Рассказы о безопасности для детей дошкольного возраста

В настоящее время перед педагогами дошкольных образовательных учреждений стоит одна из важных задач: донести до родителей и детей, что нравственное,

В настоящее время перед педагогами дошкольных образовательных учреждений стоит одна из важных задач: донести до родителей и детей, что нравственное, эстетическое развитие ребенка, формирование его языковой культуры и речи не может состояться без приобщения к книге.

Существует разнообразие технологий и методов, которые могут помочь в развитии интереса к книге и культуре чтения у детей и их родителей.

Одной из них является уникальная технология «Storysack», разработанная английским доктором филологии, автором книг по обучению детей в дошкольном и школьном возрасте, Нейлом Гриффитсом в 1994 году.

«Storysack» в переводе с английского обозначает «Мешок историй».

Это своего рода комплект, сопутствующих, взаимосвязанных и взаимодополняющих материалов, направленных на развитие интереса к чтению, способствующих всестороннему развитию личности детей.

Внедрение данной технологии включает в себя несколько этапов.

1. Подготовительный этап.

1) Подбор произведения художественной литературы.

Критерии отбора:

— зарекомендованное произведение;

— качественные иллюстрации;

— подходит для чтения вслух;

— доступна и интересна возрасту детей;

— любимая книга детей или рекомендуемая родителями.

2) Подготовка мешка для комплекта материалов.

Возможно проведение мастер-классов для родителей по созданию мешка, его украшение в совместной деятельности с детьми (приклеивание бусин, элементов, роспись, пришивание пуговиц).

3) Подбор компонентов для комплекта.

— игрушки, куклы, бибабо, маски, перчатки, резиновые фигурки – все, что может послужить прообразами героев выбранного литературного произведения;

— научно-популярная книга по теме, близкой к произведению, например, по сказке В. Сутеева «Под грибом», подойдет энциклопедия о растительном и животном мире.

— аудиокнига, прочитанная известными актерами и записанная на носитель.

— флеш-накопитель с мультфильмом по произведению.

Также можно включить в комплект декорации для театрализации произведения, фоны и подкладки.

4) Разработка развивающих игр.

Данные игры должны помогать детям в осмыслении прочитанного, развитии лексикона, связной речи, подготовке к самостоятельному чтению, в развитии мыслительной деятельности, а также расширении кругозора.

Примеры игр:

«Режиссерская версия» — детям предлагается устно составить краткий сценарий фильма по книге, незначительно изменив ее содержание;

«Допиши рассказ» — необходимо сочинить продолжение к книге;

«Крокодил» — с помощью мимики и пантомимики изобразить героев произведения;

«Найди пословицу» — подбор пословиц, иллюстрирующих мораль произведения;

«История слов» — работа со словарями по объяснению новых слов.

«Два приятеля» — помогают в развитии словаря синонимов.

«Скажи наоборот» — расширение словаря антонимов.

Возможна организация сюжетно-ролевых игр по мотивам произведения, викторины, использование настольных игр по мотивам книги. В итоге в каждом мешке должно содержаться не менее 3 разнотипных литературных игр. Все игры необходимо соотнести с книгой.

5) «Шпаргалки для взрослых» (родителей, педагогов).

Это могут быть памятки, буклеты, варианты художественной книги различных изданий, примеры вопросов для беседы по произведению, биографические данные писателя.

6) В завершении подготовительного этапа оформляется опись готового «Мешка историй».

2. Этап продвижения

Подготавливаются анонсы мероприятий, мастер-классы, буклеты, раздаются рекламные листовки.

3. Основной этап

— Чтение художественного произведения.

— Рассматривание иллюстраций.

— Рассказывание книги.

— Обсуждение.

— Работа с реквизитами.

— Игры с элементами театрализации и обыгрывания сюжетов книги.

Во время знакомства детей с научно-популярной книгой, необходимо будет обратить внимание детей на содержание, алфавитный порядок, возможность легкого ориентирования в книге с помощью указателей. Попросить детей поделиться своими впечатлениями о книге, ее иллюстрациях. Возможно составление интересующих детей вопросов по теме. А интересные факты можно совместно красочно оформить и раздать детям

Прослушивание аудиокниги организовывается в комплексе с продуктивной деятельностью. Оно может быть в начале, одновременно с деятельностью или в завершении.

Продуктивная деятельность может включать в себя рисование иллюстраций, раскрашивание готовых распечаток, изготовление закладок для книги, оформление новой обложки или рекламы книги.

4. Завершающий этап

На завершающем этапе «Мешок» остается в группе или передается для реализации в другие группы ДОУ, возможна передача в библиотеки и школы, для продвижения и распространения технологии.

В дальнейшем собирается и обрабатывается информация для сбора последующих «Storysack», с учетом читательского интереса детей.

Использование данной технологии позволяет реализовывать принципы и задачи ФГОС дошкольного образования, так как в процессе работы у детей формируется позитивная социализация, посредством совместной деятельности, развивается кругозор, пополняется и расширяется словарный запас детей, повышается культура и нравственность, стимулируется интерес не только к чтению произведения, но и его осмыслению и обсуждению.

1

Безопасность жизнедеятельности в современном мире является одной из центральных проблем человечества. Каждый человек, и взрослый, и ребенок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации, столкнуться с опасностью.

Разработка и принятие ФГОС дошкольного образования оказывает значительное влияние на существование и развитие деятельности ДОУ. Одной из задач ФГОС ДО является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

У детей дошкольного возраста часто наблюдается недостаточная готовность к самосохранительному поведению, слабо развито умение анализировать обстановку, прогнозировать последствия своих действий. Возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив при этом в них естественной любознательности, открытости и доверия к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни.

Одной из приоритетных задач в работе педагогического коллектива является формирование навыков и умений поведения детей дошкольного возраста в быту через игровую деятельность. Эта проблема актуальна для ДОУ, так как воспитанники при неумелом поведении в помещениях детского сада, на игровой и спортивной площадках, могут принести вред своему здоровью.

Основная задача в работе ДОУ — охрана жизни и здоровья детей, ставит дошкольное учреждение перед необходимостью систематизации работы по таким направлениям, как предвидеть, научить, уберечь.

Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, воспитанников и их родителей безопасному поведению на игровых площадках и в помещениях детского сада.

Задача педагогов и родителей состоит в том, чтобы подготовить детей к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными обстоятельствами, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь овладеть элементарными навыками поведения в разных ситуациях.

Работа по формированию основ безопасного поведения в МБДОУ «Детский сад №10 «Радуга» (г. Кольчугино) организована по 4 блокам:

  • I блок — «Животные и растения»,
  • II блок — «Чужой»,
  • III блок — «Опасности в доме»,
  • IV блок — «Опасности на дороге».

Для работы с детьми дошкольного возраста по основам безопасности нами предусмотрено создание в группе игрового Центра «Безопасность», в котором содержится:

  • картотека дидактических игр по ознакомлению детей с основами безопасности;
  • альбомы: «Опасные предметы дома», «Профессия пожарных», «Служба «01», «02», «03», «Спичка — невеличка», «Пожары», «Опасные ситуации в жизни детей» (ребенок и другие люди, ребенок дома, здоровье ребенка).
  • детские рассказы по данной тематике;
  • наглядный дидактический материал,

Важным в работе по данному направлению является разработка и использование методического материала:

  • викторин, кроссвордов, подборка проблемных ситуаций и заданий;
  • разработка и использование электронных презентаций (соответствии с темой недели);
  • дидактических игр: «Черный ящик», «Умники и умницы», «Добрые и плохие поступки», «Что необходимо пожарному?», «Горит — не горит», «Предметы — источники пожара», «Разложи картинки по порядку», «Собери картинку», игры по профилактике безопасного поведения на дороге «Светофор», «Грамотный пешеход»
  • планов виртуальных экскурсий по безопасным и опасным местам в городе Сургуте, в пожарную часть, больницу, парк, детские игровые площадки ;
  • сценарии развлечений.

Положительное влияние на развитие детей дошкольного возраста по результатам данной работы будет проявляться по следующим характеристикам:

  • расширяет кругозор детей о правилах безопасного поведения,
  • формирует навыки безопасного поведения на улице, дома, в природе и др.,
  • развивает мыслительную деятельность: умение сравнивать, анализировать, обобщать,
  • формирует умение сотрудничать, сочувствовать и сопереживать, умение высказывать свои мысли.
  • формирует умение общаться, обращаться за помощью, отражать в речи свои выводы.

Большая роль отводится методическому сопровождению.

Для полноценного осуществления формирующей работы в образовательном процессе детского сада необходимо сотрудничество педагога с участниками образовательного процесса — родителями и педагогами. Так родители выступают основными партнерами в формировании у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения в окружающем мире. Осуществляя работу с родителями, мы решаем задачи формирования у них социальной компетентности в вопросах безопасности различных социальных условиях, в незнакомых ситуациях, в привлечении их к участию в различных совместных досугах и праздниках. Поэтому особое внимание в проекте мы уделяем выбору форм и методов работы с родителями.

Используемые разнообразные формы работы позволяют эффективнее решать задачи планируемой работы. Использование разнообразных форм работ с родителями дает возможность более интересно и разнообразно представить материал и вызвать интерес к важности соблюдения основ собственной безопасности.

Использованная литература

  1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста/ Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина. — М.: Детство-Пресс, 2002 — 144 с.
  2. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников / Л.В.Артемова. — М., 1992. — 210 с.
  3. Белая Н.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников / Н.Ю.Белая. — М.,2000. — 240 с.
  4. Денисенкова Н., Ваш ребёнок познаёт мир/ Н.Денисенкова // Дошкольное воспитание. — 2000. — №1. — С. 14-18.
  5. Масленникова И.С., Еронько О.Н. Безопасность жизнедеятельности / И.С.Масленникова, О.Н. Еронько. — М.: Инфра-М, 2014 — 206 с.
  6. Степаненкова Э.Я., Филенко М.Ф. Дошкольникам о правилах дорожного движения / Э.Я.Степаненкова, М.Ф.Филенко. — М., Просвещение, 1979 — 186 с.
  7. Стёркина Р. Программа для дошкольных образовательных учреждений. Основы безопасности детей дошкольного возраста Р.Стеркина // Дошкольное воспитание. — 1997 — №3. — С. 4-5.
  8. Тимофеева, Л.Л. Взаимодействие ДОО и семьи по реализации парциальной программы «Формирование культуры безопасности у дошкольников» / Л.Л.Тимофеева // Дошкольная педагогика. — 2014 — №7. — С. 8-13.
  9. Федяевская В.М. За безопасность детей на улице / В.М.Федяевская // Дошкольное воспитание. — 1937 — №3. — С. 5-7.
  10. Шаталин А.А. Правила пожарные без запинки знайте, правила пожарные строго соблюдайте / А.А.Шаталин. — М.: После уроков, 2002.
  11. Шаталин А.А. Огонь — наш друг, огонь — наш враг / А.А.Шаталин. — М.: После уроков, 2003.

Знаете, как перейти дорогу с двумя детьми и велосипедом? Если вопрос застал вас врасплох, вы не одиноки – 75% опрошенных клиентов Hyundai (опрос проводился среди 3000 человек в 2020 году) тоже растерялись. К счастью, теперь есть возможность не только получить подробный правильный ответ (смотрите видео ниже), но и вместе с детьми потренироваться действовать в самых разных дорожных ситуациях, не выходя из дома. Как это сделать?

Безопасная дорога с Hyundai

Безопасность на дороге – то, чему дети учатся на примере родителей еще до того, как пойдут в школу. За руку с мамой переходят проезжую часть по пути в детский сад. Катаясь на велосипеде с папой, внимательно смотрят по сторонам и объезжают пешеходов. Видят дети и других взрослых, которые ведут себя неосторожно, полагаются на авось или просто автоматически действуют неправильно.

Дорожная ситуация в больших городах меняется очень быстро, и то, чему учили в свое время сегодняшних родителей (и то, что они транслируют детям своим поведением), отчасти устарело, а иногда и было неверным. И самое главное: и детям, и взрослым нужны не просто знания, как вести себя на дороге. Нужны хорошо закрепленные правильные привычки. И конечно же, формировать их лучше не в реальных городских условиях, а в безопасном пространстве, где можно вдоволь попрактиковаться.

Безопасная дорога с Hyundai

Играем в «Безопасную дорогу» в детском саду

Сегодня разработаны целые программы, которые позволяют это сделать. Одна из них – «Безопасная дорога» от компании Hyundai, к которой начиная с 2017 года присоединились уже почти 270 детских садов: проект рассчитан в первую очередь на дошкольников. Педагоги (их уже около 2,5 тысячи) проходят специальное обучение и затем в течение двух лет ведут интерактивные занятия для детей. Для этого у них есть все необходимые материалы: пособия, дидактические карточки, игры по дорожной безопасности.

Но это еще не все. В программе предусмотрены и занятия для родителей, чтобы они «подтянули» свои знания о дорожной безопасности смогли поделиться ими с детьми дома. На сегодня базовые навыки правильного поведения на дороге изучили и закрепили более 26 тысяч детей и родителей из 14 регионов России: это Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Ленинградская область, Республика Башкортостан, Красноярский край, Архангельская область, Новосибирская область, Алтайский край, Тверская область, Ставропольский край, Белгородская область, Республика Дагестан, Новгородская область.

Можно ли уже говорить о результатах? Да, объем знаний и навыков безопасного поведения на дороге у дошкольников в этих детских садах вырос на 30%, подсчитали методисты проекта вместе с педагогами. А родители отмечают, что стали больше играть со своими детьми – ведь тема очень жизненная и захватывающая.

Да, кстати, вопрос про велосипед – тоже из этой программы. Вот как на него отвечают эксперты.

«Безопасная дорога» приходит к вам в дом

Но как быть тем, кто живет в регионе, который пока не участвует в программе «Безопасная дорога» или ребенок ходит в другой детский сад? Благодаря современным технологиям программа теперь доступна всем желающим – в виде уникальной образовательной игры-симулятора в онлайн-формате. Игра доступна всем желающим как в веб-версии, чуть позже в мобильном приложении (в AppStore, Google Play).

Это не обычная компьютерная игра, к каким мы привыкли. Разработанная совместно с детскими психологами, взрослым она помогает понять, как ребенок чувствует себя на дороге, на что направлено его внимание. А дети, играя, смогут запомнить и применить правила безопасного поведения на проезжей части.

Так, например, в первом модуле игры взрослый видит пространство проезжей части глазами ребенка, понимает, что может отвлечь малыша и почему, начинает разбираться в том, как на привычные для нас ситуации реагирует дошкольник.

Ребенок же, играя, просто «впитывает» правильное поведение – и оно встраивается и в его реальную жизнь.

Надо ли говорить о том, что обстановка игры и для взрослых, и для детей – это положительные эмоции? А только с ними, напоминают психологи, усваиваются новые знания. А еще любая игра предполагает проживание той или иной ситуации – и именно так быстрее всего формируется нужный навык, в данном случае – безопасного поведения на дороге.

Public talk «Безопасная дорога с Hyundai»

Все подробности онлайн-игры вы узнаете на Public talk «Безопасная дорога с Hyundai», к которому можно подключиться 25 ноября в 11:00 по ссылке.

От чего зависит поведение ребенка на дороге? Как он воспринимает окружающий мир и информацию? Почему дошкольники часто не запоминают ваши инструкции о поведении на проезжей части, а просто берут пример со значимых взрослых? Есть ли способы «перепрограммировать» неправильное и опасное поведение взрослых и детей в дорожных ситуациях?

Об этом на Public Talk расскажут известный нейробиолог Вячеслав Дубынин и Илья Заславский, эксперт в области геймификации образования, а также Алексей Калицев, управляющий директор ООО «Хендэ Мотор СНГ». 

Подключиться 25 ноября в 11:00 

Реферат

ТЕМА:
«Развитие воображения у детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст является периодом интенсивного
психического развития ребенка. Особенности этого этапа проявляются в изменениях
во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и
заканчивая сложными личностными изменениями.

Дошкольный возраст (с 3 до 7 лет) является
продолжением раннего возраста. Это период овладения социальным пространством
человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через
игровые и реальные отношения со сверстниками.

В психическом развитии дошкольника важную роль
играет воображение. Воображение это психический процесс создания
новых образов на основе ранее воспринятых. 

Л.С. Выготский писал, что воображение дошкольника
кажется очень разнообразным, но за ним всегда “скрывается бедность, смутность,
схематичность и стереотипность образов”. Происходит это потому, что в основании
воображения лежит смешивание того материала, который хранится в нашей памяти, а
у дошкольников знаний и навыков не хватает. Несмотря на это богатство, их
воображение связано с тем, что дети не знают, что существует, а чего не бывает.
Это является недостатком и одновременно достоинством детского воображения.

Развитие воображения у детей сначала происходит под влиянием взрослых, затем
дети самостоятельно представляют и фантазируют. В первую очередь этот процесс наблюдается
в коллективных играх.

Позднее произвольность воображения проявляется в индивидуальной
деятельности.

Воображение позволяет малышу познавать окружающий мир, выполняя исследовательскую
функцию. Оно заполняет пробелы в его знаниях, служит для объединения
разрозненных впечатлений, создавая целостную картину мира.

Воображение возникает в ситуациях неопределенности, когда
дошкольник затрудняется найти в своем опыте объяснение какому-либо факту
действительности. Такая ситуация роднит воображение и мышление. Как справедливо
подчеркивал Л.С.Выготский, «эти два процесса развиваются взаимосвязано». 
Главным средством воображения, как и мышления, является речь. Воображение
становится возможным благодаря речи и развивается вместе с ней.

Воображение значительно расширяет границы познания. Кроме того,
оно позволяет дошкольнику «участвовать» в событиях, которые не встречаются в
обыденной жизни. Например, в некоторых играх, ребенок представляет себя в роли
супергероя, который спасает Землю; храбрым капитаном, исследующим моря, либо
покорителем космоса.

Воображение ребенка имеет две основные функции: познавательную и
аффективную.

Познавательная функция  воображение —воссоздает объективную реальность, достраивает целостную картину
мира, получение новых впечатлений. С помощью воображения дети могут творчески
овладевать схемами и смыслами человеческих действий, строить образ какого-либо
события или явления.

Аффективная функция воображения направлена на утверждение и защиту своего Я. Она
осуществляется двумя путями.

-через многократное воспроизведение (или проигрывание)
травмирующих действий или ситуаций, ребенок отстраняется от них, начинает
видеть их со стороны.

-дети создают воображаемые ситуации, в которых они могут утвердить
себя, чувствовать себя сильными.

Развитие воображения приводит к тому, что в возрасте 5-7 лет дети
создают воображаемые миры, населяют их персонажами, имеющими определенные
характеристики и действующими в соответствующих ситуациях. Многие дети 
придумывает себе друга — маленького человечка, который участвует во всех его
играх и вместе с которым ребенок как будто переживает приключения. Причина
подобных фантазий скрывается в личностных проблемах, которые есть у ребенка.
Поэтому у взрослого есть серьезный повод задуматься, какие потребности ребенка
не удовлетворяются, о чем он мечтает и к чему стремится, какими видит свои
отношения с взрослыми и сверстниками.

В создании таких фантазий участвует развивающая защитная функция
воображения. Воображение помогает малышу решить эмоциональные и личностные
проблемы, неосознанно избавиться от тревожащих воспоминаний, восстановить
психологический комфорт, преодолеть чувство одиночества. Воображаемые ситуации
помощи другим людям, животным говорят о том, что ребенок не чувствует себя
значимым, большим в реальной жизни и стремится реализовать в фантазии
потребность в самоутверждении. Игры с вымышленными персонажами позволяют
сделать вывод о недостаточном удовлетворении потребности в общении.

Именно в реальном мире находится источник образов воображения. Оно
 помогает дошкольнику найти нестандартное творческое решение познавательной
проблемы (опираясь на реальные характеристики объектов, черпая образы из окружающей
действительности). Поэтому важнейшей характеристикой воображения ребенка
является его реализм, понимание того, что может быть и чего быть не
может. 

Творческий характер воображения зависит от того, в какой мере дети
владеют способами преобразования впечатлений, используемыми в игре и
художественной деятельности. Средства и приемы воображения интенсивно
осваиваются в дошкольном возрасте. Дети не создают новых фантастических
образов, а просто преобразуют уже известные.

Повышенная эмоциональность — важная отличительная черта
воображения дошкольника. Придуманные персонажи приобретают для ребенка личную
значимость и начинают жить в его сознании как совершенно реальные.

В игре, воображение переходит и в другие виды деятельности
дошкольника. Наиболее ярко оно проявляется в рисовании и сочинении сказок и
стишков.

Как помочь
дошкольникам развить свое воображение.

1. Для развития воображения необходимо обогащать жизненный опыт
дошкольников — читать сказки, стихи и художественные рассказы, рассматривайте
иллюстрации в книгах. Посещать театры, музеи.

2. Воображение формируется в процессе творческой переработки того,
что произошло. Просить детей рисовать то, что они видели, что их удивило,
рассказывать обо всем, что они пережили.

3.Поощрять  рисунки и лепку по замыслу. Поговорить с ребенком о
том, что он слепил, нарисовал.

4. Поощрять детскую фантазию во всех ее проявлениях: сказки,
рассказы, стихи.

5. Дети должны как можно больше играть. Игра — лучший вид
деятельности для дошкольника, в котором развивается воображение.

6. Дошкольникам должны быть доступны разнообразные конструкторы. Они
помогают развивать его воображение.

7. Используйте для развития воображения у дошкольников специальные
игры и упражнения.

Воображение — это не просто какая-то отдельная функция нашей
психики, а целый механизм, без которого любая наша деятельность немыслима.

Необходимо помнить, что воображение дошкольника развивается в
деятельности: в игре, в рисовании, в занятиях по родному языку. Поэтому организация
этих видов деятельности имеют решающее значение для развития воображения.

  • Рассказы о александре невском 4 класс
  • Рассказы о акулах слушать
  • Рассказы о 1945 год слушали с особым интересом
  • Рассказы носова ступеньки распечатать
  • Рассказы носова текст распечатать