Рассказы николая носова читать для детей 6 лет

Сказки и рассказы николая носова это удивительный мир детства, в который хочется окунуться вновь и вновь. произведения автора полны

41 655

Сказки и рассказы Николая Носова — это удивительный мир детства, в который хочется окунуться вновь и вновь. Произведения автора полны любви к ребятам, так как он начал сочинять истории поначалу лишь для своего сына. Простым языком он говорит с детьми устами своих героев о важных вещах, хотя его книжные персонажи нередко оказываются в комичных и нелепых ситуациях. Чтение произведений Николая Носова учит честности, трудолюбию, справедливому отношению к людям и ясному взгляду на мир.

  • 1025 169

    Живая шляпа

    Живая шляпа — маленький веселый рассказ Николая Носова с загадочным сюжетом. Он о котенке Ваське и двух ребятах — Вове и Вадике. Мальчики были дома, раскрашивали картинки. Васька сидел у комода. Внезапно позади что-то упало…

  • 1040 768

    Заплатка

    Заплатка — рассказ Николая Носова, с которым стоит познакомить каждого современного ребенка. В нем паренек Бобка очень гордился своими новыми штанами защитного цвета. Ребята всей округи завидовали Бобке, но что приключилось…

  • 6906 2995

    Приключения Незнайки и его друзей

    Незнайка вместе с другими героями живет в сказочным Цветочном городе. Каждый мальчик имеет свои увлечения. Знайка стремится проявлять ответственность, Шпунтик и Винтик любят мастерить, Доктор Пилюлькин пытается всех лечить…

  • 1027 2439

    Огурцы

    Огурцы — рассказ Николая Носова, с которым важно познакомить ребят младшего и среднего возраста. В нем описывается, как два друга, Котька и Павлик, идут с рыбалки и набирают огурцов на общественном поле. Их замечает сторож…

  • 1042 212

    Затейники

    Затейники — произведение Николая Носова, которое стоит прочесть детям. В короткой сказке рассказывается, как мальчик Петя и девочка Валя прочли сказку про трёх поросят и решили построить себе домик, как у них. Соорудили…

  • 1048 1790

    Ступеньки

    Ступеньки — рассказ Николая Носова, который очаровывает собой детей и взрослых уже много лет своей простотой. В нем показана история про то, как Петя научился считать до десяти. Чтобы показать свои способности младшей сестре…

  • 1019 603

    Автомобиль

    Автомобиль — рассказ Николая Носова, любимый тысячами ребят и взрослых. В нем рассказано о давней мечте двух мальчишек. Они хотят прокатиться на автомобиле. В одну из прогулок по двору они увидели пустующую машину, поспорили…

  • 1018 178

    Мишкина каша

    Мишкина каша — произведение Н. Носова, который любим многими детьми. В нём рассказывается про то мальчишек, как двое ребят, Миша и сам рассказчик, остались одни на несколько дней на даче. Мама повествователя дала им инструкции…

  • 1026 769

    Фантазеры

    Фантазеры — рассказ Николая Носова, на котором выросло не одно поколение советских ребят. В нем двое друзей коротают время и фантазируют о своих возможностях. К ним присоединяется мальчик Игорь. Он хвастается тем, как обманул…

  • 6304 165

    Витя Малеев в школе и дома

    Витя Малеев в школе и дома — лучшая повесть Николая Носова. Она о событиях жизни друзей-одноклассников, их переживаниях и радостях, ошибках и достижениях. Главные персонажи — нерадивые ученики 4 класса. Это сам Витя и его…

    220.1K

    6261

    1676

    4 ч. 50 мин.

  • 6864 3255

    Телефон

    Рассказ телефон Николая Носова – это поучительное произведение о любопытстве двух друзей, которое не оставит равнодушных. Рассказчик и его друг Мишка копили на игрушечные телефоны, даже мороженное не ели и в кино не ходили…

  • 1034 296

    Федина задача

    Как решить задачку, если по радио такие интересные сказки и песни?! Вот так Федя Рыбкин и решал свою скучную задачу по математике самым нескучным образом! А что из этого получилось, вы узнаете из рассказа Носова «Федина…

  • 1030 2529

    Бобик в гостях у Барбоса

    Бобик в гостях у Барбоса — рассказ Николая Носова, с которым дети впервые часто знакомятся через мультфильм. Беззаботная жизнь домашнего пса Барбоса в одночасье заканчивается, когда к нему приходит скука. В этот момент Барбос…

  • 1039 144

    Клякса

    «Клякса» — сказка Н. Носова, какую будет интересно прочесть и ребёнку, и взрослому. Она рассказывает о том, как Федя с одноклассниками баловался флаконом туши, вырывая её друг у друга. Так на Федином лбу появилась клякса…

  • 6509 2457

    Милиционер

    Милиционер — рассказ Николая Носова, с которым стоит познакомить ребят. В нем изображено, как однажды мальчик Алик потерялся. После того, как он понял, что не может найти дорогу домой, Алик заплакал. Вокруг мальчика стали…

  • 1037 1708

    Леденец

    Леденец — рассказ Николая Носова, который любят дети уже не одного поколения. В нем рассказывается о том, как Мише мама пообещала сладость в обмен на благоразумное поведение в ее отсутствие. Как повел себя мальчик, когда…

  • 1038 145

    Замазка

    Замазка — произведение Н. Носова, которое стоит прочесть детям. В нём рассказывается, как два друга Коля и Шурик отковыряли замазку из оконной рамы, купили по прянику и отправились в кино. Там и начались с ребятами приключения:…

  • 1049 343

    Шурик у дедушки

    Шурик у дедушки — рассказ Николая Носова, который будет интересен детям любых возрастов. В нём показана жизнь двух братьев у дедушки и бабушки в деревне. Ребята с первого дня облазили весь дом. Здесь они нашли настоящие…

  • 1045 2458

    Метро

    Метро — рассказ Николая Носова, который актуален до сих пор. В нем рассказывается о приезде двух мальчиков с матерью в Москву в гости. Когда мама с тетей уехали по делам, мальчишкам стало скучно, и они решили прокатиться…

  • 1031 2402

    Саша

    Саша — рассказ Николая Носова, с которым стоит познакомить шаловливых ребят. В нем описано, как мальчик Саша мечтал о пистолете с пистонами. Он просил родителей купить ему эту игрушку, однако получил отказ. Тогда мальчик…

Peskarlib.ru > Русские авторы > Николай НОСОВ

Рассказы Николая НОСОВА

С творчеством детского писателя Николая Николаевича Носова (1908- 1976) дети знакомятся ещё в дошкольном возрасте. «Бобик в гостях у Барбоса», «Живая шляпа», «Замазка» — эти и многие другие смешные истории хочется перечитывать снова и снова.

В рассказах для детей Николая Носова описывается повседневная жизнь самых обычных мальчишек и девчонок. Причём сделано это очень умело и ненавязчиво, интересно и смешно. В каких-то поступках и действиях, даже самых неожиданных и нелепых, многие ребятишки узнают себя.  Читать далее…

Живая шляпа

Николай Носов

Живая шляпа

Шляпа лежала на комоде, котенок Васька сидел на полу возле комода, а Вовка и Вадик сидели за столом и раскрашивали картинки. Вдруг позади них что-то плюхнулось ─ упало на пол. Они обернулись и увидели на полу возле комода шляпу.

Фантазеры

Николай Носов

Фантазеры

Мишутка и Стасик сидели в саду на скамеечке и разговаривали. Только они разговаривали не просто, как другие ребята, а рассказывали друг другу разные небылицы, будто пошли на спор, кто кого переврет.

Огурцы

Николай Носов

Огурцы

Один раз Павлик взял с собой Котьку на реку ловить рыбу. Но в этот день им не повезло: рыба совсем не клевала. Зато когда шли обратно, они забрались в колхозный огород и набрали полные карманы огурцов. Колхозный сторож заметил их и засвистел в свисток.

Телефон

Николай Носов

Телефон

Один раз мы с Мишкой были в игрушечном магазине и увидели замечательную игрушку ─ телефон. В большой деревянной коробке лежали два телефонных аппарата, две трубки, в которые говорить и слушать, и целая катушка проволоки.

Заплатка

Николай Носов

Заплатка

У Бобки были замечательные штаны: зеленые, вернее сказать, защитного цвета. Бобка их очень любил и всегда хвастался…

Мишкина каша

Николай Носов

Мишкина каша

Один раз, когда я жил с мамой на даче, ко мне в гости приехал Мишка. Я так обрадовался, что и сказать нельзя! Я очень по Мишке соскучился. Мама тоже была рада его приезду.

Затейники

Николай Носов

Затейники

Мы с Валей затейники. Мы всегда затеваем какие-нибудь игры.

Федина задача

Николай Носов

Федина задача

Раз как-то зимой Федя Рыбкин пришел с катка. Дома никого не было. Младшая сестра Феди, Рина, уже успела сделать уроки и пошла играть с подругами. Мать тоже куда-то ушла.

Карасик

Николай Носов

Карасик

Мама недавно подарила Виталику аквариум с рыбкой. Очень хорошая была рыбка, красивая! Серебристый карасик ─ вот как она называлась. Виталик был рад, что у него есть карасик.

На горке

Николай Носов

На горке

Целый день ребята трудились ─ строили снежную горку во дворе. Сгребали лопатами снег и сваливали его под стенку сарая в кучу. Только к обеду горка была готова. Ребята полили ее водой и побежали домой обедать.

Николай Носов

Ступеньки

Однажды Петя возвращался из детского сада. В этот день он научился считать до десяти. Дошел он до своего дома, а его младшая сестра Валя уже дожидается у ворот.

Николай Носов

Клякса

Я расскажу вам про Федю Рыбкина, о том, как он насмешил весь класс. У него была привычка смешить ребят. И ему было все равно: перемена сейчас или урок. Так вот. Началось это с того, что Федя подрался с Гришей Копейкиным из-за флакончика туши.

Николай Носов

Дружок

Замечательно нам с Мишкой жилось на даче! Вот где было раздолье! Делай что хочешь, иди куда хочешь. Можешь в лес за грибами ходить или за ягодами или купаться в реке, а не хочешь купаться ─ так лови рыбу, и никто тебе слова не скажет.

Николай Носов

Замазка

Однажды стекольщик замазывал на зиму рамы, а Костя и Шурик стояли рядом и смотрели. Когда стекольщик ушел, они отковыряли от окон замазку и стали лепить из нее зверей. Только звери у них не получились.

Николай Носов

Тук-тук-тук

Мы втроём ─ я, Мишка и Костя ─ приехали в пионерлагерь на день раньше всего отряда. У нас было задание: украсить помещение к приезду ребят. Мы сами просили нашего вожатого Витю отправить нас вперёд. Нам очень хотелось поскорей в лагерь.

Николай Носов

Автомобиль

Когда мы с Мишкой были совсем маленькими, нам очень хотелось покататься на автомобиле, только это никак не удавалось. Сколько мы ни просили шофёров, никто не хотел нас катать. Однажды мы гуляли во дворе. Вдруг смотрим ─ на улице, возле наших ворот, остановился автомобиль.

Николай Носов

Огородники

Через день после того, как мы приехали в пионерлагерь, наш вожатый Витя сказал, что у нас будет свой огород. Мы собрались и стали решать, как будем обрабатывать землю и что сажать. Решили поделить землю на участки и чтобы на каждом участке бригада из двух человек работала. Сразу будет видно, кто впереди, а кто отстаёт.

Николай Носов

Саша

Саша давно просил маму подарить ему пистолет, который стреляет пистонами.

Николай Носов

Метро

Мы с мамой и Вовкой были в гостях у тети Оли в Москве. В первый же день мама и тетя ушли в магазин, а нас с Вовкой оставили дома. Дали нам старый альбом с фотографиями, чтоб мы рассматривали. Ну, мы рассматривали, рассматривали, пока нам это не надоело.

Николай Носов

Приключения Толи Клюквина

Ученик четвертого класса школы № 36 Толя Клюквин вышел из дома № 10 на Демьяновской улице и, свернув в Третий Каширский переулок, зашагал к своему приятелю Славе Огонькову, который жил на Ломоносовской улице, в доме № 14.

Каждый из небольших рассказов писателя проникнут нежностью и добротой к своим героям. Как бы они ни вели себя, что бы ни придумали, он без укора и злости рассказывает об этом. Наоборот, забота и внимание, добрый юмор и прекрасное понимание детской души освещает каждое маленькое произведение.

Писатель начал сочинять рассказы с рождением сына. Ребёнку нравилось слушать весёлые истории, которые папа сочинял на ходу, придумав или подсмотрев где-то интересный и поучающий сюжет. Позже Носов стал их записывать.

Рассказы Николая Носова печатались во многих самых известных детских изданиях. Реалистичность и естественность повествования и сегодня привлекают внимание юных читателей. «Витя Малеев в школе и дома», «Фантазёры», «Приключения Незнайки и его друзей» — эти произведения писателя запоминаются на долгие годы. Рассказы Носова отличаются простым и живым языком, яркостью и эмоциональностью. Учат внимательно относиться к своему поведению, особенно по отношению к своим одноклассникам и близким людям.

МБДОУ
«Тотемский детский сад №5 «Кораблик»

Проект

«Творчество

Николая Носова — вот
уж истинный кладезь смеха»

Авторы:

воспитатели
подготовительной к школе  группы №2 «Радуга»

Пахнина Наталья
Васильевна

Клыгина Елена
Саввична

Тотьма

2020

Вид проекта:  

По продолжительности: краткосрочный (2 недели с 18.01
по 29.01)

По составу участников: групповой

По содержанию: интегративный (комплексный)

Тип проекта
практико-ориентированный.

По доминирующему виду проектной деятельности:

Информационно —  исследовательский, творческий.

Участники проекта: дети
подготовительной  группы, родители воспитанников, воспитатели группы.

Основная образовательная область: «Развитие
речи» (Формирование представления у детей о творчестве писателя)

Гипотеза
проекта
:

В результате целенаправленной и системной работы по
расширению знаний детей о своём родном городе, осуществляется
приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, местным
достопримечательностям, воспитываются любовь и уважение, а также привязанность
к своей малой Родине. Благодаря этому осуществляется комплексный подход к
воспитанию детей в духе патриотизма.

Актуальность
проблемы
:

Николай Носов, писатель яркого юмористического таланта, считал,
что дети начинают понимать шутки очень рано, до двух лет. Вообще у книг Носова,
как правило, два адреса — ребенок и воспитатель. Воспитателю Носов помогает
понять мотивы и побуждения поступков ребенка, а значит, и найти более тонкие
способы воздействия на него. Ребенка он воспитывает смехом, а это, как
известно, лучший воспитатель, чем любое назидание.

В юмористических рассказах Носова для младших школьников и детей
дошкольного возраста смешное – не в обстоятельствах, а в характерах, комизм
которых проистекает из особенности мальчишеской натуры. Веселые книги Носова
рассказывают о серьезных вещах, и дети, воспринимая жизненный опыт героев,
узнают, как трудно, но как хорошо быть ответственным за порученное дело.

В веселых рассказах всегда таится что – то такое, что заставляет всерьез
задуматься. Задуматься над тем, как необходимо с ранних лет готовить себя к
самостоятельной жизни: учиться варить кашу, жарить пескарей на сковороде,
сажать рассаду в огороде и ремонтировать телефон, зажигать бенгальские огни и
соблюдать правила уличного движения. Это надо знать и уметь каждому. Рассказы
эти помогают избавляться от дурных свойств характера – от рассеянности,
трусости, чрезмерного любопытства, грубости и зазнайства, лени и равнодушия.

Писатель учит маленьких ребят думать не только о себе, но и о
товарищах. Вместе с героями мы испытываем душевное облегчение, огромное
удовлетворение. Писатель вообще противник того, чтобы выставлять напоказ
нравоучительную мысль своего произведения, и стремится писать так, чтобы
маленький читатель сам сделал вывод. Обладая глубоким пониманием детей,
писатель никогда не подает факт в чистом виде, без домысла, без творческого
воображения. Н.Н. Носов — удивительный детский писатель. Удивителен и
замечателен он тем, что не только дети получают заряд необыкновенной
жизнерадостности, бодрости, прилива сил, но и взрослые сразу же окунаются в
атмосферу детства, вспоминая и свои «нелегкие» детские проблемы.

«В рассказах я хотел поставить проблемы: воспитание
честности, смелости, чувства товарищества, воли, настойчивости в достижении
цели, осмеяние зависти, трусости, лживости, хвастовства, грубости».  Писал
писатель Н. Носов

Проблема:
Недостаток знаний детей о писателе, его творческой деятельности.

Во-первых, как показал
анализ практики приобщения детей к художественной литературе, в воспитании
дошкольников, знакомство с художественной литературой используется в
недостаточном объёме, а также затронут только её поверхностный пласт;

во-вторых, возникает
общественная потребность в сохранении и передачи семейного чтения;

 в-третьих,
воспитание дошкольников художественной литературой не только несёт им радость,
эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью русского
литературного языка.

Цель: развитие
эмоциональной отзывчивости через произведения Н.Носова  проживание
 и
понимание морально-нравственных основ человека в социальной среде.

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить детей с биографией и
    творчеством Н.Н.Носова.
  • активизировать речь детей через
    пересказ прочитанного произведения и составления описательных рассказов по
    сюжетным картинкам.

·       учить понимать значение фразеологических оборотов;

·       формировать умение отвечать на вопросы полным предложением;

Развивающие:

·       развивать диалогическую и монологическую речь
воспитанников; 

·       развивать мышление, память, воображение.

Воспитательные :

  • анализировать
    поведение героев рассказа и давать свою оценку;
  • обогащать социальный
    и эмоциональный опыт;
  • формировать
    представления детей о моральных ценностях на примере героев
    рассказа. 

Здоровьесберегающие

  • обеспечить условия
    для профилактики утомляемости детей через смену видов  деятельности;
  • развивать общую
    моторику и координацию движений.

Ожидаемый
результат:
 

·        
Знают и называют произведения Н.Н. Носова.

·        
Умеют: передавать свои мысли в соответствии с назначением и целью
высказывания грамматически правильно, логично, точно, выразительно;

·        
сопоставлять действия литературного героя со своими собственными,
делать выводы о своём поведении или поступках;

·        
определять образы отрицательных и положительных персонажей;

·        
 выполнять действия, соответствующие содержанию текста.

·        
Происходит социальное взросление, формируются социально-ценностные
ориентации личности.

Продукт проектной деятельности:

  • Выставка рисунков:

— выставка
рисунков по произведениям писателя;

  • Фотовыставка:

«Книги
Н.Носова – это мои друзья»

« Оформление
стенда для родителей по творчеству писателя» (раздевальная комната)

«Оформление
стенда для детей  по творчеству писателя» (групповая  комната)

Организация проекта

Шаг
первый:
 

1.      Выбор
темы проекта  и постановка проблемы.

В ходе
беседы  («Рассказы Н. Носова), рассматривая иллюстрации к его произведениям,  дети
проявили интерес к его рассказам, спрашивали «А про что этот рассказ?»

 В
процессе беседы обсуждали вопросы, на многие из которых дети  не смогли дать
ответы:

 — Кто
такой Николай Носов?

 —
Какие рассказы писателя вы знаете?


Вызывают смех или нет поступки героев?

2.     Информирование
родителей
 о начале работы по данной теме (консультация, индивидуальные
беседы)

Шаг
второй:
 планирование проекта

 Реализация
проекта включает определение вместе с детьми основных путей по достижению
намеченной цели. Эта деятельность предусматривает ответы на следующие вопросы:

— Что
будем делать?

 —
Кто это будет делать?  (Дети, родители, воспитатель)

 —
К кому и куда придется обратиться за помощью? ( К родителям, другим близким
людям, в библиотеку, домашний архив).

 —
Какие принадлежности, предметы пригодятся для реализации проекта?

 (
Карандаши, фломастеры, краски, картинки, рисунки, книги).

 Далее
вместе с детьми составляется план работы по проекту.

Шаг
третий:
 реализация проекта

 Реализация
намеченного плана проходит через все виды деятельности.

Формы
работы
 над проектом:

  • Ежедневное
    чтение произведений писателя;
  • рассматривание 
    и обсуждение тематических иллюстраций;
  • рассматривание
    и обсуждение портрета писателя;
  • организация
    развлечения по творчеству писателя;
  • оформление
    фотовыставки для детей и родителей по творчеству писателя;
  • организация
    викторины для родителей;
  • раскрашивание
    тематических рисунков  и рисование по сюжетам рассказов;

 Шаг
четвертый:
 

 Оформление
выставки рисунков:

По
рассказам Николая Носова

  • оформление фотовыставки для детей и взрослых:

«Удивительные
рассказы Николая Носова»

Работа
с родителями:


информирование по проекту в индивидуальной беседе;


предложена викторина по творчеству писателя

Мероприятия
проекта

День
недели

Мероприятия

Продукт
проекта

Взаимодействие
с родителями:

1.
Понедельник

18.01.21

Утренняя
беседа с детьми

«Писатель
Николай Носов»

выбор
темы проекта  и постановка проблемы.

Познакомить
    родителей   с проектом,  поддержать интерес родителей к
участию в нём

В течение

2-х недель

Ежедневное чтение рассказов писателя

Запланировано
знакомство детей  с 9-10 рассказами

Раскрашивание тематических рисунков по
творчеству писателя

 Рисование по сюжетам рассказов

Организация различных бесед по произведениям Н.
Носова

Рисунки для выставки

Сбор материала для
изготовления альбома «Рассказы Н. Носова в рисунках»

Пополнение уголка для чтения
книгами с рассказами писателя

Оформление фотовыставки для
детей и родителей

Рекомендации  для родителей
«Читаем рассказы Носова перед сном»

Шаг четвёртый:  заключительный

Цель: подведение итогов
данного проекта, поощрение участников проекта

Обобщение
результатов работы в игровой форме, их анализ, закрепление полученных знаний,
формулировка выводов. К опыту работы будут приобщены работы детей,
фотоматериалы и итоговое мероприятие по проведению проектной недели.

Родители и
воспитатели убедились в том, насколько актуальна тема изучения творчества
писателя. Проект заинтересовал детей и взрослых, сплотил родителей и детей
во время совместной деятельности. Все этапы проекта прошли через
разные виды деятельности, использовался развивающий, дифференцированный подход
к каждому ребёнку.

Направление деятельности

Участие детей

Участие взрослых

1.Чтение
педагогами группы рассказов Николая Носова

100%

2.Чтение родителями
группы рассказов Николая Носова

96%

3.Пополнение
уголка для чтения книгами с рассказами писателя

83%

4.Раскрашивание тематических рисунков по
творчеству писателя

92%

5. Выставка
рисунков

92%

6.
Рисование по сюжетам рассказов

70%

68%

7.Организация различных бесед
по произведениям Н. Носова

100%

8.Организация викторины по творчеству писателя

96%

9.Участие в развлечении по творчеству Николая
Носова

29.01.21

По посещаемости детей в этот день

Чтение рассказа Н. Носова «Живая
шляпа»
(закрепление)

Цель: развитие
 у детей чувства  юмора посредством чтения произведений Н.Н. Носова.

Задачи:

Образовательные:
побуждать дошкольников рассказывать о своем восприятии после чтения рассказа,
уточнить пред­ставления детей об особенностях рассказа: компо­зиции, отличии от
других литературных жанров; учить детей придумывать продолжение и окончание
рассказа.

Развивающие:
развитие слухового и зрительного внимания, развитие слухового восприятия в
процессе чтения и беседы о прочитанном произведении.

Воспитательные:
воспитывать интерес к творчеству Н.Н. Носова, приучать детей в процессе
обсуждения произведения высказывать свою точку зрения, формирование
доброжелательного отношения к друг друга, формирование интереса к занятию
вместе с другими воспитанниками.

Оборудование: книга
Н. Но­сова «Живая шляпа», портрет Н.Н. Носова

Методы, реализуемые на занятии:

Наглядные методы: рассматривание
иллюстраций книги Н.Н. Носова «Живая шляпа»

Словесные методы:
чтение произведения, беседа о прочитанном произведении

Практические методы: игра
«Узнай рассказ Н.Н. Носова по иллюстрации», рисование содержания
рассказа.

Приёмы:

Словесные приемы:
объяснение, указания, вопрос, придумывание рассказа (окончание)

Наглядные приемы:
рассматривание иллюстрации к книге Н.Н. Носова «Живая шляпа»

Игровые приемы (практические) –
игра «Узнай рассказ Н. Носова по иллюстрации», зарисовка придуманного
произведения на листе бумаги.

Организационный момент

Воспитатель:

Воспитатель: Ребята, сейчас я вам
загадаю загадку, отгадав её вы узнаете куда мы с вами отправимся  в гости

-Чтобы знаний набираться,

Чаще обращайся к ней.

Никогда не расставайся,

Станешь с ней в сто раз умней
 (книга)

Дети: книга

Воспитатель: А как называется то
место, где хранятся книги? Где находятся много книг?

Дети: Библиотека, книжная полка,
книжный шкаф.

Воспитатель: А кто пишет книги?

Дети: писатели, поэты.

Воспитатель:  Каких писателей вы
знаете? (дети перечисляют)

Воспитатель: А вы знаете, что у
каждого писателя бывает свой  рабочий кабинет, где он пишет, создаёт
книги. И я сейчас вам предлагаю  посетить рабочий кабинет писателя
Н.Н.Носова.  

Основная часть

Ребята, мы сегодня продолжим
знакомство с произведениями Н.Н. Носова. (посмотрите – портрет на слайде).

Перед нами портрет Николая Николаевича
Носова. Он является одним из самых популярных и любимых детьми авторов. Его
книги хочется читать и перечитывать.  Писателем Николай Николаевич
 стал как бы случайно: когда у него родился сын, приходилось рассказывать
ему много сказок. Сын подрастал и требовал новых и новых сказок. В центре
произведений Н. Носова – ребята-фантазёры, непоседы, неуёмные выдумщики, ваши
сверстники, которым часто достаётся за их затеи. Самые обычные жизненные
ситуации превращаются в рассказах Носова в необычайно смешные поучительные
истории, воспитывают в детях честность, чувство дружбы, отзывчивость, любовь к
труду; в них осуждаются такие постыдные качества, как зависть, ложь, грубость и
т.д.

Воспитатель: Ребята, в предлагаю
поиграть в игру, и назвать какие произведения знаете, написанные Н.Н. Носовым?

Игра называется «Узнай
рассказ Н. Носова по предмету»

-Перед вами иллюстрации на карточках,
если вы правильно назовёте какой предмет из какого рассказа Носова, на экране
появится обложка этой книги.

Штаны с заплаткой — рассказ
«Заплатка».

Две собачки- рассказ «Бобик в
гостях у Барбоса»

Кастрюля – рассказ «Мишкина каша».

Огурец – рассказ «Огурцы».

Телефон – рассказ «Телефон»

Леденец – рассказ «Леденец»

Автомобиль – рассказ «Автомобиль».

Лопата – рассказ «Огородники».  (Дети
отгадывают рассказ и кладут предмет на поднос).

Воспитатель: молодцы, хорошо знаете
произведения Н.Н. Носова.

Воспитатель: Вы уже хорошо
знаете, что такое сказка, стихотворе­ние, умеете их различать. Произведения
Н.Н. Носова — рассказы. Вспомните, чем отличается рассказ от сказки.

Дети: В рассказе говорится
о том, что случилось в жизни или могло случиться. В рассказе нет чудес и
сказочных выражений.

Воспитатель: Послушайте рассказ Н.
Носова «Живая шля­па».

Чтение рассказа. После чтения
воспитателем рассказа проводится беседа.

Воспитатель: Смешная это история или
печальная?

Дети: смешная

Воспитатель: Что вам по­казалось самым
смешным?

Дети: мальчики подумали, что шляпа
живая

Воспитатель: Почему мальчики подумали,
что шляпа живая?

Дети: мальчики увидели как шляпа
двигается

Воспитатель: Расскажите, как мальчики
испугались.

Воспитатель: Как узнали мальчики
секрет шляпы? Постарайтесь рассказать об этом интересно.

Дети составляют рассказы — 2 рассказа
выслушиваются, педагог помогает.

Рассказ называется «Живая шляпа». Как
по-дру­гому можно назвать этот рассказ?

Воспитатель: В каждом рассказе есть
как бы три части — начало, середина и конец, ина­че ничего не было бы понятно.
Вспомните, как начина­ется рассказ «Живая шляпа». Какое название можно
придумать для этой части? А что бы вы нарисовали про эту первую часть?

Воспитатель обращает внимание детей на
листы бума­ги, помогает сориентироваться на листе.

Воспитатель: Какая вторая часть
рассказа? О чем в ней говорит­ся? Какое название можно придумать для этой
части? Какой рисунок вы нарисуете во второй части листа?

Дети: выслушиваются ответы детей

Воспитатель: Чем закончилась история
про мальчиков и котен­ка? Какое название можно дать третьей части?

Воспитатель: Как бы вы нарисовали
окончание рассказа?

Заключительная часть:

Воспитатель: Молодцы! Как вы думаете,
а что могло бы произойти с ребятами, если бы под шляпой оказался не кот Васька.
Придумайте дома свою историю. А на следующем занятии мы послушаем, что у вас
получилось. Ребята, мы сегодня познакомились еще с одним произведением Н.Н.
Носова «Живая шляпа». Посмотрите, какие я приготовила раскраски с изображением
котёнка Васьки. Можно раскрашивать котенка и вспоминать рассказ, да ребята?

«Праздник
настоящих друзей»

по произведениям Н.Н.Носова
для старшего дошкольного возраста

Цель:
закрепление знаний  детей по  произведениям Н.Носова, помочь
детям осмыслить происходящие события, предоставить детям возможность ощутить и
пережить состояние радости при соприкосновении с творчеством писателя через
различные виды детской деятельности.

Задачи:
 

Развивать
связную и выразительную речь, артистичность, воображение,

творчество
детей, учить подбирать рифму, воспитывать доброжелательные отношения в детском
коллективе.

Ход развлечения:

(Звучит
музыка «В траве сидел кузнечик…)

Ведущий:
Здравствуйте, ребятишки,

                 
Девчонки и мальчишки!

                 
Здравствуйте и зрители,

             
    Дорогие родители.

-Сегодня
мы приглашаем вас в страну, где живут герои произведений писателя Н.Н.Носова.

-Знаете
такого писателя? А какие его произведения вы помните?

-Кто
такой писатель?

-Почему
человек вдруг решает стать писателем?

-Вот
как на этот вопрос отвечает сам Н.Носов

«…Детским
писателем я стал потому, что, когда я вырос, мне вообще захотелось стать
писателем. А стать писателем мне захотелось потому, что у меня была интересная
жизнь, и у меня было о чем рассказать людям».

Ведущий:

 Веселые
рассказы Н.Н.Носова сразу стали популярны.

Их
очень полюбили дети и взрослые. Почему?

Да
потому, что и для самых маленьких рассказов, и для самых «больших» повестей
Носов не выдумывал героев, а находил их (причем везде – по соседству, в гостях,
просто на улице) и слушал, и рассказывал своим читателям их истории о жизни, о
друзьях, о самих себе.

Однажды
мама купила мне маленькую книжечку с красивыми и яркими картинками.

Название
этой книжки «Живая шляпа». На картинках были изображены мальчики, а так же
кошка и шляпа. В садике наша воспитательница прочитала нам еще несколько
интересных рассказов. Из них были рассказы про Незнайку, как он полетел на
Луну, про чайник с пузырьками, про телефон и многое другое. Из всех персонажей,
больше всего мне понравился очень озорной мальчишка по имени Незнайка. Он такой
необычный, неловкий, в общем то он очень смешной. Мне нравятся Ваши рассказы и
сказки, о них я буду рассказывать своему младшему братику Саше».

Ведущий:
А сейчас давайте посмотрим сценки из произведений Н.Носова, и попробуем
отгадать их героев.

ИНСЦЕНИРОВКА

«Живая шляпа»

Ведущий:

-Узнали
этих героев?

-Как
называется рассказ?

-Что
было дальше?


это герои из какого рассказа?

«Огурцы»

-Чему
учит нас это произведение?

-произведения
Н.Носова, не только интересные и смешные, но еще и поучительные. Они заставляют
нас задуматься над поступками героев, и сделать для себя правильные выводы.

Давайте 
вспомним, из какого произведения следующие герои?

 «Фантазеры»

-Что
было дальше?

-Да,
там двое мальчишек выдумывали всякие невероятные и смешные истории, а когда
третий мальчик, их знакомый, рассказал, что он тоже умеет выдумывать: съел
варенье, а свалил все на сестру, -они рассердились и не стали с ним дружить.
Помните, как он обманул маму?

 
Сестренка спала, а он ей губы вареньем намазал. Мама сестренку наказала, а ему
еще варенье дала. Это уже не выдумка, а обман. Правда? Очень нехорошо так
поступать. Мальчики-фантазеры потом эту сестренку утешили и мороженым угостили.

-Отличников
среди персонажей носовских произведений почти нет. Ребята, о которых пишет
Н.Носов, — это самые обыкновенные школьники: шумные, веселые, любознательные,
деятельные, в чем-то похожие на самого Николая Николаевича в детстве.

Ведущий:

 Н.Носов
писал не только рассказы, но и веселые стихи. Например, он сочинил песенку про
кузнечика. Знаете ее? Тогда, давайте споем.

(Дети встают в два круга, звучит
фонограмма)

-А,
вы помните из какой сказки эта песня?

Про
этого героя писатель сочинил    целых три книги. «Приключения
Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне».
Больше всего на свете Незнайка любил яркие краски, целыми днями слоняться по
городу и сочинять всякие небылицы.

(Звучит музыка, появляется Незнайка)

Кто сказал такую бяку:

«Не читал Незнайка книг!»

Это враки, просто враки-

Заявляю напрямик!

Я читаю без запинки

Десять тысяч книжек в год:

От картинки до картинки

А потом наоборот

Вот!

Незнайка:
Привет, ребята!

Как
здорово, что я вас встретил. Мне как раз нужны натурщики для моих будущих
шедевров. Я буду вас рисовать!

Ведущий:
Незнайка, а ты умеешь это делать?

Незнайка:
Конечно! Я вот хоть сейчас нарисую вот эту девочку (мальчика).

(Рисует
портрет)

Ведущий:
Кто это? Ребята, похоже?

Незнайка:
Ну, не хотите, чтобы я вас рисовал, тогда сами попробуйте.

Ведущий:
А мы с ребятами сейчас тебя нарисуем.

Незнайка:
Рисуйте, только красиво.

Игра
«Нарисуй Незнайку».

(Две
команды детей по очереди рисуют детали портрета)

Незнайка:
Совсем и не похоже. Все я больше так не играю. Я лучше стихи буду сочинять.

Ведущий:
И ты умеешь? Знаешь что такое рифма?

Незнайка:
Конечно! Это когда два слова оканчиваются одинаково.

Ведущий:
Тогда придумай рифму к слову ПАЛКА.

Незнайка:
Селедка.

Ведущий:
Какая же это рифма?

Незнайка:
Почему нет? Они ведь оканчиваются одинаково.

Ведущий:
Этого мало, надо, чтобы слова были похожи, так чтобы получалось складно.
Ребята, помогите Незнайке. Придумайте рифму к слову ПАЛКА, ПЕЧКА, КНИЖКА,
КОШКА.

Незнайка:
Понял, понял!

Ведущий:
Ну, мы сейчас это проверим.

В рифму
дай, дружок, ответ

Словом
«ДА» иль словом «НЕТ».

Но,
смотри, не торопись,

На
крючок не попадись!

Пишет
музыку поэт? (НЕТ)

С
рукавами есть жилет? (Нет)

Первоклашкам
десять лет? (Нет)

Волк
живет на дне пруда? (не Да, а Нет)

Борщ
– полезная еда? (Да)

На Луне
есть города? (не Да, а Нет)

«Двойка»
— Это не беда? (не Да, а Нет)

В
небе мчатся поезда? (не Да, а Нет)

Есть
у женщин борода? (не Да, а Нет)

После
пятницы среда? (не Да, а Нет)

Польза
всем от сигарет? (Нет)

Пишет
повар вам портрет? (Нет)

После
завтрака – обед? (не Нет, а Да)

Есть
колеса у ракет? (Нет)

Ест
бензин велосипед? (Нет)

Нужно
мясо для котлет? (не Нет, а Да)

Кинешь
камнем кошке вслед? (Нет)

Нужен
вечером нам свет? (не Нет, а Да)

В
море айсберг изо льда? (Да)

Вы
веселые всегда? (Да)

Ведущий:
Ну, что, Незнайка, легко быть поэтом?

Незнайка:
Нет!

Ведущий:
Это только кажется, что все так легко. На самом деле любому ремеслу надо
учиться.

Незнайка:
Я все понял. Я теперь вместе с детьми буду готовиться к школе, а первого
сентября пойду учиться.

Ведущий:
Вот и хорошо. А мы с ребятами будем тебе помогать.

А
сейчас нам пора прощаться.

 
Сегодня всех нас вместе собрал замечательный писатель Н.Носов. Мы прочитали
много его рассказов, думаю, в дальнейшем вы уже сами с удовольствием будете
читать произведения этого автора.


Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

9 Декабря 2021

В библиотеках 8 декабря проходят громкие чтения «Читаем книги Николая Мишутина»  в рамках программы «Дефиле национальной детской книги»

Центральная библиотека им. Ю. Гагарина провела громкие чтения  для учеников 1 «В» класса школы № 8 (16 человек). И это не случайно: в этом году отмечается 100 лет со дня рождения «доброго сказочника», члена Союза писателей СССР, уроженца Чувашии Николая Степановича Мишутина. Знакомство с творчеством писателя прошло в форме расследования сказочного происшествия. Дело о том, «Как петух сапоги искал» вызвало у ребят неподдельный интерес. Ещё бы, как настоящим детективам им предстояло по свидетельским показаниям определить фигурантов дела (персонажей), сравнить их отпечатки, поломать голову над шифровкой, выяснить обстоятельства пропажи и, главное, помочь с её обнаружением. Громкие чтения позволили открыть детям увлекательного и очень близкого по настроению и доброжелательности автора – Николая Мишутина.

Для учащихся 4 «В» класса школы №8(24 человека), сотрудники центральной библиотеки  провели громкие чтения по книге  «Ёжик и ёршик». Из рассказа ведущей школьники узнали о талантливом чувашском писателе Н. С. Мишутине. Затем ребята с интересом прослушали поучительную сказку «Как мужик лошадь нашел», вместе обсудили поступки героев. После прочтения ребята с удовольствием ответили на вопросы викторины по сюжету сказки и выполнили интеллектуальное задание.

Для учащихся 3 «А» класса школы № 12 (27 человек) сотрудник информационно-библиографического отдела центральной библиотеки провела урок-беседу «Человек щедрой души». На мероприятии дети познакомились с жизнью и творчеством чувашского писателя Николая Мишутина. Прочитали сказку «Про лягушку хохотушку», где автор знакомит юных читателей с самой, что ни на есть обыкновенной лягушкой. Но вот история с ней произошла совершенно необыкновенная! Обсудили смысл сказки, её мораль, поведение героев. Вспомнили сказки и рассказы, где героями являются лягушки. Затем сыграли в игру «Восстанови порядок», расставив события, происходившие в сказке по порядку. В завершение встречи библиотекарь познакомила ребят с другими произведениями Николая Мишутина.

Для учащихся 2 «Б» класса гимназии №6 (23 чел.) прошел литературный час «Мир Мишутина прекрасен, полон сказок и чудес». Библиотекарь познакомила ребят с биографией писателя. Перед чтением рассказов Николая Степановича, для того чтобы лучше понять увлечения и интересы героев книг библиотекарь продемонстрировала и объяснила принцип работы предметов того времени: дискового телефона, механического будильника, радиоприемника. Затем ребята прослушали рассказы «Праздничные пельмени» и «Гусак Яшка». Завершилось мероприятие решением кроссворда и викторины по данным произведениям.

Для воспитанников подготовительной группы «Красная шапочка» детского сада № 18 проведена мастерская чтения «Добрый мир зверей и птиц» (15 человек). Библиотекарь прочитала ребятам рассказы Н. Мишутина «Как солнышко будили», «Зайка-художник» и «Почему у синичек галстуки» с остановками для игры по содержанию. Например, юные читатели отгадывали чувашские народные загадки, повторяли за библиотекарем звуки домашних животных и птиц, вспоминали, какие пернатые друзья остаются зимовать в нашем краю. С удовольствием поиграли в игру на внимание «Скажи, кого нет?» и в подвижную чувашскую народную игру «Солнце и луна». В конце мероприятия маленькие читатели создали картинку в технике аппликация с изображением героя сказки Николая Мишутина — Снегиря.

Библиотека им. Н. Полоруссова-Шелеби провела в 1 «Г» классе школы № 3 и во 2 «В», 2 «Б» классах школы № 2 чтение вслух сказок Н. Мишутина «Добрый друг детства». Ребята под видеоролик «Паровозик из Ромашково» отправились в страну Доброты, по пути делая остановки: «Биография писателя», «Книги писателя», «Сказочная», «Творческий уголок». Слайд-презентация «Писатель — сказочник. Будем знакомы: Николай Мишутин», рассказавшая о трудном и бедном детстве писателя и о его книгах, сопровождала все станции. Далее ребята прочитали с остановками сказки «Про мальчика и пчелок» и «Про лягушку-хохотушку» и обсудили их. Дед Мороз из сказки «Девочка Маша и шоколадное королевство» угостил всех конфетами, на которых были написаны сказки из самого известного сборника Николая Мишутина «Чапаевская сабля». Ребята сделали вывод: надо быть честными, добрыми, не смеяться над затруднительным положением близких, а стараться помочь. В завершении мероприятия на остановке «Творческий уголок» школьники, раскрасили Лягушку-хохотушку и Пчелку. На мероприятии присутствовали 60 человек.

В библиотеке семейного чтения им. С. Маршака  в мероприятиях приняли участие 152 человека. Ребят старшей и подготовительной групп детского сада №27 познакомили с биографией писателя и прочитали сказки «Ёжик и ёршик» и «Почему на ёлочке острые иголочки». Рассуждали о добрых делах, мечтали хоть чуточку быть похожими на героев сказок, собирали пирамиду добрых дел, отвечали на вопросы викторины. Ну и, конечно же, выполнили творческую работу.
Юные любители сказок из детского сада №4 и №5 окунулись в мир добрых книжек Николая Мишутина. Для них провели мастерскую чтения по сказке «Почему рыбы стали нарядными». Но сначала ребята захотели узнать об этом писателе: где жил, как учился, чем увлекался, как геройски воевал и сколько книжек написал? На многие детские вопросы: зачем, почему, как есть ответы в сказках и рассказах Николая Мишутина. По ходу чтения ребята узнавали рыбок, живущих в море и реке, отгадывали загадки, играли в словарные игры. Помогли рыбкам собраться в стайки, украсили их разноцветными прищепками, нарядили рыбок в яркие одежки. У каждого на память о сегодняшней встрече осталась объемная аппликация, сделанная самими ребятами по сказке доброго сказочника.
Для учеников 2 «А» и 3 «В» класса школы № 5  были предложены сказки «Почему у синичек галстуки» и «Почему рыбы стали нарядными» из книги «Ёршик и ёжик». С помощью слайд презентации ребята узнали, зачем нужна маскировка в животном мире и как она помогает. Отвечали на вопросы по прочитанной книге, отгадывали загадки, отвечали на вопросы викторины. А самое главное познакомились с еще одним чувашским писателем с «добрым сказочником», который так любил свою малую родину и людей, живущих в родном краю.

Сотрудники библиотеки им. П. Хузангая познакомили ребят 1 «А», 1 «Б», 1 «В», 2 «А», 2 «Б», 2 «В» классов школы №11 с творчеством детского писателя, участника Великой Отечественной войны, награждённого двумя орденами Красной звезды, члена Союза писателей СССР Николая Степановича Мишутина.
Человек щедрой души — именно таким был Николай Степанович, который всю свою щедрость души через свое писательское слово отдавал детям. Он подарил ребятишкам добрые сказки, рассказы о войне, о подростках послевоенного Поречья. Рассказы, написанные простым, интересным языком захватывают детей, увлекая за собой в мир приключений и сказочных сюжетов.
Школьники узнали, где и в какой семье родился будущий писатель, где он учился и чем увлекался в юные годы. Они с большим интересом слушали поучительные сказки «Почему у синичек галстуки» и «Про грибы». Ребята не только слушали, но и бурно обсуждали главных героев произведений и их поступки, активно отвечали на вопросы, посмотрели диафильм, снятый по его сказке «Почему рыбы стали нарядными». Радует, что Мишутинские истории нашли живой отклик у современных ребятишек. (139 человек)

Для учащихся 2 «Б» класса в МБОУ «Лицей № 18» (29 человек) библиотекарем библиотеки семейного чтения им. В. Давыдова-Анатри были проведены громкие чтения «Добрый сказочник Николай Мишутин». . Учащиеся узнали много нового о жизни и творчестве Николая Степановича, ведь будущий литератор даже успел повоевать на разных фронтах Великой Отечественной войны, прежде чем стал писать книги для детей. Ребята прочитали несколько рассказов и сказок из книги Николая Мишутина «Ёжик и ёршик» и прокомментировали их. Громкие чтения дополнила слайд-презентация «Островок доброты». По окончании мероприятия школьники сделали вывод: добрые сказки и рассказы ненавязчиво и интересно учат любить свой край, беречь природу, правильно общаться со всеми вокруг.

Сотрудники библиотеки им. Н. Носова провели громкие чтения  для дошкольников детских садов №48, 49, 50. В мероприятии приняли участие 151 человек.
Для дошкольников детского сада № 49 была прочитана сказка «Храбрый воробей». Прослушав чтение, ребята обсудили поведение главного героя, выделили его черты характера, сыграли в игры «Скромные звери» и «Воробушки-шалунишки».
Дошкольникам детского сада № 50 была прочитана сказка «Как солнышко будили». Дети узнали, почему у снегиря красная грудка, посмотрели тематический видеоролик, выполнили творческое задание.
Дошкольники детского сада №48 познакомились со сказкой «Почему рыбы стали нарядными», показали отличные знания образа жизни рыб, собрали пазлы, сыграли в игры «Выбери рыбку», «Щука и караси», преобразили невзрачных рыбок в технике пластилинография.

Сотрудники библиотеки семейного чтения им. А. Николаева познакомили с произведениями Николая Мишутина воспитанников детских садов №1, 40, 44.
Ребята из подготовительной группы «Ромашка» детского сада №44 (19 человек) приняли участие в громких чтениях «Добрый друг детства» по книге Николая Мишутина «Ёжик и ёршик». В книгу включены сказки и рассказы, раскрывающие красоту родного края, призывающие юных читателей к доброте, трепетному отношению к природе. А приключения зверей и птиц, рыб и насекомых никого не оставят равнодушными. В начале мероприятия сотрудник библиотеки познакомила детей с писателем и его творчеством, а затем ребята услышали сказку «Хороший дом». В ходе чтения делали остановки и обсуждали с ребятами персонажей сказки и их поступки. Поиграв в подвижные игры и выполнив творческие задания, ребята своими руками украсили кормушку для птиц.
Воспитанники детского сада 44 старших групп «Пчёлка» и «Радость» (49 человек) познакомились с произведением «Почему рыбы стали нарядными» в ходе громких чтений «В подводном царстве». Дошкольники послушали сказку, узнали зачем рыбам нужна разнообразная окраска, разгадывали загадки. В заключение дети смастерили подвижную рыбу из цветной бумаги.
Литературное чтение «Как солнышко будили» прошло для воспитанников подготовительной группы «Светлячок» детского сада №44 (17 детей). Юные слушатели встретились с «живым фонариком» — снегирем. Для того чтобы узнать почему у снегиря грудка красная, прочитали сказку Николая Мишутина «Как солнышко будили». В познавательной беседе «Изучаем снегирей» узнали, где живёт снегирь, чем питается, как человек может помочь снегирям в холодную зиму. Познакомились с познавательной литературой о птицах. Встреча завершилась мастер-классом в технике аппликация «Сел на ветку снегирёк».
Воспитанников старшей группы «Красная шапочка» и подготовительной группы «Пукане» детского сада №1 (всего 28 детей) приняли участие в мастерской чтения «Кто с лесом лесом дружит, тот не тужит» по рассказу Михаила Мишутина «Солнышкина больница». Ребята узнали о детстве писателя, его участии в Великой Отечественной войне, ранении, творческом пути. Дети послушали рассказ «Солнышкина больница» и обсудили, почему лес лечит, как люди могут его беречь, почему это важно. Завершилось мероприятие мастер-классом по изготовлению солнышка в технике оригами.
Громкие чтения «Все дело в шляпе» провели для воспитанников группы «Родники» детского сада №40 и группы «Капельки» детского сада №44 (всего 33 ребенка). Дети познакомились с творчеством писателя и прослушали сказку Николая Мишутина «Про грибы». После прочтения обсудили и вспомнили какие есть грибы, из чего они состоят. Игра «Четвертый лишний» помогла ребятам пересказать прослушанную сказку. В завершение мероприятия дошкольники с помощью клея, ножниц и приготовленных шаблонов «сшили» грибные шапки.

Сотрудниками детско-юношеской библиотеки 8 декабря для учащихся 1 «Б» класса средней школы №4 (31 человек) были проведены громкие чтения «Добрый сказочник Николай Мишутин» по книгам писателя. Ребята узнали о детстве маленького Николая, о том, как артиллерийский офицер, прошедший фронтовой путь, превратился в детского писателя. Первоклассники послушали и обсудили сказку «Про дразнилку, кривляку и забияку». Нашли ответ на вопрос «Почему рыбы стали нарядными?» и всем классом смастерили озорных рыбок.
Для учащихся 1 «Г» класса школы №4 (30 человек) были проведены громкие чтения рассказа Николая Мишутина «Мальчик и пчелы». В ходе встречи первоклассники познакомились с биографией выдающегося земляка и послушали предложенный рассказ. Далее ребята совместно с библиотекарем изготовили пчёлок и заселили ими улей, выполненный в чувашском стиле.
Для учащихся 2 «Б» класса школы №4 (27 человек) были проведены громкие чтения «Крылатая книга» по одноименному рассказу Николая Степановича Мишутина. Ребята узнали, что писатель прошел Великую Отечественную и после войны подарил ребятишкам добрые сказки, рассказы о войне. После прочтения рассказа «Крылатая книга», дети осудили озорника-мальчика, который взяв в библиотеке книгу, испортил ее, «оторвав ей крылья». Послушав старого библиотекаря, мальчик аккуратно стал переписывать одну страницу за другой и в процессе этого узнал   о подвиге советского летчика-истребителя Алексея Петровича Маресьева, который был сбит и оказался в тылу фашистских войск. Летчику пришлось пройти много испытаний:, учиться ходить на искусственных ногах-протезах, бороться за жизнь, за право называться военным летчиком. В завершении громких чтений школьники разукрасили крылатые самолеты.

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

У большинства детей первое знакомство с книгами происходит в возрасте до одного года. Потом на смену ярким книжкам-картонкам приходят маленькие сборники детских стихов (от потешек до «Айболита» с «Мойдодыром») и небольшие сказки. А к четырем-пяти годам столь любимые ранее книги часто вытесняет телевизор или планшет и заинтересовать ребенка напечатанной, а не анимированной историей становится сложно. 

Редакция TEA.ru TRENDS сделала подборку из разных книжных сюжетов, которые точно понравятся детям от 4 до 6 лет и их родителям.

01.jpg

Старые добрые сказки

Классические сказки будут интересны детям всегда. Небольшой объем, привычные, запоминающиеся типажи героев и понятная, простая мораль делают их фаворитами среди детской литературы. 

Начинать знакомство со сказками лучше всего с русских народных. Детям старше трех лет понравится динамичный сюжет «Сивки-Бурки», «Василисы Премудрой» и других.

Не стоит забывать и про зарубежные сказки в пересказе Шарля Перро и братьев Гримм. После прочтения каждой законченной истории можно обсудить ее вместе с ребенком, расспросить, что ему понравилось, а что нет, и только потом приступать к следующей.

После освоения фольклорного жанра можно переходить к авторским сказкам. Обязательны к прочтению в дошкольном возрасте:

  • Сказки А. С. Пушкина, «Конек-Горбунок» П. П. Ершова. Стихотворная форма подготавливает к самостоятельному чтению, формирует развитие языка, память и мышление. В стихах детям легче уловить и запомнить сложный сюжет. Троекратная система повторений (три раза старик закинул невод, царь искупался в трех разных котлах) упрощает восприятие сказки, дает радость «узнавания» сюжетных поворотов: дети с нетерпением ждут, что же будет дальше, в заветный третий раз.
  • Сказки Г. Х. Андерсена. Его герои всегда светлые, целеустремленные и сильные духом. Многие сказки имеют грустную тональность, что знакомит ребенка с другими сторонами жизни – печалью, потерей. Детям средней ясельной группы можно почитать «Гадкого утенка», «Снежную королеву», «Дюймовочку», «Диких лебедей», «Огниво».

02.jpg

Истории про говорящих животных

Самые популярные персонажи не только книг, но и мультфильмов – очеловеченные животные. Они разговаривают, носят одежду и живут вполне человеческой жизнью. Через эти сказки можно раскрыть и донести понятным для ребенка языком многие проблемы «взрослого» мира, показать разные ситуации и нормы поведения. Именно с таких книг чаще начинается знакомство детей с большой книжной формой.

К этой категории можно отнести и большинство русских народных сказок, и «Сказки дядюшки Римуса» про Братца Лиса и Братца Кролика. А также:

  • «Ветер в ивах» – повесть Кеннета Грэма о приключениях четырех друзей (дядюшки Рэта, Барсука, Крота и мистера Жаба). Взрослых очарует поэтичность описания природы и тяги к странствиям. Дети же оценят приключения сумасбродного мистера Жаба, научатся ценить дружбу и родной дом.
  • «Винни-Пух и все, все, все» – цикл сказочных повестей, написанных Аланом Милном и переведенных на русский язык Борисом Заходером. В оригинальной истории знакомые нам с детства персонажи (Винни-Пух, Пятачок и другие) – плюшевые игрушки сына Милна, Кристофера Робина. Действие в историях разворачивается одновременно и в детской комнате, и в рассказах автора сыну, и в настоящем лесу. Книга насыщена стихами, забавными и трогательными ситуациями и понравится не только детям, но и взрослым, уже забывшим, каково это – быть детьми.

03.jpg

Книги с рисунками автора

Отдельное удовольствие – авторские иллюстрации писателя, отразившего в них весь характер своих героев. Популярные детские книги с авторскими рисунками:

  • Цикл о муми-троллях Туве Янссон. Приключения Муми-тролля и его друзей не только захватывают воображение маленького и большого читателя, но и учат доброте, честности, принятию чужого решения, ценности дружбы. Янссон нарисовала всех персонажей, и рассматривать забавные картинки так же увлекательно, как и читать сами истории.
  • Цикл про Петсона и Финдуса. Кроме старика Петсона и шаловливого котенка Финдуса, писатель Свен Нурдквист изобразил целый микромир с диковинными существами, ведущими бурную деятельность. При каждом просмотре этих картинок можно найти новую, интересную деталь.

04.jpg

Книги, по которым были созданы популярные мультфильмы

Детям захочется познакомиться с историями, на основе которых созданы их любимые мультфильмы. Вам стоит вспомнить про такие книги, как:

  • «Трое из Простоквашино», «Крокодил Гена и Чебурашка» Эдуарда Успенского.;
  • «Котенок по имени Гав» Григория Остера;
  • «Умная собачка Соня» Андрея Усачева.

Любителям современной анимации тоже не придется скучать: есть множество книг и даже целых серий, в которых популярные мультфильмы («Щенячий патруль», «Три кота», «Холодное сердце» и другие) превращены в новеллы. 

05.jpg

Книги про животных

  • «Книга джунглей» Редьярда Киплинга.
  • «Приключения пчелки Майи» Вальдемара Бонзельса.

Животные (и насекомые) в таких книгах хоть и говорят человеческим голосом, но все равно остаются животными. Мир людей может как упоминаться в них косвенно (например, в «Пчелке Майе»), так и быть основной локацией (отважного мангуста Рикки-Тикки-Тави спасла английская семья, и дальше все действие истории происходит в человеческом доме).

Кроме стандартной морали, такие книги полезны и тем, что знакомят детей с животным миром и его законами, расширяя кругозор.

06.jpg

Детские книги про детей

Чем старше становится ребенок, тем больше его интересы связаны со сверстниками. Книги про детей могут быть смешными, поучительными, реалистичными, фантастическими, а могут сочетать в себе все эти качества. Например, «Денискины рассказы» Виктора Драгунского – цикл смешных рассказов о мальчике Дениске и его друзьях. Необязательно читать целиком – истории про школу можно пока отложить.

  • «Эмиль из Лённеберги», «Пеппи Длинныйчулок» Астрид Линдгрен. Цикл историй про сорванца Эмиля Свенсона развеселит и взрослых, и детей. А повесть про Пеппи – веселая, хулиганская фантасмагория, ода детству и оптимизму.
  • «Приключения Незнайки» Николая Носова. Несмотря на то что малыши из цикла историй про Незнайку не дети, а сказочные человечки со вполне себе взрослой жизнью, их характеры каждый ребенок вполне может спроецировать на себя. Детям 4–5 лет понравятся истории про жителей Цветочного города, а вот более серьезные произведения вроде «Незнайки на Луне» лучше отложить до школьных времен.

07.jpg

Книги про путешествия

Путешествия могут быть как по волшебной стране, так и в пределах ограниченной территории. Важно, сколько разных персонажей встретит главный герой на своем пути и как изменит его сам путь.

  • «Золотой ключик, или Приключения Буратино» Алексея Толстого. Чем не путешествие – закольцованный путь Буратино от каморки Папы Карло до своего возвращения обратно в конце истории?
  • «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» Сельмы Лагерлёф. За эту историю она получила Нобелевскую премию по литературе. Странствия мальчика Нильса – это не только путешествие по Швеции, но и долгий путь от гордыни к состраданию и доброте.
  • «Алиса в Стране Чудес» Льюиса Кэрролла – самое удивительное и абсурдное путешествие через кроличью нору и одна из самых обсуждаемых книг по сей день.

08.jpg

Волшебный персонаж в мире людей

Истории с небольшим сказочным допущением развивают фантазию даже больше, чем масштабные фантастические миры. Ребенку легко представить описанный в книге быт простых людей, тем интереснее будет появление в ней волшебного, необычного персонажа. Например:

  • «Малыш и Карлсон» Астрид Линдгрен – всеми любимая история;
  • «Медвежонок Паддингтон» Майкла Бонда – забавная и трогательная сказка про семью Браун, приютившую маленького медвежонка в красной шляпе.

09.jpg

Длинные истории с продолжением

Большую увлекательную повесть можно растянуть на много вечеров. Это поможет ребенку научиться фокусироваться на длинных сюжетах, развить внимание, память и фантазию. Гадать, что же будет дальше, интереснее вместе, а также обсуждать поступки героев и давать им оценку.

Детям дошкольного возраста могут понравиться:

  • «Волшебник Изумрудного города», «Урфин Джюс и его деревянные солдаты» Александра Волкова. Если первая история – пересказ «Волшебника страны Оз» Фрэнка Баума, то ее продолжение – полностью самостоятельные произведения. Серию можно растянуть на несколько лет: сюжеты каждой последующей книги усложняются, словно подстраиваясь под растущего ребенка.
  • «Лев, колдунья и платяной шкаф» Клайва Льюиса. Первая книга из цикла «Хроники Нарнии». Название волшебной страны давно стало нарицательным, а невероятная и трогательная история захватит и детей, и взрослых на многие вечера.

Надеемся, что в этой статье вы нашли книгу, которую будете читать своему малышу уже завтра вечером.

Осталось заказать ее с бесплатной доставкой на TEA.ru >>

  • Рассказы носова леденец слушать
  • Рассказы носова огурцы читать
  • Рассказы нерадивого рыбака и охотника
  • Рассказы незнайка и его друзья читать
  • Рассказы на хэллоуин для детей на английском