Рассказы михаила булгакова короткие

Автор: самый зелный опубликовано 26.09.2021 обновлено 27.09.2021 итоговое сочинение является обязательным испытанием каждого выпускника школы, лицея и гимназии.

Автор:
Самый Зелёный
·
Опубликовано
· Обновлено

Итоговое сочинение является обязательным испытанием каждого выпускника школы, лицея и гимназии. Школьник, не сдавший итоговое сочинение, не может быть допущен к государственной итоговой аттестации. Одно из направлений итогового сочинения носит название «Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?». В рамках данной темы выпускник должен поразмышлять о различных достижениях, которые представляют собой не только прогресс и надежду на лучшее будущее, но и предполагают большой риск для цивилизации. Рассуждая на данную тему, автор вправе изложить свой личный опыт в осмыслении технологических преобразований и новшеств, а также экологических проблем. Одиннадцатиклассник может проанализировать воздействие научно-технического прогресса на человека, общество, окружающую среду, государство в целом. Данная проблема стала особенно актуальной на фоне нынешней эпидемиологической обстановки. Предложенное направление позволяет выпускнику поразмышлять над всеми плюсами и недостатками технологического процесса. Придется задуматься над возможными путями достижения баланса между духовными ценностями личности и материальными новшествами. Это все, конечно, интересно, но очень часто случается, что школьнику не хватает времени, чтобы подробно изучить большие произведения: романы, повести и так далее (список таких произведений по всем направлениям тоже есть). Короткие рассказы являются настоящей «палочкой-выручалочкой» в данной ситуации. Рассмотрим поподробнее, какие именно короткие рассказы раскроют направление «Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?».

  1. «Звездная сыпь», М.А. Булгаков. Настоящее достижение прогресса — победа над сифилисом, который не поддавался излечению до 20 века. Главный герой достигает победы именно благодаря новым знаниям и научным инструментам.
  2. «Человек, который не спит», А.Р. Беляев. Изощрение доктора Вагнера его похитители применяют во вред всей стране. Они захватывают власть в Германии и становятся диктаторами. В этом и состоит опасность научного прогресса.
  3. «Над бездной», А.Р. Беляев. Профессор Вагнер изобрел уникальный метод обучения людей с помощью гипноза. Вот в чем польза прогресса — в повышении интеллектуального уровня людей.
  4. «Кукла», Е.И. Носов. Из-за применения новых технологий в сельском хозяйстве река обмелела и заросла тиной, а рыба выродилась.
  5. «Царь-рыба», В.П. Астафьев. Именно жадность человеческая, а не прогресс наносят вред окружающей среде. Это доказывает пример Игнатьича.
  6. «Прощание с Матерой», В.Г. Распутин. Научный прогресс выселяет жителей деревни, уничтожает локальную экосистему, но он же дает молодым людям развитие, рабочие места и лучшие условия жизни.
  7. «Лошадиная фамилия», А.П. Чехов. Благодаря прогрессу врач за час избавляет больного от мучений без всякой магии отставного чиновника.
  8. «Крыжовник», А.П. Чехов. От ближайших заводов вода в реке стала цвета кофе. Таково влияние технического прогресса на экологию.
  9. «Злоумышленник», А.П. Чехов. За опасности технического прогресса в ответе сами люди, которые их создают. Так, крестьяне воруют гайки на железной дороге и провоцируют возникновение чудовищных аварий.
  10. «И грянул гром», Рэй Брэдбери. Главным героем произведения является Энгельс. Для этого человека охота представляет собой увлечение. Он вынужден потратить немало средств для того, чтобы отправиться на охоту на динозавров в сафари. Однако она предполагает слишком жёсткие условия. Можно убить лишь тех динозавров, которые скоро сами должны умереть. Когда герой надумает отправиться домой, он должен спрятать все улики. Такие условия поставлены для того, чтобы будущее не изменилось.
    Брэдбери в своем произведении поднял очень важные проблемы. Среди них можно отметить проблему последствий НТР, цены ошибки, ответственности каждого человека за его поступки. 
  11. «Улыбка», Рэй Брэдбери. Здесь рассказывается о том, что мир без прогресса деградировал, и человечество нем обречено на вымирание.
  12. «Микроскоп», В.М. Шукшин. В данном произведении рассказывается о том, как научная деятельность может изменить характер человека. Основная тема рассказа – значение цели в жизни. Андрей Ерин трудится в столярной мастерской. Однажды к персонажу пришла прекрасная идея, которая впоследствии стала его жизненной целью. Андрей, будучи по своей натуре нерешительным и слабохарактерным, был вынужден терпеть оскорбления со стороны жены. Характер героя кардинально изменился после того, как он купил микроскоп. Он стал смелым. Герой начал отвечать на критику своей супруги. Когда персонаж заметил микробы в своей крови, он был поражён. Микроскоп стал поводом и стимулом для личностного роста главного героя.
  13. «Спонтанный рефлекс», братья Стругацкие. Технический прогресс опасен непредсказуемыми последствиями. Так, машина Урм пробуждается и действует по своим личным мотивам, разрушая лабораторию и пугая людей.
  14. «Шесть спичек», братья Стругацкие. Смелый ученый экспериментирует над собой, желая проверить свое изобретение, и попадает в больницу с тяжелыми травмами. Зато он добивается цели.
  15. «Испытание СКИБР», братья Стругацкие. Акимов вынужден отставить свою невесту на 12 лет, чтобы завершить свою миссию на другой планете. Именно таким должен быть первооткрыватель — решительным, смелым, самоотверженным.
  16. «Свеча горела», Майк Гелприн. Главным героем рассказа является преподаватель гуманитарных наук Андрей Петрович, который размышляет о будущем времени. В данном произведении подняты очень важные проблемы. Среди них можно отметить значение литературы и учителя в жизни каждого человека. В своем рассказе автор поразмышлял над вопросом технического прогресса. Писатель заставил читателя задуматься на вопросом, смогут ли технические новшества заменить все?
  17. «Любовь к жизни», Джек Лондон. Технологии спасают главного героя, ведь только современное судно смогло прорваться к Северу и дать ему шанс уехать оттуда живым. 
  18. «Фотография, на которой меня нет», В.П. Астафьев. Главный герой благодаря современному достижению техники — фотографии — сохранил на память воспоминания о своем классе и детских годах.
  19. «Чудесный доктор», А.И. Куприн. Научные знания и достижения в фармакологии спасают ребенка, который едва не умер.
  20. «Песчаная учительница», А. Платонов. Мария Нарышкина благодаря научным открытиям спасает от голода и нищеты целую деревню.
  21. «В прекрасном и яростном мире», А. Платонов. Новые технологии дают людям рабочие места и возможности развиваться на более высоком уровне.
  22. «Телеграмма», К.Г. Паустовский. Прогресс в виде телефонной связи и телеграфа помогает людям быть ближе, но они сами отвергают эти возможности, так что в этом смысле технические достижения никак не влияют на человека.
  23. «Срезал», В.М. Шукшин. Знания и новые технические возможности дают людям преимущества, но каждый из них располагает ими по-своему. Константин Иванович служит обществу, работает, а Глеб Капустин только кичится своей эрудицией и веселит деревенских зевак.
  24. «Все лето в один день», Рэй Брэдбери. В своем произведении автор поднял важные проблемы: отношение человека к природе, совесть, детская жестокость. Автор рассуждает над последствиями вмешательства человека в окружающий мир. Повествование разворачивается в одной школе, расположенной на Венере. Солнце здесь можно увидеть только один раз в семь лет. Марго уже видела солнце, так как она прилетела на планету намного раньше остальных девочек. Чувство зависти пробудило ненависть к Марго.
  25. «Оно», Умберто Эко. В своем произведении писатель рассказывает читателю об одном изобретении человека. Оно, безусловно, могло представлять собой орудие прогресса и мирного труда. Однако изобретение стало инструментом убийства и насилия. Автор размышляет над предназначением науки. 
  26. «Чёртова мельница», А.Р. Беляев. Изобретатель создал вечный двигатель с помощью своих познаний в области химии и физики. Эта вещь облегчала жизнь бедной вдове мельника. Вот пример положительного влияния прогресса.
  27. «Амба», А.Р. Беляев. Профессор нашел способ наладить контакт с мозгом умершего человека, и это помогло группе спасти еще живого ученого.
  28. «Чрезвычайное происшествие», братья Стругацкие. Экипаж космического корабля случайно недоглядел за появившимися на судне инопланетными мухами. Насекомые стали неистово быстро размножаться и угрожали заполонить всю Землю, если не удастся от них избавиться. Лишь отвага, находчивость и знание физики помогли людям победить насекомых. Но этот пример говорит о том, что прогресс сулит новые вызовы и опасности, к которым нужно быть готовыми.
  29. «Стальное горло», М.А. Булгаков. Благодаря новейшим техническим возможностям в медицине герой спас девочку от неминуемой смерти.
  30. Р. Шекли «Лавка миров». Автор повествует о существовании некоторого магазина, где за деньги можно оказаться в параллельном мире. В произведении подняты очень важные проблемы. Среди них можно отметить проблему истинных и ложных ценностей, влияния военных событий на человеческую жизнь, смысла жизни и предназначения.

Таким образом, мы рассмотрели список коротких рассказов по направлению «Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?», которые помогут школьнику в написании итогового сочинения.

Автор: Виктория Комарова

Метки: 11 классдекабрьское сочинениеитоговое сочинениесписок книгсписок литературыЦивилизация и технологии

Читайте также:

Автор:
Самый Зелёный
·

Итоговое сочинение представляет собой обязательное испытание для выпускника лицея, школы и гимназии. Оно позволит выпускнику получить желаемый допуск к ЕГЭ. Следовательно, итоговое сочинение является первым шагом на пути к поступлению на заветную специальность. Одно из самых неоднозначных направлений итогового сочинения 2021-2022 называется «Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня». Данная тема даёт возможность выпускнику поразмышлять о разных видах искусства. Это может быть музыка, литература, кино, театр и так далее. Безусловно, каждый школьник имеет свои предпочтения в области культуры. Рассуждая на данную тему, автор может рассказать о значимой роли различных направлений искусства в жизни  общества. Рассмотрим поподробнее, какие именно короткие рассказы для итогового сочинения подходят для данного направления. Кстати, полный список литературы Вы можете найти здесь.

  1. К.Г. Паустовский, «Корзина с еловыми шишками». Героиня знакомится с композитором и вдохновляет его на создание чудесной музыки, которая радует и утешает ее спустя многие годы.
  2. А.И. Куприн, «Тапер». Классическая музыка актуальна всегда, потому что она одинаково сильно воздействует на людей всех последующих поколений. Юный тапер играет музыку Ф. Листа и потрясает слушателей талантом композитора, которого уже давно нет на свете.
  3. А.И. Куприн, «Гамбринус». Сашка играет на скрипке в кабаке, но так талантливо, что его игра берет за душу всех завсегдатаев заведения и пробуждает в них лучшие чувства.
  4. И.С. Тургенев, «Певцы». Автор анализирует пение рядчика и Яшки и проводит грань между истинным искусством и рядовым исполнением.
  5. А.П. Чехов, «Ионыч». Интерес к литературе или музыке не всегда говорит о развитии личности. Например, Туркины мнили себя одаренными людьми, много читали и музицировали, но на самом деле не развивались, а топтались на месте.
  6. А.П. Чехов, «О любви». Интерес к искусству сближает людей: главные герои увлекались музыкой, литературой и театром, а потому их души соединились в чувстве любви.
  7. М. Горький, «Старуха Изергиль». Интерес Изергиль к легендам дал ей пищу для размышлений и возможность духовно развиваться под влиянием мудрости народного эпоса.
  8. М. Горький, «Макар Чудра». Лойко завоевывал внимание и признание в обществе благодаря таланту музыканта и певца.
  9. А.Т. Твардовский, «Василий Теркин». Музыка подбадривала бойцов на войне и давала им силы жить дальше.
  10. В.М. Шукшин, «Артист Федор Грай». Главный герой победил боязнь сцены и сыграл такую роль, которая потрясла жителей и даже районного жюри. Федор победил в конкурсе, сыграл настоящего «простого человека».
  11. К.Г. Паустовский, «Скрипучие половицы». Автор повествует о том, как знаменитый композитор Чайковский писал свою музыку.
  12. В.М. Шукшин, «Печки-лавочки». Главный герой поехал на курорт и описывает, какое впечатление на него произвела музыка в ресторане: «А один раз как дали «Очи черные», у меня на глазах слезы навернулись. Такое ощущение (осюсение), полезь на меня десять человек – не страшно».
  13. М. Горький, «О беспокойной книге». Автор размышляет о том, какие книги можно назвать хорошими, и почему они берут читателя за душу.
  14. С. Моэм, «На чужом жнивье». Потомок славного баронета променял карьеру и богатство на занятия музыкой.
  15. Н.В. Гоголь, «Портрет». Главный герой пожертвовал талантом ради наживы и разочаровался в жизни. На его выбор повлияла картина, которая сбила его с пути истинного.
  16. М. Зощенко, «Актер». Рассказ про изнанку мира театра.
  17. В. Шурупов, «Рассказы провинциального актера». Автор говорит о том, как тяжела, интересна, а порой и трагична судьба актера, который так старается выкладываться на сцене.
  18. А.И. Куприн, «Как я был актером». Автор рассказывает о постановке пьесы «Новый мир» (нелепой балаганной переделки из романа Сенкевича «Quo vadis»). Он показывает изнанку театра и суть работы артиста.
  19. К.Г. Паустовский, «Струна». Здесь речь идет о роли искусства на войне и о том, как музыканты помогали военным выполнять свой долг и поддерживать боевой дух.
  20. А.С. Пушкин, «Моцарт и Сальери». Музыка вдохновляет людей, но далеко не всегда на хорошие поступки. Сальери под влиянием талантливых мелодий Моцарта замыслил злодейство.
  21. К.Г. Паустовский, «Старый повар». Игра на клавесине пробудила у слепого старика воспоминания и молодости и любви.
  22. «Музыкант-чародей», белорусская народная сказка. Главный герой своими мелодиями дарит радость честным людям и давит на совесть тех, кто живет не по совести: «Долго ходил так по свету музыкант, веселил добрых людей. А злым панам без ножа сердце резал: куда ни придет он, перестают там люди панов слушаться».
  23. К.Г. Паустовский, «Булгаков и театр». В рассказе автор повествует о том, как Булгаков создавал свои пьесы, как реагировал на их постановки, как их оценивала публика.
  24. Майк Гелприн, «Свеча горела». Главным героем рассказа является преподаватель гуманитарных наук Андрей Петрович, который размышляет о будущем времени. В данном произведении подняты очень важные проблемы. Среди них можно отметить значение литературы и учителя в жизни каждого человека. Произведение отражает печальную картину реальности, в которой искусство далеко от прогресса. А ведь именно литература определяет внутренний мир человека и его мировоззрение. Лишь робот-гувернер смог увидеть всю серьёзность проблемы. Он понял, что младшее поколение растёт бездуховным. В рассказе автор задумывается над тем, может ли искусство ужиться в мире науки и техники?
  25. Н. Тэффи, «Мой первый Толстой». В данном произведении читатель может проследить, как у человека возникает любовь к чтению. Автор размышляет над значением книги в жизни человека и над тем, как она на него влияет. Рассказ также поднимает тему отношения к выдающимся личностям. 
  26. О. Генри, «Последний лист». Произведение повествует о том, как художник ценой собственной жизни спасает от смерти безнадёжно больную девушку. Это происходит благодаря творчеству живописца. Последний труд становится прощальным подарком для девушки. В рассказе писатель размышляет над истинным предназначением искусства. Автор приходит к выводу, что предназначение талантливых людей заключается в том, чтобы помогать простым другим, исцелять души. Идею данного произведения составляет невероятная сила искусства. Художник сумел мастерски нарисовать лист, и никто не смог догадаться, что он искусственный. 
  27. А. П. Чехов, «Скрипка Ротшильда». В данном произведении поднято множество проблем: проблема смысла жизни и предназначения, проблема сострадания и милосердия, проблема экологии. Но и искусство занимает в нем важное место. Главный герой произведения — Яков Иванов. Он делает на заказ гробы. Судьба уготовила этому человеку определённые жизненные трудности. Для того чтобы преодолеть все препятствия и невзгоды, главный персонаж занимался музыкой, играл на скрипке. Это давало ему утешение.
    В своем рассказе Антон Павлович хотел донести до читателя простую истину. Люди ни в коем случае не должны быть одержимы деньгами. Ведь истинные человеческие ценности заключаются в искусстве, красоте, любви, радости. 
  28. Эдгар По, «Овальный портрет». В данном произведении читатель может проследить странную связь действительности и искусства. Так, автор утверждает, что поклонение искусству уничтожает жизнь, которая воплощена в образе девушки. По мнению знаменитого писателя, смерть и искусство имеют схожую природу. Помимо этого, Эдгар По считал, что основной причиной смерти героини является ее невероятная красота. Автор утверждает, что искусство способно изобличить вину художника. 

Метки: 11 классдекабрьское сочинениеитоговое сочинениеКнига про менякороткие рассказысписок книг

Читайте также:

От «нехорошей квартиры» до последнего адреса, по которому жил писатель. Гуляем по булгаковской Москве и вспоминаем героев его произведений.

15 мая исполняется 130 лет со дня рождения Михаила Булгакова. В 2021 году грядет еще одна круглая дата, связанная с писателем: этой осенью исполнится 100 лет с тех пор, как он переехал в Москву, твердо решив стать писателем. Она стала его вторым родным городом и постоянным источником вдохновения.

Герои произведений Булгакова до сих пор бросают свои тени на карту Москвы: у Патриарших прудов сложно не вспомнить Воланда и его свиту, у Дома Нирнзее — героя «Дьяволиады» Короткова, в Камергерском переулке, у МХТ имени А.П. Чехова, — бедного Максудова из «Театрального романа». Основные вехи московской жизни Булгакова, места, где он жил, бывал, работал и селил своих героев, — в материале mos.ru.

Первый московский адрес: та самая квартира

Улица Большая Садовая, дом 10

В фельетоне «Сорок сороков» Булгаков вспоминает о своем приезде в Москву так: «Панорама первая была в густой тьме, потому что въехал я в Москву ночью. Это было в конце сентября 1921 года. По гроб моей жизни не забуду ослепительного фонаря на Брянском вокзале и двух фонарей на Дорогомиловском мосту, указывающих путь в родную столицу. Ибо, что бы ни происходило, что бы вы ни говорили, Москва — мать, Москва — родной город».

Впрочем, первый его московский дом стал, скорее, поводом для огорчений. Вместе с первой женой Татьяной Лаппой он поселился в квартире 50 в доме 10 на Большой Садовой улице. Точнее, в одной из 10 комнат этой квартиры — бывший доходный дом промышленника Ильи Пигита после революции превратился в коммунальное жилье.

Фото М. Денисова. Mos.ru

Молодая семья занимала комнату мужа одной из сестер Булгакова, в остальных девяти жили 16 человек. Беспокойные соседи доставляли массу неудобств, которые Михаил Афанасьевич фиксировал в дневнике — позже из этих заметок выросли некоторые персонажи его произведений. Некий Василий Иванович, носивший «клетчатые подштанники», напивался и кричал песни под гармонику. Нередко появляется в дневниковых записях соседка Анна Горячева — она часто била своего сына, держала в комнате петуха и поросенка и вообще была «склочной бабой».

«Сегодня впервые затопили. Я весь вечер потратил на замазывание окон. Первая топка ознаменовалась тем, что знаменитая Аннушка оставила на ночь окно в кухне настежь открытым. Я положительно не знаю, что делать со сволочью, что населяет эту квартиру», — писал Булгаков в октябре 1923 года.

В злополучной коммуналке он прожил три года и написал множество очерков и фельетонов, роман «Белая гвардия», повести «Роковые яйца» и «Дьяволиада». Атмосферу своей первой квартиры писатель запомнил на всю жизнь. «Нехорошая квартира» становится одним из мест действия «Мастера и Маргариты». Соседка Аннушка в романе тоже присутствует — в начале первой главы о ней как о какой-то неотвратимой силе говорит Воланд: «Аннушка уже купила подсолнечное масло, и не только купила, но даже и разлила». Разлитое на трамвайных рельсах масло становится причиной смерти Берлиоза. Происходит это как раз у Патриарших прудов, то есть неподалеку от дома, где жила реальная Аннушка. О ней же речь идет в 24-й главе — в частности, читатель узнает, что «где бы ни находилась или ни появлялась она — тотчас же в этом месте начинался скандал, и кроме того, <…> она носила прозвище “Чума”».

Уплотнение (то есть изъятие излишков жилплощади, подселение дополнительных жильцов в квартиры) упоминается в «Собачьем сердце», тяжелая коммунальная жизнь — в «Театральном романе».

После первой публикации «Мастера и Маргариты» в 1966 году поклонники писателя начали оставлять надписи на стенах подъезда дома на Большой Садовой улице. В 2007-м в квартире 50 открылся музей писателя. А граффити, посвященные Булгакову, посетители оставляют на стенах подъезда и сегодня — это стало доброй традицией.

Фото М. Денисова. Mos.ru

ЛИТО и «Гудок»: первая работа

Сретенский бульвар, дом 6/1; Вознесенский переулок, дом 7

Через два дня после приезда в Москву Булгаков устроился секретарем в литературный отдел Народного комиссариата просвещения (ЛИТО Наркомпроса), который располагался на Сретенском бульваре (дом 6/1). Там он проработал всего два месяца — с 1 декабря весь отдел упразднили. Об этом времени он напишет потом в повести «Записки на манжетах»:

«Потушил лампу собственноручно и вышел. И немедленно с неба повалил снег. Затем дождь. Затем не снег и не дождь, а так что-то лепило в лицо со всех сторон. В дни сокращений и такой погоды Москва ужасна. Да-с, это было сокращение».

Фото М. Денисова. Mos.ru

После этого начался тяжелый период. Постоянной работы долго не было, Булгаков периодически печатался в газетах «Правда» и «Рабочий». В 1922 году знакомый из ЛИТО помог устроиться в газету «Гудок», где работали Юрий Олеша, Илья Ильф и Валентин Катаев. Редакция находилась в двухэтажном здании князя В.А. Черкасского по адресу: Вознесенский переулок, дом 7. Оно не сохранилось, но можно прогуляться на Москворецкую набережную (дом 1/15) и посмотреть на роскошный Воспитательный дом, куда в 1923 году переехала редакция. В то время здание называлось Дворцом труда.

Булгаков писал для газеты фельетоны, что давало ему постоянный заработок, однако эта обязанность тяготила его. В 1923 году он написал в дневнике: «Сегодня в “Гудке” в первый раз с ужасом почувствовал, что я писать фельетонов больше не могу. Физически не могу. Это надругательство надо мной и над физиологией».

Михаил Булгаков

О работе в газете он упоминает в повести «Тайному другу» и «Театральном романе». Максудов, главный герой последнего, служит в газете «Вестник пароходства», находит свою работу бессмысленной и невыносимой. Начав от скуки писать роман, он вдруг понимает, что его истинное призвание состоит в другом деле, и увольняется. Правда, жизнь, которая начинается у Максудова после увольнения, вряд ли можно назвать счастливой.

Дом Нирнзее: встреча с Маргаритой

Большой Гнездниковский переулок, дом 10

Доходный дом архитектора и владельца Э.К. Нирнзее называли первым московским небоскребом, или тучерезом, хотя по нынешним меркам он не так уж и высок — всего 10 этажей. В 1920-х там находилась редакция московского бюро берлинской газеты «Накануне», в которой Булгаков публиковал рассказы и очерки.

В этом доме жили знакомые писателя — супруги Моисеенко, у которых позже он познакомился со своей третьей женой Еленой Сергеевной Шиловской, ставшей прототипом Маргариты.

Фото М. Денисова. Mos.ru

Многие сцены повести «Дьяволиада», посвященной борьбе «маленького человека» Короткова с безумной машинерией раннесоветских учреждений, разворачиваются в здании, напоминающем Дом Нирнзее. Бесконечные лестницы, лифты, коридоры, а за каждой дверью — стрекочущие пишущие машинки, суетливые секретари и общая неразбериха.

Истории вещей. О чем может рассказать скатерть для игры в карты из дома Нирнзее

Театр Вахтангова: короткая история успеха «Зойкиной квартиры»

Улица Арбат, дом 26

В 1926 году в Театре Вахтангова с большим успехом прошла премьера спектакля по пьесе Булгакова «Зойкина квартира». Показы шли почти каждый день, за весь сезон сыграли 100 спектаклей. Актер Рубен Симонов вспоминал: «В зрительном зале стоял стон, актеры на сцене всхлипывали от смеха».

Рассказы михаила булгакова короткие

Сам писатель обозначил жанр пьесы так: «трагическая буффонада, в которой в форме масок показан ряд дельцов нэпманского пошиба в наши дни в Москве». Заглавная героиня устраивает дом свиданий под прикрытием швейной мастерской в надежде накопить денег и уехать во Францию. Но в квартире происходит убийство, и Зойку арестовывают.

В 1928 году постановку исключили из репертуара по настоянию Главреперткома; позже «Зойкину квартиру» восстановили — за нее вступился сам Иосиф Сталин, но в 1929-м окончательно запретили. «Не могу понять, в чем ее криминал», — говорила вторая жена Булгакова Любовь Белозерская. Впрочем, скорее всего, это было связано не с содержанием пьесы, а с начинавшейся тогда общей тенденцией к запрету Булгакова.

ТРАМ и МХАТ: тяжелые годы

Улица Малая Дмитровка, дом 6; Камергерский переулок, дом 3, строение 1

В 1930 году писателя перестали печатать, пьесы изъяли из репертуаров театров. В марте он отправил письмо в адрес правительства СССР, чтобы ему либо разрешили уехать во Францию к братьям, либо разрешили работать. Сталин лично позвонил ему и посоветовал пойти режиссером-ассистентом во МХАТ, на сцене которого в 1920-х шла его пьеса «Дни Турбиных». Одновременно с этим его позвали рецензировать пьесы в Театр рабочей молодежи (ТРАМ, сегодня — Московский государственный театр «Ленком Марка Захарова»).

Фото Ю. Иванко. Mos.ru

В ТРАМе Булгаков проработал почти год параллельно со службой в МХАТе. В марте 1931-го он оставил первый, написав Сталину: «Почувствовал, что мозг отказывается служить и что пользы ТРАМу не приношу».

В Художественном писатель проработал шесть лет. С этим театром у него были сложные отношения. Для него он написал «Бег» и «Кабалу святош», но их постоянно просили переделать или переносили репетиции. Первую пьесу запретили вовсе, вторую поставили только в 1936 году. «Кабалу святош» показали всего семь раз. «МХАТ — кладбище моих пьес», — с горечью говорил Булгаков.

Фото М. Денисова. Mos.ru

Свое последнее, самое злое и веселое произведение — «Театральный роман», известный также как «Записки покойника», писатель посвятил МХАТу. Книга, обрывающаяся на полуслове (Михаил Афанасьевич был уже очень болен во время работы), была опубликована спустя четверть века после его смерти. «Записки покойника» наделали много шума — многие их тех, с кем в 1930-х Булгакову довелось работать во МХАТе, узнали себя в героях книги.

Кто есть кто в «Театральном романе». Тайны самой злой книги Михаила Булгакова

Большой театр: работа над оперными либретто

Театральная площадь, дом 1

Из МХАТа Булгаков ушел в Большой на должность либреттиста и переводчика. Он редактировал чужие оперные либретто и написал четыре своих: «Минина и Пожарского», «Черное море», «Петра Великого», «Рашель». По словам Елены Сергеевны, писателя в театре полюбили и ему там было хорошо, поскольку он любил музыку и оперу. Но относительно своей работы сам Булгаков не питал особых иллюзий.

«Пишу либретто для двух опер — историческое и из времени Гражданской войны. Если опера выйдет хороша — ее запретят негласно, если выйдет плохая — ее запретят открыто. Мне говорят о моих ошибках, и никто не говорит о главной из них: еще с 1929–1930 года мне надо было бросить писать вообще», — писал он.

Рассказы михаила булгакова короткие

Второе постоянное московское жилье

Улица Большая Пироговская, дом 35а, строение 1

После Большой Садовой Булгаков довольно долго жил по временным адресам. Лишь в 1927-м он переехал в дом, ставший его пристанищем на семь лет. На Большой Пироговской он занимал трехкомнатную квартиру. Сначала он переехал туда со второй женой Любовью Белозерской, а в 1932-м, после развода, туда въехала Елена Сергеевна, его третья жена.

Вход был с торца здания, посетители попадали с улицы в прихожую, а потом в столовую. За ней был кабинет писателя — туда вели две ступеньки. Комната была оформлена в синих тонах, у стен стояли темно-коричневые книжные полки, а у окна — стол. За ним Булгаков написал пьесы «Бег», «Кабала святош», «Адам и Ева» и многие другие произведения. Здесь были созданы первые две редакции «Мастера и Маргариты», которые автор уничтожил.

Фото М. Денисова. Mos.ru

В феврале 1934 года Булгаков с женой и ее сыном переехали в первый писательский кооперативный дом в Москве. Он располагался по адресу: Нащокинский переулок, дом 3 (в те времена — улица Фурманова). Здесь была создана окончательная редакция романа «Мастер и Маргарита».

В трехкомнатной квартире были большая столовая, детская и спальня (она же кабинет). Помещение еще ремонтировали и доделывали, но Булгакову дом очень нравился. Здесь он прожил до конца жизни. Увидеть последний дом Булгакова, к сожалению, сегодня не получится — в 1974 году его снесли. Но можно прочитать его отзыв о нем, написанный вскоре после переезда в письме Викентию Вересаеву:

«Замечательный дом, клянусь! Писатели живут и сверху, и снизу, и сзади, и спереди, и сбоку… Правда, у нас прохладно, в уборной что-то не ладится и течет на пол из бака, и, наверное, будут еще какие-нибудь неполадки, но все же я счастлив. Лишь бы только стоял дом!»

Рассказы михаила булгакова короткие

  • Рассказы мне доля сергей завьялов
  • Рассказы марка твена для детей
  • Рассказы мамин сибиряк о природе рассказы
  • Рассказы матерей о связи с сыновьями
  • Рассказы марьи саввишны перекусихиной