Рассказы матерей о связи с сыновьями

В москве отметят день матери. мероприятия в честь этого праздника подготовили городские парки, библиотеки, а также вднх. присоединиться к ним

В Москве отметят День матери. Мероприятия в честь этого праздника подготовили городские парки, библиотеки, а также ВДНХ. Присоединиться к ним можно бесплатно, для посещения некоторых событий понадобится предварительная регистрация.

Поздравить своих близких и отметить всей семьей День матери приглашают столичные парки и библиотеки, а также ВДНХ. 27 и 28 ноября там проведут бесплатные исторические экскурсии, познавательные лекции, разнообразные викторины и мастер-классы. Всех желающих познакомят с историей праздника и расскажут о том, какими были мамы в разные времена.

Мероприятия запланированы в онлайн- и офлайн-формате. Для участия в них необходимо предварительно зарегистрироваться. При посещении культурных площадок нужно помнить о правилах безопасности — носить маски в помещениях и соблюдать социальную дистанцию.

Досуг для всей семьи в парках Москвы

Парки, подведомственные Департаменту культуры столицы, предлагают отметить День матери, приняв участие в интерактивных играх и мастер-классах. Они пройдут 28 ноября в онлайн- и офлайн-режиме.

О заботливых мамах животного мира расскажут в парке «Северное Тушино». Совместно с ГПБУ «Мосприрода» для детей подготовили интерактивную программу «Мамы у животных». Ребята узнают, как заботятся о потомстве представители дикой природы, увидят фотографии, иллюстрирующие нежные чувства детенышей и их мам, а также примут участие в увлекательной викторине. Занятие пройдет 28 ноября в 11:00 в павильоне «Клуб развития и творчества», который находится возле южного входа в парк (улица Свободы, владения 50–70). Чтобы принять в нем участие, необходимо предварительно зарегистрироваться. А в 13:00 юных посетителей ждут там на мастер-классе по скрапбукингу. Детям помогут сделать яркую поздравительную открытку ко Дню матери. Зарегистрироваться на занятие можно по ссылке.

Фото Е. Самарина. Mos.ru

Попробовать нарисовать портрет мамы с малышом можно на художественном мастер-классе парка «Красная Пресня». Он пройдет в онлайн-формате 28 ноября в 16:00. Художникам понадобятся разноцветные акварельные карандаши, кисти, ластик, плотная акварельная бумага и стаканчик с водой. Мастер-класс предназначен для детей старше шести лет. Занятие будут транслировать на официальной странице парка в соцсети «Инстаграм».

28 ноября Лианозовский парк опубликует видеоролик, в котором горожане делятся самыми приятными воспоминаниями из детства. Они рассказывают о песнях, которые пели мамы, сказках, которые им читали перед сном и семейных традициях, перешедших от родителей. Вечер ностальгии начнется в 17:00. Видео разместят на страницах парка в социальных сетях «ВКонтакте», «Инстаграм» и «Фейсбук».

Материнство в разные эпохи на ВДНХ

О том, какими мамами были русские царицы и императрицы, как женщинам-космонавтам удавалось совмещать работу и материнство, а также о том, кто вдохновлял скульпторов на создание женских образов для фонтанов и павильонов ВДНХ, можно узнать 27 и 28 ноября на ВДНХ. Для гостей подготовили разнообразную программу в честь Дня матери.

Познакомиться с историей выставочной скульптуры можно на тематических экскурсиях «Женские образы ВДНХ». Москвичам расскажут о фигурах, украшающих фонтан «Дружба народов», павильон № 18 «Республика Беларусь» и павильон № 58 «Земледелие». Посетители также узнают о советских актрисах, связанных с историей выставки. Экскурсия пройдет 28 ноября в 13:00 и 15:30. Принять в ней участие можно бесплатно, по предварительной регистрации. Экскурсовод будет ждать в инфоцентре, который расположен в левом крыле арки главного входа на ВДНХ.

Жизни женщин-космонавтов посвятят экскурсию «Звездные женщины». Она пройдет 28 ноября в 13:00, 15:00 и 17:00 в центре «Космонавтика и авиация». Гости познакомятся с историей Валентины Терешковой, узнают о том, кто был первой сварщицей в открытом космосе, как устроены катапультируемые кресла и многое другое. Посещение бесплатное, нужно только пройти предварительную регистрацию.

Рассказы матерей о связи с сыновьями

О том, как менялось отношение к роли женщины в жизни семьи и общества на протяжении веков, пойдет речь на экскурсии «Слово о Матери». Ее проведут 28 ноября в 15:00 и 18:00 в центре славянской письменности «Слово». Горожан познакомят с письменными источниками, рассказывающими о жизни женщин и материнстве в разные эпохи. Участие в экскурсиях бесплатное, но необходима регистрация. Для тех, кто не сможет посетить центр «Слово», запись экскурсии опубликуют на официальных страницах ВДНХ в соцсетях «Одноклассники» и «ВКонтакте».

Музей кукол тоже проведет экскурсии, посвященные выдающимся женщинам в отечественной истории. Они играли важную роль в политической жизни страны и при этом были хранительницами семьи и мамами. Лекторы расскажут о княгине Ольге, Софье Палеолог, женах Ивана Грозного, императрице Екатерине II и многих других. Для участия в экскурсиях необходимо приобрести билет в Музей кукол на ВДНХ, а также предварительно зарегистрироваться в его аккаунте в соцсети «Инстаграм». Экскурсии состоятся 27 и 28 ноября в 13:00 и 16:00.

Роль матери важна и почетна и в дикой природе. Узнать об этом больше приглашает эколого-просветительский центр «Пчеловодство». 27 ноября с 15:00 по 16:00 здесь проведут мастер-класс и викторину, посвященные жизни пчелиного улья. Участники узнают, как выглядят и какие функции выполняют королевы пчел, а также примут участие в небольшой викторине «Зоомамы и малыши». Мероприятие рассчитано на участников старше девяти лет. Посетить его можно бесплатно по предварительной регистрации по телефону: +7 495 966-09-22.

Незабываемые выходные для мам в библиотеках

Столичные библиотеки приглашают мам отдохнуть от домашних забот и провести время вместе с детьми в мире книг. Их ждут лекции, викторины, мастер-классы, познавательные игры и тренинги. Поучаствовать в них можно бесплатно по предварительной регистрации.

Весело отметить праздник всей семьей приглашает Центральная городская детская библиотека имени А.П. Гайдара (Ростовская набережная, дом 5). 27 ноября в 11:00 здесь начнется интерактивная программа «Выходной для мамы». Для юных и взрослых гостей приготовили разнообразные мероприятия, которые будут идти весь день.

В 11:00 мамы могут посетить встречу с журналистом, поваром и автором проекта «Домоводство 2.0» Викторией Боярской. Она поделится секретами ведения домашнего хозяйства. А в 12:30 гости познакомятся с «аромамамой» Анастасией Мамушкиной, которая расскажет о полезных свойствах ароматических масел. В 14:00 выступит невролог Ирина Куприенко. Она объяснит, как улучшить детский сон. Мамам также предлагают заняться творчеством. В 15:30 их ждут на занятии по рисованию в технике зенарт. Зарегистрироваться на мероприятия можно ссылке.

Развлекательную программу приготовили и для детей. В 11:00 им почитают книгу Михаила Яснова «Лучшие стихи и рассказы современных писателей для детей». В 12:30 все желающие создадут стенгазету про любимых мам, а в 14:30 — сыграют в веселые игры (бумажный футбол, испорченный телефон, ладошки, колечко, горячую картошку и другие). В 16:00 в библиотеке начнется детская дискотека. Зарегистрироваться на мероприятия можно здесь.

Узнать о том, как отмечают День матери в разных странах, предлагает 27 ноября библиотека № 191 (улица Обручева, дом 51). Детям расскажут, когда и где зародился этот праздник, какие традиции с ним связаны. Юные посетители также сделают сувенир для мамы и поучаствуют в веселой викторине. Зарегистрироваться можно по телефону: +7 (495) 331-59-33.

Рассказы матерей о связи с сыновьями

О том, как жили столичные мамы 100 лет назад, поговорят на онлайн-лекции 28 ноября. Ее организует Центральная городская детская библиотека имени А.П. Гайдара. Зрители выяснят, когда в Москве открылись первые родильные дома, как и чем кормили младенцев, существовали ли детские сады и можно ли было брать малышей с собой на работу. Лекция предназначена для слушателей старше 16 лет. Ее прочитает культуролог и экскурсовод Светлана Костина.

Создать цветочную композицию, сыграть в веселые игры и сходить на тренинг по укреплению отношений с детьми можно в библиотеке № 86 (Измайловский проезд, дом 18, корпус 2). Мероприятия пройдут 28 ноября в 15:00. Для мам с малышами старше четырех лет проведут мастер-класс «Фитокартины», во время которого можно будет сделать красивую картину из засушенных цветов. А на тренинге «Я с тобой» психолог Евгения Орленко объяснит, как правильно общаться и играть с детьми. А еще для гостей библиотеки организуют разнообразные подвижные игры и обустроят фотозону.

День матери в России отмечают в последнее воскресенье ноября. Это государственный праздник, который был учрежден более 20 лет назад.

В течение относительно короткого отрезка времени киргизский народ в своем социально-историческом и интеллектуально-духовном становлении прошёл огромный путь, повторив в ускоренном ритме почти все стадиальные этапы развития мировой цивилизации, что, привело в свою очередь к причудливому смешению «архаического» и «современного» в жизни общества и культуры.

«На этом пути сознание переходит от наивно-поэтического представления о мире через рассудочное — к собственно художественному, которое и осуществляет в киргизской литературе Чингиз Айтматов» (Гачев Г. Чингиз Айтматов и мировая литература.— Фрунзе: Кыргызстан, 1982, с.72-73).

 …«В соседнем дворе, или, как называют его в аиле, в Малом доме, живут наши близкие родственники. Не то наши прадеды, не то наши прапрадеды были родными братьями, но я называю их близкими потому, что жили мы одной семьей. Так повелось у нас еще со времен кочевья, когда деды наши вместе разбивали стойбища, вместе гуртовали скот. Эту традицию сохранили и мы. Вскоре… умер хозяин Малого дома. Жена его осталась с двумя малолетними сыновьями. По старому обычаю родового адата…, нельзя отпускать на сторону вдову с сыновьями, и наши соплеменники женили на ней моего отца. К этому его обязывал долг перед духами предков» (Айтматов Ч. Прощай, Гульсары! — Фрунзе: Кыргызстан, 1967, с.324).

Фрагмент, от которого так и веет дыханием национальной истории и культуры народа, духом его исконных обычаев и традиций, взят из повести Ч.Айтматова «Джамиля». Исследователь «Джамили» Г.Гачев отмечает, что эта повесть «и есть поэтическое самосознание современной Киргизии. Народ здесь через призму искусства созерцает три всемирно-исторические эпохи, пройденные им за несколько десятков лет». И после тщательного анализа произведения приходит к закономерному выводу о том, что «для писателя, который, подобно Чингизу Айтматову, рос в среде, где эти «изначальные» эпические формы жизни и мышления не очерствели, где они были активны и живучи,— у такого писателя способность чувствовать и осмыслять современное под углом зрения отстоявшегося должна быть необычайно продуктивной. И это не ограниченность, а, напротив, одно из величайших преимуществ новописьменных народов и литератур; ибо, благодаря этому здесь может в полном и первичном виде осуществляться та способность сразу сопрягать начала и концы, смотреть на действительность одновременно и с наивно-патриархальной, и с развитой современной точки зрения — словом, та целостность охвата жизни, которая всегда составляет специфику художественного миропонимания, специфику искусства среди других форм общественного сознания» (Гачев Г. Любовь — человек — эпоха, рассуждения о повести Ч. Айтматова «Джамиля». — М.: Советский писатель, 1965, с.32 — 33).

Однако, здесь, как нам представляется, все же решающая роль принадлежит прежде всего творческой индивидуальности художника, степени его интеллектуальной и духовной зрелости. Ибо, «отдельный индивид лишь постольку является человеком в точном и строгом смысле слова, поскольку он реализует — и именно своей индивидуальностью — ту или иную совокупность исторически развивщихся способностей (спе-цифически человеческих способов жизнедеятельности), тот или иной фрагмент до и независимо от него оформившейся культуры (национальной и общечеловеческой, т.е. своей этнической и мировой — К.И.), усваиваемой им в процессе воспитания (становления человеком). С такой точки зрения человеческую личность можно по праву рассматривать как единичное воплощение культуры» — этнической и мировой, общечеловеческой (Ильенков Э. Диалектическая логика. — М.; Политиздат, 1984, с. 279 — 280).

Поэтому уникальное «преимущество» новописьменных народов, упомянутое Г.Гачевым, реализуется именно через таких интеллектуально изощренных деятелей литературы, как Ч. Айтматов, чье творчество по праву является особенным (этническим, национальным) и единичным (личностным) выражением всеобщего (мировой культуры). Именно сегодняшний уровень развития мировой культуры и противоречивые сложности современной жизни человеческого общества дают возможность передовым писателям чутко вникнуть в семантику мифологической архаики в жизни и мышлении своих народов и использовать ее для глубоких нравственно-философских обобщений. Одним из первых произведений Ч. Айтматова, где явно наметился подобный подход к мифологической традиции, явилась повесть «Материнское поле». Известно, что «Материнское поле» построено как диалог двух Матерей: Матери-Земли и Женщины-Матери: «Самые страшные раны наносятся мне тогда, когда поля остаются незасеянными, Толгонай. А сколько полей осталось бесплодными из-за войны! Самый смертельный враг мой тот, кто начинает войну.

— Ты права, мать-земля, ведь сеять да хлеб молотить и война — вещи несовместимые. Кто воюет, тот не посеет, стало быть, покушается на счастье всех людей; посему, выходит, он враг всех людей» (Айтматов Ч. Прощай, Гульсары! — Фрунзе: Кыргызстан, 1967, с.60). 

Так обе матери, творцы и священные хранительницы живой жизни, восстают против войны и насилия. Именно в этом и состоит основной философский пафос повести, что справедливо отмечают многие литературоведы и критики. М. Борбугулов обращает внимание на то, что автор при создании образа Матери-Земли опирался не только на опыт реалистической литературы, но и на архаические представления, берущие свое начало в мифологическом и эпическом творчестве киргизов. Он напоминает о том, что поклонение Земле и Воде, этим носителям жизненного начала, занимало у киргизов в культе природы значительное место. Во время него произносилась молитва такого содержания: «Да кружусь я вокруг тебя (т.е. буду твоей жертвой), бог, да кружусь вокруг тебя, Земля, да кружусь я вокруг тебя. Вода! Сохрани нас от несчастий! Сохрани нас от болезней! Да будут скот и люди здоровы! Аминь!» (Борбугулов М. Единство национального и интернационального. — М.: Советский писатель, 1979, с.86). Приводит также в этой связи в качестве красноречивого примера широко распространенную формулу проклятия из киргизского эпоса, которое звучит так: «Да покарает (меня) небо с открытым верхом! Да покарает (меня) Земля с мохнатой грудью!».

Древность культа Жер-Суу (Земли-Воды) подтверждается и китайскими династийными хрониками, где сообщается о поклонении Земле у хунну в последние века до нашей эры (Бичурин Н. Я. Собрание сведений о народах, обитавщих в Средней Азии в древние времена. М. — Л.: Наука, 1950, с.49).

Из этнографии известно, что в тюрко-монгольском шаманизме существовало представление о Верхнем, Среднем и Нижнем мире. А древне-тюркские племена, что примечательно, связывали духов Земли-Воды не с Верхним или Нижним мирами, а со Средней сферой, в которой живет сам человек. С. Г. Кляшторный пишет так об этом: «Главным божеством Среднего мира был «Ыйык Жер-Суу» (Священная Земля-Вода). В орхонских надписях данное божество нигде не упоминается самостоятельно. Но вместе с Тенгри и Умай покровительствует тюркам и карает виновных, т.е. одновременно выполняет благодетельную и карающую функцию» (Кляшторный С. Г. Древнетюркская мифология. К постановке проблемы. — Письм.памяти, и проблемы истории культуры народов Востока. XIX годичная сессия ЛО ИВ АН СССР (доклады и сообщения). — 4.1. М., 1979, с. 91—95).

Следовательно, образ Земли у древне-тюркских племен, в частности, у киргизов, хотя и не дорос до полной антропоморфизации, скажем, как образ Геи в греческой мифологии, но при внимательном рассмотрении первоначальные признаки подобного очеловечения в нем все же наблюдаются. Гесиод, к примеру, так представляет Гею:

Прежде всего во вселенной Хаос зародился, а следом, Широкогрудая Гея, всеобщий приют безопасный, Сумрачный Тартар, в земных залегающих недрах глубоких, И, между вечными всеми богами прекраснейший — Эрос … (Гесиод. О происхождении богов. — В кн.: Эллинские поэты. — М.: Художественная литература, 1968, с. 173).

Таким образом, в утверждении М. Борбугулова о том, что и у греков, представляющих Землю «широкогрудой», и у киргизов, у которых она «с мохнатой грудью», земная поверхность уподобляется человеческой груди, есть, безусловно, свой резон. Архаический образ Земли, а также аграрный миф о «Дороге Соломщика» (Млечном Пути) в новом смысловом контексте повести воистину приобретают глубоко концептуальное и волнующе-поэтическое значение. В результате конкретно-историческое повествование, изображающее тяжкую судьбу жителей киргизского аила в годы Великой Отечественной войны — поднимается до уровня универсального философско-символического обобщения. Эти мифо-поэтические образы расширяют пространственно-временные рамки описываемых в повести событий до вселенских и общечеловеческих масштабов, придав их смыслу поистине вечное, всевременное звучание; они и в звездные часы и в скорбные моменты жизни главных героев, освящая их своим неравнодушным участием, неизменно присутствуют во всех перипетиях их нелегкой судьбы. Когда в первую брачную ночь, ночь любви, Толгонай спрашивает у своего суженого: «Суван, ты как думаешь, ведь мы будем счастливыми, да?» — Суванкул так отвечает ей: «Если земля и вода будут поделены всем поровну, если и у нас будет свое поле, если и мы будем пахать, сеять, свой хлеб молотить — это и будет нашим счастьем. А большего счастья человеку и не надо, Толгон. Счастье хлебороба в том, что он посеет да пожнет» (Айтматов Ч. Прощай, Гульсары! — Фрунзе: Кыргызстан, 1967, с. 11). 

Это искреннее убеждение прирожденного хлебороба, не мыслящего ни свое житье, ни счастье свое вне родной земли, в отрыве от поля, вспаханного им, не представляющего жизни без труда. И земля в ту синюю светлую ночь разделяет вместе с ними их счастье. И увидев в полночь на небе Дорогу Соломщика — Млечный Путь, простиравшийся через весь небосклон широкой серебристой полосой среди звезд, Толгонай в своих сладких мечтаниях воображает Суванкула земным воплощением небесного Хлебороба, так же, как и он, понесшим с гумна солому первого обмолота, оставляя за собой дорожку растрясенной половы. Именно в ту ночь Толгонай впервые как к родной матери обращается к земле с просьбой дать им счастье.

Безусловно, что лишь киргизская женщина, чье сознание до сих пор оперирует мифо-поэтическими представлениями своего народа, могла воспринимать природу так живо, интимно и одухотворенно. Когда, в целях усиления философско-символической энергетики своей повести, Ч. Айтматов обращался к „мифологическим образам Матери-Земли и «Дороги Соломщика», он бесспорно, опирался именно на такие имплицитно специфические особенности национального миросозерцания. 

Второй раз «Дорога Соломщика» упоминается в самую зрелую пору жизни героев, когда все мечты и грезы той первой ночи любви и молодости, наконец, сбываются. И Суванкул в действительности станет могучим тружеником и хозяином Земли, наподобие того небесного Хлебороба, оставляющего за собой через весь небосклон серебристую полосу Дороги Соломщика. И этот кульминационный момент с его торжественно сверкающим Млечным Путем воспринимается в повести как апофеоз, как звездный час человеческого счастья, как возвышенная гармония людской жизни, слившей воедино все земные мечты простого труженика с желанием вечности, желанием добра и справедливости.

Позже мы встречаемся с этим образом в один из трагических мгновений, в самый разгар войны, когда дезертиры похищают собранное у бедных людей, вроде Айши семенное зерно, ценимое дороже жизни. И тут отчаявшаяся Толгонай увидит на небе Дорогу Соломщика. Тусклая, туманная река Млечного Пути напоминает ей мутные слезы, стекавщие по лицу Айши. Небо словно плачет, сочувствуя человеку в столь горестный час. Человеческая трагедия в этом эпизоде достигает своего апогея и обретает вселенский резонанс.

Позднее, уже в мирное время, Толгонай посещает на уборке хлеба своего приёмного внука, оставшегося в живых от некогда большой и шумной семьи. Глядя ночью на усеянный свежей золотистой соломой Млечный Путь, она думает, что сегодня пришел на свет новый хлебороб. И желает ему про себя долгой жизни и столько зерна, сколько звезд на небе.

Так в конце повести яркие образы Женщины-Матери и Матери-Земли предстанут перед нами как единый поэтический символ вечно живой жизненной субстанции. А Млечный Путь (Дорога Соломщика), олицетворяя собой бессмертный труд хлебороба во имя бесконечной жизни на Земле, превращается в благословенный «звездный путь» человечества. Можно сказать, что Мать-Земля представляет собой образ «открытый» или поддающийся бесконечному обогащению, и именно поэтому он вбирает в себя все мифы, касающиеся Жизни и Смерти, Сотворения и порождения, наличия полов и добровольного жертвоприношения. Мы знаем, что в мифологических ритуалах богиням земного плодородия важная роль принадлежит женщине. Символическое уподобление женщины земле, а полового акта – сельскохозяйственному труду в определенной степени встречается во всех земледельческих культурах и сохранился даже в высокоразвитых цивилизациях. «Ваши женщины для вас как поля»,- говорит Коран. «Женщина – поле, а мужчина – сеятель»,- пишет индусский автор (Элиаде Мирча. Мифы, сновидения, мистерии. – «Рефл-бук, Ваклер, 1996, с. 215-216). 

Одним словом, на основе анализа содержания и образной символики повести можно заключить:

Скачкообразный переход киргизского общества от первичных патриархальных устоев бытия к современности и бурное, ускоренное развитие его в условиях общецивилизационных процессов XX века привело к образованию парадоксальной ситуации, когда в жизни и сознании народа наличествует и активно функционирует в диффузном состоянии и «совре-менное» и «архаическое».

Подлинным носителем и выразителем этого «величайщего преимущества», говоря словами Гачева, бесспорно, является Ч. Айтматов, творчество которого воистину стало ярчайшим воплощением синтеза национальной и мировой культуры.

Если этот феномен в «Джамиле» присутствует имплицитно, то в повести «Материнское поле» он обнаруживает себя уже открыто и впервые становится объектом сознательных усилий автора. Примером сказанного служат метафорические образы Матери-Земли и Дороги Соломщика-Млечной Пути, положенные в основу повести в качестве многозначных поэтических символов.

Истоки этих образов коренятся в мифо-поэтических представлениях нашего народа, что дает возможность автору как бы смотреть на все происходящее глазами вечности, простирая цепь аналогий и ассоциаций от седой древности до бесконечности.

Появляясь каждый раз в самые значительные моменты жизни героев, эти лейтмотивы придают событиям и ситуациям повести как камертон — какой-то особый настрой, насыщают их извечным, инвариантным смыслом, в результате которой они поистине обретают вселенский резонанс и высочайшее патетическое звучание.

И в конце произведения концепты повести обращаются в универсальные образы-концепции, в философско-поэтические символы, утверждающие в сознании людей бессмертность труда, бессмертность жизни и бессмертность человечности.

Калык Ибраимов,

Член союза писателей СССР и Кыргызской Республики,

Лауреат премии ленинского комсомола Киргизии,

Кандидат философских наук. 

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.

Конец года для многодетной Кристины Игнатьевой из села Кыйы Таттинского улуса выдался суматошным. В конце ноября с трехлетним сыном Эрханом выехали в Якутск, где ему провели уникальную операцию по замене хрусталика глаза. Напомним, такая операция малолетним детям с диагнозом «врожденная катаракта» в Якутской республиканской офтальмологической больнице нынче была проведена впервые.

Тогда же в преддверии Всероссийского Дня матери России Кристину Анатольевну наградили знаком «Мать-героиня». Правда, знак пришлось получить в больнице. Поздравлять мать с десятью детьми с государственной наградой пришла вице-премьер Ольга Балабкина.

— Вот так в одночасье мы стали звездами Инстаграмма! – смеется Кристина Анатольевна.

А следом пришло и приглашение на торжественное мероприятие, посвященное оглашению Послания главы республики Госсобранию (Ил Тумэн).

— Впервые увидела Дом правительства, нашего главу на расстоянии вытянутой руки. Оказался очень простым, душевным, настоящим мужчиной саха. Свой человек. Очень рада, что 2022 год в республике объявлен Годом матери. Ожидаю больших изменений в законах по поддержке материнства и детства, не секрет, что проблемы есть, хоть и многое делается. Первый шаг уже сделан, дети, родившиеся в 2022 году, получат по 100 тысяч рублей, и это здорово, — считает многодетная мама.

Кристина также участвовала и в передаче НВК «Саха» по обсуждению Послания главы. Признается, что выступать – не ее конек, но опыт удался, хоть и не понравилась самой себе на экране.

Мечты о большой семье

Кристина Анатольевна родом из Верхоянска, выросла в многодетной семье. У нее два старших брата и два младших. С мужем познакомила его сестра-двойняшка Пелагея, которая вышла замуж за родственника Кристины. Брат приехал погостить к сестре в Верхоянск, где и нашел свою будущую половинку.

Молодые сразу приглянулись друг другу и в 2004 году сыграли свадьбу уже в Таттинском улусе, на родине жениха.

— Михаил очень надежный, человечный, добрый, работящий человек, чем и подкупил меня. Тоже вырос в многодетной семье, их семеро братьев и сестер, — рассказывает мать-героиня.

Само собой разумеется, они тоже мечтали о большой и дружной семье. Кристина смеется, что любит цифру пять, но у них получилось два раза по пять. А все в погоне за долгожданным наследником. Только после шестерых дочек у них наконец-то родился сын Эрсан.

— Решили, что после сына должен родиться еще мальчик, но снова появилась дочка, и только потом еще два сына, — смеется мама.

Игнатьевы считают, что в многодетной семье дети растут ответственными, работящими, дружными. Старшие дочки – уже сами хозяюшки, и в доме приберутся, и еду приготовят, и лед, дрова занесут, летом с мамой огород посадят, с отцом на сенокосе поработают. Дело и правда быстрее спорится, когда много помощников.

Рассказы матерей о связи с сыновьями

— А вот с сыновьями все совсем по-другому. Девочки-то спокойные, скорее и поэтому много рожала, мальчишки же совсем другие, оказывается. За ними глаз да глаз нужен, бегают, прыгают, носятся, не уследишь, так что забот хватает, — рассказывает Кристина Анатольевна.

Старшей дочери многодетной семьи Айгуль двадцать лет. Она – студентка II курса АГАТУ, будущий зоотехник. Алина, Карина, Кристина, Влада, Женя – школьницы с 4 по 10 класс. Активные девочки хорошо учатся, поют, танцуют, участвуют в научно-практических конференциях. Кстати, девятиклассница Карина занимается легкой атлетикой, учится в Чурапчинской спортивной школе.

Эрсан, Милана, Эрхан — дошкольники, и самому младшему Эрэлу – полтора годика. Пример родителей – лучший урок для детей.

— Важно вырастить их добрыми, работящими людьми, — считают Игнатьевы.

Рассказы матерей о связи с сыновьями

Свое хозяйство

Отец Михаил – глава крестьянского хозяйства.

— Объединившись с родными, создали свое крестьянское хозяйство, у нас 100 голов крупного рогатого скота, в том числе 50 дойных коров, есть табун лошадей, порядка двадцати голов. Раньше Михаил любил ездить на охоту, сейчас ему практически некогда, работы по хозяйству много, — говорит собеседница.

Планов у Игнатьевых много. Двухэтажный дом, когда-то построенный своими руками, требует ремонта, надо утеплить полы, сделать благоустройство, дети подрастают, значит, нужна квартира в Якутске.

— Конечно, когда есть свое крестьянское хозяйство, грех жаловаться. У нас свое молоко, мясо. А иначе как жить в селе, да еще когда много детей? Кстати, мы, хоть и многодетная семья, не пользуемся никакими льготами, субсидиями от государства, поскольку считается, что у нас есть доход. Даже детский сад оплачиваем полностью, и в школе дети питаются также платно. Но, думаю, помощь была бы для нас нелишней. Ведь и затрат много, ничего просто не падает нам с неба. К примеру, не знаю, какие льготы есть у меня как у матери-героини. Хотелось бы, чтобы, независимо от дохода семьи, все же предусмотрели льготы для матерей-героинь, — предлагает Кристина Анатольевна.

Рассказы матерей о связи с сыновьями

В эти предновогодние дни у матери-героини много хлопот. Вечерами она шьет маскарадные костюмы своим детям: кто-то хочет предстать перед Дедом Морозом в образе любимых героев аниме, а кто-то персонажем любимой сказки.

2021 год завершается для большой, дружной, счастливой семьи Кристины и Михаила Игнатьевых отличными новостями, незабываемыми событиями. Новый 2022 год. Год матери будет еще лучше, уверены они. Он таким и должен быть для всех матерей — особенно матерей-героинь.

Когда в августе движение «Талибан» заявило о том, что установило полный контроль над Кабулом, а затем и над всей территорией Афганистана, из страны из страха перед талибами бежали сотни тысяч человек. Около двенадцати тысяч временно осели в соседнем Таджикистане. Как живут афганские беженцы в этой стране и что им пришлось пережить за прошедшие три месяца?

Хамида Мехрзод уже несколько месяцев живет в городе Вахдат вместе с двумя сестрами и матерью. Денег у афганской семьи немного: большая часть ушла на оплату небольшой квартиры на окраине города, а оставшиеся сбережения женщины планируют растянуть на полгода. В их рационе – только самые необходимые продукты питания.

«Мы в основном питаемся рисом, картофелем, овощами, которые покупаем на базаре, той же цветной капустой. Изредка покупаем курицу», – рассказывает Хамида Мехрзод.

По словам Турпекай, матери Хамиды, семья успела бежать из Кабула за несколько недель до прихода в столицу талибов: сделали визы в Таджикистан заранее. Но решение бежать и бросить все нажитое за долгие годы далось женщинам непросто.

«Человек не может просто одеться и уйти из дома. Конечно, мы раздумывали, как поступить, – рассказывает Турпекай Лашкари. – Я поговорила с сыновьями, которые находятся в миграции в Турции, они сказали, что оставаться в Кабуле нельзя. Одинокие женщины просто не выжили бы там».

По словам Хамиды, ее семья следит за новостями из Афганистана через своих знакомых и с каждым днем все четче осознает, что побег из страны был правильным решением. Во-первых, семья – хазарейцы, а талибы в основном принадлежат к пуштунам, и сейчас в Афганистане выселяют из домов представителей их этнической группы. Женщина рассказывает со ссылкой на знакомых, что в Афганистане были даже случаи убийства их соплеменников на национальной почве.

Во-вторых, Хамида по образованию экономист. А боевики «Талибана» не разрешают женщинам работать и даже выходить на улицу одной за продуктами.

«Главная проблема – в том, что из-за талибов жизнь стала небезопасной. Мы – женщины, и у нас в семье не было мужчины, поэтому нам нельзя одним выходить из дома, – объясняет Хамида Мехрзод. – Ночью нам было страшно спать, так как в дом могли прийти талибы. Или грабители могли влезть в дом, а мы в той ситуации были бы беззащитны, нам даже не к кому было бы обратиться за помощью. Как в таких условиях жить в Афганистане?»

Шахрбону Мехрзод – еще одна афганская беженка из этой семьи. Она медсестра по образованию и уже нашла несколько вакансий в Вахдате. Но к сожалению, говорит девушка, на этих должностях платят так мало, что она пока не пошла работать.

«Я ездила в одну из местных больниц и пыталась устроиться на работу. Медсестры, работавшие там, сказали, что получают 35-45 долларов в месяц, – рассказывает она. – Этого хватит только на транспортные расходы».

Шахрбону, как и другие женщины из ее семьи, говорит, что впервые за долгие годы чувствует, что живет в безопасности. Она рада, что оказалась в Таджикистане: по словам девушки, ее коллеги-женщины по кабульской больнице сидят дома или работают бесплатно – зарплату им не платят с лета. Но при этом все они живут в постоянном страхе перед талибами.

«Моя подруга все еще ходит на работу в больницу в Кабуле. Еще четыре девушки не работают, так как боятся талибов, – рассказывает Шахрбону. – У них нет отцов или других мужчин, чтобы смогли провожать на работу».

Анисгул Ахмади – тоже хазарейка. Она бежала в Таджикистан вместе с пятью несовершеннолетними детьми за несколько дней до того, как талибы объявили об установлении контроля над всем Афганистаном.

«Мы через Узбекистан прилетели сюда и сняли этот дом», – показывает она временное жилье в селе Камонгарони боло в Таджикистане.

Анисгул с детьми живет на деньги, которые иногда высылает ей муж: он находится на заработках в Европе. Еды им, по словам женщины, пока хватает, говорит Анисгул. Но многодетную мать беспокоит, как одеть детей и то, смогут ли они получить образование.

«Мои дети в школу не ходят. Таджикские школы не принимают детей беженцев, – рассказывает Анисгул Ахмади. – Я их не могу записать даже на курсы английского».

Анисгул рассказывает, что бежала из Афганистана, потому что боялась мести талибов. Женщина – единственная родственница хазарейского полевого командира, который погиб в боях с талибами: его имя она отказывается назвать из страха, что талибы найдут ее даже в безопасном Таджикистане. Анисгул говорит, что она и ее дети привыкли жить в осторожности.

«Вечером дети не выходят за ворота дома, боятся находиться на улице: они так приучены жить в Афганистане», – говорит она.

Власти Таджикистана мало помогают беженцам из Афганистана. Почти все афганские беженцы в Таджикистане живут в квартирах и домах, которые арендуют на собственные средства. Никаких программ по обустройству беженцев и их интеграции в Таджикистане нет. Возможно, именно по этой причине большинство афганцев говорят, что не рассматривают Таджикистан как место для будущей жизни, и рассчитывают перебраться в Евросоюз или США.

100 боев на профессиональном ринге, если засчитать неравный поединок против Романа Бондаренко.

Дмитрий Шакута, которому 7 августа исполнился 41 год, 17 лет провел на ринге и достиг больших высот в кикбоксинге и тайском боксе. За плечами Шакуты почти сотня боев среди профи, 28 поединков он выиграл нокаутом. Он семь раз становился чемпионом мира среди профессионалов и шесть раз – среди любителей.

Впрочем, сейчас Шакуту мало кто вспоминает как прекрасного спортсмена, а вспомнить на самом деле есть что.

Но для начала – все-таки о днях сегодняшних

Считается, что профессиональные спортсмены, бывшие и действующие, крайне неохотно применяют физическую силу против обычных людей. Это может стать отягчающим обстоятельством, если вдруг произойдет какой-нибудь несчастный случай. Однако всё это – не про Шакуту. Он продемонстрировал готовность бить обывателей для защиты режима Лукашенко, и самое главное – ему за это ничего не было.

В середине лета 2020-го уже подзабытый на тот момент экс-спортсмен стал активно появляться в медийном пространстве. Ресторатор Беларуси Вадим Прокопьев пригласил на ринг Александра Лукашенко, но тот, естественно, никак не отреагировал на предложение. Зато готовность драться изъявил Шакута.

Ресторатор, вызвавший Лукашенко на дуэль, получил ответ. От бойца, который играет в одной хоккейной команде с сыновьями президента

После выборов были автопробеги в компании своего друга Дмитрия Баскова, пресс-секретаря Лукашенко Натальи Эйсмонт и хоккейного тренера Михаила Захарова.

Рассказы матерей о связи с сыновьями

Неоднократно человек, очень похожий на Шакуту, был замечен в рядах борцов с красно-белыми лентами в Минске. В ходе рейдов по наиболее протестным дворам города некий похожий на Шакуту боец не стеснялся применять физическую силу к обычным минчанам. Лицо этого бойца было постоянно скрыто под маской, однако многое все равно указывало на Шакуту. В первую очередь одежда с логотипом его клуба «Шок», обувь и спортивный костюм с лого байкерского клуба, в котором состоит боец. Люди, лично знакомые с Дмитрием, убеждены, что это он и был.

11 ноября 2020 года поздно вечером шесть мужчин и три женщины в штатском и масках приехали на Площадь Перемен, чтобы срезать красно-белые ленты. Местный житель Роман Бондаренко вышел, чтобы поинтересоваться, что происходит. В ответ приехавшие начали грубо задерживать Бондаренко – повалили на землю, затащили в микроавтобус, на котором Романа увезли в РУВД. На следующий день юноша, не приходя в сознание, умер в реанимации БСМП. У Бондаренко был диагностирован отек мозга, закрытая черепно-мозговая травма, ушибы, ссадины, субдуральные гематомы. Лишь спустя несколько месяцев было заведено уголовное дело по факту гибели Романа, однако осенью 2021-го матери и сестре Бондаренко сообщили, что дело приостановлено в связи с невозможностью установить причастных к преступлению.

Между тем специалисты, проводившие независимо расследование, быстро пришли к выводу, что одним из причастных к гибели Бондаренко является Шакута. Снова же его выдала его одежда и силовые приемы, применяемые к минчанину. Ну и то, что человека в сером называли «Шок», а это – спортивное прозвище Шакуты.

Бондаренко на Площади Перемен на землю завалил человек, похожий на топ-бойца, который играет в команде Баскова с сыном Лукашенко

На протяжении нескольких месяцев после трагедии в сети появлялись все новые и новые доказательства причастности Шакуты к трагедии: разговоры с Басковым, записанные звонки командира минского ОМОНа Дмитрия Балабы, где упоминалась фамилия бойца, новые видеозаписи.

К тому времени Шакута уже попал в санкционный список США вместе со своим клубом «Шок». Сам боец некоторое время скрывался за пределами Беларуси, но позже вернулся в страну и продолжил играть за любительскую хоккейную команду «Бастион-2». А совсем недавно вместе с начальником сборных Беларуси Михаилом Грабовским и близким другом Баскова Артемом Каркоцким, который недавно возглавил СДЮШОР БФСО «Динамо», посетил домашний матч «зубров». 

Ну а каким до всех этих событий Шакута был спортсменом?

Пошел в спорт по примеру старшего брата, в 16 взял бронзу на дебютном ЧМ по тайскому боксу

Уроженец Минска попал на ринг еще в школьном возрасте следом за старшим братом Виталием. Тот перед армией решил подтянуть физическую форму и пошел с другом заниматься в клуб «Кик Файтер», который располагался на улице Волгоградской. За компанию с братом ходил и Шакута-младший, правда, в основном наблюдал за тренировками со стороны. Но через несколько месяцев 14-летний Дмитрий все же записался в группу тренера Сергея Каныша. По словам Шакуты, наставник приглядывался к нему несколько месяцев, а после решил отправить на чемпионат СНГ. Боец был заявлен в самый легкий вес – 45 кг, хотя сам весил 43 кг. Два боя на турнире 14-летний Шакута выиграл, а в полуфинале уступил по очкам.

Потом боец выступал на чемпионатах страны и Кубках, а в 16 дебютировал на чемпионате мира по тайскому боксу среди любителей. Турнир проходил в 1997 году в Таиланде, Шакута был заявлен в категорию до 51 кг. Интересно, что подготовке к соревнованиям предшествовала сгонка веса, потому что весы под спортсменом показывали цифру 53.

– Я был настолько худой, что мне даже эти два кило неоткуда было взять. Мы тогда жили в «Queen Hotel». Там был открытый бассейн, и я возле него вечером бегал. Потом стемнело, пришли служащие, сказали, что нужно закрываться. Куда еще пойти? Рядом еще спортзал был, и там беговые дорожки, тренажеры всякие. Бегу по этой дорожке, поставил программу себе какую-то. А я же в первый раз бежал, не знал толком, как ей пользоваться. Думал, что когда время закончится, она сразу стопарнется. Ну, я взял и остановился резко, а она как ехала, так и поехала вместе со мной. Меня сразу куда-то в тренажеры унесло, – рассказывал о подготовке к ЧМ Шакута.

В Таиланде беларус стал третьим – в полуфинале проиграл местному спортсмену.

Вскоре Шакута начал сотрудничество с Евгением Котельниковым, с которым проработал в течение последующих пяти лет.

– На тот момент «Кик Файтер» гремел на всю страну: основной костяк клуба (это я, Вася Шиш, Леша Пекарчик, Женя Гвоздев, Дмитрий Корень, Сергей Шиманский) составлял большую часть сборной республики. Затем из-за конфликта с Котельниковым мы с ребятами ушли, и стали тренироваться под руководством Геннадия Капшая на территории военной части 3214. Капшай сам «краповик», Карабах прошел. Последние 15 лет моим тренером был он.

После окончания БГУФК, где Шакута учился на отделении рукопашного боя, осенью 2004 года он пошел служить в армию – и оказался в той же части, где тренировался. Тогда ей руководил небезызвестный Дмитрий Павличенко, не раз руководивший разгоном акций протеста в Минске и причастный к деятельности эскадрона смерти, причастного к убийствам оппонентов Лукашенко.

Впоследствии Шакута станет сам тренировать спецназовцев (служащие в/ч-3214 отличались жестокостью при разгоне мирных акций протеста), а позже – и бойцов СОБРа.

В 2008 году Шакута снялся в фильме «Краповый берет» в роли тренера спецназа. Сам краповый берет у тренера тоже есть.

Рассказы матерей о связи с сыновьями

На семь лет ушел из любительского тайского бокса, но вернулся, чтобы стать ЗМС, тренировался вместе с Кудиным

В 2001 году Шакута взял паузу в выступления на любительском ринге в тайском боксе, и этот перерыв затянулся аж на семь лет. Боец объяснял решение тем, что банально потерял интерес к муайтай. Но в 2008-м он вернулся в любители и взял очередной титул чемпиона мира, благодаря чему стал заслуженным мастером спорта.

В 2000-х Шакута трижды брал золото на чемпионатах мира среди профи (с 2002 по 2004 годы). Кроме того пробовал себя в боях по правилам К-1. Этот вид единоборств в конце 2000-х свел Шакуту с чемпионом мира из Беларуси Алексеем Кудиным, который сейчас отбывает наказание в колонии за участие в акциях протеста в 2020-м. Спортсмены встретились в БГАТУ, где национальная сборная с Кудиным в составе проходила сборы, а Шакута готовился к своему очередному бою. Тренерский штаб сборной предложил Дмитрию потренироваться с Кудиным.

– Леша тогда килограмм под 110 весил. Мы с ним стояли в парах, но я особо не бодался :). Переигрывать переигрывал, но целенаправленно кость в кость не шел: понятно, что это могло закончиться плохо, – вспоминал Шакута.

В 2008-м стал чемпионом мира по К-1, дважды отстаивал титул, пару раз улетал в нокаут

В 2008 году одна из крупнейших промоутерских компаний в сфере К-1 It’s showtime решила организовать собственный турнир – гран-при It’s showtime в нескольких весовых категориях, в том числе среди бойцов до 75 кг. И вот как раз в этой весовой категории лучшим на турнире оказался Шакута (победа решением судей).

В том же году беларус принял участие в чемпионате мира по версии It’s showtime. На сей раз Шакута выступал в категории до 77 кг и в стартовом поединке одержал победу над своим кумиром голландцем Райаном Симсоном.

Рассказы матерей о связи с сыновьями

В последующем Шакута дважды отстаивал чемпионский титул, мог это сделать и в третий раз, но перед финальным поединком с бразильцем Алехандро Космой отравился, плюс соперник действовал не по правилам.

– Я был в очень хорошей форме, но накануне съел не того, что надо. Две ночи потом ходил в туалет, – вспоминал Шакута. – На бой вышел никакой, но в первом раунде начал бразильца перебивать, но дальше он поступил не по правилам. В принципе, за это можно было его дисквалифицировать. Запрещено наносить два удара коленями в клинче – можно только один. Он мне один удар нанес, я блок поставил и сразу расслабился – второй удар нельзя же наносить. А он еще раз ударил. Открылось рассечение, и мне засчитали технический нокаут. Так я потерял титул.

В 2009 году на турнире Tatneft в Казани случился еще один бой, который Шакута наверняка запомнит на всю жизнь. Противостояние с россиянином Артемом Левиным растянулось на четыре раунда (три стандартных и один – экстраунд). В середине заключительной трехминутки Левин сложил обладателя беларусского гражданства в нокаут фирменным спиннинг бэкфистом.

Последний титул Шакута завоевал в 2011 году, став чемпионом мира по кикбоксингу по версии W5 среди профессионалов в категории до 81 кг. Через два года он повесил перчатки на гвоздь, не делая на этот счет громких заявлений. Шакута рассчитывал вернуться на ринг, если поступят предложения, «от которых будет трудно отказаться». Не поступили – и он работал тренером в двух открывшихся в Минске собственных клубах. Больше Шакута на ринг ни среди профессионалов, ни среди любителей не выходил.

Дмитрий Шакута: «За границей все бизнесмены. Приносишь доход – интересен. Нет – до свидания»

Во время профессиональной карьеры обязанности личного агента Шакуты исполняла его жена Ольга: разговаривала с менеджерами промоутерских компаний, узнавала детали ближайших соревнований. В 2008 году после того, как сборная Беларуси неожиданно для многих выиграла общий зачет чемпионата мира (у мужчин тогда золото помимо Шакуты взяли Виталий Гурков, Денис Гончаренок и тот же Кудин) Ольга рассказывала про супруга вещи, которые сегодня звучат крайне удивительно:

– несколько интервью Дмитрий тогда дал на беларусском языке: «Разговаривает Дима не совсем чисто, но может».

– ну и вот: «Я не встречала людей, более добродушных, чем Дмитрий. И говорю это не тому, что он мой муж. Он широкой души человек. На ринге выглядит агрессивно, но в жизни он совсем другой».

В 2013 году, уже после того, как Шакута завершил карьеру, Ольга зарегистрировалась в качестве индивидуального предпринимателя, основная деятельность – бухгалтерские услуги.

Называл себя игровиком из-за манеры ведения боя

На профессиональном ринге у обладателя беларусского гражданства 82 победы, причем 28 из них одержаны досрочно. Было еще 13 поражений и 4 ничьи.

Рассказы матерей о связи с сыновьями

Характеризуя манеру ведения боя, Шакута сам себя называл игровиком. По его словам, он никогда не ставил целью завершить поединок досрочно, а вот «переиграть, передурить соперника – это мое». Шакута предпочитал «нанести один удар и не пропустить ни одного, чем провести 100 ударов и пропустить 99».

– Все, кто со мной сражался или видел, как я боксирую, в принципе, знают мою технику. Манера боя немного нестандартная даже для тайского бокса. Например, не стою на месте и не топаю, как тайские боксеры, но и не скачу, как кикбоксер. Что-то среднее…  А серии отрабатываю постоянно, чтобы руки вылетали на автомате. Уже не задумываюсь. Во время атаки просто смотрю, на чем акцент сделать и где противник открылся, – рассказывал о своем стиле Шакута в 2009-м.

Лишь одного боя не хватило Шакуте до круглой цифры 100 среди профи. Впрочем, в качестве недостающего ему можно зачесть неравный поединок в ноябре 2020-го с Романом Бондаренко на улице под прикрытием бойцов СОБРа.

Фото: reform.by

  • Рассказы марьи саввишны перекусихиной
  • Рассказы мамина сибиряка для детей слушать
  • Рассказы маленькие рассказы паустовского
  • Рассказы мальчики в детдоме
  • Рассказы м ю лермонтова 4 класс читать