Рассказы морфологический разбор существительного

Цель урока: обобщение и систематизация знаний по теме имя прилагательное. задачи: систематизировать знания учащихся по теме имя прилагательное, закрепить навыки

Цель урока: обобщение и систематизация знаний по теме «Имя прилагательное».

Задачи:

  • Систематизировать знания учащихся по теме «Имя прилагательное», закрепить навыки правописания прилагательных.
  • Развивать память, мышление учащихся при выполнении различных заданий.
  • Воспитывать в учащихся самостоятельность, инициативность, интерес к урокам русского языка.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Оборудование: проектор, презентация, раздаточный материал с текстами, тесты, письмо, мыши и нарисованные домики.

Ход урока

I. Организационный этап

— Здравствуйте, ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок, вы это заметили уже, поэтому обернитесь, пожалуйста, и поприветствуйте наших гостей. Желаю вам плодотворно поработать сегодня и усвоить все, о чем мы будем говорить. Садитесь.

Запишите число и классную работу.

II. Актуализация

— Мне бы хотелось начать урок со странного письма, которое пришло по электронной почте в нашу школу.

Слайд 1

Уважаемые шестиклассники!

Пишет вам работник исторического музея. Недавно я решил прочитать легенду о казанском коте, которую я очень люблю, но, открыв ее, увидел, что из текста пропали слова. Помогите восстановить их.

— Ребята, посмотрите у вас на партах лежат тексты этой легенды с пропущенными словами. У этих слов есть особые приметы: отзываются на вопрос какой? чей?, легко приспосабливаются к любому предмету.

— Ребята, слова какой части речи пропущены в данном тексте? (прилагательное)

— Давайте поможем вернуть прилагательные в данный текст и согласуем их с существительными грамматически и по смыслу.

Слайд 2 (На слайде слова) Мудрый, простой, императорский, толстый, рыжий, прекрасный, красивый, казанский, уникальный, огромный, старый, добрый.

Учащиеся вставляют пропущенные слова в текст.

Слайд 3 (проверка с эталона) Итак, что же у нас получилось? У всех ли так? (учитель читает текст)

Однажды мудрая царица Елизавета приехала в славный город Казань и остановилась в простом купеческом доме, поскольку не были построены еще тогда императорские квартиры. И увидела Елизавета, что по дому ходят толстые рыжие коты.

— Что за порода такая? — поинтересовалась царица.

— Это порода особая. Казанские коты — прекрасные мышеловы и крысоловы, — ответили ей.

Тогда царица приказала собрать 30 красивых казанских котов. Увезла их с собой в Петербург, и приняли котов на государственную службу. Стали они ловить крыс и мышей в подвалах Эрмитажа, потому что мышеловки мышеловками, но лучше котов казанских с делом государственной важности — охраной уникальных шедевров Эрмитажа — до сих пор никто не справлялся.

Таким образом, коты помогли извести грызунов. Нынешние же потомки тех самых увезенных когда-то из Казани котов сейчас живут в Государственном Эрмитаже. В благодарность за боевую отвагу, каждое 1 апреля сотрудники музея устраивают для них праздник живота — балуют всякими кошачьими вкусности в огромном количестве. Потомки казанских котов это ценят, и не дают покой мышам, как и в старые добрые времена.

В 21 веке в память об этом событии коту казанскому поставили памятник на улице Баумана в Казани и на берегу озера Раифского Богородицкого Монастыря в окрестностях Казани.

Слайд 4

— Видели ли вы этот памятник?

— А знали ли вы, почему поставили памятник коту?

— Теперь вы знаете, чем заслужил простой кот такой красивый памятник.

— А теперь докажите, что слова, которые вы вставили в текст это имена прилагательные. Как вы будете это доказывать?

(Ученики называют морфологические признаки им.прилагательных — обозначают признак предмета, отвечают на вопрос какой?, являются определением, имеют род, число, падеж, степени сравнения, бывают полные и краткие)

Итак, мы подошли к теме нашего урока. О чем пойдет речь сегодня на уроке?

(Об имени прилагательном, его морфологических признаках)

— Запишем тему урока в тетрадь.

Слайд 5

— Посмотрим на экран и проверим, все ли признаки прилагательного мы назвали? (читает ученик)

  1. Обозначает признак предмета.
  2. Отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?
  3. Постоянные признаки: разряд по значению.
  4. Непостоянные признаки: степень сравнения, краткая и полная форма (качественные) род, число, падеж.
  5. Синтаксическая роль.

III. Формирование УУД

1) — Попрактикуемся в выделении морфологических признаков прилагательных.

Слайд 6 — На экране вы видите прилагательные, ваша задача образовать от них краткие.

Добрый, старый, казанский, прекрасный, уникальный, простой, государственный, кошачий

(ученики записывают в тетрадь)

— От всех ли

2) — Исходя из прочитанной легенды, какие можно подобрать определения коту?

(добрый, толстый, рыжий, казанский, мудрый, красивый)

— Образуйте от них все степени сравнения, сравнительную и превосходную:

Например, добрый — добрее, более добрый, добрейший, самый добрый

3) — Вы знаете, там, где есть кот, там есть и мыши. Посмотрите на доску, вы видите мышей, для того, чтобы наш кот казанский не поймал заморских гостей, поможем им добраться до их домиков. На домиках указаны разряды прилагательных — качественные, относительные, притяжательные. Перевернув мышку, вы увидите прилагательные, определив разряд которых вы отправите мышку в тот или иной домик. Выходим по одному (ученики работают)

Слайд 8

— Проверим все ли мышки в своих домиках. 1 ряд проверяет качественные, 2 ряд относительные и 3 ряд притяжательные. (Проверка по эталону на проекторе)

Качественные

Относительные

Притяжательные

важный

вчерашний

Орлиный

Узкий

Стальной

заячий

Робкий

Зимний

Папин

сладкий

Каменный

Лисий

Смелый

игровой

мышиный

IV. Закрепление

Работа в группах

— Вернемся к тексту нашей легенды. Ваша задача сделать морфологический разбор одного выделенного прилагательного в тексте. (На экране предложения)

Слайд 9

  • 1 ряд. Тогда царица приказала собрать 30 красивых казанских котов.
  • 2 ряд. И увидела Елизавета, что по дому ходят толстые рыжие коты.
  • 3 ряд. Однажды мудрая царица Елизавета приехала в славный город Казань.

Проверка

V. Игра

— Каких героев мультфильмов — котов вы знаете? (Матроскин, Том, Леопольд)

Слайд 10 — Ну и конечно, вам знаком этот персонаж? (да, это кот Леопольд)

— Чему всегда учил кот Леопольд? (жить дружно, быть добрым)

— А кто постоянно мешал Леопольду и вредил ему? (Мыши)

Слайд 11 (работа по вариантам).

— Теперь представим, что мы герои мультика:

  • 1 вариант — Кот Леопольд расскажет, какими он хочет видеть всех детей на свете: славными, добрыми,…
  • 2 вариант — Мыши же хотят видеть детей злобными, жадными,…

Задание: продолжить ряд прилагательных, соответствующих Коту Леопольду и вредным мышам.

(Проверка)

Слайд 12 — Теперь каждый из вас подумает и даст определение самому себе: «Я какой???» (слушаются ответы)

VI. Контроль. Тестирование

Раздаются листочки с тестом, ученики отмечают правильный вариант

1. Имя прилагательное — это

а) член предложения,

б) часть речи.

2. Имя прилагательное обозначает

а) предмет,

б) действие предмета,

в) признак предмета.

3. Имя прилагательное изменяется

а) по родам и падежам,

б) по падежам,

в) по родам, числам и падежам.

4. Падеж прилагательного определяется

а) по окончанию прилагательного,

б) по вопросу от существительного к прилагательному,

в) по падежу существительного, с которым связано прилагательное.

5. В каком предложении словосочетание «существительное + прилагательное» стоит в Винительном падеже?

а) Ветер гнал вперёд лёгкий парусник.

б) По поверхности моря мчался лёгкий парусник.

6. Найдите прилагательное во множественном числе.

а) широкие,

б) широкое,

в) широкий.

VII. Рефлексия

— Итак, наш урок подошел к концу. Что сегодня на уроке мы повторили?

Слайд 13 У вас у каждого на партах лежат зеленые и розовые кружочки: оцените свою работу на уроке. Зеленый — у меня все получилось, я все понял, розовый — я ничего не понял, многое не получилось. Поднимите тот кружочек, который соответствует вашей работе на уроке.

VIII. Домашнее задание

Слайд14: побывайте на улице Баумана и сфотографируйтесь с памятником казанскому коту, пришлите мне на электронную почту эту фотографию и опишите, используя прилагательные, каким изобразил скульптор кота.

Раздел: Русский язык.

Класс: 5 (УМК под редакцией А.Д.Шмелёва).

Урок выстроен в соответствии с требованиями, предъявляемыми к структуре урока в контексте системно-деятельностного подхода.

Тип урока: урок «открытие нового знания».

Цель урока: Познакомиться с порядком морфологического разбора имени существительного.

1. Предметные:

2. Метапредметные:

3. Личностные:

Формы работы: фронтальная, парная, коллективная.

Оборудование к уроку: компьютер, мультимедиапроектор, презентация, карточки для самопроверки, раздаточный материал (признаки существительного).

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Примечание

1.Организационный момент

Приветственное слово учителя:

— Добрый день, ребята. Проверяем готовность к уроку. Сегодня на нашем уроке присутствуют гости.

— Я надеюсь на вашу продуктивную работу. Сегодня на уроке нам с вами предстоит приложить усилия, чтобы обобщить знания по одной важной теме и, конечно же, узнать новое.

2.Мотивация к учебной деятельности Синтаксическая минутка.

— Запишите предложение, выполните синтаксический разбор.

Хорошая книга — неиссякаемый сосуд, заполненный мыслями и знаниями. — Выполняют самостоятельно синтаксический разбор предложения.

— Отвечают по разбору предложения. — Как вы понимаете смысл предложения?

— Какую часть речи изучаем? Излагают свою точку зрения, обосновывают свои высказывания. Слова фиксируются на доске.

— Выпишите из предложения слова части речи, которую мы изучаем.

Книга

Сосуд

Мыслями

Знаниями

— Выписывают имена существительные.

— Докажите, что это существительные. Отвечают на вопрос.

3.Выявление места и причины затруднений

— Вот уже на протяжении нескольких уроков мы говорим об имени существительном. Оцените свои знания по данной теме на начало урока («+» — хорошо знаю, «-» — не знаю, « » — знаю неточно).

— Какие темы вызвали затруднение при оценивании?

— Расскажите про имена существительные, используя материал с листа самооценки.

Во время рассказа об имени существительном обращается внимание на те признаки существительного, определение которых вызывает затруднение.

Работают в листе самооценки

Начало урока

Конец урока

Вопросы имени существительного

Начальная форма имени существительного

Нарицательные и собственные существительные

Одушевлённые и неодушевлённые существительные

Род

Существительные общего рода

Склонение

Несклоняемые существительные

Разносклоняемые существительные

Падеж

Число

— Составляют ответ, перечисляя признаки имени существительного.

4. Целеполагание и планирование дальнейших действий

— Мы с вами работали с листом самооценки, характеризовали имена существительные, встретившиеся в предложении, а как ещё можно назвать наши действия с именами существительными (перечисление признаков существительного, характеристика, разбор).

— А как называется разбор слова как часть речи? (морфологический разбор).

— Попробуйте сформулировать тему урока.

Морфологический разбор имени существительного.

— Какие учебные задачи поставим?

(вспомнить признаки имени существительного, познакомиться с порядком разбора, применить полученные знания на практике)

Высказывают предположения, обсуждают, приходят к общему мнению.

Оформляют тетради

Определяют учебные задачи.

5.Этап построения проекта выхода из создавшейся ситуации

— На какие признаки делятся все морфологические признаки частей речи? (постоянные и непостоянные).

— Какие из перечисленных признаков имени существительного отнесём к постоянным? Почему?

— А к непостоянным? Почему?

— Как мы можем узнать порядок разбора?

(познакомиться с материалом параграфа, узнать в интернете и т.д.)

— Я предлагаю вам поработать в парах и составить схему разбора самостоятельно.

Отвечают на вопросы.

6.Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону

Оказывает помощь при необходимости.

Работают в парах. Каждая пара получает расположенные в разнобой признаки имени существительного. Необходимо самостоятельно составить из карточек порядок разбора.

Работают самостоятельно, при необходимости обращаясь за помощью к учителю.

7. Реализация построенного проекта

Организует проверку.

Озвучивают свои схемы разбора имени существительного.

Сравнивают получившуюся схему со схемой в учебнике.

Схема выстраивается на доске.

8. Этап включения в систему знаний и повторения

— А сейчас возьмите любое имя существительное из предложения, с которым мы работали в начале урока, и выполните морфологический разбор.

Выполняют морфологический разбор.

9. Этап рефлексии деятельности на уроке

— Вновь обратимся к нашим листочкам с проверкой своего знания.

— Что изменилось?

— Что осталось сложным?

— Важна ли та деятельность, которой мы занимались сегодня на уроке?

— Достигли ли мы тех целей, которые поставили перед собой в начале урока?

— Как вы оцениваете собственную работу на уроке?

Работают с карточкой «Проверь свои знания». («+» — хорошо знаю, «-» — не знаю, « » — знаю неточно).

Отвечают на вопросы учителя

10. Домашнее задание

Дает дифференцированное домашнее задание.

Найти и записать 5 пословиц о книге или знаниях. Выполнить морфологический разбор 3-х существительных с разными морфологическими признаками.

Выполнить упражнение 139(1), стр.184.

2) Произведите фонетический анализ слов: 1 вариант – елей; 2 вариант – осинке. 3) Произведите морфологический анализ

Фонетический разбор:
Елей — 2 слога, ударение падает на 1-й слог.
е — [й’] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), мягкий (непарный); [э] — гласный, ударный;
л — [л’] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), мягкий (парный);
е — [и] — гласный, безударный;
й — [й’] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), мягкий (непарный).
В слове «елей» 4 буквы и 5 звуков.

Морфологический разбор:
1. Часть речи: блокнот — имя существительное.
2. Морфологические признаки:
Начальная форма: блокнот (именительный падеж единственного числа);
Постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение;
Непостоянные признаки: именительный падеж, единственное число.
3. Синтаксическая роль: может быть различным членом предложения.

Синтаксический разбор:
Сережа (подлежащее) разжигал (сказуемое) костер (дополнение), а другие (определение) ребята (подлежащее) искали (сказуемое) грибы (дополнение).
Повествовательное, невосклицательное, сложносочиненное.

2 вариант

Фонетический разбор:
Осинке — 3 слога, ударение падает на 2-й слог.
о — [а] — гласный, безударный;
с — [с’] — согласный, глухой парный, мягкий (парный);
и — [и] — гласный, ударный;
н — [н] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), твёрдый (парный);
к — [к’] — согласный, глухой парный, мягкий (парный);
е — [э] — гласный, безударный.
В слове «осинке» 6 букв и 6 звуков.

Морфологический разбор:
1. Часть речи: краснокожий — имя прилагательное.
2. Морфологические признаки:
Начальная форма: краснокожий (именительный падеж единственного числа мужского рода);
Постоянные признаки: относительное;
Непостоянные признаки: единственное число, именительный падеж, мужской род, полная форма.
3. Синтаксическая роль: может быть различным членом предложения.

Синтаксический разбор:
Маша (подлежащее) собирала (сказуемое) для букета (обстоятельство цели) ромашки, тюльпаны и лютики (однородные дополнения).
Повествовательное, невосклицательное, распространенное, простое, двусоставное, осложнено однородными дополнениями.

«осинке»

Фея сирени
— Говорят, что на осинке
не родятся апельсинки.
Это ж просто ерунда!
— Ты их видел
— ДА.
— На осинке — апельсинки
— Вот и ДА.

Вот и да Наши Друзья

Прижалась я к осинке той, и прошептала, тихо, ей одной:
Поверь, осинка, нам не стоит горевать,
Ещё с тобою будем петь, и танцевать,
И мы, с тобой, познаем

Когда забудешь ты меня Гржибовская Лидия

Я пожелаю той Осинке ,
Чтоб Очень Добрый Человек
Её с любовью обнял сильной.
Чтоб рукотворное тепло
Её прохладную, согрело.

Осинка Оксана Ларина-Заритовская

По Осинке Веточка.
.
Вечность,
Конечно,
Прописана
Всем.
Если
Носить
Плащ
Судьбы
Не
В
Гарем,
А
Самому
На
Плечах,
Не во рту.

По Осинке Веточка Demiourg

— весело качали сосны верхушками деревьев маленькой осинке .
— Спасибо! Я рада, что не мешаю вам и украшаю ваше место!- засмеялась радостно осинка.

Осинка Антонова Людмила

Дороги мне эти уже и привычны,
о каждой осинке я знаю давно,
какими пичугами дерево мыслит,
и где эти думы повили гнездо.

Шагаю по рощам пусть дождь или ветер. Аркадий Козлов 2

А чего этой осинке напрягаться, когда импортные цитрусовые такие дешевые!
16. Тест на доброту.

Для любителей коротких текстов — 10 Татьяна Купер

Прижав ушки, стал обгрызать кору на молодой осинке , ведь впроголодь и не скачется.
«Быстрее бы уже весна!

Ёж-предсказатель Натали Третьякова

Ибо как может Вечная жизнь творить смертное «На осинке не растут апельсинки»!
Далее.

Есть ли у Бога внуки? Аркадий Князьков

Закружились тут звери — птицы в хороводе, пляшут и поют:
— Зреют на осинке сладки апельсинки! Зреют на осинке сладки апельсинки! Ха-ха-ха!

Пёстренькое яичко Екатерина Игоревна Жданова

*Подойдите к осинке .
*Поздоровайтесь.
*Добрые слова скажите.

Для чего нужен осиновый колышек 2 Ярина Яснопольская

К осинке обратись:
«Ты осинушка — сестрица,
разреши к тебе обратиться.
Пред тобою я (имя) стою,
мне помочь тебя молю.

Помощь осины в сложной ситуации Ярина Яснопольская

Подойдите к осинке .
Поклонитесь.
Добрые слова скажите .
Свою просьбу изложите:
» Ой, осинушка осина.
Я (имя) к тебе пришла.

Для чего нужен осиновый колышек 3 Ярина Яснопольская

-Вот посмотри на меня,-часто говорил он Осинке ,-я настоящий царь этого леса:раскидистый,высокий и стройный.Меня уважают лесные обитатели:они частенько

Дуб и осинка Александр Широбоков 2

трудяга-дятел; над легковерными посмеиваясь, кумовски куражится кукушка; тащат
сухую хвою мураши; неведомой породы жук деловито карабкается по иссохшей осинке

Сентябрь тихой охоты Александр Токарев 10

Всего-то пятьдесят метров от дома пробежишь к знакомой осинке — и ну её драть!
Вроде и много коры собрал, да и сам успел перехватить!

Заяц-синяк Антон Корсаков

Залепетав на английском, который у неё хромал, но звучал очень убедительно, она гнулась подобно осинке , хихикала, а потом в её сумочке зазвонил мобильный

Англичанин Любовь Салина

.
— Гоша, — Геша обратился к брату, — давай вернёмся к твоему нарядному дереву- осинке , вдруг встретимся с теми зверями, похожими на нас.
— Я боюсь

Сказка-повесть Геша и Гоша. Глава 10 Роза Салах

Гоша на миг остановил взгляд именно на такой осинке , залюбовался ею, застыл на месте.

Сказка-повесть Геша и Гоша. Глава 8 Роза Салах

Так двойка, а третья верхом, вышла на тропу, которая вела к нарядной осинке , окружённой множеством маленьких берёз с редкими жёлтыми
листьями и осинками

Сказка-повесть Геша и Гоша. Глава 9 Роза Салах

Морфологический разбор слова «осинке»

Морфологический разбор – это подробное описание слова как части речи с указанием всех имеющихся у него признаков (постоянных и непостоянных).

Данный вид языкового анализа позволяет закрепить и систематизировать имеющиеся знания по морфологии.

Части речи по схеме

Порядок морфологического разбора

Выполнить этот вид разбора несложно. Для этого нужно знать общие принципы подобного анализа и порядок его выполнения, который одинаков для всех частей речи.

Универсальный план морфологического разбора:

  1. Выписать текстовую форму слова, определить его частеречную принадлежность и общекатегориальное значение.
  2. Указать начальную форму (нач.ф.).
  3. Охарактеризовать грамматические признаки:
  • постоянные (неизменяемые) – по начальной форме;
  • непостоянные (изменяемы) – по текстовой форме.
  1. Указать, каким членом предложения является.

Морфологический разбор знаменательных частей речи

Морфологический разбор существительных

Анализ существительного производится по представленному плану, при этом нужно охарактеризовать его грамматические признаки.

Постоянные:

  • Собственное / Нарицательное;
  • Одушевленное / Неодушевленное (Определить одушевленность слова онлайн);
  • Род (Определить род слова онлайн);
  • Склонение (Склонение существительныйх онлайн).

Непостоянные:

  • Падеж (Морфологический разбор и склонение существительныйх по падежам онлайн);
  • Число.

Пример разбора существительного

На крылечке сидел котенок.

Крылечке – существительное

Начальная форма (н.ф.) – крылечко.

Нарицательное, неодушевленное, средний род, 2 склонение; в предложном падеже, в единственном числе. (нар., неодуш, ср. р., 2 скл., в предл. п., в ед. ч.). Обстоятельство.

Советы

  1. Начальная форма имени существительного – именительный падеж(им.п.), единственное(ед.ч.) число (кто? что?).
  2. Будьте внимательны при определении падежа имени существительного в предложениях типа « Солнце закрыло облако ». Помните, что в том случае, когда формы именительного и винительного падежа совпадают, необходимо обращать внимание на смысл предложения. Так, в данном случае слово « солнце » стоит в винительном падеже, а слово « облако » в именительном.
  3. Не допустите ошибку при определении грамматической категории одушевленности/неодушевленности у слов « кукла », « мертвец », « утопленник », « ладья », « ферзь » и некоторых других. Эти существительные одушевленные, так как их окончания в формах родит.п множ.ч. и винит.п. множ.ч. совпадают.

Морфологический разбор прилагательных

Прилагательное анализируется в соответствии с представленным планом, при этом слово характеризуется по следующим его основным признакам.

Постоянные:

  • разряд.
  • склонение (Склонение прилагательных онлайн).

Непостоянные:

  • форма (полная/краткая) — для качественных прилагательных;
  • степень сравнения — для качественных прилагательных;
  • падеж;
  • число;
  • род – для прилагательных в форме единственного числа.

Пример разбора прилагательного

Летние ночи тихи и безлунны.

Тихи – прилагательное

Начальная форма – тихий.

Качественное, в краткой форме, в именительном падеже, во множественном числе. Сказуемое.

Советы

  1. Начальная форма имени прилагательного – имен.п., единств.ч., м.р.( чей? какой?).
  2. Краткие прилагательные предложении выступают в роли сказуемого.
  3. Непостоянные морфологические признаки имени прилагательного определяются по слову (существительному, местоимению), от которого к нему задается вопрос.
  4. Род для прилагательных не является постоянным признаком, поэтому во множественном числе его определить нельзя.

Морфологический разбор числительных

При характеристике числительного следует указать его грамматические признаки.

Постоянные:

  • порядковое/ количественное;
  • простое/сложное.

Непостоянные:

  • падеж;
  • число (для порядковых числительных);
  • род (для порядковых числительных в ед. ч.).

Пример разбора числительного

Игрока под седьмым номером в середине первого тайма дисквалифицировали.

Первого – числительное

Начальная форма – первый.

Порядковое, простое; в родительном падеже, в единственном числе, в мужском роде. Определение.

Советы

  1. Начальная форма порядковых числительных– имен.п., единств.ч., м.р. (какой? который по счету?).
  2. Начальная форма количественных числительных – имен.п., единств.ч. (сколько?).
  3. Порядковые числительные в предложении, как правило, являются определениями.
  4. Не пытайтесь определить число количественных числительных – в 99% случаев это невозможно.

Морфологический разбор местоимений

Признаки, которые необходимо указать при характеристике местоимения перечислены ниже.

Постоянные:

  • разряд по значению (личное, возвратное и т.д.).
  • склонение (Склонение местоимений онлайн).

Непостоянные:

  • падеж;
  • число (если есть);
  • род (если есть).

Пример разбора местоимения

Она посмотрела в мою сторону и чуть заметно улыбнулась.

Она – местоимение.

Начальная форма – она.

Личное; в именительном падеже в женском роде, в единственном числе. Подлежащее.

Советы

  1. Начальная форма местоимения – имен.п., единств.ч., м.р. (кто? что? какой? чей? сколько?).
  2. Следует отличать личные местоимения в падежных формах от притяжательных. В этом помогут вопросы. Сравните:
  • вижу (кого?) его – личное в родит. п.
  • (чей?) его шарф – притяжательное.

Морфологический разбор наречий

Наречие не склоняется и не спрягается и является неизменяемой частью речи. У него отсутствуют непостоянные признаки. При выполнении морфологического разбора указывается только разряд по значению (времени, места, причины и т.д.).

Пример разбора наречия

Советы

  1. Вопросы-ориентиры – где? когда? как? почему? зачем?
  2. В предложении чаще всего является обстоятельством, хотя в некоторых случаях может выступать в роли определения. Пример: кофе (какой?) по-турецки

Морфологический разбор глагола

При характеристике глагола следует указать следующие основные признаки.

Постоянные:

  • возвратный/невозвратный;
  • переходный/непереходный;
  • вид;
  • спряжение (Спряжение глаголов онлайн).

Непостоянные:

  • наклонение;
  • время, лицо, род (у глаголов в изъявит. накл.);
  • число.

Пример разбора глаголов

Максим громко насвистывал веселую песенку.

Насвистывал – глагол.

Начальная форма – насвистывать.

Невозвратный, переходный, несовершённый вид, I спряжение; в изъявительном наклонении, в прошедшем времени, в единственном числе, в мужском роде. Сказуемое.

Советы

  1. Вопросы-ориентиры для начальной формы глагола – что делать? что сделать?
  2. У глаголов в форме прошедшего времени нельзя определить лицо, зато можно определить рол; у глаголов в форме настоящего и будущего времени – наоборот: можно определить лицо, нельзя – род.

Морфологический разбор причастий

В причастии сочетаются основные морфологические признаки глагола и имени прилагательного.

Постоянные:

  • вид;
  • время;
  • возвратность, переходность (для действит. причастия).

Непостоянные:

  • полная/ краткая форма (для страдат. причастия);
  • падеж;
  • число;
  • род – для причастий в форме единственного числа.

Пример разбора причастия

Падающие на землю снежинки были прекрасны.

Падающие – причастие.

Начальная форма – падающий.

Несовершённый вид, настоящее время, невозвратный, непереходный; в именительном падеже, во множественном числе. Определение

Советы

  1. Вопрос-ориентир для начальной формы – какой?
  2. Краткие причастия в предложении всегда являются сказуемыми.

Морфологический разбор деепричастий

В деепричастии сочетаются основные морфологические признаки глагола и наречия. Как и наречие, деепричастие не изменяется. Как у глагола, у деепричастия можно определить:

  • вид;
  • возвратность;
  • переходность.

Пример разбора деепричастия

Прогуливаясь по саду, Борис размышлял о смысле жизни.

Прогуливаясь – деепричастие.

Н.ф. – прогуливаясь.

Несовершённый вид, возвратный, непереходный; не изменяется. Обстоятельство.

Советы

  1. Вопрос-ориентир – как? каким образом.
  2. В предложении всегда является обстоятельством.

Морфологический разбор служебных частей речи

Непостоянные признаки у служебных частей речи отсутствуют. При синтаксическом анализе определяются только постоянные.

Для предлогов:

  • простой/составной;
  • непроизводный/производный.

Для союзов:

  • простой/составной;
  • сочинительный/подчинительный.

Для частиц:

Пример разбора

Старое дерево росло бы около дома еще долго, но случилось непредвиденное.

Около – предлог

Простой, производный; не изменяется. Членом предложения не является.

Но – союз

Простой, сочинительный; не изменяется. Членом предложения не является.

Бы – частица

Формообразующая; не изменяется. Членом предложения не является.

Советы

Следует отличать производные предлоги от наречий. Сделать это несложно. Нужно запомнить:

  • к предлогу нельзя задать вопрос;
  • предлог всегда находится рядом с существительным.

Пример: Я посмотрел вокруг (наречие). / Он оббежал вокруг дома (предлог).

Морфологический разбор междометия

Грамматические признаки междометий

Междометие – это неизменяемая часть речи. При морфологическом анализе производится только характеристика постоянных признаков:

  • непроизводное/производное;
  • значение.

Пример разбора междометия

Эй, подойди сюда!

Эй – междометие

Непроизводное, выражает побуждение к действию; не изменяется. Членом предложения не является.

Морфология — это раздел грамматики, в котором изучаются слова как часть речи.

Каждая часть речи имеет признаки, которые можно объединить в 3 группы:

  • Общее грамматическое значение;
  • Морфологические признаки данной части речи (род, число, падеж, время, лицо и т.д.);
  • Синтаксические признаки (роль слова в словосочетании и предложении).

русский язык 2 класс диктанты 3 четвертьВыполнить морфологический разбор — это значит охарактеризовать слово как часть речи.

русский язык 2 класс диктанты 3 четверть

В начальной школе учащиеся выполняют морфологический разбор трех основных частей речи: имени существительного, имени прилагательного и глагола.

В данной статье учимся выполнять морфологический разбор существительных.

Памятка морфологического разбора существительного

1. Часть речи. Начальная форма (единственное число, именительный падеж).

2. Постоянные признаки:

  • собственное или нарицательное;
  • одушевлённое или неодушевлённое;
  • род;
  • склонение.

Непостоянные признаки:

  • падеж;
  • число.

3. Роль в предложении казать смысловой вопрос, который задаём к имени существительному. Определить, каким членом предложения является имя существительное).

Образец морфологического разбора существительного

Образец письменного разбора

Я вижу птицу в небе.

птицу

1.Птицу – сущ., Н.ф. – птица.

2. Пост. пр.: неодуш., нариц., д.р., 1-е скл.;

Непост. пр.: ед.ч., В.п.

3. Вижу (кого?) птицу (второстепенный член предложения, дополнение).

Образец устного разбора

Я вижу птицу в небе.

птицу

1.Птицу — существительное, т.к. обозначает предмет.
Начальная форма — птица (единственное число, именительный падеж).

2. Постоянные признаки:
а) существительное нарицательное, т.к. называет одинаковые однородные предметы;
6) существительное одушевлённое, т.к. называет предмет живой природы;
в) существительное женского рода, т.к. можно подставить слова она, моя птица;
г) существительное первого склонения, т.к. имеет окончание -а и относится к женскому роду.

Непостоянные признаки:
а) существительное в форме винительного падежа, т.к. отвечает на вопрос: вижу (кого? что?) птицу;
6) существительное единственного числа, т.к. обозначает один предмет.

3.Вижу (кого?) птицу. Существительное птицу является в предложении второстепенный членом, дополнением.

Краткий морфологический разбор

Иногда встречается задание в котором необходимо сделать краткий морфологический разбор. Обычно он звучит, как написать морфологические признаки. В 4 классе дети должны указать 6 признаков. Тогда вариант выполнения выглядит так:

Птицу – сущ., неодуш., нариц., ж.р., 1-е скл., ед.ч., В.п.



русский язык 2 класс диктанты 3 четвертьУпражнения для тренировки

Выполни морфологический разбор всех имен существительных в предложении.

Ветер раскачивал деревья.

Ответ:

ветер

1.Ветер – сущ., Н.ф. – ветер.

2. Пост. пр.: неодуш., нариц., м.р., 2-е скл.;

Непост. пр.: ед.ч., И.п.

3. Ветер ( что делал?) раскачивал (главный член предложения, подлежащее).

деревья

1.Деревья – сущ., Н.ф. – дерево.

2. Пост. пр.: неодуш., нариц., ср.р., 2-е скл.;

Непост. пр.: мн.ч., В.п.

3. Раскачивал (что?) деревья (второстепенный член предложения, дополнение).


Выполни морфологический разбор всех имен существительных в предложении.

На фоне голубого неба краснели гроздья рябин.


Напиши морфологические признаки всех имен существительных в предложении.

Гуси и утки щипали траву около сарая.


В ВПР 4 класса по русскому языку есть задание 12, в котором нужно как раз написать морфологические признаки существительного.

ВПР по русскому языку 4 класс 2 часть задание 12  


Выпиши из (указан номер) предложения все имена существительные в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи морфологические признаки одной из форм имени существительного (на выбор).


Учащимся необходимо найти нужное предложение, выписать все имена существительные вместе с предлогами и написать морфологические признаки одного из выписанных существительных.

Важные моменты! Иногда дети забывают выписать существительные вместе с предлогами, а за это уже снимаются баллы.

А также в данном задании не нужно выполнять полный морфологический разбор. Необходимо указать в строчку через запятую постоянные и непостоянные признаки.

Иногда в задании 12 конкретно прописываются признаки, которые необходимо указать.


Выпиши из (указан номер) предложения все имена существительные в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи род, склонение, число, падеж одной из форм имени существительного (на выбор).


Примеры задания 12 в ВПР по русскому языку 4 класс

Выпиши из 13-го предложения все имена существительные в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи род, склонение, число, падеж одной из форм имени существительного (на выбор).

(13)Тут вступила в разговор сосулька, повисшая на еловой лапе.

1) формы имён существительных: (в) разговор, сосулька, (на) лапе;
2) морфологические признаки одной из форм, например:

(в) разговор – м. р., 2-е скл., ед. ч., В. п.;

или

сосулька – ж. р., 1-е скл., ед. ч., И. п.;

или

(на) лапе – ж. р., 1-е скл., ед. ч., П. п.


Выпиши из 11-го предложения все имена существительные в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи род, склонение, число, падеж одной из форм имени существительного (на выбор).

(11)Новый транспорт специалисты назвали метрополитеном.

1)формы имён существительных: транспорт, специалисты, метрополитеном;
2) морфологические признаки одной из форм:

транспорт – м. р., 2-е скл., ед. ч., В.п.;

или

специалисты − м. р., 2-е скл., мн. ч., И. п.;

или

метрополитеном – м. р., 2-е скл., ед. ч., Т. п.


Выпиши из 9-го предложения все имена существительные в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи род, склонение, число, падеж одной из форм имени существительного (на выбор).

(9)«Серебряную» воду используют космонавты в космических полётах.

1) формы имён существительных: воду, космонавты, (в) полётах;
2) морфологические признаки одной из форм:

воду – ж. р., 1-е скл., ед. ч., В. п.;

или

космонавты – м. р., 2-е скл., мн. ч., И. п.;

или

(в) полётах – м. р., 2-е скл., мн. ч., П. п.


Упражнения для отработки 12 задания ВПР по русскому языку 4 класс

Выпиши из предложений все имена существительные в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи род, склонение, число, падеж одной из форм имени существительного (на выбор).

Когда созревали одуванчики, у нас с братом была забава.

Ответ:

одуванчики – м. р., 2-е скл., мн. ч., И. п.;

(с) братом – м. р., 2-е скл., ед. ч., Т. п.;

забава – ж. р., 1-е скл., ед. ч., И. п.


При опоре на крепкий хвост ящерицы могут даже бегать на задних лапах.

Ответ:

Хвостом — м. р., 2-е скл., ед. ч., Т. п.;

врага — м. р., 2-е скл., ед. ч., В. п.;

(в) драке — ж. р.. 1-е скл., ед. ч., П. п.;

атаку — ж. р., 1-е скл., ед. ч., В. п.


Они станут большими, сильными птицами и вместе со своими родителями улетят на юг.

Ответ:

птицами – ж. р., 1-е скл., мн. ч., Т. п.;

(с) родителями – м. р., 2-е скл., мн. ч., Т. п.;

(на) юг – м. р., 2-е скл., ед. ч., В. п.


Лесник целый день бродил по лесу и знал каждое дерево на своём участке. 

Ответ:

лесник — м. р., 2-е скл., ед. ч., И. п.;

день — м. р., 2-е скл., ед. ч., В. п.;

(по) лесу — м. р., 2-е скл., ед. ч., Д. п.;

дерево — ср. р., 2-е скл., ед. ч., В. п.;

(на) участке — м. р., 2-е скл., ед. ч., П. п.


Стройная, с тонкими длинными ветвями и раскидистой кроной, она прекрасна в любой сезон. 

Ответ:

(с) ветвями – ж. р., 3-е скл., мн. ч., Т. п.;

(с) кроной – ж. р., 1-е скл., ед. ч., Т. п.;

(в) сезон – м. р., 2-е скл., ед. ч., В. п.


Если по камню сильно ударить молотком, то он не разобьётся и не даст трещин.

Ответ:

(по) камню — м. р., 2-е скл., ед. ч., Д. п.;

молотком — м. р., 2-е скл., ед. ч., Т. п.;

трещин — ж. р., 1-е скл., мн. ч., Р. п.


Десятилетний охотник забыл обо всём, кинулся в ледяную воду, поплыл за уткой и достал её.

Ответ:

охотник — м. р., 2-е скл., ед. ч., И. п.;

(в) воду — ж. р., 1-е скл., ед. ч., В. п.;

(за) уткой — ж. р., 1-е скл., ед. ч., Т. п.


Ёжик распрямился, встал на коротенькие лапки и быстро-быстро побежал под шкаф! 

Ответ:

ёжик – м. р., 2-е скл., ед. ч., И. п.;

на лапки – ж. р., 1-е скл., мн. ч., В. п.;

под шкаф – м. р., 2-е скл., ед. ч., В. п.


Человек издавна называл себя «царём природы», но, видно, не очень умело управлял он своим царством, раз нанёс ему такой ущерб.

Ответ:

человек — м. р., 2-е скл., ед. ч., И. п.

царём — м. р., 2-е скл., ед. ч., Т. п.

природы — ж. р., 1-е скл., ед. ч., Р. п.

царством — ср. р., 2-е скл., ед. ч., Т. п.

ущерб — м. р., 2-е скл., ед. ч., В. п.


Уже к полудню под ярким весенним солнышком лёд исчезает.

Ответ:

(к) полудню – м. р., 2-е скл., ед. ч., Д. п.;

(под) солнышком – ср. р., 2-е скл., ед. ч., Т. п.;

лёд – м. р., 2-е скл., ед. ч., И. п.


Однажды на рассвете меня разбудил голос брата.

Ответ:

(на) рассвете — м. р., 2-е скл., ед. ч., П. п.;

голос — м. р., 2-е скл., ед. ч., И. п.;

брата — м. р., 2-е скл., ед. ч., Р. п.


Вот возьмут муравьи личинку и поднесут её к краю листа снизу.

Ответ:

муравьи – м. р., 2-е скл., мн. ч., И. п.;

личинку – ж. р., 1-е скл., ед. ч., В. п.;

к краю – м. р., 2-е скл., ед. ч., Д. п.;

листа – м.р., 2-е скл., ед. ч., Р. п.


В журнал принёс свои стихотворения довольно известный поэт.

Ответ:

(в) журнал — м. р., 2-е скл., ед. ч., В. п.;

стихотворения — ср. р., 2-е скл., мн. ч., В. п.;

поэт — м. р., 2-е скл., ед. ч., И. п.


Эти лапы с крепкими пальцами помогают ему совершать высокие и быстрые прыжки.

Ответ:

лапы — ж. р., 1-е скл., мн.ч., И. п.;

(с) пальцами — м. р., 2-е скл., мн. ч., Т. п.;

прыжки — м. р., 2-е скл., мн. ч., В. п.


За кормой оставалась широкая полоса чистой воды. 

Ответ:

(за) кормой – ж. р., 1-е скл., ед. ч., Т. п.;

полоса – ж. р., 1-е скл., ед. ч., И. п.;

воды – ж. р., 1-е скл., ед. ч., Р. п


Чтобы в одежде рыцаря не было никаких щелей, она тоже должна была запахиваться слева направо. 

Ответ:

(в) одежде – ж. р., 1-е скл., ед. ч., П. п.;

рыцаря – м. р., 2-е скл., ед. ч., Р. п.;

щелей – ж. р., 3-е скл., мн. ч., Р. п.


А лиса, не переставая кричать, повела собаку подальше от норы, да там и замолчала.


Мне известны художники, которые пытались изобразить в красках северное сияние.


Но, как мы ни вглядывались, в ветках берёзы никакую кошку не увидели.


Осьминожек стал жить у меня в банке из-под варенья.

Подготовиться к ВПР по русскому языку в 4 классе также помогут статьи:

Ударение ВПР 4 класс

Однородные члены предложения

Диктанты 4 класс с грамматическими заданиями


русский язык 2 класс диктанты 3 четвертьЗаходите также в Книжную лавку  за полезными книгами!

Как учиться лучше в школе

С уважением, Ольга Наумова

Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!

  • Рассказы мне доля сергей завьялов
  • Рассказы марка твена для детей
  • Рассказы мамин сибиряк о природе рассказы
  • Рассказы матерей о связи с сыновьями
  • Рассказы марьи саввишны перекусихиной