Рассказы михаила пришвина о природе

Михаил михайлович пришвин является выдающимся советским прозаиком и публицистом. основное место в творчестве этого писателя занимают многочисленные произведения для детей,

Михаил Михайлович Пришвин является выдающимся советским прозаиком и публицистом. Основное место в творчестве этого писателя занимают многочисленные произведения для детей, а также увлекательные рассказы на тему природы и охоты. В своем литературном творчестве Михаил Пришвин, главным образом, размышлял над вопросами человеческого бытия — поднимал вопросы смысла жизни и предназначения, связи человека с природой, религии. «Певец русской природы», – именно так однажды назвал Константин Паустовский Пришвина. Многомудрый Литрекон предлагает Вам поподробнее ознакомиться с биографией известного на всю страну писателя.

Рождение и детство 

Михаил Пришвин появился на свет в 1873 году в Орловской губернии. Будущий писатель был младшим ребёнком в семье Пришвиных. От своей матери Михаил унаследовал решительный характер и невероятную силу духа, а от отца – большую любовь к красоте природы. 

Глава семейства был искусным наездником. Он выигрывал призы на скачках. У Михаила была особая страсть к охоте, а также он обожал ухаживать за выращенным садом. Пришвин тонко чувствовал прелесть природы, он любил деревья и цветы. Глава семейства умер в результате паралича. После смерти мужа Мария Ивановна была вынуждена сама воспитывать пятерых детей.

В 1883 году Михаил Пришвин, которому исполнилось десять лет, был переведён из начальной школы в деревне в елецкую гимназию. Однако будущему писателю не было присуще усердие в учёбе. Так, за шесть лет обучения мальчик сумел дойти лишь до четвёртого класса. В связи с плохой успеваемостью Михаил трижды оставался на второй год. Мальчик даже осмелился однажды надерзить педагогу. И его отчислили. Кто бы мог подумать, что автор детских рассказов — такой бунтарь и двоечник? Его пример мог бы вдохновить многих родителей не спешить с выводами. Сегодня мальчик — хулиган, а завтра «певец русской природы» — все бывает.

Юность и образование 

Искренний интерес к обучению у Михаила проявился, когда мальчик приехал к дяде-купцу Ивану Игнатову. В 1893 году писатель, которому в то время  исполнилось двадцать лет, окончил учёбу в Александровском реальном училище. Брат матери Михаила, у которого не было детей, надеялся на то, что в будущем его дело продолжит племянник. Однако Михаил Пришвин преследовал совсем другие цели. Молодой человек успешно поступил в политехнический ВУЗ, который расположен в Риге. Именно там Михаил увлёкся идеями марксизма, впоследствии он попал в политический кружок. В результате, будучи на последнем курсе, будущий писатель оказался под следствием. И опять образ автора никак не вяжется с его творчеством. Невозможно заподозрить Пришвина в политической активности и инакомыслии, которое даже до суда дошло.

В 1898 году Михаил Михайлович был освобождён после года заключения в Митавской тюрьме. Затем Пришвин отправился в Лейпциг, где на протяжении двух лет учился на агрономическом  факультете. В итоге, Михаил Михайлович получил специальность землеустроителя. Вскоре Михаил вернулся в Россию, и вплоть до 1905 года он работал над научными книгами и статьями, а также трудился в качестве агронома. 

Творческий путь 

В 1907 году был опубликован первый рассказ известного писателя «Сашок». В это время писатель решает покончить с научными трудами. Он начинает создавать газетные статьи. Повинуясь своему увлечению журналистикой и этнографией, Михаил Пришвин отправляется в полугодовое путешествие по Северу. Писатель изучал Выговский край и Поморье. Здесь автор создал 38 народных сказок, которые вошли в состав сборника «Северные сказки».

Вторая книга Пришвина увидела свет в 1908 году. Она представляла собой путевые очерки о жизни и быте обитателей Севера «За волшебным колобком». В этом же году автором был издан сборник очерков «У стен града невидимого».

В связи с событиями Первой мировой войны писатель был вынужден отвлечься от создания сказок и рассказов. Пришвин в качестве военного корреспондента создавал очерки, повествующие о событиях на фронте. В ходе войны политическая обстановка накалилась, и прогремела революция. Взгляды большевиков Михаил Михайлович принял не сразу. Ведь он придерживался взглядов эсеров. Однако в связи с победой Октября писатель смирился с новой властью. 

Михаилу Пришвину принадлежат такие известные рассказы для детей, как «Лисичкин хлеб» и «Еж«. Мифы о животных автор отобразил в рассказах «Медведь», «Двойной след», «Берестяная трубочка». В таких знаменитых рассказах, как «Жизнь на ремешке» и «Золотой луг», Михаил Пришвин отобразил живую природу во всем ее многообразии. 

В годы Великой Отечественной войны Михаил Михайлович отправится в эвакуацию в Ярославскую область. В 1944 году, когда писатель приехал в столицу, был опубликован рассказ «Лесная капель». А в следующем году автор создал сказку на былинные мотивы «Кладовая солнца». В своем знаменитом рассказе «Моя Родина» русский писатель продемонстрировал всю любовь к Отечеству. 

Не секрет, что многие критики главным трудом Пришвина считают книгу «Дневники». Первые записи появились в 1905 году, а последние – в 1954. Здесь автор отобразил свои собственные взгляды на жизнь и общество.

Личная жизнь 

Крестьянка из смоленской деревни Ефросинья Бадыкина была первой женой Михаила Пришвина. Для женщины это был уже второй брак. В этом союзе родилось трое сыновей. Известно, что в «Дневниках» писатель называл свою супругу Фрося. Первый ребёнок в семье умер еще в младенчестве. Второй сын, которого звали Лев, скончался в 1957 году. А третий сын Петр умер в 1987 году.

В 1940 году, когда писателю было шестьдесят семь лет, он решил оставить семью и жениться на Валерии Лиорко. Женщина была младше писателя на целых двадцать шесть лет. Вместе они жили на протяжении четырнадцати лет.

Интересные факты 

Краткая биография Пришвина будет дополнена интересными фактами о его жизни и творчестве.

  1. Михаил Пришвин остался без отца, когда ему было семь лет. Глава семьи крупно проиграл в карты. Разбитый параличом, мужчина скончался от нервного потрясения. 
  2. Михаил Михайлович находился в тесных дружеских отношениях с Максимом Горьким. Марксистское прошлое, тюремный срок «за идею» и дружба с Горьким помогли писателю избежать гонений и преследований, когда партия эсеров была резко осуждена большевиками, а многие ее представители оказались в заключении.
  3. Писателю не приходилось долго жить в одном месте. Он довольно часто менял свое место жительства. 
  4. Пришвин известен не только своей литературной деятельностью. Так, писатель, сделал немалый вклад в развитие русской агрономии. 
  5. Михаил Пришвин всерьёз увлекался автомобилями. Первую машину «Москвич» писатель купил в 1930 году. 
  6. Михаил Пришвин составил бы компанию многим грибникам, охотникам и любителям рыбной ловли. Все эти занятия он очень любил.
  7. Когда Пришвин обучался в Лейпциге, он сильно влюбился в молодую англичанку. Однако девушка не ответила ему взаимностью. Писателю было очень сложно это пережить. В итоге, Михаил решил прервать свое обучение и вернуться в родные места. 
  8. Во время событий Первой Мировой войны Пришвин являлся военным корреспондентом и претерпел все лишения на передовой, как и обычные солдаты.
  9. Помимо всего прочего, Михаил Михайлович очень интересовался фотографией. При этом, он был очень талантливым фотографом.

Смерть

Когда известному писателю было восемьдесят лет, у него врачи нашли онкологию желудка. Михаил Михайлович умер в 1954 году в столице. Писатель был похоронен на Введенском кладбище.

Таким образом, творческий путь Михаила Пришвина был непростым, но довольно интересным. В  творчестве знаменитый писатель отобразил свой жизненный путь и собственные духовные искания. Все свои произведения Михаил Михайлович создавал простым, ярким, живым и выразительным языком. Это придало его творчеству народный оттенок и обеспечило народную любовь. Рассказы Пришвина всегда будут одними из самых читаемых не только среди детей, но и среди их мам и бабушек. Любовь в Отчизне, любовь к окружающему миру, людям, животным – вот, что лежит в основе всех произведений Михаила Михайловича. 

Воспитание
любви к природе у дошкольников

 через
художественную литературу.

         Произведения М. Пришвина мы с
детьми читаем с особым интересом, так как известно, что лучшие рассказы он
написал, когда жил в нашем городе- Сергиевом Посаде. Наши ребята знают, где
находится дом, в котором жил Пришвин, много раз бывали в городском парке ,где
установлен памятник писателю. Полюбились детям произведения М. Пришвина о
природе.

          Природа
– это всё естественное богатство окружающего мира, которое открывается юному
человеку в процессе познания, труда и творчества. Она живёт по своим законам, а
человеку важно понять эти законы, так как человек и природа составляют единое
целое.

Задача воспитателя состоит в том,
чтобы помочь ребёнку в полной мере увидеть и понять красоту природы, воспитать
в нём высокие нравственные качества, которые необходимы для его последующего
развития и формирования как личности, как человека. Рассматривая природу и
нравственность как единое целое, у детей формируется потребность в общении с
природой, в бережном отношении к ней.

          Художественная литература о
природе глубоко воздействует на чувства детей. Через неё идёт знакомство с
окружающим миром, который раскрывает при помощи книги свои тайны, воспитывает
нравственные, эстетические и другие качества человека, начинает формировать
личность.

Книги являются своеобразной
платформой, где сосредоточены знания о природе. На основе этих книг идёт
развитие представлений ребёнка о том, какое должно быть отношение к окружающему
миру. Познавать мир с помощью природоведческой книги – значит, иметь
возможность познакомить ребёнка со многими важными для него аспектами жизни.

         В этой работе большую помощь
оказывают рассказы писателей, которые в своих текстах учат детей не только
видеть красоту природы, но и бережно к ней относиться.

      В круг чтения дошкольников
включены произведения о природе М Пришвина .

       Главная тема творчества М.М.
Пришвина – человек и природа, их взаимоотношения и взаимовлияние.

       В своих произведениях автор служит примером бережного
отношения к природе. Его рассказы способны пробудить и развить те лучшие
качества человека, которые необходимы в жизни. Читая их, мы расширяем кругозор
детей, получаем реальную информацию, в которой могут содержаться события,
фактически сходные с ситуациями, которые могут случиться в реальной жизни. 
Чтобы
любить природу, надо ее знать, а чтобы знать, необходимо ее изучать. Необходимо
систематически учить детей бережному отношению к природе.

        Пришвин воспринимает природу
как писатель и как ученый. У него весьма достоверные и зоркие наблюдения, у
него нет случайных слов – каждое выверено, взвешено и накрепко уложено во
фразу. Главное действующее лицо в рассказах Пришвина о природе – он сам: охотник,
наблюдатель, ученый, художник — искатель слов, точных и поэтических, искатель
правды.

В своих рассказах Пришвин даёт точные
реальные образы, каждый образ в его рассказах индивидуален и красочен.

         Звери и птицы у Пришвина
«шипят, гудят, орут, кукуют, свистят, пищат»; каждый из них по-своему движется.
Даже деревья и растения в пришвинских описаниях становятся живыми: одуванчики
засыпают по вечерам и просыпаются по утрам («Золотой луг»); точно богатырь,
выбивается из-под листьев гриб («Силач»); шепчет лес («Шёпот в лесу»).

Всю свою жизнь Пришвин хранил в себе
ребёнка, смотревшего на прекрасный мир широко открытыми, радостными и
удивлёнными глазами. Наверное, именно поэтому рассказы писателя так легко
воспринимаются детьми.

Дошкольникам свойственна
подражательность, в силу которой они заимствует образы поведения, легко
поддаются внешним влияниям. Они подражают поведению взрослых в природе, их
поступкам, отношению к животным, растениям. Своими произведениями М.М. Пришвин
воспитывает у детей любовь к природе, формирует бережное отношение к
окружающему мир. Его рассказы очень познавательные и добрые, их можно назвать
энциклопедией природы, из которой дети могут узнать всё, что их интересует.

Герои рассказов и повестей М. М.
Пришвина формируют представления о том, каким должен быть человек и как он
должен относиться к окружающему его миру.

        Как показывает мой опыт, через
литературные произведения можно знакомить детей с явлениями и событиями,
выходящими за пределы их личного жизненного опыта. Художественное мастерство
писателя способствует тому, что сложные темы становятся доступными.

Беседа о прочитанном произведении
является важным этапом в формировании представлений об окружающем мире.

В рассказах Пришвина очень много
познавательного. Например, в рассказе «Ёж»” дети узнают о повадках зверька, в
«Золотом луге» – о том, что одуванчик ложится спать вечером, закрывая свои
лепестки, а утром просыпается.

Читая произведения Пришвина, у детей
формируется понятие о добре и зле. Так, Пришвин в рассказе «Ёж” очень хорошо
описал свои взаимоотношения с ёжиком, показал, как с помощью доброго отношения
можно приручить дикого зверька: «Так вот и устроился у меня жить ёжик. А сейчас
я, как чай пить, непременно его к себе на стол и то молока ему налью в блюдечко
– выпьет, то булочку дам – съест».

В
рассказе М. Пришвина «Ребята и утята» рисуется встреча писателя с детьми.
Ребята совершили дурной поступок: они сбивали шапками и ловили диких уточек.
Однако после беседы с писателем поняли, что поступали нехорошо, и отпустили
утят. Чтобы понять отношение детей к природе, ко
всему живому, что нас окружает, перед детьми можно поставить проблемные
ситуации,
 решение
которых зависит от их отношения к живой природе. Великая любовь Пришвина к
природе родилась из его любви к народу и к той земле, на которой он жил и
трудился. Его произведения пронизаны той добротой, которая присуща тем людям,
которые живут, общаясь с природой, и являются её неотъемлемой частью.

Рассказы и повести писателя могут
эффективно использоваться в воспитании детей. Развивая познавательные интересы
детей, мы можем показать всю красоту окружающего мира, дать понять, что человек
не может быть охотником – он часть природы, с которой необходимо подружиться и
изучить её, научиться бережному отношению к ней.

Таким образом, книги Пришвина играют важную
роль в изучении окружающего мира и воспитании нравственно-эстетических качеств
дошкольников.

        Мы с детьми ежегодно принимаем
участие в конкурсе выразительного чтения в Детской библиотеке «Открываем
богатство Пришвина». Наши ребята получили дипломы победителей и участников
конкурса. Они не просто рассказывали наизусть отрывки из произведений Пришвина,
но даже инсценировали их! Я считаю, что такие мероприятия  помогают  ребёнку в
полной мере увидеть и понять красоту природы, воспитать в нём высокие
нравственные качества, которые необходимы для его последующего развития и
формирования как личности, как человека. 

  • Рассказы мне доля сергей завьялов
  • Рассказы марка твена для детей
  • Рассказы мамин сибиряк о природе рассказы
  • Рассказы матерей о связи с сыновьями
  • Рассказы марьи саввишны перекусихиной