Рассказы носова живая шляпа читать

тема: чтение рассказа н. носова живая шляпацель: доведение до понимания дошкольников основной мысли произведения н. носова живая шляпа.образовательная: учить

                              Тема: Чтение рассказа Н. Носова «Живая шляпа»

Цель: Доведение до понимания дошкольников основной мысли произведения Н. Носова «Живая шляпа».

Образовательная: Учить слушать произведение, отвечать на вопросы по содержанию. Развивать монологическую и диалогическую связную детей.

Развивающая: Развивать представления о юмористической ситуации, на примере поведения героев рассказа.  

Воспитательная: Воспитывать культуру поведения и восприятия художественных произведений.

Словарная работа: Активизация словаря:  кабинет, шляпа.
Обогащение словаря:  комод, кочерга, треснуть, плюхнуть, клюшка.
Планируемый результат: Понимание основной мысли произведения.

Предварительная работа: Чтение книг Н. Носова «Огурцы», «Заплатка»,

«Мишкина каша». Рассматривание иллюстраций к данным произведениям. Беседа о писателе Н. Носове, внесение в речевой уголок его портрета.

Этапы

Задачи этапов

Деятельность педагога

Методы,

формы,

приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемый результат каждого этапа

1.

Организационно-мотивационный

Вызвать интерес к новому произведению.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о каком писателе идет речь? Герои книг его весёлые, смешные. Вот Мишка варит кашу и пыхтит, а каша из кастрюли убегает, наверное,  на улицу спешит!

А какие еще произведения Н. Носова вы знаете?

Худ. слово.

Это «Мишкина каша», Николай Носов написал.

Дети называют.

Вызвать положительные эмоции от воспоминания произведения знакомого писателя.

2.

Основной этап.

2.1

Этап постановки проблемы.

Подготовка к восприятию рассказа.

А хотели бы вы познакомиться с новыми рассказами этого

замечательного писателя? Тогда я спешу вас порадовать.

Сегодня мы будем читать рассказ Н. Носова, который называется «Живая шляпа». Эта увлекательная история, которая произошла с двумя мальчиками и одним маленьким котенком. Только при чем здесь шляпа, да еще живая!?

Вопросный

Аннотация.

Конечно, хотели бы.

Приготовиться к слушанию.

2.2

Этап ознакомления с новым материалом.

Познакомить с содержанием рассказа.

Итак, Н. Носов «Живая шляпа».

Чтение педагога.

Вам понравился рассказ? Почему?

Кто вас так насмешил?

А им было смешно?

А чего они испугались?

А шляпа может быть живой?

Теперь понятно, почему рассказ называется «Живая шляпа»?

Давайте поиграем, ребята.

Кошка прятаться любила,

Кошка спрятаться решила.

Мы её везде искали,

Мы её повсюду звали:

« Кис-кис-кис, кис-кис- выходи к нам, покажись!

В дом тебя мы унесем,

И напоим молоком.

Словесный

Вопросно-ответный

Игровой

Да. Он смешной.

Дети, ребята. Как они картошкой бросались, клюшкой, кочергой.

Нет, им было страшно.

Живой шляпы.

 Нет, под ней котенок сидел, он двигал шляпу.

Конечно, понятно. Очень смешной рассказ.

Приседают.

Ходьба.

Повороты головы.

Наклоны туловища.

Гладят воображаемую кошку на плече.

Слушание рассказа, понимание авторского замысла.

Чередование вида деятельности.

2.3

Этап практического решения проблемы.

Закрепление материала.

Ребята, посмотрите, у меня три иллюстрации к рассказу. Одна иллюстрация- это начало рассказа, вторая- середина- главные события, ну, а третья часть завершение рассказа. Внимательно посмотрите, и скажите, где начало истории?

Итак, первая иллюстрация.

Что делали мальчики?
— А как их звали? 
— Почему мальчики подумали, что шляпа живая?
Какие чувства испытывали мальчики при виде «живой» шляпы?
— Расскажите, как мальчики испугались.
— Покажите, как они испугались!

Какое бы название вы дали первой части рассказа?

Вы, ребята, верно подметили, что главное событие произошло в первой части рассказа. А можем мы назвать «Необъяснимое явление»?

Итак, вторая иллюстрация.

 
— Какие средства мальчики выбрали для борьбы со шляпой?
— Кому пришла в голову идея бросаться картошкой?

— Как узнали мальчики секрет шляпы?

Как бы вы озаглавили эту часть рассказа?

Замечательное название.

А теперь последняя иллюстрация.

— Объясните, почему Вадик ласкает и обнимает кота Ваську.

Как можно назвать эту часть рассказа?

Давайте так и озаглавим.


Ребята, а  как бы вы поступили на месте мальчиков?
Подумайте, потом мне расскажете.

Словесный,

Наглядный.

Дети выставляют в соответствии с событиями рассказа.

Рисовали.

Володя и Владик.

Она поползла.

Пересказывают.

Показывают.

Шляпа оживилась, Шляпа поползла.

Да-да. Можем.

Дети перечисляют.

Вовке.

Швыряли картошкой и шляпа подскочила  к верху.

« Сражение»

«Милый котенок».

Пересказ текста, придумывание названий к каждой части рассказа.

3.

Заключительный этап.

Подведение итога

Вот и познакомились с еще одним произведением (кого?)

Все было в этом рассказе и страх, и удивление, и грусть и смех.

Хотели бы вы еще послушать рассказы этого писателя?

Мы обязательно это сделаем. А пока книга Н. Носова «Живая шляпа» займет достойное место в нашем книжном уголке.

Обобщение.

Похвала.

Н. Носова «Живая шляпа».

Делятся впечатлениями, относят книгу  в уголок, рассматривают иллюстрации.

Цели: Содержательная: углубление знаний о жизни и творчестве Н.Н. Носова

Деятельностная: формирование умения через анализ произведения определять его идею.

1.  Развивать умение читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному.

2.  Учить пользоваться элементарными приёмами анализа текста; понимать главную мысль;

3.  Формировать умение соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой.

4.  Развивать умение находить эпизод из прочитанного произведения, подходящий к иллюстрации.

1.Развивать умение отвечать на вопросы учителя и учебника, придумывать свои собственные вопросы;

3. Развивать умение высказывать своё предположение; планировать пути достижения целей, познавательных задач.

4. Развивать умение опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий;

6. Развивать умение  слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку.

1. Формировать понимание нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

1. Умение читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному.

2.  Умение пользоваться элементарными приёмами анализа текста; понимать главную мысль.

3. Умение соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой.

4. Умение находить эпизод из прочитанного произведения, подходящий к иллюстрации.

1 Понимание нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

1. Умение отвечать на вопросы учителя и учебника, придумывать свои собственные вопросы.

2. Умение понимать смысл произведений.

1. Умение формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; понимать учебную задачу урока.

2. Умение высказывать своё предположение; планировать пути достижения целей, познавательных задач.

3. Умение планировать пути достижения целей, познавательных задач.

1. Умения вступать в общение в паре или группе, задавать вопросы на уточнение.

Образовательный ресурс: Литературное чтение. 2 класс. Учеб. для общеобразоват.организаций. В 2 ч.Ч.2/ [Л.Ф. Лиманова, В.Г. Горецкий,

М.В. Голованова и др.]. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2018 – с. 226 : ил.( Школа России) . Стр.54-57

1. Этап мотивации

1.1. Приветствие

1.2. Работа с пословицей

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

2.2. Антиципация заголовка произведения.

3. Этап выявления места и причины затруднения

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

5. Этап реализации построенного проекта

5.1.  Первичное восприятие текста произведения. Чтение учащихся по цепочке с остановками

5.2. Проверка первичного восприятия

6. Этап анализа произведения

6.1. Игра «Блиц-опрос».

6.2. Беседа по  тексту 

6.3. Работа с иллюстрацией учебника (стр. 55-56)

7. Этап обобщения и интерпретации

7.1.  Обобщающая беседа

7.2. Работа с пословицами

7.3. Творческий пересказ

8. Этап рефлексии учебной деятельности.

(Помним: 1-5 этапы — это первичный синтез; 6 этап —  анализ; 7 – вторичный синтез)

Этапы урока, их задачи

Деятельность учителя

Деятель-ность учащихся

Формы контроля

Планируемые результаты

1. Этап мотивации

Задача: создание условий для возникновения у уч-ся  потребности включения в УД

  1. Приветствие
  2.  Работа с пословицей

 — Ребята, прочитайте пословицу. Как вы ее понимаете?

Без ума голова — что лукошко. Я верю, что вы сегодня на уроке будете внимательными слушателями и умными читателями.

Надо быть умным, надо набираться ума, чтобы жизнь была интересной и полезной

Фронтальная

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»,  подготовка мышления уч-ся, организация осознания ими внутренней потребности к построению УД и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

2.1. Речевая разминка

Ежедневно по утрам

Заниматься надо нам.

Потому что для страны

Люди умные нужны.(слайд 1 )

— Давайте прочитаем его шепотом, а теперь грустно,  а теперь радостно.

2.2. Литературная викторина.

— Давайте проверим, какие вы умные и внимательные.

1. Кто написал «Приключения Незнайки»? (Николай Носов)

2. Что вы знаете об этом писателе?

3. Из какого рассказа этот отрывок? «Я подкрался на цыпочках к столу, дернул за край одеяла и бегом к двери. Одеяло упало, а под столом никого нет» (Рассказ «Затейники»)

4. Какую сказку читали герои рассказа Н. Носова «Затейники» («Три поросенка»)

— Молодцы!

2.2. Антиципация заголовка произведения

 — Ребята, прочитайте название рассказа на странице 54.

— Бывает ли шляпа живая?

— Как это может случиться?

Читают на слайде речевую разминку шепотом, грустно, радостно

Отвечают на вопросы учителя

Н. Н. Носов

Рассказ затейники

Три поросенка

Читают название рассказа, отвечают на вопрос бывает ли живая шляпа.

Фронтальная

Индивидуальная

Фронтальная

Пр1

Р2

Р2

К1

Л1

3. Этап выявления места и причины затруднения

Задача: организация анализа уч-ся возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

— Итак, мы знаем автора рассказа, название.

— А  почему шляпа стала живой, не знаем, еще мы не знаем, для чего Николай Носов написал детям такой рассказ, какой урок мы должны из него извлечь.

Отвечают на вопрос учителя

Фронтальная

К1

П1

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

4.1. Работа над темой урока

— Какова же тема урока? ( слайд 2)

4.2. Самостоятельное формулирование цели урока учащимися

-Сформулируйте цель урока (мы должны понять, чему учит рассказ)

4.3. Формулирование задач урока

Какие задачи мы перед собой поставим? (Предположения детей о том, как они будут идти к цели, какие виды деятельности им предстоят)

Формулируют тему урока, цели, задачи урока

Индивидуальная

Индивидуальная

Индивидуальная

Р1

5. Этап реализации построенного проекта

Задача: обеспечить восприятие текста, осмысление событий

5.1. Первичное восприятие текста произведения. Чтение учащихся по цепочке с остановками

1 остановка после первого предложения.

— Какой вопрос у вас возникает? (Что такое комод?)

— Откройте словарь в конце учебника  и прочитайте, что такое комод.

2 остановка после последнего предложения первого абзаца.

— Какой вопрос у вас возникает? (Что будет с котенком? Испугается ли котенок?) Попробуйте ответить на этот вопрос.

— Проверим ваши предположения.

3 остановка после последнего предложения страницы 55.

— Какой вопрос у вас возникает? (Что будут делать ребята?)

— Попробуйте предположить, что они будут делать?

— Проверим ваши предположения. Читаем дальше.

4 остановка после последнего предложения страницы 57.

— Какой вопрос у вас возникает? (Почему шляпа не шевелится?)

— Попробуйте предположить, что они будут делать?

— Проверим ваши предположения. Читаем дальше.

5 остановка после слов «Вадик схватил Ваську и давай его обнимать»

— Какой вопрос у вас возникает? (Почему Вадик стал его обнимать?)

— Ответьте на свой вопрос.

— Читаем дальше.

5.2. Проверка первичного восприятия текста

 Что  (какие эпизоды)  вам понравилось больше всего? Это грустное произведение или веселое? 

Физминутка

Буратино потянулся, (Руки вверх, вдох – потянулись)
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Три – нагнулся. (наклоны – раз, два, три)
Руки в сторону развел, (развели руки в стороны)
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать. (встали на носочки)

Читают по цепочке рассказ «Живая шляпа»

Веселое

Фронтальная

Индивидуальная

Пр4

П2

П1

6. Этап анализа произведения

Задача: углубление восприятия прочитанного, постижение художественной идеи.

6.1. Игра «Блиц-опрос».

– Расскажи, так или не так всё было в рассказе Н.Н.Носова «Живая шляпа» (Дети отвечают на вопросы быстро):

— Я вам буду задавать вопросы, а вы на них отвечать.

1.Котёнок Васька сидел на полу или на шкафу?

2. Кто хотел поднять шляпу: Володя или Вадик?

3. Шляпа подползла к Володе или к Вадику?

4. Вадик попал картошкой в шляпу или в Володю?

5. Васька фыркал и жмурился от света или дрожал от страха?

— Молодцы, вы внимательно читали рассказ.

6.2. Беседа по  тексту 

— Как котёнок оказался под шляпой? Докажите текстом.

 Почему мальчики не видели,  что случилось с котёнком?

— Почему писатель начал свой рассказ с того, как котёнок попал под шляпу? (Чтобы читатели знали, что бояться нечего;

— Понимали ли они, что шляпы не бывают живыми?(Понимали. Один из мальчиков даже сказал, что «шляпы не бывают живыми».)

— Тогда что их так напугало?(Обычный, знакомый предмет ведёт себя странно, непонятно.)

— Какими словами писатель говорит о состоянии мальчиков?

(Прыгнули на диван и трясутся от страха.)

— Что значит «трястись от страха»?

— Как ещё по тексту можно догадаться о состоянии мальчиков в этот момент? Посмотрите на оформление предложений.(Один из них заикается от страха. Они говорят короткими фразами, а так говорит человек если он сильно волнуется или боится.)

 Итак, как повели себя ребята в первый момент, когда увидели «живую шляпу»?

— Что предприняли мальчики?(Они убежали на кухню.)

— Кто из мальчиков посмелей: Володя или Вадик? (Вадик.)

 Почему? (Вовка хотел уйти домой, бросить друга.)

— Как меняется поведение мальчиков на кухне?(Они успокаиваются и начинают думать, что делать дальше?)

— А как вела себя шляпа всё это время?(Она не двигалась.)

— Как вы думаете, почему?(Она сама боялась.)

 Что произошло, когда ребята стали швырять картофелем в шляпу? (Зачитать.)

 Почему они сначала боялись, а потом сами стали нападать на шляпу?(Они побороли свой страх окончательно, потому что поняли, что шляпа их сама боится.

— Какое слово передаёт их настроение?(Обрадовались.)

 Какие чувства испытали мальчики, когда узнали секрет шляпы?(Радость – что всё хорошо закончилось, страх прошёл;

стыд – что они испугались шляпы; жалость – Ваське зря попало.)

6.3. Работа с иллюстрацией учебника (стр. 55-56)

— Посмотрите на иллюстрацию учебника на странице 117-ой. Найдите слова, подходящие к рисунку. Какие слова из текста подходят к первой иллюстрации? Ко второй?

6.4. Характеристика героев

— Какими  были Вадик и Вовка?

— смелые

— любопытные

— находчивые

— догадливые

— добрые

Они были трусами, чудаками или фантазёрами?

(Они не были трусами, потому что справились со страхом. Мальчики были активные, деятельные. Они не сидели на месте, а искали выход. Пытались узнать, кто там под шляпой.

Ребята были фантазёрами. Они напридумывали, что шляпу кто-то дёргает за верёвочку.)

Играют в « Блиц –опрос», отвечают на вопросы учителя

Беседуют по тексту рассказа

Работают с иллюстрацией учебника

Характеризуют Вадика и Вовки

Индивидуальная

Фронтальная

Индивидуальная

Индивидуальная 

К1

П1

П1

Пр4

Л1

П1

7. Этап обобщения и интерпретации

Задача: уточнение идеи произведения и  помощь в осмыслении их читательской позиции

7.1. Обобщающая беседа

— А как автор относится к героям своего произведения?

 (Ребята ему нравятся, он над ними посмеивается.)

— А какой это смех: добрый или злой?(Добрый.)

— Как называется такой смех?(Юмор.)

Какая главная мысль этого рассказа?

(Учись справляться со своим страхом и тогда ты найдёшь выход из трудной ситуации.)

7.2. Работа с пословицами.

— Прочитайте пословицы. Какие из них подходят к нашему рассказу? Почему?

Волков бояться – в лес не ходить.

Семь раз отмерь – один раз отрежь.

У страха глаза велики. (слайд 3)

7.3. Творческий пересказ

— Ребята, скажите, в рассказе «Живая шляпа» испугались только мальчики? 
— Я предлагаю вам пофантазировать.

— Представьте, что мог рассказать котенок своему усатому другу после случившегося?

 Я начну, а вы продолжите: «Ой, Васька, мой усатый друг. Сегодня со мной такое было. Я свалился с комода и меня что-то накрыло. Вдруг …»

Автор относится к героям своего произведения с насмешкой

Работа с пословицами

Волков бояться- в лес не ходить

Семь раз отмерь –один раз отрежь

У страха глаза велики

Пересказ рассказа

Фронтальная

Фронтальная

Индивидуальная

Пр2

Р2

К1

Пр3

К1

Л1

8. Этап рефлексии учебной деятельности

 Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

— Какова была цель нашего урока? — Достигли мы цели?

—  Так какой урок вы извлекли?

 С какой целью автор предлагает нам этот рассказ? (если человек трус, любое дело ему кажется страшным, любая вещь его может напугать).

Как можно побороть свой страх? Что нужно сделать, чтобы не бояться? (нужно научиться преодолевать страх).

 Приходилось ли вам испытывать страх? Случались ли с вами такие необычные истории, кода было страшно, а затем смешно? (страх перерос в смех). Плохо смеяться над ошибками и неудачами товарищей. Важно научиться видеть по-настоящему «смешное» в жизни, уметь самому посмеяться над собой. В этом помогают нам рассказы Носова.

— Можете ли вы посоветовать друзьям прочитать это произведение?

— Поднимите руки те, кто доволен своей работой? Кого бы вы похвалили сегодня за урок?

Учись справляться со своим страхом и тогда ты найдёшь выход из трудной ситуации.

Фронтальная

К1

Пр2

Носов Николай НиколаевичНосов Николай Николаевич

✍  Носов Николай Николаевич (1908—1976) — советский детский писатель-прозаик, драматург, киносценарист. Лауреат Сталинской премии третьей степени (1952). Наиболее известен как детский писатель, автор произведений о Незнайке.

    § Биография

Николай Николаевич Носов родился 10 (23 ноября) 1908 года в Киеве, в семье эстрадного артиста, который в зависимости от обстоятельств работал и железнодорожником. Детство его прошло в небольшом городке Ирпень, недалеко от Киева, где мальчик и начал учиться в гимназии.

Николай был вторым сыном в семье. Ещё в семье был старший брат Пётр и младшие брат и сестра. Маленький Николай любил бывать на выступлениях отца, смотреть концерты и спектакли. Родители даже думали, что мальчик тоже хочет стать актёром. В школьные годы он хотел стать музыкантом и долго мечтал, чтобы ему купили скрипку. После покупки скрипки Николай понял, что учиться музыке нелегко, и скрипка была заброшена. Детство и школьные годы Николая Носова пришлись на тяжелейший период в российской истории: Первую Мировую и Гражданскую войну. Недостаток продуктов, отсутствие тепла и электричества холодной зимой, болезни были обычным явлением того времени. Вся семья переболела тифом. К счастью, никто не умер. Николай вспоминал, что когда он выздоровел (он болел дольше всех), его мать плакала от радости, потому что все остались живы. «Так я узнал, что плакать можно не только от горя».

Носов с гимназических лет увлекался музыкой, театром, шахматами, фотографией, электротехникой и даже радиолюбительством. Чтобы прокормить семью, Николай с 14 лет был вынужден работать: был газетным торговцем, землекопом, косарём и т. п. После 1917 года гимназия была реорганизована в школу-семилетку. Закончив её в 1924 году, он работал чернорабочим на бетонном заводе в Ирпенe, потом на частном кирпичном заводе в городе Буча.

После Гражданской войны Николай увлёкся химией. Вместе со школьным товарищем он организовал химическую лабораторию на чердаке его дома, где друзья проводили разные опыты. Носов вспоминал: «По окончании школы я был уверен, что должен стать химиком и никем другим! Химия мне представлялась наукой из наук». Николай хотел поступить на химический факультет Киевского политехнического института, но не смог, так как он не закончил профшколу, дающую законченное среднее образование. Николай стал обучаться в вечерней профшколе, готовясь к поступлению в политехнический вуз. Одновременно с этим он пошёл работать на Ирпенский кирпичный завод. Но перед поступлением Николай вдруг передумал и в возрасте 19 лет поступил в Киевский художественный институт. Николай тогда серьёзно увлёкся фотографией, а затем и кинематографом. Это и повлияло на его выбор. Через 2 года, в 1929 году, Николай Носов перевёлся в Московский институт кинематографии. В 1932 году он закончил его и до 1951 года работал постановщиком и режиссёром мультипликационных, научных и учебных фильмов. Автобиография детского периода частично отражена в книге «Тайна на дне колодца» (см. напр. Из-во «Детская литература», 1982 г.) собрание сочинений Н. Носова в 4-х томах, т. 4 В годы Великой Отечественной войны Носов занимался режиссурой учебных военно-технических фильмов для РККА.

      ¶ Литературное творчество

С 1938 года начинает писать детские рассказы, но профессиональным литератором становится только после Великой Отечественной войны. Первый рассказ Носова был опубликован в 1938 году, назывался он «Затейники». Потом были опубликованы другие рассказы: «Живая шляпа», «Огурцы», «Чудесные брюки», «Мишкина каша», «Огородники», «Фантазёры» и др. Печатались они, в основном, в журнале для детей «Мурзилка». Эти рассказы вошли в первый сборник Носова «Тук-тук-тук», 1945. Через год издательство «Детгиз» выпустило следующий сборник рассказов Носова — «Ступеньки».

Сам Николай Николаевич говорил, что начал писать для детей совершенно случайно — сперва просто рассказывал сказки своему маленькому сынишке и его друзьям. «Постепенно я понял, что сочинять для детей — наилучшая работа, она требует очень много знаний, и не только литературных…».

Николай Николаевич интересовался психологией детей, считал, что «к детям нужно относиться с самым большим и очень тёплым уважением», наверное, поэтому его книги находили и находят такой большой отклик у детской аудитории.

В 1947 году вышел сборник рассказов — «Весёлые рассказы». Широкую популярность завоевали и его повести для подростков «Весёлая семейка» (1949), «Дневник Коли Синицына» (1950), «Витя Малеев в школе и дома» (1951). В 1952 году Николай Носов получил Сталинскую премию третьей степени за написание повести «Витя Малеев в школе и дома». В 1954 году по этой повести был снят детский художественный фильм «Два друга».

В 1953 году был опубликован сборник рассказов «На горке», в 1956 году — «Прятки», в 1958 году — «Весёлые рассказы и повести».

Короткие, порой отчётливо сконструи­рованные, всегда весьма детальные, эти ис­тории призваны воспитывать в детях честность, чувство товарищества, отзывчивость, любовь к труду и т. д.; в них осуждаются такие постыдные качества, как зависть, тще­славие, грубость.

Наиболее известны и любимы читателями сказочные произведения Николая Носова о Незнайке. Первое из них — сказка «Винтик, Шпунтик и пылесос». Потом была написана знаменитая трилогия, «Приключения Незнайки и его друзей» (1953—1954), «Незнайка в Солнечном городе» (1958) и «Незнайка на Луне» (1964—1965). Роман-сказку с элементами научной фантастики и политической сатиры и антиутопии «Незнайка на Луне» экономисты называют самым толковым и доступным учебником политэкономии. Из него можно отлично усвоить, что такое реклама, акционерное общество, лопнувший банк, продажная пресса, забастовка, безработица, биржа, что такое рыночные отношения.

Одним из первых иллюстраторов «Незнайки» был А. М. Лаптев (1905—1965) — художник, который подарил литературному герою хорошо знакомый всем образ. Не менее известным иллюстратором Носова был Г. О. Вальк. Также книги Носова иллюстрировали художники: И. Семёнов, Д. Бисти, Е. Афанасьева, А. Каневский, В. Горяев, Г. Огородников и другие.

Николай Николаевич Носов писал не только для детей. В 1969 году выходит сборник сатирических рассказов «Иронические юморески», которые затрагивали вопросы современной литературы («О литмастерстве», «Поговорим о поэзии», «Трактат о комедии»), русский алфавит («А, Б, В…»), отношения учителя и ученика («Второй раз в первый класс»), социальные темы — мещанство («Ещё об одном, всем надоевшем вопросе»), взаимоотношение родителей и их детей («Нужно ли называть родителей предками и конями и о других подобных вопросах»), вредные привычки («Об употреблении спиртных напитков»), и т. д.

Автобиографическое произведение писателя — «Повесть о моём друге Игоре» (1971—1972), написанная в форме дневниковых записей из жизни дедушки и внука (1-я ч. — «Между годом и двумя», 2-я ч. — «От двух до двух с половиной лет») и художественно-мемуарная повесть «Тайна на дне колодца» (1977, вышедшая уже после смерти писателя; два её первоначальных варианта — «Повесть о детстве» и «Всё впереди», обе 1976).

Николай Носов умер в Москве 26 июля 1976 года. Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.

В 1997—1999 годах студией FAF Entertainment был создан мультфильм «Незнайка на Луне» по одноимённой книге Н. Н. Носова.

В 2008 году к 100-летию со дня рождения Н. Н. Носова Центральный Банк РФ выпустил серебряную монету.

      ¶ Личная жизнь

Николай Носов был женат дважды. Его первая жена Елена умерла, когда их сыну Петру было 15 лет. От второй жены Татьяны детей не было. Николай Носов посвятил ей «Приключения Незнайки и его друзей». Сын писателя Петр Носов (1931—2002) стал фотожурналистом, классиком отечественной жанровой и репортажной фотографии. Около 30 лет он проработал в Фотохронике ТАСС, где возглавлял творческую секцию. Внук — Игорь Петрович Носов (р. 1962) — фотограф, писатель, автор «Новых приключений Коротышек». Правнук — Иван Игоревич Носов.

    § Награды и премии

  • Орден Трудового Красного Знамени (1967).
  • Орден Красной Звезды (1.10.1943) — за создание выдающегося учебного фильма «Планетарные трансмиссии в танках» и проявленный при этом трудовой героизм.
  • Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
  • Сталинская премия третьей степени (1952) — за повесть «Витя Малеев в школе и дома» (1951).
  • Государственная премия РСФСР имени Н. К. Крупской (1969) — за трилогию о Незнайке.

    § Библиография

      ¶ Повести и романы

  • Незнайка учится
  • Незнайка-путешественник
  • Тайна на дне колодца
  • Мы и дети
  • Повесть о моём друге Игоре
  • Небольшая литературная энциклопедия
  • Бабушка Дина
  • Кванта смеха
  • Витя Малеев в школе и дома
  • Весёлая семейка
  • Дневник Коли Синицына
  • Приключения Незнайки и его друзей
  • Незнайка в Солнечном городе
  • Незнайка на Луне

      ¶ Рассказы

  • Автомобиль
  • Бенгальские огни
  • Бобик в гостях у Барбоса
  • Винтик, Шпунтик и пылесос (1956)
  • Дружок
  • Живая шляпа
  • Замазка
  • Заплатка
  • Затейники
  • И я помогаю
  • Карасик
  • Клякса
  • Когда мы смеёмся
  • Леденец
  • Метро
  • Милиционер
  • Мишкина каша
  • На горке
  • Находчивость
  • Наш каток
  • Огородники
  • Огурцы
  • Приключения Толи Клюквина
  • Про Гену
  • Про репку
  • Прятки
  • Саша
  • Ступеньки
  • Телефон
  • Три охотника
  • Тук-тук-тук
  • Фантазёры
  • Федина задача
  • Шурик у дедушки

Шляпа лежала на комоде, котёнок Васька сидел на полу возле комода, а Вовка и Вадик сидели за столом и раскрашивали картинки.

Zhivaya shlyapa Nikolaj Nosov 2

Вдруг позади них что то плюхнулось – упало на пол. Они обернулись и увидели на полу возле комода шляпу.

Zhivaya shlyapa Nikolaj Nosov 3

Вовка подошёл к комоду, нагнулся, хотел поднять шляпу – и вдруг как закричит:
– Ай ай ай! – и бегом в сторону.
– Чего ты? – спрашивает Вадик.
– Она жи жи живая!

Zhivaya shlyapa Nikolaj Nosov 4

– Кто живая?
– Шля шля шля па.
– Что ты! Разве шляпы бывают живые?
– По посмотри сам!

Zhivaya shlyapa Nikolaj Nosov 5

Вадик подошёл поближе и стал смотреть на шляпу. Вдруг шляпа поползла прямо к нему. Он как закричит:
– Ай! – и прыг на диван. Вовка за ним.

Zhivaya shlyapa Nikolaj Nosov 6

Шляпа вылезла на середину комнаты и остановилась. Ребята смотрят на неё и трясутся от страха. Тут шляпа повернулась и поползла к дивану.

Zhivaya shlyapa Nikolaj Nosov 7

– Ай! Ой! – закричали ребята.
Соскочили с дивана – и бегом из комнаты. Прибежали на кухню и дверь за собой закрыли.

Zhivaya shlyapa Nikolaj Nosov 8

– Я у у хо хо жу! – говорит Вовка.
– Куда?
– Пойду к себе домой.
– Почему?
– Шляпы бо боюсь! Я первый раз вижу, чтоб шляпа по комнате ходила.
– А может быть, её кто нибудь за верёвочку дёргает?
– Ну, пойди посмотри.

Zhivaya shlyapa Nikolaj Nosov 9

– Пойдём вместе. Я возьму клюшку. Если она к нам полезет, я её клюшкой тресну.

– Постой, я тоже клюшку возьму.

– Да у нас другой клюшки нет.

– Ну, я возьму лыжную палку.
Они взяли клюшку и лыжную палку, приоткрыли дверь и заглянули в комнату.

Zhivaya shlyapa Nikolaj Nosov 10

– Где же она? – спрашивает Вадик.
– Вон там, возле стола.
– Сейчас я её как тресну клюшкой! – говорит Вадик. – Пусть только подлезет ближе, бродяга такая!
Но шляпа лежала возле стола и не двигалась.
– Ага, испугалась! – обрадовались ребята. – Боится лезть к нам.
– Сейчас я её спугну, – сказал Вадик.
Он стал стучать по полу клюшкой и кричать:
– Эй ты, шляпа!

Но шляпа не двигалась.
– Давай наберём картошки и будем в неё картошкой стрелять, – предложил Вовка.

Zhivaya shlyapa Nikolaj Nosov 11

Они вернулись на кухню, набрали из корзины картошки и стали швырять её в шляпу» Швыряли, швыряли, наконец Вадик попал. Шляпа как подскочит кверху!
– Мяу! – закричало что то. Глядь, из под шляпы высунулся серый хвост, потом лапа, а потом и сам котёнок выскочил.

– Васька! – обрадовались ребята.
– Наверно, он сидел на полу, а шляпа на него с комода упала, – догадался Вовка.

Zhivaya shlyapa Nikolaj Nosov 12

Вадик схватил Ваську и давай его обнимать!
– Васька, миленький, как же ты под шляпу попал?
Но Васька ничего не ответил, Он только фыркал и жмурился от света.

Zhivaya shlyapa Nikolaj Nosov 13

— КОНЕЦ —

Рассказ. Иллюстрации. Семенова И.

Шляпа лежала на комоде, котёнок Васька сидел на полу возле комода, а Вовка и Вадик сидели за столом и раскрашивали картинки.

03

Вдруг позади них что то плюхнулось – упало на пол. Они обернулись и увидели на полу возле комода шляпу.

02

Вовка подошёл к комоду, нагнулся, хотел поднять шляпу – и вдруг как закричит:
– Ай ай ай! – и бегом в сторону.
– Чего ты? – спрашивает Вадик.
– Она жи жи живая!

04

– Кто живая?
– Шля шля шля па.
– Что ты! Разве шляпы бывают живые?
– По посмотри сам!

05

Вадик подошёл поближе и стал смотреть на шляпу. Вдруг шляпа поползла прямо к нему. Он как закричит:
– Ай! – и прыг на диван. Вовка за ним.

06

Шляпа вылезла на середину комнаты и остановилась. Ребята смотрят на неё и трясутся от страха. Тут шляпа повернулась и поползла к дивану.

07

– Ай! Ой! – закричали ребята.
Соскочили с дивана – и бегом из комнаты. Прибежали на кухню и дверь за собой закрыли.

08

– Я у у хо хо жу! – говорит Вовка.
– Куда?
– Пойду к себе домой.
– Почему?
– Шляпы бо боюсь! Я первый раз вижу, чтоб шляпа по комнате ходила.
– А может быть, её кто нибудь за верёвочку дёргает?
– Ну, пойди посмотри.

09

– Пойдём вместе. Я возьму клюшку. Если она к нам полезет, я её клюшкой тресну.

– Постой, я тоже клюшку возьму.

– Да у нас другой клюшки нет.

– Ну, я возьму лыжную палку.
Они взяли клюшку и лыжную палку, приоткрыли дверь и заглянули в комнату.

10

– Где же она? – спрашивает Вадик.
– Вон там, возле стола.
– Сейчас я её как тресну клюшкой! – говорит Вадик. – Пусть только подлезет ближе, бродяга такая!
Но шляпа лежала возле стола и не двигалась.
– Ага, испугалась! – обрадовались ребята. – Боится лезть к нам.
– Сейчас я её спугну, – сказал Вадик.
Он стал стучать по полу клюшкой и кричать:
– Эй ты, шляпа!

Но шляпа не двигалась.
– Давай наберём картошки и будем в неё картошкой стрелять, – предложил Вовка.

11

Они вернулись на кухню, набрали из корзины картошки и стали швырять её в шляпу» Швыряли, швыряли, наконец Вадик попал. Шляпа как подскочит кверху!
– Мяу! – закричало что то. Глядь, из под шляпы высунулся серый хвост, потом лапа, а потом и сам котёнок выскочил.

– Васька! – обрадовались ребята.
– Наверно, он сидел на полу, а шляпа на него с комода упала, – догадался Вовка.

12

Вадик схватил Ваську и давай его обнимать!
– Васька, миленький, как же ты под шляпу попал?
Но Васька ничего не ответил, Он только фыркал и жмурился от света.

13

Рассказ. Иллюстрации. Семенова И.

Айгуль Быкова

НОД «Чтение рассказа Н. Носова «Живая шляпа»

Чтение рассказа Н
. Носова
«Живая шляпа
»

Виды детской деятельности
: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы.

Цель
: Учить детей понимать юмор ситуации; уточнить представления детей об особенностях рассказа
, его композиции, отличии от других литературных жанров; учить анализировать характер и поступки героев; развивать умение сравнивать и обобщать, делать выводы; воспитывать нравственные качества личности.

Планируемые результаты
: выражает положительные эмоции (удивление, радо интерес)
при прочтении рассказа Н
. Носова
«Живая шляпа
»
; умеет поддерживать беседу
,

выражает свою точку зрения; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстникам время игр.

Материалы и оборудование
: Иллюстрации с изображением портрета Н. Н. Носова
, иллюстрации к рассказу
; магнитная игра «Удочка»

1. Организационный момент.

Ребята сегодня я хочу вам показать портрет талантливого детского писателя Николая Николаевича Носова

Вы уже хорошо знаете, что такое сказка, стихотворение, умеете их различать. А сегодня на занятии я прочту вам рассказ
. Вспомните, чем отличается рассказ от сказки
. В рассказе говорится о том
, что случилось в жизни или могло случиться. В рассказе
нет чудес и сказочных выражений. Послушайте рассказ Н
. Носова
«Живая шляпа
»
.

Педагог читает рассказ Н
. Носова
, после чего проводит беседу по вопросам
:

2. Работа по теме.

После чтения воспитателем рассказа проводится беседа
.

На самом ли деле шляпа из рассказа Носова была живая
?

Определите место действия.

Назовите героев рассказа
. Кто из них главный? Почему?

Почему мальчики подумали, что шляпа живая
?

Какие чувства испытывали мальчики при виде «живой»
шляпы
?

Расскажите
, как мальчики испугались.

Как узнали мальчики секрет шляпы
?

Вадик попал картошкой в шляпу или в Володю
?

Почему Володя собрался уходить?

Что его остановило?

Какое оружие мальчики выбрали для борьбы со шляпой
?

Кому пришла в голову идея бросаться картошкой? Почему?

Объясните, почему Вадик ласкает и обнимает кота Ваську.

Как же мальчики относятся к животным?

Какими мы их видим в конце рассказа
?

Смешная это история или печальная?

А как бы вы поступили на месте мальчиков?

Рассказ называется
«Живая шляпа
»
. Как, по другому можно назвать этот рассказ
?

2. Физминутка «Жил на свете умный кот» под музыку

3. Чтение рассказа Н
. Н. Носова
«Живая шляпа
»

4. Послушайте пословицы и объясните их смысл
:

1. Кто смел, тот и съел.

2. У страха глаза велики.

3. Велика голова, да мозгу мало.

4. Волос дыбом стал. На нем лица нет (с испугу, страху)
.

5. На всякую беду страха не напасешься.

6. Со страху дух захватило. Ровно камень на сердце налег.

7. Трусливому зайке и пенёк волк.

8. У страха глаза, что плошки, а не видят ни крошки.

5. Игра «Скажи наоборот»
я говорю слово, а вы мне называете противоположное по смыслу, например — умный / глупый

Добрый /

Трусливый /

Молчать /

Бежать /

6. В рассказе Н
. Н. Носова
«Живая шляпа
»
кот Васька, вот таким был напуган, обижен, и мне очень хочется чтобы у него всегда было хорошее настроение. Что предпочитают коты из еды? Я предлагаю вам отправиться на рыбалку, чтобы побаловать кота рыбой.

Игра «Удочки»

Вот, какой богатый улов, посмотрите как, изменилось настроение кота Васьки. Мне кажется он доволен и вам благодарен.

7. Рефлексия.

Чем мы занимались?

Важно видеть по-настоящему, смешное в жизни, понимать шутки окружающих людей, уметь рассказать
самому о каком-либо забавном случае.

Какой рассказ мы прочитали
? Кто автор?

Какие чувства вы испытывали, при чтение рассказа
?

«Живая шляпа
»
Н. Н. Носов

Шляпа лежала на комоде
шляпу
шляпу
— и вдруг как закричит
:

Она жи-жи-живая
!

Кто живая
?

Шля-шля-шля-па.

Шляпа лежала на комоде
, котенок Васька сидел на полу возле комода, а Вовка и Вадик сидели за столом и раскрашивали картинки. Вдруг позади них что-то плюхнулось — упало на пол. Они обернулись и увидели на полу возле комода шляпу
. Вовка подошел к комоду, нагнулся, хотел поднять шляпу
— и вдруг как закричит
:

Ай-ай-ай! — и бегом в сторону.

Чего ты? — спрашивает Вадик.

Она жи-жи-живая
!

Кто живая
?

Шля-шля-шля-па.

Что ты! Разве шляпы бывают живые
?

Попосмотри сам!

Вадик подошел поближе и стал смотреть на шляпу
. Вдруг шляпа
поползла прямо к нему. Он как закричит
:

Ай! — и прыг на диван. Вовка за ним.

Шляпа
вылезла на середину комнаты и остановилась. Ребята смотрят на нее и трясутся от страха. Тут шляпа
повернулась и поползла к дивану.

Ай! Ой! — закричали ребята.

Соскочили с дивана — и бегом из комнаты. Прибежали на кухню и дверь за собой закрыли.

Я у-у-хо-хо-жу! — говорит Вовка.

Пойду к себе домой.

Шляпы бо-боюсь
! Я первый раз вижу, чтоб шляпа по комнате ходила
.

А может быть, ее кто-нибудь за веревочку дергает?

Ну, пойди посмотри.

Пойдем вместе. Я возьму клюшку. Если она к нам полезет, я ее клюшкой тресну.

Постой, я тоже клюшку возьму.

Да у нас другой клюшки нет.

Ну, я возьму лыжную палку.

Они взяли клюшку и лыжную палку, приоткрыли дверь и заглянули в комнату.

Где же она? — спрашивает Вадик.

Вон там, возле стола.

Сейчас я ее как тресну клюшкой! — говорит Вадик. — Пусть только подлезет ближе, бродяга такая!

Но шляпа
лежала возле стола и не двигалась.

Ага, испугалась! — обрадовались ребята. — Боится лезть к нам.

Сейчас я ее спугну, — сказал Вадик.

Он стал стучать по полу клюшкой и кричать
:

Эй ты, шляпа
!

Но шляпа не двигалась
.

Давай наберем картошки и будем в нее картошкой стрелять, — предложил Вовка.

Они вернулись на кухню, набрали из корзины картошки и стали швырять ее в шляпу
» Швыряли, швыряли, наконец Вадик попал. Шляпа
как подскочит кверху!

Мяу! — закричало что-то. Глядь, из-под шляпы
высунулся серый хвост, потом лапа, а потом и сам котенок выскочил.

Васька! — обрадовались ребята.

Наверно, он сидел на полу, а шляпа
на него с комода упала, — догадался Вовка.

Вадик схватил Ваську и давай его обнимать!

Васька, миленький, как же ты под шляпу попал
?

Но Васька ничего не ответил, Он только фыркал и жмурился от света.

Здесь Вы можете бесплатно скачать или прочитать он-лайн книгу «Живая шляпа» автора Носов Николай
Скачать книгу «Живая шляпа» бесплатно

Живая шляпа

Шляпа лежала на комоде, котенок Васька сидел на полу возле комода, а Вовка и Вадик сидели за столом и раскрашивали картинки. Вдруг позади них что-то плюхнулось — упало на пол. Они обернулись и увидели на полу возле комода шляпу.

Вовка подошел к комоду, нагнулся, хотел поднять шляпу — и вдруг как закричит:

Ай-ай-ай! — и бегом в сторону.

Чего ты? — спрашивает Вадик.

Она жи-жи-живая!

Кто живая?

Шля-шля-шля-па.

Что ты! Разве шляпы бывают живые?

По-посмотри сам!

Вадик подошел поближе и стал смотреть на шляпу. Вдруг шляпа поползла прямо к нему. Он как закричит:

Ай! — и прыг на диван. Вовка за ним.

Шляпа вылезла на середину комнаты и остановилась. Ребята смотрят на нее и трясутся от страха. Тут шляпа повернулась и поползла к дивану.

Ай! Ой! — закричали ребята.

Соскочили с дивана — и бегом из комнаты. Прибежали на кухню и дверь за собой закрыли.

Я у-у-хо-хо-жу! — говорит Вовка.

Пойду к себе домой.

Шляпы бо-боюсь! Я первый раз вижу, чтоб шляпа по комнате ходила.

А может быть, ее кто-нибудь за веревочку дергает?

Ну, пойди посмотри.

Пойдем вместе. Я возьму клюшку. Если она к нам полезет, я ее клюшкой тресну.

Постой, я тоже клюшку возьму.

Да у нас другой клюшки нет.

Ну, я возьму лыжную палку.

Они взяли клюшку и лыжную палку, приоткрыли дверь и заглянули в комнату.

Где же она? — спрашивает Вадик.

Вон там, возле стола.

Сейчас я ее как тресну клюшкой! — говорит Вадик. — Пусть только подлезет ближе, бродяга такая!

Но шляпа лежала возле стола и не двигалась.

Ага, испугалась! — обрадовались ребята. — Боится лезть к нам.

Сейчас я ее спугну, — сказал Вадик.

Он стал стучать по полу клюшкой и кричать:

Эй ты, шляпа!

Но шляпа не двигалась.

Давай наберем картошки и будем в нее картошкой стрелять, — предложил Вовка.

Они вернулись на кухню, набрали из корзины картошки и стали швырять ее в шляпу» Швыряли, швыряли, наконец Вадик попал. Шляпа как подскочит кверху!

Мяу! — закричало что-то. Глядь, из-под шляпы высунулся серый хвост, потом лапа, а потом и сам котенок выскочил.

Васька! — обрадовались ребята.

Наверно, он сидел на полу, а шляпа на него с комода упала, — догадался Вовка.

Вадик схватил Ваську и давай его обнимать!

Васька, миленький, как же ты под шляпу попал?

Но Васька ничего не ответил, Он только фыркал и жмурился от света.

Уважаемые родители, очень полезно читать сказку «Затейники 03. Живая шляпа» Носов Н. Н. деткам перед сном, чтобы хорошее окончание сказки их радовало и успокаивало и они засыпали. В очередной раз перечитывая эту композицию, непременно открываешь для себе что-то новое, полезное и назидательное, существенно важное. Все герои «оттачивались» опытом народа, который веками создавал, усиливал и преображал их, уделяя большое и глубокое значения детскому воспитанию. Небольшое количество деталей окружающего мира делает изображающийся мир более насыщенным и правдоподобным. Как очаровательно и проникновенно передавалась описание природы, мифических существ и быта народом из поколения в поколение. Все образы просты, обыденны и не вызывают юношеского непонимания, ведь мы сталкиваемся с ними ежедневно в нашем быту. «Добро всегда побеждает зло» — на этом фундаменте созиждится, подобные данному и это творение, с ранних лет закладывая основу нашего миропонимания. Сказка «Затейники 03. Живая шляпа» Носов Н. Н. читать бесплатно онлайн однозначно стоит, в ней много добра, любви и целомудрия, что полезно для воспитания юной особи.

Ш
ляпа лежала на комоде, котенок Васька сидел на полу возле комода, а Вовка и Вадик сидели за столом и раскрашивали картинки. Вдруг позади них что-то плюхнулось — упало на пол. Они обернулись и увидели на полу возле комода шляпу.
Вовка подошел к комоду, нагнулся, хотел поднять шляпу — и вдруг как закричит:
— Ай-ай-ай! — и бегом в сторону.
— Чего ты? — спрашивает Вадик.
— Она жи-жи-живая!
— Кто живая?
— Шля-шля-шля-па.
— Что ты! Разве шляпы бывают живые?
— По-посмотри сам!
Вадик подошел поближе и стал смотреть на шляпу. Вдруг шляпа поползла прямо к нему. Он как закричит:
— Ай! — и прыг на диван. Вовка за ним.
Шляпа вылезла на середину комнаты и остановилась. Ребята смотрят на нее и трясутся от страха. Тут шляпа повернулась и поползла к дивану.
— Ай! Ой! — закричали ребята.
Соскочили с дивана — и бегом из комнаты. Прибежали на кухню и дверь за собой закрыли.
— Я у-у-хо-хо-жу! — говорит Вовка.
— Куда?
— Пойду к себе домой.
— Почему?
— Шляпы бо-боюсь! Я первый раз вижу, чтоб шляпа по комнате ходила.
— А может быть, ее кто-нибудь за веревочку дергает?
— Ну, пойди посмотри.
— Пойдем вместе. Я возьму клюшку. Если она к нам полезет, я ее клюшкой тресну.
— Постой, я тоже клюшку возьму.
— Да у нас другой клюшки нет.
— Ну, я возьму лыжную палку.
Они взяли клюшку и лыжную палку, приоткрыли дверь и заглянули в комнату.
— Где же она? — спрашивает Вадик.
— Вон там, возле стола.
— Сейчас я ее как тресну клюшкой! — говорит Вадик. — Пусть только подлезет ближе, бродяга такая!
Но шляпа лежала возле стола и не двигалась.
— Ага, испугалась! — обрадовались ребята. — Боится лезть к нам.
— Сейчас я ее спугну, — сказал Вадик.
Он стал стучать по полу клюшкой и кричать:
— Эй ты, шляпа!
Но шляпа не двигалась.
— Давай наберем картошки и будем в нее картошкой стрелять, — предложил Вовка.
Они вернулись на кухню, набрали из корзины картошки и стали швырять ее в шляпу» Швыряли, швыряли, наконец Вадик попал. Шляпа как подскочит кверху!
— Мяу! — закричало что-то. Глядь, из-под шляпы высунулся серый хвост, потом лапа, а потом и сам котенок выскочил.
— Васька! — обрадовались ребята.
— Наверно, он сидел на полу, а шляпа на него с комода упала, — догадался Вовка.
Вадик схватил Ваську и давай его обнимать!
— Васька, миленький, как же ты под шляпу попал?
Но Васька ничего не ответил, Он только фыркал и жмурился от света.

Loading...Loading…

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 2 класс, 2 часть, Климанова, Виноградская, страницы 152-153. 

Маленькие и большие секреты страны литературии. Раздел «Жизнь дана на добрые дела»

УКМ «Перспектива»

1. Над чем заставили тебя задуматься произведения раздела?

Эти произведения заставили меня задуматься о том, что человек должен помогать другим людям. Не только друзьям или родственникам, но вообще всем.

Человек должен быть честным, отзывчивым и жить по совести. Должен творить добро.

2. Какие качества характера ты хотел бы в себе воспитать? На кого из героев прочитанных рассказов ты хотел бы быть похожим, с кем подружиться?

Я бы хотела воспитать в себе такие качества характера, как отзывчивость, бескорыстие, честность, щедрость, сострадание.

Я бы хотела походить на мальчика из рассказа «Просто старушка» и на героев рассказа «Фантазёры», потому что они помогали другим бескорыстно.

Я хотела бы подружиться с Мишуткой и Стасиком, потому что они добрые и весёлые. С такими друзьями не заскучаешь и они всегда помогут в трудную минуту.

3. Как ты понимаешь пословицу Красив тот, кто красиво поступает?

Человека нужно оценивать не по внешности, а по поступкам. Если человек поступает красиво, хорошо, то и сам растёт в глазах окружающих, становится привлекательным, красивым.

А злой красавец вызывает отвращение.

4. Весёлые или грустные рассказы написал Носов? Нравятся ли тебе герои его произведений?

Николай Носов писал очень весёлые, смешные рассказы. Мне нравятся его герои.

5. Подумайте с друзьями, что такое юмористическое произведение.

В юмористическом произведении автор показывает людей и их недостатки в смешном виде. Герои попадают в нелепые ситуации, вызывают смех у читателя.

6. Ты уже знаком с некоторыми произведениями Носова. Попробуй рассказать о них, используя вопросы:

Какие рассказы Носова ты читал? Какой тебе запомнился? Почему?

Я читала рассказы: «Затейники», «Фантазёры», «Огурцы», «Живая шляпа», «Мишкина каша».

Мне больше всего запомнился рассказ «Мишкина шляпа», потому что там очень много комичных эпизодов. Это самый смешной рассказ, который я читала.

Кто главные герои его произведений? Хочется ли тебе ещё раз встретиться с ними?

Герои его произведений обычные мальчики и девочки. С ними часто случаются смешные ситуации, но они всегда стараются поступать правильно.

Я бы хотела встретить таких весёлых ребят, как Стасик и Миша из рассказа «Фантазёры»

Как ты думаешь, Носов писал свои юмористические рассказы только для того, чтобы посмешить читателя? О чём произведения Носова?

Носов писал рассказы не только для того, чтобы насмешить, но и для того, чтобы научить детей поступать правильно.

Его рассказы о том, как поступать честно, по совести, помогать другим и не обижать слабых.

7. Рассмотри иллюстрацию. Вспомни, к какому произведению Носова она сделана. Восстанови последовательность событий рассказа. Опиши мальчиков. Какие они: находчивые, любопытные, смелые, трусливые? Составь план и перескажи рассказ.

Эта иллюстрация к рассказу Носова «Живая шляпа».

Герои рассказа два мальчика, Вовка и Вадик. Они весёлые и смелые. Они попали в неожиданную ситуацию — шляпа ожила. Поэтому в первый момент мальчики напугались. Но они взяли себя в руки и атаковали шляпу. 

А преодолеть свой страх может лишь очень смелый человек.

План пересказа рассказа «Живая шляпа»

  1. Падение шляпы.
  2. Шляпа ползёт.
  3. На диване.
  4. Побег.
  5. Вовка боится.
  6. Клюшка и лыжная палка.
  7. Картошка
  8. Васька

Пересказ рассказа «Живая шляпа» для 2 класса

Вовка и Вадик рисовали за столом, когда что-то упало. Это была шляпа, которая слетела с комода.

Вовка пошёл поднять шляпу, но вдруг закричал, что шляпа живая, и что она ползёт.

Вадик подошёл к шляпе и увидел, что та действительно ползает.

Мальчик испугались и запрыгнули на диван. Но шляпа тоже двинулась к дивану.

Тогда ребята выскочили из комнаты и захлопнули дверь. Они спрятались на кухне. Вовка стал ныть и говорить, что пойдёт домой. Но Вадик остановил его. 

Он предложил вооружиться и напасть на шляпу. Мальчики взяли клюшку и лыжную палку и вошли в комнату. Шляпа лежала неподвижно и не реагировала на крики и стук по полу.

Тогда ребята набрали картошки и стали издалека бросать в шляпу.

Одна картофелина попала и шляпа подскочила. Раздался истошный крик и из-под шляпы выскочил котёнок Васька. Когда шляпа упала, она накрыла его и поэтому двигалась.

Мальчики рассмеялись и стали гладить котёнка.

8. В чём разница между понятиями добрые дела и добра наживать? Как вы понимаете разницу между словами Добро, Доброта, Добрый, Добротный, Добренький?

Добрые дела: которые приносят добро другим людям.

Добра наживать: значит делать добро себе.

Добро: что-то очень хорошее, приятное. Но также материальные ценности.

Доброта: качество человека, способность творить добро.

Добрый: характеристика человека, делающий добро.

Добротный: хорошо, качественно сделанный.

Добренький: уменьшительно-ласкательное слово к понятию добрый. Может использоваться с иронией: 

На вид он добренький, а на самом деле злой.

1

  • Рассказы носова для детей 2 класса читать короткие
  • Рассказы носова для детей слушать 2 класс
  • Рассказы николая носова телефон слушать
  • Рассказы немцев о войне 1941 1945
  • Рассказы название 8 класс по литературе