В рамках марафона Лит_Рид прочитала классный фантастический сборник от Крафтового журнала «Рассказы» — «НОМО». В него вошли пять рассказов: «Ника», «Гуманизация», «На пыльных тропинках, или Немного о смысле жизни» «Последний разговор с господином Первым Послом», «Женщина-город».
Полное название сборника звучит как «НОМО (невероятная фантастика о человечности)», и рассказы действительно освещают тему человечности и гуманности – но порой весьма своеобразно. Что вообще понимается под человечностью?
Гуманность – не для людей?
Грустно и жестоко иронизируют над этим рассказы «Ника» и «Гуманизация». Когда ребёнок оказывается больше нужен андроиду, чем родителям; когда люди настолько устают от одиночества, что готовы «воспитывать» ИИ, но при этом не желают брать ответственность за живое дитя; когда «гуманизировать» означает «уничтожить всех, кто не человек»… Такое общество выглядит тем более страшным, что место человечности в нём всё же есть. Вот только она, эта человечность, присуща вовсе не людям.
«Ника» расскажет о жизни девочки-андроида, которую берут «напрокат» одинокие женщины. Они становятся Нике мамами – кто-то на год, кто-то на десятилетия. Но люди смертны, они уходят, а Ника остаётся. Получает образования в угоду родителям, ведёт себя как подросток – в угоду им же. И запоминает…
В «Нике» масса мелких деталей, которые прекрасно передают всю боль и все метания, которые вроде бы не положено испытывать искинам.
«Мокрая курица. Эта чёлка, беда, зачем она её выстригла, о чём думает искин, когда выстригает чёлку?»
«Какие к чёрту шестнадцать лет, взгляд такой… Только если не знать, что ей девяносто с хвостом».
Кто сказал, что у ИИ нет чувств и характера? Ника меняется, обретая собственную личность. И однажды ей приходится взять на себя заботу о сводном брате…
«Гуманизация» – рассказ-воспоминание. Ветеран освоения космоса рассказывает внучке историю о том, как «гуманизировали» планету – то есть истребляли коренное население. Что-то напоминает, да? И вот от этого особенно грустно – от того, что за века люди так ничему и не научились…
Эти рассказы описывают будущее, но мне бы не хотелось, чтобы оно наступило. Многие ругают жанр постапокалипсиса за жестокость, но подлинная жестокость начинается там, где кончается именно человеческая гуманность. Здесь она уже у последней черты. И пусть авторы оставляют надежду в лице Техподдержки – пожилого техника, который сохраняет андроиду-Нике память о названном брате, и в лице ветерана, сожалеющего о том, что предал добрых к нему аборигенов… Пусть оставляют, но эта надежда очень зыбкая. Это единичные люди, а им, как известно, очень трудно что-то противопоставить массе.
Как Михалыч пришельцев спасал
«Ника» и «Гуманизация» – тяжёлые, психологически сложные рассказы, которые заставляют думать и даже где-то укорять себя. И это нужно. Случайно так вышло или нет, но после них в сборнике идёт «На пыльных тропинках…» – юморная зарисовка о том, как простые русские мужики пытались отговорить сверхразвитую цивилизацию от суицида, вызванного усталостью из-за понимания смысла жизни. Я хохотала в голос, читая, как Иван Петрович учит инопланетян играть в футбол, Иннокентий Игнатьевич знакомит с классиками русской прозы («инопланетяне прочитали за пару часов Толстого, Пушкина, Достоевского и (особенно от последнего) впали в такую депрессию, что собрались совершить Исход как можно скорее») и болтает на кухне о политике, а Михалыч играет на баяне, танцует твист и объясняет азы гаражного ремонта.
Рассказ отдельно прекрасен тем, что утрирует и высмеивает разные черты человеческой цивилизации – бюрократию, склонность заменять ручной труд машинным, даже привычку к странноватым развлечениям («ломающие колени движения ногами» – это про танцы, да-да!). В рассказе две точки зрения: землян и инопланетян, и вот именно вторая позволяет взглянуть на всё перечисленное с иной стороны, посмеяться, узнать себя и задуматься. Рассказ одновременно юморной, но вместе с тем под этим юмором скрыта серьёзность. В общем, надо читать, чтобы проникнуться!
«Чёрное зеркало» по-русски
«Последний разговор…» – это рассказ-перевёртыш. Он долго и немного утомительно подводит к основному конфликту: убита супруга Первого Посла. Посол – представитель высокоразвитой инопланетной цивилизации – соглашается обсудить произошедшее с министром межпланетных дел. И вот тут-то начинается самое интересное.
Дело даже не в том, что супругу Первого Посла убили. И даже не в том, что убийца целился отнюдь не в неё. И не в том, что женщина закрыла собой мужа. Рассказ безжалостно указывает нам на нашу же жестокость – не к чужакам, а к самим себе. Жестокость толпы к человеку, к «изгою». Пожалуй, он мог бы стать отличным сюжетом для серии «Чёрного зеркала».
«Женщина-город» немного выбивается из прочих. Возможно, живые города – это некие огромные механизмы с ИИ, но я почему-то воображала скорее магических существ. В описанном мире каждый город представляет собой одушевлённый «организм» – гигантское создание, на фигуре и одеждах которого живут люди. Сама идея очень необычна, но сверх-необычным для меня стало то, что у каждого города есть сердце, и это сердце город волен отдать кому пожелает.
Грид – женщина-город, очарованная (пусть и не сразу) гениальным скрипачом Кимом. Это рассказ о любви и о том, как порой безумная жажда обладать затмевает голос разума. «Любовная лодка разбилась о быт» – эта фраза постоянно приходила мне на ум, пока я читала. Рассказ поднимает сложные темы – не только любви, но и вечности, привязанности к человеку и к месту, предназначения, счастья. Финал у него пронзительный и грустный, но иного было трудно ожидать.
Прочесть сборник в электронном виде можно здесь: https://litmarket.ru/books/homo-neveroyatnaya-fantastika-o-chelovechnosti
Купить бумажную версию — тут: https://kraftlit.ru/shop/zhurnal-rasskazy-homo
Первый элемент
☆
☆
☆
☆
☆
5.00 * 2 голосов
Алина Розова
Внимание: вопрос! Волшебный мир и добрый волшебник кажутся ли вам прекрасной сказкой? Возможность управлять какой-нибудь Стихией, или обучение магии в лучшей Академии страны являются, по вашему мнению, небывалой удачей? Да? Тогда я вам безмерно завидую. Потому что для меня это стало настоящим, все никак не заканчивающимся, кошмаром. И нет возможности убежать, отказаться, изменить этот дурной сон. Есть…
подробнее »
В процессе написания
для всех
Размер: 2,32 алк / 92809 знаков / 7 стр
Категории: Фантастика, Книги про волшебников, Юмористическое фэнтези
05.01.2022, 13:05 |
55 просмотров
|
0 комментариев
|
2 в избранном
|
0 наград
Хэштег: #Магическая_Академия
Сказки середины зимы
☆
☆
☆
☆
☆
5.00 * 3 голосов
Орден Клавы
Когда за окном сугробы и дует ледяной ветер, хочется немного отдохнуть, выпить ароматного какао или чая и почитать сказку.
Мы собрали для вас добрые и чуть грустные, веселые и мрачные, самые разные сказки середины зимы.
Прошла самая длинная ночь в году, день понемногу удлиняется, а мы с головой окунаемся в праздничную суету.
Приглашаем вместе с нами украсить ёлку, отпраздновать Новый год и Рождество,…
подробнее »
В процессе написания
для всех
Размер: 2,66 алк / 106433 знаков / 8 стр
Категории: Фантастика, Байки, былины и сказки, Юмор
05.01.2022, 09:33 |
150 просмотров
|
9 комментариев
|
1 в избранном
|
0 наград
Хэштег: #рождество,_новыйГо
Леди из будущего. Падь
☆
☆
☆
☆
☆
4.96 * 582 голосов
Жанна Штиль
18+…БЕЗ МАГИИ И ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ СКАЗОЧНЫХ МИРОВ.
КНИГА ПЕРВАЯ.
Одиннадцатый век. Герцогство Швабия.
Туристическая поездка расколола жизнь главной героини на «до» и «после», переместив её из двадцать первого века в одиннадцатый.
Прошлое стало будущим, а будущее — прошлым.
Тёмное средневековье. Она о нём знает только то, что изучала в школе. При условии, что в тот день там была.
Замок,…
подробнее »
Полный текст
для друзей
Размер: 19,53 алк / 781273 знаков / 53 стр
Категории: Остросюжетные любовные романы, Любовно-фантастические романы, Любовно-фэнтезийные романы, Приключения, Проза, Фантастика, Попаданцы, Личностный рост, Приключенческая фантастика, Романтическое фэнтези, Приключенческое фэнтези, Путешествия во времени
04.01.2022, 14:48 |
87975 просмотров
|
1125 комментариев
|
450 в избранном
|
22 наград
Хэштег: #Попаданка_в_прошлое
Цикл: Леди из будущего
Город металлических людей
☆
☆
☆
☆
☆
5.00 * 28 голосов
Евгения Высоковская
Эбигейл, девушка из низшего сословия, потерявшая семью, едет в Город на заработки. В Город, где привилегии есть только у тех, кто заменил свои части тела на металлические, и где знатные горожане начинают замены с самого детства.
Сейчас она совершенно одна в мрачном мире, и чужеродный Город вряд ли встретит ее с распростертыми объятиями. Как сложится ее судьба, удастся ли ей там выжить, одной из тех,…
подробнее »
В процессе написания
для всех
Размер: 7,98 алк / 319273 знаков / 22 стр
Категории: Фантастика, Стимпанк, Альтернативная история
04.01.2022, 12:07 |
1103 просмотров
|
42 комментариев
|
22 в избранном
|
2 наград
Хэштег: #стимпанк
Грани Смерти
☆
☆
☆
☆
☆
Ирин КаХр
Из всего того, что бормотала она ему тогда, в памяти осталось лишь нескромное признание. И его холодное, словно космос, «Исключено». Спокойное, не обвиняющее, не издевающееся, но вместе с тем ядовито равнодушное «Исключено!». «Я бы хотела больше никогда тебя не видеть!» — вот что она крикнула ему напоследок. Никогда не видеть!
p.s. всем безумным в свои двадцать!…
подробнее »
Полный текст
для всех
Размер: 1,23 алк / 49173 знаков / 4 стр
Категории: Короткие любовные романы, Фантастика
21.12.2021, 05:13 |
276 просмотров
|
0 комментариев
|
0 в избранном
|
0 наград
Хэштег: #будущее
Непобедимые твари Земли
☆
☆
☆
☆
☆
5.00 * 1 голосов
Головахин М.Р.
Для ОКС настают тяжелые времена, на Западе «Х» готовит спецоперацию прямо в самом сердце своего давнего врага, сектанты с неизвестными целями нарушают периметр «Заповедника 4», а в Москве, несмотря на запрет, вновь встречаются старые друзья. К чему все в итоге сведется, кто выйдет победителем, остается только гадать, но одно можно сказать точно — давний сон непобедимых чудовищ скоро прервется……
подробнее »
Часть текста
для всех
Размер: 5,67 алк / 226931 знаков / 16 стр
Категории: Фантастика, Боевая фантастика, Альтернативная история
20.12.2021, 19:29 |
185 просмотров
|
0 комментариев
|
0 в избранном
|
0 наград
Хэштег: #Shafnir
Цикл: Шафнир
Богиня Зона
☆
☆
☆
☆
☆
4.97 * 34 голосов
Raymond
Зона Отчуждения — круг в 30 километров, огороженный колючей проволокой, блокпостами и минными полями. В так называемом «внешнем» мире никто и подумать не может о том, что в таком месте, идет борьба за выживание между людьми, представителями местной так сказать «фауны» и огромным количеством аномалий. Тридцать километров отдельного мира живущего по своим собственным законам, как отдельное государство,…
подробнее »
Часть текста
для всех
Размер: 1,89 алк / 75543 знаков / 6 стр
Категории: Фантастика, Боевая фантастика
19.12.2021, 23:35 |
1095 просмотров
|
93 комментариев
|
32 в избранном
|
0 наград
Хэштег: #S.t.a.l.k.e.r,Зона
Планета Забвения
☆
☆
☆
☆
☆
4.91 * 47 голосов
Ната Чернышева
Участник ЛитМоба «Космическая страсть»
Цикл «Земная Федерация»
Он и она. Оба – военные, пилоты-универсалы враждующих рас. Обоих вынесло после космического боя на необитаемую планету.
Поиски? Ведутся, разумеется. Но Галактика большая, пространства в ней много, всех, без вести пропавших, разыскать и спасти невозможно, во всяком случае, сразу.
Только и остаётся, что надеяться, верить и ждать. И искать точки соприкосновения — через отчаяние,…
подробнее »
Часть текста
для всех
Размер: 5,66 алк / 226409 знаков / 16 стр
Категории: Любовно-фантастические романы, Фантастика, Космическая фантастика
14.12.2021, 20:39 |
7984 просмотров
|
391 комментариев
|
64 в избранном
|
4 наград
Хэштег: #Космофант
Цикл: Земная Федерация
Влюблённый демон
☆
☆
☆
☆
☆
RoMan
Демону запрещено любить человека, а если такое случается, сам дьявол будет пытать непослушного демона.
Главный герой демон, сам того не замечая влюбился в девушку с которой он должен был заключить сделку и в будущем обрести её душу на вечные муки. Из-за своей любви, он множество раз спасал её, тем самым перешел дорогу жнецу смерти, после чего он сталкивается с ангелом, который решительно настроен…
подробнее »
Полный текст
для всех
Размер: 4,16 алк / 166361 знаков / 12 стр
Категории: Любовно-фантастические романы, Фантастика, Боевая фантастика
07.12.2021, 10:02 |
35 просмотров
|
0 комментариев
|
0 в избранном
|
0 наград
Хэштег: #демоны_и_ангелы,
?Империя Дигаллиос?Сила раднара
☆
☆
☆
☆
☆
5.00 * 624 голосов
Нина Осмо
Участник ЛитМоба «Серия Любовь и Космос»
[УДК 82-312.9 ББК 84(Рос=Рус)6 ISBN 978-5-6044520-2-8 (ч.2)]
О 72
[ ISBN 978-5-6043479-5-9]
книга вышла в печатном варианте (издательство «Анна»)
Рукопись нотариально задепонирована
подробная информация о депонировании https://prodaman.ru/Nina-Osmo/blog/Istoriya-o-tom-kak-ya-borolas
[{В первой книге история храброй Дали-Ри оборвалась на трагичном моменте…Она проводила отца…
подробнее »
Полный текст
для одобренных
Размер: 16,11 алк / 644424 знаков / 43 стр
Категории: Любовно-фантастические романы, Приключения, Драма и мелодрама, Фантастика, Героическая фантастика, Космическая фантастика, Приключенческая фантастика, Постапокалипсис, Авторские расы
03.12.2021, 09:19 |
38356 просмотров
|
1304 комментариев
|
264 в избранном
|
74 наград
Хэштег: #империя_Дигаллиос
Цикл: Империя Дигаллиос
? Империя Дигаллиос?Пробуждение Дали-Ри
☆
☆
☆
☆
☆
5.00 * 746 голосов
Нина Осмо
УДК 82-312.9 ББК 95 ISBN 978-5-6043479-6-6 (ч.1)
ISBN 978-5-6043479-5-9
О 72
[книга вышла в печатном варианте (издательство «Анна»)]
[{•В далёком будущем Солнце, перед тем как угаснуть, одарило землян, своих детей, сверхспособностями. Так появились раднары – люди нового поколения, сумевшие до катастрофы спасти наследие человечества.}]
[{Раднарский род Далг всегда славился сильными и отважными…
подробнее »
Полный текст
для одобренных
Размер: 15,90 алк / 636155 знаков / 43 стр
Категории: Любовно-фантастические романы, Приключения, Драма и мелодрама, Фантастика, Героическая фантастика, Космическая фантастика, Приключенческая фантастика, Постапокалипсис, Авторские расы
02.12.2021, 13:42 |
53828 просмотров
|
1431 комментариев
|
409 в избранном
|
70 наград
Хэштег: #империя_Дигаллиос
Цикл: Империя Дигаллиос
Не хочу быть героем 2 Между небом и землёй
☆
☆
☆
☆
☆
4.67 * 3 голосов
Ударцева Людмила Владиславовна
Всё бы хорошо: Михаил знает, как вернуться домой. Но как не ответить на искренние чувства, если даже боги уверенны, что это оно, то самое, что называют любовью. И пусть она наивна и мала ростом, деревенская девчонка на двадцать лет его моложе. Он не отдаст её никому. Однако, не спасёт от самого себя…
подробнее »
Полный текст
для всех
Размер: 1,22 алк / 48831 знаков / 4 стр
Категории: Фантастика, Детективная фантастика, Мистический любовный роман
02.12.2021, 05:31 |
746 просмотров
|
1 комментариев
|
1 в избранном
|
0 наград
Хэштег: #Попаданцы._Мистика
Лазурное небо
☆
☆
☆
☆
☆
Пан Борик
Угнетённое орочье племя годами жило в страхе перед людьми, что появляются из ниоткуда нападая на них. Однажды, потеряв практически всё им удаётся найти уголок мира, где нет войны, а звон стали слышен лишь в легендах и сказках.
Их идиллия длилась слишком долго, и в одночасье закончилась, с приходом людей, на их земли.
Илви — молодая орочья девушка, в одном из боёв терпит поражение, и попадает к работорговцам….
подробнее »
Полный текст
для всех
Размер: 14,56 алк / 582476 знаков / 39 стр
Категории: Фантастика, Приключения Прочее, Эпическое, героическое фэнтези
25.11.2021, 04:47 |
33 просмотров
|
0 комментариев
|
1 в избранном
|
0 наград
Хэштег: #_авторский_мир
Два-ноль-семь-ноль
☆
☆
☆
☆
☆
4.92 * 48 голосов
Вель Ольга
Прошло совсем немного времени, и человечество, обессиленное болезнями, войнами и голодом, начало строить новый мир. Для того, чтобы превратить Землю в Рай понадобилось всего двадцать лет. Двадцать лет, и планета, словно феникс, переродилась. Казалось, что уже ничего не может разрушить этот Рай на Земле, но однажды над городами появились огромные космические корабли……
подробнее »
Часть текста
для всех
Размер: 6,65 алк / 266100 знаков / 18 стр
Категории: Фантастика, Космическая фантастика, Антиутопия
10.11.2021, 13:01 |
1079 просмотров
|
43 комментариев
|
10 в избранном
|
7 наград
Хэштег: #Порабощение_землян
Созидающая
☆
☆
☆
☆
☆
5.00 * 1 голосов
Мария Вереск
В 2035 году неизвестная чума превратила землю в пепел, а уцелевшие после катастрофы и голода люди основали новые города. Спустя столетия прогремела весть о Ниамантах — людях, способных управлять самыми различными силами. Первый из них завоевал всеобщую любовь и доверие. Позже начали появляться и другие, которых брал под своё крыло Первый. В обыкновенной девушке по имени Юна просыпаются силы, что не…
подробнее »
Полный текст
для всех
Размер: 6,75 алк / 269817 знаков / 18 стр
Категории: Фантастика, Боевая фантастика, Антиутопия
25.10.2021, 08:06 |
166 просмотров
|
0 комментариев
|
2 в избранном
|
0 наград
Хэштег: #Антиутопия_Магия_
Показано
1–30 из 798 книг
Олег Таругин — Спецназ времени (2021) MP3
Олег Таругин Фантастика / Попаданцы / Боевики
Наше прошлое под угрозой. Наша история – поле битвы враждебных человечеству тайных сил. Наше будущее висит на волоске. Для противодействия вмешательству извне в XXII веке создан СПЕЦНАЗ ВРЕМЕНИ – сверхсекретный отряд «Хронос»….
- 24.06.2021
- 2 627
- 395.56 MB
- Скачать торрент
Джин Дюпро — Книги Эмбера 1: Город Эмбер. Побег (2021) МР3
Джин Дюпро Фантастика / Фэнтези
Этот увлекательный роман — первая часть фантастической серии романов американской писательницы Джин Дюпро. Действие первой части происходит в таинственном городе Эмбере, над которым никогда не восходит солнце….
- 24.06.2021
- 2 613
- 398.48 MB
- Скачать торрент
Александр Тихонов — Стражи Армады 6: Охота на Зверя (2021) MP3
Александр Тихонов Фантастика
Случайности не случайны, особенно в аномальных землях, где судьбы людей переплетаются так сильно, что порой хочется воскликнуть: «это всё Зона!»….
- 24.06.2021
- 2 381
- 687.96 MB
- Скачать торрент
Александр Март — Механики. Том 3 (2021) MP3
Александр Март Фантастика / Попаданцы / Боевики / Юмор и сатира
Да… Не думал я, что прошлое так сильно напомнит о себе. Так сильно, что и выжить сложно. Но нет, за себя я не боюсь. Света, любимая, мы обязаны справиться! Это не может вот так просто закончиться….
- 24.06.2021
- 2 628
- 2.08 GB
- Скачать торрент
Кассандра Клэр, Холли Блэк — Магистериум 5: Золотая башня (2021) МР3
Кассандра Клэр, Холли Блэк Фантастика / Фэнтези
Мастер Джозеф и его войско повержены – Магистериум и Ассамблея ликуют. Я вернулся домой, к отцу, и должен решить, как жить дальше: тем более что приближается начало последнего учебного года в Магистериуме….
- 24.06.2021
- 2 176
- 292.02 MB
- Скачать торрент
Дмитрий Крам — S-T-I-K-S. Вмерзшие (2020) МР3
Дмитрий Крам Фантастика
В этих местах кровь стынет в жилах не только от ужаса, но и от всепоглощающего, всепроникающего, вездесущего холода. Это самый далекий участок Улья. Здесь тебе придется вступить в схватку не только с зараженными, но и с силами…
- 22.06.2021
- 2 246
- 383.12 MB
- Скачать торрент
Антон Фарутин — Арсанты 2. Линии судьбы (2020) MP3
Антон Фарутин Фантастика / Детективы
Детектив Джек Стоун продолжает поиски своей пропавшей семьи. Возвращение из нацистской базы в Антарктиде принесло с собой не только новые подсказки, но и новые страшные тайны….
- 22.06.2021
- 2 387
- 0.98 GB
- Скачать торрент
Алексей Калугин — Мир-на-Оси (2020) MP3
Алексей Калугин Фантастика / Юмор и сатира
В одно злополучное утро на Лысой горе прямо на территории Центральной Академии появился… появилось… короче говоря, теперь там было то, чему быть совершенно не надлежало….
- 22.06.2021
- 2 615
- 802.36 MB
- Скачать торрент
Галина Громова — Бухта надежды 3: Испытание прочности (2020) МР3
Галина Громова Фантастика / Боевики
Прошло чуть более двух недель с момента, когда жизнь на всей планете, в каждом ее уголке, даже самом отдаленном, перевернулась с ног на голову. Начался новый виток эволюции человечества….
- 22.06.2021
- 2 274
- 695.27 MB
- Скачать торрент
Дэниел Киз — Цветы для Элджернона (2020) MP3
Дэниел Киз Фантастика
Чарли Гордон — идиот. В прямом смысле этого слова — с самого детства он болен фенилкетонурией, при которой умственная отсталость практически неизбежна. Сейчас ему около тридцати, он работает уборщиком в пекарне и ходит на занятия…
- 22.06.2021
- 1 838
- 452.04 MB
- Скачать торрент
- 1 … 4 5 6 7 8 9 10 11 12 … 43
Популярные торренты
Борис Акунин — Приключения Эраста Фандорина [16 книг] (2003-2018) МР3
Артем Каменистый — Экс 2. Великое перерождение (2020) МР3
Калбазов Константин — Пандора 3. Мессия (2020) MP3
Комментарии
Сергей Лукьяненко — Холодные берега. Искатели неба 1 (2019) МР3
Сайт Авно! Сайт Авно! Сайт Авно! Сайт Авно! Сайт Авно!
Стивен Кинг — Ярость (2020) MP3
Господа админы, а нельзя ли на странице аудиокниги писать продолжительность ? Мне вот рассказы не
Алексей Рудаков — За пологом из молний 4. Боги падшие (2020) МР3
Пока мне всё очень нравится!
Валерий Большаков — Солдаты звездного фронта (2020) (ЛитРес) MP3
Благодарю за удовольствие от прослушивания. Удачи.
Свечин Николай — Сыщик Его Величества [23 книги] (2014-2019) MP3
Отличный сайт!!! Прекрасные книги!!! Давно мечтал о таком сокровище!!!
Все комментарии..
Полный список последних комментариев
Torrent-AudioKnigi.Ru © 2021. Все права защищены.
Администрация не несет ответственности за предоставленные на сайте торренты.
Любой торрент файл будет удален по требованию правообладателя.
В этом месяце с разницей в неделю вышли экранизации двух литературных памятников американской фантастики — эпоса Айзека Азимова «Основание» (сериал на платформе AppleTV) и романа Фрэнка Герберта «Дюна» (первый фильм франшизы на большом экране). 10 декабря ожидается выход на платформе Amazon Prime шестого сезона экранизации современного космического эпоса — серии романов Джеймса Кори «Пространство».
У всех этих трех произведений есть одно общее — откровенный политический пессимизм их авторов.
О том, как писатели-фантасты видят политику и общество будущего рассказывает Лаувс Кадикис
Победа разума
Трилогия «Основание» Айзека Азимова (в оригинале Foundation, в русском переводе выходила как под названием «Основание», так и под названием «Академия»), была написана первой из трех фантастических эпосов. Рассказы, позднее составившие ее основу, он написал во время Второй Мировой войны, самого жуткого приступа безумия, охватившего человечество за всю его историю.
Читая «Основание» можно подумать, что в нем нет главного героя — персонажи сменяют друг друга, поскольку действие трилогии происходит на протяжении нескольких сот лет. Главные герои книг Азимова — разум, знания и наука. Именно с их помощью герои одерживают победы в борьбе с врагами.
Действие «Основания» начинается в галактической империи. Режим, описываемый Азимовым, существует в будущем — через пару десятков тысяч лет. За это время, захватив целую галактику и взяв под контроль тысячи обитаемых планет, в плане развития политических институтов империя Азимова не продвинулась ни на йоту со времен Рима. Впрочем, и абсолютное зло она собой тоже не представляет — ее граждане живут в мире и достатке и даже пользуются гражданскими правами, которые власти без особой необходимости не нарушают.
Герой Азимова, гениальный математик Хари Селдон, с помощью изобретенной им науки психоистории — гибрида социологии и статистики, сумел предсказать, что через полстолетия империя падет и предотвратить это невозможно. Можно лишь попытаться спасть знания, накопленные человечеством.
Тут его экспертиза немедленно вступила в конфликт с паранойей правящей элиты, всюду подозревающей измену и заговор. Но математик ловко выпутывается из ловушки властей и основывает на дальней планете общество, построенное на научных принципах.
Окраины империи быстро впадают в Средневековье. Коррумпированные, жадные и невежественные местные правители оказываются легкой добычей наследников Селдона, располагающих новейшими технологиями, здоровым цинизмом и коммерческой смекалкой. Все идет как по маслу — наука побеждает. Но и общество ученых Азимов описывает далеким от идеала — ни о каком разделении властей нет и речи, избранный лидер нового общества, мэр, обладает практически безграничной властью, которую порой употребляет в собственных интересах. Гражданское общество если и проявляет себя, то лишь как неразумная толпа, используемая хитрыми политиканами в своих интересах, иногда благих, а иногда и не очень. Коррупция расцветает пышным цветом. При это Азимов вовсе не мужской шовинист — женщины в его вселенной участвуют в решении проблем мироздания наравне с мужчинами.
В конце концов Азимов находит ответ на вопрос о том, как построить идеальное общество в сфере паранормального — телепатии. Можно считать, что для него, автора, всегда благоговевшего перед настоящей наукой, невозможность представить себе справедливое общество без опоры на откровенно ненаучную идею, стало в каком-то смысле капитуляцией.
Страдающее Средневековье
Роман Фрэнка Герберта «Дюна» вышел через 12 лет после публикации последней части трилогии Азимова. Его действие тоже начинается в галактической империи, однако на этом любое сходство с империей Азимова заканчивается. Если Азимов списывал свою империю с Римской, то Герберт скорее со Священной римской империи времен позднего Средневековья: феодальной монархии, в которой никакими «правами римского гражданина» не пахнет вовсе.
Император не в силах совладать с крупнейшими феодальными домами, объединенными в Ландстраат (так называлось во времена Герберта датское правительство Гренландии), некий феодальный парламент. Эти феодалы, злые или добрые, вершат дела в своих фьефах вполне в духе известного высказывания Ивана Грозного: «А жаловати есмя своих холопей волны, а и казнити волны же есми». Главная честь вассала — верность сюзерену.
Науки в современном понимании в этом обществе футуристического феодализма нет. Люди вселенной Герберта научились обходиться без компьютеров, зато развили контроль над собственным мозгом и телом до такой степени, что после некоторой подготовки могут контролировать свои мыслительные и биохимческие процессы и даже с помощью мысли управлять космическими кораблями. При этом вся власть в Империи строится на владении некоей субстанцией, — спайсом, который во всей галактике имеется лишь на одной планете Арракис. К контролю над ней и стремятся герои Герберта.
Книга полна прямых аллюзий с реальной борьбой за контроль над нефтью на Ближнем Востоке в 1920-х — 1950-х годах, и изобилует ближневосточными мотивами. Планета представляет собой пустыню, ее население проникнуто религией, напоминающей Ислам, а язык книги изобилует арабизмами. Общество «Дюны» откровенно маскулинное, женщины облают лишь ограниченной властью, да и то, лишь внутри узкого круга аристократии.
Если главная тема «Основания» — наука, то «Дюны» — власть. Безраздельная, жестокая, циничная и по-животному хитрая. Если герои Азимова действуют в интересах человечества, пытаясь спасти научное знание и предотвратить распад цивилизации, то герои Герберта исключительно своекорыстны, жестоки, расчетливы и плевать хотели на человечество и цивилизацию.
Главный герой «Дюны» — наследник добропорядочного феодального рода Пол Атрейдес, попав на Арракис, обнаруживает в себе сверхестественные силы, подчиняет себе местные племена, используя их религиозные чувства и, руководствуясь местью за убитого отца, захватывает сперва планету, а затем и всю империю, превратив свой феодальный фьеф в «энергетическую супердержаву».
Если жизнь внутри научной фантастики Азимова — совсем не сахар, то жизнь внутри фантазма Герберта напоминает Афганистан при талибах. Интересно, что из экранизации некоторые арабские аллюзии исчезли. Видимо, чтобы не дразнить особо рьяных правоверных.
Муки этики
Третий космический эпос, «Пространство», написан совсем недавно. Первый из серии роман Джеймса Кори (псевдоним писателей-фантастов Дэниэла Абрахама и Тая Франка) «Пробуждение Левиафана» вышел в 2011 году и сразу стал бестселлером. Через четыре года после выхода первого романа, в 2015 году вышел быстро набравший популярность сериал. Этой осенью на платформе Amazon Prime выходит шестой сезон. Действие «Пространства» происходит куда раньше, чем «Дюны» и «Основания» — всего-то через пару сотен лет после сегодняшнего дня.
Землей правят недальновидные политики, погрязшие в коррупции и бюрократии. Марсом — милитаристы, одержимые сверхидеей терраформирования планеты, а поясом астероидов — алчные менеджеры гигантских корпораций, которые в случае восстаний местных работяг не гнушаются использовать военные силы Земли и Марса примерно так же, как европейские предприниматели еще лет сто назад использовали их в колониях, под корень уничтожая целые селения. Жители пояса мечтают о независимости, на астероидах действует подпольная организация АВП — что-то среднее между ИРА, ЭТА и РСДРП. И все вокруг пронизаны сознанием собственной национальной гордости и отвращением к другим — астероидяне ненавидят землян и марсиан, марсиане — презирают землян и астероидян, земляне боятся марсиан, а астероидян и вовсе не считают за людей.
При этом мир Кори гендерно и этнически нейтрален — линии разделения пролегают в нем в планетарных масштабах. На страницы третьего романа серии с томиком «Войны и Мира» под мышкой выходит русская лесбиянка методистский пастор Анна Воловодова, министра обороны Марса зовут Петр Коршунов, а Землю возглавляет индианка Крисьен Авасарала.
Вселенная, в которой закон и права человека если и действуют, то только на Земле для землян или на Марсе для марсиан, готова сорваться в самоубийственный штопор, словно Европа в 1914 году. Никто не желает понимать, что разрушение хрупкой космической инфраструктуры приведет к гибели миллионов. Начинается конфликт, развязанный обезумевшим от собственного могущества межпланетным воротилой, и в космосе воздвигаются гекатомбы.
На этом фоне интересен главный герой «Пространства». Это не гениальный ученый или принц-феодал, а лишенная любых «сверхчеловеческих» черт коллективная личность — экипаж корабля во главе с изгоем-идеалистом Джеймсом Холденом. Сегодня таких назвали бы «активистами», представителями «гражданского общества», «борцами за гражданские права». Попав в безумный круговорот межпланетного хаоса, они пытаются изменить ход событий, предотвратить очередную катастрофу, пользуясь единственным доступным им инструментом — свободой слова в межпланетной сети связи, напоминающей одновременно Facebook, Youtube, TikTok и Telegram.
Получается у них не очень хорошо — люди гибнут снова и снова. Но стремление в политически сомнительных обстоятельствах сделать верный этический выбор все же помогает им спасать мир снова и снова. Они не сидят в сторонке и не смотрят, как рушится мир, чтобы склеить атомной сваркой из его обломков новый, как персонажи Азимова. Не пытаются подмять все вокруг под себя, с помощью сверхъестественной силы и жестокой религии одной из фракций. Готовые к самопожертвованию, они действуют, стараясь оставаться людьми в такой ситуации, когда это кажется уже невозможным.
Если Азимова занимает наука, Герберта — власть, то Кори — этика, без которой наука и власть превращаются в «машины судного дня». Никакие политические механизмы, существующие в мире «Пространства» не способны остановить безумие политиков, военных, повстанцев или «эффективных менеджеров» — ни всеобщие выборы и сложный аппарат ООН на Земле, ни республиканские институты Марса, ни неписанный кодекс жителей пояса астероидов. Звездное небо холодно взирает, как моральный закон внутри персонажей Кори каждый раз заставляет их со все большим трудом оттаскивать человечество от очередной катастрофы.
Фантастика позволяет нам лучше взглянуть на настоящее. Модерн и сегодня борется с архаикой, безграничная власть превращает благонамеренных юношей в массовых убийц, а идеалисты пытаются удержать мир на краю гибели, цепляясь за всеми забытые человеколюбие, бескорыстие и самопожертвование. «Основание» и «Дюна» выдержали множество переизданий, «Пространство» немедленно стало бестселлером, а миллионы фанатов требовали от авторов писать все новые и новые продолжения.
В октябре выйдет новое издание «Основания», а пока читатели могут довольствоваться «Академией» (все три тома под одной обложкой) в переводе Надежды Сосновской. Все части «Дюны» можно найти на полках книжных магазинов. Кроме того, к выходу фильма был издан графический роман. А вот прочесть все романы Джеймса Кори можно только на электронных платформах — пока в продаже на русском языке можно найти только часть серии «Пространство». Кроме того, из восьми вышедших романов серии на русский переведены пока только семь. В ноябре выходит на английском языке девятый роман серии — «Падение Левифана».
Никто не знает, что нас ждет в будущем, но футурологи пытаются это предсказать. Почему их прогнозы — не просто игра воображения, а наука, разбираем в статье
Футурология — это предсказание глобальных изменений жизни человечества на уровне цивилизации или нации в ближайшем или далеком будущем. Футурология зародилась в конце XIX века, когда ученые, экономисты и писатели попытались спрогнозировать будущее той или иной области в своих трудах. Только в 1943 году термин «футурология» предложил социолог Осип Флехтхайм в письме Олдосу Хаксли.
Игры воображения или наука
Сегодня футурология вызывает довольно много вопросов, один из которых — является ли она наукой?
Владимир Кишинец, аналитик и теоретик прогнозирования, автора ряда книг и статей по футурологии, координатор Российской ассоциации футурологов:
«Ответить на него можно так: действительно, многие материалы, которые сегодня заявляются как футурологические, далеко не всегда и не во всем отвечают критериям научности. Однако это проблема авторского уровня, а не органический недостаток идеи прогнозирования глобальных научно-технологических и гуманитарных событий будущего. К тому, что футурология может и должна стать по-настоящему научной дисциплиной, имеются все необходимые предпосылки и теоретические основания. Вопрос лишь в их системной реализации».
Почему еще нет научной футурологии
Несмотря на то, что футурология как идея изучения будущего возникла еще в середине XX века, за все это время она не обрела научного фундамента. Возникает вопрос — почему?
Владимир Кишинец:
«Дело в том, что футурология, как особая, специфическая отрасль прогнозирования, возможна не всегда. Лишь в особые, переходные моменты истории, когда в перспективе достаточно четко начинают вырисовываться принципиально новые, существенно меняющие образ существования человека технологии. Ничего подобного на горизонте тех времен попросту не было — и в результате футурология постепенно перетекла в совершенно иную область бесконечной политической философии.
Сегодня ситуация существенно иная. Как минимум две развивающиеся технологии — разработка элементов искусственного интеллекта и, особенно, успехи в области генетической биомедицины — обещают огромные, цивилизационного масштаба перемены. И это будущее стремительно приближается. В этих сегодняшних условиях футурология скорее всего переживет второе рождение как полноценная наука».
Футурология претендует на создание «реалистичного» или «истинного» видения будущего, однако оно не является привилегированным, так как рассматривает грядущее с точки зрения рациональных моделей в физических и социальных науках. Научную модель футурологии можно определить как «упорядоченный набор предположений о сложной системе будущего». Это попытка понять некоторые аспекты разнообразного мира, выбирая из ситуаций настоящего и прошлого опыта комлект общих наблюдений, применимых к рассматриваемой проблеме будущего.
Что делает футурологию наукой?
Наука о будущем не признает сверхъестественных и краткосрочных предсказаний. Поэтому эзотерика, ясновидение, астрология и изменение процентных ставок к футурологии никак не относятся. Однако природные ресурсы будущего и национальное богатство вполне предсказуемы для науки.
В отличие от фантастики, футурология использует научные методы, такие как:
- Статистические методы, например, экстраполяцию, а также аналитические: вероятностный, регрессионный и корреляционный.
- Анализ будущего путем проведения аналогий с существующими системами общества и составление сценария.
- Групповая работа по прогнозированию будущего, с использованием техники брейншторма, симуляции, ролевых игр и так далее.
Владимир Кишинец:
«Как придать футурологии научность? Для этого нужно добиться ее соответствия нескольким хорошо известным критериям:
- разработать определения объекта футурологии, области и границ ее научных и практических интересов;
- создать собственный понятийный аппарат, внутренний «язык» научного общения;
- разработать основные принципы методологии исследования будущего.
Разработка такой теоретической базы уже ведется в инициативном порядке, но интенсивное развитие футурологической науки может обеспечить только формирование определенного научного сообщества. Причем это должны быть настоящие специалисты, подтвердившие свой профессионализм оригинальными текстами, научными исследованиями, монографиями, публикациями».
Футурология — не фантастика
Фантастика — это жанр, а также творческий метод, объединяющий различные художественные произведения, где допускается полное или частичное нарушение законов физического мира. Фантастика не привязана к научным методам исследования и не предполагает правдоподобное описание будущего, даже ее научный поджанр может не ограничиваться прогнозами и предсказаниями ученых, а полагаться исключительно на воображение автора.
Является ли научная фантастика неким, пусть даже, особым видом футурологии?
Владимир Кишинец:
«Разумеется, нет. Об этом говорил еще мэтр фантастики и футурологии — Станислав Лем. У футурологии и фантастики совершенно разные цели и задачи.
Фантастика — это всегда и прежде всего захватывающий сюжет, тайны и приключения. Ее несколько преувеличенная «научность» лишь один из способов создать для них необычные декорации.
Научная футурология — это долгосрочные стратегические прогнозы, это материал для принятия самых серьезных государственных решений. Такие прогнозы не могут строиться на общих рассуждениях, фантазиях, мнениях, на том, что «я футуролог, я так вижу». Футурология — это всесторонняя доказательность, это выводы, основанные на строгой логике и достоверных научных фактах.
Конечно, у хороших писателей качественной фантастики бывают интересные, умные и полезные мысли. Но при этом не следует доходить до абсурда, утверждая, что подводную лодку предсказал Жюль Верн».