Рассказы на этическую тему

Урок русского языка в 9 классе тема: подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему задание 15.3 формата огэцели: -продолжать работу по

Урок русского языка в 9 классе

 Тема: Подготовка к
сочинению-рассуждению на морально-этическую тему (задание 15.3 формата ОГЭ)
Цели:

-продолжать работу по развитию языковой
компетенции,

-учить логично и образно излагать свои
мысли, составлять связное высказывание, соответствующее тексту-рассуждению;

— обучать основным приемам мыслительной
деятельности (выделение главного, сравнение, обобщение и систематизация,
доказательство);

— формировать навыки написания
сочинения-рассуждения, комплексного анализа текста;

— развивать аналитические и творческие
способности учащихся, понимание композиционных особенностей текста-рассуждения;

— формирование нравственных качеств
учащихся.

Ход урока
1. Вступительное слово учителя.

Наш урок сегодня – продолжение цикла
уроков по подготовке к ОГЭ. Мы повторим задания тестовой части, поработаем с
текстом изложения, вспомним способы сжатия текста, но особое внимание мы уделим
подготовке к написанию сочинения-рассуждения.

2. Введение в тему. Формирование
мотивации.

-Что мы знаем о структуре ОГЭ по русскому
языку. Из каких частей она состоит?

(изложение, тестовая часть и
сочинение-рассуждение).

-А что мы уже умеем?

-Какая часть работы вызывает у вас
наибольшие затруднения? Почему?

(Сочинение, потому что легче воспроизвести
авторский готовый текст, чем создать свой собственный, умещающийся в строгие
рамки – определенный тип речи, тема текста, объем, логическая и композиционная
стройность).

-Что можно считать одним из условий
успешного выполнения этого задания?

(Начитанность).

-Почему? (Приведение аргументации)

Ребята, есть ещё одно важное условие,
которое необходимо при работе над этим заданием – умение проникать в смысл
читаемого текста. А для этого необходимо владеть определёнными приёмами анализа
текста.

«Чтобы научиться ездить на велосипеде,
нужно ездить на велосипеде», -сказал Лихачев.

(Что он этим хотел сказать?)

А чтобы научиться писать сочинения, нужно
писать сочинения!

Именно этим мы и займемся сегодня на
уроке. И в результате у нас должно получиться сочинение — рассуждение в формате
задания 15.3 ОГЭ по русскому языку.

3. Актуализация имеющихся знаний.

— Расскажите, что вы знаете о задании 15.3
ОГЭ?

Что предлагают вам КИМы при выполнении
этого задания?

Из каких подразделов оно состоит?

-Обратимся к тексту для изложения.

Текст изложения я вам дала на дом. Вы
должны были ознакомиться с ним.

В тексте для изложения ставится какая-либо
проблема, чаще всего связанная с нравственными понятиями, в самом общем виде.
Ключевое слово, вынесенное в задание 15.3, соответствует поставленной проблеме.
Поэтому в тексте для изложения вы можете найти или полное определение этого
понятия, или частичное, которое вам поможет сформулировать своё определение.
Подчеркните в нём те фрагменты, воспользовавшись которыми, вы сможете дать определение
слову доброта.(Зачитывание фраз учениками)

3. Работа с текстом для изложения. Сжатие
текста. (Приложение текст 1)

— Какова тема и основная мысль текста Д.С.
Лихачева?

— Какие ключевые слова вы выделили в
каждом из трех абзацев? Какова микротема каждого абзаца?

— Какие способы сжатия текста мы знаем ?

2. Разминка

Какое средство выразительности
используется в предложении:

— Пушкин читал стихи своим товарищам, а
они не сводили с него глаз (фразеологизм).

— При мысли, что такое может случиться и
со Стёпкой, ужас

прокалывал Федю ледяной
иглой (метафора)

Замените словосочетание стихотворная
строчка, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со
связью управление (строчка стихотворения)

Замените словосочетание увлеченно
читал, построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью
управление. (читал с увлечением)

Назовите грамматическую основу в
предложении: «Тебя можно слушать вечно, Пушкин!»

В предложении «Ему трудно было отречься от
своих принципов» замените книжное слово отречься стилистически
нейтральным синонимом (отказаться )

Вопросы классу:

1.Какова схема построения
сочинения-рассуждения ( композиция) ?

-Тезис.

-Аргументы (доказательства)

-Вывод.  

2. Что такое тезис, аргументы, вывод?

Тезис – это положение, утверждение,
которое требуется доказать.

Аргументы – это доказательства, факты,
подтверждающие выдвинутый тезис.

Вывод – это заключение, итог проведённого
рассуждения.

Работа над построением сочинения —
рассуждения.

Чтение задания к сочинению.

15.3 Как Вы понимаете значение слова
ДОБРОТА?

Сформулируйте и прокомментируйте данное
Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое ДОБРОТА»,
взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис,
приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один
пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего
жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее
70 слов.

Если сочинение представляет собой
пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было
комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым
почерком.

Клише для сочинения 15.3. ОГЭ по русскому
языку

Часть (абзац)

Клише (типовые схемы словосочетаний и
предложений)

1. Тезис

На мой взгляд, доброта- это…(или)
По моему мнению, доброта — это… (или)
Мне кажется, что доброта — это… (или)
Я думаю, что доброта — это… (или)
Что такое доброта? Многие над этим размышляют. Я считаю, что…

2. Аргумент 1

Обратимся к тексту Ю. А. Лиханова, в
котором говорится о… (или)

В тексте А. ЛИХАНОВ поднимает
проблему…
В предложении № … автор говорит о том, что…

3. Аргумент 2

Свое мнения я могу подтвердить примерами
из жизненного опыта… (или)
В жизни мы часто наблюдаем… (или)
Однажды я был свидетелем события, которое… Как-то раз…

4. Заключение

Исходя из всего вышесказанного, можно
сделать вывод, что… (или)
Таким образом, можно заключить, что… (или)
В заключение я хочу сказать, что…

Вопрос к классу:
Над каким понятием мы сегодня будем работать?(ДОБРОТА)

Чтобы определить понятие, отражающее
качество человека(чувство, черту характера ,предмет и т.п.) необходимо
внимательно изучить его, сравнить с другими предметами, чувствами ,качествами,
проанализировать их свойства и отношения. Свои наблюдения можно оформить в виде
схемы, которая значительно облегчит работу над заданием 15.3.

1 Даем определение понятия, используя
материал схемы.

После собеседования учащиеся приходят к
выводу, что

Тезис. Доброта – это проявление
искренних, добрых чувств по отношению к кому или чему-либо.

2.Комментарий к тезису. Комментарий к
тезису – 2-3 предложения, содержащие Ваши размышления в соответствии с
заявленным тезисом.

После собеседования учащиеся приходят к
выводу, что люди бывают агрессивными, жестокими, равнодушными, чёрствыми,
забывают о человечности. Такого быть не должно!

Комментарий должен быть логически связан с
дальнейшими аргументами и примерами из текста и вашего жизненного опыта.

Комментарий Доброта делает нас
отзывчивыми и терпимыми, способными дарить окружающим заботу и
любовь. Такое качество, как доброта, вне времени: оно всегда будет
необходимо людям.

Орфографическая работа:

— Индивидуальное задание( Найти
определение слова доброта в словарях)

Доброта – отзывчивость, душевное
расположение к людям, стремление делать добро другим (.Полон доброты кто-то)
Словарь Ожегова

Доброта – это то, что свершается
добровольно, бескорыстно, для всеобщей пользы и для своей пользы, а не во вред
себе. 
www.daz.su | Познавательная Википедия

— Подобрать синонимы к слову
доброта: добросердечие, душевность; благость, ласковость, мягкосердечие,
мягкосердечность, благодушие, человечность, человеколюбие, участливость,
добродушность, добросердечность, добродушие, отзывчивость, благодушность, добротность,
кротость, гуманность, ласка, мягкость

Чтение и Анализ текста.

 (1)Няня, где Жучка?
– спрашивает Тёма.

– (2)Жучку в старый колодец бросил
какой-то ирод, – отвечает няня. – (3)Весь день, говорят, визжала,
сердечная…

(4)Мальчик с ужасом вслушивается в слова
няни, и мысли роем теснятся в его голове. (5)У него мелькает масса планов, как
спасти Жучку, он переходит от одного невероятного проекта к другому и незаметно
для себя засыпает. (6)Он просыпается от какого-то толчка среди прерванного сна,
в котором он всё вытаскивал Жучку, но она срывалась и вновь падала на дно
колодца.

(7)Решив немедленно идти спасать свою
любимицу, Тёма на цыпочках подходит к стеклянной двери и тихо, чтобы не
произвести шума, выходит на террасу. (8)На дворе светает.

(9)Подбежав к отверстию колодца, он
вполголоса зовёт:

– (10)Жучка, Жучка!

(11)Жучка, узнав голос хозяина, радостно и
жалобно визжит.

– (12)Я сейчас тебя вызволю!
– кричит он, точно собака понимает его.

(13)Фонарь и два шеста с перекладиной
внизу, на которой лежала петля, начали медленно спускаться в колодец. (14)Но
этот так хорошо обдуманный план неожиданно лопнул: как только приспособление
достигло дна, собака сделала попытку схватиться за него, но, потеряв
равновесие, свалилась в грязь.

(15)Мысль, что он ухудшил положение дела,
что Жучку можно было ещё спасти и теперь он сам виноват в том, что она
погибнет, заставляет Тёму решиться на выполнение второй части сна – самому
спуститься в колодец.
(16)Он привязывает верёвку к одной из стоек, поддерживающих перекладину, и лезет
в колодец. (17)Он сознаёт только одно: времени терять нельзя ни секунды.

(18)На мгновенье в душу закрадывается
страх, как бы не задохнуться, но он вспоминает, что Жучка сидит там уже целые
сутки. (19)Это успокаивает его, и он спускается дальше.

(20)Жучка, опять усевшаяся на прежнее
место, успокоилась и весёлым попискиванием выражает сочувствие безумному
предприятию. (21)Это спокойствие и твёрдая уверенность Жучки передаются
мальчику, и он благополучно достигает дна.

(22)Не теряя времени, Тёма обвязывает вожжами
собаку, затем поспешно карабкается наверх. (23)Но подниматься труднее, чем
спускаться! (24)Нужен воздух, нужны силы, а того и другого у Тёмы уже мало.
(25)Страх охватывает его, но он подбадривает себя дрожащим от ужаса голосом:

– (26)Не надо бояться, не надо
бояться! (27)Стыдно бояться! (28)Трусы только боятся! (29)Кто делает дурное
– боится, а я дурного не делаю, я Жучку вытаскиваю, меня мама с папой за
это похвалят.

(30)Тёма улыбается и снова спокойно ждёт
прилива сил. (31)Таким образом, незаметно его голова высовывается наконец над
верхним срубом колодца. (32)Сделав последнее усилие, он выбирается сам и
вытаскивает Жучку. (33)Но теперь, когда дело сделано, силы быстро оставляют
его, и он падает в обморок.

 (По Н. Гарину-Михайловскому)*

* Гарин-Михайловский Николай
Георгиевич (1852–1906) – русский писатель. Самым известным его
произведением стала повесть «Детство Тёмы», с которой он начал своё
литературное творчество.

Как связать вступление и основную часть?

Попробуем разобраться в смысле этого этического
понятия на примере из текста( Ф.И. авторам текста) Николая
Георгиевича Гарина-Михайловского

5. Аргументы — примеры.

1-й аргумент — из прочитанного текста

Так герой его произведения Тема,
превозмогая страх и усталость спасает Жучку, которую кто –то сбросил в колодец.
Тема не думал об опасности, он всей душой стремился спасти любимое
животное. «Кто делает дурное – боится, а я дурного не делаю, я Жучку
вытаскиваю, меня мама с папой за это похвалят» — думает Тема( предложение 29).

2-й аргумент — из Вашего жизненного
опыта(примеры из художественной литературы; жизненные наблюдения; пример из
истории посёлка, города, страны; истории из жизни известных людей или Ваших
знакомых, из Вашей жизни, сведения из СМИ и т.п.).

Слово учителя: В данном сочинении 2-м
аргументом может служить пример из художественной литературы. Назовите эти
произведения (учащиеся называют произведения Л., М.Шолохова « Судьба человека»,
В. Короленко «Дети подземелья», Л.Толстого «Кавказский пленник», В. Распутин
«Уроки французского», а также приводят примеры из жизни) .Расскажи о
благотворительном фонде «Подари жизнь»:

— соучредители Дина
Корзун и Чулпан Хаматова;

— фонд существует с 2006 года;

— фонд помогает детям с онкологическими
заболеваниями.

Каждый человек может перевести деньги на
счёт фонда, чтобы спасти хотя бы одного ребёнка.

Варианты 2 аргумента: В качестве
второго аргумента, доказывающего моё мнение о том, что такое доброта (или
что-то другое), мне хотелось бы привести пример из жизни. Так в рассказе
В.Распутина молодая учительница, узнав о бедственном положении своего ученика,
пытается ему помочь. Это ли не пример проявления доброты? В нашей школе
проходила ярмарка, все средства, собранные на ней были направлены в
фонд «Подари жизнь», который помогает детям с онкологическими
заболеваниями.

6.Вывод к сочинению – это общий итог,
подтверждающий выдвинутый тезис, без него рассуждение будет незаконченным.
Вывод должен быть связан по смыслу с тезисом.

Вывод . Проанализировав два
аргумента, мы пришли к выводу, что надо быть добрее, чтобы мир вокруг нас стал
лучше.


Рефлексия.

— Что нового и важного вы узнали и
повторили на уроке?

— Что вам показалось сложным?

— Где вы сможете применить полученные
знания?

 Подведение итогов.
Рефлексия.

Учитель: Удивительная вещь — экзамен.
Одних он удивляет вопросами, других — ответами.

Я желаю вам, чтобы вы на экзамене меньше
удивлялись сами, а других удивляли только хорошим!

Учитель: подводя итог нашему
разговору , послушаем замечательную притчу « О доброте). (Читает заранее
подготовленный ученик).

Домашнее задание: написать
сочинение – рассуждение на морально – этическую тему (и 15.3) по предложенному
тексту.

© Наталья Гредина

«Жить хочешь — молчи»: заключенные новосибирского СИЗО рассказали об издевательствах

21 Дек 2021, 08:29

Трое мужчин, содержащихся в новосибирском СИЗО-1, пожаловались на издевательства. Один рассказал, что сотрудники повредили ему руку после жалоб на плохое самочувствие, другой заявил, что его избили заключенные, а администрация учреждения грозилась «оборвать его жизнь в любой момент», третий — объявил голодовку и вскрыл вены после неоказания ему медпомощи.

В декабре 2021 года трое заключенных новосибирского СИЗО-1 написали обращения о пыточных условиях содержания в учреждении. Родственники одного из них предоставили Тайге.инфо копии писем. Редакция рассказывает о жалобах арестованных.

Голодовка и члены ОНК

Заключенный новосибирского СИЗО-1 Сергей Кобец объявил голодовку и вскрыл вены в знак протеста, сообщили Тайге.инфо его родственники.

В качестве причин голодовки Кобец указал ограничение доступа к личным вещам, подделку документов администрацией учреждения, подписанных якобы самим заключенным, отказ в назначении курса лечения травмы грудного отдела и другие. Он отказался принимать пищу, пока к нему не приедет прокурор Новосибирска Роман Сивак.

«По вполне понятным основаниям регистрация письменного заявления [о голодовке] в журнал не занесена», — рассказал заключенный в обращении, подписанным им и еще двумя заключенным.

14 декабря Кобеца перевели в одиночную камеру и дали ему подписать рапорт, в котором говорилось, что он якобы дал устные показания о голодовке из-за «несогласия с режимом содержания».

«Таким методом администрация СИЗО в очередной раз скрывает истинные причины голодовки, приходится идти на крайние меры», — уточнил Кобец.

Тайга.инфо уже писала о Сергее Кобеце, который весной 2021 года жаловался на избиение и издевательства со стороны сотрудников СИЗО-1. В знак протеста он несколько раз объявлял голодовку, дважды «вскрывался» и зашивал себе рот, но не получил медицинской помощи. Мужчина обращался в службу собственной безопасности ФСИН и к уполномоченной по правам человека. Он жаловался на неоказание помощи и незаконную принудительную госпитализацию в туберкулезный диспансер.12 октября в СИЗО-1 приезжали члены ОНК Новосибирской области вместе с прокурором по надзору, которые проверяли «информацию о нарушении прав» Кобеца. По словам родственницы Сергея, комиссия попросила разрешения у сокамерников сфотографировать их кровати, потому что «красиво заправлены». Однако ни одного вопроса про невыдачу лекарств заключенному не задали. Позже прокурор и председатель ОНК Евгений Анисимов пригласили его побеседовать в присутствии начальства СИЗО. На его рассказы Анисимов ответил: «Мы вам поможем, пожалуйста, всегда пишите нам, не режьтесь только»

«Анисимов забыл подписать мое согласие на обработку персональных данных. То есть моего личного дела Анисимов даже не касался, так как не имел на это права. После проверки ОНК отчиталась, что содержащихся под стражей хорошо кормят, а медпомощь — высший класс», — передали слова Кобеца родственники.

Материалы проверки направили в отдел Следственного комитета по Дзержинскому району, которые рассматривал следователь Чеботарев. Он, по словам заключенного, даже не опросил его и свидетелей, не потребовал журнал регистрации травм у СИЗО и медсанчасти и вынес постановление об отказе в возбуждении уголовного дела

«После вынесения указанного постановления следователем Чеботаревым через 10 суток замруководителя следственного отдела Латыпов передал мне документ, в котором указал, что по моему заявлению все еще ведется проверка. Интересно получается: следователь отказывает в возбуждении дела, а его начальник даже не знает об этом», — возмутился Кобец.

Из ответа ФСИН 17 ноября и Минздрава 29 октября заключенному следует, что лечат его в стационаре МСЧ-11 и туберкулезной больнице ЛИУ-10, куда Кобеца якобы поставили на учет с 6 июля 2018-го «с хроническими заболеваниями».

«Вот только МСЧ-54 ФСИН предоставили ложные сведения для проверки, потому что хронических болезней у меня никогда не было, а в тубдиспансер меня увезли в недобровольном порядке абсолютно здоровым, — рассказал заключенный. — В МСЧ-11 же вообще отсутствуют стационарные условия. И если бы они тут были, страшно представить, сколько бы заключенных оставили тут свои жизни с такими начальниками как [врио начальника медсанчасти Зоя] Кречетова, но зато точно знаю, что первый в этом списке был бы я. Без реагирования Москвы тут не разберешься. Как процветал беспредел, прикрывающийся формальными отписками, так и будет. Надеюсь, это не закончится для меня летальным исходом в стенах СИЗО».

«Будешь писать жалобы — тебя поместят в карцер»

Второй заключенный, заявивший об издевательствах в СИЗО-1 — 34-летний Дмитрий Клементьев. Утром 22 апреля 2021-го его собирались этапировать в суд. Перед этим он сказал сотруднику СИЗО Железнову, что плохо себя чувствует, и попросил вызвать медика. За три с половиной часа никакой помощи мужчина не получил, рассказали родственники Кобеца.

«Железнов пригласил других сотрудников СИЗО, которые применяли ко мне необоснованную физическую силу, заломали мне руки за спиной в разные стороны, хотя я даже не сопротивлялся. Надели наручники, специально застегнули их слишком жестко, отчего я испытал сильную физическую боль. В спецмашине меня посадили в одиночный отсек — „стакан“», — рассказал в письме Клементьев.

По словам заключенного, сотрудники, когда заталкивали его в «стакан», видели, что он зацепился левым предплечьем за замок камеры и получил рваную рану. Клементьев сказал об этом Железнову, но тот ответил, что ему **** [наплевать], и он «отпишется», после чего пнул заключенного по копчику.

Только после того, как Клементьева привезли в Новосибирский областной суд, сотрудники конвоя вызвали скорую. Больше четырех часов у него шла кровь из раны. Когда заключенный вернулся в СИЗО, то обратился к администрации, но сотрудники пригрозили ему: «Будешь писать жалобы — тебя поместят в карцер, подумай над этим хорошо, ведь тебе еще отбывать срок».

Тем же вечером Клементьев написал две жалобы и передал их дежурному корпуса. К заключенному вызвали сотрудника оперативного отдела СИЗО, но тот сказал, что заявление не примет, и ушел.

23 апреля перед очередным этапом в суд Клементьева досматривал Железнов. Он нашел у заключенного документ с жалобой, разозлился и дважды ударил его кулаком в висок. В суде Клементьеву снова вызвали скорую, медики зафиксировали ушиб. Сотрудники СИЗО снова заявили ему: «Мы-то отпишемся, что бы ни случилось, а тебе будет еще хуже».

Очередное написанное Клементьевым на Железнова заявление «о превышении должностных полномочий» дежурный сотрудник ему вернул и предложил отправить через ящик для писем, а также «наотрез отказался» регистрировать документ в журнале.

«Все заявления о противоправных действиях сотрудников администрации так и не дошли до адресатов, так как не покинули территорию СИЗО и исчезли бесследно», — отметил Клементьев в письме.

После жалоб к заключенному приехал тот же следователь из Дзержинского райотдела С К Чеботарев, который отказался возбуждать дело по заявлению Сергея Кобеца. Он опросил заключенного и вынес постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Но следователь, по словам Клементьева, не стал смотреть записи с камер наблюдения и с регистраторов сотрудников ФСИН.

«Постановление Чеботарева об отказе в возбуждении дела находится в обжаловании. Зато вместо приобщения справки от „скорой“ и рапорта конвоя суда о ране он [следователь] приложил справку от МСЧ-11 с ложной информацией о якобы самопорезах», — считает заключенный.

После допроса Клементьева администрация СИЗО поставила его на профилактический учет как «склонного к членовредительству и суициду».

Насилие в кабинете администрации

12 ноября сотрудники СИЗО-1 вызвали в кабинет 25-летнего Михаила Семенова «для проведения беседы». В помещении оказались еще трое заключенных, с которыми у него были конфликты. Семенов пытался уйти, но сотрудники перегородили ему выход и оттолкнули от двери, говорится в письме.

«Далее заключенные начали оказывать на меня психологическое и моральное давление, с периодичностью нанося мне удары по разным частям тела, лица и ног, отчего я испытывал сильную физическую боль на протяжении 20−30 минут, в то время когда сотрудники администрации молча наблюдали за всем происходящим в кабинете, даже не пытаясь вмешаться», — рассказал Семенов.

При этом оперативники просили заключенных бить мужчину так, чтобы не осталось синяков, уточнил Семенов. После нападения сотрудники администрации предупредили заключенного, что он может умереть в СИЗО: «Хочешь жить — молчи».

Семенова вернули в камеру, а всех, кто с ним содержался, перевели в другую. Он попытался вызвать фельдшера из МСЧ-11, но медик отказался, потому что врио начальника медсанчасти Зоя Кречетова якобы дала указание «ничего у него не регистрировать».

«Фельдшер закрыл форточку на дверях моей камеры и ушел, оставив меня мучиться с острой болью в левой части тела. Ко мне не приходили врачи, сколько бы я ни пытался вызвать их в камеру», — пожаловался заключенный.

15 ноября Семенова этапировали в суд, туда же вызвали и скорую помощь. Медики диагностировали ссадины за ушами и перелом ребра. Заключенного хотели отвезти в больницу, но судья отказала, потому что «нужно провести заседание». Мужчина рассказал обо всем супруге.

«После того, как меня вернули в СИЗО, конвой высказал администрации, что те скрыли мои травмы. Также конвой написал рапорт о том, что „скорая“ всё зафиксировала, — уточнил Семенов. — Тут же сбежались работники медсанчасти и стали уговаривать меня подписать бумагу, якобы я сломал ребро, потому что выпал из окна. Я не стал подписывать. Врачи психанули и ушли, бросая мне разные угрозы».

Несколько жалоб «в разные инстанции» написала и жена заключенного. После этого, по словам Семенова, на него начал давить «спецконтингент черной масти». Мужчину якобы заставляли писать «нужные» показания, иначе с ним «произойдет несчастный случай».

«Некоторое время я отказывался, но после разговора с управлением, когда осознал, что они все заодно и далеко не шутят, начал делать так, как они хотят. Единственное, чего я не выполнил — оговор своей супруги. Позже я понял, что они хотели напугать ее уголовной ответственностью за дачу якобы ложных показаний», — добавил заключенный.

Перед тем как давать «нужные» показания, Семенова снова увезли в суд, где он попросил жену записать видео с его рассказом, но конвой запретил. Заключенному все же удалось передать запись своему адвокату.

«Всё может быть по справедливости, если материалы проверки направить не в отдел СК по Дзержинскому району, а в другой правоохранительный орган, не относящийся к территории СИЗО», — подчеркнул Семенов.

Семенов утверждает, что в отделе СК по Дзержинскому району, все дела о «превышении должностных полномочий» сотрудниками СИЗО-1 остаются «без выявленных нарушений», после чего выносится постановление об отказе в возбуждении.

«В основном, следователем Чеботаревым почему-то», — отметил заключенный.

Тайга.инфо обратилась за комментарием в ГУФСИН по Новосибирской области.

Ирина Беляева

Давно хотел написать этот пост, да всё руки не доходили) Анализируя причины того, почему те или иные люди так любят СССР и продолжают его любить, даже несмотря на то, что факты убеждают в обратном, я пришел к выводу, что причины этого кроются в раннем детстве.

Современные исследователи закрытых обществ часто пишут об импринтинге — таким словом называют впитанную в раннем детстве догматику, расстаться с которой очень сложно даже под влиянием рациональных аргументов. Подобное встречается и в радикально-религиозных обществах, и просто в закрытых диктатурах вроде советской или северокорейской — несмотря на декларируемый «светский» характер, изнутри там всё очень похоже на религию.

Видео дня

У меня дома большая библиотека, немало томов в которой занимают издания времён СССР. Для сегодняшнего поста я проанализировал две книги, школьный учебник и собрание стихотворений известного детского поэта, чтобы показать вам, как уже с самого раннего детства в СССР детям «промывали мозги» коммунистической пропагандой, пишет Максим Мирович в Facebook.

В общем, в сегодняшнем посте — рассказ о том, как промывали мозги советским детям.

01. Начнём, пожалуй, с учебника. Советские учебники русского языка для школьников в позднем СССР (где-то начиная с 1960-х годов) были похожи как две капли воды и имели абсолютно одинаковые разделы, реплицируемые из более ранних изданий в более поздние. Разделы были следующими — нейтральные рассказы про природу «(ой ты наша зимушка-зима!»), рассказы про жизнь октябрят и пионеров, рассказы про советскую армию, рассказы о разделе Второй мировой войны под названием «Великая Отечественная» и рассказы про Октябрьский переворот, именуемый Революцией. Ещё (опционально) мог быть отдельный раздел про жизнь Ильича, его жизнь в шалаше и хитромудрые уходы от царской охранки.

Отдельное обязательное место занимал раздел, рассказывающий про «бедную и несчастную» жизнь крестьян до революции. Там всегда присутствовали образы маленьких мальчиков, которые вместо школы пашут на конях, и рабочих с красным флагом, на которых нападают жандармы и казаки. Абсолютно везде лепили стихи Сергея Михалкова (о нём еще поговорим ниже) с такими строками:

«А если станет невтерпежь,

В сердцах сожмешь кулак

Прибаки требовать пойдешь,

Поднимешь красный флаг —

Жандармы схватят, изобьют,

Узнаешь, где острог

И как колодники поют

Когда их путь далёк.»

О том, что коммунистчиеские власти за подобные демонстрации вас не бросят в острог, а просто расстреляют, как в Новочеркасске в 1962 году или в Гданьске в 1970-м, в учебниках предпочитали как-то не упоминать.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

02. Вообще, теме протестов против «угнетения прав рабочих» во времена дореволюционной России форсилась в этих книженциях достаточно активно, помню десятки рассказов вроде «Фонарик» или «Флаг забастовки», которые рассказывали о протестах бедных рабочих. Вот только о том, что на самом деле «бедные рабочие» в дореволюционные времена жили значительно богаче и свободнее советских, могли себе позволить квартиры и неплохую мебель, тоже как-то предпочитали молчать.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

03. Примерно в брежневские годы зацементировалась «официальная картинка» Октябрьского переворота, одинаковые визуальные образы тех событий кочевали из книги в книгу — одетый в черную тройку Ленин на броневике, крейсер «Аврора», одетые в гражданское «красногвардейцы», матросы и солдаты, вооруженные винтовками-трехлинейками, пулемётами Максима и маузерами. Отступать от канона считалось чем-то сродни святотатству, как если бы в средние века на иконе вдруг нарисовали «неканоничный» посторонний предмет.

В общем, картинка «Октября» должна была выглядеть примерно вот так:

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

04. Картинка «царской России» тоже была весьма каноничной — никто не рисовал в книгах шикарные доходные дома начала XX века, красивые парки, вежливых и учтивых горожан. Нет, если речь шла о временах до октября 1917 года — то показать должны были обязательно какое-то низкое, маленькое и темное помещение, освещенное лучиной либо керосиновой лампой, в котором люди тяжело и много работают, а за окном обязательно должна была быть зимняя или осенняя дождливая ночь.

Ещё обязательно нужно было нарисовать «угнетателей трудового народа» — как правило, рисовали какого-нибудь помещика или домовладельца, или пожилую «хозяйку», на которых художники отрывались по полной — все были сплошь носатыми, пузатыми, страшными и толстыми. Ну, чтобы советскому школьнику было понятно, кого в 1917-м свергли. Упыри какие-то короче!

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

05. А ещё очень смешно показывали образы «буржуинов, западных рабовладельцев и всяких интервентов». На иллюстрации к гайдаровскому «Мальчишу-Кибальчишу» (рассказу из повести «Военная тайна») солдат «империалистических армий» рисовали во фраках, цилиндрах и лаковых туфлях — словом, во всём том, что было так ненавистно «трудовому народу») Вот вам смешно, а школьник в каком-нибудь Сургуте или Иркутске действительно верил, что всё так и было.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

06. Помимо чисто школьной «обработки», на советского ребёнка наваливалась ещё и пропаганда из «обычных» книжек. Особенно в этом усердствовал Сергей Михалков, детский поэт и по совместительству ярый сталинист. Драматург Анатолий Мареингоф рассказывал, что на одном из обедов в Кремле Сергей Михалков, заикаясь (зная, что это нравится Сталину) выклянчил у последнего недоеденный чебурек — «Иосиф Виссарионович, это мне на память!»

О чём писал любитель сталинских объедков? У меня в библиотеке есть собрание его стихов, изданное в 1953 году. Там очень много всего интересного, что повыбрасывали из более поздних изданий, особенно после 1956 года.

Вот, например, стихотворение про использование детского труда на заводах во времена СССР. Следите за руками — то, что дети работали в царской России — это очень плохо и вообще против этого боролись большевики. А то, что те же дети вместо учебы работают и во времена СССР — это очень хорошо и вообще прогресс.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

07. Вот тоже замечательное стихотворение, отражающее шпиономанию 1930-х годов — школьники отловили неизвестного прохожего и тут же сдали его «в органы». Разумеется, всем известно, что если ты гуляешь и не имеешь документов — то ты агент империалистической разведки. Стучи на всех, сдавай прохожих.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

08. Ещё по таким книгам очень интересно наблюдать, как формировался и к 1940-50-м годам уже сформировался полностью культ личностей Ленина и Сталина. Бертран Рассел, Карл Поппер, а также более поздние исследователи тоталитарных идеологий XX века, воде Сэма Харриса, отмечали, что коммунистическая идеология была построена по образцу классичиеской авраамической религии — с догматикой, чудесами, пророками и даже «тем светом» — коммунизмом, в который мы все обязательно попадём.

Даже сам поход в музей Ленина напоминает поход в храм — музей представляет собой большой красивый красный дом, похожий на дворец, в который мальчика ведет в воскресенье старшая сестра.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

09. В музее рассказывается про житие гражданина Ульянова, выслушивать про которое нужно с благоговейным трепетом, причём сакрально-духовное значение приобретает даже чайник Вождя, на который хочется смотреть и смотреть, не отрываясь.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

10. В конце стихотворения про музей описана присяга «юных ленинцев», что очень напоминает религиозное причастие, тоже практикующееся во многих религиях. А на страничке справа размещен тоже очень интересный стишок под названием «Счастье», в котором автор признаётся в своей любви к Сталину, который «обнимал всех детей на свете», вы только вчитайтесь в эти строки:

«В день парада,

В утро Первомая,

В майский день весенней чистоты,

Девочку высоко поднимая,

Принял вождь

Из детских рук цветы.

Тот, кто был тогда у стен кремлёвских, —

Тот душой и сердцем понимал:

В этот миг

Наш Сталин по-отцовски

Всех детей на свете обнимал!

Всех детей на свете:

Честных, дружных,

Тех, кто счастлив,

Тех, кто угнетён

Белых,

Чёрных,

Северных и южных,

Всех народов

Наций

И племён…»

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

11. Или вот, например, стихотворение «Смена». Речь в нём идет про то, что в районе Красной площади остановились автомобили и пропускают через переход группу детей из детского сада.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

12. Мысленно рассуждая о том, кем станут эти дети, пассажиры приходят к мнению, что дети обязательно станут «ленинцами, сталинцами и коммунистами». Это как если бы сейчас кто-то, глядя на пятилетних детей, всерьез рассуждал о том, что мол «вон идут будущие члены партии «Единая Россия»))

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

13. Не обошлось в пропагандистских стишках Михалкова и без «очернения запада», вот например стихотворение о советских детях, оставшихся после Второй мировой войны вне территории СССР. Флаг, который «полощется над ними», конечно же «чужой и надменный» (а каким еще может быть флаг Британии, в самом деле), а английским военным дети говорят «гутен таг». Зачем с англичанами здороваться по-немецки — автор не уточняет, и так сойдёт, иностранное слово же.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

14. А наиболее смешно выглядят рассуждения Михалкова о том, кем вне СССР станет условный «малыш из-под Пскова», здесь автор перечисляет ровно то, что как раз ждало бы малыша в СССР — солдат, шпион, раб, безмолвный рабочий скот в колхозе за трудодни.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

15. Помимо этого, в стихах Михалкова постоянно присутствует военная тематика, одного мальчика он обзывает «мимозой» за то, что тот не готов к тому, «чтоб стать пилотом, быть отважным моряком, чтоб лежать за пулемётом, управлять броневиком». Короче, не готов сгореть в танке за советскую бюрократию — ты не человек, а растение.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

16. Или вот. Даже простой урок подаётся как какая-то «военная игра». И после этого вы ещё удивляетесь, почему все поклонники СССР такие воинственные. Да у них что ни день — то баталия:)

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

Такие дела. Как видите, промывать мозги и готовить к лояльности к советской власти в СССР начинали уже с самого детства. Расскажите об этом посте друзьям, пусть тоже почитают.

А вы помните какие-нибудь образцы советской пропаганды из детства?

Расскажите, интересно)

disclaimer_icon

Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке…

  • Рассказы не для нервных читать
  • Рассказы наказание розгами на конюшне
  • Рассказы на украинском языке для начинающих
  • Рассказы на французском языке слушать
  • Рассказы на тему цивилизация и технологии