Рассказы о блокадном хлебе

Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд описание слайда: детям о блокаде ленинградаблокадный хлеб. 2 слайд описание слайда: 1941 год.

Детям о блокаде Ленинграда«Блокадный хлеб.»

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Детям о блокаде Ленинграда«Блокадный хлеб.»

    Описание слайда:

    Детям о блокаде Ленинграда
    «Блокадный хлеб.»

  • 2 слайд

    1941 год. На нашу страну напала фашистская Германия. Началась война – лютая,

    Описание слайда:

    1941 год. На нашу страну напала фашистская Германия. Началась война – лютая, беспощадная. Гибли люди, рушились города, горели и взрывались мосты и заводы.

  • 3 слайд

     Весь наш русский народ встал на защиту своей Родины.

    Описание слайда:

    Весь наш русский народ встал на защиту своей Родины.

  • 4 слайд

    В город перестали привозить продукты. Отключили свет. Воду. Наступила зима, н

    Описание слайда:

    В город перестали привозить продукты. Отключили свет. Воду. Наступила зима, настали страшные блокадные дни.

  • 5 слайд

    Город изменился. Не было толпы прохожих, разрывались снаряды, выла сирена…

    Описание слайда:

    Город изменился. Не было толпы прохожих, разрывались снаряды, выла сирена…

  • 6 слайд

    Охваченный войною Ленинград. На улицах трамваи замерзшие стоят. Разрушенные з

    Описание слайда:

    Охваченный войною Ленинград. На улицах трамваи замерзшие стоят. Разрушенные здания и надпись на стене: «Опасно при обстреле на этой стороне»

  • 7 слайд

    В водопроводных кранах не вода, а лед. И только прорубь невская горожан спасет.

    Описание слайда:

    В водопроводных кранах не вода, а лед. И только прорубь невская горожан спасет.

  • 8 слайд

    Сколько испытаний принесла блокада! Город был изолирован от большой земли. Ос

    Описание слайда:

    Сколько испытаний принесла блокада! Город был изолирован от большой земли. Оставался единственный путь, по которому могла осуществляться связь с городом – это ладожское озеро.

  • 9 слайд

    Рассказы о блокадном хлебе

  • 10 слайд

    Катастрофически уменьшались нормы выдаваемых продуктов.125 грамм – вот такой

    Описание слайда:

    Катастрофически уменьшались нормы выдаваемых продуктов.
    125 грамм – вот такой кусочек хлеба получали ленинградцы по карточкам на целый день.

  • 11 слайд

    Рассказы о блокадном хлебе

  • 12 слайд

    Рассказы о блокадном хлебе

  • 13 слайд

    Рассказы о блокадном хлебе

  • 14 слайд

    Вглядись в эти фотографии и ты поймешь, как жили ленинградцы первой блокадной

    Описание слайда:

    Вглядись в эти фотографии и ты поймешь, как жили ленинградцы первой блокадной зимой.

  • 15 слайд

    Несмотря на тяжелое время. Работали школы. И те дети, которые могли ходить, у

    Описание слайда:

    Несмотря на тяжелое время. Работали школы. И те дети, которые могли ходить, учились. И это тоже был подвиг маленьких ленинградцев.

  • 16 слайд

    27 января 1944 года наши войска полностью освободили Ленинград от фашистской

    Описание слайда:

    27 января 1944 года наши войска полностью освободили Ленинград от фашистской блокады. За город шли жестокие бои. За Родину солдаты воевали и в январе, разбив врага, кольцо блокадное прорвали.

  • 17 слайд

    Хлеб не объемное слово, Но по смыслу важнее нет. Во главе он стоит живого Без

    Описание слайда:

    Хлеб не объемное слово,
    Но по смыслу важнее нет.
    Во главе он стоит живого
    Без него не проходит обед.
    Хлеб миллионы жизней
    От смерти спасал ни раз.
    Кровью крестьянской, потом
    Он доставался для нас.
    Черствая корочка хлеба
    Символ блокады, войны.
    Голод для человека видимый край беды.
    Валерий Куроленко.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Рассказы о блокадном хлебе

  • Сейчас обучается 983 человека из 79 регионов

Рассказы о блокадном хлебе

  • Сейчас обучается 558 человек из 79 регионов

Рассказы о блокадном хлебе

  • Сейчас обучается 2934 человека из 84 регионов

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Похожие материалы

  • Календарное планирование на апрель 2020

  • Рекомендации «Как развивать любознательность у ребенка»

  • Календарное планирование на август 2020

  • Конспект НОД во второй младшей группе «Фрукты» Подготовила Бондарева К.С.

  • Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста » С чего начинается Родина» .

  • Презентация для воспитателей на тему «Дети с ОВЗ-кто они? »

  • Сценарий на крымскотатарском языке в старшей группе «Тылсымлы хавуч»

  • Календарное планирование на сентябрь 2020

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5448483 материала.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Образовательные ресурсы системы дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО»

  • Курс повышения квалификации «Организация работы в ДОО по подготовке детей к школе»

  • Курс повышения квалификации «Организация рабочего времени педагога-воспитателя с учетом требований ФГОС ДО»

  • Курс повышения квалификации «Применение методов арт-терапии в работе со старшими дошкольниками и младшими школьниками»

  • Курс повышения квалификации «Эмоциональные нарушения у детей дошкольного возраста. Технологии индивидуальной коррекционно-развивающей работы»

  • Курс повышения квалификации «Сурдопедагогика: организация обучения, воспитания, коррекция нарушений развития и социальной адаптации глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся в условиях реализации программы ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Песочная терапия в работе с детьми»

  • Курс повышения квалификации «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

  • Курс повышения квалификации «Организация развивающей образовательной среды в условиях реализации ФГОС ДО»

  • Курс повышения квалификации «Технология проектной деятельности в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с природой»

  • Курс повышения квалификации «Проектирование предметно-игрового пространства дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС ДО»

  • Курс повышения квалификации «ФГОС ДО: применение игровых практик для современного развития детей»

  • Курс повышения квалификации «Управление качеством дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО»

  • Курс повышения квалификации «Проблемы и перспективы в развитии вариативных форм преемственности между детским садом, школой и системой дополнительного образования»

  • Курс повышения квалификации «Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Нравственно-патриотическое воспитание
детей дошкольного возраста через проектную деятельность. Проект «Блокадный
хлеб»

Проблема: в один январский день Кристина
принесла в группу ломоть хлеба в пергаментной   бумаге и стала   эмоционально
рассказывать   детям, как   она вчера с мамой в гипермаркете получила этот
ломоть хлеба, который называется «Блокадный хлеб». Все дети группы наперебой
стали заваливать Кристину вопросами: «А что это за хлеб? Почему он называется
«Блокадный хлеб»? Он вкусный? И почему такой малень- кий?» Кристина пожимала
плечами, не знала что ответить. Дети обратились к нам пе- дагогам с этими
вопросами.

Что мы знаем? Хлеб — это продукт питания,
который мы употребляем в пищу каж- дый день. Пекут хлеб из ржаной и пшеничной
муки.

Что мы хотим узнать? – почему ломоть хлеба
называется «Блокадный»? Почему краюха хлеба такая маленькая? Из чего его пекли?
И кто пек?

Как мы узнаем? – спросим у воспитателя,
родителей, прочитаем в книге, посмот- рим в интернете.

Актуальность: задумка проекта зародилась
после того, как дети заинтересовались, почему ломоть хлеба называется
«Блокадный хлеб». И почему воспитатели и родители, к этому кусочку хлеба
относятся так бережно и уважительно. Современные дети к хлебу относятся, как к
обыденному продукту питания и даже в какой-то степени небрежно.

В юбилейный год «Великой Победы» и
«Освобождения города Ленинград от блока- ды», мы посчитали символично глубже
окунуться в проблему «Какова же цена куска черного хлеба?», говоря о «цене»
хлеба сложно не вспомнить «Блокадный хлеб» в те лихие годы хлеб приравнивался к
жизни.

Цель проекта:   создание   условий   для  
формирования   у детей   представлений о значимости и ценности хлеба.

Задачи:

—           способствовать формированию у
детей представлений о хлебе, как основном про- дукте питания;

—           познакомить детей с историей
хлеба в «Блокадном Ленинграде»;

—           расширять знания детей   о
профессиях, связанных   с процессом   выращивания и изготовления хлеба, о роли
Череповецкого хлебокомбината, в оказании помощи жи- телям блокадного Ленинграда;

—           формировать умения применять
полученные знания в практической деятельности;

—           развивать словарный запас
детей: война, блокада, голод, Ленинград, краюха, бу- ханка, ломоть, пайка,
граммы, жмых, опилки;

—           развивать умения детей
добывать знания из разных источников: книги, интернет- ресурсы, видеоматериалы,
интервью;

—           развивать способность детей
презентовать продукт деятельности сверстникам

—           воспитывать бережное и
уважительное отношение к хлебу и его создателям;

Образовательная область: социально-коммуникативное
развитие.

Вид проекта:

По доминирующему методу: информационно –
практико-ориентированный;

По характеру участия ребёнка в проекте:
участник от зарождения идеи до получения результата;

По характеру контактов: в контакте с
семьёй; По количеству участников: фронтальный;

По продолжительности: среднесрочный (4
недели)

Ожидаемые результаты:

Для детей:

—           понимание детьми значимости и
ценности хлеба;

—           знакомы с особенностями
хлебопечения в годы Великой отечественной войны;

—           бережное и уважительное отношение
к хлебу;

—           уважение к людям старшего
поколения, участникам Великой отечественной войны и жителям блокадного
Ленинграда.

Для педагогов:

— обогащение развивающей
предметно-пространственной среды группы по теме про- екта;

— удовлетворение от работы и результатов
проекта.

— привитие детям чувства сострадания,
бережливости.

Для родителей:

—           установление эмоционального
контакта с детьми;

—           продуктивное взаимодействие
родителей с детьми в процессе совместной деятель- ности;

—           проявление интереса к образовательному
процессу, желание общаться с педагогом;

—           расширение кругозора по теме
проекта;

Итоговый продукт проекта:
видеофильм-презентация «Блокадный хлеб».

Этапы реализации проекта «Блокадный хлеб»

1          этап Подготовительный —
постановка познавательной проблемы, создание воспи- тателем мотивации к
познавательно – творческой деятельности, принятие задачи деть- ми.

Действия педагога:

         создание проблемной ситуации и
описание ее;

         формулирование проблемных
вопросов;

         определение задач;

         сбор литературы о хлебе и
«Блокадном Ленинграде», стихи, загадки, поговорки, сказки, рассказы;

         проведение анкетирования семьи
по вопросу проекта.

Действия детей:

         осознание и личностное
восприятие проблемы, эмоциональное реагирование на проблемные вопросы;

         совместное с воспитателем
определение цели проекта;

         понимание и принятие задач
проекта;

         изготовление приглашения для
родителей к участию в проекте;

         прогнозирование результатов
проекта «Блокадный хлеб».

Действия родителей:

         понимание и принятие проблемы
проекта;

         оказание помощи в сборе
литературы и дидактического материала по теме;

         беседы с детьми о хлебе и
блокаде Ленинграда, помощь детям в решении про- блемной ситуации.

2          этап: Деятельностный —
первичный анализ задачи, выдвижение предположений о возникновении названия
«Блокадный хлеб». Отбор способов проверки предположе- ний, выдвинутых детьми,
проверка этих предположений.

Действия педагога:

         реализация проекта при
организации совместной деятельность с детьми;

         подбор художественной и научной
литературы по теме проекта;

         разучивание с детьми стихов,
чтение повестей и рассказов по теме;

         осуществление контроля за
развитием проектной деятельности детей;

         сбор рисунков детей для
оформления альбома «Блокадный хлеб»;

         создание альбома архивных
фотографий «Череповецкий хлебокомбинат в годы Великой отечественной войны»;

         организация экскурсии в магазин
«ЧереповецХлеб»;

         организация продуктивной
деятельности «Выпечка блокадного хлеба»;

         рассматривание картин художников
о хлебе;

         помощь в изготовлении атрибутов
и игровых пособий детям и родителям;

         оказание дифференцированной
помощи детям при проведении проектной дея- тельности.

Действия детей:

         совместная деятельность с
помощью воспитателя, организация опытно – экспе- риментальной деятельности
«Сколько весит дневная пайка ребёнка из блокадного Ле- нинграда»;

         создание макетов «Блокада
Ленинграда»;

         продуктивная деятельность
«Изготовление сухариков»;

         участие в выпечке и дегустация
«Блокадного хлеба»;

         посещение «Музея Победы» МАДОУ
«Детский сад № 109» города Череповец;

         участие в экскурсии в хлебный
магазин «ЧереповецХлеб»;

         создание коллажа «Калачи детям
блокадного Ленинграда»;

         реализация сюжетно-ролевой игры
«Хлебный магазин»;

         оформление коллективных
творческих работ.

Действия родителей:

         помощь в создании макетов
«Блокада Ленинграда»;

         принятие участия в оформлении
книги рецептов «Военный хлеб»;

         изготовление альбома репродукций
картин «Хлеб войны – хлеб Победы» и «Хлеб – всему голова»;

         составление сборника пословиц и
поговорок о хлебе;

         подбор иллюстративного материала
для проекта;

         сопровождение на экскурсию в
хлебный магазин и «Музей Победы» МАДОУ

«Детский сад № 109» города Череповец.

3          этап. Заключительный — анализ
полученных в ходе реализации проекта результа- тов, формулирование выводов.

Действия педагога:

         создании видеофильма-презентации
«Блокадный хлеб»;

         участие в обсуждении результатов
проектной деятельности;

         определение совместно с детьми
перспектив развития проекта;

         создании видеофильма-презентации
«Блокадный хлеб»;

         участие в обсуждении результатов
проектной деятельности;

         определение совместно с детьми
перспектив развития проекта.

Действия детей:

         презентация видеофильма
«Блокадный хлеб»;

         обсуждение результатов проектной
деятельности, выявление  причин успехов и неудач;

         определение совместно со
взрослыми перспектив развития проекта.

Действия родителей:

         оказание помощи в создании
видеофильма-презентации «Блокадный хлеб»;

         выставка рецептов «Фронтового
хлеба»;

         обсуждение результатов проектной
деятельности и её результатов на познава- тельное развитие дошкольников.

Перспективное         планирование           совместной    образовательной       деятельности
с детьми 5 лет

по теме проекта «Блокадный хлеб»

ОО      Интегративные качества (динамика в
соответствии с возрастом)        Содержание совместной об- разовательной
деятельности в центрах активности  Включенность роди- телей

в образовательный процесс

«Физическое развитие»       Ребенок          придумывает
упражнения, проявляя при этом самостоятельность.

Сформировалось умение самостоятельно
организо- вывать игры со сверстни- ками.          —            Артикуляционная
гимнасти- ка «Хлебные крошки»

—           Пальчиковая  гимнастика

«Мельница», «Испечем       мы каравай».

—           Подвижные   игры:   «Коло-
сок», «Каравай».     —           Анкетирование и интервьюирование родителей.

—           Помощь в подборе материала для
изго- товления книги ре- цептов «Военный Хлеб».

         Изготовление альбома репродукций
картин                    «Блокадный хлеб»;

         Сопровожде- ние      на        экскурсию
в хлебный магазин.

— Помощь в записи видеофильма презен-
тации.

«Социально-коммуникативное развитие» У
ребёнка сформировались знания           о разнообразии и достатке                     хлеба
в современном городе; Освоил правила безопасно- го поведения во время экс-
курсии в хлебном магазине и правила дорожного дви- жения по пути в хлебный
магазин.     —            Образовательная ситуация — экскурсия «Хлебный магазин
ЧереповецХлеб».

—           Посещение «Музея Победы» МАДОУ
«Детский сад № 109» города Череповец.     

            Пополнил знания об осо-
бенностях      хлебопечения в блокадном городе.   —            Продуктивная
деятельность

«Изготовление сухариков».

—           Образовательная       деятель-
ность           «Выпечка       Блокадного   

                        хлеба».          

            В играх проявляют инициа-
тиву, выступают с предложениями по поста- новке                 сюжета

и распределению ролей. Ребенок охотно
участвует в совместных       играх и изготовлении игр. Расши- ряет   свой  
объём   знаний и представлений      о хлебе и его разнообразии  —           Лото
«Хлеб и хлебобулочные изделия»;

—           Дидактическая          игра    «Как
хлеб попал к нам на стол »

—           Сюжетно-ролевые    игры:

«Хлебный магазин», «Пекар- ня».

«Познавательное развитие»            У
ребенка появился позна- вательный интерес, в ходе наблюдений или опытов он
может самостоятельно по- ставить задачу и решить её.          —            Экспериментирование:

«Превращение зерна  в муку»,

«Какой вес у кусочка Блокад- ного хлеба?
Что также весит у нас в группе?»

—           Решение проблемных ситуа- ций
«Хватит ли вам кусочка хлеба на один день?»     

            Закрепились умения созда- вать
и использовать модели для обозначения последо- вательности процесса.       —           Создание
модели «Процесс изготовления хлеба»;

—           Создание макета «Блокада».          

            Расширил       кругозор о
деятельности земляков во время Великой отечествен- ной войны.            —           Создание        фотоальбома
и образовательная     ситуация

«Череповецкий         хлебокомби- нат в
годы

—           Великой отечественной вой- ны» 

«Речевое развитие»  Свое эмоциональное
состо- яние ребенок может выра- зить с помощью мимики, пантомимики, интонации
речи. Способен высказы- вать          свое    мнение о причинах того или иного
эмоционального состояния. С небольшой помощью воспитателя объединяются для
совместной деятельно- сти.         —           Разучивание стихотворения,
используя мнемотаблицы.

—           Игра – драматизация.

—           Беседы – интервью.

—           Дидактические речевые игры

«Цепочка действий», «Назови ласкового»,
«Назови во мно- жительном        числе, в единственном числе»

            Проявляет речевое творче-
ство: сочиняет загадки, не- большие рассказы из лич- ного опыта            —           Придумывание
и отгадывание загадок о хлебе.

—           Чтение произведений лите-
ратуры и заучивание стихов: Степанов   Ю.       «Блокадный пряник»,

Черкашин Г. «Кукла», Шестинский О. Н.
«Блокадные 

                        новеллы»,

Яковлев         Ю.       «Девочки с
Васильевского острова», Конецкий В. «Кто смотрит на облака»

Миксон И.Л. «Жила, была» Сухачев М.П.
«Дети блокады» Ходза Н. «Дорога жизни» Чаковский А.Б. «Блокада», Ремизов В.
«Хлебный голос», Аким Я. «Хлеб»,

Шорыгина Т. «Ломоть хлеба».

— Чтение, разбор и заучивание пословиц и
поговорок о хлебе. 

«Художественное эстетическое творчество»       Самостоятельно
вычленяет и дает характеристики от- дельным деталям содержа- ния картины,
описывает героев, время и место.  —           Рассматривание            альбома
с репродукциями              картин

«Блокадный хлеб»;

—           Образовательная       ситуация

«Картина       Николая         Репина

«Блокадный хлеб»» 

            Активно использует разные
техники, освоенные ранее. —           Конструирование «Блокада»;

—           Коллаж «Блокадная ласточ- ка»;

—           Коллективная творческая ра-
бота «Калачи для детей бло- кадного Ленинграда».

—           Рисование «Что мы можем
подарить детям из блокадного Ленинграда»      

            Формирует    свое    мнение о
просмотренном, делает выводы.           —           Просмотр            мультфильмов
и видеофильмов:

«Шарик»,       «Воробушек»,

«Один день в блокадном Ле- нинграде»,
«Зимнее утро».         

            Ребенок начинает пони- мать,
что с помощью музы- ки можно передать эмоцио- нальное состояние не толь- ко
человека, но и природы    Слушание музыкального про- изведения:

Седьмая Симфония «Ленин- градская» Д.Д.
Шостаковича      

Результаты проекта

Итоговый продукт проекта:
видеофильм-презентация «Блокадный хлеб». Положительным моментом в реализации
проекта, является заинтересованность те-

мой всех детей группы и их родителей.

В итоговой образовательной деятельности
было выявлено, что уровень знаний у детей по теме проекта повысился.

У         детей  сформировалось       умение           добывать        знания из        разных            источников
и применять полученные знания в практической деятельности.

Дети свободно используют новые слова по
теме «Блокадный хлеб».

Дети   эмоционально откликаются на
прослушивание музыкальных произведений и тематические беседы, чтение
художественной литературы «Блокадный хлеб» (пере- живают за героев).

В режимные   моменты   (прием   пищи)   у
детей   отмечается   более   бережное и уважительное отношение к хлебу, чем до
реализации проекта.

Оформлена тематическая выставка «Блокадный
хлеб».

Развивающая предметно-пространственная
среда группы расширилась за счет про- дуктов детской и детско-родительской
творческой деятельности.

Родители   воспитанников   отметили  
значимость   темы    проекта    для    развития и воспитания детей дошкольного
возраста и с удовольствием участвовали в реализации проекта, что расширило их
кругозор.

Определили перспективу развития проекта
«Блокадный хлеб» реализовать на сле- дующую годовщину освобождения Ленинграда
от блокады проект «Дети блокадного Ленинграда», основная идея которого
познакомиться с жизнью детей блокадного Ле- нинграда, на примере героинь книги
Ю. Яковлева «Девочка с Васильевского острова».

От воспитанников и их родителей поступило
предложение посетить Череповецкий хлебокомбинат, Государственный мемориальный
музей обороны и блокады Ленингра- да в город Санкт-Петербург и мемориал «Цветок
жизни», созданный в честь памяти о погибших детях блокадного Ленинграда. Так
как в проекте была запланирована экс- курсия в «Музей Победы» МАДОУ «Детский
сад № 109» города Череповец, организо- вать экскурсию после снятия карантинных
мероприятий.

Данный проект может быть использован
педагогами дошкольных учреждений.

Список использованной литературы

1.         Беликова, Т.Н.Сохранение
исторической памяти о Великой Отечественной войне в дошкольной образовательной
организации / Т.Н.Беликова, Е.И. Лазебная // Воспитатель ДОУ. 2020. – № 4. – С
9

2.         Гранин, Д. Блокадная книга / Д.
Гранин, А. Адамович, М.: Издательство «Совет- ский писатель», 1982 г.

3.         Дмитриев, В. … Была война, была
блокада … / В. Дмитриев, СПб.: Издательство

«Корона принт», 2012 г.

4.         Знакомство дошкольников с
картинами о ВОВ. Конспекты культурных практик. Для детей 6-7л. (ФГОС) – СПб.:
Издательство «Детство-Пресс», 2020.

5.         Казаков, А.П.   Детям о
Великой   Победе. Беседы   о Второй   мировой   войне в детском саду и школе /
А.П.. Казаков, Т.А. Шорыгина, М.: Издательство «Гном», 2019

6.         Конкевич, С. В. Беседы с детьми
о Великой Отечественной войне. Старший до- школьный возраст /С.В. Конкевич,
СПб.: Издательство «Детство-Пресс», 2018.

7.         Тонск, В. Блокада глазами
ребенка /В. Тонск // Альманах «Васильевский остров»

2008.

8.         Ульева, Е.А. Беседы о войне.
Энциклопедия для малышей / Е. А. Ульева, г. Ростов-на- Дону.: Издательство
«Феникс», 2020.

Тематическое занятие для детей старшего дошкольного возраста

«Блокадный хлеб»

Подготовила:

воспитатель Чернышова Т.В.

Цель: Сохранение исторической памяти о мужестве и трагедии мирного населения блокадного Ленинграда.

Задачи:

Расширение представлений детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда.

Воспитывать уважение и благодарность защитникам Отечества, гордость за свой народ, любовь к Родине.

Предварительная работа:

  • Рассматривание с детьми фотографий, иллюстраций блокадного Ленинграда.
  • Слушание военных песен. 
  • Чтение «Детская книга войны» (воспоминания маленьких жителей страны о страшных годах войны).
  • Чтение стихов поэтов — ленинградцев военных лет (В. Инбер, О. Берггольц, М. Дудин, Елена Вечтомова, В. Лифшиц и другие).

Оборудование и материалы:

  • Мультимедийное оборудование;
  • Презентация «Блокадный хлеб Ленинграда»;
  • Демонстрационные образцы «блокадного» хлеба;
  • Образцы хлебных карточек;
  • Аудиозапись «Сирена воздушной тревоги», «Звук метронома».

Ход занятия:

Ребята, сегодня 27 января особенный день. День снятия блокады города Ленинграда.

В тот день, прорвав кольцо блокады,

Город из последних сил

Дал бой врагам, отбросив их от Ленинграда,

И в яростных сраженьях победил.

 А как вы думаете, что обозначает слово блокада? (ответы детей)

В 1941 году на нашу Родину напала фашистская Германия. Началась война…. Страшная, беспощадная. Немецкая армия, как саранча, уничтожала все на своем пути. Города были разграблены. Фашисты говорили, что Москва — это сердце России, а Ленинград (сейчас этот город называется Санкт -Петербург) — ее душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому фашисты направили на город один из основных ударов. Они хотели не просто захватить Ленинград, они хотели уничтожить его, стереть с лица земли. Днем и ночью фашисты бомбили и обстреливали город, полыхали пожары, гибли люди.  Больше двух месяцев шли кровавые бои под Ленинградом, но жители мужественно обороняли свой город.

Как вы думаете, ребята, почему ленинградцы не сдали свой город немцам? (Ответы детей, предположения)

Гитлер не сумел захватить город силой, тогда он решил задушить город блокадой. Немцы окружили город, перекрыли все выходы и входы. Враг не давал вывозить из города детей, больных, в город не поступали продукты питания. Именно это окружение и называется блокадой. Но жители проявляли стойкость, мужество, всеми силами защищали город. (Слайд 2)

Днем и ночью фашисты бомбили и обстреливали город, полыхали пожары, гибли люди. В город перестало поступать продовольствие, отключили свет, отопление, воду. Наступила холодная зима. Наступили страшные блокадные дни… Их было 900… это почти 2,5года. (Слайд 3)

Наверное, никогда еще не было так холодно. Всю зиму в домах не было отопления, воды и света. Люди в комнатах ставили буржуйки — маленькие печки, а в них жгли мебель, книги, чтобы как-то согреться. (Слайд 4)

Фашистские летчики бомбили город и днем и по ночам. Окна в домах заклеивали узкими полосами бумаги — чтобы осколки при бомбёжке не могли поранить и вешали темные шторы, чтобы ночью не было видно даже маленького огонька свечки. (Слайд 5)

Город регулярно, по несколько раз в сутки обстреливали с воздуха. И тогда люди слышали такой сигнал (звучит запись воздушной сирены).

А после отбоя воздушной сирены люди слышали звук метронома (звучит запись метронома). Он напоминал звук биения сердца, говоривший людям, что жизнь продолжается. В тяжелые блокадные дни звук метронома не затихал ни на минуту. Все 900 дней и ночей он сообщал о том, что город живет, дышит, что Ленинград не сдался. (Слайд 6)

Летом, в начале войны никто не думал, что Ленинград окажется в блокаде, поэтому больших запасов продовольствия в городе не было. В Ленинграде начался страшный, мучительный голод. Самым вкусным и сладким продуктом была не конфета, а крошечный ломтик чёрного хлеба, который выдавали по специальным карточкам. Карточки — бумажные талоны, на которых указывалось положенное количество продуктов каждому человеку. По ним можно было получить свою норму хлеба — небольшой  кусочек в день. Рабочие получали 250 грамм хлеба, а служащие и дети 125 грамм на весь день. Потеря карточки означала верную смерть.

Ребята, как вы думаете, 125 грамм хлеба — это много или мало? Сколько вот таких кусочков в день вы съедаете? (ответы детей). А для того времени это было много, так как маленький  кусочек хлеба спасал жизнь многим людям. Хлеб был единственным питанием.

Но даже и по одному кусочку хлеба иногда на всех не хватало, ведь в булочных, где выдавали хлеб по карточкам, были огромные очереди… Люди ослабевали. Одни умирали от голода, другие замерзали на улицах, потому что были не способны дойти до дому. (Слайд 7)8

Блокадный хлеб был не такой, как мы едим сейчас. Его стали выпекать с примесями ячменной, овсяной, соевой муки. В хлеб добавляли все, что было в наличии: солод, бобы, отруби, древесные опилки, дикорастущие семена, жмых, добавляли даже бумагу.

Чтобы не умереть с голоду, люди ели овощные очистки, которые обычно выбрасывают. Научились готовить лепешки из горчицы, суп из дрожжей, котлеты из хрена. Выгребали из — под снега коренья кормовой свеклы, кочерыжки от капусты, которые остались после сбора урожая. Но скоро и это стало роскошью. (Слайд 8)

В домах не работал водопровод, за водой ходили на реку Нева, к специально прорубленным полыньям. Люди поскальзывались на льду, падали, но все равно упорно шли дальше. Часто к полынье спускались дети, набирали чайник мутной грязной воды и  спешили к ждущим их матерям. (Слайд 9)

А далеко, за кольцом блокады было продовольствие, масло, мука, мясо. Но достать это было очень трудно. Наша страна всегда помнила о блокадном Ленинграде и помогала ему, как могла. По единственной дороге по Ладожскому озеру в город везли хлеб, боеприпасы, теплую одежду, а обратно из города вывозили (эвакуировали) детей, стариков, раненых. Эту дорогу через Ладогу стали называть «дорогой жизни». Как вы думаете, ребята, почему её так назвали? (ответы детей). Она спасла тысячи ленинградцев.

Дорога жизни  узким коридором

Протянута по Ладожскому льду.

Она спасала наш любимый город,

В том страшном и чудовищном аду. (Слайд 10)

Ленинградцы не сдавались. В окруженном городе, под обстрелом, измученные голодом и холодом, они продолжали работать и учиться. 

Выпускали для фронта танки, пулеметы, мины, гранаты и другое вооружение, строили заградительные сооружения. Трудились все, кто еще мог передвигаться и держать инструмент в обессилевших руках. Старшеклассники бросали школы, чтобы ухаживать за ранеными бойцами и ослабевшими жителями города и помогать оборонять Ленинград.

Гитлеровская армия не смогла сломить сопротивление ленинградцев. 900 длинных дней и ночей длилась блокада.

27 января 1944 наши Ленинград был полностью освобожден от  блокады. Это был великий день! Радость наполняла сердца не только освобождённых ленинградцев, но всех солдат, защищающих страну от врага.

В честь этой победы был дан артиллерийский салют.

Такого дня не видел Ленинград,

Нет, радости подобной не бывало.

Казалось, что всё небо грохотало,

Приветствуя великое начало

Весны, уже не знающей преград.

Гремел неумолкаемо салют

Из боевых прославленных орудий,

Смеялись, пели, обнимались люди. (Слайд 11-12)

В честь этой знаменательной даты и о памяти этой войны, в городе Ленинграде был установлен Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда. (Слайд 13)

«Памятник, установленный полуторке» во Всеволожске. (Слайд 14)

«Цветок жизни» Мемориал создан в память о погибших детях блокадного Ленинграда. (Слайд 15)

На Пискаревском кладбище, где захоронены тысячи ленинградцев, погибших в годы блокады, возвышается скорбная фигура Матери — родины. (Слайд 16)

На том месте, где было прорвано кольцо блокады сейчас установлен памятник, который называется «Разорванное кольцо». За мужество и героизм город Ленинград получил звание города — героя.

Сегодня, 27 января, мы празднуем освобождение Ленинграда от фашистских захватчиков. Подвиг ленинградцев мы никогда не забудем. (Слайд 17)

Каждый день, беря в руки ломоть хлеба, вспомните добрым словом всех тех, кто его создавал и создаёт, подумайте о том, каким великим богатством вы владеете и как его надо беречь.

Хлеб, не объёмное слово

Но по смыслу важнее нет.

Во главе он стоит живого

Без него не проходит обед.

Хлеб миллионы жизней

От смерти спасал ни раз.

Кровью крестьянской, потом

Он доставался для нас.

Чёрствая корочка хлеба

Символ блокады, войны.

Голод для человека

Видимый край беды.

Тянет ручонки ребёнок

Голод стоит в глазах.

Корочку хлеба дайте

Жалостно просит в слезах.

Сердце от боли сжалось

Детские слыша слова.

Возьми малыш, что осталось

Крошки со стола.

Жадным движением ручек

Крошки отправлены в рот.

Словно лесную малину

Он с наслаждением жуёт.

Валерий Куроленко

(Слайд 18)

Используемая литература

1. Воскобойников, В.М. Девятьсот дней мужества / В.М.Воскобойников. — Москва: Малыш, 1987.

2. Дмитриев В. К. Была война, была блокада… Рассказы о блокаде Ленинграда. — СПб: Корона принт,2013

Интернет-ресурсы

Видеоролик  «Блокада Ленинграда глазами детей» https://vk.com/video-81675082_456239576

Символы блокады https://www.spb.kp.ru/daily/26934.7/3984064/

Все хлебопечки — маленькие и большие, дешевые и дорогие, — работают по одному принципу. По сути, хлебопечка (ХП) — это гибрид мощного миксера и духовки с программным управлением, специализированной под выпечку хлеба. Какую хлебопечку выбрать из множества доступных моделей?

Как выбрать хлебопечку

Для начала задайтесь вопросом, сколько хлеба вам нужно. Хлеб из хлебопечки отлично хранится, но совершенно незачем выпекать и хранить лишний хлеб, если вам в любое время доступен свежий.

Сколько в вашей семье едоков? Сколько хлеба вы обычно покупаете? Каждый день или гораздо реже? Как только вы ответите себе на эти вопросы, вы готовы определиться с тем, какого объема хлебопечка вам нужна.

Допустим, вы привыкли ежедневно покупать два сорта хлеба, не считая сладких булочек, — значит, вам пригодится большая модель. А если вы заглядываете в хлебный отдел раз в неделю, вам нужна самая маленькая хлебопечка.

Выбираем хлебопечку по весу хлеба

Объем ведерка и, соответственно, минимальный и максимальный вес выпекаемого в нем хлеба — вот главная характеристика хлебопечки. Прочее второстепенно. Есть малышки, который выпекают хлеб весом 450 г, а есть солидные машины, которые могут выдать буханку весом под полтора килограмма. Для сравнения, обычный магазинный нарезной батон весит 500 г.

Так что в первую очередь давайте выясним, какая весовая категория ХП вас устраивает. Если у вас большая семья и часто бывают гости, выберите хлебопечку с максимальным весом хлеба 1 кг 350 г. В ней можно будет ежедневно печь килограммовую буханку и замешивать тесто на пироги.

Если в вашей семье один-два едока, обратите внимание на ХП с минимальным весом хлеба 450 г. Вы сможете выпекать небольшую буханочку всякий раз по мере необходимости и не думать о том, куда девать излишки хлеба.

Маленькая хлебопечка надорвется, если в нее загрузить слишком много теста, а большая ХП не способна вымесить маленький объем теста. Поэтому обратите внимание и на минимальный, и на максимальный вес буханки, на которые рассчитана хлебопечка.

Если вам трудно решить, какой же объем вам все-таки нужен, не бросайтесь в крайности. Остановите свой выбор на модели, в которой наверняка можно будет испечь хлеб среднего размера, весом 680–900 г.

Какая мощность должна быть у хлебопечки

С весом хлеба и объемом ведерка связана такая характеристика хлебопечки как мощность. Встречаются машинки мощностью от 450 Вт до 950 Вт, и даже до 1650 Вт для хлебопечек, выпекающих багеты.

От мощности мотора напрямую зависит интенсивность вымешивания теста. Для белой пшеничной муки это не критично, хотя разница видна. Моя первая ХП, мощностью 600 Вт, отлично вымешивала тесто для пирога, и мне казалось, что лучше некуда. Но когда я по тому же рецепту загрузила тесто в хлебопечку мощностью 800 Вт, оно оказалось пышнее, нежнее и шелковистее.

Тем не менее, для белого хлеба с незначительными добавками подойдет и ХП мощностью до 600 Вт. А вот для тяжелого липкого теста с большим содержанием ржаной муки лучше выбрать машинку мощностью 800 Вт и выше.

Так что, если вы собираетесь печь ржаной хлеб, то присматривайте хлебопечку помощнее. И вообще, при прочих равных данных лучше отдать предпочтение более мощному мотору.

Габариты и дизайн хлебопечки – на ваш вкус

Хлеб в процессе подъема и выпечки надо беречь от перепада температур. Поэтому вам придется найти для хлебопечки такое место, где нет ни сквозняков, ни жары. Проверьте, помещается ли она туда по размерам. Если кухня у вас маленькая, подумайте о переносной модели. Возможность взять хлебопечку за ручку и унести куда угодно — это замечательно! Подвох здесь в том, что сквозняков она все равно боится, так что «куда угодно» сразу превращается в «тихий угол».

А вот материал корпуса — реже нержавейка, чаще пластик, — на работу ХП не влияет, это эстетика в чистом виде.

Ведерко для хлебопечки: что предусмотреть?

Съемная рабочая емкость хлебопечки, которую по-русски следовало бы назвать «дежа», у разных производителей носит разные названия, однако домашние хлебопеки-любители сошлись на «ведерке». Но если вам встретится, к примеру, «форма» или «контейнер», не пугайтесь — это оно самое, ведерко, и есть.

Ведерки бывают вертикальные и горизонтальные. В прямоугольном горизонтальном ведерке с двумя мешалками для теста получается хлеб, больше всего похожий по форме на традиционный «кирпичик».

Буханка из вертикального ведерка с квадратным дном будет скорее напоминать кулич, а из вертикального ведерка с круглым дном и вовсе окажется кулич куличом. Здесь тоже стоит задуматься при выборе — какой формы хлеб вам будет удобнее резать и приятнее есть?

Можно выбрать хлебопечку с несколькими ведерками, благо есть и такие. Некоторые ХП снабжены противнем для выпечки багетов и пирогов.

При замесе теста лопасть-тестомешалка крутится вокруг своей оси, и на ней образуется колобок. По углам формы может остаться сухая мука, поэтому чем сильнее скруглены углы, тем лучше. Но это мелочи, а самая большая разница между вертикальным и горизонтальным ведерком заключается вот в чем.

При выпечке хлебопечку нагревает ТЭН, который обычно расположен внизу ведерка. И если в вертикальном ведерке печется большой хлеб, на всю его высоту, то верхушка хлеба получается рыхлой. По этой же причине у хлеба из хлебопечки частенько оказывается бледноватая «крыша».

Зато в вертикальном ведерке с одной мешалкой, в отличие от горизонтального с двумя, несравненно удобнее контролировать замес. В общем, как всегда, достоинства и недостатки идут в комплекте.

Еще один момент, на который необходимо обратить внимание, это прочность крепления ведерка при установке в хлебопечку. При замесе ведерко будет изрядно трясти, так что крепиться оно должно основательно. Выбирая ХП в магазине, попробуйте, как вынимается ведерко, как устанавливается, и как именно фиксируется в рабочем положении.

Качество тефлонового или другого антипригарного покрытия ведерка тоже важно, но тут придется довериться производителю. Правда, не помешает убедиться, что на внутреннем покрытии новенького ведерка нет царапин.

Какие функции хлебопечки важны

Сколько программ должно быть у хлебопечки

Переходим от формы хлеба к содержанию. И снова первый вопрос — о вкусах. Какой хлеб любят у вас в семье? Белый? Ржаной? Сдобный? Цельнозерновой со злаками? Собираетесь ли вы только печь хлеб или делать в хлебопечке тесто для пельменей, пиццы, дрожжевых пирогов? Хотите ли вы варить джемы и варенье? ХП способна и на это.

Если вы придерживаетесь специальной безглютеновой диеты, вам пригодится хлебопечка с программой для безглютенового хлеба. Разные модели хлебопечек имеют от 3 до 17 программ, и в новых моделях появляются новые возможности.

Даже самые простые машинки располагают программами для выпечки дрожжевого пшеничного хлеба и кексов на разрыхлителе. В принципе, этого набора достаточно. Все остальные функции можно моделировать на их основе вручную. Хотя, разумеется, гораздо удобнее воспользоваться уже заложенной в ХП программой.

Если вы хотите, чтобы хлебопечка работала с минимумом вашего вмешательства, выбирайте модель с наибольшим числом программ. В любом случае непременно убедитесь, что в выбранной вами хлебопечке есть отдельная программа для замеса хотя бы одного вида теста и отдельная программа для выпечки! Иногда бывает просто необходимо ими воспользоваться.

А вот заявленный производителем особый режим для выпечки ржаного хлеба на поверку может оказаться не таким уж необходимым. Для ржаного теста критична только мощность мотора. Многие домашние хлебопеки, даже имея ХП со специальной программой для ржаного хлеба, предпочитают пользоваться вместо нее комбинацией других программ. Ржаное тесто очень тяжелое и липкое, вдобавок ржаному хлебу нужно длительное время на подъем, так что выпекать его в хлебопечке — отдельный труд.

Таймер и сохранение программы при перепадах напряжения в сети

Возможность отсроченной выпечки привлекает многих. Засыпал с вечера ингредиенты в ведерко, а утром проснулся от запаха свежевыпеченного хлеба — красота! Да, это удобно. Но, как в любом деле, есть пара подводных камней.

Во-первых, можно проснуться раньше, чем хотелось бы, от шума работающей хлебопечки и пронзительных сигналов, которыми она предупреждает о готовности хлеба. Хотя из-за плотно закрытой двери хлебопечку не слышно — это же не стиральная машина все-таки.

Во-вторых, прежде чем запускать отсроченную выпечку, надо выверить рецепт под особенности вашей муки и воды, иначе хлеб будет не идеальным.

Некоторые ХП в случае падения напряжения в электросети способны какое-то время помнить программу. Это можно рассматривать как дополнительный плюс.

Нужен ли диспенсер в хлебопечке

Если вы хотите получить хлеб с изюмом, семечками или орехами, их можно положить в диспенсер, и хлебопечка сама в нужный момент добавит наполнитель в тесто. В моделях без диспенсера это придется сделать вручную по сигналу.

На самом деле разница ощутима только в случае отложенной выпечки по таймеру — тут без диспенсера придется либо отказаться от добавок, либо засыпать их в ведерко вместе со всеми остальными ингредиентами.

Багетные хлебопечки: чем отличаются?

Кроме высокой цены они отличаются также самой высокой мощностью — 1650 Вт. Разумеется, ХП не умеет сама формовать багеты. Процесс выглядит так: хлебопечка делает тесто, которое надо достать из ведерка, сформовать вручную четыре маленьких багетика, уложить в формы, сделать разрезы и вернуть заготовки в ХП для подъема и выпечки.

В принципе, тесто можно сделать в любой хлебопечке, а затем выпечь в духовке хлеб желаемой формы, включая багеты. Так поступают многие хлебопеки-любители.

Что такое программируемые хлебопечки

А вот эта функция может оказаться очень удобной, особенно если вы всерьез увлечетесь домашним хлебопечением. Вот только один пример. Если у вас на кухне нет кондиционера, вы обнаружите, что на выпечку хлеба заметно влияет температура и влажность воздуха. Соответственно, зимой хлебу требуется больше времени на расстойку, а летом (особенно жарким летом!) — меньше.

В программируемой ХП вы сможете один раз внести в программу сезонные изменения и больше над этим не задумываться. Для других хлебопечек, программы которых не подлежат изменению, придется вносить сезонные коррективы в рецепт — хотя это тоже не самая сложная задача.

Хлебопечку посоветуйте!

Купить дорогую модель известного производителя или дешевую — с именем, которое вы впервые слышите? У вас наверняка есть собственное мнение по этому поводу. Посоветую лишь непременно проверить, есть ли сервисные центры производителя в вашем городе.

Куда вам придется обращаться в случае поломки ХП в течение гарантийного срока? Где можно будет купить новую лопасть-тестомешалку или дополнительное ведерко? А если у вас хватит дотошности, поищите в информационной среде отзывы тех, кто уже сталкивался с этими сервисными центрами.

Нужно ли окошко в хлебопечке

Наблюдать за тем, что происходит с хлебом, ужасно любопытно! Для этого в большинстве моделей предусмотрено окошко. Но это еще и полезно — можно контролировать состояние теста и хлеба, не открывая крышку. Так что окошко нужно. А вот подсветка дисплея и внутренняя подсветка отсека для выпечки — это дополнительные удобства, но не необходимость.

А теперь я скажу еще одну вещь — хлебопечка должна вам нравиться! Берите ту модель, которая вам приглянулась, и тогда выпечка домашнего хлеба будет вам в радость.

Кандидат педагогических наук и преподаватель сельскохозяйственного техникума в городе Суджа Курской области Александр Мамкин стал фигурантом административного дела об оправдании нацизма за давний пост в соцсети «ВКонтакте». Сам учитель придерживается коммунистических и антифашистских взглядов, а вызвавшая интерес борцов с экстремизмом его публикация была посвящена проблемам захоронений героев Великой Отечественной войны. Дело завели через день после того, как работник образования поставил над собой эксперимент — он, обычно питаясь во многом за счёт личного подсобного хозяйства, решил выжить только на зарплату в 14,6 тысячи рублей, которую он получает, чтобы привлечь внимание к бедственному положению рядовых представителей отрасли. В разговоре с NEWS.ru Мамкин сообщил, как ему приходится существовать, а также о перспективах его преследований. Между тем, как уверяют в независимом профсоюзе «Учитель», такие оклады педагогические работники получают во многих российских субъектах, несмотря на майские указы президента, по которым зарплата учителей не должна опускаться ниже средней по региону.


Лучше, чем нищета

Об эксперименте над собой под названием «Как выжить на зарплату учителя» Александр Мамкин рассказал 23 ноября на странице во «ВКонтакте», чтобы привлечь внимание к низким окладам учителей и врачей, которые, по его убеждениям, «фактически уничтожают образование и медицину». Он подчеркнул, что это связано с неподконтрольностью в распределении средств по локальным актам «в пользу коррумпированного меньшинства», которому «на откуп отдали школы, больницы, техникумы и вузы». В течение месяца преподаватель собирается питаться продуктами, на покупку которых ему хватит денег.

За прошлый месяц моя зарплата составила 17 тысяч рублей, на руки получил 14 600 рублей — это меньше $200. В принципе, это неплохо, это всё-таки на 433 рубля выше уровня нищеты. Напомню, что в ООН определили чертой предельной нищеты ситуацию, когда человек в России живёт на $5,5 в день. У меня ситуация лучше, я должен прожить на $6,3. Неплохо, правда? Кандидат наук получает на 61 рубль больше нищего, — объявил Александр.

Он напомнил, что в среднем в Курской области «на каждого учителя выделяется по 34 тысячи рублей», но в итоге он, по логике работодателя, работает «в два раза хуже среднестатистического преподавателя». Мамкин уверен, что «произвол закреплён на законодательном уровне» и ничего сделать нельзя, потому что «чиновники боятся повышать оклады, несмотря на то что деньги уже заложены в бюджет».

Уже первые дни эксперимента, как отмечает Мамкин, показали «абсурдность зарплаты преподавателя, которой не хватает даже на необходимые траты и еду». За вычетом расходов за ЖКХ, связь, без которой преподавателю, особенно на удалёнке, невозможно работать, «на жизнь» у Александра осталось около пяти тысяч рублей. А ранее, когда сломался насос системы отопления, пришлось месяц жить на 1113 рублей.

Когда я посчитал мою долю еды на день, получилось, что она меньше, чем в блокадном Ленинграде: там, в условиях войны выделялось по 150 граммов хлеба на человека, а я могу позволить себе только 15 граммов. Вот вчера я съел на обед этот кусочек хлеба и котлету из картофелины, плюс два зубчика чеснока и стакан чая с конфетой. Но мне ещё повезло, потому что имею свой огород и сад — мой эксперимент закончится, и я спущусь в погреб за продуктами. А что делать городским учителям, которые должны так жить всю жизнь? — задаётся вопросом учитель.

Скорее всего, закроют

Через день после того, как Мамкин анонсировал свою акцию «выживания», оперативники из местного Центра противодействия экстремизму обнаружили у него на странице нацистскую символику и вызвали в отдел полиции. В региональном управлении МВД заявили, что Мамкина «пригласили для дачи объяснения в рамках проверки по факту размещения в его аккаунте в Интернете материалов с изображением символики, которая запрещена на территории РФ»:

Данный факт зарегистрирован 24 ноября 2021 года. Стоит отметить, что в числе подписчиков страницы зарегистрированы в том числе несовершеннолетние. В настоящее время рассматривается вопрос о привлечении его к ответственности по ст. 20.3 КоАП РФ «Пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами.

В ведомстве добавили, что это не связано с тем, что педагог решил устроить над собой эксперимент на выживание и выпустил видеообращение по этому поводу. В интервью NEWS.ru Александр Мамкин сообщил, что административное производство начали 24 ноября по факту того, что еще 9 февраля 2020 года он написал статью «против осквернения могил ветеранов с высказыванием явного неодобрения всей этой мерзости».

Таких статей у меня десятки, потому что я являюсь системным антифашистом. Однако оперативники обнаружили у меня на стене на странице во «ВКонтакте» фотографии, прикреплённые к публикации. Они взяли эти фотографии без связи со статьёй, было начато разбирательство, на ситуацию отреагировала пресс-секретарь регионального управления МВД Лилия Каменева, которая заявила, что скорее всего, дело будет закрыто за отсутствием состава административного правонарушения, — пояснил Александр Мамкин.

На данный момент административное дело не закрыто, но собеседник NEWS.ru настроен оптимистически, напоминая, что с учётом недавнего изменения законодательства правонарушением считается не само по себе размещение нацистской символики, а лишь «в случае явно выраженного одобрения фашизма». В противном случае, отмечает педагог, придётся штрафовать всех людей, которые играли нацистских преступников или солдат вермахта в многочисленных военно-исторических кинофильмах.

Также он напомнил историю жителя Архангельска Михаила Листова, который несколько лет назад выложил на своей странице к 9 Мая знаменитую фотографию с Парада Победы на Красной площади, где красноармейцы бросают к Мавзолею поверженные нацистские знамёна со свастикой. За это его пытались оштрафовать, но в 2018 году суд встал на сторону мужчины, подчеркнув, что в таких ситуациях нужно исходить из контекста ситуации и выяснять, зачем человек публиковал запрещённую символику и что он этим хотел сказать.

Для меня это дело могло иметь негативные последствия. Штраф в 2000 рублей — это не так много даже с учётом моей нищенской зарплаты, а вот возможность после этого уволить теоретически появлялась. Следовательно, это могло привести к тому, что меня бы выкинули из профессии, которой я отдал полжизни и которую я люблю, — объяснил Мамкин.

Педагог напомнил, что у него сложились не самые лучшие отношения с директором техникума Евгением Харламовым, который якобы и назначил ему низкую зарплату и «регулярно испытывает на прочность, создавая конфликтные ситуации». Ранее руководство учебного заведения пыталось забрать у Александра Мамкина нагрузку и даже уволить, но педагог добивался своей правоты в судебном порядке. По его словам, конфликтов стало меньше, когда он «стал всё тщательно фиксировать на диктофон и снимать происходящее на камеру»:

То есть когда я молчал, травля была, а когда я стал говорить, в том числе о проблемах в образовании, травля уменьшилась. Могу привести обратный пример — моя знакомая, идеальный человек, победитель регионального конкурса «Преподаватель года», работает на две ставки и «безупречно» ведёт себя с точки зрения работодателя — тихо, молчаливо и покорно. В результате в прошлом году она получала 18 тысяч рублей в месяц.

Собеседник NEWS.ru также рассказал, что во время конфликтов между работником и работодателем или бюрократического давления на сотрудников региональное управление образования, как и официальный обком профсоюза работников народного образования, зачастую встают на сторону администрации учебных заведений.

Как заявила зампредседателя областного комитета образования Олеся Харсеева, итоговая сумма зарплаты педагогического работника в регионе складывается из гарантированной части, оплаты за награды или учёную степень, а также компенсирующей и стимулирующей надбавок. При этом последняя утверждается локальным актом образовательного учреждения, которое распределяет фонд стимулирующих выплат между сотрудниками. Чиновница утверждает, что в октябре Александр Мамкин не подал данные для получения этой надбавки. А предыдущая зарплата педагога якобы «была в два раза выше», как уверяет председатель областного профсоюза образования Ирина Корякина.

Я был удивлён, разговаривая с Корякиной, по мнению которой маленькая зарплата ненормально в целом, но нормально в моём случае. Она дала пояснение, что я в прошлом месяце получил зарплату в 34 тысячи рублей, то есть в два раза больше, чем по факту. Но у меня средняя зарплата за 2020 год со всеми надбавками составила около 24 тысяч в месяц, а в 2019-м составляла всего 13,2 тысячи рублей. Представьте себе, как можно выжить на эти деньги! — негодует Александр Мамкин.

Он уверен, что его эксперимент с выживанием на 14,6 тысячи рублей в месяц «опасен» для чиновников тем, что он «показал, что на зарплату учителя невозможно выжить и именно поэтому власти так возмутились и реагируют агрессивно». Вместо решения проблемы местные чиновники, как поясняет Александр Мамкин, советуют ему «больше работать».

«Моя порция еды на день — меньше, чем в блокадном Ленинграде»Сергей Лантюхов/NEWS.ru

Но в прошлом месяце у протестующего педагога из Курской области была нагрузка 34 часа в неделю, близкая к предельно допустимой. В среднем, как отмечает Мамкин, у него выходит 1,3 ставки, то есть работа примерно в полторы смены, но, согласно расчётам учёных, ставка учителя — это примерно восьмичасовой рабочий день с учётом дополнительных обязанностей.

Несмотря на майские указы

По наблюдениям Александра Мамкина, «получают гроши» учителя далеко не только в Курской области. Недавно на церемонии награждения победителей профессионального конкурса, посвящённого инновациям в образовании, которая проходила в Госдуме, педагогу из Суджи удалось пообщаться с коллегами из разных российских субъектов. Там, как вспоминает собеседник NEWS.ru, было 60 лучших преподавателей России, большая часть которых имели доход ниже средней зарплаты педагога по своему региону.

Исходя из этого он считает, что необходимо повышать оклады учителям «хотя бы до отметки в два МРОТ, а в идеале — до 70% от средней заработной платы по всей стране, а не по региону».

Мы сталкиваемся со своеобразной территориальной сегрегацией. Если взять цены на некоторые продукты с Суджанском районе Курской области, то они немного выше, чем в Москве. Зачастую продавцы едут за товарами в столицу, покупают их там и продают их у нас. Соответственно, говорить о том, что учитель в Москве должен зарабатывать 120 тысяч, а в Курской области — 12 тысяч, это абсурд. Мы живём в одной стране и ущемление прав людей по территориальному принципу недопустимо, — добавил Александр Мамкин.

На влияние региональной специфики на разницу зарплат педагогических работников обращают внимание и в межрегиональном профсоюзе «Учитель». По словам оргсекретаря организации Ольги Мирясовой, наиболее высокие зарплаты получают преподаватели, работающие в районах Крайнего Севера, а самые низкие — в северокавказских республиках, что видно и из экономических показателей регионов. В аутсайдерах и регионы центральной части Европейской России.

Несмотря на декларации про майские указы, к нам постоянно обращаются люди, у которых по факту зарплаты составляют 14-15 тысяч рублей в месяц. Многие из них находятся в ситуации, при которой не могут сменить работу, а то давно бы уволились. Поэтому многие из них не хотят предавать эту ситуацию огласке, но и мы ничем не можем помочь, потому что они получают выше, чем МРОТ, и каких-то юридических оснований требовать более высокой зарплаты нет. В этом плане получается замкнутый круг.

cb2a2fbe afa3 11ea 834e fa163e074e61 80

Ольга Мирясова

оргсекретарь межрегионального профсоюза работников образования «Учитель»

При этом она отмечает, что есть сотрудники, которые «получают достойные зарплаты», а средние цифры, которые демонстрируют чиновники, складываются из совокупности доходов, куда входят оклады представителей административного персонала школ и иных образовательных учреждений. В итоге, как отмечает Мирясова, выходит «средняя температура по больнице», но примерно 10–15% работников просвещения получают «крайне мало».

  • Рассказы о блокаде ленинграда от блокадников
  • Рассказы о братьях наших меньших 3 класс читать
  • Рассказы о белочке и тамарочке читать полностью
  • Рассказы о бане с одноклассниками
  • Рассказы о баснописцах литературоведы 6 класс проект