Рассказы о героях вов

Даже самое трагическое событие можно забыть. так происходит и с великой отечественной войной людей, которые прошли через военное время,
Рассказы о героях вов

Даже самое трагическое событие можно забыть. Так происходит и с Великой Отечественной войной — людей, которые прошли через военное время, в живых остается всё меньше. Ветераны уходят. Из памяти молодых стираются факты и даты, а подростки зачастую даже не знают элементарного: кто, с кем и почему воевал. Но один мудрый учитель-фронтовик однажды сказал: «Дети! Запомните! Как только вы забудете эту войну, так сразу ждите новую!». Поэтому рассказы о войне для детей так важны, и посвящать ребёнка в историю катастрофы мирового масштаба можно с самого раннего возраста.

Убедитесь, что с ребенком всё в порядке, когда вы далеко. Установите приложение «Где мои дети», чтобы всегда знать, где ваш ребёнок, что происходит вокруг него, и как он себя чувствует.

Содержание:

Как рассказать детям о Великой Отечественной войне

Рассказы о героях вов

Главный совет: обсуждая войну, не говорите словами из учебника. Дети лучше запоминают мелкие детали, необычные факты и особенности. Ведите повествование о ВОВ, как о событии, в котором участвовали настоящие люди с разными, хоть и похожими, судьбами.

Зачем рассказывать детям о войне

Иногда родители и другие взрослые не спешат рассказывать детям о войне, опасаясь, что ребёнка травмирует трагичность истории. Но дети воспринимают рассказы о ВОВ довольно спокойно, главное — выбрать правильную подачу. Знать о Великой Отечественной войне нужно каждому ребёнку: пока мы передаём память о советских воинах из поколения в поколение, дети продолжают чтить подвиг своих дедов и прадедов. А значит, герои проливали кровь не напрасно.

С чего начать беседу

Начиная беседу о войне, конечно, необходимо учитывать возраст ребёнка. Малыш младше пяти лет вряд ли будет готов к очень серьёзной теме. Зато у детей старше пяти лет уже хорошо развито понятие справедливости: в этом возрасте ребёнок чётко осознает «что такое хорошо, а что такое плохо», и поэтому сможет правильно оценить пересказанные взрослым события. Единственное, чего стоит избегать в беседах о ВОВ с дошкольниками и младшими школьниками — излишне драматических описаний о погибших и раненых.

Начать разговор о войне можно на примере воевавшего родственника. Если такого родственника нет — кратко опишите простыми словами, из-за чего началась война.

Почему началась война

Сказать ребёнку о том, почему началась война — нужно. Но для разных возрастов история может отличаться. Детям помладше достаточно объяснить причины войны в общих чертах: как одна страна захотела захватить территории других стран и как руководители разных государств поссорились между собой.

Школьникам можно изложить более развернутый и честный вариант событий: о том, что немецкие фашисты под руководством Гитлера — одного из самых жестоких людей за всё время существования человечества — решили убивать других людей из-за того, что эти люди были другой национальности. В разговоре будет полезно упомянуть о том, что и в самой Германии жили люди разных национальностей, которых фашистские преследования коснулись в первую очередь.

Как правильно рассказывать о войне и о чём рассказать

Рассказы о героях вов

Беседуя о войне с детьми любого возраста — отвечайте на все появившиеся у юных слушателей вопросы. Даже если не знаете ответа — это не страшно, можно найти всю нужную информацию в дополнительных источниках. Для лучшего понимания темы упомяните в беседе о детях, живших во время Великой Отечественной войны и участвовавших в защите своей Родины.

О чем именно рассказывать детям в беседе о ВОВ — примерный краткий план:

  • вероломное нападение фашистской Германии на Советский Союз (здесь можно пояснить, что раньше Россия не была отдельной страной, а входила вместе с другими республиками в Союз) 22 июня 1941 года в 4 часа утра;
  • героическая оборона Брестской Крепости — 22 июня-20-е числа июля 1941 года: защищали крепость 4 000 человек;
  • битва под Москвой — октябрь 1941-апрель 1942: одно из поворотных событий ВОВ;
  • Блокада Ленинграда (современного Санкт-Петербурга) — 8 сентября 1941-27 января 1944: прорвать блокадное кольцо удалось лишь спустя 872 дня;
  • Курская битва — 5 июля-23 августа: самое ожесточённое сражение за всё время войны, итогом битвы стало уничтожение двух главных фашистских группировок;
  • Сталинградская битва — 17 июля 1942-2 февраля 1943: после битвы, продлившейся 200 дней, стало ясно, что разгром Германии советскими солдатами — вопрос времени;
  • взятие Берлина — апрель 1945: советские воины дошли до германской столицы, попутно освобождая другие европейские страны, захваченные фашистами;
  • День Победы — 9 мая 1945 года: накануне, поздно вечером, был подписан окончательный Акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии и её вооруженных сил.

Рассказать об основных вехах войны можно кратко или более подробно — зависит от возраста детей. Если дети увлеклись беседой — завершите разговор вопросами по теме. Например, такими:

  1. Когда началась Великая Отечественная война?
  2. Какая страна напала на Советский Союз?
  3. Кто такие фашисты?
  4. Кто победил в войне?
  5. Сколько времени продлилась ВОВ?
  6. Какой праздник мы отмечаем девятого мая?

Закрепите итоги обсуждения войны визуально: покажите детям фотографии времён Великой Отечественной войны.

О чём ещё стоит рассказать детям в беседе о ВОВ — рекомендации педагогов:

Военные профессии

Объясните детям, что, помимо известных и хорошо знакомых им профессий (учитель, врач, строитель), существуют и особые профессии — военные. Человек, который выбрал военную профессию, может уметь разрабатывать тактику ведения боя, конструировать боевую технику, мастерски владеть оружием, уметь оказывать первую помощь. Примеры военных профессий: моряки, летчики, связисты, медицинские работники.

В беседе о военных профессиях поговорите о том, как сложно было и тем, кто остался в тылу. Женщины, дети, пожилые люди работали практически без отдыха, чтобы облегчить жизнь тех, кто воевал: создавали военную технику на заводах, выращивали продукты для советских воинов, шили форму.

Города-герои

Рассказы о героях вов

Расскажите ребёнку о том, что город-герой — очень почётное звание, и удостаивались этого звания те города, жители которых проявили особый героизм и мужество. В наши дни, когда СССР больше не существует, города-герои расположены на территории России, Украины, Беларуси:

  • Брест — участие в защите города приняли почти все его жители;
  • Одесса — защитники Одессы первыми начали подрывную войну против фашистов: ночами пробирались в город, чтобы вывести из строя технику и взорвать дома, занятые захватчиками;
  • Ленинград — жителям современного Санкт-Петербурга пришлось особенно тяжело: фашисты не пускали в город обозы с продуктами питания и лекарствами, намеренно сломали систему теплоснабжения, и более двух лет жители блокадного Ленинграда недоедали и мерзли, но не уступили город врагу;
  • Киев — 778 дней город находился в оккупации, за это время немцы разрушили город почти полностью;
  • Севастополь — город у Черного моря Гитлер планировал захватить в первые же дни войны, но жителям города удалось держать оборону целых 8 месяцев;
  • Мурманск — пережил огромное количество нападений, более 180 тысяч бомб сбросили на город, частично его разрушив. Но Мурманск не сдавался, его жители продолжали работать и защищаться;
  • Тула — с октября по декабрь население героически защищало родной город;
  • Минск — за три года оккупации от города почти ничего не осталось, и после войны Минск отстраивали заново;
  • Новороссийск — город оборонялся 225 дней, бои закончились полным освобождением Новороссийска;
  • Керчь — в оккупации город провел 700 дней, его жители пострадали больше остальных от фашистских захватчиков;
  • Волгоград (Сталинград) — был одной из главных целей Гитлера, но фашистам не удалось прорвать оборону, и спустя 200 дней уже сами немцы оказались в плену у советских воинов;
  • Москва — на подступах к столице СССР немецкие войска потерпели первое крупное поражение.

Награды

Для участников ВОВ были созданы особые награды, и вручали их героям в любых званиях: командирам отрядов и дивизий, рядовым солдатам, медикам, детям-героям. Примеры наград времен ВОВ:

  • ордена Суворова, Кутузова, «Красного знамени»;
  • медали «За боевые заслуги», «За отвагу»;
  • награды за оборону городов-героев.

Как рассказать ребёнку о Дне Победы

Рассказы о героях вов

Разбудить интерес к празднику у ребёнка можно простым вопросом: «А ты знаешь, какой завтра праздник?». Дети любят праздники, и ребёнок наверняка сам начнёт задавать наводящие вопросы.

Обычно о Дне Победы дети впервые слышат рано — в 3-4 года. Учитывая возраст малыша, не затягивайте повествование и не перегружайте беседу подробностями. Например, беседу можно составить так: «Когда твой прадедушка был таким же маленьким, как ты сейчас, на нашу страну напали очень злые люди — фашисты. Но нашим солдатам удалось защитить родную землю и победить захватчиков, а День Победы пришёлся на 9 мая 1945 года. С тех пор мы каждый год отмечаем этот праздник, вспоминая всех, кто сражался за победу».

Рассказ можно дополнить просмотром детских тематических книг с крупными фото и изображениями, посвящёнными ВОВ и Дню Победы.

Читайте также Сколько продлятся майские праздники в 2021 году и как их интересно провести?

Жизнь и подвиги детей во время ВОВ

«У войны не женское лицо», — так назвала свою книгу писательница Светлана Алексиевич. Можно смело добавить, что и детским быть лицо войны не должно: а в 1941 году ребята, которым едва исполнилось 10 лет, наравне со взрослыми защищали Родину.

Расскажите ребёнку о его ровесниках, лишившихся детства: в жизни этих мальчишек и девчонок не было сказок, мультфильмов и даже заботы родителей. Часто ребёнок искренне проникается историей, когда её участниками оказываются такие же дети, как и он сам.

На фронт мальчишки и девчонки попадали разными путями. Иногда их брали с собой родители, предполагая, что оставаться дома ещё опаснее, иногда солдаты подбирали потерявшихся во время боёв детей. Но чаще всего ребята сами стремились попасть на фронт, и попросту сбегали из дома на передовую, а командирам ничего не оставалось, кроме как принять юного бойца в свои ряды.

Три истории о детях Великой Отечественной войны, чьи мужественные поступки навсегда остались в истории России:

Марат Казей, 14 лет

Рассказы о героях вов

Памятник Марату Казею, Минск, 1984. Фото: Antonio3.14. Источник

К началу войны Марат успел окончить только начальную школу. Ещё до войны родителей мальчика объявили «врагами народа» (тогда, до войны, от ложных обвинений страдали многие ни в чём не повинные люди), в живых оставили только мать. Мама Марата простила советской власти несправедливые обвинения, и во время войны прятала у себя дома партизан, за что и была повешена фашистами.

Тогда сам Марат пошёл в партизаны и вёл деятельность наравне со взрослыми товарищами: взрывал вражеские эшелоны, ходил в разведку и участвовал в опасных рейдах. За год до Победы Марат Казей погиб, подорвав гранатой и себя, и нападающих на него фашистов.

Сережа Алешков, 6 лет

Один из самых юных участников боёв. Маленький мальчик потерялся в лесу, убегая с партизанами из захваченной немцами деревни, и его подобрали разведчики 142-го гвардейского полка.

В силу возраста в сражениях Сережа не участвовал, зато помогал всем, чем мог: разносил почту и продукты, приносил снаряды. А однажды мальчик спас командира полка, разбирая завалы блиндажа, где оказался командир. После войны Сережу усыновил майор Михаил Воробьёв, тоже воевавший в 142-м гвардейском полку.

Зина Портнова, 17 лет

Молодая партизанка вступила в подпольную организацию «Юные мстители». Зине удалось устроиться посудомойкой в немецкую столовую, где она отравила пищу, убив более сотни фашистов.

В 1943 году девочку взяли в плен и зверски пытали, но она не сдавала своих. Во время одного их допросов Зина застрелила из украденного пистолета троих немцев. В 1944 году Зину Портнову расстреляли, так и не добившись от неё нужной информации.

Дети, оставшиеся в тылу тоже совершали подвиги — только трудовые: работали днём и ночью на заводах, чтобы обеспечить армию всем необходимым, шили и вязали одежду, изготавливали посуду.

Лучшие книги и рассказы о войне для детей

Рассказы о героях вов

Ниже приведены произведения о войне для детей, подходящие для разных возрастов:

Для дошкольников

  1. Е. Благинина «Почему ты шинель бережёшь?».
  2. А. Гребенина «Вера Иванова».
  3. А. Митяев «Письмо с фронта».

Для младших школьников

  1. Л. Воронкова «Девочка из города».
  2. В. Осеева «Васёк Трубачев и его товарищи».
  3. В. Драгунский «Арбузный переулок».

Для среднего звена

  1. В. Богомолов «Иван».
  2. В. Рудный «Дети капитана Гранина».
  3. С. Алексеев «Рассказы о войне».

Для подростков

  1. А. Лиханов «Последние холода».
  2. Н. Надеждина «Партизанка Лара».
  3. Б. Васильев «В списках не значился».

Немного о книгах о войне, которые читают и перечитывают дети всех поколений:

  1. А. Митяев «Письмо с фронта». Книга легко прочитывается самостоятельно — автор писал для детской аудитории простым и понятным языком. Сюжет книги основан на реальных событиях.
  2. В. Осеева «Васёк Трубачев и его товарищи». Книга про обычного мальчишку Васю Трубачева и его друзей, детство которых закончилось вместе с пришедшей войной.
  3. В. Рудный «Дети капитана Гранина». История о том, как юные воины не только защитили Финский залив, но и в решающий момент приняли огонь на себя.
  4. Б. Васильев «В списках не значился». Десять месяцев русский солдат воевал против фашистов, а потом попал в плен. И тогда выяснилось, что никто не знал даже его имени, и он навсегда остался неизвестным героем.

Празднуем День Победы: поделки к 9 мая с детьми

Рассказы о героях вов

Варианты красивых и простых поделок к 9 мая:

Композиции из пластилина

С помощью пластилина на листе цветного картона можно изобразить любую тематическую символику: звезду, флаг, гвоздики, Георгиевскую ленточку, и многое другое.

  1. Открытка из пластилина ко Дню Победы: https://www.youtube.com/watch?v=F7cWgdlspbs
  2. Салют Победы из бумаги и пластилина: https://www.youtube.com/watch?v=fb0mnLWBRCw

Голубь мира

Простая поделка, сможет сделать самостоятельно даже дошкольник. Для поделки понадобятся: белые салфетки, лист белого или цветного картона.

Как делать: на листе картона нарисовать композицию, например, голубя и земной шар. Далее: вырезать из белой салфетки квадратики, накрутить квадратики на карандаш и приклеить внутри изображения голубя.

  • Голубь мира в технике оригами: https://www.youtube.com/watch?v=Jtg-Qzys6Uk

Другие варианты

  1. Хорошо смотрятся поделки к 9 мая из CD-дисков. На блестящую поверхность можно поместить любую тематическую композицию. Видео инструкция по изготовлению поделки из дисков: https://www.youtube.com/watch?v=9TYHxGrGV68
  2. Объёмный танк из коробок и бумаги: https://www.youtube.com/watch?v=HMhamUAlylM
  3. Очень красивая 3D-открытка «Коробка с орденами»: https://www.youtube.com/watch?v=uMxGudBkpMQ

Больше идей поделок на 9 мая с подробными инструкциям и видео мастер-классами ищите здесь.

Рассказывать о войне детям нужно обязательно. На волне патриотизма тема ВОВ поднимается часто, и со школьниками войну обсуждают довольно активно. Но, как правило, факты излагаются сухим языком и не несут никакой эмоциональной окраски. Поэтому только родители могут рассказать ребёнку о настоящей войне, на которой погибли тысячи людей, защищая будущие поколения. Пусть ваш ребёнок знает, что они защищали и его будущую жизнь тоже.

Рассказы о героях вов

Рассказы о героях вов

Получите чек-лист подготовки к школе на свою почту

Письмо отправлено!
Проверьте электронный ящик

Скачайте бесплатно приложение на iOS или Android

iphone-X

Мобильное приложение «Где мои дети»

Смотрите передвижения ребёнка на карте, слушайте что происходит вокруг, когда вас нет рядом.
Отправляйте громкий сигнал, если ребёнок не слышит звонка от вас.

Скачайте бесплатно приложение на iOS или Android

appStore

GooglePlay

AppGallery

Загрузить приложение

iphone-X

Во Всероссийский день памяти и скорби состоялась пресс-конференция, посвященная выходу уникального проекта — «ÐšÐ½Ð¸Ð³Ð¸ Памяти». Создатели представили свою книгу в пресс-центре ТАСС. Проект поддержали помощник Президента России Владимир Мединский и заместитель Председателя Государственной Думы Российской Федерации Ирина Яровая.

 

Рассказы о героях вов

 

— Когда мы создаём большие архивы — это прекрасно и правильно, но вот такая книга – это предметная, близкая память. Наша память о войне – это память о сотнях людей, которые сражались за нашу родину. В этой книге три моих деда, один погиб, а два прожили долгую жизнь. И от них я слышал эти рассказы о войне, страшные, жестокие и, одновременно, полные надежды, — рассказал руководитель Роспатента Григорий Ивлиев.

 

Рассказы о героях вов

 l

«ÐšÐ½Ð¸Ð³Ð° Памяти села Паники Сараевского района Рязанской области» основана на материалах государственных и военных архивов, содержит редкие фронтовые фотографии, которых иногда нет даже у родных героев книги, записи о подвигах, наградах, судьбах. Рядом с именами жителей села — участников ВОВ опубликованы QR-коды на весь массив архивных документов, связанных с ними. Наряду с бумажным изданием опубликована электронная версия «ÐšÐ½Ð¸Ð³Ð¸ Памяти».

— Еще в 2008 году мы в рамках Государственно-патриотического клуба «Ð•Ð´Ð¸Ð½Ð¾Ð¹ России» начали работу по защите исторической памяти и правды. В 2009 году мы в Елоховском соборе впервые провели акцию Свеча Памяти. Со временем эта акция стала международной и сегодня она масштабно проходит по всему миру, зажигая объединяющий огонь памяти. Тогда же мы боролись за судьбу ветерана Василия Кононова, когда было позорное решение ЕСПЧ и первая публичная демонстративная попытка осквернения роли и вклада советского солдата в Великую Победу.

Тогда же в 2009 году мною был разработан закон об уголовной ответственности за реабилитацию нацизма, принять который удалось только 5 лет спустя в 2014 году. И сегодня мы понимаем, сколь важно тогда было это решение, потому что по мере того, как начал раскачиваться в мире маховик попыток осквернения итогов Второй Мировой войны и попыток оспаривания незыблемых основ Нюрнбергского трибунала, для все уже кажется очевидным, что этот закон нужен. В 2021 году мы на уровне законодательства установили уголовную ответственность за оскорбление ветеранов. Сегодня у нас в стране впервые одновременно прошла Общероссийская Минута Молчания, этот разработанный мною закон был поддержан всеми фракциями. В мире знают 9 мая, День Победы, но для нас очень важно, чтобы в мире знали и 22 июня 1942 года, День Памяти и скорби, который стал для нас сердечным переживанием и болью, которая невосполнима, и знание этой правды и сопереживание всем миром в эту общую минуту молчания — чрезвычайно важно, оно является оберегом от современной агрессии.

На рассмотрении парламента находится законопроект и это наша общая задача – сопроводить все памятники, которые есть в нашей стране, все воинские захоронения, QR-кодом с информацией о живых судьбах, о том, что было в то время на этом месте, кто эти люди, каков подвиг, который они совершили. Чтобы подходя к памятнику, обелиску, захоронению, мальчишки и девчонки смогли сразу совершить живое соприкосновение к судьбам и историям конкретных людей.

Мы понимаем сегодня, что наша историческая память нуждается в защите. Нам когда-то казалось, что никто не опустится до того, чтобы поставить это под сомнение. И работа, которую провели создатели этой книги, — это сохранение чистого родника памяти и правды о той страшной войне, — подчеркнула заместитель Председателя Государственной Думы Ирина Яровая.

— Большая цель этого проекта – скрепить общей памятью нашу страну, которая как раз и состоит из таких небольших сел как Паники. Это та живая память, которая нам сегодня необходима, когда человек узнаёт о своих родных, близких, соседях. Все начинается с таких маленьких посёлков, которые вместе составляли огромную, большую страну, — отметил доктор исторических наук, руководитель научных проектов — научный директор Российского военно-исторического общества Михаил Мягков.

В ходе проведения полевых исследований для «ÐšÐ½Ð¸Ð³Ð¸ Памяти» села Паники и бесед с жителями удалось «Ð²ÐµÑ€Ð½ÑƒÑ‚ÑŒ» из забвения судьбы 91 человека и уточнить информацию для 137 записей. Благодаря этому в «ÐšÐ½Ð¸Ð³Ðµ Памяти» собрана максимально полная информация о 386 героях села Паники. Ранее сельсоветом было учтено почти на 100 человек меньше.

 

Рассказы о героях вов

 

— Книга Памяти села Паники – это первая книга большого проекта. В Советском союзе издавалось много книг памяти, но каждая судьба там была представлена тремя строчками. Сейчас мы получили технологическую возможность показать весь массив документов по каждому человеку. Фактически, в этой книге 386 персональных интернет-сайтов, посвящённых всем героям книги. Более того, не нужно относиться к этой книге как к фиксированному проекту, информация в ней может дополняться, обновляться именно как интернет-ресурс. Мы готовы помогать всем, кто захочет издать такую Книгу Памяти, посвящённую родным сёлам, — рассказал о работе над книгой глава корпорации «Ð­Ð»Ð°Ñ€» Сергей Баландюк.

— Министерство Обороны сегодня головной орган исполнительной власти по увековечиванию памяти подвига советского, российского народа. Мы ежегодно проводим большую работу по сбору информации и обновлению данных на сайте Память народа, других ресурсах, которыми пользуются по всему миру. Мы используем военные документы, используем трофейные документы. Но это глобальная работа, а Книга Памяти – это проект на микроуровне, который позволяет серьезно повысить качество информации о судьбах людей из небольших посёлков. Такие издания позволяют нам уточнить имена и подвиги многих героев, — помощник заместителя Министра обороны Александр Кирилин.

На пресс-конференции также было обнародовано поручение Президента России Владимира Путина о создании подобных Книг Памяти маленьких сел и населенных пунктов по всей стране.

Проект «ÐšÐ½Ð¸Ð³Ð° Памяти» стал реальным и осязаемым воплощением слов «ÐÐ¸ÐºÑ‚Ð¾ не забыт, ничто не забыто!». Он поможет сохранить память каждого солдата, каждого участника Великой Отечественной войны родом из села Паники и тысяч других сёл нашей страны.

— Представленное сегодня издание — «ÐšÐ½Ð¸Ð³Ð° Памяти села Паники Сараевского района Рязанской области» — значимый вклад в сохранение нашей общей исторической памяти, которая складывается из судеб наших предков, без жертвенного подвига которых сегодня не было бы ни нашего народа, ни большинства народов Европы, — подчеркнул помощник Президента России, председатель Российского военно-исторического общества Владимир Мединский.

Скачать «ÐšÐ½Ð¸Ð³Ñƒ Памяти села Паники Сараевского района Рязанской области».

 

Рассказы о героях вов

следующая новость

РИА Новости: В Роспатенте назвали главные изобретения года

к списку новостей


Главная / ТЕМЫ / ДЕНЬ ПОБЕДЫ / ПИОНЕРЫ-ГЕРОИ / Имена пионеров-героев /

ИМЕНА ПИОНЕРОВ-ГЕРОЕВ

deti geroi

  • Авраменко А.И. Гонцы из неволи: Повесть/ А.И.Авраменко; Пер. с укр.; Рис. И.Пчелко.-М.: Молодая гвардия, 1981.-208с.: ил.-(Юные герои).

    Юные герои Шура Кобер и Витя Хоменко были награждены орденами Отечественной войны за свой подвиг. По заданию подпольного центра они перешли линию фронта, чтобы сообщить в Москву секретный шифр фашистов, и тем самым спасли жизнь тысячам солдат.

  • Большак В.Г. Проводник в бездну: Докум. повесть/ В.Г.Большак; Рис. И.Ушакова.-М.: Молодая гвардия, 1979.-160с.: ил.-(Юные герои).

    Повесть о подвиге Гриши Мовиана. Гитлеровцы захватили Украину. Разгорается пламя всенародной борьбы против поработителей. Отступающие фашисты под угрозой смерти требуют, чтобы мальчик провёл их в обход района, занятого партизанами. Мальчик завёл их в непроходимую болотную трясину. Здесь они и были уничтожены.

  • Болознев И. Остаюсь в заслоне: главы из повести/ И.Болознев, И.Сабило; рис. Ю.Шабанова// Костер: всероссийский ежемесячный литературно-художественный журнал для школьников.-1979.-№1.- С.2-7; 1979.-№2.-С.12-18.

    О подвиге юного партизана, пионера-героя, ленинградца Саши Бородулина.

  • Буравкин Г.Н. Три страницы из легенды/ Г.Н.Буравкин; Пер. с белорус.; Рис. Е.Лесничей.-М.: Молодая гвардия, 1983.-64с.: ил.-(Юные герои).

    Юная партизанка Надя Богданова совершила подвиг, была схвачена и расстреляна фашистами, но… осталась жива. В Белоруссии о её героической жизни слагались легенды.

  • Валько И.В. Куда летишь, журавлик?: Докум. повесть/ И.В.Валько; Худож. П.Пинкисевич.-М.: Молодая гвардия, 1978.-174с.: ил.-(Юные герои).

    Винницкая партизанская бригада вела бои с карателями. Юному герою Володе Саморухе было поручено найти отряд, который имеет связь с Москвой, чтобы передать важные сведения. Мальчик прошёл по оккупированной фашистами территории много сотен километров, попал в партизанский отряд Медведева под Ровно. Выполнил задание. За этот подвиг он был награждён орденом Красной звезды.

  • Вахов А. Леонид Голиков: [партизан-разведчик, Герой Советского Союза]/ А.Вахов// Костер: ежемесячный журнал ЦК ВЛКСМ, Центрального Совета Всероссийской пионерской организации им.В.И.Ленина, Союза писателей СССР.-1989.-№1.-С.2-3.
  • Володя Щербацевич// Мурзилка: ежемесячный литературно-художественный журнал для детей младшего школьного возраста.-2015.-№1.-С.12.-(Дети — герои Великой Отечественной войны).
  • Воскобойников В.М. Валя Котик: Рассказ/ В.М.Воскобойников// Рассказы о юных героях/ худож. А.В.Пустовит.-Москва, 2015.-(История Отечества).-С.66-77-6+.
  • Воскобойников В.М. Витя Коробков: Рассказ/ В.М.Воскобойников// Рассказы о юных героях/ худож. А.В.Пустовит.-Москва, 2015.-(История Отечества).-С.93-109.-6+.
  • Воскобойников В.М. Володя Дубинин// Рассказы о юных героях/ В.Воскобойников; худож. А.В.Пустовит.-Москва, 2015.-(История Отечества).-С.5-19.-6+.
  • Воскобойников В.М. Зина Портнова: Рассказ/ В.М.Воскобойников// Рассказы о юных героях/ худож. А.В.Пустовит.-Москва, 2015.-(История Отечества).-С.125-142.-6+.
  • Воскобойников В.М. Лёня Голиков: Рассказ/ В.М.Воскобойников// Рассказы о юных героях/ худож. А.В.Пустовит.-Москва, 2015.-(История Отечества).-С.110-124.-6+.

    marat kaz ign

  • Воскобойников В.М. Марат Казей: Рассказ// Рассказы о юных героях/ худож. А.В.Пустовит.-Москва, 2015.-(История Отечества).-С.20-32.-6+.
  • Воскобойников В.М. Нина Куковерова: Рассказ/ В.М.Воскобойников// Рассказы о юных героях/ худож. А.В.Пустовит.-Москва, 2015.-(История Отечества).-С.33-52-6+.
  • Воскобойников В.М. Пионеры-герои: переписывая заново: интервью с Валерием Воскобойниковым/ Валерий Воскобойников; Сергей Глезеров// Санкт-Петербургские ведомости: ежедневная газета.-2019.-13 июня (№105).-С.5.
  • Выговский В.С. Огонь юного сердца/ В.С.Выговский; Пер. с укр.; Рис. К.Безбородова.-М.: Дет.лит., 1968.-144с.: ил.-(Школьная библиотека).

    Когда началась Великая Отечественная война, автору книги было 12 лет. Он стал участником Киевского подполья, а потом партизаном-разведчиком. В книге он назван Петей Вишняком. В книге описаны подлинные события.

  • Глезеров С.Е. Подводнику было тринадцать/ Сергей Глезеров.-Санкт-Петербургские ведомости: ежедневная газета.-2020.-30 января (№16).-С.4.-(Общество).

    Михаил Золотарев — последний из ныне здравствующих членов экипажа подводной лодки Александра Маринеско. Будучи юнгой, он ходил в четвертый боевой поход «С-13», завершившийся уже после Победы.

  • Евсеев В. Невидимый фронт: как дети-партизаны приближали Победу/ из очерка Валентина Евсеева// Маруся: журнал для девочек.-2020.-№4.-С.62-63.-(75 лет Победы).-12+.
  • Ершов Я.А. Витя Коробков — пионер, партизан: Повесть/ Я.А.Ершов.-М.: Воениздат, 1968, 320с.: ил.-(Библиотека юного патриота: О Родине, подвигах, чести).

    Витя Коробков жил в Феодосии. Когда в город ворвались немцы, он стал подпольщиком, потом разведчиком в партизанском отряде. О жизни, борьбе и героической гибели юного патриота.

  • Жариков А.Д. Юные партизаны/ А.Д.Жариков.-М.: Просвещение, 1974.-128с.

    О подвиге юных партизан — Максима Попкова, Серёжи Корнилова и др. в годы Великой Отечественной войны. Максим Попков взорвал немецкий эшелон с танками. Серёжа Корнилов пробрался к войскам и спас партизан, попавших в окружение.

  • Ищук Н. Плывёт его кораблик: [подвиг феодосийского пионера-партизана Вити Коробкова во время Великой Отечественной войны]/ Н.Ищук// Костер: всероссийский ежемесячный литературно-художественный журнал для школьников.-1984.-№8.-С.15-19.-(И помнит мир спасённый).
  • Кассиль Л.А. Улица младшего сына: Повесть/ Л.А.Кассиль, М.Л.Поляновский; Рис. И.Ильинского.-М.: Дет.лит., 1985.-480с.: ил.-(Военная библиотека школьника).

    Не так уж много на свете мальчиков, именем которых названы улицы. Имя юного партизана Володи Дубинина носит улица в Керчи. Он во время войны был героем-разведчиком, выполнял ответственные задания партизанского отряда.

  • Кеккелев Л.Н. Землячок: Повесть о П.Шепелеве/ Л.Н.Кеккелев.-3-е изд.-М.: Молодая гвардия, 1981.-143с.: ил.-(Юные герои).

    Петя Шепелев — сибиряк. Волею судьбы оказался на территории, оккупированной немцами. Потом в хутор пришли наши танкисты и Петя был зачислен в роту технического обеспечения и с танкистами дошел до Германии. С боевыми медалями вернулся домой.

  • Корольков Ю.М. Лёня Голиков/ Ю.Корольков; худож. В.Юдин.-Москва: Малыш, 1980.-26с.: ил.-(Пионеры — герои).
  • Корольков Ю.М. Партизан Леня Голиков: Повесть/ Ю.М.Корольков; Рис. Г.Филатова.-М.: Молодая гвардия, 1985.-215с.: ил.-(Юные герои).

    В годы Великой Отечественной войны на новгородской земле Леня Голиков встал в ряды народных мстителей. Погиб в одном из боев с гитлеровцами. Посмертно удостоен высокого звания Героя Советского Союза.

  • Котляров П. Лариса Михеенко: из письма в редакцию газеты «Ленинские искры»/ П.Котляров// Дети города-героя: сборник/ сост. А.Л.Мойжес.-Ленинград, 1974.-С.357-359.

    Михеенко Лариса Дорофеевна — партизанка, пионер-герой.

  • Кошевая Е.Н. Повесть о сыне/ Е.Н.Кошевая.-Москва: Дет.лит., 1985.-207с.: ил.-(Школьная библиотека).
  • Куковерова А. Дочь: Воспоминания/ А.Куковерова// Дети города-героя: сборник/ сост. А.Л.Мойжес.-Ленинград, 1974.-С.355-357.

    О Нине Куковеровой.

  • Лезинский М.Л. Живи, Вилор!: Повесть/ М.Л.Лезинский, Б.М.Эскин.-М.: Молодая гвардия, 1983.-112с.: ил.-(Юные герои).

    Ноябрьской ночью 1941 года у деревни Алсу под Севастополем фашисты подкрались к партизанскому отряду. Внезапно скалы осветила сигнальная ракета. Так юный разведчик Вилор Чекмак предупредил товарищей об опасности. Каратели были разбиты.

  • Лёня Голиков: дети — герои Великой Отечественной войны// Мурзилка: ежемесячный литературно-художественный журнал для детей младшего школьного возраста.-2015.-№4.-С.14.-(Для семейного чтения).-6+.
  • Лиханов А.А. Боря Цариков/ А.А.Лиханов; худож. В.Юдин.-Москва: Малыш, 1980.-26с.: ил.-(Пионеры — герои).
  • Логвиненко И.М. Багряные зори: Докум. повесть/ И.М.Логвиненко; Пер. с укр.; Рис. И.Ильинского.-М.: Дет.лит., 1972.-160с.: ил.

    Об украинском мальчике Володе Бучацком, юном разведчике. Не одно смелое задание выполнил партизан Володя. Он несколько раз пробирался через линию фронта и доставлял важные сведения.

  • Луговой Н.Д. Опалённое детство/ Н.Д.Луговой; Рис. И.Пчелко.-М.: Молодая гвардия, 1984.-152с.: ил.-(Юные герои).

    Книгу написал участник Великой Отечественной войны, руководитель партизанского движения и подполья в Крыму. О Васе Борзове и юных героях, активно помогавших бойцам Крымского подполья и партизанам.

  • Маленький разведчик Сан Саныч// Аты-Баты, шли солдаты: детский православный журнал о военной истории.-2016.-№4-5.-С.11-18.-(Сороковые, роковые).-0+.

    О реальных событиях из боевой биографии 12-летнего разведчика Александра Ивановича Колесникова.

  • Медведев Н.Е. Орлята благовского леса: Докум. повесть/ Н.Е.Медведев.-М.: ДОСААФ, 1969.-96с.

    На белорусской земле около небольшой деревушки Караси действовал партизанский отряд. Юные партизаны Серёжа и Павлик выполняли ответственные задания: распространяли листовки, ходили в разведку, выследили немецкого офицера, проникшего в партизанский отряд. Павлик погиб, Серёжа воевал до самой победы.

  • Морозов В.Н. В разведку шёл мальчишка: Повесть/ В.Н.Морозов; Рис. Ю.Пучинского.-Минск: Госиздат БССР, 1961.-214с.: ил.

    Книга о Марате Казее, юном партизане Белоруссии.

  • Морозов В.Н. Володин фронт/ В.Н.Морозов.-М.: Молодая гвардия, 1975.-96с.: ил., портр.-(Юные герои).

    Во время Великой Отечественной войны Минск захватили фашисты. Четырнадцатилетний Володя Щербацевич помогал бежать пленным, прятал дома раненых, переправлял их через линию фронта, расклеивал листовки. 26 октября 1941г. вместе с матерью и другими родственниками мальчика казнили.

  • Морозов В.Н. Им было по четырнадцать/ В.Н.Морозов.-Минск: Народная Асвета, 1969.-191с.: ил., портр.

    Марат Казей и Володя Щербацевич, им было по четырнадцать, когда наступило самое трудное испытание в жизни: война. Короткая, но яркая жизнь Марата и Володи — это неувядаемый подвиг. Они навсегда остались четырнадцатилетними. События происходили в Минске.

  • Морозов В.Н. Когда протрубили тревогу…: Докум. повести/ В.Н.Морозов; Ил. А.Волков.-Минск: Мастацкая лит., 1973.-339с.: ил.

    Документальные повести «Дан Алёшке боевой приказ», «Володин фронт», «В разведку шёл мальчишка», «Не взяли ребят в партизаны» рассказывают о подвиге десятилетнего Алёшки, воспитанника пограничной заставы, о боевых делах юного подпольщика, минчанина Володи Щербацевича, о жизни и подвиге разведчика партизана Героя Советского Союза Марата Казея.

  • Морозов В.Н. Марат Казей/ В.Н.Морозов; худож. В.Юдин.-Москва: Малыш, 1980.-26с.: ил.-(Пионеры — герои).
  • Морозов Н.А. Юта: Повесть/ Н.А.Морозов; Рис. К.Безбородова.-М.: Дет.лит., 1970.-176с.: ил.

    Партизанское движение Псковской области в Великой Отечественной войне. О юной партизанке Юте Бондаровской, ленинградской девочке, которая во время войны оказалась на псковской земле.

  • Медаль за бой, медаль за труд/ Сост. В.Караваев; Предисл. И.Баграмяна.-М.: Молодая гвардия, 1975.-205с.: ил., портр.

    Документальные рассказы о ребятах военного времени. Тысячи мальчишек и девчонок провели свое детство на фронте, в партизанском отряде. Связные, радисты, разведчики… Среди юных героев — шестилетний Серёжа Алешков, награжденный медалью «За боевые заслуги» в дни Сталинградской битвы; участник штурма Рейхстага Жора Артеменков и многие другие.

  • Набатов Г.О. Зина Портнова/ Г.О.Набатов; худож. В.Юдин.-Москва: Малыш, 1980.-26с.: ил.-(Пионеры — герои).
  • Набатов Г.О. Юные подпольщики/ Г.О.Набатов.-М.: Политиздат, 1966.-144с.: ил.

    Книга написана ленинградским писателем Григорием Осиповичем Набатовым. О деятельности подпольной организации юных борцов на территории Белоруссии во время Великой Отечественной войны. Многие участники этой организации были награждены орденами и медалями. Зине Портновой присвоено звание Героя Советского Союза, посмертно.

  • Надеждина Н.А. Лара Михеенко: Рассказ/ Н.А.Надеждина// Рассказы о юных героях/ худож. А.В.Пустовит.-Москва, 2015.-(История Отечества).-С.78-92.-6+.
  • Надеждина Н.А. Партизанка Лара: Повесть/ Н.А.Надеждина; Рис. О.Коровина.-М.: Дет.лит., 1988.-142с.: ил., портр.

    Лара Михеенко в партизанском отряде выполняла самые опасные задания, чтобы приблизить победу над врагом. Юная партизанка погибла. Посмертно она награждена орденом Отечественной войны I степени. Написать книгу о девочке из Ленинграда помогли материалы, которые разыскали красные следопыты.

  • Наджафов Г.Д. Оглы. Валя Котик/ Г.Д.Наджафов; худож. В.Юдин.-Москва: Малыш, 1980.-26с.: ил.-(Пионеры — герои).
  • Никольский Б.Н. Бородулин Саша: Рассказ/ Б.Н.Никольский// Рассказы о юных героях/ худож. А.В.Пустовит.-Москва, 2015.-(История Отечества).-С.53-65.-6+.
  • Орлов О.П.Мальчик на башне: [рассказ о юном защитнике Новороссийска]/ О.Орлов// Костер: всероссийский ежемесячный литературно-художественный журнал для школьников.-1978.-№4.-С.26-29; 1978.-№5.-С.18-23.

    История подвига одиннадцатилетнего Вити Новицкого, героически вместе с солдатами оборонявшего город в старинной башне посреди одной из площадей Новороссийска в 1943 году.

  • Орлята: Cб. рассказов/ Рис. В.Тамбовцева.-Л.: Дет.лит., 1972.-207с.: ил.-(Школьная библиотека).

    Писатели Ю.Томин, Н.Надеждина, Н.Ходза, А.Котовщикова посвятили свои рассказы юным героям обороны Ленинграда. Рассказано о подвигах юной партизанки Юты Бондаровской, отважных мальчиков Коли Рыжова, Маркса Кротова, Альберта Кунше и многих других.

  • Печерская А.Н. Дети-герои Великой Отечественной войны: рассказы/ А.Н.Печерская.-М.: Дрофа-Плюс, 2005.-60c.-(Внеклассное чтение).

    В книгу вошли рассказы о героических подвигах: Лени Голикова, Марата Казея, Лары Михеенко, Вали Котика, Зины Портновой, Тани Морозовой, Вити Коробкова и Володи Казьмина.

  • Пинкус М. Серёжка: «Родина» разыскала сводного брата Серёжи Алешкова — самого юного творца Великой победы на Волге/ Михаил Пинкус// Родина: российский исторический журнал.-201.-№2.-С.20-23-(Тема номера. Сталинград 75).-16+.
  • Пионеры-герои: [сборник]: пер. с бел./ сост. В.Зуенок, А.Рокош, П.Ткачев; ил. И.Давидович.-3-е изд.-Минск: Беларусь, 1972.-255с., 4л. ил.
  • Подвигу жить!: Сборник/ Сост. Т.Ведина.-М.: Молодая гвардия, 1975.-168с.

    О мужестве и стойкости детей в годы Великой Отечественной войны. Смертельную схватку с врагом вынесла девочка из Бреста, радист батареи Клава Шаликова, тринадцатилетний Миша Васькин выполнял задания подпольщиков. В ожесточённых боях участвовали детдомовцы во главе с Надей Богдановой. В сборнике есть выдержки из газет военного времени.

  • Подрядчиков Л. Сын: Литературная запись интервью/ Л.Подрядчиков; Литературная запись Т.Кудрявцевой// Дети города-героя: сборник/ сост. А.Л.Мойжес.-1974.-С.365-367.

    Подрядчиков Николай — юный партизан.

  • Пронин Д.В. Истории о пионерах-героях. Зина Портнова/ Д.Пронин; лит. консульт. З.Прилепин; науч. консульт. Б.Иринчеев; худож. П.Чувин.-Санкт-Петербург: Питер, 2017.-23c.: ил.-(Вы и ваш ребёнок).-6+.
  • Скрипка М. Алёша Голосевич: «Покуда бьётся сердце»/ М.Скрипка// Наш Филиппок.-2012.-№1.-С.8-13.-(Герои моей страны).
  • Славкович Д.Ф. «Я вернусь, мама!»…: Повесть/ Д.Ф.Славкович; Пер. с белорус.-М.: Молодая гвардия, 1982.-159с.: ил.-(Юные герои).

    О юном разведчике партизанской бригады Косте Буднике. Повесть написана бывшим партизаном по материалам, собранным следопытами из детской библиотеки белорусского посёлка Узда.

  • Смирнов В.И. Зина Портнова: Повесть/ В.И.Смирнов.-М.: Воениздат, 1980.-223с.: ил., портр.-(Библиотека юного патриота: О Родине, подвигах, чести).

    О юной героине Великой Отечественной войны Зине Портновой, удостоенной звания Героя Советского Союза.

  • Соболев О.М. Партизанский билет №41: Повесть/ О.М.Соболев.-Москва: Молодая гвардия, 1989.-190с.-(Юные герои).

    В повести, посвященной самым юным солдатам Великой Отечественной войны, нет вымышленных героев. Алик Сакаев и его друзья воевали на самом трудном фронте — в тылу врага. Не всем им суждено было дожить до Победы. Но память о бойцах-пионерах жива.

  • Солодов А.С. Девочка с косичками: Повесть о Зине Портновой/ А.С.Солодов.-2-е изд.-М.: Молодая гвардия, 1984.-128с.: ил.-(Юные герои).

    О маленькой подпольщице, юной героине Великой Отечественной войны, удостоенной звания Героя Советского Союза.

  • Суворина Е.И. Витя Коробков: [о юном разведчике Восточного соединения партизан Крыма]/ Е.Суворина// Наш Филиппок.-2013.-№5.-С.8-12.-(Герой моей страны).-6+.
  • Суворина Е.И. Витя Коробков/ Е.И.Суворина; худож. В.Юдин.-Москва: Малыш, 1980.-26с.: ил.-(Пионеры — герои).
  • Тихомиров О.Н. В ту пору суровую в Киеве…: Повесть/ О.Н.Тихомиров; Рис. Н.Ушакова.- М.: Молодая гвардия, 1982.-144с.: ил.-(Юные герои).

    Повесть посвящена подвигу юного киевлянина, Кости Кравчука, спасшего в дни фашистской оккупации два полковых знамени и за это награждённого орденом боевого Красного знамени.

  • Торопцев А.П. Володя Дубинин/ Александр Торопцев// Мурзилка: ежемесячный литературно-художественный журнал для детей младшего школьного возраста.-2015.-№3.-С.14.-(Дети — герои Великой Отечественной войны).-6+.
  • Торопцев А.П. Самый юный Герой Советского Союза: [подвиг Вали Котика]// Мурзилка: ежемесячный литературно-художественный журнал для детей младшего школьного возраста.-2015.-№2.-С.14.-(Дети — герои Великой Отечественной войны).-6+.
  • Урланис С.И. Толя Шумов/ С.И.Урланис; худож. В.Юдин.-Москва: Малыш, 1980.-26с.: ил.-(Пионеры — герои).
  • Федоров Н.Ф. Мальчик с сердцем солдата; Шура партизанка: воспоминания о пионерах-героях/ Николай Федорович Федоров; лит.запись Б.Н.Никольского; рис. А.Гетманского// Костер : ежемесячный журнал ЦК ВЛКСМ Центрального Совета Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина Союза писателей СССР .- Ленинград., 1973 .- №5 .- С.25-27 .- (Так поступают пионеры) .
  • Филиппов Е. Надя Богданова: «Горячее сердце юной партизанки»/ Е.Филиппов// Наш Филиппок.-2012.-№11.-С.6-9.-(Герои моей страны).
  • Филиппов Е. Разведчик Сан Саныч: [о подвигах юного героя ]/ Евгений Филиппов// Наш Филиппок.-2013.-№6.-С.14-17.-(Герой моей страны).-6+.
  • Филиппов Е. Тихон Баран: «За маму, за сестёр, за родную деревню…»: [о подвиге 12-летнего партизана]/ Евгений Филиппов// Наш Филиппок.-2013.-№7.-С.6-9.-(Герой моей страны).-6+.
  • Холопов Г.К. Маленький отважный солдат: [о юном разведчике Юре Сыркове]/ Георгий Холопов; рис. В.Орлова// Искорка: Ежемесячник.-1985.-№5.-С.21-25.
  • Яковенко В.К. Партизанские орлята/ В.К.Яковенко.-М.: Воениздат, 1984.-336с.-(Библиотека юного патриота: О Родине, подвигах, чести).

    О мужестве, героизме юных партизан Белоруссии в годы Великой Отечественной войны — Володи Козлова, Кима Баглая, Валентина Филипчика, Вани Саватеева и других рассказывает автор книги, бывший командир партизанского отряда.

Материал востребован в рубрике Спроси у библиотекаря!

26.05.2021

За какими цифрами стоят интересные и трагические истории и факты о Великой Отечественной войне? Предлагаем вспомнить 15 из них.

1418 дней длилась война

Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года. Она продолжалась 3 года 10 месяцев и 18 дней или 1418 дней и ночей. А самое продолжительное сражение Великой Отечественной войны — битва за Ленинград — длилась 1126 дней. Из них на блокаду города ушел 871 день.

Более 7 миллионов человек участвовало в битве за Москву

Такое рекордное количество людей в общей сложности участвовало в Московской битве (30 сентября 1941 года — 20 апреля 1942 года). Для сравнения: в Берлинской операции, которая включена в Книгу рекордов Гиннесса как самое крупное сражение войны, участвовало 4 миллиона человек.

svg+xml;uft 8,%3Csvg%20width%3D%22157%22%20height%3D%2228%22%20fill%3D%22none%22%20xmlns%3D%22http%3A%2F%2Fwww.w3.org%2F2000%2Fsvg%22%3E%0A%20%20%3Cpath%20fill rule%3D%22evenodd%22%20clip rule%3D%22evenodd%22%20d%3D%22M38.361%2015.293v5.316h 2.609V7.84h2.609v4.942h6.429V7.84h2.609v12.769H44.79v 5.316h 6.429ZM56.46%207.512a6.716%206.716%200%200%201%206.712%206.712%206.716%206.716%200%200%201 6.712%206.713%206.715%206.715%200%200%201 6.712 6.713%206.715%206.715%200%200%201%206.712 6.712Zm0%202.608a4.106%204.106%200%200%201%204.104%204.104%204.106%204.106%200%200%201 7.006%202.902%204.106%204.106%200%200%201%200 5.804%204.106%204.106%200%200%201%202.902 1.202Zm16.648%2010.489H65.52V7.84h7.087a3.49%203.49%200%200%201%203.484%203.49c0%201.104 .46%201.823 1.014%202.44%201.119.65%201.716%201.776%201.716%203.034%200%202.034 1.651%203.805 3.685%203.805Zm .529 5.393h 4.473v2.882h4.473a1.441%201.441%200%200%200%200 2.882Zm .372 4.865h 4.101v2.409h4.101a1.205%201.205%200%201%200%200 2.409Zm13.012 2.839a6.716%206.716%200%200%201%206.712%206.712%206.716%206.716%200%200%201 6.712%206.713%206.715%206.715%200%200%201 6.712 6.713%206.715%206.715%200%200%201%206.712 6.712Zm0%202.608a4.106%204.106%200%200%201%204.104%204.104%204.107%204.107%200%200%201 4.104%204.105%204.106%204.106%200%200%201 2.902 7.007%204.106%204.106%200%200%201%202.902 1.202Zm20.92%208.039a6.774%206.774%200%200%201 5.473%202.778%206.716%206.716%200%200%201 6.712 6.713%206.716%206.716%200%200%201%206.712 6.712c2.039%200%203.903.912%205.134%202.349l 2.067%201.597c .751 .822 1.766 1.338 3.067 1.338 2.265%200 4.047%201.839 4.047%204.104%200%202.266%201.782%204.105%204.047%204.105%201.487%200%202.639 .684%203.384 1.731l2.089%201.561Zm12.484 7.808h 4.411v10.258h 2.653V10.351h 4.411V7.84h11.475v2.511Zm4.069%2010.258h 2.167V7.84h2.608v8.525l7.41 8.525h2.167v12.769h 2.609v 8.348l 7.409%208.348Z%22%20fill%3D%22%23fff%22%2F%3E%0A%20%20%3Cpath%20d%3D%22M18.211%2014A4.216%204.216%200%200%201%2014%2018.211%204.216%204.216%200%200%201%209.789%2014%204.216%204.216%200%200%201%2014%209.789%204.216%204.216%200%200%201%2018.211%2014ZM14%200C6.28%200%200%206.28%200%2014s6.28%2014%2014%2014a13.92%2013.92%200%200%200%207.886 2.435l.04 .028 1.886 2.192 .032.02A11.077%2011.077%200%200%201%2014%2025.13C7.863%2025.13%202.87%2020.137%202.87%2014%202.87%207.863%207.863%202.87%2014%202.87c6.137%200%2011.13%204.993%2011.13%2011.13%200%20.795 .089%201.6 .262%202.392 .352%201.445 1.364%201.887 2.123%201.829 .764 .062 1.658 .606 1.664 1.938V14A7.088%207.088%200%200%200%2014%206.919%207.088%207.088%200%200%200%206.919%2014a7.088%207.088%200%200%200%209.8%206.541%207.022%207.022%200%200%200%202.298 1.55%204.55%204.55%200%200%200%203.498%202.091%204.733%204.733%200%200%200%203.218 .943c.839 .638%201.466 1.559%201.812 2.666.055 .179.157 .588.157 .591l.003 .015c.204 .888.295 1.773.295 2.867%200 7.72 6.28 14 14 14%22%20fill%3D%22%23FF9E00%22%2F%3E%0A%20%20%3Cpath%20d%3D%22M150.51%2017.091c 3.159%200 5.074 2.19 5.147 5.83h1.602c.05%202.672%201.265%203.809%202.201%204.038v 4.037h1.534v2.307c.902 .101%201.842 1.148%202.156 2.307h1.506c .24%201.422 1.265%202.475 1.988%202.906.723.347%201.893%201.266%202.341%202.923h 1.657c .348 1.109 1.21 1.965 2.358 2.083v2.083h .19ZM149.714%2021h.583c3.164%200%204.749%200%205.729 .98.974 .986.974 2.57.974 5.723v .594c0 3.158%200 4.737 .974 5.723 .98 .98 2.565 .98 5.729 .98h .583c 3.164%200 4.748%200 5.734.98 .986.98 .98%202.57 .98%205.723v.594c0%203.158%200%204.737.98%205.723.98.986%202.57.98%205.734.98Z%22%20fill%3D%22%23fff%22%20fill opacity%3D%22

26,6 миллионов человек погибли на войне

После окончания войны Сталин назвал «официальную» цифру погибших за время боевых действий в 7 миллионов человек. Реальные подсчеты погибшего населения начались только в конце 80-х годов, но до сих пор вопрос о реальном количестве погибших остается открытым. Согласно современным данным Министерства обороны РФ, за время Великой Отечественной войны общие людские потери СССР составили около 26,6 миллионов человек, из них около 12 миллионов — военнослужащие. При этом в неофициальных источниках число погибших за годы войны достигает 43 миллионов человек.

Свыше 2,5 триллионов рублей материального ущерба

По официальным данным, материальный ущерб СССР от войны в общем составил более 2,5 триллионов рублей в довоенных ценах. Это около 30% национального богатства СССР, а в районах, подвергшихся оккупации, — около 65%. За годы Великой Отечественной войны 1710 городов и около 70 тысяч сел и деревень были полностью разрушены.

Более 1 миллиона человек получили медаль «За взятие Берлина»

Среди них — Маршалы Советского Союза Георгий Жуков и Иван Конев. Большая часть наград была вручена в первые три года после окончания войны, причем получить ее военнослужащий мог как в своей воинской части, так и после демобилизации в военном комиссариате по месту жительства.

Примечательно, что до 1951 года медаль и удостоверение к ней после смерти награжденного возвращались государству.

Позже родственникам разрешили оставлять медаль «За взятие Берлина» у себя на память.

57 600 немецких военнопленных провели по Москве

17 июля 1944 года по улицам Москвы прошли около 57 тысяч немецких солдат и офицеров. Марш пленных немцев получил название «Парад побежденных». Пленные были разделены по чинам: во главе колонны шли два десятка генералов вермахта, за ними — офицеры от полковника и ниже, далее — унтер-офицеры и, наконец, рядовые солдаты. Пленных вели от московского ипподрома в центр города, где колонна разделилась, и две ее части направились по Садовому кольцу в противоположных направлениях. Кстати, спустя 35 лет, в 1979 году, в «Песне о конце войны» Владимир Высоцкий упомянул парад строчкой: «Из окон на пленных смотрела Москва свысока».

17 лет День Победы не праздновали

Первое празднование Дня Победы, состоявшееся 9 мая 1945 года, было масштабным, но несопоставимым с нынешними. А ставший сейчас традиционным Парад Победы прошел на Красной площади лишь 24 июня 1945 года. До 1947 года 9 мая был нерабочим днем и сопровождался концертами и салютами. Однако после этого торжества на День Победы отменили, и на целых 17 лет этот день стал обычным рабочим.

Первый раз после этого масштабно 9 мая отпраздновали лишь в 1965 году.

10 лет «войны» после Победы

На протяжении десятилетия после Победы Советский Союз формально находился в состоянии войны с Германией. Дело в том, что, приняв капитуляцию немецкого командования, СССР решил не подписывать мир с врагом и таким образом остался с Германией в состоянии войны. Лишь 25 января 1955 года Президиум Верховного совета СССР издал указ «О прекращении состояния войны между Советским Союзом и Германией».

250 тысяч немецких марок за Левитана

Знаменитый диктор Юрий Левитан стал одним из символов Великой Отечественной войны. Его голос поднимал боевой дух советского народа, что категорически не устраивало нацистскую верхушку, причем настолько, что за голову диктора была обещана награда в 250 тысяч марок (по другим данным, 100 тысяч марок). Советские власти активно охраняли Левитана и пропускали в СМИ дезинформацию о внешнем облике диктора.

image41669139 14b48925a2b6684b332005a71fb0b110

22 танка за 30 минут

Уникальный рекорд Великой Отечественной поставил экипаж старшего лейтенанта Зиновия Колобанова на танке «КВ» из 1-й танковой дивизии. Рота лейтенанта Колобанова, состоящая из 5 танков должна была перекрыть три дороги к Ленинграду, которые шли со стороны Луги, Волосово и Кингисеппа. Уже через 30 минут после начала боя немцы потеряли 43 танка, и 22 из них лично уничтожили танкисты танка Колобанова. Его подвиг вошел в Книгу рекордов Гиннесса как самый успешный и результативный танковый бой за всю историю войн.

80 тысяч офицеров — женщины

Роль женщин на поле боя в Великой Отечественной войне была колоссальной. За годы войны на фронте с оружием в руках сражались от 600 тысяч до 1 миллиона женщин, 80 тысяч из них были офицерами. Из женщин-добровольцев были сформированы авиационные полки, стрелковые и разведывательные бригады, женская рота моряков. Награду «Герой Советского Союза» во время войны получили 87 женщин.

svg+xml;uft 8,%3Csvg%20width%3D%22157%22%20height%3D%2228%22%20fill%3D%22none%22%20xmlns%3D%22http%3A%2F%2Fwww.w3.org%2F2000%2Fsvg%22%3E%0A%20%20%3Cpath%20fill rule%3D%22evenodd%22%20clip rule%3D%22evenodd%22%20d%3D%22M38.361%2015.293v5.316h 2.609V7.84h2.609v4.942h6.429V7.84h2.609v12.769H44.79v 5.316h 6.429ZM56.46%207.512a6.716%206.716%200%200%201%206.712%206.712%206.716%206.716%200%200%201 6.712%206.713%206.715%206.715%200%200%201 6.712 6.713%206.715%206.715%200%200%201%206.712 6.712Zm0%202.608a4.106%204.106%200%200%201%204.104%204.104%204.106%204.106%200%200%201 7.006%202.902%204.106%204.106%200%200%201%200 5.804%204.106%204.106%200%200%201%202.902 1.202Zm16.648%2010.489H65.52V7.84h7.087a3.49%203.49%200%200%201%203.484%203.49c0%201.104 .46%201.823 1.014%202.44%201.119.65%201.716%201.776%201.716%203.034%200%202.034 1.651%203.805 3.685%203.805Zm .529 5.393h 4.473v2.882h4.473a1.441%201.441%200%200%200%200 2.882Zm .372 4.865h 4.101v2.409h4.101a1.205%201.205%200%201%200%200 2.409Zm13.012 2.839a6.716%206.716%200%200%201%206.712%206.712%206.716%206.716%200%200%201 6.712%206.713%206.715%206.715%200%200%201 6.712 6.713%206.715%206.715%200%200%201%206.712 6.712Zm0%202.608a4.106%204.106%200%200%201%204.104%204.104%204.107%204.107%200%200%201 4.104%204.105%204.106%204.106%200%200%201 2.902 7.007%204.106%204.106%200%200%201%202.902 1.202Zm20.92%208.039a6.774%206.774%200%200%201 5.473%202.778%206.716%206.716%200%200%201 6.712 6.713%206.716%206.716%200%200%201%206.712 6.712c2.039%200%203.903.912%205.134%202.349l 2.067%201.597c .751 .822 1.766 1.338 3.067 1.338 2.265%200 4.047%201.839 4.047%204.104%200%202.266%201.782%204.105%204.047%204.105%201.487%200%202.639 .684%203.384 1.731l2.089%201.561Zm12.484 7.808h 4.411v10.258h 2.653V10.351h 4.411V7.84h11.475v2.511Zm4.069%2010.258h 2.167V7.84h2.608v8.525l7.41 8.525h2.167v12.769h 2.609v 8.348l 7.409%208.348Z%22%20fill%3D%22%23fff%22%2F%3E%0A%20%20%3Cpath%20d%3D%22M18.211%2014A4.216%204.216%200%200%201%2014%2018.211%204.216%204.216%200%200%201%209.789%2014%204.216%204.216%200%200%201%2014%209.789%204.216%204.216%200%200%201%2018.211%2014ZM14%200C6.28%200%200%206.28%200%2014s6.28%2014%2014%2014a13.92%2013.92%200%200%200%207.886 2.435l.04 .028 1.886 2.192 .032.02A11.077%2011.077%200%200%201%2014%2025.13C7.863%2025.13%202.87%2020.137%202.87%2014%202.87%207.863%207.863%202.87%2014%202.87c6.137%200%2011.13%204.993%2011.13%2011.13%200%20.795 .089%201.6 .262%202.392 .352%201.445 1.364%201.887 2.123%201.829 .764 .062 1.658 .606 1.664 1.938V14A7.088%207.088%200%200%200%2014%206.919%207.088%207.088%200%200%200%206.919%2014a7.088%207.088%200%200%200%209.8%206.541%207.022%207.022%200%200%200%202.298 1.55%204.55%204.55%200%200%200%203.498%202.091%204.733%204.733%200%200%200%203.218 .943c.839 .638%201.466 1.559%201.812 2.666.055 .179.157 .588.157 .591l.003 .015c.204 .888.295 1.773.295 2.867%200 7.72 6.28 14 14 14%22%20fill%3D%22%23FF9E00%22%2F%3E%0A%20%20%3Cpath%20d%3D%22M150.51%2017.091c 3.159%200 5.074 2.19 5.147 5.83h1.602c.05%202.672%201.265%203.809%202.201%204.038v 4.037h1.534v2.307c.902 .101%201.842 1.148%202.156 2.307h1.506c .24%201.422 1.265%202.475 1.988%202.906.723.347%201.893%201.266%202.341%202.923h 1.657c .348 1.109 1.21 1.965 2.358 2.083v2.083h .19ZM149.714%2021h.583c3.164%200%204.749%200%205.729 .98.974 .986.974 2.57.974 5.723v .594c0 3.158%200 4.737 .974 5.723 .98 .98 2.565 .98 5.729 .98h .583c 3.164%200 4.748%200 5.734.98 .986.98 .98%202.57 .98%205.723v.594c0%203.158%200%204.737.98%205.723.98.986%202.57.98%205.734.98Z%22%20fill%3D%22%23fff%22%20fill opacity%3D%22

5 детей-героев

Дети тоже сражались за Родину. За боевые заслуги десятки тысяч детей были награждены орденами и медалями, из них пятеро получили награду «Герой Советского Союза»: 14-летние Леня Голиков и Саша Чекалин, а также 15-летние Марат Казей, Валя Котик и Зина Портнова. Поскольку дети в основном были партизанами-разведчиками, судьба их сложилась трагически: многие юные участники войны погибли в боях или были казнены немцами, а потому награждались уже посмертно.

60 тысяч собак служили в армии

Животные также играли немаловажную роль в Великой Отечественной войне. За все время войны службу на разных фронтах прошли более 60 тысяч собак. Они уничтожали вражеские эшелоны, взорвали более 300 единиц бронетехники противника и принесли более 200 донесений. Собаки-саперы помогли разминировать более 300 населенных пунктов. Кроме того, собаки помогали быстро доставлять раненых с поля боя в госпиталя. Пес по кличке Джульбарс стал единственной собакой, удостоенной боевой награды: медали «За боевые заслуги» (за военную службу он нашел 7468 мин и более 150 снарядов). Раненый пес даже участвовал в Параде Победы в Москве 24 июня 1945 года.

350 военных верблюдов

28-резервная советская армия, сформированная в Астрахани во время сражений под Сталинградом, воевала вместе с верблюдами, которые помогали транспортировать пушки и продовольствие. Вылавливать и приручать диких животных советским воинам пришлось из-за острой нехватки автомобильной техники и лошадей. Самые известные верблюды Мишка и Машка дошли с солдатами до Берлина и после Победы остались там в местном зоопарке.

4 вагона кошек завезли в Ленинград из Ярославля

Кошки во время войны жили в окопах и боролись с крысами и мышами. Но особую роль они сыграли в истории блокадного Ленинграда. В 1943 году после прорыва блокады, наряду с продовольствием и необходимыми вещами, в город привезли 4 вагона полосатых кошек из Ярославля. После голодных лет Ленинград наводнили крысы, с которыми людям невозможно было справиться, зато это оказалось под силу котам. В 1945 году в город привезли еще около 5 тысяч кошек, но уже из Сибири. В современном Санкт-Петербурге усатым помощникам установлены памятники, а в Тюмени в 2008 году в память о кошках, спасших блокадный Ленинград от крыс, был открыт «Сквер Сибирских кошек».

  • Рассказы о гсвг читать
  • Рассказы о григе и чайковском
  • Рассказы о городе для дошкольников
  • Рассказы о дачной жизни
  • Рассказы о второй мировой войне для детей