| Истории про моряков и морские байки Был у нас на судне матрос по кличке «Зайчик», весом так 110 кг, 2 метра, сажень в плечах. Отличался от других любовью к сувенирам. Сувениры обычно сам выбирал в портовых барах. Например, увидит картину на стене, снимает ее, на плечо — и домой. Администрация — куда? Он — сувенир! Как в известной юмореске. Как правило, ему не отказывали *** Протокол допроса русского моряка в полиции Хоккайдо переведенный буквально — Откуда пришло ваше судно? Растерявшийся японский полицейский, поняв, что нужно временно перейти к другой теме, меняет тактику. Но его ждёт очередное разочарование: — Ваше семейное положение?
*** Каждый год, летом, в последнее воскресенье июля, в Архангельске празднуют День Военно-морского флота. На Северной Двине выстраиваются военные корабли, на городской пляж суматошно стреляя во все стороны высаживается десант, потом народ гуляет по набережной, пьет пиво, вечером фейерверк и спящие любители пива под кустами, в общем, все, как положено! *** По молодости я работал радистом на рыболовном судне. Ну, работал – это громко сказано! День начинался с завтрака, потом преферанс в каюте и сладкий сон в радиорубке. Стоит заметить, что взятое с собой спиртное как раз закончилось, а у экипажа страшное похмелье (за день до этого был день варенья старпома). История – Ровно в три часа ночи по коридорам нашей ржавой посудины прокатился ужасный, полный боли и безысходности вопль. Все вскочили, маты, ругань – сонные люди отчаянно разбегаются по своим постам (мало ли что случилось – спокойно можем идти ко дну, кораблю на металлолом уже лет пять как пора), никто не понимает в чём дело. Минут через пять нашли источник воплей – главного механика, который забился в угол родного машинного отделения и мирно там боялся… После стакана воды и пары пинков мех смог произнести «р-р-рука». Ещё через пару минут несчастный поведал как он, движимый желанием опохмелиться, слоняясь по нашему плавучему зоопарку, забрел в каюту к штурману. Штурман был на вахте, каюта была открыта – в углу стояла стиральная машина, а на столе лежала книжка, что-то из хичкоковских ужастиков. Окончательно ослабевший без живительной влаги мех прилег на диванчик с книжкой. Далее цитата: — «Читаю книгу. Вдруг слышу – из угла комнаты доносится утробное похрюкивание. Прислушиваюсь – прекратилось. Книжку уже не читаю. Лежу, вслушиваюсь. Снова что-то хрюкает и ба! У стиральной машинки поднимается крышка! Ну, я встал, подошел к стиралке, приподнимаю крышку, а оттуда ЧЁРНАЯ РУКА-А-А-А…» — и снова истерика… Короче, наскоро составленная комиссия по выявлению нечисти на корабле (кэп и старпом) зашла в гости к штурману и извлекла из стиральной машинки (верхняя загрузка) канистру браги с надетой на неё диэлектрической перчаткой. В общем, рассекретили нашу со штурманом нычку… *** Дело было в конце 90 годов в городе Киркинесе. Это северная Норвегия, в 6 километрах от российской границы. Там ремонтируются и просто стоят множество российских рыболовных пароходов… Соответственно по городу болтается множество наших моряков… И тоскуют по дому! Звонить в Россию из Норвегии не дешево, поэтому был найден альтернативный вариант! Если отойти от города совсем не далеко и взобраться на сопку, то там ловят российские мобильные сети… к этой сопке ведет проселочная дорога и никаких признаков жизни вокруг! Поэтому на этой горе по вечерам сидело множество моряков и болтало по телефонам. И вот как то прямо перед новым годом отправился я на эту сопочку, что бы поздравить своих женщин с наступающим праздником… иду и никому не мешаю… абсолютно трезвый… Вдруг навстречу мне едет полицейская машина… они тоже заинтересовались, куда может идти человек, прямо перед новым годом куда то в тундру!! И так как норвежская полиция более доброжелательно относится к людям, чем наша, то они остановились и очень вежливо поинтересовались, куда я иду, не заблудился ли я и не нужна ли мне помощь! И я как на духу им честно и сказал, иду, что бы позвонить домой… у норвежских полицейских наступила легкая заминка… они долго и мучительно соображали… потом до них медленно дошло, что дальше нет ни жилья, ни тем более телефонных будок!! Пришлось дальше им объяснять! И так как мой английский далеко не совершенен, я как мог объяснил… что хочу взобраться на эту гору и поздравить близких с наступающим…. Вот тут то они просто впали в ступор… до них никак не могло дойти, зачем для этого надо карабкаться на очень приличную гору по пояс в снегу… пришлось им объяснять особенности национальной связи… потом вместе посмеялись… *** Далекие 80-е годы. Средиземное море. Две эскадры – советская и натовская (считай США) контролируют друг друга. Гоняются друг за другом, следят кто куда пошел и прочее. Покуда происходят эти военные игры, на якорь становится наш танкер. Матросам скучно, и решают они на переходной палубе между надстройками натянуть волейбольную сетку и размяться. Размеры палубы позволяют это сделать, мячик веревкой привязали, что бы за борт не улетел, и дело пошло. Резвятся как стадо молодых бизонов, развлекаются. *** Эстонскому флоту посвящается. Был в Эстонском флоте корабль «Ахти» — убийца авианосцев. Способ изготовления: берёте норвежское китобойное судно 1960 года постройки 20 метров длиной, отколупываете пушку против китов и ставите пушку против самолётов образца 1937 г., красите в серый цвет, готово дело. Команда отборная, в смысле отбор происходит по принципу российского стройбата. Итак: пятница, вечер, «Ахти» назначают дежурным кораблем. Капитан строит команду и говорит: мы дежурим, никому не уходить, а у меня дела, буду завтра до поднятия флага или послезавтра.
*** В Антигуа, кроме нас восьмерых русских никого нет и похоже никого до нас особенно и не было. Б… Сон прошел уже совсем. И окрепшим шагом направляется на свою яхту. *** Вот вам настоящий рассказ военного моряка. Он мне рассказал его лично, а уж если где приврал, все вопросы направляйте почтой в Мурманск, откуда он родом. *** В одесском порту пришвартовался боевой корабль. На него была организована экскурсия школьников. Но две 14-летние девушки прибыли за час до начала экскурсии. В это время на корабле проходил телесный медосмотр, приуроченный к появлению на Черноморском флоте сифилиса. Шесть моряков заразились болезнью, отдохнув с «ночной бабочкой». И флотское начальство строго подошло к вопросу здоровья экипажа. Девочки вышли на пирс и стали рассматривать корабль. А на палубе стоят 250 бравых моряков в трусах и тапочках. И в этот момент звучит команда дежурного по кораблю: — К медицинскому осмотру на предмет сифилиса трусы спустить! И все 250 человек в две секунды остались в одних тапочках. Школьниц потом еле уговорили зайти на корабль. *** Морская история. *** 70-е годы, битва двух мировых систем за «умы и души» на африканском континенте. Коронация нового царька в одной из банановых республик. США и СССР тут же с подарками. Теплоход из Одессы везет боевой вертолет. Заходя в порт, команда высыпает на палубу, ожидая теплый прием, море цветов, оркестр и журналистов, и ничего этого не обнаруживает. После швартовки и непродолжительных выяснений ситуации оказывается, что в то же самое время в другом порту судно из Штатов выгружает свой подарок — роскошную океанскую яхту. Король, видимо, решив, что плавать на яхте гораздо больший кайф, чем летать на вертолете, отправился со всем «двором» туда. Поглазев пару дней на опустевший порт (да и весь город), команда начинает чувствовать себя в чем-то обиженной за себя и за страну. Яхта яхтой, но по стоимости с вертолетом не сравнить. В конце концов, жутко матерясь, своими же грузовыми стрелами (местных грузчиков не найти, да и веры им никакой нет) вываливает ящик с вертолетом на пирс, отчаливает и, не солоно хлебавши, возвращается в Одессу. Прикол обнаружился уже в Одессе. Третий помощник, проверяя по приходу состояние трюма, нашел в дальнем углу какой-то длинный и узкий ящик. Более подробная инспекция быстро пределила, что содержит он …. лопасти от советского подарка. Морские анекдоты Прикольные статусы моряков Анекдоты про моряков подводников Прикольные фотографии моряков Поздравления моряков ВМФ в стихах и прозе
|
|
Губернатор Севастополя Михаил Развожаев объявил об общегородской реинкарнации рыбного дня. Не то, чтобы в этот день мясо и птицу здесь забудут напрочь, как в советские времена. Просто по четвергам в городе русских моряков рыбу обещано продавать по сниженным ценам.
Городское правительство даже запустило социальную программу «Рыбный день», подвязав к этому основных участников регионального рыбопромышленного кластера. Речь о полутора десятках более-менее крупных промысловых компаний. «Скидка для горожан составит в среднем от 30 до 50% на шесть видов рыбной продукции — всего до двух килограммов в одни руки, — уточняет Развожаев в своем Instagram. — В регионе, где рыбный промысел — историческая отрасль, рыба должна быть доступна в первую очередь местным жителям — севастопольцам».
Губернатор уточнил ценники четверга. Например, черноморская ставрида должна стоить 150 рублей за килограмм вместо 250. Знаменитую султанку, она же барабуля, можно будет приобрести за 190 рублей вместо 400.
Первый же рыбный день показал — таки да, скидки есть. Однако нормальной рыбы нет! Ставридка настолько мелкая, что годится разве что котам. Четверговая барабулька вообще похожа на кашу из мальков. На базаре и в ресторанах еще можно купить нечто пристойное, только вот стоит оно совсем других денег.
— Посмотрите кильку, которую мы ловим! В спичечный коробок десяток поместится! Всегда считался нормальный размер четырехлетней кильки 10−15 сантиметров. А сейчас она пять, максимум шесть сантиметров. Идет реальное уничтожение черноморского шпрота, — утверждает Игорь Попков, известный эксперт рыбопромыслового флота Севастополя.
На самом деле, нынешние 5−8 сантиметров — не браконьерство и даже не брак. Это официально признанный российскими нормативами третий сорт. Контролирующие структуры, в том числе наука, не возражают против его добычи. В свою очередь промысловики оправдываются — третьесортная продукция имеет устойчивый спрос, а рыба мельчает во всем мире.
Причина не в промысле, а в естественной эволюции — вот основной аргумент отечественного бизнеса. Именно такую позицию отстаивает глава Ассоциации рыбопромышленников Севастополя и Крыма Валерий Сивочуб: «Смотрите, еще относительно недавно треска меньше 32 см не считалась 1-м сортом. Если она была мельче 25 см — сразу отправлялась на рыбную муку. Зато сейчас 16 сантиметров — товарный вариант…»
Рыбаки напоминают, что за соблюдением нормативов лова следит сейчас даже пограничное управление ФСБ по Республике Крым. Действительно, в нынешнем году силовиками было зафиксировано около четырехсот нарушений природоохранного законодательства со стороны рыболовов-промышленников. Однако нет ни одного случая самого серьезного нарушения — добычи донными тралами.
Такой трал, как плуг, буквально вспахивает придонный слой. После него растительность и животный мир практически погибают. В 70−80-е годы прошлого века именно донные тралы нанесли прибрежной зоне Крыма самый большой ущерб. Хотя севастопольцы с ностальгией вспоминают, каким богатым уловом наполнялись тогда трюмы местных сейнеров.
В украинские времена траловый вылов по дну активно продолжался. Сейчас правилами рыболовства для Азово-Черноморского рыбохозяйственного бассейна самые губительные донные тралы запрещены. Равно как и применение разноглубинных тралов в донном варианте траления. Для несведущих людей термины непонятные, однако ясно одно — море до сих пор не оправилось от прежнего беспредела. Богатство видов, численность, размер рыбы и близко не восстановились.
Регулярно оценивая биомассу водных ресурсов, Росрыболовство указывает размеры промысловых рыб, которых имеют право добывать крымские бригады. Хотя если т.н. «непромыслового размера» в сетях оказалось много, весь улов надо выпустить в море. Причем неважно, жива рыба или нет — якобы выбрасывают даже краснокнижных осетров, черноморского лосося, горбыля и морского петуха.
Ведущий научный сотрудник Севастопольского института биологии южных морей РАН Дмитрий Куцин подтвердил: рыба действительно мельчает во всем мире, и Черном море не исключение. Есть версия, что причиной тому служит потепление мирового океана. Плюс пагубную роль играет механика массового лова, из-за которой рыбная популяция тотально теряет экземпляры старшего возраста.
«Крупные рыбы редко доживают до своих предельных возрастов. Соответственно, ловится в основном молодь. Чем выше промысловая нагрузка, тем больше доля молоди будет в улове, — поясняет журналистам кандидат биологических наук Дмитрий Куцин. — Идет генетический отбор, фатальный для крупных и быстрорастущих рыб. В популяции остаются те, что помельче. Они не соответствуют промысловым размерам. То есть, имеют больше шансов оставить потомство. Мелкое превалирует, темп роста снижается, генетический признак закрепляется и воспроизводится».
Позиция ученых далека от оптимизма. Многие предлагают полностью закрыть промысел, чтобы популяция восстановилась демографически. Впрочем, тут же подтверждают — крупная рыба все равно появится очень нескоро, в лучшем случае через десятки лет.
Но больной вопрос, что же будут кушать дорогие россияне? Не секрет, нынешняя основная добыча — дешевый черноморский шпрот: килька, хамса и тюлька — являются продуктом стратегической пищевой безопасности страны. Прекратить добычу никто не решится.
Несколько иное решение отстаивает Игорь Попков, ветеран отрасли и новый начальник Азово-Черноморско-Каспийского филиала ФГБУ «Северный экспедиционный отряд аварийно-спасательных работ». Процитируем мнение этого опытнейшего специалиста:
— Сегодня основную массу рыбы в Черном море добывают средние рыболовецкие траулеры. Траулер может поднять на борт до 260 тонн и морозить до 60 тонн в сутки. Для моря это очень серьезный ущерб. Большой флот в большом количестве — далеко не всегда хорошо. У нас должны быть суда, размерный ряд которых не более 30 метров — типа СЧС, РС (маломерные рыболовные сейнеры, — ред.). У них 5−7 тонн — уже потолок, — говорит Попков.
Пересаживаться с больших судов на шаланды категорически не согласен лидер рыбопромышленников Валерий Сивочуб. Его коллегам куда ближе абстрактная гипотеза, связанная с ростом температуры воды. Сам Сивочуб доказывает, мол, несмотря на габариты и грузоподъемность, 55-метровые траулеры почему-то добывают столько же рыбы, сколько 30-метровые сейнеры:
— У среднего морозильного траулера такие же орудия лова и суточный вылов, как у маленьких судов. Но у траулера есть преимущества. Например, на сейнере невозможно разместить морозильное оборудование, он везет улов на берег. А ведь рыба, замороженная сразу на промысле — самая качественная. Плюс малым сейнерам нечего делать в море при плохой погоде, зато мы продолжаем работать.
Как бы там ни было, обновить стареющий рыбный флот черноморские предприятия пока не в силах. Причина банальна — нет денег. На хамсе и кильке много не заработаешь. Еще недавно власти заявляли про некие «возможные госсубсидии» на постройку десятка небольших сейнеров. За дело должны были взяться крымские верфи. Увы, пока подобная перспектива остается в плотном зимнем тумане.
История одного из самых известных символов русского флота – учебного барка, готовящегося отметить свой столетний юбилей
Гордый парусник с именем «Крузенштерн» сегодня узнают по всему миру. Ничего удивительного: не так много осталось больших парусных кораблей, которые к тому же совершают регулярные кругосветные плавания. И еще меньше тех, которые делают это, разменяв девятый десяток: в этом году «Крузенштерн» отмечает свое 95-летие! Построенный когда-то в веймарской Германии, доставшийся Советскому Союзу в качестве репарации, он стал символом отечественного флота и одной из его легенд. И к счастью, по сей день остается в строю. Хотя всего этого могло и не быть…
Младшая сестра по имени «Падуя»
Их называли «летучими П-лайнерами» – двенадцать парусных кораблей со стальными корпусами и стальными мачтами, которые гамбургская компания «Ф. Лайеш» начала заказывать на местных верфях с конца XIX века. Странное название серии расшифровывается просто: буква «П» появилась там потому, что имена всех судов начинались именно с нее, например, «Потоси», «Памир», «Пекин» или «Пруссия». Остальное в названии – перевод английского «Flying Liner», то есть «летучие лайнеры». Это название возникло волей моряков: они просто дали английскую расшифровку буквам «FL» на вымпелах своих кораблей. В действительности эта аббревиатура означала «Ф. Лайеш», то есть название компании-собственника.
В большой семье «летучих П-лайнеров» четырехмачтовая «Падуя» была самой младшей сестрой. Большинство ее родственников были построены еще до Первой мировой войны. Уже во время нее, в 1917 году заложили четырехмачтовый «Привалль», а через шесть лет, в 1923-м – пятимачтовый барк «Потоси». Время парусников уходило, и потому закладка в 1925 году последнего, двенадцатого «летучего П-лайнера», получившего имя «Падуя», должно быть, немало удивило моряков. Впрочем, к тому времени заметная часть «П-лайнеров» была по разным причинам потеряна, и компании-владельцу требовались новые «летучие» суда.
Сегодня, глядя на гордый профиль идущего под всеми парусами «Крузенштерна», трудно представить себе, что когда-то это судно было обычным грузовиком, да еще и возившим такой специфический груз, как селитра. Тем не менее именно ею и загружались трюмы парусника в чилийских портах. Почему для перевозки такого груза требовались именно парусные корабли? Все очень просто: доставка должна была быть быстрой, чтобы селитра не отсырела, а пароходы, которые были независимы от ветра, зависели от промежуточной бункеровки, то есть перегрузки дополнительного запаса угля, чтобы совершить такой длинный переход – через всю Атлантику, да еще и огибая мыс Горн.
Из Германии в СССР
Кроме роли грузовика, «летучие П-лайнеры», особенно построенные последними, выполняли еще и роль учебных судов. Громадным парусникам не хватало квалифицированных моряков, а кадетам – судов для практики, и дальние трансатлантические плавания позволяли решать обе задачи. Так что «Падуя», еще не догадывавшаяся, что носить это имя ей придется всего два десятка лет, с самого начала привыкла к молодым голосам временных членов своего экипажа.
После первых коммерческих рейсов, во время которых «Падуя» раз за разом доказывала, что преимущество в скорости пока остается за парусниками, наступило время простоев: не было заказов. Когда они появились, пришлось возить австралийскую пшеницу вместо чилийской селитры, да и то нерегулярно. Всего до начала Второй мировой войны парусник успел совершить 16 рейсов с коммерческими грузами. Последний, 17-й, «Падуя» совершила в ноябре 1940 года, доставив в эстонский Ревель (нынешний Таллин) пиломатериалы. А потом паруснику уже не довелось выходить за пределы Балтики: представлявший прекрасную цель для авиации союзников, не имеющий противоминной защиты, он почти всю войну простоял у причалов в разных портах. Переходы из одного в другой и периодические короткие выходы в море в качестве учебного судна – все, что могла позволить себе «Падуя».
Когда война закончилась, парусник оказался в Гамбурге, откуда ему и пришлось отправляться в последнее плавание с именем «Падуя». По условиям, согласованным лидерами стран антигитлеровской коалиции, парусник переходил в собственность Советского Союза в рамках репарационных выплат. 11 января 1946 года в порту Свинемюнде, который вернулся Польше и носил новое имя – Свиноуйсьце, корабль спустил вымпел компании «Ф. Лайеш», поднял советский военно-морской флаг и отправился в путь к берегам, у которых ему предстояло найти совершенно новую судьбу. В тот момент еще никто не догадывался, что «Падуя» станет единственным долгожителем среди «летучих П-лайнеров», совершающим регулярные дальние плавания.
Парусник для ученых
Новые хозяева красавца-парусника, получившего в феврале 1946 года имя «Крузенштерн», не очень понимали, что с ним делать. Первые годы судно провело у стенки в роли плавучей казармы Высшего военно-морского училища имени Дзержинского, пока в 1955 году группа энтузиастов парусного флота, в которую входил и его капитан Петр Митрофанов, не добилась разрешения вывести судно в плавание. После этого наконец было решено превратить «Крузенштерн» в экспедиционно-океанографическое судно, на котором будут проходить парусную практику курсанты военно-морских училищ.
Это стало поворотным моментом в судьбе «Крузенштерна». Переделанный под размещение курсантов и научных сотрудников барк приобрел совершенно новую «начинку», которая гарантировала, что в ближайшее время он не перестанет совершать дальние плавания. К тому же именно научных судов у Советского Союза в те годы было очень немного, тем более таких крупных, как этот парусник. Наконец, он имел и серьезные преимущества перед научными судами на паровом ходу, поскольку за счет парусного хода его можно было практически избавить от машинной вибрации, мешающей работе научных приборов, прежде всего гидроакустических.
Так в жизни бывшей «Падуи», нынешнего «Крузенштерна», начался новый этап — научный. В течение пяти лет судно входило в состав Океанографического отряда, пройдя 15 тысяч морских миль и выполнив колоссальный объем научных исследований. Причем в это время на нем размещалось больше людей, чем во все предыдущие годы. Помимо 120 человек команды, на «Крузенштерне» проходили практику 150 курсантов, а за научные исследования отвечала команда ученых численностью до 50 человек. Причем всем, и ученым в том числе, приходилось подчиняться военной дисциплине: пусть и экспедиционно-океанографическое, но судно оставалось частью военно-морского флота СССР. От боевых кораблей его отличала только белоснежная окраска корпуса – как у всех научных судов.
Среди ученых, которые выходили в регулярные плавания на «Крузенштерне», были как сотрудники гражданских научно-исследовательских институтов, так и военно-морских НИИ. Ведь даже в начале 1960-х, когда стартовала недолгая научная карьера парусника, Мировой океан оставался малоизученным, а военным требовалось, чтобы в нем стало как можно меньше белых пятен. И с этим «Крузенштерн» справлялся весьма успешно. Настолько, что когда его научная экспедиция открыла в глубоководном бассейне Канарских островов новую подводную гору, ее назвали «гора Крузенштерна» — в том числе в честь парусника.
Барк для рыбаков
В 1965 году научная карьера «Крузенштерна» завершилась, и перед парусником вновь, как прежде, замаячила перспектива уничтожения. Получивший новые океанографические суда военно-морской флот вывел парусник из состава Океанографического отряда и вообще из состава ВМФ, а никакие другие морские ведомства не хотели принимать столь хлопотное хозяйство. Как и раньше, судно спасли его офицеры-энтузиасты, добившиеся включения барка в состав учебного флота Министерства рыбного хозяйства.
Человеку, мало знакомому с подготовкой моряков, такое решение может показаться странным. Ну зачем рыбакам парусник, да еще такой большой?! В действительности практика на барке давала курсантам высших морских училищ рыбопромыслового флота ценнейшие навыки ориентирования в море, управления большим судном, в конце концов проверяла на верность выбранной профессии, ведь управляться с парусами во время шторма – дело не только трудное, но и рискованное.
Портом приписки «Крузенштерна» стала Рига, где он вошел в состав Балтийского отряда учебных судов и где в его официальное название навсегда вошли слова «учебно-парусное судно». Даже окраска у барка сменилась на черную с белой полосой: именно такую с давних времен носили учебные суда русского флота. Там же, в Риге, в 1973 году «Крузенштерн» получил и первое приглашение к участию в международной регате: в 1974-м он прошел вместе с другими большими парусниками по маршруту Рига – Копенгаген – Гдыня – Сен-Мало – Портсмут – Рига. Барк занял по итогам гонки четвертое место, но это было не так важно, как сам факт его возвращения в число крупных парусников, участвующих в международных регатах.
Участвовать в регатах «Крузенштерн» постоянно приглашают и сегодня, причем парусник то и дело оказывается в числе победителей, несмотря на то что существенную часть его команды составляют молодые курсанты. Рядом с ними то и дело оказываются просто любители парусного спорта и отдыха под парусами: за счет продажи таких услуг покрывается заметная часть расходов на содержание девяностопятилетнего судна. В активе «Крузенштерна» – три кругосветки, совершенные в 1995-96-м, 2005-2006-м и 2020-м годах, участие в международных историко-мемориальных экспедициях и множество других событий. Барк давно превратился в символ русского флота и России в целом, демонстрируя флаг нашей страны в самых разных уголках Мирового океана.
В 1991 году барк в очередной и, видимо, последний раз сменил порт приписки на Калининград. Сегодня «Крузенштерн» является учебно-парусным судном Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. Случайное, казалось бы, решение, принятое в середине 1960-х, решило всю судьбу «Крузенштерна», получившего возможность продлить свою активную жизнь на десятки лет. Последний из «летучих П-лайнеров», которые продолжают выходить в океанские плавания, он и свой столетний юбилей наверняка встретит тоже в море.
Yap | |
Регистрация: 10.12.04 Сообщений: 1488
| |
grayworld | |
Статус: Offline
Регистрация: 18.02.21 Сообщений: 67
| Приветствую Товарищи! вот такое судно надо , примерно — на картинке. так и тоже интересно где и как приобретать , нюансы всякие. |
каратау | |
Статус: Offline
Регистрация: 3.04.19 Сообщений: 329
| Сначала надо реку выкопать , могу продать лопату Размещено через приложение ЯПлакалъ |
Sergvp | |
Статус: Online
Регистрация: 21.09.17 Сообщений: 934
| Если она в регистре зарегистрирована- только наёмный капитан тебе поможет. Если в ГИМС- тогда проще. |
shaman12 | |
Статус: Offline
Регистрация: 1.08.18 Сообщений: 680
| Сперва сплавай в поход или сходи в плавание |
tirlan | |
Статус: Offline
Регистрация: 5.01.10 Сообщений: 356
| Зачем ? Просто купи. Мы потом видео посмотрим, как ты под мостом застрял, зелени тебе насыпем. Размещено через приложение ЯПлакалъ |
BuDilNick | |
Статус: Offline
Регистрация: 22.12.14 Сообщений: 1315
| Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота Тут еще коледжи Это сообщение отредактировал BuDilNick — 12.10.2021 — 22:34 |
grayworld | |||
Статус: Offline
Регистрация: 18.02.21 Сообщений: 67
|
| ||
Tormund18 | |
Статус: Online
Регистрация: 16.12.17 Сообщений: 317
| Правильно, что сюда зашел с этим вопросом. |
Вокс | |||
Статус: Offline
Регистрация: 30.03.16 Сообщений: 535
|
| ||
grayworld | |||
Статус: Offline
Регистрация: 18.02.21 Сообщений: 67
|
это расходы и лишние движения. | ||
BigCap | |
Статус: Offline
Регистрация: 3.07.16 Сообщений: 23352
| речные доки? |
BuDilNick | |||||
Статус: Offline
Регистрация: 22.12.14 Сообщений: 1315
|
люди 5 лет учатся! а ты хочешь быстро и ловко, так не бывает! | ||||
RoSh | |
Статус: Offline
Регистрация: 11.05.20 Сообщений: 585
| По пиратской традиции капитана выберает команда. Размещено через приложение ЯПлакалъ |
grayworld | |||
Статус: Offline
Регистрация: 18.02.21 Сообщений: 67
|
в гимсе до 22 метров , а мне писят надо — тока РРР регистрация и капитанский диплом. | ||
sidch | |
Статус: Offline
Регистрация: 31.07.12 Сообщений: 210
| всё что больше 20м — пиздец , бери баржу колхозницу и радуйся. |
grayworld | |||||||
Статус: Offline
Регистрация: 18.02.21 Сообщений: 67
|
ну так это после 9го класса , а у меня вышаки и разношёрстные имеются — может курсы повышения квалификации какие есть?. | ||||||
Топорез | |||
Статус: Offline
Регистрация: 24.05.18 Сообщений: 658
|
| ||
BigCap | |
Статус: Offline
Регистрация: 3.07.16 Сообщений: 23352
| grayworld |
grayworld | |||
Статус: Offline
Регистрация: 18.02.21 Сообщений: 67
|
да речные , примерно понятно , буду звонить. | ||