Рассказы маршака для детей

Дефиле национальной детской книги: николай мишутин 9 декабря 2021 в библиотеках 8 декабря проходят громкие чтения читаем книги николая мишутина


Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

9 Декабря 2021

В библиотеках 8 декабря проходят громкие чтения «Читаем книги Николая Мишутина»  в рамках программы «Дефиле национальной детской книги»

Центральная библиотека им. Ю. Гагарина провела громкие чтения  для учеников 1 «В» класса школы № 8 (16 человек). И это не случайно: в этом году отмечается 100 лет со дня рождения «доброго сказочника», члена Союза писателей СССР, уроженца Чувашии Николая Степановича Мишутина. Знакомство с творчеством писателя прошло в форме расследования сказочного происшествия. Дело о том, «Как петух сапоги искал» вызвало у ребят неподдельный интерес. Ещё бы, как настоящим детективам им предстояло по свидетельским показаниям определить фигурантов дела (персонажей), сравнить их отпечатки, поломать голову над шифровкой, выяснить обстоятельства пропажи и, главное, помочь с её обнаружением. Громкие чтения позволили открыть детям увлекательного и очень близкого по настроению и доброжелательности автора – Николая Мишутина.

Для учащихся 4 «В» класса школы №8(24 человека), сотрудники центральной библиотеки  провели громкие чтения по книге  «Ёжик и ёршик». Из рассказа ведущей школьники узнали о талантливом чувашском писателе Н. С. Мишутине. Затем ребята с интересом прослушали поучительную сказку «Как мужик лошадь нашел», вместе обсудили поступки героев. После прочтения ребята с удовольствием ответили на вопросы викторины по сюжету сказки и выполнили интеллектуальное задание.

Для учащихся 3 «А» класса школы № 12 (27 человек) сотрудник информационно-библиографического отдела центральной библиотеки провела урок-беседу «Человек щедрой души». На мероприятии дети познакомились с жизнью и творчеством чувашского писателя Николая Мишутина. Прочитали сказку «Про лягушку хохотушку», где автор знакомит юных читателей с самой, что ни на есть обыкновенной лягушкой. Но вот история с ней произошла совершенно необыкновенная! Обсудили смысл сказки, её мораль, поведение героев. Вспомнили сказки и рассказы, где героями являются лягушки. Затем сыграли в игру «Восстанови порядок», расставив события, происходившие в сказке по порядку. В завершение встречи библиотекарь познакомила ребят с другими произведениями Николая Мишутина.

Для учащихся 2 «Б» класса гимназии №6 (23 чел.) прошел литературный час «Мир Мишутина прекрасен, полон сказок и чудес». Библиотекарь познакомила ребят с биографией писателя. Перед чтением рассказов Николая Степановича, для того чтобы лучше понять увлечения и интересы героев книг библиотекарь продемонстрировала и объяснила принцип работы предметов того времени: дискового телефона, механического будильника, радиоприемника. Затем ребята прослушали рассказы «Праздничные пельмени» и «Гусак Яшка». Завершилось мероприятие решением кроссворда и викторины по данным произведениям.

Для воспитанников подготовительной группы «Красная шапочка» детского сада № 18 проведена мастерская чтения «Добрый мир зверей и птиц» (15 человек). Библиотекарь прочитала ребятам рассказы Н. Мишутина «Как солнышко будили», «Зайка-художник» и «Почему у синичек галстуки» с остановками для игры по содержанию. Например, юные читатели отгадывали чувашские народные загадки, повторяли за библиотекарем звуки домашних животных и птиц, вспоминали, какие пернатые друзья остаются зимовать в нашем краю. С удовольствием поиграли в игру на внимание «Скажи, кого нет?» и в подвижную чувашскую народную игру «Солнце и луна». В конце мероприятия маленькие читатели создали картинку в технике аппликация с изображением героя сказки Николая Мишутина — Снегиря.

Библиотека им. Н. Полоруссова-Шелеби провела в 1 «Г» классе школы № 3 и во 2 «В», 2 «Б» классах школы № 2 чтение вслух сказок Н. Мишутина «Добрый друг детства». Ребята под видеоролик «Паровозик из Ромашково» отправились в страну Доброты, по пути делая остановки: «Биография писателя», «Книги писателя», «Сказочная», «Творческий уголок». Слайд-презентация «Писатель — сказочник. Будем знакомы: Николай Мишутин», рассказавшая о трудном и бедном детстве писателя и о его книгах, сопровождала все станции. Далее ребята прочитали с остановками сказки «Про мальчика и пчелок» и «Про лягушку-хохотушку» и обсудили их. Дед Мороз из сказки «Девочка Маша и шоколадное королевство» угостил всех конфетами, на которых были написаны сказки из самого известного сборника Николая Мишутина «Чапаевская сабля». Ребята сделали вывод: надо быть честными, добрыми, не смеяться над затруднительным положением близких, а стараться помочь. В завершении мероприятия на остановке «Творческий уголок» школьники, раскрасили Лягушку-хохотушку и Пчелку. На мероприятии присутствовали 60 человек.

В библиотеке семейного чтения им. С. Маршака  в мероприятиях приняли участие 152 человека. Ребят старшей и подготовительной групп детского сада №27 познакомили с биографией писателя и прочитали сказки «Ёжик и ёршик» и «Почему на ёлочке острые иголочки». Рассуждали о добрых делах, мечтали хоть чуточку быть похожими на героев сказок, собирали пирамиду добрых дел, отвечали на вопросы викторины. Ну и, конечно же, выполнили творческую работу.
Юные любители сказок из детского сада №4 и №5 окунулись в мир добрых книжек Николая Мишутина. Для них провели мастерскую чтения по сказке «Почему рыбы стали нарядными». Но сначала ребята захотели узнать об этом писателе: где жил, как учился, чем увлекался, как геройски воевал и сколько книжек написал? На многие детские вопросы: зачем, почему, как есть ответы в сказках и рассказах Николая Мишутина. По ходу чтения ребята узнавали рыбок, живущих в море и реке, отгадывали загадки, играли в словарные игры. Помогли рыбкам собраться в стайки, украсили их разноцветными прищепками, нарядили рыбок в яркие одежки. У каждого на память о сегодняшней встрече осталась объемная аппликация, сделанная самими ребятами по сказке доброго сказочника.
Для учеников 2 «А» и 3 «В» класса школы № 5  были предложены сказки «Почему у синичек галстуки» и «Почему рыбы стали нарядными» из книги «Ёршик и ёжик». С помощью слайд презентации ребята узнали, зачем нужна маскировка в животном мире и как она помогает. Отвечали на вопросы по прочитанной книге, отгадывали загадки, отвечали на вопросы викторины. А самое главное познакомились с еще одним чувашским писателем с «добрым сказочником», который так любил свою малую родину и людей, живущих в родном краю.

Сотрудники библиотеки им. П. Хузангая познакомили ребят 1 «А», 1 «Б», 1 «В», 2 «А», 2 «Б», 2 «В» классов школы №11 с творчеством детского писателя, участника Великой Отечественной войны, награждённого двумя орденами Красной звезды, члена Союза писателей СССР Николая Степановича Мишутина.
Человек щедрой души — именно таким был Николай Степанович, который всю свою щедрость души через свое писательское слово отдавал детям. Он подарил ребятишкам добрые сказки, рассказы о войне, о подростках послевоенного Поречья. Рассказы, написанные простым, интересным языком захватывают детей, увлекая за собой в мир приключений и сказочных сюжетов.
Школьники узнали, где и в какой семье родился будущий писатель, где он учился и чем увлекался в юные годы. Они с большим интересом слушали поучительные сказки «Почему у синичек галстуки» и «Про грибы». Ребята не только слушали, но и бурно обсуждали главных героев произведений и их поступки, активно отвечали на вопросы, посмотрели диафильм, снятый по его сказке «Почему рыбы стали нарядными». Радует, что Мишутинские истории нашли живой отклик у современных ребятишек. (139 человек)

Для учащихся 2 «Б» класса в МБОУ «Лицей № 18» (29 человек) библиотекарем библиотеки семейного чтения им. В. Давыдова-Анатри были проведены громкие чтения «Добрый сказочник Николай Мишутин». . Учащиеся узнали много нового о жизни и творчестве Николая Степановича, ведь будущий литератор даже успел повоевать на разных фронтах Великой Отечественной войны, прежде чем стал писать книги для детей. Ребята прочитали несколько рассказов и сказок из книги Николая Мишутина «Ёжик и ёршик» и прокомментировали их. Громкие чтения дополнила слайд-презентация «Островок доброты». По окончании мероприятия школьники сделали вывод: добрые сказки и рассказы ненавязчиво и интересно учат любить свой край, беречь природу, правильно общаться со всеми вокруг.

Сотрудники библиотеки им. Н. Носова провели громкие чтения  для дошкольников детских садов №48, 49, 50. В мероприятии приняли участие 151 человек.
Для дошкольников детского сада № 49 была прочитана сказка «Храбрый воробей». Прослушав чтение, ребята обсудили поведение главного героя, выделили его черты характера, сыграли в игры «Скромные звери» и «Воробушки-шалунишки».
Дошкольникам детского сада № 50 была прочитана сказка «Как солнышко будили». Дети узнали, почему у снегиря красная грудка, посмотрели тематический видеоролик, выполнили творческое задание.
Дошкольники детского сада №48 познакомились со сказкой «Почему рыбы стали нарядными», показали отличные знания образа жизни рыб, собрали пазлы, сыграли в игры «Выбери рыбку», «Щука и караси», преобразили невзрачных рыбок в технике пластилинография.

Сотрудники библиотеки семейного чтения им. А. Николаева познакомили с произведениями Николая Мишутина воспитанников детских садов №1, 40, 44.
Ребята из подготовительной группы «Ромашка» детского сада №44 (19 человек) приняли участие в громких чтениях «Добрый друг детства» по книге Николая Мишутина «Ёжик и ёршик». В книгу включены сказки и рассказы, раскрывающие красоту родного края, призывающие юных читателей к доброте, трепетному отношению к природе. А приключения зверей и птиц, рыб и насекомых никого не оставят равнодушными. В начале мероприятия сотрудник библиотеки познакомила детей с писателем и его творчеством, а затем ребята услышали сказку «Хороший дом». В ходе чтения делали остановки и обсуждали с ребятами персонажей сказки и их поступки. Поиграв в подвижные игры и выполнив творческие задания, ребята своими руками украсили кормушку для птиц.
Воспитанники детского сада 44 старших групп «Пчёлка» и «Радость» (49 человек) познакомились с произведением «Почему рыбы стали нарядными» в ходе громких чтений «В подводном царстве». Дошкольники послушали сказку, узнали зачем рыбам нужна разнообразная окраска, разгадывали загадки. В заключение дети смастерили подвижную рыбу из цветной бумаги.
Литературное чтение «Как солнышко будили» прошло для воспитанников подготовительной группы «Светлячок» детского сада №44 (17 детей). Юные слушатели встретились с «живым фонариком» — снегирем. Для того чтобы узнать почему у снегиря грудка красная, прочитали сказку Николая Мишутина «Как солнышко будили». В познавательной беседе «Изучаем снегирей» узнали, где живёт снегирь, чем питается, как человек может помочь снегирям в холодную зиму. Познакомились с познавательной литературой о птицах. Встреча завершилась мастер-классом в технике аппликация «Сел на ветку снегирёк».
Воспитанников старшей группы «Красная шапочка» и подготовительной группы «Пукане» детского сада №1 (всего 28 детей) приняли участие в мастерской чтения «Кто с лесом лесом дружит, тот не тужит» по рассказу Михаила Мишутина «Солнышкина больница». Ребята узнали о детстве писателя, его участии в Великой Отечественной войне, ранении, творческом пути. Дети послушали рассказ «Солнышкина больница» и обсудили, почему лес лечит, как люди могут его беречь, почему это важно. Завершилось мероприятие мастер-классом по изготовлению солнышка в технике оригами.
Громкие чтения «Все дело в шляпе» провели для воспитанников группы «Родники» детского сада №40 и группы «Капельки» детского сада №44 (всего 33 ребенка). Дети познакомились с творчеством писателя и прослушали сказку Николая Мишутина «Про грибы». После прочтения обсудили и вспомнили какие есть грибы, из чего они состоят. Игра «Четвертый лишний» помогла ребятам пересказать прослушанную сказку. В завершение мероприятия дошкольники с помощью клея, ножниц и приготовленных шаблонов «сшили» грибные шапки.

Сотрудниками детско-юношеской библиотеки 8 декабря для учащихся 1 «Б» класса средней школы №4 (31 человек) были проведены громкие чтения «Добрый сказочник Николай Мишутин» по книгам писателя. Ребята узнали о детстве маленького Николая, о том, как артиллерийский офицер, прошедший фронтовой путь, превратился в детского писателя. Первоклассники послушали и обсудили сказку «Про дразнилку, кривляку и забияку». Нашли ответ на вопрос «Почему рыбы стали нарядными?» и всем классом смастерили озорных рыбок.
Для учащихся 1 «Г» класса школы №4 (30 человек) были проведены громкие чтения рассказа Николая Мишутина «Мальчик и пчелы». В ходе встречи первоклассники познакомились с биографией выдающегося земляка и послушали предложенный рассказ. Далее ребята совместно с библиотекарем изготовили пчёлок и заселили ими улей, выполненный в чувашском стиле.
Для учащихся 2 «Б» класса школы №4 (27 человек) были проведены громкие чтения «Крылатая книга» по одноименному рассказу Николая Степановича Мишутина. Ребята узнали, что писатель прошел Великую Отечественную и после войны подарил ребятишкам добрые сказки, рассказы о войне. После прочтения рассказа «Крылатая книга», дети осудили озорника-мальчика, который взяв в библиотеке книгу, испортил ее, «оторвав ей крылья». Послушав старого библиотекаря, мальчик аккуратно стал переписывать одну страницу за другой и в процессе этого узнал   о подвиге советского летчика-истребителя Алексея Петровича Маресьева, который был сбит и оказался в тылу фашистских войск. Летчику пришлось пройти много испытаний:, учиться ходить на искусственных ногах-протезах, бороться за жизнь, за право называться военным летчиком. В завершении громких чтений школьники разукрасили крылатые самолеты.

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Дефиле национальной детской книги: Николай Мишутин

Бабушка разбудила меня рано утром, и мы пошли на ближний увал по землянику. Огород наш упирался дальним пряслом в увал. Через жерди переваливались ветви берез, осин, сосен, одна черемушка катнула под городьбу ягоду, и та взошла прутиком, разрослась на меже среди крапивы и конопляника. Черемушку не срубали, и на ней птички вили гнезда.

Деревня еще тихо спала. Ставни на окнах были закрыты, не топились еще печи, и пастух не выгонял неповоротливых коров за поскотину, на приречный луг.

А по лугу стелился туман, и была от него мокра трава, никли долу цветы куриной слепоты, ромашки приморщили белые ресницы на желтых зрачках.

Енисей тоже был в тумане, скалы на другом берегу, будто подкуренные густым дымом снизу, отдаленно проступали вершинами в поднебесье и словно плыли встречь течению реки.

Неслышная днем, вдруг обнаружила себя Фокинская речка, рассекающая село напополам. Тихо пробежавши мимо кладбища, она начинала гуркотать, плескаться и картаво наговаривать на перекатах. И чем дальше, тем смелей и говорливей делалась, измученная скотом, ребятишками и всяким другим народом, речка: из нее брали воду на поливку гряд, в баню, на питье, на варево и парево, бродили по ней, валили в нее всякий хлам, а она как-то умела и резвость, и светлость свою сберечь.

Вот и наговаривает, наговаривает сама с собой, довольная тем, что пока ее не мутят и не баламутят. Но говор ее внезапно оборвался — прибежала речка к Енисею, споткнулась о его большую воду и, как слишком уж расшумевшееся дитя, пристыженно смолкла. Тонкой волосинкой вплеталась речка в крутые, седоватые валы Енисея, и голос ее сливался с тысячами других речных голосов, и, капля по капле накопив силу, грозно гремела река на порогах, пробивая путь к студеному морю, и растягивал Енисей светлую ниточку деревенской незатейливой речки на многие тысячи верст, и как бы живою жилой деревня наша всегда была соединена с огромной землей.

Кто-то собирался плыть в город и сколачивал салик на Енисее. Звук топора возникал на берегу, проносился поверх, минуя спящее село, ударялся о каменные обрывы увалов и, повторившись под ними, рассыпался многоэхо по распадкам.

Сначала бабушка, а за нею я пролезли меж мокрых от росы жердей и пошли по распадку вверх на увалы. Весной по этому распадку рокотал ручей, гнал талый снег, лесной хлам и камни в наш огород, но летом утихомирился, и бурный его пугь обозначился до блеска промытым камешником.

В распадке уютно дремал туман, и было так тихо, что мы боялись кашлянуть. Бабушка держала меня за руку и все крепче, крепче сжимала ее, будто боялась, что я могу вдруг исчезнуть, провалиться в эту волокнисто-белую тишину. А я боязливо прижимался к ней, к моей живой и теплой бабушке. Под ногами шуршала мелкая ершистая травка. В ней желтели шляпки маслят и краснели рыхлые сыроежки.

Местами мы пригибались, чтобы пролезть под наклонившу- юся сосенку, по кустам переплетались камнеломки, повилика, дедушкины кудри. Мы запугивались в нитках цветов, и тогда из белых чашечек выливались мне за воротник и на голову студеные капли.

Я вздрагивал, ежился, облизывал горьковатые капли с губ, бабушка вытирала мою стриженую голову ладонью или краешком платка и с улыбкой подбадривала, уверяя, что от росы да от дождя люди растут большие-пребольшие.

Туман все плотнее прижимался к земле, волокнистой куделею затянуло село, огороды и палисадники, оставшиеся внизу. Енисей словно бы набух молочной пеною, берега и сам он заснули, успокоились под непроглядной, шум не пропускающей мякотью. Даже на изгибах Фокинской речки появились белые зачесы, видно сделалось, какая она вилючая.

Но светом и теплом все шире разливающегося утра тоньше и тоньше раскатывало туманы, скручивало их валами в распадках, загоняло в потайную дрему тайги.

Топор на Енисее перестал стучать. И тут же залилась, гнусаво запела на улицах березовая пастушья дуда, откликнулись ей со двора коровы, брякнули боталами, сделался слышен скрип ворот. Коровы брели но улицам села, за поскотину, то появляясь в разрывах тумана, то исчезая в нем. Тень Енисея раз-другой обнаружила себя.

Тихо умирали над рекой туманы.

А в распадках и в тайге они будут стоять до высокого солнца, которое хотя еще и не обозначило себя и было за далью гор, где стойко держались снежные беляки, ночами насылающие холод и эти вот густые туманы, что украдчиво ползли к нашему селу в сонное предутрие, но с первыми звуками, с пробуждением людей убирались в лога, ущелья, провалы речек, обращались студеными каплями и питали собой листья, травы, птах, зверушек и все живое, цветущее на земле.

Мы пробили головами устоявшийся в распадке туман и, плывя вверх, брели по нему, будто по мягкой, податливой воде, медленно и бесшумно. Вот туман по грудь нам, по пояс, до колен, и вдруг навстречу из-за дальних увалов полоснуло ярким светом, празднично заискрилось, заиграло в лапках пихтача, на камнях, на валежинах, на упругих шляпках молодых маслят, в каждой травинке и былинке.

Над моей головой встрепенулась птичка, стряхнула горсть искорок и пропела звонким, чистым голосом, как будто она и не спала, будто все время была начеку: «Тить-тить-ти- ти-ррри…».

— Что это, баба?

— Это Зорькина песня.

— Как?

— Зорькина песня. Птичка зорька утро встречает, всех птиц об этом оповещает.

И правда, на голос зорьки — зорянки, ответило сразу несколько голосов — и пошло, и пошло! С неба, с сосен, с берез — отовсюду сыпались на нас искры и такие же яркие, неуловимые, смешавшиеся в единый хор птичьи голоса. Их было много, и один звонче другого, и все-таки Зорькина песня, песня народившегося утра, слышалась яснее других. Зорька улавливала какие-то мгновения, отыскивала почти незаметные щели и вставляла туда свою сыпкую, нехитрую, но такую свежую, каждое утро обновляющуюся песню.

— Зорька поет! Зорька поет! — закричал и запрыгал я.

— Зорька поет, значит, утро идет! — пропела благостным голосом бабушка, и мы поспешили навстречу утру и солнцу, медленно поднимающемуся из-за увалов. Нас провожали и встречали птичьи голоса; нам низко кланялись, обомлевшие от росы и притихшие от песен, сосенки, ели, рябины, березы и боярки.

В росистой траве загорались от солнца красные огоньки земляники. Я наклонился, взял пальцами чугь шершавую, еще только с одного бока опаленную ягодку и осторожно опустил ее в туесок. Руки мои запахли лесом, травой и этой яркой зарею, разметавшейся по всему небу.

А птицы все так же громко и многоголосо славили утро, солнце, и Зорькина песня, песня пробуждающегося дня, вливалась в мое сердце и звучала, звучала, звучала…

Да и по сей день неумолчно звучит.

Обновлено: 29.06.2021 12:34:27

Рубеж 10 лет ознаменован у ребенка более сознательным отношением к жизни и началом формирования ребенка именно как «личности». В том общепринятом понимании этого слова как его представляет общество.

Хорошая книга в этот период может не только развлечь ребенка, но и заложить кирпичик в формирование той самой личности у ребенка. Современным детям, в их большинстве, сейчас с трудом дается чтение. Яркая картинка, готовые образы, примитивные сюжеты, «фастфуд» современной цифровой культуры зачастую отрывает ребенка от вдумчивого занятия, — чтения.

Поэтому, в этом возрасте, лучше читать детям вслух самим взрослым, чтобы ребенок втянулся. Это непременно даст свои плоды в формировании ребенка как эффективного и разностороннего человека. Вот некоторые книги, которые могут помочь ему в этом.

Книги для детей 10 лет: список интересных, читаемых, лучших

Обзор книг для детей 10 лет

Отечественные авторы

«Повесть о дружных» Ирина Карнаухова

Рейтинг: 5.0

«Повесть о дружных» Ирина Карнаухова

Чудесно написанная, замечательная советская детская книга. В ней описывается жизнь совсем юной учительницы и её маленькой сестренки, которой она заменяет мать. События книги разворачиваются в период последних лет Великой Отечественной Войны. Главная героиня повествования Лена, после окончания педагогического училища направлена на работу в глубокий тыл, в маленькую деревню на Урале. Рассказы о необходимости быстрой адаптации молодых городских девчонок к условиям деревни и колхоза, и о том, как они справляются с трудностями. О духе и надеждах того времени, быте и условиях, о пионерах и комсомольцах, о детях и взрослых и вообще о жизни. Написано очень задорно и оптимистично.

Прочитав это можно провести параллели и сравнения для ребенка, как было тогда и сейчас. Должно быть интересно, наглядно и познавательно.

«Скрипка неизвестного мастера» Нина Дашевская

Рейтинг: 4.9

«Скрипка неизвестного мастера» Нина Дашевская

Книга о десятилетнем мальчишке Кешке, который терпеть ненавидит музыку. Из-за неё, треклятой, он вдрызг разругался с лучшим дружбаном по прозвищу Тигр. У его друга обнаружились особые музыкальные дарования, благодаря чему его отдали в музыкальную школу и тот стал постоянно страшно занят. А Кешке пришлось остаться одному, наедине с книгами и математикой. Прежде же они были везде и всегда вместе! Неужели дружба — вот так и закончится?

На свой десятый день рождения Кешка вдруг становится обладателем скрипки, — неожиданного подарка от своего дедушки из Америки. Вместе с появлением такого внезапного наследства в жизни мальчишки происходят совершенно необычные вещи, почти как в его любимых книгах. Его ждут новые знакомства, реальные подвиги и увлекательные приключения, связанные с самой, что ни на есть настоящей тайной – историей мастера, изготовившего скрипку и братьев-музыкантов. И безусловно, — музыка, без которой ничего бы этого и не произошло.

Книга стала лауреатом Всероссийского конкурса, проводимого при выборе лучших произведений для детей в 2013 году, написана хорошим слогом, будет увлекательна и поучительна для ребенка 10 лет

Вера Чаплина «Рассказы о животных»

Рейтинг: 4.8

Вера Чаплина «Рассказы о животных»

Это много раз прошедшие переиздания сборники рассказов. Многие из этих циклов стали бестселлером, вызвали отклик в Америке и была напечатана в Великобритании, Польше, Чехословакии, Болгарии и Германии. Автор лично посвятила очень много времени уходу за животными в зоопарке и сумела красочным, понятным детям литературным языком написать рассказы про свою любимицу – львицу, необыкновенного слона Шанго, хитрого и умного лиса по прозвищу Куцый, симпатичного белого медвежонка по кличке Фомка и многих других необыкновенных животных которых ей доводилось опекать и наблюдать.

По личным рекомендациям мэтров советской детской литературы С.Маршака и Л.Кассиля Веру Чаплину приняли в Союз писателей СССР. Теперь она продолжила работу руководствуясь не только личными наблюдениями, но и рассказами других людей. У неё был несомненный дар находить необычное в обычном, улавливать черты характера в животных присущие людям и очень естественно доносить до читателя увиденное.

Практически любой рассказ Веры Чаплиной – это история любви – приручения, искренней дружбы и зачастую неизбежной разлуки, рассказанные необычайно достоверно и с максимальной точностью. Отличное чтение для детей младшего школьного возраста и даже старше.

Леонид Пантелеев «Рассказы для детей»

Рейтинг: 4.7

Леонид Пантелеев «Рассказы для детей»

Все рассказы этого советского автора, которые были написаны для детей, отражают особый дар писателя. Эти повествования не нуждаются в иллюстрациях, настолько четкие образы и картины он мог отразить в своих произведениях, что дети, только при помощи своего воображения, способны погрузиться в мир, изображённый автором. Многие поколения родителей делают выбор в пользу чтения его рассказов со своими детьми.

Его сложное детство и жизнь сиротой в интернате развили в нем дарования наблюдательности, а сердце его, вопреки всей жестокости внешнего мира к нему, осталось добрым и чутким. Язык повествования в его книгах легко доступен именно детям, и писатель прекрасно знал, как достучаться к каждому малышу через литературное творчество.

Зарубежные авторы

Джинн Бёрдселл «Пендервики»

Рейтинг: 5.0

Джинн Бёрдселл «Пендервики»

Эта история происходит на летних каникулах. История произойдет с четырьмя сестрами, двумя кроликами, Псом и мальчиком, с которым не скучно. Это история семейства Пендервиков, где из взрослых только отец, роль матери приходится исполнять 12 летней старшей сестре, младшей сестренке всего четыре, а двум другим девочкам 11 и 10 лет и ещё у них есть пес, по кличке Пес.

Книга чрезвычайно добрая, повествование выстроено по всем канонам жанров литературы, для младшего школьного возраста. Она учит детей дружбе в семье, необходимости старших проявлять заботу о младших, о том, как сплотить семью и проявлять участие и поддержку в жизни друг – друга. Здесь нет категоричной оценки людей и деления на плохих и хороших, а есть вполне удачная попытка пояснить детям, что в мире есть разные люди. Некоторые из них строят жизнь исходя из другого видения ситуаций и могут ошибаться, либо их интересы и предпочтения могут не совпадать с твоими.

Книга способна расположить ребенка на положительный лад, в конце концов, по ходу повествования, все неприятности улаживаются и недоразумения находят разрешение.

Анне-Катрине Вестли «Папа, мама, бабушка, восемь детей и грузовик»

Рейтинг: 4.9

Анне-Катрине Вестли «Папа, мама, бабушка, восемь детей и грузовик»

Сборник состоящий из двух повестей писательницы из Норвегии, где с хорошо доступным для детей светлым юмором рассказываются поучительные истории из жизни многодетной семьи состоящей из отца с матерью, восьмерых детей и бабушки. Грузовик, на котором трудится отец, по сути тоже вошел в состав семьи. Поскольку, с одной стороны требует к себе внимания и заботы, а с другой помогает справляться с житейскими неурядицами. Которых у этой семьи, в этих повествованиях, немало.

Книга может стать очень увлекательным и полезным для детей чтением, потому, что в ней без занудной нравоучительности и пресных назиданий, с хорошим юмором, даются очень нужные жизненные уроки.

Роальд Даль «Чарли и шоколадная фабрика»

Рейтинг: 4.8

Роальд Даль «Чарли и шоколадная фабрика»

Книга была дважды экранизирована, последнюю экранизацию 2005 года наверняка посмотрели многие дети. Сказочное повествование, вписанное в обыденную жизнь о маленьком мальчике Чарли Бакете, живущим в большой и дружной, но крайне бедной семье, лишённой возможности обеспечить себе даже минимальные потребности. Мальчик сильно-сильно любит шоколад, а неподалеку от их дома находится загадочная шоколадная фабрика изготовляющая просто волшебные сладости.

Однажды у Чарли появляется шанс попасть на фабрику и бороться с ещё пятерыми счастливчиками за право получить таинственный приз. В книге нашло отражение беззлобного, но крайне точного и показательного обличения пороков и зависимостей, которым подвержены современные дети. И добро, как это и всегда бывает в сказке, побеждает в конкурсе на главный приз. Чарли становится навсегда счастлив.

Динамика сюжета и изложение увлекательной истории, с описанием характеров его участников безусловно должно понравится ребенку. Ведь эта сказка одно из любимейших произведений современной детской литературы у детей младшего школьного возраста во всем мире!

Эрнест Сетон-Томпсон «Маленькие дикари»

Рейтинг: 4.7

Эрнест Сетон-Томпсон «Маленькие дикари»

Многие литературные критики относят это произведение к разряду «Золотой классики» которая не подвержена времени. В ней весьма натурально и живо описаны увлекательные приключения мальчуганов из Канады, которые взяли на себя смелость попробовать пожить как коренные обитатели Америки – индейцы. Ребята решают возвести вигвам и пожить в нем. Взрослые втягиваются в эту затею малолетних «дикарей» и вскоре уже многие проникаются духом приключений.

Познавательная, увлекательная и вполне реально описанная история, способная увлечь десятилетних любителей приключений и заставить сопереживать героям, попутно поясняя юным читателям все нюансы реального мира природы.

Эрик-Эмманюэль Шмитт «Оскар и Розовая Дама»

Рейтинг: 4.6

Эрик-Эмманюэль Шмитт «Оскар и Розовая Дама»

Книга, что называется «на вырост», лучше прочитать её как раз в 10 лет, не все будет понятно, но книга написана трогательно, задушевно и в ней в ненавязчивой и доступной для ребенка форме отражены вечные вопросы постижения смысла человеческой жизни, через описание непростых историй из жизни обыкновенных детей разных народов. Есть тут преследование евреев во время 2-й Мировой войны, и дети тяжелобольные и осиротевшие, и арабы, живущие в еврейских кварталах. Разные дети и разные характеры. – задиристые, издёрганные, беззащитные…

Повествование составлено так, что даже истории, не имеющие счастливого конца, оставляют о себе позитивное впечатление, надежду и веру в доброе, хорошее и светлое. Очень полезная для чтения книга, меняющая шаблонные представления о мире, которая может научить ребенка настоящей любви к жизни и пониманию людей.

Стивен Хокинг «Джордж и сокровища Вселенной»

Рейтинг: 4.5

СТИВЕН ХОКИНГ «ДЖОРДЖ И СОКРОВИЩА ВСЕЛЕННОЙ»

Редкий пример того как в форме увлекательного и захватывающего повествования о космических приключениях мальчика Джорджа и его соседей ученого-физика Эрика с дочерью Анни описаны доступно пониманию детей младшего школьного возраста практически все имеющиеся сейчас место научные теории.

Вся наука не только проходит сквозь повествование, но и выделяется по ключевым моментам отдельными вставками. Всего в серии четыре книги, на подходе пятая. Здесь представлено все, — от рождения звезд до коллайдера. В доступной детям форме поясняется в чем отличие физики классической и квантовой, в чем виноват кот Шрёдингера и кто он сам, возможна ли жизнь где-либо и как вообще зарождается всякая жизнь. Одним словом, практически весь спектр тем, которыми сейчас заняты ученые умы всего мира.

Замечательные рассказы, с чудесными иллюстрациями и фотографиями способные увлечь детей чтением и ненавязчиво пробудить интерес к точным наукам, новым знаниям и открытиям.

Статья составлена на основании сайтов: litres.ru, livelib.ru и материалов работы педагогов и воспитательной практики сотрудников ЧУ Детский дом «Солнышко» РК domsolnyshko.kz/o-nas/o-detskom-dome/

Оцените статью

 

Всего голосов: 0, рейтинг: 0

  • Рассказы мамин сибиряк рассказы для детей
  • Рассказы медосмотр в школе
  • Рассказы мать приехала к сыну в армию
  • Рассказы максима горького список
  • Рассказы людей побывавших на других планетах видео