Цель урока: обобщение и систематизация знаний по теме «Имя прилагательное».
Задачи:
- Систематизировать знания учащихся по теме «Имя прилагательное», закрепить навыки правописания прилагательных.
- Развивать память, мышление учащихся при выполнении различных заданий.
- Воспитывать в учащихся самостоятельность, инициативность, интерес к урокам русского языка.
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Оборудование: проектор, презентация, раздаточный материал с текстами, тесты, письмо, мыши и нарисованные домики.
Ход урока
I. Организационный этап
— Здравствуйте, ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок, вы это заметили уже, поэтому обернитесь, пожалуйста, и поприветствуйте наших гостей. Желаю вам плодотворно поработать сегодня и усвоить все, о чем мы будем говорить. Садитесь.
Запишите число и классную работу.
II. Актуализация
— Мне бы хотелось начать урок со странного письма, которое пришло по электронной почте в нашу школу.
Слайд 1
Уважаемые шестиклассники!
Пишет вам работник исторического музея. Недавно я решил прочитать легенду о казанском коте, которую я очень люблю, но, открыв ее, увидел, что из текста пропали слова. Помогите восстановить их.
— Ребята, посмотрите у вас на партах лежат тексты этой легенды с пропущенными словами. У этих слов есть особые приметы: отзываются на вопрос какой? чей?, легко приспосабливаются к любому предмету.
— Ребята, слова какой части речи пропущены в данном тексте? (прилагательное)
— Давайте поможем вернуть прилагательные в данный текст и согласуем их с существительными грамматически и по смыслу.
Слайд 2 (На слайде слова) Мудрый, простой, императорский, толстый, рыжий, прекрасный, красивый, казанский, уникальный, огромный, старый, добрый.
Учащиеся вставляют пропущенные слова в текст.
Слайд 3 (проверка с эталона) Итак, что же у нас получилось? У всех ли так? (учитель читает текст)
Однажды мудрая царица Елизавета приехала в славный город Казань и остановилась в простом купеческом доме, поскольку не были построены еще тогда императорские квартиры. И увидела Елизавета, что по дому ходят толстые рыжие коты.
— Что за порода такая? — поинтересовалась царица.
— Это порода особая. Казанские коты — прекрасные мышеловы и крысоловы, — ответили ей.
Тогда царица приказала собрать 30 красивых казанских котов. Увезла их с собой в Петербург, и приняли котов на государственную службу. Стали они ловить крыс и мышей в подвалах Эрмитажа, потому что мышеловки мышеловками, но лучше котов казанских с делом государственной важности — охраной уникальных шедевров Эрмитажа — до сих пор никто не справлялся.
Таким образом, коты помогли извести грызунов. Нынешние же потомки тех самых увезенных когда-то из Казани котов сейчас живут в Государственном Эрмитаже. В благодарность за боевую отвагу, каждое 1 апреля сотрудники музея устраивают для них праздник живота — балуют всякими кошачьими вкусности в огромном количестве. Потомки казанских котов это ценят, и не дают покой мышам, как и в старые добрые времена.
В 21 веке в память об этом событии коту казанскому поставили памятник на улице Баумана в Казани и на берегу озера Раифского Богородицкого Монастыря в окрестностях Казани.
Слайд 4
— Видели ли вы этот памятник?
— А знали ли вы, почему поставили памятник коту?
— Теперь вы знаете, чем заслужил простой кот такой красивый памятник.
— А теперь докажите, что слова, которые вы вставили в текст это имена прилагательные. Как вы будете это доказывать?
(Ученики называют морфологические признаки им.прилагательных — обозначают признак предмета, отвечают на вопрос какой?, являются определением, имеют род, число, падеж, степени сравнения, бывают полные и краткие)
— Итак, мы подошли к теме нашего урока. О чем пойдет речь сегодня на уроке?
(Об имени прилагательном, его морфологических признаках)
— Запишем тему урока в тетрадь.
Слайд 5
— Посмотрим на экран и проверим, все ли признаки прилагательного мы назвали? (читает ученик)
- Обозначает признак предмета.
- Отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?
- Постоянные признаки: разряд по значению.
- Непостоянные признаки: степень сравнения, краткая и полная форма (качественные) род, число, падеж.
- Синтаксическая роль.
III. Формирование УУД
1) — Попрактикуемся в выделении морфологических признаков прилагательных.
Слайд 6 — На экране вы видите прилагательные, ваша задача образовать от них краткие.
Добрый, старый, казанский, прекрасный, уникальный, простой, государственный, кошачий
(ученики записывают в тетрадь)
— От всех ли
2) — Исходя из прочитанной легенды, какие можно подобрать определения коту?
(добрый, толстый, рыжий, казанский, мудрый, красивый)
— Образуйте от них все степени сравнения, сравнительную и превосходную:
Например, добрый — добрее, более добрый, добрейший, самый добрый
3) — Вы знаете, там, где есть кот, там есть и мыши. Посмотрите на доску, вы видите мышей, для того, чтобы наш кот казанский не поймал заморских гостей, поможем им добраться до их домиков. На домиках указаны разряды прилагательных — качественные, относительные, притяжательные. Перевернув мышку, вы увидите прилагательные, определив разряд которых вы отправите мышку в тот или иной домик. Выходим по одному (ученики работают)
Слайд 8
— Проверим все ли мышки в своих домиках. 1 ряд проверяет качественные, 2 ряд относительные и 3 ряд притяжательные. (Проверка по эталону на проекторе)
Качественные | Относительные | Притяжательные |
важный | вчерашний | Орлиный |
Узкий | Стальной | заячий |
Робкий | Зимний | Папин |
сладкий | Каменный | Лисий |
Смелый | игровой | мышиный |
IV. Закрепление
Работа в группах
— Вернемся к тексту нашей легенды. Ваша задача сделать морфологический разбор одного выделенного прилагательного в тексте. (На экране предложения)
Слайд 9
- 1 ряд. Тогда царица приказала собрать 30 красивых казанских котов.
- 2 ряд. И увидела Елизавета, что по дому ходят толстые рыжие коты.
- 3 ряд. Однажды мудрая царица Елизавета приехала в славный город Казань.
Проверка
V. Игра
— Каких героев мультфильмов — котов вы знаете? (Матроскин, Том, Леопольд)
Слайд 10 — Ну и конечно, вам знаком этот персонаж? (да, это кот Леопольд)
— Чему всегда учил кот Леопольд? (жить дружно, быть добрым)
— А кто постоянно мешал Леопольду и вредил ему? (Мыши)
Слайд 11 (работа по вариантам).
— Теперь представим, что мы герои мультика:
- 1 вариант — Кот Леопольд расскажет, какими он хочет видеть всех детей на свете: славными, добрыми,…
- 2 вариант — Мыши же хотят видеть детей злобными, жадными,…
Задание: продолжить ряд прилагательных, соответствующих Коту Леопольду и вредным мышам.
(Проверка)
Слайд 12 — Теперь каждый из вас подумает и даст определение самому себе: «Я какой???» (слушаются ответы)
VI. Контроль. Тестирование
Раздаются листочки с тестом, ученики отмечают правильный вариант
1. Имя прилагательное — это
а) член предложения,
б) часть речи.
2. Имя прилагательное обозначает
а) предмет,
б) действие предмета,
в) признак предмета.
3. Имя прилагательное изменяется
а) по родам и падежам,
б) по падежам,
в) по родам, числам и падежам.
4. Падеж прилагательного определяется
а) по окончанию прилагательного,
б) по вопросу от существительного к прилагательному,
в) по падежу существительного, с которым связано прилагательное.
5. В каком предложении словосочетание «существительное + прилагательное» стоит в Винительном падеже?
а) Ветер гнал вперёд лёгкий парусник.
б) По поверхности моря мчался лёгкий парусник.
6. Найдите прилагательное во множественном числе.
а) широкие,
б) широкое,
в) широкий.
VII. Рефлексия
— Итак, наш урок подошел к концу. Что сегодня на уроке мы повторили?
Слайд 13 У вас у каждого на партах лежат зеленые и розовые кружочки: оцените свою работу на уроке. Зеленый — у меня все получилось, я все понял, розовый — я ничего не понял, многое не получилось. Поднимите тот кружочек, который соответствует вашей работе на уроке.
VIII. Домашнее задание
Слайд14: побывайте на улице Баумана и сфотографируйтесь с памятником казанскому коту, пришлите мне на электронную почту эту фотографию и опишите, используя прилагательные, каким изобразил скульптор кота.
Раздел: Русский язык.
Класс: 5 (УМК под редакцией А.Д.Шмелёва).
Урок выстроен в соответствии с требованиями, предъявляемыми к структуре урока в контексте системно-деятельностного подхода.
Тип урока: урок «открытие нового знания».
Цель урока: Познакомиться с порядком морфологического разбора имени существительного.
1. Предметные:
2. Метапредметные:
3. Личностные:
Формы работы: фронтальная, парная, коллективная.
Оборудование к уроку: компьютер, мультимедиапроектор, презентация, карточки для самопроверки, раздаточный материал (признаки существительного).
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Примечание
1.Организационный момент
Приветственное слово учителя:
— Добрый день, ребята. Проверяем готовность к уроку. Сегодня на нашем уроке присутствуют гости.
— Я надеюсь на вашу продуктивную работу. Сегодня на уроке нам с вами предстоит приложить усилия, чтобы обобщить знания по одной важной теме и, конечно же, узнать новое.
— Запишите предложение, выполните синтаксический разбор.
Хорошая книга — неиссякаемый сосуд, заполненный мыслями и знаниями.
— Отвечают по разбору предложения.
— Какую часть речи изучаем?
— Выпишите из предложения слова части речи, которую мы изучаем.
Книга
Сосуд
Мыслями
Знаниями
— Выписывают имена существительные.
3.Выявление места и причины затруднений
— Вот уже на протяжении нескольких уроков мы говорим об имени существительном. Оцените свои знания по данной теме на начало урока («+» — хорошо знаю, «-» — не знаю, « » — знаю неточно).
— Какие темы вызвали затруднение при оценивании?
— Расскажите про имена существительные, используя материал с листа самооценки.
Во время рассказа об имени существительном обращается внимание на те признаки существительного, определение которых вызывает затруднение.
Работают в листе самооценки
Начало урока | Конец урока | |
Вопросы имени существительного | ||
Начальная форма имени существительного | ||
Нарицательные и собственные существительные | ||
Одушевлённые и неодушевлённые существительные | ||
Род | ||
Существительные общего рода | ||
Склонение | ||
Несклоняемые существительные | ||
Разносклоняемые существительные | ||
Падеж | ||
Число |
— Составляют ответ, перечисляя признаки имени существительного.
4. Целеполагание и планирование дальнейших действий
— Мы с вами работали с листом самооценки, характеризовали имена существительные, встретившиеся в предложении, а как ещё можно назвать наши действия с именами существительными (перечисление признаков существительного, характеристика, разбор).
— А как называется разбор слова как часть речи? (морфологический разбор).
— Попробуйте сформулировать тему урока.
Морфологический разбор имени существительного.
— Какие учебные задачи поставим?
(вспомнить признаки имени существительного, познакомиться с порядком разбора, применить полученные знания на практике)
Высказывают предположения, обсуждают, приходят к общему мнению.
Оформляют тетради
Определяют учебные задачи.
5.Этап построения проекта выхода из создавшейся ситуации
— На какие признаки делятся все морфологические признаки частей речи? (постоянные и непостоянные).
— Какие из перечисленных признаков имени существительного отнесём к постоянным? Почему?
— А к непостоянным? Почему?
— Как мы можем узнать порядок разбора?
(познакомиться с материалом параграфа, узнать в интернете и т.д.)
— Я предлагаю вам поработать в парах и составить схему разбора самостоятельно.
Отвечают на вопросы.
6.Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону
Оказывает помощь при необходимости.
Работают в парах. Каждая пара получает расположенные в разнобой признаки имени существительного. Необходимо самостоятельно составить из карточек порядок разбора.
Работают самостоятельно, при необходимости обращаясь за помощью к учителю.
7. Реализация построенного проекта
Организует проверку.
Озвучивают свои схемы разбора имени существительного.
Сравнивают получившуюся схему со схемой в учебнике.
Схема выстраивается на доске.
8. Этап включения в систему знаний и повторения
— А сейчас возьмите любое имя существительное из предложения, с которым мы работали в начале урока, и выполните морфологический разбор.
Выполняют морфологический разбор.
9. Этап рефлексии деятельности на уроке
— Вновь обратимся к нашим листочкам с проверкой своего знания.
— Что изменилось?
— Что осталось сложным?
— Важна ли та деятельность, которой мы занимались сегодня на уроке?
— Достигли ли мы тех целей, которые поставили перед собой в начале урока?
— Как вы оцениваете собственную работу на уроке?
Работают с карточкой «Проверь свои знания». («+» — хорошо знаю, «-» — не знаю, « » — знаю неточно).
Отвечают на вопросы учителя
10. Домашнее задание
Дает дифференцированное домашнее задание.
Найти и записать 5 пословиц о книге или знаниях. Выполнить морфологический разбор 3-х существительных с разными морфологическими признаками.
Выполнить упражнение 139(1), стр.184.
2) Произведите фонетический анализ слов: 1 вариант – елей; 2 вариант – осинке. 3) Произведите морфологический анализ
Фонетический разбор:
Елей — 2 слога, ударение падает на 1-й слог.
е — [й’] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), мягкий (непарный); [э] — гласный, ударный;
л — [л’] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), мягкий (парный);
е — [и] — гласный, безударный;
й — [й’] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), мягкий (непарный).
В слове «елей» 4 буквы и 5 звуков.
Морфологический разбор:
1. Часть речи: блокнот — имя существительное.
2. Морфологические признаки:
Начальная форма: блокнот (именительный падеж единственного числа);
Постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение;
Непостоянные признаки: именительный падеж, единственное число.
3. Синтаксическая роль: может быть различным членом предложения.
Синтаксический разбор:
Сережа (подлежащее) разжигал (сказуемое) костер (дополнение), а другие (определение) ребята (подлежащее) искали (сказуемое) грибы (дополнение).
Повествовательное, невосклицательное, сложносочиненное.
2 вариант
Фонетический разбор:
Осинке — 3 слога, ударение падает на 2-й слог.
о — [а] — гласный, безударный;
с — [с’] — согласный, глухой парный, мягкий (парный);
и — [и] — гласный, ударный;
н — [н] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), твёрдый (парный);
к — [к’] — согласный, глухой парный, мягкий (парный);
е — [э] — гласный, безударный.
В слове «осинке» 6 букв и 6 звуков.
Морфологический разбор:
1. Часть речи: краснокожий — имя прилагательное.
2. Морфологические признаки:
Начальная форма: краснокожий (именительный падеж единственного числа мужского рода);
Постоянные признаки: относительное;
Непостоянные признаки: единственное число, именительный падеж, мужской род, полная форма.
3. Синтаксическая роль: может быть различным членом предложения.
Синтаксический разбор:
Маша (подлежащее) собирала (сказуемое) для букета (обстоятельство цели) ромашки, тюльпаны и лютики (однородные дополнения).
Повествовательное, невосклицательное, распространенное, простое, двусоставное, осложнено однородными дополнениями.
«осинке»
Фея сирени
— Говорят, что на осинке
не родятся апельсинки.
Это ж просто ерунда!
— Ты их видел
— ДА.
— На осинке — апельсинки
— Вот и ДА.Вот и да Наши Друзья
Прижалась я к осинке той, и прошептала, тихо, ей одной:
Поверь, осинка, нам не стоит горевать,
Ещё с тобою будем петь, и танцевать,
И мы, с тобой, познаемКогда забудешь ты меня Гржибовская Лидия
Я пожелаю той Осинке ,
Чтоб Очень Добрый Человек
Её с любовью обнял сильной.
Чтоб рукотворное тепло
Её прохладную, согрело.Осинка Оксана Ларина-Заритовская
По Осинке Веточка.
.
Вечность,
Конечно,
Прописана
Всем.
Если
Носить
Плащ
Судьбы
Не
В
Гарем,
А
Самому
На
Плечах,
Не во рту.По Осинке Веточка Demiourg
— весело качали сосны верхушками деревьев маленькой осинке .
— Спасибо! Я рада, что не мешаю вам и украшаю ваше место!- засмеялась радостно осинка.Осинка Антонова Людмила
Дороги мне эти уже и привычны,
о каждой осинке я знаю давно,
какими пичугами дерево мыслит,
и где эти думы повили гнездо.Шагаю по рощам пусть дождь или ветер. Аркадий Козлов 2
А чего этой осинке напрягаться, когда импортные цитрусовые такие дешевые!
16. Тест на доброту.Для любителей коротких текстов — 10 Татьяна Купер
Прижав ушки, стал обгрызать кору на молодой осинке , ведь впроголодь и не скачется.
«Быстрее бы уже весна!Ёж-предсказатель Натали Третьякова
Ибо как может Вечная жизнь творить смертное «На осинке не растут апельсинки»!
Далее.Есть ли у Бога внуки? Аркадий Князьков
Закружились тут звери — птицы в хороводе, пляшут и поют:
— Зреют на осинке сладки апельсинки! Зреют на осинке сладки апельсинки! Ха-ха-ха!Пёстренькое яичко Екатерина Игоревна Жданова
*Подойдите к осинке .
*Поздоровайтесь.
*Добрые слова скажите.Для чего нужен осиновый колышек 2 Ярина Яснопольская
К осинке обратись:
«Ты осинушка — сестрица,
разреши к тебе обратиться.
Пред тобою я (имя) стою,
мне помочь тебя молю.Помощь осины в сложной ситуации Ярина Яснопольская
Подойдите к осинке .
Поклонитесь.
Добрые слова скажите .
Свою просьбу изложите:
» Ой, осинушка осина.
Я (имя) к тебе пришла.Для чего нужен осиновый колышек 3 Ярина Яснопольская
-Вот посмотри на меня,-часто говорил он Осинке ,-я настоящий царь этого леса:раскидистый,высокий и стройный.Меня уважают лесные обитатели:они частенько
Дуб и осинка Александр Широбоков 2
трудяга-дятел; над легковерными посмеиваясь, кумовски куражится кукушка; тащат
сухую хвою мураши; неведомой породы жук деловито карабкается по иссохшей осинкеСентябрь тихой охоты Александр Токарев 10
Всего-то пятьдесят метров от дома пробежишь к знакомой осинке — и ну её драть!
Вроде и много коры собрал, да и сам успел перехватить!Заяц-синяк Антон Корсаков
Залепетав на английском, который у неё хромал, но звучал очень убедительно, она гнулась подобно осинке , хихикала, а потом в её сумочке зазвонил мобильный
Англичанин Любовь Салина
.
— Гоша, — Геша обратился к брату, — давай вернёмся к твоему нарядному дереву- осинке , вдруг встретимся с теми зверями, похожими на нас.
— Я боюсьСказка-повесть Геша и Гоша. Глава 10 Роза Салах
Гоша на миг остановил взгляд именно на такой осинке , залюбовался ею, застыл на месте.
Сказка-повесть Геша и Гоша. Глава 8 Роза Салах
Так двойка, а третья верхом, вышла на тропу, которая вела к нарядной осинке , окружённой множеством маленьких берёз с редкими жёлтыми
листьями и осинкамиСказка-повесть Геша и Гоша. Глава 9 Роза Салах
Морфологический разбор слова «осинке»
Морфологический разбор – это подробное описание слова как части речи с указанием всех имеющихся у него признаков (постоянных и непостоянных).
Данный вид языкового анализа позволяет закрепить и систематизировать имеющиеся знания по морфологии.
Порядок морфологического разбора
Выполнить этот вид разбора несложно. Для этого нужно знать общие принципы подобного анализа и порядок его выполнения, который одинаков для всех частей речи.
Универсальный план морфологического разбора:
- Выписать текстовую форму слова, определить его частеречную принадлежность и общекатегориальное значение.
- Указать начальную форму (нач.ф.).
- Охарактеризовать грамматические признаки:
- постоянные (неизменяемые) – по начальной форме;
- непостоянные (изменяемы) – по текстовой форме.
- Указать, каким членом предложения является.
Морфологический разбор знаменательных частей речи
Морфологический разбор существительных
Анализ существительного производится по представленному плану, при этом нужно охарактеризовать его грамматические признаки.
Постоянные:
- Собственное / Нарицательное;
- Одушевленное / Неодушевленное (Определить одушевленность слова онлайн);
- Род (Определить род слова онлайн);
- Склонение (Склонение существительныйх онлайн).
Непостоянные:
- Падеж (Морфологический разбор и склонение существительныйх по падежам онлайн);
- Число.
Пример разбора существительного
На крылечке сидел котенок.
Крылечке – существительное
Начальная форма (н.ф.) – крылечко.
Нарицательное, неодушевленное, средний род, 2 склонение; в предложном падеже, в единственном числе. (нар., неодуш, ср. р., 2 скл., в предл. п., в ед. ч.). Обстоятельство.
Советы
- Начальная форма имени существительного – именительный падеж(им.п.), единственное(ед.ч.) число (кто? что?).
- Будьте внимательны при определении падежа имени существительного в предложениях типа « Солнце закрыло облако ». Помните, что в том случае, когда формы именительного и винительного падежа совпадают, необходимо обращать внимание на смысл предложения. Так, в данном случае слово « солнце » стоит в винительном падеже, а слово « облако » в именительном.
- Не допустите ошибку при определении грамматической категории одушевленности/неодушевленности у слов « кукла », « мертвец », « утопленник », « ладья », « ферзь » и некоторых других. Эти существительные одушевленные, так как их окончания в формах родит.п множ.ч. и винит.п. множ.ч. совпадают.
Морфологический разбор прилагательных
Прилагательное анализируется в соответствии с представленным планом, при этом слово характеризуется по следующим его основным признакам.
Постоянные:
- разряд.
- склонение (Склонение прилагательных онлайн).
Непостоянные:
- форма (полная/краткая) — для качественных прилагательных;
- степень сравнения — для качественных прилагательных;
- падеж;
- число;
- род – для прилагательных в форме единственного числа.
Пример разбора прилагательного
Летние ночи тихи и безлунны.
Тихи – прилагательное
Начальная форма – тихий.
Качественное, в краткой форме, в именительном падеже, во множественном числе. Сказуемое.
Советы
- Начальная форма имени прилагательного – имен.п., единств.ч., м.р.( чей? какой?).
- Краткие прилагательные предложении выступают в роли сказуемого.
- Непостоянные морфологические признаки имени прилагательного определяются по слову (существительному, местоимению), от которого к нему задается вопрос.
- Род для прилагательных не является постоянным признаком, поэтому во множественном числе его определить нельзя.
Морфологический разбор числительных
При характеристике числительного следует указать его грамматические признаки.
Постоянные:
- порядковое/ количественное;
- простое/сложное.
Непостоянные:
- падеж;
- число (для порядковых числительных);
- род (для порядковых числительных в ед. ч.).
Пример разбора числительного
Игрока под седьмым номером в середине первого тайма дисквалифицировали.
Первого – числительное
Начальная форма – первый.
Порядковое, простое; в родительном падеже, в единственном числе, в мужском роде. Определение.
Советы
- Начальная форма порядковых числительных– имен.п., единств.ч., м.р. (какой? который по счету?).
- Начальная форма количественных числительных – имен.п., единств.ч. (сколько?).
- Порядковые числительные в предложении, как правило, являются определениями.
- Не пытайтесь определить число количественных числительных – в 99% случаев это невозможно.
Морфологический разбор местоимений
Признаки, которые необходимо указать при характеристике местоимения перечислены ниже.
Постоянные:
- разряд по значению (личное, возвратное и т.д.).
- склонение (Склонение местоимений онлайн).
Непостоянные:
- падеж;
- число (если есть);
- род (если есть).
Пример разбора местоимения
Она посмотрела в мою сторону и чуть заметно улыбнулась.
Она – местоимение.
Начальная форма – она.
Личное; в именительном падеже в женском роде, в единственном числе. Подлежащее.
Советы
- Начальная форма местоимения – имен.п., единств.ч., м.р. (кто? что? какой? чей? сколько?).
- Следует отличать личные местоимения в падежных формах от притяжательных. В этом помогут вопросы. Сравните:
- вижу (кого?) его – личное в родит. п.
- (чей?) его шарф – притяжательное.
Морфологический разбор наречий
Наречие не склоняется и не спрягается и является неизменяемой частью речи. У него отсутствуют непостоянные признаки. При выполнении морфологического разбора указывается только разряд по значению (времени, места, причины и т.д.).
Пример разбора наречия
Советы
- Вопросы-ориентиры – где? когда? как? почему? зачем?
- В предложении чаще всего является обстоятельством, хотя в некоторых случаях может выступать в роли определения. Пример: кофе (какой?) по-турецки
Морфологический разбор глагола
При характеристике глагола следует указать следующие основные признаки.
Постоянные:
- возвратный/невозвратный;
- переходный/непереходный;
- вид;
- спряжение (Спряжение глаголов онлайн).
Непостоянные:
- наклонение;
- время, лицо, род (у глаголов в изъявит. накл.);
- число.
Пример разбора глаголов
Максим громко насвистывал веселую песенку.
Насвистывал – глагол.
Начальная форма – насвистывать.
Невозвратный, переходный, несовершённый вид, I спряжение; в изъявительном наклонении, в прошедшем времени, в единственном числе, в мужском роде. Сказуемое.
Советы
- Вопросы-ориентиры для начальной формы глагола – что делать? что сделать?
- У глаголов в форме прошедшего времени нельзя определить лицо, зато можно определить рол; у глаголов в форме настоящего и будущего времени – наоборот: можно определить лицо, нельзя – род.
Морфологический разбор причастий
В причастии сочетаются основные морфологические признаки глагола и имени прилагательного.
Постоянные:
- вид;
- время;
- возвратность, переходность (для действит. причастия).
Непостоянные:
- полная/ краткая форма (для страдат. причастия);
- падеж;
- число;
- род – для причастий в форме единственного числа.
Пример разбора причастия
Падающие на землю снежинки были прекрасны.
Падающие – причастие.
Начальная форма – падающий.
Несовершённый вид, настоящее время, невозвратный, непереходный; в именительном падеже, во множественном числе. Определение
Советы
- Вопрос-ориентир для начальной формы – какой?
- Краткие причастия в предложении всегда являются сказуемыми.
Морфологический разбор деепричастий
В деепричастии сочетаются основные морфологические признаки глагола и наречия. Как и наречие, деепричастие не изменяется. Как у глагола, у деепричастия можно определить:
- вид;
- возвратность;
- переходность.
Пример разбора деепричастия
Прогуливаясь по саду, Борис размышлял о смысле жизни.
Прогуливаясь – деепричастие.
Н.ф. – прогуливаясь.
Несовершённый вид, возвратный, непереходный; не изменяется. Обстоятельство.
Советы
- Вопрос-ориентир – как? каким образом.
- В предложении всегда является обстоятельством.
Морфологический разбор служебных частей речи
Непостоянные признаки у служебных частей речи отсутствуют. При синтаксическом анализе определяются только постоянные.
Для предлогов:
- простой/составной;
- непроизводный/производный.
Для союзов:
- простой/составной;
- сочинительный/подчинительный.
Для частиц:
Пример разбора
Старое дерево росло бы около дома еще долго, но случилось непредвиденное.
Около – предлог
Простой, производный; не изменяется. Членом предложения не является.
Но – союз
Простой, сочинительный; не изменяется. Членом предложения не является.
Бы – частица
Формообразующая; не изменяется. Членом предложения не является.
Советы
Следует отличать производные предлоги от наречий. Сделать это несложно. Нужно запомнить:
- к предлогу нельзя задать вопрос;
- предлог всегда находится рядом с существительным.
Пример: Я посмотрел вокруг (наречие). / Он оббежал вокруг дома (предлог).
Морфологический разбор междометия
Грамматические признаки междометий
Междометие – это неизменяемая часть речи. При морфологическом анализе производится только характеристика постоянных признаков:
- непроизводное/производное;
- значение.
Пример разбора междометия
Эй, подойди сюда!
Эй – междометие
Непроизводное, выражает побуждение к действию; не изменяется. Членом предложения не является.
Морфология — это раздел грамматики, в котором изучаются слова как часть речи.
Каждая часть речи имеет признаки, которые можно объединить в 3 группы:
- Общее грамматическое значение;
- Морфологические признаки данной части речи (род, число, падеж, время, лицо и т.д.);
- Синтаксические признаки (роль слова в словосочетании и предложении).
Выполнить морфологический разбор — это значит охарактеризовать слово как часть речи.
В начальной школе учащиеся выполняют морфологический разбор трех основных частей речи: имени существительного, имени прилагательного и глагола.
В данной статье учимся выполнять морфологический разбор существительных.
Памятка морфологического разбора существительного
1. Часть речи. Начальная форма (единственное число, именительный падеж).
2. Постоянные признаки:
- собственное или нарицательное;
- одушевлённое или неодушевлённое;
- род;
- склонение.
Непостоянные признаки:
- падеж;
- число.
3. Роль в предложении (указать смысловой вопрос, который задаём к имени существительному. Определить, каким членом предложения является имя существительное).
Образец морфологического разбора существительного
Образец письменного разбора
Я вижу птицу в небе.
птицу
1.Птицу – сущ., Н.ф. – птица.
2. Пост. пр.: неодуш., нариц., д.р., 1-е скл.;
Непост. пр.: ед.ч., В.п.
3. Вижу (кого?) птицу (второстепенный член предложения, дополнение).
Образец устного разбора
Я вижу птицу в небе.
птицу
1.Птицу — существительное, т.к. обозначает предмет.
Начальная форма — птица (единственное число, именительный падеж).
2. Постоянные признаки:
а) существительное нарицательное, т.к. называет одинаковые однородные предметы;
6) существительное одушевлённое, т.к. называет предмет живой природы;
в) существительное женского рода, т.к. можно подставить слова она, моя птица;
г) существительное первого склонения, т.к. имеет окончание -а и относится к женскому роду.
Непостоянные признаки:
а) существительное в форме винительного падежа, т.к. отвечает на вопрос: вижу (кого? что?) птицу;
6) существительное единственного числа, т.к. обозначает один предмет.
3.Вижу (кого?) птицу. Существительное птицу является в предложении второстепенный членом, дополнением.
Краткий морфологический разбор
Иногда встречается задание в котором необходимо сделать краткий морфологический разбор. Обычно он звучит, как написать морфологические признаки. В 4 классе дети должны указать 6 признаков. Тогда вариант выполнения выглядит так:
Птицу – сущ., неодуш., нариц., ж.р., 1-е скл., ед.ч., В.п.
Упражнения для тренировки
Выполни морфологический разбор всех имен существительных в предложении.
Ветер раскачивал деревья.
Ответ:
ветер
1.Ветер – сущ., Н.ф. – ветер.
2. Пост. пр.: неодуш., нариц., м.р., 2-е скл.;
Непост. пр.: ед.ч., И.п.
3. Ветер ( что делал?) раскачивал (главный член предложения, подлежащее).
деревья
1.Деревья – сущ., Н.ф. – дерево.
2. Пост. пр.: неодуш., нариц., ср.р., 2-е скл.;
Непост. пр.: мн.ч., В.п.
3. Раскачивал (что?) деревья (второстепенный член предложения, дополнение).
Выполни морфологический разбор всех имен существительных в предложении.
На фоне голубого неба краснели гроздья рябин.
Напиши морфологические признаки всех имен существительных в предложении.
Гуси и утки щипали траву около сарая.
В ВПР 4 класса по русскому языку есть задание 12, в котором нужно как раз написать морфологические признаки существительного.
ВПР по русскому языку 4 класс 2 часть задание 12
Выпиши из (указан номер) предложения все имена существительные в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи морфологические признаки одной из форм имени существительного (на выбор).
Учащимся необходимо найти нужное предложение, выписать все имена существительные вместе с предлогами и написать морфологические признаки одного из выписанных существительных.
Важные моменты! Иногда дети забывают выписать существительные вместе с предлогами, а за это уже снимаются баллы.
А также в данном задании не нужно выполнять полный морфологический разбор. Необходимо указать в строчку через запятую постоянные и непостоянные признаки.
Иногда в задании 12 конкретно прописываются признаки, которые необходимо указать.
Выпиши из (указан номер) предложения все имена существительные в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи род, склонение, число, падеж одной из форм имени существительного (на выбор).
Примеры задания 12 в ВПР по русскому языку 4 класс
Выпиши из 13-го предложения все имена существительные в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи род, склонение, число, падеж одной из форм имени существительного (на выбор).
(13)Тут вступила в разговор сосулька, повисшая на еловой лапе.
1) формы имён существительных: (в) разговор, сосулька, (на) лапе;
2) морфологические признаки одной из форм, например:
(в) разговор – м. р., 2-е скл., ед. ч., В. п.;
или
сосулька – ж. р., 1-е скл., ед. ч., И. п.;
или
(на) лапе – ж. р., 1-е скл., ед. ч., П. п.
Выпиши из 11-го предложения все имена существительные в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи род, склонение, число, падеж одной из форм имени существительного (на выбор).
(11)Новый транспорт специалисты назвали метрополитеном.
1)формы имён существительных: транспорт, специалисты, метрополитеном;
2) морфологические признаки одной из форм:
транспорт – м. р., 2-е скл., ед. ч., В.п.;
или
специалисты − м. р., 2-е скл., мн. ч., И. п.;
или
метрополитеном – м. р., 2-е скл., ед. ч., Т. п.
Выпиши из 9-го предложения все имена существительные в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи род, склонение, число, падеж одной из форм имени существительного (на выбор).
(9)«Серебряную» воду используют космонавты в космических полётах.
1) формы имён существительных: воду, космонавты, (в) полётах;
2) морфологические признаки одной из форм:
воду – ж. р., 1-е скл., ед. ч., В. п.;
или
космонавты – м. р., 2-е скл., мн. ч., И. п.;
или
(в) полётах – м. р., 2-е скл., мн. ч., П. п.
Упражнения для отработки 12 задания ВПР по русскому языку 4 класс
Выпиши из предложений все имена существительные в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи род, склонение, число, падеж одной из форм имени существительного (на выбор).
Когда созревали одуванчики, у нас с братом была забава.
Ответ:
одуванчики – м. р., 2-е скл., мн. ч., И. п.;
(с) братом – м. р., 2-е скл., ед. ч., Т. п.;
забава – ж. р., 1-е скл., ед. ч., И. п.
При опоре на крепкий хвост ящерицы могут даже бегать на задних лапах.
Ответ:
Хвостом — м. р., 2-е скл., ед. ч., Т. п.;
врага — м. р., 2-е скл., ед. ч., В. п.;
(в) драке — ж. р.. 1-е скл., ед. ч., П. п.;
атаку — ж. р., 1-е скл., ед. ч., В. п.
Они станут большими, сильными птицами и вместе со своими родителями улетят на юг.
Ответ:
птицами – ж. р., 1-е скл., мн. ч., Т. п.;
(с) родителями – м. р., 2-е скл., мн. ч., Т. п.;
(на) юг – м. р., 2-е скл., ед. ч., В. п.
Лесник целый день бродил по лесу и знал каждое дерево на своём участке.
Ответ:
лесник — м. р., 2-е скл., ед. ч., И. п.;
день — м. р., 2-е скл., ед. ч., В. п.;
(по) лесу — м. р., 2-е скл., ед. ч., Д. п.;
дерево — ср. р., 2-е скл., ед. ч., В. п.;
(на) участке — м. р., 2-е скл., ед. ч., П. п.
Стройная, с тонкими длинными ветвями и раскидистой кроной, она прекрасна в любой сезон.
Ответ:
(с) ветвями – ж. р., 3-е скл., мн. ч., Т. п.;
(с) кроной – ж. р., 1-е скл., ед. ч., Т. п.;
(в) сезон – м. р., 2-е скл., ед. ч., В. п.
Если по камню сильно ударить молотком, то он не разобьётся и не даст трещин.
Ответ:
(по) камню — м. р., 2-е скл., ед. ч., Д. п.;
молотком — м. р., 2-е скл., ед. ч., Т. п.;
трещин — ж. р., 1-е скл., мн. ч., Р. п.
Десятилетний охотник забыл обо всём, кинулся в ледяную воду, поплыл за уткой и достал её.
Ответ:
охотник — м. р., 2-е скл., ед. ч., И. п.;
(в) воду — ж. р., 1-е скл., ед. ч., В. п.;
(за) уткой — ж. р., 1-е скл., ед. ч., Т. п.
Ёжик распрямился, встал на коротенькие лапки и быстро-быстро побежал под шкаф!
Ответ:
ёжик – м. р., 2-е скл., ед. ч., И. п.;
на лапки – ж. р., 1-е скл., мн. ч., В. п.;
под шкаф – м. р., 2-е скл., ед. ч., В. п.
Человек издавна называл себя «царём природы», но, видно, не очень умело управлял он своим царством, раз нанёс ему такой ущерб.
Ответ:
человек — м. р., 2-е скл., ед. ч., И. п.
царём — м. р., 2-е скл., ед. ч., Т. п.
природы — ж. р., 1-е скл., ед. ч., Р. п.
царством — ср. р., 2-е скл., ед. ч., Т. п.
ущерб — м. р., 2-е скл., ед. ч., В. п.
Уже к полудню под ярким весенним солнышком лёд исчезает.
Ответ:
(к) полудню – м. р., 2-е скл., ед. ч., Д. п.;
(под) солнышком – ср. р., 2-е скл., ед. ч., Т. п.;
лёд – м. р., 2-е скл., ед. ч., И. п.
Однажды на рассвете меня разбудил голос брата.
Ответ:
(на) рассвете — м. р., 2-е скл., ед. ч., П. п.;
голос — м. р., 2-е скл., ед. ч., И. п.;
брата — м. р., 2-е скл., ед. ч., Р. п.
Вот возьмут муравьи личинку и поднесут её к краю листа снизу.
Ответ:
муравьи – м. р., 2-е скл., мн. ч., И. п.;
личинку – ж. р., 1-е скл., ед. ч., В. п.;
к краю – м. р., 2-е скл., ед. ч., Д. п.;
листа – м.р., 2-е скл., ед. ч., Р. п.
В журнал принёс свои стихотворения довольно известный поэт.
Ответ:
(в) журнал — м. р., 2-е скл., ед. ч., В. п.;
стихотворения — ср. р., 2-е скл., мн. ч., В. п.;
поэт — м. р., 2-е скл., ед. ч., И. п.
Эти лапы с крепкими пальцами помогают ему совершать высокие и быстрые прыжки.
Ответ:
лапы — ж. р., 1-е скл., мн.ч., И. п.;
(с) пальцами — м. р., 2-е скл., мн. ч., Т. п.;
прыжки — м. р., 2-е скл., мн. ч., В. п.
За кормой оставалась широкая полоса чистой воды.
Ответ:
(за) кормой – ж. р., 1-е скл., ед. ч., Т. п.;
полоса – ж. р., 1-е скл., ед. ч., И. п.;
воды – ж. р., 1-е скл., ед. ч., Р. п
Чтобы в одежде рыцаря не было никаких щелей, она тоже должна была запахиваться слева направо.
Ответ:
(в) одежде – ж. р., 1-е скл., ед. ч., П. п.;
рыцаря – м. р., 2-е скл., ед. ч., Р. п.;
щелей – ж. р., 3-е скл., мн. ч., Р. п.
А лиса, не переставая кричать, повела собаку подальше от норы, да там и замолчала.
Мне известны художники, которые пытались изобразить в красках северное сияние.
Но, как мы ни вглядывались, в ветках берёзы никакую кошку не увидели.
Осьминожек стал жить у меня в банке из-под варенья.
Подготовиться к ВПР по русскому языку в 4 классе также помогут статьи:
Ударение ВПР 4 класс
Однородные члены предложения
Диктанты 4 класс с грамматическими заданиями
Заходите также в Книжную лавку за полезными книгами!
С уважением, Ольга Наумова
Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!