Рассказы о добре и милосердии

кусака андреева л.н. особенности жанра . рассказ эпический жанр; малая форма повествовательной литературы; небольшое художественное произведение, изображающее отдельное событие

«Кусака» Андреева Л.Н.

Особенности жанра
. Рассказ — эпический жанр; малая форма повествовательной литературы; небольшое художественное произведение, изображающее отдельное событие в жизни человека. Произведение Л.Н. Андреева «Кусака» написано в жанре рассказа. В своих художественных произведениях Л.Н. Андреев продолжает литературную традицию писателей XIX века — защищает униженных и оскорбленных.

Тематика и проблематика рассказа.
Л.Н. Андреев поднимает в своем небольшом прозаическом произведении «Кусака» тему милосердия, сострадания. Характеризуя описываемую ситуацию, изображая жизнь собаки, писатель заставляет людей задумываться над последствиями своих поступков, учит их человечности, милосердному отношению к людям. Добро и зло — два противоположных понятия, две крайние позиции. Добро в словарях толкуется как положительное, хорошее, нравственное, достойное подражание, то, что не причиняет зла другим людям. Зло — нечто дурное, безнравственное, достойное осуждения. В русле этих этических проблем -находится рассказ Л. Андреева «Кусака». Писатель сам поясняет свою позицию: «…В рассказе «Кусака» героем является собака, ибо всё живое имеет одну и ту же душу, все живое страдает одними и теми же страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни». Отношение к животным является у Л. Андреева одним из критериев нравственности, а естественность и искренность в общении с ними детей противостоит душевной черствости и равнодушию взрослых. Тема сострадания раскрывается в рассказе через описания Кусаки, изменившихся условий её жизни с приездом летом дачников, отношения людей к бездомному существу. Часто люди обижают наиболее беззащитных. Например, в рассказе «Кусака» один пьяный пожалел грязную и некрасивую собаку, но когда та легла перед ним на спину, чтобы её поласкали, пьяный человек «вспомнил все обиды, нанесённые ему добрыми людьми, почувствовал скуку и тупую злобу и, с размаху ткнул её в бок носком тяжелого сапога». Кусака «нелепо кувыркалась, неуклюже прыгала и вертелась вокруг самой себя», и эти действия собаки вызывали настоящий хохот у дачников, но люди не замечали «странной мольбы» в глазах собаки. Комфорт городской жизни не согласуется с наличием дворовой собаки, поэтому внешне добрые люди остаются безучастными к дальнейшей судьбе Кусаки, остающейся одной на даче. И даже гимназистка Леля, так любившая собаку и просившая у матери взять её с собой, «на вокзале… вспомнила, что не простилась с Кусакой». Ужасен и страшен вой обманутой в который раз собаки. «И тому, кто слышал этот вой, казалось, что это стонет и рвется к свету сама беспросветно-тёмная ночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему женскому сердцу». Изменяется внешность Кусаки в зависимости от того, чувствует ли она любовь людей; сначала «грязная и некрасивая», затем она «изменилась до неузнаваемости…» и в конце— «вновь промокшая, грязная…» В погоне за удобствами, материальными ценностями люди забыли о самом важном: о добре, сострадании, милосердии. Поэтому поднятая в рассказе «Кусака» тема сострадания актуальна. Человек должен задумываться над последствиями своих поступков, защищать обездоленных, всему этому и учит читателя произведение русского писателя Леонида Николаевича Андреева. Французский писатель Антуан де Сен-Экзюпери в одной из своих книг говорил о том, что люди в ответе за тех, кого они приручили. Те добрые люди, о которых говорится в рассказе Л. Андреева «Кусака», с этой истиной незнакомы. Их безответственность, их неумение и нежелание принять на себя ответственность за тех, кого они приручили, привели на дорогу, ведущую к злу.

Характеристика героев.

Образ Кусаки. В своем рассказе «Кусака» Леонид Андреев вывел в образе главного персонажа бездомную собаку, которая «никому не принадлежала».

Кусака — никому не нужное существо, не умеющая имени, одинокая. Жизнь таких животных безрадостна: «ребята бросали в неё камнями и палками, взрослые весело улюлюкали и страшно, пронзительно свистали». Страх, отчуждение и злоба — вот те единственные чувства, которые испытывала собака. С наступлением весны жизнь собаки изменилась: добрые люди, поселившиеся на заброшенной даче, и особенно гимназистка Леля, приласкали собаку: у неё появилось имя, её стали кормить, ласкать. Кусака чувствовала свою принадлежность людям, «у неё отняли её непримиримую злобу». Кусака всем своим существом стремится к людям, но в отличие от домашних собак «она не умела ласкаться», движения, прыжки её были неловкими, вызывая у всех безудержный смех. Кусака хотела угодить, и только глаза были полны «странной мольбы». Писатель не пишет, о чём просит собака, но вдумчивый читатель понимает, что на даче Кусаку воспринимают как живую игрушку, наполняющую весельем однообразные летние дни. Дачники не задумываются над истинными чувствами собаки. Но, несмотря ни на что, Кусака благодарна людям, теперь «о пище не нужно заботиться, так как в определенный час кухарка даст ей помоев и костей». Характер собаки изменился: она стала более открытой, «искала и просила ласки», с удовольствием сторожила старую дачу, охраняла сон людей. С наступлением осени жизнь Кусаки опять изменилась: люди собрались возвращаться в город, где дворовая собака им не нужна: «Двора у нас нет, а в комнатах её держать нельзя, ты сама понимаешь». Состояние потерянности у животного передают описания уходящего лета: «дождь то принимался идти, то утихал», «пространство между почерневшею землёй и небом было полно клубящимися, быстро идущими облаками», «солнечный луч, жёлтый и анемичный», «шире и печальнее стала туманная осенняя даль». В этом эпизоде Кусака сопоставляется с дурачком Илюшей, над которым смеются люди и который также не понят и одинок. Кусака вновь осталась одна на даче. Но теперь жизнь собаки ещё тяжелей, поскольку она вновь оказалась брошена теми людьми, которых любила и которым доверяла: «собака выла — ровно, настойчиво и безнадёжно спокойно». Характеризуя образ Кусаки, JI.H. Андреев использует различные приемы: описывает чувства и поведение животного, сопоставляет состояние собаки с картинами природы, сравнивает отношение людей к слабым и беззащитным: к дурачку Илюше и к Кусаке.

Роль пейзажа в рассказе
. Пейзаж в литературе — изображение живой и неживой природы. Психологическая функция пейзажа — состояние природы соотносится с чувствами и переживаниями. Частный случай, когда природа становится действующим лицом произведения, например собака Кусака у Андреева. Важную роль в передаче настроения Кусаки играют описания природы. Когда Кусака одинока— в природе всё мрачно; холод, слякоть, дождь; когда Кусака любит и любима, то и вокруг солнце, тепло, цветущие яблони и вишни.

c16a5320fa475530d9583c34fd356ef5

Глава 1

В основе сюжета
рассказа «Кусака»– судьба бездомной собаки, которая «никому не принадлежала». Она
родилась на улице, никогда не знала, что такое «дом» и «хозяева». Она боялась
любого шороха и звука, боялась людей, так как видела от них только зло —
уличные мальчишки кидали в нее камни и палки, а взрослые кричали на нее и
смеялись, глядя, как она убегает. Дворовые собаки не пускали ее даже близко к
домашнему теплу, и из-за этого она уходила все дальше от поселка. Только один
раз в жизни услышала она добрые слова от человека – это был пьяный мужик,
который шел домой и был в таком состоянии, что ему всех было жалко. Жалко стало
ему и грязную ободранную собаку, которая смотрела на него настороженным
взглядом. Он подозвал Кусаку к себе, но она подошла не сразу, опасаясь подвоха.
Пока она думала, пьяному вдруг стало скучно и тоскливо и вместо того, чтобы
погладить упавшую перед ним на спину собаку, он пнул ее в бок. С тех пор собака
просто возненавидела людей и начала бросаться на них и кусать.

Наступила зима.
Кусака нашла пустующую дачу и поселилась под ее верандой. Она словно охраняла эту дачу, даже громко лаяла
и выбегала на дорогу, если кто-то проходил рядом, из-за чего была очень
довольна собой.

Глава 2

Когда пришла весна,
на дачу приехали люди. Кусака спряталась в кустах и смотрела на то, как они
выгружают вещи. Потом в сад вышла девушка, которая была настолько очарована
садом и природой, что не заметила, как к ней подкралась собака – Кусака
схватила ее зубами за платье и скрылась в кустах. Ночью Кусака вновь вернулась
на свое место под верандой – теперь ей казалось, что она охраняет не только
саму дачу, но и живущих в ней людей.

Постепенно дачники
привыкли к собаке, выходя по утрам на улицу, спрашивали о ней, даже дали ей имя
— Кусака, к которому она скоро привыкла. Люди кормили Кусаку, а она с каждым
днем подходила к ним все ближе, но все равно была готова убежать и спрятаться
от любого резкого движения. Окончательно «подружила» Кусаку с людьми все та же
девушка, с которой собака познакомилась в день приезда дачников. Ее звали Леля,
и она очень ласково подзывала Кусаку к себе, обещая дать сахару, если та
подойдет. И это произошло – Кусака во второй раз с момента рождения подошла к
человеку и легла на спину, зажмурившись, так как на самом деле не знала, что ей
ожидать. Но Леля не обидела собаку – она ее погладила. А потом позвала и детей,
которые тут же подбежали. Кусака насторожилась – раньше дети были чуть ли не
главными ее обидчиками, но она понимала, что если сейчас кто-то из этих детей
ударит ее, она уже не сможет укусить его, так как не чувствует больше злобы по
отношению к людям.

Глава 3

Так Кусака поняла,
что значит быть «чьей-то» собакой. Ее хорошо кормили и не обижали, и хоть
привыкла она есть очень мало, этого хватило для того, чтобы шерсть ее стала
чистой и лоснящейся. В благодарность Кусака научилась «играть» — кувыркаться,
прыгать и вертеться, правда, делала она это настолько неуклюже, что вызывала
всеобщий смех, но этот смех не зарождал в ней обиды. Кусака уже не нуждалась в
том, чтобы самой искать себе пищу, и очень редко выходила за территорию дачи. А
по ночам она все так же бдительно охраняла «своих» хозяев.

Глава 4

Наступила осень, и дачники
стали собираться в город. Леля спросила у мамы, что же теперь делать с Кусакой,
и та ответила, что Кусаку придется оставить на даче – ее нельзя держать в
квартире. Леля горько заплакала, но мама успокоила ее тем, что пообещала взять
в городе породистого щенка. И Леля перестала плакать.

Кусака наблюдала за
тем, как незнакомые люди укладывают вещи, понимая, что происходит что-то
нехорошее. Вышла Леля и позвала Кусаку с собой на шоссе. Шел дождь, и Леля,
вдруг почувствовав скуку, повернула назад. Вскоре все уехали на вокзал, и
только там Леля поняла, что не попрощалась с Кусакой.

Глава 5

А Кусака никак не могла понять, что произошло – она даже сбегала под
дождем на станцию, никого там не нашла и вернулась на дачу. Наступала ночь. И
ночь эта словно заполняла собой опустевшее место в душе собаки. Собака завыла,
вкладывая в свой вой всю тоску и боль. Заканчивается рассказ словами: «Собака
выла».

Рассказ Леонида Андреева «Кусака» о сострадании, ответственности человека за тех, кого он приручил. Впоследствии эта идея была сформулирована и представлена миру в виде афоризма другим мастером слова, французским писателем А. де Сент-Экзюпери. Автор рассказа призывает почувствовать боль страдающей живой души бездомной собаки.

История создания и описание рассказа

История бездомной собаки рассказана сторонним наблюдателем. Кусака выросла и стала взрослым псом вопреки безжалостным обстоятельствам, в которых оказалась. Собака не имеет дома и всегда голодна. Но главное, что ее преследует — это жестокость людей, сильных, имеющих возможность обидеть слабое животное. Кусака мечтает о ласке и однажды она отваживается ее принять, но в результате получает удар сапогом в живот. Она больше никому не верит. Однажды, оказавшись в саду чужой дачи, собака кусает девочку, которая хочет ее приласкать. Так она знакомиться с семейством дачников и становится здесь «своей» собакой.

Доброе отношение и ежедневная еда изменяют не только жизнь, но и характер бездомного животного. Кусака становится ласковой, охраняет дачу и веселит новых хозяев своей смешной радостью. Однако наступает осень, девочка Леля вместе с семьей уезжает в город, оставив четвероногого друга на брошенной даче. Рассказ заканчивается тоскливым воем бездомной и никому больше не нужной Кусаки.

Главные герои

Lely

Л. Андреев писал, что, сделав главной героиней рассказа собаку, он хотел донести до читателя мысль, что «все живое имеет одну и ту же душу», а значит, одинаково страдает и нуждается в сострадании и любви. Кусака имеет верное сердце, умеет быть благодарной, отзывчива к ласке и способна к любви.

Другая героиня рассказа, девочка Леля, напротив, не ценит верность, ее любовь эгоистична и непостоянна. Девочка могла бы быть лучше, в ней есть хорошие нравственные задатки. Но ее воспитанием заняты взрослые, для которых благополучие и спокойствие важнее таких «мелочей», как сострадание и ответственность за слабого и доверившегося им существа.

Анализ рассказа

В письме к К. Чуковскому Леонид Андреев пишет, что произведения, вошедшие в сборник, объединены одной идеей: показать, что «все живое страдает одними страданиями». Среди героев рассказов есть люди разных сословий и даже бездомная собака, но, как часть «живого», все они объединены «великим безличием и равенством» и одинаково вынуждены противостоять «громадным силам жизни».

Kusaka 1

Писатель показывает разницу между жалостью, замешанной на сиюминутных эмоциях, и настоящим живым и деятельным состраданием. Эгоизм девочки и ее родных очевиден: они рады, что смогли приютить бездомное животное. Но эта радость не основана на ответственности и во многом исходит из тех соображений, что собака скрашивает загородную жизнь дачников своим неумелым и безудержным проявлением радости. Нет ничего удивительного, что жалость к бездомному животному легко переходит в безразличие при одной только мысли о личных неудобствах от проживания собаки в городском доме.

Kusaka 2

Рассказ, кажется, мог бы стать историей с хорошим концом. Наподобие тех, которые есть в святочных рассказах. Но Л. Андреев ставит целью разбудить совесть людей, показать жестокость безразличия к страданиям слабого существа. Писатель хочет, чтобы человек принял боль чужой души, как свою. Только тогда он сам станет добрее, приблизиться к своему высокому призванию — быть человеком.

Рассказы Леонида Андреева

Грустный рассказ о бездомной собаке, которая была очень зла на людей, за то, что они всегда кидались в нее камнями, палками, били ее и пронзительно свистели. Лишь один раз она доверилась пьяному мужику, который подозвал ее, но он тоже пнул ее. И тогда она затаила злобу в своем сердце. Кусака поселилась под терассой одного из дачных домов, в котором никто не жил и охраняла его. А когда наступил дачный сезон и приехали хозяева, то днем она пряталась от них, а ночью перебиралась под терасу и охраняла дом. Сначала она порвала платье гимнастке Леле, со злости, испугав при этом всех детей, за это и получила свою кличку Кусака. но дети не обиделись на нее, наоборот Леля позвала ее к себе и прикормила ее сахаром. Второй раз в жизни она доверилась людям и на этот раз ее ожидания не обманулись, все ее начали ласкать. После этого ее злоба к людям исчезла, и она стала по настоящему счастливой собакой, у которой были хозяева, кличка и даже дом, который можно было охранять. Но счастье продлилось недолго, пришло время людям уезжать в город, а Кусака осталась на даче, под той же терасой и очень сильно тосковала по своим хозяевам…

82cec96096d4281b7c95cd7e746234960″>

82cec96096d4281b7c95cd7e74623496

I

Она никому не принадлежала; у нее не было собственного имени, и никто не мог бы сказать, где находилась она во всю долгую морозную зиму и чем кормилась. От теплых изб ее отгоняли дворовые собаки, такие же голодные, как и она, но гордые и сильные своею принадлежностью к дому; когда, гонимая голодом или инстинктивною потребностью в общении, она показывалась на улице,- ребята бросали в нее камнями и палками, взрослые весело улюлюкали и страшно, пронзительно свистали. Не помня себя от страху, переметываясь со стороны на сторону, натыкаясь на загорожи и людей, она мчалась на край поселка и пряталась в глубине большого сада, в одном ей известном месте. Там она зализывала ушибы и раны и в одиночестве копила страх и злобу. Только один раз ее пожалели и приласкали. Это был пропойца-мужик, возвращавшийся из кабака. Он всех любил и всех жалел и что-то говорил себе под нос о добрых людях и своих надеждах на добрых людей; пожалел он и собаку, грязную и некрасивую, на которую случайно упал его пьяный и бесцельный взгляд. — Жучка!- позвал он ее именем, общим всем собакам.- Жучка! Пойди сюда, не бойся! Жучке очень хотелось подойти; она виляла хвостом, но не решалась. Мужик похлопал себя рукой по коленке и убедительно повторил: — Да пойди, дура! Ей-Богу, не трону! Но, пока собака колебалась, все яростнее размахивая хвостом и маленькими шажками подвигаясь вперед, настроение пьяного человека изменилось. Он вспомнил все обиды, нанесенные ему добрыми людьми, почувствовал скуку и тупую злобу и, когда Жучка легла перед ним на спину, с размаху ткнул ее в бок носком тяжелого сапога. — У-у, мразь! Тоже лезет! Собака завизжала, больше от неожиданности и обиды, чем от боли, а мужик, шатаясь, побрел домой, где долго и больно бил жену и на кусочки изорвал новый платок, который на прошлой неделе купил ей в подарок. С тех пор собака не доверяла людям, которые хотели ее приласкать, и, поджав хвост, убегала, а иногда со злобою набрасывалась на них и пыталась укусить, пока камнями и палкой не удавалось отогнать ее. На одну зиму она поселилась под террасой пустой дачи, у которой не было сторожа, и бескорыстно сторожила ее: выбегала по ночам на дорогу и лаяла до хрипоты. Уже улегшись на свое место, она все еще злобно ворчала, но сквозь злобу проглядывало некоторое довольство собой и даже гордость. Зимняя ночь тянулась долго-долго, и черные окна пустой дачи угрюмо глядели на обледеневший неподвижный сад. Иногда в них как будто вспыхивал голубоватый огонек: то отражалась на стекле упавшая звезда, или остророгий месяц посылал свой робкий луч.

Наступила весна, и тихая дача огласилась громким говором, скрипом колес и грязным топотом людей, переносящих тяжести. Приехали из города дачники, целая веселая ватага взрослых, подростков и детей, опьяненных воздухом, теплом и светом; кто-то кричал, кто-то пел, смеялся высоким женским голосом. Первой, с кем познакомилась собака, была хорошенькая девушка в коричневом форменном платье, выбежавшая в сад. Жадно и нетерпеливо, желая охватить и сжать в своих объятиях все видимое, она посмотрела на ясное небо, на красноватые сучья вишен и быстро легла на траву, лицом к горячему солнцу. Потом так же внезапно вскочила и, обняв себя руками, целуя свежими устами весенний воздух, выразительно и серьезно сказала: — Вот весело-то! Сказала и быстро закружилась. И в ту же минуту беззвучно подкравшаяся собака яростно вцепилась зубами в раздувавшийся подол платья, рванула и так же беззвучно скрылась в густых кустах крыжовника и смородины. — Ай, злая собака! — убегая, крикнула девушка, и долго еще слышался ее взволнованный голос: — Мама, дети! Не ходите в сад: там собака! Огромная!.. Злюу-щая!.. Ночью собака подкралась к заснувшей даче и бесшумно улеглась на свое место под террасой. Пахло людьми, и в открытые окна приносились тихие звуки короткого дыхания. Люди спали, были беспомощны и не страшны, и собака ревниво сторожила их: спала одним глазом и при каждом шорохе вытягивала голову с двумя неподвижными огоньками фосфорически светящихся глаз. А тревожных звуков было много в чуткой весенней ночи: в траве шуршало что-то невидимое, маленькое и подбиралось к самому лоснящемуся носу собаки; хрустела прошлогодняя ветка под заснувшей птицей, и на близком шоссе грохотала телега и скрипели нагруженные возы. И далеко окрест в неподвижном воздухе расстилался запах душистого, свежего дегтя и манил в светлеющую даль. Приехавшие дачники были очень добрыми людьми, а то, что они были далеко от города, дышали хорошим воздухом, видели вокруг себя все зеленым, голубым и беззлобным, делало их еще добрее. Теплом входило в них солнце и выходило смехом и расположением ко всему живущему. Сперва они хотели прогнать напугавшую их собаку и даже застрелить ее из револьвера, если не уберется; но потом привыкли к лаю по ночам и иногда по утрам вспоминали: — А где же наша Кусака? И это новое имя «Кусака» так и осталось за ней. Случалось, что и днем замечали в кустах темное тело, бесследно пропадавшее при первом движении руки, бросавшей хлеб,- словно это был не хлеб, а камень,- и скоро все привыкли к Кусаке, называли ее «своей» собакой и шутили по поводу ее дикости и беспричинного страха. С каждым днем Кусака на один шаг уменьшала пространство, отделявшее ее от людей; присмотрелась к их лицам и усвоила их привычки: за полчаса до обеда уже стояла в кустах и ласково помаргивала. И та же гимназисточка Леля, забывшая обиду, окончательно ввела ее в счастливый круг отдыхающих и веселящихся людей. — Кусачка, пойди ко мне!- звала она к себе.- Ну, хорошая, ну, милая, пойди! Сахару хочешь?.. Сахару тебе дам, хочешь? Ну, пойди же! Но Кусака не шла: боялась. И осторожно, похлопывая себя руками и говоря так ласково, как это можно было при красивом голосе и красивом лице, Леля подвигалась к собаке и сама боялась: вдруг укусит. — Я тебя люблю, Кусачка, я тебя очень люблю. У тебя такой хорошенький носик и такие выразительные глазки. Ты не веришь мне, Кусачка? Брови Лели поднялись, и у самой у нее был такой хорошенький носик и такие выразительные глаза, что солнце поступило умно, расцеловав горячо, до красноты щек, все ее молоденькое, наивно-прелестное личико. И Кусачка второй раз в своей жизни перевернулась на спину и закрыла глаза, не зная наверно, ударят ее или приласкают. Но ее приласкали. Маленькая, теплая рука прикоснулась нерешительно к шершавой голове и, словно это было знаком неотразимой власти, свободно и смело забегала по всему шерстистому телу, тормоша, лаская и щекоча. — Мама, дети! Глядите: я ласкаю Кусаку!- закричала Леля. Когда прибежали дети, шумные, звонкоголосые, быстрые и светлые, как капельки разбежавшейся ртути, Кусака замерла от страха и беспомощного ожидания: она знала, что, если теперь кто-нибудь ударит ее, она уже не в силах будет впиться в тело обидчика своими острыми зубами: у нее отняли ее непримиримую злобу. И когда все наперерыв стали ласкать ее, она долго еще вздрагивала при каждом прикосновении ласкающей руки, и ей больно было от непривычной ласки, словно от удара.

Всею своею собачьей душою расцвела Кусака. У нее было имя, на которое она стремглав неслась из зеленой глубины сада; она принадлежала людям и могла им служить. Разве недостаточно этого для счастья собаки? С привычкою к умеренности, создавшеюся годами бродячей, голодной жизни, она ела очень мало, но и это малое изменило ее до неузнаваемости: длинная шерсть, прежде висевшая рыжими, сухими космами и на брюхе вечно покрытая засохшею грязью, очистилась, почернела и стала лосниться, как атлас. И когда она от нечего делать выбегала к воротам, становилась у порога и важно осматривала улицу вверх и вниз, никому уже не приходило в голову дразнить ее или бросить камнем. Но такою гордою и независимою она бывала только наедине. Страх не совсем еще выпарился огнем ласк из ее сердца, и всякий раз при виде людей, при их приближении, она терялась и ждала побоев. И долго еще всякая ласка казалась ей неожиданностью, чудом, которого она не могла понять и на которое она не могла ответить. Она не умела ласкаться. Другие собаки умеют становиться на задние лапки, тереться у ног и даже улыбаться, и тем выражают свои чувства, но она не умела. Единственное, что могла Кусака, это упасть на спину, закрыть глаза и слегка завизжать. Но этого было мало, это не могло выразить ее восторга, благодарности и любви,- и с внезапным наитием Кусака начала делать то, что, быть может, когда-нибудь она видела у других собак, но уже давно забыла. Она нелепо кувыркалась, неуклюже прыгала и вертелась вокруг самой себя, и ее тело, бывшее всегда таким гибким и ловким, становилось неповоротливым, смешным и жалким. — Мама, дети! Смотрите, Кусака играет!- кричала Леля и, задыхаясь от смеха, просила:-Еще, Кусачка, еще! Вот так! Вот так… И все собирались и хохотали, а Кусака вертелась, кувыркалась и падала, и никто не видел в ее глазах странной мольбы. И как прежде на собаку кричали и улюлюкали, чтобы видеть ее отчаянный страх, так теперь нарочно ласкали ее, чтобы вызвать в ней прилив любви, бесконечно смешной в своих неуклюжих и нелепых проявлениях. Не проходило часа, чтобы кто-нибудь из подростков или детей не кричал: — Кусачка, милая Кусачка, поиграй! И Кусачка вертелась, кувыркалась и падала при несмолкаемом веселом хохоте. Ее хвалили при ней и за глаза и жалели только об одном, что при посторонних людях, приходивших в гости, она не хочет показать своих штук и убегает в сад или прячется под террасой. Постепенно Кусака привыкла к тому, что о пище не нужно заботиться, так как в определенный час кухарка даст ей помоев и костей, уверенно и спокойно ложилась на свое место под террасой и уже искала и просила ласк. И отяжелела она: редко бегала с дачи, и когда маленькие дети звали ее с собою в лес, уклончиво виляла хвостом и незаметно исчезала. Но по ночам все так же громок и бдителен был ее сторожевой лай.

Желтыми огнями загорелась осень, частыми дождями заплакало небо, и быстро стали пустеть дачи и умолкать, как будто непрерывный дождь и ветер гасили их, точно свечи, одну за другой. — Как же нам быть с Кусакой?- в раздумье спрашивала Леля. Она сидела, охватив руками колени, и печально глядела в окно, по которому скатывались блестящие капли начавшегося дождя. — Что у тебя за поза, Леля! Ну кто так сидит?- сказала мать и добавила:- А Кусаку придется оставить. Бог с ней! — Жа-а-лко,- протянула Леля. — Ну что поделаешь? Двора у нас нет, а в комнатах ее держать нельзя, ты сама понимаешь. — Жа-а-лко,- повторила Леля, готовая заплакать. Уже приподнялись, как крылья ласточки, ее темные брови и жалко сморщился хорошенький носик, когда мать сказала: — Догаевы давно уже предлагали мне щеночка. Говорят, очень породистый и уже служит. Ты слышишь меня? А эта что — дворняжка! — Жа-а-лко,- повторила Леля, но не заплакала. Снова пришли незнакомые люди, и заскрипели возы, и застонали под тяжелыми шагами половицы, но меньше было говора и совсем не слышно было смеха. Напуганная чужими людьми, смутно предчувствуя беду, Кусака убежала на край сада и оттуда, сквозь поредевшие кусты, неотступно глядела на видимый ей уголок террасы и на сновавшие по нем фигуры в красных рубахах. — Ты здесь, моя бедная Кусачка,- сказала вышедшая Леля. Она уже была одета по-дорожному — в то коричневое платье, кусок от которого оторвала Кусака, и черную кофточку.- Пойдем со мной! И они вышли на шоссе. Дождь то принимался идти, то утихал, и все пространство между почерневшею землей и небом было полно клубящимися, быстро идущими облаками. Снизу было видно, как тяжелы они и непроницаемы для света от насытившей их воды и как скучно солнцу за этою плотною стеной. Налево от шоссе тянулось потемневшее жнивье, и только на бугристом и близком горизонте одинокими купами поднимались невысокие разрозненные деревья и кусты. Впереди, недалеко, была застава и возле нее трактир с железной красной крышей, а у трактира кучка людей дразнила деревенского дурачка Илюшу. — Дайте копеечку,- гнусавил протяжно дурачок, и злые, насмешливые голоса наперебой отвечали ему: — А дрова колоть хочешь? И Илюша цинично и грязно ругался, а они без веселья хохотали. Прорвался солнечный луч, желтый и анемичный, как будто солнце было неизлечимо больным; шире и печальнее стала туманная осенняя даль. — Скучно, Кусака!- тихо проронила Леля и, не оглядываясь, пошла назад. И только на вокзале она вспомнила, что не простилась с Кусакой.

Кусака долго металась по следам уехавших людей, добежала до станции и — промокшая, грязная — вернулась на дачу. Там она проделала еще одну новую штуку, которой никто, однако, не видал: первый раз взошла на террасу и, приподнявшись на задние лапы, заглянула в стеклянную дверь и даже поскребла когтями. Но в комнатах было пусто, и никто не ответил Кусаке. Поднялся частый дождь, и отовсюду стал надвигаться мрак осенней длинной ночи. Быстро и глухо он заполнил пустую дачу; бесшумно выползал он из кустов и вместе с дождем лился с неприветного неба. На террасе, с которой была снята парусина, отчего она казалась обширной и странно пустой, свет долго еще боролся с тьмою и печально озарял следы грязных ног, но скоро уступил и он. Наступила ночь. И когда уже не было сомнений, что она наступила, собака жалобно и громко завыла. Звенящей, острой, как отчаяние, нотой ворвался этот вой в монотонный, угрюмо покорный шум дождя, прорезал тьму и, замирая, понесся над темным и обнаженным полем. Собака выла — ровно, настойчиво и безнадежно спокойно. И тому, кто слышал этот вой, казалось, что это стонет и рвется к свету сама беспросветно-темная ночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему женскому сердцу. Собака выла.

82cec96096d4281b7c95cd7e746234960″>

Рассказ «Кусака» Андреева впервые был опубликован в 1901 году в издании «Журнал для всех». В произведении автор раскрывает темы милосердия, сострадания, умения нести ответственность за тех, кого мы приручили. Дачники оставляют бездомную собаку у себя на лето, но не хотят заботиться о животном дальше. С приходом осени люди бросают Кусаку на даче как что-то ненужное, не думая о том, как собака перенесет приближающиеся холода.

В школе рассказ изучается на уроках русской литературы 7-го класса. На сайте можно читать онлайн краткое содержание «Кусаки», а также проверить знание произведения, пройдя краткий тест.

Главные герои

Кусака
– бездомная собака, которую на одно лето приютили дачники.

Леля
– гимназистка, которая «приласкала» собаку.

Мать, дети
– люди, на даче которых жила собака.

I

«Она никому не принадлежала». У собаки не было имени, не было известно, чем она кормилась. «От теплых изб ее отгоняли дворовые собаки». На улице ребята бросали в нее палки и камни, а взрослые улюлюкали и свистали. В испуге собака бежала на край поселка и пряталась в глубине большого сада.

Только однажды ее приласкал «пропойца-мужик» , шедший из кабака. Он всех любил и жалел, поэтому и позвал «грязную и некрасивую» собаку. Но пока та с недоверием решалась подойти ближе, настроение пьяного мужчины изменилось. Он вспомнил все нанесенные ему обиды и, когда собака легла перед ним на спину, «с размаху ткнул ее в бок носком тяжелого сапога» .

С тех пор собака не доверяла людям, которые хотели ее приласкать. Она или убегала от них, или со злобой набрасывалась, пытаясь укусить.

На одну зиму она поселилась под террасой пустой дачи без сторожа и «бескорыстно сторожила ее» . По ночам она до хрипоты лаяла, а после чувствовала «некоторое довольство собой и даже гордость» .

II

Наступила весна. Дачники вернулись. «Первой, с кем познакомилась собака, была хорошенькая девушка в коричневом форменном платье» Леля. Радуясь приходу весны, девушка закружилась, но подкравшаяся собака рванула ее за подол платья и скрылась в кустах. Испугавшись, девушка убежала, закричав, чтобы дети и мама не ходили в сад.

«Приехавшие дачники были очень добрыми людьми». «Сперва они хотели прогнать напугавшую их собаку и даже застрелить ее из револьвера» , но вскоре привыкли к ней и начали называть «Кусакой», подкармливали хлебом.

С каждым днем собака все ближе подходила к людям. Тогда Леля начала ласково подзывать животное. Вскоре с опаской девушка сама подошла к собаке. «Не зная наверно, ударят ее или приласкают» , Кусака перевернулась на спину. «Но ее приласкали» . Девушка позвала родных. Увидев прибежавших детей, собака замерла от страха, но «все наперерыв стали ласкать ее» . «И ей больно было от непривычной ласки, словно от удара».

III

«Всею своею собачьей душою расцвела Кусака». «Она принадлежала людям и могла им служить». Хотя она и ела очень мало, «но и это малое изменило ее до неузнаваемости: длинная шерсть, очистилась, почернела и стала лосниться, как атлас». Теперь никто не дразнил ее и не бросал в нее камни, но она еще боялась людей. В отличие от других собак, Кусака не умела ласкаться, тереться у ног хозяев.

Чтобы выразить свою благодарность, восторг и любовь, «она нелепо кувыркалась, неуклюже прыгала и вертелась вокруг самой себя» , становясь смешной и жалкой. Новые хозяева собирались вокруг нее и хохотали. Раньше на собаку кричали, чтобы увидеть ее страх, теперь же ласкали, чтобы вызвать в ней прилив любви, «бесконечно смешной в своих неуклюжих проявлениях» .

Со временем Кусака привыкла, что о еде не нужно заботиться, начала сама просить и искать ласк, редко убегала с дачи.

IV

Приближалась осень. Леля спросила у матери, что они будут делать с Кусакой. Та ответила, что собаку придется оставить – у них нет двора, а в комнате держать нельзя. Девочка в расстройстве заплакала. Мама сказала, что ей предложили породистого щеночка, Кусака же обычная дворняжка.

Дачники уезжали, и Леля позвала собаку. Они вышли на шоссе. Шел дождь, у трактира люди дразнили деревенского дурачка. Наблюдая за всем этим, Леля проронила: «Скучно, Кусака!» , и пошла назад. «И только на вокзале она вспомнила, что не простилась с Кусакой».

V

«Кусака долго металась по следам уехавших людей, добежала до станции и — промокшая, грязная — вернулась на дачу». Она даже заглядывала в стеклянную дверь, скребла когтями, но в доме было пусто, и ей никто не ответил.

«Наступила ночь. И когда уже не было сомнений, что она наступила, собака жалобно и громко завыла». «И тому, кто слышал этот вой, казалось, что это стонет и рвется к свету сама беспросветно-темная ночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему женскому сердцу. Собака выла».

Заключение

В рассказе «Кусака» Леонид Андреев через образ бездомной собаки затрагивает вопрос ненужности. Как писал сам автор: «Мне не важно, кто „он“ — герой моих рассказов: поп, чиновник, добряк или скотина. Мне важно только одно — что он человек и как таковой несёт одни и те же тяготы жизни» . Для Кусаки предательство людей становится настоящей трагедией – теперь ей придется возвращаться к старой жизни, она еще сильней будет бояться любви и ласки.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.7
. Всего получено оценок: 2526.

Что, такое милосердие? Милосердие — это милость сердца. Милость, любовь, нежность, мягкость. Чужая боль, чужое несчастье, чужая потеря, чужое падение – вот на что обращено милосердие. Милосердие – это и чувство, и поступок. Нельзя обесценивать чувство лишь на том основании, что оно не выразилось в конкретном поступке. Жалость не унижает, а возвышает человека – и того, кто жалеет, и того, кого жалеют. Если меня жалеют – значит, я чего-то ещё стою. Значит, у меня ещё есть надежда.

slide 2

Кого называют живым? Все живое живое чувствует боль. Живым только и можно назвать то, что чувствует боль. И того, кто чувствует боль. Всё, что не чувствует боль – мёртвый камень. Ты живой, потому что ты чувствуешь боль, и не только тогда, когда у тебя болит, но и тогда, когда больно и другому. Свою боль терпи, от чужой боли умирай. Милосердие – это не слабость, а сила, – это чувство сильных людей, способных прийти на помощь.

slide 3

Незабудка. Притча о милосердии и любви к природе. Вырос в поле цветок и радовался солнцу, свету, теплу, воздуху, дождю, жизни…А ещё тому, что Бог создал его не крапивой или чертополохом, а таким, чтобы радовать человека. Рос он, рос… И вдруг шёл мимо мальчик и сорвал его. Просто так, не зная даже зачем. Скомкал и выбросил на дорогу. Больно стало цветку, горько. Мальчик ведь даже не знал, что учённые доказали, что растения, как и люди, могут чувствовать боль. Но больше цветку было обидно, что его просто так, без всякой пользы и смысла сорвали и лишили солнечного света, дневного тепла и ночной прохлады, дождей, воздуха, жизни… Последнее, о чём он подумал – что всё-таки хорошо, что Господь не создал его крапивой. Ведь тогда мальчик непременно обжёг бы себе руку. А он, познав, Что такое боль, так не хотел, чтобы ещё хоть кому-нибудь на земле было больно…

slide 4

Милосердие. Притча. Забралось воровство в дом бедняка. И то, что он своим трудом за всю жизнь заработал, украло. И так там почти ничего не было, так выгребло и последнее. Забросило воровство мешок на плечо и бежать. Но вот напасть: когда через забор перелезало, за гвоздь зацепился. Ни туда – ни сюда. А по двору уже бедняк с дубиной бежит. Жалко с добром расставаться. Да и, как следует, вора проучить не мешает! И тут, на своё счастье, видит воровство: идёт по дороге милосердие. — Эй, помоги! – принялся кричать воровство, что есть сил. А милосердие мимо идёт, словно его и не замечает. — Освободи меня! – ещё громче стало взывать к нему воровство. — А не то мне сейчас, ой как достанется! А потом ещё ив тюрьму посадят! — Нет, — говорит ему милосердие. — Не стану тебе я помогать тебе! — Как?! – возмутилось воровство. – Ты же ведь – милосердие! — Да, — милосердие. Но я тоже послужить злу, если я буду действовать неразумно. И поэтому помогу не тебе, а тому бедному человеку, которого ты обрёк на холодную и голодную смерть. — Но ведь он же прибьёт меня! — Не прибьёт, — улыбнулось милосердие. — Я попрошу его быть милостивым даже к тебе! И попросил уже замахнувшегося дубиной бедняка не бить воровство. Что тот и сделал. Потому что многим был обязан милосердию…

slide 5


slide 6

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Милосердие и сострадание выполнила социальный педагог Степаненко А.С. МАОУ СОШ № 9 г. Холмска 2016 г.

Маленький мальчик стоял у витрины И по слогам объявленье читал. В нём сообщал продавец магазина, Что он забавных котят продавал. Мальчик несмело вошёл и с порога Скромно спросил, сколько стоят они. Цену узнав, прошептал: “Это много…”, Ручки засунув в карманы свои, Он потихоньку извлёк всё, что было. Да, это мало, хоть долго копил. Детское сердце невольно заныло … С горечью в голосе он попросил: “Дяденька, можно хотя бы глазочком Только на ваших котят посмотреть. Были бы деньги, купил бы я точно, Но накопить мне никак не успеть”. И продавец не спеша открывает Крышку в огромной коробке, и вот Восемь котят из неё выбегают, Ну, а девятый за ними ползёт, Хочет успеть за друзьями своими, Но не угнаться за ними ему. А всё потому лишь, что ножки больные, Так он родился …себе на беду. Мальчика словно водой окатили, Глазки свои отвести он не смел, Даже сказать что-то был он не в силах, Лишь на хромого котёнка смотрел. Но через силу, с огромным волненьем, Еле, чуть слышно он вдруг проронил: “Были бы деньги, то я, без сомненья, Котёнка хромого у вас бы купил”. А продавец посмотрев с изумленьем, Грустно ответил, кивнув на него: “Знаешь, котёнок больной, к сожаленью, Родился таким, не излечишь его. Но, если ты хочешь, котёнка хромого Можешь себе и без денег забрать. Никто и копейки не даст за такого, Я и не думал его продавать”. Мальчик ответил серьёзно и строго: “Деньги у мамы могу я занять, Я заплачу за котёнка хромого, Чем же он хуже здоровых котят? Стоит он так же, как стоят другие, Полную цену я вам заплачу, Будем с ним жить мы, как братья родные, Сильно котёнка купить я хочу!” Это сказав, он неловко нагнулся И под штанину зачем-то полез. Взглянув на него, продавец ужаснулся: Вместо ноги он увидел протез … Слёзы в глазах, в горле ком, дрожь по телу… Всё стало ясно теперь продавцу. Мальчика крепко обнять захотелось, Он протянул свои руки мальцу. “Знаешь, мой мальчик, чего я хотел бы? Чтоб остальные котята нашли Тоже заботливых и милосердных, Добрых хозяев, таких же, как ты!

О чем стихотворение? Кто проявил милосердие? Как вы думаете, ребята, а мальчик сам нуждался в милосердии? Что вызвало возмущение ребёнка? Почему? Ребята, как вам кажется, мальчик – это сильная личность? К чему призывает автор? Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить?

Что такое милосердие? Произнесите слово, вслушайтесь. Из каких двух слов образовано слово «милосердие»? В этом слове два корня – мил- и -серд- Как вы думаете, что означает это слово? А что значит милое сердце? К кому мы проявляем милосердие?

В толковом словаре В.И. Даля дано следующее толкование: « Милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро любому, милостливость, мягкосердость». В толковом словаре русского языка С.И Ожегова и Н.Ю. Шведова: « Милосердие — готовность помочь кому-нибудь, или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия». В толковом словаре русского языка под редакцией Д.Н. Ушакова: « Милосердие — готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается».

Как вы думаете, а что такое сострадание? Ребята, обратите внимание на это слово. В слове сострадание приставка СО- и она обозначает совместное действие, т.е сострадание – это страдать вместе, сопереживать человеку, когда у него горе.

В толковом словаре русского языка С.И Ожегова: « СОСТРАДАНИЕ — жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем.» В толковом словаре русского языка под редакцией Д.Н. Ушакова: « СОСТРАДА́НИЕ — сочувствие чужому страданию, участие, возбуждаемое горем, несчастьем другого человека.» В толковом словаре В.И. Даля: « СОСТРАДА́НИЕ — страдать вместе, переносить муки сообща.»

Словарная работа Милосердие – это помощь в трудную минуту. Сострадание – жалость к живому существу, находящемуся в беде.

Можно ли научиться милосердию? А надо ли учиться милосердию? Зачем? Как стать милосердным? Какую профессию ты считаешь милосердной, почему? Хотел бы ты иметь такую профессию?

Притча о морской звезде Однажды старец гулял по морскому берегу и вдруг заметил мальчика, поднимавшего что-то с песка и бросавшего в море. Когда он подошел поближе, то увидел, что тот берет с песка морские звезды, выкинутые на берег недавним штормом и бросает их обратно. Морские звезды окружали его со всех сторон, весь берег был буквально усеян ими на несколько сотен метров. — Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил он мальчика, подходя ближе. — Прилив начнется только завтра утром, но если они останутся на берегу до завтрашнего утра, то скорее всего погибнут, — ответил малыш, не прерывая своего занятия. — Но оглянись и посмотри вокруг, на берег выкинуты тысячи морских звезд, неужели ты полагаешь, что можешь что-то изменить своими действиями? Мальчик поднял следующую морскую звезду и бросив ее в море произнес: — Да, я смогу изменить очень многое… для этой звезды! Старец ничего не сказал в ответ, отошел в сторону и подумал. Ведь наша жизнь состоит из мелочей, и очень редко появляется возможность сделать сразу очень много хорошего. Тот, кто ждет возможности совершить сразу многое, никогда ничего не сделает.

Итог Добрые слова – корни. Добрые мысли – цветы. Добрые дела – плоды. Добрые сердца – сады. Не засоряйте свой сад сорняками, ухаживайте за ним!

Домашнее задание Задание на выбор: Нарисовать рисунок по нашей теме «Спешите делать добро!», который можно разместить в библиотеке, на улице, в классе, в школе. Подберите пословицы, стихи о добре и милосердии. Представьте, что вас пригласили в страну, которой правит милосердный правитель. Помогите ему принять законы милосердия.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1
слайд

Описание слайда:

Проект «Милосердие и сострадание»

2
слайд

Описание слайда:

Проблема проекта: недостаточный уровень сформированности у обучающихся понятия «милосердие и сострадание». Цель: выявить эффективные способы воспитания «сострадания и милосердия» через восприятие курса «Основы религиозных культур и светской этики», реализацию проекта «Дорогою Добра». Задачи: Проанализировать место данной темы в программе курса «Основы религиозных культур и светской этики». Изучить литературно — художественные и научно- методические источники по формированию понятия «сострадание и милосердие». Обобщить личный опыт работы по формированию понятия «сострадание и милосердие». Ожидаемый результат: обобщение личного опыта, уточнение перспективы дальнейшей работы с учащимися 4 класса по формированию понятия «милосердие и сострадание». Конечный продукт: план мероприятий по программе внеурочной деятельности «Дорогою Добра».

3
слайд

Описание слайда:

Ожидаемый результат: Обобщение личного опыта, уточнение перспективы дальнейшей работы с учащимися 4 класса по формированию понятия «милосердие и сострадание». Конечный продукт: план мероприятий по программе внеурочной деятельности «Дорогою Добра».

4
слайд

Описание слайда:

Содержание проекта 1.Введение. 2.Место темы «Сострадание и милосердие в курсе «Основы религиозных культур и светской этики». 3.Литературно — художественные источники по формированию понятия «сострадание и милосердие». 4.Обобщение личного опыта через внедрение проекта «Мы строим Добрый мир». 5.План мероприятий внеурочной деятельности в 4 классе. 6.Заключение.

5
слайд

Описание слайда:

6
слайд

Описание слайда:

Милосердие – это сострадание. Это бескорыстная искренняя помощь нуждающимся. Милосердие проявляется в оказании материальной и моральной поддержки, всевозможной помощи.

7
слайд

Описание слайда:

Милосердие – сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку. Энциклопедия «Кругосвет» Милосердие – готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается. Толковый словарь русского языка Ушакова Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. Проявить милосердие — взывать к чьему-нибудь милосердию. Толковый словарь Ожегова

8
слайд

Описание слайда:

9
слайд

Описание слайда:

Достается недешево Счастье трудных дорог, Что ты сделал хорошего, Чем ты людям помог? Иль под снежной порошей Жизнь спасаешь кому? Делать людям хорошее — Хорошеть самому. (И. Кучин)

10
слайд

Описание слайда:

Пока мы боль чужую чувствуем, Пока живёт в нас сострадание, Пока мечтаем мы и буйствуем, Есть в нашей жизни оправдание. Андрей Дементьев

11
слайд

Описание слайда:

при изучении модуля «Основы светской этики» формированию понятий «милосердие и сострадание» можно уделить место на уроках, имеющие следующим темам: Золотое правило нравственности. Совесть. Нравственные идеалы. Жизнь человека – высшая нравственная ценность. Альтруизм и эгоизм. Добродетель и порок. Добро и зло. Нравственный поступок при изучении модуля «Основы православной культуры» — на уроках по темам: История одного предательства. В ожидании Спасителя. Притчи Иисуса Христа. Притчи Иисуса Христа. «Героем тот лишь назовётся…» Пастырь добрый. Богатыри. Жизнь как горящая свеча

12
слайд

Описание слайда:

Укрепить знания школьников о морали и милосердии, уважении к одноклассникам, взрослым людям, всем тем, кто нуждается в заботе, помогут учащимся стихотворения, пословицы, поговорки, цитаты известных всему миру людей, сказки, рассказы, легенды и притчи. «Делай добро тайно и жалей, когда про него узнают, и ты научишься радости творить добро. Сознание доброй жизни, без одобрения за нее людей, есть лучшая награда доброй жизни» (Л.Н. Толстой). «Если мне удалось сделать доброе дело и это становится известным, я чувствую себя не вознагражденным, а наказанным» (С. Шамфор). «Лучшее в добрых делах – это желание их утаить» (Б. Паскаль). «Доброта, готовность защищать слабого и беззащитного – это прежде всего мужество, бесстрашие души» (В. Сухомлинский). «Помнящий добро, никогда не сотворит зла» «Помоги, раздели беду – и твоя не так давить будет» «Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире» (Зигфрид Ленц)

13
слайд

Описание слайда:

Крылатые выражения: «Делай добрые дела, не требуя награды, не упоминай о них, не хвастай ими». «Чуткость, отзывчивость на горе и страдания других людей свойственны добрым людям». «Не бывает чужого несчастья, если сердце открыто добру». Пословицы и поговороки: «Добро помни, а зло забывай», «Доброе дело два века живет», «Пока живешь, творишь добро, лишь путь добра — спасение души» «Помнящий добро никогда не сотворит зла», — гласит народная мудрость

14
слайд

Описание слайда:

Сказки – кладезь народной мудрости. В них высмеивались и обсуждались человеческие пороки и восхвалялись доброте, честность, верность и любовь, сострадание и милосердие к ближним. Животных наделяли человеческими качествами и говорили: «Хитер как лиса, глуп как баран, труслив как заяц, храбр как лев, могуч как медведь и т.д.». На народных сказках, прибаутках, пословицах выросло ни одно поколение. Они учат понимать добро и зло, любить мир и ненавидеть насилие в любом его проявлении, беречь то, что любишь и бороться с тем, что мешает жить в мире и согласии, помогать нуждающимся или слабым. Это сказки Докторе Айболите, Коте Леопольде, крокодиле Гене и многие другие.

15
слайд

Описание слайда:

Раскрыть понятия «милосердия и сострадания помогут и притчи. Притча о бабочке «Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все что могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил. Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались. Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит. Ничего не случилось! Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои нерасплавленные крылья. Она так и не смогла летать». Эта притча заставляет задуматься нас о своих поступках

16
слайд

Описание слайда:

В подготовке и проведению уроков милосердия окажут и другие источники. Это книги, кинофильмы. Особая роль в воспитании нравственных качеств учащихся отводится стихотворениям. БИНТЫ Глаза бойца слезами налиты, Лежит он, напружиненный и белый, А я должна приросшие бинты С него сорвать одним движеньем смелым. Одним движеньем — так учили нас. Одним движеньем — только в этом жалость… Но встретившись со взглядом страшных глаз, Я на движенье это не решалась. На бинт я щедро перекись лила, Стараясь отмочить его без боли. А фельдшерица становилась зла И повторяла: «Горе мне с тобою! Так с каждым церемониться — беда. Да и ему лишь прибавляешь муки». Но раненые метили всегда Попасть в мои медлительные руки. Не надо рвать приросшие бинты, Когда их можно снять почти без боли. Я это поняла, поймешь и ты… Как жалко, что науке доброты Нельзя по книжкам научиться в школе. (Юлия Друнина)

17
слайд

Описание слайда:

Обобщение личного опыта по формированию понятий «милосердие и сострадание» через внедрение программы по внеурочной деятельности «Дорогою Добра». Антон Павлович Чехов, презиравший самодовольное счастье мещанина, писал: «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда… и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других…»

18
слайд

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Милосердие и сострадание.

Почему заповеди ещё называют Законом Моисеевым? а) потому что Заповеди были даны Богом через Моисея как закон, требующий строгого исполнения; б)потому что Заповеди придумал Моисей и назвал их законом; в) потому что только для Моисея Заповеди являлись Законом. Заповеди даны человеку для того, чтобы а) жизнь человека стала сложнее, потому что соблюдение правил всегда сложно; б) жизнь человека стала материально стабильной. Человек соблюдает заповеди — Бог должен обеспечить человека всем необходимым для его жизни; в) жизнь человека стала лучше, потому что, соблюдая правила, человек становится ближе к Богу и делается более нравственным

Заповеди – это нравственный закон, который был дан Богом для а)иудеев, потому что именно к ним обращался Бог в древности; б) всех людей, потому что нравственные правила должны быть важными для любого человека, живущего на земле; в) грешников, потому что им надо было объяснить неправильность их поступков. Нужны ли сейчас современному человеку данные Богом Заповеди? а) Нет, потому что они были нужны в древности, когда народ был необразованным; сейчас все люди грамотные, поэтому эти законы им не нужны. б) Да, потому что нравственные законы важны для любого времени. в) Да, потому что соблюдение заповедей даёт тебе право считать себя избранным из людей, потому что ты лучше.

П роверь себя: 1.а 2.в 3.б 4.б

«Блаженны милостливые, ибо они помилованы будут.» (Матф. 5:7)

Притча о добром самарянине.

Святая Ульяна Муромская. Иулиания Лазаревская (или Иулиания Муромская, светское имя Ульяна Устиновна Осорьина; 1530 — 10 (20) января 1604) — святая Русской православной церкви, из семьи дворян Недюревых. Память совершается 2 января (по юлианскому календарю).

Милостыня.

Императрица Александра Федоровна.

Александра Федоровна с дочерьми. Прирожденная сестра милосердия, она очень часто посещала больных, оказывая им сердечную заботу и поддержку, а когда не могла пойти к страдающим сама, посылала дочерей. Александра Федоровна считала, что дети должны видеть человеческие страдания и беды и учиться утешать, помогать ближним.

Сестры милосердия.

Помощь бездомным животным.

Помощь пострадавшим от стихийных бедствий.

Помощь бездомным и больным детям.

Помощь престарелым и одиноким людям.

Из словаря С. И. Ожегова. МИЛОСЕРДИЕ, -я. с р. Готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. Проявить милосердие. Взывать к чьему- либо милосердию. Действовать без милосердия (жестоко). Сестра милосердия- женщина. Ухаживающая за больными, ранеными. МИЛОСЕРДНЫЙ, — ая, — ое. Проявляющий милосердие. Вызванный милосердием. Милосердный человек. Милосердный поступок. Бог милосерден. МИЛОСТЛИВЫЙ, — ая, — ое, -ив. (устарев.)

Мастер по – И.А.Шабалина

Слайд 2

Цели

  • Дать представление о милосердии и сострадании.
  • Раскрыть понятия «милосердие и сострадание».
  • Создать условия для осознания понятия «милосердие и сострадание».
  • Развить этические чувства, милосердие.
  • Развивать готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию.
  • Понимать значение нравственности, веры в жизни человека и общества.
  • Слайд 3

    Понятие

    • Милосердие — милое сердце, доброта, сострадание, любовь, сочувствие, забота
    • Сострадание — сочувствие, сопереживание, соболезнование.
    • В толковом словаре в. И. Даля дано толкование слова «милосердие».
    • «милосердие — сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро, жалостливость».
  • Слайд 4

    Милосердие

    • «Милосердие» — заимствовано из старославянского языка.
    • Милосердие — сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку.
  • Слайд 5

    В настоящее время «милосердие» находится в одном ряду с такими понятиями как: гуманизм, альтруизм, толерантность, филантропия, сочувствие, сопереживание, сострадание, доброта, любовь, человечность, человеколюбие, эмоциональная отзывчивость.

    Слайд 6

    Слово милосердие говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет

    • Любовь бывает разной.
    • Она бывает радостной. При встрече с любимым лицо озаряется улыбкой и счастьем
    • Но бывает любовь с заплаканным лицом. Такой она бывает при встрече с чужой бедой. Точнее сказать, любовь подсказывает тебе: чужой беды не бывает! Еще минуту назад этот человек был тебе даже незнаком. Но ты узнал о его горе — и не смог остаться равнодушным.
  • Слайд 7

    ​«Всякому просящему у тебя – дай»

    Но это должно быть волей сердца. Если у тебя нет денег, то молитва за этого человека – это тоже милостыня.

    Слайд 8

    «Люби ближнего как самого себя»

    Будьте милосердны к несчастным, будьте снисходительны к счастливым. (Виктор Гюго)

    Слайд 9

    Им нужна ваша помощь, поддержка, понимание!

    Глаза больных детей – что может быть тревожней,
    Когда беду они не в силах превозмочь?
    Увидев раз, забыть их невозможно –
    Попробуй им хоть чем-нибудь помочь!

  • Легенды о ХристеЛегенды о Христе

    Радиопостановка историй С. Лагерлёф — писательницы, вдохновлённой новозаветными притчами, церковными преданиями и житиями святых. С. Лагерлёф стремится пробудить в душах читателей любовь к Богу, доброту и милосердие к ближним, научить видеть и понимать красоту Божьего мира и человеческой души.

    Пасхальная радостьПасхальная радость

    В 2013 года вышла новая аудиокнига «Пасхальная радость».
    В нее вошли рассказы В.А.Никифорова-Волгина и И.С. Шмелева.

    «Дорога в небеса». (детские музыкальные сказки Ильи Литвака)«Дорога в небеса». (детские музыкальные сказки Ильи Литвака)

    «Добрым детям» — серия дисков православного духовно-нравственного воспитания детей. На этом диске вы найдете известные музыкальные сказки Ильи Ассировича Литвака (1968-2013), издававшиеся прежде на аудиокассетах: «Чудо о Петре и Февронии», «Исцеление Ильи Муромца», «Всадник на белом коне», «Дорога в небеса» (части 1, 2).

    Добрые сказки, стихи и песниДобрые сказки, стихи и песни

    Аудиоверсии лучших мультфильмов, грампластинок.
    Пусть Ангелы-Хранители помогут нам сберечь наших детей, питая души их живой водой добра и любви.

    Правдивые сказки для маленьких деток

    Агафонов Николай, протоиерей, СказкиПравдивые сказки для маленьких деток

    Светлые и чистые, добрые и поучительные, занимательные и увлекательные, написанные хорошим русским языком — эти сказки доставят немало приятных минут не только детям, для которых они и предназначены, но, несомненно, и их родителям, многие из которых с удивлением откроют для себя в море разливанном современной детской литературной макулатуры этот волшебный чарующий сказочный остров, подаренный нам добрым сказочником — известным современным прозаиком — отцом Николаем Агафоновым.

    «Если Богу будет угодно». Христианские сказки Испании, Португалии и Америки.
    «Если Богу будет угодно». Христианские сказки Испании, Португалии и Америки.

    Издание Сретенского монастыря — сборник сказок Испании, Португалии и Америки. Сказки доносят до юных читателей непреложные истины христианства, облеченные в причудливую, сказочную форму. Сказки пропитаны тем истинно христианским духом, который отчасти сохранился в душе народов Западной Европы с тех пор, когда народы эти были ещё православными.

    Троицкий подарок детям
    Троицкий подарок детям

    Эта малая книжица, много раз переиздававшаяся Свято-Троицкой Сергиевой Лаврой в начале XX века, содержит в себе крупицы духовной мудрости, поучительные истории о нравственности и приличиях в отношениях между взрослыми и детьми, между родными и близкими, которые соблюдались искони в благочестивых семьях.

    Рассказы под Рождество
    Рассказы под Рождество

    Интересные и увлекательные рассказы для детей о празднике Рождества, о его традициях, о добре и чудесах, творимых Господом через людей.

    С. С. Куломзина. Священная история в рассказах для детей

    . С. Куломзина. Священная история в рассказах для детей

    Этот аудио диск подготовлен на основе книги, написанной для маленьких читателей известным специалистом по религиозной педагогике Владимирской духовной семинарии (США) Софьей Сергеевной Куломзиной и рекомендованной к печати Отделом религиозного образования и катехизации Московского Патриархата.

    Автор в простой и доступной форме излагает основные события Ветхого и Нового Заветов.

    Илья Ассирович Литвак (29 мая 1968 — 5 апреля 2013 ). Композитор, писатель, автор сценариев документальных фильмов, христианских книг и аудиопостановок для детей.

    Как принц унаследовал Царство Небесное. Твой крест. Чудеса Христовы
    Как принц унаследовал Царство Небесное. Твой крест. Чудеса Христовы

    Как принц унаследовал Царство Небесное. Твой крест. Чудеса Христовы
    Год выпуска: 2008
    Исполнитель: Наталья Финогенова
    Издательство: Московской Патриархии

    Господь и Ангел-хранитель всегда рядом с теми, кто смиренно несет свой крест и исполняет волю Божию. Спаситель показал, что даже стихии могут повиноваться человеку, если он открыт Богу и верует в Него.

    Вильгельм Гауф: Холодное сердцеВильгельм Гауф: Холодное сердце

    В сказке Вильгельма Гауфа «Холодное сердце» герой сказки получает за своё живое сердце (душу) богатство. Но это не приносит счастья и, в последний момент, отказавшись от изобилия, герой в итоге возвращает радость жизни.

    «Свет души». Борис Ганаго.
    «Свет души». Борис Ганаго.

    Рассказы православного педагога Борис Ганаго будут интересны не только детям, но и взрослым. Автор призывает слушателей к размышлениям о таких вещах, как страсть развлечения, мода, магия, о том, почему необходимо верить.

    «Детям о вере». Борис Ганаго.
    «Детям о вере». Борис Ганаго.

    Эту книжку с интересом читают и дети, и взрослые. Автор ее, Б.А. Ганаго, православный педагог с большим опытом, в простых рассказах вовлекает читателя в размышления о главных вопросах бытия.

    «Оптинские старцы».
    «Оптинские старцы».

    «Оптину Пустынь в Х1Х-ХХ веках считали маяком русской интеллигенции, для крестьян и ремесленников каждый старец был «как отец родной».

    Удивительные истории маленького ёжика.

    Удивительные истории маленького ёжика.

    Сказочная повесть монаха Лазаря уже завоевала сердца маленьких читателей особой теплотой, мягкостью, увлекательным сюжетом. Детей не могут оставить равнодушными трогательные истории лесных жителей, приключения во время путешествия в Оптину Пустынь, примеры милосердия к слабым и больным.

    Сборник прекрасной музыки станет хорошим подарком для детей и их родителей, которым легче будет убаюкать своего ребенка с помощью этих песен. Основная тема этого диска – колыбельные песни, сочиненные композиторами-классиками прошлого: П.И. Чайковским, Ф. Шопеном, Э. Григом, Ж. Бизе, И. Брамсом, а также композиторами, писавшими для кино и мультипликации: Е. Крылатовым, И. Дунаевским.

    Музыкальные эпизоды из балета «Маленький принц»Музыкальные эпизоды из балета «Маленький принц»

    «Ма́ленький принц» (фр. Le Petit Prince) — аллегорическая сказка, наиболее известное произведение Антуана де Сент-Экзюпери.

    Маленький принц
    Маленький принц

    «Маленький принц» (фр. Le Petit Prince) — аллегорическая сказка, наиболее известное произведение Антуана де Сент-Экзюпери.

    Сказки для маленьких и больших
    Сказки для маленьких и больших

    Сельма Оттилия Лувиса Лагерлёф — шведская писательница, первая женщина, получившая Нобелевскую премию по литературе (1909) и третья вообще, получившая Нобелевскую премию (после Марии Кюри и Берты Зуттнер).

    (8467)

  • Рассказы о древнем новгороде книга
  • Рассказы о древней руси слушать
  • Рассказы о дружбе 1 класс аудио
  • Рассказы о детях войны 3 класс короткие
  • Рассказы о героических подвигах