Рассказы моряков рыбопромыслового флота

Поздравленияприкольно истории про моряков и морские байки был у нас на судне матрос по кличке зайчик, весом так 110 кг,
Поздравления
20

ПРИКОЛЬНО
20

vk kopija

OK

instgram

Истории про моряков и морские байки

Был у нас на судне матрос по кличке «Зайчик», весом так 110 кг, 2 метра, сажень в плечах. Отличался от других любовью к сувенирам. Сувениры обычно сам выбирал в портовых барах. Например, увидит картину на стене, снимает ее, на плечо — и домой. Администрация — куда? Он — сувенир! Как в известной юмореске. Как правило, ему не отказывали
Теперь история. Дело в Китае, идет ремонт, на борту видео — не видео китайцев-рабочих. 11 вечера. Смотрю, Зайчик возвращается на борт из города и несет на плече огромное бамбуковое кресло (у нас такие в бутиках мебельных продают за бешеные деньги). Я — откуда дровишки? Он — сувенир, мля. Зашел, мол, во дворик отлить, гляжу — стоит. Сувенир!!! Ну, иди. Кресло поставили у трапа на вахте — сидеть очень удобно. Утром приходят рабочие — китайцы. Через некоторое время замечаю, что один из них уделяет креслу особое внимание, гладит его, трогает и т. д. Спрашиваю:
— Чего надо?
Он:
— Да так, ничего.
И продолжает в том же духе. Я:
— Да ты заел тут вертеться, что надо-то?
Он:
— МОЕ это! Во дворе вчера стояло, украли.
Я:
— Вооон того матроса видишь? — показываю на Зайчика. — Пойди с ним поговори.
Он смотрит в его сторону, поворачивается ко мне и говорит:
— Обознался. Не мое, — и быстро удаляется.
А вы говорите, авторитета у державы нет…

***

Протокол допроса русского моряка в полиции Хоккайдо переведенный буквально

 — Откуда пришло ваше судно?
— Откуда надо, оттуда, продажная женщина, и пришло.
— Отвечайте прямо на мой вопрос!
— Зачем я, продажная женщина, тебе прямо на твой покрытый калом вопрос отвечать буду?
— Ваш капитан сказал, что ваше судно пришло из Находки. Это правда? Вы подтверждаете этот факт?
— Этот, продажная женщина, капитан, самка собаки, гонит, продажная женщина, а вы ему верите, вступившие в половой контакт вы в рот! Он вам, продажная женщина, наврёт — а вы, самка собаки, ему поверите!
— С какой целью вы имели в своей каюте оружие?
— В какой мужской половой орган каюте?! Какое на мужской половой орган оружие?!
— Два пистолета Макарова.
— Да их, продажная женщина, мне какая-то обнаженная головка мужского полового органа подкинула!
— Вы уверены, что это не ваши пистолеты?
— Вот, продажная женщина! Говорю: не мои это «Макаровы».
— Как вы объясните тот факт, что на обоих пистолетах обнаружены отпечатки ваших пальцев?
— Каких, в женский половой орган, пальцев?
— Ваших.
— Да пошёл ты во внутренний женский половой орган!
— Не ругайтесь, а отвечайте. Чистосердечное признание облегчит вашу участь.
— Не знаю я ни мужского полового органа! Продажные женщины вы все! За что арестовали то? Самки собаки!
— Вы пока не арестованы, а только задержаны. Через несколько часов прокурор рассмотрит наше представление и примет решение о том, подписывать ордер на ваш арест или нет.
— Ягодицы с ручкой! Прокурор мужского полового члена! Вам Курилы свои, покрытые калом, получить хочется! Вот вы над нами и издеваетесь, продажные женщины!
— Курилы здесь нипричём! Отвечайте на вопрос о пистолетах!
— Половой орган моржа-самца, а не «отвечайте»!
— Прекратите ругаться! С какой целью вы хотели ввезти пистолеты? Кому вы их хотели продать или передать?
— Мужского полового органа тебе лысого, а не «передать»! Не буду ни мужского полового органа говорить, продажная женщина!
— Где вы взяли эти пистолеты?
— Пошел ты на мужской половой орган с этими пистолетами!
— Вы привезли эти пистолеты с собой из Находки?
— Из мужской–половой-орган-одки!
— Из Владивостока?
— Из мужской–половой-орган-ока!
— Вы так и будете неясно выражаться?
— Я, продажная женщина, ясно выражаюсь: катись ко вступившей в половую связь матери!

Растерявшийся японский полицейский, поняв, что нужно временно перейти к другой теме, меняет тактику. Но его ждёт очередное разочарование:

— Ваше семейное положение?
— А?
— У вас есть семья?
— Какая, на мужской половой орган, семья? На мужской половой орган мне семья? Ну её в ягодицы, эту семью!
— С кем из ваших родных в России мы можем связаться, чтобы сообщить о вашем задержании?
— Я, продажная женщина, тебе, продажная женщина, официально заявляю, что, во-первых, никаких покрытых калом Курил вы от нас ни мужского полового органа вы никогда не получите, и, во-вторых, продажная женщина, никому, продажная женщина, ничего сообщать не нужно. Я сам, продажная женщина, кому надо сообщу!

 

 

 
Жил-был моряк. Так как был он холостым, то друзья подарили ему двух хомячков. Вскоре надо было идти в рейс и мужик озаботился пристраиванием хомяков по знакомым, те — наотрез. Он, добрая душа, долго думал и решился оставить их дома. Устроил им гнездо из газет, накупил кормов и  хитроумных кормушек-поилок, оставил на всякий случай капать кран в ванной, в час по чайной ложке, положил дощечки, чтобы они туда лазали…
Казалось, продумал все до мелочей…
НЕ ВСе!!! :)))
Возвращается через 8 месяцев, открывает дверь — ВСе деревянное и
бумажное в квартире — В ПЫЛЬ!!!, а навстречу ему несется сотни полторы
или две радостных хомячков разного размера…

***

Каждый год, летом, в последнее воскресенье июля, в Архангельске празднуют День Военно-морского флота. На Северной Двине выстраиваются военные корабли, на городской пляж суматошно стреляя во все стороны высаживается десант, потом народ гуляет по набережной, пьет пиво, вечером фейерверк и спящие любители пива под кустами, в общем, все, как положено!
За неделю до праздника центр города украсился красочными плакатами с надписью «С праздником-Днем Военно-морского Флота! ». Рядом с надписью гордо развевался Андреевский флаг, а на фоне флага плыл… американский авианосец. Звездно-полосатого флага на мачте не было, но в портовом городе народ в кораблях разбирается и «Кити Хок» от «Адмирала Кузнецова»
может отличить. Народ недоумевал. Оно понятно, совместная борьба с терроризмом и НАТО вроде как уже не враг, но все-таки!.. День какого флота празднуем, нашего или американского?
Плакаты висели три недели и сняли их только вчера. Теперь гадаем, не увидим ли следующей весной, на плакатах в честь Дня Победы, высадку американцев в Нормандии?

***

По молодости я работал радистом на рыболовном судне. Ну, работал – это громко сказано! День начинался с завтрака, потом преферанс в каюте и сладкий сон в радиорубке. Стоит заметить, что взятое с собой спиртное как раз закончилось, а у экипажа страшное похмелье (за день до этого был день варенья старпома).

История – Ровно в три часа ночи по коридорам нашей ржавой посудины прокатился ужасный, полный боли и безысходности вопль. Все вскочили, маты, ругань – сонные люди отчаянно разбегаются по своим постам (мало ли что случилось – спокойно можем идти ко дну, кораблю на металлолом уже лет пять как пора), никто не понимает в чём дело.

Минут через пять нашли источник воплей – главного механика, который забился в угол родного машинного отделения и мирно там боялся…

После стакана воды и пары пинков мех смог произнести «р-р-рука». Ещё через пару минут несчастный поведал как он, движимый желанием опохмелиться, слоняясь по нашему плавучему зоопарку, забрел в каюту к штурману.

Штурман был на вахте, каюта была открыта – в углу стояла стиральная машина, а на столе лежала книжка, что-то из хичкоковских ужастиков. Окончательно ослабевший без живительной влаги мех прилег на диванчик с книжкой. Далее цитата:

— «Читаю книгу. Вдруг слышу – из угла комнаты доносится утробное похрюкивание. Прислушиваюсь – прекратилось. Книжку уже не читаю. Лежу, вслушиваюсь. Снова что-то хрюкает и ба! У стиральной машинки поднимается крышка! Ну, я встал, подошел к стиралке, приподнимаю крышку, а оттуда ЧЁРНАЯ РУКА-А-А-А…» — и снова истерика…

Короче, наскоро составленная комиссия по выявлению нечисти на корабле (кэп и старпом) зашла в гости к штурману и извлекла из стиральной машинки (верхняя загрузка) канистру браги с надетой на неё диэлектрической перчаткой. В общем, рассекретили нашу со штурманом нычку…

***

Дело было в конце 90 годов в городе Киркинесе. Это северная Норвегия, в 6 километрах от российской границы. Там ремонтируются и просто стоят множество российских рыболовных пароходов… Соответственно по городу болтается множество наших моряков… И тоскуют по дому! Звонить в Россию из Норвегии не дешево, поэтому был найден альтернативный вариант! Если отойти от города совсем не далеко и взобраться на сопку, то там ловят российские мобильные сети… к этой сопке ведет проселочная дорога и никаких признаков жизни вокруг! Поэтому на этой горе по вечерам сидело множество моряков и болтало по телефонам.

И вот как то прямо перед новым годом отправился я на эту сопочку, что бы поздравить своих женщин с наступающим праздником… иду и никому не мешаю… абсолютно трезвый… Вдруг навстречу мне едет полицейская машина… они тоже заинтересовались, куда может идти человек, прямо перед новым годом куда то в тундру!! И так как норвежская полиция более доброжелательно относится к людям, чем наша, то они остановились и очень вежливо поинтересовались, куда я иду, не заблудился ли я и не нужна ли мне помощь! И я как на духу им честно и сказал, иду, что бы позвонить домой… у норвежских полицейских наступила легкая заминка… они долго и мучительно соображали… потом до них медленно дошло, что дальше нет ни жилья, ни тем более телефонных будок!! Пришлось дальше им объяснять! И так как мой английский далеко не совершенен, я как мог объяснил… что хочу взобраться на эту гору и поздравить близких с наступающим…. Вот тут то они просто впали в ступор… до них никак не могло дойти, зачем для этого надо карабкаться на очень приличную гору по пояс в снегу… пришлось им объяснять особенности национальной связи… потом вместе посмеялись…

***

Далекие 80-е годы. Средиземное море. Две эскадры – советская и натовская (считай США) контролируют друг друга. Гоняются друг за другом, следят кто куда пошел и прочее. Покуда происходят эти военные игры, на якорь становится наш танкер. Матросам скучно, и решают они на переходной палубе между надстройками натянуть волейбольную сетку и размяться. Размеры палубы позволяют это сделать, мячик веревкой привязали, что бы за борт не улетел, и дело пошло. Резвятся как стадо молодых бизонов, развлекаются.
Через какое-то время образовались и болельщики – стал прилетать вертолет с натовского авианосца. Повиснет в десяти метрах от палубы и смотрит. Ветром от винтов мячик уносит в сторону – игре капец наступает. И так каждый день происходит. Мешают играть нашим морякам. Естественно, что те, такую обиду стерпеть не могли и решили действовать. На пятый день такого наблюдения один из механиков спокойным шагом сходил в каюту и вернулся с крупнокалиберной рогаткой (ночью из стальных прутьев сварили). Примотали эту «зенитку» к леерам, зарядили болтом побольше и запустили снаряд со сверхзвуковой скоростью в сторону «фанатов». Вертолет качнуло так, что из него чуть не вывалились наблюдатели, да и вмятина в корпусе образовалась еще та. Больше не прилетали.
Но на этом история не заканчивается. Матросам все равно скучно, а когда нашему человеку скучно, он способен на любые глупости. Вот и тут, мозг кипит от потребности чего-то придумать. И придумали таки. Поймали баклана (размах крыльев около полутора метров) нарисовали ему под крыльями красные звезды и отпустили в свободный полет. В виду того, что натовские корабли ходили кругами тут, то можете себе представить их лица, когда вот такой вот наш «сокол» прошел над их головами.

***

Эстонскому флоту посвящается. Был в Эстонском флоте корабль «Ахти» — убийца авианосцев. Способ изготовления: берёте норвежское китобойное судно 1960 года постройки 20 метров длиной,  отколупываете пушку против китов и ставите пушку против самолётов образца 1937 г., красите в серый цвет, готово дело. Команда отборная, в смысле отбор происходит по принципу российского  стройбата. Итак: пятница, вечер, «Ахти» назначают дежурным кораблем. Капитан строит команду и говорит: мы дежурим, никому не уходить, а у меня дела, буду завтра до поднятия флага или  послезавтра.
Только кэп скрылся, команда услышала повтор истории, но уже от стар-меха, на этом офицеры закончились. На стихийном митинге матросы постановили:
1 Анархии не допускать;
2 Разобраться, что означает приказ, не уходить.
3 При многократном переводе русский-эстонский, эстонский-русский получилось, что приказ звучал как: на дежурном корабле оставить дежурного матроса (если будет скучать, пусть по флоту пройдется и ещё 2х-3х дежурных наидёт).
4 Команда из армии не уходит, а организованно как и подобает эстонским морякам идёт в кабак.
5 Быстро согласно принятым решениям и поступили. Через три часа поступает приказ: тревога, дежурному кораблю выйти в море. Командующий Эстонским флотом Т. Кыутс. Звонок вахтенному
офицеру базы принял помощник, старший матрос, решивший не тревожить начальство такими пустяками, а сам передал на «Ахти», ну типа страна маленькая, можно и в глаз получить от  сослуживцев, найдут. На «Ахти» пьяный дежурный по команде тревога побежал в кабак за командой, так как неприлично двум офицерам командовать одним матросом. Вернулись удачно.
Следующий этап, найти офицеров. Сложность в том, что капитан знает телефон старшего механика и наоборот, на базе никто. Вахтенный принимает нестандартное решение, как никого не подставить, и звонит командующему базы флота с вопросом о номере телефона своего командира, а то ему командующий  флотом звонил по поводу тревоги, а вахта его найти не может, в ответ
услышал что все в порядке, сейчас все уладят. В результате капитана и стар-меха встречало, а корабль провожало все высшее начальство флота. На мероприятии и на подготовке к нему ни одного приличного слова не звучало,  даже предлоги какие-то матерные были. Корабль отшвартовываетса за секунды, не экипаж а морские ниньзя, обнаружить можно только по запаху, чеснок+лавровый лист, жуют постоянно как жвачку. Отходит на 20 метров и гаснет главный двигатель. Один из команды подумал тогда, нас утопят силами остального флота, а скажут что это российское секретное оружие и всем хорошо, Россию боятся, Эстонию жалеют деньгами, а эти козлы умирают героями. Не успели, корабль наваливается на правый створ порта, матросы на месте, встают на нужный курс, заводятся, уходят. Вопрос, что за маневры? В машинном отделении есть расходный топливный танк с мерною трубкой которая при полностью полном баке и при полностью пустом выглядит
одинаково, почти. Перепутали. Все эстонские моряки пострадали  только морально.

 

 

 
В конце 80-х проходил я срочную службу в частях доблестной морской пехоты Тихоокеанского флота. Естественно, принадлежностью к морпехам гордились, круче себя никого не видели и т. д
Идут совместные учения с не менее доблестными (без сарказма!) вьетнамскими воинами. Но больно уж вид у вьетнамских воинов непрезентабельный — метр с кепкой на коньках. Ну и давай мы, 19-летние оболтусы, над ними потешаться — то сразу двоих за шкварник кто-нибудь поднимет, то обопрется бедному вьетнамцу локотком об голову, аки об столбик. Наши восточные друзья терпели с неизменной улыбкой на  скуластых физиях все проделки советских братьев по оружию, хотя было каждому уж лет по 25. Но всякому терпению приходит конец даже у загадочых восточных народов.  Все закончилось грандиозной дракой. Стыдно было вспоминать, но таких звездюлей я не получал ни до, ни после. Доблестная советская морская пехота на полных парах, в кильватерном строю, с разбитыми физиономиями, преследуемая грозным противником была загнана в казармы, где и забаррикадировалась. Я стал старше и, надеюсь, умнее.
НЕ ОЦЕНИВАЙТЕ ЛЮДЕЙ ПО ВНЕШНОСТИ!!!!
а тем вьетнамцам — спасибо за науку……..

***

В Антигуа, кроме нас восьмерых русских никого нет и похоже никого до нас особенно и не было.
Ночь, уставшие наконец-то легли спать после дневной тренировки.
Яхты стоят рядком у пирса борт к борту, любой звук отлично слышен через несколько тонких корпусов. Внезапно просыпаюсь от какого-то хорового шума. На соседней яхте немцы что-то празднуют.
По голосам понимаю, что это наш капитан (дядя 50 лет), взяв с собой водки пошел наводить международные отношения. Пьянка явно удалась и уже заканчивается: капитан учит немцев произносить вразу «все чудесно» по-русски.
Фраза повторяется хором человек из 10-ти в ночной тишине уше раз пятнадцатый, причем на мой взгляд совсем без акцента, и получается гораздо лучше чем у пьяного капитана.
Заплетающийся голос:
«Нет не так! Надо Всьио чьуюдесно!
Хор: «Все чудесно!»
— Все чудесно
хор: «Все чудесно!»

Б… Сон прошел уже совсем.
Слышно как капитан спрыгивает на берег, поворачивается к своим новым немецким друзьям лицом и произносит прощальную фразу, за которую ему сразу простили весь этот дебош:
«А на последок я вам скажу, ЕБИТЕСЬ ВЫ ВСЕ КОНЕМ!»

И окрепшим шагом направляется на свою яхту.
Общее ржание нашей яхты показало, что никто не спал.

***

Вот вам настоящий рассказ военного моряка. Он мне рассказал его лично, а уж если где приврал, все вопросы направляйте почтой в Мурманск, откуда он родом.
В прошлом году эсминец «Несокрушимый», на котором служит Максим Д., отправили к берегам Сомали, в Аденский залив. Там, как вы знаете, пошаливают пираты. Они люди бедные и голодные, а голод такая штука — не то что пиратом, каннибалом заделаешься. Нет, честное слово, вы знаете, как эти сомалийцы захватывают корабль? Они, попав на борт, первым делом идут и грабят припасы, тушёнку-сгущёнку, сухари всякие. А потом, наевшись от пуза, уже заявляют всему миру, что, дескать, пришли за выкупом. Это они для солидности заявляют, не верьте. Они нападают, чтобы покушать.
Ну так вот. Однажды на «Несокрушимый» поступил сигнал тревоги — плывущий неподалёку кораблик был атакован пиратскими катерами. Наши молодцы бросились на подмогу, и через два часа погони кораблик был освобождён, а пиратское отродье — обезоружено, связано и переведено на «Несокрушимый». Там их бросили в специальные каюты, вроде как тюремные.
В первую же ночь один из пиратов, какой-то молодой парень, страшно разревелся. Максим подошёл к каюте и спросил, что ему нужно. Парень на ломаном английском объяснил, что ему всего девятнадцать лет, что работу в Сомали трудно найти, и поэтому он подался в пираты, а так он жутко честный человек. И ещё парень сказал, что очень-очень не хочет в тюрьму и просит его отпустить.
Максим подумал немного, а потом сказал:
— Подожди, я сейчас вернусь и кое-что тебе покажу.
Через пять минут Максим вернулся, держа в руках фотоальбом.
— Вот смотри, это моя родина — Мурманск.
С фотографии глядели жуткие серые хрущобы, построенные на голом пустыре.
— У нас всегда очень сыро и холодно, и летом нельзя гулять в шортах. А зимой всё время ночь. Понимаешь? Три месяца не бывает солнца. И половина города сидит без работы. Как ты думаешь, это страшно?
— Страшно.
— Смотри дальше. Вот это — моя однокомнатная квартира. Я живу здесь вместе с женой, тремя детьми и собакой. Потолки низкие, и крыша всё время протекает. Как ты думаешь, это страшно?
— Страшно.
— Нет, дружок, это ещё не страшно. Страшно будет сейчас. Смотри. Вот это — моя жена!
Парень посмотрел на Максима с ужасом, и с тех пор больше не ревел и ни разу ни о чём не попросил.

***

В одесском порту пришвартовался боевой корабль. На него была организована экскурсия школьников. Но две 14-летние девушки прибыли за час до начала экскурсии. В это время на корабле проходил телесный медосмотр, приуроченный к появлению на Черноморском флоте сифилиса. Шесть моряков заразились болезнью, отдохнув с «ночной бабочкой». И флотское начальство строго подошло к вопросу здоровья экипажа. Девочки вышли на пирс и стали рассматривать корабль. А на палубе стоят 250 бравых моряков в трусах и тапочках. И в этот момент звучит команда дежурного по кораблю:

— К медицинскому осмотру на предмет сифилиса трусы спустить!

И все 250 человек в две секунды остались в одних тапочках. Школьниц потом еле уговорили зайти на корабль.

***

Морская история.
В грозные сталинские годы мой отец служил в Н-ской военно-морской базе, расположенной в 23-х километрах к западу от столицы одного небольшого прибалтийского государства.
Приходит к нему оперный уполномоченный Х., чей инициал совпадает с первой буквой этой столицы, и докладывает, что в совсекретной Базе завелся шпиен, который шифрдонесениями завербованной половым путем агентуре в Союзе подрывает мощь державы через сведения, которые коварно раскрывают секретные маневры Краснознаменного флота. Требует санкций на
арест по расстрельной 58-й статье. Приводит в доказательство перехваченное цензурой письмо:
«Деревня Н. Н-ской области. Нюсе Н.
Дорогая Нюся, давно тебя не видел, но во сне завсегда помню наш Н-ский сеновал. Пишу редко, так как служу на военном корабле и постоянно нахожусь в дальних морских секретных походах из порта Гамак в порт Камбуз, оттуда в порт Гальюн и обратно. Отличник боевой и политической службы Н». Вот Вам сегодня, может быть, смешно, а папаше, который облаял по известному морскому диалекту опера и положил это дело под сукно, Военный Совет Н-ского флота с подачи органов объявил строгий выговор за потерю соцбдительности. Гуманность проявили, а могли бы и шлепнуть вместе с матросом Н. по известной статье. Дело-то было в 1949 году.

***

70-е годы, битва двух мировых систем за «умы и души» на африканском континенте. Коронация нового царька в одной из банановых республик. США и СССР тут же с подарками. Теплоход из Одессы везет боевой вертолет. Заходя в порт, команда высыпает на палубу, ожидая теплый прием, море цветов, оркестр и журналистов, и ничего этого не обнаруживает. После  швартовки и непродолжительных выяснений ситуации оказывается, что в то же самое время в другом порту судно из Штатов выгружает свой подарок — роскошную океанскую яхту. Король, видимо, решив, что плавать на яхте гораздо больший кайф, чем летать на вертолете, отправился со всем «двором» туда.

Поглазев пару дней на опустевший порт (да и весь город), команда начинает чувствовать себя в чем-то обиженной за себя и за страну. Яхта яхтой, но по стоимости с вертолетом не сравнить. В конце концов, жутко матерясь, своими же грузовыми стрелами (местных грузчиков не найти, да и веры им никакой нет) вываливает ящик с вертолетом на пирс, отчаливает и, не солоно хлебавши, возвращается в Одессу.

Прикол обнаружился уже в Одессе. Третий помощник, проверяя по приходу состояние трюма, нашел в дальнем углу какой-то длинный и узкий ящик. Более подробная инспекция быстро  пределила, что содержит он …. лопасти от советского подарка.

Морские анекдоты

Прикольные статусы моряков

Анекдоты про моряков подводников

Прикольные фотографии моряков

Поздравления моряков ВМФ в стихах и прозе


Поиск по сайту
20

Губернатор Севастополя Михаил Развожаев объявил об общегородской реинкарнации рыбного дня. Не то, чтобы в этот день мясо и птицу здесь забудут напрочь, как в советские времена. Просто по четвергам в городе русских моряков рыбу обещано продавать по сниженным ценам.

Городское правительство даже запустило социальную программу «Рыбный день», подвязав к этому основных участников регионального рыбопромышленного кластера. Речь о полутора десятках более-менее крупных промысловых компаний. «Скидка для горожан составит в среднем от 30 до 50% на шесть видов рыбной продукции — всего до двух килограммов в одни руки, — уточняет Развожаев в своем Instagram. — В регионе, где рыбный промысел — историческая отрасль, рыба должна быть доступна в первую очередь местным жителям — севастопольцам».

Губернатор уточнил ценники четверга. Например, черноморская ставрида должна стоить 150 рублей за килограмм вместо 250. Знаменитую султанку, она же барабуля, можно будет приобрести за 190 рублей вместо 400.

Первый же рыбный день показал — таки да, скидки есть. Однако нормальной рыбы нет! Ставридка настолько мелкая, что годится разве что котам. Четверговая барабулька вообще похожа на кашу из мальков. На базаре и в ресторанах еще можно купить нечто пристойное, только вот стоит оно совсем других денег.

— Посмотрите кильку, которую мы ловим! В спичечный коробок десяток поместится! Всегда считался нормальный размер четырехлетней кильки 10−15 сантиметров. А сейчас она пять, максимум шесть сантиметров. Идет реальное уничтожение черноморского шпрота, — утверждает Игорь Попков, известный эксперт рыбопромыслового флота Севастополя.

На самом деле, нынешние 5−8 сантиметров — не браконьерство и даже не брак. Это официально признанный российскими нормативами третий сорт. Контролирующие структуры, в том числе наука, не возражают против его добычи. В свою очередь промысловики оправдываются — третьесортная продукция имеет устойчивый спрос, а рыба мельчает во всем мире.

Причина не в промысле, а в естественной эволюции — вот основной аргумент отечественного бизнеса. Именно такую позицию отстаивает глава Ассоциации рыбопромышленников Севастополя и Крыма Валерий Сивочуб: «Смотрите, еще относительно недавно треска меньше 32 см не считалась 1-м сортом. Если она была мельче 25 см — сразу отправлялась на рыбную муку. Зато сейчас 16 сантиметров — товарный вариант…»

Рыбаки напоминают, что за соблюдением нормативов лова следит сейчас даже пограничное управление ФСБ по Республике Крым. Действительно, в нынешнем году силовиками было зафиксировано около четырехсот нарушений природоохранного законодательства со стороны рыболовов-промышленников. Однако нет ни одного случая самого серьезного нарушения — добычи донными тралами.

Такой трал, как плуг, буквально вспахивает придонный слой. После него растительность и животный мир практически погибают. В 70−80-е годы прошлого века именно донные тралы нанесли прибрежной зоне Крыма самый большой ущерб. Хотя севастопольцы с ностальгией вспоминают, каким богатым уловом наполнялись тогда трюмы местных сейнеров.

В украинские времена траловый вылов по дну активно продолжался. Сейчас правилами рыболовства для Азово-Черноморского рыбохозяйственного бассейна самые губительные донные тралы запрещены. Равно как и применение разноглубинных тралов в донном варианте траления. Для несведущих людей термины непонятные, однако ясно одно — море до сих пор не оправилось от прежнего беспредела. Богатство видов, численность, размер рыбы и близко не восстановились.

Регулярно оценивая биомассу водных ресурсов, Росрыболовство указывает размеры промысловых рыб, которых имеют право добывать крымские бригады. Хотя если т.н. «непромыслового размера» в сетях оказалось много, весь улов надо выпустить в море. Причем неважно, жива рыба или нет — якобы выбрасывают даже краснокнижных осетров, черноморского лосося, горбыля и морского петуха.

Ведущий научный сотрудник Севастопольского института биологии южных морей РАН Дмитрий Куцин подтвердил: рыба действительно мельчает во всем мире, и Черном море не исключение. Есть версия, что причиной тому служит потепление мирового океана. Плюс пагубную роль играет механика массового лова, из-за которой рыбная популяция тотально теряет экземпляры старшего возраста.

«Крупные рыбы редко доживают до своих предельных возрастов. Соответственно, ловится в основном молодь. Чем выше промысловая нагрузка, тем больше доля молоди будет в улове, — поясняет журналистам кандидат биологических наук Дмитрий Куцин. — Идет генетический отбор, фатальный для крупных и быстрорастущих рыб. В популяции остаются те, что помельче. Они не соответствуют промысловым размерам. То есть, имеют больше шансов оставить потомство. Мелкое превалирует, темп роста снижается, генетический признак закрепляется и воспроизводится».

Позиция ученых далека от оптимизма. Многие предлагают полностью закрыть промысел, чтобы популяция восстановилась демографически. Впрочем, тут же подтверждают — крупная рыба все равно появится очень нескоро, в лучшем случае через десятки лет.

Но больной вопрос, что же будут кушать дорогие россияне? Не секрет, нынешняя основная добыча — дешевый черноморский шпрот: килька, хамса и тюлька — являются продуктом стратегической пищевой безопасности страны. Прекратить добычу никто не решится.

Несколько иное решение отстаивает Игорь Попков, ветеран отрасли и новый начальник Азово-Черноморско-Каспийского филиала ФГБУ «Северный экспедиционный отряд аварийно-спасательных работ». Процитируем мнение этого опытнейшего специалиста:

— Сегодня основную массу рыбы в Черном море добывают средние рыболовецкие траулеры. Траулер может поднять на борт до 260 тонн и морозить до 60 тонн в сутки. Для моря это очень серьезный ущерб. Большой флот в большом количестве — далеко не всегда хорошо. У нас должны быть суда, размерный ряд которых не более 30 метров — типа СЧС, РС (маломерные рыболовные сейнеры, — ред.). У них 5−7 тонн — уже потолок, — говорит Попков.

Пересаживаться с больших судов на шаланды категорически не согласен лидер рыбопромышленников Валерий Сивочуб. Его коллегам куда ближе абстрактная гипотеза, связанная с ростом температуры воды. Сам Сивочуб доказывает, мол, несмотря на габариты и грузоподъемность, 55-метровые траулеры почему-то добывают столько же рыбы, сколько 30-метровые сейнеры:

— У среднего морозильного траулера такие же орудия лова и суточный вылов, как у маленьких судов. Но у траулера есть преимущества. Например, на сейнере невозможно разместить морозильное оборудование, он везет улов на берег. А ведь рыба, замороженная сразу на промысле — самая качественная. Плюс малым сейнерам нечего делать в море при плохой погоде, зато мы продолжаем работать.

Как бы там ни было, обновить стареющий рыбный флот черноморские предприятия пока не в силах. Причина банальна — нет денег. На хамсе и кильке много не заработаешь. Еще недавно власти заявляли про некие «возможные госсубсидии» на постройку десятка небольших сейнеров. За дело должны были взяться крымские верфи. Увы, пока подобная перспектива остается в плотном зимнем тумане.

История одного из самых известных символов русского флота – учебного барка, готовящегося отметить свой столетний юбилей

Гордый парусник с именем «Крузенштерн» сегодня узнают по всему миру. Ничего удивительного: не так много осталось больших парусных кораблей, которые к тому же совершают регулярные кругосветные плавания. И еще меньше тех, которые делают это, разменяв девятый десяток: в этом году «Крузенштерн» отмечает свое 95-летие! Построенный когда-то в веймарской Германии, доставшийся Советскому Союзу в качестве репарации, он стал символом отечественного флота и одной из его легенд. И к счастью, по сей день остается в строю. Хотя всего этого могло и не быть…

Учебно-парусное судно «Крузенштерн» во время Ганзейской регаты 2011 года, Росток

Младшая сестра по имени «Падуя»

Их называли «летучими П-лайнерами» – двенадцать парусных кораблей со стальными корпусами и стальными мачтами, которые гамбургская компания «Ф. Лайеш» начала заказывать на местных верфях с конца XIX века. Странное название серии расшифровывается просто: буква «П» появилась там потому, что имена всех судов начинались именно с нее, например, «Потоси», «Памир», «Пекин» или «Пруссия». Остальное в названии – перевод английского «Flying Liner», то есть «летучие лайнеры». Это название возникло волей моряков: они просто дали английскую расшифровку буквам «FL» на вымпелах своих кораблей. В действительности эта аббревиатура означала «Ф. Лайеш», то есть название компании-собственника.

Барк «Падуя» под полными парусами во время трансатлантического перехода, 1930-е годы

В большой семье «летучих П-лайнеров» четырехмачтовая «Падуя» была самой младшей сестрой. Большинство ее родственников были построены еще до Первой мировой войны. Уже во время нее, в 1917 году заложили четырехмачтовый «Привалль», а через шесть лет, в 1923-м – пятимачтовый барк «Потоси». Время парусников уходило, и потому закладка в 1925 году последнего, двенадцатого «летучего П-лайнера», получившего имя «Падуя», должно быть, немало удивило моряков. Впрочем, к тому времени заметная часть «П-лайнеров» была по разным причинам потеряна, и компании-владельцу требовались новые «летучие» суда.

Юнга барка «Падуя» на корме парусника, 1937 год

Сегодня, глядя на гордый профиль идущего под всеми парусами «Крузенштерна», трудно представить себе, что когда-то это судно было обычным грузовиком, да еще и возившим такой специфический груз, как селитра. Тем не менее именно ею и загружались трюмы парусника в чилийских портах. Почему для перевозки такого груза требовались именно парусные корабли? Все очень просто: доставка должна была быть быстрой, чтобы селитра не отсырела, а пароходы, которые были независимы от ветра, зависели от промежуточной бункеровки, то есть перегрузки дополнительного запаса угля, чтобы совершить такой длинный переход – через всю Атлантику, да еще и огибая мыс Горн.

Из Германии в СССР

Кроме роли грузовика, «летучие П-лайнеры», особенно построенные последними, выполняли еще и роль учебных судов. Громадным парусникам не хватало квалифицированных моряков, а кадетам – судов для практики, и дальние трансатлантические плавания позволяли решать обе задачи. Так что «Падуя», еще не догадывавшаяся, что носить это имя ей придется всего два десятка лет, с самого начала привыкла к молодым голосам временных членов своего экипажа.

Барк «Падуя» на рейде Глюксбурга, 1944 год

После первых коммерческих рейсов, во время которых «Падуя» раз за разом доказывала, что преимущество в скорости пока остается за парусниками, наступило время простоев: не было заказов. Когда они появились, пришлось возить австралийскую пшеницу вместо чилийской селитры, да и то нерегулярно. Всего до начала Второй мировой войны парусник успел совершить 16 рейсов с коммерческими грузами. Последний, 17-й, «Падуя» совершила в ноябре 1940 года, доставив в эстонский Ревель (нынешний Таллин) пиломатериалы. А потом паруснику уже не довелось выходить за пределы Балтики: представлявший прекрасную цель для авиации союзников, не имеющий противоминной защиты, он почти всю войну простоял у причалов в разных портах. Переходы из одного в другой и периодические короткие выходы в море в качестве учебного судна – все, что могла позволить себе «Падуя».

Курсанты и члены команды барка «Крузенштерн» во время шторма, 1950-60-е годы

Когда война закончилась, парусник оказался в Гамбурге, откуда ему и пришлось отправляться в последнее плавание с именем «Падуя». По условиям, согласованным лидерами стран антигитлеровской коалиции, парусник переходил в собственность Советского Союза в рамках репарационных выплат. 11 января 1946 года в порту Свинемюнде, который вернулся Польше и носил новое имя – Свиноуйсьце, корабль спустил вымпел компании «Ф. Лайеш», поднял советский военно-морской флаг и отправился в путь к берегам, у которых ему предстояло найти совершенно новую судьбу. В тот момент еще никто не догадывался, что «Падуя» станет единственным долгожителем среди «летучих П-лайнеров», совершающим регулярные дальние плавания.

Парусник для ученых

Новые хозяева красавца-парусника, получившего в феврале 1946 года имя «Крузенштерн», не очень понимали, что с ним делать. Первые годы судно провело у стенки в роли плавучей казармы Высшего военно-морского училища имени Дзержинского, пока в 1955 году группа энтузиастов парусного флота, в которую входил и его капитан Петр Митрофанов, не добилась разрешения вывести судно в плавание. После этого наконец было решено превратить «Крузенштерн» в экспедиционно-океанографическое судно, на котором будут проходить парусную практику курсанты военно-морских училищ.

Матросы из состава команды учебного парусника ВМФ СССР «Крузенштерн», середина 1960-х

Это стало поворотным моментом в судьбе «Крузенштерна». Переделанный под размещение курсантов и научных сотрудников барк приобрел совершенно новую «начинку», которая гарантировала, что в ближайшее время он не перестанет совершать дальние плавания. К тому же именно научных судов у Советского Союза в те годы было очень немного, тем более таких крупных, как этот парусник. Наконец, он имел и серьезные преимущества перед научными судами на паровом ходу, поскольку за счет парусного хода его можно было практически избавить от машинной вибрации, мешающей работе научных приборов, прежде всего гидроакустических.

Так в жизни бывшей «Падуи», нынешнего «Крузенштерна», начался новый этап — научный. В течение пяти лет судно входило в состав Океанографического отряда, пройдя 15 тысяч морских миль и выполнив колоссальный объем научных исследований. Причем в это время на нем размещалось больше людей, чем во все предыдущие годы. Помимо 120 человек команды, на «Крузенштерне» проходили практику 150 курсантов, а за научные исследования отвечала команда ученых численностью до 50 человек. Причем всем, и ученым в том числе, приходилось подчиняться военной дисциплине: пусть и экспедиционно-океанографическое, но судно оставалось частью военно-морского флота СССР. От боевых кораблей его отличала только белоснежная окраска корпуса – как у всех научных судов.

Воспитанница команды барка «Крузенштерн» медведица Маша на вантах, середина 1960-х

Среди ученых, которые выходили в регулярные плавания на «Крузенштерне», были как сотрудники гражданских научно-исследовательских институтов, так и военно-морских НИИ. Ведь даже в начале 1960-х, когда стартовала недолгая научная карьера парусника, Мировой океан оставался малоизученным, а военным требовалось, чтобы в нем стало как можно меньше белых пятен. И с этим «Крузенштерн» справлялся весьма успешно. Настолько, что когда его научная экспедиция открыла в глубоководном бассейне Канарских островов новую подводную гору, ее назвали «гора Крузенштерна» — в том числе в честь парусника.

Барк для рыбаков

В 1965 году научная карьера «Крузенштерна» завершилась, и перед парусником вновь, как прежде, замаячила перспектива уничтожения. Получивший новые океанографические суда военно-морской флот вывел парусник из состава Океанографического отряда и вообще из состава ВМФ, а никакие другие морские ведомства не хотели принимать столь хлопотное хозяйство. Как и раньше, судно спасли его офицеры-энтузиасты, добившиеся включения барка в состав учебного флота Министерства рыбного хозяйства.

Курсанты училища рыбопромыслового флота, проходившие практику на «Крузенштерне», 1980-е годы

Человеку, мало знакомому с подготовкой моряков, такое решение может показаться странным. Ну зачем рыбакам парусник, да еще такой большой?! В действительности практика на барке давала курсантам высших морских училищ рыбопромыслового флота ценнейшие навыки ориентирования в море, управления большим судном, в конце концов проверяла на верность выбранной профессии, ведь управляться с парусами во время шторма – дело не только трудное, но и рискованное.

Портом приписки «Крузенштерна» стала Рига, где он вошел в состав Балтийского отряда учебных судов и где в его официальное название навсегда вошли слова «учебно-парусное судно». Даже окраска у барка сменилась на черную с белой полосой: именно такую с давних времен носили учебные суда русского флота. Там же, в Риге, в 1973 году «Крузенштерн» получил и первое приглашение к участию в международной регате: в 1974-м он прошел вместе с другими большими парусниками по маршруту Рига – Копенгаген – Гдыня – Сен-Мало – Портсмут – Рига. Барк занял по итогам гонки четвертое место, но это было не так важно, как сам факт его возвращения в число крупных парусников, участвующих в международных регатах.

Участвовать в регатах «Крузенштерн» постоянно приглашают и сегодня, причем парусник то и дело оказывается в числе победителей, несмотря на то что существенную часть его команды составляют молодые курсанты. Рядом с ними то и дело оказываются просто любители парусного спорта и отдыха под парусами: за счет продажи таких услуг покрывается заметная часть расходов на содержание девяностопятилетнего судна. В активе «Крузенштерна» – три кругосветки, совершенные в 1995-96-м, 2005-2006-м и 2020-м годах, участие в международных историко-мемориальных экспедициях и множество других событий. Барк давно превратился в символ русского флота и России в целом, демонстрируя флаг нашей страны в самых разных уголках Мирового океана.

Учебно-парусное судно «Крузенштерн» во время Ганзейской регаты 2011 года, Росток

В 1991 году барк в очередной и, видимо, последний раз сменил порт приписки на Калининград. Сегодня «Крузенштерн» является учебно-парусным судном Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. Случайное, казалось бы, решение, принятое в середине 1960-х, решило всю судьбу «Крузенштерна», получившего возможность продлить свою активную жизнь на десятки лет. Последний из «летучих П-лайнеров», которые продолжают выходить в океанские плавания, он и свой столетний юбилей наверняка встретит тоже в море.

Yap
Рассказы моряков рыбопромыслового флота

Рассказы моряков рыбопромыслового флота
Продам слона

Регистрация: 10.12.04

Сообщений: 1488

 
grayworld
Рассказы моряков рыбопромыслового флота
Статус: Offline

Рассказы моряков рыбопромыслового флота
Шутник

Регистрация: 18.02.21

Сообщений: 67

Приветствую Товарищи!
тут вопрос у меня , озадачился приобретением баржи , сухогруза или плавмагазина , метров писят длинной.
говорят — капитанские права нужны.
вот вопрос — как и где быстро и ловко обучиться и получить дипломы и все необходимые знания?

вот такое судно надо , примерно — на картинке.

так и тоже интересно где и как приобретать , нюансы всякие.

 
каратау
Рассказы моряков рыбопромыслового флота
Статус: Offline

Рассказы моряков рыбопромыслового флота
Приколист

Регистрация: 3.04.19

Сообщений: 329

Сначала надо реку выкопать , могу продать лопату

Размещено через приложение ЯПлакалъ

 
Sergvp
Рассказы моряков рыбопромыслового флота
Статус: Online

Рассказы моряков рыбопромыслового флота
Балагур

Регистрация: 21.09.17

Сообщений: 934

Если она в регистре зарегистрирована- только наёмный капитан тебе поможет. Если в ГИМС- тогда проще.

 
shaman12
Рассказы моряков рыбопромыслового флота
Статус: Offline

Рассказы моряков рыбопромыслового флота
Хохмач

Регистрация: 1.08.18

Сообщений: 680

Сперва сплавай в поход или сходи в плавание

biggrin.gif

 
tirlan
Рассказы моряков рыбопромыслового флота
Статус: Offline

Рассказы моряков рыбопромыслового флота
Приколист

Регистрация: 5.01.10

Сообщений: 356

Зачем ? Просто купи. Мы потом видео посмотрим, как ты под мостом застрял, зелени тебе насыпем.

Размещено через приложение ЯПлакалъ

 
BuDilNick
Рассказы моряков рыбопромыслового флота
Статус: Offline

Рассказы моряков рыбопромыслового флота
Ярила

Регистрация: 22.12.14

Сообщений: 1315

Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота
Волго-Каспийский морской рыбопромышленный колледж
Волжская государственная академия водного транспорта
Государственная морская академия имени адмирала С.О. Макарова
Государственная морская академия имени адмирала Ф.Ф. Ушакова
Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, Новосибирск
Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова
Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет
Институт водного транспорта имени Г.Я. Седова
Институт морских технологий Астраханского государственного технического университета
Институт рыбного хозяйства Астраханского государственного технического университета
Калининградский государственный технический университет
Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет
Морская академия Мурманского государственного технического университета
Морской государственный университет имени адмирала Г.И. Невельского
Московская государственная академия водного транспорта
Новосибирская государственная академия водного транспорта
Санкт-Петербургский государственный морской технический колледж
Санкт-Петербургский государственный морской технический университет
Санкт-Петербургский государственный университет водных коммуникаций
Санкт-Петербургский колледж водного транспорта
Санкт-Петербургский морской рыбопромышленный колледж
Севастопольская морская академия

Тут еще коледжи

Это сообщение отредактировал BuDilNick — 12.10.2021 — 22:34

 
grayworld
Рассказы моряков рыбопромыслового флота
Статус: Offline

Рассказы моряков рыбопромыслового флота
Шутник

Регистрация: 18.02.21

Сообщений: 67

Цитата (Reichstag @ 12.10.2021 — 22:31)
В переходе купи
 
Tormund18
Рассказы моряков рыбопромыслового флота
Статус: Online

Рассказы моряков рыбопромыслового флота
Приколист

Регистрация: 16.12.17

Сообщений: 317

Правильно, что сюда зашел с этим вопросом.
здесь все поголовно капитаны и владельцы танкеров и сухогрузов.
Лоцманы, моряки, юнги и Par9.

alik.gif

sm_biggrin.gif

 
Вокс
Рассказы моряков рыбопромыслового флота
Статус: Offline

Рассказы моряков рыбопромыслового флота
белый негр

Регистрация: 30.03.16

Сообщений: 535

Цитата
вот вопрос — как и где быстро и ловко обучиться
 
grayworld
Рассказы моряков рыбопромыслового флота
Статус: Offline

Рассказы моряков рыбопромыслового флота
Шутник

Регистрация: 18.02.21

Сообщений: 67

Цитата (Sergvp @ 12.10.2021 — 22:33)
Если она в регистре зарегистрирована- только наёмный капитан тебе поможет. Если в ГИМС- тогда проще.

это расходы и лишние движения.
по этому и хочу стать сам капитаном.

 
BigCap
Рассказы моряков рыбопромыслового флота
Статус: Offline

Рассказы моряков рыбопромыслового флота
Ярила

Регистрация: 3.07.16

Сообщений: 23352

речные доки?
Так узнайте в судоходной инспекции бассейна.

 
BuDilNick
Рассказы моряков рыбопромыслового флота
Статус: Offline

Рассказы моряков рыбопромыслового флота
Ярила

Регистрация: 22.12.14

Сообщений: 1315

Цитата (grayworld @ 12.10.2021 — 22:34)
Цитата (Sergvp @ 12.10.2021 — 22:33)
Если она в регистре зарегистрирована- только наёмный капитан тебе поможет. Если в ГИМС- тогда проще.

это расходы и лишние движения.
по этому и хочу стать сам капитаном.

люди 5 лет учатся! а ты хочешь быстро и ловко, так не бывает!

 
RoSh
Рассказы моряков рыбопромыслового флота
Статус: Offline

Рассказы моряков рыбопромыслового флота
Юморист

Регистрация: 11.05.20

Сообщений: 585

По пиратской традиции капитана выберает команда.
Поднимай Весёлого Роджера и полный вперёд!

Размещено через приложение ЯПлакалъ

Вопрос к Капитанам немаломерных судов.

 
grayworld
Рассказы моряков рыбопромыслового флота
Статус: Offline

Рассказы моряков рыбопромыслового флота
Шутник

Регистрация: 18.02.21

Сообщений: 67

Цитата (L3to @ 12.10.2021 — 22:33)
Ищите ближайший ГИМС

в гимсе до 22 метров , а мне писят надо — тока РРР регистрация и капитанский диплом.

 
sidch
Рассказы моряков рыбопромыслового флота
Статус: Offline

Рассказы моряков рыбопромыслового флота
Приколист

Регистрация: 31.07.12

Сообщений: 210

всё что больше 20м — пиздец , бери баржу колхозницу и радуйся.

 
grayworld
Рассказы моряков рыбопромыслового флота
Статус: Offline

Рассказы моряков рыбопромыслового флота
Шутник

Регистрация: 18.02.21

Сообщений: 67

Цитата (BuDilNick @ 12.10.2021 — 22:35)
Цитата (grayworld @ 12.10.2021 — 22:34)
Цитата (Sergvp @ 12.10.2021 — 22:33)
Если она в регистре зарегистрирована- только наёмный капитан тебе поможет. Если в ГИМС- тогда проще.

это расходы и лишние движения.
по этому и хочу стать сам капитаном.

люди 5 лет учатся! а ты хочешь быстро и ловко, так не бывает!

ну так это после 9го класса , а у меня вышаки и разношёрстные имеются — может курсы повышения квалификации какие есть?.

 
Топорез
Рассказы моряков рыбопромыслового флота
Статус: Offline

Рассказы моряков рыбопромыслового флота
Хохмач

Регистрация: 24.05.18

Сообщений: 658

Цитата
вот вопрос — как и где быстро и ловко обучиться и получить дипломы и все необходимые знания?

shum_lol.gif

Вопрос к Капитанам немаломерных судов.

 
BigCap
Рассказы моряков рыбопромыслового флота
Статус: Offline

Рассказы моряков рыбопромыслового флота
Ярила

Регистрация: 3.07.16

Сообщений: 23352

grayworld
тогда нанимайте человека и поступайте учиться.

 
grayworld
Рассказы моряков рыбопромыслового флота
Статус: Offline

Рассказы моряков рыбопромыслового флота
Шутник

Регистрация: 18.02.21

Сообщений: 67

Цитата (BigCap @ 12.10.2021 — 22:34)
речные доки?
Так узнайте в судоходной инспекции бассейна.

да речные , примерно понятно , буду звонить.
спасибо , добрый человек.

 

  • Рассказы моряков торгового флота ссср о своей работе
  • Рассказы михаила евдокимова видео
  • Рассказы михаила пришвина для 2 класса
  • Рассказы михаила зощенко для детей для 3 класса
  • Рассказы михаила зощенко читать