Рассказы начальной русской летописи читать про олега

21 декабря 2021 г. 13:4320 декабря 2021 года в зачатьевском ставропигиальном женском монастыре москвы состоялся круглый стол монашеские добродетели как

21 декабря 2021 г. 13:43

20 декабря 2021 года в Зачатьевском ставропигиальном женском монастыре Москвы состоялся круглый стол «Монашеские добродетели как средоточие монашеского подвига». Мероприятие было организовано Синодальным отделом по монастырям и монашеству по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в рамках подготовки собрания игуменов и игумений монастырей Русской Православной Церкви.

Участниками круглого стола стали наместники, игумены и игумении ставропигиальных монастырей и обителей Московской митрополии. Встреча проходила дистанционно на платформе Zoom. Круглый стол возглавил митрополит Воскресенский Дионисий, управляющий делами Московской Патриархии, наместник Новоспасского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы. В президиуме вместе с владыкой Дионисием на конференции присутствовали председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству, наместник Донского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы митрополит Каширский Феогност и член коллегии Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятельница Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря г. Москвы игумения Викторина (Перминова).

Митрополит Дионисий передал участникам круглого стола благословение и пожелание Божией помощи в работе от Святейшего Патриарха Кирилла. Управляющий делами Московской Патриархии также отметил, что обстоятельства, препятствующие личному общению, иногда открывают новые возможности, позволяют лучше увидеть, насколько глубока вера и крепко упование.

С приветственным словом к участникам круглого стола обратился Патриарший наместник Московской митрополии митрополит Крутицкий и Коломенский Павел.

По мнению митрополита Павла, понятия «монах» и «добродетель» являются синонимами, поскольку монашеский путь — это путь совершенства, которое происходит через доброделание. И первое дело, которое начинает творить монах, — это воплощение намерения следовать за Христом, оставив все, что ранее окружало его. Устремляясь к совершенству, образцом для подражания монах выбирает Христа и Его святость.

Секулярный мир традиционно обвиняет монаха в бездействии, не подозревая о том, что жизнь монаха имеет сакраментальную сторону: труд инока по очищению сердца сложен и кропотлив. Сокрытый от мира, этот труд вменяется монашеству в сугубую обязанность. Осознание несовершенства своего естества рождает покаянное чувство и желание обращаться за помощью. Покаянный опыт, опыт богообщения неизвестен миру, и потому монашество осуждается им. Следовать за Христом в любую эпоху было непросто, но в каждом поколении есть праведники, ради которых и стоит мир. И мир этот меняется, но человек с его пороками и добродетелями остается прежним. Среди особенностей нынешнего столетия, осложняющих существование монашества, митрополит Павел выделил технический прогресс и необходимость современных иноков подвизаться в условиях городских монастырей. Однако внешние условия ни в какое время не могут быть оправданием для личной расслабленности человека, отметил владыка Павел. Приобретение добродетелей, стяжание мирного духа — это всегда подвиг.

Среди внешних проявлений духовного благополучия монастырей Патриарший наместник Московской митрополии отметил гостеприимство обителей. В настоящее время в городских монастырях нет возможности предаваться безмолвию, однако есть возможность возродить традицию гостеприимства, утраченную в трудный период возрождения духовной жизни на постсоветском пространстве. Посещая обители, паломники надеются увидеть в монастырях если не ангелов, то по крайней мере святых людей, однако отсутствие элементарных бытовых условий, хмурые лица насельников могут оставить о монашествующих противоположное впечатление. Завершая свое выступление, владыка Павел выразил надежду, что круглый стол поможет игуменам и игумениям исправить то, что необходимо исправить в монастырских обителях, улучшить состояние монастырей, помочь им стать духовными школами воинов, упражняющихся в добродетелях.

По окончании слова владыки Павла митрополит Каширский Феогност отметил, что добродетель является истинным корнем подвига. Каждое время дает свои особые переживания того, что по сути вечно и неизменно. Владыка Феогност призвал участников монашеской встречи честно и бескомпромиссно делиться своими переживаниями и возникающими вопросами.

Митрополит Воскресенский Дионисий особо выделил в слове владыки Павла мысль о том, что стяжание мирного духа — всегда подвиг. Людям кажется, что современные обстоятельства исключают саму возможность сохранения мирного духа, однако владыка Дионисий напомнил, что обстоятельства времени преподобного Сергия были много тяжелей, однако он оставил братии именно завет о хранении мира в сердце, которому представители монашества должны следовать и в настоящее время.

В докладе «О сути монашеского подвига» наместник Екатерининского ставропигиального мужского монастыря епископ Видновский Тихон отметил, что монашество как сакральное явление в Церкви Христовой зародилось не по общественным или политическим причинам, а для достижения духовных целей и неотмирных задач, и является «спасительным и духоносным для бытия русского народа от древности и до сего дня». Суть же монашеского подвига — это усвоение монахом навыков приобретения добродетелей, ибо мы… созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять (Еф. 2:10). Перечислив названные апостолом Павлом добродетели (см. Гал. 5:22-25), епископ Тихон заострил внимание на том, что их стяжание невозможно без терпения и труда. В терпении — сила монашества, оно помогает каждому иноку не унывать в восхождении к благодати Божией, а труд испепеляет многие греховные помыслы. Венцом же добродетелей является любовь: возглас «возлюбим друг друга» — начальное действие Литургии верных.

Однако исполнение заповеди о любви было бы невозможно, если бы любовь не была еще и даром, который люди — паче всех монашествующие — обязаны приумножить. Христианство — религия любви, и обожение человека есть не что иное, как жертвенное служение Богу, предмету своей любви.

Владыка Тихон также предложил вниманию монашествующих духовные размышления и некоторые практические советы, касающиеся приобретения навыков добродетелей, — радости (радуйтесь и паки реку радуйтесь (Флп. 4:4)), мира душевного, благости, кротости, воздержания, а также рассказал о значении духовного руководства на этом пути. «Долг игумена помочь новоначальному быть благостным. Милосердие доступно всем, это самое простое из того, в чем мы можем быть подобными Богу. Этот добрый навык должен развивать каждый приходящий в монастырь. Вместе с тем, когда мы говорим о милосердии, важно помнить, что слово «милость» означает не просто поступок, а особое душевное расположение — сопереживание, сострадание, сердечное желание помочь нуждающемуся. При подлинном милосердии человек отдает свое другому и радуется. Не это ли пример истинного монашеского братства и сестричества?» — подытожил епископ Тихон, заметив, что связующим звеном в приобретении всех добродетелей является кротость, которая тоже появляется не сразу. О последней добродетели, упомянутой апостолом Павлом, — воздержании — владыка Тихон сказал, что без нее вообще нет монашества. Духом воздержания должна быть пропитана вся жизнь монаха, благо что сам уклад монастыря благоприятствует этому, а игумен должен первым подавать пример братии в ее стяжании.

В завершение своего выступления докладчик поблагодарил за внимание участников круглого стола и напомнил, что на наместниках, игуменах и игумениях лежит особая ответственность за научение монашествующих добродетельной жизни. Помогая человеку с самого начала в духовном делании, не оставляя его наедине со страстями, проявляя к нему отеческую любовь и заботу, руководители монастырей сами приобретают добродетель игуменского служения.

С развернутым комментарием к докладу владыки Тихона выступил архимандрит Мелхиседек (Артюхин), пресс-секретарь Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятель московского подворья Введенского ставропигиального монастыря Оптина пустынь. Развивая мысль о доступности добродетели милосердия для всех архимандрит Мелхиседек привел примеры оказания милости монашествующими разных обителей, а в качестве утешения предложил участникам круглого стола вспомнить изречения Оптинских старцев о монашестве, в том числе преподобного Анатолия (Зерцалова): «Монашеская жизнь трудная — это всем известно, а что она самая высокая, самая чистая, самая прекрасная и даже самая легкая… неизъяснимо привлекающая, сладостнейшая, отрадная, светлая, радостью вечною сияющая — это малым известно. Но истина на стороне малых, а не многих…»

Митрополит Дионисий добавил, что «с такой сутью монашеской жизни не страшны ни война, ни революция. У монаха ничего невозможно отнять, потому что у нас все есть». В качестве личного примера, как благотворно действуют на человека гостеприимство со стороны монахов и радостная готовность помочь, владыка Дионисий вспомнил свое посещение Оптиной пустыни в молодости и подчеркнул, что проявление гостеприимства и радостного духа как магнит привлекает людей в обители.

В продолжение темы стяжания добродетелей как главной цели монашеского подвига епископ Солнечногорский Алексий, наместник Данилова ставропигиального мужского монастыря г. Москвы, поделился с участниками круглого стола размышлением о роли игуменов и игумений в достижении этой цели насельниками управляемых ими обителей. Сообщение владыки Алексия носило название «Забота игумена о возрастании братии в добродетелях». Отправной точкой доклада Его Преосвященства была мысль, что идеалом наставника является Сам Христос — Пастырь добрый, полагающий душу за овец (см. Ин. 10:11). Особое попечение Спасителя о духовном воспитании апостолов — одна из основополагающих тем Евангелия. Епископ Алексий подчеркнул, что это попечение жертвенно, и ведет оно не к почитанию и славе, а на крест.

Обязанность игумена — научить братию любви во Христе, привлекая вверенных ему людей к Богу, помогая им почувствовать любовь Божию и достигая этим правильного устроения монашеского общежития. Владыка Алексий подчеркнул, что «без помощи наставника человеку трудно, почти невозможно научиться самому главному — трезвению, познанию самого себя, обретению должных духовных понятий и правильного взгляда на себя и окружающий мир».

В качестве примеров епископ Алексий привел чуткое, бережное отношение преподобного Варсонофия Оптинского к духовному становлению будущего преподобноисповедника Никона (Беляева) и столь же внимательное духовное руководство игумении Ювеналии (Ловенецкой), а затем владыки Арсения (Жадановского), воспитавших схиигумению Фамарь (Марджанову), прославленную в лике преподобноисповедниц и в свою очередь ставшую замечательной подвижницей и духовной матерью многих монашествующих и мирян.

От игумена и его заботы о братии зависит, живет ли обитель Богом, Евангелием, стремятся ли ее насельники к Царствию Божию. «Многое зависит от готовности к послушанию и восприимчивости самого брата, — также заметил владыка Алексий. — Монашество — это делание, которое познается не в теории, а собственным опытом». Этот опыт зачастую может оказаться болезненным, ожесточенная брань со страстями подчас затмевает внутреннее зрение, и монах, особенно новоначальный, начинает всё видеть в черном цвете. В такой ситуации ему особенно важно иметь доверие к игумену и послушание, благодаря которым он сможет узнать высшие законы, по которым строится иноческая жизнь, принять эти законы и тем обрести радость и счастье в Боге.

Игумен призван любовью, и по необходимости строгостью, по-отечески наставить брата и в бескорыстии (поскольку монашество несовместимо с «карьерным ростом»), и в необходимости неустанного труда физического и духовного, и также вовремя заметить пагубные для души ростки самонадеянности или эгоизма.

«Монастырь устроен так, что каждый может найти в нем свое место, обрести внутренний мир», — сказал в конце своего выступления епископ Алексий. Игумен призван направить эти поиски в нужное русло и в конечном счете привести братию в объятия Отча, воспитывая и сберегая вверенные ему души, каждая из которых для Бога дороже всего мира.

По завершении доклада владыки Алексия игумения Неонилла (Фролова), настоятельница Никольского Шостьенского ставропигиального женского монастыря, поделилась воспоминанием о том, с какими заботой и терпением строил духовную жизнь сестер создатель и духовник их общины архимандрит Петр (Афанасьев), а также высказала мысль о необходимости вести беседы с молодыми насельницами, касающиеся разных тем, в том числе изучения Священного Писания, актуальность которого, как выясняется, далеко не всегда осознается нынешней монашеской молодежью.

О работе с молодыми, не только монашествующими, но и мирянами (такое послушание нередко нынче входит в круг обязанностей руководителей монастырей) говорила игумения Серафимо-Знаменского скита Иннокентия (Попова), обеспокоенная тем, что для разговора с юными часто не хватает системных знаний.

Учительству нужно учиться, особенно если речь идет детях, поддержал матушку Иннокентию митрополит Дионисий. Полагаться здесь только на свое искреннее желание безрассудно, нужен хотя бы минимум психолого-педагогических знаний и навыков. Владыка Дионисий сделал особый акцент на том, что нужно находить возможности удовлетворить потребности игуменов и игумений в расширении знаний в прикладных областях.

Тему обучения монашествующих в ином ключе поднял епископ Озерский Порфирий, наместник Соловецкого Спасо-Преображенского ставропигиального монастыря. Владыка сказал о том, что для нового поколения священнослужителей, рукополагаемых в монастырях, необходим специальный курс. Особенно в этом нуждаются отдаленные обители. На протяжении последних лет технологии дистанционного обучения были отработаны, и личное общение даже через удаленную связь оказывается гораздо более эффективным, чем заочный формат.

Председатель Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих, наместник Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря игумен Петр (Еремеев) в ответ на это заметил, что вопрос следует поставить перед Учебным комитетом Русской Православной Церкви, поскольку базовые программы по образованию монашествующих, работающие ныне уже на 150 площадках, предполагают получение начальных богословских знаний перед принятием пострига, но недостаточны для рукоположения. Имеющийся опыт дистанционного образования, а также разрабатываемые в настоящее время видеокурсы для удаленных монастырей будут существенным подспорьем при создании программ обучения будущих монастырских клириков.

О роли монастырей в умножении исторических знаний рассказал настоятель Николо-Берлюковской пустыни игумен Евмений (Лагутин). Обитель активно занимается историческими изысканиями о жизни и деяниях преподобного Кукши Печерского, священномученика, просветителя вятичей. Митрополит Дионисий посоветовал при этом обратить сугубое внимание на богослужебное почитание святого, напомнив, что вопрос этот ставился еще в предреволюционные годы и необходимо снова его поднять.

Последний доклад круглого стола «Плоды монашеского послушания: мир и радость о Духе Святом» представила игумения Серпуховского Введенского Владычнего монастыря Алексия (Петрова). Сосредоточившись на теме послушания, докладчица привела немало высказываний святых подвижников и учителей иночества в прошлом и в современности, подтверждающих, что эта тема является ключевой для монашества. Как пишет преподобный Паисий Святогорец, «послушание — это ключ от дверей рая… никто не спасется без послушания. Послушание и природная простота ведут к святости кратким путем». При этом пришедший в монастырь для послушания Христу должен понимать, что, по выражению старца Ефрема Аризонского, Христос «оставляет Своего представителя в монастыре — игумена… чтобы то послушание, которое он желает показать Христу, показать игумену».

Учиться послушанию, руководствуясь только Священным Писанием, — путь опасный, это отмечал еще святитель Игнатий (Брянчанинов). Нужен наставник, нужен совет добродетельных и разумных братьев, нужно и спасительное недоверие своей воле и всему тому, что может льстить самолюбию инока, особенно новоначального, и оправдывать его страстность. Послушание выражается в полном доверии руководителю, только в этом случае оно может привести к подлинной свободе и достижению мирного духа. Преподобный Никон Оптинский говорил: «У послушливого монаха всегда хорошее настроение, всегда легкость, радость и беспечалие на душе».

Матушка Алексия обратила также внимание на то, что послушание, как в общем смысле этого слова, так и в применении к монашеской жизни, изначально воспитывается в семье. Сейчас в монастыри поступают люди, которых растили по принципам современной системы воспитания и образования — искажающим или буквально искореняющим понятие о послушании. Эти проблемы залегают глубоко и либо проявляются в условиях обители открыто, либо могут быть прикрыты подобием добродетели — например, рассуждением при выполнении послушания. Только общая атмосфера благоговейного послушания, отсутствие со стороны старших сестер потакания непослушанию может воспитать современную молодежь, приходящую в монастырь, — заключила игумения Алексия.

Пример удивительных плодов послушания привел в своих комментариях к докладу матушки Алексии наместник московского Сретенского ставропигиального мужского монастыря иеромонах Иоанн (Лудищев) — рассказав об этапах открытия и восстановления Сретенской обители по благословениям, полученным нынешним главой Псковской митрополии митрополитом Тихоном от архимандрита Иоанна (Крестьянкина).

Митрополит Воскресенский Дионисий подвел в заключительном слове итоги круглого стола, отметив, что плодотворность работы, как правило, выражается в краткости и ясности выводов, которые можно сделать по ее окончании, и назвал три главных положения, отражающих содержание прошедшей встречи: сутью монашеского подвига является приобретение добродетелей; игумены, игумении монастырей призваны создавать благоприятные условия для приобретения насельниками добродетелей; послушание — это главный инструмент для приобретения добродетелей.

Синодальный отдел по монастырям и монашеству/Патриархия.ru

Повесть временных лет

Название свода возникло из-за начальных словосочетаний первой фразы об истоках и возникновении Русской земли.

Источники литературы содержат различные переводы текста. Основная часть работы завершилась в 1117 году.

Общая трактовка

Летописный сборник середины XVI века называется Хлебниковским сводом. Он входит в список Ипатьевской летописи и состоит из 386 листов.

Исторические данные

Летописное издание — жанр древнерусской литературы, форма исторической хроники событий того времени. Отличием от византийских хроник является распределение по годам — летам. Летописание велось в монастырях, храмах, при княжеском дворе, в окружении царей и священнослужителей высшего сана.

Хлебниковский список содержит описание автора «Повести временных лет» — летописца Нестора, а также Киевскую и Галицко-Волынскую летописи. Рукописные тексты хранятся в национальной библиотеке Санкт-Петербурга.

Изучение данных лингвистом А. А. Шахматовым и его учениками показало, что имелись своды, предшествовавшие этому летописанию, с указанием дат и глав. Доказано, что как независимый памятный объект повесть не сохранилась.

Монах нестор

Ее предшествующими и основными списками являются два издания: летопись Лаврентия, где отразилась вторая редакция свода, и Ипатьевская, содержащая третью часть. Они имеют большую историческую ценность.

Концепция Шахматова играет роль «типичной модели», на которой основаны современные исследования древнерусских писаний, несмотря на разногласия и критику.

Вторая правка повести читается в составе характеристики летописи Лаврентия от 1377 года. Основой источника летописания послужили предания, песнопения, устные рассказы, письменная документация, изучающая житие святых, богословские и церковные аспекты. Древнейший свод продолжил и добавил монах Никон, являющийся основателем Киевского Печерского монастыря.

 создание повести временных лет

Монаху Иоанну помогли издать «Начальный свод». Нестором были пересмотрены и переписаны страницы свода, расширена историографическая основа. Летописные рукописи дополнились текстами договоров Руси с Византией. Также ввелись дополнительные предания истории, сохраненные в устной традиции.

Начальную редакцию Повести временных лет и черновые записи Нестор написал в Киево-Печерском монастыре в начале XII века, а вторую удалось создать и дополнить игумену Сильвестру на четыре года позже.

Эти две версии сравнивают между собой. Заключение переработано, составлена третья корректура по поручению князя Новгорода Мстислава и Олега.

Основное содержание

Древнейшая летопись представляет тексты, повествующие о событиях в Киеве со времен, описанных Библейским посланием до 1137 года. Писалось произведение в Киеве, корректировалось и редактировалось несколько раз, поэтому авторство принадлежит разным людям.

Фундаментальных корректировок текста не осуществлялось. Каждая статья начинается одинаково с указанием конкретного периода.

Часто встречаются элементы фольклора, сказания, предания и песни. Значимый вклад в летописное издание имели тексты-поучения Владимира Мономаха. Эти характеристики выделяют повесть среди прочих древнерусских произведений.

Содержание:

  • исторические хроники Руси;
  • данные о междоусобных войнах русского населения с Византией;
  • информация о призвании на княжество предводителей варягов — Рюрика, Синеуса;
  • история Киево-Печерского монастыря;
  • преступления и нарушения законов тех времен князьями.

Повесть временных лет как исторический источник

Жанр «Повести временных лет» не является историческим или литературным. Летопись в кратком содержании повествует о произошедших значимых событиях прошлых веков.

Русская земля — мощное крупное православное государство со своей автономной политикой, готовое бороться с мощной Византийской империей, связанное политическими интересами и семейными узами. Русь с первых лет христианской истории освящена особенным божественным даром в лице святых покровителей — князя Бориса, Глеба, а также святыми местами — монастырями, церквями, духовными наставниками.

ПВЛ имеются библейские сказания. Например, в нем рассказано о выборе вероисповедания, осуществленного князем Владимиром. Он остановился на христианстве по греческому типу, отличавшемуся причащением вином и хлебом.

История руси

Пересказывались книги бытия и истории ветхого завета. Возникшее расхождение объясняется тем, что книжники применяли выдержку из латинских легенд, написанную первым языком славянского народа — глаголицей.

Гарантией неделимости и военной силы Руси является владычество единой династии — Рюриковичей. Напоминания о том, что все князья являются кровными братьями, является мотивом повести.

Важной темой обсуждения летописи является половецкая опасность. Ханы были предводителями опустошительных разрушительных набегов. Они осаждали города, селенья, убивали народ или забирали в плен.

Редакция и редактирование

с 1110 по 1113 г. велась первая правка летописного свода. Повесть вобрала различные исторические сведения.

Начальное название

Все летописные издания представляют собой объединение различных текстов или известий из прочих источников раннего времени. Наименование переводится как «Повесть минувших лет».

Материал начинается с рассказа о расселении на земле сыновей Ноя. Первичный текст повести остался только достоянием монастырской традиции, не дошел до настоящего времени, хотя отдельные следы от новой редакции сохранились в Патерике.

Нынешний текст мог содержать не всю информацию из прошлого. Были переставлены листы оригинала. «Повесть временных лет» как исторический источник представляет собой сочинения, в которых события перечисляются по годам. Их еще называют погодными записями.

Крещение руси

Создание «Повести временных лет» отличается от византийских хроник, из которых русские составители перенимали несчетные сведения об истории мира.

В первичных текстах события распределялись не по годам, а по императорским царствованиям Древней Руси.

Благодаря скрупулезному анализу ПВЛ исследователи выявили следы ранних сочинений, вошедших в ее состав.

Изменение и корректировка фактов

Предположительно, авторство принадлежит монаху Нестору, но первичное издание не сохранилось. В первой правке отражались увлечения и пристрастия князя Святополка. После его кончины на престол вступает Владимир Мономах, который являлся князем русских земель и военачальником.

Взойдя на киевский трон, он сохранил собственную «отчину русских земель». При нем восстановилась старая военная мощь государства, обессиленная предшествовавшими феодальными размолвками. Половцам наносился серьезный удар, и они не рисковали набрасываться на землю.

Автор повести временных лет

Монах Сильвестр и книжник из среды князя Мстислава текст изменили и исправили. Древнейший список второй правки дошел до настоящего времени в составе Лаврентьевской, а ранний список третьей — в числе Ипатьевской летописи.

При княжении Мономаха в 1113 году произошло корректирование повести с целью правильного трактования власти Святополка, ненавистного киевскому населению. Дело поручили игумену Выдубецкого монастыря Сильвестру, который переписал свод и добавил несколько вставок о плохих действиях Святополка.

Изменения написания Сильвестром:

  • Введение рассказа попа Василия об ослеплении Василька Ростиславовича.
  • Новое видение и изложение истории похода и русского княжества против половцев.

Сильвестровская начальная редакция была официально признана. Она стала основой будущего русского летописания и дошла во множестве летописных списков. Удалось написать новое видение. Важнейшие события — войны, основание храмов и монастырей, смерть головных лиц церкви. Летописи, включая ПВЛ, — не художественные произведения. В них добавлены договоры русских князей.

Летописи составлялись для окончания земной жизни и Страшного Суда, на котором Всевышний решает судьбы в конце мира, поэтому в своде перечислялись проступки и заслуги правителей и обычного человека.

События сказания не разъясняются, а просто перечисляются. В Повести часть преданий значительна, так как описываемые начальные события старорусской истории изолированы от времени работы первых летописцев десятками и сотнями лет. В сводах, повествующих о более новых событиях, количество преданий малозначимо.

Перевод и теории текста

Согласно переводу автора Лихачева Д. С., слово «временных» означает «минувших». В подлинном варианте слово «повести» указывается и характеризуется во множественном числе.

Основные теории:

  • Норманнская.
  • Славянская.

Повесть временных лет жанр

Два вида являются вымышленными и разрозненными — непоследовательными внутренне и возражающими инородным историческим источникам. По отдельности они не существуют. Это два некомпетентных воззрения на один и тот же объект.

Из грамматики древнерусского языка переводчик текста Лихачев не знал ничего. В переводе встречаются детские орфографические ошибки. Тщательные корректировки Советского периода допустили в печать этот текст.

Повесть временных лет занимает в истории отечественного самосознания и в русской литературе особенное место. Это древнейший из сохранившихся летописных сводов, рассказывающий об образовании и создании государства, первых столетиях его создания. Также это значимый памятник, отражающий представления книгописцев XII века о возникновении Руси как государства и происхождении правящей династии. ПВЛ подтверждает высокоразвитое в то время национальное самосознание.

«Повесть временных лет» — краткое содержание древнерусского свода летописца Нестора

  • Рассказы немцев о войне с русскими
  • Рассказы на ферме с конем
  • Рассказы на школьную тему
  • Рассказы на тему первый снег
  • Рассказы на тему ответственность