нибудь попить из дома или купит мне попить там, где я занимаюсь. Спасибо за все, что ты делаешь для нас, мама!

Анна Елесина. 3 класс


«Материнские руки — воплощение нежности»
«Мама — первое слово, мама — главное слово в каждой судьбе»

Руки мамы — это не просто руки. Они — воплощение любви, нежности, тепла, это испытывает тот, кто по настоящему любит и ценит маму. Как только дотрагиваешься до этих рук, можно утонуть в любви и заботе. И нельзя просто сказать, что это просто руки. Это — часть любви твоей мамы. И твои руки для мамы — это частичка её сердца. Нельзя это ощутить в других людях. Ведь мама —  это самое главное в жизни. Почему мамины руки воплощение нежности? Да потому, что мамины руки всегда ласковые и заботливые! Даже если мама старая, но для вас — это самые лучшие руки. Если мама далеко, ты все равно почувствуешь руки мамы.

Это чувство, когда ты чувствуешь присутствие мамы всегда. Это привязанность к маме или любовь. А мама почувствует тебя, потому что она сильно скучает по тебе. А когда вы вместе- это чувство взрывается от радости встречи! Части вашего сердца и маминого соединяются!

Маму нельзя представить без её рук. Если даже ты любишь обнимать или целовать, но ты всё равно будешь представлять её руки. Руки мамы — волшебные, они делают всё для тебя: готовят еду, гладят одежду, помогают одеться и другое. Ещё руки мамы самые сильные, потому что мама поможет всё поднять, даже очень тяжёлое.

Я могу с точностью сказать, что руки мамы — это часть нашего сердца и маминой любви! И ты, и я будешь знать, что мамины руки — самые волшебные и сильные!

Александра Григорьева, 3 класс


«Я знаю, что такое счастье. Счастье — видеть свою маму счастливой».

В последнее время мне было грустно. Недавно мама улетела в жаркие страны. Мне было одиноко и скучно, а когда мама присылала мне фотографии, я их с радостью рассматриваю. В печальные моменты я очень мечтал, чтобы вот прямо сейчас передо мной появится счастливая мама, и я бы тоже стал веселым. Но скоро она приедет и, наверное, я буду улыбаться, как никогда, и мы с ней поедем на концерт моего любимого певца. Мне кажется, что когда моя мама придет, она будет очень счастлива, также, как и я! Это будет лучший день в моей жизни. Хотя каждый день, когда мама счастлива, самый лучший!

Кирилл Медведев, 3 класс


«Мама — это солнечный свет,
Взгляд чудесных ласковых глаз.
Сохранит от тысячи бед
И поможет тысячу раз»

Я люблю мою маму! Когда мама приходит домой, у меня настроение само собой поднимается!!! Мама приходит, и у нее на лице всегда улыбка. Да, бывает, когда мама ссорится с папой, она все равно улыбается, но мы все понимаем, что в душе она хочет заплакать, но мама сдерживается. Я не понимаю, как у мамы это получается ?!

У моей мамы трое детей, и она хорошо заботится о нас, хотя у мамы очень много работы, она делает дела до двух часов ночи, мне ее очень жалко! Даже если мама очень, очень, очень, очень сильно занята, она все равно находит время для нежности и доброты и со мной, и с другими!

Мы всей семьей часто ходим в кафе — папа, мама, Ксюша, Олаф и я ! Мне это очень нравится!

Мы все очень любим маму! Мне очень повезло, она лучшая! Моя мама очень добрая, я ценю ее не за одно, не за два дела, а за всю ее жизнь для нас, ведь она лучше всех! Мама добрая, хорошая, красивая не просто на вид, но и в душе! У меня самая лучшая мама!

Елизавета Самышкина, 3 класс


«Любовь мамы — уютный дворик, в котором всегда тепло и солнечно»

Я очень люблю видеть свою маму счастливой! Когда мама счастливая и спокойная, я думаю, что все в порядке с Катей, с папой, с Лизой, а когда она грустная, то мне кажется, что не все в порядке и мне становится тоже грустно. Мама — это человек, который очень любит меня. Моя мама всегда ко мне приходит, когда Катя спит и мне очень приятно! Когда я с мамой в ссоре, мне очень грустно, я всегда к ней иду мириться или она ко мне. Мама — это лучший человек для меня, когда я ее представляю, мне становится хорошо. Мама делает почти все в нашем доме — убирает одежду, гладит ее, готовит вкусную еду: супы, салаты, макароны, и еще много чего. Мама для меня — это все. Я ее очень люблю. Мамины руки, ее счастье — это часть моего сердца! Пока не родилась Катя, папа всегда был на работе, и возила меня и Лизу везде мама. Когда я чувствую прикосновение ее руки, мне становится легче. Мама — это учитель в моём сердце! Мама не сердится на меня, это правда. Я очень её люблю!

Александр Костецкий, 3 класс


«Мамина любовь – это сад, в котором светит солнце и всегда весна!»

К сожалению, не все люди имеют маму, и мне очень жалко тех людей. Ведь мама — это любящий тебя человек, ты без мамы не мог бы жить, даже если ты так не думаешь, рано или поздно ты все равно ей скажешь: «Мамочка, я тебя люблю!» Когда-то ты осознаешь, что мамина любовь — лучшее, что есть на свете. Ты ложишься спать и тебе снится, что ты входишь в сад, и даже если зима, там сейчас весна, и солнце.

Растут невиданные цветы и чудесные деревья!

Сначала ты не понимаешь, где ты, но вскоре осознаешь, что это — мамина любовь, сад, где светит солнце и всегда весна! Но сон кончился, пора вставать!

Не надо ругаться с мамой! Иногда ты думаешь, что ты зря живешь на свете, но это не так. Даже если ты обижен на маму прости ее, ведь она хочет, как лучше. В жизни нет ничего дороже маминой любви, она имеет право ругать тебя, и не думай, что она лишила тебя компьютера или телевизора из-за того, что ей жалко. Нет, нет! Она волнуется за тебя, за твои глаза. Да, правда, что мама не всегда говорит и советует верно, ну и что, каждый может ошибиться. Не сердись на нее, она не желает тебе зла, она очень добрая, ее любовь для тебя — это святое. Я очень люблю свою маму, не хочу с ней расставаться никогда!

Александра Лепёхина, 3 класс


Начальная школа (1-6 класс).

Б.ЕМЕЛЬЯНОВ 

РАССКАЗЫ О МАМЕ 

(избранное) 

НАДО И НЕ ХОЧЕТСЯ

С вечера у мамы разболелась голова.

Ночью Маша проснулась и увидела: мама сидит у стола под лампой и обеими руками сжимает голову у висков, так ей больно.

Маша сказала спросонок:

— Милая мамочка, мне тебя жалко.

И опять заснула.

Утром мама, как всегда, встала рано. Миша и Маша лежали и смотрели, как мама расчёсывает перед зеркалом волосы, а потом на кухне застучал крышкой чайник, бабушка вошла и сказала:

— Ну, лежебоки! Вставайте на работу! Живо!

Маша сказала:

— Работы у нас никакой нет: мы маленькие.

Миша сказал:

— Это ты маленькая, а я большой. Работа у меня есть: состругать табуретку. Кот её ободрал когтями. Можно её, конечно, состругать завтра…

Маша сказала:

— Мне надо сшить Матрёшке платье. Табуретка твоя — ерунда.

— Хватит разговаривать, — сказала бабушка и сдёрнула с ребят одеяла. — Мать сейчас уйдёт.

Мама сидела за столом бледная. Она и чашку с чаем не допила, и плюшку не доела, а только сказала:

— Милые мои товарищи! Если бы вы знали, как вашей маме сегодня не хочется идти работать.

— Не хочется, и не ходи, — сказал Миша. — Сиди дома.

— Конечно, не ходи, раз не хочется, — сказала Маша.

Мама посмотрела на ребят с удивлением и вроде даже не поняла, что они говорят.

— А как же быть, дети мои, если надо? — сказала она, стукнула Мишу легонько по затылку, поцеловала обоих ребят, оделась и ушла.

Сели ребята на диван, наморщили лобики и задумались. Думали, а о чём, кто знает?.. Часто, что ли, они так задумываются.

— Иди стругай табуретку, — сказала Маша.

Миша покачал головой и сказал:

— Чего-то не хочется.

— Надо, — строго сказала Маша. — Бабушка об неё вчера занозила палец.

Осталась Маша одна. Сшить, что ли, платье Матрёшке или не сшить? Не хочется. А надо. Не ходить же Матрёшке голой. 

МАМА ВСЁ ПОНИМАЕТ

Совсем, казалось, весна пришла, и вдруг небо нахмурилось и сверху посыпался снег. Миша и Маша пошли к бабушке на кухню и долго стояли возле плиты и молчали.

— Ну, — сказала бабушка, — говорите сразу, что надо.

Сразу говорить дети почему-то не умели.

— На улицу ты нас не пустишь, — сказала Маша.

— Не пущу, — подтвердила бабушка.

— Мы и не просимся, — сказал Миша.

— На улице грязно, — сказала Маша.

— Мокро, — добавил Миша. — Холодно.

— Скучно, — сказала Маша. — На улице никого нет.

— Какие умные дети! — воскликнула бабушка. — Ничего им объяснять не надо. Всё видят, всё знают сами.

— Милая бабуся, — сказала тогда Маша, — позволь, пожалуйста, мы позовём к себе Нюшу и Федю.

— Гм! — сказала бабушка.

— Пожалуйста, — сказал Миша жалобно.

— Мы ничего не испачкаем и не разобьём, — сказала Маша. — Будем сидеть тихо.

— А во что вы будете играть? — спросила хитрая бабушка. — В футбол?

— Миша будет нам рассказывать про своё путешествие в Африку, — сказала Маша.

— Про чьё путешествие? — спросила изумлённая бабушка.

— Про своё, — сказала Маша. — Очень интересно.

Через полчаса Нюшка и её братишка Федя сидели в гостях у Миши и Маши. Нюшка, когда с неё сняли шарфы, платки, шубку и варежки, оказалась очень гладенькой, толстой девочкой, и они с Федей были похожи друг на друга, как два мячика.

Дети сидели в комнате на самом деле тихо. Бабушка долго, недоверчиво прислушивалась к тишине, а потом вытерла руки, отставила суп с конфорки и тоже пошла слушать про путешествие.

Миша, оказывается, в Африку уже приехал и теперь ходил в дремучем тропическом лесу и охотился на диких зверей. Нюшка и Федя слушали его молча, раскрыв рты, и всему верили.

Миша рассказывал здорово:

— Иду — никого нет. Сяду — лев! Сяду — тигр с тигрятами!

— Ой! — сказала Нюшка чуть слышно. — Я боюсь.

Миша посмотрел на неё презрительно.

— Иду дальше, — продолжал он. — Опять никого. Сел — обезьяна, как Нюшка, мохнатая. Макака! Не стал стрелять! Иду. Сяду — удав! Сяду — бегемот! Раз, и готово!

— Ты бы уж постоял, что ли, отдохнул, — сказала бабушка, явно жалея внука. — Легко ли эдак, вприсядку, по Африке.

— Ты, бабушка, в охоте не понимаешь, — сурово объяснил Миша. — Если стоять, звери не подойдут близко, увидят.

— Теперь-то уж поняла, — сказала бабушка. — Конечно, охотничье дело тонкое. Спасибо, внук, за науку. Нюшку только не обижай и макакой не зови! Сидите, сидите, я вас скоро чаем поить буду с вареньем.

Бабушка удалилась на кухню, успокоенная и примирённая с Африкой. Увы! Тишина не продлилась до чая. Скоро из комнаты раздался страшный рёв и вой, и спустя минуту в кухню долетел отчаянный Нюшкин вопль. Это Миша, оказалось, нечаянно превратился в тигра, потом обратно в охотника, потом из охотника во льва. Лев прыгнул на Нюшку и защёлкал зубами…

Всё остальное бабушке не надо было рассказывать. Льву попало веником, Нюшке выдали конфету вне очереди. Чайник закипеть не успел.

Миша решил возвращаться из Африки. Скоро оттуда не доедешь. Хорошо, что у него под рукой была волшебная мамина кровать с блестящими никелированными шарами у изголовья. На этой кровати можно, как на самолёте, лететь куда угодно. Нужно только повернуть в разные стороны два блестящих шара, и кровать вылетит в окно мигом. Лучше всякого самолёта.

— Пожалуйста! — Миша пригласил слушателей на мамину кровать.

Не оставаться же им в африканских лесах без Миши. Трудно будет только удержаться вчетвером на пружинном матраце, как-никак вылетать с третьего этажа.

— Держитесь крепче! Лезьте! Нюшку мы подсадим.

Нюшка побледнела и сказала коротко:

— Не полечу!

Миша сказал:

— Ерунда. Лети!

Нюшка схватилась за диван и за ковёр на полу обеими руками. Голос у неё стал переходить на визг, словно на улице с ходу притормаживали машину.

— Не полечу. Не трогай. Ай!

Миша сказал громко:

— Федька! Помоги мне её отодрать от дивана.

Маша сказала:

— Чудачка! Это охотничьи рассказы. Никто никуда не полетит.

Нюшка завизжала удивительно, ни на что не похоже.

Бабушка в коридоре выронила чайник из рук; хорошо, что не обварилась. Нюшку успокаивали полчаса.

Вечером бабушка сказала маме категорически:

— Наташа! Мишку надо за враньё выпороть. Язык у него подвешен не как у людей. С таким языком долго ли до беды. Нюшку он сегодня напугал до полусмерти.

Дети за диваном слушали со страхом.

Маша прошептала:

— Очень уж Нюшка кричала пронзительно.

— Бабушке, конечно, вся вера, — пробурчал Миша, прислушиваясь. — Ишь ты, расписывает.

Бабушка тем временем досказывала происшествие до конца.

— А ведь это, пожалуй, и не враньё, — задумчиво сказала мама.

— А что? — спросила бабушка.

— Фантазия, — ответила мама тихо. — Выдумка. А ну, подите сюда, охотники!

Дети вылезли из-за дивана и стали «руки по швам».

— Как там погода в Африке? — спросила мама.

— Тёплая, — сказал Миша и подмигнул Маше: мама всё поняла. 

МАМИНЫ РУКИ

Такой это был несчастный, нехороший день!

С утра до вечера Маша капризничала, ссорилась с бабушкой, в комнате убираться не стала, читать не училась, в тетрадку ничего не писала, а только сидела в углу и хлюпала носом.

Мама пришла, и бабушка ей пожаловалась: целый, мол, день капризничает девчонка и никакого сладу с ней нет.

Мама спросила:

— Что же с тобой, дочка, делается? Ты не больна ли? — и положила Маше на лоб свою руку.

Руки у мамы были удивительные: сухие, чуть шершавенькие, но такие лёгкие и добрые.

На этот раз Маша только головой мотнула и стряхнула с себя мамины руки.

— Фу, — сказала она. — Фу, мамочка! Какие у тебя руки нехорошие.

— Ну вот, — удивилась мама. — Столько лет жили-дружили, а теперь стала нехороша. Чем же тебе, дочка, мои руки сегодня не понравились?

— Жёсткие, — ответила Маша. — Царапаются.

Мама посмотрела на свои руки, Маше показалось, грустно.

— Руки обыкновенные, — сказала мама. — Рабочие руки. Ничего уж с ними не поделаешь.

Встала и ушла в ванную мыться и заперлась на крючок.

Маше так вдруг стало жалко маму. Она уже хотела бежать за ней, бабушка не пустила.

— Сиди! — сказала бабушка грозно. — Сиди! Мать обидела ни за что. Руки у твоей матери золотые, это все знают. Материными руками добра сделано — на десять таких, как ты, хватит: полотном, которое мать наткала, полземли устлать можно. Даром, что молода, а сноровиста. Мать у тебя не белоручка, работница, плохого в том нет. Станешь к станкам на материно место — дай тебе бог такой быть, обидчица!

— Я её обидеть не хотела, — сказала Маша плача.

— Не хотела, да обидела, — сказала бабушка. — Так тоже бывает. За языком поглядывай. Руки у твоей матери верно, что жёсткие, а вот сердце мягкое… Я бы на её месте тебе как полагается всыпала, горячих… Надрала бы уши.

Мама вернулась и услышала, как бабушка ворчит, а Маша плачет, и сразу не разобралась, в чём дело.

— Не стыдно тебе ещё и бабушку обижать, — сказала она. — Сердце у бабки отходчивое. Я бы на её месте…

— Знаю, знаю! — закричала Маша неожиданно весело и бросилась к матери целоваться и обниматься. — Знаю…

— Ничего ты не знаешь, — сказала мама. — А если знаешь, говори.

— Знаю, — сказала Маша. — Ты бы на бабушкином месте надрала мне уши. Я твои руки обидела.

— Ну и надеру, — сказала мама. — Чтоб не обижала.

— Бабушка говорила, — сказала Маша из угла, — что если бы она была на твоём месте, то надрала бы. А на своём — вы обе не можете.

Бабушка и мама переглянулись и засмеялись. 

МАМИНО ГОРЕ

Что такое счастье — кто знает. Мама говорила: счастье у каждого своё.

Так, наверно, и есть на самом деле.

Бабушкино счастье свой срок на земле отслужило и лежало завёрнутое в бумажку в большой красной коробке у бабушки на комоде. Миша и Маша один раз залезли потихоньку в красную коробку, когда бабушки не было дома, и нашли в ней две дедушкиных медали и тоненькое золотое колечко. Дедушку убили на войне. Дети это знали. Бабушкино счастье они завернули обратно в бумажку, коробку поставили на место и целый день сидели по разным углам и опять думали.

Дети привыкли верить в мамино счастье. Мама у них была счастливая. Вот и сегодня она вернулась с работы, бабушку обняла и сказала:

— Нашу Трёхгорку сегодня наградили орденом Ленина. Ой, как я рада!

Бабушка спросила:

— А тебя, дочка, не наградили?

Мама ответила весело:

— Меня в этот раз не наградили. Наградной лист нам, говорят, пишут.

Бабушка сказала:

— Характер у тебя, Наталья, счастливый, умеешь ты радоваться не за себя, а за других. Это хорошо.

Через три дня всё стало плохо. Мама сидела с бабушкой за столом и пила чай, дети лежали в кроватках и шёпотом ссорились. Маша сегодня сломала Мишину удочку — доставала удочкой из-под дивана катушку с нитками. Конечно, Миша сердился. Маша отдавала за удочку Матрёшкину синюю кофту, Миша не брал и требовал две тетрадки и красный карандаш.

Вдруг мама сказала:

— Такое горе, такое горе… Катя заболела.

Миша даже привскочил на кровати и опять лёг. Вот тебе и раз. А они думали, что у счастливой мамы горя никогда не бывает.

Бабушка сказала по-своему:

— Ты, Наталья, не расстраивайся. Всё перемелется, мука будет. Поправится Катерина, вот увидишь. Это ведь не царское время, когда рабочему человеку жизни не было. Вылечат. Только надо её лечить с умом и со скоростью.

Мама сказала:

— Кате фабричный комитет дал бесплатную путёвку в санаторий, и завтра она уезжает. Всё равно беспокойно.

— Характер у тебя, Наталья, скверный, — вздохнула бабушка. — Горюешь не за себя, а за других.

— Катерина моя сменщица и подруга, — сказала мама сурово. — Кому же о ней горевать, как не мне. Дети останутся одни на целый месяц.

— С таким гореваньем тебя надолго не хватит, — сказала бабушка.

— Хватит и останется, — сказала мама. — Мы народ крепкий.

— Останется! — подтвердили дети радостным хором. — Мы крепкие.

Мама даже вскочила со стула.

— Спать сейчас же! — рассердилась мама. — Это ещё что за фокусы? Вот уж действительно горе мое.

— А вчера говорила, что радость, — пробормотал Миша. — Тебя пойми.

На другой день мама вроде была весёлая, ходила по комнате и пела. Маша теперь сидела у стола хмурая и молчаливая. Миша в углу стругал табуретку.

Мама посмотрела на Машу.

— Ну, — сказала она, — что затуманилась?

— Ничего я не затуманилась, — сказала Маша. — Нюшка и Федя остались одни. Тётя Катя уехала.

— Тебе-то что, — сказала мама. — Уехала и уехала.

— Нюшка моя подруга, — сказала Маша. — Кому же о ней беспокоиться, как не мне.

— Федька плачет с утра, — сказал Миша.

— Возьмём Нюшку и Федю к нам жить, пока тётя Катя не вернётся, — сказала Маша.

— Конечно, возьмём, — сказал Миша. — Зачем беспокоиться зря. Взяли, и делу конец.

Так и решили. Взяли Нюшку и Федю. Жили все вместе целый месяц. Выздоровела тётя Катя и вернулась. Бабушка сказала:

— Ну вот. Погоревали, и хватит. 

КОНЕЦ

Все как будто несчастья кончились, точно их и не было, а всё-таки какая-то грустинка из дома не убежала и где-то в нём спряталась.

Миша и Маша слышали: мама, когда в комнате гаснет свет, о чём-то вздыхает, а ночью иногда вдруг вскрикивает. Бабушка тогда просыпается и говорит маме:

— Спи, Наташа, спи, милая.

Дети забеспокоились и пошли к бабушке: нет ли у мамы ещё какого горя, чем они могут маме помочь?

— Ладно уж, утешители, — сказала бабушка. — Горя у матери никакого нет. Просто она об Николае, о вашем отце, соскучилась и о нём беспокоится. Плавает-то ведь он не в корыте, а в Северном Ледовитом океане. Там сейчас такого нанесло льда, что даже отцовский ледокол дорогу к берегу никак не проложит. Поняли?

— Поняли, — сказали дети. — А что же нам теперь делать?

— Ничего не делать, — сказала бабушка. — Мать не расстраивать и ждать. У моря погоды и отцовского благополучного возвращения.

Все они вчетвером друг друга больше не расстраивали и ждали. А потом весна и в Северном Ледовитом океане чуток растопила и подвинула льды, и ледокол пробился. В Москве уже травка появлялась кое-где и почки набухали на деревьях, когда Миша вдруг сорвался с подоконника с отчаянным криком:

— Папа приехал! 

ЗАДАНИЕ 

Прочитай рассказы Б.Емельянова. Подумай, какие качества характеризуют маму. Сделай в тетради или на бланке облако слов к понятию «МАМА», используя слова из рассказов и свои наблюдения из жизни. 

  • Рассказы о красоте воды для 2 класса
  • Рассказы о кошках для детей 2 класса
  • Рассказы о красоте животных родного края 2 класс
  • Рассказы о красоте неба 2 класс окружающий мир
  • Рассказы о красоте неба для детей